Аполлинарий васнецов самая известная картина. Васнецов аполлинарий михайлович – галерея произведений (106 изображений)

Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856, с. Рябовo Вятской губ. – 1933, Москва) прошел в искусстве свой путь, создал свой мир художественных образов.

Он вошел в историю русской живописи и как мастер монументально-эпического пейзажа, воспевшего природу Урала и Сибири, и как создатель историко-бытового жанра, показавшего древнюю Москву.

Родился в многодетной семье священника. В 1866 – 1872 А.М. Васнецов учился в Вятском духовном училище, т.к. дети священников обучались там бесплатно и это был единственный способ небогатой семьи дать детям образование. В 13 лет А.М. Васнецов остался сиротой, но страсть к рисованию, проявившаяся очень рано, и пример старшего брата В.М. Васнецова позволили ему безошибочно определить свое призвание.

Первым его учителем был Э.Ф. Андриолли, живописец, сосланный в Вятку за участие в польском восстании 1863. Васнецов вспоминал его всю жизнь с благодарностью “не только за его уроки рисования, но и за то стремление к честности, свободе и справедливости”, которые заложил в нем этот человек. В 1872 А.М. Васнецов переехал в Петербург, где под руководством брата готовился к поступлению в Академию художеств и познакомился с И.Н. Крамским, И.Е. Репиным, В.В. Стасовым и др. передвижниками.

В 1875 вернулся в Вятку для сдачи экзаменов за курс реального училища, чтобы иметь право на поступление в академию, но подружился с сосланным Ф.Ф. Павленковым, для которого иллюстрировал книжки, увлекся народническими идеями. Сдав экзамен на звание учителя, уехал в с. Быстрину Орловской губ., рассчитывая посвятить жизнь просвещению народа. Убедившись на собственном опыте в несостоятельности теорий народничества, в 1878 Васнецов уехал в Москву, к брату, с тем чтобы заниматься только искусством.

Много работая, Васнецов выставлял свои произведения на выставках передвижников. В 1883 пейзаж Васнецова “Серый денек” приобрел для своей галереи 17. М. Третьяков. В 1880 – 1890 Васнецов много путешествовал по Северу я Уралу. Художник М.В. Нестеров писал о созданных Васнецовым в это время работах: “Аполлинарий был поэт-романтик. Никто, кроме него, так ярко не изобразил ландшафт моей родины, быстрых уральских рек, сибирской тайги”.

В 1898 он отправился во Францию, Италию и Германию знакомиться с искусством этих стран и продолжал много работать.

В 1903 А.М. Васнецов был избран действительным членом Академии художеств. Его полотна “Кама”, “Тайга”, “Северный край”, “Озеро” свидетельствуют о ярком таланте пейзажиста.

В конце XIX – нач. XX в. В. создал полотна и рисунки, посвященные истории Москвы. К этим работам его подтолкнуло не только любование “башнями, стенами и соборами”, но и получение заказов на создание эскизов декораций для Большого театра в Москве и Мариинского театра в Петербурге. А.Н. Бенуа писал о его исторических картинах: “Его виды старой Москвы, являющиеся в научном отношении очень верными иллюстрациями, драгоценны и в чисто художественном отношении”.

Васнецов приобрел известность как ученый-археолог и искусствовед: в 1900 стал членом Комиссии по сохранению древних памятников при Московском археологическом обществе, которое под разными названиями существовало до 1930; в 1918 – -1929 В. был председателем Комиссии по изучению старой Москвы. В последние годы жизни писал пейзажи. Последняя картина “Шум старого парка” (1926) – романтически грустный пейзаж, как бы подводящий итог непростой судьбы художника.

После его смерти в 1933 в Третьяковской галерее состоялась посмертная выставка его работ.

Четверг, февраля 4, 2016

Аполлинарий Васнецов. «Основание Москвы». Вторая половина 12 века, по приказу Юрия Долгорукого на Боровицком холме в слиянии рек Неглинная и Москва строится деревянная крепость

Аполлинарий Васнецов, изумительный художник, мастер исторической реконструкции, всегда будто находился в тени своего старшего брата Виктора Васнецова, автора знаменитых русских полотен «Богатыри», Аленушка» и прочих.

После себя Аполлинарий Васнецов оставил множество живописных и графических работ с дотошной реконструкцией Москвы в разные эпохи. В этой публикации мы посмотрим самые яркие из них с комментариями.

Смотреть изумительную старую Москву Аполлинария Васнецова —>


Строительство новых стен. 12 век


Двор удельного князя.


Кремль при Иване Калите.

В первой половине 14 века Москва становится важнейшим городом северо-восточной Руси. При Иване Калите строится новый деревянный Кремль. Митрополит Петр перенес свою резиденцию в Москву, в результате в Кремле появляются первые каменные соборы


Белокаменный Кремль при Дмитрии Донском. Примерно 1368 г.

Скорее всего, Васнецов немного преувеличивает, поскольку согласно данным раскопок из камня были сложены только башни и самые уязвимые участки крепости, в основном же укрепления оставались деревянными.


