Академическая дача им репина. Академическая дача под вышним волочком. Из научных источников: Академическая дача

Программа

  • 1 день
  • 07:15 - Сбор группы возле экскурсовода на парковке автобусов (м. Тургеневская, м. Сретенский Бульвар, м. Чистые Пруды - выход в город к проспекту Академика Сахарова).
  • 07:30 - Отправление автобуса от м. Тургеневская. Путевая информация.
  • - Сделав остановку в селе Городня, мы сможем полюбоваться красивейшей церковью Рождества Богородицы с её шатровой колокольней, филигранными крестами и охряным фасадом с белоснежными вставками. Церковь является памятником тверского зодчества XV века и старейшей постройкой во всей Тверской области.
  • 13:30 - Продолжая путешествие в Вышний Волочёк, остановимся на окраине Торжка. Здесь расположен почти сказочный терем "Птица счастья". В ходе экскурсии по залам музея местных народных художественных промыслов вы сможете полюбоваться изумительными рукоделиями золотошвей Торжка, сдержанной праздничностью изделий Гжели и расписным великолепием жостовских подносов, очаровательной клинской ёлочной игрушкой, изделиями из бересты, фарфоровыми игрушками из Санкт-Петербурга... В магазине терема можно приобрести... даже не сувениры - настоящие произведения искусства!
  • - Переезд в Вышний Волочёк (40 км).
  • 15:00 - Прибытие. Обед в кафе города.
  • 15:30 - Краеведческий музей Вышнего Волочка - один из самых современных провинциальных краеведческих музеев России: здесь более 35 тыс. единиц хранения и пять тематических экспозиций. Следуя за экскурсоводом по залам музея, вы узнаете секреты Вышневолоцкой водной системы, увидите, во что одевались и чем пользовались в быту жители города в XIX веке, научитесь отличать сон-траву от Петрова креста и удивитесь разнообразию местных художественных промыслов.
  • 16:30 - Обзорная экскурсия по Вышнему Волочку и прогулка по центру города познакомят с историей и культурой этого очаровательного провинциального города. Вышний Волочек впервые упоминается в 1437 году как место волока, сухопутной переправы судов, между реками Цна и Тверца. В 1703 году по указу Петра I началось создание Вышневолоцкой водной системы, соединившей Балтийский бассейн с Каспийским, - и по сей день в городе сохранились каналы, набережные, шлюзы и мосты XVIII-XIX вв. Также в ходе экскурсии перед вами предстанет историческая застройка XVIII-XIX вв.: Казанский и Екатерининский проспекты, Ванчакова линия, красивейший собор Богоявления, построенный в "русско-византийском стиле", Гостиный двор, Присутственные места с пожарной каланчой и многочисленные памятники. А ещё вы узнаете, какую роль в функционировании водной системы сыграл местный житель Михаил Сердюков и почему она и ныне почитается образцом работы инженеров-гидравликов.
  • 18:00 - Размещение в гостинице "Берёзка".
  • 19:30 - Ужин в ресторане гостиницы. Свободное время.
  • 2 день
  • 08:00 - Завтрак в гостинице.
  • 08:45 - Отъезд на автобусе в г. Удомля (60 км). Некогда скромное поселение Вышневолоцкого уезда Тверской губернии с древним финно-угорским названием Удомля в XIX-XX веках стало источником вдохновения для десятков художников, музыкантов, писателей, деятелей науки. Здесь творили Левитан и Венецианов, Коровин, Грабарь и Чехов, жили богословы Новосёлов и Беневоленский и создатель радио Попов...
  • - В ходе обзорной экскурсии по Удомле вы посетите торжественный Князь-Владимирский собор, построенный в 2003 году, увидите памятники известным жителям города - А.Г. Венецианову и космонавту О.Г. Макарову и градообразующий комплекс Калининской АЭС.
  • 10:30 - Переезд в село Гарусово (7 км). Усадьба Аракчеевых, где некогда родился, по словам Пушкина, "всей России притеснитель", расположена на живописном берегу озера Удомля. В конце XIX века здесь часто бывал Левитан - именно на берегу озера были написаны этюды к картине "Над вечным покоем". Несмотря на то, что сейчас усадьба почти разрушена, сохранились остатки деревянного главного дома XVIII века "на шесть комнат внизу и две наверху" и очертания некогда прекрасного парка, поглощённого лесом.
  • 11:30 - Легендарная дача "Чайка" - усадьба художника В.К. Бялыницкого-Бирули, расположенная по соседству с имением Аракчеевых, на берегу озера Удомля. Здесь гостили Коровин и Грабарь, Жуковский и многие другие. Посещая усадьбу, вы осмотрите построенный по замыслу художника в 1913 году и недавно отреставрированный деревянный дом в стиле модерн, где сегодня располагается центр культуры и искусства "Дача Чайка". В ходе экскурсии и чаепития вы узнаете об удомленском содружестве художников, об организованной для крестьянской бедноты живописной школе и увидите обстановку начала XX века.
  • 13:30 - Переезд на погост Троица. Приходская церковь Иоанна Богослова была построена в 1840-1846 годах в изящном стиле русского классицизма, трапезная и колокольня появились здесь лишь в 1891 году. Вы сможете осмотреть храм, полюбоваться белокаменным фасадом и фигурным навершием трёхъярусной колокольни и насладиться умиротворёнными тверскими пейзажами.
  • 15:30 - Обед в кафе.
  • - Казанский женский монастырь Вышнего Волочка был основан сравнительно недавно - в 1872 году. Это не только уникальный памятник архитектуры, но и исключительно интересное место с массой примечательных сооружений: двумя старинными соборами с потрясающей настенной росписью, храмом с колокольней, больничным корпусом и домовой церковью. Его Казанский собор XIX века - многоглавый эклектический храм с обильным декором и оригинальным решением западного фасада в виде ниши с двумя башнями, а собор Андронниковой иконы Богоматери - торжественный гимн тоновскому "русско-византийскому стилю".
  • - Переезд в поселок Белый Омут (8 км). Николо-Столпенская пустынь - монастырь начала XIX века, расположенный на левом берегу реки Тверцы. От обители сегодня остались лишь руины: одиноко высится надвратная колокольня Никольской церкви и в окна бывшего жилого корпуса заглядывают ветви деревьев - особое очарование ушедших времён царит здесь повсюду.
  • 19:30 - Возвращение в Вышний Волочёк. Ужин в гостинице. Свободное время.

