Рассказ о эдварде григе. Музыкальное творчество эдварда грига. Осло: лучшие годы творчества

Являются вершинами музыки второй половины XIX в. Творческое созревание композитора проходило в обстановке бурного расцвета духовной жизни Норвегии, усилившегося интереса к ее историческому прошлому, фольклору, культурному наследию. Это время принесло целое «созвездие» талантливых, национально самобытных художников - А. Тидеман в живописи, Г. Ибсен, Б. Бьернсон, Г. Вергеланд и О. Винье в литературе. «За последние двадцать лет Норвегия пережила такой подъем в области литературы, каким не может похвалиться ни одна страна, кроме России», - писал в 1890 г. Ф. Энгельс. «...Норвежцы создают гораздо больше, чем другие, и накладывают свою печать также и на литературу других народов, и не в последнюю очередь на немецкую».

Григ родился в Бергене, где его отец занимал пост британского консула. Мать, одаренная пианистка, направляла музыкальные занятия Эдварда, она привила ему любовь к Моцарту. Последовав совету знаменитого норвежского скрипача У. Булля, Григ в 1858 г. поступил в Лейпцигскую консерваторию. Хотя система преподавания не во всем удовлетворяла юношу, тяготевшего к романтической музыке Р. Шумана, Ф. Шопена и Р. Вагнера, годы учения не прошли бесследно: он приобщился к европейской культуре, расширил музыкальный кругозор, овладел профессиональной техникой. В консерватории Григ нашел чутких наставников, уважительно относившихся к его дарованию (К. Рейнеке по композиции, Э. Венцель и И. Мошелес по фортепиано, М. Гауптман по теории). С 1863 г. Григ живет в Копенгагене, совершенствуя композиторское мастерство под руководством известного датского композитора Н. Гаде. Вместе со своим другом, композитором Р. Нурдроком Григ создал в Копенгагене музыкальное общество «Евтерпа», целью которого было распространение и пропаганда творчества молодых скандинавских композиторов. В путешествиях по Норвегии с Буллем Григ учился лучше понимать и чувствовать национальный фольклор. Романтически мятежная фортепианная Соната ми минор, Первая скрипичная соната, «Юморески» для фортепиано - таковы многообещающие итоги раннего периода творчества композитора.

С переездом в 1866 г. в Кристианию (ныне Осло) начался новый исключительно плодотворный этап жизни композитора. Укрепление традиций отечественной музыки, объединение усилий норвежских музыкантов, воспитание публики - вот основные направления деятельности Грига в столице. По его инициативе в Кристиании была открыта Музыкальная академия (1867). В 1871 г. Григ основал в столице Музыкальное общество, в концертах которого дирижировал произведениями Моцарта, Шумана, Листа и Вагнера, а также современных скандинавских композиторов - Ю. Свенсена, Нурдрока, Гаде и др. Григ выступает и как пианист - исполнитель своих фортепианных произведений , а также в ансамбле с женой, одаренной камерной певицей, Ниной Хагеруп. Произведения этого периода - Фортепианный концерт (1868), первая тетрадь «Лирических пьес» (1867), Вторая скрипичная соната (1867) - свидетельствуют о вступлении композитора в пору зрелости. Однако огромная творческая и просветительская деятельность Грига в столице натолкнулась на ханжеское, косное отношение к искусству. Живший в атмосфере зависти и непонимания, он нуждался в поддержке единомышленников. Поэтому особенно памятным событием в его жизни стала встреча с Листом, состоявшаяся в 1870 г. в Риме. Напутствие великого музыканта, его восторженная оценка Фортепианного концерта вернули Григу веру в себя: «Продолжайте в том же духе, это я вам говорю. У вас есть для этого данные, и не давайте себя запугать!» - эти слова прозвучали для Грига как благословение. Пожизненная государственная стипендия, которую Григ получал с 1874 г., дала возможность ограничить концертную и педагогическую деятельность в столице, чаще выезжать в Европу. В 1877 г. Григ оставил Кристианию. Отклонив предложение друзей поселиться в Копенгагене и Лейпциге, он предпочел уединенную и сосредоточенную на творчестве жизнь в Хардангере, одной из глубинных областей Норвегии.

С 1880 г. Григ обосновался в Бергене и его окрестностях на вилле «Трольхауген» («Холм троллей»). Возвращение на родину благотворно сказалось на творческом состоянии композитора. Кризис конца 70-х гг. миновал, Григ вновь испытал прилив энергия. В тиши «Трольхаугена» были созданы две оркестровые сюиты «Пер Гюнт», струнный Квартет соль минор, сюита «Из времен Хольберга», новые тетради «Лирических пьес», романсы и вокальные циклы. До последних лет жизни продолжалась просветительская деятельность Грига (руководство концертами бергенского музыкального общества «Гармония», организация в 1898 г. первого фестиваля норвежской музыки). Сосредоточенный композиторский труд сменялся гастрольными поездками (Германия, Австрия, Англия, Франция); они способствовали распространению норвежской музыки в Европе, приносили новые связи, знакомства с крупнейшими современными композиторами - И. Брамсом, К. Сен-Сансом, М. Регером, Ф. Бузони и др.

В 1888 г. в Лейпциге Григ встретился с П. Чайковским. Надолго связавшая их дружба основывалась, по словам Чайковского, «на несомненном внутреннем родстве двух музыкальных натур». Вместе с Чайковским Григ был удостоен почетного звания доктора Кембриджского университета (1893). Григу посвящена увертюра Чайковского «Гамлет». Творческий путь композитора завершили Четыре псалма на старинные норвежские мелодии для баритона и смешанного хора a cappella (1906). Образ родины в единстве природы, духовных традиций, фольклора, прошлого и настоящего стоял в центре творчества Грига, направляя все его искания. «Я часто мысленно обнимаю всю Норвегию, и это для меня - нечто самое высокое. Никакой великий дух нельзя любить с такой же силой, как природу!» Самым глубоким и художественно совершенным обобщением эпического образа родины стали 2 оркестровые сюиты «Пер Гюнт», в которых Григ дал свою трактовку ибсеновского сюжета. Оставив за рамками характеристику Пера - искателя приключений, индивидуалиста и бунтаря, - Григ создал лирико-эпическую поэму о Норвегии, воспел красоту ее природы («Утро»), нарисовал причудливые сказочные образы («В пещере горного короля»). Значение вечных символов родины обрели лирические образы матери Пера - старой Озе - и его невесты Сольвейг («Смерть Озе» и «Колыбельная Сольвейг»).

В сюитах проявилось своеобразие григовокого языка, обобщившего интонации норвежского фольклора, мастерство концентрированной и емкой музыкальной характеристики, в которой многоплановый эпический образ возникает в сопоставлении кратких оркестровых картин-миниатюр. Традиции программных миниатюр Шумана развивают «Лирические пьесы » для фортепиано. Зарисовки северных пейзажей («Весной», «Ноктюрн», «На родине», «Колокола»), жанровые и характеристические пьесы («Колыбельная», «Вальс», «Бабочка», «Ручеек»), норвежские крестьянские танцы («Халлинг», «Спрингданс», «Гангар»), фантастические персонажи народных сказок («Шествие гномов», «Кобольд») и собственно лирические пьесы («Ариетта», «Мелодия», «Элегия») - огромный мир образов запечатлен в этих лирических «дневниках» композитора.

Фортепианная миниатюра, романс и песня составляют основу творчества композитора. Подлинными жемчужинами григовской лирики, простирающейся от светлого созерцания, философского размышления до восторженного порыва, гимничности, стали романсы «Лебедь» (ст. Ибсена), «Сон» (ст. Ф. Богенштедта), «Люблю тебя» (ст. Г. X. Андерсена). Подобно многим романтическим композиторам, Григ объединяет вокальные миниатюры в циклы - «По скалам и фьордам», «Норвегия», «Девушка с гор» и др. В большинстве романсов использованы тексты скандинавских поэтов. Связи с национальной литературой, героическим скандинавским эпосом проявились и в вокально-инструментальных произведениях для солистов, хора и оркестра на тексты Б. Бьернсона: «У врат монастыря», «Возвращение на родину», «Олаф Трюгвасон» (ор. 50).

Инструментальные произведения крупных циклических форм отмечают важнейшие вехи эволюции композитора. Фортепианный концерт , открывающий период творческого расцвета, явился одним из значительных явлений в истории жанра на пути от концертов Л. Бетховена к П. Чайковскому и С. Рахманинову. Симфоническая широта развития, оркестровая масштабность звучания характеризуют и струнный Квартет соль минор.

Глубокое ощущение природы скрипки, инструмента исключительно популярного в норвежской народной и профессиональной музыке, обнаружилось в трех сонатах для скрипки и фортепиано - в светло-идиллической Первой; динамичной, ярко национально окрашенной Второй и в Третьей, стоящей в ряду драматических произведений композитора вместе с фортепианной Балладой в форме вариаций на норвежские народные мелодии, Сонатой для виолончели и фортепиано. Во всех названных циклах принципы сонатной драматургии взаимодействуют с принципами сюиты, цикла миниатюр (основанных на свободном чередовании, «цепи» контрастных эпизодов, фиксирующих внезапные смены впечатлений, состояний, образующих «поток неожиданностей», по выражению Б. Асафьева).

Жанр сюиты господствует в симфоническом творчестве Грига. Помимо сюит «Пер Гюнт», композитором написаны сюита для струнного оркестра «Из времен Хольберга» (в манере старинных сюит Баха и Генделя); «Симфонические танцы» на норвежские темы, сюита из музыки к драме Б. Бьернсона «Сигурд Йорсальфар» и др.

Творчество Грига быстро обрело путь к слушателям разных стран, уже в 70-х гг. прошлого века оно стало любимым и глубоко вошло в музыкальную жизнь России. «Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца», - писал Чайковский. - «В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты, норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик».

И. Охалова

  • Особенности норвежской народной музыки и ее влияние на стиль Грига →

Жизненный и творческий путь

Эдвард Хагеруп Григ родился 15 июня 1843 года. Предки его - шотландцы (по фамилии Грейг). Но еще дед обосновался в Норвегии, служил британским консулом в городе Бергене; ту же должность занимал отец композитора. Семья была музыкальной. Мать - хорошая пианистка - сама обучала детей музыке. Позже, помимо Эдварда, профессиональное музыкальное образование получил его старший брат Джон (окончил Лейпцигскую консерваторию по классу виолончели у Фридриха Грюцмахера и Карла Давыдова).

Берген, где Григ родился и провел молодые годы, славился своими национальными художественными традициями, особенно в области театра: здесь начинали свою деятельность Генрик Ибсен и Бьёрнстьерне Бьёрнсон; в Бергене родился и долгое время жил Уле Булль. Именно он первым обратил внимание на незаурядную музыкальную одаренность Эдварда (мальчик с двенадцати лет сочинял) и посоветовал родителям определить его в Лейпцигскую консерваторию, что и состоялось в 1858 году. С небольшими перерывами Григ пробыл в Лейпциге до 1862 года (В 1860 году Григ перенес тяжелое заболевание, подорвавшее его здоровье: он лишился одного легкого.) .

Григ без удовольствия впоследствии вспоминал годы консерваторского обучения, схоластические методы преподавания, консерватизм своих учителей, их оторванность от жизни. В тонах добродушного юмора он описал эти годы, равно как и свое детство, в автобиографическом очерке, озаглавленном «Мой первый успех». Молодой композитор нашел в себе силы «сбросить ярмо всего ненужного хлама, которым его наделило скудное воспитание дома и за границей»,- оно грозило направить его по ложному пути. «В этой силе крылось мое спасенье, мое счастье,- писал Григ.- И когда я понял эту силу, как только узнал самого себя,- я осуществил то, что хотел бы назвать своим единственным успехом...». Однако пребывание в Лейпциге немало дало ему: уровень музыкальной жизни в этом городе был высоким. И если не в стенах консерватории, то за ее пределами Григ приобщался к музыке современных композиторов, среди которых он более всего ценил Шумана и Шопена.

Григ продолжал совершенствоваться в качестве композитора в музыкальном центре тогдашней Скандинавии - Копенгагене. Его руководителем стал известный датский композитор, поклонник Мендельсона, Нильс Гаде (1817-1890). Но и эти занятия не удовлетворяли Грига: он искал новых путей в искусстве. Встреча с Рикардом Нурдроком помогла их обнаружить - «будто с глаз моих спала пелена»,- говорил он. Молодые композиторы поклялись отдать все силы разработке национального норвежского начала в музыке, они объявили беспощадную борьбу романтически размягченному «скандинавизму», который нивелировал возможности выявления этого начала. Творческие искания Грига горячо поддержал Уле Булль - во время совместных странствий по Норвегии он посвящал своего юного друга в тайны народного искусства.

Новые идейные стремления не замедлили сказаться на творчестве композитора. В фортепианных «Юморесках» ор. 6 и сонате ор. 7, а также в скрипичной сонате ор. 8 и увертюре «Осенью» ор. 11 уже отчетливо проявились индивидуальные черты стиля Грига. Он все более их совершенствовал в следующий период своей жизни, связанной с Христианией (ныне Осло).

С 1866 по 1874 год продолжался этот напряженнейший период музыкально-исполнительской и композиторской работы.

Еще в Копенгагене, совместно с Нурдроком, Григ организовал общество «Эвтерпа», ставившее себе целью пропаганду сочинений молодых музыкантов. Вернувшись на родину, в столице Норвегии Христиании Григ придал своей музыкально-общественной деятельности более широкий размах. Возглавив Филармоническое общество, он стремился, наряду с классикой, привить интерес и любовь слушателей к произведениям Шумана, Листа, Вагнера, имена которых еше не были известны в Норвегии, а также к музыке норвежских авторов. Григ выступал также в качестве пианиста- исполнителя собственных произведений, часто в содружестве со своей женой, камерной певицей Ниной Хагеруп. Его музыкально-просветительская деятельность протекала рука об руку с интенсивной композиторской работой. Именно в эти годы он пишет ставший знаменитым фортепианный концерт ор. 16, Вторую скрипичную сонату ор. 13 (одно из самых любимых своих сочинений) и начинает издавать серии тетрадей вокальных пьес, а также фортепианных миниатюр как интимно лирических, так и народно-танцевальных.

Большая и плодотворная деятельность Грига в Христиании, однако, не получала должного общественного признания. Он имел замечательных союзников в своей пламенной патриотической борьбе за демократическое национальное искусство - в первую очередь композитора Свенсена и писателя Бьёрнсона (с последним его связывали долгие годы дружбы), но и немало врагов - косных ревнителей старого, омрачавших своими интригами годы его пребывания в Христиании. Поэтому особенно запечатлелась в памяти Грига та дружеская помощь, которую оказал ему Лист.

Лист, приняв сан аббата, жил в эти годы в Риме. Он не знал лично Грига, но в конце 1868 года, ознакомившись с его Первой скрипичной сонатой, пораженный свежестью музыки, послал восторженное письмо автору. Письмо это сыграло большую роль в биографии Грига: моральная поддержка Листа укрепила его идейно-художественные позиции. В 1870 году состоялась их личная встреча. Благородный и великодушный друг всего талантливого в современной музыке, особенно тепло поддерживавший тех, кто выявлял национальное начало в творчестве, Лист горячо принял недавно законченный фортепианный концерт Грига. Он сказал ему: «Продолжайте в том же духе, у вас есть к этому все данные, и - не давайте себя запугать!..».

Рассказывая родным о встрече с Листом, Григ добавлял: «Эти слова имеют для меня бесконечно большое значение. Это нечто вроде благословения. И не раз, в минуты разочарования и горечи, я буду вспоминать его слова, и воспоминания об этом часе будут волшебной силой поддерживать меня в дни испытаний».

