Программа изо 4 5 лет. Умение рисовать по представлению. по художественно - эстетическому развитию детей

Елена Ковтун
Конспект занятия по изобразительному искусству для детей 4–5 лет.

Конспект занятия по изобразительному искусству для детей 4-5 лет .

Тема занятия : «Солнышко для мамы» (рисунки спрятанные в ладошке) .

Цели :

1. Вызвать интерес к образу.

2. Учить детей рисовать рисунки из ладошки руки, добавляя глазки, ротик, лучики.

3. Развивать у детей самостоятельность , умение рисовать красками.

4. Воспитывать бережное отношение ко всему. Что нас окружает.

Оборудование : Коллаж- Солнышко, гуашь, лист бумаги формат А-4, простой карандаш, кисточка.

Ход занятия:

Дети берутся за руки, под музыку : «Солнечный круг» , становятся на ковре в кружок и прикладывают ладошку к ладошке соседа. - Что вы чувствуете от ладошки соседа, правильно тепло. Как солнышко передает тепло своими лучиками так и вы свое тепло передаете друг другу, но только своими руками. Солнышко это источник жизни для всего живого на нашей голубой планете. И поэтому тепло поможет нам сотворить чудо.

А теперь сядьте тихонечко на свои места и попробуйте разгадать загадку :

Загадки для детей про солнышко !

1. Без меня, не будет света,

Без меня, не будет лета,

По утрам, стучусь в оконца :

Просыпайтесь, встало.

Колокольчик синенький прозвенел букашке :

Ты скажи мне, милая, что там за ромашка

Выросла над облаком жёлтая такая,

Яркая, лучистая, очень уж большая?

Это, кроха, не цветок, - та в ответ смеется,

Это крупное светило под названьем.

(солнце)

1. Рассмотрение иллюстраций о солнышке (цвет) .

Подумайте, как лучше расположить ладошку на листе бумаги, чтобы из неё получилось солнышко (Наша рука похожая на солнышко, если развести в стороны пальчики) .

2. Объяснение задания :

Разведите пальчики на руке как можно сильнее.

Приложите ладошку к листу бумаги.

Обведите ладошку простым карандашом.

Дорисуйте недостающие лучики, обведя свою ладошку, еще раз. Ребята, каким цветом будем разукрашивать наше солнышко, подумайте?

3. Процесс выполнения задания.

Самостоятельная работа детей . Индивидуальная помощь педагога.

4. Совместно с детьми анализируем нашу работу. Вот и готов подарок маме.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы»

УТВЕРЖДАЮ

Директор лицея

Л.А. Андреева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Очумелые ручки» для детей 5-6 лет

на 2015 – 2016 учебный год

Составитель:

Ямолкина С.Л.,

учитель изобразительного искусства

первой квалификационной категории;

Йошкар-Ола

Пояснительная записка.

Рисунок- это зеркало чувств,

зрелости и развития личности

человека.

К. Шейлби

О чём думает ребёнок, когда рисует? Ребёнок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает о вещах. Его ещё незрелой нервно-мышечной координации недостаточно для объяснения манеры рисования и тех форм и характеристик, которые он придает предметам. В своих рисунках ребёнок выделяет из действительности только то, что кажется достойным внимания.

Занимаясь с ребёнком рисованием, следует соблюдать следующие основные правила:

    Ребёнок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативу и необходимое для этого физическое и психическое пространство.

    У ребёнка не должно быть недостатка в принадлежностях и материалах.

    Сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятия ребёнка рисованием.

    Работы, отобранные самим ребёнком, нужно поместить на видном месте в квартире и попросить ребёнка объяснить их.

    Нужно предлагать рисовать всё, о чём ребёнок любит говорить, и беседовать с ним обо всём, что он любит рисовать.

Данная программа рассчитана для детей 5-6 лет и носит художественно-эстетическую направленность, по форме проведения занятия являются групповыми и индивидуально-ориентированные.Занятия направлены на развитие у ребёнка эстетического воспитания, а также на формирование образного мышления и творческих способностей, способствует развитию воображения, фантазии, чтобы ребёнок смог открыть свой внутренний мир через цвет, форму, линию.Программа должна помочь ребёнку познать как можно больше элементов прекрасного, гармоничность красок, лаконичность композиций.

Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и родителей на программы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста для развития эстетического вкуса и ручной умелости. Богатая событиями жизнь широким потоком врывается в сознание детей. В меру своих сил и понимания дети живо откликаются на неё, стремятся выразить свои чувства и мысли в рисунке. Поэтому важно с самых первых лет жизни ребёнка учить видеть красивое в окружающем, богатство цветов и форм, разнообразие их сочетаний, замечать характерные признаки предметов и явлений, определять их сходство и различие; формировать у детей изобразительные умения и желание рисовать, лепить, вырезать, конструировать; развивать творческую способность, учить воспринимать произведения искусства
Цель: создание условий для развития неравнодушного, активно преобразующего отношения к миру ребёнка на основе нравственности, эстетического и эмоционального начала; формирования образного мышления и творческих способностей. Формирование нравственной и творческой личности, через познания мировой художественной культуры.

Обучающие задачи:

    Познакомить с различными материалами для творчества.

    Формировать умения и навыки владения при работе с различными художественными материалами.

