Главные мысли произведения корзина с еловыми шишками. Педагогические идеи и технологии: среднее образование. литературного чтения и музыки

Ответы к школьным учебникам

Григ «писал и видел, как навстречу ему бежит девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке». «Ты как солнце, - говорит ей Григ. - Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны. Я видел жизнь... она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни...»
Его, каждый по-своему, слушали синицы на дереве, матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег и Золушка. «Синицы волновались... Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка вытирала ладонью покрасневшее лицо и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и подглядывал в щелку за Григом.
Падавший снег повисал в воздухе, чтобы послушать зэон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Хрустальные туфельки у ее ног вздрагивали в ответ на аккорды».

2. По какой причине Дагни уехала из дома? Где она оказалась? Как характеризует героиню её отношение к театру?

В восемнадцать лет Дагни окончила школу, и отец отправил ее погостить к своей сестре Магде, театральной портнихе. Магда с мужем Нильсом жили в комнатушке под крышей театра.
«Дагни часто ходила в театр. Это было увлекательное занятие. Но после спектаклей Дагни долго не засыпала и даже плакала иногда у себя в постели». В театре Дагни верила всему. Она осталась такой же чуткой, милой, впечатлительной, как в детстве.

3. Что удивило и потрясло Дагни на концерте? Как она догадалась, что знаменитая пьеса Грига посвящена ей? Только ли потому, что было названо её имя?

Дагни пошла на концерт вместе с Магдой и Нильсом. «Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на нее странное действие. Переливы и громы оркестра вызывали у Дагни картины, похожие на сны». Потом ей почудилось, что ведущий концерта назвал ее имя. И он повторил, что музыкальная пьеса посвящена ей по случаю того, что ей исполнилось 18 лет.

4. Смогла ли героиня понять, что хотел сказать ей Григ? О чём она сожалела?

Дагни не смогла сдержать слез и закрыла лицо ладонями. Сначала она ничего не слышала, потому что внутри у нее шумела буря. Потом (?на услышала, как поет ранним утром пастуший рожок, и в ответ ему откликается струнный оркестр. «Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!.. Дагни плакала слезами благодарности». Она сожалела, что Эдвард Григ уже умер, и она не сможет поблагодарить его за чудесный подарок.

5. Согласишься ли ты с тем, что всё произошедшее на концерте можно назвать самым напряжённым моментом рассказа? Объясни.

Произошедшее на концерте можно назвать самым напряженным моментом рассказа. Дагни поняла, что тот человек, который помог ей донести корзину с шишками, и был Эдвард Григ. И пьеса - это тот подарок, который он обещал ей сделать десять лет назад.
«Музыка заполнила все пространство между землей и облаками, повисшими над городом... Музыка уже не пела. Она звала за собой в ту страну, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы... В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. «Ты - счастье, - говорил он. - Ты - блеск зари».

6. Придумай заглавие к каждой части рассказа. Почему Паустовский так разделил текст? Как все части рассказа связаны друг с другом?

1) Встреча Грига с Дагни в лесу и его обещание написать музыку.
2) Григ пишет музыку для Дагни.
3) Дагни приезжает в гости в своей тете Магде. Комната Магды.
4) Симфонический концерт белой ночью в городском парке.

7. Определи основную мысль произведения Паустовского. В чём она заключается?

Этот рассказ о красоте мира и человека, о том, как прекрасно искусство, отражающее жизнь. Дагни представила, что она поблагодарила бы Грига «за то, что открыли для меня то прекрасное, чем должен жить человек».

8. Составь план и перескажи текст.

План пересказа
1) Композитор Эдвард Григ любил проводить осень в лесах около Бергена.
2) Однажды Григ встретил в лесу дочь лесника, но у него не нашлось, что ей подарить.
3) Григ проводил Дагни до дома и решил посвятить ей музыкальное произведение, которое он напишет к ее восемнадцатилетию.
4) Дом Грига совсем пуст и похож на жилище дровосека.
5) Больше месяца писал Григ музыку для Дагни Педерсен.
6) Григ во время работы представлял себе Дагни, картины скандинавской природы, реальных людей и сказочных героев.
7) Когда Дагни исполнилось восемнадцать, она приехала погостить к тете Магде.
8) Дагни часто ходила в театр, но очень переживала от увиденного, тогда тетя предложила посетить концерт для разнообразия.
9) Во время концерта Дагни вдруг услышала, что со сцены прозвучало ее имя.
10) Все узнали, что Григ посвятил Дагни свое сочинение - это был был подарок, который он обещал ей через десять лет.
11) Дагни уже не сможет сказать Григу «спасибо!».

9. Побеседуй с другом на тему «Я люблю слушать музыку». Вам помогут вопросы из «Рабочей тетради».

Я люблю слушать музыку и с друзьями, и в одиночестве. С друзьями я люблю слушать быструю, веселую и громкую музыку, а в одиночестве предпочитаю слушать спокойную тихую мелодию без слов. А еще я люблю слушать разную музыку в общественном транспорте, через наушники, чтобы никому не мешать. Я люблю при этом смотреть в окно и находить в плейере такую мелодию, которая бы соответствовала движению транспортного средства: или бравурную, если мы быстро едем, или медленную, если стоим в пробке.

Тема урока: Волшебная сила искусства слова и музыки.

К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

Живут волшебники земные, тепло сердец своих даря.

М Пляцковский

Не жалейте сердца, не таите Ни своих прозрений и открытий

Доброты и нежности своей, Не держите втайне от людей.

Торопитесь все отдать при жизни…

Татьяна Кузовлева

Сегодня на уроке мы отправимся на встречу именно с такими людьми, которые все отдали при жизни людям: с великими волшебниками в области литературы и музыки К.Г.Паустовским и Э.Григом. Будем работать не только над художественным произведением, но и учиться слушать – читать музыку, узнаем, как рождается музыка, как она влияет на наши чувства, какие вызывает эмоции. (Портреты К.Паустовского, Э.Грига.) (Презентация. К.Паустовский.)

К.Г.Паустовский родился в 1892 году в Москве. Уже в школе зарабатывал на хлеб. Поменял много профессий: был вожатым, кондуктором, матросом, учителем. Хотел все знать, видеть, чувствовать и путешествовать. Писать начать рано. Его произведения наполнены удивительным теплом, трепетным чувством любви к родной земле. Они вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Автор раскрывает в самом обычном предмете чудесное и неповторимое. Основное содержание рассказов – поиск красоты в простом и скромном. Его рассказы любят читать и взрослые, и дети.

А какие произведения К.Паустовского знаете вы? («Заячьи лапы», «Стальное колечко», «Барсучий нос», «Кот-ворюга», «Теплый хлеб», «Какие бывают дожди», «Мещерская сторона», «Растрепанный воробей», «Снег», «Грач в троллейбусе», «Жильцы старого дома»…)

Слайды о книгах Паустовского. Выставка книг Паустовского.

К.Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Сбылась его мечта: он много путешествовал, бывал в Англии, Франции, Италии. Его восхищали люди этих стран, музеи, архитектура, музыка. Паустовский писал о композиторах, художниках, писателях, т.е. о людях, тонко чувствующих красоту окружающего нас мира и старающихся своим творчеством приобщить всех людей к миру прекрасного.

На дом вы получили задание внимательно прочитать произведение К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», которое введет нас в необыкновенный мир музыкального творчества известного норвежского композитора Эдварда Грига.

Эдвард Григ (1843 – 1907) – норвежский композитор, дирижер, пианист, музыкальный критик. (Портрет Э.Грига; Норвегия, фьорды. Берген. Портреты родителей. Вилла. Домик.)

Величественная суровая Норвегия – страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов – фьордов. Красоту скандинавских напевов весь мир узнал, благодаря Григу. Родился он в Бергене (столице царства троллей) 15 июня 1843 года. (Слайд.) Отец – английский купец, британский консул. Мать Гезина Григ - незаурядная пианистка. Талант проявился рано, заниматься музыкой начал с 6 лет. Главная тема творчества Грига – тема Родины.

Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах, на каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря (слайды).

(Его вилла Тролльхауген, что означает «холм троллей»; ему нравится это сказочное название; лесной домик, здесь в тишине в окружении природы рождались замыслы произведений.)

Словарная работа: фьорды, тролли.

Прослушивание музыки Грига. «Утро». (Слайды восхода солнца.)

Музыка – всегда тайна, это язык чувств. Она словно зовет: находите в жизни доброе. Помогает нам посмотреть на мир другими глазами, почувствовать ее и увидеть все богатство красок природы. И хорошо, что есть люди, которые дарят нам эту радость и красоту.

К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Слайд.

1.Определите жанр произведения. (Это рассказ, в нем небольшое количество героев, небольшой объем, реальные события, два эпизода, повествовательная форма).

2. О чем заставляет задуматься К.Паустовский? (О смысле жизни, о счастье, о красоте).

3. Какое впечатление произвел на вас этот рассказ. Грустно и легко стало на душе.

Осталось ощущение радости, счастья, нежности.

Радость за Дагни, за прекрасный подарок.

Много любви, доброты людей. Прекрасно, что люди живут ради других.

Думаю, что все девушки хотели бы получить такой подарок.

Рассказ заставил задуматься.

Впечатления, которые получили после прочтения рассказа, вы выразили и в своих творческих работах. Вы видите, что класс оформлен работами ваших одноклассников по теме урока. Почему именно эти эпизоды из произведения они выбрали, расскажут сами авторы этих работ (Ловчикова Катя, Свиридова Вика, Воробьева Алена). Слайды работ учащихся.

4. Обратимся к началу рассказа

а) Где проводил Григ осень? (Близ города Бергена.)

б) Как вы думаете, что делал Григ в лесу? (Любовался природой. Черпал вдохновение из красоты. Природа вдохновляет человека, обогащает его, делает благороднее, чище.)

5. Прочитаем описание горного леса (ученик читает наизусть).

6. Что привлекает внимание Грига? Какие звуки наполняют лес?

а) Шелест листьев. Грибной воздух. Шум прибоя. В них разрастается мох. Живет веселое эхо.

7. Какие изобразительно-художественные средства помогают писателю описать осень в горных лесах?

Сравнение – это сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет или явление при помощи другого. Сравнение (мох – зеленые пряди; веселое эхо – птица-пересмешник)

б) Метафора (осенний наряд).

в) Олицетворение (Эхо живет, ждет, швыряет).

8. А что такое олицетворение? (Перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные. Часто применяется при изображении природы.)

9. Прочитаем описание осени (ученик читает наизусть).

Красота леса вдохновила композитора. Видно, что осень он любит.

Подчеркивает, что нет ничего прекраснее «осеннего наряда, лежащего в горах».

Мне кажется, что писатель хочет, чтобы мы увидели красоту, почувствовали ее.

Когда я оказываюсь в лесу, то чувствую, что преображаюсь, становлюсь лучше.

10. Какое важное событие описывается в этой части? Озаглавьте эту часть.

«Встреча в лесу». Слайд. Встреча Грига и Дагни Педерсон, маленькой дочери лесника.

11. Как вы думаете, встреча явилась фактом из биографии Грига или вымыслом? (Это правда и выдумка. Писатель имеет право на худ. вымысел. Паустовский использовал отдельные факты из жизни Грига и соединил их с вымыслом. Образ Дагни собирательный.)

12. Во время прогулки Григ – известный всему миру композитор, знаменитый человек- с удовольствием беседует с дочкой лесника. (Слайд. Григ и Дагни.)

У нее были очень красивые глаза. «Зрачки у нее зеленоватые, и в них поблескивает огоньками листва». Дагни очаровала его.

13. А вы бы разговаривали в лесу с незнакомым человеком?

14. Почему Дагни доверилась и даже пригласила в гости?

15. Что решил подарить Григ маленькой девочке? Почему у него появилось это желание?

Григ с любовью относится к Дагни. Свяжите это с фактами жизни. (К.П-й знал об этом.)

Самым драматичным моментом в жизни Грига была смерть дочери. Она прожила год.

В каждой девочке он видел свою дочь. С Дагни он общался как со своей дочерью.

Наивность, открытость, вера в доброту, какую Григ пытался увидеть во всем, была у Дагни.

Ему понравились размышления о старой маминой кукле.

Григу понравилось то, что девочка умеет думать и печалиться о других.

С душой рассказывала о своем доме, приглашала в гости.

Рассказывала о том, что у них есть вышитая скатерть, рыжий кот, стеклянная лодка.

Григ увидел тяжелую корзину, которую несет Дагни. Значит, она трудолюбива, заботится о дедушке.

Общее у Грига и Дагни, что они любят природу, чувствуют ее.

Григ решил подарить ей музыку. Не смог сделать это сразу, потому что она была еще мала.

Григ задумал духовный подарок – музыку. Пообещал его подарить через 10 лет, потому

Дагни вырастет и сможет понять подарок композитора – «серьезную музыку».

16.Рождение музыки. А теперь перенесемся в лесной домик Грига. Что он представляет собой?

О чем рассказывает читателю описание домика композитора?

Словарная работа: дровосек (лесоруб) – древнейшая профессия. Задачей является рубка деревьев и их подготовка к траспортировке.

Григ не решался выбросить старый диван, потому что на нем могли разместиться до десятка гостей.

Уют комнате придавал рояль, он был украшением дома. Слайд. (Лесной домик у моря. Рояль.)

Словарная работа: рояль – клавишный муз-й инструмент со стоячим треугольным

корпусом и горизонтально натянутыми струнами, разновидность фортепьяно.

«Рояль мог петь обо всем – о порыве человеческого духа и о любви…». Олицетворение.

17. Какие звуки еще жили в доме Грига? Что напоминало звучание маленькой струны?

18. Зачем нужно красивое описание зимы в Бергене? (Спокойствие. Тишина. Красота природы.)

Композитор черпал вдохновение в том, что его окружало, и отражал в произведениях свои чувства: красоту, добро.)

Зима. Снег. Чистота помыслов. Цвет чистоты. Все бело. Воспоминания о Дагни

тоже чистые, легкие. Дагни – светлое создание.

19. О чем музыкальная пьеса, посвященная Дагни? Что представлял Григ, когда писал музыку?

Писал и видел, как навстречу бежит, задыхаясь от счастья, девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его и благодарит.

Дагни нравится Григу. Он признается: «От твоего голоса вздрагивает сердце».

- «Ты как солнце, - говорит Григ. – Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны».

- «Да будет благословенно все, что окружает тебя, что прикасается к тебе и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься».

20. С чем сравнивает композитор Дагни? С солнцем, ранним утром, с белой ночью с ее загадочным светом, с блеском зари, с белым цветком…

21. Почему с солнцем? (Солнце излучает тепло, любовь, нежность, добро).

22. Каких слушателей Григ ценил больше? Какие чувства пробуждала музыка?

Любимые слушатели – синицы за окном. (Они волновались, вертелись…)

Сверчок, который подглядывал в щелку. Снег, слетавший с неба. Золушка…улыбалась.

Загулявшие матросы, которые слушали, всхлипывая.

Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза.

Настоящее и волшебное рядом. Музыка производит волшебное впечатление.

23. Как вы думаете, трудно описывать музыку словами?

Невозможно описать музыку словами, как бы богат ни был наш язык.

24. Как вы думаете, был ли Григ счастлив? Что наполняло его счастьем?

Григ отдал все без возврата. Он считает, что счастливее Дагни, потому что все отдал.

Я считаю, что человек, который отдает, радуется больше, чем тот, кто получает.

Самые важные слова в этой части: «…жизнь удивительна и прекрасна… я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата».

25. Назовите примеры изобразительно-выразительных средств в этой части.

Дремали пароходы, посапывали. Клавиши тосковали, убегали, смеялись. Капли

твердили. Снег слушал звон. Туфельки вздрагивали. (Олицетворения.)

Загадочный свет, нежный ветер, сияющие глаза. (Эпитеты.)

Писатель представил нам композитора человеком простым в общении, любящим. В его жизни и творчестве природа многое значит. Между правдой и сказкой в творческом воображении Грига нет границ. Григ - прекрасный музыкант, способный тронуть сердца своей музыкой.

Часть 3. «В гостях у тетушки Магды».

26.Словарная работа.

Парча – плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми нитями.

Ботфорты – высокие кавалерийские сапоги с раструбами (с расширением кверху).

Конферансье – артист, ведущий конферанс (эстрадный жанр – выступление на

сцене, связанное с объявлением номеров программы).

Симфоническая музыка – большое музыкальное произведение (обычно из 4 частей).

Бархат - плотная шелковая ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Магда - тетушка (театральная портниха), Нильс – парикмахер в театре. Жили

под крышей театра. В комнате много театральных вещей. Милые, добрые люди.

27. Чем занималась Дагни в гостях? (Часто ходила в театр.)

Почему после театра часто плакала? (Дагни была очень впечатлительная, отзывчивая, доверчивая, как в детстве. Верила в то, что происходило на сцене. Автор подготавливает нас к еще более сильному чувству.)

Магда успокаивала, а Нильс говорил: «Пусть плачет. В театре надо всему верить».

28. Что говорил Нильс о музыке? («Музыка – зеркало души».) Музыку надо понимать.

29. Как вы понимаете эти слова? (Нильс – человек не ученый, университетов не кончал, но он любил размышлять. Его учила жизнь. Он добрый и в делах, и в размышления.)

«Духовный подарок». Июнь. Белые ночи. Городской парк. Концерт.

Белые ночи можно наблюдать в начале лета на севере. Светло. Легкие сумерки.

И, не пуская тьму ночную на золотые небеса,

Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса. (А.С.Пушкин.)

30. На что была похожа Дагни, по словам Нильса? (Н а 1-ый аккорд увертюры.)

Увертюра – это вступление к музыкальному произведению.

Дагни молода, только вступает в жизнь. Вот поэтому такое сравнение.

31. Случайно ли автор устраивает концерт в июне, в пору белых ночей? Помните, как была одета Дагни? (Хотела надеть белое, но Нильс посоветовал черное. «В белые ночи надо быть обязательно в черном и…в темные сверкать белизной платья».

Писатель говорит, что платье было из таинственного бархата. И понимаешь, что в

жизни Дагни должно произойти что-то невероятное, загадочное.

32. Обратите внимание на переливы и переходы цветов друг в друга.

Белый цветок на сердце Дагни – цвет радости, великолепия.

Желтый цвет вытеснен золотом. Золото осени, золото косы. Позолота северного рассвета.

Это означает, что у девушки впереди большая и насыщенная жизнь

33. Как Дагни слушала пьесу, симфоническую музыку?

Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на нее странное действие.

Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны.

Давайте прочитаем, что объявил конферансье? «Сейчас будет исполнена…»

«Сначала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом она, наконец, услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.

Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.

Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря.

Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! … Так вот тот подарок…»

А теперь и мы послушаем музыку, которая потрясла Дагни мощью, богатством красок.

(Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром.)

Да, хочется помолчать, подумать. Не растерять то, что услышали: шум прибоя, веселое эхо, шелест листьев.

34. Почему плакала Дагни? (Дагни плакала слезами благодарности.)

Жаль Грига, что он умер, и она не скажет ему спасибо.

За то, что он не забыл ее.

Люди плачут не только от горя, от боли, но и от больших, нежных, хороших чувств.

35. Что же удалось передать Григу в музыке? Почему она так взволновала девушку? Какие звуки упомянуты в тексте?

Она напомнила ее детство, разбудила самые лучшие воспоминания.

Она представила картины страны, где никто не отнимет друг у друга счастья.

Музыка пробуждает надежды на лучшее. Веру в счастье, в любовь, в лучшее.

36. За какую «щедрость» Дагни хотела поблагодарить Грига?

За щедрость души. Музыке он отдал свое сердце, душу.

За то, что открыл то прекрасное, чем должен жить человек.

37. Как Дагни назвала его?

Волшебник и великий музыкант.

Чтение заключительных строк рассказа (с.183)

38. За что Дагни любила жизнь?

За то, что живет. За то, что счастлива. За то, что ее окружают любимые люди.

За то, что может наслаждаться музыкой, красотой мира.

39. Понравился Дагни подарок? (Слайд. Памятник Григу)

Да. Мы тоже получили его вместе с ней. Грига с нами нет, но его музыка, талант, любовь к людям, желание дарить себя, свою душу людям сделала его вечным, живым.

Паустовский показывает, что музыка, передавая чувства композитора, вызывает ответные переживания у слушателей. Мне подарок очень понравился. Музыка то нежная, спокойная, то вдруг порывистая, то звучит тихо, то громко.

40. Почему Нильс решил, а вместе с ним и Паустовский, что жизнь Дагни не пропадет даром?

Он услышал ее счастливый смех и понял, что Дагни никогда никому не сделает плохо.

В жизни ее будет обязательно большая любовь.

Дагни – человек красивой и чистой души. Жизнь ее будет полна добра и света.

Дагни будет щедрым человеком, как и Григ. Музыкой он научил ее любить жизнь.

41. Вернемся к заключительной части текста. Творческая работа Вики. Огни пароходов.

В финале Дагни испытывает бурю противоречивых чувств. Она скорбит, и ликует от новых ощущений. Она оказалась у моря, надеясь обрести покой. Здесь приходит понимание нового чувства. Путь в мир прекрасного только начинается. Возникает романтический образ парохода с горящими огнями. Извечный символ продолжения пути. «Слушай, жизнь, - тихо сказала Дагни, - я люблю тебя».

42. А что осталось у нас на душе после того, как мы прочитали и обсудили рассказ?

Искусство делает человека лучше.

В жизни нужно быть щедрым, нести людям добро и радость.

Музыка победила расстояние и время, сумела передать чувства композитора.

Это рассказ о красоте мира, роли музыки в жизни человека.

Природа, детское очарование вдохновили композитора.

Поразила музыка, ее звучание.

Настоящей музыкой можно творить чудеса.

Я не отношусь серьезно к классической музыке, не слушаю ее сам, но сегодня что-то так защемило. Я не ожидал от себя такой реакции.

Важная мысль творчества Паустовского - мысль о красоте и поэзии человеческой души, стремление открыть для всех и каждого «ключ к прекрасному».

42. А какая же главная мысль рассказа?

Человек должен жить, видя, слушая и чувствуя все прекрасное, что нас окружает. Тогда его жизнь будет прожита не зря.

Дарить людям «сказку жизни» - способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле.

Через годы великий композитор Григ передал свой подарок очаровательной девушке, музыка открыла ей «красоту этого мира».

Вернемся к эпиграфу урока: «Живут волшебники земные, тепло своих сердец даря».

43. Кого мы называем волшебниками и почему?

  • Григ подарил талантливо написанную музыку.
  • Паустовский подарил замечательный рассказ.
  • Оба они великие мастера: один словом, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства. И мы благодарны и признательны им. Оба являются творцами. Этот путь они выбрали сами по доброй воле. Они любят родину, свой народ. Отдали всего себя людям.
  • Искусство обладает волшебной силой. Настоящей музыкой можно творить чудеса. Она вдохновляет человека на хорошие поступки, учит любить и понимать природу, ценить человеческие отношения, бороться со злом, верить в добро и чудеса, делиться счастьем, жить для других. А когда ты кому-то нужен – это счастье. Я желаю вам этого счастья. Несите это счастье, дарите его другим. И вы будете нужны людям!

Звукопись – фонетический приём создания выразительности текста
- Ребята, а я посчитала количество гласных звуков – их 149. Звонких согласных – 87, глухих согласных – 56. Как вы думаете, это случайное совпадение?
(Автор использует эти приёмы выразительности, чтобы в рассказе зазвучала музыка)
Задание 3
- Кому-нибудь из вас дарили музыку? Мне тоже, к сожалению. А Дагни получила такой подарок! Почему именно ей Григ решил сделать такой подарок на 18-летие?
(Она красивая. Она добрая. Она умеет восхищаться красотой. Она любит театр и т.д.)
- Найдите в нашем отрывке средства выразительности, с помощью которых создаётся образ Дагни
1 группа – эпитеты
2 группа – метафары
3 группа – сравнения
Ответы детей (сравнения: как солнце, как нежный ветер, как раннее утро, ты- белая ночь, ты - блеск зари, метафора – на сердце расцвёл белый цветок)
Беседа.
- Оправдалась ли вера композитора, что Дагни именно такая, какой он её видит?
- Послушайте, музыкальный отрывок из первого концерта фортепиано с оркестром. Предполагают, что именно эту музыку подарил Григ случайно встреченной им девочке, дочери лесника (слайд № 22)
- Проследите по тексту, что слышит Дагни. Совпадают ли наши представления с авторскими?
- Какая судьба ждала Дагни?
- О чём композитор хотел сказать девушке, человеку, вступающему в жизнь?
(Жизнь прекрасна.)
- «Дагни сжала руки и застонала от неясного ещё ей самой, но охватывающего всё её существо чувства красоты этого мира. «Слушай, жизнь, я люблю тебя!» - сказала тихо Дагни».

Почему именно так заканчивается рассказ? Как вы думаете, какова главная мысль рассказа?
(Человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира!)
- Так в чём же смысл названия рассказа?
(Ответы детей)
(Мир вокруг нас огромен, удивителен, необыкновенно красив. Великое счастье уметь видеть прекрасное в самом обыденном, например, в корзине с еловыми шишками.)
- Что изменило жизнь героини? Что помогло осознать эту истину?
(музыка)
Составление синквейна к слову «Музыка»
Опорная запись (слайд № 24)
(Ответы детей)
Заключительное слово учителя:
Слова и звуки, звуки и слова.
В них жизни, полной жизни отраженье,
Всё, что вмещает сердце, голова
И человека грудь – все проявленья…
В них мудрости и красоты венец,
В словах и звуках вечный ключ сердец!
- Искусство (живопись, театр, литература, музыка, «союз волшебных звуков, чувств и дум»), воспевает красоту мира, делает нашу жизнь красивее, благороднее, возвышенней. Люди, приобщаясь к искусству, преображаются. В рассказе Паустовского это случилось с Дагни Педерсен, ставшей той, кому Маэстро подарил встречу с Прекрасным.
-А в вашей жизни была такая встреча?
Домашняя работа: напишите дома мини-сочинение «Моя встреча с Прекрасным»

  • Обучающая , частично поисковая: обучать умению подчинять свою работу названию темы, умению делать выводы, строить умозаключение, показать воздействие музыки на слушателя, наблюдать за стилем К.Г. Паустовского, работать над развитием речи, учить слушать, выражать свои мысли, чувства.
  • Развивающая : развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать произведение, самостоятельность, эмоциональный мир, воображение, творческие способности, память, мышление.
  • Воспитательная : прививать чувство любви к литературе, учить любоваться красотами природы, расти добрыми, чуткими, жизнелюбивыми.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Музыка в нашей жизни всегда. Это ТВ, это радио, кто-то учится в музыкальной школе, кто-то сам сочиняет и напевает нехитрые мелодии. Музыка играет в душе, когда нам: радостно, печально, тревожно, спокойно. Музыка для каждого из нас разная. Послушаем одно из музыкальных произведений, которому уже много десятков лет, но которое до сих пор вызывает бурю эмоций.

(Звучит музыка Э. Грига из оперы «ПерГюнт»“Утро”. Приложение 1 . (Слайды с 1 по 11)

У:- Какая красивая музыка!
- Кто написал эту чудесную музыку.? (Э.Григ.) (Слайд 12)

2.Рефлексия

Какие чувства, впечатления и настроения вызвало у вас это произведение?

Что вы представили, слушая музыку?

А что произвело на вас большее впечатление, сама музыка или описание музыки Паустовским?

Что вы лучше поняли, художественное произведение или музыкальное?

Как вы думаете, почему так происходит? Что нужно для того, чтобы понять музыку?

(её надо услышать)

У:- Как связаны литература и музыка?

Д: Это произведения искусства, которые заставляют читателя или слушателя мыслить, чувствовать, переживать.

Верно, Паустовский тоже это понимает. Найдите и прочитайте фразу,

в которой он объясняет, что трудно описывать музыку словами?

(невозможно описать музыку словами, как бы ни был богат наш язык)
- Где Вы черпаете вдохновение для сочинения такой красивой музыки?- спросили как - то Э.Грига.
- В величественной, суровой, северной стране неприступных гор, густых лесов, волшебных фьордов. В стране, где живут гордые и сильные духом люди.

У: -Ребята, а кто знает, что обозначает слово фьорды?

У: Эта страна расположена на Скандинавском полуострове, за полярным кругом, в зоне сурового арктического климата. Что это за страна? Расшифруйте слово.

Назовите Родину композитора. (Слайды с 13 по 16)

Норвегия- родина Грига, композитора и музыканта.

  • Проблемный вопрос

У: Почему на уроке литературного чтения мы встретились с композитором и его замечательной музыкой? (Слайд 17)

Д: Э. Григ и его волшебная музыка лежит в основе произведения К. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”. (Слайд 18)

У: К. Паустовский любил писать истории из жизни знаменитых людей. Так появился рассказ “Корзина с еловыми шишками”.

Тема : К.Г.Паустовский
“Корзина с еловыми шишками”

Тема высказывания :
“Чем должен жить человек?”

Что необычного заметили в записи темы урока?

Д: Мы видим вопросительное предложение, а значит, нам предстоит дать на него ответ.

(Слайд 19)

У: Я хочу видеть на уроке внимательных, серьёзных, вдумчивых читателей, способных размышлять, анализировать, чувствовать сердцем и душой.

2. Осмысление

(Слайд 20 Встреча Грига и Дагни)

У: Ну, конечно, вы узнали этих героев? А что у девочки в корзине? Она так тяжела!

Д: В корзине у Дагни еловые шишки!

  • Проблемный вопрос

У: А зачем девочке понадобились шишки? (Варианты ответов детей.)

Д: Шишками можно топить печь, делать различные игрушки, утеплять дом.

У: А знаете ли вы, как появляются еловые леса? (Слайд 21)

У: Еловые леса растут из семян, которые находятся внутри шишек.(Слайд 22 для люб.)

Дагни - дочь лесника. Она собирала шишки с семенами для отца, а он, сажая семена, выращивал деревья.

У: Могла ли Дагни жить в этой избушке?

(Слайд 23 Избушка лесника)

  • Анализ текста

У: Ребята, давайте и мы соберем свои “шишки”, получим свои “семена” знаний, которые пригодятся в дальнейшей жизни. (Слайд 24)

  • Проверим домашнее задание
  1. Распредели слова по группам (ассоциативный ряд) (Слайд 25)

б) По опорному конспекту составь рассказ (описание) (Слайд 26)

Осенний лес
Грибной воздух
Шум прибоя
Пряди мха
Весёлое эхо

Зимний город
Туман
Пароходы
Пристань
Снег

У: Как вы думаете, зачем К. Паустовский включил описание осеннего леса и зимнего города? (Варианты ответов детей.)

Д: Композитор черпает вдохновение не только в природе, но и в обычной обстановке, привычном окружении. (Контраст: медь и золото листьев и заржавленный пароход.)

У: Произведение Константина Паустовского читают уже 150 лет!

Давайте и мы вслушаемся в красоту художественного слова, анализируя текст.

(Учитель раздаёт задания - “шишки” из корзины. Класс работает по группам разного уровня сложности.)

Дети вспоминают правила работы в группе. (Слайд 27 «Учись учиться»)

(Чтение вслух по цепочке, выбор старшего группы, название главы вслух, вопросы не читаем, дополнительные ответы поощряются, включаем музыку.

«Единственный путь, ведущий у знанию- деятельность.» Б. Шоу.

У: Я желаю вам плодотворной работы. (Слайд 28)

- Но сначала немного отдохнем.

Физкультминутка . (Слайд 29)

(Ребята выполняют задание, используя памятки: “Компоненты интонации”, “Идеальному читателю”, “Учись работать по алгоритму”.)

  • Работа в группе по главам произведения.

1-я группа “Встреча в лесу”. (Слайд 30)

У: Подарки материальные - вещи, игрушки - легче дарить.

Григ же задумал очень сложный - духовный подарок - музыку.

Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку, поэтому Григ обещает подарить подарок позже.

2 группа “В доме композитора”. (Слайд 31)

У: “…У тебя на сердце зацвел белый цветок и наполнил всё твоё существо благоуханием весны”.

Как ярко и точно пользуется художественным словом К. Паустовский. (Выслушивая ответы, подвожу к выводу.)

3 группа “В гостях”. (Слайд 32)

У: Дагни чуткая, милая, впечатлительная, как в детстве. (Выслушивая ответы, подвожу к выводу.)

4 группа “Долгожданный подарок”. (Слайд 33)

(Слайд 34 Фортепьяно)

(Стихотворение собственного сочинения. Синквейн.)

У: Чувства Дагни переполнили её душу. Девушка раскрылась как цветок всеми цветами радуги .

Он может расцвести в душе каждого из вас.
Давайте вернёмся к теме нашего урока. (Выслушивая ответы, подвожу к выводу. Звучит музыка.)

У: Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку Э. Грига?

Какова главная мысль произведения? (Слайд 35)

(Д: “…Вы открыли передо мной, то прекрасное, чем должен жить человек”.)

Тема : К.Г.Паустовский
“Корзина с еловыми шишками”

Тема высказывания :
“Чем должен жить человек?” (Слайд 36)

У: Ответим на главный вопрос урока.

(Слайд 37-38)

Д: Мечтой, Родиной, искусством, музыкой…

У. Да, музыка - это чудо. В переливах струн, в звучании черно-белых клавиш таятся такие чувства, которые могут изменить нашу жизнь. Откройте и вы для себя классическую музыку, слушайте ее чаще. И однажды вы тоже попадете в свою сказку.

У. Сегодня на уроке мы о многом поговорили, на много вопросов ответили. А один забыли. Причем же тут шишки?

Вспомните, как Григ помог малышке?

-Он донес ее тяжелую корзину.

А как он помог ей во взрослой жизни?

-Он помог ей жить.

А жизнь гораздо тяжелее даже самой тяжелой корзины с шишками. (Слайд 39)

У: Произведение, которое мы с вами изучили современно и актуально. Все чувства и поступки для нас важны. Есть талантливые люди (Э. Григ и К. Паустовский), которые помогли раскрыть и понять книгу душевных отношений.

Я тоже хочу подарить вам душевный подарок. (Учитель читает стихотворение.)

Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей.

Ни своих прозрений и открытий

Не держите в тайне от людей…

Торопитесь всё отдать при жизни,

Чтоб, уйдя к небытию, во власть,

Тёплым ливнем, снегом ли пушистым

Снова к милой родине припасть.

(Слайд 40)
То, что прозвучало в этих строках, касается всех нас. Автор этих стихов даёт совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым был посвящён наш урок. Это К.Г. Паустовский и Эдвард Григ.

Приготовить духовный подарок своим одноклассникам. Прочитать полное сочинение К.Г. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”.

  • Душевные слова благодарности детям за работу на уроке. (Слайд 42)

(Слайд 43 Ключ к тесту)

Просмотр содержимого документа
«К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" »












Эдвард

Григ

Композитор

музыкант

1843-1907гг



Расшифруй слово


МОЛОДЦЫ!

НОРВЕГИЯ


Норвегия – Родина Грига, композитора и музыканта.


Проблемный вопрос

Почему на уроке литературного чтения мы встретились с композитором Э.Григом и его музыкой?


Э. Григ и его волшебная музыка лежит в основе произведения К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».


Тема: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Тема высказывания: «Чем должен жить человек?»




Еловые леса растут из семян, которые находятся внутри шишек.

Для любознательных детей



Приглашение

Ребята, давайте и мы соберем свои «шишки», получим свои «семена» знаний, которые пригодятся в дальнейшей жизни.


Д.з. Распредели слова по группам (ассоциативный ряд)

Осенний лес, зимний город, воздух, шум прибоя, пряди мха, Берген, пристань, туман, золото и медь, кованые листья, пароходы, снег, весёлое эхо.


Опорный конспект

Осенний лес

Грибной воздух

Зимний город

Туман

Шум прибоя

Пряди мха

Пароходы

Пристань

Весёлое эхо

Снег


«Учись учиться»

Памятка

«Как работать на уроке в паре, группе»

  • Внимательно прочитайте задание.
  • Старайтесь разделить всю работу поровну. Тактично помогайте друг другу в случае затруднения.
  • Не стесняйтесь обратиться за помощью, но не злоупотребляй этим.
  • Если твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему так, чтобы он работал с полным напряжением сил.
  • В любом коллективном деле должна быть согласованность.

Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность». Б. Шоу



Заслушаем мнение каждого

1 группа «Встреча в лесу»

1. Где и как познакомились главные герои произведения К. Паустовского?

2. «По ролям» прочитайте диалог Дагни и Грига (при необходимости используйте памятку «Компоненты интонации»).

3. Найдите в тексте скрытые вопросы. (проблемные вопросы)


2 группа «В доме композитора»

1. Какие литературные приёмы использовал автор в рассказе? Ответ запиши в таблицу.

2. Каких слушателей больше всего ценил Григ? За что они были дороги ему?

3. Что «расцвело на сердце» у Дагни? (Попробуйте создать и защитить свой проект, используя цитаты из текста.)

Олицетворение

Сравнение

Эпитет


3 группа «В гостях»

1. Перескажите главу от имени Дагни.

Используя «театральные вещи» в тексте попробуйте изобразить театральных или сказочных персонажей. 2. Ответ аргументируйте фразой из знакомых произведений.

3. Объясните значение слова «ботфорты» (используя разные виды словарей).


4 группа «Долгожданный подарок»

1. Найдите в тексте слова при помощи которых автор передаёт всю гамму чувств Дагни на концерте. Какой частью речи являются эти слова?

2. Что услышала девушка в музыке?

Передайте состояние девушки, её душевные качества при помощи цвета. 3. Составьте синквейн.



Основная мысль произведения:

«… открыл то прекрасное,

чем должен жить человек»


Тема: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Тема высказывания: «Чем должен жить человек?»



Чем должен жить человек

Красота природы

Человеческие отношения


«Что бы тебе ни говорили

о жизни, верь всегда,

что она удивительна

и прекрасна…»


Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей.

Ни своих прозрений и открытий

Не держите в тайне от людей…

Торопитесь всё отдать при жизни,

Чтоб, уйдя к небытию, во власть,

Тёплым ливнем, снегом ли пушистым

Снова к милой родине припасть.


Домашнее задание.

Полное сочинение произведения К.Г. Паустовского

«Корзина с еловыми шишками»



Ключ к тесту

  • Первый уровень
  • норвежский
  • Дагни
  • лесника
  • музыку
  • Второй уровень

5. в еловых шишках много смолы

6. Хагеруп

7. рояль мог петь обо всём

8. загулявшие матросы, прачка, сверчок, синицы, снег, Золушка

9. портнихой

  • Третий уровень

11. симфоническую

12. восхищение, уважение, гордость

Тема: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Цели: 1. Продолжить работу по совершенствованию навыка осмысленного выразительного чтения.

2. Показать, что человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.

Задачи: 1. Способствовать расширению кругозора детей, приобщению к искусству, духовной культуре.

2. Способствовать развитию музыкального и художественного вкуса.

3. Развивать речь учащихся и умение формулировать идею произведения.

4. Способствовать формированию творческого воображения через слово, музыку, изобразительную деятельность; обосновывать свою точку зрения.

5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать.

Оборудование: 1. Мультимедийная презентация.

2. Э. Григ. Пер Гюнт: Утро. В пещере горного короля. Песня Сольвейг.

Э. Григ. Симфонический концерт №1, часть1.

Ход урока .

    Оргмомент.

    1. Слайд 1.

Работа с текстом до чтения. Прогнозирование содержания рассказа на основе заглавия и иллюстраций.

Что вы представили, читая название, рассматривая иллюстрацию?

2. Слайды 2, 3, 4. Сведения о жизни К. Паустовского.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного статистика, 31 мая 1892 года. Писатель вспоминал, что отец его был неисправимым мечтателем, поэтому часто менял место работы. После череды переездов семья Паустовских поселяется в Киеве. Константин Паустовский в Киеве учился в Первой Киевской классической гимназии. Когда он учился в 6 классе, отец оставил семью, и юный Костя стал зарабатывать на жизнь и учебу самостоятельно, занимаясь репетиторством

Что вы видите у могилы писателя? Случайно ли это?

- Как вы думаете, почему там оказалась корзина с еловыми шишками?

Мы постараемся ответить на этот вопрос в течение урока.

3. В своих произведениях К. Паустовский раскрывается нам. Мы ощущаем сердечного, душевно щедрого и необыкновенно доброжелательного человека. Его рассказы наполнены удивительно тёплым, светлым и трепетным чувством любви к природе родной земли. Однако этот рассказ о другом. Дело в том, что Паустовский писал не только о природе, но ещё о композиторах, художниках, писателях – то есть о людях, тонко чувствующих красоту окружающего мира и старавшихся своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного. Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, введёт нас в необыкновенный мир музыкального творчества норвежского композитора, пианиста Эдварда Хагерупа Грига.

4. Слайды 5, 6, 7, 8, 9. Сведения о жизни Э.Грига.1843 – 1907 (64г.)

«В Бергене все было по-старому. Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван.На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить. Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль».

III . Слайд10 Корзина с еловыми шишками.

1. Слайд 11 Словарная работа. * - поиск по толковому словарю

Берген - город в Норвегии.

Ничтожная часть - маленькая часть.

Кованые - обитые железом.

Портьеры * - плотные тяжелые занавески для окон или дверей.

Ботфорты * - высокие сапоги.

Благоухание - аромат, приятный запах.

Парча, шёлк, бархат, фетр - виды тканей.

Шпоры * - металлическая дужка с колесиком на конце, прикрепляемая к сапогу всадника и служащая для понукания коня.

Шпага * - колющее оружие с прямым длинным клинком.

2. Чтение 1 части . Выявление первичного восприятия текста

– Чтение учителем начала рассказа.

Инсценирование подготовленными учащимися с. 47 – 50. Слайды12, 13, 14, 15.

- Почему у Грига появляется желание именно Дагни подарить музыку?

Попробуем найти ответ на этот вопрос во второй части.

3. Слайд 16 Чтение 2 части учителем и учащимися.

Как вы поняли, о чём писал музыку Григ? Почему?

Каких слушателей он ценил больше всего? Почему

- Почему же Григ писал музыку именно для девочки7

4. Слайд 17 - Какие слова 2-ой части самые важные?

Все ли окружающие люди думают так же, как Григ? Всем ли приятнее отдавать, чем брать? А какая ваша позиция?

5. Чтение 3 и 4 части. Слайды 18, 19, 20, 21.

Попробуйте прожить это время с Дагни. Прислушайтесь к своим чувствам.

Что же почувствовала, пережила Дагни? А вы?

Какие картины представляла Дагни? Почему она плакала, слушая музыку?

Найдите в тексте и прочитайте мысли Грига, писавшего музыку.

А теперь найдите и прочитайте мысли Дагни, услышавшей музыку.

Что заметили? (Сходство: они подумали об одном и том же.)

Музыка победила расстояние и время, сумела передать чувства композитора и Дагни и напомнила картины природы родной Норвегии.

    Слайд 22. 1. Как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа?

Для чего живёт человек? Дагни поняла это, а вы?

Человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.

Как вы думаете, что заставляет людей писать музыку, стихи, рассказы, картины?

2. Слайд 23. Почему Паустовский называет Грига волшебником?

Паустовский называет Грига волшебником потому, что благодаря музыке Дагни вспомнила детство. Детство – это то прекрасное мгновение, которое нельзя вернуть. Им нужно успеть насладиться, не пропустить то время, в котором можно много чего успеть сделать и многому научиться. Когда человек вспоминает детство, он понимает, как много ему дала природа. Когда Дагни услышала мелодию, то она сразу вспомнила все самые прекрасные моменты жизни и человека, который так много для неё сделал, выразив в музыке её детские годы. Успейте насладиться детством, и вы поймете, что жить в мире - самый лучший подарок от природы!

3. Слайд 24. Писатель К. Паустовский и композитор Э. Григ великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. К.Паустовский считал, что дарить людям «сказку жизни» – способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле.

    Слайд 25. Итог урока.

Рефлексия: Что особенно вам запомнилось в произведении? На уроке?

VII . Домашнее задание с.47-54 выразительное чтение, рисунок Дагни.

- У нас в учебнике рассказ напечатан не до конца. У вас на партах лежит концовка. Дома прочитайте и п одготовьте ответ на вопрос: Почему дядя Нильс знал, что ее жизнь не пройдет даром?

Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.

Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет. Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.

Дагни сжала руки и застонала от не ясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.

Слушай, жизнь, - тихо сказала Дагни, - я люблю тебя. И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.

Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром.

Нарисуйте, как вы представляете себе Дагни.

VIII. Слайд 26. Фрагмент слайд – фильма на музыку Э. Грига «Песня Сольвейг».