План до евгения онегина. План-конспект урока по литературе (9 класс) на тему: Опорный план-конспект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Пушкин задумал свой роман как сатиру на современной обще-ство, но в процессе работы роман перерос в произведение о ду-ховных исканиях молодежи XIX века.

Автор начал писать «Евгения Онегина», будучи романтиком, а закончил — реалистом. Эта эволюция от романтизма к реализму отразилась в романе. Кроме того, он был начат до восстания декабристов, а закончен после его поражения, и эти обществен-но-политические изменения также нашли отражение в книге.

В посвящении Пушкин указал на своеобразие используемого художественного метода, которое определяется тем, что в нем содержится эволюция, переход от романтизма к реализму.

Кроме того, в посвящении Пушкин определяет жанровое сво-еобразие произведения — «собранье пестрых глав». Также он указывает на особенную роль автора, которого определяет глав-ным героем романа.

В «Евгении Онегине» Пушкин впервые в русской литературе выводит тип «лишнего человека». Он одним из первых поставил проблему личности и общества и решил ее реалистически. То есть он показывает, что характер человека определяется средой, об-ществом, воспитанием. Онегин не родился эгоистом, он человек богатых способностей, но, не имея возможностей раскрыть свои качества, Евгений замыкается в самом себе, то есть становится «эгоистом поневоле». Пушкин подробно показывает условия, ко-торые формируют характер Онегина, используя при этом прием сопоставления: он показывает, как иноземная среда, чужое вос-питание формируют характер Евгения и как русская среда фор-мирует характер Татьяны. Причем в характере главного героя автор показывает не только типические, но и индивидуальные черты. Вот это сочетание типического и индивидуального и опре-деляет своеобразие реалистического характера.

В романе ярко прослеживается принцип историзма: описыва-емая эпоха отражена в ее основных тенденциях и закономернос-тях, изображаются типичные характеры в типичных обстоятель-ствах.

В романе есть ряд самобытных черт. В первую очередь само-бытным стало жанровое определение — «роман в стихах».

«Евгений Онегин» стал своеобразной пародией на романтиче-ское произведение. В романе сочетаются в неразделимом един-стве два компонента: в его форме прослеживаются традиции Бай-рона, и второй компонент — новаторство. Оно в том, что Пушкин создал национальный и самобытный роман о России и для России. Здесь не один герой-индивидуалист, а по меньшей мере два глав-ных героя.

Сюжет создан по принципу зеркальной композиции. Татьяна встречается с Онегиным, увлекается им, пишет ему письмо, Онегин в беседе с ней дает холодный ответ-«отповедь». Позже то же са-мое происходит и с Онегиным. Он встречает на балу Татьяну и влюбляется в нее, пишет ей письмо и получает подобный свое-му ответ.

Имена героев Евгения Онегина и Татьяны Лариной стали нари-цательными в русской литературе. Помимо любовного конфликта между Татьяной и Онегиным, в романе есть еще один очень важ-ный конфликт — между Евгением Онегиным и Владимиром Лен-ским. Мотивы их дуэли не раз обсуждались в критических стать-ях. Дуэль между Онегиным и Ленским спровоцировал Ленский — горячий, пылкий, романтический юноша, вызов был сделан не-обдуманно. Кто как не Онегин понимал это? Сама дуэль была устроена по образу романтических дуэлей из романов. Ленский — типичный герой романтической литературы, погиб в соответствии со штампами этой литературы. Материал с сайта

Эта дуэль еще и испытание для Онегина — для его маски циника, эгоиста. После нее герой едет за границу. Дуэль дает тол-чок изменению внутреннего мира героя, подтверждение чему мы видим в последних частях романа, где снова развиваются его от-ношения с Татьяной.

Роман включает в себя разновидности романов, существу-ющих в Западной Европе: роман-биография, роман-воспитание, роман-путешествие, любовный роман, авантюрный роман, исто-рический роман. Из этого уникального сочетания получилось то, что Пушкин называл «свободным романом».

План

  1. Онегин получает наследство.
  2. Биография героя, образ жизни Евгения в настоящее время.
  3. Хандра Онегина, попытки справиться с этим состоянием.
  4. Приезд Онегина в деревню.
  5. Знакомство с Ленским и Лариными.
  6. Письмо Татьяны.
  7. Встреча ее с Онегиным.
  8. Именины Татьяны. Ссора Онегина и Ленского.
  9. Дуэль. Смерть Ленского.
  10. Отъезд Лариных в Москву.
  11. Последняя встреча с Онегиным.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • план к сочинению евгений онегин
  • конфликт в произведении евгений онегин
  • евгений онегин сочинение с планом
  • a.s.pushkin-sozdatel velikogo proizvedeniya evgeniy onegin
  • краткий пересказ статьи о пушкине

Анализ произведения

Пушкин задумал свой роман как сатиру на современной обще­ство, но в процессе работы роман перерос в произведение о ду­ховных исканиях молодежи XIX века.

