Живопись буддизма. Искусство в буддийской культуре. Живопись как выражение и продолжение вечного потока всего сущего

Живопись


Считается, что первые изображения Будды были созданы еще при его жизни. Учение Будды Шарипутра составил канон "Общие принципы изображения будд".
Все изображения по сюжету делятся на несколько видов: изображения просветленных учителей, сцены из жизни Будды Шакьямуни и изображения будд, http://йидам " >йидамов , http://защитники учения" >защитников - различных аспектов ума в той или иной форме. Этот третий вид сюжетов отображает определенные качества ума, символически представленные на картине в виде множества форм и атрибутов. Эта символика воспринимается на глубоком уровне сознания, и практикующий, отождествяясь с той или иной формой, сознательно и бессознательно перенимает качества, которые она олицетворяет. Именно поэтому так важно соблюдение канонов в написании живописных полотен. Художник может выбирать манеру и традиции живописи на свое усмотрение, может по желанию изменять фон, делать его более современным или более классическим - но цыета и символика основной фигуры остаются неизменными.
Когда практикующий получал от своего http://Лама " >Ламы практику, он заказывал художнику изображение аспекта, на который ему предстояло медитировать. Такие изображения могли создаваться в течение полугода или года и стоили больших денег, поэтому чаще всего заказчик предлагал художнику поселиться в его доме, кормил и содержал его все время, пока писалась картина.
В тибетском искусстве живопись занимает особое место. Мастера тибетского искусства на протяжении веков совершенствовали свои художественные приемы, добиваясь их высокой эстетической значимости.
В качестве основы для живописи, традиционно использовалась хлопчатобумажная ткань, которая грунтовалась специальной смесью клея и мела, а затем полировалась. Художник добивался, чтобы поверхность была гладкой, прочной, эластичной и хорошо удерживала красочный слой. Что было особенно важно, т.к. живописные полотна (тханки) должны были быть достаточно гибкими, чтобы их можно было сворачивать и брать с собой, как делали странствующие монахи. Художники использовали для написания тханок краски, в состав которых входили минеральные и органические вещества. Также в состав красок для написания особо важных тханок иногда добавлялись частицы земли и воды, собранные в святых местах, размельченное золото, драгоценные камни. В работе над живописным произведением художники использовали описания персонажей буддийского пантеона, содержащиеся в тантрических текстах, таких как Калачакра Тантра, Самварадая Тантра, Кришнаямари Тантра и другие, а также в комментариях к ним. Кроме этого, художники использовали графические сетки и прорисовки. Канон определял не только сюжет тханки, его композицию и цветовую гамму, но и весь процесс творчества. При этом традиционная формула канона не довлела над сознанием художника. Каждый раз, создавая новое произведение, мастер мог передавать свое внутреннее видение образа, свое понимание гармонии и красоты. В зависимости от принадлежности к той или иной художественной традиции для украшения изображения, художник мог либо использовать замысловатые орнаменты и глубокие насыщенные тона, либо прозрачные тона и приближенные к реальным пейзажи.



Карма Гадри

Художественная традиция "карма гадри" как раз и отличалась прекрасными пейзажами, похожими на пейзажи китайских акварелей, специальной точечной техникой нанесения красочного слоя при рисовании неба и воды, что позволяло достичь необыкновенной глубины и объемности изображения. Традиция «карма гадри» была основана Восьмым Кармапой Микье Дордже (1507-1554). Он был великолепным художником и скульптором, а также написал много работ по иконометрии. "Гадри" с тибетского переводится как, "га" - путешествие с места на место, "дри" - рисование. Данная традиция была характерна для Восточного Тибета. Художники этой школы путешествовали из монастыря в монастырь и рисовали тханки, отсюда такое название.











Учителя традиции "карма гадри"

