Будущее барона в пьесе на дне. М. Горький "На дне": описание, герои, анализ пьесы. Дальнейшая судьба героев

Год написания:

1595

Время прочтения:

Описание произведения:

Ромео и Джульетта – трагедия написанная Шекспиром . В ней описывается любовь между юношей и девушкой из двух непримиримых старинных родов – Монтекки и Капулетти. Произведение Ромео и Джульетта до сих пор пользуется большой популярностью. На основе этой трагедии ставят театральные постановки, снимают фильмы и пишут песни.

Предлагаем вашему вниманию краткое содержание трагедии Ромео и Джульетта.

Действие трагедии охватывает пять дней одной недели, в течение которых происходит роковая череда событий.

Первый акт начинается с потасовки слуг, которые принадлежат к двум враждующим семьям - Монтекки и Капулетти. Неясно, что послужило причиной вражды, очевидно лишь, что она давняя и непримиримая, втягивающая в водоворот страстей и молодых, и старых. К слугам быстро присоединяются знатные представители двух домов, а затем и сами их главы. На залитой июльским солнцем площади закипает настоящий бой. Горожанам, уставшим от розни, с трудом удаётся разнять дерущихся. Наконец прибывает верховный правитель Вероны - князь, который приказывает прекратить столкновение под страхом смерти, и сердито удаляется.

На площади появляется Ромео, сын Монтекки. Он уже знает о недавней стачке, но мысли его заняты другим. Как и положено в его возрасте, он влюблён и страдает. Предмет его неразделённой страсти - некая неприступная красавица Розалина. В разговоре с приятелем Бенволио он делится своими переживаниями. Бенволио добродушно советует обратить взор на прочих девушек и посмеивается над возражениями друга.

В это время Капулетти наносит визит родственник князя граф Парис, который просит руки единственной дочери хозяев. Джульетте ещё не исполнилось и четырнадцати, но отец соглашается на предложение. Парис знатен, богат, красив, и о лучшем женихе нельзя мечтать. Капулетти приглашает Париса на ежегодный бал, который они дают в этот вечер. Хозяйка отправляется в покои дочери, чтобы предупредить Джульетту о сватовстве. Втроём - Джульетта, мать и кормилица, вырастившая девочку, - они живо обсуждают новость. Джульетта пока безмятежна и послушна родительской воле.

На пышный бал-карнавал в доме Капулетти под масками проникают несколько молодых людей из вражеского лагеря - в том числе Бенволио, Меркуцио и Ромео. Все они горячи, остры на язык и ищут приключений. Особенно насмешлив и речист Меркуцио - ближайший друг Ромео. Сам Ромео охвачен на пороге дома Капулетти странной тревогой.

Добра не жду. Неведомое что-то,
Что спрятано пока ещё во тьме,
Но зародится с нынешнего бала,
Безвременно укоротит мне жизнь
Виной каких-то странных обстоятельств.
Но тот, кто направляет мой корабль,
Уж поднял парус...

В толчее бала, среди случайных фраз, которыми обмениваются хозяева, гости и слуги, взгляды Ромео и Джульетты впервые пересекаются, и, подобно ослепительной молнии, их поражает любовь.

Мир для обоих моментально преображается. Для Ромео с этого мгновенья не существует прошлых привязанностей:

Любил ли я хоть раз до этих пор?
О нет, то были ложные богини.
Я истинной красы не знал отныне...

Когда он произносит эти слова, его по голосу узнает двоюродный брат Джульетты Тибальт, немедленно хватающийся за шпагу. Хозяева упрашивают его не поднимать шум на празднике. Они замечают, что Ромео известен благородством и нет беды, даже если он побывал на балу. Уязвлённый Тибальт затаивает обиду.

Ромео тем временем удаётся обменяться с Джульеттой несколькими репликами. Он в костюме монаха, и за капюшоном она не видит его лица. Когда девушка выскальзывает из зала на зов матери, Ромео от кормилицы узнает, что она - дочь хозяев. Через несколько минут Джульетта делает такое же открытие - через ту же кормилицу она выясняет, что Ромео - сын их заклятого врага!

Я воплощенье ненавистной силы
Некстати по незнанью полюбила.

Бенволио и Меркуцио уходят с бала, не дождавшись друга. Ромео в это время неслышно перелезает через стену и прячется в густом саду Капулетти. Чутье приводит его к балкону Джульетты, и он, замирая, слышит, как она произносит его имя. Не выдержав, юноша отзывается. Разговор двух влюблённых начинается с робких восклицаний и вопросов, а заканчивается клятвой в любви и решением немедля соединить свои судьбы.