Кремль при Иване III

В конце 15 века итальянскими зодчими возводится нынешний краснокирпичный Кремль, еще без шатровых завершений и шпилей с деревянными крышами на типично итальянских башнях. Внутри крепости уже стоят каменные палаты, построен Успенский собор, строится Благовещенский. По Васильевскому спуску вверх уже начали рыть Алевизов ров. Через реку в Замоскворечье уже проложен наплавной мост.


Кремль в конце 14 века

В 1382 г. к Москве подошли войска Тохтамыша. Два дня москвичи и литовцы отчаянно отбивали атаки, мощные крепостные стены невозможно было взять приступом, тогда Тохтамыш пошел на хитрость и прислал нижегородских князей Василия Кирдяпу и Семёна Дмитриевича. Князья убедили обороняющихся сдаться при условии, что Тохтамыш не сделает ничего дурного. Ворота города были открыты, но обещания хан не сдержал, город был разграблен, а множество населения перебито.


Кремль при Иване Грозном. 1550-е

Стены Кремля побелены (спорная гипотеза для того времени). Покровский собор (Храм Василия Блаженного) в процессе строительства


Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало 17 века.

Смутное время закончилось. У власти первый из династии Романовых — Михаил. Кремль масштабно реконструировали.


Площадь Ивана Великого в Кремле, 17 век.


Троицкий мост и Кутафья башня

Ныне официальный туристический вход в Кремль и Александровский сад вместо реки.


Книжные лавки на Спасском мосту, 17 век

Мост через Алевизов ров перед Спасской башней на Красной площади


Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце 17 века.

Вид на Кремль с нынешней Берсеневской набережной. К 1692 г. был построен Всехсвятский мост, прозванный Большим Каменным, действительно большой и каменный с торговыми лавками и проездными воротами. О стоимости строительства моста в народе ходили легенды, до наших дней дожила поговорка «дорогой как каменный мост». Мост дожил в перестроенном виде аж до 1853 года, после чего был разобран и заменен металлическим, но народное название за полтора века прижилось и используется до сих пор.


Всехсвятский мост зимой и скоморохи на переднем плане.


Вид Кремля и Всехсвятского моста из Замоскворечья.

Замоскворечье тогда было районом стрельцов, защищавших город с юга от набегов крымских татар на оборонительных укреплениях Крымского вала.

Такой Москву принял Петр I

К Кремлю еще примыкает стена Белого города, сквозь дыру в которой протекает Неглинная.


Воскресенский мост через Неглинную перед входом на Красную площадь у одноименных ворот, 17 век


Спасские водяные ворота Китай-города. Васильевский спуск китайгородская стена


Отъезд с кулачного боя. То же самое место зимой

В 17 веке город сильно растет, и в своих работах, посвященных этому периоду и позже Васнецов уже отходит от Кремля.


Семиверхая угловая башня Белого города.

Башня стояла примерно на месте нынешнего Храма Христа Спасителя. Её пушки были направлены на Крымский брод. В Смутное время у этой башни был большой бой.


Пушечно-литейный двор на реке Неглинной

В 17 веке здесь работало около 500 мастеров, в работе использовались водяные колеса на реке. Именно отливали пушки для стрельцов и в 16 веке отлили Царь-пушку. Напоминанием об этом дворе до сих пор служит Пушечная улица за Центральным детским миром.


У Мясницких ворот.

На месте храма Фрола и Лавра сейчас пустырь у театра Et Cetera, справа от несохранившихся ворот сейчас стоит вестибюль м.»Чистые пруды»


Лубяной торг на Трубе.

Трубная площадь, названная по дыре в стене Белого города (дыре) для реки Неглинной. Здесь торговали лубом и готовыми срубами для строительства домов.


Выход боярыни


Медведчики


Вьюжит. Метель. Старая Москва


На крестце (на перекрестке) в Китай-городе.

Густонаселенный квартал Зарядья. Ныне на этом месте пустырь вдоль Варварки

И снова Зарядье. Васнецов все больше дает волю фантазии. На этих картинах грань между историей и сказаниями начинает размываться. Закончим подборку совсем фантастической картиной:

Вымышленная архитектура, вымышленные персонажи, а вот Кремль за рекой настоящий


Мемориальная доска на доме 6 в Фурманном переулке, где жил и работал Аполлинарий Васнецов

Принято, чтобы художники больше всего любили живопись, хорошо бы — видели в ней смысл жизни, с детства пытались рисовать на всём, что под руку попадет. Аполлинарий Васнецов, младший брат знаменитого Виктора Васнецова, главной своей страстью считал вовсе не живопись. Он честно признавался, что больше всего любит науку: «собирать материал, классифицировать факты, изучать их и т. д., в данном случае факты археологического значения».

Аполлинарий Васнецов

6 августа 1856 г., село Рябово, Вятская губерния, Российская империя
23 января 1933 г. (76 лет), Москва, СССР
И в этом Аполлинарий Васнецов был профессионалом. Впрочем, началось всё вполне классически для художника — с того самого рисования на всём, до чего добирался. Когда маленький Аполлинарий разрисовал мелом стены, мел у него забрали, тогда он перешел на кусок мыла — им тоже получалось! И рисовал, кстати, отлично — это и хорошо рисующий отец в состоянии был оценить, а чуть позже понял старший брат Виктор.


