Картины жака луи давида с описанием. Жак Луи Давид биография кратко. Королевская Академия живописи и скульптуры

Давид Жак Луи (1748-1825), французский живописец.

Родился 30 августа 1748 г. в Париже в семье богатого буржуа. Мальчик рано
обнаружил склонность к рисованию. В 1766 г. его приняли в Королевскую академию живописи и скульптуры, где учителем Давида стал художник Ж. М. Вьен, создававший картины на античные сюжеты. Закончив Академию, молодой живописец, как тогда было принято, отправился на стажировку в Италию. Там он провёл четыре года (1775-1779 гг.). По возвращении на родину Давид стал членом академии и регулярно участвовал в её выставках.

Уже в ранних работах мастера утверждалось торжество гражданского мужества и разума над бездумной жестокостью («Бой Минервы и Марса», 1771 г.). Теперь античные сюжеты прочно вошли в творчество художника. Романтический гражданский дух был характерен для классицизма предреволюционной эпохи во Франции. Первой работой Давида в этом стиле является полотно «Велизарий, просящий подаяние» (1781 г.). Эта подчёркнуто строгая картина, воспевающая стойкость истинного гражданина в невзгодах, сразу привлекла внимание зрителей.

Ещё большей популярностью пользовалось другое полотно Давида - «Клятва Горациев» (1784 г.) на сюжет из римской истории. Трое братьев из знатного рода Горациев одолели в битве с городом Альба-Лонга трёх своих противников. И хотя двое из братьев погибли, поединок закончился в пользу римлян, что принесло им быструю и бескровную победу.

Давид работал по государственному заказу: академия поощряла произведения, возбуждающие патриотические чувства. В 1787 г. живописец создал картину «Смерть Сократа», в 1789 г. - «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей». Последнее полотно было выставлено в революционном Париже уже после штурма Бастилии и сразу стало очень популярно. На нём изображались такие знакомые парижанам картины - женщины оплакивают погибших.

С этого момента Давид стал признанным художником Французской революции. Картина «Клятва в зале для игры в мяч» (1791 г.) не была закончена мастером, так как большинство её героев - депутатов парламента - уже через год либо оказались в эмиграции, либо пали жертвами якобинского террора. В 1793 г. Давид пишет композиции «Убитый Лепелетье» и «Смерть Марата», совмещая в них черты портрета и исторического полотна. Сам художник являлся депутатом Конвента, участвовал в создании новых революционных праздников. Именно ему была поручена организация Национального музея в Лувре. После прихода к власти Наполеона I Давид стал главным придворным живописцем. Он оказался необыкновенно плодовит, сделал множество портретов императора («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», 1800 г., и др.), его жены Жозефины, придворных («Мадам Рекамье», 1800 г.; портреты четы Серизиа, 1795 г.) и генералов, а также запечатлел торжественные события («Коронация», 1805-1807 гг).

После поражения Наполеона Давид был вынужден уехать в Брюссель (1816 г.), где и умер 29 декабря 1825 г.

Марина ФРОЛОВА,
учитель МХК,
г. Ходыженск Краснодарского края

Творчество Жака Луи Давида

Цель: проследить, как отражаются идеи в различных видах искусства.

Задачи:

  • Воспитание гражданской позиции.
  • Развитие читательского интереса.
  • Формирование нравственной позиции.
  • Развитие коммуникативных способностей.
  • Самоопределение на предмет личностных ценностей.
  • Эстетическое развитие учащихся.
  • Речевое развитие учащихся.

Ход урока

1. Обобщение изученного ранее материала

Учитель предлагает учащимся рассмотреть таблицу.

Барокко

Классицизм

Общие черты

  • Оба стиля - риторические. Писатель, художник воздействуют на зрителя, убеждая его.
  • Общая система жанров.
  • Общие эстетические категории (категория вкуса, воспитательная функция искусства, стремление сочетать приятное с полезным)

Различия

Соседствуют противоположные идеи, темы, вещи, явления, понятия. Комическое и трагическое, высокий и низкий стили рядом, в паре

Выведение из пары чего-то одного (противопоставление «высокий - низкий»).

Классицизм отказался от противоречивости барокко, вытянул в прямую линию его причудливые формы, стал логическим завершением, но только одной его части, которая теперь ничему не противопоставлялась

Смешивает стили, поражается противоречиям, восхищается ими. Художник не только мастер, жива идея божественного вдохновения, божественного безумия

Не смешивает стили, не поражается противоречиям, но принимает их как данность. Исчезла идея божественного вдохновения. Мастер эпохи классицизма продолжил только одну традицию - отношения к искусству как к ремеслу

Продолжилось подражание натуре. Подражая натуре, классицист стремился ее превзойти, ориентируясь на обобщенный образ прекрасного. Эстетика безобразного, бывшая в искусстве барокко, исчезла. Классицизм выбирал из природы «правильный» материал

Духовный мир человека сложен и трагичен

Классицизм признавал только гармонию. Перестал трагически восприниматься внутренний мир человека, конфликт из внутреннего (борение греха и добродетели) был перенесен вовне (чувство - долг)

Искусство многозначно, символично, каждое явление мира связано со множеством иных сетью тайных значений. Ничто не существует само по себе, все загадка, тайна

Однозначное соотношение знака и значения. Нет места тайне - только разум

Кто не нарушил правил, тот не поэт

Искусство более не перетекает незаметно в жизнь, а жизнь не стремится походить на искусство. Всему придана законченная строгая форма, и делалось это по строгим правилам

2. Конфликт личности с объемлющим ее целым в классической трагедии. Беседа

Учитель. Во все времена человека волновало место личности в рамках объемлющего ее целого. Античность уже признала право отдельного человека на свой собственный голос, на свою правду. Эпоха Возрождения принесла идею абсолютной самоценности личности. Ценность личности перестала наконец соотноситься с положением этой личности в обществе. Но шло время - и ренессансная идея права отдельного человека на безграничную свободу тоже обнаружила свою ограниченность. Оказалось, что в силу несовершенства человеческой природы безграничная свобода для одного становится безграничной несвободой для другого.

И вот XVIII век принес в мир систему ценностей, которая отразилась в искусстве через эстетику классицизма. Одна из центральных идей ее - «у разума всего одна дорога». Надо лишь найти эту лучшую дорогу из всех возможных. Основополагающей для этой системы является и идея абсолютного приоритета общего по отношению к частному. Возникла претендующая на незыблемость иерархия: превыше всего государство, затем - род, в самом низу - отдельный человек, который сам по себе мелок и жалок, но способен обрести какое-то значение лишь как частица великого целого. И о том, какой он человек, можно судить в первую очередь по тому, какой он подданный.

В основу классицистической трагедии положен, как правило, неразрешимый конфликт между чувством и долгом. Чем сильнее подавленное чувство, тем почетнее победа над ним.

Рассмотрим трагедию Пьера Корнеля «Сид».

Задание : пересказать произведение, опираясь на текст.

Ученики. Перед нами испанский город. Живут в нем двое возлюбленных: Родриго Диас и Химена. Всё идет к счастливому финалу. И вдруг - конфликт между отцами героев: отцу Родриго дону Диего пожалована должность наставника королевского сына. Отец Химены, граф Гормас, этим недоволен:

Как ни возвышен трон, но люди все подобны,
Судить ошибочно и короли способны,
И этим выбором доказано вполне,
Что настоящий труд у них в плохой цене…

В результате отец Химены дает пощечину отцу Родриго и изрекает после этого:

Прощай! Пусть юный принц, ища пример в отчизне,
Читает летопись твоей высокой жизни.
Вот этой платою за дерзость болтуна
В немалой степени украсится она.

Юный Родриго оказывается перед выбором: с одной стороны - страстная любовь к Химене, с другой - долг мести ее отцу:

Я предан внутренней войне,
Любовь моя и честь в борьбе непримиримой,
Вступиться за отца, отречься от любимой!
Тот к мужеству зовет, та держит руку мне.
Но что б я ни избрал - сменить любовь на горе
Иль прозябать в позоре, –
И там, и здесь терзаньям нет конца.
О злых судеб измены!
Забыть ли мне о казни наглеца?
Казнить ли мне отца моей Химены?

