Как оценивают музыкальные критики. Чем занимаются музыкальные критики? Место музыкальной критики в музыкальной культуре

Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие Курышева Татьяна Александровна

Музыкальная критика и общество

Музыкальная жизнь общества, куда включается также музыкально-критическая мысль и практика, – предмет интереса музыкальной социологии. Не случайно именно социологическая наука чаще всего обращает свое внимание на художественную критику, равно как в теоретико-методологических исследованиях феномена самой художественной критики обязательно присутствует социологический аспект.

Общественное сознание, направленное на музыку, формируется под влиянием множества компонентов, охватывающих традиции, обычаи, нормы, взгляды, вкусы, идеалы, моду и многое другое. И все это создает сложный комплекс ценностных ориентации, способных в определенной мере представлять лицо времени. «Каждое поколение является историческим единством. Конечно, пристрастный современник так не считает, но видимые различия сглаживаются, и с годами разное становится компонентами единого» 10 , – утверждает Игорь Стравинский.

Заложенный в художественной критике «механизм саморегуляции культуры» действует по принципу обратной связи: общество способно влиять на художественный процесс оценочным к нему отношением. Причем воздействующее критическое начало представлено отнюдь не только профессиональным словом музыкального критика, но целым комплексом иных оценочных действий и ритуалов. Сюда входит и бытовая критика – обсуждение на любительском уровне, и разнообразные невербальные реакции – аншлаги или пустые залы, бурные овации или слабые хлопки и другие порицающие оценочные действия типа шиканья и свиста (когда-то на сцену швыряли гнилые овощи и фрукты). Формой критического отношения может быть и замалчивание – один из страшных по силе воздействия негативных оценочных актов.

Влияние общества на творческий процесс – сильный фактор развития культуры. Оно может быть направлено и на композиторское творчество (чуткий музыкант на подсознательном уровне ощущает художественные требования времени), и на исполнительство – стиль, репертуарную политику, и на театрально-концертную практику, и на многое другое. Можно привести печальный пример: низкая востребованность серьезной музыки в нашей стране, отсутствие должного спроса у публики на огромных территориях (столичные города, естественно, не показатель) – одна из причин массового исхода музыкантов в 90-е годы прошлого столетия, губительные последствия которого могут сказаться на развитии отечественной музыкальной культуры последующих десятилетий.

Разумеется, общество неоднородно, и можно достаточно четко представить, какую часть его (в идеале – образованную, художественно развитую, заинтересованную) представляет профессиональная музыкальная критика. Не говоря уже о естественном разбросе мнений и внутри этого культурного слоя. Тем не менее, в силу действия «механизма саморегуляции культуры», живая критика вольно или невольно фокусирует в себе требования разного порядка, выдвигаемые в данный момент обществом к искусству.

Будучи явлением и художественной, и социальной природы одновременно, профессиональная художественная критика предъявляет к искусству как бы двойной счет: как с позиций критериев чисто художественного характера, так и с позиций ценности внеэстетического (идеологического, нравственного, духовного и т. п.), но общественно-значимого характера. Пушкин в статье «О журнальной критике» ясно определяет эту сторону оценочного акта: «Скажут, что критика должна единственно заниматься произведениями, имеющими видимое достоинство; не думаю. Иное сочинение само по себе ничтожно, но замечательно по своему успеху или влиянию; и в сем отношении нравственные наблюдения важнее наблюдений литературных» 11 .

Перенося размышления Пушкина на музыкальную почву, можно вспомнить известные образцы музыки «на случай» и им подобные общественно значимые сочинения. С научной позиции произведения такого рода скорее могут оказаться предметом внимания исторической, культурологической или социологической наук, нежели музыкально-теоретической, поскольку их ценность, выявленная оценкой критики, находится более в плоскости общественно-идеологической, чем в собственно художественной.

В еще большей степени это относится к феномену самой музыкальной критики. Научное осмысление данной области художественной культуры началось именно в рамках музыкально-социологической науки, и один из выводов, к которому приходит исследователь Р. Грубер, гласит: «История музыкальной критики не есть только история „музыкально-художественных воззрений“, ни история „господствующего вкуса“ или „история музыкально-художественных памятников“, взятых разобщенно; она представляет собой продукт взаимодействия этих трех категорий явлений как итог общественной актуальности музыкально-художественного произведения в каждый данный момент» 12 . Разработка теории и методологии художественной критики тоже осуществлялась прежде всего в рамках социологических, культурологических, эстетико-обществоведческих исследований.

Самосознание музыкальной критики как особой и значимой сферы общественно-художественного процесса формировалось именно как самосознание личности критика. Характерно, что многие авторы активно размышляли о предмете своей деятельности, причем каждый из них, по существу, исходит из целей и задач, которые он сам перед собой ставит, из тех требований, которые себе предъявляет. Во главе угла, как правило, оказывается благородная просветительская миссия, осознание необходимости служения, воспитания, помощи. Искусство, музыка как абсолютная ценность для общества изначально возведены на пьедестал. Роль критика в идеале видится как миссионерская, способствующая духовно-нравственному совершенствованию человека через искусство. «Задача критики только наполовину принадлежит к эстетике, наполовину она общественная педагогика и публицистика» 18 , – пишет Л. Выготский в «Психологии искусства».

Чувство ответственности перед обществом пронизывает практически все рассуждения музыкальных критиков о своей деятельности. Сравнение высказываний известных мастеров на протяжении столетия показывает, что время явно не властно над этой проблемой, позволяя принять ее как одно из основополагающих свойств музыкально-критической деятельности:

1852 г. «…нечего сидеть сложа руки, надо бороться за лучшее будущее, бороться за то, чтобы поэзия искусства снова получила признание! Так возникли первые страницы новой музыкальной газеты…» 14 (Р. Шуман ).

1856 г. «У музыкального критика главная цель должна заключаться в том, чтобы всеми доступными ему способами действовать на воспитание музыкального вкуса в публике» 15 (А. Серов ).

1873 г. «…я мнил приносить пользу моим согражданам, содействуя их музыкально-эстетическому развитию, направляя их вкус, руководя их мнением, разъясняя им достоинства и недостатки того или другого музыкального явления, подлежащего публичной оценке» 16 (П. Чайковский ).

1915 г. «Строго говоря, это всемерное со всех возможных сторон облегчение свободного подхода слушателя к данной музыке – единственная задача здравой и отдающей себе отчет в своих силах критике» 17 (В. Каратыгин ).

1941 г. «…чтобы всюду, в самой маленькой оценочной заметке была мысль, цель, намерение, образ, отражение живой музыкальной действительности и противодействие всему косному, тормозам творчества и новому мышлению о нем» 18 (Б. Асафьев ).

1949 г. «В XVIII столетии, когда музыкальная критика еще только отправлялась в свое путешествие, она стремилась внести в жизнь, общество и искусство больше разума, больше света, больше человечности. Сейчас, когда критика находится на пороге нового исторического периода, перед ней, быть может, встанет новая трудная задача – помочь сделать искусство всеобщим достоянием. Никогда великая задача не возлагалась на музыкальную критику, никогда более благородная работа не возлагалась на благородных людей» 19 (М. Гоаф ).

Возвышенные заключительные слова из эпилога книги «Композитор и критик» известного австро-американского музыковеда и критика Макса Графа (1873–1958) обращены в будущее, которое уже стало настоящим. Однако поставленные им проблемы не утратили своей остроты. Скорее наоборот – их актуальность только возросла.

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Музыкальная графика Термин, обозначающий эксперименты с визуальным отображением средствами графики и живописи воздействия музыки на слушателя. Этот жанр возник в результате всеобщих тенденций к взаимодействию и синтезу искусств, но собственно оригинальных

Из книги Библейские фразеологизмы в русской и европейской культуре автора Дубровина Кира Николаевна

Библеизмы и музыкальная культура Эта тема в нашей книге, пожалуй, наиболее сложная по ряду причин. Во-первых, я не специалист в области музыкальной культуры; во-вторых, музыка – это наиболее абстрактный вид искусства; поэтому музыкальное произведение очень сложно, если

Из книги Чёрная музыка, белая свобода автора Барбан Ефим Семёнович

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФАКТУРА Музыкальный материал предлагает неисчерпаемые возможности, но каждая такая возможность требует нового подхода... Арнольд Шёнберг Хотеть быть свободным - значит осуществлять переход от природы к морали. Симона де Бовуар Любое новое джазовое

Из книги Прогулки по Москве [Сборник статей] автора История Коллектив авторов --

Музыкальная Мекка Москвы Ольга Никишина Высокий, высокий, высокий Затих снизу доверху зал. Он палочку только приподнял И музыке быть приказал, И тотчас за струнной решеткой. На зов чародейный спеша. Взметнулась, рванулась, забилась Плененная в скрипке душа. София

Из книги Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие автора Курышева Татьяна Александровна

1.1. Музыкальная журналистика и современность Журналистику нередко называют «четвертой властью». Наряду с тремя основными, независимыми друг от друга ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной, – современная журналистика призвана со своей стороны

Из книги Стихотворение А. С. Пушкина «19 октября 1827» и трактовка его смысла в музыке А. С. Даргомыжского автора Ганзбург Григорий

Музыкальная журналистика и критика Главным объектом внимания музыкальной журналистики является современный музыкальный процесс. Различные составляющие музыкального процесса – как творческие, так и организационные – в равной мере значимы, поскольку освещение

Из книги Как это делается: продюсирование в креативных индустриях автора Коллектив авторов

1.2. Прикладное музыковедение. музыкальная журналистика и музыкальная критика в системе прикладного музыковедения Понятие «музыковедение», как и обозначение специалистов в этой области словом «музыковед» (или, в западном варианте, «музыколог»), обычно ассоциируется с

Из книги автора

Музыкальная критика и музыкальное искусство Процесс самоидентификации музыкальной критики как оценочной мысли о музыке в первую очередь наталкивается на сакраментальный вопрос: зачем она нужна искусству? Что их связывает? Пребывает ли музыкальная критика в роли

Из книги автора

Музыкальная критика и музыкальная наука Изучением феномена музыки занимаются многие научные сферы: помимо собственно музыковедения, оно привлекает внимание искусствоведения разных направлений, эстетики, философии, истории, психологии, культурологии, семиотики, а

Из книги автора

Музыкальная критика в условиях тоталитарного государства. Свобода мысли и свобода слова «Свобода мысли» (в нашем случае музыкально-критической мысли) и «свобода слова» (музыкально-критической журналистики, освещающей музыкальный процесс) – ценности абсолютные,

Из книги автора

1.4. Профессиональная музыкальная журналистика Во главе угла современной музыкально-журналистской практики стоит важнейшая проблема – проблема профессионализма. Из чего он складывается? Можно выделить несколько важнейших компонентов, позволяющих отличить

Из книги автора

Композиторская музыкальная критика Это самобытное явление требует отдельного рассмотрения. Еще у Пушкина мы встречаем рассуждение о том, что «состояние критики само по себе показывает степень образованности всей литературы». В нем – не просто уважительное отношение

Из книги автора

2. Музыкальная журналистика как словесное творчество Padre Martini… сказал, что трудно ожидать в печати верных суждений о музыке, потому что «литераторы не знают музыкального дела, а музыканты не умеют писать»1. А.Н.

Из книги автора

5.4. Музыкальная постановка как объект рецензирования Музыкальная постановка – синтетический жанр. В ней музыка соединяется по законам художественного синтеза с другими художественными «потоками» (развитие сюжета, сценическое действие, игра артистов, изобразительное

Из книги автора

3. Музыкальная версия А. С. Даргомыжского Музыкальное решение А. С. Даргомыжского в его романсе на текст пушкинского «19 октября 1827» (сочиненном в Париже в 1845 году) – неординарно и достойно специального внимания исследователей, в том числе пушкинистов

Из книги автора

Музыкальная индустрия в цифровую эпоху В начале XXI века индустрия сильно изменилась. Музыкальный бизнес не раз перестраивался по мере развития интернет-технологий. Главными проблемами по-прежнему остаются пиратство и слабое желание интернет-пользователей платить

Как только ты и твоя группа стали регулярно выступать в клубах, вам непременно придется столкнуться с такой неприятной штукой, как критика .

Критика , как известно, бывает разная. Она может подвигнуть тебя на завоевание новых высот, а может, напротив, сломить и заставить отказаться от самых смелых творческих планов. Все зависит от того, как ты сам воспринимаешь критику .

Сегодня на концерте вашей группы почти не было народу. Не то, что в дни первых успешных концертов, когда многочисленные друзья активно поддерживали вашу перспективную начинающую команду. Даже те немногие, кто все же почтил ваш концерт своим присутствием, сегодня предпочитали отсиживаться за столиками, а не танцевать перед сценой и петь с вами ваши хиты. Количество адреналина в крови у вас поубавилось, драйва не было, да и вдобавок местами проскакивала откровенная лажа. Вслед за вами на сцену вышла другая группа, где музыканты были намного круче, да и народ у них завелся с первой песни. Даже ваши немногочисленные фанаты - и те проснулись.

Дома ты хочешь отвести душу - включаешь видео с записью концерта любимого тобой исполнителя. Но на этот раз игра мастеров наводит тебя на грустную мысль: а не послать бы всю эту музыку сам знаешь куда, и не продолжить ли грызть гранит науки. Так круто играть я никогда не научусь, а сессию все равно придется сдавать.

И вот, как только смутные сомнения закрались к тебе в душу, откуда ни возьмись возникает строгий "мать его" критик . Он либо такой же, как ты, музыкант, либо околомузыкальный персонаж, ни на чем не играющий, но очень требовательный. Этот гад не замедлит пройтись по поводу твоей игры, репертуара, вокальных данных и т.д. Раскритикует ваш бэнд и каждого в отдельности в пух и прах, да так, что жить и творить мигом расхочется. Сложно противостоять такой серьезной психологической атаке.

Сложно, но можно, уважаемый читатель. Вот шесть правил, которые помогут тебе стойко выдержать атаки многочисленных критиков в твой адрес.

Правило первое: "Нет, я не гений, я другой".

С самого начала важно не относиться к себе слишком серьезно. Всегда надо помнить, что рядом есть множество музыкантов более опытных и более талантливых, чем ты. Ну не гений ты, ну и что из того. Но наличие рядом более талантливых, чем ты, музыкантов, вовсе не свидетельствует об отсутствии у тебя музыкальных способностей, пусть даже и не таких ярких, а, следовательно, это еще не повод ставить крест на своей рок-карьере.

Правило второе: На вкус и цвет товарищей нет.

Всем известная и избитая истина. Критика редко бывает объективной, когда речь идет о стилистике вашей группы. Всем не угодишь. Поэтому тем, кому кардинально не нравится ваш стиль, можно просто сказать: "Друзья, наша музыка не для вас".

Следует помнить о наличии двух особых категорий слушателей: а) критики по жизни и б) профессиональные музыкальные критики .

Критики по жизни - славные ребята-консерваторы, которые просто на все смотрят скептически. Мир - бардак, что уж говорить о музыке. Рок-н-ролл давно мертв, никто нынче играть не умеет. Был вот парень по имени Джими Хендрикс, да умер давно. Правда, потом был еще Стиви Рей Воэн. Но и он по сравнению с Хендриксом слабак.

Музыкальные критики - напротив, уже в силу своей профессии не могут быть консерваторами. Они должны свергать отжившие авторитеты и открывать все новое и необычное. Спектр их музыкальных пристрастий расплывчат. Критерии, по которым музыкальные критики оценивают ту или иную группу - загадка (подчас для них самих). Для таких зачастую и Хендрикс не авторитет. Вот группа "Мексиканские пчелки убийцы" - совсем другое дело! Сколько людей, столько и мнений.

Правило третье: Слушай только критику по существу.

Важно отличать замечания людей сведущих от ничего не имеющего под собой язвительного трепа недоброжелателей или дилетантов.

Всегда есть те, кто критикует вас из добрых побуждений, чтобы вы не останавливались и шли вперед. Такая критика тоже часто может звучать обидно, но зато тебе помогут понять твои слабые стороны, что очень важно. Ведь в музыке, как и в жизни, надо учиться принимать себя таким, какой ты есть.

Правило четвертое: Будь органичным.

Согласись, если у тебя нет сильного красивого голоса, глупо пытаться петь что-то на подобие "Bohemian Rhapsody" Queen. Но ведь великим вокалистам, как ни странно, тоже не все подвластно. Представь себе Фредди Меркюри, исполняющего песню Леонарда Коэна. С трудом. У Боба Дилана нет голоса, но есть своя неповторимая манера исполнения, и песни, которые повлияли на множество сегодняшних звезд рока. Дэвид Гилмор из Pink Floyd не умеет играть быстрые пассажи, но его умению играть вкусные красивые соло из нескольких нот позавидует любой быстрый гитарист.
Главное - правильно оценить свои возможности и стараться научиться играть как можно лучше в выбранном стиле. Тогда уже никакая критика не будет страшна.

По мере того, как ты и твоя группа растете в профессиональном плане, количество критических замечаний в ваш адрес, как ни странно, не уменьшается, а наоборот, растет. От этого не надо впадать в очередную депрессию и искать спасения в алкоголе и наркотиках! Нет! Критикуют - значит, ты на правильном пути.

Правило пятое: Бери пример с великих.

Часто музыкантам, получившим всемирное признание, отказывают в таланте! То и дело слышишь: Гарри Мур не умеет играть настоящий блюз, Dire Straits - компиляторы чужих идей, Пол Маккартни - плохой бас-гитарист и т.д.
В конце концов, ты и сам критикуешь любимых и нелюбимых тобой звезд рока: "Был я на Rolling Stones. Худший концерт в моей жизни!", "Гиллан меня разочаровал", "Последний альбом Genesis - отстой" и т. д. Заметь, эти ребята не расстраиваются и не сдаются. Бери с них пример.

И наконец,

Правило шестое: Ты сам себе критик.

Единственный строгий и объективный критик твоего творчества - это ты сам.
Только тебе решать в каком направлении идти, в каком стиле играть, продолжать заниматься музыкой или подыскать другое занятие.

Наконец, уже начала создаваться прикладная музыковедческая продукция на интернет-сайтах, обращенных к музыкальной тематике. Это направление сегодня пребывает еще на начальном этапе своего развития и опирается в основном на принципы письменной популярной литературы на музыкальные темы. Но когда здесь в полную меру будет задействован звук, откроются новые безграничные перспективы…
Оценка существует в облике музыкально-критической мысли. Профессиональная художественно-оценочная деятельность, направленная на музыку, реализует себя в сфере музыкально-критической журналистики. Хотя журналистика является и важным каналом ознакомления – музыкального просветительства, популяризации и пропаганды – в письменных формах в облике «популярной литературы», в устных – в телерадиопродукции, именно оценочная составляющая делает ее совершенно особым явлением. Теоретическим и практическим основам музыкальной журналистики как отдельной формы прикладной музыковедческой деятельности и посвящена данная книга.
Распространение (менеджмент, редактура) к творчеству в привычном понимании слова отношения не имеет, в отличие от ознакомления и оценки, которые в своем конечном результате предстают в облике определенной музыковедческой творческой деятельности. Однако было бы глубоким заблуждением видеть за распространением лишь практическую значимость, которая, кстати, может быть очень велика. Творческое начало здесь, хотя и не материализуется в самом результате, в идеале должно окрашивать все подходы.
На этапе распространения музыкальный деятель выходит за пределы теории в сферу чистой практики, а важнейшие прикладные ознакомительно-оценочные цели скрываются «за кадром». Но если на поверку их не оказывается вовсе, то это – беда, означающая, что такая важная сфера духовной жизни, как распространение музыкальной культуры в обществе, захвачена не теми, кто эту миссию должен осуществлять. В идеале же ими должны быть подлинные знатоки музыкального искусства (музыковеды ) и художественно-организационного дела одновременно.
Музыкальный менеджмент – это прежде всего музыкально-организационная работа. Важнейшими в ней являются не только художественные, но и экономические, и юридические знания. Грамотный музыкальный менеджмент обеспечивает условия успешного функционирования музыкального искусства. Должно ли это происходить в рамках музыковедческого образования – дискуссионный вопрос. По сути это – отдельное направление, требующее дополнительного образования .
Особая сфера прикладной музыковедческой деятельности в области распространения – издательская редактура. Ее главной функцией является работа с «чужим словом», предшествующая выходу труда в свет. Осуществлять ее, естественно, могут лишь специалисты, разбирающиеся в предмете разговора, то есть для музыковедческой литературы – тоже музыковеды. Практика показывает, что в данной деятельности есть много своих проблем. Конечный результат в значительной мере определяет личность редактора, от которого в роли профессиональных качеств требуются не только знания и умение, но и психологическая совместимость. Есть авторы, которым довелось познать и безапелляционную редактуру, и непонимание, и жесткое давление с требованием принципиальных изменений, как и редакторы, которым выпала судьба биться над сырыми, бездарными и бессмысленными текстами.
У кого-то может возникнуть вопрос – нужен ли вообще институт редактуры (естественно, не технической, а художественной)? Ответ должен быть положительным – она необходима, поскольку непосредственно направлена на качественные показатели распространения музыкальной культуры. Необходима, но с ясным пониманием, что у нее есть своя четко очерченная функция и свои пределы компетенции. Профессиональная художественная редактура – это творческая деятельность с правом совещательного голоса; это оценочный взгляд на самоценный творческий продукт другого лица, прежде чем этот продукт будет представлен обществу; это способность к восприятию и пониманию иного мира; наконец, это умение ощутить себя неким «вторым я» автора – в той мере, в какой он в этом нуждается. Деятельность данного рода также требует особого дарования и особого мастерства.
Целостный взгляд на прикладное музыковедение в его разных формах позволяет четко определить место в нем музыкально-журналистской деятельности. Одновременно такой взгляд показывает, что многие направления прикладного музыковедения – сообщающиеся сосуды. Их развитие может опираться на сходные образовательные принципы: образование складывается из целого комплекса специальных музыкальных, широких гуманитарных и – в необходимых объемах – экономических, юридических (для музыкального менеджмента) и технических (для работы на радио и телевидении, в интернете) знаний.
В свою очередь, и у музыкальной журналистики (включающей музыкальную критику) – главного предмета внимания настоящей книги – есть своя незаменимая роль в музыкальном процессе. И свое определенное место в системе музыковедения – она входит в прикладное музыковедение.
Современная культура нуждается в специалистах прикладного музыковедения. Совершенствование специального музыковедческого образования в интересах его прикладных форм – проблема, требующая своего разрешения .

1.3. Место музыкальной критики в музыкальной культуре

Как явствует из перевода с греческого, слово «критика» означает искусство судить, разбирать. То есть в основе музыкально-критической мысли всегда лежит оценочный подход, направленный на произведения музыкального искусства. Музыкальная критика – компонент музыкальной культуры, входящей в свою очередь в культуру художественную. Со своей стороны художественная культура складывается из компонентов как духовного, так и материального порядка.
Компонентами материального порядка являются учреждения функционирования музыки: концертные залы и музыкальные театры, музыкальные учебные заведения, музыкальное радио и телевидение, аудиоиндустрия, музыкально-издательское дело, вспомогательное производство (от музыкальных инструментов до костюмов или пультов) и т. п., то есть вся сфера технической организации музыкально-культурного процесса.
Духовная составляющая музыкальной культуры включает в себя три области музыкально-художественной деятельности человека: музыкальное творчество, музыкальное потребление и музыкально-эстетическое сознание.
Музыкально-эстетическое сознание охватывает музыкальные знания, взгляды на музыкальное искусство, стереотипы отношения к прекрасному и безобразному, к традициям и новаторству, нормы поведения в контактах с музыкальным искусством и т. д., и т. п. Оно включает в себя сложный комплекс художественных потребностей, приятии и неприятий, то есть множество различных мыслительных направлений, связанных с музыкальным искусством.
Музыкальная критика, естественно, принадлежит музыкально-эстетическому сознанию. Она входит в данную сферу наряду с эстетико-философской мыслью о музыке и музыкальной наукой. При этом музыкальная критика как оценочная мысль по своей природе личностна и исторически обусловлена. «Каждая эпоха, приобретая новые идеи, приобретает и новые глаза», – утверждал Генрих Гейне.
Именно в историческом движении культуры прежде всего следует искать корни таких специфических особенностей художественно-критического осмысления, как:
– непрерывно происходящая переоценка ценностей;
относительность истины критической оценки;
вариативность (множественность) пониманий, характерная как для одного периода, если она исходит от множества воспринимающих, так и, что особенно важно, для развертывания во времени;
разомкнутость, неокончательность критических суждений.
Музыкальная критика (как и все виды художественной критики) обладает определенной автономией и самоценностью. Причина заключена в том, что процесс художественной деятельности непрерывно порождает художественную критику из самого себя. Критическая мысль действует как механизм саморегуляции художественной культуры, она является одновременно и реакцией на создаваемое и побудительным толчком к созиданию. Связано это с особыми свойствами самого объекта художественной критики – искусства.

Музыкальная критика и музыкальное искусство

Процесс самоидентификации музыкальной критики как оценочной мысли о музыке в первую очередь наталкивается на сакраментальный вопрос: зачем она нужна искусству? Что их связывает? Пребывает ли музыкальная критика в роли зависимого и подчиненного творчеству подразделения, как нередко кажется многим композиторам («пусть сначала сам попробует что-нибудь написать, а потом рассуждает на тему – что хорошо, а что плохо»!), или у нее есть свое место в музыкально-культурном процессе? Ф.М. Достоевский на эти вопросы дает исчерпывающий ответ: «Критика так же естественна и такую же имеет законную роль в деле развития человеческого, как и искусство. Она сознательно разбирает то, что искусство представляет нам только в образах» 8 .
Искусство полностью пребывает в пределах ценностного сознания. Оно не только нуждается в оценке, но вообще реально осуществляет свои функции только при ценностном к нему отношении. Например, невостребованное произведение (т. е. не являющееся ценностью для данного общества) как бы не существует. Этим объясняются длительные периоды непризнания, забвения, а значит и фактического «несуществования» многих произведений искусства для целых эпох; либо неприятие культур чужеродных, этнически далеких, а потому не воспринимаемых. Открытие таких культур равнозначно акту рождения оценочного к ним отношения.
Взаимоотношения искусства и оценочной мысли о нем в некотором роде несут на себе отсвет вечного вопроса об изначальности «слова» и «дела». Ведь невозможно определить в абстракции, что первично и что вторично, что возникло раньше – само искусство, а затем оценочное к нему отношение, или сначала возникла потребность в искусстве, ценностный запрос, а затем эта потребность была удовлетворена. Именно особенности искусства и обусловили феномен художественной критики: она вызвана к жизни необходимостью в механизме, который и предъявлял бы свои требования к искусству, и регулировал бы реализацию этих требований. Иными словами, будучи глубоко связанной с искусством, художественная критика не является его частью. Она существует не внутри него и не благодаря ему, но как бы одновременно с ним.
В результате таких взаимоотношений между музыкальным искусством и музыкально-критической мыслью как частью общественного сознания, стимулирующей развитие искусства, и родились две различные трактовки (их можно определить как узкую и широкую) того, сколько времени существует художественная и, в частности, музыкальная критика.
Согласно расширительной трактовке можно считать, что музыкальная критика существует столько, сколько существует музыка, поскольку ценностный подход к искусству, отражающий художественные потребности общества на разных этапах его исторического развития, был всегда. В частности, античное сознание в размышлениях о музыке изначально оценочно, а позиция говорящего обязательно отражает определенную систему ценностных критериев. Например, у Плутарха читаем:

Музыка – изобретение богов – есть искусство во всех отношениях почтенное. Применяли его древние, как и прочие искусства, соответственно его достоинству, но современники наши, отрешившись от его возвышенных красот, вводят в театры, вместо прежней мужественной, небесной и любезной богам музыки, расхлябанную и пустенькую 4 .
Исследуя исторический процесс развития музыки и конкретные образцы критико-оценочных суждений, можно проследить направленность эволюции художественных воззрений. На этом же основывается возможность диалога культур, когда между ценностными позициями прошлого и нового времени оказываются точки соприкосновения. Исследование истории эволюции ценностных суждений дает повод напрямую связывать результаты таких изысканий с музыкальной критикой 5 . Все это – основа для широкого толкования.
Другая точка зрения предполагает, что музыкальная критика как особая форма деятельности и особая профессия возникла примерно в XVIII в., в период, когда усложнились художественные процессы и понадобился реальный механизм, который эти процессы мог бы регулировать и разъяснять. Так, анализируя появление профессиональной художественной критики более двух веков назад, тартуский ученый Б. Бернштейн в работе «История искусств и художественная критика» 6 называет две причины. Одна из них – разрушение духовной однородности общества, подрывающее основы непосредственного художественного понимания. Другая – возникновение новой, более высокой и сложной структуры художественного сознания, требующего включения критики, без которой оно уже не может нормально функционировать.
Музыкальная критическая мысль, ранее представленная в философских трактатах и эстетических высказываниях, вычленяется и локализуется в самостоятельной сфере деятельности. Эта сфера – музыкально-критическая журналистика, которая является одним из каналов выхода «в свет» музыкально-критической мысли.
Развитие музыкальной журналистики в рамках периодической печати смогло обеспечить более совершенное, динамичное действие механизма саморегуляции музыкальной культуры, каковым и является музыкальная критика. То есть не нарождающаяся публичная журналистика создала музыкальную критику, но критическая мысль в более сложных условиях развития общественно-художественного сознания вышла на качественно новый уровень своего функционирования. В чем же заключалось это усложнение?
До определенного периода процесс саморегуляции музыкальной культуры происходил как бы автоматически. Это видно, если сравнить три основных источника музыки Нового времени: фольклор, музыку быта и религиозно-культовую музыку. Фольклорные формы изначально обладали механизмом саморегуляции, в них всегда присутствовало критическое начало, которое вершило непрерывный отбор и автоматически выполняло контролирующую роль: общество само отбирало то, чему следует сохраняться во времени, а чему – отмирать, без санкции коллектива ничего не могло изменяться. В музыке быта процесс саморегуляции также происходил автоматически: утилитарные музыкальные жанры либо проживали краткую жизнь, либо постепенно смещались в сферу прекрасного, оставаясь в истории уже в новом ценностном качестве. Музыка храма вообще не воспринималась как явление, требующее оценочного отношения. Оно могло родиться и родилось уже вне рамок потребностей культа.
XVIII век – тот рубеж, когда потребности музыкальной культуры, связанные с усложнением художественного процесса, сделали музыкальную критику самостоятельным родом творческой деятельности. Осознанное наслаждение музыкой не только обострило чувство самоценности искусства, но создало слушателя – осмысленного потребителя художественных ценностей. Из публики, из слушателя (образованного, мыслящего, включая и музыкантов-профессионалов ) выделилась профессиональная музыкальная критика.
Суммируя сказанное, можно прийти к двум главным заключениям:
1. Характер глубинного взаимодействия оценочных подходов и результатов музыкального творчества обосновывает широкое понимание возникновения музыкальной критики как музыкально-критической мысли – она существует столько, сколько существует искусство. Одновременно художественная практика в культуре европейской традиции позволяет определить возраст музыкальной критики как профессиональной музыкально-критической журналистики примерно двумя веками (у истоков – Маттезон).
2. Художественная критика (и музыкальная в том числе) – явление уникальное. Аналога ей нет ни в одной другой сфере человеческой деятельности, и причина кроется в объекте – искусстве. В отличие от результатов научного труда или материального производства, произведение искусства изначально дуалистично: оно одновременно объект реальный и идеальный, целиком пребывающий в пределах ценностного сознания индивидуумов. Его значимость прячется в бесконечном множестве индивидуальных восприятий. Это делает художественную критику особой творческой деятельностью и выдвигает в качестве важного условия личные качества критика. В данной связи уместно привести поистине гимническое высказывание Ромена Роллана:
Очень большой критик сто́ит для меня на одном уровне с большим художником-творцом. Но такой критик встречается крайне редко, еще реже, чем творец. Ибо критик должен обладать гением созидания, который он принес в жертву гению разума, заставив соки отхлынуть к корням: потребность знать убила потребность быть; но теперь бытие уже не представляет загадки для познания – великий критик проникает в творчество по всем капиллярам, он им овладевает 7 .

Музыкальная критика и музыкальная наука

Изучением феномена музыки занимаются многие научные сферы: помимо собственно музыковедения, оно привлекает внимание искусствоведения разных направлений, эстетики, философии, истории, психологии, культурологии, семиотики, а возможно, и других научных областей. К познанию музыки устремлены многие неспециальные науки, которые, не имея возможности подойти к музыкальному искусству с его специфической стороны, опираются на общие с другими явлениями – на объединяющие, а не отличительные черты.
Одновременно уже локализовалась и существует специальная наука – собственно музыкознание, предмет внимания которого именно видовые свойства искусства музыки, его специфические свойства, отличающие от всего остального в художественном мире. Именно о музыкальной науке и только о ней идет речь как об области, соотносимой с музыкальной критикой. Их объединяет происхождение – мыслительные процессы в общественно-художественном сознании, обращенные к феномену музыки, и сам объект внимания – музыкальное искусство.
Граница между музыкальной наукой и музыкальной критикой зачастую представляется размытой и даже искусственной. Нередко совпадают авторы – одному перу могут принадлежать труды как в той, так и в другой области. Более того, есть тексты, где обе сферы пребывают в неразрывном единстве. Однако и цель, и побудительная энергия, и, главное, результат у музыкальной науки и музыкальной критики принципиально различны.
Корни музыкальной науки, как и любой другой научной деятельности, – гносеологические. Она вызвана к жизни силами познания. Корни музыкальной критики – аксиологические. Ее цель – установить художественную ценность объекта.
Это определяет и весь комплекс отличий:
1. Музыкальная наука вырастает из научной деятельности общества, то есть она приходит в музыкальную культуру как бы извне. Музыкальная критика, обусловленная ценностной природой искусства, зарождается внутри самой художественной культуры.
2. Музыкальная наука исследует апробированные музыкальные ценности. Для нее главное – анализ оцененного. Внимание музыкальной критики направлено на весь художественный поток, из которого она сама вычленяет ценности. Для нее главное – оценка анализируемого.
3. Музыкальная наука тяготеет к академизму, ее результаты обращены к специалистам. Музыкальная критика – к публицистичности, она ориентирована на массовость, на широкую аудиторию.
4. Наука опирается на объективное и отстраненное, как бы надличностное мышление (вспомним характерное для научных текстов обезличенное «мы»). Критика, напротив, устремлена к субъективно окрашенной форме выражения от имени конкретного «я».
Являясь антиподами, особенно очевидными в подходах к одному и тому же явлению, музыкальная наука и музыкальная критика одновременно неразрывно связаны. Критика поставляет науке оценочные выводы, направляя научный поиск в достойное русло. Наука критике – ценностные критерии и средства аргументации, основанные на знании. По своей природе критика субъективна, наука при необходимости помогает объективизировать субъективное суждение. «Чем более методология искусствознания стремится приблизиться к точности, тем более она должна отвлекаться от ценности», – пишет Б. Бернштейн в упоминавшейся работе. И там же делает вывод: «Антагонизм научного и критического есть одновременно и связь. Одно не может жить без другого» 8 .
Наибольшего сближения научный и критический подходы достигают в том случае, когда объектом научного исследования становится музыкальная современность. Ученые, занимающиеся новой музыкой, обязаны быть и сильными критиками. Именно в работе с новым музыкальным материалом, который лишь осваивается в оценочном плане, аксиологический и гносеологический процессы оказываются практически не разделимыми.
Суммируя сравнительные наблюдения над характером научного и критического подходов, можно, наконец, определить основополагающие видовые черты художественной (в том числе и музыкальной) критики:
1. Направленность на «сейчас». Внимание критики всегда обращено только на явления, значимые для культуры сегодняшнего дня, ее волнуют процессы, актуальные для данного времени. Это может быть и оценка нового, и переоценка искусства прошлого, до времени забытого и обретающего вдруг новое рождение. Критике «неведома дилемма духовной реконструкции произведения в соответствии с утраченным способом художественного восприятия» 9 . Хотя она может оценить поиск такой реконструкции в ситуации, когда историзм пронизывает творческое мышление, а художественный результат отвечает веянию времени (к примеру, поиски аутентичного стиля исполнения, зрелищная стилизация музицирования «под старину» и многое другое, актуальное для современной культуры).
2. Оперативность. Критика не рассчитана на долголетие, ее воздействие кратко. Чем быстрее появляется отклик на волнующее событие, тем он ценнее, поскольку материал критики быстро устаревает. В живом и стремительном движении художественной культуры происходит непрерывное смещение ценностных ориентации, и критика здесь – самый чуткий барометр.
3. Документ ушедших воззрений. Принадлежа прошлому, даже сравнительно недавнему, критика в своем исходном качестве не представляет прямого интереса для общества нового времени. Сделав свое дело, она «умирает» или перерождается в качественно иное явление культуры – документальное свидетельство ушедших пониманий. И тогда ее читают другими глазами. Она ценна для исторической науки и только в качестве объекта исторического исследования способна войти в культуру иной эпохи.

Музыкальная критика и общество

Музыкальная жизнь общества, куда включается также музыкально-критическая мысль и практика, – предмет интереса музыкальной социологии. Не случайно именно социологическая наука чаще всего обращает свое внимание на художественную критику, равно как в теоретико-методологических исследованиях феномена самой художественной критики обязательно присутствует социологический аспект.
Общественное сознание, направленное на музыку, формируется под влиянием множества компонентов, охватывающих традиции, обычаи, нормы, взгляды, вкусы, идеалы, моду и многое другое. И все это создает сложный комплекс ценностных ориентации, способных в определенной мере представлять лицо времени. «Каждое поколение является историческим единством. Конечно, пристрастный современник так не считает, но видимые различия сглаживаются, и с годами разное становится компонентами единого» 10 , – утверждает Игорь Стравинский.
Заложенный в художественной критике «механизм саморегуляции культуры» действует по принципу обратной связи: общество способно влиять на художественный процесс оценочным к нему отношением. Причем воздействующее критическое начало представлено отнюдь не только профессиональным словом музыкального критика, но целым комплексом иных оценочных действий и ритуалов. Сюда входит и бытовая критика – обсуждение на любительском уровне, и разнообразные невербальные реакции – аншлаги или пустые залы, бурные овации или слабые хлопки и другие порицающие оценочные действия типа шиканья и свиста (когда-то на сцену швыряли гнилые овощи и фрукты). Формой критического отношения может быть и замалчивание – один из страшных по силе воздействия негативных оценочных актов.

Как только ты и твоя группа стали регулярно выступать в клубах, вам непременно придется столкнуться с такой неприятной штукой, как критика .

Критика , как известно, бывает разная. Она может подвигнуть тебя на завоевание новых высот, а может, напротив, сломить и заставить отказаться от самых смелых творческих планов. Все зависит от того, как ты сам воспринимаешь критику .

Сегодня на концерте вашей группы почти не было народу. Не то, что в дни первых успешных концертов, когда многочисленные друзья активно поддерживали вашу перспективную начинающую команду. Даже те немногие, кто все же почтил ваш концерт своим присутствием, сегодня предпочитали отсиживаться за столиками, а не танцевать перед сценой и петь с вами ваши хиты. Количество адреналина в крови у вас поубавилось, драйва не было, да и вдобавок местами проскакивала откровенная лажа. Вслед за вами на сцену вышла другая группа, где музыканты были намного круче, да и народ у них завелся с первой песни. Даже ваши немногочисленные фанаты — и те проснулись.

Дома ты хочешь отвести душу — включаешь видео с записью концерта любимого тобой исполнителя. Но на этот раз игра мастеров наводит тебя на грустную мысль: а не послать бы всю эту музыку сам знаешь куда, и не продолжить ли грызть гранит науки. Так круто играть я никогда не научусь, а сессию все равно придется сдавать.

И вот, как только смутные сомнения закрались к тебе в душу, откуда ни возьмись возникает строгий «мать его» критик . Он либо такой же, как ты, музыкант, либо околомузыкальный персонаж, ни на чем не играющий, но очень требовательный. Этот гад не замедлит пройтись по поводу твоей игры, репертуара, вокальных данных и т.д. Раскритикует ваш бэнд и каждого в отдельности в пух и прах, да так, что жить и творить мигом расхочется. Сложно противостоять такой серьезной психологической атаке.

Сложно, но можно, уважаемый читатель. Вот шесть правил, которые помогут тебе стойко выдержать атаки многочисленных критиков в твой адрес.

Правило первое: «Нет, я не гений, я другой».

С самого начала важно не относиться к себе слишком серьезно. Всегда надо помнить, что рядом есть множество музыкантов более опытных и более талантливых, чем ты. Ну не гений ты, ну и что из того. Но наличие рядом более талантливых, чем ты, музыкантов, вовсе не свидетельствует об отсутствии у тебя музыкальных способностей, пусть даже и не таких ярких, а, следовательно, это еще не повод ставить крест на своей рок-карьере.

Правило второе: На вкус и цвет товарищей нет.

Всем известная и избитая истина. Критика редко бывает объективной, когда речь идет о стилистике вашей группы. Всем не угодишь. Поэтому тем, кому кардинально не нравится ваш стиль, можно просто сказать: «Друзья, наша музыка не для вас».

— Следует помнить о наличии двух особых категорий слушателей: а) критики по жизни и б) профессиональные музыкальные критики .
Критики по жизни — славные ребята-консерваторы, которые просто на все смотрят скептически. Мир — бардак, что уж говорить о музыке. Рок-н-ролл давно мертв, никто нынче играть не умеет. Был вот парень по имени Джими Хендрикс, да умер давно. Правда, потом был еще Стиви Рей Воэн. Но и он по сравнению с Хендриксом слабак.
Музыкальные критики — напротив, уже в силу своей профессии не могут быть консерваторами. Они должны свергать отжившие авторитеты и открывать все новое и необычное. Спектр их музыкальных пристрастий расплывчат. Критерии, по которым музыкальные критики оценивают ту или иную группу — загадка (подчас для них самих). Для таких зачастую и Хендрикс не авторитет. Вот группа «Мексиканские пчелки убийцы» — совсем другое дело! Сколько людей, столько и мнений.

Правило третье: Слушай только критику по существу.

Важно отличать замечания людей сведущих от ничего не имеющего под собой язвительного трепа недоброжелателей или дилетантов.
Всегда есть те, кто критикует вас из добрых побуждений, чтобы вы не останавливались и шли вперед. Такая критика тоже часто может звучать обидно, но зато тебе помогут понять твои слабые стороны, что очень важно. Ведь в музыке, как и в жизни, надо учиться принимать себя таким, какой ты есть.

Правило четвертое: Будь органичным.

Согласись, если у тебя нет сильного красивого голоса, глупо пытаться петь что-то на подобие «Bohemian Rhapsody» Queen. Но ведь великим вокалистам, как ни странно, тоже не все подвластно. Представь себе Фредди Меркюри, исполняющего песню Леонарда Коэна. С трудом. У Боба Дилана нет голоса, но есть своя неповторимая манера исполнения, и песни, которые повлияли на множество сегодняшних звезд рока. Дэвид Гилмор из Pink Floyd не умеет играть быстрые пассажи, но его умению играть вкусные красивые соло из нескольких нот позавидует любой быстрый гитарист.
Главное — правильно оценить свои возможности и стараться научиться играть как можно лучше в выбранном стиле. Тогда уже никакая критика не будет страшна.

По мере того, как ты и твоя группа растете в профессиональном плане, количество критических замечаний в ваш адрес, как ни странно, не уменьшается, а наоборот, растет. От этого не надо впадать в очередную депрессию и искать спасения в алкоголе и наркотиках! Нет! Критикуют — значит, ты на правильном пути.

Правило пятое: Бери пример с великих.

Часто музыкантам, получившим всемирное признание, отказывают в таланте! То и дело слышишь: Гарри Мур не умеет играть настоящий блюз, Dire Straits — компиляторы чужих идей, Пол Маккартни — плохой бас-гитарист и т.д.
В конце концов, ты и сам критикуешь любимых и нелюбимых тобой звезд рока: «Был я на Rolling Stones. Худший концерт в моей жизни!», «Гиллан меня разочаровал», «Последний альбом Genesis — отстой» и т. д. Заметь, эти ребята не расстраиваются и не сдаются. Бери с них пример.

И наконец,
Правило шестое: Ты сам себе критик.

Единственный строгий и объективный критик твоего творчества — это ты сам.
Только тебе решать в каком направлении идти, в каком стиле играть, продолжать заниматься музыкой или подыскать другое занятие.

Факт №1133

Один критик, обалдевший от Nothing else matters, сказал, что Metallica - единственная хэви метал-группа, которую может слушать добропорядочный взрослый человек, не чувствуя при этом, как его коэффициент интеллекта неудержимо стремится к нулю.

О песне

О песне It Won"t Be Long — The Beatles

О песне Another Girl — The Beatles

Это одна из первых песен «Битлз», в которых, Пол Маккартни кроме партии баса исполняет и партию соло-гитары.

Музыкальные критики, в числе которых и Ян Макдональд, сходятся во мнении, что соло Маккартни звучит также и в песне «Ticket to Ride», которая была записана в тот же день.

О песне

О песне Real Love — The Beatles

О песне

По выходу песни радио BBC2 охарактеризовала её "пересечением бродвейской музыки и картин Сальватора Дали", имея в виду, что текст полон сюрреалистических образов, сродни тем, что живут на картинах испанского художника: "Микки Маус вырастил корову..." и т. п.

О песне

Критики Ричи Антербергер и Иэн МакДональд описывали песню как важную веху на пути развития музыкального стиля "Битлз". Антербергер отмечал, что "ритм в "Ticket to Ride" жёстче и тяжелее, чем во всех предыдущих композициях "Битлз", во многом благодаря отбивкам Ринго Старра". МакДональд заметил, что эта песня "психологически глубже всего, что "Битлз" записали до сих пор… необычное для своего времени произведение: утяжеленное звенящими электро-гитарами, жестким ритмом и раскатистыми тот-томами."

О песне

Альберт Голдман упоминает песню «Any Time at All» в своей книге: «Попытки Леннона насытить воркующую эстрадность поп-музыки неистовством рока отчетливо заметны в композиции «Any Time At All» одной из самых волнующих вещей того периода. Голос Леннона, поддерживаемый револьверными выстрелами барабанов, вылетал, будто пуля, заряженная страстью ритуальных танцев в отблесках огней, приближая его исполнение к манере Литтл Ричарда или Джеймса Брауна».

О песне What Goes on — The Beatles

Ричи Унтербергер налисал в "Allmusic", что песня довольно приятная, несмотря на то, что легкая, приправленная кантри и вестерном. Унтербергер отметил игру Джороджа Харрисона, которая вновь говорит о нем как о лучшем ученике Карла Перкинса, и которая на самом деле похожа на партию из "Everybody"s Trying to Be My Baby", кавера "Битлз" на песню Перкинса.