    Способствовать переходу от репродуктивного мышления к творческому.

Воспитательные задачи:

    Воспитывать эстетическое отношение к общественным событиям и природе.

    Формировать положительную мотивацию учения (интерес к освоению курса)

    Способствовать развитию умения работать в парах, в группе и т.п.

    Воспитывать самостоятельность, нравственные качества, культуру речи и поведения, трудолюбие
    Развивающие задачи:

    Развивать воображение, фантазию, чтобы ребёнок мог открыть свой внутренний мир через цвет, форму, линию.

    Развивать желание "изобразительно" откликнуться на увиденное, и услышанное.

    Развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность к самоутверждению через труд.

    Выявлять и развивать индивидуальные способности обучающихся

Особенности программы :
Структурной особенностью программы является чередование различных видов деятельности: рисование, лепка, моделирование и конструирование. Логическим завершение каждого занятий являются выставки рисунков, поделок и итоговое занятие.
Ожидаемые результаты:
Главным ожидаемым результатом обучения должно стать развитие у детей интереса к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству. При этом у воспитанников формируются следующие основные умения, знания и навыки:

    наличие потребности видеть прекрасное в окружающем мире и сопереживать увиденному;

    понимание языка эмоций (сопереживание, сочувствие), отражённых в произведениях искусства и реальных отношениях;

    проявление разнообразных чувств при восприятии произведений искусства

    приобретение навыков художественного восприятия различных видов искусств, развитие фантазии и воображения, проявляющихся в конкретных формах самостоятельной деятельности;

    умение находить новые нестандартные решения творческих задач, творческое саморазвитие ребёнка;

    освоение выразительных возможностей художественных материалов, умение пользоваться ими

    знание и применение работы с различными инструментами и материалами;

    знание и выполнение правил техники безопасности при работе;

    умение подбирать цветовую гамму, составлять композицию;

    освоение навыков работы с пластилином, бумагой, природным материалом;

    развитие аккуратности, терпения;

    развить мелкую моторику пальцев, пространственное мышление.

Материалы для каждого ребёнка:

    Стаканчики для воды

    Кисточка толстая (№8-9),кисточка тонкая (№2-4).

    Палитра.

    Альбом или папка с бумагой размером А4.

    Набор цветной бумаги.

    Набор цветного картона.

    Ножницы.

    Клеящий карандаш.

    Цветные карандаши 18 цветов.

    Набор цветных фломастеров.

    Пластилин 10 цветов, стека, доска для лепки.

    Простой карандаш, ластик.

    Гуашь 12 цветов.

    Салфетка или тряпочка.

Тема занятия

Вид ддддддддддддддддддддддддеееед деятельности

Материалы

Кол-во часов

Радуга-дуга

Учить передавать впечатления об окружающем мире, работать с цветовым спектром, правильно называть цвета и их последовательность

Альбом, гуашь, кисти

В гостях у ёжика

Учить работать с цветной бумагой и передавать объём через обрывную технику

аппликация

Цветная бумага, клей. Ножницы, чёрный фломастер

Лиса- лисонька

Учить работать с пластилином, составлять сюжетную композицию

Осенние листочки

Учить работать с природным материалом, красками в технике монотипия

Листья, гуашь, кисти, альбом

Цветные ладошки

« Воспоминание о лете»

Учить работать с цветной бумагой, работать в коллективе

коллективное панно, аппликация, рисунок

Лист А3, цветная бумага, фломастеры, клей, ножницы

Натюрморт

Учить работать мазками

Альбом, гуашь, кисти

Собака со щенком

Учить составлять сюжетную композицию из 2 и более героев, работать новым способом лепки- из цилиндра

Пластилин, зелёный картон, коробочка для композиции

Моя любимая игрушка

Учить изображать части тела игрушки- медведя, передавать форму и цвет

Наш город

Учить детей вырезать машины и дома из согнутой бумаги, создавать композицию

аппликация

Учить применять скульптурный способ лепки- работать с целым куском с помощью оттягивания

В гостях у кляксы

(кляксография)

Учить создавать образы из абстрактного пятня, развивать фантазию и воображение

Альбом, гуашь, кисти. фломастеры

Зайчик-зайчишка

Учить работать с геометрической фигурой-кругом и создавать из него композицию

аппликация

Цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры

Подводный мир

Учить создавать объёмную композицию из пластилина-барельеф

Пластилин, синий картон, коробочка для композиции

Чёрно-белоё

Учить передавать образы только двумя цветами: чёрным и белым

Чёрная и белая бумагу, чёрная и белая гуашь, кисти

Кошка Мурка

Учить работать с бумагой в технике оригами, создавать сюжетную композицию

Аппликация, оригами

Цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры

Новогодний пейзаж (работа с песком)

Учить работать с новым материалом- песком, создавать композицию

Рисунок из песка

Ёлочка-красавица(открытка панорамная)

Учить технике панорамного изображения, декоративно оформлять работу

аппликация

Цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры, декоративные элементы

Дед Мороз в гости к нам пришёл

Аппликация, оригами

Цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры, вата

Сказочный лес-полон чудес

Учить рисовать деревья, цветы с фантазийными столами и листьями, развивать фантазию и воображение

Альбом, гуашь, кисти. фломастеры

Русские матрёшки

Познакомить с матрёшкой-национальной игрушкой.Учить вырезать элементы для украшения, правильно подбирать цветовые сочетания

аппликация

Цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры, шаблон матрёшки

Кудрявый барашек

Учить работать с тонкими элементами, закручивать их

Пластилин, картон

Портрет для папы

Учить составлять композицию, правильно располагать части лица на бумаге

рисование

Альбом, гуашь, кисти. фломастеры

Корзиночка с угощением

Повторить разные способы работы с пластилином

Пластилин, картон

Это мамочка моя!

(открытка)

Учить работать в технике оригами

аппликация

Цветная бумага, клей. ножницы

Мы дружные ребята

Учить контурному вырезанию, работать в коллективе

Рисунок, аппликация

Цветная бумага, клей. Ножницы, гуашь, кисти. губки

В гостях у Жар-птицы

Использовать различные приёмы лепки из пластилина

Пластилин, картон

Цветные карандашики.

Учить приёмам работы с цветными карандашами, виды штрихов и линий.

Альбом, цветные карандаши

Фантастические звери

Учить создавать образы из геометрических фигур

аппликация

Цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры

Маша и медведь

Учить работе с природным материалом-листьями

Аппликация, рисунок

Листья, картон, клей, ножницы

Ветка рябины

(примакивание)

Учить новому способу рисования- примакивание

Альбом, гуашь, кисти, ватные палочки

Нашей победе посвящается!

Учить создавать объёмную и тематическую открытку

Аппликация, оригами

Цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры

Весёлая полянка

(набрызг, раздельный мазок)

Учить новому способу рисования- набрызг и раздельный мазок

Альбом, гуашь, кисти,

Мы маленькие дети большой планеты

Обобщить полученные знания по искусству

Коллективное панно

Лист А2. Цветная бумага, клей, ножницы, гуашь, кисти.

Список литературы:

    Галанов А.С, Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусствук.-М.:ТЦ «Сфера», 2000.- 80 с.

    Рябкова И.А., Дюрлюкова О.А. Художественно-творческая деятельность.Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет.-Изд.2-е.-Волгоград: Учитель, 2015.-95с.

    Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду.Учебно-методическое пособие.-М.:Издательский дом «Цветной мир», 2013.-208с.

    Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство:1-й кл.:учебник для нач. шк.-М.:АСТ:Астрель, 2008.-139 с.

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Дарья Николаевна Колдина
Рисование с детьми 4–5 лет. Конспекты занятий

От автора

Изобразительная деятельность (рисование, лепка и аппликация) является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, связанным с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучение изобразительной деятельности в дошкольном возрасте предполагает решение двух основных задач:

Пробудить у детей положительную эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, к родной природе, к событиям жизни;

Сформировать у детей изобразительные навыки и умения.

В процессе изобразительной деятельности у дошкольников совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Желательно также познакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования, которые тоже могут стать средствами выразительности. Поэтому в данной книге мы приводим конспекты увлекательных занятий по рисованию гуашевыми и акварельными красками, цветными карандашами и восковыми мелками традиционными и нетрадиционными способами.

Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели.

Занятия по рисованию с детьми 4–5 лет проводятся 1 раз в неделю; продолжительность занятия 15–20 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).

Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что-то не подходит, внесите изменения. Подготовьте нужный материал и оборудование. Важна и предварительная работа до занятия (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин). Желательно проводить занятие по рисованию после того, как дети уже лепили и выполнили аппликацию на эту тему.

Занятия по рисованию строятся по следующему примерному плану:

Создание интереса и эмоционального настроя (сюрпризные моменты, стихи, загадки, песни, потешки, знакомство с произведениями изобразительного искусства, напоминание о виденном ранее, сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры-драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижная игра);

Процесс работы начинается с рассматривания и ощупывания изображаемого предмета, советов воспитателя и предложений детей по выполнению работы, в некоторых случаях показа приемов изображения на отдельном листе. Далее дети приступают к созданию работ. Воспитатель может показать детям удачно начатый рисунок, направить действия ребят, нуждающихся в поддержке и помощи. При доработке рисунка дополнительными элементами нужно обращать внимание детей на выразительные средства (правильно подобранные нужные цвета и интересные детали);

Рассматривание полученной работы (детским рисункам дается только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы и работы других ребят, подмечать новые и интересные решения, видеть сходство с натурой.

Дети 4–5 лет осознанно подходят к процессу рисования и стремятся достичь желаемого результата. В их рисунках обычно изображены единичные предметы. Дети рисуют предмет по частям – сначала самые крупные части, затем более мелкие и некоторые характерные детали. Ребята постепенно начинают соединять в одном рисунке несколько предметов, создавая сюжетную композицию; учатся подбирать соответствующие цвета. У них вырабатывается прочный навык правильного владения карандашом и кистью.

Для занятий по рисованию вам понадобится: бумага для рисования и бумага для акварели, гуашевые краски, акварельные краски, простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, мягкие и жесткие кисточки, ватные палочки, стаканы с водой, широкие мисочки для разведения гуаши, палитры, клеенки-подкладки, тряпочки.

