Проектная работа матрешка русская игрушка. Проект на тему: Проект "Русская Матрешка". Самой маленькой фигурой

Он приходит в зимний вечер,
Зажигать на ёлке свечи.
Он заводит хоровод –
Это праздник …. (Новый год).

Правильно. Приближается самый любимый, самый красивый, самый долгожданный праздник. Независимо от возраста, все люди ждут этот праздник.

Кто ребят под Новый год
Веселить не устаёт?
Кто подарки дарит детям?
Кто ребятам всем на свете
Ёлку из лесу привёз?
Отгадайте? (Дед Мороз)

И сегодня мы узнаем про Деда Мороза: откуда появился, где живёт, как он готовится к такому большому празднику. (На доске название классного часа и изображение деда Мороза),

Нашему дедушке очень-очень много лет. Но в те далёкие времена люди не ждали от деда Мороза подарки, а дарили ему самому. Более двух тысяч лет тому назад жители Севера в зимние ночи торжественно бросали за порог своих жилищ лепёшки и мясо, чтобы задобрить Мороза, чтобы его дух не злился, не насылал лютый холод, не мешал охоте.

А у народа гунны был обычай ставить в домах ёлки в самый первый день года, поскольку у гуннов ель считалась священным деревом. Так что получается, что традиция встречать Новый год очень давняя.

Деда Мороза представляли в виде старика небольшого роста с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в тёплой белой одежде и с железной булавой в руках. Но нам привычнее видеть Деда Мороза персонажем старинных сказок – Морозко, Мороз Иванович, Мороз – Красный Нос. Это – строгий, иногда сварливый, но всегда справедливый симпатичный Дед мороз. Все знают, что хорошим людям он помогает и одаривает их, а плохих может и заморозить своим волшебным посохом. В какой сказке так и произошло?

Дед Мороз – добрый волшебник, властелин зимнего леса, создающий нам праздник. Все ребятишки и взрослые знают, что живёт Дед Мороз в лесу, дружит с лесными зверями и птицами, получает от нас почту, с удовольствием читает её и спешит исполнить желания хороших и послушных детей и их родителей.

Но прежде, чем узнать, где точно живёт Дед Мороз, я хочу сказать, что ни в одной другой стране мира нет такого имени, да и внешний вид нашего родного Деда Мороза отличается от западного Санта Клауса.

Поиграем в игру «Найди отличия!»

(изображения Деда Мороза и Санта Клауса)

Дети рассуждают, а потом учитель обобщает.

Дед Мороз

Санта Клаус

Головной убор.

Шапка, отороченная мехом.

Ночной колпак с помпончиком.

Длинная, до пояса., серебристо-белого цвета, как и волосы.

Короткая, лопатой.

Верхняя одежда.

Тёплая шуба до пят, подпоясанная.

Короткая куртка.

Цвет шубы.

Может быть красная, синяя и белая, длинная, расшитая серебром.

Только красная.

На руках.

Тёплые рукавицы, белые, расшитые серебром.

Лёгкие перчатки.

Держит посох, по легенде он посохом и морозит.

Ничего нет.

Белый пояс либо с оторочкой под цвет шубы.

Ремень с пряжкой.

Штаны не видны под длинной шубой, под цвет шубы.

Очень видны, они красного цвета.

Белые, шитые серебром, или чёрные валенки. Могут быть серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком.

Чёрные сапоги.

Видит хорошо, поэтому никаких очков.

Очки, видно слабое зрение.

Транспортное средство.

Может передвигаться пешком, может в санях, запряжённых тройкой лошадей.

Ездит в повозке, запряжённой оленями.

Ведёт здоровый образ жизни – не курит.

Курит трубку.

Помощники.

Помогает внучка – Снегурочка.

Работают эльфы.

Ещё одна очень важная примета нашего деда Мороза – мешок с подарками. Он бездонный, и Дед Мороз никого к нему не допускает, сам достаёт из него подарки. Делает это он не глядя, но всегда угадывает, кто какой подарок ждёт.

А вот теперь выясним, где живёт Дед Мороз?

Долгое время Дед Мороз не имел постоянного места жительства. А теперь он круглый год проживает в Великом Устюге. Почему именно в этом городе? Если бы мы побывали сейчас там, то у нас даже не возник бы такой вопрос. Только в вологодских краях настоящие сказочные леса, дивные озёра, чудодейственные родники. Поэтому только там может жить наш волшебный Дед.

