Правила оформления научной работы рисунки. Исследовательская работа: пример оформления для школьников и студентов. Пример оформления титульного листа

Правила оформления исследовательских работ

1.Объектная область, объект и предмет.
Работа над любым исследованием начинается с определения названной «системы». Её составляют три элемента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования. Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине (например в области экономики, филологии, естественных наук).

Понятийный аппарат исследования

В этом обзоре представлен обзор качественных методов и конструкций с использованием примеров исследований. Обратите внимание, что качественные исследователи часто используют несколько методов в одном исследовании. Основные качественные характеристики исследования.

Интервью. В чем разница между интервью и опросом? Прежде всего, открытые вопросы различают два. Качественные исследователи заинтересованы в том, чтобы сделать вывод исходя из перспективы, поэтому чрезвычайно важно получить как можно больше данных для последующего анализа. Исследователи проводят значительное количество времени, задавая вопросы интервью. Интервью предназначены для того, чтобы создавать перспективы участников относительно идей, мнений и опыта.

Объект исследования - это определённый процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию(можно предложить проблемму, которая не охвачена школьной прграммой, но дополняет и уточняет изученный в школе материал).
Объект – это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность(более конкретная узкая область исследований).
Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов связей, отношений в конкретной области объекта). Предмет исследования определяет тему работы.

Общие правила оформления научных работ

Наблюдение. Как данные получены из наблюдения? Исследователь может использовать множество методов наблюдения, включая общие замечания, использование контрольных списков или журналов времени и движения. Значительное время, затрачиваемое на небольшое наблюдение, позволяет многим исследователям использовать этот метод. Кроме того, исследователь рискует своей интерпретацией, делая заметки, которые принимаются качественными исследователями, но встречает сопротивление постпозитивистов. Наблюдения предназначены для генерации данных о действиях и поведении и, как правило, более сосредоточены на настройке, чем другие методы.

2.Тема, проблема и актуальность исследования.
Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определённом аспекте, характерном для данной работы.
Основные критерии выбора темы:
* желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный момент, но и на перспективу;
* очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. В какой-то мере это может напомнить традиционные отношения «мастер - ученик»;
* тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т. е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.
Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование работы.

Анализ документов. Какие типы документов анализируются качественными исследователями? Практически все, что поддерживает заданный вопрос. Печатные СМИ уже давно являются основным источником данных для качественных исследователей, но электронные СМИ расширили данные, которые могут собрать и проанализировать качественные исследователи. Самая большая проблема, которую предлагает анализ документов, может быть просеивается по всем данным для проведения общих наблюдений.

Несколько качественных исследовательских проектов. Биографическое исследование часто является первым видом дизайна, который приходит на ум для большинства людей. Примером может служить фильм Мадам Кюри. Кроуфорд изучает фильм с биографической точки зрения, чтобы представить читателю изучение того, как все аспекты фильма работают, чтобы представить биографию. Прочтите введение и просмотрите текст, чтобы получить представление об этой перспективе.

3.Определение гипотезы.
Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся к определению самого понятия.
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
* быть проверяемой;
* содержать предположение;
* быть логически непротиворечивой;
* соответствовать фактам.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так как...»; «при условии что...», т. е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.

О чём писать во введении

Ваш первый шаг должен состоять в том, чтобы разделить это слово - явление относится к возникновению или опыту, логически относится к пути к пониманию. Итак, мы имеем место и путь, который приводит к способу взглянуть на явление с точки зрения человека. Хорошим примером является взгляд Гастона-Гейлса и др. На то, как эра гражданских прав изменила роль администраторов колледжа. В течение этого времени авторы беседуют с мужчинами и женщинами, которые были администраторами, чтобы определить, как изменилась профессия.

4.Цель и задачи исследования.


В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.
Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций. Формулировку цели исследования также можно представить различными способами, традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них.
Можно поставить целью:
* выявить...;
* установить...;
* обосновать...;
* уточнить...;
* разработать....
Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.
Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

Ключевое слово для запоминания появляется. История возникает из данных. Часто исследователи начинают с широкой темы, затем используют качественные методы для сбора информации, которая определяет исследовательский вопрос. Например, учитель может захотеть узнать, какие последствия может иметь реализация дресс-кода в дисциплине. Затем исследователь будет следить за процессом разработки тем из чтения текста, кодируя конкретные примеры того, где респонденты упомянули общие вещи. Сопротивление может быть общей моделью, выходящей из текста, которая затем может стать темой для дальнейшего анализа.

