Проблемное обучение на уроках литературы как путь формирования человека культуры. Плюсы и минусы. Литература и изобразительное искусство

В каждом человеке заложено стремление к познанию. Оно просыпается, как только мы сталкиваемся с ситуацией, для решения или объяснения которой у нас не хватает информации. Особенно ярко это видно на примере дошкольников, которые засыпают родителей множеством вопросов, исследуют окружающий мир. Затем дети поступают в школу, где знания даются в готовом виде, и творческая активность вытесняется скучной зубрежкой. Изменить эту ситуацию можно, если на уроках учитель регулярно использует метод проблемных вопросов.

Что такое проблемное обучение?

В 1895 г. в Чикаго американский психолог Дж. Дьюи открыл необычную экспериментальную школу. В ней обучение строилось с учетом интересов учеников на основе ориентировочной программы, которая могла видоизменяться. Учитель, наблюдая за детьми, подбрасывал им интересные которые школьники должны были самостоятельно. Дьюи считал, что только таким образом, через преодоление трудностей, развивается мышление.

На этой основе в 20-30 гг. XX века были разработаны методики проблемного обучения, которые применялись на практике как за рубежом, так и в СССР ("комплексы-проекты"). Их суть заключалась в моделировании исследовательского, творческого процесса, в результате которого учащиеся самостоятельно "открывали" знания.

Однако стало понятно, что у метода есть недостатки. Если педагог следует за интересами школьников, это приводит к фрагментарности их знаний, отсутствию системности в преподавании. К тому же нельзя применить на этапе закрепления изученного, при формировании устойчивых навыков. Большинство экспериментальных школ в итоге закрылись.

Сегодня в детских садах, школах, техникумах и институтах снова активно вводятся технологии проблемного обучения. Это связано с запросом общества, которому требуются творческие, инициативные личности, способные к самостоятельному мышлению. Но другие методы при этом не отметаются.

Так, Мельникова Е. Л. настаивает, что проблемные вопросы - это способ изучения новой информации. Отрабатывать же практические умения уместнее через привычные всем упражнения. Выбор тем для изучения также не отдается на откуп ученикам. Учителя работают по заранее утвержденным программам, которые обеспечивают последовательное изложение материала.

Проблемный вопрос: определение

Дети чаще взрослых сталкиваются с непознанными явлениями вокруг себя. Это - отправная точка для обучения. Рубинштейн говорил, что о начале мыслительной деятельности можно говорить тогда, когда у человека возникают вопросы. Их можно поделить на информационные и проблемные.

Первые требуют воспроизведения или практического применения уже изученного материала ("Сколько будет 2+2?"). Проблемные вопросы - это тип суждения, предполагающий наличие неизвестной информации или способа действия, открыть которые можно через мыслительное усилие ("Если правильно решить пример 8+2*3, то получится 30 или 14?"). На него не дается готового ответа.

Разграничим понятия

Проблемный вопрос - это ведущий элемент технологии проблемного обучения. Школьники сталкиваются с трудностью, которую не могут преодолеть, так как у них не хватает знаний и опыта. Проблема формулируется в виде вопроса, на который ищется ответ.

Педагог, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, прибегает к специальным методам. Наиболее распространенным из них является создание проблемной ситуации. Учитель дает задание, при выполнении которого школьники осознают возникшее противоречие между своей потребностью найти верное решение и имеющимися знаниями. Так, второклассникам предлагается "пылесос". После высказывания различных мнений ставится проблемный вопрос ("Может ли в словах быть несколько корней?").

Исследуемое противоречие может быть сформулировано и в виде проблемной задачи. Она состоит из условия, в котором указываются известные параметры, а также вопроса. Например: "Бобры всю жизнь точат твердые стволы деревьев зубами. Почему их зубы не стираются, не тупятся и сохраняют свой первоначальный размер?" Таким образом, проблемный вопрос может выступать самостоятельной единицей, а может входить в состав задачи. В последнем случае поле поиска ответа заранее ограничено.

Характерные признаки

На уроках педагог постоянно опрашивает учащихся. Однако не все его вопросы - проблемные. Это побуждает нас описать признаки исследуемого понятия. К ним относятся:

  1. Логическая связь между уже известным материалом и искомой информацией.
  2. Наличие познавательной трудности.
  3. Недостаточность имеющихся у школьников знаний и умений для решения проблемы.

