История искусства времен и народов

М.: 2000, Т.1 - 944с., Т.2 - 944с., 2001, Т.3 - 944с.

В первом томе `Истории искусства всех времен и народов` К.Вермана представлен обзор художественного творчества первобытных племен и народов древнего мира, а также рассматривается искусство населения ряда азиатских и африканских государств до XIX в. н.э. Сочинение является прекрасным руководством для желающих пополнить свои познания сведениями по истории искусства. В издании огромное количество интересных фотографий и рисунков, иллюстрирующих познавательный текст.

Во втором томе `Истории искусства всех времен и народов` К.Вермана рассматривается искусство населения стран Европы с первого по пятнадцатое столетия н.э. По признанию самого автора второй том производит еще более цельное впечатление, чем первый и является прекрасным руководством для желающих пополнить свои познания сведениями по истории искусства. В издании также приведено много интересных иллюстраций.

В третий том "Истории искусства всех времен и народов" К.Вермана, как и все предыдущие, выделяется из среды других общих трудов подобного рода двумя важными особенностями. Он написан от начала до конца одним автором, вследствие чего отличается единством замысла и исполнения, проникающего во все отделы и главы. Также он излагает данные истории искусства на основании широко изученного материала, освещаемого со всех точек зрения.

Том 1. Искусство первобытных племен,народов дохристианской эпохии населения Азии и Африки с древних вековдо XIX столетия

Формат: doc

Размер: 17 ,6 Мб

Скачать: yandex.disk

Формат: pdf (здесь оригинал книги)

Размер: 29,5 Мб

Скачать: yandex.disk

Том 2. Европейское искусство средних веков

Формат: doc

Размер: 1 5,3 Мб

Скачать: yandex.disk

Формат: pdf (здесь оригинал книги)

Размер: 28,2 Мб

Скачать: yandex.disk

Том 3 . Искусство XVI–XIX столетий

Формат: doc

Размер: 12 ,7 Мб

Скачать: yandex.disk

Формат: pdf (а здесь лишь формат doc , переделанный в pdf )

Размер: 15 ,2 Мб

Скачать: yandex.disk

Том 1. Искусство первобытных племен,народов дохристианской эпохии населения Азии и Африки с древних вековдо XIX столетия
Предисловие 7
Введение 9
Книга первая. ИСКУССТВО ДОИСТОРИЧЕСКИХ, ПЕРВОБЫТНЫХ И ПОЛУКУЛЬТУРНЫХ НАРОДОВ
I. Искусство доисторической эпохи 21
1. Искусство эпохи палеолита 21
2. Искусство эпохи неолита (последнего периода каменного века) 34
3. Искусство бронзовой эпохи 50
II. Искусство первобытных и полукультурных народов 70
1. Искусство первобытных народов, находящихся на ступени охоты и рыболовства 70
2. Искусство первобытных народов в последний период каменного века 81
3. Искусство первобытных и полукультурных народов, знакомых с металлами 107
4. Искусство древних культурных народов Америки 126
Книга вторая. ДРЕВНЕЕ ИСКУССТВО ВОСТОКА
I. Египетское искусство 153
1. Введение. Главные черты египетского искусства 153
2. Искусство Древнего царства (около 3000–2500 гг. до н. э.) 170
3. Искусство Среднего царства (около 2100–1700 гг. до н. э.) 186
4. Искусство Нового царства (от 1600 до 1100 г. до н. э.) и позднейшего времени 193
II. Месопотамское искусство 217
1. Введение. Древнехалдейское искусство 217
2. Ассирийское искусство 234
3. Нововавилонское искусство 261
III. Доэллинское искусство восточного побережья Средиземного моря и соседних стран 265
1. Микенское искусство 265
2. Искусство Сирии (Финикии, Кипра и Палестины) 282
3. Искусство Малой Азии (хеттское, фригийское, ликийское и другие) 293
IV. Древнеперсидское искусство 303
1. Искусство при Кире и Камбисе 303
2. Искусство при Дарии, Ксерксе и их преемниках 307
Книга третья. ГРЕЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
I. Искусство до персидских войн 323
1. Введение. Искусство в 900–575 гг. до н. э. . 323
2. Искусство в 575–475 гг. до н. э. . 362
II. Искусство от начала персидских войн до эпохи диадохов (около 475–275 гг. до н. э.) 396
1. Искусство V столетия (475 – 400 гг. до н. э.) 396
2. Искусство в IV в. (400-275 гг. до н. э.) 474
III. Искусство в государствах диадохов и Греции (около 275–27 гг. до н. э.) 526
1. Искусство на Ниле, Оронте и Тигре 526
2. Искусство Древней Греции и греческой Малой Азии 538
Книга четвертая. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ИТАЛИИ И «СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ»
I. Искусство Италии до конца Римской республики 559
1. Искусство Италии до начала эллинистической эпохи (около 900–275 гг. до н. э.) 559
2. Искусство Италии от начала эллинистической эпохи и до конца Римской республики(около 275–25 гг. до н. э.) 577
II. Искусство времен Римской империи 604
1. Введение. Архитектура 604
2. Живопись 627
3. Скульптура 642
4. Художественно-промышленные произведения и орнаментика. Заключение 654
Книга пятая. ЯЗЫЧЕСКОЕ ИСКУССТВО СЕВЕРА ЕВРОПЫ И ЗАПАДНОЙ АЗИИ
I. Искусство к северу от Альп: от гальштатской культуры и до времени венедов 665
1. Искусство гальштатской и латенской культуры 665
2. Языческое искусство севера Европы: от времени римского провинциального искусствадо эпохи викингов и венедов 676
II. Искусство Персии и Гандхары 690
1. Искусство в государствах Арсакидов и Сасанидов 690
2. Искусство Гандхары на северо-западной границе Индии 697
Книга шестая. ИНДИЙСКОЕ И ВОСТОЧНО-АЗИАТСКОЕ ИСКУССТВО
I. Искусство Индии 703
1. Древнебрахманское и буддийское искусство Индии 703
2. Новобрахманское искусство Передней Индии 721
3. Индийское искусство за границами Передней Индии 732
II. Искусство Китая и соседних стран 742
1. Введение. Главные черты китайского искусства 742
2. Китайское искусство до конца царствования династий Хань (2205 г. до н. э. – 221 г. н. э.) 753
3. Китайское искусство от конца династий Хань до конца династии Юань (221–1368 гг. н. э.) 760
4. Китайское искусство по воцарении династии Мин (с 1368 г. до XIX столетия) 770
5. Искусство Тибета и Кореи 778
III. Искусство Японии 781
1. Введение. Главные черты японского искусства 781
2. Японское искусство в VI – XV вв. . 791
3. Японское искусство в 1400 – 1750 гг. . 797
4. Японское искусство в 1750–1850 гг. . 810
Книга седьмая. ИСЛАМСКОЕ ИСКУССТВО
I. Исламское искусство на западе от Евфрата 825
1. Главные черты исламского искусства 825
2. Исламское искусство в Аравии, Сирии и Египте 835
3. Исламское искусство в Северной Африке, Испании, на Сицилии и в Турции 843
II. Магометанское искусство на Дальнем Востоке 861
1. Исламское искусство в Персии и соседних странах 861
2. Исламское искусство в Индии 873
Заключение 884
Литература 886
Именной и предметный указатель 906
Перечень иллюстраций 928