5.Проведение научного исследования

Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап), аналитический, рефлексивный этап. На заключительном этапе целесообразно продумать способ представления результатов своего исследования на школьную, районную конференции, отработать формы представления в виде напечатанной работы, тезисов, электронной презентации, осмыслить возможные рекомендации по практическому применению результатов, т. е. спланировать внедренческий этап исследования.

Те, кто знаком с социологией или антропологией, будут наиболее знакомы с этим дизайном. Этнография фокусируется на значении, в основном благодаря прямому наблюдению за полем. Исследователи обычно становятся частью культуры, которую они хотят изучать, а затем представляют картину этой культуры через «глаза» ее членов. Один из самых известных этнографов - Джейн Гудолл, которая изучала шимпанзе, живя среди них в их родной среде Восточной Африки.

Тематическое исследование представляет собой углубленный анализ людей, событий и отношений, ограниченный некоторым объединяющим фактором. Примером является основное лидерство в средних школах. Однако тематические исследования не обязательно должны быть ориентированы на людей, так как может проводиться тематическое исследование, чтобы посмотреть на программу, чтобы увидеть, как она достигает намеченных результатов. Например, Департамент образования может провести тематическое исследование по внедрению учебного плана в школьном округе, изучив, как новый учебный план переходит от развития к выполнению к результатам на каждом уровне взаимодействия.

6.Оформление научно-исследовательской работы

Принято считать, что оформление - незначительный, чисто формальный этап создания печатной статьи научного исследования. На самом деле это не так. Оформление результатов исследования - один из самых трудоемких этапов работы.
Основные требования к их оформлению:
* по содержанию:
* обоснование актуальности темы;
* главный тезис;
* аргументация, доказательства и факты, подтверждающие выдвинутый тезис;
* основные выводы;

Исследования в поперечном разрезе просты в дизайне и направлены на выяснение распространенности явления, проблемы, отношения или проблемы с помощью мгновенного выстрела или поперечного сечения населения. Это дает общую картину, поскольку она стоит во время исследования. Например, для оценки демографических характеристик или отношения к сообществу будет использоваться схема поперечного сечения. Эти исследования обычно связаны с одним контактом с исследуемой популяцией и относительно дешевы для проведения.

Такие исследования часто используются для измерения эффективности программы. Эти исследования можно рассматривать как вариацию конструкции поперечного сечения, поскольку они включают в себя два набора данных по поперечным сечениям для одной и той же популяции, чтобы определить, произошло ли изменение.

Введение должно включать в себя: формулировку темы; актуальность исследования; проблему исследования; объект, предмет; цель, задачи; гипотезы; методы исследования; структуру исследования; его практическую значимость; краткий анализ литературы.
Объём введения небольшой обычно 2-3 страницы.

Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы. (Название этой части как основной скорее связано с ее большим, чем у остальных частей, объемом, нежели со значением, так как, например, введение является ничуть не менее значимой частью работы).
Глава 1 обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования;
главы 2-3 описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.
Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

Ретроспективные исследования исследуют феномен или проблему, которая произошла в прошлом. Такие исследования чаще всего связаны с вторичным сбором данных на основе данных, полученных из предыдущих исследований или баз данных. Проспективные исследования направлены на оценку вероятности события или проблемы в будущем. Таким образом, эти исследования пытаются предсказать, каков будет результат события. Общие научные эксперименты часто классифицируются как проспективные исследования, потому что экспериментатор должен ждать, пока эксперимент не начнет свой путь, чтобы исследовать эффекты.

Особой точности требует составление библиографического списка.

Правила оформления в списке различных вариантов изданий.
Книга одного и более авторов:
1/Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: Интеллектцентр, 2001. - 296 с.
2.Шишов, С. Е., Кальней, В. А. Мониторинг качества образования в школе. - М.: Российское педагогическое общество, 1998. - 354 с.
3.Госс, В. С, Семенюк, Э. П., Урсул, А. Д. Категории современной науки: становление и развитие. - М.: Мысль, 1984. - 268 с.
Сборник с коллективным автором:
Теоретические проблемы и технологии инновационного менеджмента в образовании: сб. науч. статей / сост. О. С. Орлов. ~ Великий Новгород-РИС, 2000. - 180 с.
Статья из газеты и журнала:
Михайлов, Г. С. Психология принятия решений //журнал прикладной психологии. -2001. -№ 5. - С. 2-19.
Статья из энциклопедии и словаря:
Бирюков, Б. В., Гастев, Ю. А., Геллер, Е. С. Моделирование // БСЗ. - 3-е изд. - М., 1974. - Т. 16. - С. 393-395.
Инновация // Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. -Минск, 1995. -С. 50-51.
Статья из интернета:
http://www.encyclopedia.com/ -энциклопедия,статья о влиянии звуков на человека;
http://freesoft.org/CIE/ - энциклопедия,англо-говорящие страны
http://mega.km.ru/ - мега энциклопедия КМ, определение скорости падающего тела;