Всехсвятский каменный мост

Художники Васнецовы произошли из старинного рода священнослужителей Вятской губернии. Аполлинарию было 13 лет, когда он остался круглым сиротой.


Васнецов Аполлинарий работа Виктора Васнецова
Все заботы о нем взял на себя Виктор Васнецов, к тому времени уже поступивший в Академию художеств. Аполлинарий на тот момент четыре года проучился в Вятском духовном училище, о чем вспоминал с гримасой отвращения.

Юнгфрау
Это старшему брату тоже было хорошо знакомо — он и сам там начинал свое обучение. Виктор Васнецов отвел брата к польскому ссыльному художнику Эльвиро Андриолли. Когда-то и самому Виктору поляк помог определиться с выбором пути. Два года спустя Васнецов-старший забрал Аполлинария в Петербург.

Зимний сон

Хождение в народ и обратно.
Вообще-то Аполлинарий хотел поступить в Академию художеств, да и кто в то время не хотел в нее. Но сначала надо было предоставить свидетельство о получении среднего образования. Он усердно занимался по всем предметам и в процессе так увлекся, что думал было поступать в Геологический институт. Виктор Васнецов его отговорил


Чаша моря
В Питере сдать экстерном экзамены было сложнее, и молодой Васнецов отправился в Вятку, где его закрутило народническим вихрем. Мысли об Академии показались несущественными, Аполлинарий полностью отдался новым веяниям. В 1877 году он, сдав экзамены на народного учителя, отправился в деревню в Орловской губернии, чтобы обучать крестьянских детей. Через год на грани нервного срыва, убедившись, что реальность далека от прекрасных идей народников, приехал в Москву.


Ахтырка. Вид усадьбы

Туда после заграничной поездки переехал как раз Виктор Васнецов. Вскоре братья влились в Абрамцевский кружок. В имение Саввы Мамонтова в Абрамцево съезжались художники, писатели, музыканты, здесь кипели разговоры об искусстве, вспыхивали споры, бурлила жизнь. Как такового систематического образования Аполлинарий не получил, но при этом его негласными учителями были друзья старшего брата — Репин, Крамской, Поленов. Абрамцево для него стало своего рода академией.


Днепр перед бурей

Васнецов-младший активно участвовал в событиях художественной жизни. Был передвижником, а покинув Товарищество, стал одним из основателей Союза русских художников, налаживал контакты с «мирискусниками». Впрочем, от главного — собственно живописи — общественная деятельность его не отвлекала. Пейзажи его хвалили, их с удовольствием приобретал для своей коллекции Павел Третьяков, что было серьезным показателем успеха и таланта художника.

В 80-е годы он довольно много путешествовал, побывал в Украине, в Крыму, на Кавказе, в Сибири, на Урале, съездил в Европу. 1900-е Аполлинарий Васнецов встретил на вершине успеха: он известен, любим, удостоен звания академика в Академии художеств, возглавил пейзажную мастерскую в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Педагогом он был великолепным — добрым, отзывчивым, увлеченным. Хорошо помня свои голодные годы, в случае нужды нередко поддерживал студентов материально.


Московский Кремль

Сказочники Васнецовы
Если Виктор Васнецов — зачинатель сказочного жанра, то Аполлинарий первым сделал главным героем своих картин архитектуру древней Москвы. «Кремль… принимал облик сказочного жилища Жар-птицы», — писал младший Васнецов в воспоминаниях

У Воскресенского моста
Может, именно отсюда особые сказочность, магия и волшебство его архитектурных пейзажей? Историей Москвы он увлекся с 1890-х годов, и за 20 лет создал ее уникальную художественную летопись

.
Старое устье реки Неглинной

Еще в 1900 году художника приняли в члены Комиссии по сохранению древних памятников при Московском археологическом обществе. С 1901 года он стал членом-корреспондентом этого общества, а в 1906 году за заслуги на научном поприще единогласно был избран действительным членом Московского археологического общества.

С 1918 по 1929 год Аполлинарий Михайлович был председателем, а потом почетным председателем Комиссии по изучению старой Москвы. Работал он в этой комиссии с огромным увлечением и любовью.

По свидетельству современников А. М. Васнецов являлся одним из самых активных членов общества "Старая Москва", он принимал личное участие в археологических раскопках, неутомимо, строго исторически, научно пополняя свои и без того обширнейшие знания, касающиеся архитектуры, жизни и быта древней Москвы.


На крестце в Китай-городе

Достаточно сказать, что даже в самые последние годы своей жизни А. Васнецов не упускал возможности археологических изысканий, спускаясь в шахты и котлованы строившегося в начале 1930-х годов Московского метрополитена. Изучая древние планы, летописи, свидетельства иностранных путешественников, А. М. Васнецов создавал ценнейшие в своем роде произведения. Недаром его называли и знатоком, и певцом древней Москвы.