До последнего времени держателем линии "карма гадри" был Гега Лама. Он был тибетцем и в последние годы жизни жил в Катманду. Гега Лама много путешествовал, особенно по Сиккиму, был в Бельгии. Он был выдающимся художником и его творчество очень ценил Шестнадцатый Кармапа Рангджунг Ригпей Дордже. Гега Лама оставил обширные труды по тибетской иконографии и иллюстрировал их прекрасными графическими изображениями и сетками. У него было много учеников, в том числе и на Западе. Одной из своих учениц из Голландии - Марианне Вандерхорст, он поручил учить тханкописи в западных странах. Когда Марианну впервые пригласили в Россию, она сообщила об этом Гега Ламе, и он сказал "если в России найдется хоть один ученик, езжай и учи". И теперь Марианна приезжает почти каждый год. На ее ритритах начинающие могут освоить основные приемы рисования, научиться строить специальные графики и готовить прорисовки. Марианна дает очень интересные лекции по истории тибетской живописи, иконографическим канонам, рассказывает о буддийской символике. И главное, под руководством этой чудесной и доброй учительницы начинающий художник сможет создать свое первое изображение Будды. Для того чтобы начать рисовать тханки не обязательно быть профессиональным художником, главное иметь желание научиться и верить в свои силы. Как говорит Марианна: "Мы постепенно учимся точно строить сетки и так мы строим собственные возможности. Это великолепный метод научиться концентрироваться и вложить все свои действия в один творческий акт. Постепенно мы учимся и находим свой стиль, свою музыку линий". Продолжающие обучение, под руководством Марианны смогут нарисовать новые эскизы, подобрать подходящую цветовую палитру для новой тханки, получить советы по созданию композиции, правильной подготовке холста и ответы на трудные вопросы.

  • Китай:
  • Тибет: , .
  • Индия: письменность Сиддхам, ()
  • Вьетнам:
  • Буддизм: живопись ,
  • Путешествия: , Вьетнам, Тайланд, Индия
  • Статьи:
  • Буддийская живопись:
  • Предисловие
  • Иконометрия
  • Будда
  • Абсолютные Будды
  • Идамы
  • Бодхисаттвы
  • Женские божества
  • Цзонхава

    Едва ли будет преувеличением утверждать, что в тибетском и центральноазиатском буддизме иконография играет роль более значимую, чем в любой другой религии. Здесь она не просто служит объектом духовного поклонения и иллюстрацией (а для неграмотных людей - заменой) священных текстов, но гораздо более важно то, что в ней воплощается вся символика буддизма, все без исключения его философские понятия, и это делает тибетскую картину объектом не религиозного поклонения, но йогической медитации. Поэтому на тибетском иконописце-лариве ответственности больше, чем на любом другом религиозном художнике; ларива создает не образы богов, а воплощение абсолютных понятий, тончайших энергий; изображения, которые становятся проводниками сил высшей реальности. Поэтому великий Цзонхава в своем трактате «Зерцало, ясно показывающее метрику тела богов, а также изображения Будды» пишет не только разделы по собственно иконометрии, но и «Наставление о пользе изображений» и «Истинные качества дарителя и милостынедателя (то есть заказчика)», в которых он утверждает, что нельзя признавать искусства ни ради личной прихоти, ни даже ради самого искусства. Искусство должно служить высокой цели - учить людей добродетели и мудрости и тем способствовать благу народа, поэтому живопись может быть только культовой. Важно отметить, что в тибетском искусстве нравственные требования предъявляются не только по отношению к художнику, но и к заказчику картины.

    Корни тибетского искусства уходят в традиции культуры Древней Индии. Его формирование связано с великими достижениями культуры, антропологии, медицины, астрономии, математики, геометрии, логики и философии в едином духовно-нравственном комплексе. Характерной чертой индийского канона является знание анатомии человеческого тела и прославление его одухотворенной земной красоты, что не только не было отвергнуто буддизмом, но, напротив, - глубоко развито, примером чему может служить творчество величайшего монгольского скульптора Дзанабадзара, которого по ясной чистоте создаваемых им духовных образов можно сравнить с Рафаэлем и который пришел в своем творчестве к формулированию тех же пропорций, что и Альбрехт Дюрер. Но хотя в основе тибетского художественного канона лежит строгая система пропорций и количественных измерений, построенная на применении законов точных наук своего времени, его требования нельзя сводить только к линейке и циркулю. Главное здесь - не структура ради структуры, а эстетическая картина мира, понимаемая в единстве духовного и телесного начала . Поэтому в тибетском языке мы не встретим понятие «красота» как таковое, но три комплекса слов, передающих различные аспекты ее понимания:

  • dpe, byad, dpe byad - «размер, пропорция, симметрия, гармония», то есть красота как измеренность, уравновешенность, организованность;
  • bzang-ba, legs-pa, dbe-ba - «добрый, хороший», то есть красота как соответствие истинному порядку вещей, идеалу добра и святости;
  • mdzes, bkra - «пестрый, украшенный», то есть красота внешняя, нарядность формы. Эти три смысла в совокупности и дают буддийское понимание прекрасного.

    Как уже отмечалось, источниками тибетских иконометрических трактатов служили индийские каноны пропорций, как раннебуддийские, например «Пратималакшана» архата Шарипутры, так и более древние, например «Читралакшана». В них мы находим описание женской и мужской красоты, а также тела будды. Вот два из таких описаний.

    32 признака будды :

    1) руки и ноги округленные; 2) ноги красивой постановки; 3) пальцы на руках с перепонками; 4) руки и ноги мягкие, как у младенца; 5) семь главных частей тела выпуклы; 6) пальцы рук длинные; 7) пятки широкие; 8) тело массивное и прямое; 9) колени ног не выдающиеся; 10) волосы на теле направлены вверх; 11) голени как у антилопы; 12) длинные руки красивы; 13) половые органы скрыты; 14) кожа золотистого цвета; 15) тонкая кожа нежна; 16) каждый волос завит в правую сторону; 17) украшен пучком волос между бровями (урна); 18) верхняя часть тела как у льва; 19) плечи спереди округлые; 20) плечи широкие; 21) неприятный вкус превращает в приятный; 22) пропорционален, как дерево нъягродха; 23) на его темени возвышение - ушниша; 24) длинный язык красив; 25) голос подобен голосу Брахмы; 26) щеки как у льва; 27) очень белые зубы; 28) ровные зубы; 29) плотно прилегающие зубы; 30) сорок зубов; 31) глаза подобны сапфиру; 32) ресницы глаз наилучшие.

    18 признаков красоты женского тела :

    1) красивый цвет тела - бело-розовый или голубоватый; 2) глаза длинные, черные и голубовато-белые, глазные сосуды - красные; 3) нос, подобный молодому лотосу, высокий и соразмерный; 4) Губы красные, как плод бимба; 5) щеки ровные; 6) щеки с ямочками - знаком радости; 7) брови черные, постепенно утончаясь, сходятся на переносице; 8) груди и ягодицы обширные; 9) руки белые, как полная луна; 10) налитые груди немного свисают; 11) руки подобны сердцевине банана, икры округлые и тонкие в лодыжке; 12) сочленения незаметные, неискривленные; 13) ляжки упругие и округлые; 14) нижняя часть торса широкая, живот с тремя глубокими складками, выступающий красиво; 15) талия тонкая, округлая; 16) ноги и руки нежные и упругие; I7) волосы густые, очень черные и не лохматые; 18) красота, премного украшенная и без блестящих украшений.

  • Тханка "Белая Тара"

    Обычно тханки пишут на загрунтованном холсте 75х50 см, однако их также строят из песка, рисуют на стенах, изготавливают в стиле аппликации, вышивают, и так далее. Размер может быть разной: например, для торжественных церемоний и праздников создают тханки огромной величины — до нескольких десятков метров, а для ношения на теле создают миниатюрные изображения, которые вкладывают внутрь гао (ладанок).


    "Классическая" тханка состоит из листа, на котором нарисовано или вышито изображение, тканевой основы и следующих элементов: шелковой накидки, кожаных уголков, двух деревянных цилиндров наверху и внизу, с металлической или деревянной ручкой на конце нижнего цилиндра.

    Танка это больше, чем просто произведение искусства. Тханка является объектом поклонения, помощью в духовной практике и медитации.


    Тханки имеют большое разнообразие стилей, могут изображать различные предметы или объекты. Танка может изображать Будду или другие божества, а также концепцию в тибетской космологии, астрологии и медицине. Иконография танки богата информацией о духовной практике буддизма и тибетского мировоззрения.


    Танка может помочь медитирующим учиться и подражать качествам конкретного божества, или визуализировать свой путь к просветлению. Тханка приносит благословение в домашнее хозяйство и служит постоянным напоминанием об учении Будды сострадания, доброты и мудрости.

    Тханки с изображением особого божества могут быть использованы для защиты или для преодоления трудностей, например, таких как болезнь.

    Тханки обычно делятся на две большие категории: те, которые пишутся минеральными красками и те, которые вышиты из шелка либо сплетены. Тханки написанные красками делятся еще на пять категорий:




    Тханки с разными цветами в фоновом режиме.

    Тханки на золотом фоне.

    Для создания тханки художник мог купить целый слиток золота, но использовать в работе всего несколько грамм. Сначала художник расплавлял золото, специальным образом очищал его и делал из него листы вроде фольги, которые потом резал на мелкие кусочки и размалывал в ступке, пока золото не превратится в обычную пыль.

    Перемолотое золото заливали в отдельной емкости водой и оставляли до утра. На утро золотой осадок подвергали дополнительной обработке и очистке, а затем снова расплавляли и повторяют весь процесс сначала, чтобы извлечь из золота все примеси. Таким образом к моменту завершения приготовления золотой краски от целого слитка оставалось совсем немного

    Тханки на красном фоне.

    Тханки на черном фоне.


    Тханки с предварительно отпечатанными контурами (техника эстамп или ксилография), а затем обрисована красками.





    Тханки которые имеют тканую вышивку, обычно сделаны из шелка, это могут быть шелковые гобелены или аппликации. Вышитые тханки обычно делают с разноцветными шелковыми нитями. Существует еще один вид тханки, в которой красиво оформленные цветные ткани украшены жемчугом и драгоценными камнями, которые прикрепляются к ткани с помощью золотой нити, создавая блистательный и ослепительный эффект.

    Основная "тема" тханок — различные Будда-аспекты или реализованные буддийские мастера.

    Изображения божеств тханки подчиняются строгому канону пропорций. Тханки отличает красота и соразмерность, филигранная роспись.






    В Тибете исторически сложились три основные школы тханка-живописи: менри, карма-гадри и менсар.

    Первый стиль — менри, широко известный как непальский стиль. Сформировался в период правления I Далай-ламы, его основатель — Менла Дондруб (1440 г.р., Южный Тибет). Его учителем был Допа Таши Гьяцо, мастер непальского стиля. Менла Дондруб был очень образован, откорректировал ранние тексты по иконографии. В своих книгах дал подробнейшее описание религиозных объектов тханка-живописи — их семь. Главная его заслуга состоит в том, что он выработал «драгоценность правильных пропорций» — дал точные измерения изображений, в том числе объемных (скульптуры, ступы). Особенностями живописного стиля менри являются насыщенные цвета, чистые и яркие краски.

    Второй стиль — карма-гадри. Этот стиль сформировался и расцвел в Восточном Тибете (провинция Кхам) в XVI веке, в период правления Микьё Дордже — VIII Кармапы (1507-1554).


    Стиль карма-гадри начал свое развитие еще при V и VI Кармапах, но только при VIII Кармапе этот стиль окончательно утвердился в восточном Тибете.


    VIII Кармапа Микьё Дордже в период развития стиля выявил три его особенности и назвал их «тремя драгоценностями гадри-стиля»:


    1) формы, рисунок согласно индийским канонам;


    2) цветовая гамма и текстуры, свойственные китайской живописи;


    3) композиция и ландшафты в тибетской манере.


    Для гадри-стиля характерны прозрачные пейзажи, близкие к китайской традиции. Они реалистичны, оттенки естественные, очень деликатная, гармоничная цветовая гамма. Пейзаж выполняется в особой технике — множеством точек или штрихов, глубина цвета достигается многослойным наложением точек. Техника чрезвычайно трудоемкая, но именно благодаря ей достигается необыкновенная мягкость цвета и эффект мерцания (танка словно светится изнутри). Передний план — фигуры божеств, подношения — выполняются в кроющей технике. В тханках, написанных в стиле гадри, много пространства (в ранних танках, где ощущается явное влияние индийской традиции, пространство почти полностью заполнено различными фигурами). Небо, облака, реки и водопады, горы со снежными шапками и холмы, деревья, цветы, животные и птицы изображаются такими, какие мы можем видеть в Тибете. Тханки в гадри-стиле были редкостью и высоко ценились.


    Третий стиль — менсар (мангсар) , или «новый менри». Самый поздний стиль, основанный на менри (с нововведениями в стиле, пигментах и подготовке холста), появился в XVII веке и стал очень популярен в Западом Тибете. Его основатель — Чоинг Гьяцо (1645 г.р., провинция Цанг). Для этого стиля характерен прозрачный пейзаж и очень яркие, интенсивные цвета изображенных божеств.

    Говоря о тханкописи, в первую очередь необходимо отметить, что тханка - это не просто некий вид этнической живописи, относящийся к определенному времени и соответствующей культуре, но сложное символическое изображение различных просветленных энергий, содержащее огромный объем информации. Цель этого изображения - передать тому, кто на него смотрит, энергию Будд, и эстетический аспект тханки подчинен именно этой цели.

    Тханка рисуется согласно садхане - текстовому описанию визуализации Йидама, Бодхисаттвы или Будды, - и должна максимально соответствовать ей. Таким образом, тханкопись - это не способ самовыражения художника, но в большей степени практика Дхармы. И здесь важнее всего внутренние процессы и изменение сознания тех, кто потом будет созерцать тханку, а также самого художника в процессе ее создания.

    Буддийская живопись ТХАНКИ


    Тханки (танки или тхангка) это религиозные картины, прежде всего тибетской традиции, которая сложились, начиная с седьмого по двенадцатый век. Истоки буддийской тханки лежат в индийском религиозном искусстве, но непальский, китайский и кашмирский стиль также повлиял на его развитие. Тханка это живопись на специальном холсте, который обшит в шелковую парчу. Танка это больше, чем просто произведение искусства. Тханка является объектом поклонения, помощью в духовной практике и медитации.
    Тханки имеют большое разнообразие стилей, могут изображать различные предметы или объекты. Танка может изображать Будду или другие божества, а также концепцию в тибетской космологии, астрологии и медицине. Иконография танки богата информацией о духовной практике буддизма и тибетского мировоззрения. Танка может помочь медитирующим учиться и подражать качествам конкретного божества, или визуализировать свой путь к просветлению. Тханка приносит благословение в домашнее хозяйство и служит постоянным напоминанием об учении Будды сострадания, доброты и мудрости. Тханки с изображением особого божества могут быть использованы для защиты или для преодоления трудностей, например, таких как болезнь.
    Тханки обычно делятся на две большие категории: те, которые пишутся минеральными красками и те, которые вышиты из шелка либо сплетены. Тханки написанные красками делятся еще на пять категорий:
  • Тханки с разными цветами в фоновом режиме.
  • Тханки на золотом фоне.
  • Тханки на красном фоне.
  • Тханки на черном фоне.
  • Тханки с предварительно отпечатанными контурами (техника эстамп или ксилография), а затем обрисована красками.

    Тханки которые имеют тканую вышивку, обычно сделаны из шелка, это могут быть шелковые гобелены или аппликации. Вышитые тханки обычно делают с разноцветными шелковыми нитями. Существует еще один вид тханки, в которой красиво оформленные цветные ткани украшены жемчугом и драгоценными камнями, которые прикрепляются к ткани с помощью золотой нити, создавая блистательный и ослепительный эффект.
    Купить тханку можно у нас в магазине в Москве, у нас есть тханки разных размеров, стилей, есть старинные тханки, а также изображения мандалы божеств.

  • Всё буддистское искусство связано с учением Будды. В живописи данное учение тоже нашло своё отражение. Ярким примером развития буддийского изобразительного искусства стала тибетская живопись.

    Живопись Тибета

    Данная художественная традиция возникла в областях, расположенных на территории Тибета, где распространялся буддизм ваджраяны. Это Китай, Монголия, Бурятия, Бутан, северная Индия и древние княжества центральной Азии.

    Для тибетской живописи было характерно использование общих идей в сочетании с местными особенностями. К примеру, китайская разновидность называется сино-тибетским стилем.

    Тибетские живописные традиции отличаются разнообразием и многочисленностью стилей, хотя носят религиозный характер буддизма. Живописные полотна в основном находились в монастырях. Это были росписи стен помещений для уединения, медитации, молебнов. Здесь же располагались иконы – танка.

    Другой возможностью проявить свои способности для тибетских художников было оформление книг. Живописцы создавали рисунки на деревянных обложках, иллюстрировали тексты художественными миниатюрами.

    Монастырские стены расписывались клеевыми красками по сухой штукатурке, которая состояла из глины, измельчённой соломы и навоза. Весь материал накладывался в несколько слоёв. Слои уменьшались по толщине от первого к последнему. Затем мастер наносил цветное изображение. Позднее в рисунок стали вводить позолоту.

    Танка

    Иконы – танка представляли собой холст из хлопка, льна, конопляника (шёлк был только в Китае), на который наносилась определённая религиозная композиция. Исследователи предполагают, что танка создавалась для удобства совершать религиозные обряды часто передвигающимся кочевникам.

    Иногда танка состояла из нескольких кусков материи с тщательно затёртыми швами. Это зависело он площади рисунка. Затем ткань грунтовали смесью светлой глины и животного клея. Чтобы создать чёрный или красный грунт, добавляли сажу или киноварь. Потом наносился контур изображения в соответствии с иконометрией. Конечной работой было раскрашивание танки.

    В более позднее время живописцы придумали способы копирования основных сюжетов и рисунков для иконы, обзавелись трафаретами. Причём сами трафареты строго сохранялись, и чтобы стать их обладателем, нужно было вести долгие переговоры на уровне государственной власти. Во времена военных действий это был чуть ли не самый важный трофей.