Стиль барокко в французской архитектуре. Французское барокко. Появление новой мебели

Понятие Барокко происходить от итальянского barocco - причудливый. Этот стиль является ведущим с конца 16 века по середину 18 века. Зародился он, как ни странно, в Италии. Барокко был следующим после эпохи Ренессанса. Изначачально термин "Барокко" обозначал нелепицу и выступал как оскорбление.
Барокко характеризует богатство, праздник, вычурность. Присутствует игра цвета, сочетание реальности с оттенками мифического. Так же барокко - это соединение различных видов искусств на одной сцене: архитектура, живопись, декоративность и скульптура.

Стиль Барокко - стиль власти, знати. Кроме этого в нем сочетались идеи об изменчивости и мироздании мира. Человек здесь рассматривался как часть огромного изменчивого мира, который переживает сложные конфликты.

В разных городах Барокко отличался какими-то нюансами. В Испании (это Веласкес, Сурбаран, Ривера) больший акцент делался на реализм. Формы были более изощренные, присутствовала двойственность реального и идеального. Там же в Испании художник Доменико Теотокопули (Эль Греко) делал упор на религиозную тематику («Апостолы Петр и Павел», «Сошествие святого духа», «Христос на масленичной горе»). Живопись его была с элементами готики и чего-то мифическоого.

Картины Веласкеса были сложны по композиции, но очень реалистичны, целые психологические драммы.

Французское Барокко - это в основном праздничные портреты. Творчество Симона Вуэ и Шарля Лебрена - настоящая классика барокко.
В Италии барокко ознаменовалось фигурами Караваджо,Аннибале Каррачи, Гвидо Рени,Пьетро да Кортона, Андреа дель Поццо, Джованни Баттиста Тьеполо и многих других. Караваджо тоже писал преимущественно на религиозную тему. После него даже пошло течение караваджистов, которые подражали его манере письма.

Фламандская живопись. Это творчество Ван Дейка, Рубенса, Йорданса, Снейдерса. Открывателем стиля стал Рубенс. Его большой цикл работ на тему "Жизнь Марии Медичи" , выполненные на заказ, открыли его уже как устоявшегося художника.

В целом, особенность стиля Барокко в том, что здесь преднамеренно не соблюдается такой гармонии, как в Ренессансе, формы более абстрактны и криволинейны, много декора.

Основные темы живописи - религиозная и мифологическая, а так же парадные портреты, служащие украшениями на стенах богатых дворцов и домов.
Этот стиль любила церковная власть. Именно этот стиль был идеален для изображения церковных убранств, золотой отделки, расписанных потолков.
Основателями и мэтрами стиля Барокко можно считать Караваджо (отличался он в манере письма - он хорошо передавал типаж личности, а так же и народные образы, как в картине «Мученичество апостола Петра») и Аннибале Карраччи, художники из Италии. Стилистика направления отразилась в работах многих художников: Рубенс, Рембрандт, Ян Сиберехтс, Герарда Терборха, Питера де Хоох и многие другие.

Наиболее яркой фигурой стиля Барокко был Джованни Лоренцо Бернини. Был он не только живописцем, а вдобавок еще и скульптором, архитектором, рисовальщиком. Представлял собой достаточно авторитетную фигуру того времени. Бернини часто работал по заказам церкви, чем и прославил католитическое искусство. Но, сделал это не без добавления некой скандальности и разврата. Работы его «Похищение Прозерпины», «Аполлон и Дафна» отображают мастерство передачи движения через пространство. Работал Бернини и в портретном жанре. Известны его портреты Шипионе Боргезе, Франческо д’ Эсте. Он работает над росписью церквей и прочих зданий, при этом Бернини использует какие-то новые методы рисования.

В первой половине 18 века от Барокко отделяется отдельный стиль Рококо. Складывается реимущественно во Франции. Это как раз период так называемого позднего Барокко. Рококо подвергает критике главную идею Барокко - наличие пышности, даже какой-то "вычурности".


Введение

В 17 веке во Франции появился новый стиль, этот стиль получил название «барокко», что в переводе с итальянского означает вычурный. Сам стиль по сути имеет итальянское происхождение, но во Франции барокко получил более обширное распространение. В это время становятся популярным оформлять интерьеры залов дворца в барочном стиле. Так же появляются новые элементы декора, новая мебель.

Спустя 5 веков стиль барокко остаётся актуальным и для наших дней. По-прежнему в этом стиле украшают залы дворцов и даже обычные квартиры зачастую приобретают барочный вид.

Для меня очень важно знать о стиле барокко всё, ведь это маленькая, но очень важная частичка мирового искусства. И чтобы я смогла попытаться построить будущее искусства, я должна знать его прошлое.