Книжные лавочки на Спасском мосту

Археология была его настоящей страстью. Казалось, под взглядом Васнецова земля становилось прозрачной, а прошедшие годы словно растворялись, открывая ему «преданья старины глубокой». Как и его знаменитому брату, собственно, но в другом направлении.


Сад князя Жемчужного

Дела семейные, революционные и послереволюционные

Аполлинарий Васнецов женился в 1902 году. Избранница его, Татьяна Одоевская, была из орловских мещан. Она разделила с ним все радости и тревоги. В 1903 году родился их единственный сын Всеволод.


Уличное движение на Воскресенском мосту

Вернувшись с «хождения в народ», Васнецов разочаровался в народнических методах, но не в демократических идеях. В 1905 году у них с Виктором Васнецовым произошло серьезное расхождение во взглядах. Аполлинарий был вдохновлен революционными призывами, Виктор же говорил, что они предрекают беду и ни к чему хорошему не приведут.

Московский Кремль при Дмитрии Донском


Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль

В 1920-м году Аполлинария Васнецова уволили с должности преподавателя и отобрали мастерскую в Училище. Причем сделано это было в его отсутствие. Уже взрослый сын вспоминал пережитый ужас, когда во двор в Фурманном переулке, где они жили, въехала подвода с растерзанными вещами отца: сваленными горой картинами, инструментами, книгами… Этим не ограничились.


Коломенское. Ворота башни Часозвон, 1927

Вскоре к ним в квартиру подселили ярого представителя «низов», который кричал «выбрось ты эту дрянь!», указывая на развешенные везде картины, требовал отдать их истопнику, чтобы «хоть какой-то толк был»… Аполлинарий Васнецов переносил всё это очень тяжело. Из затяжной депрессии вытащил его сын. Всеволод, пытаясь растормошить отца, просил: «Вспомни о своем родном Рябове! Вспомни все то, что ты мне рассказывал, напиши это!»


Кирилло-Белозерский монастырь

Отец внял, и именно это помогло ему вернуть вдохновение. Как ни удивительно, его пейзажи тех лет получились особенно сияющими, наполненными солнцем


Оборона Москвы от хана Тохтамыша

В 1933 году, будучи уже сам при смерти, он непрестанно спрашивал: «Не взорвали ли храм Христа-Спасителя?» Аполлинарий Васнецов единственный открыто выступил в газете «Известия» с призывом не взрывать храм, поскольку он является несомненным культурным достоянием. Храм к тому времени уже взорвали, но жена отвечала: «Стоит на месте…»


Московский Кремль при Иване Ш

Необходимо отметить многогранность творчества художника, его универсальность - в области декоративно-прикладного искусства и архитектуры. В начале ХХ века А.М.Васнецов уделял особое внимание архитектурным проектам, принимая участие в архитектурных конкурсах. Все представленные работы было выполнены в «неорусском» стиле.


Московский Кремль. 1887 г.

На протяжении всей своей жизни А.М.Васнецов занимался литературной деятельностью. Его литературное наследие представлено разными жанрами: повести, рассказы, путевые очерки, воспоминания, автобиография. В 1929 он стал членом Всероссийского союза Советских писателей.


Красная площадь


Древнерусский город


Москва

В осадном сиденьи

Торг в Нижнем Новгороде


Иван Грозный. 1884


Преферанс

Особенно нужно отметить городские пейзажи Москвы, созданные Аполлинарием Михайловичем в последние годы его жизни


"Ротонда Миловида в Найденовском парке"
10.


На погосте. Демьяново


"Дом бывшего Археологического общества на Берсеневке" (построен в XVII веке)


"Облака и золотые купола. Бывший Симонов монастырь"


Памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед здание Кировского областного музея им. братьев Васнецовых. Скульптор Ю.Г. Орехов, архитектор С.П. Хаджибаронов, 1992


Введенское кладбище

Скончался А.М.Васнецов 23 января 1933 в Москве. Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище. В тени столетних деревьев на гранитной плите его могилы высечена надпись: «Художнику, историку, мыслителю…». Эти слова как бы подводят итог многолетней деятельности Васнецова, направленной на прославление нашего отечества, его верного служения России.
В Москве действует мемориальный музей художника, который является частью Третьяковской галереи.

Музей-квартира А.М. Васнецова



Москва, Фурманный переулок, 6, кв.21-22 (домофон "22"), 3 этаж
Проезд: Ст.м. "Чистые пруды", "Красные ворота", "Курская"


Мемориальный музей-квартира академика живописи А.М.Васнецова является отделом Всероссийского музейного объединения "Государственная Третьяковская галерея".


Дом построен в начале ХХ века. С 1903 по 1933 годы в нем жил, работал и умер большой русский художник, историк Москвы А.М.Васнецов, внесший в историю города и в русское искусство значительный вклад.

Формирование музея и его коллекции происходило в течение многих лет: с момента возникновения идеи об организации музея в 1956 году до полной ее реализации в 1997 году.


В 1956 году исполнилось 100 лет со дня рождения Аполлинария Михайловича Васнецова.

Московская общественность ходатайствовала перед Министерством культуры РСФСР о воссоздании его домашней мастерской.