Автор начал писать “Евгения Онегина”, будучи романтиком, а закончил – реалистом. Эта эволюция от романтизма к реализму отразилась в романе. Кроме того, он был начат до восстания декабристов, а закончен после его поражения, и эти обществен­но-политические изменения также нашли отражение в книге.

В посвящении Пушкин указал на своеобразие используемого художественного метода, которое определяется тем, что в нем содержится эволюция, переход от романтизма к реализму.

Кроме того, в посвящении Пушкин определяет жанровое сво­еобразие произведения – “собранье пестрых глав”. Также он указывает на особенную роль автора, которого определяет глав­ным героем романа.

В “Евгении Онегине” Пушкин впервые в русской

литературе выводит тип “лишнего человека”. Он одним из первых поставил проблему личности и общества и решил ее реалистически. То есть он показывает, что характер человека определяется средой, об­ществом, воспитанием. Онегин не родился эгоистом, он человек богатых способностей, но, не имея возможностей раскрыть свои качества, Евгений замыкается в самом себе, то есть становится “эгоистом поневоле”. Пушкин подробно показывает условия, ко­торые формируют характер Онегина, используя при этом прием сопоставления: он показывает, как иноземная среда, чужое вос­питание формируют характер Евгения и как русская среда фор­мирует характер Татьяны. Причем в характере главного героя автор показывает не только типические, но и индивидуальные черты. Вот это сочетание типического и индивидуального и опре­деляет своеобразие реалистического характера.

В романе ярко прослеживается принцип историзма: описыва­емая эпоха отражена в ее основных тенденциях и закономернос­тях, изображаются типичные характеры в типичных обстоятель­ствах.

В романе есть ряд самобытных черт. В первую очередь само­бытным стало жанровое определение – “роман в стихах”.

“Евгений Онегин” стал своеобразной пародией на романтиче­ское произведение. В романе сочетаются в неразделимом един­стве два компонента: в его форме прослеживаются традиции Бай­рона, и второй компонент – новаторство. Оно в том, что Пушкин создал национальный и самобытный роман о России и для России. Здесь не один герой-индивидуалист, а по меньшей мере два глав­ных героя.

Сюжет создан по принципу зеркальной композиции. Татьяна встречается с Онегиным, увлекается им, пишет ему письмо, Онегин в беседе с ней дает холодный ответ-“отповедь”. Позже то же са­мое происходит и с Онегиным. Он встречает на балу Татьяну и влюбляется в нее, пишет ей письмо и получает подобный свое­му ответ.

Имена героев Евгения Онегина и Татьяны Лариной стали нари­цательными в русской литературе. Помимо любовного конфликта между Татьяной и Онегиным, в романе есть еще один очень важ­ный конфликт – между Евгением Онегиным и Владимиром Лен­ским. Мотивы их дуэли не раз обсуждались в критических стать­ях. Дуэль между Онегиным и Ленским спровоцировал Ленский – горячий, пылкий, романтический юноша, вызов был сделан не­обдуманно. Кто как не Онегин понимал это? Сама дуэль была устроена по образу романтических дуэлей из романов. Ленский – типичный герой романтической литературы, погиб в соответствии со штампами этой литературы.

Эта дуэль еще и испытание для Онегина – для его маски циника, эгоиста. После нее герой едет за границу. Дуэль дает тол­чок изменению внутреннего мира героя, подтверждение чему мы видим в последних частях романа, где снова развиваются его от­ношения с Татьяной.

Роман включает в себя разновидности романов, существу­ющих в Западной Европе: роман-биография, роман-воспитание, роман-путешествие, любовный роман, авантюрный роман, исто­рический роман. Из этого уникального сочетания получилось то, что Пушкин называл “свободным романом”.

1 Онегин получает наследство.

2 Биография героя, образ жизни Евгения в настоящее время.

3 Хандра Онегина, попытки справиться с этим состоянием.

4 Приезд Онегина в деревню.

5 Знакомство с Ленским и Лариными.

6 Письмо Татьяны.

7. Встреча ее с Онегиным.

8 Именины Татьяны. Ссора Онегина и Ленского.

9. Дуэль. Смерть Ленского.

10. Отъезд Лариных в Москву.

11.Последняя встреча с Онегиным.

Глоссарий:

  • евгений онегин анализ
  • евгений онегин анализ произведения
  • евгений онегин план
  • план евгений онегин
  • анализ произведения евгений онегин

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. “Евгений Онегин” по праву считается центральным произведением А. С. Пушкина. Работа над ним продолжалась около восьми с половиной лет. При первом же упоминании о работе...
  2. Жизнь каких слоев общества показана в романе А. С. Пуш­кина “Евгений Онегин”? Жизнь каких слоев общества показана в романе А. С. Пуш­кина “Евгений Онегин”? а....

3.1. неспокойное, неравнодушное; ведя повествование, Пушкин испытывает разные чувства: радость, горе, волнение...

3.3. Создаёт исторические картины, населённые типичными персонажами (Утренний Петербург: «Встаёт купец, спешит разносчик…») или историческими лицами (Наполеон: «Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля… Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою»)

3.4. Размышления на житейские и философские темы (об этапах создания романа, о любви и дружбе, о родне, о светских нравах, о воспитании и т.д.)

4. В лирических отступлениях выражена история судьбы и личность автора. Через неё передана история народа.

Татьяна – любимая героиня Пушкина. Народное начало в её нравственном облике.

2. Судьба и характер Татьяны

2.1. Своеобразие её характера и поведения в детстве (глубокий внутренний мир, демократические настроения, увлечённость чтением, мечтательность, романтичность);

2.2. Близость к народу, любовь к русской природе, к русским обрядам и обычаям, дружба с няней;

2.3. Пробуждение любви к Онегину (романтизм и изысканность его облика, его демократические настроения, «пора пришла, она влюбилась»); душевная глубина, искренность и безыскусственность Татьяны

2.4. Своеобразие, самобытность характера Татьяны; её стремление строить жизнь самостоятельно, а не по законам среды;

2.5. Её разрыв с Онегиным (чувство долга, нравственная красота).

3. Значение образа Татьяны Лариной (её образ воплощает лучшие черты национального характера женщины, её «русская душа».

Онегин. Формирование личности главного героя. Драматизм его жизненного пути.

1. Центральное положение Онегина в романе (основная тема романа – передовая личность в её отношении к дворянскому обществу и народу).

2. Типичное и особенное в Онегине.

2.1. Типичное дворянское воспитание;

2.2. Типичная увлечённость светской жизнью;

2.3.Пресыщение светскими удовольствиями. Скука как свидетельство недюжинной натуры Онегина.

2.4. Поиски смысла жизни Онегиным:

Попытки заняться литературной работой, чтением, преобразовать жизнь крепостных;

Любовь Татьяны (оценил самобытность её характера, выделил её из сестёр Лариных и местного дворянского окружения);

Дружба с Ленским.

Общее у Онегина и Ленского: дворянское происхождение, незаурядность натуры, высокий интеллектуальный уровень, пренебрежительное отношение к прозаическому быту соседей-помещиков, интерес к проблемам современного общества.

Отличное у Онегина и Ленского. Онегин – холодный, разочарованный скептик; Ленский – восторженный романтик, идеалист. Знание жизни Онегиным и полная оторванность от действительности у Ленского, его наивность, доверчивость, восторженная мечтательность, идеализм (который может привести к гибели или к примирению с действительностью).

2.5. Удел Онегина – скитания и одиночество.

3. Онегин – «лишний человек» (просвещённый дворянин, избегающий служить царизму, стоящий в стороне от общественно-политической деятельности, не имеющий положительной программы). Герой-индивидуалист: никогда не встанет на сторону правительства и никогда не умеет стать на сторону народа.

Художественное мастерство Пушкина в романе «Евгений Онегин»

1. Роман «Евгений Онегин» как первый в русской литературе образец крупного реалистического произведения.

2. Художественное своеобразие романа:

2.1. Сочетание трёх сфер изображения:

Введение широкого исторического, общественного, бытового и культурно-идейного фона (широкая картина жизни России и в столицах, и в помещичьих усадьбах, и в провинции; изображение разных слоёв населения);

Разнообразная по содержанию лирическая часть – лирические отступления и лирические вставки;

Форма изложения романа – непринуждённая беседа с читателем, органически сочетающая эпическую и лирическую части;

2.2. Онегинская строфа, её гибкость и лёгкость: четырёхстопный ямб, богатство рифм, все виды рифмовки (перекрёстная, парная, кольцевая: ababccddeffegg );

2.3. Язык романа

Стремление Пушкина создать на народной основе живой русской речи «язык общепонятный»

Использование речи разных лексических пластов: народной, разговорной, книжной, устаревшей;

Использование речи разных социальных слоёв: образованной части дворянства, провинициальных помещиков, дворовых; речи разных сфер употребления и разных лит. направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм;

Соответствие стиля и предмета изображения;

Речь как средство характеристики.

3. «Евгений Онегин» как вершина творчества Пушкина, его «самое задушевное» произведение, как основание новой русской поэзии, новой русской литературы.

В работе в сжатом виде представлены история создания, сюжет, композиция, особенности жанра, сравнительные характеристики героев романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Опорный план-конспект можно использовать для подготовки к уроку, а также для повторения и обобщения изученного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опорный план-конспект

по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Создание романа «Евгений Онегин». Работа над романом длилась с 1823 (южная ссылка) -1830(Болдинская осень). В 1831 поэт переделал 8 главу и написал письмо Онегина к Татьяне. В 1833 роман вышел в свет. Последний набросок включал 10 глав: 8 глава должна была стать 9. Вместо нее хотел описать путешествие Онегина. А в 10 Пушкин хотел написать о зарождении тайных обществ декабристов. 10 глава и «Путешествие Онегина» не были завершены. Поэт понимал, что по цензурным причинам она не могла появиться в печати. Произведение охватывает события с 1819 по 1825 г (правление Александра 1). Это время было насыщено различными историческими событиями, именно в это время сложился тип человека, подобный герою пушкинского произведения. Пушкин искал причины разочарования молодого интеллигента, его неудовлетворенности жизнью.

Сюжет. Провинциальная девушка Татьяна Ларина полюбила «светского льва» Евгения Онегина, разочарованного в жизни и ко всему равнодушного. Она признается в любви, но Онегин не отвечает взаимностью. Путешествие Евгения разлучило героев. Татьяна вышла замуж и стала блистательной светской дамой. Теперь влюблен Онегин, но Татьяна не может принести в жертву честь и покой своей семьи.

Композиция романа зеркальная (зеркальное отражение первых семи глав в восьмой). Две части: два письма - Татьяны и Онегина, две отповеди.

Жанр. Это «роман в стихах». В произведении переплетаются лирическое (образ автора, активность авторского голоса, лирические отступления) и эпическое (отражение исторической эпохи, представленной через историю героя) начала. Онегинская строфа: 14 строк - AbAb CCdd EffE gg (прописные А- женская рифма, строчные b - мужская).

1 глава - Онегин - «забав и роскоши дитя», «эгоист поневоле». Получил типичное для того времени дворянское образование. Пушкин оправдывает героя: «Мы все учились понемногу». Поэт детально описал распорядок дня героя: позднее пробуждение аристократов, прогулка по Невскому проспекту, обед в ресторане, посещение театра, бала. Перед нами типичный представитель своего времени. Однако будучи человеком умным и критически настроенным, Онегин быстро разочаровывается в суете светской жизни. Для него нет ценностей, он не верит в искренность чувств.

Герои романа

«Онегин - добрый мой приятель»

Герой

  1. Люди одного поколения.
  2. Их связывают приятельские отношения.
  3. Разочарование в светском обществе.
  4. «Неподражаемая странность»

Находил успокоение в творчестве

Творческий дар не доступен герою.

Глубоко увлекался театром

Театр - просто развлечение, времяпрепровождение.

Способен любить, ценить истинную дружбу

Знал лишь тайны светского флирта, не понимал ценности дружбы

Тонко чувствует природу

Жизнь в деревне казалась не менее скучной, чем в Петербурге

От скуки поэта спасает богатая внутренняя жизнь, умение размышлять и творить. Автор ценит и любит жизнь.

2 глава. Онегин в деревне. Знакомство с Ленским, Ольгой, Татьяной

Онегин

Ленский

  1. Люди одного поколения
  2. Их связывают дружеские отношения

Родился в дворянской семье, в отрыве от всего национального, русского. Получил типичное дворянское образование.

Романтически тип героя. О его воспитании мало знаем. Характер формировался под влиянием немецкой культуры.

Стремился полностью соответствовать идеалу света (под влиянием света сформировались такие черты, как неумение трудиться, эгоизм), но быстро разочаровался в суете светской жизни.

Не попал под влияние света, нет разочарования в жизни. Ленский восторжен, мечтателен.

Чувствует себя уставшим от жизни.

Жизнь для него - тайна, загадка, от нее он ждет чуда.

Не верит в искренность чувств.

Открыт для любви и дружбы.

Не занимался творчеством, живет разумом.

Поэт-романтик, вдохновленный творчеством Шиллера и Гетте. Живет чувствами, сердцем.

Обладает жизненным опытом.

Юный, неопытный, доверчивый юноша

Привязан к Ленскому, но общается с ним от скуки.

Дружба - потребность души.

Любовь - игра, светский флирт. Все чувства в нем остыли. Нет веры в идеал.

Верит в любовь. Душа открыта миру и людям.

Герои антиподы: один - умный скептик, другой - наивно-восторженный энтузиаст. Ни Онегин, ни Ленский не понимали всей сложности жизни: Ленский идеализировал, Онегин слишком упрощенно судил о ней.

Ольга

Татьяна

  1. Люди одного поколения.
  2. Сестры, общее воспитание

Нет подробного описания внешности, не отличалась красотой.

Увлекали детские забавы, игра с подругами, куклы.

Любит уединение, тишину. Поводит время за чтением книг, черпает пищу для души через общение с природой, сказочное, волшебное (народное) близко героине.

Ветрена, легкомысленна

Богатый внутренний мир. В характере объединено все лучшее, что было в народной жизни с дворянской культурой, образованностью. Авторский идеал.

Не способна искренне и глубоко любит.

Любовь Татьяны - искреннее, глубокое чувство.

Не хранит верность Ленскому.

Пронесла чувство любви через всю жизнь. Но долг перед мужем, высокая нравственность, честь героини не позволяют ответить Онегину взаимностью.

3 глава. Встреча Онегина и Татьяны. Любовь Татьяны к Онегину. Возлюбленный сливается в ее сознании с образами героев любимых романов: он «совершенства образец». Автор возносит образ своей героини над светскими красавицами, опытными в тайнах «любви». Письмо к Онегину - выражение искреннего глубокого чувства, ощущения, что Евгений «послан богом».

4 глава. Кульминация в сюжетной линии Онегин - Татьяна (свидание в саду), дальнейшее развитие сюжетных линий Онегин - Ленский, Ленский - Ольга. Письмо Татьяны тронуло Онегина, много хорошего, искреннего честного проснулось в его душе. Евгений не обманывает Татьяну, поступает благородно, но его речь подобна «уроку», она строгая, сухая. Разочарованный Онегин, не верящий в глубину чувств, проходит мимо чистой любви Татьяны.

5 глава. Сон (выдержан в тонах, близких народной поэзии, богат сказочными образами, это пророческий сон), именины Татьяны, характеристика провинциального дворянства. Одна из главных черт героини - «русская душою»: близка к природе, в народным приданиям, гаданиям. Провинциальные дворяне - люди низкой культуры, в их жизни нет ни страсти, ни ума. Это безжалостные крепостники с примитивными, низменными интересами. Но поместное дворянство - это и семейство Лариных, верное традициям старины. Автор любит их за гостеприимство, хлебосольство, простоту. Ухаживание Онегина за Ольгой на именинах Татьяны, ревность Ленского.

6 глава. Кульминация сюжетной линии Онегин - Ленский (дуэль), ее развязка (гибель). Противоречивость Онегина: понимает, что поступил с Ленским ошибочно, но идет на дуэль, так как все же зависим от мнения света. Глубокая грусть автора, вызванная гибелью молодости, юного таланта.

7 глава. Героиня посещает кабинет Онегина, читая его книги, находится у истоков души Евгения, ее беспокоит вопрос: «Уж не пародия ли он?» Татьяна в Москве. Встреча с генералом - поворотное событие в судьбе героини. Разное отношение к Москве автора (для него это великий исторический город) и Татьяны (для нее Москва лишь дворянская столица, душная, ненавистная).

8 глава. Встреча Онегина и Татьяны. Любовь вспыхивает в душе героя, они словно меняются ролями. Евгений пишет страстное письмо, полное разочарования в своем прошлом. Онегин получает отказ. Высоконравственная героиня не могла поступит иначе. Она изменилась внешне, но внутренне осталась прежней.

Роман в стихах А.С. Пушкина - «энциклопедия русской жизни», в которой «отразился век и современный человек». Со страниц романа узнаем об эпохе: о воспитании детей в дворянской семье, деталях быта, моде, образовании, культуре, о жизни крепостных крестьян, высшем свете Петербурга, Москвы, провинциальных помещиков и многом другом.

Тематика лирических отступлений в романе весьма разнообразна: мнение автора о балах, моде, еде, театре, быте, любви, русском языке и др. Важными являются многочисленные пейзажные зарисовки: перед читателем проходят все времена года.

В романе предстает целостный облик русской жизни начала 19 века, огромный мир России с ее культурой, природой, стилем жизни.