Интерьер Франции, стиль барокко.

Стиль барокко утвердился в эпоху мануфактурного производства, приблизительно в начале 17 века, но не смотря на это, термин барокко появился значительно позже. Существует несколько версий его появления, причём все они имеют итальянское происхождение, но абсолютно не похожи по сути.

По одной версии, этот термин произошёл от слова baruecco - жемчужина неправильной формы; по другой - от названия одной из форм схоластического (религиозно - драматического) силлогизма - baroco, ну а третья вообще утверждает, что он образован от слова barocco, обозначающего нечто грубое, неуклюжее, фальшивое. Появления последней версии обусловлено тем, что в 18 веке термин барокко приобрёл значение отрицательной эстетической оценки: барочным называлось всё неестественное, произвольное, преувеличенное.

Именно такой стиль - псевдобарокко - и получается в результате чрезмерного использование пышных атрибутов барокко, когда в угоду показанной роскоши пренебрегают целостностью композиции и чувством меры.

Идеологическими предпосылками появления в 17 веке нового стиля стали ослабление духовной культуры и силы религии в Европе, раскол церкви на протестантов и католиков, борьба различных вероучений, отражающих интересы противоположных классов: католицизм стремился сохранить феодальные тенденции, протестантизм - укрепить буржуазные. В это же время более значительная роль стала отводится государству, что способствовало возникновению противостояния религиозного и светского начала.

Со второй половины 17 века Франция выдвигается среди других стран Европы на всех поприщах культуры. Всеми видами искусства ведает специальный департамент. Во главе его становится Шарль Лебрен, который насаждает в произведениях искусства полное единообразие стиля, насыщенного и торжественного. В барочном стиле меняется характер исходных геометрических форм: появляются мотивы динамичных овалов, спиралей, линии изламываются, искривляются. Введение кривой линии в мебельные формы не простая задача, так как древесина с трудом поддаётся гнутью. Для формирования изогнутых поверхностей остаётся довольно трудоёмкая техника склеивание кусочков фанеры. Шероховатости и неровности, появляющиеся на стыках, шлифуются, полируются и покрываются лаком. Так из продиктованной необходимостью сложной столярной техники зародился приём отделки изделий мебели: техника деревянного мозаичного набора с лакировкой поверхностей предметов. Из материалов использовалось дерево местной породы, покрытое позолотой, или дорогое привозное цветное, главным образом, чёрное дерево, богато инкрустированное серебром, медью, перламутром, черепахой и деревом других цветов.

В практику мебельщиков широко входит фанерование и техника деревянного набора. Вместо дуба все чаще для изготовления мебели используется мягкий орех, более пригодный для резьбы и полировки. Дерево обыкновенно сплошь покрыто позолотой. В качестве декора применяли бронзовые позолоченные накладки. По мере развития нового стиля осваивались такие отделочные материалы как слоновая кость, черепаший панцирь, фарфор, перламутр, зеркало, каменная мозаика. Появления разнообразных приёмов фанерования, а также расширение круга используемых пород древесины и других материалов привело к пышному расцвету интарсии. Широко распространение получил прием украшения накладками из позолоченной бронзы, частично заменивший резной декор. Мебель в стиле барокко проста по форме, тяжеловесна и пресыщена орнаментацией.

Форма предметов приобретает волнистый силуэт.

Этот эффект достигается благодаря профилированным цоколям, карнизам и фронтонам.

Опоры вытачиваются в виде валют, в качестве украшений используется придуманный живописцами ормушль.

Мебели во дворце было немного, но она отличалась изысканностью и великолепием.

Табуреты, кресла, стулья, столы стояли строго возле стен. В 17 веке во Франции проводится резкая грань между дворцовой мебелью, необыкновенно богатой, и мебелью обывателей.

Мебель для сидения - стулья, кресла, диваны - утратили прямые формы, в частности, изменились ножки. Они стали изогнутыми, что придало мебели лёгкость. Саму мебель обивали дорогими тканями, декорировали позолотой и бахромой. В эпоху барокко появляются первые мебельные комплекты и входят в обиход шезлонги, кресла с сильно отогнутой спинкой и удлинённым сиденьем для вытянутых ног. Их обивка была яркой, из богатой декоративной ткани. Верхний край спинки дивана делали волнистыми. Кресла, стулья и диваны в эту эпоху обычно имеют очень высокие спинки, заканчивающиеся полукруглым верхом выше головы сидящего. Они всегда обиты тканями и украшены бахромой по нижней кайме сиденья и у локотников. Ткань прикреплена рядом гвоздей с большими полукруглыми шляпками. Ножки или пирамидальной формы, обращенные вершиной вниз, украшенные профилировкой, или же в виде изогнутых наподобие буквы S завитков, концы которых украшены акантовыми листьями (см. рис. 5). Диваны той эпохи представляют собою как бы соединения из трёх поставленных рядом кресел. Верхняя часть спинки дивана имеет волнистую линию, повторяющую верхушки соединенных кресел.

