Организация театральной деятельности. Организация театрализованной деятельности в детском саду. Классификация театрализованных игр

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №47»

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе

«Чистый мир»

Подготовила воспитатель Федосеева М.И.

Арзамас 2015г.

Название: Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Чистый мир»

Тип проекта: информационно – познавательный.

Срок проекта: Долгосрочный (сентябрь - апрель).

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители (законные представители).

Актуальность:

Экологическое образование-важный компонент общего образования современного человека. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы экологического воспитания. В условиях пребывания малыша в детском саду удобно организовывать процесс познания различных форм природы.

Целью ориентированного экологического образования для дошколят выступает оформление комплекса практических и научных знаний о мире животных и растений, природных явлений. У ребенка формируется ответственное отношение к уникальному мру природы, установка на сбережение природных богатств.

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуаций и сознательного к ней отношения. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно нами встала задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.

Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания предносят в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

Процесс экологического образования может проводиться в различных формах. Одной из наиболее перспективных на сегодняшний день форм считаются экологические проекты

Цель проекта: Формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой

Задачи проекта:

Формирование основ общей экологической культуры ребенка

Создать условия для освоения экологических представлений.

Создать условия для расширения и углубления представлений о животных и растениях, как представителях живого в мире природы (о многообразии внешнего строения, об основных жизненных функциях – питание, дыхание, движения, рост, развитие, размножение)

Формы и методы работы:

Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд.

Чтение художественной литературы.

Театрализованная деятельность и праздники

Наблюдение в уголке природы и на прогулке

Организация труда в уголке природы, на участке, на огороде

Разные формы

Работа с календарем природы, дневником наблюдения, журналом опытов

Взаимодействия со школой (экологический центр)

Подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок

Взаимодействие с семьей

Рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов

Тематические выставки.

Направление работы

Развитие речи

Развитие логического мышления

Развитий коммуникативных качеств у детей

Обобщение представлений о природе

Пробуждение воображения и фантазии

Пробуждение интереса к природе.

Ожидаемый результат:

Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды. Повышение уровня знаний по экологии у детей. Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.

Содержание проекта.


Этапы реализации

Действие педагогов

Действие воспитанников

Действие родителей

Подготовительный

с 01.09. 15г по 01.04.2016г


Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта;

Методическая литература для педагогов и родителей;

Познавательная и энциклопедическая литература для детей.

2.Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, подбор онлайн-игр и онлайн-презентаций;

3.Подбор и изготовление наглядных материалов для осуществления проекта:

Наглядные: картины, фото, карточки с изображениями природы и т.д.

Д карты-схемы (опорные схемы для составления рассказа о экологии


-просмотр иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением природы

Анкетирование.«Экологическое воспитание ребенка-дошкольника»

Практический этап с 01.112014г. по31.05.2015г.

- Создание и оформление экологической тропы

Кинолекции,

презентации

Природоохранные праздники

Экскурсии,

Наблюдения

Природоохранные акции

Сюжетно-ролевые, дидактические, интеллектуальные игры

Экспериментальная и опытническая деятельность

Экологические сказки

Создание творческих работ детьми(рисование, аппликация, лепка);


Открытое занятие для родителей и педагогов»Эти полезные бытовые отходы», «Мы спасатели природы»

в современном ДОУ»

Изготовление игрушек для искусственной ели в группе Новогодний праздник «Любите природу! -экологическая сказка

«Трудовой десант»

Родительские собрания в нетрадиционной форме

Экологическая информация

Обмен опытом

Природоохранные праздники, акции


Сентябрь Составление годового плана по реализации проекта. Экскурсия в зоокорпус. Знакомство с животными Составление плана по реализации проекта. Подобрать худ. лит. для чтения, пересказываеия, заучивания, арины. Провести первый этап диагностики.

Оформить альбом «Альбом выходного дня»

Анкетирование на тему «Экологическое воспитание ребенка-дошкольника»

Трудовая деятельность: уборка участка, помощь дворнику, для оформления гербария и поделок Анкетирование «Экологическое воспитание ребенка-дошкольника »

Фотоотчет

Трудовая деят-ть уборка участка, дворнику, сбор осенних листьев гербария Родительское собрание. Рекомендация на тему « Экологическое воспитание дошкольников

в современном ДОУ»

Октябрь Беседа с детьми о животных леса, о среде обитания, о подготовки зверей к зиме, о поведении человека в лесу.

Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.

Беседы: Как семья провела лето? Установление эмоционального контакта

Беседа о лесе: Унылая пора! Очей очарования

Закреплять представление детей о золотом периоде осени

Формирование понятия о возникновении реки, ее истоках.

Д. и «Не ошибись», «Найди что опишу», » Загадай, мы отгадаем»

Рисование «Дары осени» - закрепить умение передавать в рисунке форму и цвет овощей и фруктов

Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок на тему «Золотая осень «Оформление родительских уголков по сезоном и месяцам Выставка работ из природного материала «Золотая осень»

Ноябрь Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польза) Беседы: «Растение как живое существо»

Сформировать у детей представление о приспособленности растений к среде обитания, к сезонам года.

Д. и. »Птицы осенью »(беседа о перелетных птицах)

Д. и. Кто чем питается?

Просмотр фильма «Перелетные птицы»

Чтение худ. лит-ры:

Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бьянки» Синичкин календарь»

Аппликация «Волшебные цветочки»

Рисование «У природы нет плохой Создание своей красной книги Праздник осени «Что нам осень принесла? »

Месяц Социальный партнёр (зоокорпус) Сотрудники ДОУ

Воспитатель, музыкальный руководитель Родители Итоговое мероприятие

Декабрь Беседы: «беседа о снеге» -установить зависимость состояния снега от температуры воздуха

Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки)

Рассматривание следов на снегу, кормление птиц.

Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа

Просмотр фильма о зимующих птицах

Чение худ. лит.

В. Бьянки- Купание медвежат

Е. Чарушин- Волчишка

В. Варанжин- как ежик зиму перезимовал

Художественное творчество (оригами)

Голубь, Воробей или Лебедь

Изготовление кормушек для птиц

Изготовление игрушек для искусственной ели в группе Новогодний праздник «Любите природу! »-экологическая сказка

Январь Беседы: Как много интересного бывает зимой- сформировать у детей обобщение представление о зиме

Д/ и «Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу»

Чтение худ. лит-ры

В. Бьянки –Лесные домики

И. Полёнов – Синичкины кладовки

Рисование «Веточка ели» Фотовыставка «Природа и дети» Родительское собрание

«Экологическое воспитание в семье»

Февраль Наблюдение зимних красот в природе

Выделение характерных признаков зимы Беседы: «Кто такой человек» - уточнять представления детей в сравнении с животными и растительным миром

Д. и. »Найди ошибку

Д. и. Когда это бывает? Чей силуэт?

Чтение худ. лит-ры:

Г. Скребицкий – берегите птиц

Рисование «Мы гуляем – продолжать знакомить детей с зимним пейзажем, передавать в рисунке человека в движении Оформить альбом «правила поведения в природе» Выставка альбомов «правила поведения в природе

март Наблюдение за погодой за сезонными изменениями. Выделение характерных признаков весны Беседа: « Весенние капели»

Д/И «Сезонные изменения»

Д. и. »Найди ошибку

Чтение худ. лит-ры:

Птицы прилетели

Апрель. Подведение итогов

Литература

1. Анненков В. Путь к Экологическому человеку // Дошкольное воспитание, 2001г., №7

2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста – М., Просвещение, 1992г.

3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет – Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж,2007

4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. / Пособие для воспитателей детского сада – М., Просвещение, 1991г.

5. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж,2007

6. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Книга для воспитателей детского сада – М., Просвещение, 1989г.

7. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006

8. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. 2-у изд. – М.:ТЦ Сфера, 2009

9. Мир природы и ребёнок. /Методика экологического воспитания дошкольников. // Под ред. Маневцовой Л. М., Саморуковой П. Г., изд. 2-е, переработанное и дополненное. – Санкт – Петербург, Акцидент, 1998г.

10. С. Н. Николаева, И. А. Комарова СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа литературными персонажами Пособие для педагогов дошкольных учреждений Москва-2005г.

11. Николаева С. Н. Игра в экологическом воспитании. / Дошкольное воспитание, 1994г.

12. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе. – Пермь,1993г.

13. Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства. – М., Просвещение, 1994г.

14. Николаева С. Н.Совместная деятельность взрослого и детей. / Дошкольное воспитание, 2002г., № 5.

15. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М., Издательский дом "Карапуз", 2001г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №440»

Цель проекта:

Формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, к себе и людям как части природы.

Задачи:

1. Формировать познавательные и исследовательские способности детей.

2. Дать элементарные представления детям об экологической культуре.

3. Закрепить и расширить знания детей об охране природы родного края .

4. Вовлечение родителей в познавательно-исследовательскую деятельность.

5. Развивать любознательность, фантазию, мышление, воображение.

6. В оспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира .

7. Создать доброжелательную атмосферу и положительные эмоции у детей.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Ожидаемый результат :

1. Дети получат элементарные представления об экологической культуре.

2. Дети будут понимать необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

3. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности .

4. Формирование у детей уважительного отношения к природе.

5. Активное участие родителей в реализации проекта .

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель : занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (экскурсии, наблюдения, проблемные ситуации), эффективно развивает познавательное мышление дошкольников, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников

Дети : участвуют в познавательной и исследовательской деятельности, закрепляют знания о многообразии растительного и животного мира

Родители: участвуют в организации фотовыставок и изготовлении подделок. В домашних условиях развивают экологическую грамотность детей.

Этапы проекта

I . ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Подбор художественной литературы, загадок, пословиц, сказок, мультфильмов. Подготовка презентаций.

Сделать подборку дидактических игр: « Хорошо-плохо », « Узнай, чей лист », «Что сначала, что потом?», « Ветки и детки », « Что сажают в огороде », « Что это за птица », « Сорви ягодку », « Где что растет? », «Чей детеныш?», « Найди тень » и т.д .

Работа с родителями (смотрим дома, читаем дома).

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Наблюдения «Что цветет на нашем участке?», «Какие они - цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?».

Просмотр презентаций «По страницам красной книги», «Как хлеб на стол пришел», «Животные Нижегородской области».

Чтение художественной литературы («Голубые лягушки», «Егоркины заботы» и т.д.)

Познание «Овощи и фрукты на нашем столе»

Уточнять представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, о способах их употребления в пищу; закреплять представления о значении свежих плодов для здоровья людей.

Рисование «Дружим с природой» (рисование эмблемок для тропы здоровья)

Закреплять представления о дикорастущих, лекарственных растениях. Формировать бережное отношение к природе

III. Итоговое мероприятие.

«Покорми птиц зимой»

Изготовление кормушек для птиц.

«Вторая жизни ненужных вещей»

Изготовление подделок из бросового материала совместно с родителями.

Мероприятия

1 этап

1. Беседа с родителями « Земля – наш общий дом » . Обсудить цели и задачи проекта . Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта .

2. Консультация для родителей « Основы экологического воспитания », « Занимательные наблюдения », « Год экологии ». Просвещать родителей по данной теме.

3. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов, подбор художественной литературы.

2 этап – основной.

4. Рассматривание книг, иллюстраций, презентаций, мультфильмов.

5. Целевая прогулка «Соберем семена садовых цветов»

Обратить внимание детей на появление семян и способы размножения растений.

6. Экскурсия на огород. Наблюдение за плодами растений.

7. Проблемная ситуация «Как распространяются семена дикорастущих растений?»

Предложить детям понаблюдать и сделать выводы о способах распространения дикорастущих растений. Нужна ли им для этого помощь человека?

8. НОД познание «Овощи и фрукты на нашем столе», рисование «Дружим с природой»

Практическая деятельность :

9. Составление осеннего гербария древесно-кустарниковой растительности.

10. Использование гербария для составления коллективной аппликации «Осенний букет».

11. Изготовление книжек-малышек «Чистый мир».

12. Чтение художественной литературы.

13. Просмотр мультфильмов.

14. Просмотр презентации «Лекарственные растения» и поиск этих растений на территории садика.

15. Беседа «Планета просит помощи»

16. Итоговая беседа.

3 этап – заключительный.

17. Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации .

План проведения мероприятий

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

1. Беседа с родителями «Земля – наш общий дом»

2. Наблюдения: «Что цветет на нашем участке?», «Какие они - цветущие растения?»

3. Экскурсия на огород. Наблюдение за плодами растений.

4. Просмотр презентации «Как хлеб на стол пришел»

5. Познание «Овощи и фрукты на нашем столе»

6. Просмотр презентации «Лекарственные растения» и поиск этих растений на территории детского сада

Октябрь

1. Целевая прогулка «Соберем семена садовых цветов»

2. Проблемная ситуация «Как распространяются семена дикорастущих растений?»

3. Беседа на прогулке «Кто помогал цветам расти?»

4. Рисование «Дружим с природой»

5. Составление осеннего гербария древесно-кустарниковой растительности

6. Консультация для родителей «Основы экологического воспитания»

Ноябрь

1. Составление коллективной аппликации «Осенний букет»

2. Просмотр презентаций «По страницам красной книги»

3. Изготовление кормушек для птиц

4. Изготовление книжек-малышек «Чистый мир»

5. Консультация для родителей «Занимательные наблюдения»

Декабрь

1. Просмотр презентации «Животные Нижегородской области»

2. Беседа «Планета просит помощи»

3. Изготовление подделок из бросового материала

4. Консультация для родителей «Год экологии»

Пословицы и поговорки о растениях и животных:

Растенье - земли украшенье.

Рощи да леса - всему краю краса.

Много леса - не губи,

Мало леса - береги,

Нет леса - посади.

Больше леса - больше снега.

Больше снега - больше хлеба.

Зеленая ограда - живая отрада.

Растенье - берегам спасенье.

Зеленый наряд радует взгляд.

На сосне яблоки не растут.

Сломить дерево - секунда,

А вырастить - года.

Лес и вода - брат и сестра.

Дерево водой живет, дерево и воду бережет.

Была бы водица, а зелень родится.

Не верь козлу в огороде, а волку в овчарне.

Волка ноги кормят.

Два медведя в одной берлоге не уживутся.

Лиса все хвостом прикроет.

Каждая лиса свой хвост нахваливает.

Лиса и во сне кур считает.

Лиса семерых волков проведет.

Лисичка всегда сытей волка бывает.

Зайца ноги носят,

Волка зубы кормят,

Лису хвост бережет.

Как ни вертись собака, а хвост сзади.

Знает кошка, чье мясо съела.

Не все коту масленица.

Загадки :

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

(Лес)

Посадили зернышко -

Вырастили солнышко.

(Подсолнух)

Не огонь, А жжется.

(Крапива)

Разломился тесный домик

На две половинки,

И посыпались оттуда

Бусинки - дробинки.

Бусинки зеленые,

Сладкие ядреные.

(Горох)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

(Одуванчик)

Вырос в поле дом -

полон дом зерном.

Стены позолочены,

ставни заколочены.

И стоит новый дом на столбе золотом.

(Колосок)

Я прихожу с подарками,

блещу огнями яркими,

нарядная, забавная,

на Новый год я главная.

(Елка)

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет.

(Колокольчики)

Белые горошки на зеленой ножке.

(Ландыш)

Ярко-синий, пушистый

Он в хлебе родится, в еду не годится.

(Василек)

Стоит в саду кудряшка - белая рубашка.

Сердечко золотое, что это такое?

(Ромашка)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

(Береза)

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане.

(Береза)

Стоит Алена: платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.

(Береза)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем грустит, никому не говорит.

(Ива)

Летом серый, а зимой белый. (Заяц)

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки

На меня они глядят

Молока они хотят.

(Ежи)

Рыжая плутовка,

хитрая да ловкая,

в сарай попала,

кур пересчитала.

(Лиса)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

(Баран)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белка)

Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.

(Бобры)

На овчарку он похож,

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(Волк)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

(Заяц)

Заключение

Проект расширил представления детей о животных и птицах, о деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие растения не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Игровые приемы позволяют педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". Дошкольный возраст такая "благодатная почва", что любое брошенное "доброе семя" обязательно даст добрые ростки.




Цель: создать условия для познавательной деятельности дошкольников с целью пополнения знаний и представлений о природе родного края Задачи: формировать у детей элементарные навыки познавательно – исследовательского поведения в родной природе (обобщать, систематизировать, делать выводы); развивать познавательную инициативу дошкольников (любознательность), навыки наблюдения и экспериментирования в процессе деятельности, навыки работы в коллективе; учить понимать взаимосвязь: зависимость жизни растений в жизни всего человечества; воспитывать уважение к природе, научить детей удивляться и восхищаться мудростью природы, которая даёт нам здоровье, настроение; создать в группе развивающую среду с помощью родителей, вовлекая их в реализацию совместного проекта; Отражать полученные знания в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, трудовой, двигательной, изобразительной, музыкальной.


Проблема для детей: что дают деревья для жизни людей: пользу или вред? Планируемые результаты: целевые ориентиры «инициативный», «обладает творческими способностями», «проявляет любознательность», «задаёт вопросы и пытается самостоятельно придумывать объяснения» Словарная работа: тополь, кедр, ольха, осина, крона, «зимующие почки», лиственные и хвойные деревья Оборудование: изображение различных видов деревьев и кустарников в разное время года Тип проекта: познавательно – исследовательский


Этапы реализации проекта Подготовительный этап: 1. Подбор и анализ научно – популярной и художественной литературы по теме. 2. Определение цели, исходя из интересов детей. 3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. 3. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта. Основной этап: 1. Реализация комплекса мероприятий направленного на достижение поставленной цели. 2. Взаимодействие с родителями, направленного на знакомство с проектной деятельностью. Заключительный этап: 1. Подведение итогов проекта. 2. Оценка достигнутых результатов.


Формы работы с родителями Создание гербария «Деревья и кустарники нашего края» Выставка из природного материала «Ах, осень!» Акция «Подари книгу о природе» Консультация «Значение проектной деятельности для дошкольников» Продуктивная деятельность (выставка) «Красота зимнего леса» Издание мини –книжки «Узнай дерево» Экскурсии в осенний, зимний лес Выставка различных пород деревьев нашего края Создание коллекции «Семена деревьев»



Экскурсия в осенний лес


Игры с осенними листьями


Самостоятельная деятельность детей на прогулке Подвижная игра « 1, 2, 3 – к дереву беги!»


Подвижная игра «У медведя во бору»


Труд на участке. Уборка осенних листьев.




Опыт – исследование «Измеряем толщину дерева»


Опыт – исследование « Чем покрыт ствол дерева?»


Создание гербария «Деревья и кустарники нашего края»


«Подарок для воронёнка» семья Леры Л. «Ваза с клубникой» семья Насти И. «Баба Яга» семья Валеры С. «Моя любимая ёлочка!» семья Саши Ф. Выставка из природного материала «Лесные фантазии»






Образовательная деятельность в режимных моментах Рассматривание годичных колец древесины






Опыт – исследование «Зимующие почки дерева»




Продуктивная деятельность (рисование) «Красота зимнего леса»


Оберегаем деревья от вымерзания


Рассматривание иллюстраций деревьев в разные времена года. Составление рассказов «Чем отличаются осенние деревья от деревьев зимой?»




Самостоятельная деятельность в режимных моментах Д/игра «В лесу» Гербарий «Листья деревьев с нашего участка» Д/и «Твоя красная книга»







Выставка продуктов деятельности Гербарий, книжка – малютка «Узнай дерево», различные породы деревьев, плоды деревьев (семена) 38 В ожидании результативности: дошкольники проявляют любознательность, задают вопросы, касающихся близких и далёких предметов и явлений природы (живой и неживой) обладают элементарными представлениями из области живой природы, устанавливают причинно – следственные связи проявляются творческие способности в рисовании, придумывании сказок и т.д. пополнилась предметно - пространственная среда с помощью родителей дошкольники проявляют формы экологической культуры(замечают сезонные и климатические изменения в природе), проявляют уважение к природе

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Цель данного проекта: формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян.

Задачи:

1. Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи живой и неживой природы, о бережном и заботливом отношении к ней.

2. Создать условия для формирования способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; расширения перспектив развития поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

3. Расширять познавательный опыт детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств; развивать умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы; ориентироваться в информационном пространстве; применять полученные знания в изменяющихся условиях; способствовать овладению трудовыми навыками.

4. Способствовать развитию связной, диалогической речи; совершенствовать умение сочинять рассказы, сказки, отгадывать загадки; использовать в речи произведения устного народного творчества.

5. Довести до сознания детей необходимость вести здоровый образ жизни, укреплять свое здоровье, употреблять витамины, лекарственные растения; совершенствовать умение соотносить движения с текстом; развивать мелкую моторику рук.

6. Поощрять у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

На подготовительном этапе проекта мною были собраны иллюстрации по теме проекта; подготовлены наборы семян для изучения, для посадки, ящики с грунтом; разработала непосредственно-образовательную деятельность «Мы изучаем семена» с использованием мультимедийной презентации: «Разные семена»; подготовила дневник наблюдений за ростом растений для последующего его заполнения; собрала картотеку дидактических игр; подобрала загадки, стихи, произведения устного народного творчества, познавательную и художественную литературу; материалы для бесед; подготовила мультимедийные презентации: «Как прорастает семя» (для экспериментальной деятельности), «Вырастим горох» (для беседы), собрала материал для пособия «Чудо-семена».

Дети самостоятельно выявили проблему. Один ребенок пришел в детский сад после болезни и рассказал, что врач посоветовал ему употреблять в пищу больше витаминов, которые находятся в луке, укропе, салате. Но где взять эти растения ранней весной, когда земля еще покрыта снегом? Отсюда возникла идея организовать проект, который ответил бы на этот вопрос. Дети определили цель своего проекта: как появляются растения, которые содержат витамины.

Я использовала модель трех вопросов:

— что знаем об этих растениях? (выращивают на огороде, очень полезные, содержат много витаминов, употребляют в пищу, чтобы не болеть, их можно добавлять в салаты, первые и вторые блюда, зелень очень вкусная и сочная).

— что хотим узнать? (откуда берутся растения, последовательность их развития, как правильно выращивать зеленные растения, как ухаживать за ними, что необходимо для их полноценного роста, чем отличаются растения, что у них общего).

— как узнать? (дети обращаться за помощью к воспитателям, родителям, бабушкам и дедушкам; находят информацию в энциклопедии, книгах, детских телепередачах; используют в исследованиях, экспериментах лупы, дневник наблюдений, пинцеты, линейки).

Перед началом проекта я проинформировала родителей о том, что в группе будет реализовываться экологический проект «Чудесные семена». Все родители поддержали идею проведения проекта и высказали желание оказывать содействие, принимать активное участие в нем.

На основном этапе была проведена экспериментальная деятельность по выращиванию семян укропа («Грибовский»), лука-батуна, кресс-салата («Забава»), витаминной травы для кошек. Сначала мы с детьми замочили семена, затем провели их посев. В течение шести недель наблюдали за всходами семян, ростом и развитием растений. Все наблюдения дети заносили в дневник. Растения находились на подоконнике на солнечной стороне, ребята, аккуратно, стараясь не повредить молодые всходы, производили их полив. Дети установили, что для нормального роста и развития растений необходимы: тепло, свет и влага.

В результате бережного и заботливого отношения к растениям, у нас вырос хороший урожай, который послужил прототипом деревенского огорода для составления композиции «Деревенька». Ребята с удовольствием поучаствовали в создании этой композиции. «Деревенька» напомнила детям места, где живут их бабушки и дедушки, где они проводят летний отдых.

Детей очень порадовали сочный и вкусный укроп, витаминная травка для кошек, которую мы срезали несколько раз и дети забирали ее для своих домашних питомцев, лук добавляли в супы во время обеда, кресс-салат удивил своим необычным вкусом и большим количеством витаминов.

Во время образовательной деятельности: «Мы изучаем семена» дети узнавали, сравнивали, описывали семена различных растений по мнемосхеме, одновременно с исследовательской деятельностью у детей развивалась связная, диалогическая речь, обогащался словарный запас. Работа в нашей лаборатории очень увлекла ребят, им понравилось пользоваться лупами, пинцетами, пузырьками; рассматривать семена растений (кукурузы, тыквы, томата, подсолнуха, огурца, арбуза, дыни), т.к. некоторые из семян дети увидели впервые.

Особенно заинтересовали детей дидактические игры, которые проводились на протяжении всего проекта.

Дидактическая игра: «Где посажены семена?» помогла детям соотнести растения по месту их выращивания. Детям были представлены схематичные изображения цветника, огорода, сада и поля, к которым нужно было подобрать необходимые карточки цветов, овощей, фруктов, злаков. Дети уверенно справились с поставленной задачей.

В дидактической игре: «Отгадай!» ребята называли характерные признаки овощей, фруктов, место их произрастания, пользу. После рассказа дети сообща заполнили две корзины: одну- овощами, другую- фруктами.

Дидактическая игра: «Рисуем картину» , где дети сначала приклеивали, на обведенные по шаблонам изображения, семена гречихи, риса, подсолнечника, гороха, а затем раскрашивали их. Данная деятельность потребовала от детей усидчивости, аккуратности, внимательности, тем не менее заинтересовала детей самим процессом и порадовала результатом.

Ведение дневника наблюдений за ростом и развитием семян вызвало большой интерес у детей, они с увлечением делали необходимые зарисовки в дневнике, согласно результатов наблюдений за растущими растениями. Дневник велся на протяжении всего проекта, зарисовывались изображения растущих растений: укропа, лука, салата, витаминной травы. Дети с удовольствием передавали результаты наблюдений в рисунке.

В ходе проекта мы изготовили поделки на тему: «Уж тает снег, бегут ручьи…». У нас получились необычные кораблики с парусами, украшенные семенами растений: гречихи, риса, подсолнечника, гороха. В результате, по быстрому весеннему ручью поплыл длинный красивый караван кораблей.

Совместно с родителями провели выставку рисунков: «Растения нашего края» . Она вдохновила детей на тщательное продумывание замысла своего рисунка: необходимо было изобразить семена растения, рост этого растения и его плод. Дома, вместе с родителями, дети рассматривали растение, его семена, изучали энциклопедию, а в детском саду, используя полученные знания, самостоятельно рассказывали об изображенном растении. Таким образом, дети познакомились с этапами развития выбранного растения, его характерными особенностями, используя знания, полученные от родителей.

Во время проекта изго товили две коллективные работы. «Цветочную композицию» дети украсили семенами различных растений. Они с большим увлечением украшали цветок за цветком, листок за листком, поочередно меняясь и уступая место друг другу.

Коллективная работа: «Озеро» представляла собой разноцветных рыбок, плавающих в голубом озере. Всех рыбок украсили семенами различных растений. Эти работы потребовали от детей аккуратности, сосредоточенности, нацеленности на результат, проявления творческих способностей.

В результате проведения этих работ дети поняли, что семена могут не только прорастать и, постепенно развиваясь, превращаться в растения, но и использоваться как декоративное украшение в художественном творчестве.

На заключительном этапе, продуктом проекта стало изготовление пособия: «Чудо-семена». Оно помогло детям задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память; дети смогли выделить главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

В дальнейшем ребята продолжали использовать пособие «Чудо-семена». Самостоятельно, в домашней обстановке, они стали знакомиться с новыми растениями и помещать их иллюстрации или семена в наше пособие. Далее, используя известный алгоритм, дети, уже без помощи воспитателя, изучали выбранные растения.

Предложенный проект по развитию познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности предоставил детям возможность дальнейшего самостоятельного познания окружающего мира.

воспитатель ГБОУ Самарской области

«Средняя общеобразовательная школа № 10»,

г. Сызрань, городской округ Сызрань, Самарская областт.

Описание материала:

Проект по экологии "Зеленый мир детского сада". Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться о своем здоровье, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой.

Продукт проекта - карта "Зеленый наряд детского сада", созданная совместно с детьми. Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Актуальность
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом и уметь использовать чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа. Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьких детей деревья порой не представляют такого интереса, как животные или растения, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приемов. Я начала эту серьезную работу с ближайшего зеленого окружения - с территории детского сада. Как правило, среди зеленых насаждений вокруг детского сада, можно встретить многих представителей флоры данной местности. Необходимо помнить и о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Данный проект раскрывает ценность деревьев при выполнении ими санитарно-гигиенических функций через доступные дошкольному восприятию игровые формы работы. Продуктом проекта является Карта зеленых насаждений детского сада.

Карта проекта «Зеленый мир детского сада»

Цель: Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой. Расширение представлений детей о пользе деревьев для укрепления здоровья человека. Воспитание бережного отношения к окружающей природе. Участники проекта : дети, родители, воспитатели. Срок реализации проекта : июль

Тип проекта : информационно-творческий

По количеству участников : коллективный По продолжительности : краткосрочный

Ожидаемые результаты:

Воспитанники: -знакомы с деревьями, растущими на территории детского сада и их функциями; -знакомы с некоторыми целебными свойствами деревьев для здоровья человека; -имеют представление о природе родного города Родители: -активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность; -знают и применяют целебные свойства деревьев для оздоровления детей Воспитатели: -осуществляют инновационную деятельность; -повышают профессиональный уровень; -расширяют свой экологический кругозор

Задачи:

Обучающие: -формировать у детей представление о деревьях и их пользе для человека; -дать первоначальные сведения о карте местности Развивающие: -развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность; -приобретать детьми опыт исследовательской деятельности; -развивать мотивацию на здоровый образ жизни. Воспитательные: -воспитывать эмоциональное отношение к деревьям; -воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее и охранять

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный 2.Аналитический 3.Практический 4.Презентационный

Подготовительный этап

Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей о деревьях. Мероприятия: 1. Целевые экскурсии к деревьям на территории детского сада. 2. Рассматривание физической карты Республики, карты города. 3. Просмотр слайдов фотоматериалов о родном городе "Город, вид с неба" , "Пейзажи". 4. Наблюдение за погодными явлениями: ветром, дождем и их влияние на состояние деревьев. 5. Беседы с родителями "Деревья вокруг нас" . 6. Подборка лучших рецептов по оздоровлению детей с помощью целебных сил деревьев. Беседы с детьми: 1. В чем отличие деревьев от других растений? 2. Какие деревья растут на территории детского сада? 3. Как на территории детского сада появились деревья? 4. Кто сажает деревья в лесу? 5. Какую пользу приносят деревья? 6. Как люди заботятся о деревьях? 7. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть? 9. Чтение детской художественной и познавательной литературы по теме исследования.

Аналитический

1.Составить план мероприятий по реализации проекта. 2.Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории; детской литературы о деревьях, художественного слова, физминуток и т.д.

Практический

1.Целевые экскурсии по территории детского сада. 2. Беседа: "Для чего нужны деревья". 3. Составление гербария "Листочки наших деревьев". 4. Составление "Круга полезности".

5.Составления карты «Зеленый мир детского сада»

5. Художественное творчество. Зарисовки деревьев. 6. Цикл дидактических игр: -"Найди свое дерево".

-"Защитим наши деревья". Цель: придумать знаки охраны деревьев. -"Вкусные деревья". Цель: найти в саду места для посадки вишни, яблони, черемухи. -"Столовая для птиц". Цель: найти на территории детского сада деревья, которые кормят птиц. -"Расставим знаки". Цель: определить соответствующим знаком основную санитарно-гигиеническую ценность каждого дерева. -"Ароматное дерево". Цель: найти на территории детского сада деревья, распространяющие во время цветения особые запахи.

Заключение

Проект расширил представления детей о деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Игровые приемы позволяют педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". Дошкольный возраст такая "благодатная почва", что любое брошенное "доброе семя" обязательно даст добрые ростки.