Каком году появился большой театр. Большой театр: история. Большой театр и новые времена

Большой театр России всегда был и остается одним из основных символов нашего государства и его культуры. Это главный национальный театр России, носитель традиций российской и центр мировой музыкальной культуры, способствующий развитию театрального искусства страны.
Шедевры русского музыкального театра XIX-XX веков занимают главенствующее место в репертуаре, принципы формирования которого можно условно разделить на три категории. Большой предлагает вниманию своих зрителей русскую классику, включая XX век, западную классику, также включая признанные шедевры XX столетия, и специально заказанные сочинения. Последних новейшая история Большого театра знает уже немало: это опера «Дети Розенталя» Леонида Десятникова, балеты «Misericordes» в постановке Кристофера Уилдона, «Утраченные иллюзии» Леонида Десятникова в постановке Алексея Ратманского, танцпьеса «А дальше – тысячелетие покоя» Лорана Гарнье в постановке Анжелена Прельжокажа и с участием его труппы.
Театр старается обеспечить преемственность поколений, занимаясь воспитанием молодой талантливой молодежи (так, создана специальная Молодежная оперная программа, призванная обучать и совершенствовать мастерство будущих звезд оперной сцены).
Труппа Большого постоянно находится в хорошем творческом тонусе, поскольку должна решать разнообразные творческие задачи и предлагать свои «решения» вниманию зрителей как на своей прославленной сцене, так и на сценах ведущих музыкальных театров мира. Знакомить отечественную публику с достижениями этих театров и приглашать отдельных артистов принять участие в собственном творческом процессе – еще одно важное направление деятельности театра.
Театр не только удовлетворяет потребность общества в классическом искусстве, но и формирует зрительский вкус, позволяет публике знакомиться с лучшими достижениями мирового музыкального театра. Знакомство публики с этим контекстом – одна из главных задач Большого театра, через который государство осуществляет свою социальную миссию в сфере культуры.
Театр осуществляет просветительскую деятельность, исполняя редкие для репертуара отечественных театров произведения, приглашая выдающихся солистов и постановщиков. В театре уже работали режиссеры Франческа Замбелло, Эймунтас Някрошюс, Деклан Доннеллан, Роберт Стуруа, Петер Конвичный, Темур Чхеидзе, Роберт Уилсон, Грэм Вик, Александр Сокуров, хореографы Ролан Пети, Джон Ноймайер, Кристофер Уилдон, Анжелен Прельжокаж, Уэйн МакГрегор.
Неотъемлемой составляющей деятельностью театра является проведение камерных и симфонических концертов, опер в концертном исполнении, что позволяет знакомить публику с произведениями всех музыкальных жанров.
Теперь, когда Большой театр имеет две сценические площадки и одна из них – его легендарная историческая сцена, наконец вернувшаяся в строй, он с тем большим успехом надеется выполнять эту миссию, неуклонно расширяя сферы своего влияния на родине и во всем мире.
Генеральный директор Большого театра России - Владимир Урин
Музыкальный руководитель – главный дирижер - Туган Сохиев
Управляющая творческими коллективами оперы - Маквала Касрашвили
Художественный руководитель балетной труппы - Сергей Филин

БОЛЬШОЙ ТЕАТР

Старейший театр оперы и балета в России. Официальное название - Государственный академический Большой театр России. В разговорной речи театр называют просто Большой .