Том 2. Европейское искусство средних веков
Предисловие 7
Введение 9
Книга первая. ИСКУССТВО ХРИСТИАНСКОЙ ДРЕВНОСТИ (около 100 – 750 гг.)
I. Древнехристианское искусство первых трех столетий 17
1. Введение. Зодчество до Константина Великого 17
2. Живопись до Константина Великого 21
3. Скульптура до Константина Великого 29
II. Христианское искусство (IV - начало VIII вв.) 33
1. Введение. Архитектура 33
2. Живопись 66
3. Скульптура 90
Книга вторая. ИСКУССТВО РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
I. Искусство христианского Востока (около 700–1050 гг.) 107
1. Введение. Византийское зодчество 107
2. Живопись (между 717-1057 гг.) 112
3. Скульптура (850-1057 гг.) 120
4. Искусство Армении и Грузии (IX - XI вв.) 122
II. Западное искусство (VIII – XI вв.) 124
1. Искусство Италии и Испании (около 750-1050 гг.) 124
2. Искусство Англии и Ирландии (650 - 1050 гг.) 134
3. Искусство каролингской и оттоновской эпох на востоке и западе от Рейна (750-1050 гг.) 141
Книга третья. ИСКУССТВО ЗРЕЛОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
I. Вторая эпоха расцвета средневизантийского искусства и его преемники на Востоке 193
1. Введение. Искусство Византийской империи 193
2. Искусство Руси (1000 - 1250 гг.) 199
3. Искусство Армении и Грузии 203
II. Искусство Италии 204
1. Введение. Византийское искусство и его влияние на искусство Венеции и Нижней Италии 204
2. Искусство Рима и Умбрии 218
3. Искусство Тосканы 226
4. Ломбардо-романское искусство 237
III. Западноевропейское искусство 248
1. Романское искусство Южной Франции 248
2. Искусство Северной Франции 274
3. Искусство Испании и Португалии 294
4. Искусство Англии 301
IV. Искусство Германии и соседних стран 310
1. Искусство Вестфалии и Саксонии 310
2. Искусство прирейнских стран 343
3. Искусство Южной Германии и Австрии 373
4. Искусство стран в Северо-Германской низменности и Скандинавии 392
Книга четвертая. ИСКУССТВО ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
I. Западноевропейское искусство 403
1. Искусство Северной Франции 403
2. Искусство Южной Франции 434
3. Искусство Бургундии и Нидерландов 439
4. Искусство Испании и Португалии 452
5. Искусство Англии 457
II. Искусство Германии и соседних стран 464
1. Искусство прирейнских стран 464
2. Искусство Южной Германии и Австрии 488
3. Искусство Северной Германии 505
4. Искусство Скандинавии 519
III. Искусство Италии 520
1. Искусство Тосканы и Центральной Италии 520
2. Искусство Северной Италии 562
3. Искусство Рима и Южной Италии 574
IV. Искусство позднего средневековья на Востоке 582
1. Поздневизантийское искусство (1250 - 1450 гг.) 582
2. Искусство Руси в эпоху татаро-монгольского ига (около 1225-1400 гг.) 588
3. Искусство на Среднем и Нижнем Дунае 591
4. Готическое искусство в восточных странах Средиземного моря 593
Заключение 595
Книга пятая. ИСКУССТВО XV в.
I. Западноевропейское искусство 601
1. Искусство Нидерландов и Бургундии 601
2. Искусство Франции 644
3. Искусство Испании и Португалии 664
4. Искусство Англии 675
II. Искусство Германии и соседних стран 681
1. Искусство прирейнских стран 681
2. Искусство Южной Германии и Австрии 710
3. Искусство Северной Германии 758
4. Искусство Скандинавии 771
III. Искусство Италии 774
1. Искусство Тосканы и Центральной Италии. . 774
2. Искусство Северной Италии 847
3. Искусство Рима и Южной Италии. . 893
IV. Искусство Восточной Европы 904
1. Византийское искусство 904
2. Русское искусство Возрождения (1462-1598 гг.) 905
3. Искусство итальянского раннего Ренессанса на островах Родос и Кипр, в Турции и Венгрии 909
Заключение 912
Литература 915
Перечень иллюстраций 935