Столы эпохи барокко покрывали массивной столешницей из цветного мрамора или мозаики.

Форма их могла быть любой, но самыми модными считались круглые и прямоугольные столы.

Особенно замечательны ножки барочных столов - богато инкрустированные, в виде женских фигур или с головами львов и баранов, поддерживающих столешницу.

Края столов украшались богатой резьбой и инкрустацией. А также в интерьерах появились столы - бюро, туалетные и ночные столики, небольшие столики для подсвечников и декоративных безделушек, столы - консоли, которые ставили под зеркалами, у стен. Их конструкция предусматривала с одной стороны крепление к стене, с другой - опоры в виде ножек. Главное украшение таких столов состояло в резном подстолье, сплошь покрыто золочёной фигурной резьбой.

Кровати в эпоху барокко была одним из наиболее пышно убирающихся предметов интерьера. Гостей часто принимали лёжа в постели, поэтому постепенно кровать приобрела форму шатра с обилием занавесей, драпировок и украшений.

При оформлении помещений в стиле барокко

очень популярна была обшивка стен деревянными панелями, причём как естественной фактуры, так и окрашенных в различные цвета: светло - зелёный, голубой, белый. Стены украшались гобеленами или же рисунками, имитирующими роскошные дорогие материалы, такие как мрамор, черепашьи панцирь, лазурит.

Совершенные по своим пропорциям комнаты зданий в стиле барокко освещались с помощью больших окон, имевших ставни (жалюзи) либо занавеси, которые выполнялись из шёлка и парчи, так и из простых хлопчатобумажных тканей. Особенно популярны были английские ситцевые ткани с рисунками в виде экзотических цветов, фруктов, диковинных растительных мотивов. Эти мотивы были позаимствованы со странных индийских и китайских расписанных в ручную обоев. В середине 18 века во Франции начали производить полотняную ткань с набивным одноцветным рисунком, изображавшим различные пасторальные сценки, на белом или кремовом фоне. В соответствии с модой того времени обои, занавеси и обивка мебели подбиралась в тон друг другу.

Освещение в стиле барокко было нежное и приглушённое. Основным источником света служили большие окна, большие зеркала, отражающие свет и оптически увеличивающие помещение, свечи в серебряных и деревянных подсвечниках, жирандоли и хрустальные люстры (огромных размеров). барокко искусство франция ормушль

В основном во Франции применялись паркетные полы нежели в других странах. В середине 18 века в моду вошли ковры из узких полос, сшитых вместе и окаймленных бордюром.

В эпоху барокко сундук стал атрибутом деревенской жизни. У дворян сохраняются лишь его изящные модификации для хранения драгоценностей. Но превращение сундука ещё не закончилось: около 1700 года появляется новая разновидность мебели - комод. Сначала он представлял собой сундук с выдвижными ящиками. Затем Андре Буль видоизменил его, поставив на короткие ножки.

Большое распространение получили напольные часы, украшенные бронзой, витрины, постаменты для скульптур, двухстворчатые шкафы.

Интерьер Франции,

стиль барокко.

Реферат по истории искусств

учащейся 3 “Д” класса ХО ДШИ

КУЗНЕЦОВОЙ КРИСТИНЫ.

Коряжма 2006 - 2007.

Введение.

В 17 веке во Франции появился новый стиль,

этот стиль получил название >,

что в переводе с итальянского означает

>. Сам стиль по сути имеет итальянское происхождение, но во Франции барокко получил более обширное распространение. В это время становятся популярным оформлять интерьеры залов дворца

в барочном стиле. Так же появляются новые элементы декора, новая мебель.

Спустя 5 веков стиль барокко остаётся актуальным и для наших дней. По-прежнему в этом стиле украшают залы дворцов и даже обычные квартиры зачастую приобретают барочный вид.

Для меня очень важно знать о стиле барокко всё,

ведь это маленькая, но очень важная частичка мирового искусства. И чтобы я смогла попытаться построить будущее искусства, я должна знать его прошлое.

План:

  1. Введение ……………………. 3 стр.
  2. Название основной части....4 стр.

1.Общая характеристика.