Мне не подвластно то, чем я владею.
Моя любовь без дна, а доброта - как ширь морская.
Чем я больше трачу, тем становлюсь безбрежней и богаче

Так говорит Джульетта о поразившем её чувстве. «Святая ночь, святая ночь... / Так непомерно счастье...» - вторит ей Ромео. С этого момента Ромео и Джульетта действуют с необычайной твёрдостью, отвагой и вместе с тем осторожностью, полностью подчиняясь поглотившей их любви. Из их поступков непроизвольно уходит детскость, они вдруг преображаются в умудрённых высшим опытом людей.

Их поверенными становятся монах брат Лоренцо, духовник Ромео, и кормилица, наперсница Джульетты. Лоренцо соглашается тайно обвенчать их - он надеется, что союз юных Монтекки и Капулетти послужит миру между двумя семьями. В келье брата Лоренцо совершается обряд бракосочетания. Влюблённые переполнены счастьем.

Но в Вероне по-прежнему жаркое лето, и «в жилах закипает кровь от зноя». Особенно у тех, кто и без того вспыльчив как порох и ищет повода показать свою храбрость. Меркуцио коротает время на площади и спорит с Бенволио, кто из них больше любит ссоры. Когда появляется задира Тибальт с приятелями, становится ясно, что без стычки не обойтись. Обмен едкими колкостями прерван приходом Ромео. «Отстаньте! Вот мне нужный человек, - заявляет Тибальт и продолжает: - Ромео, сущность чувств моих к тебе вся выразима в слове: ты мерзавец». Однако гордец Ромео не хватается в ответ за шпагу, он лишь говорит Тибальту, что тот заблуждается. Ведь после венчанья с Джульеттой он считает Тибальта своим родственником, почти братом! Но никто этого ещё не знает. А Тибальт продолжает издевательства, пока не вмешивается взбешённый Меркуцио: «Трусливая, презренная покорность! / Я кровью должен смыть её позор!» Они дерутся на шпагах. Ромео в ужасе от происходящего бросается между ними, и в эту минуту Тибальт из-под его руки ловко наносит удар Меркуцио, а затем быстро скрывается со своими сообщниками. Меркуцио умирает на руках у Ромео. Последние слова, которые он шепчет: «Чума возьми семейства ваши оба!»

Ромео потрясён. Он потерял лучшего друга. Мало того, он понимает, что тот погиб из-за него, что Меркуцио был предан им, Ромео, когда защищал его честь... «Благодаря тебе, Джульетта, становлюсь я слишком мягок...» - бормочет Ромео в порыве раскаянья, горечи и ярости. В этот миг на площади вновь появляется Тибальт. Обнажив шпагу, Ромео налетает на него в «огненнооком гневе». Они бьются молча и исступлённо. Через несколько секунд Тибальт падает мёртвым. Бенволио в страхе велит Ромео срочно бежать. Он говорит, что смерть Тибальта на поединке будет расценена как убийство и Ромео грозит казнь. Ромео уходит, подавленный всем происшедшим, а площадь заполняют возмущённые горожане. После объяснений Бенволио князь выносит приговор: отныне Ромео осуждён на изгнанье - в противном случае его ждёт смерть.

Джульетта узнает о страшной новости от кормилицы. Сердце её сжимается от смертной тоски. Скорбя о гибели брата, она тем не менее непреклонна в оправдании Ромео.

Супруга ль осуждать мне?
Бедный муж, где доброе тебе услышать слово,
Когда его не скажет и жена на третьем часе брака...

Ромео в этот миг мрачно выслушивает советы брата Лоренцо. Тот убеждает юношу скрыться, подчинившись закону, пока ему не будет даровано прощение. Он обещает регулярно посылать Ромео письма. Ромео в отчаянье, изгнанье для него - та же смерть. Он изнывает от тоски по Джульетте. Лишь несколько часов удаётся провести им вместе, когда ночью он тайком пробирается в её комнату. Трели жаворонка на рассвете извещают влюблённых, что им пора расставаться. Они никак не могут оторваться друг от друга, бледные, терзаемые предстоящей разлукой и тревожными предчувствиями. Наконец Джульетта сама уговаривает Ромео уйти, страшась за его жизнь.

Вошедшая в спальню дочери леди Капулетти застаёт Джульетту в слезах и объясняет это горем из-за смерти Тибальта. Известие, которое сообщает мать, заставляет Джульетту похолодеть: граф Парис торопит со свадьбой, и отец уже принял решение о венчанье на следующий день. Девушка молит родителей обождать, но те непреклонны. Или немедленная свадьба с Парисом - или «тебе тогда я больше не отец». Кормилица после ухода родителей уговаривает Джульетту не переживать: «Твой новый брак затмит своими выгодами первый...» «Аминь!» - замечает в ответ Джульетта. С этой минуты в кормилице она видит уже не друга, а врага. Остаётся единственный человек, кому ещё может она доверять, - брат Лоренцо.