Зимой там пышные сугробы, иней на ветках, снежинки-кристаллики блестят на солнце. Дворец Деда Мороза спрятался в лесу, в восьми километрах от города. По тропе, вдоль которой горят огни, можно добраться до украшенного гирляндами особняка. В особняке есть комната, где русский Дед Мороз встречается с Санта-Клаусом. Там стоят магические кресла. Если закрыть глаза, позвонить в хрустальный колокольчик, то ваши желания непременно сбудутся. Есть там и книга пожеланий в личном кабинете Деда Мороза. В неё все гости записывают свои просьбы, но выполняет дед только самые заветные и, конечно, добрые.

Деду Морозу можно написать. Вот его адрес:

162340 Россия
Вологодская область,
г. Великий Устюг,
Деду Морозу.

Можно зайти на почту и попросить там дать конверт с адресом Деда Мороза. Но посылать письма необходимо заранее, ведь он один, а вас так много.

Деду Морозу помогает Снегурочка. Она всегда молода, необычайно красива, немного грустна… Но, самая милая. А живёт снегурочка в Костромской области в селе Щелыково. Там стоит Голубой дом – резиденция Снегурочки. Хозяйка в белоснежном, искусно расшитом платье. Убранство в доме словно соткано из тысячи искрящихся снежинок. На столе – письма, открытки, сувениры, которые прислали внучке Деда Мороза её друзья из разных уголков России. Если ты побываешь у Снегурочки в гостях, то на память тебе подарят большую снежинку с пожеланием счастья.

Все мы с нетерпением ждём встреч со Снегурочкой и её Дедушкой Морозом, верим в то, что они могут творить чудеса и исполнять самые сокровенные желания.

Пусть ко всем нам в новогоднюю ночь приходят волшебник Мороз со своей Снегурочкой и приносят удачу на весь следующий год.

Литература:

  • журнал «Лиза» №2 – 2005 г., №51 – 2007 г.
  • журнал «Всё для женщины» №53 – 2007 г.
  • Галынская М.С. «Энциклопедия Нового года и Рождества» Москва ОЛМА-ПРЕСС, 2007 г.
  • Иллюстрации с различных сайтов Интернета.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели.

III. Основная часть:

1) беседа;

2) история новогодней красавицы;

3) история Деда Мороза;

4) презентация «Как встречают новый год в разных странах мира»;

5) беседа о резиденции Деда Мороза;

физкультминутка;

6) игра «Затерянные слова»;

7) игра «Ёлка»;

8) новогодние загадки;

IV. Подведение итогов.

Ход работы

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II. Сообщение темы и цели.

Ребята, скажите, какой приближается праздник? Правильно, Новый год. Вы любите этот праздник? Почему?

Сегодня, вы узнаете много нового и интересного о празднике Нового года и о том, как встречают Новый год не только в Беларуси, но и в других странах мира.

III. Основная часть:

Беседа

Отплакали нудные осенние дожди, устали колючие ветры, и наконец, пришла зима. Чаще всего она приходит ночью, когда и звери, и птицы, и, конечно, люди спят глубоким сном. Проснешься утром, а в комнате светлым-светло, как перед праздником. Быстрее из-под тёплого одеяла! Прилипнешь носом к оконному стеклу, а вокруг такая белизна, даже глаза устают. Впереди много интересного - санки, лыжи, коньки, снежки.

Зима приходит не одна, а приводит троих своих сыновей. А что это за сыновья такие? Правильно ребята, это зимние месяцы.

Первый сын – это… (декабрь), который зиму начинает, год заканчивает.

Второй сын – это… (январь). Он году начало, а зиме полова (середина). Январь дом студит, рано хозяев будит. Но, а третий сын – это… (февраль). Он у каждого спросит, хорошо ли обут.

Тем временем низкое серое небо, как будто из бездонного мешка, всё подсыпает снег. После трудовых будней наступают чудесные зимние праздники. А самый долгожданный из всех зимних праздников... Какой? Правильно, Новый год.

Лесом частым, полем вьюжным

Зимний праздник к нам идёт.

Так давайте скажем дружно:

Здравствуй! Здравствуй, Новый год!

Снова к нам пришёл сегодня

Праздник ёлки и зимы.

Этот праздник новогодний

С нетерпеньем ждали мы.

Поздравляю всех подружек,

Поздравляю всех друзей.

И от всей души желаю

Самых добрых светлых дней.

В древности у многих народов год начинался весной или осенью. В Древней Руси жили предки современных украинцев, русских, белорусов. Поэтому история праздника «Новый год» начинается в Древней Руси. Новый год начинался сначала в марте. Его встречали как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая.

Когда на Руси в конце 10 века приняли христианство, Новый год стали встречать по византийскому календарю - первого сентября.

История новогодней красавицы.

Отгадайте загадку.