Большой театр - памятник архитектуры. Современное здание театра выстроено в стиле ампир. Фасад украшают 8 колонн, на портике - статуя древнегреческого бога искусств Аполлона, управляющего квадригой - двухколесной колесницей, запряженной в ряд четверкой коней (работа П.К. Клодта). Интерьеры театра богато украшены бронзой, позолотой, красным бархатом, зеркалами. Украшают зрительный зал хрустальные люстры, вышитый золотом занавес, роспись потолка, на котором изображены 9 муз - покровительниц разных видов искусства.
Год рождения театра - 1776 г., когда в Москве была организована первая профессиональная театральная труппа. В театре шли оперные, балетные и драматические спектакли. Собственного помещения труппа не имела, до 1780 г. спектакли ставились в доме графа Воронцова на Знаменке. Поэтому первоначально театр называли Знаменским, а также «театром Медокса» (по фамилии директора театра М. Медокса). В конце 1780 г. на Петровской улице было построено первое здание театра (архитектор Х. Розберг), и он стал называться Петровским. В 1805 г. здание театра сгорело, и в течение 20 лет спектакли шли на различных площадках Москвы: в Доме Пашкова , в Новом Арбатском театре и др. В 1824 г. архитектором О.И. Бове для Петровского театра было построено новое большое здание, второе по размерам после миланского «Ла Скала», поэтому театр стал называться Большим Петровским. Открытие театра состоялось в январе 1825 г. Тогда же драматическая труппа отделилась от оперной и балетной и переехала в новый - , построенный рядом с Большим.
В начале ХIХ в. в Большом театре ставились в основном произведения французских авторов, но вскоре появились первые оперы и балеты русских композиторов А.Н. Верстовского, А.А. Алябьева , А.Е. Варламова . Руководителем балетной труппы был ученик Ш. Дидло - А.П. Глушковский. В середине века на сцене театра появились знаменитые европейские романтические балеты «Сильфида» Ж. Шнейцгофера, «Жизель» А. Адана, «Эсмеральда» Ц. Пуни.
Главным событием первой половины ХIХ в. стали премьеры двух опер М.И. Глинки - «Жизнь за царя» (1842 г.) и «Руслан и Людмила» (1846 г.).
В 1853 г. театр, построенный О.И. Бове, уничтожил пожар. Погибли декорации, костюмы, редкие инструменты, нотная библиотека. В конкурсе на лучший проект восстановления театра победил архитектор Альберт Кавос . По его проекту было построено здание, которое стоит до сих пор. В августе 1856 г. новый Большой театр открылся. В нем выступали оперные знаменитости Европы. Послушать Дезире Арто, Полину Виардо, Аделину Патти съезжалась вся Москва.
Во второй половине века расширился и русский оперный репертуар: была поставлена «Русалка» А.С. Даргомыжского (1858 г.), оперы А.Н. Серова - «Юдифь» (1865 г.) и «Рогнеда» (1868 г.); в 1870–1880-х гг. - «Демон» А.Г. Рубинштейна (1879 г.), «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (1881 г.), «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1888 г.); в конце века - «Пиковая дама» (1891 г.) и «Иоланта» (1893 г.) Чайковского, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова (1893 г.), «Князь Игорь» А.П. Бородина (1898 г.). Это способствовало тому, что в труппу пришли певцы, благодаря которым в следующем веке опера Большого театра достигла огромных высот. В конце ХIХ - начале XX в. в Большом театре пели Федор Шаляпин , Леонид Собинов , Антонина Нежданова , прославившие русскую оперную школу.
В великолепной профессиональной форме в конце XIX в. был и балет Большого театра. В эти годы здесь были поставлены , «Спящая красавица», Чайковского. Эти произведения стали символом русского балета, и с тех пор они постоянно в репертуаре Большого театра. В 1899 г. в Большом дебютировал балетмейстер А.А. Горский, с именем которого связан расцвет московского балета первой четверти XX в.
В XX в. в Большом театре танцевали великие балерины - Галина Уланова и Майя Плисецкая . На оперной сцене выступали кумиры публики - Сергей Лемешев , Иван Козловский , Ирина Архипова , Елена Образцова . Много лет в театре проработали выдающиеся деятели российского театра - режиссер Б.А. Покровский , дирижер Е.Ф. Светланов , балетмейстер Ю.Н. Григорович .
Начало XXI в. в Большом театре связано с обновлением репертуара, приглашением для постановок знаменитых театральных режиссеров и балетмейстеров разных стран, а также с работой ведущих солистов труппы на сценах зарубежных театров.
В Большом театре проводятся Международные конкурсы артистов балета. При театре работает Хореографическое училище.
На зарубежных гастролях балет Большого театра часто называют The Bolshoi ballet. Это наименование в русском варианте - Большой балет - в последние годы стало использоваться и в России.
Здание Большого театра на Театральной площади в Москве:

Зал Большого театра:


Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Смотреть что такое "БОЛЬШОЙ ТЕАТР" в других словарях:

    Большой Театр - Здание Основной сцены Большого театра Место нахождения Москва, Координаты 55.760278, 37.618611 … Википедия

    Большой театр - Большой театр. Москва. Большой театр (Государственный академический театр оперы и балета России) (, 2), крупнейший центр российской и мировой музыкальной культуры. История Большого театра восходит к 1776 (см.). Первоначальное название Петровский … Москва (энциклопедия)

    Большой театр - Государственный академический Большой театр Союза ССР (ГАБТ), ведущий советский театр оперы и балета, крупнейший центр русской, советской и мировой музыкальной театральной культуры. Современное здание театра построено в 1820 24… … Художественная энциклопедия

    Большой театр - Большой театр. Театральная площадь в день открытия Большого театра 20 августа 1856 . Картина А. Садовникова. БОЛЬШОЙ ТЕАТР Государственный академический (ГАБТ), театр оперы и балета. Один из центров русской и мировой музыкально театральной… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    БОЛЬШОЙ ТЕАТР - Государственный академический (ГАБТ), театр оперы и балета. Один из центров русской и мировой музыкально театральной культуры. Основан в 1776 в Москве. Современное здание с 1824 (архитектор О. И. Бове; реконструировано в 1856, архитектор А. К.… … Русская история

    БОЛЬШОЙ ТЕАТР - Государственный академический (ГАБТ), театр оперы и балета. Один из центров русской и мировой музыкально театральной культуры. Основан в 1776 в Москве. Современное здание с 1824 (архитектор О.И. Бове; реконструировано в 1856, архитектором А.К.… … Современная энциклопедия

    БОЛЬШОЙ ТЕАТР - Государственный академический (ГАБТ), Основан в 1776 в Москве. Современное здание с 1825 (архитектор О. И. Бове; реконструировано в 1856, архитектор А. К. Кавос). Ставились иностранные и первые русские оперы и балеты М. И. Глинки, А. С.… … Большой Энциклопедический словарь

    Большой театр - У этого термина существуют и другие значения, см. Большой театр (значения). Большой театр … Википедия