И если не поможет мне монах,
Есть средство умереть в моих руках.

«Всему конец! Надежды больше нет!» - безжизненно говорит Джульетта, когда остаётся наедине с монахом. В отличие от кормилицы Лоренцо не утешает её - он понимает отчаянное положение девушки. Всем сердцем сочувствуя ей и Ромео, он предлагает единственный путь к спасению. Ей надо притвориться покорной воле отца, готовиться к свадьбе, а вечером принять чудодейственный раствор. После этого она должна погрузиться в состояние, напоминающее смерть, которое продлится ровно сорок два часа. За этот срок Джульетту погребут в фамильном склепе. Лоренцо же даст знать обо всем Ромео, тот прибудет к моменту её пробуждения, и они смогут исчезнуть до лучшей поры... «Вот выход, если ты не оробеешь / Или не спутаешь чего-нибудь», - заключает монах, не утаивая опасности этого тайного плана. «Дай склянку мне! Не говори о страхе», - обрывает его Джульетта. Окрылённая новой надеждой, она уходит с флаконом раствора.

В доме Капулетти готовятся к свадьбе. Родители счастливы, что дочь больше не упрямится. Кормилица и мать нежно прощаются с ней перед сном. Джульетта остаётся одна. Перед решающим поступком её охватывает страх. Что, если монах обманул её? Или эликсир не подействует? Или действие будет иным, чем он обещал? Что, если она проснётся раньше времени? Или ещё хуже - останется жива, но потеряет рассудок от страха? И все-таки, не колеблясь, она выпивает флакон до дна.

Утром дом оглашает истошный вопль кормилицы: «Джульетта померла! Она скончалась!» Дом охватывает смятение и ужас. Сомнений быть не может - Джульетта мертва. Она лежит в постели в свадебном наряде, окоченевшая, без кровинки в лице. Парис, как все прочие, подавлен страшной вестью. Музыканты, приглашённые играть на свадьбе, ещё неловко топчутся, ожидая приказов, но несчастная семья уже погружается в безутешный траур. Пришедший Лоренцо произносит слова сочувствия близким и напоминает, что покойницу пора нести на кладбище.

...«Я видел сон: ко мне жена явилась. / А я был мёртв и, мёртвый, наблюдал. / И вдруг от жарких губ её я ожил...» - Ромео, который скрывается в Мантуе, ещё не подозревает, каким пророческим окажется это видение. Пока он ничего не ведает о случившемся в Вероне, а лишь, сжигаемый нетерпением, ждёт вестей от монаха. Вместо посыльного появляется слуга Ромео Балтазар. Юноша кидается к нему с расспросами и - о горе! - узнает ужасную весть о смерти Джульетты. Он отдаёт команду запрягать лошадей и обещает: «Джульетта, мы сегодня будем вместе». У местного аптекаря он требует самого страшного и скорого яда и за пятьдесят дукатов получает порошок - «в любую жидкость всыпьте, / И будь в вас силы за двадцатерых, / Один глоток уложит вас мгновенно».

В это самое время брат Лоренцо переживает не меньший ужас. К нему возвращается монах, которого Лоренцо посылал в Мантую с тайным письмом. Оказывается, роковая случайность не позволила выполнить поручение: монах был заперт в доме по случаю чумного карантина, так как его товарищ перед тем ухаживал за больными.

Последняя сцена происходит в гробнице семьи Капулетти. Здесь, рядом с Тибальтом, только что положили в усыпальнице мёртвую Джульетту. Задержавшийся у гроба невесты Парис забрасывает Джульетту цветами. Услышав шорох, он прячется. Появляется Ромео со слугой. Он отдаёт Балтазару письмо к отцу и отсылает его, а сам ломом открывает склеп. В этот момент Парис выступает из укрытия. Он преграждает Ромео путь, грозит ему арестом и казнью. Ромео просит его уйти добром и «не искушать безумного». Парис настаивает на аресте. Начинается поединок. Паж Париса в страхе бросается за помощью. Парис гибнет от шпаги Ромео и перед смертью просит внести его в склеп к Джульетте. Ромео наконец остаётся один перед гробом Джульетты, Он поражён, что в гробу она выглядит как живая и так же прекрасна. Проклиная злые силы, унёсшие это совершеннейшее из земных созданий, он целует Джульетту в последний раз и со словами «Пью за тебя, любовь!» выпивает яд.

Лоренцо опаздывает на какой-то миг, но он уже не в силах оживить юношу. Он поспевает как раз к пробуждению Джульетты. Увидев монаха, она немедленно спрашивает, где её супруг, и заверяет, что все отлично помнит и чувствует себя бодрой и здоровой. Лоренцо, боясь сказать ей страшную правду, торопит её покинуть склеп. Джульетта не слышит его слов. Увидев мёртвого Ромео, она думает лишь о том, как скорее умереть самой. Она досадует, что Ромео один выпил весь яд. Зато рядом с ним лежит кинжал. Пора. Тем более что снаружи уже слышны голоса сторожей. И девушка вонзает себе в грудь кинжал.

Вошедшие в усыпальницу нашли мёртвых Париса и Ромео, а рядом с ними ещё тёплую Джульетту. Давший волю слезам Лоренцо поведал трагическую историю влюблённых. Монтекки и Капулетти, забыв о старых распрях, протянули руки друг другу, безутешно оплакивая мёртвых детей. Решено было поставить на их могилах по золотой статуе.

Но, как верно заметил князь, все равно повесть о Ромео и Джульетте останется печальнейшей на свете...

Вы прочитали краткое содержание трагедии Ромео и Джульетта. В разделе нашего сайта - краткие содержания , вы можете ознакомиться с изложением других известных произведений.

Одним из лучших произведений Горького является пьеса «На дне». Она социально-философского жанра и направлена к общечеловеческим ценностям. Горький впервые поднял вопрос о людях «дна», как о прямом доказательстве преступления, совершаемого над человеком. Все люди рождаются свободными и равноправными. Они должны поступать в отношении друг друга в духе братства. В пьесе «На дне» автор показывает нам бесчеловечность социальных отношений. В обычной бытовой ситуации он воплотил сложные жизненные проблемы. Автор показывает нам ту атмосферу, в которой находятся бедные люди. Ужасная бедность приводит в унизительное положение. Естественно, что обитатели «дна» хотят выбраться из этого положения, не хотят унижать свое человеческое достоинство. Они протестуют против жестокой жизни.

Все это непосредственно зависит от социальных условий, от царящего неравенства. Государство не давало возможности людям подняться из этого «дна», не принимало в общество бедных людей. Горький показывает бесправие низов.

Каждый человек противостоит многим отрицательным воздействиям. Обитатели «дна» мечтают о лучшей жизни и не быть униженными и оскорбленными. Они верят в чудо и борются с несправедливостью. Некоторые из них от безвыходности бросают борьбу и живут так, как жили раньше, или кончают жизнь самоубийством. У этих людей кончается надежда хорошо жить, уйти из «дна». Они не верят, что наступит время, когда не будет беззакония и все люди будут равны между собой.

Общественная жизнь сложна и многогранна. Она находится в изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными.

Общество устроено ненормально, и так не может продолжаться вечно. Мысли о приближении первой русской революции рождались среди обитателей «дна».
Горький восстает против пассивного взгляда на жизнь, удобного для тех, кто сам не страдает. Он отважился сказать своим современникам и потомкам жестокую правду. Тревожная дума о будущем России и о судьбах человечества никогда не оставляла Горького.

Сатин, Барон и Бубнов смирились со своим положением в ночлежке. Одновременно они спорят о жизни, о правде и о людях. Для Бубнова жизнь кажется бессмыслицей, все на земле лишнее. Все рождаются, чтобы умереть. Сатин произносит слова о человеке, о его призвании и о его красоте: «Человек - вот правда! Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек - это великолепно! Это звучит гордо!..»

Приход Луки в ночлежку производит на всех хорошее впечатление. Он всех успокаивает, утешает, каждому дарит надежду. Лука заставляет Актера поверить в то, что есть лечебница для алкоголиков, вору Пеплу он обещает светлую жизнь в Сибири. Настя начинает верить, что она пережила настоящую любовь. Только Барон, Бубнов и Сатин не слушают советов старика. Лука исчезает тогда, когда начинается цепь трагедий. И тогда обитатели ночлежки поняли его ложь и жалость по отношению к ним. И снова началась для них привычная жизнь: игры в карты, споры, пьянство, стоны Анны. Обман Луки не возвышал людей, а унижал их, потому что основывался не на вере в силы человека, а на убеждении, что человек ничего не способен достичь и его можно только жалеть и утешать иллюзиями.

В IV действии Сатин произносит речь о гордом человеке. И даже когда Сатин спорит со стариком, тот соглашается с ним: «Надо уважать человека!».