Перечислим некоторые свойства изобразительных материалов.

Гуашь дает прочный непрозрачный слой, по мере высыхания можно накладывать один слой на другой. Гуашевые краски слегка разводят водой, чтобы набрать краску на ворс кисти. Для получения нового цвета нужно смешивать основные цвета, а для получения более светлых тонов в краски добавляют белила. Гуашью можно рисовать на белой и цветной бумаге.

Акварель - нежные, легкие, прозрачные краски. Акварельные краски, так же как и гуашевые, можно смешивать для получения нового цвета. Более светлый тон получается путем разбавления краски водой. Для рисования акварелью детям следует давать специальную, шероховатую бумагу для акварели.

Цветные карандаши имеют толстые стержни, в состав которых входят жировые частицы. Их жирные, блестящие следы прочно соединяются с любой бумагой. При рисовании надо равномерно нажимать на карандаш, класть штрихи в одном направлении, без просветов и темных пятен. Не используйте цветные карандаши для закрашивания больших поверхностей. Желательно рисовать ими на половине альбомного листа.

Фломастеры заправлены специальными чернилами. Они дают яркий, сочный цвет. Детям легче рисовать фломастерами, чем карандашами, потому что фломастеры легко оставляют след на бумаге, но при рисовании фломастерами нельзя получать оттенки цвета. Желательно рисовать фломастерами на бумаге для рисования.

Восковые мелки имеют насыщенные, яркие цвета, ими можно намного быстрее, чем цветными карандашами, закрасить поверхность. Изменяя нажим, можно получать разные тона одного и того же цвета. Восковые мелки подходят для рисования по бумаге, картону, стеклу и металлу.

Предполагаемые навыки и умения ребенка к пяти годам:

Проявляет интерес к рисованию разными материалами и способами;

Умеет изображать простые предметы.

Имеет представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении их частей;

Умеет создавать несложную сюжетную композицию из повторяющихся и разных предметов;

Создает сюжетную композицию из предметов, добавляя к ним разнообразные объекты (солнце, дождь, снег);

Располагает сюжет на всем листе бумаги;

Умеет смешивать краски основных цветов для получения оранжевого, фиолетового, зеленого, коричневого цветов и умеет правильно подбирать цвета для изображения предметов;

Умеет получать оттенки цветов (розовый, голубой, светло-зеленый), смешивая гуашь с белилами;

В рисовании использует разнообразные цвета;

Получает наиболее яркие или светлые оттенки путем регулирования нажима на карандаш;

Правильно держит кисть, карандаш, фломастер, цветной жирный мелок;

Набирает краску только на ворс кисти; чтобы набрать краску другого цвета, хорошо промывает кисть в банке с водой, удаляет излишки воды с помощью тряпочки или о край банки;

Умеет проводить широкие линии всей кистью, а кончиком кисти ставить точки и проводить тонкие линии;

Неотрывно закрашивает в пределах контура цветными карандашами, штрихи накладывает в одном направлении;

Закрашивает рисунок краской, проводя линии в одном направлении; ритмично наносит мазки, не выходя за пределы контура;

Правильно передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит по величине;

Знаком с нетрадиционными техниками рисования (пальчиками, ладошкой, тычком жесткой полусухой кисточки, рисование восковыми мелками и акварелью), умеет делать отпечатки листьев, создавать изображение на мокром листе, делать отпечаток скомканной бумагой;

Содержит свое рабочее место в порядке;

Создает композицию по мотивам дымковских узоров;

Создает композицию по мотивам филимоновских узоров;

Знаком с городецкими изделиями, элементами и цветовыми сочетаниями городецкой росписи.

Годовое тематическое планирование занятий по рисованию



Конспекты занятий

Тема недели «Части тела и лица»
Занятие 1. Есть такие мальчики
(Рисование простым карандашом)

Программное содержание. Учить детей простым карандашом рисовать веселое и грустное лицо. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Учить выражать и описывать свои чувства.

Материал. Альбомные листы, простые карандаши (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям отрывки из стихотворения А. Барто «Есть такие мальчики»:


Мы на мальчика глядим -
Он какой-то нелюдим!
Хмурится он, куксится,
Будто выпил уксуса.
Думали мы, думали,
Думали – придумали:
Будем мы, как Вовочка,
Хмурыми, угрюмыми.
Вышли мы на улицу -
Тоже стали хмуриться.
Он взглянул на наши лица,
Собирался рассердиться,
Вдруг как расхохочется.
Он не хочет, а хохочет
Звонче колокольчика.

Спросите у детей:

– Каким был мальчик в начале стихотворения? (Хмурым, сердитым, грустным.)

– Каким он стал в конце стихотворения? (Веселым, добрым, смеющимся.)

Предложите детям изобразить сначала грустного мальчика, а затем веселого. Для этого нужно на левой половине листа нарисовать круг – лицо, брови в виде опущенных книзу дуг и рот, с опущенными вниз уголками губ. На правой стороне листа нужно изобразить круг – лицо, прямые брови и улыбающийся рот с поднятыми вверх уголками губ.

В конце занятия спросите детей, когда им бывает грустно, а когда весело.

