Васнецов кремль. Аполлинарий Васнецов: «универсальный человек» XX века. Сближение с археологами

В этой статье собраны сорок изречений выдающихся людей о том, что принято считать успехом. Конечно же, Франциск Ассизский и Дуайт Эйзенхауэр понимали продуктивность по-разному. Но в том, чтобы рассмотреть разные точки зрения, тоже есть свой интерес. Цитаты принадлежат людям, не всегда широко известным в нашей стране. Что же, от этого они только интереснее.

О работе и учебе

"Начните с необходимого, затем перейдите к тому, что можете сделать, и однажды вам удастся достичь невозможного " (Франциск Ассизский).

"Работайте с хорошими людьми, возьмите за правило общаться со своими сотрудниками, мотивировать их. Если вы будете делать все это, успех неизбежен " (Ли Якокка).

"Вся работа выполняется хорошо и без особых трудностей, если человек работает в соответствии с его природными дарованиями, и ему никто не мешает " (Платон).

"Для начала нужно бросить болтать и начать работать " (Уолт Дисней)

"Работа - большая часть жизни, и единственный способ быть ею довольным - это заниматься тем, что вы считаете великим делом. Если вы не нашли своего дела, то ищите, и ни на что другое не соглашайтесь. Как и в сердечных делах, вы поймете, когда найдете " (Стив Джобс).

"Обучение никогда не истощает психику " (Леонардо да Винчи).

"Я не такой уж умный, просто я остаюсь с проблемами дольше других " (Альберт Эйнштейн)

"Иногда что-то может пойти не так, но усилия нужно прилагать всегда " (Майкл Джордан)

"Планы - ничто, планирование - все! " (Дуайт Эйзенхауэр)

"Хорошее руководство состоит в том, чтобы показывать заурядным людям, как делать работу вышестоящих " (Джон Д. Рокфеллер)

"Любовь и труд - краеугольная основа человечности " (Зигмунд Фрейд)

"Глупо не найти работу. Даже если вы курица - откладывайте яйца " (Коко Шанель)

"Работа дает смысл и цель. Жизнь пуста без нее " (Стивен Хокинг)

"Люди часто отмечают, что я довольно удачлив. Успех имеет значение только потому, что появляется возможность продать себя. После этого вам остается только иметь талант и знать, как использовать его " (Фрэнк Синатра).

"Вы можете иметь в жизни все, что вы хотите, если вы будете просто помогать другим людям получать то, о чем они мечтают " (Зиг Зиглар)

"Бесконечное стремление быть лучшим - это мужской долг. Все остальное в Божьих руках " (Махатма Ганди).

"Вы родились, чтобы побеждать, но чтобы стать победителем, нужно планировать победу, готовиться к ней и рассчитывать на нее " (Зиг Зиглар)

"Тот, кто хочет стать богатым через день, будет повешен через год " (Леонардо да Винчи)

"Как жалок тот, кто не умеет ждать! Да разве раны заживают сразу? " (Уильям Шекспир)

"Помните, что неудача - это событие, не человек " (Зиг Зиглар)

"Удача это не случайность, это труд. Улыбку Фортуны нужно заслужить" (Эмили Дикинсон)

О риске и препятствиях

"Тот, у кого нет мужества рисковать, ничего не достигнет в жизни" (Мухаммед Али)

"Существуют риски потерять что-то, действуя. Но они гораздо меньше, чем риски долгосрочного комфортного бездействия " (Джон Ф. Кеннеди)

"Если вы идете через ад, продолжайте идти " (Уинстон Черчилль)

"Препятствия - это те страшные вещи, которые возникают перед глазами, когда вы отрываете их от цели " (Генри Форд)

О деньгах

"Наши доходы подобны нашей обуви: если они малы, они жмут; а если слишком большие, то они заставляют нас спотыкаться " (Джон Локк)

"Правило первое: никогда не терять деньги. Правило второе: никогда не забывать правило первое " (Уоррен Баффет)

"Сторонники капитализма склонны апеллировать к священным принципам свободы, которые воплощены в одной идее: удачливые не должны быть сдержаны в осуществлении тирании над несчастными " (Бертран Рассел)

"Объединяя невежество и кредитное плечо, можно получить некоторые довольно интересные результаты " (Уоррен Баффет)

Разное

"Лучше держать свой рот закрытым и позволять людям думать, что вы дурак, чем открыть его и развеять все сомнения в этом " (Марк Твен)

"Никогда не пренебрегайте деталями. Когда внимание у всех притупляется, лидер должен быть бдительным вдвойне " (Колин Пауэлл)

"Если во время дискуссии люди обмениваются знаниями, то споря, они обмениваются невежеством " (Роберт Куиллен)

"Компьютеры бесполезны. Они могут только давать ответы " (Пабло Пикассо)

"Лучшие умы не в правительстве. Если таковые и были, то бизнес их украл " (Рональд Рейган)

"Завтрашний день - самая важная вещь в жизни. Он приходит к нам в полночь очень чистым. Это прекрасный момент, когда он предает себя в наши руки. Он надеется, что мы узнали кое-что от вчерашнего дня " (Джон Уэйн)

"Верьте в себя! Имейте веру в ваши способности! Без скромной, но разумной уверенности в собственных силах вы не сможете добиться ни успеха, ни счастья " (Норман Винсент Пил)

"Единственное, что можно сделать с хорошим советом, это передать его дальше. От советов никогда не бывает никакой пользы " (Оскар Уайльд)

"Реальная целостность характера проявляется тогда, когда человек поступает правильно, зная, что никто не будет знать, как он поступил " (Опра Уинфри)

"Уверенность процветает на честности, на чести, на святости обязательств, на верной и бескорыстной защите убеждений. Без них она не может жить " (Франклин Д. Рузвельт)

Принято, чтобы художники больше всего любили живопись, хорошо бы — видели в ней смысл жизни, с детства пытались рисовать на всём, что под руку попадет. Аполлинарий Васнецов , младший брат знаменитого Виктора Васнецова , главной своей страстью считал вовсе не живопись. Он честно признавался, что больше всего любит науку: «собирать материал, классифицировать факты, изучать их и т. д. , в данном случае факты археологического значения» .

И в этом Аполлинарий Васнецов был профессионалом. Впрочем, началось всё вполне классически для художника — с того самого рисования на всём, до чего добирался. Когда маленький Аполлинарий разрисовал мелом стены, мел у него забрали, тогда он перешел на кусок мыла — им тоже получалось! И рисовал, кстати, отлично — это и хорошо рисующий отец в состоянии был оценить, а чуть позже понял старший брат Виктор.

Художники Васнецовы произошли из старинного рода священнослужителей Вятской губернии. Аполлинарию было 13 лет, когда он остался круглым сиротой. Все заботы о нем взял на себя Виктор Васнецов, к тому времени уже поступивший в Академию художеств. Аполлинарий на тот момент четыре года проучился в Вятском духовном училище, о чем вспоминал с гримасой отвращения. Это старшему брату тоже было хорошо знакомо — он и сам там начинал свое обучение. Виктор Васнецов отвел брата к польскому ссыльному художнику Эльвиро Андриолли . Когда-то и самому Виктору поляк помог определиться с выбором пути. Два года спустя Васнецов-старший забрал Аполлинария в Петербург.

Хождение в народ и обратно

Вообще-то Аполлинарий хотел поступить в Академию художеств, да и кто в то время не хотел в нее. Но сначала надо было предоставить свидетельство о получении среднего образования. Он усердно занимался по всем предметам и в процессе так увлекся, что думал было поступать в Геологический институт. Виктор Васнецов его отговорил. В Питере сдать экстерном экзамены было сложнее, и молодой Васнецов отправился в Вятку, где его закрутило народническим вихрем. Мысли об Академии показались несущественными, Аполлинарий полностью отдался новым веяниям. В 1877 году он, сдав экзамены на народного учителя, отправился в деревню в Орловской губернии, чтобы обучать крестьянских детей. Через год на грани нервного срыва, убедившись, что реальность далека от прекрасных идей народников, приехал в Москву. Туда после заграничной поездки переехал как раз Виктор Васнецов. Вскоре братья влились в Абрамцевский кружок. В имение Саввы Мамонтова в Абрамцево съезжались художники, писатели, музыканты, здесь кипели разговоры об искусстве, вспыхивали споры, бурлила жизнь. Как такового систематического образования Аполлинарий не получил, но при этом его негласными учителями были друзья старшего брата — Репин , Крамской , Поленов . Абрамцево для него стало своего рода академией.