Но в конце концов он делает единственно правильный для героя классицистической трагедии выбор:

Отцу обязан я первее, чем любимой.
Умру ли я в бою, умру ль, тоской томимый,
Я с кровью чистою умру, как был рожден.
Мое и без того чрезмерно небреженье.
Бежим исполнить мщенье.
И колебаньям положив конец,
Не совершим измены:
Не все ль равно, раз оскорблен отец,
Что оскорбившим был отец Химены!

Родриго страстно любит Химену, и это чувство вовсе не уничтожается принятым решением мстить. Победа над ним - вовсе не победа высокого над низким, но победа высшего над высоким.

Родриго в конце концов совершает мщение и убивает обидчика. И теперь уже Химена стоит перед выбором: в ней живет любовь к Родриго, но долг перед своим отцом заставляет ее требовать смертной казни. Наконец она решает:

Чтоб честь свою спасти и обрести покой,
Послать его на казнь и умереть самой.

И лишь по велению короля казнь не совершается.

Задание

Трагический сюжет, легший в основу трагедии Корнеля «Сид», имеет глубокие корни в мировой культуре. Можно вспомнить в этой связи трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта». Сравните эти трагедии. Что вы находите в них общего? Почему такие разные исходы? Чем это можно объяснить? В чем отличие нравственных концепций классицизма и Ренессанса?

3. Давид. «Клятва Горациев»

Работа с текстом

Учитель. Обратимся к творчеству великого французского художника Жака Луи Давида, и в частности к его знаменитой картине «Клятва Горациев». Она была создана под впечатлением трагедий Корнеля. Это не случайно: мы уже говорили о том, что в эпоху Просвещения театр играл роль трибуны и оказывал огромное влияние на умы.

Работал над картиной художник в Риме - городе, где и произошли изображаемые события. Это в Риме, как писал впоследствии Давид, на него «нашло озарение», и он почувствовал, что «сами основы его манеры неверны». Именно в Риме были сделаны «первые шаги по новой стезе». Давид изучает великое наследие старых мастеров, познает красоту линий и форм их бесподобных шедевров.

Но многое еще нужно было ему передумать, многому научиться, прежде чем «выработать свой взгляд на вещи», прежде чем отойти от академических традиций и понять, что произведения живописи должны таить в себе «чувства и мысли, строгие и нравственные», прежде чем найти собственную манеру письма и пойти непроторенными путями.

Повлияла ли на творчество художника великая итальянская живопись и в первую очередь Рафаэль? Да, бесспорно. Увлекало ли его искусство древних? Конечно, тем более что сравнительно недавно перед изумленными глазами современников Давида предстали пробужденные от векового сна кварталы Геркуланума и Помпей и вся Европа зачитывалась книгой Винкельмана, посвященной сокровищам античного искусств. В древней истории, в древнем искусстве художники все больше и больше находили теперь темы и деяния, созвучные современности. Давид с восторгом изучал античное зодчество, античную пластику.

Задание : прочитайте отрывок из текста А. Варшавского «Пелика с ласточкой».

Текст

(переработан для урока)

…Римский консул Юний Брут, узнав, что его сыновья вступили в заговор против республики, потребовал их казни. Собственной рукой он подписал смертный приговор.

«В дом консула Брута ликторы приносят тела его сыновей» - так называлась картина Давида.

В глубокой и горестной задумчивости изображен был на ней Юний Брут, республиканец Брут, тот, «чья твердость нерушима, - как напишет впоследствии о созданном Давидом образе поэт Андре Шенье, - кто больше консул, чем отец». Он выполнил свой долг, он сурово покарал тех, кто замыслил недоброе против отчизны. Но ведь он и отец… Ведь это его сыновья, его плоть и кровь…

Охвачена горем жена, так и не сумевшая добиться от него отмены приговора, в отчаянии дочери.

Словно окаменев, весь во власти разыгравшейся трагедии, сидит Брут, человек, до конца оставшийся верным высоким принципам. И вносят в дом для последнего прощанья тела мертвых его сыновей.

Дела давно минувших дней? Героизация далекого прошлого? Но ведь пафос картин был в любви к родине, в готовности пожертвовать личными чувствами во имя гражданского долга - это понимали все. К уму и сердцу соотечественников обращался Давид, и совсем иное, нежели конфликт Брута со своими сыновьями, возникало в сознании тех, кто видел его произведение. Свобода, родина, борьба против тиранов - этим жила поднимавшаяся с колен Франция, и многое говорило людям мужественное полотно Давида.

Но несомненно и то, что Давид был знаком с книгами энциклопедистов, словно набат в темной ночи абсолютистской монархии прозвучавшими на всю Францию. По рождению, по крови связанный с буржуазией, рвущейся к политической власти, возглавившей борьбу против самодержавия и сословных привилегий, художник не мог не сочувствовать этой борьбе.

Вольнолюбивые идеи, как ни старалось их уничтожить абсолютистское правительство Людовика XVI , обретали все больше сторонников, и все меньше защитников оставалось у старого порядка.

…Он отдал дань в своих ранних работах и мифологии, и классицизму.

Но уже в 1781 году из Рима Давид привез картину «Велизарий, просящий подаяние». Драматизм ее содержания произвел сильное впечатление. Гражданскими мотивами было проникнуто это полотно, посвященное полководцу, оклеветанному, разжалованному и ослепленному своим императором.

В античности искал Давид своих героев, но современными идеями были вдохновлены его творения.

Так, годом позже настал черед «Клятвы Горациев». Собственно говоря, все началось с представления трагедии Корнеля о героических римлянах. Последняя сцена спектакля - старик отец обращается к народу с просьбой защитить его сына, отстоявшего честь и свободу родного города, - произвела на художника сильнейшее впечатление. Тут же, по горячим следам, он сделал карандашный набросок.

Париж рукоплескал Горациям, рукоплескал и тому, о ком Вольтер сказал: «Корнель - древний римлянин среди французов - создал школу величия души».

И это было правдой.

Вначале Давид решил изобразить поразившую его заключительную сцену спектакля, но потом отказался от этого замысла. Ибо вовсе не главное в истории Горациев раскрывала она. Ему виделось нечто более важное, более значительное. Ему хотелось рассказать о деяниях, созвучных его мятежной и бурной эпохе, напомнить о том, что люди должны быть верны общественному долгу, найти - пусть в античности - образцы для подражания.

Знал ли он уже в то время слова Дидро, обращенные к современным ему художникам: «Тебе надлежит прославить и обессмертить великие и прекрасные поступки, почтить добродетель, заклеймить порок…» - слова, которые пробуждали надежду, звали к борьбе? Прямых данных на этот счет нет. Но мысль о том, что искусство существует не для развлечения знати, идеи об общественном назначении искусства, несомненно, в те времена уже были близки ему.

…Легенда гласила: в тяжкую минуту, когда отечеству угрожала опасность и решался вопрос о том, быть ли Риму свободным или быть порабощенным, три юных героя, три сына Горация вступили в смертельный поединок с врагом.

Трое на трое. Против своих друзей, против своих родственников. И они победили, хотя двоим Горациям не суждено было вернуться домой.

Самый высоконравственный момент этой легенды, рассказанной римским историком Титом Ливием, выбирает Давид: клятву героев перед боем, клятву отцу, клятву родине. Впрочем, если быть точным, домысливает. Ибо нет у Ливия ни слова о клятве в доме Горациев. Но так ли это важно? Разве не имеет художник права на обобщение, додумывание?

Ничего лишнего, ничего отвлекающего, рассеивающего внимание, уводящего от главного - такой виделась Давиду композиция. Суровой простоте чувств, величию момента должна соответствовать суровая простота рисунка, напоминающая античные образцы.

Он тщательно изучает костюмы, прически, оружие. Он ищет наиболее точное решение: его не удовлетворяет первоначальный набросок, в котором старик отец вручает мечи старшему сыну, - и у того, и у другого руки опущены, и получалось так, что клятву произносят лишь младший и средний братья.

В Италии, в Риме завершает он картину.

И когда Давид выставил ее в 1785 году в Салоне, Париж ахнул. Она сразу стала знаменитой.

Три человека - и единый порыв. Три человека - и единая воля. Во имя отчизны клянутся они победить или умереть. Решительны и мужественны их лица, крепки и мускулисты руки, и на алтарь отечества приносят защитники свободы свои верные и доблестные сердца.

Ни слезы матери, оплакивающей сыновей, идущих на смертный бой, ни печаль сестры, помолвленной с одним из противников, ни скорбь жены одного из братьев, сестры Куринациев, склонившейся над маленькой дочкой, - ничто не может отвратить Горациев от принятого решения. И высоко поднял их боевое оружие старик отец, как бы благословляя своих сыновей на ратный подвиг.

Свобода или смерть! Победить или умереть!

В облике его героев была всепобеждающая и всепроникающая вера в человека. Порыв их был чист и благороден.

Мог ли представить себе тогда Давид, что всего через несколько лет боевой клич - «Свобода или смерть!» - прозвучит над всей восставшей Францией? Что участников революционных битв будут воодушевлять созданные его вдохновением образы? Что перед тем, как отправиться на фронт, солдаты в волнении будут глядеть на Горациев»? Что наряду с «Марсельезой» одним из символов восставшей против самовластья Франции станет его картина?

Задания к тексту

1. Какая легенда легла в основу сюжета картины?
2. Творчество какого художника подтолкнуло Давида к написанию картины?
3. Как вы сформулируете основную идею картины? Определите идейную
взаимосвязь творчества Корнеля и Давида.
4. Какой отклик получила картина в обществе?

Работа с иллюстрацией

Докажите, что картина Давида «Клятва Горациев принадлежит классицизму. (Строгое соответствие жанру - историческая картина, аллегоричность и назидательность сюжета, строгая троичность композиции: три группы героев, разбитое тремя арками пространство, уравновешенность композиции центральной фигурой отца, античная атрибутика.)

5. «Смерть Марата».

Беседа

Учитель. Итак, обратимся к последним словам текста Варшавского: «Мог ли представить себе тогда Давид, что всего через несколько лет боевой клич - «Свобода или смерть!» - прозвучит над всей восставшей Францией? Что участников революционных битв будут воодушевлять созданные его вдохновением образы? Что перед тем, как отправиться на фронт, солдаты в волнении будут глядеть на «Горациев»? Что наряду с «Марсельезой» одним из символов восставшей против самовластья Франции станет его картина?

Он увидел это собственными глазами.

Что за события произошли во Франции во второй половине XVIII века, которые явились прямым продолжением просветительских философских взглядов? (Я попросила ребят заранее подготовить сообщения на эту тему .)

Ученики.

- С 1774 года во главе Франции стоял король Людовик XVI , обладавший абсолютной властью. Он не был тираном. На него сильно повлияла идея «просвещенной монархии», согласно которой властитель должен в первую очередь заботиться об интересах государства и о благе народа. Он старался это делать, как умел. Франция была процветающим государством. Все население страны делилось на три сословия. Первые два - духовенство и дворянство - считались привилегированными. К третьему относилась большая часть населения: крестьяне, ремесленники, рабочие, предприниматели. Именно третье сословие выплачивало большую часть налогов. В конце XVIII столетия налоги стали настоящим бедствием для трудового населения страны. Кроме того, крестьянству приходилось еще нести множество сохранившихся от средних веков повинностей. Его положение было бедственным.

Восставший Париж 14 июля 1789 года осадил и взял знаменитую королевскую тюрьму Бастилию. Это была революция, в которой решающую роль сыграло то самое третье сословие, к которому принадлежал и Давид. 26 августа 1789 г. Учредительное собрание приняло «Декларацию прав человека и гражданина». В ней, в частности, говорилось: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Так третье сословие закрепило за собой политические права.

Ситуация в стране становилось напряженной Учредительное собрание было расколото на различные политические группировки. На Париж двинули свои войска Австрия, Пруссия. 21 января 1793 г. нож гильотины отсек голову королю. Было изменено летосчисление и названия месяцев. Внутри страны установилась диктатура, которая столкнулась с ожесточенным сопротивлением. Многие из французов, искренне приветствовавших революцию 1789 г., не желали терпеть революционную диктатуру. В июле 1793 г. Шарлотта Корде заколола кинжалом Марата, считая его главным виновником расправ с противниками диктатуры.

Учитель. Кто же такой Марат и каковы его роль и позиция в революционном Париже?

Ученики.

- Марат выпускал газету «Друг народа». В одной из статей он писал: «Начните с того, чтоб захватить короля, дофина и королевскую семью, поставьте их под сильную охрану, и пусть они отвечают за все собственными головами. Отрубите затем безо всяких колебаний головы контрреволюционным генералам, министрам и бывшим министрам… Теперь, когда вы неразумно позволили вашим неумолимым врагам составлять заговоры и копить свои силы, возможно, потребуется отрубить пять-шесть тысяч голов. Но если бы даже пришлось отрубить двадцать тысяч, нельзя колебаться ни одной минуты».

К Марату относились по-разному. С одной стороны, он был предан делу революции. А с другой стороны, именно с его именем были связаны все ужасы революционного террора.

Учитель. Марат призывал к террору при жизни, но его смерть послужила толчком к «великому террору». Появился термин «враги народа». Расплывчатое определение «врагов народа» использовалось для того, чтоб уничтожить не только заговорщиков, но и популярных политиков, всех, кто угрожал новой власти. Посмотрите на картину Давида «Смерть Марата». Опишите то, что вы видите.

Ученики. Марат лежит, откинувшись на покрытую белой простыней спинку ванны, сраженный наповал. Правая рука его безжизненно свисает, и в пальцах еще зажато гусиное перо, воткнувшееся кончиком в пол. В левой он держит листок бумаги - письмо Шарлоты Корде, с которым она прошла к нему. Из-под полотенца, которым он повязал голову, выбивается прядь черных волос. Рот полуоткрыт. Лицо выражает страдание.

Учитель. Почему Марат принимал посетительницу в ванной?

Ученики. Он был тяжело болен, ванна облегчала его состояние, поэтому он работал в ванной.

Учитель. Эту картину художник писал по поручению Конвента. Впоследствии он скажет: «Я услышал голос народа, я повиновался». Другом народа, погибшим за его счастье - таким был Марат для Давида, активно участвующего в революции. Три месяца пишет он свою картину. Он почти документально точен. Всё как было - и ванна, и смертельно раненный Марат, и листок в его руке, и деревянный чурбан рядом с ванной, и чернильница, и бумаги. И вместе с тем скорбное величие сцены потрясало сердца. Торжественный реквием напоминала картина, суровый и героический. В картине глубоко выражены идеи гражданского мужества, самоотверженного служения делу, свободолюбия. Строги и просты краски. «Кто умирает за отечество, тому не в чем себя упрекнуть». Этой мыслью связаны картины «Смерть Марата» и «Клятва Горациев».

Думал ли Давид, что трагедию всего народа запечатлел он на этом полотне? Впереди французов ждут трагические события: жестокий террор, затем казнь тех, кто этот террор развязал. Перед казнью Робеспьер скажет: «Революция пожирает своих детей». Затем империя Наполеона, поражение в войне с Россией.

Такова сила настоящего художника - в своем произведении он всегда говорит больше, чем открывается его современникам.

6. Обобщение и вывод

Творчество Давида принадлежит как бы двум направлениям. Если первая его часть отдана классицизму, то вторая - начало нового направления, романтизма. Она тесно связана с эпохой французской революции, которой он остался верен до конца: после реставрации Бурбонов художник отправился в ссылку. Он скончался за границей в 1825 году, и французское правительство наотрез отказалось разрешить перевезти тело Давида на родину. Лишь его сердце было доставлено в Париж.

Накануне суровых событий Французской революции и во время самой революции искусство Франции оказалось захвачено новой волной классицизма. Передовой мыслящей части Франции было вполне ясно в эти годы, что монархия Бурбонов окончательно разваливается. Новые требования жизни вызвали потребности в новом искусстве, новом языке, в новых выразительных средствах. Увлечение античной культурой совпало с самыми насущными требованиями искусства героического, высокогражданственного,создающего образы, достойные подражания. Классицизм проявил себя во всех областях изобразительного искусства - в архитектуре, живописи, скульптуре.

Наиболее ярко влияние классицизма оказало на живопись. Вновь в искусстве выдвигается роль разума как главного критерия в познинии прекрасного, вновь искусство призывается прежде всего воспитывать в себе чуство долга, гражданственности, служить идеям государственности, а не быть забавой и наслаждением. Только теперь, в канун революции, это требование приобретает более конкретный, целенаправленный, целенаправленный характер.

В преддверии Великой Французской революции в живописи Франции появляется очень яркий, талантливый художник - Жак Луи Давид. В его творчестве античные традиции, эстетика классицизма слились с политической борьбой, органически сплелись с политикой революции, это и дало новую фазу классицизма во французской культуре - "революционный классицизм".

Давид был сыном парижского негоцианта (оптовый купец, коммерсант), окончил Королевскую академию. В своих ранних работах он близок традициям позднего барокко и даже некоторым элементам рококо. Получив "римскую премию" как лучший ученик Академии, он попадает в Италию в 1775 году. Там знакомится с памятниками античности, изучает труды итальянских художников. После этого Давид начинает использовать в своих работах то, что привлекало его в античности, однако, стараясь не подражать, а искать свой путь.

Надо сказать, что накануне революции идеалом французского буржуаазного общества, к которому принадлежал и Давид, была античность, но не греческая, а римская, времен Римской республики. Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия. В театре с большим успехом разыгрываются трагедии Корнеля, драматурга, который в образах античных героев прославлял гражданские доблести и чувство патриотизма. Так складывался новый стиль, и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем ("Клятва Горациев").

С началом революционных событий Давид оформляет массовые празднества, занимается национализацией произведений искусства и превращением Лувра в национальный музей. Национальные праздники устраивались, например, в годовщину взятия Бастилии или провозглашения республики, в честь "Верховного существа" или торжественного перенесения останков Вольтера и Руссо в Пантеон. Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом. Каждое такое оформление являло собой синтез искусств: изобразительного, театрального, музыкального, поэтического, ораторского.

В 1793 году в Лувре открыт Национальный музей, который отныне стал и центром художественной культуры, и художественной школой. Туда и поныне приходят художники для копирования, для изучения шедевров мирового изобразительного искусства.

В 1790 году Давид приступает к большой картине по заказу якобинцев "Клятва в зале для игры в мяч", в которой задумал создать образ народа в едином революционном порыве. К сожалению, картина не была написана, кроме зарисовок, эскизов. Когда был убит "друг народа" Марат, художник пишет по поручению Конвента свою знаменитую картину "Смерть Марата".

С 1793 года Давид входит в Комитет общественной безопасности - и сближается с главой якобинской партии Робеспьером. Но после падения якобинской диктатуры политическая карьера художника обрывается, а его самого ненадолго арестовывают.

Его последующий путь - это путь от первого художника республики до придворного живописца империи. Во время Директории он пишет "Сабинянок". Начинает проявлять интерес к образу Наполеона. И в период империи Наполеона он становится первым живописцем императора. По его заказу пишет огромные картины "Наполеон на перевале Сен-Бернар", "Коронация" и пр.

Низвержение Наполеона и реставрация Бурбонов вынуждают Давида эмигрировать из Франции. Отныне он живет в Брюсселе, где и умирает.

Помимо исторических полотен Давид оставил большое количество прекрасных по живописи и характеристике портретов. Строгим изяществом своего письма Давид предопределил характерные черты того классицизма начала 19-го века, который получил название ампир.

В сентябре 1783 года Давид за эту картину был принят в действительные члены Королевской академии. Художник хотел показать здесь горестную судьбу героев, скорбь в связи потерей отца и мужа.

Мазков в картине почти не видно, гладкая поверхность холста кажется эмалевой, тела - одушевленными мраморами. Ледяной свет заливает комнату, где стоит погребальное ложе Гектора, блестит на бронзовом высоком канделябре и угасает в глубине, где траурные драпировки безмолвно напоминают о смерти. Глаза Андромахи, красные от слез, смотрят в глаза зрителю. Все здесь дышит настоящей древностью: оружие, скопированное с римских рельефов, чеканная бронза светильника, стройная резная мебель, похожая на ту, которую видел Давид в помпейских домах. Но главное, что взволновало зрителей - ощущение необходимости и благородства подвига.

Кавртина имела большой успех у зрителей.

Однажды Давид с приятелем наблюдали свиту короля, отправившуюся на охоту. Веселые восклицания, смех, оживленные голоса раздались с лужайки, расположенной поодаль. Несколько придворных и офицеров пытались по очереди вскочить на брыкающегося, видимо, почти не объезженного, жеребца. Конь был необыкновенно хорош - серый в яблоках, со спутанной длинной гривой. Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия. Да и все здесь казалось ожившей древностью: дикий конь, рвущийся из рук людей, пронизанная солнцем роща, полуразрушенная стена патрицианской виллы вдалеке...

Никому не удавалось укротить жеребца, удержаться в седле было невозможно, самые искусные наездники потерпели неудачу. Наконец еще один решил попытать счастья. Очень молодой, тонкий, быстрый в движениях, он легкими шагами вышел на лужайку и сбросил кафтан. Оставшись в одном камзоле, юноша казался совсем хрупким рядом с огромным жеребцом. Почти не коснувшись стремян, он вскочил в седло и, сильно рванув поводья, поднял коня на дыбы. Пыль, комья земли полетели в глаза зрителям; жеребец бешеным аллюром метался в разные стороны, неожиданно останавливался, пытаямь сбросить всадника через голову, и снова карьером несся вперед. Все, затаив дыхание, следили за поединком человека и коня.

Человек победил. Вздрагивая и закидывая голову, кося налитыми кровью глазами, жеребец остановился на самой середине поляны. Наездник повернул к зрителям счастливое и усталое, совсем мальчишеское лицо и торжественно снял шляпу, салютуя королю. Грудь его тяжело вздымалась под синей орденской лентой, в глазах не погас еще азарт недавней борьбы, кружева жабо порвались, открыв шею. Зрители аплодировали как в театре. Эта сцена так ярко запечатлелась в глазах художника, что он стал писать картину.

Художник изобразил графа Потоцкого верхом на великолепном и уже покорном жеребце. Он снимает шляпу, салютуя королю. Светло-синяя лента ордена белого орла на груди графа, кремовые рейтузы, голубое небо, сочная зелень молодой травы, белые кружева рубашки Потоцкого, солнечные пятна на земле - настоящий праздник живописи!

Как видно, не только античность, но и современная жизнь, если в ней есть нечто от героики римлян, а может быть, и просто от мужества человека, способна прочно завладеть сердцем художника.

Давид выбрал исторический сюжет, навеянный романом известного в те годы литератора Жана Франсуа Мармонталя о печальной судьбе Велизария, полководца императора Юстиниана. Смешивая историю с легендой, Мармонталь описал жизнь мужественного воина, любимца солдат, одержавшего множество побед во славу своего властелина. Но Юстиниан не доверял Велизарию и боялся его. В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника. Велизарий был лишен чинов и богатств, а затем по приказу жестокого и недоверчивого монарха ослеплен.

В книге Мармонталя Давид привлек один из последних эпизодов - старый воин узнает своего полководца в дряхлом, слепом нищем, просящем подаяние.

На картине изображены тяжелые пьедесталы, базы мощных колонн. Вдали холмы, напоминавшие Альбанские горы. Там, в густой массе деревьев, виднеются крыши домов и храмов...