Тема недели «Овощи»
Занятие 2. Огурец и помидор

Программное содержание. Учить детей рисовать круглые и овальные предметы с натуры и закрашивать цветными карандашами, не выходя за контур и накладывая штрихи в одном направлении. Учить рисовать предметы крупно, располагая их на всем листе. Развивать сенсорные ощущения. Учить различать и называть овощи.

Материал. Муляжи овощей (огурцы и помидоры), мешочек. Половинки альбомных листов, цветные карандаши.

Ход занятия

Вместе с детьми назовите, рассмотрите и ощупайте овощи (муляжи), а затем опустите их в мешок. Далее дети поочереди будут отыскивать овощ в мешке, называть его и только потом вынимать.

Предложите ребятам еще раз внимательно рассмотреть огурец и помидор. Определите их форму (овал и круг) и цвет (зеленый и красный). Далее дети изображают эти овощи на листе бумаги и закрашивают цветными карандашами. Напомните детям, что штрихи нужно класть в одном направлении, без просветов, стараться не выходить за контур предмета; также важно следить за тем, чтобы овощи были крупными и располагались на всем листе.

В конце занятия спросите у ребят, какие еще овощи можно нарисовать.

Тема недели «фрукты»
Занятие 3. Яблоко и груша
(Рисование кистью. Гуашь)

Программное содержание. Учить детей рисовать круглые и овальные предметы с натуры простым карандашом и закрашивать гуашью с помощью кисточки; рисовать предметы крупно, располагая их на всем листе; убирать излишки воды на кисточке тряпочкой. Закрепить умение различать фрукты и овощи.

Материал. Муляжи овощей и фруктов (или предметные картинки). Половинки альбомных листов, простые карандаши, гуашь, кисти, стаканы с водой, тряпочки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Предложите поиграть в магазин. Детям по-очереди нужно подходить к столу, где разложены фрукты и овощи и «покупать» то, что просит взрослый: «Маша, купи красный овощ». Маше нужно посмотреть на стол, назвать красный овощ (помидор или морковь и т. д) и взять его. Затем взрослый просит: «Дима, купи желтый фрукт». Диме надо назвать, что он выбрал, (банан или грушу и т. д.) и взять этот фрукт.

Затем предложите детям нарисовать яблоко и грушу простым карандашом, а затем закрасить гуашью. Опустив кисточку в воду, необходимо промакнуть ее тряпочкой, чтобы убрать лишнюю воду. А лишнюю краску с кисточки нужно убирать о край баночки с гуашью. Также важно следить за тем, чтобы фрукты были крупными и располагались на всем листе.

В конце занятия спросите, какие еще фрукты можно нарисовать.

Тема недели «Ягоды»
Занятие 4. Ветка вишни
(Рисование цветными карандашами)

Программное содержание. Учить детей рисовать и закрашивать цветными карандашами ветку с ягодами; располагать рисунок на всем листе. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

Материал. Половинки альбомных листов, цветные карандаши (на каждого ребенка).

Ход занятия

Начните занятие с чтения стихотворения Г. Бойко «Вишенка»:


Раннею весною
В нынешнем году
Я сама сажала
Вишенку мою.
А теперь взгляните:
Обогнав меня,
Выросла за лето
Вишенка моя.

Спросите у детей:

– В какое время года девочка посадила деревце? (Ранней весной.)

– Каким сначала было деревце вишенки? (Маленькое.)

– Быстро ли выросла вишня? (Да – выросла за лето.)

Предложите нарисовать ягоды, которые созрели на этом деревце. Покажите на отдельном листе бумаги, как сначала нарисовать две веточки, соединенные наверху и расходящиеся книзу в разные стороны, на конце каждой веточки нарисовать круги – ягодки. Сбоку на веточке нарисуйте овальный лист точек. Дети рисуют вишню по этому образцу и закрашивают цветными карандашами.

Тема недели «В лесу»
Занятие 5. Гриб
(Рисование кистью. Гуашь)

Программное содержание. Учить детей рисовать с натуры предметы, состоящие из овала и полуовала; создавать простую сюжетную композицию. Закреплять умение убирать излишки воды на кисточке тряпочкой. Продолжать учить имитировать движения в соответствии с текстом стихотворения.

Материал. Муляж гриба. Половинки альбомных листов, простые карандаши, гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Предложите детям отправиться на прогулку в лес. Встаньте друг за другом и тихо «идите по лесу». Спросите у детей: «Что мы можем увидеть в осеннем лесу(Деревья, кусты, ягоды, грибы.)

Предложите проговорить стихотворение и изобразить, как вы собираете грибы. Нужно неторопливо идти по лесу, нагибаться и класть грибы в воображаемую корзину:


Дети шли-шли-шли,
Белый гриб нашли.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Положили в кузовок.

Спросите у детей, что такое кузовок. (Корзина.)

Предложите каждому ребенку нарисовать одним гриб. Рассмотрите с детьми муляж гриба и определите, что у него есть ножка и шляпка.

Сначала дети рисуют простым карандашом овальную ножку, сверху полуовальную шляпку и закрашивают гуашью. Напомните ребятам, что, опустив кисточку в воду, необходимо промакнуть ее тряпочкой, чтобы убрать лишнюю воду; лишнюю краску с кисточки нужно убирать о край баночки с гуашью.