2.Стулья, кресла, диваны

3.Столы

4.Кровати

5.Стены

6.Окна

7.Освещение

8.Пол

9.Появление новой мебели

10. Другие элементы декора

3 . Заключение…………………10стр.

4. Словарь …………………….11стр .

5. Иллюстрации ……………...12стр.

6. Литература.………………...14стр.

Интерьер Франции,

стиль барокко.

1. Стиль барокко утвердился в эпоху мануфактурного производства, приблизительно в начале 17 века, но не смотря на это, термин > появился значительно позже. Существует несколько версий его появления, причём все они имеют итальянское происхождение, но абсолютно не похожи по сути.

По одной версии, этот термин произошёл от слова - жемчужина неправильной формы;

по другой - от названия одной из форм схоластического (религиозно - драматического)

силлогизма - >, ну а третья вообще утверждает, что он образован от слова >, обозначающего нечто грубое, неуклюжее, фальшивое. Появления последней версии обусловлено тем, что в 18 веке термин > приобрёл значение отрицательной эстетической оценки: барочным называлось всё неестественное, произвольное, преувеличенное.

Именно такой стиль - > -

и получается в результате чрезмерного использование пышных атрибутов барокко, когда в угоду показанной роскоши пренебрегают целостностью композиции и чувством меры.

Идеологическими предпосылками появления в 17 веке нового стиля стали ослабление духовной культуры и силы религии в Европе,

раскол церкви на протестантов и католиков, борьба различных вероучений, отражающих интересы противоположных классов: католицизм стремился сохранить феодальные тенденции, протестантизм - укрепить буржуазные. В это же время более значительная роль стала отводится государству, что способствовало возникновению противостояния религиозного и светского начала.

Со второй половины 17 века Франция выдвигается среди других стран Европы на всех поприщах культуры. Всеми видами искусства ведает специальный департамент. Во главе его становится Шарль Лебрен, который насаждает в произведениях искусства полное единообразие стиля, насыщенного и торжественного

(см. рис. 1). В барочном стиле меняется характер исходных геометрических форм: появляются мотивы динамичных овалов

(см. рис. 2) , спиралей, линии изламываются, искривляются. Введение кривой линии в мебельные формы не простая задача, так как древесина с трудом поддаётся гнутью. Для формирования изогнутых поверхностей остаётся довольно трудоёмкая техника склеивание кусочков фанеры. Шероховатости и неровности, появляющиеся на стыках, шлифуются, полируются и покрываются лаком. Так из продиктованной необходимостью сложной столярной техники зародился приём отделки изделий мебели: техника деревянного мозаичного набора с лакировкой поверхностей предметов. Из материалов использовалось дерево местной породы, покрытое позолотой, или дорогое привозное цветное, главным образом, чёрное дерево, богато инкрустированное серебром, медью, перламутром, черепахой и деревом других цветов.

В практику мебельщиков широко входит фанерование и техника деревянного набора. Вместо дуба все чаще для изготовления мебели используется мягкий орех, более пригодный для резьбы и полировки. Дерево обыкновенно сплошь

покрыто позолотой. В качестве декора применяли бронзовые позолоченные накладки. По мере развития нового стиля осваивались такие отделочные материалы как слоновая кость, черепаший панцирь, фарфор, перламутр, зеркало, каменная мозаика. Появления разнообразных приёмов фанерования, а также расширение круга используемых пород древесины и других материалов привело к пышному расцвету интарсии. Широко распространение получил прием украшения накладками из позолоченной бронзы, частично заменивший резной декор. Мебель в стиле барокко проста по форме, тяжеловесна и пресыщена орнаментацией.

Форма предметов приобретает волнистый силуэт.

Этот эффект достигается благодаря профилированным цоколям, карнизам и фронтонам.

Опоры вытачиваются в виде валют, в качестве украшений используется придуманный живописцами ормушль (см. рис. 3).

Мебели во дворце было немного, но она отличалась изысканностью и великолепием.

Табуреты, кресла, стулья, столы стояли строго возле стен. В 17 веке во Франции проводится резкая грань между дворцовой мебелью, необыкновенно богатой, и мебелью обывателей.

2. Мебель для сидения - стулья, кресла, диваны - утратили прямые формы, в частности, изменились ножки (см. рис. 4) . Они стали изогнутыми, что придало мебели лёгкость. Саму мебель обивали дорогими тканями, декорировали позолотой и бахромой. В эпоху барокко появляются первые мебельные комплекты и входят в обиход шезлонги, кресла с сильно отогнутой спинкой и удлинённым сиденьем для вытянутых ног. Их обивка была яркой, из богатой декоративной ткани. Верхний край спинки дивана делали волнистыми. Кресла, стулья и диваны в эту эпоху обычно имеют очень высокие спинки, заканчивающиеся полукруглым верхом выше головы сидящего. Они всегда обиты тканями и украшены бахромой по нижней кайме сиденья и у локотников. Ткань прикреплена рядом гвоздей с большими полукруглыми шляпками. Ножки или пирамидальной формы, обращенные вершиной вниз, украшенные профилировкой, или же в виде изогнутых наподобие буквы S завитков, концы которых украшены акантовыми листьями (см. рис. 5). Диваны той эпохи представляют собою как бы соединения из трёх поставленных рядом кресел. Верхняя часть спинки дивана имеет волнистую линию, повторяющую верхушки соединенных кресел.

3. Столы эпохи барокко покрывали массивной столешницей из цветного мрамора или мозаики.

Форма их могла быть любой, но самыми модными считались круглые и прямоугольные столы.

Особенно замечательны ножки барочных столов - богато инкрустированные, в виде женских фигур или с головами львов и баранов, поддерживающих столешницу (см. рис. 6).

Края столов украшались богатой резьбой и инкрустацией. А также в интерьерах появились столы - бюро, туалетные и ночные столики, небольшие столики для подсвечников и декоративных безделушек, столы - консоли, которые ставили под зеркалами, у стен (см. рис.7). Их конструкция предусматривала с одной стороны крепление к стене, с другой - опоры в виде ножек. Главное украшение таких столов состояло в резном подстолье, сплошь покрыто золочёной фигурной резьбой.

4.Кровати в эпоху барокко была одним из наиболее пышно убирающихся предметов интерьера. Гостей часто принимали лёжа в постели, поэтому постепенно кровать приобрела форму шатра с обилием занавесей, драпировок и украшений (см. рис. 8).

5. При оформлении помещений в стиле барокко

очень популярна была обшивка стен деревянными панелями, причём как естественной фактуры, так и окрашенных в различные цвета: светло - зелёный, голубой, белый. Стены украшались гобеленами или же рисунками, имитирующими роскошные дорогие материалы, такие как мрамор, черепашьи панцирь, лазурит.

6. Совершенные по своим пропорциям комнаты зданий в стиле барокко освещались с помощью больших окон, имевших ставни (жалюзи) либо занавеси, которые выполнялись из шёлка и парчи, так и из простых хлопчатобумажных тканей. Особенно популярны были английские ситцевые ткани с рисунками в виде экзотических цветов, фруктов, диковинных растительных мотивов. Эти мотивы были позаимствованы со странных индийских и китайских расписанных в ручную обоев. В середине 18 века во Франции начали производить полотняную ткань с набивным одноцветным рисунком, изображавшим различные пасторальные сценки, на белом или кремовом фоне. В соответствии с модой того времени обои, занавеси и обивка мебели подбиралась в тон друг другу.

7. Освещение в стиле барокко было нежное и приглушённое. Основным источником света служили большие окна, большие зеркала, отражающие свет и оптически увеличивающие помещение, свечи в серебряных и деревянных подсвечниках, (см. рис. 9), жирандоли и хрустальные люстры (огромных размеров).

8. В основном во Франции применялись паркетные полы нежели в других странах. В середине 18 века в моду вошли ковры из узких полос, сшитых вместе и окаймленных бордюром.

9. В эпоху барокко сундук стал атрибутом деревенской жизни. У дворян сохраняются лишь его изящные модификации для хранения драгоценностей. Но превращение сундука ещё не закончилось: около 1700 года появляется новая разновидность мебели - комод (см.рис.10). Сначала он представлял собой сундук с выдвижными ящиками. Затем Андре Буль видоизменил его, поставив на короткие ножки.

10. Большое распространение получили напольные часы, украшенные бронзой, витрины, постаменты для скульптур, двухстворчатые шкафы.

Заключение.

Стиль барокко отражал веяния всей эпохи.

Это величие монаршей и аристократической власти, выраженной в величественной архитектуре, пышной отделке интерьеров, позолоченной мебели, блеске и роскоши образа жизни. В бесконечных завитках, массе драгоценных материалов была заключена власть.

Во Франции эпоху барокко условно подразделяют на четыре этапа (т. н. >), приуроченные каждые ко времени правления одного из Людовиков:

Раннее барокко, переходный стиль (Людовик 13,

1610 - 1645); зрелое барокко (Людовик 14,

1643 -1715); стиль регентства>> - переходный этап между правлением Людовиков 14 и 15;

рококо, поздний этап барокко (Людовик 15,

БАРОККО - это эпоха, великая своими грандиозными разрушениями и столь же грандиозными созданиями, она осталась

в истории переломным моментом развития мирового искусства!

Словарь.

ИНТЕРЬЕР - это внутренние пространство здания, помещения, а так же его устройство и убранство.

БАРОККО - это вычурный и пышный стиль в искусстве 17-18 века.

ИНТАРСИЯ - деревянная инкрустация.

ЦОКОЛЬ - это лежащая на фундаменте нижняя утолщённая часть стены, сооружения, колонны, памятника.

ФРОНТОН - это треугольная или циркулярная верхняя часть фасада здания, ограниченная двускатной крышей, а также подобное украшение над окнами, дверьми.

ВАЛЮТА - спиралевидный завиток с > в центре.

ОРМУШЛЬ - придуманный живописцами орнамент.

ЖИРАНДОЛИ - (в переводе с французского >) это светильник.

Литература.

Толковый словарь

Детская энциклопедия

Детская энциклопедия

В торую половину ХVII века именуют "стилем Людовика ХIV" – это самый пышный, репрезентативный "большой стиль", барокко на французский лад, более упорядоченное, академическое, не столь церковное, сколь светское; барокко в синтезе с классицизмом.

В ХVII веке Версальский двор гремел, был эталоном роскоши и вкуса во свей Европе. Здесь задавались празднества и балы неслыханного великолепия. С этого времени французский язык, французские моды и манеры начали становиться предметом подражания во всех европейских столицах.

К концу ХVII века французская придворная живопись и ее представители также получили признание во многих странах Европы. Созданный ими стиль вошел в моду при дворах европейских монархов. Но к тому времени, когда французский "большой стиль" вышел на европейскую арену, породившие его годы расцвета абсолютизма были уже позади.

В конце 1680-х годов в стране разразился финансовый кризис. Истощенные налогами города, пришедшее в полный упадок сельское хозяйство, пустая государственная казна - таким было к концу века состояние еще недавно самой блестящей в Европе монархии. По свидетельству очевидцев, Франция напоминала в это время госпиталь, переполненный больными и уминающими от голода. В такой обстановке рушились надменные идеалы уходящего в прошлое царствования. Все реже вспоминали о былом всесилии дряхлеющего монарха, о прошлых победах и былом могуществе Франции.

В 1715 году после более чем полувекового царствования умер Людовик ХIV. Регентом при пятилетнем наследнике престола был назначен Филипп Орлеанский. Процесс разложения французской монархии стремительно продолжался и при новом правителе, с той только разницей, что атмосфера удручающей скованности версальского двора сменилась разгулом, оргиями и полным падением нравов при парижском дворе регента.

Если Людовик ХIV говорил: "Государство – это я", то Людовику ХV принадлежит не менее выразительная сентенция: "После нас – хоть потоп". Уже одно сравнение этих крылатых фраз показывает, в какую сторону изменился колорит времени. Нравы стали откровенно нестрогими, вкусы – прихотливыми, формы – легкими и капризными.

Эта среда была рассадником стиля рококо. Но придворная среда не сама сформировала этот стиль – она подхватила и приспособила к своим вкусам то, что носилось в вечереющем воздухе Европы ХVIII века. Европейский мир изживал свои последние сословно - патриархальные иллюзии и рококо звучало как прощальная элегия.

По сравнению с барокко рококо принесло с собой далеко не только жеманность и прихотливость. Оно освободилось от риторической напыщенности и отчасти реабилитировало естественные чувства, хотя и в балетно-маскарадном костюме.

Это было в духе времени. Теперь уже не в Версале, а в столичных особняках аристократов и крупных буржуа задавали тон в светской жизни, в литературе и искусстве. Обитателей этих особняков еще восхищало, но уже мало трогало и интересовало пышное великолепие полных театрального величия и искусственных страстей произведений "большого стиля".

Единственным в то время художником, которому суждено было подняться выше образного языка своей эпохи и возродить французскую живопись в годы застоя, был Антуан Ватто (1584-1721).

Около 1702 года в мастерской бездарного живописца и оптового торговца рассчитанными на невзыскательный вкус картинами появился застенчивый и замкнутый семнадцатилетний юноша. За несколько грошей, койку на чердаке и миску супа он вместе с другими такими же нищими, как и он, учениками писал целыми днями дешевые копии. В свободные от работы часы он выходил на городские улицы и там без устали рисовал с натуры.

В 1703 году, уже в Париже, Ватто перешел к своему первому столичному учителю – Клоду Жилло. Жилло писал эскизы театральных декораций. И здесь вкусы учителя и ученика, очевидно, совпали. Впечатления от ярмарочного театра Ватто сохранит на долгие годы, и они лягут в основу многих произведений художника. В 1707 году Ватто переходит к новому учителю Клоду Одрану, живописцу высокой профессиональной культуры и тонкого художественного вкуса, где и началась настоящая учеба Ватто.

Благодаря тому, что Одран был хранителем собранной в Люксембургском дворце части богатейших королевских собраний, молодому Ватто открылся доступ к сокровищам коллекции. Много времени проводил Ватто в залах дворца, изучая и трудолюбиво копируя произведения выдающихся живописцев многих европейских школ.

Ватто никогда не волновало, будут ли куплены его работы. Он превыше всего ценил свою творческую независимость и презрительно относился к деньгам. Как отмечал один из современников художника, "он всегда писал, что ему вздумается, и не любил заказных сюжетов".

Далеко не все созданные художником произведения известны нам. Но достаточно назвать около трехсот картин и несметное множество рисунков, которые в последнее время приписываются Ватто, чтобы представить себе неизбывную творческую энергию, поразительную трудоспособность и продуктивность мастера, прожившего столь короткую жизнь (Ватто болел туберкулезом).

Поражает новизна, самобытность, широкий диапазон образных, эмоциональных и живописных решений, большое разнообразие сюжетов. Ватто можно считать основоположником рококо в живописи, и его творчество лучше всего показывает, какого рода человеческие открытия таило в себе это "мотыльковое" искусство.

Трудно представить художника более обаятельного в своей неподдельной грациозности, чем Ватто. Прежде всего – это шедевры утонченной живописи, настоящий праздник для глаза, но такого, который любит нежные, неяркие оттенки и сочетания. Ватто писал мельчайшими бисерными мазочками, ткал волшебную сеть с золотистыми, серебристыми и пепельными переливами.

Особой утонченностью передачи сокровенных душевных состояний отмечен признанный шедевр мастера – "Жиль" (Париж, Лувр). На необычном для Ватто большом холсте (почти два метра в высоту) написан в полный рост популярный персонаж итальянской комедии масок – наивный, доверчивый неудачник Жиль. Одетый в нелепый белый балахон, он застыл в потерянной, безвольной позе, глядя на зрителя печальным, вопрошающим взглядом. Жиль у Ватто беззащитен и бесконечно одинок. Рядом с ним его коллеги актеры, но им нет дела до их товарища.

Известные нам страницы биографии Ватто позволяют думать, что Ватто, подобно его герою, чувствовал себя одиноко и неприютно в чуждом ему суетном спектакле жизни. Образ Жиля не имеет аналогий в живописи ХVIII века. Ему не было в то время равных не только по сложности эмоционального состояния образа, но и по крайне неординарному живописному решению. Мельчайшие, полупрозрачные мазки золотистого, лилового и серо-розового цвета покрывают белый балахон Жиля, сливаясь, они создают оригинальный, присущий только палитре Ватто, жемчужно-белый тон и придают белому цвету необычную для него живописную выразительность. Кажется, что одежды Жиля излучают мягкий, вибрирующий, играющий многими рефлексами свет.

Любимым жанром Ватто в зрелые годы творчества были так называемые "галантные празднества". Представленные в этом жанре галантные дамы, кавалеры и влюбленные пары проводят время в роскошных, украшенных фонтанами и статуями парках, наслаждаются природой, ведут тихие задушевные беседы, музицируют, танцуют или поют под звуки гитар и мандолин. Ватто снова, как и в случае с театральными сюжетами, не был оригинален в выборе жанра. Изображение развлекающихся светских дам и кавалеров можно было встретить в начале века в картинах других художников и в популярных в то время гравюрах "мод и нравов". Но то, что писал Ватто, решительно отличалось от бездумных сюжетов его современников. В этом нас убеждает одна из самых известных галантных композиций мастера – "Паломничество на остров Цитера" (Париж, Лувр).

В 1717 году картина была представлена Ватто в Академию. Написанная на выбранный самим художником сюжет, она не вписывалась ни в один из признанных Академией жанров. Неоспоримые даже для академиков высокие достоинства произведения заставили жюри нарушить традицию и вместо звания "художника исторического жанра", которое присваивалось всем живописцам при вступлении в Академию, дать Ватто звание "мастера галантных празднеств". В тридцать три года Ватто стал известнейшим художником Парижа.

Персонажи Ватто запечатлены в тот момент, когда они собираются отплыть в царство Венеры, на зачарованный остров, где царит вечная, ничем не омраченная любовь. В плавном, замедленном ритме, будто во сне спускаются влюбленные пары к ожидающей их у берега золотой ладье. Ни одно открыто выражающее чувства движение, ни одно яркое цветовое пятно не нарушают выдержанную в полутонах эмоциональную и живописную в полутонах канву картины. Едва уловимые оттенки настроений, задумчивая мечтательность и загадочная меланхолия, которыми Ватто наделил пилигримов любви, привносят в картину нотки элегической грусти. В такой же мечтательно-элегической тональности написан пейзаж – окутанные зыбким светом дали, неподвижные деревья с солнечными бликами на ажурной листве, спокойная водная гладь.

В зрелой и законченной образной форме проявился совершенный художественный вкус Ватто, его исключительная способность придавать тончайшую эмоциональную окраску цвету. Последнее было важным, обновившим язык французской живописи открытием.

Тема "галантных празднеств" нашла отражение во многих работах Ватто. Чаще других вспоминаются "Общество в парке" и "Праздник любви" из Дрезденской картинной галереи, эрмитажные "Пейзаж с водопадом" и "Затруднительное предложение", "Елисейские поля" из лондонской коллекции Уоллес. Вместе с художником снова и снова возвращаясь в созданный в этих произведениях какой-то особый мир поэтической мечты, нельзя не почувствовать, что мир этот с каждым разом становится все более печальным и меланхоличным.

Церковь с высокой заалтарной преградой и яркими росписями сводов высится в центре дворца Эскориал среди мрачного царства серого гранита. Дворец Филиппа II, короля, которому принадлежала идея создания дворцового комплекса, находится за церковью; в спальне монарха были потайные окна, через которые был виден интерьер церкви.

Во Францию, Центральную Европу и Испанию ренессансный стиль пришел из Италии. Во время Итальянских войн французы получили возможность познакомиться с итальянским искусством. Приматиччо, Сангалло, Серлио, Леонардо да Винчи и Бернини работали во Франции и способствовали распространению итальянского стиля. Так же, как и в Италии на смену Раннему Возрождению пришло Высокое Возрождение. Во Франции сформировался собственный ренессансный стиль. Использование термина «барокко» применительно к Франции может показаться спорным, поскольку французский стиль отличается большим консерватизмом и сдержанностью, чем стиль Италии и южной Германии. Во Франции барокко переплетается с рококо.

В Испании, которая в области искусства находилась под влиянием Италии и Франции, та же картина. Испанские архитекторы ездили в Италию, некоторые даже работали там. Ренессансные принципы сочетаются с национальными традициями. Любовь испанцев к пышному убранству способствовала появлению и распространению стиля барокко в Испании. В XVIII в. из Франции пришел стиль рококо, но ему присущ местный колорит. Благодаря открытию Америки испанский вариант барокко и рококо попал в Новый Свет.

Во Франции идеи Ренессанса встретили как сопротивление, так и одобрение. В конце XIII в. готическая во Франции достигла невиданного в других частях Европы совершенства. В это же время укрепление власти короля, рост городов, развитие торговли и уменьшение потребности в укрепленных поселениях и замках (толстые стены стали не нужны с появлением огнестрельного оружия) постепенно привели к отказу от средневековых традиций.

Власть церкви была ограничена королем, поэтому церковное строительство становится не таким важным, как гражданское. Во Франции было уже достаточное количество церквей и монастырей, в то время как король должен был продемонстрировать свою власть - в прежние времена символом власти был замок. Дворец, загородная резиденция приобрели очень важное значение.

Французские короли предпринимали попытки с помощью военной силы усилить свое господство. В 1494-1495 гг. Карл VIII (1483-1498) начал военную кампанию против Неаполитанского королевства. В ходе войны король и его сторонники имели возможность познакомиться с искусством и архитектурой Италии. Двадцать два итальянских мастера были отправлены во Францию, где им поручили работу над королевскими дворцами, в том числе над королевской резиденцией в Амбуазе. Людовик XII (1498-1515), унаследовавший трон после Карла, продолжил итальянскую кампанию, захватив Милан и Неаполь. К замку Блуа было пристроено еще одно крыло, получившее название крыла Людовика XII; это средневековое по характеру сооружение, но наличие ордера говорит о том, что возводившие его мастера были знакомы с итальянской архитектурой.

В главном здании устроена двухмаршевая винтовая лестница. Она ведет на крышу. Пилястры увенчаны капителями ионического ордера, сводчатый потолок кессонированный. Считается, что лестница сооружена по проекту Леонардо да Винчи.

На плане видно, что замок квадра тный в плане с круглыми башнями, расположенными по углам. Комнаты в углах, в центре-лестница с двумя маршами. Симметричная планировка свидетельствует о том, что зодчие Раннего Возрождения были знакомы с паравилами классической архитектуры.