Вся нарядная в игрушках

Вся в гирляндах и хлопушках

Не колючая нисколько

Ну конечно это… (ёлка.)

А вы знаете, почему мы на Новый год украшаем именно ёлку?

Накануне 1700 года царь Петр 1 издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю-первого января. Лет 300 назад люди верили, что, украшая новогоднюю ёлку, они делают злые силы добрее. О злых силах давно забыли, но ёлка - по-прежнему символ Нового года.

Видите, на доске эту ёлочку? Она не наряжена. Давайте за весь урок постараемся её нарядить! Согласны? (Да)

История Деда Мороза.

Вот мы узнали историю ёлочки. А что вы можете рассказать о Дедушке Морозе? Откуда он появился и сколько ему лет?

Добрым Дедом Морозом, героем новогодних праздников, он стал примерно 100- лет назад. А в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе - злом старике, хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели. В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, которые верили в его силы, дарили подарки ему, чтобы он стал добрее. И тогда, он действительно стал добрым и теперь уже, он стал приносить детям подарки. А вы знаете, что в каждой стране Деда Мороза называют по-разному? Скажите, как называют деда Мороза в Финляндии (Деда Мороз зовут Йолупукки). В США – (Санта-Клаус), а в Белоруссии и России как его зовут? Правильно, Дед, Дедушка Мороз.

4) беседа на тему: «Как встречают новый год в разных странах мира»

Каждый из вас, наверняка, с детства помнит, с каким нетерпением вы ждали этот праздник. И несмотря на то что Новый год отмечается 1 января, наиболее запоминающимися и полным впечатлений все-таки был день 31 декабря. Ведь как известно, ожидание чуда порой гораздо приятнее, чем само чудо… Предлагаю посмотреть презентацию, и узнать, как празднуют новый год в разных странах мира. (Показ презентации «Как празднуют новый год в разных странах мира».) Вот мы и узнали, празднуют новый год в разных странах мира. Скажите мне, а как вы готовитесь к Новому году? (Вот папа приносит домой красавицу-ёлку, и вы вместе начинаете ее наряжать разноцветными шарами, и мишурой. Мама с бабушкой хлопочут на кухне, нарезая салат «Оливье», а в духовке вот-вот поспеет пирог…)

беседа о резиденции Деда Мороза.

А как встречают Новый год у нас в Белоруссии? А вы знаете, где живёт наш Дед Мороз? Наш Белорусский Дед Мороз живёт в Беловежской пуще с 2003 года. А кто из вас был в Беловежской пуще? Что вы там видели? Зимой в Беловежскую пущу к Деду Морозу приезжает его внучка - Снегурочка. Она водит с детьми хороводы, играет с ними и помогает Дедушке Морозу во всём. А так же в Беловежской пуще есть скарбница, где хранятся письма и подарки, которые присылают дети Деду Морозу не только с Белоруссии, но и с многих стран Европы. Вы были в гостях у Деда Мороза? А на этот Новый год вы уже написали письмо Дедушке Морозу? Если вы ещё не написали, то ещё не поздно, до Нового года осталось ещё пару недель.

физкультминутка (песенка про новый год)

6) игра «Затерянные слова» (На доске написаны буквы: З, А, А, Д, Т, JI, Е, У, Н, А, П, Н, Р, 3, О, О, В, А, М, Е, 3, И, К, И, С, Г, К, Р, М, Р, Ч, К; слова: мороз, Снегурочка, зима, ёлка, праздник, звезда).

А сейчас немного поиграем. Эта игра называется «Затерянные слова». На доске написаны буквы, каждый на своём листочке напишет слова, которые он составил из этих букв. Напоминаю, тема нашего классного часа связана с новым годом, значит и слова составляйте «новогодние».

(за новогодние слова я раздаю им этих персонажей, которых в конце урока приклеиваем на ёлочку.)

Вот у нас тут получились слова: мороз, Снегурочка, зима, елка, праздник и звезда. Какие из этих слов можно прикрепить на ёлочку? Мороз – можно? (Нет.) А Снегурочку? (Да.)

7) игра «Ёлка»

Есть ещё игра для вас:

Я начну стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Хором, дружно отвечайте!

На дворе снежок идёт,

Скоро праздник...Новый год!

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идёт...От ёлки!

Ветви слабо шелестят,

Бусы яркие...Блестят!

И качаются игрушки-

флаги, звёздочки...Хлопушки!

Рыбок хрупкие фигурки,

Птицы, лыжницы…-Снегурки!

Белоус и краснонос

Под ветвями Дед... -Мороз!

И, верхушку украшая,

Там сияет, как всегда,

Очень яркая, большая,

пятикрылая...Звезда!

И над этим хороводом

Говор, песни, звонкий смех...

Поздравляю с...Новым годом!

С новым счастье сразу...Всех!

Молодцы!

8) новогодние загадки (за отгадку даю нарисованные новогодние шарики, которые крепим на ёлочку)

Ребята, а сейчас отгадайте новогодние загадки.

1. Они летят быстрее ветра,

И я лечу с них на три метра.

Вот мой полёт закончен.

Хлоп! Посадка мягкая в сугроб (Санки)

2. Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей (Снеговик)

3. Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз? (мороз)

4. Красавица какая-

Стоит, светло сверкая.

Как пышно убрана...

Скажите, кто она? (ёлка)

5. На деревья, на кусты

С неба падают цветы.

Белые, пушистые,

Только не душистые (снег)

6. Я от солнца плачу-

Не могу иначе (сосулька)

7. Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно (лёд)

8. Летят птицы без крыльев,

Садятся на деревья без ног (снежинки)

без рук, а скатерти стеллит (метелица)

10. В вышине она сверкает.

Нашу елку украшает.

Светит в новый Год всегда

Новогодняя …(звезда).

Молодцы ребята, вы отлично справились с этим заданием. Давайте эти шарики, которые вы получили за отгадки приклеим на нашу ёлочку.


Непосредственно образовательная деятельность

по образовательной области «Познание»

на тему «Что такое Новый год»

Программное содержание: Расширять представления детей об окружающем мире. Закреплять знания детей об обычаях и традициях празднования Нового года в нашей стране, развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества. Развивать диалогическую речь, обогащать активный словарь, учить использовать в речи образные слова и выражения, развивать воображение, фантазию, самостоятельность. Учить создавать радостное настроение и дарить радость другим. Закреплять навыки работы с бумагой, клеем, воспитывать аккуратность и эстетический вкус.

Материал: микрофон, мультимедийное оборудование, компьютерная презентация «Где живет Дед Мороз?», видеозапись интервью детей «Что такое Новый год?», изоматериалы.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

часть

1.1.Приветствие

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

1.2. Интервьюирование детей «Что такое Новый год?»

Воспитатель:

Не за горами Новый год

Любимый всеми праздник

Его прихода каждый ждет

Тихоня и проказник

И пожилой и молодой

С ним повстречаться рады

Войдет зимой он к нам с тобой

Пройдя пургу, преграды

Ребята, что ж такое Новый год?

У нас в гостях были гости с телевидения и взяли интервью у детей. Давайте послушаем. (Просмотр видеозаписи интервью 3 – 4 детей).

А как вы думаете, что такое Новый год? (ответы детей).

Воспитатель обобщает ответы: - Новый год это: праздник, смех, веселье, хороводы, подарки и т.д.

Предлагает ребенку рассказать стихотворение «Что такое Новый год?»

Что такое Новый год?

Это дружный хоровод

Это шутки, смех и пляски

Это песни, игры, сказки

Это Дедушка Мороз

Нам морозит щеки, нос!

Это лыжи и коньки,

Это горки и снежки

Это смех ребят веселый

Это пляски возле елки.

Это праздник веселых затей

Праздник счастья для детей.

2.1.Физкультминутка

В наших тепленьких сапожках

Мы потопаем немножко.

Руки тоже мы согреем и

Похлопаем скорее.

Рукавицы мы надели,

Не боимся мы метели.

Мы с морозом подружились,

Как снежинки закружились.

2.2. «Где живет Дед Мороз?»

Рассказ воспитателя о том, где живет наш Дед мороз с показом презентации.

Российский Дед мороз живет в старинном русском городе, который называется Великий Устюг. (С помощью слайдов показать красоту русской зимней природы, старинный город Великий Устюг, хоромы деда Мороза, познакомить с обычаями русского народа в праздновании Нового года, обратить внимание на костюмы Деда Мороза и Снегурочки, на то, что разъезжает Дед Мороз на санях, запряженных лошадьми, на угощенье, стихи, песни, где прославляется Дед Мороз, на заклички).

Во время просмотра слайдов дети читают стихи, поют песню, произносят заклички, прославляют Деда мороза по выбору).

3.Творческая мастерская «В гостях у Снегурочки».

3.1.Беседа с детьми «Как люди в Новый год поздравляют друг друга?»

(Дарят подарки, отправляют поздравительные открытки, посылки, письма, звонят по телефону и т.д.). «Для чего люди дарят друг другу подарки?»

3.2.Изготовление праздничных новогодних открыток для родителей или коллаж для детей младшей группы (игрушек для новогодней елки детского сада).