Короткие легенды о воде на украинском языке. Помогите с написанием сочинения по тексту Сухамлинского:(1) Есть старинная украинская легенда. (2)Был у матери единственный сын. (З) Женился он. Легенда о девушке-Украине, которую Господь одарил песней

на девушке изумительной, невиданной красоты. (4) Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. (5)Привёл сын молодую жену в родной дом. (6)Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: (7)«Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». (8)Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. (9)Боялась мать показаться злой снохе на глаза. (10)Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.

Сочинение по тексту Сухомлинского

Материнская любовь…Как много о ней сказано, написано, спето…Что может быть на свете сильнее этого чувства? Она, как и материнская молитва, помогает детям в самые трудные моменты жизни. Но всегда ли дети с благодарностью относятся к своим матерям? Каково бывает отношение детей к своей матери? Всегда ли взрослые дети с благодарностью относятся к своей матери? Эти вопросы всегда волновали поэтов, писателей, педагогов, психологов. Проблема сыновней благодарности является очень актуальной в современном обществе. Часто матери одиноко доживают свои дни в пустой квартире или в доме престарелых.
Над этой вечной проблемой размышляет автор текста Василий Александрович Сухомлинский. Он приводит старинную украинскую легенду о материнском сердце, которое и после смерти матери трепетало и убивалось по сыночку. Неблагодарный сын в угоду жене-красавице предает свою мать, убивая ее, но разве можно убить материнскую любовь? Автор с трепетом говорит о силе и нежности материнских чувств и осуждает сыновнее бессердечие и неблагодарность. Это самый страшный порок, осуждаемый в обществе.
Я не раз задумывался о том, почему так происходит. Родители любят своих детей, души в них не чают, отдают им последнее, а дети вырастают холодными, бездушными, бессердечными, забывают о своих родителях или, того хуже, отбирают у них последнее, избивают и даже убивают их. Проблема взаимоотношений между родителями и детьми – вечная.
Не случайно одна из библейских заповедей гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе». Эта пятая заповедь учит почитать родителей, любить их, быть к ним почтительными, не оскорблять, помогать во всем, заботиться о них, особенно в старости.
Наша русская литература во все времена поднимала эту важную проблему.
В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» мы видим княжну Марью Болконскую, живущую в имении Лысые горы со своим отцом – Николаем Андреевичем Болконским. Отец стар, строг с ней, часто брюзглив и груб. Но княжна Марья покорно переносит поведение своего отца, его издевки и насмешки над ней, потому что бесконечно его любит и понимает, что причина его несправедливого к ней отношения – бессилие перед старостью. Она умная, романтичная и религиозная девушка, абсолютно цельная личность. Ее отношение к отцу – пример безграничной христианской любви и преданности.
Текст Сухомлинского задел за живое, заставил задуматься о том, что я очень люблю свою маму и буду благодарен ей за все лучшее, что она мне дала.

Среди народной мудрости, украинского фольклора видное место занимают легенды, поговорки, пословицы, сказки, рассказы, песни, которые учат детей любить и уважать своих родителей и родню. О долге детей перед родителями говорится в пословицах и поговорках: "Как отца покинешь, то и сам погибнешь", "Почитай отца и мать - будет тебе везде гладко", "Почитай отца, мать, будешь доголітен на земле". Пренебрегать своими родителями, а тем более обижать их никто не смеет "Пуля минует, а материно слово не пройдет", "Папина и матчина молитва из моря выбрасывает, а проклятия в луже топят".

Очень много пословиц и поговорок о маме, которые воспитывают у детей уважение родных мам и пап.

Нет того товара, чтобы купить маму.

Матери ни купить, ни заслужить.

Материнский гнев, как весенний снег, рано упадет и скоро растает.

Хорошо и мамочке, как ребенок в славе.

Мать одной рукой бьет, а другой гладит.

Какой куст такая и калина, какая мать, такой и ребенок.

Нет цвета белизну, как на калине

Нет в мире более родного, как мать ребенку.

На солнце хорошо сидеть, а у мамы хорошо жить.

Яка хата - такий тин, який батько - такий син.

Молодежь богата мудростью мамы и папы.

Мужчина в доме голова, а женщина - душа.

Не научил отец - не научит и дядя.

Кто обидит отца или мать, того совесть будет грызть всю его жизнь. Именно такую идею провозглашает украинская народная дума "Алексей Попович", в которой "казак мастерский военный писарь" О. Попович просит привязать ему к шее камень и в море утопить, заявляя.

От вас я грехов больше имею:

эй, что я ув охотне войско од"їжджав,

С отцом, с матушкой опрощенія не имел,

В грудь отца и матушку стременем отпихав

Старшего брата за родного брата не имел,

Что из города выбегал,

Триста душ малых детей разбивал,

Кровь невинную христианскую проливал

А молодые жены за ворота выбегали,

Маленькії дети на руки хватали,

Меня, Алексея Поповича

Эй, кляли - проклинали.

Идеал отношение к родителей, братьев и сестер выражен такими словами народной песни "Повел Иваско коня к воде".

И меня отец - ясный луна,

И меня матушка - ясная звездочка.

И меня братенько - ясное солнышко,

И меня сестронька - понятное звіздонька

В песне "Родная мама", которую пел известный артист Украины Назарий Яремчук воспевается родная матушка, ее доброта и нежность ее колыбельной песни.

Родная мамо. добрая ты моя ненько.

Мама, мама, вишенько беленькая.

Слышишь мама? Горлица мне снова

Напомнила давнюю песню колыбельную.

Мама, мама! Горлица, как ты, седая,

Проліта сквозь лета,

Давним воспоминанием счастлива

Слышишь, мама? Большего чуда нет

За песни, что ты дала, как папоротник цвел.

Еще есть очень много песен, в которых отражена любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам: "Песня про рушник", песня "Два цвета", песня "Мать наша, мать" и песня на слова В. Симоненко

"Вырастешь ты, сын, отправишься в дорогу,

Вырастут с тобой усыпленные тревоги.

За тобой всегда будут путешествовать

Глаза материнские и белокурая хата.

Можно выбрать друга и по духу брата.

И нельзя родную мать выбирать.

Можно все на свете выбирать, сынок.

Выбрать нельзя только Родину.