    Большой театр - БОЛЬШÓЙ ТЕÁТР, Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР (ГАБТ), ведущий советский муз. т р, сыгравший выдающуюся роль в формировании и развитии нац. традиций балетного иск ва. Его возникновение связано с расцветом рус.… … Балет. Энциклопедия

    БОЛЬШОЙ ТЕАТР - Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР, старейший рус. муз театр, крупнейший центр муз. театральной культуры, здание к рого являлось также местом проведения съездов, торжеств. заседании и др. обществ. мероприятий. Осн … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Большой театр Культура и политика Новая история , Волков С.. Большой театр - один из самых прославленных брендов России. На Западе слово Bolshoi не нуждается в переводе. Сейчас кажется, что так было всегда. Отнюдь. Долгие годы главным музыкальным…
Большой театр России

Большо́й теа́тр — один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Комплекс зданий театра расположен в центре Москвы, на Театральной площади.

Открытие в 1825 г.

Театр открылся 6 (18) января 1825 года представлением «Торжество муз» — прологом в стихах М. А. Дмитриева, музыка Ф. Е. Шольца, А. Н. Верстовского и А. А. Алябьева: сюжет в аллегорической форме рассказывал, как Гений России, объединившись с музами, из развалин сгоревшего Большого Петровского театра Медокса создал новый. Роли исполняли лучшие московские актеры: Гений России — трагик П. С. Мочалов, Аполлон — певец Н. В. Лавров, муза Терпсихора — ведущая танцовщица московской труппы Ф. Гюллень-Сор. После антракта был показан балет «Сандрильона» (Золушка) на музыку Ф. Сора, балетмейстеры Ф.-В. Гюллень-Сор и И. К. Лобанов , постановка перенесена со сцены Театра на Моховой. На следующий день спектакль был повторен. Об этом открытии сохранились воспоминания С. Аксакова: «Большой Петровский театр, возникший из старых, обгорелых развалин… изумил и восхитил меня… Великолепное громадное здание, исключительно посвященное моему любимому искусству, уже одной своею внешностью привело меня в радостное волнение»; а В. Одоевский, восхищаясь балетным спектаклем, писал об этом представлении так: «Блеск костюмов, красота декораций, словом, все театральное великолепие здесь соединилось, как равно и в прологе» .В 1842 году театр перешёл под руководство петербургской дирекции императорских театров; из Петербурга в Москву приехала оперная труппа.11 марта 1853 года театр сгорел; пожар сохранил только каменные внешние стены и колоннаду главного входа. К конкурсу на восстановление театра были привлечены архитекторы Константин Тон, Александр Матвеев и главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос . Победил проект Кавоса; театр был восстановлен за три года. В основном объём здания и планировка были сохранены, однако Кавос несколько увеличил высоту здания, изменил пропорции и полностью переработал архитектурный декор, оформив фасады в духе ранней эклектики. Взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона над входным портиком поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта. На фронтоне был установлен гипсовый двуглавый орёл — государственный герб Российской империи. Театр открылся вновь 20 августа 1856 года. В 1886 году тыльная сторона здания была перестроена по проекту архитектора Э. К. Гернета . В 1895 году по проекту архитекторов К. В. Терского и К. Я. Маевского под здание театра был подведён новый фундамент.


Бронзовая квадрига работы Петра Клодта

Труппа

Театр включает в себя балетную и оперную труппы, Оркестр Большого театра и Сценно-духовой оркестр. На момент создания театра труппа включала в себя всего тринадцать музыкантов и около тридцати артистов. При этом в труппе первоначально не было специализации: драматические актёры принимали участие в операх, а певцы и танцовщики — в драматических спектаклях. Так, в состав труппы в разное время входили Михаил Щепкин и Павел Мочалов , которые пели в операх Керубини, Верстовского и других композиторов.

Звание артистов Императорских театров имеют: Актёры, управляющие труппами, режиссёры, капельмейстеры, балетмейстеры, дирижёры оркестров, танцовщики, музыканты, декораторы, машинисты, инспекторы освещения и их помощники, живописцы, главный костюмер, суфлеры, гардеробмейстеры, фехтмейстеры, театрмейстеры, скульпторы, надзиратель нотной конторы, фигуранты, нотные писцы, певчие и парикмахеры; все эти лица считаются состоящими на государственной службе и разделяются на три разряда, смотря по талантам и занимаемым ими амплуа и должностям .

К 1785 году труппа выросла уже до 80 человек, и продолжала постоянно расти, достигнув к началу XX века 500, а к 1990 году — более 900 артистов.

За всю историю Большого театра его артисты, художники, режиссёры, дирижёры, не считая восхищения и благодарности со стороны публики, многократно удостаивались различных знаков признания со стороны государства (Ирина Архипова, Юрий Григорович, Елена Образцова, Иван Козловский, Евгений Нестеренко, Майя Плисецкая, Евгений Светланов, Марина Семёнова, Галина Уланова ).

Репертуар театра

За время существования театра здесь было поставлено более 800 произведений. Первой постановкой, созданной труппой театра, стала опера Д.Зорина «Перерождение» (1777 ). Большой успех у публики, по воспоминаниям современников, имела премьера оперы М. Соколовского «Мельник — колдун, обманщик и сват» (1779 ). В этот период существования театра репертуар был достаточно пёстрым: оперы русских и итальянских композиторов, танцевальные картины из русского народного быта, балеты-дивертисменты, спектакли на мифологические сюжеты.

XIX век

К 1840-м годам в театре утверждаются отечественные оперы-водевили и романтические оперы большой формы, чему во многом способствовала административная деятельность композитора А. Верстовского, в разные годы инспектора музыки, инспектора репертуара и управляющего Московской театральной конторой. В 1835 году состоялась премьера его оперы «Аскольдова могила».

Событиями театральной жизни становятся постановки в театре опер М. Глинки «Жизнь за царя » (1842) и «Руслан и Людмила» (1845), балета А. Адана «Жизель» (1843). В этот период театр ориентируется на создание подлинно русского репертуара, преимущественно музыкального эпоса.


Спектакль в московском Большом театре по случаю коронования императора Александра II

Вторая половина XIX века в балете отмечена деятельностью выдающегося хореографа М.Петипа , поставившего в Москве ряд спектаклей, из которых одним из наиболее значительных является «Дон Кихот Ламанчский» Л. Минкуса (1869 ). В это время репертуар обогащается также произведениями П. Чайковского: «Воевода» (1869), «Лебединое озеро» (1877 , балетмейстер Вацлав Рейзингер ) — оба дебюты композитора в опере и балете, — «Евгений Онегин» (1881 ), «Мазепа» (1884 ). Премьера оперы «Черевички» Чайковского в 1887 становится дирижёрским дебютом её автора. Появляются выдающиеся оперы композиторов «могучей кучки»: народная драма «Борис Годунов» М. Мусоргского (1888), «Снегурочка» (1893 ) и «Ночь перед Рождеством» (1898 ) Н. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. Бородина (1898 ).

Вместе с тем в Большом театре в это время ставятся и произведения Дж. Верди, Ш. Гуно , Ж. Бизе, Р. Вагнера и других зарубежных композиторов.


Семейство Александра III в Большом театре

Конец XIX — начало XX века

На рубеже XIX и XX веков театр достигает расцвета. Многие петербургские артисты добиваются возможности участвовать в спектаклях Большого театра. Становятся широко известны во всем мире имена Ф. Шаляпина, Л. Собинова , А.Неждановой .

В 1912 Ф. Шаляпин ставит в Большом оперу М.Мусоргского «Хованщина». В репертуаре появляются «Пан Воевода», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Демон» А. Рубинштейна, «Кольцо нибелунгов » Р. Вагнера, веристские оперы Леонкавалло, Масканьи, Пуччини.

В этот период с театром активно сотрудничает С.Рахманинов , проявивший себя не только как композитор, но и как выдающийся оперный дирижёр, внимательный к особенностям стиля исполняемого произведения и добивавшийся в исполнении опер сочетания предельного темперамента с тонкой оркестровой отделкой. Рахманинов совершенствует организацию работы дирижёра — так, благодаря ему разворачивается и переносится на свое современное место дирижёрский пульт, прежде находившийся за оркестром (лицом к сцене).

В качестве художников-постановщиков участвуют в создании спектаклей выдающиеся художники, участники «Мира искусства » Коровин, Поленов, Бакст , Бенуа, Головин.

Первые годы после революции 1917 года отмечены, в первую очередь, борьбой за сохранение Большого театра как такового и, во вторую очередь, за сохранение определённой части его репертуара. Так, идеологической критике подвергались оперы «Снегурочка», «Аида» , «Травиата» и вообще Верди . Звучали высказывания и об уничтожении балета, как «пережитка буржуазного прошлого». Однако, несмотря на это, в Большом продолжает развиваться как опера, так и балет.

Создают новые постановки хореограф А. А. Горский, балетный дирижёр Ю. Ф. Файер — в 1919 году впервые в Москве ставится «Щелкунчик» П. И. Чайковского, в 1920 году — появляется новая постановка «Лебединого озера».

Хореографы в духе времени ищут новые формы в искусстве. К. Я. Голейзовский ставит балет «Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко (1925 ), Л. А. Лащилин и В. Д. Тихомиров — спектакль «Красный мак» Р. М. Глиэра (1927 ), пользующийся огромным успехом у зрителей, В. И. Вайнонен — балет «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева (1933 ).

В опере преобладают произведения М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского. В 1927 году режиссёром В. А. Лосским рождается новая редакция «Бориса Годунова». Ставятся оперы советских композиторов — «Трильби» А. И. Юрасовского (1924 ), «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева (1927 ).

Также в 20-е годы театр представляет публике лучшие оперы зарубежных композиторов: «Саломея» Р. Штрауса (1925 ), «Свадьба Фигаро» В.-А.Моцарта (1926 ), «Чио-чио-сан (Мадам Баттерфляй)» (1925 ) и «Тоска» (1930 ) Дж. Пуччини («Тоска» обернулась провалом, несмотря на подчёркивание в постановке «революционной линии»).

В 30-е годы в печати появляется требование И. В. Сталина о создании «советской оперной классики». Ставятся произведения И. И. Дзержинского, Б. В. Асафьева, Р. М. Глиэра. При этом вводится запрет обращаться к творчеству современных зарубежных композиторов.

В 1935 году с большим успехом у публики проходит премьера оперы Д. Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Однако это произведение, высоко оценённое советскими и зарубежными ценителями, вызывает резкое неприятие власти. Хорошо известна статья «Сумбур вместо музыки», приписываемая Сталину и ставшая причиной исчезновения этой оперы из репертуара Большого.

В годы Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года Большой театр находился в эвакуации в Куйбышеве.

Окончание войны театр отмечает яркими премьерами балетов С. Прокофьева «Золушка» (1945 , балетмейстер Р. В. Захаров) и «Ромео и Джульетта» (1946 , балетмейстер Л. М. Лавровский), где в главных партиях выступает Г. С. Уланова.

В последующие годы Большой театр обращается к творчеству композиторов «братских стран» — Чехословакии, Польши и Венгрии («Проданная невеста» Б. Сметаны (1948 ), «Галька» С. Монюшко (1949 ) и других), а также пересматривает постановки классических русских опер (создаются новые постановки «Евгения Онегина», «Садко», «Бориса Годунова», «Хованщины» и многие другие). Значительная часть этих постановок осуществлена оперным режиссёром Б. А. Покровским, пришедшим в Большой театр в 1943 году. Его спектакли в эти годы и последующие несколько десятилетий служат «лицом» оперы Большого.

В 1950 —1960-е годы появляются новые постановки опер: Верди («Аида», 1951 , «Фальстаф», 1962 ), Д. Обера («Фра-Дьяволо», 1955 ), Бетховена («Фиделио», 1954 ), театр активно сотрудничает с зарубежными артистами, музыкантами, художниками, режиссёрами из Италии, Чехословакии, Болгарии, ГДР . Недолгое время в труппу театра входит Николай Гяуров, находящийся в самом начале своей карьеры.

В Большой приходит хореограф Ю. Н. Григорович, на московскую сцену переносятся созданные им балеты «Каменный цветок» С. С. Прокофьева (1959 ) и «Легенда о любви» А. Д. Меликова (1965 ), ранее ставившиеся в Ленинграде. В 1964 Григорович возглавляет балет Большого театра. Он делает новые редакции «Щелкунчика» (1966 ) и «Лебединого озера» (1969 ) Чайковского, а также ставит «Спартака» А. И. Хачатуряна (1968 ).

Этот спектакль, созданный совместно с художником Симоном Вирсаладзе и дирижёром Геннадием Рождественским, с участием виртуозных артистов Владимира Васильева, Мариса Лиепы, Михаила Лавровского имеет феноменальный успех у публики и получает Ленинскую премию (1970 ).

Ещё одним событием в жизни театра становится постановка «Кармен-сюиты» (1967 ), созданная кубинским балетмейстером А. Алонсо на музыку Ж. Бизе и Р. К. Щедрина специально для балерины М. М. Плисецкой.

В 1960-е -1980-е рекламные афиши к балетным спектаклям театра создаёт Олег Савостюк.

В 1970-е и 1980-е В. Васильев и М. Плисецкая выступают в роли хореографов. Плисецкая ставит балеты Р. К. Щедрина «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985), а Васильев — балеты «Икар» С. М. Слонимского (1976), «Макбет» К. В. Молчанова (1980), «Анюта» В. А. Гаврилина (1986).

Труппа Большого театра часто гастролирует, имея успех в Италии, Великобритании, США и многих других странах.


Современный период

1 июля 2005 года Основная сцена Большого театра закрылась на реконструкцию, которую первоначально предполагали завершить в 2008 году. Последним спектаклем, прошедшим на Основной сцене перед закрытием, стала опера Мусоргского «Борис Годунов» (30 июня 2005 года).

В настоящее время в репертуаре Большого театра сохраняются многие классические постановки оперных и балетных спектаклей, но при этом театр стремится к новым экспериментам.

В сфере балета создаются постановки произведений Д. Шостаковича «Светлый ручей» (2003 ) и «Болт» (2005 ).

К работе над операми привлекаются постановщики, уже получившие известность как драматические или кинорежиссёры. Среди них — А. Сокуров , Т. Чхеидзе , Э. Някрошюс и другие.

Ведется работа по «очищению» оригинальных оперных партитур от позднейших напластований и пометок, возврату их к авторским редакциям. Таким образом готовилась новая постановка «Бориса Годунова» М. Мусоргского (2007 ), «Руслана и Людмилы» М. Глинки (2011 ).

Некоторые новые постановки Большого театра вызвали неодобрение части публики и заслуженных мастеров Большого. Так, скандал сопутствовал постановке оперы Л. Десятникова «Дети Розенталя» (2005 ), во многом в связи с репутацией автора либретто писателя Владимира Сорокина. Возмущение и неприятие нового спектакля «Евгений Онегин» (2006 , режиссёр Дмитрий Черняков) выразила знаменитая певица Галина Вишневская, отказавшись отмечать свой юбилей на сцене Большого, где идут подобные постановки. Вместе с тем, упомянутые спектакли имеют и своих поклонников. В марте 2010года Большой театр совместно с компанией «Веl Air Media» начал транслировать свои спектакли в кинотеатрах мира. 11 марта 2012года совместно с компанией «Google Russia» Большой театр начал трансляцию балетных постановок на канале "YouTube " на территории России.

История Большого театра

Опера Большого театра

Большой театр в Москве, расположенный в центре столицы, на Театральной площади, является одним из символом России, блестящего мастерства ее артистов. Его талантливые исполнители: вокалисты и артисты балета, композиторы и дирижеры, балетмейстеры известны во всем мире. Более 800 произведений было поставлено на его сцене. Это и первые русские оперы и оперы таких знаменитостей как Верди и Вагнер, Беллини и Доницетти, Берлиоз и Равель и других композиторов. Здесь прошли мировые премьеры опер Чайковского и Рахманинова, Прокофьева и Аренского. Здесь дирижировал великий Рахманинов.

Большой театр в Москве – история

В марте 1736 года губернский прокурор, князь Петр Васильевич Урусов начал строительство театрального здания на правом берегу реки Неглинки, на углу Петровки. Тогда он и стал называться Петровским. Но строительство Петру Урусову завершить не удалось. Здание сгорело. После пожара завершил постройку театрального здания его компаньон, английский предприниматель Майкл Медокс. Это был первый профессиональный театр. В его репертуаре были драматические, оперные и балетные спектакли. В оперных спектаклях принимали участие и певцы и драматические актеры. Петровский театр был открыт 30 декабря 1780 года. В этот день был показан балет-пантомима «Волшебная лавка» в постановке Я. Парадиза. Особой популярностью у зрителей пользовались балеты с национальным колоритом, такие как Деревенская простота, Цыганский балет и Взятие Очакова. В основном, балетная труппа формировалась воспитанниками балетной школы московского Воспитательного дома и крепостными актерами труппы Е. Головкиной. Это здание прослужило 25 лет. В пожаре 1805 года оно погибло. Новое здание, построенное под руководством К. Росси на Арбатской площади, также сгорело в 1812 году.

По проекту А. Михайлова в 1821-1825 гг. строится новое театральное здание на прежнем месте. Руководил строительством архитектор О. Бове. По своим размерам оно было значительно увеличено. Поэтому в то время оно и получает название Большой театр. 6 января 1825 года здесь было дано представление «Торжество муз». После пожара в марте 1853 года здание восстанавливали три года. Работой руководил архитектор А. Кавос. Как писали современники, вид здания «пленял глаз соразмерностью частей, в которых легкость соединялась с величием». Таким оно и дошло до наших дней. В 1937 и в 1976 гг. театр был награжден орденом Ленина. Во время Великой Отечественной войны он был эвакуирован в город Куйбышев. 29 ноября 2002 года премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» открылась Новая сцена.

Большой театр – архитектура

Здание, которым мы можем сейчас любоваться, является одним из лучших образцов русской классической архитектуры. Построено оно в 1856 году под руководством архитектора Альберта Кавоса. В ходе восстановления после пожара здание было полностью перестроено и украшено белокаменным портиком с восемью колоннами. Архитектор заменил четырехскатное покрытие двускатным с фронтонами, повторив по главному фасаду форму фронтона портика и убрав арочную нишу. Ионический ордер портика был заменен сложным. Были изменены все детали наружной отделки. Некоторые архитекторы считают, что изменения Кавоса снизили художественные достоинства первоначально созданного здания. Венчает здание известная на весь мир бронзовая квадрига Аполлона работы Петра Клодта. Мы видим двухколёсную колесницу с четырьмя запряжёнными конями, скачущими по небу и бога Аполлона, управляющего ими. На фронтоне здания был установлен гипсовый двуглавый орёл - государственный герб России. На плафоне зрительного зала помещены девять муз с Аполлоном во главе. Благодаря творчеству Альберта Кавоса, здание прекрасно вписывается в окружающие его архитектурные строения.

Пять ярусов зрительного зала вмещают более 2100 зрителей. По своим акустическим свойствам он считается одним из лучших в мире. Длина зала от оркестра до задней стены - 25 метров, ширина - 26,3 метра, высота - 21 метр. Портал сцены составляет 20,5 на 17,8 метров, глубина сцены - 23,5 метра. Это одно из прекрасных архитектурных сооружений столицы. Его называли «чертогом из солнечных лучей, золота, пурпура и снега». В здании также проводятся важные государственные и общественные торжества.

Реконструкция Большого театра

В 2005 году началась реконструкция театра и после 6 лет колоссальной работы 28 октября 2011 года прошло открытие главной сцены страны. Площадь Большого театра увеличилась в два раза и составила 80 тысяч квадратных метров, появилась подземная часть и была восстановлена уникальная акустика зала. Сцена сейчас имеет объем шестиэтажного дома, все процессы в котором компьютеризированы. Восстановлены росписи в Белом фойе. Жаккардовые ткани и гобелены в Круглом зале и Императорском фойе реставрировали в течение 5 лет вручную, восстанавливая каждый сантиметр. 156 мастеров со всей России занимались золочением интерьеров толщиной 5 микронов площадью в 981 квадратный метр, на что ушло 4,5 кг золота.

Появилось 17 лифтов с кнопками этажей от 10-го до 4-го и дополнительно 2 расположенных ниже этажа заняты механикой. Зрительный зал вмещает 1768 человек, до реконструкции – 2100. Театральный буфет переехал на 4 этаж и это единственное помещение, где окна расположены по обеим сторонам. Интересно то, что плитка в центральном фойе сделана на том же заводе, что и в 19 веке. Особенно красива люстра диаметром более 6 метров с позолоченными подвесками. На новом занавесе расшиты двуглавый орел и слово Россия.

Современный Большой театр включает в себя оперную и балетную труппы, сценно-духовой оркестр и оркестр Большого театра. Имена оперной и балетной школы – это достояние всей России и всего театрального мира. Более 80 артистов удостоены звания Народных артистов СССР в советский период. Звание Героя Социалистического труда получили восемь мастеров сцены - И. Архипова и Ю. Григорович, И. Козловский и Е. Нестеренко, Е. Светланов, а также известные всему миру балерины – Г. Уланова, М. Плисецкая и М.Семёнова. Многие артисты являются народными артистами Российской Федерации.

Большой театр в Москве представляет одну из главных мировых театральных сцен. Он сыграл выдающуюся роль в формировании русской музыкально-сценической школы и в становлении русского национального искусства, в том числе прославленного русского балета.

При одном лишь упоминании Большого у театралов всего мира захватывает дух и начинает чаще биться сердце. Билет на его спектакль – лучший подарок, а каждая премьера сопровождается шквалом восторженных откликов как поклонников, так и критиков. Государственный академический Большой театр России имеет солидный вес не только в нашей стране, но и за рубежом, ведь на его сцене всегда выступали лучшие певцы и танцоры своей эпохи.

Как начинался Большой театр

В начале весны 1776 года императрица Екатерина II своим высочайшим указом повелела организовать в Москве «театральные … представления». Исполнить волю государыни поспешил князь Урусов , служивший губернским прокурором. Он приступил к возведению здания театра на Петровке. Открыться храм искусства не успел, так как погиб в пожаре еще на этапе строительства.

Тогда за дело взялся предприниматель Майкл Меддокс , под руководством которого возвели кирпичное здание, украшенное белокаменным декором и имевшее в высоту три этажа. Театр, названный Петровским, открыли в самом конце 1780 года. Его зал вмещал около тысячи зрителей, еще столько же поклонников Терпсихоры могли смотреть спектакли с галерки. Меддокс владел зданием до 1794 года. За это время на сцене Петровского театра было поставлено более 400 спектаклей.

В 1805 году новый пожар уничтожил уже каменную постройку, и долгое время труппа скиталась по сценам домашних театров московской аристократии. Наконец, спустя три года знаменитый зодчий К. И. Росси закончил строительство нового здания на Арбатской площади, но и его не пощадила огненная стихия. Новый храм музыкального искусства погиб в большом пожаре, который случился в Москве во время оккупации столицы наполеоновской армией.

Спустя четыре года московская комиссия о застройке объявила конкурс на лучший проект нового здания музыкального театра. Конкурс выиграл проект профессора Императорской академии художеств А. Михайлова . Позже в чертежи внес существенные доработки претворявший идею в жизнь архитектор О. И. Бове .

Историческое здание на Театральной площади

При строительстве нового здания был частично использован фундамент сгоревшего Петровского театра. Идея Бове состояла в том, что театр должен был символизировать победу над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. В результате здание представляло собой стилизованный храм в стиле ампир, а величие постройки подчеркивалось широкой площадью, разбитой перед главным фасадом.

Торжественное открытие состоялось 6 января 1825 года , и зрители, присутствовавшие на представлении «Торжество муз», отмечали великолепие здания, красоту декораций, восхитительные костюмы и, конечно, непревзойденное мастерство исполнителей главных ролей в первом спектакле на новой сцене.

К сожалению, судьба не пощадила и эту постройку, и после пожара 1853 года от нее остались лишь портик с колоннадой и внешние стены из камня. Восстановительные работы под руководством главного архитектора Имперских театров Альберта Кавоса продолжались три года. В результате пропорции здания были немного изменены: театр стал значительно шире и просторнее. Фасадам были приданы эклектичные черты, а скульптуру Аполлона, погибшую в огне, заменила бронзовая квадрига. Премьера спектакля «Пуритане» Беллини в обновленном здании состоялась в 1856 году.

Большой театр и новые времена

Революция принесла множество изменений во все сферы жизни, и театр не стал исключением. Сначала Большому присвоили звание академического, а потом и вовсе хотели закрыть, но ВЦИК вынес постановление о сохранении театра. В 20-х годах здание подверглось некоторым ремонтным работам, в результате которых были не только укреплены стены, но и уничтожена любая возможность для зрителей продемонстрировать свою ранговую иерархию.

Великая Отечественная война стала непростым временем для труппы. Театр эвакуировали в Куйбышев, и спектакли ставились на местной сцене. Артисты вносили немалый вклад в фонд обороны, за что труппа удостоилась благодарности от руководителя государства.

В послевоенные годы ГАБТ неоднократно реконструировался. Последние работы велись на исторической сцене в период с 2005 по 2011 годы.

Репертуар в прошлом и настоящем

В первые годы существования театра его труппа не придавала слишком большого значения содержанию постановок. Обычными зрителями спектаклей становились аристократы, проводившие время в праздности и развлечениях. Каждый вечер на сцене могли играть до трех-четырех спектаклей, и, дабы не наскучить немногочисленной публике, меняли репертуар очень часто. Популярными были и бенефисы, которые устраивали как знаменитые и ведущие актеры, так и второй состав. За основу спектаклей брались произведения европейских драматургов и композиторов, но и танцевальные зарисовки на темы русского народного быта и жизни также присутствовали в репертуаре.

В XIX веке на сцене Большого начинают ставить значительные музыкальные произведения, которые становятся историческими событиями в культурной жизни Москвы. В 1842 году впервые играют «Жизнь за царя» Глинки , а в 1843 году зрители аплодируют солистам и участникам балета А. Адана «Жизель» . Вторая половина XIX столетия ознаменована работами Мариуса Петипа , благодаря которому Большой известен как первая сцена для «Дон Кихота Ламанчского» Минкуса и «Лебединого озера» Чайковского .

Расцвет главного московского театра приходится на конец XIX – начало ХХ вв. В этот период на сцене Большого блистают Шаляпин и Собинов , чьи имена становятся известны всему миру. Репертуар обогащается оперой «Хованщина» Мусоргского , за дирижерский пульт встает Сергей Рахманинов , а в работе над декорациями для спектаклей принимают участие великие русские художники – Бенуа, Коровин и Поленов.

Советская эпоха принесла множество изменений и на театральную сцену. Идеологической критике подвергаются многие спектакли, и хореографы Большого стремятся находить новые формы в танцевальном искусстве. Опера представлена произведениями Глинки, Чайковского, Мусоргского и Римского-Корсакова, но и имена советских композиторов на афишах и обложках программок мелькают все чаще.

После окончания войны самыми значимыми премьерами ГАБТа стали «Золушка» и «Ромео и Джульетта» Прокофьева . В главных ролях в балетных постановках блистает несравненная Галина Уланова. В 60-х годах зрителей покоряет Майя Плисецкая , танцующая «Кармен-сюиту», и Владимир Васильев в роли Спартака в балете А. Хачатуряна.

В последние годы труппа все чаще прибегает к экспериментам, которые не всегда однозначно оцениваются зрителем и критиками. В работе над спектаклями участвуют драматические и кинорежиссеры, партитуры возвращаются к авторским редакциям, концепция и стиль декораций все чаще становятся предметом ожесточенных споров, а постановки транслируются в кинотеатрах в разных странах мира и на интернет-каналах.

За время существования ГАБТа с ним было связано множество интересных событий. В театре работали выдающиеся люди своего времени, а главное здание Большого стало одним из символов российской столицы:

- На момент открытия Петровского театра его труппа составляла около 30 артистов и чуть более десятка аккомпаниаторов. Сегодня в ГАБТ служит около тысячи артистов и музыкантов.

В разное время на сцене Большого выступали Елена Образцова и Ирина Архипова, Марис Лиепа и Майя Плисецкая, Галина Уланова и Иван Козловский. За время существования театра более восьмидесяти его артистов были удостоены звания народных, а восьми из них было присвоено звание Героя Социалистического труда. Балерина и хореограф Галина Уланова была удостоена этого почетного звания дважды.

Античная колесница с четырьмя запряженными конями, называемая квадригой, часто изображалась на различных зданиях и сооружениях . Такие колесницы использовались в Древнем Риме во время триумфальных шествий. Квадрига Большого театра была выполнена известным скульптором Петром Клодтом . Не менее знаменитые его работы – скульптурные изображения коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.

В 30-50 х гг. прошлого века главным художником Большого был Федор Фёдоровский – ученик Врубеля и Серова, работавший в начале века с Дягилевым в Париже. Именно он в 1955 году создал знаменитый парчовый занавес ГАБТа, названный «золотым».

- В 1956 году балетная труппа впервые отправилась в Лондон . Так началась серия знаменитых гастролей Большого в странах Европы и мира.

Большой успех на сцене ГАБТа имела Марлен Дитрих . Известная немецкая актриса выступала в здании на Театральной площади в 1964 году. Она привезла в Москву свое знаменитое шоу «Marlene Expirience» и за время выступлений была вызвана на поклон двести раз.

Советский оперный певец Марк Рейзен установил на сцене Большого рекорд Гиннесса. В 1985 году в возрасте 90 лет он исполнил в спектакле «Евгений Онегин» партию Гремина.

В советское время театр был дважды награжден орденом Ленина.

Здание исторической сцены ГАБТа находится в списке объектов культурного наследия народов России.

Последняя реконструкция главного здания Большого обошлась в 35,4 млрд. руб. Работы длились шесть лет и три месяца, и 28 октября 2011 года театр был торжественно открыт после ремонта.

Новая сцена

В 2002 году на улице Большая Дмитровка была открыта Новая сцена ГАБТа. Премьерой стала постановка оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Новая сцена служила основной во время реконструкции главного здания, и в период с 2005 по 2011 годы на ней ставился весь репертуар Большого.

После торжественного открытия обновленного основного здания Новая сцена стала принимать гастролирующие труппы из театров России и мира. Из постоянного репертуара на Большой Дмитровке по-прежнему ставятся оперы «Пиковая дама» Чайковского, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. Поклонники балета могут увидеть на Новой сцене «Светлый ручей» Д. Шостаковича и «Кармен-сюиту» Ж. Бизе и Р. Щедрина.