В 1960 году, благодаря стараниям сына художника Всеволода Аполлинарьевича и его супруги Екатерины Константиновны Васнецовых, была открыта для посещения мемориальная мастерская, в которой художник работал последние 15 лет.

В 1965 году Васнецовы передали большие комнаты под экспозицию музея, а сами переехали в маленькие.


Сын и невестка художника приняли решение завещать государству после своей смерти собрание живописи, графики, художественной мебели, семейный архив, библиотеку и предметы быта конца ХIХ - начала ХХ века.

В 1997 году по завещанию Е.К.Васнецовой все её имущество и квартира перешли в собственность Государственной Третьяковской галереи.

В настоящее время коллекция музея насчитывает около 8,5 тысяч единиц хранения.
Сегодня музей расширил свои площади, он занимает две квартиры на одной лестничной площадке. Экспозиция, развернутая в квартире напротив, представляет разные этапы и грани творчества художника.


В бывшей квартире художника восстановлены три мемориальные комнаты - кабинет, гостиная, мастерская. В них сохраняются не только вещи, но сама атмосфера дома. На мольберте в мастерской - последняя завершенная картина А.М. Васнецова "Шум старого парка".


Шум старого парка

В творчестве Аполлинария Михайловича кроме пейзажей и исторических картин встречаются произведения своеобразного философско-романтического характера. К ним принадлежит и его последняя картина "Шум старого парка" - романтически грустный пейзаж, как бы подводящий итог непростой судьбы художника.

На переднем плане художник изобразил седовласого старика, сидящего на каменной скамье в глубоком раздумье. Налетевший порыв ветра шумит листвою деревьев старинного парка, рябит темная вода пруда. Последний луч заходящего солнца золотит верхушки деревьев, наступают сумерки, во всем грусть уходящей жизни. Свои грустные раздумья и настроения А. Васнецов передает через пейзаж, навеянный воспоминаниями о парках старинных подмосковных усадеб Абрамцево, Демьяново, Узкое. Но жизнь продолжается, ярко освещены окна дома, откуда как бы слышатся молодые голоса, льются звуки музыки... Этим произведением, исполненным в год семидесятилетия, художник как бы подводит итог жизненного пути. Так же картину восприняли и зрители, увидев ее на персональной выставке, экспонированной в 1929 году.

Всеволод Аполлинарьевич ВАСНЕЦОВ (1901-1989гг) - выдающийся русский,советский полярный исследователь, писатель. Сын Великого русского художника Аполлинария Михайловича Васнецова


Работник Морского плавучего научного института. Штаб-квартира института находилась в Архангельске на улице Вологодская. Автор книги "Под звездным флагом "Персея".(1921—1933)
Родился в г. Москве. Окончил Высшую аэросъемочную фотографическую школу РКК Воздушного Флота.

Всеволод Аполлинарьевич и его жена Екатерина Константиновна Васнецовы в Москве
22.Затем работал в Государственном океонографи-ческом институте. Организатор в Москве квартиры-музея отца-художника Ал. М. Васнецова и один из инициаторов создания на родине отца в с. Рябове Зуевского р-на Кировской обл. музея-усадьбы В. М. и А. М. Васнецовых.



Васнецовские чтения. В президиуме Васнецовских чтений: Всеволод Аполлинарьевич Васнецов, сын художника (выступает). Рядом с ним сидят его жена Екатерина Константиновна Васнецова (заведующая мемориальной квартирой-музеем Ап. М. Васнецова в Москве) и директор Кировского областного художественного музея Алла Анатольевна Носкова, Виктор Михайлович Васнецов.
11 июня 1983 г.

Еще при жизни большую часть произведений своего отца передал государству, в т. ч. в музей-усадьбу Васнецовых в Рябове и Кировский областной художественный музей. Принимал активное участие в подготовке усадьбы-музея в Рябове к открытию в 1981. Автор книг о полярных исследованиях и воспоминаний о художниках Ап. и В. Васнецовых.


Рябово - это "родовое гнездо", семья прожила здесь более 20 лет. В Рябово будущие художники Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) и Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933)



Увидели красоту родной земли, получили первые уроки живописи и жизни.


Прекрасны окрестности села, воспетые братьями Васнецовыми: сказочные леса, цветущие поля, заснеженные просторы. Тихие вятские пейзажи

Аполлинарий Васнецов. Портрет работы Виктора Васнецова

Ни на одном из полушарий,
Ни днём, ни ночью с фонарём,
Как Васнецов Аполлинарий -
Таких людей мы не найдём.
И.К. Линдеман

Даже если ты младший брат и протеже старшего, это не значит, что ты должен идти по его стопам. Это значит, что благодаря поддержке близкого человека у тебя появляется возможность раскрыть собственный потенциал. Так случилось и с Аполлинарием Васнецовым, младшим братом известного художника-сказочника Виктора Васнецова. Благодаря Виктору юный Аполлинарий получил пропуск в мир искусства и большие возможности, но вскоре нашёл свой путь, совершенно уникальный и весьма плодотворный. Его гений проявился на стыке различных дисциплин - точнее, на стыке науки и искусства, - что всегда ведёт к отменным результатам и свежим открытиям, становящимися поворотными в развитии человеческой мысли.

