Внеклассное занятие по теме:
«Пословицы-народная мудрость».
Учитель: Ярмушкина Н.Г.
Цель : познакомить с новыми пословицами, поговорками;
учить задумываться над их смыслом;
учить кратко и последовательно выражать свои мысли с помощью пословиц и поговорок;
воспитание ответственного отношения к любому делу.
Ход занятия:
Учитель: Сегодня мы поговорим о пословицах и поговорках, подумаем вместе о содержании некоторых из них.
А что такое пословица? Что о них вы знаете?
(ответы детей)
Учитель : Пословицы-это меткие выражения, в которых кратко, но точно высмеиваются недостатки людей. В них отразились все стороны жизни. Они заставляют задуматься, в них выражается отношение к какому-либо событию.
1 зад.
Объясните, какая пословица самая древняя? Почему вы так решили?
А) Человек без друзей, что дерево без корней;
Б)Любишь тепло-терпи дым;
В) Человек без Родины, что соловей без песни;
2 зад.
-Петя-петушок принёс какие-то слова.(выставляю). Всё понятно? Новерно, их нужно поставить на свои места
Делу кончил гуляй время
Час потехе дело смело
А тут, по-моему, вообще не хватает слов. Составьте пословицы и объясните их смысл.
А) Труд-……..,лень…….
(Труд лечит, лень портит)
Б) Языком………, торопись ……..
(Языком не спеши, торопись делом)
4 задание;
-Какие пословицы подходят к данным ситуациям:((показ инсценировок)
А) Дома у Саши не работает компьютер. Брат повозился и ничего не смог исправить. Пришёл мастер и быстро устранил неполадку. (Дело мастера боится)
Б) Девочка хотела получать «4» и «5», а сама лишний раз книжку не откроет, домашние задания делает кое-как. Вот ей подруга и говорит:…..(Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)
В)Несколько дней Петя не выполнял домашние задания и получал «2». Все ребята от него отвернулись. А Сергея все учителя хвалили, так как он всегда был готов отвечать на уроке.(По труду и честь)
5 задание:
Придумайте и обыграйте в группах ситуацию, к которой подойдёт пословица:
«Поспешишь-людей насмешишь»
6 задание:
Доскажите конец пословиц. Как вы их понимаете?
Кто много читает-…..
Не плюй в колодец-…
С кем поведёшься- …..
Лучше хорошо поступить-…..
Где труд-……..
7 задание:
А какие пословицы знаете вы, ребята? В какой ситуации вы бы её применили?
Рефлексия:
Что запомнилось? Зачем нужно знать пословицы? Используете ли вы при разговоре с кем-либо пословицы и поговорки? В каких случаях? (ответы детей)
Учитель:
Знание пословиц и поговорок обогащает ум, речь человека, развивает память. Зная пословицы, можно применить их в своей речи для того, чтобы кратко,ёмко и точно выразить свою мысль, своё отношение к происходящему.
Я бы очень хотела, чтобы вы не забывали о нашем разговоре, и думали, прежде чем что-то сказать или сделать. Ведь не зря говорят: «Семь раз отмерь –один раз отрежь» или так «Слово- не воробей, вылетит- не поймаешь»
КОНСПЕКТ УРОКА
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема. ЗАГАДКИ.
ПОСЛОВИЦЫ И
ПОГОВОРКИ.
учитель 2-Ж класса
МБОУ «Школа-лицей» №3
г. Симферополя
Осадчая Н. В.
Тема. ЗАГАДКИ. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.
Цель:
-вызвать интерес к пословицам и поговоркам, как яркой образной форме народного творчества.
Задачи:
-познакомить с русскими народными пословицами и поговорками; отрабатывать навыки чтения;
- развивать умение анализировать народные пословицы и поговоркам, обогащать словарный запас, речь учащихся, логическое мышление, умение группировать слова и явления;
-воспитывать умение высказывать своё мнение.
Планируемые результаты:
Предметные:
относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами, дают полные ответы на вопросы учителя, по содержанию прочитанного; запоминают пословицы и поговорки.
Личностные:
оценивают поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
учатся составлять план урока и работать по нему, высказывать свои мнения при работе с пословицами и поговорками
Познавательные:
осознанно и произвольно высказываются; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; классифицируют пословицы и поговорки по определённым критериям.
Коммуникативные:
выразительно читают и пересказывают пословицы и поговорки.
Оборудование:
плакаты с пословицами, учебник «Маленькая дверь в большой мир», карточки (текст для речевой разминки, кроссворды), рисунки детей.
Ход урока:
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
.
Прозвенел уже звонок-
Начинается урок!
В путешествие пойдём,
В необычную страну мы попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Страну нашу отгадай!
А поможет нам отгадать страну предложение, которое написано на доске.
Прочитайте его.
Ум без книги, как птица без крыльев.
-Как называется такое предложение? (Пословица.)
Речевая разминка .
Летит птица –
Не крылата, не перната,
Кто её убьёт,
Тот человеческую кровь прольёт.
Прочитайте текст хором медленно. (Дети читают).
Какие слова непонятны?
Прочитайте с вопросительной интонацией (ещё сердито, весело, скороговоркой).
Прочитайте текст по памяти. (Текст закрыть)
Определите жанр текста (Это загадка.)
Кто знает отгадку? (Это комар.)
Как вы догадались?
В какую страну мы совершим путешествие? (В страну загадок, пословиц и поговорок.)
III.
Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Что такое пословицы и поговорки? (Ответы учеников.)
Пословицы и поговорки
- это краткие изречения. В пословицах и поговорках заключена мудрость народа. Пословицы поучают, советуют, наставляют, предупреждают. Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.
- Как вы объясните, что такое загадка?(Ответы детей).
Загадка – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.
Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?
Сегодня мы будем работать с загадками, пословицами, поговорками, различать их, распределять по группам.
IV . Работа по теме урока.
К какому разделу литературного чтения мы отнесём загадки, пословицы и поговорки?
Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно потешает, поет, развлекает, веселит, учит.
Может быть вы мне поможете, подскажете, какие жанры произведений относятся к устному народному творчеству?
Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.
Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?
Все эти произведения называются фольклором.
Что такое “фольклор”? (Спросить у детей) Обратимся к словарю (Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает “народная мудрость”, “народное знание”).
Как вы понимаете эти три ключевых слова:
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.
Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.
Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать. (СЛАЙД)
Иван Фёдорович Буслаев-известный языковед, фольклорист, историк русской словесности. Кто же такой фольклорист? Обратимся к словарю. Фольклорист – человек, изучающий народное творчество.
Существует целая наука о фольклоре, которая включает собирание, изучение произведений устного народного творчества- это фольклористика.
А вы хотите побыть фольклористами на уроке? Тогда в путь. Отправляемся в путешествие в мир загадок, пословиц и поговорок.
Наша первая остановка «Остров загадок».
Работа по группам.
(Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает кроссворд. Нужно решить его и определить тему загадок; найти лишнее слово. Разгадывать и вписывать слова – только по горизонтали. Ключевое слово появится по вертикали).
Кроссворд для первой группы.
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.(Заяц.)
Четыре ходунка, два бодунка и один хлестунок. (Корова.)
Чёрный, проворный,
Кричит «крак»,
Червякам враг. (Грач.)
Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки грызёт. (Белка.)
Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь.)
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Коза.)
Рыжая птичница пришла в курятник порядки наводить. (Лиса.)
(Ключевое слово: загадки. Тема: «Дикие и домашние животные». Лишнее: грач. )
Кроссворд для второй группы.
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд).
Кругом вода, а с питьём беда. (Море.)
Белая морковка зимой растёт. (Сосулька.)
Я вода, да по воде же и плаваю. (Лёд.)
Что в решете не унесёшь? (Вода.)
По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт –
Тут и пропадёт. (Волна.)
Он без рук и без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой. (Родник.)
Красная девушка по небу ходит. (Солнце.)
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)
(Ключевое слово: пословица. Тема: «Вода». Лишнее: солнце. )
Кроссворд для третьей группы.
Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива.)
Во лугах сестрички –
Золотой глазок,
Белые реснички. (Ромашки.)
Разломился тесный домик
На две половинки,
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
Бусинки зелёные,
Сладкие, ядрёные.(Горох.)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
Синий мундир, белая подкладка,
В середине – сладко. (Слива.)
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох.)
Заревел медведь на все горы, на все моря. (Гром. )
Жёлтая курица в огороде дуется. (Тыква.)
Красненька матрёшка, беленько сердечко. (Малина.)
(Ключевое слово: поговорка. Тема: «Растения». Лишнее: гром. )
Кроссворд для четвёртой группы.
На шесте дворец,
Во дворце певец. (Скворец.)
В болоте плачет, а из болота не идёт. (Кулик.)
Шапочка серенькая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький,
А ходит босиком. (Ворона.)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её… (Сорока.)
Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит. (Грач.)
Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По полям кочует, коноплю ворует. (Воробей.)
Клюв огромный, как крючок,
Но об этом всё - молчок.
Я встречаю здесь зарю.
В небе голубом парю,
И летаю выше гор,
Узнаёте? Я -…(Орел)
Не рак, не рыба,
Не зверь, не птица,
Кто его убьёт,
Тот свою кров прольёт. (Комар.)
Будто крохотный звонок. (Жаворонок.)
(Ключевое слово: скороговорка. Тема: «Птицы». Лишнее: комар. )
Кроссворд для пятой группы.
Между двух светил я в середине один. (Нос.)
Не часы, а тикает. (Сердце.)
Белые овечки глядят из-под печки. (Зубы.)
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)
Горшочек умён,
Семь дырочек в нём. (Голова.)
Тебе дано, а люди пользуются. (Имя.)
У двух матерей
По пяти сыновей,
Одно имя всем. (Пальцы.)
Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся. (Муха.)
(Ключевое слово: небылица. Тема: «Человек». Лишнее: муха. )
(После самостоятельной работы все ученики каждой группы читают загадки и называют отгадки. Если какие-то загадки останутся неразгаданными, тогда они предлагаются всему классу.)
V . Физкультминутка.
Наша вторая остановка «Танцевальная».
Солнечные зайчики
Солнечные зайчики играют на стене.
Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей!
Вот, вот, вот – левей, левей!
Убежал на потолок
И забился в уголок.
VI . Продолжение работы по теме урока.
Наша третья остановка «Город пословиц ».
Назовите ключевые слова, которые получились в выделенных клетках ваших кроссвордов. (Загадки, пословица, поговорка, скороговорка, небылица.)
В какую группу можно объединить эти слова? (Это малые жанры устного народного творчества.)
Над чем мы сейчас будем работать? (Над пословицами и поговорками.)
Как вы понимаете слово пословица? (Это меткое короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев.)
Прочитайте первые две пословицы на с. 26 учебника.
(Учитель объясняет детям почему так говорят.)
Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь на смех», «Землю красит солнце, а человека – труд». Часто эти части рифмуются. «Без пословицы – речь не молвится», - говорили на Руси. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.
Поговорка – это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым, обиходным. Например, стучать зубами – замерзать, заморить червячка – перекусить, за двумя зайцами погнался – делаешь два дела сразу.
VII . Закрепление изученного.
Работа в парах.
На листах пословицы по темам.
Пословицы и поговорки о дружбе
Дружба - великая сила.
Друга на деньги не купишь.
Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
Пословицы и поговорки о труде
Терпенье и труд все перетрут.
Кто не работает, тот не ест.
Маленькое дело лучше большого безделья.
От труда здоровеют, а от лени болеют.
Пословицы об учении
Корень ученья горек, да плод его сладок.
Ученье свет, а не ученье тьма.
Повторенье - мать ученья.
Пословицы и поговорки о Родине
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Своя земля и в горсти мила.
Жить - Родине служить.
(Дети читают и объясняют, в каких ситуациях их можно употребить).
Какие бывают половицы? Пословицы и поговорки отражают различные стороны жизни народа.
- Четвёртая остановка «Любознайкино».
В. Даль посвятил сбору пословиц и поговорок всю свою жизнь? Главным делом его жизни был «Словарь живого великорусского языка» - огромное собрание русских слов, пословиц, сказок и народных игр. Как вы думаете зачем он собирал пословицы и поговорки?
- Следующая остановка «Пословица мы тебя знаем».
Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда.
Сделал дело … гуляй смело.
В гостях хорошо, ……а дома лучше.
За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.
Назови пословицу по предметам
Друзья мои! Я вижу, что пословицы и поговорки вы знаете. А можете ли вы назвать пословицу по предмету? Будьте внимательны!
ЛОЖКА (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой)
КНИГА (С книгой жить – век не тужить.)
ИГОЛКА (Куда иголка, туда и нитка)
ШИЛО (Шила в мешке не утаишь)
ЯБЛОКО (Яблоко от яблони недалеко падает)
КАМЕНЬ (Под лежачий камень вода не течёт)
ПЕРО (Что написано пером – не вырубишь топором)
Собери пословицу (в парах).
Ум хорошо, а два лучше.
Труд человека кормит а товарища выручай.
Не спеши языком лень портит.
Сам пропадай от того и наберёшься.
Глаза боятся торопись делом.
С кем поведёшься а руки делают.
Сверьте работу с эталоном
– У чего есть ответ на все случаи жизни, когда у тебя горе, когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит… (дети хором отвечают) – ПОСЛОВИЦА.
Вывод: Пословица, краткое мудрое изречение имеющие поучительный смысл. Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.
Узнай пословицу по рисунку (работаем в группах):
(Яблоко от яблони недалеко падает)
(Любишь кататься – люби и саночки возить)
(Семеро одного не ждут)
- Мы подъехали к остановке «Поэтической».
Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы. (Легли, расслабились).
Ну, кто из вас не согласится,
Что без труда мечта мертва;
Что дело мастера боится,
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто медом мажет,
А то тот, кто правду прямо скажет.
Что долог день до вечера,
Коли делать нечего,
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит.
И, конечно, без труда
Не вытащишь и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень и плут
До добра не доведут.
– Какие пословицы услышали? (Ответы детей.)
VIII . Рефлексия:
Дерево славится плодами, а человек делами. Вспомните как вы собирались работать на уроке, вспомните какой цвет вы выбирали, а как вы можете оценить себя сейчас? Выберите плод своего труда.
Прикрепите ваши плоды. Я тоже дарю вам плод. Мне очень понравилось работать с вами. Вручить папку с пословицами.
IX . Подведение итогов урока.
Вот подходит к концу наш урок.
Остановка конечная «Город мудрецов».
Тихо все на месте сядем и закроем глазки.
Вспомним, всё, чему учились без моей подсказки.
Что такое пословицы и поговорки?
О чём бывают пословицы и поговорки?
Чему учат нас эти мудрые изречения?
Хочется завершить наш урок такой поговоркой: «Сделал дело – гуляй смело!».
XI . Домашнее задание.
02.02.2012 32825 2135Урок 10 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Цели : дать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса.
Методические приемы : выразительное чтение, аналитическая беседа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Изучение новой темы.
1. Слово учителя .
Нашу работу по фольклору продолжат малые формы – пословицы и поговорки. Назовите пословицы, которые вы знаете, объясните их смысл.
Ответы учащихся.
Какие меткие народные изречения! И в каждой – совет, поучение, мораль. А к кому относятся эти советы, поучения? (Ко всем.)
2. Работа по учебнику .
– Чтение материала на с. 42: В. И. Даль о пословице.
Словарная работа . Высказанное ОБИНЯКОМ – намеками, иносказательно .
3. Беседа по вопросам .
– Что такое пословица?
– Что значит на все случаи жизни? (О труде – «б ез труда…», о проведении времени – «д елу время…», питать на кого-то надежду – «н а Бога надейся…», об отказе от друга и наговоре на него – «н е плюй в колодец…», «н е рой яму другому…», о хвастовстве – «н е хвали себя…», об отношении к животным – «н е гони коня кнутом…».)
Поговорка – часть суждения. (Можно ли заблудиться в небольшом знакомом лесу? («В трех соснах заблудился».) Как говорят о человеке, который явился неожиданно («Как с Луны свалился», «Явился как снег на голову»). Поговорки похожи на метафоры.)
– Кто создавал пословицы? (Народ на протяжении многих лет.)
4. Пушкин о пословицах и поговорка х.
5. Чтение послови ц, объяснение их значений (с. 43 в учебнике).
Задание: определить, по каким темам объединены пословицы в I, II, III, IV разделах.
6. Пересказ статьи Аникин а «Мудрость народов» (2 учащихся в форме диалога).
IV. Закрепление темы.
1. Объяснит ь прямой и переносный смысл пословицы.
Вариант I Вариант II
1. Объяснить, как построена пословица.
а) Одна пчелка не много меду натаскает.
Пословица представляет собой
простое предложение с
инверсией
(сказуемое в конце предложения), благодаря чему изменяется ритм высказывания,
интонацией выделяются главные слова «одна» и «не много».
б) С кем соль-хлеб водишь, на того и походишь.
Пословица построена в форме сложного предложения с рифмованными частями (водишь – походишь).
в) До слова крепись, а давши слово, держись.
В этой пословице указание к действию. Человек должен быть верен своему слову, как бы трудно ему ни приходилось. Пословица двухчастная, построена с помощью рифмовки слова (крепись – держись).
г) Лес рубят – щепки летят.