Велизарий сидит на камне, голова его поднята вверх - он слеп, он не видит мира, только прислушивается к нему. Латы на плечах полководца печально оттеняют рубище, в которое он облачен. Мальчик-поводырь в светлой тунике протягивает вперед боевой шлем Велизария. И в этот шлем, так часто одним своим блеском наводивший ужас на врагов могущественной державы, в этот шлем, в котором Велизарий сражался в Персии, в Африке, в Риме, кладет подаяние какая-то добросердечная женщина.

Поодаль старый солдат с изумлением и ужасом смотрит на дряхлого слепца. не решаясь признать в нищем богатого и любимого солдатами прославленного полководца. Давид еще не отваживался доверить зрителю оценку события, и солдат как бы выражал удивление и горе самого художника.

Картина полна человечности, мужественного страдания и сострадания.

Однажды Давида взволновала пьеса Корнелия на сцене Французского театра - трагедия о Горации, как рассказ о мужественной и достойной жизни древних, как возрождение античной героики:

Вернулся в отчий дом после боя с врагами единственный оставшийся в живых сын старого Горация. Здесь он, победитель, увидел, как его родная сестра оплакивает смерть своего возлюбленного - юноши из враждебного рода. В гневе он ударом меча убил сестру. И вот юношу судят, а его старый отец защищает сына. Со сцены звучит горячая речь отца:

Святые лавры! Вы, которых здесь пятнают!

Вы, чьи листы главу от грома сберегают!

Допустите ли вы, чтоб враг, на казнь влача,

О, римляне, друзья, ужели вы готовы

Герою наложить позорные оковы?

Ужели будет тот безжалостно казним,

Кому свободою своей обязан Рим?!

И Давид задумывает картину о Горации и его сыновьях.

Полотно представляет собой огромный холст. На фоне сумрачных каменных аркад факелом горит алый плащ, накинутый на плечо младшего Горация. Три сына в полном боевом вооружении, в шлемах и с копьями простерли правую руку навстречу отцу в традиционном и мужественном жесте римского приветствия. Сам старик, подняв вверх холодно сияющие мечи, скрепляет клятву сыновей в верности долгу и готовности сражаться с врагами своим благословением и, как военначальник, напутствует их перед боем. В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов. От холста будто идет звон тяжелого и грозного оружия. Мечи, руки отца и сыновей, соединившись в самом центре полотна, символизируют смысл и значение картины: над всем, над человеческими чувствами и жизнями, над горем женщин и старостью отца возносится клятва в верности долгу и лезвия мечей.

Полотно Давида воплотило в живых и гордых людях, в строгих чертах античных героев понятия долга, чести и любви к отчизне, оно заставляло людей увидеть тщету и незначительность мелких житейских дел, светской суеты рядом с истинным величием духа, рядом с помыслами о свободе, отвечавшими настроению многих парижан.

Поэтому картина вызвала ажиотаж, не было равнодушных, были только друзья и враги. И поэтому так негодовали некоторые академики: они справедливо видели в картине не только нарушение принятых канонов, но и опасное вольнодумство.

Сюжет отсылает к знаменитой битве в ходе греко-персидских войн.
В сентябре 480 г. до н.э. в конце греко-персидской войны персы в попытке вторжения в Грецию совершают переход в скалистое ущелье Фермопилы. После двух дней боев персы решаются на отчаянный шаг, когда предатель Эфкальт указывает им обходной путь в тыл грекам. Предводитель спартанцев Леонид гибнет вместе с 300-ю спартанцами, окруженные неприятелями. Они вели героическое сопротивление против многократно превосходящих сил и бились до последнего, благодаря чему их соотечественники смогли эвакуировать мирных людей и подготовиться к обороне.
Центральным персонажем картины является царь Леонид, обнаженный и безоружный (но с большим круглым щитом, перевязью доспехов и в шлеме), присевший на обломок скалы, согнув левую ногу.
По правую руку - его брат Агис, с венком на голове, который надевают во время жертвоприношения перед битвой (древний обычай), и слепой Эврит, направляемый рабом спартанцев, замахивается копьем.
По другую сторону - группа спартанцев с трубачом поверх их голов. Солдаты сжимают оружие и щиты или целуют женщин перед тем, как идти на смерть.
Слева на картине солдат цепляется за скалу, чтобы выгравировать рукояткой фразу "Идущим в Спарту будет сказано, что мы умерли, подчиняясь их законам".
Картина "Леонид в Фермопилах" показывает не сам бой, а подготовку к нему.

Картина была написана в период французской революции, когда общество не знало еще, что их ждет завтра, но все были в оживленном ожидании перемен. Появления этого полотна ждали, как героя. Свобода композиции, прямой намек на современность приводило в восторг зрителей, но возмущало академиков, и они хотели запретитть выставлять крамольное, по их мнению, полотно. Однако пришлось уступить требованиям зрителей и картина была выставлена на обозрение.

Яркие всплески цвета разрывали темноватый холст. Жена Брута и прижавшиеся к ней дочери словно окаменели, немой крик, застывший на губах, делал их лица похожими на античные трагические маски. Брошенные на столе куски разноцветной материи, игла, воткнутая в клубок ниток, говорили о прежней жизни с ее обыденным и теперь навек утраченным безмятежным покоем.

Брут сидел у подножия статуи Рима, неподвижный, безмолвный, он заставил себя не обернуться, не смотреть на тела казненных сыновей. Фигура Брута, погруженная в тень, казалась статуей отчаяния и бескончной решимости.

Зрители, многие из которых уже принесли или готовы были принести любые жертвы во имя еще далекой свободы, стояли безмолвные и серьезные. В эти дни люди искренне забывали о житейских мелочах. Брут давал зрителям пример стойкости, необходимой каждому, кто обрек себя на борьбу.

Спартанская царевна Елена была самой красивой смертной женщиной Ойкумены. Говорили, что красота ей досталась по наследству от Зевса. Все мечтали стать ее мужем, но она всем отказывала. Елена была очень темпераментной по своей натуре и не очень придерживалась приличий в связях. Отец девушки, царь Тиндарей, опасаясь все новых проделок дочери, выдал ее замуж за богатого юношу, сына троянского царя Приама Менелая, безумно в нее влюбленного. После смерти отца Елены Менелай стал вместо него царем. Он боготворил свою супругу, не отходил от нее ни на шаг, чем вызывал у нее бешеную злость и негодование. Она грубила мужу, кричала на него и не скрывала, что нисколько его не любит. Желая смягчить строптивую жену, Менелай одаривал ее подарками, но это помогало ненадолго.
Все изменилось с тех пор, как Елена встретила прекрасного юношу Париса и влюбилась в него. От приезжих купцов Парис узнал, что в Спарте живет самая прекрасная женщина на земле. Он пожелал увидеть царицу и на нескольких кораблях отправился в Спарту к царю Менелаю. Радушно принял молодой царь гостя, а тот весь вечер, забыв о приличиях, не отводил от нее глаз. Елена явно отвечала незнакомцу взаимностью.
На другой день Менелай отправился по делам, а Парис встретился с Еленой, и они составили план побега. Она впустила троянского принца в свои покои и провела с ним несколько страстных ночей. А затем, собрав драгоценности, отправилась вместе с любовником на его корабле.
Троянцы полюбили Елену за ее красоту. Но Менелай не смирился с потерей супруги. Он поклялся уничтожить Менелая и его друзей и отправил войско в Трою. Но только через 10 лет с помощью хитрости и "Троянского коня" греки захватили Трою. Парис погиб от отравленной стрелы. А Менелай простил бросившуюся ему в ноги жену и жил с ней до самой смерти.

У Тита Ливия Давид разыскал рассказ о том. как в далекие века, которые даже римлянам казались древностью, произошла великая распря между римлянами и сабинянами. Римляне пригласили соседей сабинян на праздник, но намерения римлян были коварны: они неожиданно напали на гостей и захватили в плен присутствовавших на празднике сабинских женщин. Сабиняне решили отомстить, собрали войско и двинулись на Рим. Но в ту минуту, когда готова была разразиться кровавая битва, сабинские женщины бросились в самую гущу воинов и заставили их прекратить бой. С тех пор, говорила легенда, римляне и сабиняне объединились в единый народ.

Давид посчитал, что эта легенда будет как нельзя более своевременной в его эпоху. Ни одну картину Давид не писал так долго. Но наконец картина закончена.

Бурная битва застыла на полотне, скованная бесстрастной чистотой линий. Прекрасные, как мраморные статуи, обнаженные воины замерли с оружием в руках. Даже женщины сабинянки, бросившиеся разнимать врагов, будто окаменели, даже мать, поднявшая ребенка к небу, остановилась, подобно изваянию.

Лес взметнувшихся копий подымался в глубине картины у стен древнего Рима. Впереди два вождя остановились пред решительной схваткой. Ромул готов метнуть легкий дротик, предводитель сабинян Таций ждет врага с обнаженным мечом и поднятым щитом. Скопированное оружие могло поразить точностью очертаний. Всех героев картины Давид писал с натуры.

Картину посмотрел сам Наполеон, но он не понял ее. Реакция зрителей тоже оказалась двусмысленной: наряду с высокой оценкой знатоками искусства, понявшими ее актуальность в эти трудные времена, было много недоуменных веселых возгласов - как можно так много выставлять на всеобщее обозрение столько людей голыми! Глухая стена непонимания стояла между зрителями и холстом.

Художник написал картину на известный сюжет по поводу смерти римского философа, поэта и государственного деятеля Сенеки.
Сенека принадлежал к сословию всадников. По просьбе матери будущего императора Нерона стал его воспитателем.
С юности Сенека увлекался философией. Во время правления императора Калигулы входит в Сенат, быстро становится популярным оратором. Слава оратора и писателя Сенеки возбуждает зависть императора так, что тот хотел убить его, если бы не уговоры одной из наложниц.
В годы правления императора Нерона становится его первым советником. Влияние Сенеки на императора было огромно. Позже он получает высшую в империи должность консула, становится очень богатым.
Нерон уговаривает своих советников Сенеку и Бурра косвенно участвовать в убийстве своей матери Агриппины. После этого преступления отношения Сенеки с императором становятся все более натянутыми. Позднее Сенека подал в отставку и все свое состояние оставил императору Нерону.
Нерон, чувствуя огромное влияние Сенеки в обществе, мешающее ему, решает убрать своего воспитателя и советника. Сенека был приговорен к смерти, но имел право выбрать способ ухода из жизни.
Сенека решил покончить жизнь самоубийством. Несмотря на уговоры мужа, его жена Паулина решила уйти вместе с ним. Они оба вскрыли себе вены на руках. У Сенеки, который был уже стар, кровь текла медленно, и он вскрыл вены и на ногах. Так как смерть все не приходила, Сенека попросил врача дать ему яд.

Сократ - знаменитый древнегреческий философ. В обычной жизни отличался большой простотой, кротостью и необычайным мужеством в борьбе за истину и свои убеждения.
Обычно Сократ проповедовал на улицах, в основном привлекая молодежь к беседе, к обсуждению, помогая юношам вникать в суть понятий добра и зла, красоты, любви, бессмертия души, знаний и т.п.
Прямота суждений Сократа создали ему много врагов, которые обвинили его в развращении юношества и в отрицании государственной религии. Главным обвинителем Сократа был богатый и влиятельный демократ Анит.
Философа приговорили к смерти. Друзья предлагали ему бегство, но Сократ отказался и мужественно, спокойно выпил чашу с ядом цикуты.
Давид изобразил тюремную комнату. У голой каменной стены стоит простая кровать. На ней - Сократ, прощающийся со своими учениками. На полу лежат оковы, от которых уже освободили философа.
Художник противопоставляет строгое мужество старого философа глубокому отчаянию собравшихся вокруг него. Сам палач, передающий яд осужденному, потрясен происходящим.
В изножье кровати Давид изобразил Платона, погруженного в раздумье. У ложа сидит диалог Критон, входящий в состав Платоновского корпуса. Он более открыто, чем Платон, выражает свои чувства.У изголовья кровати самый экспрессивный из всех присутствующих - Аполлодор, греческий грамматик и философ. И конечно рядом ученики Сократа,не скрывающие своего горя.

Картина передает историческое событие: убийство врагами Французской революции издателя газеты "Друг народа" Жана Марата, который в газете особенно призывал казнить тирана-короля, иначе не будет покоя простым французам.

Марат был болен, поэтому лежал в ванне, накрытый простыней, принимая лечение от простуды. Накануне ему принесли письмо женщины, которая просила принять ее, чтобы рассказать о якобы готовящемся заговоре. В момент принятия ванны Марат как раз читал письмо, в другой руке у него перо. В это время пришла та женщина, и ее пропустили к Марату. Она вошла и вонзила нож в беззащитную грудь Марата, отомстив таким образом за казненного короля. На следующий день делегат от народа Гиро предложил написать картину о гибели Марата, друга простого народа.

Давид точно изобразил обстановку события: Марат лежит в ванне, в руке еще зажато письмо-прошение, голова, обернутая полотенцем, и другая рука, с пером, бессильно свесилась; рядом валяется нож. На тумбе, где лежат письменные принадлежности, крупно написано: "Марату - Давид".

Зловещее настроение придают холодные стены, холодная ванна. На лице Марата навеки запечатлено бессилие и страдание. Бледный, размытый колорит картины придает ей вид надгробной скульптуры.

Это полотно более чем два с половиной метра в ширину. Художник передает в картине триумфальное шествие императора Наполеона после Французской революции. Это памятник Наполеону - слегка театральная фигура на вздыбленном коне на фоне дикого горного пейзажа, на фоне бурного, с проносящимися облаками, неба.

Все было великолепно в этой картине: вздыбленный конь на краю пропасти, широкий плащ, бьющийся на ледяном ветру, спокойный жест руки генерала, посылающего вперед войска, лицо полководца, лишенное малейшей доли волнения. Все эффектные детали: блестящая сбруя, золоченый эфес сабли, шляпа с галуном, шитье воротника, взметенная грива лошади - были расположены на холсте в продуманном и четком беспорядке и составляли мозаику столь же единую, сколь богатую.

На холсте возник живой образ времени, прячущего за ослепительным блеском торжественных церемоний трезвый расчет и за гордостью побед - жажду власти.

На скале, попираемой копытами коня, выполняющей роль постамента, начертаны имена великих полководцев древности: Карла Великого и Ганнибала. Третье имя - Бонопарт.

Первый консул был очень доволен портретом и заказал три его копии.

Призывный жест протянутой руки впоследствии часто повторяется в картинах эпохи романтизма.

Папа Римский Пий II - основоположник Вифлеемского ордена. Во время обучения в университете зачитывался произведениями Цицерона, Ливия, и, подражая римским поэтам, писал эротические стихи. Был гуманистом. Проявил дипломатические способности при дворе германского императора Фридриха III, а затем стал его личным секретарем.
В 40 лет принял священнический сан и был назначен епископом Сиены, затем кардиналом, и, наконец, Папой Римским.
Будучи гуманистом, Пий поддерживал развитие культурной жизни при папском дворе. Интересовался классической литературой, писал латинские стихи.
Он всячески поддерживал попытки найти лекарство от свирепствующей тогда чумы. При дворе Пия II было составлено письмо турецкому султану, призывающее обратиться в христианство. Основал военный Орден святой Марии Вифлеемской.
рядом с Папой кардинал Капрара - он был назначен первым консулом Франции (в то время Наполеоном Бонопартом) - папским легатом при дворе Папф Пия II. Резиденцией Капрары стал Париж.
В 1802 году он был назначен Папой архиепископом Милана. А в 1804 году склонил Пия II к поездке в Париж для коронования Наполеона. Капрара в качестве архиепископа Милана короновал Наполеона как короля Италии, надев на него корону.

Люси Семплис Камилл Бенуа Демулен - французский адвокат, журналист и революционер. Инициатор похода на Бастилию, положившего начало Великой Французской революции.
Демулен был товарищем Максимилиана Робеспьера, проникся уважением к античному революционному духу.
Несмотря на заикание, он был прекрасным оратором, стал адвокатом.
Во время волнений в Париже обратился к толпе, призывая к оружию. Первый прикрепил к своей шляпе зеленую ленту (цвет надежды). Этот призыв дал первый толчок к разрушению Бастилии. Требовал провозглашения республики.
На процессе Людовика XVI стоял за смерть короля.
Однако, позднее Демулен стал в своих статьях призывать к милосердию, но Робеспьер перестал поддерживать его. В результате Демулен был осужден революционным трибуналом и казнен вместе с Дантоном.
На картине Демулен изображен в лучшие годы своей жизни с женой и ребенком.


Жак-Луи Давид: Автопортрет, 1791
64x53
Галерея Уффици, Флоренция (Galleria degli Uffizi, Firenze).

Жака Луи Давида принято считать основоположником французского неоклассицизма. На самом деле в его живописной манере соединились три направления: рококо, неоклассицизм и романтизм. Художник уже в молодые годы удостоился чести быть поставленным рядом с выдающимся французским художником эпохи рококо Франсуа Буше, создателем элегантного стиля. Отголоски чувственной и фривольной живописи Буше отчетливо прослеживаются в ранних работах Давида, таких, например, как "Битва Марса с Минервой" (1771). Здесь батальная сцена перегружена неуместными на поле брани фигурами обнаженных богинь и пухлых херувимов.


Битва Минервы и Марса Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).1771, 114х140

Неоклассицизм был реакцией на господствующий в то время стиль барокко. Все чаще критики и философы призывали художников обращаться к героическим и нравственным сюжетам из античной истории, вытесняя ими фривольные, легковесные мифологические сценки.

В возрождении интереса к классической культуре не было ничего нового или необычного. Классицизм главенствовал во французской живописи XVII века, основателем этого направления считают Никола Пуссена (1594-1665), у которого Давид очень многое позаимствовал. Композиционно картина его "Святой Рох, молящий Богородицу об исцелении зачумленных" (1780) напоминает полотно Пуссена "Явление Богородицы святому Якову", а "Смерть Сократа" (1787) - полотно Пуссена "Завещание Эвдемидаса".


"Святой Рох, молящий Богородицу об исцелении зачумленных" (1780)


Исторические сюжеты
Многие полотна художников-неоклассицистов были написаны на сюжеты, взятые из истории Древней Греции и Древнего Рима. Все исторические картины Давида можно разделить на три категории: клятвы, сцены на смертном одре (например, "Смерть Сократа") и батальные сцены (например, "Леонид при Фермопилах", 1814). Клятвы и смерти пользовались особым успехом в 1780-е годы, когда эти сюжеты многие интерпретировали в свете современных политических событий. Подобные картины являлись образцами преданности, самопожертвования, героизма и высокой морали и тем самым представляли идеальный материал для революционеров-пропагандистов. Правда, в те годы Давид иногда писал исторические сцены, проникнутые романтическим духом, как, например, "Любовь Париса и Елены", 1788


Парис и Елена Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).1788. 144х180

Своим появлением неоклассицизм был во многом обязан археологическим раскопкам 1740-х годов в разрушенных Помпеях и Геркулануме. Сохранившиеся здесь предметы быта, украшения открыли художникам античный мир. Еще сильнее энтузиазм творческих людей был подогрет появившимися вскоре книгами немецкого археолога и знатока античных древностей Иоганна Винкельмана (1717-1768): многотомным сочинением "Древности Геркуланума", выходившим с 1755 до 1792 года, и "Историей античного искусства" (1764). В своих исследованиях Винкельман призывал художников стремиться к созданию идеала красоты, опираясь на сохранившиеся образцы античного искусства. Книги эти стали культовыми для всей Европы.

"Весь Париж играет в Грецию, - заметил один путешественник, посетивший в те годы французскую столицу. - На головах у дам греческие прически. Даже самый мелкий фат не может позволить себе, чтобы его табакерка не была "античной"".

Как показывает "Портрет мадам Рекамье", написанный Давидом в 1800 году, мода на "греческий стиль" сохранялась до конца XVIII столетия и послужила источником для создания другого стиля - ампир, расцвет которого пришелся на время правления Наполеона.

На картинах приверженцев "греческого стиля" новая мода проявлялась в не всегда уместных архитектурных деталях, написанных как будто "под старину" натюрмортах. Не избежал этого соблазна даже закоренелый сторонник теорий Винкельмана, учитель Давида - Жозеф-Мари Вьен. Подобные элементы можно найти и на ранних картинах Давида - например, на полотне "Антиох и Стратоника" (1774) или "Велизарий" (1781). Взгляд зрителя то и дело отвлекают от основного сюжета многочисленные детали, которыми насыщена композиция.


Давид Жак Луи - Антиох и Стратоника 1774. Школа изящных искусств, Париж.


Но через несколько лет все меняется. Если обратиться к таким полотнам художника, как, скажем, "Клятва Горациев" (1784) или "Смерть Сократа" (1787), можно заметить, что композиция стала легче, сдержанней.

Это самая знаменитая картина Давида. В ней нашли отражение все стилистические особенности художника. Здесь есть и следы классической манеры Пуссена с его пристрастием к выразительным театральным жестам, и воссоздание античной атмосферы. Сюжет картины взят из старинной легенды, относящейся к VII веку до нашей эры. В то время Рим воевал против соседнего города Альба-Лонга, и было объявлено, что разрешить конфликт должна дуэль между тремя римскими братьями из рода Горациев и тремя братьями Куриациями из Альба-Лонги. Этим семьям предстояло породниться, поэтому изначально было ясно, что в подобном сражении не может быть победителей. После боя в живых остался лишь один из братьев Горациев, но, возвратившись с триумфом домой, он был проклят собственной сестрой за убийство ее жениха, одного из братьев Куриациев. Будучи взбешен, он ударил свою сестру ножом, за что был приговорен к смерти (но впоследствии помилован).
Поначалу источником вдохновения для Давида стала пьеса Корнеля "Гораций", но в ней не было сцены клятвы. Подробности воинской клятвы Давид заимствовал у Пуссена, а сама идея клятвы была, по всей видимости, взята художником из легенды о Бруте.

Перемена произошла после пребывания Давида в Италии (1775-80), именно тогда художник решил избавляться от мешающих основной идее деталей. Как говорил он позже своим ученикам, "в моем вкусе, мыслях, даже поведении иногда прорывалось нечто варварское, то, от чего я должен был отказаться, если желал достичь в своих картинах глубины и прозрачности". Большую роль здесь сыграло не только знакомство с античным искусством, но и изучение художником работ итальянских мастеров эпохи Возрождения, в первую очередь Рафаэля и Караваджо. "Я чувствую себя так, словно мне удалили катаракту. С глаз моих упала пелена, и я теперь понимаю, насколько слаб и несовершенен мой стиль, основанный на фальшивых принципах, и сколько мне предстоит сделать для того, чтобы приблизиться к сверкающей истине. Слепое копирование природы кажется мне недостойным, вульгарным занятием, нужно стремиться выше, к уровню античных мастеров и Рафаэля..."

Достижением Жака Луи Давида можно считать то, что ему удалось передать в своих работах самую суть этических идеалов Древней Греции и Рима - добродетель, героизм, самопожертвование. Чтобы выделить мысль, художник отказывался от сложных ракурсов и различных трюков с перспективой, от избытка архитектурных деталей, мебели. Постепенно Давид свел к минимуму число фигур в своих композициях, отказался от живописного фона. Происходящее на картине он заключал в подобие театральной коробки, а персонажей будто выводил к рампе.

Самые знаменитые шедевры Давида, относящиеся к течению неоклассицизма, были написаны им в 1780-е годы. Винкельман отмечал, что великую картину можно написать только в тишине и покое, вдали от мирской суеты. Именно в таких условиях Давид работал над "Смертью Сократа" и "Клятвой Горациев".

С началом Великой французской революции художник обратился к бурным событиям, что коренным образом отразилось на его манере. Теперь, уйдя с головой в политику, Давид писал торопливо, возбужденно, в работах его появились элементы, роднящие полотна художника с зарождающимся в живописи течением, которое позднее будет названо романтизмом.

Признаки романтизма особенно очевидны в картине "Наполеон на перевале Сен-Бернар" (1800), где плащ завоевателя развевается на ветру, и в предварительном, сделанном пером и тушью рисунке к картине "Клятва в зале для игры в мяч" (1791), где вздымающиеся от ветра занавеси подчеркивают возбужденное состояние бунтарей-революционеров.

Прославивший Давида неоклассический стиль с падением Наполеона очень быстро вышел из моды - очевидно, слишком уж сильно ассоциировался он с кровавыми событиями революции. На смену ему пришел более мягкий, отвечающий запросам широкой публики стиль Энгра, ученика Давида.

Революционер
Взгляды Давида на живопись были столь же непостоянными, как и его политические пристрастия. Начав как последователь стиля рококо, он после пяти лет, проведенных в Италии, встал на позицию нового течения, названного неоклассицизмом. К концу жизни бывший художник-революционер вновь возвращается к слащавым сценкам, с которых он начинал свой творческий путь. Но после таких полотен, как "Клятва Горациев" или "Ликторы приносят Бруту тела его казненных сыновей", прославивших Давида, последние его картины казались нелепыми.

Эта картина продолжает тему, начатую Давидом в "Клятве Горациев", - конфликт между общественными и личными интересами. Брут - основатель Римской республики, решил изгнать из Рима царский род, однако его сыновья приняли сторону царской власти. Брут сделал трудный выбор - осудил своих детей на смерть. В те годы, когда Давид писал эту картину, подобная сцена не рассматривалась иначе, как призыв к свержению монархии.

Для творчества Давида характерны реалистические основы, драматическая сила, идейная целеустремленность, которая особенно сильно проявилась в годы Великой французской революции, а также стремление запечатлеть актуальные события современности. Он передал свое мастерство огромному количеству учеников, так что Делакруа, отдавая должное Давиду, назвал его родоначальником всей новой школы живописи и скульптуры.

Жак Луи Давид родился 30 августа 1748 года в Париже. А в 1857 году начал обучение в Коллеже Четырех Наций на курсе риторики.

Но когда Давиду исполнилось 9 лет, его отец – молодой состоятельный коммерсант, погиб на дуэли. Мать забрала Луи из коллежа и отдала своего сына на воспитание родственникам. Франсуа Бюрон и Жак Демезон сразу заметили художественный талант у ребёнка. Они служили архитекторами и желали передать ему своё ремесло, обеспечивающее хороший доход. Но архитектура племянника не заинтересовала. Он увлеченно рисовал, а на чертёжи смотрел равнодушно.

Бюрон отвел Луи к знаменитому парижскому художнику Франсуа Буше, а тот, увидев рисунки Давида, сразу дал шестнадцатилетнему юноше рекомендательное письмо к Вьену – главному придворному живописцу.

Большая Римская премия

Давид стал студентом Королевской Академии живописи. Он работал с огромным рвением и стремительно двигался к мастерству. Предмет мечтаний любого студента академии – Большая Римская премия. Получив её, художник имел возможность спокойно работать в Италии, учиться рядом с прославленными мастерами.

Не предупредив Вьена, Давид предоставил свои работы начальству Академии. Через несколько месяцев занятий ему разрешили участвовать в конкурсе. Первая в его жизни картина «Бой Марса с Минервой» принесла Луи только вторую премию. Давид был разочарован.

Четыре раза Давид участвовал в конкурсе. Трижды премию получали другие. От отчаяния спасали упорство и приобретенное с годами мастерство. В 1774 году картина «Антиох, сын Селевка» принесла Давиду долгожданную победу. Он написал картину по–новому: расположил фигуры в ряд, отказавшись от традиционной пирамиды.

Давид постепенно входил в моду. Работы было много. Придворные дамы, высший свет заказывали портреты.

Италия (1775 – 1780)

В Риме Давид получил разрешение на посещение галерей, которые были закрыты для обычных любителей живописи. В Ватикане он изучает картины Караваджо, Рафаэля. Делает карандашные наброски с античных скульптур. В его комнате не оставалось места для законченных работ. Рисунок становился проще и строже. Порой уходил день на то, чтобы точно изобразить мельчайшую деталь фигуры.

Ему нравилось писать сильные, мускулистые торсы. В величественной красоте древних героев художник видел поддержку своим поискам строгой композиции.

Луи много писал на улицах Рима. Его «Триумф Павла Эмиля» (1778) высоко оценила Академия.

Возвращение на родину. «Велизарий»

Пять лет провел Давид в Италии. К возвращению в Академию он подготовил эскизы своей будущей картины «Велизарий».

Для того, чтобы выставлять свои полотна в салонах, Давиду было необходимо получить первое академическое звание, быть «причисленным к академии». Все помыслы художника сосредоточились на картине, где он впервые решил обнародовать идеи, рожденные кропотливым изучением древности. Велизарий на полотне Давида сидит на камне. Он слеп и не видит мира, а лишь прислушивается к нему.

Совет академии единогласно одобрил картину, и Жак Луи стал «причисленным к академии», чего упорно добивался.

В августе 1781 года в залах Лувра открылся художественный салон, где были выставлены восемь работ Давида. Среди них: «Святой Рок», «Похороны Патрокла», «Портрет графа Потоцкого». Впервые картины повествовали не о любовных увеселениях богов, а о печальных дорогах судьбы, доброте, верности. Сам Дидро с восторгом писал о полотнах молодого художника.

Слава живописца росла. Начинающие художники приходили с просьбами стать его учениками.

В 1782 году Луи познакомился с дочерью влиятельного и знатного вельможи месье Пекуля. А в мае состоялось бракосочетание Маргаритты Шарлотты Пекуль и Жака Луи Давида.

«Андромаха» и «Клятва Горациев»

Жизнь Франции изменилась. Центр политических событий переместился из Версаля в гостиные аристократов и буржуа. Давид работает над новым полотном «Андромаха оплакивает смерть Гектора». Картина полностью завладела мыслями художника. Но тут из королевского дворца пришел заказ на серию полотен «Добрые дела королей», отказаться от которого было нельзя.

Давид ищет сюжет, в котором он смог бы, не отходя от заказанной темы, реализовать свои помыслы. Так родилась картина «Клятва Горациев». Три сына в боевом облачении простерли руки к отцу. Старик благословляет клятву сыновей и напутствует их перед боем.

«Андромаха» принесла Давиду звание академика, а «Клятва Горациев» – мировую славу. Весть о необыкновенном полотне мгновенно разнеслась по городу, и толпы поклонников осаждали мастерскую Луи. Слухи о картине дошли до самого Папы Римского, и Пий VI передал просьбу французскому живописцу – привезти «Клятву» в Ватикан.

Художник – революционер

Великая Французская революция захватила Давида. Он активно участвует в революционном движении.

1790 год. Давид становится членом Якобинского клуба и пишет «Клятву в зале для игры в мяч».

1791 год. Он организует торжественное перенесение праха Вольтера в Пантеон.

1792 год. Давид избран членом Национального конвента.

1794-1795 годы. Художник в заключении. Создание картин: «Зеленщица» и «Вид Люксембургского сада».

1800 год. Создание портрета Наполеона.

1803 год. Награждение Давида Орденом Почетного легиона.

С 1803 – 1807 годы. Давид – первый живописец императора

1815 год. Наполеон встречается с Давидом. Вручение командорского креста Почетного легиона. Изгнание из Франции.

1825 год. Смерть от гипертрофии сердца.

Власти Франции запретили похороны Давида на родине. Его похоронили в Брюсселе. Лишь сердце Давида, благодаря многочисленным просьбам, похоронили на парижском кладбище Пер-Лашез.

Некоторые работы Давида утеряны, но сохранившиеся полотна – это свидетельства яркой жизни живописца, первого в мире прославленного художника, ставшего революционером.

Текст: Мистюкова Алла