Чтобы лучше понять разницу, рассмотрим два вопроса, связанных с Солнечной системой. Предположим, что дети уже изучили ее строение. В таком случае вопрос: "Каким космическим телом является Солнце?" - нельзя назвать проблемным. Школьники знают ответ на него, им не нужно искать новую информацию. Достаточно обратиться к своей памяти.

Проанализируем вопрос: "Что станет с Землей и другими планетами, если исчезнет Солнце?" Дети, на основании имеющихся знаний, могут выдвинуть предположения о продвижении планет в открытый космос, стремительном похолодании, непроглядной темноте. Однако для этого необходима активная мыслительная деятельность. Учащимся известно о строении Солнечной системы, но у них недостаточно сведений о значении Солнца и его взаимосвязях с планетами. Таким образом, можно говорить о наличии проблемного вопроса. Анализ воображаемой ситуации научит детей работать с информацией, выявлять закономерности и делать самостоятельные выводы.

Плюсы и минусы

Решение проблемных вопросов способствует:

  • развитию мыслительных операций и познавательной активности у учащихся;
  • прочному усвоению знаний;
  • формированию самостоятельного творческого мышления;
  • знакомству с исследовательскими методами;
  • развитию логических способностей учеников, а также умения вникать в суть явлений;
  • воспитанию осознанного и заинтересованного отношения к обучению;
  • ориентации на комплексное использование полученных знаний.

Все эти качества особенно важны на этапе профессиональной подготовки молодых специалистов. Большое значение в современном мире приобретает использование проблемных методов обучения в процессе специализации, когда школьник или студент углубляется в изучение конкретной узкой области знаний. Необходимо подготовить профессионалов, умеющих думать, искать и открывать новые подходы, решения.

Однако формировать познавательную самостоятельность у студентов, которые привыкли к обучения, очень сложно. Отсюда вытекает необходимость использовать проблемные вопросы на всех этапах образования, начиная с детского сада.

Нельзя упускать из вида и недостатки метода. Вот их перечень:

  • Значительно повышается объем работы педагога, ведь разработать проблемные вопросы нелегко.
  • Не весь материал можно преподнести в таком виде.
  • Проблемное обучение не предусматривает отработку навыков.
  • Значительно повышаются временные затраты, ведь учащимся нужно время на поиск решения.

Требования к проблемным вопросам

Педагог работает с конкретными учащимися и должен учитывать их особенности. Без этого нельзя говорить об успешном использовании метода проблемных вопросов в классе. Они должны отвечать требованиям, перечисленным ниже:

  1. Доступность. Школьники должны понимать формулировку вопроса, используемые термины.
  2. Посильность. Если большинство учащихся не способны самостоятельно найти решение проблемы, весь развивающий эффект теряется.
  3. Интерес. Мотивация детей - важное условие. Ее значительно повышает развлекательная форма задания, побуждающая искать ответ на проблемный вопрос ("Если бы в 1945 г. в СССР прошли выборы вождя, занял бы Сталин это место?").
  4. Естественность. К проблеме учащихся надо подвести постепенно, чтобы они не чувствовали давления педагога.

Классификация

Махмутов М. И. выделил следующие виды проблемных вопросов:

  • исследующие направленность внимания;
  • проверяющие прочность имеющихся знаний;
  • обучающие школьников сравнивать явления и предметы;
  • помогающие отобрать факты, доказывающие то или иное утверждение;
  • направленные на выявление связей и закономерностей;
  • обучающие поиску и обобщению фактов;
  • выявляющие причину события и его значение;
  • призванные подтвердить правило;
  • формирующие убеждения, а также навыки самовоспитания.

Структура организации проблемной деятельности

Чтобы урок прошел плодотворно, педагог должен предусмотреть следующие этапы:

  1. Учащиеся освежают в памяти изученный материал, на основе которого они будут решать поставленную проблему. Это может быть сделано в форме опроса, беседы, письменного задания или игры.
  2. Создание учителем проблемной ситуации. Дети включаются в деятельность, которая подводит их к осознанию противоречия.
  3. Возникновение эмоционального отклика. Цель проблемных вопросов - активизировать мыслительную деятельность учеников. Спусковым крючком для этого становится эмоциональная реакция - удивление или огорчение из-за невозможности решить задачу.
  4. Осознание сути противоречия в ходе коллективного обсуждения.
  5. Формулирование проблемного вопроса.
  6. Выдвижение гипотез, поиск решения.