Подскажите детям, что можно дополнить рисунок: нарисовать солнышко, травку, в которой растет гриб.

Тема недели «Городские птицы»
Занятие 6. Дымковские птицы
(Рисование кистью. Гуашь. Коллективная работа)

Программное содержание. Воспитывать интерес к искусству дымковских мастеров. Учить детей выделять и рисовать кончиком кисти элементы дымковской росписи (кольца, точки, палочки, волнистые линии). Продолжать учить убирать излишки воды на кисточке тряпочкой. Развивать творчество, фантазию.

Материал. Глиняные дымковские игрушки и иллюстрации с их изображениями (барышни, лошади, гуси, куры, петухи, утки); образцы элементов дымковской росписи. Вырезанные из бумаги силуэты глиняных птиц-игрушек, лист цветной бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Расскажите детям, что в подмосковном селе Дымково люди придумали делать из глины веселые игрушки и разрисовывать их яркими красками.

Покажите ребятам образцы нарядных дымковских барышень, лихих лошадей, уточек, кур и петухов. Расскажите, как эти игрушки лепили из глины, а затем расписывали поделки малиновыми, желтыми, оранжевыми, синими, коричневыми красками.

Спросите у детей, какие узоры рисовали мастера на глиняных игрушках (кольца, точки, пересекающиеся линии, волнистые линии).

Раздайте детям расписанные образцы и вырезанные из бумаги силуэты гусей, кур и петухов. Покажите, как рисовать тонкие линии кончиком кисти.

Предложите детям стать дымковскими мастерами и сделать птиц нарядными, украшая их кольцами, точками и линиями.

В конце занятия создайте композицию птичьего двора на листе цветной бумаги.

Тема недели «Перелетные и оседлые птицы»
Занятие 7. Сова
(Рисование цветными карандашами)

Программное содержание. Учить детей рисовать птицу, используя овал и круг. Познакомить с отличительными особенностями совы. Развивать воображение.

Материал. Предметная картинка с изображением совы; половинки альбомных листов, простые и цветные карандаши (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям потешку:


В лесу темно,
Все спят давно.
Одна сова не спит,
На суку сидит,
Во все стороны глядит,
Да как полетит!

Рассмотрите с детьми картинку с изображением совы. Расскажите, что сова – большая птица с огромными глазами. Ночью она охотится на мышей, а днем спит.

Предложите ребятам нарисовать сову. Для этого простым карандашом нужно нарисовать круг (голову), снизу подрисовать овал, зауженный книзу. На голове нарисовать большие глаза, клюв, уши. Внизу овала – лапы и ветку, на которой сидит сова. Когда сова будет готова, нужно закрасить ее оранжевым, желтым или коричневым карандашом.

Тема недели «Осень»
Занятие 8. Осенние листья
(Отпечатки листьев. Гуашь)

Программное содержание. Учить детей делать отпечатки листьями. Учить смешивать красную и желтую гуашь для получения оранжевого цвета. Учить различать и называть деревья, узнавать листья.

Материал. Альбомный лист, опавшие листья с разных деревьев (клена, березы, рябины, тополя, дуба), гуашь, широкую кисть, баночку с водой, лист бумаги или клеенку (подложить под раскрашиваемые листья).

Ход занятия

Заранее попросите детей принести к этому занятию несколько опавших листьев. Прочитайте ребятам стихотворение И. Ивенсена:


Падают, падают листья,
В нашем лесу листопад.
Красные, желтые листья
По ветру вьются, летят.

На занятии вместе с детьми рассмотрите осенние листья и определите, с какого дерева каждый лист.

Затем каждый ребенок берет один листик, кладет его гладкой стороной на клеенку и закрашивает изнаночную сторону листика гуашью такого же цвета. Для получения отпечатка листочка оранжевого цвета научите детей смешивать красную и желтую краски. Пока гуашь не засохла, листочек прикладывают окрашенной стороной к чистому листу бумаги и плотно прижимают, чтобы он отпечатался целиком. Листик нельзя двигать.

Таким образом ребенок может сделать несколько отпечатков разных листьев. В конце занятия спросите у детей, сколько листьев каждый из них изобразил.

Тема недели «Посуда»
Занятие 9. Чашка
(Рисование ватными палочками. Гуашь)

Программное содержание. Учить детей крупно рисовать предмет посуды с натуры простым карандашом, располагая его на всем листе. Учить самостоятельно подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный карандашом контур ватной палочкой с гуашью; украшать изделие точками, нарисованными ватной палочкой. Упражнять в образовании множественного числа имен существительных.

Материал. Чашка, тарелка, кастрюля (можно взять игрушечную посуду), мяч. Альбомные листы, простые карандаши, ватные палочки, гуашь, баночки с водой (на каждого ребенка).

Ход занятия

Покажите детям кастрюлю, тарелку и чашку и спросите, как можно эти предметы назвать одним словом. (Посуда.)

Предложите ребятам поиграть. Дети встают в круг, вы кидаете мяч одному ребенку и называете один предмет посуды, ребенок кидает мяч обратно и называет много этих предметов. (Чашка – чашки.) Затем вы кидаете мяч другому ребенку и т. д.