Григ поехал в Италию на полученную им государственную стипендию. Несколькими годами позже, вместе со Свенсеном, он получил от государства пожизненную пенсию, которая освободила его от необходимости иметь постоянное место службы. В 1873 году Григ покидает Христианию, а в следующем году обосновывается в родном Бергене. Начинается следующий, последний, длительный период его жизни, отмеченный большими творческими удачами, общественным признанием на родине и за рубежом. Открывает этот период создание музыки к пьесе Ибсена «Пер Гюнт» (1874-1875). Именно эта музыка сделала имя Грига европейски известным. Наряду с музыкой к «Перу Гюнту» создаются остро драматичная фортепианная Баллада ор. 24, струнный квартет ор. 27, сюита «Из времен Хольберга» ор. 40, ряд тетрадей фортепианных пьес н вокальной лирики, где композитор все чаще обращается к текстам норвежских поэтов, и другие сочинения. Музыка Грига приобретает большую популярность, проникая на концертную эстраду и в домашний быт; его произведения печатаются одним из самых солидных немецких издательств, множится количество концертных поездок. В признание его художественных заслуг Григ избирается членом ряда академий: шведской в 1872 году, Лейденской (в Голландии) в 1883, французской в 1890 и вместе с Чайковским в 1893 году - доктором Кембриджского университета.

Со временем Григ все более сторонится шумной столичной жизни. В связи с гастрольными турне ему приходится посещать Берлин, Вену, Париж, Лондон, Прагу, Варшаву, тогда как в Норвегии он живет уединенно, преимущественно за городом (сначала в Луфтхусе, затем вблизи Бергена в своем имении, названном Трольд- хауген, то есть «Холм троллей»); основное время посвящает творчеству. И все же Григ не бросает музыкально-общественной работы. Так, в течение 1880-1882 годов он руководил в Бергене концертным обществом «Гармония», а в 1898 году там же провел первый фестиваль норвежской музыки (из шести концертов). Но с годами пришлось отказаться и от этого: его здоровье пошатнулось, легочные заболевания участились. Григ умер 4 сентября 1907 года. Его смерть была отмечена в Норвегии как национальный траур.

Чувство глубокой симпатии вызывает облик Эдварда Грига - художника и человека. Отзывчивый и мягкий в обращении с людьми, в своей деятельности он отличался честностью и принципиальностью и, не принимая прямого участия в политической жизни страны, всегда выступал убежденным демократом. Интересы родного народа были для него превыше всего. Именно поэтому в годы, когда за рубежом появились тенденции, тронутые декадентским влиянием, Григ выступал в качестве одного из крупнейших реалистических художников. «Я противник всякого рода «измов»,- говорил он, полемизируя с вагнерианцами.

В своих немногочисленных статьях Григ высказывает немало метких эстетических суждений. Он преклоняется перед гением Моцарта, но одновременно полагает, что при знакомстве с Вагнером «этот универсальный гений, чья душа всегда оставалась чуждой всякого филистерства, обрадовался бы как дитя всем новым завоеваниям в области драмы и оркестра». И. С. Бах для него является «краеугольным камнем» современного искусства. У Шумана он ценит прежде всего «теплый, глубоко сердечный тон» музыки. И самого себя Григ причисляет к шумановской школе. Склонность к меланхолии и мечтательности роднит его с немецкой музыкой. «Однако мы более любим ясность и краткость,- утверждает Григ,- даже наша разговорная речь ясна и точна. Мы стремимся добиться этой ясности и точности в нашем искусстве». Много теплых слов он находит для Брамса, а свою статью памяти Верди начинает словами: «Ушел последний великий...».

Исключительно сердечные отношения связывали Грига с Чайковским. Их личное знакомство состоялось в 1888 году и перешло в чувство глубокой приязни, объясняемое, по выражению Чайковского, «несомненным внутренним родством двух музыкальных натур». «Я горжусь, что заслужил Вашу дружбу»,- писал он Григу. А тот, в свою очередь, мечтал еще об одной встрече «где бы то ни было: в России, Норвегии или еще где-нибудь!». Чувства уважения к Григу Чайковский выразил, посвятив ему увертюру-фантазию «Гамлет». Он дал замечательную характеристику творчества Грига в своем «Автобиографическом описании путешествия за границу в 1888 году».

«В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик... Сколько теплоты и страстности в его певучих фразах,- писал далее Чайковский,- сколько ключом бьющей жизни в его гармонии, сколько оригинальности и очаровательного своеобразия в его остроумных, пикантных модуляциях и в ритме, как и все остальное, всегда интересном, новом, самобытном! Если прибавить ко всем этим редким качествам полнейшую простоту, чуждую всякой изысканности и претензий... то неудивительно, что Грига все любят, что он везде популярен!..».

М. Друскин

Сочинения:

Фортепианные произведения
всего около 150
Множество небольших пьес (op. 1, издан в 1862 году); 70 содержится в 10 «Лирических тетрадях » (изданы с 1870-х годов по 1901)
Среди крупных произведений:
Соната e-moll ор. 7 (1865)
Баллада в форме вариаций ор. 24 (1875)

Для фортепиано в 4 руки
Симфонические пьесы ор. 14
Норвежские танцы ор. 35
Вальсы-каприсы (2 пьесы) ор. 37
Старонорвежский романс с вариациями ор. 50 (есть оркестровая редакция)
4 сонаты Моцарта для 2-х фортепиано в 4 руки (F-dur, c-moll, C-dur, G-dur)

Песни и романсы
всего - с посмертно изданными - свыше 140

Камерно-инструментальные произведения
Первая скрипичная соната F-dur ор. 8 (1866)
Вторая скрипичная соната G-dur ор. 13 (1871)
Третья скрипичная соната c-moll ор. 45 (1886)
Виолончельная соната a-moll ор. 36 (1883)
Струнный квартет g-moll ор. 27 (1877-1878)

Симфонические произведения
«Осенью», увертюра ор. 11 (1865-1866)
Фортепианный концерт a-moll ор. 16 (1868)
2 элегические мелодии (по собственным песням) для струнного оркестра ор. 34
«Из времен Хольберга», сюита (5 пьес) для струнного оркестра ор. 40 (1884)
2 сюиты (всего 9 пьес) из музыки к пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт» ор. 46 и 55 (конец 80-х годов)
2 мелодии (по собственным песням) для струнного оркестра ор. 53
3 оркестровые пьесы из «Сигурда Иорсальфара» ор. 56 (1892)
2 норвежские мелодии для струнного оркестра ор. 63
Симфонические танцы на норвежские мотивы ор. 64

Вокально-симфонические произведения
театральная музыка
«У врат монастыря» для женских голосов - соло и хора - и оркестра ор. 20 (1870)
«Возвращение на родину» для мужских голосов - соло и хора - и оркестра ор. 31 (1872, 2-я редакция - 1881)
«Одинокий» для баритона, струнного оркестра и двух валторн ор. 32 (1878)
Музыка к пьесе Ибсена «Пер Гюнт» ор. 23 (1874-1875) Записи

Презентация "Путешествие в Норвегию" 2, является второй частью, содержит краткую биографию Эдварда Грига. Презентации " Путешествие в Норвегию"1 - 2, предназначены для детей 1 - 4 классов начальной школы на уроках музыки и для музыкальных школ. См. Приложение к презентациям.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Путешествие в Норвегию - 2

И в этой прекрасной стране жил и творил великий музыкант и волшебник – Эдвард Григ

Город Берген – город культурных традиций. Трольхауген – поместье, где жил Эдвард Григ.

Мать Эдварда была профессиональной пианисткой. Увидев талант в своём ребёнке, сама стала обучать его музыке.

Однажды к ним в гости приехал знаменитый норвежский музыкант Уле Бум. Который, услышав игру Эдварда, сразу распознал его величайшую музыкальную одарённость. По совету Уля Бума, в 15 лет, Григ поступил в консерваторию. После окончания консерватории Эдвард возвратился на родину.

Удивительный облик был у этого невысокого и слабого здоровьем человека. Удивительный по красоте и благородству.

На родине, Эдвард Григ женится на своей двоюродной сестре-Нине.

Всё творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.

Григ страстно любил родную природу, совершал длительные поездки в горы. Под впечатлением норвежских сказок создал свои знаменитые произведения.

Эдвард Григ – любовь и гордость норвежцев. Норвегия уставлена памятниками Григу.

Умер Эдвард Григ в сентябре 1907 года от воспаления лёгких.

Великий композитор прожил всего 64 года и был похоронен, как сказочный герой в скале, рядом с домом, вместе с женой.

Если и мог кто-то явить миру гордый и чистый дух Норвегии, полный тёмной силы, страстной романтики и ослепительного света, то это безусловно Эдвард Григ.

Предварительный просмотр:

Приложение к презентации.

Путешествие в Норвегию -1

Показ слайдов:

  1. Наше путешествие в страну Норвегию. Название страны происходит от древнескандинавского слова Nororvegr – «путь на север».

Посмотрите – флаг Норвегии тоже имеет 3 цвета, как и наш российский. А на гербе изображён лев.

Норвегия – государство в Северной Европе, граничит на востоке с Финляндией и Россией. Омывается 3-мя морями: Баренцевым, Норвежским и Северным. Норвегия славится рыболовством. Столица Норвегии – город Осло.

  1. Наше путешествие мы можем совершить на разных видах транспорта: На самолёте На корабле Поехать поездом
  2. Норвегия – страна с очень красивой природой, горами и долинами.
  3. Страна, где срываются с круч водопады,

И к низу стремятся отвесной стеной,

  1. Где берег морской весь изрезали фьорды,

Там волны нашли свой приют и покой.

  1. Страна рек холодных и льдов заполярья,

Ты радуешь взоры в убранстве своём,

Ты даришь минуты огромного счастья

  1. И дышится вольно в просторе твоём.
  2. Здесь пела Сольвейг свои дивные песни

И музыка Грига звучала порой, 9.Напевы её и легки и прекрасны,

И радуют слух не земной красотой. 10.Здесь прячутся гномы за ветками леса, И феи порхают в тумане морском, 11.Здесь скалы круты и обрывы отвесны, И снежные шапки белеют кругом.

12.Норвегия – страна, в которой существуют сказки про злых духов – троллей. Это враждебные людям человеческие существа. Они строят в пещерах, в горах целые дворцы.

13. Вот такие памятники – сказочные тролли, стоят на въезде и на выезде из Норвегии.

Приложение к презентации

Путешествие в Норвегию – 2

Показ слайдов

  1. слайд

2. И в этой прекрасной стране жил и творил, великий музыкант и волшебник Эдвард Григ.

4. Город Берген – город культурных традиций. Трольхауген – поместье, где жил Эдвард Григ.

5. слайд

6. Его мама была профессиональной пианисткой и, увидев талант в своём ребёнке начала обучать его музыке.

7. Однажды к ним в гости приехал знаменитый норвежский музыкант Уле Бум. Он, услышав игру Эдварда, сразу советует поступить в консерваторию. После окончания консерватории, Григ возвращается к себе на родину.

8. Удивительный облик был у этого невысокого и слабого здоровьем человека. Удивительный по красоте и благородству.

9. На родине Эдвард Григ женится на своей двоюродной сестре – Нине.

11.слайд

12. Всё творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.

13. Григ страстно любил родную природу, совершал длительные поездки в горы, под впечатлением норвежских сказок создал свои знаменитые произведения.

14. Эдвард Григ – любовь и гордость норвежцев. Норвегия уставлена памятниками Григу.

15. Умер Эдвард Григ в сентябре 1907 года от воспаления лёгких.

16. Великий композитор, прожил всего 64 года и был похоронен, как сказочный герой, в скале, рядом с домом, вместе с женой.

17. слайд

18. Если и мог кто-то явить миру гордый и чистый дух Норвегии, полный тёмной силы, страстной романтики и ослепительного света, то это безусловно Эдвард Григ.


Эдвард Григ (1843-1907) - первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием общеевропейской культуры. Благодаря Григу музыкальная школа Норвегии встала вровень с другими национальными школами Европы, хотя ее развитие протекало в очень сложных условиях.

В течение долгого времени (до 1905 года) Норвегия не могла добиться государственной самостоятельности. Политическая зависимость от Дании (XIV-XVIII века) и Швеции (XIX век) тормозила развитие экономики и культуры страны (вплоть до середины XIX века она не только не имела профессионального искусства, но и единого государственного языка).

Жизненный и творческий путь Грига совпал с периодом необычайно яркого расцвета норвежской культуры, связанного с пробуждением национального самосознания. В 60-70е годы XIX века передовые норвежские художники обратились к изучению национального эпоса, народных сказок, музыкального фольклора. В Бергене, на родине Грига, открылся Национальный норвежский театр, работу которого возглавил Генрик Ибсен (виднейший норвежский драматург, автор драмы «Пер Гюнт»). Выдающийся скрипач-импровизатор Уле Булль стал пропагандировать норвежскую народную музыку, исполняя собственные концертные фантазии на фольклорные темы. Автор национального норвежского гимна Нурдрок вместе с Григом создал в Копенгагене музыкальное общество «Евтерпа», целью которого было распространение и пропаганда творчества молодых скандинавских композиторов. В качестве автора многочисленных романсов выдвинулся Хьерульф . И все же именно Григу удалось вывести музыкальную школу Норвегии на мировой уровень. Смысловым центром всего григовского творчества стал образ Норвегии. Его воплощение связано то с героикой норвежского эпоса, то с образами национальной истории и литературы, то с фантастикой скандинавских сказок или картинами суровой северной природы. Самым глубоким и художественно совершенным обобщением эпического образа родины стали 2 оркестровые сюиты «Пер Гюнт», в которых Григ дал свою трактовку ибсеновского сюжета. Оставив за рамками характеристику Пера - искателя приключений, индивидуалиста и бунтаря, - Григ создал лирико-эпическую поэму о Норвегии, воспел красоту ее природы («Утро»), нарисовал причудливые сказочные образы («В пещере горного короля»). Значение вечных символов обрели лирические образы матери Пера, старой Озе, и его невесты Сольвейг.

Ярко оригинальный стиль Грига сложился под воздействием норвежского фольклора, который имеет очень давнюю историю. Его традиции сформировались в лирико-эпических песнях скальдов, в пастушеских горных мелодиях (локках ), в норвежских танцах и маршах.

Григовские мелодии вобрали наиболее характерные особенности норвежских народных песен, такие, например, как сочетание пентатонных ходов с тритоновыми, или мелодический оборот T - вводный тон - D. Эта интонация, ставшая своеобразным музыкальным символом Норвегии, встречается в музыке Грига очень часто (например, во многих темах , в «Ноктюрне» из «Лирических пьес»). Нередко она «перемещается» на другие ступени лада, как, например, в песне Сольвейг , где этот мелодический ход идет от D (через повышенную IV ступень), а затем от S.

Под воздействием фольклора сложились также характерные особенности гармонии Грига:

  • обилие органных пунктов;
  • частое использование лидийского и дорийского ладов;
  • повышение IV ступени лада и в мажоре, и в миноре - излюбленная григовская альтерация;
  • гибкая ладовая переменность, как своеобразная игра «света и тени» (минорная d в мажоре, мажорная S в миноре и пр.) т. медленной части фп. концерта

В целом, гармонический язык произведений Грига отличается особой красочностью, широким применением аккордов многотерцового строения, что опять же коренится в норвежском фольклоре (многие норвежские мелодии содержат несколько терцовых ходов в одном направлении).

Наиболее непосредственно с норвежским фольклором связаны многочисленные танцы Грига. Они опираются на своеобразную ритмику норвежских халлингов, спрингдансов, гангаров. Гангар - это норвежский крестьянский марш. Халлинг - сольный мужской танец с очень сложными, почти акробатическими движениями. Спрингданс (или спрингар) - задорный «танец вприпрыжку». Григ часто подчеркивает типичные ритмические детали всех этих танцев - сочетание триольного и пунктирного рисунка, неожиданные акценты на слабых долях, всевозможные синкопы.

В творческом наследии Грига представлены почти все музыкальные жанры - фортепианные, вокальные, симфонические (увертюра «Осенью», сюита «Из времен Хольберга» для струнного оркестра) и вокально-симфонические (театральная музыка), камерно-инструментальные (струнный квартет, 3 сонаты для скрипки и фортепиано, 1 соната для виолончели и фортепиано). И всё же наиболее ярко он проявил себя в области миниатюры - фортепианной и вокальной. Современники называли его гениальным миниатюристом, мастером малых форм.

Где запечатлены его личные жизненные наблюдения, впечатления от окружающего мира, природы, мысли и чувства, думы о Родине. Композитор написал около 150 фортепианных миниатюр. 66 из них включены в цикл из 10 тетрадей «Лирические пьесы», который занял основное место в его фортепианном творчестве (кроме него - «Поэтические картинки», «Юморески», «Из народной жизни», «Альбомные листки», «Вальсы-каприсы»). Григ посвятил фортепиано также 3 крупных произведения: сонату e-moll, балладу в форме вариаций и фортепианный концерт, один из лучших в концертной литературе.

Наряду с фортепианной музыкой, (около 150 песен и романсов, в т.ч. вокальные циклы «Мелодии сердца» на слова Г.Х Андерсена, «По скалам и фьордам», «Норвегия», «Дитя гор»). Показательно, что основу григовских вокальных сочинений составила норвежская поэзия (стихи Бьёрнсона, Паульсена, Ибсена).

Григ проявил себя не только как композитор. Он был также прекрасным исполнителем (выступал как дирижер и пианист, чаще всего в содружестве с певицей Ниной Хагеруп, которая была его женой); музыкальным критиком; общественным деятелем (возглавлял в Христиании филармоническое общество, провел в Бергене первый фестиваль норвежской музыки и пр.)

До последних лет жизни продолжалась просветительская деятельность Грига (руководство концертами бергенского музыкального общества «Гармония», организация в 1898 г. первого фестиваля норвежской музыки). Сосредоточенный композиторский труд сменялся гастрольными поездками (Германия, Австрия, Англия, Франция); они способствовали распространению норвежской музыки в Европе, приносили новые связи, знакомства с крупнейшими современными композиторами - И. Брамсом, К. Сен-Сансом, М. Регером, Ф. Бузони.

В основном это музыка к драматическим спектаклям. Опера «Улаф Трюгвасон» осталась незавершенной.

Э́двард Хагеруп Григ (норв. Edvard Hagerup Grieg; 15 июня 1843, Берген, Норвегия - умер 4 сентября 1907, там же) - норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр. Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.

Среди самых известных произведений Грига - две сюиты из музыки к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт», концерт для фортепиано с оркестром, скрипичные сонаты.

Основное внимание Григ уделял песням и романсам, которых опубликовал более 600. Ещё около двадцати его пьес изданы посмертно. Вокальные сочинения Грига написаны на слова датских и норвежских, иногда немецких поэтов.

Похоронен в родном городе вместе с женой, Ниной Хагеруп, приходившейся композитору двоюродной сестрой.

Берген. Детство и юность (с рождения до 1858)

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в Бергене в культурной и обеспеченной семье, происходившей от его прадеда по отцовской линии, шотландского купца Александра Грига, перебравшегося в Берген около 1770 года и некоторое время исполнявшего в этом городе обязанности британского вице-консула. Дед композитора, Джон Григ, унаследовавший эту должность, играл в бергенском оркестре и женился на дочери его главного дирижёра Нильса Хаслунна. Отец композитора, Александр Григ, был вице-консулом в третьем поколении.Мать композитора, Гесина Григ, в девичестве Хагеруп, училась игре на фортепиано и вокалу в Арфелоне у Альберта Метфесселя, затем выступала в Лондоне, а у себя дома в Бергене постоянно музицировала, исполняя сочинения Моцарта, Вебера], Фридерик|Шопена, и, как было принято в состоятельных семьях, с детства обучала музыке Эдварда, его брата и трёх сестёр. Впервые будущий композитор сел за фортепиано в четыре года, и уже в детстве его стала занимать красота созвучий и гармоний.

Почему не вспомнить ту таинственную, неизъяснимую радость, которая охватила меня, когда, протянув руки к фортепиано, я извлёк - о нет, не мелодию! Куда там! Нет, должно быть, то была гармония. Сначала терция, потом трезвучие, потом аккорд из четырёх звуков. И наконец, с помощью уже обеих рук - о ликованье! - пятизвучие, нонаккорд. Когда он прозвучал, восторгу моему не было границ. Вот это был успех! Ни один из последующих моих успехов не опьянял меня так, как этот. Было мне тогда около пяти лет.

Эдвард Григ. «Мой первый успех». Избранные статьи и письма

В возрасте двенадцати лет Григ написал своё первое произведение для фортепиано. Через три года, после окончания общей школы, по настоятельному совету «норвежского Паганини» - известного норвежского скрипача Оле Булла, Григ поступил на обучение в Лейпцигскую консерваторию

Лейпциг. Консерватория (1858-1863)

В знаменитой консерватории, основанной в 1843 году Мендельсоном, Григ не всем оказался доволен: со своим первым учителем фортепиано Луи Плайди они настолько разошлись во вкусах и интересах (по мнению Грига, Плайди был прямолинейным педантом и малоспособным исполнителем), что по собственной просьбе Эдвард был переведён в класс Эрнста Фердинанда Венцеля. За пределами консерватории, в городе с развитой музыкальной культурой, в котором жили Иоганн Себастьян Бах и Роберт Шуман, Григ приобщался к музыке современных композиторов, в частности посещая концертный зал «Гевандхауз», где играли музыку Шумана, Моцарта, Бетховена, Вагнера и Шопена. Шуман с тех пор всегда оставался любимым композитором Грига, и его ранние произведения, в частности соната для фортепиано (1865), хранят следы влияния Шумана.Во время обучения Григ сочиняет «4 фортепианные пьесы», оп. 1 и «4 романса», оп. 2, на слова немецких по­этов. В этих ранних произведениях заметно влияние любимых Григом классиков: Шумана, Шуберта, Мендельсона.В 1862 году Григ окончил консерваторию с отличными оценками. По отзывам профессоров, в годы учения он проявил себя как «в высшей степени значительный музыкальный талант», особенно в области композиции, а также как незаурядный «пианист со свойственной ему продуманной и полной выразительности манерой исполнения». В том же году в шведском городе Карлсхамн он дал свой первый концерт.Позже Григ без удовольствия вспоминал годы обучения в консерватории - схоластические методы преподавания, консерватизм учителей, их оторванность от реальной жизни. В тонах добродушного юмора он описал своё детство и консерваторские годы в автобиографическом очерке «Мой первый успех» (на русском языке впервые был опубликован в «Русской музыкальной газете», 1905). Однако о своем учителе композиции Морице Гауптмане Григ говорил так: «Он олицетворял для меня всякую противоположность схоластике».

Копенгаген. Начало карьеры, общество «Эвтерпа», вступление в брак (1863-1866)

Нина Хагеруп и Эдвард Григ в период помолвки, около 1867 г.

Окончив консерваторию, Григ пожелал работать на родине и вернулся в Берген. Однако его пребывание в родном городе на этот раз было недолгим - талант молодого музыканта не мог совершенствоваться в условиях слабо развитой музыкальной культуры Бергена. В 1863 году Григ уехал в Копенгаген, центр музыкальной жизни всей тогдашней Скандинавии. В том же году он написал «Поэтические картинки» - шесть пьес для фортепиано, выпущенные как опус 3, где в его музыке впервые проявились национальные черты. Ритмическая фигура, лежащая в основе третьей пьесы, часто встречается в норвежской народной музыке и становится характерной для многих мелодий Грига. В Копенгагене Григ сблизился с группой единомышленников, воодушевлённых идеей создания нового национального искусства. Одним из них был Рикард Нурдрок, норвежец, который ясно осознавал свою задачу как борца за норвежскую национальную музыку. В общении с ним окрепли и оформились эстетические взгляды Грига. В 1864 году в содружестве с несколькими датскими музыкантами они основали музыкальное общество «Эвтерпа» с целью знакомить публику с произведениями скандинавских композиторов. Григ выступил в нём в качестве дирижёра, пианиста и автора, и за два года выпустил «Шесть поэм» на стихи немецких поэтов Гейне , Уланда и Шамиссо (1863-1864); Первую симфонию (1863-1864); ряд романсов на слова Ханса Кристиана Андерсена, Расмуса Винтера и Андреаса Мунка; «Юморески» для фортепиано (1865); Первую скрипичную сонату (1865); увертюру «Осенью» (1866); единственную фортепианную сонату (1865-1867). Норвежские народные мотивы занимают все больше и больше места в его творчестве. После знакомства с Нурдроком он писал:

У меня точно глаза раскрылись! Я внезапно постиг всю глубину, всю ширину и мощь тех далеких перспектив, о которых не имел до того понятия; тут лишь я понял величие норвежского народного творчества и собственное мое призвание и натуру.

Также в Копенгагене Григ встретил Нину Хагеруп, свою двоюродную сестру, с которой они вместе росли в Бергене, переехавшую с семьей в Копенгаген в возрасте восьми лет. За это время она стала взрослой девушкой, певицей с прекрасным голосом, который очень понравился начинающему композитору. На Рождество 1864 года Григ сделал ей предложение, и в июле 1867 года они поженились. Их творческое содружество продолжалось в течение всей их совместной жизни.

Осло. Расцвет деятельности (1866-1874)

Не в силах терпеть давление родни, которая из-за нетрадиционного брака отвернулась от Григов, молодожены переехали в Кристианию (Осло), и ближе к осени 1867 года Григ организовал концерт как «отчёт о достижениях норвежских композиторов». В нём прозвучали первая соната Грига для скрипки и соната для фортепиано, песни Нурдрока и композитора Хальфдана Кьерульфа. Результатом стало приглашение на пост дирижёра Кристианийского филармонического сообщества.

Здесь, в Осло, наступил расцвет деятельности Грига. Была опубликована первая тетрадь «Лирических пьес» (1867), в 1868 году вышел фортепианный концерт, несколько сборников романсов и песен на стихи Йоргена Му, Кристофера Янсона, Андерсена и других скандинавских поэтов. Вторую скрипичную сонату (1867) критики находят намного более развитой, разнообразной и богатой, чем Первая.В 1868 году у Григов родилась дочь, которую назвали Александрой. Спустя год девочка заболела менингитом и умерла. Случившееся поставило крест на будущей счастливой жизни семьи. После смерти дочери Нина замкнулась в себе, однако супруги продолжали совместную концертную деятельность и вместе ездили на гастроли.В 1869 году Григ открыл для себя классический сборник норвежского музыкального фольклора, составленный известным композитором и фольклористом Людвигом Матиасом Линдеманом. Результатом этого явился цикл «25 норвежских народных песен и танцев» для фортепиано, оп. 24, состоящий из разнообразных шуточных и лирических, трудовых и крестьянских песен.В 1871 году вместе с композитором Юханом Свенсеном Григ основал концертное общество «Музыкальная ассоциация Кристиании» (ныне Филармоническое общество Осло). Наряду с классикой они старались привить интерес и любовь слушателей к произведениям современников - Шумана, Листа, Вагнера, имена которых ещё не были известны в Норвегии, а также к музыке норвежских авторов. В борьбе за свои взгляды им пришлось столк­нуться с большими трудностями со стороны космополитически настроенной крупной буржуазии, однако в среде передовой интеллигенции, сторонников самобытной национальной культуры, Григ нашёл горячую поддержку. Тогда завязалась тесная дружба с писателем и общественным деятелем Бьёрнстьерне Бьёрнсоном, оказавшим большое влияние на творческие взгляды композитора. Было опубликовано несколько песен в соавторстве с Бьёрнсоном, а также «Сигурд Крестоносец» (1872) - пьеса во славу норвежского короля XII века.Также в начале 1870-х годов Григ и Бьёрнсон были заняты мыслью об опере. Их замыслы не осуществились главным образом потому, что в Норвегии отсутствовали оперные традиции. От попытки создания оперы осталась лишь музыка к отдельным сценам неоконченного либретто Бьёрнсона «Олав Трюггвасон» (1873), по легенде о короле Олаве, крестившем Норвегию в X веке. В 1994 году российский композитор и либреттист Лев Конов закончил наброски и написал детскую оперу-эпос «Асгард».Ференц Лист, живший в Риме и не знавший Грига лично, в конце 1868 года ознакомился с его Первой скрипичной сонатой. Он был поражён свежестью музыки и послал восторженное письмо автору, которое сыграло большую роль в жизни Грига: моральная поддержка Листа укрепила его идейно-художественные позиции. В 1870 году состоялась их личная встреча. Благородный и великодушный друг всего талантливого в современной музыке, особенно тепло поддерживавший тех, кто выявлял национальное начало в творчестве, Лист горячо принял недавно законченный фортепианный концерт композитора. Рассказывая родным о встрече с Листом, Григ добавлял:

Эти слова имеют для меня бесконечно большое значение. Это нечто вроде благословения. И не раз, в минуты разочарования и горечи, я буду вспоминать его слова, и воспоминания об этом часе будут волшебной силой поддерживать меня в дни испытаний.

В 1874 году правительство Норвегии назначило Григу пожизненную государственную стипендию. Он получил предложение от известного норвежского поэта Генрика Ибсена. Результатом работы, представлявшей интерес и для самого композитора, стала музыка к драме «Пер Гюнт», одна из самых известных увертюр из всего наследия Грига. По собственному признанию, Григ был фанатическим почитателем многих поэтических произведений Ибсена, в особенности «Пера Гюнта». Представление увертюры в Осло 24 февраля 1876 года сопровождалось большим успехом, музыка Грига становилась все более известной в Европе. В Норвегии она приобретает огромную популярность, проникая на концертную эстраду и в домашний быт; его произведения печатаются одним из самых солидных немецких издательств, множится количество концертных поездок. Широкое признание и материальная обеспеченность позволили Григу оставить концертную деятельность в столице и вернуться в Берген.

Берген (1874-1885) и «Тролльхауген» (с 1885 до смерти). Смерть композитора

В конце 1870-х годов Григ был увлечен сочинением крупных инструментальных произведений. Были задуманы фортепианное трио, фортепианный квинтет. Однако закончен был только струнный квартет (1878), написанный на тему одной из ранних песен. В 1881 году в Бергене были созданы «Норвежские танцы» для фортепиано в четыре руки (оп. 35). В творчестве предшественников Грига четырёхручные произведения были распространены в качестве музыки, доступной для широкого круга любителей, отсюда несложность их замысла и стиля. Иные тенденции у Грига - количество и соотношение частей этой сюиты, динамика, контрасты, насыщенная фактура приближают «Танцы» к симфонии. Именно поэтому популярной стала оркестровая редакция этого сочинения.От сырости в Бергене у Грига обострился плеврит, полученный ещё в консерватории, возникло опасение, что он может перейти в туберкулёз. Жена отдалялась от него всё дальше и в 1883 году ушла. Три месяца Григ жил один, но потом, по совету своего товарища, музыковеда Франца Бейера, помирился с женой и в знак этого решил уехать из Бергена.С 1885 года основным местом жительства Грига стал Тролльхауген - вилла, выстроенная по его заказу неподалеку от Бергена. Страстно любивший Норвегию, Григ подолгу бывал в горах, живя в деревенской глуши среди крестьян, рыбаков и лесорубов. Поэзия норвежской природы, дух и строй народной музыки отразились в лучших его произведениях этих лет: балладе для фортепиано, оп. 24; Первого струнного квартета. В письмах Грига того периода часто встречаются подобные описания гор и природы Норвегии. Песни, выпущенные в то время, стали для композитора гимнами великой природе.Концертные поездки в Европу со временем приняли систематический характер. Свои произведения Григ представлял в Германии, Франции, Англии, Голландии, Швеции как дирижёр и пианист, так и аккомпанируя жене. Концертную деятельность Григ не оставлял до конца своих дней.В январе 1888 года в Лейпциге Григ познакомился с Петром Ильичом Чайковским, и между композиторами возникла дружба. Чайковский восхищался поэтичностью музыки Грига, свежестью и самобытностью его стиля. Григу была посвящена увертюра «Гамлет» и дана замечательная характеристика творчества в «Автобиографическом описании путешествия за границу в 1888 году» Чайковского. В 1893 году они вместе были удостоены почётных званий докторов Кембриджского университета. Ещё раньше, в 1889 году, Григ стал членом Французской академии изящных искусств, в 1872 году Шведской королевской академии, в 1883 году членом Лейденского университета в Голландии.В 1898 году Григ организовал первый в Бергене фестиваль норвежской музыки, который проводится и поныне. Он неизменно принимал участие во всех событиях норвежской общественной жизни, уделял большое внимание работе концертных организаций и хоровых обществ, выступал как критик и публицист. Григ следил за развитием музыкальной жизни в Европе, выступал с развёрнутыми очерками о композиторах-классиках (Вагнере, Шумане, Моцарте, Верди, Дворжаке), пропагандировал творчество норвежских композиторов - Свенсена, Кьерульфа, Нурдрока.В 1890-е годы внимание Грига больше всего было занято фортепианной музыкой и песнями. С 1891 по 1901 год было написано шесть тетрадей «Лирических пьес» и более десятка песенных сборников. В 1903 году появляется новый цикл обработок народных танцев для фортепиано. В последние годы жизни Григ опубликовал остроумную и лиричную автобиографическую повесть «Мой первый успех» и программную статью «Моцарт и его значение для современности». В них ярко выразилось творческое кредо композитора: стремление к своеобразию, к определению своего стиля, своего места в музыке. Несмотря на болезнь, Григ продолжал творческую деятельность до конца жизни. В апреле 1907 года композитор совершил большую концертную поездку по городам Норвегии, Дании, Германии.В том же году осенью Григ собрался на музыкальный фестиваль в Англию. Вместе с женой он остановился в маленьком отеле в Бергене, чтобы подождать корабль до Лондона. Там Григу стало хуже, и ему пришлось лечь в больницу. 4 сентября Эдвард Григ скончался. Его смерть отмечалась в Норвегии как национальный траур. По завещанию композитора, прах его был похоронен в скале над фьордом возле его виллы. Позже здесь был основан мемориальный дом-музей.

Творчество

Творчество Эдварда Грига впитало в себя типические черты норвежского музыкального фольклора - эпических и лирических песен скальдов, мелодий пастушьего альпийского рога, трудовых и бытовых песен. Этот фольклор формировался на протяжении многих столетий, и его особенности закрепились в XIV-XVI веках. Немалую роль в них играло воспроизведение образов природы, персонажей норвежских народных сказаний о подземном мире - гномов, кобольдов, троллей, домовых, водяных (например, «Шествие гномов» и «Кобольд» из «Лирических пьес», «В пещере горного короля» из «Пера Гюнта»).

Норвежская народная мелодика отмечена рядом характерных особенностей, которые определили своеобразие музыкальной стилистики Грига. В инструментальной музыке мелодические линии часто развиваются сложным орнаментом в наслоении форшлагов, мордентов, трелей, мелодических задержаний. Эти приемы народного скрипичного музицирования закреплены во многих танцевальных пьесах Грига. Подобные приемы проникают и в его вокальную музыку, где мелодические задержания служат выражению широкого вздоха.

Григ часто использовал свежо звучавшие в его время ладовые обороты - дорийский, фригийский. Они способствовали обогащению его гармонических приемов, среди которых альтерации, необычное сочетание тональностей, хроматическое нисхождение баса, частое применение органного пункта.

В фортепианных пьесах оп. 17, 35, 63 и 72 Григ всесторонне отобразил музыку таких норвежских танцев, как спрингар, халлинг, гангар, до него разрабатываемые скрипачами, которыми издавна славилась Норвегия. Он дал также развернутые сцены из народной жизни на основе танцевальных интонаций и ритмов («Сцены из сельской жизни», оп. 19; «Свадебный день в Тролльхаугене» из оп. 65), им присущи живые, энергичные ритмы, активный характер, порой с оттенком юмора. В танцы, особенно гангар, нередко привносятся сюжетные мотивы (в частности, популярны шуточные сцены, именуемые «стабе-лотен»). Григ часто пользовался ими и нередко насыщал свои произведения сюжетной программностью, когда хотел запечатлеть в музыке нравы и обычаи родного народа.

Григ преклонялся перед гением Моцарта, одновременно полагая, что при знакомстве с Вагнером «этот универсальный гений, чья душа всегда оставалась чуждой всякого филистерства, обрадовался бы как дитя всем новым завоеваниям в области драмы и оркестра» . Бах для него являлся «краеугольным камнем» музыкального искусства. У Шумана он ценил, прежде всего «теплый, глубоко сердечный тон» музыки и самого себя причислял к шумановской школе. Склонность к меланхолии и мечтательности роднит его с немецкой музыкой. «Однако мы более любим ясность и краткость, даже наша разговорная речь ясна и точна. Мы стремимся добиться этой ясности и точности в нашем искусстве» , утверждал Григ. Много тёплых слов он находил для Брамса, а свою статью памяти Верди начал словами: «Ушел последний великий…» .

К фортепиано Григ обращался на протяжении всей жизни. В небольших пьесах он фиксировал своего рода «дневниковые записи» - личные жизненные впечатления и наблюдения, в которых сам предстает увлекательным рассказчиком. Тематика пьес наделена такой жанровой характерностью, а ритмические и гармонические ходы содержат столько неожиданного и увлекательного, что музыкальное развитие уподобляется хорошей новелле.

В фортепианной музыке Грига заметны две струи. Одна из них связана с выражением лично субъективных чувств, и здесь Григ более интимен, обращаясь к сфере той «домашней музыки», которая со времен «Песен без слов» Мендельсона заняла видное место в европейской фортепианной лирике (например, фортепианные миниатюры Чайковского). Другая струя связана с областью жанрово-характерного, с народной песенностью и танцевальностью. И если в первом случае композитор стремился к передаче поэтичных индивидуальных состояний, то во втором его прежде всего интересовала зарисовка сцен народной жизни, картин природы.

Из около ста пятидесяти фортепианных пьес Грига семьдесят было издано в десяти сборниках «Лирических пьес». Лучшие из этих пьес давно стали достоянием широких кругов любителей музыки. По своему складу они импульсивны, импровизационны, но заключены большей частью в рамки трехчастной композиции. Заглавия пьес носят характер эпиграфов, которые призваны вызвать определённые ассоциации в связи с содержанием музыки. Выбор заглавий не всегда удачен и иногда грешит данью салонной традиции, что не имеет отношения к музыке. Она отмечена большим лирическим обаянием и своеобразием, богатой мелодикой, наделенной живым, тёплым, вокальным дыханием. Поэтому так органично соседствуют в наследии Грига оригинальные фортепианные пьесы и его же переложения собственных вокальных песен для фортепиано (оп. 41, 52).

Список избранных произведений

  • Соната для фортепиано ми минор, оп. 7 (1865)
  • Соната № 1 для скрипки и фортепиано фа мажор, оп. 8 (1865)
  • «Осенью» для фортепиано в четыре руки, оп. 11, также для оркестра (1866)
  • «Лирические пьесы», 10 сборников, с 1866 (оп. 12) до 1901 (оп. 71).
  • Соната № 2 для скрипки и фортепиано соль мажор, оп. 13 (1867)
  • Концерт для фортепиано с оркестром, оп. 16 (1868)
  • «Сигурд Крестоносец», оп. 22, музыка к пьесе Бьёрнстьерне Бьёрнсона (1872)
  • «Пер Гюнт», оп. 23, музыка к пьесе Генрика Ибсена (1875)
  • Струнный квартет соль минор, оп. 27 (1877-1878)
  • «Норвежские танцы» для фортепиано в четыре руки, оп. 35, также для оркестра (1881)
  • Соната для виолончели и фортепиано, оп. 36 (1882)
  • Соната № 3 для скрипки и фортепиано до минор, оп. 45 (1886-1887)
  • Симфонические танцы, оп. 64 (1898).

Наследие Грига

Сегодня творчество Эдварда Грига высоко почитаемо, особенно в Норвегии. Его сочинения активно исполняет как пианист и дирижёр один из наиболее известных современных норвежских музыкантов Лейф Ове Андснес. Пьесы Грига используются в художественных и культурных мероприятиях. Ставятся различные музыкальные спектакли, сценарии фигурного катания и другие постановки.

«Тролльхауген», где композитор прожил часть жизни, стал открытым для посещения домом-музеем. Здесь посетителям показаны родные стены композитора, его усадьба, интерьеры. Вещи, принадлежавшие композитору, - пальто, шляпа и скрипка, по-прежнему висят на стене его рабочего домика. Рядом с усадьбой установлена статуя Грига в натуральную величину и стоит его рабочая избушка.

В современной культуре

  • Карл Столлинг, композитор киностудии Warner Bros., часто использовал мелодию из пьесы «Утро» для иллюстрации утренних сцен в мультфильмах. В мультфильме Уолта Диснея «Танец скелетов» (1929) звучит композиция Эдварда Грига, «Шествие гномов» (или танец троллей в пещере горного короля)
  • Музыкальный спектакль «Разноцветный трубочист» (1957) по рассказу Братьев Гримм использовал исключительно музыку Грига.
  • Мюзикл «Песнь Норвегии» (1970) основан на событиях жизни Грига и использует его музыку.
  • Музыка Эдварда Грига использована в мультфильмах «Легенда о Григе» (1967), «Старый дом» (1977), «Пер Гюнт» (1979), «Корзина с еловыми шишками» (1989), «Гномы и горный король» (1993).
  • Rainbow - Hall of the Mountain King (альбом Stranger in Us All, 1995) - композиция в стиле хард-рок, основанная на музыке пьесы «В пещере горного короля» на слова Кэндис Найт (жены Ричи Блэкмора, гитариста группы). Песня Vikingtid российской пэган-метал группы Butterfly Temple с альбома «Сны Северного моря», также содержит в себе фрагменты этого произведения Грига.
  • Первая часть фортепианного концерта используется в фильме Эдриана Лайна «Лолита» (1997).
  • Часть сиюты № 1, соч. 46 («Утреннее настроение») часто используется в агитационных роликах российской политической партии «Патриоты России»

ГРИГ, ЭДВАРД (Grieg, Edvard Hagerup) (1843–1907), крупнейший норвежский композитор. Родился 15 июня 1843 в Бергене. Его отец, коммерсант и британский консул в Бергене, происходил из шотландского рода Грейг (Greig). В возрасте шести лет Эдвард начал заниматься музыкой с матерью. По совету знаменитого норвежского скрипача У.Булля пятнадцатилетнего Грига отправили учиться в Лейпцигскую консерваторию. Консерваторские занятия не оказали определяющего воздействия на художественную индивидуальность музыканта; гораздо большее значение имело знакомство Грига с молодым норвежским композитором, автором национального гимна Р.Нурдроком (1842–1866), состоявшееся в 1863, после возвращения из Германии. «Покровы спали с моих глаз, – рассказывал Григ впоследствии, – и только благодаря Нурдроку я познакомился с норвежскими народными мелодиями и осознал самого себя». Объединившись, молодые музыканты начали поход против «вялой» скандинавской музыки Н.Гаде, находившегося под влиянием Ф.Мендельсона, и поставили своей целью создание более сильного и самобытного «северного стиля».В 1865 Григ заболел туберкулезом и вынужден был уехать в Италию. Там он восстановил силы, но всю последующую жизнь не отличался крепким здоровьем. В Риме Григ подружился с уже немолодым в ту пору Ф.Листом, который выразил полный восторг по поводу сочиненного норвежцем великолепного фортепианного концерта ля минор (1868). По возвращении на родину Григ некоторое время дирижировал симфоническими концертами в Кристиании (ныне Осло), основал там Норвежскую музыкальную академию (1867). С 1873 он обрел материальную независимость благодаря государственной стипендии и гонорарам за сочинения и смог полностью посвятить себя творчеству. В 1885 он поселился в «Трольхаугене» – прекрасной загородной вилле под Бергеном, которую покидал только во время концертных поездок. Григ выступал во Франции, Англии, Германии, Польше и Венгрии и пользовался большим уважением как за рубежом, так и в родной стране. Кембриджский и Оксфордский университеты присвоили ему звание почетного доктора музыки; он был избран в члены Института Франции и Берлинской академии. В 1898 Григ организовал в Бергене первый Норвежский музыкальный фестиваль, имевший большой успех. Смерть Грига 4 сентября 1907 оплакивала вся Норвегия. Его останки были захоронены в скале недалеко от любимого дома композитора.

Григ был композитором ярко национального типа. Он не столько использовал фольклор, сколько пытался запечатлеть в своем творчестве атмосферу Норвегии, ее пейзажи. Он выработал специфические мелодические и гармонические приемы, которыми, быть может, иногда злоупотреблял. Поэтому особенно удавались Григу малые, преимущественно лирические инструментальные формы, в каких и написано большинство его фортепианных и оркестровых пьес, а также песенный жанр. Десять тетрадей Лирических пьес для фортепиано (Lyriske Stykker, 1867–1901) – вершина творчества композитора. Песни Грига, числом 240, были написаны главным образом для жены композитора Нины Хагеруп, превосходной певицы, иногда выступавшей с мужем в концертах. Они отличаются глубиной выразительности и тонкой передачей поэтического текста. Хотя Григ максимально убедителен в миниатюре, он проявил свой талант также в камерно-инструментальных циклах и создал три скрипичных сонаты (ор. 8, фа мажор, 1865; ор. 13, соль минор, 1867; ор. 45, до минор, 1886–1887), виолончельную сонату ля минор (ор. 36, 1882) и струнный квартет соль минор (ор. 27, 1877–1878).

Среди наиболее известных сочинений Грига – упомянутый выше фортепианный концерт и музыка к драме Ибсена Пер Гюнт (Peer Gynt, 1876). Она первоначально предназначалась для фортепианного дуэта, но позже была оркестрована и собрана в две сюиты, состоящие из небольших характерных пьес (ор. 46 и 55). Такие части, как Смерть Озы, Танец Анитры, В пещере горного короля, Арабский танец и Песня Сольвейг, отличаются исключительной красотой и совершенством художественной формы. Среди сочинений, которые, подобно музыке к Пер Гюнту, существуют в двух версиях – фортепианной (в четыре руки) и красочной оркестровой, можно назвать концертную увертюру Осенью (I Hst, ор. 11, 1865; новая оркестровка – 1887), три оркестровых пьесы из музыки к трагедии Б.Бьёрнсона Сигурд Крестоносец (Sigurd Jorsalfar, ор. 22, 1879; ор. 56, 1872, вторая редакция – 1892), Норвежские танцы (ор.35, 1881) и Симфонические танцы (ор. 64, 1898). Аранжировки наиболее известных мелодий Грига были использованы в появившейся в 1940-е годы популярной оперетте Песнь Норвегии, основанной на истории жизни композитора.

Мне понравилось......
Настасья 2006-12-01 00:08:36

Мне понравилось как создали биографию Эдварда Грига!Это поправде был замечательный композитор.Спасибо за чудесный рассказ!;)


Мне понравилось......
Настасья 2006-12-01 00:24:43

Это здорово! Знаю что Эдвард Григ встретил девочку по имени Дагни! Она ему очень понравилась и он решил подарить ей подарок через 10 лет!Она подумала,что это очень долго и немного не понимала Грига!Через 10 лет Дагни исполнилось 18 лет,она решила сходить со своей тётей на концерт покоевшегося в то время уже Грига. Слушая мелодии и его сочинения Дагни вдруг услышала,что её кто -то позвал,она спросила у своего дяди ни он ли это?Оказалось что название сочинения Эдварда Грига было:ПОСВЕЩАЕТСЯ ДАГНИ ПЕТЕРСОН-ДОЧЕРИ ЛЕСНИКА ХАГЕРУПА(или как там его?) Она сразу всё поняла и заплакала,непонимая почему Григ уже умер! ***КОНЕЦ***


моё мнение о Эдварде Григе
FinnKinn