В песне " В воскресенье рано-пораненько" высмеивается сын, который имея два дома, не хочет дать родной матери убежище на старости. С первой хаты выгнал ее, чтобы не мешала гостям, которые должны в скором времени съехаться, потому что "будут гости и все в бархатині", а папу "в изорванной свитке". Нашла мать убежище в дочери. Так когда в неблагодарного сына случилась беда, он прибежал за помощью к матери:

Забрехали вратії собаки, -

когда идет сын матери просить.

"Иди, дядя, нонче ко мне...

произошла причина у меня...

Случилась у меня причина:

Умерла женщина - осталась ребенок".

"Хотя бы, брат, еще и хата сгорела,

Как матушке нашей сидите не к месту.

А как будет и хата гореть.

Явлю людям, чтобы не шли тушить,

Как матушке нашей не к месту жить".

Есть много сказок, рассказов, в которых народ осуждает детей, которые стесняются своих родителей, забывают о свой сыновний или дочернее долг перед ними. В украинской народной сказке "Неблагодарные сыновья" рассказывается о неблагодарных сыновей, которые не хотели принимать к себе седого, как голубя отца, а пустили его нищим по миру. За этот поступок они были наказаны.

Очень красиво показана любовь к родителям в рассказах и сказках. "Харитя", "Помощница", "Названный отец" (украинская народная сказка) а также отношение детей к родителям "у меня Нет мамы", "Как Иван искал синего цветка", "Обидное слово", "Папин совет", "Отец и дочь".

Поэты в своих стихах также отражали любовь, уважение уважение к своим родителям.

Есть старинная украинская легенда.

У матери был единственный сын - дорогой, ненаглядный. Души в нем мать не слышала, по капле собирала росу для умывания, тончайшим шелком вышивала рубашки. Вырос сын, статный, красивый. Женился на девушке предивної, невиданной красоты. Привел молодую жену в родной дом. Невзлюбила молодая жена свекровь, возненавидела ее. Боялась иметь показаться невестке на глаза, сидела в сенях. А потом переселилась в сарай. Но и это не успокоило красавицу. Говорит она мужу: "Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и сожги на медленном огне".

Не дрогнуло сердце в груди сына, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: "Приказала мне жена убить вас мама, вынуть из груди ваших сердце и сжечь на медленном огне. А не послушаю, уйдет от меня жена. Не могу я жить без нее не могу ослушаться." Заплакала мать и отвечает сыну "Ну что же, сын, делай так, как велит сердце".

Пошел сын с матерью в диброву, наломал сухого хвороста, разжег костер. Убил мать, вынул из груди сердце. Положил на угли. Вспыхнул сучок, треснул, полетела уголек, ударила в лицо сыну, обожгла вскрикнул сын, закрыл ладонью обожженное лицо. Стрепенулося сердце материнское, что горел на медленном огне, прошепотіло. "Сыночек мой родной, тебе больно? Сорви лист подорожника, вот растет у костра, примеры сердце материнское... Потом в огонь положишь"

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце в ладони, вложил его в розкраяні грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так горячо и преданно, как родная мать. И таким всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась розкраяні грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. ?????ружною стала ему жена - красавица, не мог он вернуться к ней. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем степями широкими, стали двумя могилами высокими.

Такая легенда, созданная народной мудростью. Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее за ласки и заботы материнской, нет тревоги, тривожнішої за бессонные ночи и незімкнуті глаза материнские. "Когда в сердце синовому загорится искра в тысячу раз меньше факела материнской любви, то и тогда эта искра будет всю жизнь человеческое гореть неугасимым пламенем" - говорит украинская мудрость.

Сыновняя благодарность... нет выше радости для человека, который чувствует приближение сумерек своей жизни, чем благодарность детей за добро и благо, созданное родителями во имя их сына и дочери, добра и блага. И нет гіркішого и горестного чувства для отцовского и материнского сердца, чем чувствовать, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли про все хорошее, сделанное для них матерью и отцом.

В неисчерпаемом источнике народной морали нам надо черпать духовную энергию подлинной человечности, дружбы и товарищества, настоящего братства свободных людей. Народ беспощадно осуждает сыновнюю неблагодарность и преподносит благородство сыновней любви и преданности. Вот, например в такой легенде "Всегда разум научит".

Когда старых людей, которые уже ничего делать не могли, спускали на лубках в пропасть, чтобы зря хлеб не їли. а один человек очень любил своего отца и не выполнив жестокого закона, спрятал его в сарае и кормил тайно. Через некоторое время случился недород. Ничем людям сеять. Старик увидел, что сын чего-то приуныл, расспросил про все и посоветовал снять с крыши снопы, еще раз смолоть их и засеять. Так сын и сделал. Сошел в него хлеб лучший, самая нива была засеяна. Все люди спрашивают, как он до того додумался.

Мужчина сначала мовчав. тогда рассказал, что отец так научил. С того времени люди перестали старых на лубках вывозить, а уважали до самой смерти, потому что они мудрые, жизнью битые, всегда разуму научат.

Мы все запомним такую истину: к родным нужно относиться с искренней любовью, уважением, чуткостью. Заботьтесь о них, не наносите им неприятностей, берегите родных - это самое дорогое, что у вас есть. Пусть ваши желания выходят из возможностей родителей.

Будь хорошим человеком - и ты обеспечишь счастье отцу и матери. Не допускай, чтобы старость их была обозначена горем. Пусть это будет целью всей твоей жизни.

______________________________ __

Нар. песни в записях И. Манжуры, с.208

Укр. нар. песни в записях С. Доленги-Ходаковского, с.128

Есть старинная украинская легенда. Был у матери единственный сын. Женился он на девушке невиданной красоты, привел ее в родной дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в комнаты, посели ее в сенях». Посе­лил сын мать в сенях. Боялась мать показываться злой снохе на глаза. Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.

Но и этого снохе показалось мало. Говорит она му­жу: «Чтобы и духом матери не пахло в доме! Пересели ее в сарай». Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила она из своего убежища.

Отдыхала однажды ночью молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из ее груди сердце и принеси мне».

Не дрогнул сын, околдо­вала его невиданная красо­та жены. Говорит он матери: «Пойдемте, мама, покупа­емся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Спот­кнулась мать о камень. Рас­сердился сын: «Что ты, мама, спотыкаешься? Поче­му под ноги не смотришь? Так мы до вечера будем идти».

Пришли, разделись, иску­пались. Сын убил мать, вы­нул из ее груди сердце, положил на кленовый лис­ток, несет. Трепещет ма­ленькое материнское серд­це. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее сердце на острый утес, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушибся?»