Предложите детям еще раз рассмотреть чашку. Покажите, как изобразить на листе бумаги простым карандашом чашку в виде прямоугольника, слегка сужающегося книзу и ручку чашки. Затем каждый ребенок берет ватную палочку за один конец, а другой конец смачивает в воде и набирает на него гуашь желаемого цвета. Обводит карандашный контур точками. На чашке можно поставить отпечатки в виде точек кончиков ватной палочки. Можно использовать разные краски, но тщательно промывать кончик ватной палочки.

Тема недели «Продукты питания»
Занятие 10. Конфеты (Рисование цветными карандашами)

Программное содержание. Продолжать учить детей рисовать предметы круглой и овальной формы. Развивать творчество, фантазию. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

Материал. Половины альбомных листов, простые и цветные карандаши (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте ребятам отрывок из стихотворения С. Михалкова «Сладкоежки»:


Нет в детстве большей радости,
Увидев эти сладости,
Поближе к ним подсесть
И все, что видишь, съесть.
Накинуться – и съесть!

Спросите у детей, какие сладости они хотели бы съесть. (Конфеты, пирожные, мороженное и т. д.)

Предложите ребятам нарисовать сладкие, вкусные конфеты круглой и овальной формы; украсить их фантики так, чтобы сразу захотелось съесть эти конфеты.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

План-конспект занятия ИЗО на тему: «Полосатый кот»

Рауш Екатерина Леонидовна. Педагог дополнительного образования

МБУ ДО ДЮЦ «Радуга», г. Нижний Тагил

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники (с использованием гречневой и пшённой крупы) на тему: «Полосатый кот» (я использую именно полосатого кота, так как название студии «Полосатый кот», так же этот кот является логотипом моей художественной студии, вы можете использовать любого другого животного для этого занятия) занятие рассчитано для детей 5-6 лет.

Программное содержание:

Цель: научиться делать котика из круп и привить любовь к искусству работы с крупами с использованием различных элементов.

Образовательные задачи : учить детей нетрадиционным способам изобразительного искусства (рисование крупами); учить ориентироваться на плоскости.

Развивающие задачи : развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, исследование свойств различных материалов, тактильные ощущения, развивать чувство уверенности, выдержку;

Воспитательные задачи : воспитывать бережное отношение к животным и природе.

Словарная работа : пополнять лексический запас, учить слушать, понимать.

Методы и приемы : игровой –проведение пальчиковой игры, словесный – беседа, вопросы к детям, демонстрация;

Оборудование (рис. №1):

Бумага белая А4

Бумага красная А4

Клей ПВА

Ножницы

Черный фломастер

Кисть (для клея)

Крупа гречневая

Крупа пшённая

Лак для волос (для закрепления)

Начать занятие можно с проведения 2 загадок про кошку (кота).

Выгнул спинку он дугой,
Замяукал. Кто такой?
Потянулся сладко -
Вот и вся загадка.

Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И, как днем, она все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.
(Кошка)

Затем продолжить пальчиковой гимнастикой, предложив детям выполнить соответствующие тексту движения:

У кота четыре лапки.

поднимаем и опускаем 4 пальца на обеих руках

Когти могут поцарапать.

пальцы двигаются как коготки

Не лицо у них, а морда.

соединить пальцы двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальцы, опуская их вниз

Хвост, усы, а носик мокрый.

волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа

И, конечно, ушки

растираем ладонями уши

Только на макушке.

массажируем две точки на темени

Ребята, прежде чем приступить к заданию, вы должны угадать, что у нас в в 2-х баночках на столе? Дети на ощупь должны угадать, что за крупа (гречка и пшено)

А что это за семена?

Гречка и пшено

А где растут?

На полях.

А ЧТО ДЕЛАЮТ ИЗ ГРЕЧКИ И ПШЕНА?

Вкусные каши.

А мы с вами сделаем котика из круп.

Как выполняется техника изготовления котика из круп, давайте с вами посмотрим! Дети наблюдают за педагогом и повторяют поэтапно вместе с ним.

Этапы работы:

Шаг 1. Берем рисунок (заготовка) котика (Рис.2)

Шаг 2. Заготавливаем необходимые крупы (гречка и пшено). У каждого ребенка должна стоять баночка с гречкой и пшеном.(Рис.1)

Шаг 3. Начинаем поэтапно заполнять контур клеем ПВА довольно

густо, чтобы крупа хорошо наклеилась

Шаг 4. Заполняем крупой жёлтого цвета все, что у котика белым цветом (Рис. 3)

Шаг 5 . Заполняем крупой черного цвета (гречка) все, что у нашего котика черное (глазки,рот, носик, ушки, полоски)(Рис.4)

Шаг 6. После высыхания клея лишнюю крупу аккуратно смахнуть

Шаг 7. Берем вырезанный ротик и приклеиваем его котику(Рис.7)

Шаг 8. Когда все слои просохли, побрызгать лаком для волос для закрепления

А теперь ребята,

Посмотрите как много у нас котиков, какие они получились красивые и разные. Что можно делать с нашими котиками?

Вставить в рамку и украсить дома комнаты, подарить другу на день рождения, на новый год.

А сейчас они подружатся и будут играть вместе. Давайте тоже поиграем. Мы сейчас превратимся в котиков и скажем:

МЯУ,МЯУ, МЯУ!!!

Все сегодня молодцы!

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия авторских конспектов занятий по развитию сенсомоторных навыков у детей 5-6 лет с отклонениями в развитии

План-конспект открытого занятия по гребле на байдарках и каноэ

План-конспект открытого занятия по гребле на байдарках и каноэ для группы начальной подготовки 3 года обучения...

В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий по рисованию с детьми 4–5 лет Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию умений и навыков в рисовании.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям.

Дарья Николаевна Колдина
Рисование с детьми 4–5 лет. Конспекты занятий

От автора

Изобразительная деятельность (рисование, лепка и аппликация) является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, связанным с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучение изобразительной деятельности в дошкольном возрасте предполагает решение двух основных задач:

Пробудить у детей положительную эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, к родной природе, к событиям жизни;

Сформировать у детей изобразительные навыки и умения.

В процессе изобразительной деятельности у дошкольников совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Желательно также познакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования, которые тоже могут стать средствами выразительности. Поэтому в данной книге мы приводим конспекты увлекательных занятий по рисованию гуашевыми и акварельными красками, цветными карандашами и восковыми мелками традиционными и нетрадиционными способами.

Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели.

Занятия по рисованию с детьми 4–5 лет проводятся 1 раз в неделю; продолжительность занятия 15–20 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).

Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что-то не подходит, внесите изменения. Подготовьте нужный материал и оборудование. Важна и предварительная работа до занятия (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин). Желательно проводить занятие по рисованию после того, как дети уже лепили и выполнили аппликацию на эту тему.

Занятия по рисованию строятся по следующему примерному плану:

Создание интереса и эмоционального настроя (сюрпризные моменты, стихи, загадки, песни, потешки, знакомство с произведениями изобразительного искусства, напоминание о виденном ранее, сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры-драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижная игра);

Процесс работы начинается с рассматривания и ощупывания изображаемого предмета, советов воспитателя и предложений детей по выполнению работы, в некоторых случаях показа приемов изображения на отдельном листе. Далее дети приступают к созданию работ. Воспитатель может показать детям удачно начатый рисунок, направить действия ребят, нуждающихся в поддержке и помощи. При доработке рисунка дополнительными элементами нужно обращать внимание детей на выразительные средства (правильно подобранные нужные цвета и интересные детали);

Рассматривание полученной работы (детским рисункам дается только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы и работы других ребят, подмечать новые и интересные решения, видеть сходство с натурой.

Дети 4–5 лет осознанно подходят к процессу рисования и стремятся достичь желаемого результата. В их рисунках обычно изображены единичные предметы. Дети рисуют предмет по частям – сначала самые крупные части, затем более мелкие и некоторые характерные детали. Ребята постепенно начинают соединять в одном рисунке несколько предметов, создавая сюжетную композицию; учатся подбирать соответствующие цвета. У них вырабатывается прочный навык правильного владения карандашом и кистью.

Для занятий по рисованию вам понадобится: бумага для рисования и бумага для акварели, гуашевые краски, акварельные краски, простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, мягкие и жесткие кисточки, ватные палочки, стаканы с водой, широкие мисочки для разведения гуаши, палитры, клеенки-подкладки, тряпочки.

Перечислим некоторые свойства изобразительных материалов.

Гуашь дает прочный непрозрачный слой, по мере высыхания можно накладывать один слой на другой. Гуашевые краски слегка разводят водой, чтобы набрать краску на ворс кисти. Для получения нового цвета нужно смешивать основные цвета, а для получения более светлых тонов в краски добавляют белила. Гуашью можно рисовать на белой и цветной бумаге.

Акварель - нежные, легкие, прозрачные краски. Акварельные краски, так же как и гуашевые, можно смешивать для получения нового цвета. Более светлый тон получается путем разбавления краски водой. Для рисования акварелью детям следует давать специальную, шероховатую бумагу для акварели.

Цветные карандаши имеют толстые стержни, в состав которых входят жировые частицы. Их жирные, блестящие следы прочно соединяются с любой бумагой. При рисовании надо равномерно нажимать на карандаш, класть штрихи в одном направлении, без просветов и темных пятен. Не используйте цветные карандаши для закрашивания больших поверхностей. Желательно рисовать ими на половине альбомного листа.

Фломастеры заправлены специальными чернилами. Они дают яркий, сочный цвет. Детям легче рисовать фломастерами, чем карандашами, потому что фломастеры легко оставляют след на бумаге, но при рисовании фломастерами нельзя получать оттенки цвета. Желательно рисовать фломастерами на бумаге для рисования.

Восковые мелки имеют насыщенные, яркие цвета, ими можно намного быстрее, чем цветными карандашами, закрасить поверхность. Изменяя нажим, можно получать разные тона одного и того же цвета. Восковые мелки подходят для рисования по бумаге, картону, стеклу и металлу.

Предполагаемые навыки и умения ребенка к пяти годам:

Проявляет интерес к рисованию разными материалами и способами;

Умеет изображать простые предметы.

Имеет представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении их частей;

Умеет создавать несложную сюжетную композицию из повторяющихся и разных предметов;

Создает сюжетную композицию из предметов, добавляя к ним разнообразные объекты (солнце, дождь, снег);

Располагает сюжет на всем листе бумаги;