Особый статус имеет такая рубрика научного текста, как приложение.
Приложение - это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии Документов, статистические материалы и т. п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др.
Основные требования при оформлении приложений можно формулировать так:

Рандомизированные контролируемые исследования всегда являются проспективными исследованиями и часто включают в себя «когорту» людей для определения взаимосвязи между различными переменными. Продольные исследования следуют за предметами исследования в течение длительного периода времени с повторным сбором данных. Некоторые продольные исследования продолжаются несколько месяцев, в то время как другие могут длиться десятки лет. Большинство из них - наблюдательные исследования, направленные на выявление корреляции между различными факторами.

* размещаются после библиографического списка;
* в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;
* каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

Еще одна особая часть основного текста - это примечания.
Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:

Таким образом, продольные исследования не манипулируют переменными и нередко способны обнаруживать причинно-следственные связи. Как только исследователь выбрал гипотезу для тестирования в исследовании, следующим шагом будет выбор пула участников, которые будут в этом исследовании. Тем не менее, любой исследовательский проект должен быть в состоянии расширить последствия результатов вне участников, которые фактически участвовали в исследовании. По очевидным причинам исследователь практически не изучает каждого человека в интересующем нас населении.

* в круглых скобках;
* подстрочно (оформляются как сноски);
* после параграфов или глав.

Что может быть примечанием?

* Определение терминов или устаревших слов.
* Справочная информация о лицах, событиях, произведениях.
* Перевод иностранных слов и предложений.
* Пояснения основного текста.
* Примечания помещаются в основной текст в виде сноски.

Раздел, посвященный обзору литературы

В примере, который мы использовали до сих пор, население, представляющее интерес, является «развивающимся миром». Поэтому исследователь должен принять решение ограничить исследование подмножеством этого населения, и это имеет важные последствия для применимости исследования Результаты. Исследователь должен тщательно охарактеризовать то, как и почему будет изучаться определенная группа людей.

Список использованной литературы

Вероятность Сэмплинг относится к выборке, когда вероятность того, что какой-либо конкретный человек будет выбран, известен, и эти люди отбираются независимо друг от друга. Это также известно как случайная выборка. Исследователи также могут разбивать свою целевую популяцию на слои, а затем применять эти методы в каждой страте, чтобы гарантировать, что они получают достаточное количество участников из каждой страты, чтобы иметь возможность делать выводы.

Иллюстрации к исследовательской работе размещаются в целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности.
Рисунки лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок можно разместить на следующей странице.

Например, если в одном географическом районе есть несколько этнических общин, которые исследователь хочет изучить, этот исследователь может стремиться к тому, чтобы 30 участников из каждой группы были выбраны случайным образом из групп, чтобы иметь хорошее представление обо всех соответствующих групп. Неприемлемость выборки или удобная выборка относится к тому, когда исследователи берут на себя все те, кому проще всего получить доступ в качестве участников исследования. Это делается только тогда, когда процессы, которые испытывают исследователи, считаются настолько основными и универсальными, что их можно обобщить за пределами такой узкой выборки.

Таблицы, как и рисунки, располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных.

Цитаты в тексте работы (во всех вариантах) обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.
При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном соответствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник.
Цитаты можно привлекать и для иллюстрации собственных суждений. Однако, исследователь должен быть крайне аккуратен в цитировании и тщательно следить за его правильностью. Неполная, умышленно искаженная и подогнанная под цель исследователя цитата отнюдь не украшает его работу и не прибавляет ей значимости.

Например, выборка снежного кома - это подход к поиску ключевых информантов, богатых информацией. Используя этот подход, можно связаться с несколькими потенциальными респондентами и спросить, знают ли они кого-либо с теми характеристиками, которые вы ищете в своих исследованиях. Сэмплинг не является автономным инструментом; инструмент - это способ выбора участников, а затем использование других инструментов, таких как опросы или опросы.

Поскольку исследователи могут редко изучать все население, они должны выбрать подмножество населения, что может привести к нескольким видам ошибок. Иногда между образцом и населением существуют определенные расхождения по определенному параметру, которые обусловлены случайными различиями. Это известно как ошибка выборки и может произойти не по вине исследователя.

Кроме формальных особенностей представления материала исследователю следует подумать над тем, каким языком будут изложены результаты его работы. Удачное изложение и грамотный литературный язык сами по себе уже являются немалым достоинством и способны подчеркнуть наиболее удачные ее моменты. Особенно это важно на заключительном этапе исследования - его защите.

Более проблематичным является систематическая ошибка, которая относится к разнице между выборкой и населением, которая обусловлена ​​систематической разницей между двумя, а не случайными случайностями. Проблема скорости ответа относится к тому, что образец может стать самостоятельным выбором и что может быть что-то о людях, которые решили участвовать в исследовании, которое затрагивает одну из интересующих переменных. В этой ситуации очень возможно, что люди, которые активно ищут помощь, оказываются более активными, чем те, кто этого не делает.

7. Защита результатов исследования.


Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5-7 минут. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1-2 минуты, но не более. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Если вы не сумели заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продление только усилит непонимание и раздражение слушателей.

Подготовку доклада лучше всего начать с продумывания его структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика - залог понимания его аудиторией. Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.

Первая часть, по сути, кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Для того чтобы ваш доклад вызвал интерес аудитории, очень важно правильно настроить слушателей с самого начала вашего выступления. Существует несколько способов привлечения внимания аудитории, вот некоторые из них: вы можете начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса.

Во второй части, самой большой по объему, нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому после краткого изложения содержания глав реферата отдельно подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой работы, это могут быть использованные впервые по отношению к данному материалу методики, достигнутые вами результаты исследования. При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории.

В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. Постарайтесь в заключении создать кульминацию выступления, предложите слушателям поразмышлять над проблемой, покажите возможные варианты дальнейших исследований, используйте цитату по теме реферата известного ученого. Особое внимание обратите на речь докладчика. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окончания слов, тихо, невнятно, то качество его выступления снижается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям. Но использование научного стиля отнюдь не означает пренебрежения к использованию образных сравнений, контрастов, необычных фактов, позволяющих удерживать внимание аудитории.

Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся

Разделы: Внеклассная работа

I. Рекомендации по написанию исследовательской работы: экспериментальной или теоретической.

1. Структура и логика исследовательской работы.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа.

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

  • Найти проблему – что надо изучать.
  • Тема – как это назвать.
  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.
  • Цель исследования – какой результат предполагается получить.
  • Гипотеза – что не очевидно в объекте.
  • Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
  • Методика исследования – как и что исследовали.
  • Результаты исследования – собственные данные.
  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
  • Значимость – как влияют результаты на практику.

Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.

Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную . Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема .

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность .

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана .

Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

В работе должен присутствовать литературный обзор , т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение .

Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.

И завершается работа выводами . В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.

2. Процедура защиты.

Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.

Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Надо иметь ввиду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится “жертвовать” и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись . При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы.

Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы.

Написанная работа и доклад по ней – совершенно разные жанры научного творчества.

II. Общие требования и правила оформления текстов исследовательских работ.

Для оформления текстов исследовательских работ и рефератов существуют общие требования и правила.

Объем реферата колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста (без приложений), доклада – 1-5 страниц (в зависимости от номера класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности).

Для текста, выполненного на компьютере, - размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный; интервал между строк – 1,5-2; размер полей: левого – 30 мм., правого – 10 мм., верхнего – 20 мм., нижнего – 20 мм. (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а так же верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм.). При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке – в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.

Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой.

В среднем поле указывается название темы реферата без слова “тема”. Это название пишется без кавычек. Название реферата должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа “обо всем и ни о чем”.

Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, экзаменационный реферат по биологии).

Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс. Ещё ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов.

В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова “год”). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения. После титульного листа помещается оглавление , в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение . Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

Например:

Древняя мудрость гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь” . После заключения принято помещать список источников (не менее 3-5), который, как отмечалось выше, может включать самые разные их виды. При оформлении списка источников сначала перечисляется литература (автор, название книги, город, издательство, год, количество страниц), а затем другие источники. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан его автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию .

Конечно, речь идет об учебных исследованиях, результатами которых часто являются известные обществу знания. Но эта работа, как никакая другая, создает мотивацию к обучению и творческой деятельности, формирует профессиональные качества.

Исследовательская работа может выполняться одним учеником или группой. Уровень трудностей и содержания должны превышать уровень учебного материала не менее чем на один класс. Ученик может и не интересоваться данным предметом, но исследовательской деятельностью занимается и она приносит определенную пользу. На ученика ложатся задачи наблюдения, описания и обобщения результатов работы, т.е. первичные действия. Материал должен быть доступен для исследования, и выполнение работы относительно простое.

Коснусь роли учителя в исследовательской деятельности. Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст. Привожу некоторые алгоритмы деятельности учителя по организации исследовательской деятельности:

  1. Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.
  2. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.
  3. Ознакомление с методами исследования.
  4. Составление плана работы.
  5. Поиск противоречий.
  6. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.
  7. Предзащита работы.
  8. Окончательное оформление и защита работы.

Правила оформления исследовательской работы

Исследовательская работа - это письменный отчёт о каком- либо явлении или процессе. В ходе исследовательской работы составитель должен ответить на вопросы: зачем (исследовательская проблема), что (область исследования), и как (метод исследования) исследовали и каковы результаты и выводы, которых достигли в ходе работы.

Тема исследовательской работы может охватывать любую предметную сферу.
В исследовательской работе нельзя представлять мнения других авторов, не делая ссылок. В исследовательской работе можно использовать выводы других авторов, но, сравнивая и анализируя эти выводы, необходимо сделать собственные.

Общие требования

Исследовательская работа выполняется на формате А4 в мягком переплёте. Работа должна быть выполнена на компьютере. Работа пишется только на одной стороне страницы. Размер шрифта 12 (14) Times NewRoman, обычный, интервал между строк 1(1,5).. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа. Цифру номера страницы ставят внизу по центру страницы, на титульном листе номер страницы не ставят. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинаются с новой страницы. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Логическое построение работы:

  1. Титульный лист
  2. Оглавление
  3. Введение
  4. Основная часть работы
  • теоретическая часть
  • практическая часть
  1. Заключение
  2. Использованная литература
  3. Приложения

Титульный лист

  • Название образовательного учреждения, при котором выполнена работа, регион и населённый пункт
  • Название детского объединения
  • Тема работы
  • Фамилия, имя, отчество автора
  • Возраст (класс)
  • Фамилия, имя, отчество руководителя работы
  • Год выполнения работы

Примечание: содержание должно быть вынесено на отдельную страницу, как и любой другой структурный элемент.

Введение

  • обоснование актуальности темы,
  • постановка проблемы,
  • определяются объект, предмет и цель исследования,

Примечание: цель работы должна быть сформулирована конкретно, а не в общих словах

  • формируется гипотеза, задачи и методологические основы исследования
  • описывается новизна и практическая значимость работы

Примечание: корректировка введения может продолжаться до полного завершения всей работы. Объем введения - не более одной страницы машинописного текста. Никаких иллюстраций в раздел «Введение» помещать не нужно.

Основная часть работы

  1. Теоретическая часть
  • обзор литературы по теме исследования;
  • анализируется и обобщается собранный материал

Анализируя литературу можно воспользоваться следующей схемой:

  • автор, краткая справка о нем;
  • проблема, которую автор ставит в своём исследовании;
  • источники, на основании которых написано исследование;
  • основные идеи, концепции, выдвинутые автором;
  • выводы автора;
  • ваше мнение о данном исследовании.

Примечание: необходимо, чтобы в процессе изложения содержания этой части работы автор осуществил переход от анализа единичных факторов к их теоретическому обобщению. В конце теоретической части обязательны выводы, содержащие основные теоретические положения. Цитируемые в рукописи места должны иметь точные указания, ссылки на источник.

Если в работе содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки. Например: По мнению Эйнштейна, пространство и время относительны, они зависят от скорости движения системы отчёта

  1. Практическая часть
  • содержит конкретные разработки содержания и методов, показывающих пути решения поставленных проблем и задач;
  • описывается то, что и как делал автор для доказательства выдвинутой гипотезы, представляет собой методику исследования
  • описываются результаты, полученные в ходе исследования

Примечание: данные экспериментальной части исследования должны быть представлены в виде графиков, таблиц, диаграмм и т.п. В конце главы необходимо четко сформулировать выводы по практической части работы.

Заключение

  • подведение итогов проведенного исследования,
  • доказана теоретическая новизна и практическая значимость исследования,
  • определены возможные перспективы дальнейшей разработки проблемы;
  • рекомендации
  • общие выводы по работе в целом

Примечание: выводы не должны быть кратким изложением работы или ее раздела. Первым надо располагать самый важный вывод, а далее располагать их в порядке убывания важности.

  • выявлено соответствие выводов поставленным целям и задачам
  • определены возможные перспективы дальнейшей разработки проблемы.

Примечание: заключение не должно повторять содержание глав, а представлять обобщение более высокого уровня, синтез всех полученных данных.

Список использованной литературы

  • список литературы должен содержать разнообразные виды изданий: нормативные, справочные, научные, периодические и т.д.
  • список литературы содержит перечисление всех упоминавшихся в тексте статей и книг. Он нужен для того, чтобы любой читатель мог найти любую книгу или статью по приведенным в списке данным.
  • список составляется по определенному стандарту, который можно найти в любой научной статье.
  • статьи и книги в списке располагаются обычно в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Если авторов несколько, место определяется фамилией первого из них. Обычно применяется такой порядок записи: фамилия, инициалы, название книги, место издания (город), название издательства, год. Если речь идет о статье, порядок следующий: фамилия, инициалы; название статьи; журнал, том, номер, год, страницы.
  • если в списке есть работы на иностранных языках, они следуют за списком русской литературы в порядке латинского алфавита.

Приложения

Размещение количественных данных делается, в основном, следующими способами:

  • Систематизация информации в виде таблиц
  • Представление информации с помощью графических изображений (графиков, диаграмм и пр.)
  • Сопровождение текста иллюстрациями в виде фотографий, рисунков, чертежей, схем, карт, рисунков и т.п.

Правила представления приложения:

  • все приложения располагаются в конце работы;
  • каждое приложение начинается с новой страницы и имеет содержательный заголовок;
  • приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц;
  • номер приложения размещают в правом верхнем углу над заголовком приложения; после слова «Приложение» знак «№» не ставится;
  • на все приложения в основной части работы должны быть ссылки.

Язык работы

Работа должна быть написана чётким и ясным литературным языком, присущим для данного предмета. Сленг и фразы из просторечия не допустимы в исследовательской работе.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

  1. Павлова В.П. Обучение конспектированию. – М.: Русский язык, 1978
  2. Технология исследовательской деятельности учащихся: Методическое пособие/С.А.Яновский. – Сыктывкар, 2006
  3. http://chimik.ucoz.ru/publ/kak_napisat_issledovatelskuju_rabotu/1-1-0-6
  4. http://rus-gmo.at.ua/load/uchis_uchitsja/kak_napisat_issledovatelskuju_rabotu/17-1-0-98

Правильное оформление выполненной работы обеспечит выступающему половину успеха на конференции. Поэтому можно рекомендовать учащимся и их руководителям придерживаться следующих правил:

  1. Прежде, чем приступить к написанию и оформлению работы, внимательно познакомьтесь с Положением и Условиями Конкурса или Конференции, в которой вы хотите принять участие.
  2. Обратите внимание на то, что исследовательская работа должна иметь определенный объем, быть выполнена определенным шрифтом с соблюдением интервалов.
  3. Проверьте текст работы с точки зрения лексической и стилистической грамотности изложения, снимая лишние повторы, ложную торжественность, патетику, эмоциональность.
  4. Проверьте по справочникам и энциклопедиям упоминаемые в тексте исторические даты и факты, фамилии, имена и отчества, даты жизни отдельных лиц и т.п.
  5. Приложения к работе необходимо аннотировать. Сделайте необходимые подписи к рисункам, схемам, фотографиям и т.д.
  6. При цитировании отдельных высказываний, различных точек зрения, воспоминаний необходимо правильно оформить ссылки на источник: в круглых скобках указать автора высказывания, год или в квадратных – номер источника в списке литературы. При использовании какого-либо другого носителя информации (видеозапись, аудиокассета, письмо, справка и т.д.) надо указывать, где хранится данный первоисточник (музей, государственный или личный архив с указанием фонда и других выходных данных).
  7. Грамотно скомпонуйте работу, выделив введение, описание исследования и заключение.

Правила оформления исследовательской работы. Требование к докладу.

I. Структура исследовательской работы

Работа строится по определенной структуре, которая является общепринятой для научных трудов.

Основными элементами этой структуры являются: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложения.

а. Титульный лист является первой страницей работы и заполняется [ (26.4Kb) ]

б. После титульного листа помещается содержание , в котором приводятся разделы (главы) работы с указанием страниц.

в. Во введении (см. более подробное описание в главе III . Оформление введения) в краткой форме обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем заключаются теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов.

г. В главах основной части исследовательской работы подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме исследовательской работы и полностью ее раскрывать. Эти главы показывают умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал.

д. В заключении предполагается наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом указывается, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены.

е. В конце работы приводится список литературы . В тексте работы могут быть ссылки на тот или иной научный источник (номер ссылки должен соответствовать порядковому номеру источника в списке литературы).

ж. В приложениях помещаются вспомогательные или дополнительные материалы. В случае необходимости приводятся дополнительные таблицы, графики, рисунки, и т.д.

II. Оформление и представление исследовательской работы

1. Титульный лист исследовательской работы оформляется (26.4Kb) ]

2. Исследовательская работа печатается строго в последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения.

3. Порядок форматирования:

а. Текст исследовательской работы печатается шрифтом Times New Roman (14 пунктов), с полями: левое – 3 см (30 мм) , правое – 1,5 см (15 мм), верхнее – 2 см (20 мм) , нижнее – 2 см (20 мм). Выравнивание текста - по ширине листа. Междустрочный интервал – полуторный. Контуры полей не наносятся. Формулы в текст можно вписать вручную (черными чернилами).

б. Отступ первой строки абзаца составляет 1,25 см.

в. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно 2,5 интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.

4. Исследовательская работа помещается в папку-скоросшиватель с прозрачным

верхним листом (вкладывать в файлы страницы работы не допускается, в файл помещаются только страницы приложений, содержащие приклеенные фотографии, гербарии и т.п.) . Диск с программным продуктом помещается в отдельный прозрачный файл и закрепляется во избежание самопроизвольного выпадения

III . Оформление введения.

1. Актуальность исследования . Любой проект начинается с обоснования его

актуальности. Как правило, этот элемент при его описании затруднений не вызывает. Но, тем не менее, он отражает Ваши поиски: почему это действительно интересно, что нового Вы предполагаете получить, насколько это необходимо, как Вы к этому пришли, что (в самом общем конспективном изложении) сделано Вашими предшественниками, и что предстоит сделать Вам.

2. На этой основе формируется противоречие. Противоречие – это

«взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний...». Важно обратить внимание на то, что противоположности должны быть внутри единого объекта.

3. На основании выявленного противоречия формулируется проблема.

Проблема (от греч. problema – трудность, преграда) – противоречие в познании, характеризующееся несоответствием между новыми появившимися фактами, данными и старыми способами их объяснения; крупное обобщение множества сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований.

В научном смысле, проблема – это «объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целый комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес». В этом смысле проблема выступает как следствие появления новых запросов, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний.

Чаще всего проблема проекта формулируется в виде вопроса. Например: «каковы условия, необходимые и достаточные для формирования …».

4. Вслед за проблемой исследования определяются его объект и предмет.

а. Объект исследования – процесс или явление, порождающие проблемную

ситуацию и избранные для специального изучения, носитель проблемы, на который направлена исследовательская деятельность.

б. Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск (явления, отдельные их стороны, некоторые аспекты и т. д.).

При определении объекта и предмета исследования необходимо учитывать, что:

а. объект дает ответ на вопрос «что рассматривается?»

б. предмет дает ответ на вопрос «как рассматривается объект, в каких аспектах?»

5. На основе сформулированной проблемы, определенных объекта и предмета

исследования устанавливается центральный момент проекта – его цель и задачи.

а. Цель – это конечный результат, который бы хотелось достичь

исследователю. Чаще всего он формулируется с помощью слов: «выявить», «установить», «обосновать», «уточнить», «разработать».

б. Задача – это то, что необходимо сделать для достижения конкретной цели деятельности; следствие конкретизации функций и направлений деятельности, их содержание.

Задача – это желаемый результат управленческой деятельности, достижимый за заданный интервал времени и характеризующийся набором количественных показателей этого результата. Формулирование задачи должно начинаться с глагола неопределенной формы «создать…», «подготовить…», «достичь…».

Очень часто термины «цель» и «задача» воспринимаются как синонимы, но все-таки следует иметь в виду, что они не взаимозаменяемы: понятие «цель» шире. Вначале ставится цель, а затем для ее достижения решается ряд задач. Образно говоря, цель – это предназначение, а задача – веха на пути к намеченной цели. Выполнение же поставленных задач осуществляется с помощью мероприятий. Для реализации разных задач могут выполняться одни и те же мероприятия.

6. Следующий важнейший момент подготовки проекта – построение гипотезы .

Гипотеза – (греч. Hypothesis – основание, предположение) – научное предположение, не доказанное, но обладающее некоторой вероятностью и объясняющее ряд явлений, без него необъяснимых.

Гипотеза – это некоторое предположение, допущение, догадка. Формулируя гипотезу, руководитель проекта строит предположение о том, каким образом намеревается достичь поставленной цели. В процессе исследования гипотеза может корректироваться.

Различают несколько видов гипотез.

а. Описательная гипотеза характеризует изучаемое явление с разных позиций. В результате формируется понятийный аппарат и исходные данные для реализации проекта. Описательная гипотеза строится на предположении: «если,……, то…».

б. Объяснительная гипотеза требует экспериментальной проверки в ходе реализации проекта. На первый план в этом случае выдвигаются причинно-следственные связи. Поэтому объяснительная гипотеза строится на предположении: «так как,….., то…».

в. Основная рабочая гипотеза строится на предположении о том, при каких условиях процесс решения той или иной педагогической проблемы будет успешным: «Воспитание школьников будет успешным, если…».

г. Прогностическая гипотеза делает допущение о возможном позитивном развитии процесса или явления, о трудностях, которые могут возникнуть на практике при реализации проекта: «Экологическая подготовка в средней школе будет осуществляться эффективно лишь при условии…».

К гипoтeзe пpeдъявляютcя cлeдyющиe тpeбoвaния:

а. oнa дoлжнa включaть в ceбя oднo ocнoвнoe пoлoжeние;

б. в нee нeльзя включaть пoнятия и кaтeгopии, нe являющиecя oднoзнaчными, нe yяcнeнныe caмим руководителем проекта;

в. пpи фopмyлиpoвкe гипoтeзы cлeдyeт избeгaть цeннocтныx cyждeний, гипoтeзa дoлжнa cooтвeтcтвoвaть фaктaм, быть пpoвepяeмoй и пpилoжимoй к выбранному кpyгy явлeний;

г. однозначность толкования, лoгичecкaя пpocтoтa, бeзyпpeчнoe cтилиcтичecкoe oфopмлeниe.

7. Методы исследования :

а. Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков; общих и специальных работ; исторических документов; периодической печати и др.

б. Эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, тест, опрос, анкетирование, беседа);

в. Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов являются регистрация, ранжирование, шкалирование. С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое; медиана - показатель середины; степень рассеивания - дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др.Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

IY . Требования к докладу (защите исследовательской работы).

Доклад на конференции не должен быть точь-в-точь повторением представленной письменной работы. Здесь также есть определенные требования:

Продолжительность доклада не должна превышать 7 минут (это 2-3 страницы печатного текста).

Иллюстративный материал должен быть зрелищным, компактным, легким для транспортировки. При наличии видеоматериалов надо учитывать, что их демонстрация входит в те же7 минут доклада.

Не допускается демонстрация подлинников! Замените их хорошо выполненными фотографиями, ксерокопиями.

При устной защите работы учащийся (студент) должен четко обозначить цель и задачи исследования, дать краткую характеристику источников, определить методы и методики исследования. Представьте на суд слушателям и жюри наиболее значимые положения своего исследования, делая акцент на свой личный вклад на исследуемую проблему, доложите конечный результат и перспективы исследования.

Заранее продумайте возможные вопросы, которые могут быть заданы докладчику и подготовьте на них ответы.

При ответе на вопрос сконцентрируйте все свои знания и постарайтесь показать их.

Принимайте активное участие в работе секции: внимательно слушайте доклады и рекомендации руководителей секции, задавайте вопросы участникам. При правильно организованной работе экспертной группы после доложенного материала организуется дискуссия школьников. Комиссия обычно поощряет активность ребят.

Многократное участие в конференциях, конкурсах приводят в действие механизмы труда, познания, общения. Это не только повышает общую организованность и эффективность воспитания, но и ускоряет достижение его целей, связанных с многосторонним развитием и формированием отношения к окружающей природе.

Вовлекая учащихся в поиск нового, конкурсы и соревнования усиливают познавательный интерес и на основе научно-творческой работы развивают элементы патриотического воспитания.

И какими бы ни были результаты, в них, как и в любых других продуктах детской деятельности, находит яркое выражение отношение к истории, культуре и природе, формируемое воспитанием и деятельностью. Это отношение сравнительно легко прослеживается по внешним признакам поведения, которое в условиях соревновательной деятельности становится особенно ярким.