Васнецов-младший активно участвовал в событиях художественной жизни. Был передвижником, а покинув Товарищество, стал одним из основателей Союза русских художников, налаживал контакты с «мирискусниками». Впрочем, от главного — собственно живописи — общественная деятельность его не отвлекала. Пейзажи его хвалили, их с удовольствием приобретал для своей коллекции Павел Третьяков, что было серьезным показателем успеха и таланта художника.

В 80-е годы он довольно много путешествовал, побывал в Украине, в Крыму, на Кавказе, в Сибири, на Урале, съездил в Европу. 1900-е Аполлинарий Васнецов встретил на вершине успеха: он известен, любим, удостоен звания академика в Академии художеств, возглавил пейзажную мастерскую в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Педагогом он был великолепным — добрым, отзывчивым, увлеченным. Хорошо помня свои голодные годы, в случае нужды нередко поддерживал студентов материально.

Сказочники Васнецовы

Если Виктор Васнецов — зачинатель сказочного жанра, то Аполлинарий первым сделал главным героем своих картин архитектуру древней Москвы. «Кремль… принимал облик сказочного жилища Жар-птицы» , — писал младший Васнецов в воспоминаниях. Может, именно отсюда особые сказочность, магия и волшебство его архитектурных пейзажей? Историей Москвы он увлекся с 1890-х годов, и за 20 лет создал ее уникальную художественную летопись( , , ).

Археология была его настоящей страстью. Казалось, под взглядом Васнецова земля становилась прозрачной, а прошедшие годы словно растворялись, открывая ему« преданья старины глубокой». Как и его знаменитому брату, собственно, но в другом направлении.

Дела семейные, революционные и послереволюционные

В 1920-м году Аполлинария Васнецова уволили с должности преподавателя и отобрали мастерскую в Училище. Причем сделано это было в его отсутствие. Уже взрослый сын вспоминал пережитый ужас, когда во двор в Фурманном переулке, где они жили, въехала подвода с растерзанными вещами отца: сваленными горой картинами, инструментами, книгами… Этим не ограничились. Вскоре к ним в квартиру подселили ярого представителя« низов», который кричал« выбрось ты эту дрянь!», указывая на развешенные везде картины, требовал отдать их истопнику, чтобы« хоть какой-то толк был»… Аполлинарий Васнецов переносил всё это очень тяжело. Из затяжной депрессии вытащил его сын. Всеволод, пытаясь растормошить отца, просил: «Вспомни о своем родном Рябове! Вспомни все то, что ты мне рассказывал, напиши это!»

Отец внял, и именно это помогло ему вернуть вдохновение. Как ни удивительно, картины Аполлинария Михайловича Васнецова тех лет получились особенно сияющими, наполненными солнцем( , ).

Возможно, свет он пытался отыскать в живописи, не видя его вокруг. Помимо наук, Аполлинарий Васнецов увлекался и философией, так что такой вариант вполне вероятен. Для воспрянувшего было духом художника тяжким ударом стала смерть горячо любимого старшего брата, с которым они были очень близки всю жизнь. Его надежный, верный наставник в искусстве и просто родной человек больше не будет рядом.

В 1933 году, будучи уже сам при смерти, он непрестанно спрашивал: «Не взорвали ли храм Христа-Спасителя?» Аполлинарий Васнецов единственный открыто выступил в газете« Известия» с призывом не взрывать храм, поскольку он является несомненным культурным достоянием. Храм к тому времени уже взорвали, но жена отвечала: «Стоит на месте…»

(1856 – 1933)

«Каждому значительному художнику дано сказать своё слово, никем лучше не сказанное и неповторимое. В этом смысле художественное наследие Аполлинария Михайловича Васнецова представляет редчайшее явление.

Уникальность его произведений свидетельствует о яркой и исключительной его художественной индивидуальности, которая является как бы кровью от крови и плотью от плоти своей родной среды, — понятной и связанной со всем традиционным укладом и исконным духом великорусского народа.