М. Горький в своей пьесе «На дне» призывает любить человека, сделать так, чтобы это имя звучало гордо. Судьба персонажей пьесы свидетельствует о том, что при общественном строе нет выхода для людей, попавших на «дно».

Наиболее ярко в пьесе выражена проблема гуманизма. А гуманизм - это любовь к человеку, желание ему помочь. Лука, один из главных героев произведения, помогает несчастным людям, утешая их и подавая надежду на лучшее, сам будучи далеко не из счастливых.

Он приглядывает за Анной, выводит ее на улицу. Вовремя предостерегает Пепла от убийства Костылева и от других опрометчивых шагов, советует ему и Наташе уйти из дома Костылева, предупреждая, что дело может кончиться плохо. Актера хочет поставить на путь к новой жизни и уговаривает его бросить пить. Лука обладает редким даром сочувствия и соучастия, а это и сейчас редкость в людском общении. Кто же такие жители ночлежки? Это обездоленные существа, оказавшиеся у последней черты. Но удивление вызывает то, что они пытаются остаться людьми и не потерять человеческий облик. Их усилия не напрасны, они оказывают достаточно сильное сопротивление Костылеву и Василисе, среди них растет чувство солидарности. В конце концов Бубнов и Клещ проявляют сочувствие к своим товарищам по несчастью, даже в Бароне по отношению к Насте пробудилось нечто подобное на человеческое участие.
Костылев убит. Убит случайно. Это не самосуд, не расправа над стариком, а драка, в которой виноват сам же Костылев. Но босяки не разбежались, а остались в ночлежке и готовы дать свидетельские оправдательные показания в суде. Это говорит о том, что в них осталось чувство справедливости и сочувствия к другим, более или менее близким людям.
После смерти Костылева скрылся один Лука. За это его считают своего рода предателем. Да, здесь он поступил не самым лучшим образом, но вспомним, что еще до драки он собирался уйти из ноч лежки и сказал об этом Бубнову. Да к тому же он ничем не мог помочь Пеплу: свидетельские показания беспаспортных бродяг суд в расчет не принимал. Так что его явка в суд была бесполезной для Пепла и безрассудной для него самого. Думаю, что за этот поступок Луку нельзя обвинять в предательстве, но и нельзя сказать, что он герой. Но с них довольно того, что в нечеловеческих условиях они остаются людьми. Возникает другой вопрос: не явился ли Лука причиной смерти Актера? Думаю, что нет. Ведь Лука стремился помочь Актеру, но своими историями обострил боль человека, пробудил в нем чувство собственного достоинства. Актер, которого никто в ночлежке не воспринимал всерьез, не желает жить так и предпочитает смерть.
До встречи с Лукой Пепел смотрел на себя, как на конченого человека, вора и сына вора. Лука разжег в нем тоску по настоящей, чистой и честной жизни. И по самому развитию характера видно, что Васька Пепел рвется из «дна жизни». Мешают костылевы...
Вернувшись к своей мысли, я сделаю вывод, что Лука не только утешает и лжет. Он искренне сопереживает людям, будит в них человеческие чувства. «Что такое правда? Человек - вот правда! Он (Лука) понимал это...» - заключает Сатин. Думаю, что с ним нельзя не согласиться.

Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет -
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!

Не в этом ли заключается смысл главного урока, данного нам произведением Горького, урока человечности, гуманизма?

Барон , ЗЗ года. — Барон — носящий звание, достоинство баронства, низшей ступени именитого (титулованного) дворянства. Из наследственных баронских родов в Российской империи большинство было прибалтийского и иностранного происхождения.

Из-за широкого распространения этого титула и увеличения числа его носителей (зачастую не имевших никаких имений) он потерял общественном мнении всякое уважение Тем более что баронство жаловалось иногда и купцам. Негативно насмешливо окрашенные выражения барон ские замашки, баронить уже в середине XI столетия имели значения «величаться, пускать пыль, корчить вельможу» . Отсюда — один шаг до пробаронить, пробарониться — разориться вчистую, спустил имение. Таким образом, прозвище этого персонажа отражает не только его прошлый социальный статус и не только одно из качеств его характера — стремление почваниться высоким происхождением.

Впрочем, кличка этого персонажа вызывает и ассоциацию со знаменитым вралем, увековеченным писателем Э.Распе — бароном Мюнхгаузеном. Подобная ассоциация заставляет отнестись ко всему, что рассказывает обитатель костылевской ночлежки, по меньшей мере с недоверием. его воспоминания о прошлом — слишком общие, из которых, кажется, самая запоминающаяся и чаще всего повторяемая деталь — кофе со сливками, который барон пил лежа в постели — следует признать плодом фантазии. На подобные размышления наталкивает и относительно бедная и грубая речь персонажа.

Обращает на себя внимание точно указанный возраст персонажа — 33 года. И это символично. Спаситель именно в 33 года принял крестную муку во имя искупления рода человеческого. Именно поэтому традиционно считается, что к этому моменту человек должен состояться как личность и как член социума, прославить свое имя. Между тем Барон к 33 годам окончательно потерял себя — даже имя, без которого «нет человека». Не случайно, конечно, что в акте IV он, задав себе страшный вопрос: «Ведь зачем-нибудь я родился … а?» — не может дать ответа.

образ Бубнова

Картузник, один из обитателей ночлежки. Мы узнаем, что в прошлом он был владельцем красильной мастерской. Но обстоятельства изменились, его жена сошлась с мастером, и ему, чтоб остаться в живых, пришлось уйти. Теперь этот человек опустился на самое дно. Позиция Б. - это скепсис, фатализм, он всегда принижает человека. Он жесток, не желает сохранять в себе какие-либо хорошие качества. В нем нет ни капли сострадания. На просьбу умирающей Анны вести себя потише, он отвечает: "шум - смерти не помеха...". Он считает, что "все люди на земле - лишние...". С точки зрения Б., именно на абсолютном дне жизни обнажается истинная сущность человека, с него слетает наслоение цивилизованной, культурной жизни: "...все слиняло, один голый человек остался". Видимо, тем самым он хочет сказать о животной сущности человека. Б. видит в нем лишь низкое, эгоистичное, не желая принимать во внимание развитие общественной, культурной жизни. В этом случае можно считать значительной такую его фразу: "Выходит - снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется... все сотрется, да!" Опустившись на самое дно жизни, Б. уже не верит в человека, он занимает пассивную не только внешнюю, но и внутреннюю позицию.

Образ Насти

Настя – одна из жительниц ночлежки в пьесе «На дне», падшая женщина, мечтающая о романтической любви. Несмотря на то, что она занимается проституцией, она мечтает о чистой и преданной любви. Однако её окружают нищета, безысходность и унижения.

Для того чтобы как-то забыться и уйти из реальности, она придумала вымышленный персонаж, которого называет то Раулем, то Гастоном. Большая часть её мечты взята из бульварных романов, которые она постоянно читает. Она придумывает истории о своем якобы существующем возлюбленном и рассказывает другим постояльцам. Они лишь смеются и издеваются над ней. Единственные люди, которые верят ей, это Лука и Наташа.

Несмотря на все оскорбления и унижения в свой адрес, Насте удалось сохранить чуткость души. По натуре она наивна, трогательная и беспомощна. Она не отчаивается и продолжает верить в существование своего «принца».

Образ Барона

Обитатель ночлежки. Раньше он был бароном, имел достаточно крупное социальное положение. Со временем опустился на самое дно жизни, где все еще вспоминает прелести своего прошлого положения. Над ним часто смеются и издеваются по этому поводу остальные ночлежники.

Образ Луки

Очень неоднозначный персонаж пьесы. Это пожилой странник, который на некоторое время появляется в ночлежке. Л. утешает людей. Но как можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся на дно ее людей? Л. прибегает ко лжи. Но это ложь во спасение. Умирающей Анне, которой нечего вспомнить в жизни хорошего, Л. говорит, что на том свете ей будет очень хорошо. Проститутка Настя всем рассказывает, что в ее жизни была большая любовь. В ответ все смеются. Но Лука говорит, что если она верит, значит, эта любовь у нее действительно была. Вора Ваську Пепла Л. уговаривает поехать в Сибирь, потому что там он сможет честно работать. Алкоголику Актеру Л. рассказывает о бесплатной лечебнице, где лечат от пьянства. Он уговаривает его подготовиться к лечению, взять себя в руки. Обосновывая то, что нужно жалеть человека, Л. рассказывает, как когда-то сам пожалел грабителей, чем их спас. Иначе они убили бы его и сгинули на каторге. Также Л. рассказывает притчу о "праведной земле". Один бедный человек верил в существование такой земли. Но на карте у ученого ее не оказалось. Человек разочаровался во всем и повесился. Так Л. хочет показать необходимость жалости и надежды для каждого человека. Л. исчезает неожиданно, во время завязавшейся драки, когда Пепел убивает Костылева. Такое исчезновение воспринимается неоднозначно. В последнем действии ночлежники вспоминают о Л., высказывая различные точки зрения на ложь утешительную.

Образ Актера

Актер - один из обитателей ночлежки. Настоящее имя героя неизвестно; в одной из сцен он сокрушается, что «потерял имя». Сценический псевдоним А. в прошлом - Сверчков-Заволжский. А. - пьяница, постоянно вспоминающий актерское прошлое и цитирующий различные литературные произведения. Появившемуся в ночлежке Луке А. пытается прочитать стихи, но не может их вспомнить и кается, что «пропил душу». А. верит рассказу Луки о якобы существующей бесплатной лечебнице для алкоголиков. Он вспоминает и декламирует отрывок из стихотворения Беранже, имеющий прямое отношение к поставленной в пьесе проблеме «утешительной лжи». А. пытается воздерживаться от пьянства, начинает работать и копить деньги на дорогу, чтобы вылечиться и начать жизнь заново. После исчезновения Луки А. понимает, что реальных надежд на спасение нет, и кончает жизнь самоубийством - вешается. Судьба А. явно ассоциируется с судьбой героя «притчи о праведной земле», которую рассказывает ночлежникам Лука.

Образ Наташи

Наташа сестра жены хозяина ночлежки, девушка добрая и мягкосердечная. Ей выпала тяжёлая судьба – нищета и постоянные издевательства со стороны сестры с мужем. И все же она сумела сохранить душевную чистоту и невинность. Именно из-за этого в неё влюбляется вор Васька Пепел. Он зовет её уехать с ним в Сибирь. Но она честно признается, что не любит его настолько, не верит его намерениям. Василиса, узнав о том, что Пепел хочет её бросить и уехать с Наташей, начинает жестоко избивать сестру и окатывает её кипятком. Наташу вовремя спасают, но при этом погибает Костылев. В страшной истерике Наташа обвиняет в убийстве хозяина ночлежки Пепла и свою сестру. Позже становится известно, что Наташа попала в больницу. Потом она исчезает в неизвестном направлении, лишь бы не возвращаться в ночлежку.

Образ Пепла

Обитатель ночлежки, потомственный вор. П. - любовник жены хозяина ночлежки Василисы. Это очень жестокая женщина, которая постоянно толкает того на воровство. Но П. надоела такая жизнь. Ему хочется стать честным человеком. Он влюбляется в сестру Василисы Наташу, хорошую девушку, жертву хозяев жизни. П. признается девушке в любви и зовет ее уйти вместе. Лука призывает П. идти работать в Сибирь. Там П. желает стать порядочным и честным. Василиса ревнует П., запирает дома и избивает Наташу. Позже, в завязавшейся драке П. убивает Костылева. Мы понимаем, что теперь ему прямой путь в тюрьму или на каторгу.

Образ Сатина

Константин Сатин - один из обитателей ночлежки, бывший телеграфист. Это человек со своей жизненной философией. С самого начала пьесы из его уст звучат такие слова, как "макробиотика", "Сарданапал" и т.д. Этот герой отличается от остальных обитателей "дна". О себе он говорит: "Надоели мне, брат, человеческие слова... все наши слова - надоели! Каждое из них слышал я... наверное, тысячу раз...", "Я был образованным человеком...", "Я много книг читал...". Потом С. посадили в тюрьму почти на пять лет за убийство человека, который обидел его сестру. После тюрьмы он попал в ночлежку и стал сознательно губить свою жизнь. С. - скептик. Он апатичен, пассивен в жизни. Его протест заключается в призыве к "ничегонеделанию". "Я тебе дам один совет: ничего не делай! Просто - обременяй землю!..". С. не просто был сброшен на "дно". Он сам туда пришел и обосновался там. Ему так удобней. И вот он обитает в подвале и пропивает и проигрывает свои возможности. Именно этот герой спорит с Лукой и его позицией "утешительной" лжи. Он говорит о свободном Человеке с большой буквы. С. считает унизительным сострадательный гуманизм Луки. "Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью..." С. осуждает и утешительную ложь: "Ложь - религия рабов и хозяев..." "Правда - бог свободного человека!" "человек - вот правда!" "Существует только человек, все же остальное - дело его рук и мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо!" Но что такое человек для С.? "Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном!"

Автор в полифоническом произведении, по определению М. М.Бахтина, не присоединяется ни к одной из высказанных точек зрения: решение поставленных философских вопросов принадлежит не одному герою, но является результатом поисков всех участников действия. Автор, как дирижёр, организует многоголосый хор героев, "поющих" разными голосами одну и туже тему.

Всё-таки окончательного решения вопроса о правде - свободе - человеке в драме Горького нет. Впрочем, так и должно быть в пьесе, которая ставит "вечные" философские вопросы. Открытый финал произведения заставляет самого читателя задуматься над ними.

Ночлежка у М.Горького стала местом, где сошлись вместе люди разного происхождения, уровня образования и воспитания. Образ и характеристика Барона в пьесе «На дне» - пример попадания на социальное дно помещика.

Прошлое героя

Предками Барона были богатые дворяне. Семья славилась во времена Екатерины и Николая. Дед занимал высокие посты. Имение насчитывало сотни крепостных слуг. Десятки лакеев ходили вокруг «золотого мальчика». Проснувшись утром, лежа в постели, пил кофе со сливками. Удивительное время! Барон вспоминает о тех днях с сожалением. Остальную судьбу можно выстроить по ступеням:
  • Учился в дворянском институте. Не помнит только, чему учился.
  • Служил чиновником в дворянской палате.
  • Женился.
  • Разорился.
  • Попался на трате казенных денег.
  • Был уволен и отправлен в тюрьму.
  • Оказался среди постояльцев ночлежки.
Что стало причиной такого быстрого снижения социального статуса? Лень, отсутствие самостоятельности, привычка жить за счет чужого труда. Еще одна причина – неуважение к труду предков. Юноша не знает, как создавался капитал. Он надеется, что все пойдет само собой, но нажитое многими поколения проходит сквозь пальцы и исчезает в прошлом. Вся жизнь в богатстве проскочила как сон. Дни в ночлежке тянутся медленнее.

Характер

Барон забыл не только свое имя и фамилию, он потерял все, чему его учили. Осталось прозвище, напоминающее о возвышенном происхождении персонажа. Нет изысканных манер, культурных навыков. Остались барские замашки. Мужчине всего 33 года, а кажется, что это измученный судьбой старик. Бывший дворянин говорит, что его жизнь смешна. Сатин не согласен, нет веселого в судьбе, много глупого. Какие характеристики дают герою постояльцы костылевского подвала:
  • Пропащая душа;
  • Пустой человек.
Барон почти привык к нищете, но иногда прорывается наружу «барин». Хочется мужчине чему-то научиться. Он играет в карты, пытается мухлевать, но его быстро раскрывают. Уловки не даются Барону, не помогает и образованность. Избалованный в детстве Барон сохраняет надменность и высокомерие.

Смысл персонажа

Барон – сожитель доброй девушки из подвала Насти. Девчонка занимается проституцией, но увлеченно читает книги, придумывая себе настоящую любовь, надеется на истинные чувства. Дворянский предок смеется над женщиной, называет дурой или дурехой. Ему как будто нравится насмехаться, злить и обижать близкую ему женщину. Барон объясняет свое отношение:

«… я не чета тебе!...Ты мразь…».

Так может поступать только челок с пустой душой, злой и бессердечный.

Барон унижает Настю перед всеми постояльцами подвала. Девушка сравнивает его с червяком, поедающим яблоко (ее), называет несчастным. Автор помогает понять, как добрый, но бедный человек может оказаться выше и чище душой «разложившихся» дворян.

Потеряна и совесть у персонажа. Смеясь над увлечением женщины, он просит у нее денег на вино. Ему не стыдно пользоваться другими, проявляя к ним пренебрежение. Мужчина идет мириться,

«…не помиришься – на выпивку не даст…».

Появись в ночлежке другая, побогаче, Барон сразу к ней переметнется. Нет в нем привязанности и преданности. Хотя в некоторых сценах кажется, что какая-то привязанность все-таки есть.

Серость души

Барон не смог остаться в стороне от спора постояльцев о Луке. Он не согласен со стариком: нельзя ждать лучшей доли, если все потерял. Прошлое не вернуть. Барон растревожен мыслями и философскими рассуждениями Луки. Ему кажется, что он жил не свою судьбу. Переоделся под кого-то и сыграл ту роль, какая досталась. Неловко Барону от этих ролей. Где же тогда истинный Барон? Когда потерял свое лицо? Сколько помнит себя персонаж, у него в голове туман.

Классик подсказывает, такое состояние испытывало целое поколение дворян. Им все преподнесли на блюдечке с золотой каемочкой, оставили для пользования, а как не научили. Быстро разбилось блюдце, и заблудились молодые люди.

Не сформировался характер юноши, не сформировался мужчина. Барон не умеет даже спокойно рассуждать, как Сатин, ничто не греет сердце. Копится только обида, и растет злость из-за растраченного впустую наследства.

Барон не умеет ничего, но легко приспосабливается. Он носит на базар корзины Квашни. Бывший богач гордо вышагивает с коромыслом на плечах. В обращении к нему других жильцов чувствуется насмешка.