  • 3 день
  • 08:00 - Завтрак в гостинице. Освобождение номеров.
  • 08:45 - Выезд на автобусе в посёлок Красный май (5 км).
  • 09:00-10:00 - Как ни удивительно это звучит, но стекольный завод в посёлке Красный май - знаковое место для всей России. Именно здесь было изготовлено рубиновое стекло для звёзд Московского Кремля, повреждённых в годы Великой Отечественной. В ходе экскурсии по музею вы узнаете, как было сварено более 500 кв. м уникального трёхслойного стекла и каким образом его устанавливали в стальной каркас звёзд. Также у вас будет возможность приобрести сувениры. А на обратном пути вы осмотрите храм священномученника Фаддея, Архиепископа Тверского (2000 г.).
  • - Остановка в с. Леонтьево. Церковь Преображения XIX века - прекрасный образец русского классицизма, где ещё продолжаются реставрационные работы.
  • 11:00 - Академическая дача художников им. И.Е. Репина. В 1884 году по инициативе московского предпринимателя и мецената Кокорева открылся летний приют для студентов Санкт-Петербургской Академии художеств. В окрестных полях бродили с мольбертами в поисках вдохновения Рябушкин и Куинджи, Рерих и Бродский... Второе рождение Академической дачи состоялось в 1948 году - тогда в этих местах работали лучшие представители русского реалистического пейзажа и социалистического реализма. А в 1964 году Академической даче было присвоено имя И.Е. Репина. Посещая дачу художников, вы сможете представить, в каких условиях вызревали таланты не одного поколения русских живописцев, осмотрите уютные интерьеры и вдохновитесь живописными пейзажами.
  • - Переезд в поселок Солнечный.
  • 12:30 - Посещение народной картинной галереи, открытой в 1980 году, познакомит вас с запечатлённой на полотнах советских художников Тверской землёй с её изумительной природой, богатой архитектурой и прекрасными людьми. Крестьянский уклад быта, красивейшие пейзажи, стройки советской эпохи - всё это было главной темой творчества Ю.П. Кугача, О.Г. Светличной, Г.М. Коржева, Д.И. Маевского и многих других живописцев.
  • - Обед в кафе.
  • 16:00 - Отправление в Москву. (340 км, время в пути ориентировочно 6 часов).
  • 22:30 - Ориентировочное время прибытия в Москву. Высадка туристов у ближайшей станции метро по пути следования.
    (Фирма не несет ответственности за время прибытия в Москву в связи с увеличением транспортного потока в летнее время).

В.А. Кокорев – основатель Владимиро-Мариинского приюта для художников (ныне –Дома творчества Академическая дача)



В.А. Кокорев с профессорами Академии художеств Этюд И.Е. Репина «На Академической даче»,
на Академической даче. Дореволюционное фото
написанный им за один сеанс. Хранится в ГРМ.

"7-го числа посетил дачу И. Репин и прожил два дня, написавши большой этюд, и подарил его даче:". Упомянутый в письме студента Академии этюд Репина "На Академической даче" хранится в Государственном Русском музее. Копия его в размер оригинала экспонируется в "репинской" комнате Музея Академической дачи. Репинская традиция писать всем вместе тематические этюды под открытым небом сохранилась в Доме творчества до наших дней. На дачу приезжали профессора Академии П. Чистяков, И. Пожалостин, В. Якоби, В. Верещагин, А. Кившенко, Н. Дмитриев-Оренбургский, не редко посещал дачу А. Куинджи. Академическая дача сразу приобрела большую популярность. Сюда стала приезжать наиболее талантливая молодежь из Москвы и Санкт-Петербурга. Имена многих из них вошли в историю отечественной живописи. На даче работали А. Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский, С. Виноградов, И. Тварожников, П. Шухмин, П. Шиллинговский, А. Яковлев, И. Бродский, М. Курилко, П. Бучкин, А. Савинов, П. Митурич, П. Покаржевский и другие. В памяти народа сохранился примыкающий к даче, "бугор Рериха", где Николай Константинович писал картину "Гонец", а на синеющей глади Мстинского озера красуется легендарный остров Куинджи, где, по преданию, отдыхал со своими студентами А. Куинджи.

В непосредственной близости от Академической дачи, в древне Малый Городок работал А. Рябушкин. Деревянный дом, в котором он останавливался, сохранился до сих пор. В деревне Березки три лета подряд жил с семьей и работал М. Нестеров. Здесь же проводил летние месяцы ректор Академии художеств В. Беклемишев. В тридцати километрах от Академической дачи, в окрестностях озера Удомля, жил и работал В. Бялыницкий-Бируля. В его имении "Чайка" любили бывать и охотно писали окрестности И. Левитан, К. Коровин. Совсем недалеко от Академической дачи С. Жуковский создал удивительную серию пейзажей уходящих в прошлое "дворянских гнезд", пережив здесь настоящий творческий подъем. В этих краях написал свои лучшие произведения Н. Богданов-Бельский.

Места, где расположена дача, имеют древнюю историю. В старину здесь проходил крупный торговый путь "из варяг в греки". Через мстинские воды шли караваны судов, груженые товарами, направляющиеся из Новгорода на Волгу и далее к южным морям и в Персию. Здесь пролегал водный путь знаменитой системы Петровской эпохи. По преданию, проверяя судоходные маршруты, эти места прошел сам царь Петр. В 1785 году здесь побывала и Екатерина II. Особый настрой создает близость бывшего имения А.Г. Венецианова, где выдающийся живописец работал со своими учениками до самой своей кончины. Это невольно вспоминается и в наши дни, глядя на тихую озерную гладь и безмятежный окрестный русский пейзаж. В Доме творчества до сих пор сохраняется традиция поддержки молодых талантов. Здесь творчески сформировались А. Грицай, В. Гаврилов, О. Светличная, Ю. Тулин, Ю. Подлясский, В. Загонек, Б. Угаров, В. Стожаров, Ю. Кугач, А. и С. Ткачевы, В. Сидоров, М. Копытцева, А. Левитин, В. Токарев, Л. Острова, А. Романычев, В. Рейхет, И. Попов, Е. Чернышова, А. Горский, Н. Соломин, В. Шумилов и многие другие. С Домом творчества "Академическая дача" связаны имена В. Бакшеева, С. Герасимова, Г. Нисского, Н. Ромадина, Н. Чернышова, П. Крылова, Т. Гапоненко, Ф. Решетникова, А. Бубнова, А. Осипова, Б. Неменского, А. и С. Тутуновых, И. Шевандроновой и других известных живописцев.


В семидесятые годы XX столетия Академическая дача заново отстроилась, были подведены удобные дороги. В новом административном корпусе разместился выставочный зал, библиотека. Построен кинозал, каминный зал с декоративными изразцами и фортепиано. Каждое лето здесь проходят концерты и творческие встречи. Приезжают известные деятели культуры и искусства, артисты, писатели, журналисты, коллекционеры, ученые. В центре усадьбы Дома творчества находится музей Академической дачи, где представлены произведения крупнейших русских мастеров живописи: И. Грабаря, В. Бялыницкого-Бирули, П. Покаржевского, И. Бродского, В. Бакшеева, Н. Чернышова, С. Герасимова, П. Крылова, Б. Угарова, Н. Федосова, В. Попкова и т.д. Напротив музея высится знаменитый восьмигранник - павильон, выстроенный к приезду Президента Академии художеств Великого князя Владимира Александровича на фундаменте времен Екатерины II. Этот павильон "повидал" И. Репина, А. Куинджи, Н. Рериха, Г. Нисского и многих других выдающихся живописцев. На стене восьмигранника установлена памятная доска, посвященная В. Кокореву, основателю дачи. Рядом с восьмигранником - уютная столовая с террасами и банкетным залом. А между ними, в тени берез, где когда-то работал на пленэре со своими учениками И. Репин, установлен памятник великому русскому живописцу. Автор - известный российский скульптор О. Комов. Этому выдающемуся российскому скульптору принадлежит и авторство знаменитого памятника А.Г. Венецианову, установленного в районном центре - городе Вышнем Волочке.


Творческие мастерские с прилегающими к ним жилыми комнатами оснащены всеми удобствами. Они живописно расположены на двух уровнях и выстроились в две цепочки вдоль территории дачи. Перед окнами красивый луг и футбольное поле, неизменная забава молодых художников в редкие часы отдыха. От мастерских художников тянутся два спуска к берегу озера. Здесь расположены купальни и лодочные стоянки. Рыбалка на озере - одно из самых ярких впечатлений от пребывания в этих местах. Неизменная для сельского пейзажа баня, маленькие деревянные коттеджи, разнообразные деревянные причалы и мостики, запечатленные не одним поколением художников, придают особую прелесть этому истинно "русскому Барбизону".

В ближних деревнях круглый год живут и работают многие известнейшие художники. Их всегда можно видеть на пленэре за работой. В наши дни Академическая дача принимает гостей в любое время года группами и в одиночку. Здесь не дорого, но комфортно отдыхать и работать зимой, когда земля покрыта пушистым снежным покровом, но не менее привлекателен и отдых в летнее время, когда природа средней полосы России особенно заманчива. И не только щедрая рыбалка, лесные ягоды и грибы, которые приносят в Дом творчества местные жители, но и сложившаяся здесь веками творческая атмосфера неизменно способствуют хорошему настрою.

«Колыбелью великих вод» называют древнюю Вышневолоцкую землю. Здесь берет начало Тверца – приток Волги и Мста, несущая свои воды в Ильмень-озеро. А между ними Цна, на берегах которой и стоит город Вышний Волочёк. Именно по этим рекам проходил путь из Великого Новгорода и Низовые земли. А 300 лет назад, по велению Петра I, на месте древнего волока между Тверцой и Цной был создан целый комплекс гидротехнических сооружений, позволивших весь водный путь с Волги до новой столицы Санкт-Петербурга назвать Вышневолоцким. Только во второй половине XIX века эта главная транспортная магистраль России уступила свое место железным дорогам.

Но Вышневолоцкая земля – не только родина первой в России искусственной водной системы. Уже на протяжении двух столетий она является своеобразной «меккой» для художников, черпающих свое вдохновение среди ее дремучих лесов и болот, многочисленных рек и озер.

Еще один из родоначальников русской реалистической живописи А.Г. Венецианов приобрел в Вышневолоцком уезде небольшое имение. Это вышневолоцкие крестьянки на его картинах легко ведут под уздцы лошадей, кормят детей, жнут, чистят свеклу. Здесь создавал свои полотна его великий ученик Григорий Сорока, чей «Вид на усадьбу Островки с Большого острова» наконец-то обрел свое место в Тверской картинной галерее.

«Гений русского национального пейзажа» И.И. Левитан увидел на небольшой речке Съеже свою «Золотую осень» и радостный «Март» в имении А.Н. Турчаниновой «Горка», а красота здешних озер Островно и Удомля вдохновили художника на создание самой значительной его картины «Над вечным покоем», а позднее и последней – «Озеро». У этих озер жили и творили А.Е. Архипов, К.А. Коровин, С.Ю. Жуковский, А.С. Степанов, А.В. Моравов, Н.П. Богданов-Бельский…

Непревзойденный мастер колорита Константин Коровин приезжал в детстве и в Вышний Волочёк к своей бабушке. В этом городе родился пейзажист, художник-передвижник, академик живописи А.И. Мещерский. А на тихой улице недалеко от центра еще стоит дом, где прошли последние годы жизни Ф.С. Журавлева, автора известной картины «Перед венцом».

Провел детство в имении своей матери «Кузлово» один из крупнейших мастеров кисти XX века А.Г. Явленский. Ученик Репина, он в 1896 году уехал в Германию и, как оказалось, навсегда. Человеческое лицо на его картинах позднего периода – одновременно и лицо и крест. Художник писал, что «произведение искусства – это видимый Бог, а искусство - это тоска по Богу».

Почти ничего не осталось от венециановского Сафонкова, кроме нескольких камней, заросшего пруда да кустов буйно цветущей сирени. В нескольких верстах на погосте села Дубровского покоится прах художника, а в церкви сохранились еще писанные им иконы. Жители деревни Покровское охотно показывают место, где стоял дом Григория Сороки, и камни обжигальной избы – место самоубийства загнанного судьбой гения. Не сохранились дворянские дома в усадьбах Ушаковых и Турчаниновых, где жил И.И. Левитан. Почти совсем развалился барский дом в Кузлове, а рядом – ряд старых елей, заросшие пруды да надгробный камень с могилы бабушки художника Е.Я. Медведевой.

Тем удивительнее, что открытая 120 лет назад «Академическая дача» продолжает жить и привлекать к себе все новые поколения художников. Расположена она на высоком, поросшем соснами полуострове, образованном озером Мстино и вытекающей из него Мстой. Когда-то здесь было древнее городище, а в период действия Вышневолоцкой водной системы – плотина, через которую осуществлялся пропуск судов. «Летние караваны, выйдя из каналов, пройдя озеро Мстино, должны останавливаться при деревне Большой Городок, откуда река Мста приток свой имеет; судохозяева принуждены тут затапливать нагруженную фашинами и каменьями барку, дабы скопить в озере Мстине воду до 3 фут и иметь возможность проплыть через Солпинские и Ношкинские пороги до устья р. Березая», - писал автор «Судоходного дорожника Европейской России» в 1855 году. Такие остановки продолжались от трех до шести недель. Поэтому в деревне Большой Городок процветала торговля, сдача комнат внаем на ночлег, для чего строились большие, иногда двухэтажные дома и, конечно же, трактиры.

Позднее на месте затопления барки у истока Мсты был построен деревянный шлюз. Здесь в 1785 году побывала Екатерина II. «Сплав судов по озеру Мстину Государыня обозревала с высокого берега, на котором устроен был павильон, а выпуск судов из озера в Мсту она смотрела с галереи при Мстинском шлюзе. При этом Екатерина лично указала место для постройки нового гранитного Мстинского шлюза». Прослуживший почти два века и теперь уже обойденный водою, он стоит и сейчас, как памятник екатерининской эпохе, да и всей Вышневолоцкой водной системе.

Дом, где жили работники водного транспорта и даже, как считают, останавливалась Екатерина II, сохранился и поныне. А на противоположном берегу была дача популярного в России общественного деятеля, предпринимателя и мецената Василия Александровича Кокорева. Про этого «короля откупщиков» говорили, что ему бы не питейными конторами заведовать, а всей Россией.

«Устроить» Кокореву удалось немало: один из первых русских кредитных банков, первый нефтеперегонный завод для получения светильного газа (этим проектом его увлек Д.И. Менделеев), горнозаводско-уральскую железную дорогу, телеграфное агентство… Он даже мечтал освободить всех крестьян с землей, выкупив наделы у помещиков совокупным купеческим капиталом.

Кокорев имел официальную резиденцию в столице, но основная его деятельность проходила в Москве, где была построена невиданная по тем временам гостиница («кокоревское подворье»), которую потом называли прообразом европейских грандотелей. Здесь хранилась его коллекция, состоящая из 500 произведений русских и западноевропейских художников. В начале 1860-х годов кокоревская галерея была единственным общедоступным в Москве художественным музеем.

Вот такому человеку и принадлежало имение Александровское на противоположном берегу Мсты. Как-то в конце 1870-х годов усадьбу Кокорева посетили молодые тогда еще художники А.Д. Кившенко и И.Е. Репин. Считают, что именно тогда и возникла идея открыть в старом, пустующем после упадка Вышневолоцкой водной системы доме дачу для студентов Академии Художеств, чтобы они «лето здесь проводили, здоровье поправляли и рисунки сочиняли». Восторженный Репин, якобы, при этом воскликнул: «Это же для пейзажиста земля обетованная! Это же сама Россия – вся душа ее, вся прелесть… Это как песня!»

А в 1883 году у Кокорева гостил конференц-секретарь Академии Художеств Петр Федорович Исеев. На лодке Кокорев перевез его на другой берег. Исеев был сражен живописностью открывшегося ему вида: громадное озеро, не поддающаяся описанию краса берегов, невозмутимая тишина, необыкновенно чистый воздух, «казалось, что тут дышится легче, чувствуется более сил и бодрости». Возможно, здесь-то и предложил Корорев осуществить идею, возникшую у Кившенко и Репина – создать на этом месте летнюю творческую дачу для студентов Академии Художеств, которые могли бы здесь отдохнуть и поработать на пленэре.

Дом и парк, находящиеся на полуострове, принадлежали Министерству путей сообщения, которое 8 октября 1883 года дало разрешение на аренду этой территории для академистов, «нуждающихся или в поправлении своего здоровья, или в усовершенствовании себя в искусстве этюдам с натуры».

Кокорев на свои средства отремонтировал старые здания, построил новые, нанял смотрителя. Им стал Иван Нестерович Панфилов, дом которого сохранился до сих пор рядом со Мстинской плотиной. «Работы по исправлению с флигелем совершенно окончены и полы вымыты, - писал он в телеграмме Василию Александровичу, - так что к помещению не встретится ни малейшего препятствия».

22 июля 1884 года Академическая дача была торжественно открыта. «С самого раннего утра лил дождь, все небо было покрыто серыми тучами…» Но, несмотря на плохую погоду, народу собралось много: начальство, духовенство, местные жители и 10 академистов, приехавших накануне. Когда раздались взволнованные речи, к ним присоединилась и сама природа: «…вдруг разъяснились тучи, засияло солнце и …образовался ясный безоблачный день».

А через год приехал на Академическую дачу президент Академии Художеств великий князь Владимир Александрович с женой Марией Павловной. К их приезду был построен резной восьмигранный павильон «дабы украшать собою местность и привлекать внимание окрестных крестьян». Выстроенный «с большим вкусом» он был внутри обшит досками, как писали, «получившими от долгой вылежки приятный розовый оттенок». Сверху из цветных окон в середину павильона и на развешанные по стенам портреты особ Царствующего Дома падали лучи «мягкого лилового света». К главному залу примыкали три помещения: кабинет Его Высочества в русском стиле, кабинет великой княгини с фотографиями ее дальней Мекленбург-Шверинской родины. Третье помещение «для отправления богослужения» находилось на противоположной ко входу стороне, на дверном стекле была написана икона благословляющего Спасителя. Так 1 июня 1885 года состоялось официальное открытие Академички, получившей название Владимиро-Мариинского приюта.

Первоначально в приюте устроилось только 10 учеников Академии. Но в 1887 году их было уже 35 и 2 ученика Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Приезжали сюда студенты на три с половиной месяца – с середины мая до 1 сентября. На содержание каждого их них отпускали в месяц по 20 рублей, которые поступали в общую кассу, а на руки выдавали по 5 рублей – на холсты, краски, бумагу, карандаши и наем натуры.

В большом доме и флигеле были устроены просторные и высокие спальни, библиотека, зал для вечерних занятий музыкой, пением и чтением. На втором этаже находилась большая вместительная мастерская в два зала. Была в приюте и фотолаборатория с фотографическим аппаратом новейшей по тому времени конструкции.

К двум существующим домам прибавилось несколько новых помещений, выстроенных на средства Кокорева. Для физических упражнений были построены гигантские шаги, крокет, имелись лодки для катания по озеру. Все это хорошо видно на картине А.Я. Яковлева, дающей Академическую дачу как бы на развороте. К ней хорошо подходит описание из журнала «Всемирная иллюстрация». Академистам на даче живется весело. Помимо домашних работ в мастерской, к их услугам вся окружающая местность, и они ездят на лодках по озеру, набрасывают мотивы пейзажей, пишут этюды в деревнях, а дома, в виде отдохновения, устраивают любительские спектакли, на которые публика съезжается из всех окрестностей; приезжают даже многие из Волочка».

По настоянию Кокорева Совет Академии установил строгое расписание посещения приюта ее преподавателями. В числе них были П.П. Чистяков, В.И. Якоби, В.В. Верещагин, В.Е. Савинский. Навещали своих студентов и другие профессора.

Бывал на Академической даче руководитель пейзажной мастерской в Академии Художеств Архип Иванович Куинджи, чья «Лунная ночь на Днепре» вызвала когда-то настоящую сенсацию. Его ученики – К.Ф. Богаевский, Н.К. Рерих, А.А. Рылов, Е.И. Столица, Н.П. Химона и другие – буквально обожали своего учителя. Когда он приезжал, они всей мастерской садились в лодки и отправлялись на живописный остров посередине озера Мстино. Здесь целый день писали этюды, а вечером у костра пели песни под гитару. Этот остров до сих пор называют «Остров Куинджи», рассказывая при этом невероятные истории.

В деревне Малый Городок работал над картиной «Ожидание новобрачных от венца» Андрей Петрович Рябушкин, один из самых самобытных и обаятельных живописцев русской народной жизни. Жительница деревни впоследствии рассказывала, что он накупит ребятишкам бубликов, баранок к чаю, а сам заберется на русскую печку и наблюдает оттуда за ними. Останавливался Рябушкин в самой крайней избе этой деревни, как раз напротив Дачи.

Неоднократно приезжал на Академическую дачу и Илья Ефимович Репин. Он останавливался в деревне Котчище или в маленькой комнате-мезонине старинного «екатерининского дома». Сейчас здесь музей, а комната называется «репинской». В ней стоит копия этюда «На Академической даче», написанного художником в 1898 году. Сам этюд теперь хранится в Русском музее. «7-го числа посетил дачу И. Репин и прожил два дня, написавши большой этюд, и подарил его даче… Играл в рюхи и пел песни во время отъезда (его провожали гурьбой), дал денег на четверть водки, которая и была моментально куплена и с ним же распита, причем кричали уру и бросали вверх шапки…», - писал академист А.Г. Орлов своему другу художнику П.Е. Щербову.

Когда в 1904 году «по случаю военного времени» Дача была закрыта, именно Репин выступил в ее защиту. В 1907 году он вместе с новым ректором Академии В.А. Беклемишевым добился ее открытия, причем на новых условиях: «Пора бросить взгляд на дачу как на учреждение благотворительное, куда посылаются, главным образом, люди больные и неимущие: дача должна быть представлена для учеников талантливых и работоспособных, зарекомендовавших себя серьезным отношением к искусству».

Характер Дачи резко меняется. Сюда начинают приезжать самые способные студенты Академии Художеств. В числе них – Исаак Израилевич Бродский. Приехав на Академичку в 1907 году, этот уроженец юга впервые здесь постиг прелесть серого тона. Написанный им тогда этюд «Сквозь ветви» до сих пор считают самым поэтичным в творчестве художника. За созданные здесь пейзажи Бродский получает стипендию, дающую возможность учиться, не думая о заработке. А критик тех лет отмечает, что Бродский «своей своеобразной трактовкой пейзажа уже создает школу, вдохновляя молодых художников».

Ездили на Академическую дачу из Петербурга по железной дороге до станции Заречье, которая вскоре стала называться Академической (каковой остается и поныне). Отсюда 8 верст шла дорога на Дачу – через имение знаменитого охотника, археолога и собирателя древностей князя А.А. Ширинского-Шихматова, сельцо Лялино и еще две деревни.

Чуть в стороне, между двух озер Имоложье и Клин, находилось старинное село Березки. По преданию академика В.Л. Лялина в XII-XV веках оно было центром одного из погостов Великого Новгорода – Имоволожского. Это название встречается и в новгородских берестяных грамотах XII века и в договорах Новгорода с князьями. В конце XIX века Березки принадлежали дворянам Манзеям, которые построили здесь более десятка дачных домиков с верандами.

Снимал дачу в Березках Николай Константинович Рерих вместе с женой и младшим сыном Святославом. Здесь он не только рисовал, но и занимался археологическими изысканиями, в частности, открыв и описав в 1903 году городище у деревни Лялино, находившееся на противоположном берегу озера Клин.

С лета 1907 года приезжал в Березки ректор Высшего училища при Академии Художеств скульптор Владимир Александрович Беклемишев, чтобы быть поближе к своим ученикам. Он занимал «большую белую дачу». А во флигеле у него часто жил И.И. Бродский, написавший в 1908 году в соседнем Боровно, родовой усадьбе Манзеев, портрет своей жены, за который он получил золотую медаль по выходе из Академии.

Екатерина Ивановна Беклемишева организовала в Березках для девочек мастерскую художественной вышивки. Лучшие работы этой мастерской принимали участие на выставках в Петербурге и Берлине, а заказы приходили даже из-за границы. Столярная мастерская для мальчиков выпускала художественную мебель «русского стиля». Некоторые ее образцы хранятся в Вышневолоцком краеведческом музее.

Три лета подряд – 1910 – 1912 годы – приезжал в Березки один их величайших русских художников Михаил Васильевич Нестеров – «попастись на травке, пописать этюды». Здесь он написал портрет В.А. Беклемишева, хранящийся сейчас в фондах Русского музея и 20 этюдов к своей знаменитой картине «Христиане». Один из них – этюд пожилого крестьянина с лицом, напоминающим Моисея Микельанджело, превратился в картине в одну из самых выразительных фигур правого плана.

Вскоре после революции 1917 года Академическая дача была закрыта, а ее помещения использовались под пионерские лагеря. Но в окрестностях по-прежнему жили художники, приезжавшие сюда ранее студентами.

Второе рождение Академички произошла в 1947 году. Большая заслуга в этом принадлежит Тимофею Ильичу Катуркину, возглавлявшему тогда организацию «Всекохудожник». Бывавший здесь еще в дореволюционный период, он писал в своем обращении в Совет Министров СССР: «Возвращение «Академической дачи» становится важнейшей необходимостью, так как отсутствие летней базы в условиях северной природы отрицательно отражается на творческом росте молодых художников».

Так Академическая дача стала домом творчества художников, работающим круглый год. Почти 40 лет его бессменным директором был Петр Николаевич Козельский – «друг художников, душа дачи». Его сменил Валентин Павлович Журавлев, который сумел сохранить Дачу в тяжелейшие годы перестройки и передать ее другим поколениям.

Художники стали приезжать сюда на поток, который продолжался два месяца. В конце каждого потока устраивался просмотр, специальная комиссия подводила итоги работы художников за этот срок. Число желающих пописать сюда было огромным. Зимой Дом творчества принимал около 60 человек, а летом – 120.

Первый поток открылся 15 февраля 1948 года. Его художественным руководителем, который тогда назывался консультантом, был Порфирий Никитич Крылов (один из Кукрыниксов). По воспоминаниям А.М. Грицая, он писал на натуре этюды вместе со всеми, позволяя работающим рядом художникам извлекать для себя много полезного, «видя, что выбирает, что и как пишет опытный живописец». Долгое время художественными руководителями на Даче были А.В. Волков, который был по духу художником-передвижником, и А.П. Бубнов, широко известный своей исторической картиной «Утро на Куликовом поле». Именно они заложили основы метода работы на Академической даче и подготовили почву для формирования целой плеяды замечательных живописцев.

В первые после открытия годы в Доме творчества работали В.Н. Бекшеев, С.В. Герасимов, Г.Г. Нисский, П.П. Соколов-Скаля, Т.Г. Гапоненко, Н.М. Ромадин, Н.М. Чернышев. Здесь были написаны многие известные картины, экспонировавшиеся на всесоюзных и зарубежных выставках, хранящиеся в Третьяковской галерее, Русском музее и других музеях России и по всему миру.

Среди них – «Прибыл на каникулы» Ф.П. Решетникова, «Земля» Б.С. Угарова, «В сельской библиотеке» И.В. Шевандроновой, «Утро» В.Ф. Загонека, «В субботу» и «Перед танцами» Ю.П. Кугача, «Свежий ветер» В.Н. Гаврилова, «В новом доме» Н.Ф. Новикова, «Между боями» и «Матери» братьев А.П. и С.П. Ткачевых, «Подснежники» А.М. Грицая, многие произведения А.П. Белых, В.Ф. Стожарова, Ю.С. Подляского, И.С. Сошникова, для которого «Академическая дача» и ее окрестности от Вышнего Волочка и до Валдая стали основным и главным содержанием всех его пейзажных работ.

Президент Союза художников СССР Б.С. Угаров писал, что как художник он целиком родился на Академической даче. Она, «как родной дом, влечет к себе каждый год. И без нее ты не можешь жить». И это могли бы сказать о себе многие живописцы. С Дачей было связано все творчество В.Н. Гаврилова, художника яркого дарования, вошедшего в искусство смело и сразу. «Прекрасный живописец, он на многих оказал влияние. Писал широко, сочно, понимал большие цветовые отношения, гармонию. Живописец «чистой крови». Над эскизами для воссоздания росписи храма Христа Спасителя работал на Академичке вместе со своей группой Н.Н. Соломин. Сюда любил приезжать еще его отец Н.К. Соломин – ученик Н.П. Крымова, один из крупнейших мастеров портрета.

Но Академическая дача – это не только Дом творчества, но и окрестные деревни, где поселились художники. Первым построил свой дом-мастерскую в деревне Малый Городок Ю.П. Кугач с женой О.Г. Светличной. «Там все очень просто и удобно – лавки вдоль стен, стол, сделанные из дерева Юрием Петровичем и Михаилом. Ничего лишнего. У стены мольберт, на нем всегда стоит прикрытая занавеской картина, над которой идет работа. На стенах этюды и репродукции – от Сурикова до Ван-Гога. От золотистых бревенчатых стен, от всей обстановки и от обитателей дома излучается какая-то светлая, тихая радость и душевность».

Рядом с Ю.П. Кугачом поселились братья А.П. и С.П. Ткачевы, супруги К.Г. И З.С. Казанчан, Ф.П. Решетников и Л.И. Бродская, Н.А. Сысоев и Н.В. Скорубская, а на окраине деревни – А.П. Левитин и М.К. Копытцева. На другом берегу озера Мстино в деревне Кишарино В.Ф. Токарев построил великолепный дом, который художники прозвали «токаревское подворье». В старом доме смотрителя Дачи И.Н. Панфилова в Новом Котчище рядом со Мстинской плотиной живет теперь М.Ю. Кугач. А дальше, в деревне Подол, рядом со старой земской школой построил дачу В.М. Сидоров, возглавляющий ныне не только Союз художников России, но и стран СНГ.

Невозможно перечислить всех художников, живущих в окрестностях Дома творчества – «кто только здесь ни работал» - недаром его называют «русским Барбизоном». И все они вместе с И.С. Сошниковым могли бы сказать: «Я с нежностью думаю об «Академической даче». Земной поклон этой благословенной земле, ее исконно русской, неиссякаемой красоте».

Соловьёва Ф.Б., научный сотрудник Вышневолоцкого краеведческого музея

В Тверской области, у реки Мсты, уже более века стоит Академическая дача им. И.Е. Репина .
Это уникальный Дом творчества живописцев, первый в России, ставший для десятков художников местом плодотворной работы и отдыха.

Основой для Дачи послужило здание усадьбы В.А. Кокорева, российского общественного деятеля и мецената. Считается, что побывавший здесь вместе с А.Д. Кившенко в 1870 годах И.Е. Репин загорелся идеей создания творческого «приюта» для студентов Академии Художеств на время летней практики.

Академическая дача. Памятник И.Е.Репину

В 1884 году задумка была воплощена в жизнь. 22 июля торжественно открылся Владимиро-Мариинский приют, получивши название в честь тогдашнего президента Академии художеств - великого князя Владимира Александровича и его супруги. К Приюту отошел земельный участок с домом, хозяйственными постройками и прилегающим парком.

Самое живое участие в обустройстве принимал В.А. Кокорев. Именно на его средства год спустя по проекту В.А. Кенеля был построен павильон, ставший украшением «Академической дачи». С 1907 года Дача приобретает благотворительный характер. В первую очередь сюда на этюды отправляются малоимущие талантливые студенты Академии Художеств.

Практически каждое лето, вплоть до революции, на «Академическую дачу» приезжали как уже известные, так и подающие надежды живописцы: И.Е. Репин, А.И. Куиджи, А.А. Рылов, Н.К. Рерих, К.Ф. Богаевский, А.М. Васнецов, И.И. Левитан, В.А. Серов, И.И.Бродский. Здесь И.Е. Репиным была написана известная картина «На Академической даче», находящаяся сейчас в Русском музее, и другие прекрасные полотна.

После революции Дача на 20 лет утратила свое первоначальное предназначение: сначала была закрыта, затем – отдана детскому пионерлагерю. Лишь в конце 1940 годов ее вновь передали в ведение Академии, построили новые мастерские и служебные здания. В 1964 году «Академическая дача» получила имя выдающегося живописца, так ее любившего, - И.Е. Репина.

И в наши дни она привлекает деятелей культуры и искусства и туристов. Живописные виды ее окрестностей служат источником творческого вдохновения для современных художников, одним из которых является и Георгий Леман. Серия написанных им в разные годы этюдов посвящена прекрасным пейзажам этих мест.


Георгий Леман "Течёт река Мста" 2009
этюд маслом на картоне

В одну из своих поездок на «Академическую дачу» в 2009 году Георгий Леман создал нежный этюд «Течет река Мста», передающий красоту местного пейзажа в зимнее время.

Жемчужный снежный покров, зеркальная гладь реки, темные силуэты деревьев создают единую композицию зимнего прохладного дня. Река спокойна – ветра нет, и, кажется, что картина дышит умиротворением и тишиной. Морозы еще не ударили, вода не замерзла - в ней отражаются пологие берега, светлое небо и подступившие к реке деревья.

Из-под кисти художника родился романтичный и поэтический пейзаж, наполненный легкими и мелодичными звуками. Так откликается речная гладь на брошенную горсть снега или лесные вершины на пролетевший ветер. Этюд наполнен вдохновением и пробуждает желание воочию увидеть эти прекрасные русские места.

/ Проект "Творческий отпуск" на Академической даче им. И.Е. Репина

Уважаемые коллеги!

Мы ищем для нас лучшие места и самые интересные форматы встреч. Именно поэтому мы решили немного изменить нашу летнюю программу и перенести очередной заезд нашей программы "Творческий отпуск" с , на Академическую дачу им. И.Е. Репина! Это знаковое место для всех художников и педагогов - именно там мы приглашаем вас провести замечательную неделю совместного творчества, отдыха и обмена опытом! Тем более, что программа получается лучше, дешевле и интереснее.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ДАЧА - ЖЕМЧУЖИНА ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛИ

Академическая дача имени И.Е. Репина - первый и старейший в России Дом творчества живописцев. Он расположен в Вышневолоцком районе на живописном полуострове, образованном истоком реки Мсты и озером Мстино. Это место - широко известная старейшая творческая база российского Союза художников. Академической дачей в более широком смысле называются окрестности творческой базы с расположенными рядом деревнями Кишарино, Большой и Малый Городок, Валентиновка, Терпигорево, Подол и др., заселенными художниками во второй половине 20 в.

Как-то в конце 1870-х годов усадьбу Кокорева посетили молодые тогда еще художники А.Д. Кившенко и И.Е. Репин. Считают, что именно тогда и возникла идея открыть в старом, пустующем после упадка Вышневолоцкой водной системы доме дачу для студентов Академии художеств, чтобы они «лето здесь проводили, здоровье поправляли и рисунки сочиняли». Восторженный Репин, якобы, при этом воскликнул: «Это же для пейзажиста земля обетованная! Это же сама Россия - вся душа ее, вся прелесть…Это как песня!». Ничего удивительного в том, что эта земля стала «краем вдохновения» для многих русских художников. Поразительное по красоте место невозможно не писать. С тех пор художники ездят в эти удивительной красоты места. Здесь Вы можете поработать на пленэре, побывать на мастер-классах, посетить мастерские действующих художников и картинную галерею, собранную из работ художников, побывавших на «академичке», а так же познакомиться с шедеврами русской живописи в Вышневолоцком краеведческом музее и выставочном зале Центральной библиотеки. Перед отъездом домой состоится итоговая выставка работ и награждение участников пленэра.

ПЛЕНЭРНАЯ ПРОГРАММА

1 день

Встреча группы в Москве. Совместная поездка до станции Вышний Волочёк. Встреча участников пленэра и трансфер до Академической дачи. Обзорная экскурсия. Этюды и зарисовки. Вечер знакомств.

2 день

Масляная живопись. Посещение творческих мастерских художников. Короткие этюды на большие цветовые отношения (небо, воды, земли, деревьев).

3 день

Посещение музея Дома Творчества «Академическая дача». Мастер-класс по декоративным техникам. Этюд пейзажа с архитектурной постройкой. Композиционные эскизы. Этюды характерных уголков природы.

4 день

Мастер-класс по горячему и холодному батику. Композиционные зарисовки. Короткие этюды на состояние.

5 день

Посещение Вышневолоцкого краеведческого музея и выставочного зала Центральной библиотеки г. Вышний Волочёк. Мастер-класс по акрилу. Этюды и зарисовки городской архитектуры и водных каналов «Северной венеции».

6 день

Композиционные зарисовки и этюды пейзажей с ярко выраженной плановостью. Этюды полевых цветов. Итоговая выставка. Вечер отдыха, творческая лаборатория.

7 день

Подведение итогов пленэра. Награждение участников. Фотографирование. Отъезд (трансфер до станции Вышний Волочек).

Как всегда, задача нашего пленера - культурно-образовательная: в неё входит посещение музеев, освоение новых художественных материалов и техник, встречи с известными педагогами и художниками.

Стоимость участия в программе - 9500 рублей. В стоимость входит проживание в двухместном номере с мастерской и трёхразовым очень хорошим питанием, художественные материалы для проведения мастер-классов (материалы для батика, декоративных техник, акрил), трансфер от станции в Вышнем Волочке и обратно, все перемещения по программе, творческие мастер-классы. Этюдники, стульчики, сапоги, инвентарь для натюрмортов сдаются напрокат. Всем участникам пленера выдаются сертификаты участия в Международной культурно-образовательной программе для педагогов-художников, а желающим провести мастер-классы - сертификаты руководителей пленера.

Для участия в программе необходимо прислать заявку с ФИО и количеством участников на адрес [email protected].

ИСТОРИЯ

В Тверской области, на берегу озера Мстино, под высоченными соснами расположилась «Академическая дача художников имени И.Е. Репина». Академическая дача была создана в июле 1884 года для студентов Санкт-Петербургской Академии художеств Академическая дача была создана по инициативе В. Кокорева, уральского солевара и заводчика, обладателя крупного собрания произведений русского и западноевропейского искусства, известного российского мецената и общественного деятеля. Открытие дачи состоялось 22 июля 1884 г. с одобрения великого князя Владимира Александровича, являвшегося Президентом Академии художеств. Изначально дача задумывалась для прохождения летней практики малоимущими студентами Академии художеств и носила название Владимиро-Мариинского приюта.

Академия художеств взяла под дачу в долгосрочную аренду земельный участок с домом, парком, постройками. В 1885 г. на средства Кокорева по проекту архитектора Кенеля В.А. на территории приюта построили восьмигранный павильон, который украшала пропильная и глухая резьба. Это здание стало композиционным центром ансамбля Академической дачи.

Место, где находится дача, имеет древнюю историю. Раньше здесь проходил большой торговый путь. Через воды Мсты из Новгорода к Волге и дальше к Персии и южным морям двигались груженые товарами караваны судов. По легенде, сам царь Петр проходил этим маршрутом, проверяя путь. В 1785 г. в этих местах побывала Екатерина II. До революции на «даче» работали И. Репин, А. Куинджи, В. Серов, И. Бродский, С. Виноградов, П. Чистяков, И. Левитан, Н. Рерих и многие другие. После революции здесь открыли пионерский лагерь. Прежний статус дача получила лишь в 1948 г. после чего «Академическая дача» стала одним из признанных творческих центров. В это время здесь творили В. Загонек, А. Грицай, М. Копытцева, А. Левитан, Б. Угаров, Ю. Кугач и др. Лучшие живописные произведения в пейзажном и пейзажно-жанровом стиле были созданы большей частью здесь. С 1964 г. Дому творчества присвоили имя знаменитого русского живописца И.Е. Репина, который принимал непосредственное участие в создании и деятельности Академической дачи. Художник не раз бывал здесь, он жил в Котчище либо на даче в комнате на верху, из окон которой открывалась живописная панорама озера. Сегодня эта комната музея Академической дачи, которая называется "репинской". В 1974 г. около восьмигранного павильона установили памятник И. Репину (скульптор О. Комов) в честь 130-летнего юбилея со дня его рождения.

Рядом с Академической дачей в деревне Малый Городок творил и А. Рябушкин. До сих сохранился деревянный дом, где он останавливался. Три лета подряд в деревне Березки жил и работал Нестеров М. В 30 км от Академической дачи жил и работал в своем имении "Чайка" Бялыницкий-Бируля В. , где любили бывать К. Коровин, И. Левитан.

Особенный настрой также создается близостью бывшего имения Венецианова А.Г., где живописец работал до самой своей кончины со своими учениками.

Академическая дача имела большую популярность среди талантливой молодежи из Петербурга и Москвы, имена которых вошли в историю русской живописи. До сих пор сохранился памяти народа "бугор Рериха", примыкающий к даче, где художник писал картину "Гонец", а на глади Мстинского озера до сих виден легендарный остров Куинджи, на котором А. Куинджи отдыхал со своими студентами.

В 1970-1980 гг. для художников здесь построили современные мастерские, а также вспомогательные помещения, которые обеспечивали использование «дачи» для творческой деятельности в течение всего года, были подведены дороги. В новом административном корпусе расположились библиотека и выставочный зал. Также был построен каминный зал и кинозал. Каждое лето здесь устраиваются творческие встречи и концерты, на которые приезжают известные деятели искусства и культуры, писатели, артисты, журналисты, ученые, коллекционеры.