А.М.Васнецов принадлежит к группе русских художников, искусство которых глубоко национально…».

Эти слова, принадлежащие художнику Константину Юону, как нельзя точно характеризуют положение и место Аполлинария Васнецова в русском искусстве.

Родной брат знаменитого живописца Виктора Васнецова, он сумел обрести свой, совершенно своеобразный творческий путь. Превосходный мастер-пейзажист, А.М.Васнецов особенно прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы.

Редко кто, однажды увидев, не запомнит его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем столь убеждающие реальный образ древней русской столицы.

Аполлинарий Михайлович Васнецов родился 25 июля (6 августа) 1856 в селе Рябово Вятской губернии. Из семьи священника, младший брат художника В.М.Васнецова.

Учился в Вятке в духовной семинарии (1866-1872), занимался рисованием у художника Э.Ф.Андриолли. В 1872-1875 жил в С.-Петербурге и под руководством брата готовился к поступлению в Академию Художеств; пользовался советами П.П.Чистякова.

Отказавшись от поступления в ИАХ, в 1875-1878 учительствовал в селе Быстрица недалеко от Вятки. С 1878 жил в Москве. Здесь он сблизился с членами Абрамцевского кружка, пользовался советами И.Е.Репина и В.Д.Поленова, участвовал в рисовальных вечерах Репина.

Совершил поездки в Финляндию (1881), Украину (1885-1891), в Крым (1886), по Среднему и Южному Уралу (1890, 1891), на Кавказ (1895).

Неоднократно выезжал за границу – был в Италии, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии. Участвовал в российских и европейских выставках. В 1900 был награжден серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже, в 1913 – золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене.

В конце 1890-х – 1900-е Аполлинарий Васнецов работал в качестве художника в театрах Москвы и С.-Петербурга – в русской частной опере С.И.Мамонтова, Большом театре, Оперном театре С.И.Зимина, в Мариинском театре.

С середины 1890-х занимался изучением истории Москвы. С 1900 года участвовал в работе Комиссии по сохранению древних памятников при Московском археологическом обществе, с 1912 года – Комиссии по изучению старой Москвы. Автор ряда трудов по истории и теории искусств, археологии Москвы, астрономии.

В 1900 Аполлинарий Васнецов был удостоен звания академика. В 1903 избран действительным членом ИАХ. Преподавал в МУЖВЗ (1901-1918), в Кустарно-промышленном техникуме (1923-1930). Член ТПХВ (с 1888), СРХ (с 1903), ОХР (с 1930).

В Москве открыт Мемориальный музей-квартира А.М.Васнецова (филиал Государственной Третьяковской галереи).

    Аполлинарий Васнецов Портрет работы Виктора Васнецова Имя при рождении: Аполлинарий Михайлович Васнецов Дата рождения: 25 июля (6 августа) 1856 Место рождени … Википедия

    Большая биографическая энциклопедия

    - (1856 1933), рус. художник. Брат В.М.Васнецова. Член Т ва передвижников. Илл. В. к «Песне про... купца Калашникова» «Москва при Иоанне Грозном» помещена в изд. Кушнерева (1891) как полустраничная заставка (итал. карандаш, тушь; ГТГ); историко… … Лермонтовская энциклопедия

    - (1856 1933), русский живописец и график, театральный художник. Учился у своего брата В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина. Член ТПХВ (с 1899), один из организаторов Союза русских художников (1903). Пейзажист, создал большое числоХудожественная энциклопедия

    Русский живописец и график. Учился у своего брата В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина. Член Товарищества передвижников (с 1899), один из организаторов «Союза… … Большая советская энциклопедия

    Живописец. Родился в 1856 г. Первое руководство в живописи получил у своего брата, Виктора Васнецова. Много работал для иллюстрированных журналов и книг, совершенствовался в Париже, путешествовал в Италии и Германии. К числу наиболее удачных его … Биографический словарь

    - (1856 1933), живописец и график, археолог. Брат В. М. Васнецова. Передвижник. Поэтичные виды старинной Москвы, эпические пейзажи Подмосковья, Урала и др. * * * ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович }