Открытое интегрированное занятие в старшей группе по знакомству с пейзажной живописью «Рассматривание картины И. Левитана "Золотая осень". Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению с пейзажной живописью с использованием

Предварительный просмотр:

Беседа с детьми 5-6 лет по картине И. И.. Левитана «Березовая роща»

Цель: Познакомить с творчествоИ.И. Левитана.Картина «Березовая роща»

Материал и оборудование: текст стихотворения А Прокофьева «Русская берёзка», репродукция картины «Березовая роща», запись «Звуки леса».

Логика образовательной деятельности

Воспитатель выставляет на мольберт репродукцию картины И. И. Левитана «Березовая роща»и зачитывает детям стихотворение А Прокофьева «Русская берёзка».

Воспитатель рассказывает детям, что многие русские художники любили рисовать природу (такие картины называют – пейзаж). Художники выбирали очень красивые или чем-то им памятные места. Они сами любовались природой и поделились с нами своей радостью, нарисовав красивые картины.

Сегодня я хочу познакомить вас, ребята, с картиной И. И. Левитана «Березовая роща» Давайте мы послушаем композицию «Звуки леса» и внимательно посмотрим на картину.

Ребята! Как вы думаете, что изображено на картине?

Почему Левитан так назвал свою картину – «Берёзовая роща»?

Как вы считаете какое время года? (как вы об этом догадались?)

- Что вы чувствуете, ощущаете, глядя на репродукцию?

Какое настроение на ваш взгляд хотел передать художник?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комбинированного НОД по ознакомлению детей с формированием целостной картины мира, расширение кругозора. Тема: Беседа о творчестве И.И.Левитана.

Программное содержание: Развивать у детей художественное восприятие произведений изобразительного искусства, учить их понимать содержание картины. Закрепить умение самостоятельно выражать эстет...

Конспект обобщающей беседы в старшей группе. Тема: беседа “О нашей пище”.

Вспомните, чем отличается обед от завтрака, ужина. Объясните, почему для первого и второго блюда нужны разные тарелки и столовые приборы. Чем же всегда отличается первое блюдо? (ответы детей). Далее р...

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать горд...

Конструкт интегрированной НОД в старшей группе Познание- Беседа по картине И.И. Левитана «Одуванчики, Рисование- Аппликация с элементами рисования «Чудесное превращение моей семьи»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо физическому развитию детей № 7 «Берёзка»...

Занятие 1
ХОЗЯЙСТВО СЕМЬИ. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ
И. ЛЕВИТАНА «БЕРЕЗОВАЯ РОЩА»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели : развивать устную речь; обогащать словарный запас; развивать песенные навыки.

Планируемые результаты : выражает интерес, восхищение, радость при знакомстве с репродукцией картины И. Левитана «Березовая роща» и прослушивании музыкального произведения «Антошка» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина) ; рассказывает о членах своей семьи, о распределении между ними домашних обязанностей; поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения.

Материалы и оборудование : репродукция картины И. Левитана «Березовая роща»; картинки на тему «Хозяйство семьи».

Содержание
организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

В семье очень важны совместный труд и ведение хозяйства. Совместный труд помогает удовлетворять необходимые для жизни потребности. Нужно обязательно помнить, что от труда всех членов семьи зависит её благополучие. Ведь за каждым человеком признается право без принуждения и вмешательства посторонних создать такой порядок в собственном доме, который он считает наилучшим для себя и своей семьи.

Мышка-норушка – толокно толчет,

Лягушка-квакушка – пироги печет,

А петух на подоконнике – играет на гармонике,

Серый ёжик свернулся в клубок –

Он сторожит теремок.

О чем рассказывается в этом отрывке? (О распределении обязанностей в семье.) Семьи бывают разные по своему составу, способностям, возможностям участия в совместных делах.

Какие домашние обязанности выполняете вы?

2. Усвоение песенных навыков. Песня «Антошка» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина).

3. Рассматривание репродукции картины русского живописца XIX века Исаака Ильича Левитана «Берёзовая роща».

На этом полотне берёзы показаны необычайно яркими, насыщенными, живыми и тёплыми. На кору берёз падают солнечные лучи. Берёзы с листьями изображены очень естественно. На этом живописном полотне видна лучезарная трава. Среди неё растут разные полевые цветы. Этот лужок полон свежести. Эта травка необычайно плавно расстилается по полотну. Глядишь на нее, и так хочется пробежаться по ней, прилечь и смотреть сквозь шелестящие листья на лазурное небо. Эта картина поднимает настроение, придаёт бодрость и напоминает о том, что зима не вечна.

Что изображено на картине?

Как изображены берёзы, трава?

Приятно ли вам смотреть на эту картину?

Нравится ли вам картина «Берёзовая роща»?

4. Рефлексия.

Что такое совместный труд в семье?

Какую песню мы пели?

Какую картину мы рассматривали?

Тема сочинение-описание по картине И. Левитана «Березовая роща»

Цели:

Общая : подойти к целостному пониманию роли природы в жизни человека; рассмотреть мир природы как отражение внутреннего мира человека, его настроения.

Развивающая : способствовать развитию культуры рече­вого поведения, внимания к детали, образного мышления, обо­гащению словарного запаса.

Воспитывающая: воспитывать умение видеть прекрас­ное в обыденном, чувствовать красоту произведения искусства в словесном его выражении.

Задачи : через эмоциональное восприятие картины и ее анализ научиться создавать самостоятельное речевое высказы­вание, используя образно-выразительные и изобразительные средства языка, подсказанные картиной; соотносить тему карти­ны с темой будущего речевого высказывания; формировать уме­ние анализировать картину как произведение искусства, вос­принимать произведение живописи целостно и выражать вос­принимаемое средствами языка (адекватно содержанию кар­тины) в единстве формы и содержания.

Общие понятия: тема, основная мысль, художествен­ные средства, композиция, жанр, гармония, ассоциация, художе­ственный образ, символ.

Оборудование : репродукция полотна И. Левитана «Бе­резовая роща», аудиозапись звуков живой природы, веточка бе­резы с листиками-заданиями.

Ход занятия

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит

Любовь и радость бытия.

II А. Бунин

I . Вступительное слово учителя.

Сегодня трудно представить, что во второй половине XVIII ве­ка пейзажная живопись совершенно не ценилась и считалась чем-то второстепенным. Понадобились десятилетия и усилия многих мастеров, чтобы этот жанр живописи стал таким же зна­чимым, как историческая картина или портрет.

Подчас живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нем особое волнение, бу­дит тонкие струны души. Такой пейзаж называется пейзажем настроения.

Одним из непревзойденных мастеров такого пейзажа был Исаак Левитан. Тебе уже знакомо это имя; вместе с ним мы по­бывали на Волге, наслаждались красотами осени, а сегодня нам предстоит путешествие в березовую рощу. Итак, вы готовы от­правиться в путь?

II . Работа по теме урока.

Включается аудиозапись со звуками летнего леса. Дети слышат щебетание птиц, легкий шум ветерка. На экран выво дится изображение полотна И. Левитана «Березовая роща» (1885-1889).

    Давайте представим, что мы чудесным образом перене­слись на полотно Левитана. Посмотрите внимательно, что нас окружает? Что мы видим, слышим вокруг? Что чувствуем?

    Понравилась ли вам картина, в которой мы оказались? Чем именно она вас привлекла? (Да, вспоминается чудесное стихо­ творение Ф. И. Тютчева.)

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим зноем облита.

А в ней такою негой веет

От каждой ветки и куста!..

    Мы не просто созерцатели, мы еще сегодня высту­паем и в роли исследователей-искусствоведов. Уметь видеть, чувствовать красоту - это прекрасно! Но как интересно, ребята, открыть, с помощью каких средств достигает художник такого потрясающего эффекта.

    Посмотрите, какая необычная березовая веточка у меня в руках, с чудесными листочками, на которых указаны задания для групп.

Учащиеся делятся на группы по 5-6 человек, затем пред­ ставитель от каждой группы срывает для своей группы листо­ чек с заданием.

Примерные ответы групп:

1) Сколько в этой картине света, воздуха! Какое ликование
она несет! Все, что изображено на этом полотне, будто дышит
и трепещет. Вот почему она не может не завораживать! А какая
палитра! Какие цвета!

2) Композиция неслучайна: все продумано до мелочей.
Справа, близко к краю холста, на первом плане написаны два дерева. Две березы в расцвете сил и красоты. Хотя полностью мы их не видим, их кроны выходят за рамки холста. За ними не­большая полянка, а за ней - веселая перекличка белоствольных юных красавиц. Они словно играют в догонялки. Таким образом художник показывает нам березки убегающими в глубь рощи от переднего правого плана по диагонали к левому заднему пла­ну. Так передается живость, бодрость, радость жизни, веселье и задор.

    Главное художественное средство, используемое худож­ником, - ритм. Ритм солнечных бликов на траве, чередование темных и золотых пятен, неравномерное чередование изумруд­ного, ярко-зеленого и золотистого в трепещущей листве. А сами стволы березок, ведь в них тоже неравномерный ритм. Потря­сающее использование светотени. Отсюда ощущение своеоб­разного танца березок: то в парах, а то поодиночке выступают белоствольные красавицы, соединяясь в дружном веселом тан­це, любуясь собой и своими белоствольными подружками. А какая игра цвета! Разве мы видим чисто белый цвет ствола хотя бы у одной березки? Нет! Сиреневым, голубоватым и зеле­новатым цветом изображается затененная часть ствола, а осве­щенная солнцем - розовая и чуть желтоватая.

    Сам образ березы глубоко символичен: он по праву явля­ется символом России, олицетворением ее чистоты, красоты. В произведениях многих поэтов и писателей встречается этот милый нежный образ-символ, например, в стихах Лермонтова. Тютчева, Есенина, Блока. А сколько упоминаний о березе в рус­ских песнях!

Например, «березонька-подруженька», «березовая Русь», «чета белеющих берез», «обнаженные груди берез», «молоко берез».

Лист зеленеет молодой.

Смотри, как листьем молодым

Стоят обвеяны березы,

Воздушной зеленью сквозной,

Полупрозрачною, как дым...

Ф. И. Тютчев

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

С. Есенин

5) Мир на полотне Левитана подвижен и переменчив. Су­меть увидеть, поймать этот миг мимолетности - чудесный дар. Он помогает человеку ощутить ту радость бытия, ту гармонию, ту любовь, которая царит в окружающей его природе. Увидеть, что в этом мире «на всем улыбка, жизнь во всем...» и как «цве­тущий мир природы избытком жизни упоен...» (Ф. И. Тютчев).

Какими средствами мы выразим впечатление от увиденно­го на полотне? Предлагаю заполнить таблички рабочих мате­риалов (раздаются каждому).

Наблюдаемое

Рабочий материал

Веселая, задорная, озорная, шаловливая, чуть за­стенчивая, прекрасная в своей красоте и неповто­римости

Солнечные, яркие, ослепительные, подвижные, иг­рающие; жаркие

Березы: листва, стволы

Трепещущая, улыбающаяся, молодая, свежая, неж­ная, сочная, игривая, «золотистые косы», «воздуш­ная зелень»; гибкие, тонкие, обласканные солнцем, наряженные в «холщовые сарафаны», «молоко бе­рез», их чудесный хоровод

Изумрудная, шелковистый покров, скромные рос­сыпи цветочков, золотистые блики, манящая зелень

Напоенный свежестью, благоуханием лесных трав и цветов, животворящим светом и теплом

Настроение

Чудесное, летнее, радостное, приподнятое, ликую­щее

Давайте вместе составим план, по которому дома вы на­
пишете свое речевое высказывание-сочинение.

Т. Чудесный летний день.

II. «Смотри, как роща зеленеет...».

1 Хоровод берез-подружек.

2 «Воздушная зелень младая».

3 На изумрудной полянке...

III. «На всем улыбка, жизнь во всем...»

III . Подведение итогов урока.

Надеюсь, ребята, вам понравилось наше путешествие в лет­-
нюю «Березовую рощу» И. Левитана. Более того, вы себя смог­
ли почувствовать и в роли искусствоведов, и в роли мастеров
художественного слова. Но самое главное, мы поняли, что по­-
средством такого прекрасного жанра, как пейзаж, мы учимся
видеть и ценить красоту родной природы, гармонию, которой
все подчинено в нашем мире. Учимся ценить каждый миг, даро­-
ванный жизнью.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Словарь терминов

Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Гармония - согласованность, соразмерность, единство час­тей и целого в художественном произведении.

Жанр - исторически сложившееся внутреннее подразделе­ние в большинстве видов искусств. В изобразительном искусст­ве основные жанры определяются прежде всего по предмету изображения (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр, исто­рический жанр и т. д.).

Живопись - произведение, в котором изображение наносит­ся на специально подготовленный холст масляными красками.

Композиция - построение художественного произведения.

Палитра - перечень красок, которыми пользуется художник.

Перспектива - происходит от латинского слова «ясно ви­жу» - система изображения на плоскости пространства и объем­ных тел, их удаления от наблюдателя.

Светотень - градация светлого и темного, распределение различных по яркости цветов, тональных и цветовых оттенков.

Символ - художественный образ, воплощающий какую-либо идею.

Тон - в переводе с греческого «ударение, напряжение» -простейший элемент светотени, светонасыщенность отдельного видимого участка предмета.

Художественный образ - обобщение размышлений и оцен­ки мира художником, который является выразителем мировоз­зрения определенного исторического времени.

Цвет - световые волны, зрительно окрашивающие матери­альный мир в определенные тона спектра. В изобразительном искусстве цвет несет важнейшую функцию эмоционального и смыслового воздействия произведения искусства. Локальный цвет в живописи - чистый, основной цвет, присущий данному предмету (например, трава - зеленая, небо - голубое). Смеше­ние красок, взаимопроникаемость, цветовые контрасты и тон­чайшие нюансы предполагают изменчивую, подвижную цвето­вую систему художественного произведения. Цвет является важнейшим средством художественной выразительности в изо­бразительном искусстве.

Литература

1. Бялик, В. Энциклопедия живописи для детей. Пейзаж / В. Бялик. - М. : Белый город 2006.

    Есенин, С. Собрание сочинений: в 2 т. / С. Есенин,-М., 1991.

    Савина, Л. Н. Интеграция как сущность образования: примерное планирование интегрированных занятий / Л.Н.Савина, Е. А. Шмидт. - Волгоград, 2006.

    Сочинение по картине в 5 классе: метод, пособие / Л.А. Ходякова [и др.]. - М.: ACT: Астрель, 2003.

Есенин, С. Собрание сочинений: в 2 т. / С. Есенин, 1991.

    Савина, Л. Н. Интеграция как сущность образования мерное планирование интегрированных занятий / Л. 11. (п\ Е. А. Шмидт. - Волгоград, 2006.

    Сочинение по картине в 5 классе: метод, пособие / Л, Л дякова [и др.]. - М.: ACT: Астрель, 2003.

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению с пейзажной живописью с использованием картины И. И. Левитана «Золотая осень».

Программное содержание.

  • Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё.
  • Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Обратить внимание на цвет и цветосочетания как средство передачи осенних явлений.
  • Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е. изображение природы, называется пейзажем.
  • Развивать образную речь детей при описании природы. Воспитывать у них любовь к природе и развивать эстетический вкус. Поощрять высказывания детей.
  • Познакомить детей с новой техникой рисования - печати листьями, закрепить умение детей аккуратно использовать краску при работе, развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к процессу рисования.

Интеграция образовательных областей:

художественно- эстетические; социально - коммуникативное; познавательное развитие; физическое развитие; развитие речи.

Активизация словаря:

березовая роща, золотая осень, холодные и теплые тона, пейзаж.

Подготовительная работа

Разучивание и чтение стихов, пение песен об осени, рассматривание иллюстраций на тему осенней природы, наблюдение природных явлений на прогулке; дать представление на доступном для детей уровне о пейзажной живописи, березовой роще, холодные и теплые тона.

Материалы: мольберт, картина И.И. Левитана « Золотая осень»; сундучок, тонированные альбомные листы, краски гуашь, баночки с водой, уголь, ватные палочки, клеёнки, салфетки, кисточки, осенние листики.

Ход НОД

Воспитатель:

Ребята, сегодня у нас в группе гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им. И скажите «Здравствуйте». Молодцы ребята.

Воспитатель:

А сейчас садитесь, пожалуйста, ровно и послушайте стихотворение Ивана Алексеевича Бунина.

Воспитатель читает детям стихотворение И. Бунина:

- Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной!

Воспитатель:

Дети, о каком времени года говорит поэт?

Дети. Об осени.

Воспитатель. Правильно, а почему вы так решили.

Ответы детей.

Воспитатель:

Ах, как дивно сказал об осени поэт! А как художники могут выразить свои чувства?

Дети:

Нарисовать картину.

Воспитатель:

Правильно, художник выражает свои чувства с помощью красок. Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел, или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление, грусть. Он должен нарисовать так, чтобы мы узнали и деревья, и кусты, и реку. С помощью красок он может передать время года,своё настроение. Но правильно говорить художники пишут картины. А что нужно художнику для работы?

Дети:

Краски, мольберт, бумага.

Воспитатель:

Правильно, молодцы ребята. Художники берут мольберты, краски и идут на природу. Вот мы сейчас рассмотрим картину, которую написал художник Исаак Ильич Левитан. Художник назвал свою картину «Золотая осень».

Ребята, а почему художник назвал картину «Золотая осень»? (Ответы детей)

Воспитатель:

Давайте полюбуемся ею. Посмотрите на картину и скажите: Какие краски здесь радостные? А какие краски грустные? (ответы детей) Да, радость художник передал тёплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. А какие чувства вы испытываете, глядя на картину? Какое у вас настроение? (Ответы детей)

Воспитатель:

А почему грустное настроение? (Ответы детей)

Воспитатель:

Да, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но, в то же время и лёгкую грусть прощания с летом, с теплом и солнцем. Давайте внимательно рассмотрим картину.(показ воспитателя) Посмотрите, в левой части картины, близко к нам, на переднем плане художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья? (Ответы детей)

Воспитатель:

Расскажите о них. Какие они? (Ответы детей)

Воспитатель:

Правильно, ее называют «берёзовая роща». Деревья далеко, поэтому художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане. А теперь посмотрите на правую часть картины. Что здесь нарисовано?

Воспитатель:

Да, речка. Перед нами она широкая, темно - синяя, а дальше, становится все уже, все светлее. А дальше, справа от речки стоит одинокая берёзка, яркая, как «свечка». А за ней хоровод зелено - коричневых деревьев. А какого цвета небо изобразил художник?

(Ответы детей)

Воспитатель:

Чего больше на картине - неба или земли? (ответы детей) Да, художнику очень понравились красоты земли, осенней природы, поэтому земли он нарисовал больше. А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? (Ответы детей)

Воспитатель:

Молодцы. Да, мы видим тени от деревьев, значит - солнышко есть. Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось. А как называют картины, на которых изображена природа?

Дети:

Воспитатель: - Правильно, ребята. Сегодня мы послушали стихи об осени, посмотрели картину художника И. И. Левитана. А кто запомнил название картины? (Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно. Нам было радостно и немножко грустно. Мы вспомнили золотую осень, которую видели на прогулке.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть. У меня есть волшебный сундучок. Но сундучок не открывается. Что делать? А здесь загадка. Если отгадаем загадку - сундучок откроется.

Загадка.

Под ногами лежат,

Зашагаешь — шуршат,

Яркие, цветные,

Краешки резные.

Листики.

Воспитатель: Угадали! Вот и сундучок открылся.

Открываю сундучок, а там осенние листики.

Воспитатель: А что можно с ними сделать?

Дети. Поиграть. (берут любые листики)

Физминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер -полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Воспитатель. Молодцы. А еще что?

Ответы детей. Подуть.

Воспитатель. Правильно, подуть.

Дыхательная гимнастика «Ветер дует на листву»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на что похож листик. (Ответы детей)

Воспитатель: - А давайте вы, дети, попробуйте, как художники, нарисовать золотую осень. Но рисовать мы будем не обычным способом. Давайте напечатаем листочками несколько деревьев — для этого покрасим листик от дерева гуашью или краской и сделаем его отпечаток, так что его след останется на бумаге, прорисуем углём ствол, а ватными палочками нарисуем много летящих осенних листиков. Какие цвета мы будем использовать для рисования золотой осени? (Ответы детей)

Воспитатель: - А пока вы работаете, я включу «осеннюю» музыку, её написал композитор Петр Ильич Чайковский. (Фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года»)

Воспитатель: Дети, полюбуйтесь своими рисунками, вам удалось передать красоту золотой осени. Мне было так приятно на вас смотреть во время работы. Вашими рисунками мы украсим группу, пусть ими полюбуются ваши мамы и папы.

Конспект НОД
по художественно-эстетическому развитию
(Аппликация обрывная с элементами декоративного рисования)
в старшей группе ДОУ
(С использованием ИКТ)
Коллективная работа

"Берёзовая роща"

Воспитатель МБДОУ ДС №7 "Солнышко"

Звенигородская Наталья Евгеньевна

г. Белая Калитва

Цель: Вызвать у детей интерес к изображению берёзки по мотивам лирического стихотворения.
Задачи:
Образовательные: Учить сочетать разные изобразительные техники для
передачи характерных особенностей кроны (аппликация) и стройного
белоснежного ствола с тонкими гибкими ветками (аппликация и рисование).
Развивающие: Совершенствовать технические умения. Развивать художественное восприятие пейзажных картин, содержание и средств выразительности живописи.
Воспитательные: Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней. Воспитывать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие. Воспитывать аккуратность, желание работать с бумагой.
Предварительная работа: Рассматривание репродукций, художественных открыток, иллюстраций с пейзажами. Беседа о берёзовой роще. Подготовка композиционных основ для детей. Экскурсия в парк – наблюдение за берёзами. Разучивание стихотворений о берёзе.
Материалы, инструменты, оборудование.
Листы бумаги разного цвета и размера для фона, цветная бумага для изображения берёз (зелёная разных оттенков, белая), ножницы, кисти, белая и чёрная гуашь, стаканчики с водой, цветные карандаши, коробочки для обрезков, салфетки бумажные и матерчатые. Вариативные образцы для показа детям способов оформления кроны берёзок в технике обрывной аппликации (цельный силуэт, из кусочков рваной бумаги разной величины, модульная аппликация из мелких кусочков бумаги, из рваных полосок и т.д.) Проектор, компьютер.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о дереве, которое издавна почитаемо на Руси.
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
О каком дереве загадка? (ответы детей)
Конечно, это берёза. Посмотрите (обращает внимание детей на листья разложенные полукругом на ковре), какие берёзовые листочки принёс нам ветер. Выберите, понравившийся лист, и встаньте около него.
Дети, а кто из вас знает, как называется лес, в котором растут только берёзы?
Дети: Такой лес называется «Берёзовая роща»
Воспитатель: Да, вы правы, это берёзовая роща. А вы хотели бы отправиться в берёзовую рощу? (ответы детей)
Я знаю волшебные слова, которые помогут нам отправиться в берёзовую рощу.
Ножками топнем,
В ладоши хлопнем.
Вокруг себя повернёмся,
Дружно за руки возьмёмся.
Глаза закроем, скажем: «Ах!»
И окажемся в гостях.
Слайд-шоу «Берёза – русская красавица»
(картины знаменитых художников)
Берёза является символом России. Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас.
Берёзки, словно подружки в нарядных платьицах, стоят парами, наклонившись друг к другу, будто о чем-то шепчутся. Стволы берёз покрыты белой берестой, а тонкие веточки наклонены вниз. Любит наш народ красавицу берёзку.
Воспитатель обращает внимание детей на репродукцию картины И. Левитана «Берёзовая роща»
и читает стихотворение В. Набокова «Берёзы»:

Стволы сквозь лёгкое зелёное сиянье
Белеют, тонкие, и воздух освежён
Грозой промчавшейся.
Чуть слышный перезвон.
Дробится надо мной чуть слышное журчанье.
И по невидимым качается волнам.
Трава, вся в теневых лиловых паутинах,
Вся в ослепительных извилинах, а там.
Меж светлых облаков, роскошно лебединых
Струится радуга и смутно с высоты
Мне улыбается, в лазури нежной тая.
Такая нежная, невинная, святая.
Что, умилённые, склоняются листы.
Роняя длинные сверкающие слёзы, -
И это жизнь моя, и это край родной. Родная красота...
И льётся надо мной Сиянье лёгкое, зелёное, - берёзы...

Проводится краткая беседа по содержанию стихотворения.
Воспитатель: Сами видите, какая она наша русская берёзка. Давайте скажем, какая же она?
Дети: Стройная, красивая, беленькая, белоствольная, гибкая, прекрасная, кудрявая.
Воспитатель: А вы хотите, чтобы у нас в группе «выросла» красивая берёзовая роща? (ответы детей)
Воспитатель: Я вам предлагаю самим создать красивую картину с русскими красавицами – берёзками, но для этого нам надо вернуться в детский сад.
Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.
Вокруг себя повернёмся,
Закроем глаза и в садик вернёмся.
Дети рассаживаются за столы.
Воспитатель поочерёдно показывает детям разные варианты оформления кроны в технике обрывной аппликации и просит детей самостоятельно определить способ:
Цельный силуэт, который можно сначала нарисовать и потом не вырезать ножницами, а общипать пальчиками по нарисованному контуру;
Крона дерева из кусочков рваной бумаги разной величины;
Дерево из рваных полосок разной длины и ширины;
Модульная аппликация из мелких кусочков бумаги;
Воспитатель предлагает детям самостоятельно выбрать технику (или сочетать разные способы обрывной аппликации) и при желании оформить веточки берёзы декоративными элементами.
Работа детей
Напоминание правил пользования ножницами, клеем.

Физминутка «Берёзки»
Выросли берёзки в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждая старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже стройные стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так берёзки ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Индивидуальная работа с детьми по мере затруднений.
Выставка детского творчества по теме «Берёзовая роща»
Воспитатель: Вы замечательно справились с заданием, у нас получилась настоящая березовая роща. (По желанию дети могут добавить на картину солнце, облака, траву, цветы…)
В конце занятия вручаются медальки в виде листочков разных деревьев
На прогулке проводится игра с медальками « С какой ветки детки».