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто никогда не любил его так горячо, преданно и бес­корыстно, как родная мама.

И столь огромной и неисчерпаемой была любовь материнская, столь глубоким и всесильным было жела­ние материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растер­занная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не верну­лась домой и мать. Пошли они вдвоем степями и до­линами, вышли на широкий простор и стали двумя вы­сокими курганами.

Такова легенда, созданная народной мудростью.

Сыновняя благодарность... Сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское и отцовское сердце, чувствуя, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли обо всем добре, сделанном для них матерью и отцом. И нет выше радости для человека, чувствующего приближение сумерек своей жизни, чем радость, источник которой - любовь и благодарность детей...

Каждый день начинается для меня детской радостью. Я вижу в детских глазах восхищение красотой раскры­вающейся розы, изумление перед чем-то необычным в окружающем мире - удивительной формы облачком в синем небе, пестрой бабочкой среди листьев, - удо­вольствие от подарка, полученного из родительских рук, наслаждение от веселой игры.

Мы все делаем для того, чтобы дети были счастли­вы. И при виде радостных, безмятежных детских лиц мое сердце наполняется удовлетворением. Но вместе с ним почему-то закрадывается и тревога.

Меня тревожит вопрос: зажигает ли наш факел люб­ви к детям ответные искорки благодарности в их сердцах? Чувствует ли ребенок, что блага его жизни - результат большого труда родителей, заботы многих «не родных», но любящих его людей? Ведь без них, без их труда и забот он просто не мог бы жить на свете. Но как часто ему это и в голову не приходит!

Здесь таится большая опасность - вырастить челове­ка эгоистичного, считающего, что все должны работать на него, что главное - его личные нужды, а все ос­тальное - второстепенное. Чтобы предупредить такую опасность, важно пробуждать и развивать в ребенке чувство признательности, благодарности.

Как достичь этого? Я вижу лишь один путь: учить де­тей делать добро для нас - родителей, воспитателей, вообще людей старших поколений. За добро ребенок должен платить добром!

Детское счастье эгоистично по своей природе: блага, созданные для ребенка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. Ему кажется, что мать и отец для того и существуют, чтобы приносить ему радости, удовольствия.

Нередко мы сталкиваемся с парадоксальным на пер­вый взгляд фактом: в хорошей трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдают им все силы своего сердца, дети иногда вырастают равнодушными, бессердечными. Но никакого парадокса здесь нет: так происходит потому, что ребенок знает лишь радости потребления. А они не могут сами по себе развить нравственное чувство. Оно возникает лишь тогда, когда мы приобщаем детей к высшей человеческой радо­сти - радости творения добра для других людей. Только это, поистине бескорыстное и поэтому подлинно человеческое переживание является силой, облагора­живающей юное сердце.

Самое главное, по-моему, в том, чтобы учить ре­бенка видеть и чувствовать, понимать и переживать всем сердцем, что он живет среди людей и что самая глубокая человеческая радость - жить для людей.

Воспитание в младшем возрасте - от 6 до 10 лет - я бы назвал школой сердечности. Наши педагоги стре­мятся воспитать у каждого ребенка этого возраста сердечную чуткость к окружающему, ко всему, что создает человек, что служит ему, и, конечно, прежде всего к самому человеку. Это начинается с детской заботы о творении красоты. Все прекрасное несет в себе чудодейственную воспитывающую силу. И важно, чтобы создание красоты и создание добра сливались у детей в единый акт.

Дети переступили порог школы, стали первоклассни­ками. С первых дней школьной жизни исключительное значение мы придаем связи с родителями. Еженедель­но мы, учителя начальных классов и директор школы, беседуем с матерями и отцами, советуем и сами слу­шаем людей, умудренных жизненным опытом. Мы со­обща думаем, что должен делать ребенок, чтобы сердце его стало чутким к окружающему, чтобы он научился жить для людей. Мы договариваемся с родителями первоклассни­ков об осеннем Празднике розы (ученики 2-4 клас­сов уже знают о нем). Это и семейный и вместе с тем школьный праздник. Но у него есть особенность, ха­рактерная для многих на­ших детских праздников: они проводятся не в школе.

В них нет излишней парадности, за которой, к сожа­лению, порой мало искренних детских чувств и много искусственного. Наши детские праздники проводятся главным образом в семье, но готовим детей к ним в школе.

Осенний Праздник розы - это день, когда каждый первоклассник сажает дома на приусадебном участке розовый куст. Мы даем ребенку саженец розы - возьми, посади, ухаживай, создай красоту, принеси ра­дость матери, отцу, дедушке, бабушке.

Труд этот в общем несложный: за два года надо принести несколько ведер воды, перенести с одного места на другое несколько лопат земли. Но главное - это память, постоянная забота, настойчивость в дости­жении доброй, красивой цели. А всему этому надо учить.

Первоклассник сажает куст розы. Часто приходится напоминать ему: полей, прикрой от холода, разрыхли землю... Однообразный труд не очень-то радует, а результат-благоухающий цветок - в детском пред­ставлении невообразимо далек. Ребенок еще не умеет терпеливо ждать, настойчиво подготовляя и проклады­вая путь к решению поставленной задачи.

Но вот появились первые зеленые листочки на кус­тике - в детских глазах загораются огоньки радости. Наступает длительная полоса нового однообразного труда. Снова и снова приходится поливать и рыхлить землю, собирать удобрения.

Наконец неожиданно для ребенка появляется пер­вый бутон. Потом второй, третий... Они раскрываются, блестят на солнце алые, розовые, синие, голубые ле­пестки. Еще больше разгораются огоньки радости в детских глазах. И она ни с чем не сравнима. Это не та радость, которую доставляет родительский подарок, веселый досуг, предвкушение удовольствий от пред­стоящей экскурсии.

Это радость творения добра для самых дорогих лю­дей - матери, отца, бабушки, дедушки. И такое добро особенно трогает потому, что оно одновременно и красота. Ребенок ждет не дождется, когда бутон рас­цветет. А если случилось, что кто-нибудь сорвал цве­ток, - для детского сердца нет большего горя. Но тот не настоящий человек, кто никогда не пережил такого горя...

Для меня самое большое счастье - видеть сияющие детские глаза в те мгновенья, когда малыш срезает розу и несет ее матери. Ребячий взгляд озарен чистым сиянием человечности.

Дети приобретают новое видение мира. В цветущих ветвях яблони, в созревающих гроздьях винограда, в задумчивых цветах хризантемы они видят воплощение человеческого труда, забот, чувства добра и красоты. У них не поднимется рука сломать ветку, сорвать цве­ток просто, зазря.

Прошли два года школьной жизни. Пышно расцвел куст, посаженный в первом школьном году. Посажено еще несколько кустов. В семье родилась хорошая тра­диция - ко дню рождения матери, отца, бабушки, де­душки дети преподносят им цветы. Хорошо, если день рождения приходится на весну, лето или раннюю осень. А если на зиму - тогда приходится выращивать цветок в школьной теплице или дома у печки делать теплячок. Сколько волнений приходится пережить ребенку, пока появится бутон, пока он раскроет свои лепестки. . .

Педагоги добиваются, чтобы дети были захвачены заботой о живом и красивом, о цветущем и расцве­тающем. Пусть ребенок думает о маленькой яблоньке, которой холодно под порывами осеннего ветра. Пусть его тревожит: а не подкрадывается ли в холодную зимнюю ночь к яблоньке серый заяц, не грызет ли кору? На рассвете он пройдет в сад, попробует на ощупь тоненький ствол яблоньки, укутает ее соломой. Его будет волновать то, что весенний приморозок по­вредил цветы персиковых деревьев, что буря сломала ветку на яблоне.

В такой заботе - живой источник человеческой чут­кости, отзывчивости, участливости. Мы стремимся к тому, чтобы у каждого из детей был свой домашний уголок красоты. Летом, весной, осенью - в саду, зи­мой - в комнате. Родители сначала трудятся вместе с детьми, помогая им создать свой уголок, а потом по­степенно как бы отходят в сторону, трудятся одни дети.

У Ивана Ивановича, рабочего ремонтно-технической станции, трое детей, учеников 5-8 классов. Мать и отец посоветовали им создать уголок красоты в пло­довом саду. Небольшую делянку обсадили диким ви­ноградом. Его заросли об­разовали тенистую беседку. Рядом цветут астры, хри­зантемы. Вокруг беседки - сиреневая аллея. Целое ле­то в уголке красоты все цветет. Ребята с радостью встречают в своем уголке родителей, возвращающих­ся с работы. Здесь для них замечательное место отды­ха. И дети гордятся: это они создали условия для отдыха.

Через один-два года пос­ле начала обучения школь­ник закладывает сад благо­дарности. Сажает яблони - матери, отцу, бабушке и де­душке; виноградные кус­ты - матери, отцу, бабушке, дедушке. Саженцы для сада получают в школе - здесь ежегодно выращивается несколько тысяч саженцев. Нелегко побуждать детей ухаживать за плодовыми деревьями. Успех дела за­висит от настойчивости и жизненной мудрости роди­телей, от единства усилий школы и семьи. Проходит два-три года, и на деревь­ях, посаженных, как кажет­ся ребенку, очень и очень давно, завязываются первые плоды. Он знал, что плоды когда-то будут, но их появле­ние - всегда радостная неожиданность. Теперь ни учите­лям, ни родителям не приходится напоминать школьнику, что надо поливать, подкармливать растения, - он и сам об этом не забывает. С нетерпением ожидает того дня, когда созреют яблоки и виноград, когда мож­но снять плоды и понести счастливо взволнованной ма­тери.

Для нас, педагогов, большая радость видеть, как у детей развивается сознание, что уставшие на работе мать и отец нуждаются в отдыхе. Что тишина, покой, чистота и красота в доме - это то, что дает необходи­мый отдых и переживание хорошей радости. Дети не только умом, но и сердцем чувствуют, что их дурное поведение, плохие успехи в учении причиняют боль матери и отцу, а это равносильно злому, бессердечно­му поступку.

«Мне надо учиться отлично по всем предметам, - сказал Коля Б., ученик 4-го класса, - у моей мамы больное сердце». Ребенку хочется, чтобы мать была спокойной. Он знает, что своим трудом поможет обе­речь сердце матери.

Стремление детей хорошо учиться (особенно ма­леньких детей) имеет нередко своим источником желание принести матери и отцу радость. А оно про­буждается лишь тогда, когда ребенок уже раньше на чем-то другом испытал радость творения добра для родителей.

Как важно, чтобы дети научились чувствовать ду­шевное состояние товарища, распознавать чужое горе, переживать его как свое личное. Эта сердечная чут­кость зависит от того же: от добра, сделанного ребен­ком для товарища. Мы учим маленьких детей делать добро товарищам. Первоклассник Сережа не пришел сегодня в школу. Учитель знает - у Сережи тяжело больна бабушка, и рассказывает об этом ученикам. В детских сердцах пробуждается сочувствие, жалость. Товарищи идут к нему домой, помогают выполнить за­дание, идут в аптеку за лекарствами для бабушки. Де­сятки таких уроков чуткости, отзывчивости, участли­вости получает каждый ребенок.

Детство должно стать для ребенка естественной шко­лой сердечности. Это одна из самых сложных и тонких воспитательных задач семьи и школы. Мы призваны облагородить сердце нового гражданина, одухотворить его порывы и желания высшей человеческой красо­той - чуткостью, отзывчивостью, участливостью. С пер­вых шагов сознательной жизни маленького человека надо помнить, что он станет не только производителем материальных и духовных ценностей, но и сыном пре­старелых родителей, мужем, отцом.

Украинская легенда

Это было очень давно. В одном селе на Украине девушки и женщины решили показать свое мастерство. Договорились, что в воскресенье все придут на сельскую площадь, и каждая принесет самое лучшее, что она сделала своими руками: вышитый рушник, кружева, полотно, скатерть, одежду.

В назначенный день все девушки и женщины пришли на площадь. Принесли множество изумительных вещей. У стариков и старух, которым общество поручило назвать самых искусных мастериц, глаза разбежались: так много было талантливых женщин и девушек. Жены и дочери богачей принесли вышитые золотом и серебром шелковые покрывала, тонкие кружевные занавески, на которых были вывязаны удивительные птицы.

Но победительницей стала жена бедняка Марина. Она не принесла ни вышитого рушника, ни кружев, хотя все это прекрасно умела делать. Она привела пятилетнего сына Петруся, а Петрусь принес жаворонка, которого он сам вырезал из дерева. Приложил Петрусь жаворонка к губам - запела, защебетала птичка, как живая. Все стояли на площади, не шелохнувшись, всех очаровала песня, и вдруг в голубом неба запел настоящий, живой жаворонок, привлеченный пением с земли.

"Тот, кто творит умного и доброго человека, - самый искусный мастер", - таково было решение стариков.

(Перепечатано из газеты В.И.Олийника "На пороге вечности")

Легенда о девушке-Украине, которую Господь одарил песней

Однажды Господь Бог решил наделить детей мира талантами. Французы выбрали элегантность и красоту, венгры - любовь к хозяйствованию, немцы - дисциплину и порядок, русские - властность, поляки - способность к торговле, итальянцы получили способности к музыке... Одарив всех, поднялся Господь Бог из святого престола и вдруг увидел в углу девушку. Она была босая, одетая в вышиванку, русая коса переплетена, синей лентой, на голове был венок из красной калины. Кто ты? Чего плачешь? - спросил Господь.

Я - Украина, а плачу, потому что стонет моя земля от пролитой крови и пожаров. Сыновья мои на чужбине, на чужой работе, враги издеваются над вдовами и сиротами, в своем доме нет правды и свободы.

Что же ты не подошла ко мне раньше? Я все таланты раздал. Как же помочь тебе?

Девушка хотела уже идти, но Господь Бог, подняв правую руку, остановил ее.

Есть у меня бесценный дар, который прославит тебя на весь мир. Это песня.

Взяла девушка-Украина дар i крепко прижала его к сердцу. Поклонилась низко Всевышнему и с ясным лицом и верой понесла песню в народ.

Там где рождается легенда …

(Легенды Львова)

Возникнув в эпоху Средневековья на семи холмах, как и много древних городов, Львов, неповторимый в своем виде и красоте, шел к нам в будущее, обрастая легендами. В этих легендах выступали служители церкви, князья, короли, бояре, воины, простые люди, которые жили в этом прекрасном городе, а их тяжелый и настойчивый труд делал этот город лучше и лучше. Нужно ли нам сегодня эти легенды? Ох, как нужны! Нам очень важно их сохранить, чтобы общаться через них с прошлым, с жителями города предыдущих эпох, чтобы каждый день самостоятельно чувствовать легендарный запах и привкус родной истории…

Все строения Львова отмечены печатью тайн и окутанные жуткими загадками. Особенно остро это ощущается, гуляя по ночному городу. Современная иллюминация только усиливает эффект ирреальность. В помещении СБУ на улице Ветовского (бывшее КГБ), в советское время писались «уголовные дела» на священников, было замучено много людей – жертв террора. Проходя мимо этого здания, особенно вечером, почти физически ощущаешь волны страха, отчаяния и боли, которыми она насыщена. Говорят, что работники, которые дежурят тут ночью, нередко слышат странные звуки и стоны. Наверно, это души несчастных жертв не могут найти себе покоя.

Одной из любимых легенд украинских историков является легенда о «Ожерелье багдадского купца». Она рассказывает о справедливости князя Льва, сына короля Даниила Галицкого, в честь которого и названо наш город. После смерти отца он, возглавив престол, прославился среди жителей справедливостью, сдержанностью, заботливостью. Еще в старину Львов был одним из основных торговых центров. Тут были купцы из стран Запада и Востока, привозили одни товары, отсюда везли другие. Приезжали продавцы еще и из арабских стран. В легенде рассказывается о купце Абдурахмане из Багдада. Он привез во Львов ладан, мирру, наенский перец, цинамон, гвоздику и другие товары. Продал все, но осталось очень оригинальное ожерелье с драгоценными камнями, вправленными в золото. Чтобы не везти его в Багдад, Абдурахман решил оставить ожерелье у знакомого львовского купца. Но большим было его удивление, когда, вернувшись через год, он не мог получить свое сокровище. Крамар отрицал наличие ожерелья у него, так утверждала и его жена. Поглощенный заботами Абдурахман жаловался на торговца в учреждения и суды, но никто не мог ему помочь, потому что не было свидетелей. Тогда решил Абдурахман обратится к самому князю Льву. Когда сириец попал на прием к князю и выложил ему свой хлопоты, тот задумался над тем, как справедливо разрешить этот спор. Нет ни одного доказательства того, что купец оставил ожерелье именно тому торговцу. Через некоторое время князь сказал сирийцу идти, а на следующий день ждать должника в магазине. Утром на следующий день Абдурахман сел на пороге магазина, и хотя торговец его прогонял, он снова и снова возвращался и ждал… Но тут появился князь Лев на баском арабском скакуне. Достигнув магазина, где сидел сириец, князь обратился к Абдурахману с укором, почему тот не зашел к нему, предложив зайти в ближайшее время. Все это происходило в присутствии многих людей, которые слышали разговор между князем и багдадским купцом. Услышал ее и торговец с женой. Перепуганные, они поспешили отдать сирийцу его ожерелье. На следующий день Абдурахман появился в дворце князя Льва и на коленях благодарил ему за помощь. А Лев в свою очередь приказал схватить торговца с женой и прибить к дверям магазина, как предостережение для всех, кто старался обмануть покупателей. Еще рассказывали люди, что во времена князя Льва можно было положить среди улицы кошелек с деньгами и, вернувшись на следующий день, застать его на том же месте нетронутым.

Особенно трагичностью веет легенда о бедной девушке, которая как-то пришла к ставку, который сейчас в Шевченковской роще, стирать белье и, наклонившись к воде, не могла выпрямиться, потому что кто-то будто держал ее за косу. Когда она поинтересовалась, кто ее держит, то услышала в ответ: «Мы колокола, нас трое: Пан Злотый, пан Серебряный и их слуга Медный. Кого выбираешь?». Задумавшись, девушка выбрала слугу, так как сама была служанкой. Медный колокол выпрыгнул из воды, предложив девушке отнести его в церковь. Девушка сначала заколебалась, но, обняв и подняв колокол, убедившись, что он легенький, понесла его в церковь. Когда же подошла к колокольне, он вырвался из ее рук и зацепился рядом с другими. Несравненный голос имел этот колокол, но не долго звонил. Через несколько лет девушка заболела и умерла. Рассказывают, что в этот день, когда она умерла, он очень протяжно гудел, а потом, сам, раскачавшись, начал громко звонить, пока из-за великой скорби не треснул и навеки не замолчал.

Множество львовских легенд рассказывают о неистовой любви. Особенно мне нравится легенда начала ХХ столетия. Как-то в году 1910 молодой успешный львовский адвокат влюбился в молодую тридцатилетнюю женщину, владелицу виллы «Пивония» на Погулянке, и примерно два года они жили вместе. Известный психиатр, друг адвоката отметил какие-то странные изменения в поведении своего товарища. Тот, в свою очередь, пожаловался врачу на половую почти патологическую зависимость от своей любимой. Психиатр проникнулся бедой своего друга, решив его спасти. Он пересмотрел все старые истории болезней, и среди них нашел и историю нашей героини. Она обращалась к психопатологу еще в 1875 году, и ей уже тогда было 45. То есть на то время ей было не меньше 80!!! У психиатра появилось желание и самому познакомиться с Сарой Брага (так звали эту женщину). Адвоката на тот момент уже не стало. Поговаривали, что умер он от неизвестной болезни. Кроме того, как выявилось, до него у Сары было еще шестеро мужей, судьба которых также неизвестна.

Осознавая невероятную опасность, которая его караулила, врач, все-таки, решился поселиться в доме Сары Брага. Тяжело и представить, каких усилий ему стоило не податься соблазнительной демонической женщине. Чувствуя свое бессилие, Сара начала стареть, на лице появились морщины, на голове – седые волосы… Не помогали не просьбы, ни истерики – врач был неумолимым. Совершенно случайно он открыл тайну Сары. Как-то вечером, сидя в гостиной возле камина, психиатр читал Библию. В ней рассказывалось о Саре из Мидии, у которой было семеро мужей, принесенных позднее в жертву демону Асмодею. Когда врач прочитал вслух отрывок из Старого Завета, Сара крикнула и выбежала из комнаты. А когда психиатр кинулся за ней, то увидел ее мертвое тело на лестнице. Какая жуткая, но одновременно привлекательная история, не так ли?!

В давние времена, лет четыреста тому назад, в львовской ратуше появилось привидение. Приходило оно в полночь в виде черного гроба, который летал по залам и лестницам, а эхо разносило его страшный стон. Никто не мог пояснить появление черного гроба, да вот один из лавников, а так назывались в древнем Львове судьи, которые вели криминальные дела, разгадал тайну. Один раз коллегия лавников не достаточно тщательно рассмотрела судебное дело, и приговорили невинного человека к смерти. Со временем нашли настоящего виновника преступления, но было уже поздно – невинный пострадал. После этого в ратуше начал появляться черный гроб, как грозное предостережение для неправдивых судей.

Следующая легенда, была записана львовским писателем Стефаном Грабинским, произведения которого впервые для современников презентовал Юрий Винничук. 1861 года было запущено в действие железнодорожный маршрут Львов-Перемышль. Он был первым в Галиции и в Украине в целом. И вот через несколько лет после этого события на львовских путях начали появляться загадочные и чудные происшествия. Напуганное «железнодорожное» начальство хотело всячески скрыть их, но про эти чудеса уже начали калякать бульварные журналы. На львовских путях появился какой-то загадочный поезд. Он с неслыханный скоростью неожиданно появлялся в самых неожиданных местах, и с невероятным грохотом так само неожиданно исчезал в невидимом направлении, однако, не создавая ни одного столкновения и ни одной аварии. Этот поезд невозможно было ни догнать, ни задержать. Разгневанные железнодорожники были в отчаянии, потому что пассажиры, напуганные слухами, все меньше и меньше пользовались поездами. Мистический локомотив однажды вечером появился и на львовском дворике. Люди ждали поезд из Вены, который прибывал из западного направления точно секунда в секунду. Уже было видно из окон веселые лица пассажиров, когда совсем из противоположного, восточного направления гигантская серая масса поезда-привидения, как шальной вихрь, летела по тем самым путям на встречу венскому. Ужас охватил всех – столкновения не миновать! Но «бешеный» поезд вместо того, чтобы вдребезги разбить своего товарища моментальным столкновением, с молниеносным неистовством пролетает, как мгла, насквозь через все вагоны поезда Вена-Львов… и исчезает во тьме. На перроне спокойно стоит неповрежденный пассажирский поезд, и только очень напуганные застывшие лица пассажиров, повернутые в западном направлении, свидетельствует, что что-то страшное и мистическое произошло на львовском перроне. Шальной поезд не очень часто, но еще несколько месяцев терроризировал железнодорожников и пассажиров разных поездов, а потом исчез так само бесследно, как и появился. Вот так!

Если собрать все легенды Львова, то выйдет невероятно захватывающая подборка – про привидений и влюбленных, про замки и подвалы, про тюрьмы и камеры пыток, про героев и драконов… Кстати, вы знали, что на территории собора святого Юра расположена пещера, в которой когда-то жил дракон? И знаете, чем питался этот древний «Горыныч»? Волшебными молодыми панночками! Вот такое здоровое питание!!!

Тяжело представить Львов без особенного аромата кофе, каким будто пропитана каждая улочка. Среди них прячется немало кофеен или «каварень», как говорили когда-то. У каждой из них своя легенда, своя загадка и, разумеется, свой особенный рецепт приготовления кофе… К счастью, далеко в прошлом времена, когда кофе запрещали, считая, что его опьяняющий аромат монахов отвлекал от молитвы, а добропорядочных граждан побуждал к опасным и не совсем требуемым политическим дискуссиям. Сейчас кофе – залог прекрасного настроения. Именно потому Лемберг и ассоциируется со всеми легендами, мифами, тайнами и загадками, которые создаются за чашечкой крепкого черного кофе.

Можно много рассказывать о Львове: про его историческую ценность, про уникальность географического положения: во время дождя с одной стороны львовского дома часть воды стекает в бассейн Чорного моря, а с другого – в Балтийского… Но остановимся еще на одной изюменке Львова. На тому, без чего Львов был бы не Львовом – на пиве. Такого вкусного и живого пива нет нигде в мире. Однако и тут не обошлось без легенд. А как же!

1425 годом датированный первый сохранившейся до нашего времени устав цеха львовских пивоваров. Во второй половине ХVII столетия граф Станислав Потоцкий предоставил монахам-иезуитам, которые поселились на его земле, право построить в предместье Львова, на улице Клепаровской, пивоварню, «чтобы пиво варить свое и хорошее». Вот так у 1715 году появилось первое в Украине промышленное пивоваренное предприятие. Чтобы передать всю эту богатейшую историю потомкам, 14 октябрь 2005 года при предприятии открыли первый в Украине Музей пива.

Особенная гордость музея – квалификационное свидетельство пивовара, которое подтверждает: напиток варили только мастера. Львовский магистрат видал его господину, который освоил эту специальность 1797 года. А вот другой, не менее старательный человек, за свое внимание к качеству пива был награжден… любовью!

Имеется в виду инженер Роберт Домс, который в ХІХ столетии владел пивоварней. Каждое утро этот господин прямо в кровати дегустировал свежее сваренное пиво. А приносила ему янтарный напиток в огромной, почти десятилитровой «гальбе» с краником, молодая приветливая служанка Зося. Безусловно, это пиво было очень хорошее, потому что, в результате, Роберт влюбился и женился на девушке. Продав свою пивоварню, он уехал с возлюбленной в Швейцарию. А нам на память оставил ту легендарную кружку, которую до сегодняшнего дня называют «Зоськой» и считают талисманом музея.

После стольких интересных историй про пиво время и сам напиток попробовать. Для этого в музее есть специальный дегустационный зал. А захотите дольше посидеть с друзьями за замечательным львовским пивом, вкусными угощеньями и клубными концертами, поднимитесь этажом выше в ресторанчик «Хмельной Дом Роберта Домса». Кто знает, может, и вы там встретите свою любовь?…

Незаурядным легендарным привкусом наполнены и львовские аптеки. Дело в том, что до прихода советской власти каждая аптека имела свое имя, как корабли, рестораны, кондитерские: «Под черным орлом», «Под золотой звездой», «Под Фемидой», «Под венгерской короной», «Под Святым Духом»… В те времена северно-западное предгорье Карпат было переполнено нефтью. Поскольку двигатель внутреннего сгорания, дизельный мотор или реактивная авиация были делом рук будущего, потому и не очень понятной была потребность в нефти. Как-то один предприниматель из Борислава, захотел получить хоть какую-то пользу от этой вязкой жидкости, доставил во Львов, в аптеку «Под золотою звездой» (сегодня Коперника, 1) целую бочку нефти. Он, планировав получить за нее немалое вознаграждение, пытался убедить аптекарей каким-то способом перегнать нефть в алкоголь. Йоган Зег и Игнацио Лукасевич, наилучшие знатоки своего дела, забыв о производстве лекарств, месяцами возились над этим заданием. Но получить спирт они так и не смогли. Вместо этого, нагревая нефть от 150◦С до 315◦С, специалисты научились получать газ и первыми в мире начали пользоваться газовыми лампами. Ну а уже позднее, на том месте основали кафе с названием «Газовая лампа».

Легенды Львова такие же магические, как и его узкие улочки, скверы, мостовая… Однажды, очень давно, во Львов приехал бедный музыкант. Жители города, затаив дыхание, часами слушали его чистый, чудесный голос на центральной площади, а молодые панночки по уши влюблялись в грустного певца. Сам парень даже в своих песнях был непоправимо грустным. Все это потому, что влюбился бедный в гордую красавицу, которая каждый день проходила мимо, не замечая ни его любви к ней, ни на удивление особенного таланта юноши. Как-то в холодный осенний вечер плелся музыкант следом за панночкой аж до самого дома, в котором она жила. Целую ночь играл он под ее темными окнами мелодии о любви, только под утро замолкли и голос, и струны влюбленного. Проснувшись, люди увидели мертвое тело юноши, сердце которого не выдержало из-за великой нераздельной любви. С того времени, говорят старые люди, в глубокой тишине и сейчас можно услышать, как пронзительно львовский дождь напевает забытую мелодию любви, а древний город плачет вместе с ним…

Тысячелетняя история Львова на своем пути видела и кровавые войны, и наводнения, и нашествия ожесточенных врагов, и страшные пожары… Но каждый раз этот «город львов, которые спят» возрождался заново, показывая всему миру животворящую силу, незаурядную волю к жизни…

Земной исполин Кара-Даг

(Легенды Крыма, Коктебель)

Богата легендами Страна Коньяков. Ещё древние тавры передавали из поколения в поколение историю самого сильного извержения Кара-Дага, произошедшего в доисторические времена.
Было это давным-давно, когда на Земле ещё не было людей, а населяли её только звери. В то время боги часто спускались на землю побродить по бескрайним лесам или присылали за плодами и нектаром своих легкокрылых слуг-ангелов. Земля была тёплой и цветущей и всем на ней находилось место. Огромные многоголовые животные питались травой, щедро растущей под ласковым солнцем. Бескрайние леса шумели лиственными кронами вековых деревьев, обдуваемые лёгким ветром.
Но однажды боги подземных царств сговорились и наслали на солнце ледяной вихрь. И погасло солнце, как пламя, залитое ливнем. Холод и мрак стали распространяться по всей земле. Льдом и снегом покрылись зелёные луга и раскидистые деревья. И гибли многие звери, а остальные, чтобы выжить, стали пожирать друг друга.
Долго терпела Земля. Но однажды восстал земной исполин - Кара-Даг, и изверглись из него потоки горячей лавы. 12 дней и 12 ночей стекали они по его склонам и отогревали застывшую землю.
И послали боги небес на землю ангелов с золотыми амфорами. И черпали ангелы карадагскую лаву, и уносили ее на Солнце. И отогрелось погасшее солнце, и воспылало вновь. И растаяли льды, и зацвели луга, и бескрайние леса снова потянулись к небу по всей земле.
Утих величественный Кара-Даг, застыла лава. И вырос на его склонах виноград - в память о единении горы и солнца. Многие столетия спустя появились на этих землях люди. И годами служили они виноградным лозам, впитавшим в себя солнце и огонь земли. И стали делать из виноградных ягод напиток, подобный согревающей землю лаве. Имя этому напитку - коньяк. В благодарность за своё спасение солнце освятило его и теперь мерцает в каждой его капле, согревая людей.
И только ангелы по-прежнему спускаются с золотыми амфорами на коктебельскую землю и уносят к небу свою долю искристого нектара, многие тысячелетия не дающего погаснуть огромному коктебельскому солнцу.

Кара-Даг - Черная Гора

Вечерами разливались в Отузской долине чарующие трели девичьих голосов. То пели они свои дивные песни, возвращаясь с виноградных полей. Направляясь домой, девушки всегда с опаской оглядывались на Кара-Даг - Черную гору, нависающую над долиной и заслоняющую голубое небо. В ее недрах обитало страшное чудовище - одноглазый великан-людоед.
Днем он спал, но даже его мирный храп был похож на раскаты грома, а когда он поворачивался, гора дрожала до основания. Поздним вечером, когда совсем стемнеет, великан просыпался и вылезал из логова. Сверкая глазом, он начинал оглушительно реветь, так что эхо перекатывалось по Крымским горам.
Жители деревни прятались где могли, а мужчины отводили к подножию Черной горы быка или пару овец. Привязав скотину на видном месте, они удалялись, а великан успокаивался до следующего вечера. Но в месяц свадеб людоед требовал еще большой жертвы. Даже десятки овец и быков не были достаточными. Он ревел целую ночь, и от рева его дрожали окна, и потухал огонь в очагах. Затем он хватал огромные камни и сбрасывал их в долину. Скатываясь по склонам горы, они превращались в лавину, которая сметала все на своем пути.
И тогда напуганные люди выбирали одну из невест и отдавали ее в жертву великану…
Много лет он властвовал над Отузской долиной, но люди терпели. Никто из них не знал, как от него избавиться. Но однажды сильный и смелый юноша решился бросить вызов чудовищу. Жители деревни смеялись над ним, ведь никто не верил, что великана можно истребить.
Дождавшись месяца свадеб, юноша выполнил свою клятву. Когда солнце зашло, он направился к горе-великану. Спустились сумерки, на темно-синем небе появилась большая луна и покрыла серебристой чешуей морскую гладь. В селении затихли людские голоса, блеяние овец, мычание коров, там и сям вспыхивали вечерние огоньки. Любуясь красотой селения, юноша вспомнил о своей возлюбленной Эльбис и запел старинную песенку:

Любовь - это птичка весны,
Пришла ей пора прилететь.
Спросил я старуху-гречанку,
Как птичку любви мне поймать?
Гречанка ответила так:
«Глазами ты птичку лови,
Она на уста упадет
И в сердце проникнет твое… »

И тогда из ущелья появился великан. Очарованный пением, он попросил юношу принести ему птичку любви и тот согласился. На следующий вечер юноша снова отправился на Кара-Даг, взяв с собой свою суженую.
Увидев огромного великана, Эльбис в ужасе остановилась. Но, взглянув на своего любимого, поборола страх и отважно шагнула навстречу опасности. Она обратилась к людоеду и попросила открыть глаз пошире, чтобы рассмотреть птичку. Красота Эльбис была настолько ослепительна, что великан от изумления широко раскрыл свой единственный глаз. А девушка натянула лук и пустила в светящийся глаз великана каменную ядовитую стрелу. Взвыл великан и рванулся было к смельчакам, чтобы раздавить их, но, ничего не видя, споткнулся о камень и сорвался в свою глубокую нору.
От гнева великана гора шевелилась, как живая: громадные камни, и даже целые утесы откалывались от нее и с шумом падали в море. От его гневного дыхания плавилась земля и стекала со склонов огненными потоками сквозь трещины. Целую ночь стоял над Кара-Дагом беспрерывный гул, вершина горы извергала огонь, дым и пепел. Зловещая черная туча заволокла небо, сверкали молнии и гремел гром.
А на рассвете выпал дождь и все утихло. Когда люди вышли из своих убежищ, то замерли от удивления. Черной горы больше не существовало. На ее месте поднялись к небу новые утесы и причудливой формы скалы, напоминающие диких зверей. Море уже больше не сердилось и ласково омывало отвесные стены скал, заливало многочисленные бухточки и пещеры и что-то радостно бормотало.

1)Есть старинная украинская легенда. 2)Был у матери единственный сын. 3)Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. 4)Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. 5)Привёл сын молодую жену в родной дом. 6)Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». 7)Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. 8)Боялась мать показаться злой снохе на глаза. 9)Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.

10)Но мало показалось снохе и этого. 11)Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в доме. 12)Пересели её в сарай». 13)Переселил сын мать в сарай. 14)Только по ночам выходила мать из тёмного сарая.

15)Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. 16)Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне». 17)Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. 18)Говорит он матери: «Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». 19)Идут к реке каменистым берегом. 20) Споткнулась мать о камень. 21)Рассердился сын: «Что ты, мама, спотыкаешься? 22)Почему не смотришь под ноги? 23)Так мы до вечера будем идти к реке».

24)Пришли, разделись, искупались. 25)Сын убил мать, вынул из её груди сердце, положил в кленовый листок, несёт. 26)Трепещет материнское сердце. 27)Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на остры й утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? 28)Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

29)Зарыдал сын, схватил материнское сердце ладонями, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горькими слезами. 30)Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.

31)И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. 32)Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. 33)Не вернулась домой и мать. 34)Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами. 35)И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…

36)Такова легенда, созданная народной мудростью. 37)Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.

38)Сыновняя благодарность… 39)Сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское и отцовское сердце, чувствуя, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли о добре, сделанном для них матерью и отцом. 40)И нет выше радости для человека, чувствующего приближение сумерек своей жизни, чем радость, источник которой есть признательность детей за добро и благо, созданные родителями во имя добра и блага детей. 41)Неблагодарный сын, неблагодарная дочь – в сокровищнице народной морали это, пожалуй, самое острое, самое глубокое осуждение человеческих пороков.

(По В.А.Сухомлинскому)

Показать текст целиком

В данном тексте В.А.Сухомлинский поднимает проблему материнской любви.

Автор обращается к актуальной нравственной проблеме. Выдающийся педагог рассказывает старинную украинскую легенду. Он описывает историю о молодом человеке, который убил свою мать ради любви к красавице-жене. Но сын опомнился только после того, как уронил материнское сердце. Мать не осуждала его за жестокий поступок, а,напротив, посоветовала присесть, отдохнуть. Именно тогда сын «понял, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать». В.А.Сухомлинский отмечает, что «огромной и неисчерпаемой была материнская любовь».Огромное желание матери видеть сына счастливым помогло ей вернуться к жизни и воссоединиться с сыном.

Я полностью разделяю мнение В.А.Сухомлинского. Наши матери готовы на любые жертвы ради своих детей, их любовь настолько чиста и искренна, что в трудную минуту они помогут,не прося ничего взамен. Мать никогда не предаст, она всегда будет заботиться о своих детях, переживать из-за их неудач и безумно радоваться ,

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 1 из 3 К2