Приемы постановки проблемных вопросов

От педагога требуется особое мастерство и творческий подход, чтобы исследовательские уроки стали живыми, яркими. Какие проблемные вопросы могут применяться при этом, мы рассмотрели. Поговорим о том, как начать урок и вызвать интерес у школьников. Для этого применяются следующие приемы:

  1. Проблема озвучивается учителем в готовом виде.
  2. Детям сообщаются разные точки зрения по какому-то вопросу и предлагается сделать собственный выбор ("Николай II - кровавый царь или святой, погибший мученической смертью?").
  3. Ученикам предлагают объяснить с научной точки зрения жизненные явления ("Почему колодцы стараются копать зимой?").
  4. Учитель рассказывает школьникам удивительный факт, неизвестный ранее, и тем самым вызывает у них желание найти объяснение ему ("Почему землеройка весит 2 г и съедает в день 4 г пищи, а тигру при весе около 200 кг достаточно 10 кг мяса в сутки?").
  5. Ученики выполняют задание и сталкиваются с проблемой, которая мешает найти правильное решение ("Поставь ударение в словах: жаркое, замок, хлопок, духи, кружки").
  6. Дети работают с материалом в учебнике. Педагог задает им вопрос по теме, на который надо самостоятельно найти ответ ("На картинке нарисован горизонт. А можно ли дойти до него?").
  7. Ученикам предлагают применить изученный материал для решения практической задачи ("Из чего можно сделать домашний барометр?").
  8. Учитель приводит житейский пример, который входит в противоречие с известными научными данными ("Почему сама спичка отбрасывает тень, а огонек на ней - нет?").
  9. Детям рассказывается необычный факт, имеющий отношение к теме. Они должны определить, могло ли такое случиться на самом деле? ("Веришь ли ты, что яйцо может плавать в стакане и не тонуть?").
  10. Учитель ставит вопрос, ответ на который можно найти, если школьники будут внимательно слушать его объяснения.

Поиск решения: методика

Чтобы дети самостоятельно нашли ответ на проблемный вопрос, учитель должен правильно организовать их работу. В ней выделяются следующие этапы:

  1. Осознание проблемы. Учащиеся отделяют известные данные от неизвестных, ставятся конкретные задачи.
  2. Решение проблемного вопроса. На этом этапе возможно применение разных способов. В некоторых случаях больше подойдет собирание гипотез, которые записываются на доске без оценок и критики. В другой ситуации можно разделить детей на группы и организовать дискуссию. Иногда уместно проведение наблюдений, опытов, экспериментов. Также можно предложить учащимся самостоятельно найти недостающую информацию в справочниках или интернете.
  3. "Ага-реакция!" - совместный выбор правильного решения, сделанный после обсуждения всех предположений.
  4. Проверка результатов. Выполняя упражнения, школьники убеждаются, что их ответ был верным, либо сталкиваются с необходимостью дальнейшего исследования проблемы.

Важно, чтобы учитель не навязывал детям своего мнения и оценок. На этапе выдвижения гипотез недопустимы слова "правильно" или "неправильно". Вместо них уместнее использовать фразы "это интересно", "как необычно", "любопытно". Услышав от детей верное решение, не нужно прерывать обсуждение. Учащимся важно не только найти правильный ответ, но и научиться размышлять, аргументированно отстаивать свою позицию.

В старших классах детей обучают давать письменные ответы на проблемный вопрос. Такой формат уместен на уроках литературы, истории. От школьников требуется проанализировать проблему, обобщить результаты, грамотно аргументировать свою позицию. Как показывает практика, для многих это представляет большую сложность.

Проблемные вопросы на уроках позволяют воспитать людей мыслящих, способных принимать самостоятельные решения в условиях выбора. Школьники учатся не бояться трудностей, творчески подходить к делу, проявлять инициативу.

Шалва Александрович Амонашвили, советский педагог и психолог, автор научного направления, известного в мире как «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе, писал: «Вопрос, задаваемый педагогом детям, — это клеточка не только методики, но и всей педагогики. Если рассмотреть его под микроскопом, можно познать в нем всю направленность процесса обучения, характер отношений педагога с учащимися; можно познать самого педагога, ибо вопрос — это почерк его педагогического мастерства».

Создание проблемной ситуации требует, прежде всего, интересного для школьника вопроса, ведущего к необходимости сдвига в развитии. Такого рода вопросы - начало, завязка проблемного построения урока.

Все вопросы, применяемые в обучении , М.И. Махмутов делит на:

  1. информационные (они требуют актуализации, воспроизводства или применения уже известных знаний).
  2. собственно проблемные , содержащие еще не раскрытые учащимися проблемы, область неизвестного знания или способа, для приобретения которых требуется какое-то интеллектуальное усилие, определенным образом направленный мыслительный процесс.

В.Г. Маранцман конкретнее определяет характерные качества проблемного вопроса , отличающие его от информационных вопросов, рассчитанных на репродуктивную деятельность:

  1. Проблемный вопрос содержит, как правило, сложность, иногда выступающую в форме противоречия, не очевидно разрешимого для учеников . О раскрытии противоречивости явлений как способе создания проблемной ситуации пишет М.И. Махмутов: «При информационном изложении не вскрывается противоречивый характер новых понятий, объективно существующие в них противоречия не заостряются. Указанный недостаток при проблемном изложении обычно преодолевается. Проблемный вопрос создает затруднение, необходимое для возникновения проблемной ситуации».
  2. Проблемный вопрос одновременно должен быть задачей , увлекательной для ученика, отвечать его потребностям, входить в круг его интересов и вместе с тем соответствовать природе художественного произведения, логике науки о литературе. Вопрос проблемного характера возникает как бы в точке пересечения логики науки и интересов ученика.
  3. Одним из существенных качеств проблемного вопроса оказывается его емкость, способность охватить не только единичный факт, а широкий круг материала . Благодаря емкости проблемного вопроса он помогает выявить общее в единичном. Проблемный вопрос, как правило, выявляет связи отдельных элементов художественного текста с общей концепцией произведения.

Проблемные вопросы формулируются как вопросительные предложения, в которых обнаруживается многосторонняя возможность решения. Проблемный вопрос намечает многие варианты ответов.

В.Г. Маранцман отмечает, что чаще проблемные вопросы имеют альтернативную форму «или-или»:

Софья: единомышленница Чацкого или защитница фамусовского общества? (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

Кто такой Лука: лжец или человечный человек? (М. Горький «На дне»)

Проблемный вопрос может быть задан и в более «спокойной» форме [В.Г. Маранцман] , то есть такой вопрос не задан в форме выбора («или-или»), но предполагает разные варианты ответа, противоречащие друг другу.

Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора? (Н.В. Гоголь «Ревизор»)

На первый взгляд в вопросе нет внешних признаков проблемности. Однако, он предполагает спорные ответы. Одни ученики, вопреки мысли Гоголя, считают, что рассказы Хлестакова о Петербурге ввели чиновников в заблуждение. Другие скажут, что причину обмана видят в страхе чиновников, боязни возмездия за злоупотребления.

Изменяются ли красногвардейцы от начала к концу поэмы? (А.Блок «Двенадцать»)

Этот вопрос тоже неоднозначен, хотя и не имеет строгой формы «или-или», он ведет к поиску и необходимости развернутого доказательства решения.

Таким образом, проблемный вопрос представляет собой самостоятельную форму мысли и проблематизированное высказывание, предположение или обращение, требующее ответа или объяснения. Перед учащимися необходимо ставить вопрос, который требует творческого поиска ответа, выбора верного решения, также стимулирование самостоятельности учащихся в оценивании изучаемой темы.

Проблемный вопрос побуждает ученика к многоступенчатой познавательной деятельности. При традиционном обучении подавляющее большинство вопросов, задаваемых учителем на уроке, требует ответа по памяти. Особенность проблемного вопроса состоит в том, что у ребенка на него нет «готового», выученного ответа. Такие вопросы требуют размышления, исследования, а иногда – даже эксперимента.

Постановка проблемного вопроса и сочетание его с вопросами, требующими осмысленного воспроизведения материала, необходимы на всех этапах изучения литературного произведения в школе: и для выяснения читательского восприятия на вступительных занятиях, и в процессе самого разбора, и на заключительных занятиях.

Список литературы:

  1. Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. 206 с.
  2. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 368 с.

Создание проблемных ситуаций на уроках литературы

Проблемное обучение – это не абсолютно новое педагогическое явление. Его элементы можно усмотреть еще в сократовских эвристических беседах, в высказывании Р.Декарта: «…чтобы усовершенствовать свой ум, надо больше размышлять, чем заучивать», в работах Н.Г.Чернышевского, Н.А. Добролюбова. Н.И. Пирогова. Особенно близко подходил к этой проблеме К.Д. Ушинский, высказавший мысль о том, что «учение, всё взятое принуждением и силой воли, не будет способствовать развитию мыслительной деятельности». Но лишь последние десятилетия принципы проблемного обучения стали активно разрабатываться такими учеными, как С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.И.Ильинская и др. Это связано с актуальной задачей нашего времени, стоящей перед обществом, задачей воспитания творчески активной, гармонически развитой личности.

Современная школа не может ограничиться лишь одной целью – усвоением знаний. Она должна обеспечить способность учащихся к творчеству, способность применять имеющиеся знания в неожиданных, новых ситуациях с целью построения своего, оригинального способа решения поставленной проблемы.

Все специалисты сходятся во мнении, что наиболее важным и трудным в исполнении моментом проблемного обучения является создание проблемной ситуации. Психолог А.М.Матюшкин определяет понятие проблемной ситуации так: «Проблемная ситуация – особый вид мысленного взаимодействия субъекта и объекта, характеризующийся таким психологическим состоянием, которое возникает у субъекта (ученика) во время выполнения им задания и которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвестные субъекту знания или способы действия». Иными словами, проблемная ситуация – это психологическое состояние ученика, которое возникает во время восприятия условия проблемного задания и направляет его на поисковую деятельность.

Проблемная ситуация, по мнению Д.А. Минина и Г.Ш.Рейблата, должна содержать в себе такое количество сведений и признаков о неизвестном, которое необходимо для того, чтобы сделать все понятным для обучаемых и направить их мысль в определенном направлении. Проблемную ситуацию можно создать только на базе имеющихся знаний и легче всего тогда, когда новый материал тесно связан с изученным.

На уроках литературы в старших классах создание проблемной ситуации – одно из условий успешного обучения. Е.И.Ильин пишет: «У каждого урока, как и в искусстве, - сверхзадача. В чем она? Идти к ребятам не только с темой, но и жгучей проблемой. Когда тема и проблема пересекаются, как горизонт и вертикаль, урок обретает свою учебную и нравственную емкость».

Проблемные ситуации могут быть созданы на разных по типу уроках. Так на уроке формирования знаний часто используются проблемные лекции. Примером такого урока может быть лекция в 9 классе по творчеству М.В.Ломоносова. Во время разговора о заслугах ученого перед русской литературой проблемная ситуация создается постановкой вопроса: чем объясняется необходимость реформ Ломоносова в области стихосложения?

Ученики затрудняются ответить на вопрос с помощью имеющихся знаний. Это рождает потребность в новом знании (а потребность – основное условие возникновения проблемной ситуации).

Учитель с помощью подготовленных учащихся знакомит учеников с различными путями развития русского стихосложения. Выбирая между метрической системой М. Смотрицкого, силлабической С. Полоцкого, тонической В. Тредиаковского и силлабо-тонической системой, предложенной М. Ломоносовым, в процессе знакомства с особенностями русского языка и примерами стихов, написанных в разных системах, ребята приходят к выводу, что концепция развития русского стиха М.Ломоносова наиболее приемлема для русского языка, так как соответствует природным его свойствам.

Во время работы ученики усваивают прием сравнения, учатся анализировать и выделять главное.

Много возможностей для создания проблемных ситуаций на уроках совершенствования знаний. Текст произведения учащимися прочитан, на вступительных уроках они познакомились с художественными особенностями произведения, системой образов, проблематикой. Наступило время аналитического исследования художественного текста. И тут уже никакие самые пламенные речи о литературе не дадут прочных результатов, если не удастся выстроить систему творческих, проблемных занятий, которые охватили бы всех учащихся, всех сделали не «подотчетными лицами», а работниками.

Здесь хочется привести пример организации поиска решения другого проблемного вопроса на уроке в 9 классе. В то время как, работая над комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума», учащиеся анализируют образ Софьи, можно создать такую проблемную ситуацию: как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека?

При необходимости поиск организуется с помощью наводящих вопросов:

    Какое образование получила Софья?

    На каких книгах она воспитывалась?

    Почему Молчалин похож на героя из ее книг?

    Каким видит Софья жизненный путь светской дамы?

    Сможет ли Софья, отказавшись от Молчалина, отказаться от «молчалинского типа»?

    Что пугает Софью больше: кривизна души или дерзость?

В результате исследовательской работы учащиеся приходят к главному выводу, что Софья, безусловно, натура страстная, глубокая и самоотверженная, но все ее лучшие качества получили страшное, уродливое развитие. Виноваты в этом система светского воспитания, образования, образ жизни общества, к которому она принадлежит. «Кривизна души» Молчалина, доставившая ей такое страдание, поправшая ее первое чувство, пугает ее меньше, чем дерзость Чацкого, так как вся жизнь света построена на криводушии, а Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. Поэтому страшно легко пошла она на подлость, распустив слух о безумии Чацкого. А вот дерзости свет не примет, дерзость рушит его устои. Разочаровавшись в Молчалине, Софья продолжает ценить его «робость»: верный залог того, что следующий ее избранник не многим будет отличаться от Молчалина. И Чацкий, который советует Софье помириться с Молчалиным, не так далек от истины: так или иначе, но рядом с ней окажется именно «муж-мальчик», а не дерзкий Чацкий.

Подобная исследовательская деятельность учащихся активизирует мышление, способствует формированию прочных, осознанных знаний, пробуждает у них потребность к творческой деятельности.

На уроках обобщения и систематизации знаний возникает большое количество благоприятных моментов для создания проблемных ситуаций, и сделать это можно более успешно, чем при изучении нового материала, т. к. у учащихся к этому времени имеется уже определенный фонд знаний, который дает большие возможности для активизации мышления. В этих условиях приемы активизации должны быть направлены на то, чтобы ученик сумел самостоятельно использовать имеющиеся знания в принципиально новых условиях.

Так, например, на последнем уроке по изучению комедии А.С. Грибоедова перед учащимися может быть поставлен следующий проблемный вопрос: Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - пример классицизма или реализма?

Особенности классицизма как литературного метода учащимся известны. Знакомы они и со статьей учебника о реализме. Теперь, используя знания, полученные в результате анализа комедии «Горе от ума», учащиеся должны доказать принадлежность пьесы тому или иному литературному направлению. Без труда ребята находят в комедии черты классицизма: единство времени, места и действия. Дальнейшие ответы учеников учитель может координировать по мере надобности вопросами:

    Чем отличается А.С.Грибоедов от классицистов в вопросе раскрытия характеров героев?

    Чем отличается финал пьесы А.С.Грибоедова от финала пьес в классицизме? Ребята в ходе обобщения знаний приходят к ответу на вопрос: А.С.Грибоедов – писатель-реалист, первый из драматургов проложивший дорогу к реализму.

Целью уроков контроля знаний, умений и навыков является проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. Постановка проблемных вопросов на таких уроках просто необходима, т.к. она позволяет проверить не только степень усвоения материала, но и способность ученика к самостоятельным обобщениям, выявляет его творческие способности. Например, после знакомства с русским символизмом, с творчеством таких поэтов, как В.Брюсов, К.Бальмонт, А.Блок, в XI классе можно провести устный зачет с таким проблемным заданием: по данному отрывку определите автора стихотворения.

Учащийся, обладающий разнообразными знаниями по теории символизма и по творчеству поэтов данного направления, для нахождения нужного ответа должен последовательно пройти все этапы в решении данной проблемной задачи: не только определить тему и основную мысль, особенности изображения лирического героя и языкового строя стихотворения, но и сначала выдвинуть гипотезу об авторстве (кому из поэтов свойственна подобная тематика, особенности героя и речи), а потом доказать ее (найти в данном стихотворении особенности поэтики предполагаемого автора).

Практика проблемного обучения требует активного применения на уроках необразной (схемы, таблицы) наглядности. Она, по мнению М.Махмутова, высказанному в работе «Организация проблемного обучения в школе», служит в качестве источника информации (связана с обобщением фактов, с индуктивным методом познания) и средства иллюстрации (подтверждения дедуктивных выводов).

Применяя принцип проблемности, учитель использует наглядность как источник постановки учебных проблем. Так, например, на уроке, посвященном «мысли народной» в романе Л.Толстого «Война и мир», ученикам может быть задан такой проблемный вопрос: по схеме опорных положений расскажите, как отражена в романе Л.Толстого «мысль народная»?

Эта схема наглядно показывает логику движения основных положений, ключевых мыслей текста. Работая над ней, учащиеся могут дать полный, развернутый, аргументированный материалом романа ответ на поставленный учителем вопрос. Педагог в данной ситуации, помогая в наиболее сложных случаях, организует учебно-познавательную деятельность учащихся так, что на основе анализа учащиеся самостоятельно делают обобщения и выводы.

Обобщая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что метод проблемного обучения является одним из самых перспективных в педагогической науке. Он позволяет изменить ставшие привычными формы организации занятий. В процессе урока, где реализуется этот метод, учащиеся заняты не только заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач – проблем, подобранных в определенной системе. И каждый раз учитель должен организовать работу учеников таким образом, чтобы они самостоятельно отыскивали в материале нужные для решения поставленной проблемы сведения, сравнивали и анализировали фактический материал, делали необходимые обобщения и выводы. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, творческое воображение, догадка, формируются способности открывать новые знания, находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.

Проблемный метод обучения помогает учителю литературы «привести» ученика к книге, ведь только в аналитической, исследовательской работе ребята изменят свое отношение к художественным произведениям и урокам литературы.

Использованная литература:

    Ильин Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника. Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.

    Ильницкая И.А. Проблемная ситуация и пути их создания на уроке. "Новое в психологии и педагогике", №1. - 1985 г.

    Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. – 168 с.

    Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Просвещение, 1977. – 240 с.

    Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации] / Г. К. Селевко. – М. : Нар. образование, 1998. – 256 с.

    Фогельсон И.А. Литература учит. Учебное пособие для старшеклассников. - М.: Просвещение, 2001г. – 302 с.

Как заинтересовать учеников на простом, казалось бы материале текущего урока?Как сделать всех участниками разговора на уроке? Как заставить каждого из них думать в рамках темы конкретного урока? Задать вопрос. Именно ответ на него может стать маленькой ступенькой на пути серьезных научных поисков и открытий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Можно ли говорить без слов?

«О! если б без слова сказаться душой было можно…» Странные слова, которые я только что произнесла не выдуманы мною. Я нашла их в одном из стихотворений известного русского поэта Фета, жившего в девятнадцатом столетии. Будучи крупным художником слова, Афанасий Фет в то же время много раз в различных своих произведениях жаловался на несовершенство человеческого языка. Фет думал сам и уверял других, будто мысли человека, также как и его чувства, гораздо богаче, ярче, точнее и полнее тех грубых слов, в которых они выражаются.

Давайте посмотрим на репродукцию картины. Название картины пока закрыто (И.Левитан « Вечерний звон»).Нам вовсе не обязательно знать те мысли, которые проходили в голове художника, когда он писал свою картину. Какое название дал бы изображенному на ней каждый из нас? Тихая обитель… Вечер на реке… Летний вечер... Закат…

А теперь прочитаем то, что под ней написал сам автор. Вечерний звон. И только теперь нам вдруг начинается слышаться влажный и задумчивый вечерний церковный благовест. И это впечатление возникает не только под воздействием того, что на картине написано, сколько в связи с тем, что под ней подписано. «Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он…» - говорится в стихотворении поэта девятнадцатого века И. Козлова. А нам обязательно нужно сейчас восстановить эти думы. Что же каждый из нас будет искать, испытывая заминки мыслей. Образов?! Звуков? Да, конечно, нет! Каждый ищет слов, а поскольку перед нами стихи, нам приходится перебирать только такие слова, которые могут «уложиться» в размер и рифму.

Слушаем музыкальный вариант. И еще раз убеждаемся, что в картине, как и в музыке, нет главного для человеческой мысли – понятий. Есть образы. А вот чтобы передать свои мысли другому, приходится мысли «упаковывать» в слова.

Великий Фет мечтал научиться передавать другим людям свои мысли без посредства слов, как-нибудь помимо языка. Но он был уверен, что если не каждый человек, то хоть поэт, художник слова, имея «божественный дар» может выражать с совершенной полнотой в словах все, что ему вздумается:

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души и трав неясный запах…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение– это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки. ...

ПРОЕКТ. Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

Описание педагогического опыта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературыкак эффективный способ развития учащихся"...

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации....

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Выступление учителя русского языка и литературы Л.Н.Нагаевой на заседании ШМО учителей русского языка и литературы 18.01...