Он известен как авторитетный историк и талантливый живописец, серьёзный археолог и неподражаемый график, создатель собственной техники рисунка и основоположник нового жанра в станковой живописи, а ещё - теоретик искусства, философ и первооткрыватель неизвестных до этого фактов по истории Москвы.

Картины Аполлинария Васнецова хранятся в музеях разной специфики - художественных и исторических, - потому что принадлежат одновременно и искусству, и науке. Их выдаёт Google на первой странице, если забить в строку поиска «история Москвы» или «древнерусский город» - в качестве иллюстраций реального облика улиц, зданий, городского ландшафта и бытовой жизни Москвы XII-XVII веков. Однако критики не считают работы Аполлинария только лишь документальной фиксацией фактов, а говорят о его картинах и акварелях как о «редчайшем явлении в жизни русского искусства» (К.Ф. Юон), талантливом «синтезе научных исследований и художественной фантазии» (П.В. Сытин) и, наконец, как об уникальном воплощении «археологического материала в яркие художественные образы» (М.Г. Рабинович).


Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913
«Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века»

Аполлинарий Михайлович Васнецов родился в 1856, умер в 1933 году, застал императорскую Россию, революцию, Гражданскую войну, становление новой власти и вплетённую во всё это интереснейшую историю искусства, с резкими скачками от реализма к модерну и от модерна к авангарду; с триумфом национального в живописи, архитектуре и интерьере в период последних Романовых; с активной интернационализацией культуры в раннее советское время, а затем возвращением вновь к народным истокам.


Красная Площадь во второй половине XVII века. 1925 Старорусский город. 1899

Большую часть жизни художник прожил в Москве, где его природный интерес к древности оформился в научную деятельность с участием в Московском археологическом обществе, а именно в Комиссии по сохранению древних памятников и в Комиссии по изучению старой Москвы. «Старая Москва» представляла собой серьёзную научную организацию, образованную при Николае II, успешно просуществовавшую под разными наименованиями вплоть до 1930-х годов и в дальнейшем вошедшую в состав общей системы областного краеведения. В Комиссию входили историки, археологи, этнографы, географы и другие специалисты, которые занимались археологическими раскопками, сбором различных документальных данных и их интерпретацией, изучением памятников архитектуры и прикладного искусства, реставрацией и сохранением особо ценных сооружений во время нового строительства в столице.

В итоге все накопленные материалы оказались весьма востребованы широкой аудиторией и разошлись в экспонатах по музеям Москвы, в подтверждённых научных фактах - по учебникам истории и москвоведения, в сборниках и докладах - влились в общий поток исторической науки и отечественной культурологии. Огромная роль в этом принадлежит Аполлинарию Михайловичу Васнецову.


Строительство деревянных стен Кремля. XII век. 1903
Старая Москва, 1896
Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век, 1918

Васнецов занимал в «Старой Москве» видное место - не только по степени вклада в науку и уровню подачи своих исследований (об этом позже), но и вполне буквально - занимая должность председателя, а затем почётного председателя - в общей сложности в течение 12-ти лет (с 1918 по 1930).

Фактически он руководил всей работой по сохранению культурного наследия столицы, включая экспертизы архитектурных памятников, составление экскурсионных маршрутов, создание карты мемориальных мест, посвящённых выдающимся личностям и т.д.

Научная работа и организаторская деятельность сочетались у него с постоянным художественным творчеством, которое было высоко оценено современниками и признано критиками в России и за рубежом.


Книжные лавки на Спасском мосту в XVII веке. 1902
Московский застенок. Конец XVI века. Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков, 1912

Это был самый настоящий «универсальный человек» , всюду успевающий достигнуть высот, даже в качестве писателя и астронома. Не имея в силу обстоятельств художественного академического образования, он прекрасно «самообразовался», выучившись у лучших русских художников кон. XIX - нач. XX века, имел звание академика Императорской Академии художеств и долгие годы успешно преподавал в художественных учебных заведениях пейзажную живопись и академическое рисование.

Будучи создателем нового жанра в живописи - «исторического пейзажа» и оставив после себя более 350 картин и 1000 этюдов, он в числе других членов Комиссии по сохранению древних памятников активно участвовал в общественной жизни и, в частности, добился запрета на строительство электростанции рядом с Кремлём в 1900 году. Неугомонный Аполлинарий, уже в 1920-х годах, будучи 60-ти с лишним лет, самолично лазил по траншеям, тоннелям и подземельям во время строительных работ в разных частях Москвы, отыскивая в земле новые древности, зарисовывая, зачерчивая и открывая их миру. Как он везде успевал? Непонятно. Наверное, так же, как Михаил Ломоносов или Леонардо да Винчи. Универсальный человек потому и универсален, что его интересы не только крайне разносторонни, но и имеют конечный результат - реальные открытия, достижения и ценности.