Предложение сложное, вторая часть – следствие из первой.
2. Сочинение-миниатюра по одной из пословиц («Безделье – мать пороков» (французская).
И это так. Бездельничал, не решил задачу, а двойку получать не хочется. И, забыв о чувстве собственного достоинства, начинаешь у кого-то клянчить списать решение. Сегодня списал, завтра, и незнание накапливается. И ты уже и хотел бы решить, да не можешь. Начинаешь лгать, изворачиваться (хитрить), выдумывать всякие причины. Вот теперь и посчитай, сколько пороков леность породила!
V. Подведение итогов урока.
– Что такое пословица? поговорка?
Заключительное слово учител я.
Пословицы и поговорки не для того созданы, чтобы их только читать. Они учат нас как поступать, они советуют, помогают переступить через свое нежелание; они делятся с нами жизненным опытом их создателей, чтобы мы не повторяли их ошибок и не делали еще и своих.
Домашнее задание: учебник, подготовить ответ на вопрос 4, с. 49; сочинение-миниатюра; учебник, с. 42–43 (пересказ статьи).
Скачать материал
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Урок 4 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
01.02.2012 51332 2394Урок 4 Пословицы и поговорки
Цели: закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках; учить раскрывать прямой и переносный смысл пословиц; дать элементы конспектирования.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
– Народная поэзия привлекала многих русских писателей и композиторов: А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, М. Пришвина, С. Есенина, А. Твардовского, М. Глинку, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Г. Свиридова. Что же всех их, по-вашему, интересовало в русском фольклоре, русской народной обрядовой поэзии?
II. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
Мы продолжаем наше знакомство с русским народным творчеством.
«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» – писал А. С. Пушкин. Эти слова великого мастера слова мы берем эпиграфом к нашему уроку. Наш разговор – о пословицах и поговорках. В чем их отличие и что между ними общего? Давайте попытаемся дать определения этим понятиям.
Пословица – краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.
Поговорка – меткое, яркое народное выражение, часть суждения, без выводов, без заключения.
Запись в тетрадях учащихся.
2. Чтение статьи учебника с элементами конспектирования.
Общее в пословицах и поговорках:
– в них мудро и точно отразилась жизнь народа;
– создавались многими поколениями людей;
– появились еще в то время, когда не было письменности;
– они, как правило, безымянны;
– в течение столетий совершенствовались;
– темы бесчисленны и безграничны.
Отличие сам народ видит в том, что поговорка – украшение речи (цветок) , а пословица – суждение полное, завершенное, зрелое (ягодка) .
В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку.
3. Беседа по прочитанной статье учебника.
– О чем говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них?
– Почему пословицы легко запоминаются? (В них есть ритм и рифма.)
4. Чтение пословиц, их комментирование.
Задание: озаглавить каждую группу пословиц.
Слова для справок: с. 16, вопрос 2.
Раскрытие прямого и переносного смысла пословиц и поговорок.
Каждая пословица имеет прямой и переносный смысл. Попытайтесь раскрыть прямой, а затем переносный смысл следующих пословиц:
џ Лес рубят – щепки летят.
џ Не зная броду, не суйся в воду.
џ Цыплят по осени считают.
џ От яблони – яблоки, а от сосны – шишки.
В чем смысл следующих поговорок:
џ «на попятный двор» (отказаться от дела, от слов).
џ «заткнуть за пояс» (победить кого-либо).
џ «рвет и мечет» (злится, бесится).
џ «при царе Горохе» (очень давно).
џ «медведь на ухо наступил» (отсутствие музыкального слуха).
5. Объяснение учителя с элементами беседы.
Часть пословиц и поговорок пришла к нам из сказок («Битый небитого везет», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), а некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «У сильного всегда бессильный виноват», «А воз и ныне там», «Слона-то я и не приметил».
– Вспомните, из каких басен эти пословицы?
На
титульный лист своего
труда «Пословицы русского
народа»
В. И. Даль вынес народное изречение: «Пословица несудима».
– Как вы думаете, в чем его смысл?
– Почему именно это изречение выбрал Даль?
III. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: придумать небольшой рассказ по одной из пословиц.
Скачать материал
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Елена Семенова
Конспект НОД по пословицам и поговоркам
Конспект НОД по пословицам и поговоркам .
Цели : 1. Познакомить детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками ; показать, что пословицы может сочинять любой человек; дать представление о русских фольклористах.
2. Развивать у детей память, мышление; развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.
3. Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.
Оборудование : игрушка (Незнайка, ПК, листы бумаги, карандаши.
Ход занятия.
Восп. Народной мудрости нас учат пословицы и поговорки . У народа на всякие случаи есть меткое слово-пословица . Пословицы и поговорки учат смелости , верности, дружбе, трудолюбию. В них нередко говорится о животных, а подразумеваются люди. К нам на занятие пришёл Незнайка и говорит, что ему стыдно, но он не знает ни одной пословицы и поговорки .
А вы, ребята знаете? (ответы детей) . Давайте посмотрим на наш волшебный экран и узнаем некоторые пословицы .
Слайд №2. Здесь изображена курица, высиживающая цыплят. Как можно объяснить : «Яйца курицу не учат» ? (ответы детей) Так говорят, когда считают молодого менее опытным, следовательно, он не может ничему научить старшего. Только взрослый человек может научить чему- либо ребёнка. Ваша мама и папа, воспитатель в детском саду, потом учитель будут передавать свои знания и умения вам, пока вы не вырастите.
Следующий слайд№3. Происхождение пословицы «Цыплят по осени считают» ведет от сравнения : вырастить цыплят после того , как они вылупились летом из яиц, трудно. Многие из них дохнут маленькими и не доживают до осени, и поэтому только осенью можно сказать, сколько цыплят удалось вырастить. Пословица означает : достижения и успехи нужно считать не в начале дела, и не ходу его, а уже по конечному результату. К этой пословице подходит ещё одна - «Сделал дело, гуляй смело.»
Слайд№4. Чтобы получать удовольствие от жизни, надо постоянно трудиться. Давайте покажем как мы всю неделю трудимся.
Физкультминутка.
В понедельник
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник - рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.)
Слайд№5. Эта пословица призывает нас готовиться ко всему заранее. Появилась она в те далёкие времена, когда машин не было и люди ездили на лошадях, запряжённых летом в телегу, а зимой в сани. Хороший хозяин знал, что позаботиться о санях нужно ещё летом, тогда и первый снег с морозами не страшен! А зимними вечерами стоит подумать уже и о лете, например, починить телегу для перевозки урожая.
Она призывает заботиться о том, что понадобится тебе в будущем. Например, летом ты можешь привести в порядок свои лыжи, а зимой - починить велосипед.
Слайд№6. Пословица говорит нам о том , что нужно приложить усилия для достижения цели. Старайтесь, что бы выполнить работу. На мой взгляд, это очень мудрая пословица . Она подходит ко всем ситуациям, профессиям в жизни человека. Ты хочешь стать врачом, учителем, или ещё кем-то, чтобы добиться чего- то нужно много трудиться! Сначала стараться на занятиях в садике, потом в школе, институте и тогда только ты станешь успешным в жизни человеком!
Слайд№7. Смысл этой пословицы состоит в том , что нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьешься успеха.
Слайд№8. Дети, как правило, очень похожи на своих родителей. Говорится с сожалением, когда хотят подчеркнуть, что дети имеют те же недостатки, что и их родители.
Слайд№9. Предложить детям объяснить смысл русской поговорки – «Что с воза упало, то пропало» . После того , как дети выскажут свои мнения, педагог поясняет, что воз – это то, что везёт лошадка. Иногда лошадка перевозила воз сена, или мешки с мукой, или дрова. Впереди на возу сидел дед и управлял лошадкой. Дед смотрел вперед и не видел, что делается сзади. Если что-то с воза упадет, то оно так и останется лежать на дороге – пропадет.
Хорошо это или плохо?
Плохо, так как можно все растерять, что везешь.
Восп. Вот мы с вами обсудили все пословицы . А теперь нарисуйте ту картинку по пословице , которая больше всего понравилась.
Дети рисуют (самостоятельный выбор) .
А наш Незнайка пока вы рисовали придумал пословицу , вот послушайте :
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос
Лишь торчат на грядке
Зелёные пятки.
Что это? Пословица ? (нет) Правильно, загадка.
Чем отличается пословица от загадки ?
Восп. Верно, загадки надо отгадывать, пословицы и поговорки надо понимать и знать, когда их говорить. Вспомните, какие загадки вы знаете? Загадайте своим друзьям. (дети загадывают друг другу) . Ну что, Незнайка прощается с вами, пойдёт пословицы сочинять . Придёт к нам в следующий раз. До свидания!