Том 3. Искусство XVI–XIX столетий
О Вёрмане, краткая биография
Книга первая ИСКУССТВО XVI СТОЛЕТИЯ
Итальянское искусство XVI столетия
Средняя Италия. Предварительные замечания. Творцы нового искусства
1. Становление на основе богатого наследия
2. Творчество Леонардо да Винчи
3. Шедевры Леонардо да Винчи
4. Вклад в искусство Микеланджело Буонарроти
5. Творчество Микеланджело в Риме
6. Работы Микеланджело при Клименте VII
7. Архитектурные сооружения Микеланджело
8. Творчество Фра Бартоломео
9. Рафаэль - первые работы
10. Становление творчества Рафаэля
11. Признание работ Рафаэля
12. Фрески Рафаэля
Среднеитальянское зодчество XVI века
1. Творчество периода Ренессанса
2. Антонио да Сангалло Младший
3. Итальянское зодчество XVI столетия
4. Становление нового стиля
5. Становление Мартино Лунги
Среднеитальянская архитектура XVI века
1. Развитие среднеитальянской скульптуры
2. Работы Бенедетто Ровеццано
3. Влияние Бенвенуто Челлини
Среднеитальянская живопись XVI столетия
1. Особенности среднеитальянской живописи
2. Известные станковые картины Андреа дель Сарто
3. Основные направления Сиены
4. Становление творчества Перуцци
5. Новый виток развития Рима
6. Уникальные итальянские направления
Искусство Верхней Италии - Предварительные замечания
1. Вступительное слово
1. Развитие зодчества в Верхней Италии
2. Миланские строения, Андрнл Палладио
3. Развитие архитектуры в Болонье, Генуе и Венеции
Верхнеитальянская скульптура XVI века
1. Развитие ваяния в Верхней Италии
Верхнеитальянская живопись XVI столетия
1. Становление верхнеитальянской живописи
2. Творчество Гауденцио Феррари
3. Венецианская живопись
4. Работы Пальма Веккио
5. Живопись Тициана
6. Творчество Маркони и Кариани
7. Ученики Веккио и Тициана
8. Жакопо Робусти
9. Искусство других итальянских городов
10. Художники Вероны. Паоло Кольяди
11. Развитие искусства Паоло
12. Становление творчества Корреджо
13. Архитектурные работы Корреджо
14. Основы живописи Болоньи
Искусство XVI столетия в нижней Италии
1. Искусство Сицилии и Южной Италии
Заключение
1. Национальные аспекты итальянского искусства
Немецкое искусство XVI столетия
Развитие немецкого искусства
Немецкая архитектура XVI столетия
1. Особенности зодчества Германии
2. Развитие немецкого орнамента
3. Немецкий ренессанс XVI века
4. Типы построек
Немецкая скульптура XVI столетия
1. Становление немецкой скульптуры
2. Дюрер и скульптуры
3. Нижнерейнская школа
Немецкая живопись XVI столетия
1. Развитие немецкой живописи
2. Первые работы Дюрера
3. Изменение искусства Дюрера
4. Работа Дюрера для Максимилиана
5. Дюрер - влияние на искусство
6. Искусство Ганс-Зебальда Бегама
7 Мельхиор Фезелейн
8. Развитие искусства в Аугсбурге
9. Ганс Гольбейн Старший
10. Гравюры Гольбейна
11. Неотмеченные немецкие мастера
12. Ганс Бальдунг
13. Провиницальность искусства
14. Придворные живописцы
Нидерландское искусство XVI столетия
Развитие нидерландского искусства
Нидерландская архитектура XVI столетия
1. Развитие зодчества в Голландии XVI столетия
2. Ренессанс в архитектуре
Нидерландская скульптура XVI века
1. Ваяние в Голландии XVI века
Нидерландская живопись XVI столетия
1. Развитие нидерландской живописи
2. Привлекательность Нидерландов для художников
3. Иоахим Патинир
4. Брюссельская школа
5. Искусство Северных Нидерландов
6. Ян Мостарт
7. Питер Артс
8. Портрентная живопись
9. Пейзажная живопись
Французское искусство XVI столетия
Введение
Французская архитектура XVI столетия
1. Основы французского зодчества
2. Церковная архитектура
3. Замки Франции
4. Мастера Ренесанса
5. Итальянцы во Франции
Французская скульптура XVI столетия
1. Развитие французской скульптуры
2. Жермен Пилон
Французская живопись XVI века
1. Живопись Франции XVI века
2. Эмалевой живописи
3. Портретисты
Испанское и португальское искусство XVI века
Искусство Португалии и Испании
Испанская и португальская архитектура XVI столетия
1. Архитектура Пиренеев
2. Школа Геррера
Испанская и португальская скульптура XVI века
1. Развитие скульптуры XVI века
Испанская и португальская живопись XVI века
1. Королевская живопись Пиренеев
2. Становление португальской живописи
Английское искусство XVI века
Тенденции английского искусства
Английская архитектура XVI века
1. Введение
Английская скульптура XVI века
1. Развитие английской скульптуры
Английская живопись XVI века
1. Основы английской живописи
Скандинавское искусство XVI века
Искусство Скандинавского полуострова
Скандинавская архитектура XVI века
1. Введение
Скандинавская скульптура XVI века
1. Развитие скульптуры Скандинавии
Скандинавская живопись XVI века
1. Живопись Дании и Швеции
Искусство XVI века на востоке Европы. Восточная Европа
1. Искусство Восточной Европы
2. Греческое искусство
Книга вторая ИСКУССТВО XVII СТОЛЕТИЯ
Итальянское искусство XVII столетия
Итальянское зодчество XVII столетия
1. Рождение барокко в Италии XVII столетия
Творчество Карло Мадерна и его последователей
2. Барокко в Риме и Флоренции
Флорентийская барочная школа и ее слияние с римской
3. Архитектура верхнеитальянских городов
Архитектура Венеции
Архитектура Генуи
Итальянское ваяние XVII столетия
1. Особенности скульптуры периода
Выдающиеся имена
2. Творчество Лоренцо Бернини
3. Противники и последователи Бернини
Итальянская живопись XVII столетия
1. Обзор особенностей итальянской живописи периода
Архитектурная живопись
Лудовико Карраччи и его семья
2. Последователи школы Карраччи
Прочие представители школы Карраччи
3. Другие итальянские школы
4. Караваджо, представитель натуралистического направления
5. Развитие реализма в неаполитанской живописи
Школа де Рибера
6. Живопись конца XVII века
Заключение
Французское искусство XVII столетия
Предварительные замечания. Французское зодчество XVII столетия
Архитектура Франции
2. Архитекторы эпохи Людовика XIII
3. Архитекторы эпохи Людовика XIV
Французское ваяние XVII столетия
1. Обзор развития французской скульптуры
2. Крупные скульпторы эпохи Людовика XIV
3. Творчество Пьера Пюже
Французская живопись XVII столетия
1. Обзор развития французской живописи
Мастера галло-римского стиля
2. Творчество Никола Пуссена
3. Творчество Клода Желе
4. Художники второй половины XVII века
Художники-декоративисты
5. Тенденции в живописи переходного периода
Портретная живопись периода
Испанское искусство XVII столетия
Предварительные замечания. Испанское зодчество XVII столетия
1. Общий обзор развития искусства
2. Этапы развития испанского барокко
3. Стиль висячих пластинок
Испанское ваяние XVII столетия
1. Обзор развития испанской скульптуры
Скульпторы Валядолида
2. Скульпторы Севильской школы
Работы Монтаньеса
Творчество учеников и последователей Монтаньеса
Испанская живопись XVII столетия
1. Обзор развития испанской живописи
Движение переходного времени
2. Ведущие школы испанской живописи
Валенсия
Мадрид
Севилья
3. Реализм Веласкеса
4. Поздний период Веласкеса
Ученики Веласкеса
5. Творчество Эстебана Мурильо
6. Поздний период творчества Мурильо
Заключение об испанском искусстве
Бельгийское искусство XVII столетия
Предварительные замечания. Бельгийское зодчество XVII столетия
1. Общий обзор развития бельгийского искусства
2. Церковная архитектура Бельгии
3. Светская архитектура
Бельгийское ваяние XVII столетия
1. Бельгийские скульпторы первой половины столетия
2. Ваятели второй половины столетия
Бельгийская живопись XVII столетия
1. Бельгийская живопись в ранний период
2. Вклад Рубенса в бельгийское искусство
3. Расцвет творчества Рубенса и его наследие
4. Ван Дейк: раннее творчество
5. Ван Дейк: поздний период
6. Другие ученики и последователи Рубенса
Якоб Йорданс и другие бельгийские реалисты
Валлонская школа
7. Жанровая живопись
8. Ландшафтная живопись
Голландское искусство XVII столетия
Голландское зодчество XVII столетия
1. Обзор раннего периода развития арихтектуры
2. Протестантские мотивы в церковной архитектуре
Голландское ваяние XVII столетия
1. Возникновение национального голландского ваяния
2. Дальнейшее развитие голландского ваяния
Голландская живопись XVII столетия
1. Общий обзор развития голландской живописи
2. Утрехтская живопись
3. Гаарлемская живопись: ранний период
Ученики и последователи Франса Халса
4. Гаарлемская живопись во второй половине столетия
Творчество Якоба ван Рейсдала
Последователи и современники Рейсдала
5. Амстердамская живопись
6. Обзор творчества Рембрандта
7. Поздний период творчества Рембрандта
Ученики и последователи Рембрандта
8. Прочие школы амстердамской живописи
9. Живопись Лейдена и Гааги
10. Живопись прочих голландских городов
Немецкое искусство XVII столетия
Предварительные замечания. Немецкое зодчество XVII столетия
1. Немецкий ренессанс
2. Итальянская архитектура Германии
3. Архитектура Германии после окончания Тридцатилетней войны
4. Становление национальной немецкой архитектуры
Немецкое ваяние XVII столетия
1. Развитие ваяния в Германии XVII века
Немецкая живопись XVII столетия
1. Некоторые выдающиеся немецкие живописцы
2. Общий обзор прочих живописцев
Английское искусство XVII столетия
Предварительные замечания. Английское зодчество XVII столетия
1. Обзор развития английского зодчества
Английское ваяние XVII столетия
1. Обзор развития английского ваяния
Английская живопись XVII столетия
1. Обзор развития английской живописи
Искусство XVII столетия в Скандинавии
Искусство этого периода в Дании
1. Обзор развития датского искусства
Искусство XVII столетия в Швеции
1. Обзор развития шведского искусства
Искусство XVII столетия в христианской Восточной Европе
Искусство этого периода в Польше
1. Обзор развития польского искусства
Русское искусство XVII столетия. Общий обзор
1. Обзор развития русского искусства
Общий обзор
1. Общий обзор европейского искусства
Книга третья ИСКУССТВО XVIII СТОЛЕТИЯ
Французское искусство XVIII столетия
Предварительные замечания. Французское зодчество XVIII столетия
1. Обзор новых стилей во Франции XVIII столетия
2. Ведущие французские архитекторы периода
Зодчие эпохи Регентства
Зодчие эпохи Людовика XV
Зодчие эпохи Людовика XVI
Французская скульптура XVIII столетия
1. Классицизм в скульптуре
2. Мастера второй половины столетия
Французская живопись XVIII столетия
2. Подъем национальной школы
3. Творчество Франсуа Буше
4. Прочие выдающиеся французские живописцы
Итальянское искусство XVIII века
Предварительные замечания. Итальянское зодчество XVIII века
1. Итальянская архитектура XVIII века
Итальянское ваяние XVIII века
1. Итальянская скульптура XVIII века
Творчество Антонио Кановы
Итальянская живопись XVIII века
1. Общий обзор развития живописи
Венецианская живопись
2. Последователи и современники Тьеполо
Испанское искусство XVIII века
Предварительные замечания. Испанское зодчество XVIII века
1. Общий обзор развития испанского искусства
Испанское ваяние XVIII века
1. Обзор развития испанской скульптуры 18 века
Испанская живопись XVIII века
1. Общий обзор развития испанской живописи
2. Расцвет творчества Гойи
Английское искусство XVIII века
Предварительные замечания. Английское зодчество XVIII века
1. Общий обзор развития английской архитектуры
Английское ваяние XVIII века
1. Обзор развития английской скульптуры
Английская живопись XVIII века
1. Общий обзор развития английской живописи
2. Выдающиеся английские художники-портретисты
Творчество Рейнолдса
Творчество Гейнсборо
Прочие английские портретисты
3. Историческая живопись в Англии
Английские гравюры
Бельгийское искусство XVIII века
Предварительные замечания. Бельгийское зодчество XVIII века
1. Общий обзор развития бельгийского зодчества
Бельгийское ваяние XVIII века
1. Обзор развития бельгийской скульптуры
Бельгийская живопись XVIII века
1. Обзор развития бельгийской живописи

Вёрман К. История искусства всех времен и народов. Профессора Карла Вёрмана, директора Дрезденской галереи. [В 3 томах]. Тома 1-3. Спб., Книгоиздательское товарищество «Просвещение», .

Дрезденская галерея – один из крупнейших и лучших европейских художественных музеев. Созданная в XVI веке, она достигла настоящего расцвета в XVIII в. при Августе II и его сыне Августе III, которые непрерывно пополняли свою коллекцию отдельными полотнами и целыми собраниями. Основную ценность в экспозиции галереи представляет, раздел итальянской живописи XV-XVIII веков - полотна Тициана, Джорджоне, Веронезе, Рафаэля, Корреджо, Тинторетто, картины четырех крупнейших представителей голландской школы - Рембрандта, Вермеера, Рейсдала и Халса, работы фламандских мастеров Рубенса, Ван Дейка, Снейдерса, и раздел испанского искусства. Дрезденская галерея стала и важнейшим научным центром, в котором сложилась давняя традиция и самостоятельная школа искусствоведения. Ее ярким представителем был директор галереи профессор Карл Вёрман (1844-1933).

Его фундаментальный труд, которому автор посвятил более двадцати лет жизни, значительно отличался от подобных сочинений начала ХХ века. В нем представлено развитие художественных мотивов, на первый план выдвинута проблема их эволюции и видоизменения от эпохи к эпохе и от народа к народу. Это одно из последних универсальных сочинений в области искусствоведения, написанных одним автором и вводивших в научный оборот колоссальный ранее неизвестный искусствоведческий материал.

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. раздел "Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. "

Искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древних веков до XIX столетия (История искусства всех времен и народов, т. 1). В первом томе „Истории искусства всех времен и народов“ К. Вёрмана представлен обзор художественного творчества первобытных племен и народов древнего мира, а также рассматривается искусство населения ряда азиатских и африканских государств до XIX в. н. э. Сочинение является прекрасным руководством для желающих пополнить свои познания сведениями по истории искусства. В издании огромное количество интересных фотографий и рисунков, иллюстрирующих познавательный текст. Предлагаемая читателям „История искусства всех времен и народов“ Карла Вёрмана, известного искусствоведа и исследователя-путешественника, бывшего директора Дрезденской галереи, существенно отличается от книг подобного рода. В них обычно рассматривается ход развития главным образом трех важнейших художественных отраслей: архитектуры, скульптуры и живописи, искусству же прикладному уделяется очень мало места или даже совсем не уделяется; последовательные фазы развития искусства по большей части представляются в картине, охватывающей собой не все человечество, а лишь отдельные народы, игравшие более или менее видную политическую или культурную роль; более важное значение придается в основном исчислению и описанию памятников искусства, а не определению происхождения их типов и форм из того или другого источника, объяснению их перехода от одного народа к другому и указанию на взаимодействие между собой национальных искусств. Труд К. Вёрмана имеет цель изложить историю искусства с возможной полнотой вне зависимости от какой бы то ни было философской системы, познакомить читателя с развитием собственно художественных мотивов, выдвинуть на первый план их видоизменения при переходе из эпохи в эпоху, от народа к народу. В „Истории искусства всех времен и народов“ К. Вёрмана впервые систематически рассмотрены проявления художественного творчества у первобытных племен. Именно этому посвящен первый том, который содержит в себе обзор художественного творчества у народов от незапамятных времен и до нашей эры, а также рассматривается искусство населения ряда азиатских и африканских стран до XIX в. н. э. Сам Карл Вёрман писал, что взяться за такую работу его побудили особые обстоятельства. „С одной стороны, уже давно я чувствовал сердечное влечение еще раз возвратиться к искусству древнего мира – в область, к которой относились мои первые исследования и издания. С другой стороны, я ощущал некоторую внутреннюю потребность облечь наконец, при помощи изучения наших коллекций по народоведению, в плоть и кровь воспоминания, сохранившиеся во мне от прежних путешествий в отдаленные части света и на морские острова. Читатель этого тома, надеюсь, ясно увидит, что у меня было достаточно опытности для того, чтобы проверить и усвоить результаты чужих изысканий, на которые, само собой разумеется, я должен был опираться“. Нужно заметить, что со времени написания сочинения в тех обширных областях, которые рассматриваются в первом томе, произошли новые открытия, которые подтверждают сказанное в нем, а также породили новые взгляды на прошлое. Однако это не умаляет достоинств исследований К. Вёрмана, а только дополняет его выводы и предложения автора. Второй том этого сочинения посвящен истории искусства народов от времени возникновения христианства и до XVI в.; в третьем томе представлено развитие искусства с XVII столетия и по вторую половину XIX в. В „Истории искусств всех времен и народов“ К. Вёрмана строго научная точность соединена с общедоступностью изложения. Сочинение К. Вёрмана – прекрасное руководство для людей, желающих пополнить свои познания сведениями по истории искусства; однако и для того, кто захотел бы специально изучить этот предмет, оно может служить пособием, благодаря не только своему содержанию, но и сопровождающему ему указателю сочинений, относящихся к разным частям истории искусства. Ценность книги К. Вёрмана увеличивается огромным количеством помещенных в ней иллюстраций, имеющих тесную связь с текстом.

Предлагаемая «История искусства всех времен и народов» Карла Вёрмана, известного искусствоведа и исследователя-путешественника, директора Дрезденской галереи (биографическая справка о Карле Вёрмане), существенно отличается от всех других работ подобного рода. В них обычно рассматривается ход развития главным образом трех важнейших художественных отраслей: архитектуры, скульптуры и живописи, искусству же прикладному уделяется очень мало места или даже совсем не уделяется; последовательные фазы развития искусства по большей части представляются в картине, охватывающей собой не все человечество, а лишь отдельные народы, игравшие более или менее видную политическую или культурную роль; более важное значение придается в основном исчислению и описанию памятников искусства, а не определению происхождения их типов и форм из того или другого источника, объяснению их перехода от одного народа к другому и указанию на взаимодействие между собой национальных искусств.

Труд Вёрмана имеет цель изложить историю искусства с возможной полнотой вне зависимости от какой бы то ни было философской системы, познакомить читателя с развитием собственно художественных мотивов, выдвинуть на первый план их видоизменения при переходе из эпохи в эпоху, от народа к народу.

В «Истории искусства всех времен и народов» К. Вёрмана впервые систематически рассмотрены проявления художественного творчества у первобытных племен. Именно этому посвящен первый том, который содержит в себе обзор художественного творчества у народов от незапамятных времен и до нашей эры, а также рассматривается искусство населения ряда азиатских и африканских стран до XIX в. н. э.

Сам Карл Вёрман писал, что взяться за такую работу его побудили особые обстоятельства. «С одной стороны, уже давно я чувствовал сердечное влечение еще раз возвратиться к искусству древнего мира - в область, к которой относились мои первые исследования и издания. С другой стороны, я ощущал некоторую внутреннюю потребность облечь наконец, при помощи изучения наших коллекций по народоведению, в плоть и кровь воспоминания, сохранившиеся во мне от прежних путешествий в отдаленные части света и на морские острова. Читатель этого труда, надеюсь, ясно увидит, что у меня было достаточно опытности для того, чтобы проверить и усвоить результаты чужих изысканий, на которые, само собой разумеется, я должен был опираться».

Нужно заметить, что со времени написания сочинения в тех обширных областях, которые рассматриваются в нём, произошли новые открытия, которые подтверждают сказанное в нем, а также породили новые взгляды на прошлое. Однако это не умаляет достоинств исследований К. Вёрмана, а только дополняет его выводы и предложения автора.

Второй том этого сочинения посвящен истории искусства народов от времени возникновения христианства и до XVI в.; в третьем томе представлено развитие искусства с XVII столетия и по вторую половину XIX в.

В «Истории искусств всех времен и народов» К. Вёрмана строго научная точность соединена с общедоступностью изложения. Сочинение К. Вёрмана - прекрасное руководство для людей, желающих пополнить свои познания сведениями по истории искусства; однако и для того, кто захотел бы специально изучить этот предмет, оно может служить пособием, благодаря не только своему содержанию, но и сопровождающему ему указателю сочинений, относящихся к разным частям истории искусства. Ценность данного издания работы К. Вёрмана увеличивается огромным количеством помещенных в него иллюстраций, имеющих тесную связь с текстом.

Последний третий том «Истории искусства всех времен и народов» К. Вёрмана, как и все предыдущие, выделяется из среды других общих трудов подобного рода двумя важными особенностями. Он написан от начала до конца одним автором, вследствие чего отличается единством замысла и исполнения, проникающего во все отделы и главы. Также он излагает данные истории искусства на основании широко изученного материала, освещаемого со всех точек зрения.

Сочинение является прекрасным руководством для желающих пополнить свои познания по истории искусства. В издании огромное количество интересных фотографий и рисунков, иллюстрирующих познавательный текст.

Карл Вёрман

История искусства всех времён и народов Том 1

О Вермане, краткая биография.

Карл Вёрман родился в семье немецкого предпринимателя-судовладельца и был старшим сыном. По семейной традиции он должен был взять на себя управление отцовской компанией, но судьбы распорядилась по-другому. Так как мальчик с самого детства не проявлял никакого интереса к коммерческой деятельности, а был полностью увлечён искусством, то семейный бизнес перешёл к его младшему брату Адольфу Вёрману.

В 16 лет Карл Вёрман поступил на юридический факультет Гейдельбергского университета и окончил его в 1868 году, поучив звание доктора юридических наук. Когда во время учёбы Карл совершил путешествие по Франции, Англии и Северной Америке, он окончательно решил посвятить свою профессиональную карьеру искусству. Во время своей адвокатской практики, в том же Гейдельбергском университете, он получает второе высшее образование по специальности история искусства и археология. 1871 и 1872 Вёрман совершает долгое путешествие по городам Италии, Греции и Малой Азии, всё это время он занимается изучением искусств и культур, тех местностей. В 1873 году ему присуждают престижную степень профессора Дюссельдорфской академии художеств.

С 1878 по 1879 годы Карл Вёрман снова путешествует совместно с Альфредом Вольтманом (известным искусствоведом) по европейским странам, результатом этой двухленей поездки стала совместная книга Вёрмана и Вольтмана об искусстве Европы.

В 1882 году Вёрман становится директором всемирно известного дрезденского музея, его дальнейшая работа во многом связана с искусством старых и новых мастеров, представленных в этой галерее. За время руководства музеем, Вёрман пополнил его коллекции живописью современных (на тот момент) художников, таких как Карл Шпицвег и Клод Моне. В 1887 году Вёрман составляет и публикует первый научной каталог Дрезденской галереи, а также начинает писать свою знаменитую „Историю искусства всех времён и народов“ (конкретно, главы о культуре первобытных народов), которую он полностью закончил только в 1911 году.

Умер Карл Вёрман в 1933 году.

Библиография Карла Вёрмана.

1871 – Предварительные исследования по археологии пейзажной живописи – Греция и Рим. Акерман: Мюнхен.

1876 – Пейзаж в искусстве древних народов, Мюнхене.

1878 – История живописи. 3 тома, Лейпциг. В соавторстве с Альфредом Вольтманом.

1880 – Искусство и природа: рисунки из северной и южной Европы.

1880 – История Академии искусств Дюссельдорфа. Дюссельдорф.

1887 – Каталог Королевской картинной галереи Дрездена, генерального директората королевской коллекции искусства и науки: Дрезден.

1894 – Какому искусству учит нас история. Дрезден.

1896-1898 – Рисунки и гравюры старых мастеров в Королевском музее Дрездена. Мюнхен.

1904-1911 – История искусства всех времен и народов. Многотомное издание, Вена, Лейпциг.

1924 – Воспоминания восьмидесятилетнего старика. 2 тома, Лейпциг.

Предисловие

Предлагаемая читателям "История искусства всех времен и народов" Карла Вёрмана, известного искусствоведа и исследователя-путешественника, бывшего директора Дрезденской галереи, существенно отличается от книг подобного рода. В них обычно рассматривается ход развития главным образом трех важнейших художественных отраслей: архитектуры, скульптуры и живописи, искусству же прикладному уделяется очень мало места или даже совсем не уделяется; последовательные фазы развития искусства по большей части представляются в картине, охватывающей собой не все человечество, а лишь отдельные народы, игравшие более или менее видную политическую или культурную роль; более важное значение придается в основном исчислению и описанию памятников искусства, а не определению происхождения их типов и форм из того или другого источника, объяснению их перехода от одного народа к другому и указанию на взаимодействие между собой национальных искусств.

Труд К. Вёрмана имеет цель изложить историю искусства с возможной полнотой вне зависимости от какой бы то ни было философской системы, познакомить читателя с развитием собственно художественных мотивов, выдвинуть на первый план их видоизменения при переходе из эпохи в эпоху, от народа к народу.

В "Истории искусства всех времен и народов" К. Вёрмана впервые систематически рассмотрены проявления художественного творчества у первобытных племен. Именно этому посвящен первый том, который содержит в себе обзор художественного творчества у народов от незапамятных времен и до нашей эры, а также рассматривается искусство населения ряда азиатских и африканских стран до XIX в. н. э.

Сам Карл Вёрман писал, что взяться за такую работу его побудили особые обстоятельства. "С одной стороны, уже давно я чувствовал сердечное влечение еще раз возвратиться к искусству древнего мира – в область, к которой относились мои первые исследования и издания. С другой стороны, я ощущал некоторую внутреннюю потребность облечь наконец, при помощи изучения наших коллекций по народоведению, в плоть и кровь воспоминания, сохранившиеся во мне от прежних путешествий в отдаленные части света и на морские острова. Читатель этого тома, надеюсь, ясно увидит, что у меня было достаточно опытности для того, чтобы проверить и усвоить результаты чужих изысканий, на которые, само собой разумеется, я должен был опираться".

Нужно заметить, что со времени написания сочинения в тех обширных областях, которые рассматриваются в первом томе, произошли новые открытия, которые подтверждают сказанное в нем, а также породили новые взгляды на прошлое. Однако это не умаляет достоинств исследований К. Вёрмана, а только дополняет его выводы и предложения автора.

Второй том этого сочинения посвящен истории искусства народов от времени возникновения христианства и до XVI в.; в третьем томе представлено развитие искусства с XVII столетия и по вторую половину XIX в.

В "Истории искусств всех времен и народов" К. Вёрмана строго научная точность соединена с общедоступностью изложения. Сочинение К. Вёрмана – прекрасное руководство для людей, желающих пополнить свои познания сведениями по истории искусства; однако и для того, кто захотел бы специально изучить этот предмет, оно может служить пособием, благодаря не только своему содержанию, но и сопровождающему ему указателю сочинений, относящихся к разным частям истории искусства. Ценность книги К. Вёрмана увеличивается огромным количеством помещенных в ней иллюстраций, имеющих тесную связь с текстом.

Введение

В умении пчела тебя наставит

И прилежанию научит червь долин;

Но знание твой ум с духами рядом ставит:

Искусство, человек, имеешь ты один.

Шиллер. Художники

Под названием "История искусства" на языке науки понимается история развития тех художеств, произведения которых создаются рукой мастера и воспринимаются глазом. Обыкновенно эти художества, к которым относятся зодчество, производство изящных ремесленных изделий, ваяние и живопись с их побочными отраслями называются "образными искусствами". Ввиду того, что произведения этих искусств исполняются большей частью по предварительно начерченным наброскам и могут быть изображаемы рисунками, их называют также "начертательные искусства".

История искусства удостоверяет, что оно есть достояние всего человечества; это – духовная связь, объединяющая даже самые отдаленные времена и народы. Не говоря о тех ступенях развития, о которых мы можем только строить догадки, нет столь далекой от нас по времени или по месту культурной стадии, которая не озарялась бы светлым лучом искусства, отличающего человека от животного. В древнейшие, первобытные времена, а также у самых дальних и низкостоящих народов, еще в настоящее время обитающих на земле, мы видим, что человек, движимый любовью, не только стремится украшать себя, не только старается придавать своей незатейливой утвари форму, наиболее удобную и целесообразную, и снабжать эту утварь украшениями, но и силится создавать пластические или начертанные изображения существующего в окружающем его мире, прежде всего в мире животных и людей, и это искусство первобытных и диких народов часто неожиданным образом освещает перед нами внутреннюю, коренную сущность искусства. Современная история искусства не может пренебрегать исследованием его состояния у простых, примитивных народов и у доисторических, первобытных племен. С тех пор как Эрнст Гроссе указал в особой книге на необходимость такого исследования, история искусства все более и более серьезно занимается первобытной жизнью и доисторическими временами человечества, и к концу XIX века можно сказать, что эта наука охватывала собой искусство всего человечества.

Предлагаемая «История искусства всех времен и народов» Карла Вёрмана, известного искусствоведа и исследователя-путешественника, директора Дрезденской галереи (биографическая справка о Карле Вёрмане), существенно отличается от всех других работ подобного рода. В них обычно рассматривается ход развития главным образом трех важнейших художественных отраслей: архитектуры, скульптуры и живописи, искусству же прикладному уделяется очень мало места или даже совсем не уделяется; последовательные фазы развития искусства по большей части представляются в картине, охватывающей собой не все человечество, а лишь отдельные народы, игравшие более или менее видную политическую или культурную роль; более важное значение придается в основном исчислению и описанию памятников искусства, а не определению происхождения их типов и форм из того или другого источника, объяснению их перехода от одного народа к другому и указанию на взаимодействие между собой национальных искусств.

Труд Вёрмана имеет цель изложить историю искусства с возможной полнотой вне зависимости от какой бы то ни было философской системы, познакомить читателя с развитием собственно художественных мотивов, выдвинуть на первый план их видоизменения при переходе из эпохи в эпоху, от народа к народу.

В «Истории искусства всех времен и народов» К. Вёрмана впервые систематически рассмотрены проявления художественного творчества у первобытных племен. Именно этому посвящен первый том, который содержит в себе обзор художественного творчества у народов от незапамятных времен и до нашей эры, а также рассматривается искусство населения ряда азиатских и африканских стран до XIX в. н. э.

Сам Карл Вёрман писал, что взяться за такую работу его побудили особые обстоятельства. «С одной стороны, уже давно я чувствовал сердечное влечение еще раз возвратиться к искусству древнего мира — в область, к которой относились мои первые исследования и издания. С другой стороны, я ощущал некоторую внутреннюю потребность облечь наконец, при помощи изучения наших коллекций по народоведению, в плоть и кровь воспоминания, сохранившиеся во мне от прежних путешествий в отдаленные части света и на морские острова. Читатель этого труда, надеюсь, ясно увидит, что у меня было достаточно опытности для того, чтобы проверить и усвоить результаты чужих изысканий, на которые, само собой разумеется, я должен был опираться».

Нужно заметить, что со времени написания сочинения в тех обширных областях, которые рассматриваются в нём, произошли новые открытия, которые подтверждают сказанное в нем, а также породили новые взгляды на прошлое. Однако это не умаляет достоинств исследований К. Вёрмана, а только дополняет его выводы и предложения автора.

Второй том этого сочинения посвящен истории искусства народов от времени возникновения христианства и до XVI в.; в третьем томе представлено развитие искусства с XVII столетия и по вторую половину XIX в.

В «Истории искусств всех времен и народов» К. Вёрмана строго научная точность соединена с общедоступностью изложения. Сочинение К. Вёрмана — прекрасное руководство для людей, желающих пополнить свои познания сведениями по истории искусства; однако и для того, кто захотел бы специально изучить этот предмет, оно может служить пособием, благодаря не только своему содержанию, но и сопровождающему ему указателю сочинений, относящихся к разным частям истории искусства. Ценность данного издания работы К. Вёрмана увеличивается огромным количеством помещенных в него иллюстраций, имеющих тесную связь с текстом.

Последний третий том «Истории искусства всех времен и народов» К. Вёрмана, как и все предыдущие, выделяется из среды других общих трудов подобного рода двумя важными особенностями. Он написан от начала до конца одним автором, вследствие чего отличается единством замысла и исполнения, проникающего во все отделы и главы. Также он излагает данные истории искусства на основании широко изученного материала, освещаемого со всех точек зрения.

Сочинение является прекрасным руководством для желающих пополнить свои познания по истории искусства. В издании огромное количество интересных фотографий и рисунков, иллюстрирующих познавательный текст.