Спасские Водяные ворота Китай-города в XVII веке, 1922 Москва. Конец XVII века, 1902
Л.О. Пастернак. Заседание совета художников - преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1902. Первый справа - Ап.М. Васнецов

Вот как проходила работа Аполлинария Васнецова над очередной картиной в жанре «исторического пейзажа» - изображения древнего города с его архитектурной средой и народным бытом, где центральным художественным образом была сама старинная архитектура. После того как художник-историк определялся с темой, он погружался в глубокое исследование, посещая библиотеки, архивы, музеи, археологические раскопки, консультируясь со специалистами.

Чтобы максимально реалистично воссоздать конкретное место в конкретный период русской истории, Васнецов досконально изучал древние карты, планы, летописи, иконы, гравюры, жития святых, труды историков, рассказы иностранных путешественников, предметы быта и декоративно-прикладного искусства, остатки древних зданий, мостовых, храмов… Иногда эти поиски заводили так далеко, что в итоге «выливались» в оформленные научные работы наподобие статей «Способы передвижения на улицах Москвы в XVII-XVIII веках» и «Лесной торг в Старой Москве», или, например, наподобие статьи «Облик старой Москвы» в «Истории русского искусства» под редакцией И.Э. Грабаря (1910).


Мясницкие ворота. Уличное движение в XVII веке. 1926

Старинные карты с большой лупой, принадлежащей Аполлинарию, и сейчас можно увидеть на письменном столе в его Музее-квартире в Москве (Фурманный переулок, д. 6). Однажды он даже поднялся на воздушном шаре и облетел вокруг Первопрестольной, чтобы лучше уяснить ландшафт местности. После сбора и систематизации найденного материала художнику-учёному оставалось сделать главное: художественно выразить исторические данные на холсте или бумаге - так, чтобы зритель не только смог представить, как выглядел деревянный Кремль при Иване Калите, но и прочувствовать дух той эпохи, словно побывать в прошлом. Поэтому, помимо собственно исторических исследований, Аполлинарий Васнецов много трудился и как истинный художник, бесконечно создавая варианты этюдов и эскизов, экспериментируя с освещением и временем года, в результате долгих поисков находя нужную композицию и верный колорит.


Московский Кремль при Иване Калите. 1921
Улица в Китай-городе. Начало XVII века. 1900 На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века, 1900

Когда картина была готова, он брал её с собой на очередное заседание Комиссии по изучению старой Москвы. Картину открывали, и Аполлинарий Михайлович начинал рассказывать о том, что ему удалось найти по теме, показывая каждое здание, мост или площадь и доказывая выдержками из достоверных источников их расположение, внешний вид и функциональную принадлежность. Здания не просто информировали о былой архитектуре и быте - они представали в конкретно-историческом облике: со следами пожаров, войны или обветшалые от времени - в зависимости от того, какой период демонстрировался и что ему предшествовало согласно историческим документам.

По сути, это была иллюстрированная презентация новых фактов по истории Москвы или других древних русских городов. Слушатели - а это были серьёзные люди и опытные специалисты - во время доклада Аполлинария Васнецова затихали и теряли ощущение времени. Один из очевидцев вспоминал:

«Все мы сами вошли в его картину, слушали, как читает дьяк, глазели на проезжающего боярина… Показывали же старину многие художники, но в их картинах жили только люди, а здесь живёт, дышит и рассказывает каждый камень стены, каждая маковка церкви, каждое бревно сруба» (С.Д. Васильев).

Базар. XVII век. 1903
Площадь в городе Московских времен. 1908-1909
Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году, 1917

К картинам Васнецов прилагал «объяснительные чертежи», на которых схематично дублировал рисунок, дополняя его видом сверху, делал условные обозначения и подписи, указывая где какие здания находились. При этом чёрными линиями он обозначал сооружения, которые не сохранились до наших дней, красными - реально существующие - так, что можно было визуально отследить произошедшие за века изменения панорамы Москвы. Эти чертежи вместе с картинами и акварелями, к которым они относятся, хранятся сейчас в Музее Москвы (Зубовский бульвар, 2).


Фото:

Аполлинария Васнецова сегодня можно было бы назвать научным визуализатором Древней Руси. Он не придумывал волшебные архитектурные сказки, а создавал реалистичный мир прошлого, крепкий сплав исторической достоверности и художественной выразительности. За всем этим, безусловно, стоит редкий талант, недюжинный ум и кропотливый труд.


Серпуховская крепость. 1920
Крытый Воскресенский мост в конце XVI века. 1921

Личную историю Аполлинария Васнецова можно рассматривать как настоящий пример успеха: помимо продуктивной самореализации художник-учёный при жизни получил широкое признание в обществе. Он работал не только в жанре исторического пейзажа, но и как пейзажист эпических полотен, изображающих монументальную природу России, - именно они прославили его ещё до того, как Аполлинарий увлёкся Москвой. Картины Васнецова приобретал для своей галереи, они выставлялись на российских и европейских выставках, получая награды и восхищённые отзывы.

В 1907 году Васнецов принял участие в конкурсе архитектурных проектов и получил первую премию за проект жилого дома в русском стиле. Того самого дома П.Н. Перцова, который в итоге был реализован по другому проекту - художника Сергея Малютина, потому что заказчик предпочёл его, хотя мнение авторитетного жюри относительно победителя и не оспаривалось.


Доходный дом Перцовой на Пречистенской набережной в Москве. Фото: sentstory.ru

Аполлинарий был знатным перфекционистом, однако это нисколько не мешало делу - наоборот, можно сказать, что именно природный перфекционизм помог ему найти себя и раскрыть свою индивидуальность. Первые работы Васнецова на тему средневековой Москвы, с которых всё началось, - это иллюстрации к поэме «Песня про купца Калашникова», сделанные в 1891 году. 35-летний художник получил заказ изобразить Москву XVI века и сразу решил, что рисунки не могут быть фантазийно-мифическими, а должны быть максимально реалистичными. Для этого он начал «копать» материал по библиотекам и музеям и в конце концов настолько увлёкся историей, что стал делать научные исследования профессионально, как историк и археолог.

Затем был ещё ряд театральных декораций к операм на тему русской истории - и тот же подход дотошного перфекциониста, серьёзно относящего к поставленной задаче, напряжённая и качественная работа ради безупречного результата.


Стрелецкая слобода. Эскиз декорации к опере М.П. Мусоргского «Хованщина». 1897
Площадь перед церковью (Улица в городе). Эскиз декорации к опере П.И. Чайковского «Опричник». 1911

Чтобы максимально точно передать мысль и образ, Аполлинарий разработал собственную технику, которая сочетала акварельную воздушность и чёткость линий карандаша: поверх угольного или карандашного рисунка он наносил акварельные краски, передавая таким образом архитектурный пейзаж в мельчайших деталях, будь то резьба на деревянных постройках или кладка каменного моста.


Сад при хоромах князя Жемчужного. Эскиз декорации к опере П.И. Чайковского Опричник. 1911

Научный подход лёг в основу проектирования мебели , которым также занимался Аполлинарий. Прежде чем нарисовать эскиз, по которому затем изготавливали предмет, он изучал историю не только подобного вида мебели, но и всей окружающей обстановки - то есть, фактически, был специалистом по интерьеру Древней Руси. Вот почему его стулья и буфеты особо выделяются среди других предметов в русском стиле.

Здесь, так же как и в живописи, мы сталкиваемся с уникальным явлением в искусстве: синтезом глубокого знания учёного и личного таланта художника.

«Междисциплинарный» Аполлинарий создавал предметы, которые одновременно исторически достоверны и творчески оригинальны, принадлежат русскому стилю и индивидуальному стилю автора. На сегодняшний день они являются большой редкостью и счастливой находкой для ценителей эпохи модерна.

Увидеть вживую мебель Аполлинария Васнецова можно в Москве: в Мемориальном музее-квартире, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства и Государственном историческом музее.


В горнице древнерусского дома московских времен XVI-XVII веков. 1908-1909

В качестве искусствоведа Аполлинарий известен своим трактатом «Художество», вышедшим в разгар борьбы старого и нового в мировом искусстве - в 1908 году. К слову, в нём автор громил модное увлечение формализмом и утверждал, что живопись не может быть чисто декоративна - она всегда неразрывный сплав внешней формы и внутреннего содержания. С текстом трактата и сейчас каждый желающий может ознакомиться в Национальной электронной библиотеке РФ . Кроме того, Васнецов участвовал в работе над различными сборниками по искусству - например, написал статью «Происхождение красоты» для книги «Вопросы теории и психологии творчества», изданной в 1923 году.


Аполлинарий Михайлович Васнецов. Московский Кремль. 1897 г.

Аполлинарий Михайлович проявил себя ещё и как философ . Он писал о состоянии духовности в современном обществе, о пагубности атеизма и истоках оптимистического отношения к жизни - и оставил после себя философский труд, имеющий три рабочих названия: «Странствования для обретения правды и истины, или Философия самосознания, или Идеалистический материализм». До сих пор рукопись хранится в музейном архиве и ждёт своего издателя, а нам пока остаётся только удивляться многогранности автора и гадать, что же она в себе таит.


Старший брат Виктор Васнецов всегда так наставлял младшего: «Не размазывайся, работай обдуманно и не мечись». Аполлинарий следовал совету брата, работал много и основательно, однако не довольствовался чем-то одним, а постоянно имел целый спектр увлечений, в каждом из которых преуспевал. Брался за различные, как бы сейчас сказали, «проекты» и все их доводил до конца - даже, например, иллюстрировал детскую Азбуку и участвовал в создании первого художественно-исторического музея на севере России (сегодня Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров).


Родина 1886
Озеро. 1902

На надгробном памятнике Аполлинария Михайловича высечена краткая, но очень ёмкая эпитафия: «Художнику, учёному, мыслителю».

Редко какому человеку искусства или человеку науки удаётся совмещать в себе эти противоположные способы восприятия действительности, ведь мир делится на мыслящих образами и оперирующих фактами. Иногда природа решает нас удивить, и тогда рождаются такие люди, как Аполлинарий Васнецов - не только талантливые интеллектуалы, но и цельные характеры, обладающие завидной силой воли и отменным трудолюбием.

Аполлинарий Васнецов

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .