Рерих николай константинович краткая творчество. Основные труды Н. К. Рериха. Мировое признание художника

Университеты

Награды Работы на Викискладе

Святослáв Николáевич Рéрих (10 (23) октября , но в некоторых источниках, в том числе БСЭ, ошибочно указана дата 23 октября (4 ноября) , Санкт-Петербург - 30 января , Бангалор) - русский и индийский художник , общественный деятель , коллекционер восточного искусства, почётный член Академии Художеств СССР () . Основные жанры картин - пейзажи , портреты , символические композиции . Сын Николая и Елены Рерих.

Детство

Святослав Николаевич Рерих родился 10 (23) октября года в Петербурге в семье русского художника, деятеля искусств Николая Константиновича Рериха и его супруги Елены Ивановны Рерих . Святослав рано начал рисовать и заниматься лепкой , посещал уроки Рисовальной школы Общества поощрения художеств , проявлял интерес к естественным наукам , который гармонично переплетался с природными художественными способностями.

Работа в США

Е. И. Рерих отмечала:

Она, несомненно, лучшая среди индусских артисток, самая любимая и глубоко почитаемая.
Она прекрасный человек и европейского образования, кроме того, она внучатая племянница Тагора , и высокая врожденная культурность этой семьи ярко выражена во всей её жизни. Мы очень полюбили её, она с мужем проводила у нас лето и осень. Н. К. [Николай Рерих] очень ценил её чуткость и удивительно ровный характер.

Работа в Индии

Святослав Николаевич принимал деятельное участие в работе Института Гималайских исследований «Урусвати», возглавлял работу естественно-научного отдела. В круг его интересов входили орнитология , ботаника , минералогия , тибетская фармакопея, химия и её алхимические истоки, сравнительное религиоведение , философия , искусствознание , культурология , астрология . Художественное и литературное творчество Святослава Рериха, а также его исследовательская, педагогическая и общественная деятельность были связаны с идеями Живой Этики . Он был не только последователем этой религиозно-философской системы, но и одним из её идеологов.

Всю жизнь интересовавшийся проблемами воспитания более совершенного человека, художник принимал деятельное участие в работе детской школы в Бангалоре , созданной в 1962 году на основе идей индийского философа Ауробиндо Гхоша . Сюда принимались дети с трехлетнего возраста. Педагогическая концепция этой школы строилась на нравственно-этическом воспитании детей по специально разработанной методике. Малышей уже с ранних лет знакомили с идеями крупных философов, большое внимание уделялось художественному воспитанию. Этому же способствовали ежегодные конкурсы детского рисунка.

Святослав Николаевич отмечал:«В своей педагогической работе в Бангалоре мы именно и стараемся с самого начала вести новое поколение по тропам восхождения, даём мысли, идеи больших философов с самых ранних лет. <…> Наше воспитание должно быть таким, чтобы, выйдя за пределы школы, человек был сильным, умел противостоять злу, несовершенству».

Первая выставка картин С. Н. Рериха на родине открылась 11 мая 1960 года в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , а спустя месяц картины художника увидели посетители ленинградского Эрмитажа .

Последние годы жизни. Передача наследия семьи Рерихов

Святослав Рерих был захоронен в своей усадьбе «Татагуни» в Бангалоре , и впоследствии рядом с ним была похоронена его супруга Девика Рани Рерих .

Советский Фонд Рерихов просуществовал несколько лет. В 1991 году часть его учредителей создала новую общественную организацию Международный центр Рерихов (МЦР) . Спустя несколько месяцев после смерти Святослава Рериха Правительство РФ приняло постановление № 1121 от 04.11.1993 «О создании Государственного музея Н. К. Рериха» . Новому музею, создаваемому на правах филиала Государственного музея Востока , передавалась в оперативное управление усадьба Лопухиных. Международному центру Рерихов в каких-либо юридических правах на особняк, ранее закреплённый за ним охранно-арендным договором, было отказано. В то время МЦР занимал территорию усадьбы и готовил проект сложных реставрационных работ. Между Государственным музеем Востока и МЦР возник спор о том, кто является правопреемником СФР. МЦР не был признан таковым судебными органами , однако продолжает добиваться прав на наследие Рерихов, считая, что таким образом выполняет их волю.

В феврале 2016 года по решению Министерства культуры РФ был создан Музей Рерихов (филиал Государственного Музея Востока), который разместился в усадьбе Лопухиных .

Творческий путь

Свой путь художника Святослав Николаевич Рерих начал как портретист и достиг в этом жанре мастерства. Одной из отличительных особенностей его творчества было стремление глубоко ощутить характер того человека, чей портрет он писал. Святослав Николаевич отмечал: «Удавшийся портрет - это больше, чем простое сходство». Помимо портретной , он обращается к пейзажной , эпической, жанровой и символической живописи и во всём проявляет себя как виртуозный мастер и вдохновенный экспериментатор.

Вышедшие из-под его кисти полотна - изящны, лаконичны, в них точно передан духовно-эмоциональный образ человека. Только портретов своего отца он написал около тридцати, один из них был приобретён Люксембургским музеем в Париже . В ту пору Святославу Рериху было 35 лет. Галерея созданных Святославом Николаевичем портретов огромна, среди них особенно выделяются портреты его родителей. Многое в произведениях художника свидетельствует о влиянии на него творчества отца. Как отмечал сам Святослав Рерих: «Истоки моего искусства неразделимо связаны с Николаем Константиновичем» . В то же время, продолжая в живописи традиции своего отца, Святослав пошёл своим собственным путём. У каждого из художников, отца и сына, свой стиль и своя техника исполнения.

Награды и звания

За выдающиеся достижения в области культуры , а также за вклад в дело мира Святослав Рерих был удостоен правительственных наград различных стран, среди которых:

  • Высший гражданский орден Индии «Падма Бхушан »
  • Орден «Мадарский всадник» , учрежденный Государственным Советом Болгарии
  • Лауреат Международной премии Джавахарлала Неру
  • Кавалер болгарского ордена Кирилла и Мефодия
  • Почетный член Академии художеств СССР
  • Почетный доктор Великотырнского университета в Болгарии
  • Академик Академии изящных искусств Индии
  • Почетный академик Болгарской национальной художественной академии

Однако самой выдающейся наградой в своей жизни Святослав Николаевич считал награду, учрежденную Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке, потому что диплом к ней был подписан Николаем Константиновичем Рерихом .

Память о Святославе Рерихе

Библиография

Основные труды С. Н. Рериха

  1. Стремиться к Прекрасному: Сборник статей. - М.: МЦР, 1993. - (Малая Рериховская библиотека).
  2. Свет искусства: Сборник статей. - М.: МЦР, 1994. - (Малая Рериховская библиотека).
  3. Медлить нельзя! // Защитим имя и наследие Рерихов: Сборник статей. - М.: МЦР; Мастер-Банк, 2001. - Т. 1. - С. 90 - 91.
  4. Искусство и жизнь / Пер. с англ. Т. В. Кожевниковой, И. И. Нейч. - М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004.
  5. Письма: В 2 т. / Сост. Н. Г. Михайлова. - М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004-2005.
  6. К беседе с художникам: Сборник статей. - М.: МЦР, 2006. - (Малая Рериховская библиотека).
  7. Creative Thought: Articles. - Moscow: ICR, 2004.
  8. Art and Life. - Moscow: ICR, 2004.
  9. Врата в высшую жизнь: сборник статей / Пер. с англ., сост. Н. Г. Михайлова, И. И. Нейч. Комментарии и примечания И. И. Нейч. - М.: МЦР, Мастер-Банк, 2009. - 296 с.: ил.
  10. Индийская живопись: статьи, монография. - М.: МЦР, Мастер-Банк, 2011. - 440 с.: 382 ил., карт.

Публикации о С. Н. Рерихе

  1. Тюляев С. И. Святослав Рерих: Альбом. - М.: Изобразительное искусство, 1977.
  2. Валентин Сидоров . Семь дней в Гималаях // Москва. - 1982. - № 8. - С. 3 - 111.
  3. Мурашкина Т. И. «Святослав Рерих, каким я его знала…» // Мир Огненный. - 1997. - № 12. - С. 68 - 75.
  4. Святослав Николаевич Рерих. Живопись // Юбилейная выставка произведений Рерихов из частных собраний: Каталог / Сост. Т. Г. Роттерт, И. В. Липская. - М.: МЦР, 1999. - С. 91 - 100.
  5. Шапошникова Л. В. О судьбе картин Н. К. и С. Н. Рерихов, удерживаемых Министерством культуры РФ // Новая эпоха. - 2000. - № 1 (24). - С. 4 - 6.
  6. Рерих Н. К. Святослав // Листы дневника. - М.: МЦР, 1999. - Т.1. (1931-1935). - С. 442-444. - (Большая Рериховская библиотека).
  7. Непрерывное восхождение: Сборник, посвящённый 90-летию со дня рождения П. Ф. Беликова , . - Т.1. Воспоминания современников. Письма Н. К. Рериха, Ю. Н. Рериха, С. Н. Рериха. Труды. - М.: МЦР, 2001.
  8. Молчанова К. А. Великий художник и гуманист: Воспоминания о Святославе Николаевиче Рерихе // Содружество. - 2002. № 4. - С. 4.
  9. П. Ф. Беликов . Святослав Рерих. Жизнь и творчество. - М.:МЦР, 2004.
  10. Святослав Николаевич Рерих: Биобиблиографический указатель / Сост. Н. К. Воробьева. - М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004.
  11. Скумин В. А. , Ауновская О.К. Светоносцы . - Новочебоксарск: Терос, 1995. - 114 с. - ISBN 5-88167-004-3 . .
  12. Шапошникова Л. В. Философ реального Космоса // Культура. 2004. № 49, 16 - 23 дек.
  13. Шапошникова Л. В. Вестник Красоты // Культура и время. - 2004. - № 3/4. - С. 9 - 28.
  14. Миг, возведенный в Вечность: Деятели культуры о С. Н. Рерихе // Культура и время. - 2004. - № 3/4. - С. 5 - 7.
  15. Воспоминания о С. Н. Рерихе / Сост. Т. О. Книжник. - М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004.
  16. Назаров А. Г. Душа природы. С. Н. Рерих - естествоиспытатель-космист // Культура и время. - 2005. - № 1. - С. 44 - 61.
  17. Чирятьев М. Н. Естественнонаучные исследования С. Н. Рериха. // Культура и время. - 2005. - № 2. - С.10 - 37.
  18. 100 лет со дня рождения С. Н. Рериха: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2004. - М.: МЦР; Мастер-Банк, 2005. - (Рериховская научно-популярная библиотека).
  19. Ширяев В. Страшная сказка музея Востока. История борьбы за переданное в Россию наследие Рерихов в документах // Новая газета . - 2009. № 77 (20 июля).
  20. Росов В. А. Святослав Николаевич Рерих. - Великие художники. Т. 88. - М.:Директ-Медиа; Издательский дом «Комсомольская правда», 2011. - ISBN 978-5-7475-0123-2

Каталоги

  1. Выставка произведений художника С. Н. Рериха: Каталог / Ред. Т. Н. Гуковская; Оформление художника Е. В. Ракузина . Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина . Государственный Эрмитаж . Министерство культуры СССР . - М. : Искусство , 1960. - 36 с. - 10 000 экз. (обл.)

Справочные издания

  1. Богословский В. А. Рерих Святослав Николаевич // Большая советская энциклопедия. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1975. - Т. 22. - С. 42.
  2. Рерих Святослав Николаевич // Энциклопедия русской живописи. - М.: Олма-Пресс, 1999. - С. 505-512.
  3. Рерих Святослав Николаевич // Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюжин Д. Я. Художники русского зарубежья. 1917-1939: Биографический словарь. - СПб., 1999. - С. 492-493.

См. также

Х удожник, сценограф, философ, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель - список амплуа Николая Рериха бесконечен. Он составил первое международное соглашение о защите культурных ценностей и создал философское учение «Живая этика», возродил старинные русские ремесла и оформил театральные представления на Русских сезонах Сергея Дягилева. Картины Николая Рериха хранятся в Русском музее , Третьяковской галерее , Музее искусства народов Востока и частных коллекциях по всему миру.

Николай Рерих - «Поездка по старине»

Николай Рерих родился в 1874 году в Санкт-Петербурге . Его отец был известным нотариусом и общественным деятелем, мать происходила из купеческой семьи. Мальчик получил превосходное образование: в восемь лет он поступил в одну из лучших частных школ Санкт-Петербурга - гимназию Карла фон Мая.

Летние и зимние каникулы семья проводила в загородном поместье Извара в Петербургской области. Здесь юный Рерих собирал гербарий и минералы, изучал местных животных и птиц. Еще в детстве он начал заниматься археологией: вел раскопки, составлял карты рельефа, подробно описывал находки. В Изваре Николай Рерих познакомился с известным археологом Львом Ивановским и помогал ему в археологических исследованиях местных курганов.

Мальчик интересовался историей и эпосом изварской земли, с увлечением записывал былины, предания и народные сказы, которые слышал от местных жителей. Позже сюжеты этих сочинений легли в основу его картин. Впервые художественные способности мальчика заметил друг семьи – скульптор Михаил Микешин. Он стал первым учителем будущего художника.

Отец не поддерживал увлечения сына и хотел, чтобы он продолжил семейное дело. Ослушаться родителей Николай Рерих не мог, поэтому после частной гимназии поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Одновременно юноша сдал экзамены и в Императорскую Академию художеств . Его первым крупным успехом стала дипломная картина «Гонец»: за нее Рерих получил звание художника. В 1897 году он окончил Академию художеств, а через год - университет.

Вся биография Николая Рериха связана с русской историей и культурой. Интерес молодого исследователя с каждым годом только усиливался. Еще в студенческие годы он стал членом Русского археологического общества и проводил раскопки во многих русских губерниях, изучал фольклор. В 1903 году художник отправился в большое путешествие по России. Он посетил более 40 городов, известных своими памятниками старины.

Николай Рерих. Заклятие земное. 1907. Государственный Русский Музей

Николай Рерих. Строят ладьи. 1903. Государственный Музей Востока

Николай Рерих. Дозор. 1905. Государственный Русский Музей

В путешествии родилась целая серия полотен - «Начало Руси, славяне». На них художник отразил свое мистическое представление о предках. В «поездке по старине» Рерих изучал корни русской культуры, фотографировал предметы старины, писал статьи о ценности древнерусского искусства.

«Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь. Пора светским людям, скучающим без новых впечатлений, заинтересоваться высоким и значительным, которому они не сумели еще отвести должное место, что заменит серые будни веселою, красивою жизнью».

Николай Рерих

Свое путешествие по древним русским городам Николай Рерих завершил в Талашкино - в имении мецената Марии Тенишевой . Здесь вместе с художниками Михаилом Врубелем , Александром Бенуа и Константином Коровиным Рерих восстанавливал техники древнерусских ремесел и традиции народных промыслов. В художественных мастерских он создавал эскизы для мозаики и росписи в старинных техниках. Одна из самых известных работ - декор в храме Святого Духа в Талашкине.

Художник, археолог, редактор и ученый

Талант Николая Рериха проявлялся в разных областях. Он работал редактором в журнале «Старые годы», в больших изданиях «История русского искусства» под общей редакцией Игоря Грабаря и «Русская икона». Как археолог участвовал в раскопках курганов на территории Новгородской и Тверской губерний. Как художник создавал мозаики и росписи для церквей, вокзалов и домов. Как декоратор оформлял оперные, балетные и драматические постановки, как мастер книжно-журнальной графики - различные издания.

Наряду с древнерусской темой в творчестве Николая Рериха стали появляться восточные мотивы. Он изучал философию Востока, коллекционировал предметы японского искусства, написал несколько очерков о Японии и Индии, создал картины на индийские мотивы - «Девассари Абунту», «Девассари Абунту с птицами», «Граница царства», «Мудрость Ману».

Николай Рерих. Девассари Абунту. 1905

Николай Рерих. Девассари Абунту с птицами. 1905

Николай Рерих. Граница царства. 1916

В своем искусстве художник соединил реализм и символизм, уделяя большое внимание цвету. Он почти отказался от масла и перешел к темперной технике: много экспериментировал с составом красок, использовал метод накладывания одного тона на другой. Оригинальность его работ отмечали многие критики: с 1907 по 1918 год в России и Европе издали девять монографий и несколько десятков художественных журналов, посвященных творчеству Рериха.

В 1916 году из-за тяжелой болезни Николай Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переехал в Финляндию. После революции 1917 года Финляндия закрыла границу с Россией, и Рерихи оказались отрезаны от молодого СССР. За границей с успехом прошли несколько его выставок.

В 1919 году семья Рерихов переехала в Лондон. Здесь они стали членами оккультного Теософского общества. Николай Рерих и его жена Елена основали новое философское учение «Живая этика» - о внутреннем преображении, раскрытии способностей и овладению космической энергией.

Через год по приглашению директора Чикагского института искусств Николай Рерих с семьей переехал в США. В Америке он организовал масштабное трехлетнее выставочное турне по 30 городам США, создавал эскизы костюмов и декораций для Чикагской оперы, читал лекции о русском искусстве, этическом и эстетическом воспитании. В эти годы художник написал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости» и серию картин «Санкта» («Святые») о жизни русских святых и подвижников.

«Мастер гор» Николай Рерих

В 1923 году Рерих покинул Америку и отправился в Париж, а затем - в Индию, где организовал масштабную Центрально-Азиатскую экспедицию. В это время он проводил археологические и этнографические исследования в разных частях Азии, изучал редкие манускрипты, собирал лингвистические материалы и произведения фольклора, описывал местные обычаи, написал книги «Сердце Азии», «Алтай - Гималаи». В эти годы художник создал около 500 полотен. На них отражалась живописная панорама экспедиционного маршрута.

Обширные научные материалы, которые собрали Рерихи во время экспедиции, требовали систематизации и обработки. После поездки супруги основали в Нью-Йорке Институт гималайских исследований, а затем - институт «Урусвати» (в переводе с санскрита «Свет утренней звезды») в Гималаях, в долине Куллу.

В 1928 году Николай Рерих подготовил проект Договора о защите культурных ценностей - Пакт Рериха. Пакт стал первым международным актом, посвященным охране культурных ценностей, и единственным соглашением в этой сфере, которое было принято международным сообществом до Второй мировой войны. За него Рериха дважды номинировали на Нобелевскую премию мира , но он так и не получил ее.

С конца 1935 года Рерих постоянно жил в Индии. Этот период - один из самых плодотворных в его творчестве. За 12 лет он написал более тысячи картин. В это время вышли две новые книги Николая Рериха и несколько томов литературных очерков. В Индии были написаны серии «Шамбала», «Чингис хан», «Кулута», «Кулу», «Святые горы», «Тибет», «Ашрамы», за которые художественные критики называли Рериха «мастером гор».

Николай Рерих. Шамбала Дайк (Весть Шамбалы). 1931

Николай Рерих. Чинтамани. 1935-1936

Николай Рерих. Песнь о Шамбале. Тангла. 1943

В годы Второй мировой войны он вновь обратился в своем творчестве к теме родины и создал ряд картин, используя образы русской истории, - «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», «Богатыри проснулись».

Николай Рерих умер в 1947 году в Индии, в долине Кулу Гималайских гор.

Картины Святослава Рериха можно увидеть в музеях Бельгии, Болгарии, США, Франции, Индии, России. Мастерство художника заслужило мировое признание. Сложность композиций, гармоничное звучание красок, выразительность линий - его творчество приравнивается к шедеврам искусства.

Великолепные картины, философские книги оставил после себя Рерих. Святослав Николаевич - педагог, организатор, общественный деятель - основную часть жизни провел в Индии. Почетные награды многих стран свидетельствуют о его великом вкладе в развитие культуры и дружбы народов.

Его многогранная деятельность охватывает архитектуру, театр, живопись, графику, книжную иллюстрацию, орнитологию, археологию. Известен факт, что эпидемию легочной чумы в Индии не смогла остановить официальная медицина. Святослав Николаевич самостоятельно составил рецепт вакцины. Прививки на ее основе спасли многие жизни.

Семья Рерихов

Еще при Петре I предок семьи Рерихов, швед по национальности, переселился в Россию. Его фамилия в переводе на русский язык означала «богатый славой». Эта семья славилась своими общественными деятелями, писателями, художниками, философами.

  • Николай Константинович (1874-1947) - академик Российской академии художеств. Благодаря ему появилось Общество защиты и сохранения памятников искусства и старины в России. В США им созданы культурно-просветительские сообщества и объединения. Его путешествия по Гималаям, Тибету, Алтаю, Монголии, позднее - по Маньчжурии и Китаю нашли свое отражение в путевых записках и потрясающих полотнах. Окончил свой земной путь в Индии, оставив после себя более 7000 картин.
  • Елена Ивановна (1879-1955) - его супруга, в юности блистала музыкальными талантами. Выступала с сольными концертами в качестве пианистки. Участвовала в экспедициях супруга, была вдохновительницей и соратницей его творческих планов. Является автором книг «Основы буддизма», «Криптограммы Востока», «Знамя преподобного Сергия Радонежского».
  • Юрий Николаевич (1902-1960) - их старший сын, обладал удивительными лингвистическими способностями. Десятки языков знал в совершенстве. Являлся директором Гималайского Института научных исследований «Урусвати», преподавал в Калимпонгском университете (Индия). В Москве возглавил сектор религии и философии Индии в Институте Востоковедения АН СССР.

Святослав Рерих.Краткаябиография

Святослав Николаевич (1904-1993) - младший сын Николая Константиновича и Елены Ивановны. Выросший среди талантливых людей, он и сам обладал многими способностями. С детства занимался живописью, изучением языков. Отец брал Святослава в археологические поездки, где тот изучал историю древнерусских городов.

После окончания (США) занимается иллюстрациями книг, графикой. С 1923 года возглавил Международный центр искусств «Корона Мунди» в Нью-Йорке, основанный его отцом.

Позднее, переехав к родителям в Индию, полностью посвящает свое время художественному творчеству. Создает пейзажи, портреты, проводит персональные выставки. Постепенно приобщаясь к религии и философии Индии, возглавляет Школу искусств в Бангалоре. Его супругой стала Девика Рани, индийская киноактриса.

Рерих Святослав Николаевич был инициатором создания в 1989 году Советского фонда Рерихов, куда передал архивы родителей и брата. Содействовал укреплению дружеских связей между Россией и Индией.Награжден высшим орденом этой восточной страны - «Падша-Бхушан».

Девика Рани

Девика Рани с самого юного возраста воспитывалась в семье своего родственника, лауреата Нобелевской премии, писателя Рабиндраната Тагора. Высокая культура ее окружения, увлечение искусством - все это послужило толчком к развитию прекрасных актерских качеств. Девика Рани закончила Королевскую академию драматических искусств и Королевскую академию музыки в Англии.

Получила в области архитектуры. Снималась в фильмах, режиссером которых был ее первый муж. Не только в Индии, но и в Европе киноленты имели огромный успех. Впоследствии Девика Рани сама стала декоратором и режиссером (этому искусству она обучалась в Германии).

Индийская верность семье, европейское образование, многочисленные таланты и красота не оставили Рериха равнодушным. Они познакомились во время работы над ее новым фильмом. Поначалу Святослав Рерих отказался выполнять заказ кинопродюсера Рани. Ей понравились картины художника. Она планировала в таком же стиле создать декорации к своему фильму. Девика отправилась на личную встречу с Рерихом, не подозревая, что вскоре он станет ее спутником жизни.

Рерих, биографиякоторого плотно переплетается с жизнью Девики Рани Рерих, с первого взгляда полюбил свою будущую жену. Он пишет многочисленные портреты супруги. Его родители высоко ценили духовные качества невестки, ее высокую культуру, образованность.

Картины Святослава Рериха

Многочисленные путешествия с раннего возраста, увлечение разными культурами и языками наложили свой отпечаток на творчество Святослава Николаевича. Он создавал великолепные полотна на восточные темы. Участвовал вместе с отцом в создании декораций к операм «Садко», «Снегурочка», «Князь Игорь».

Многогранность и яркий индивидуализм его картин ценился при жизни художника. Персональные выставки проходили с большим успехом. На них были представлены портреты известных людей того времени, гималайские пейзажи, жанровые зарисовки из индийской жизни.

Большое внимание уделял изучению красок Рерих. Картиныиндийской живописи написаны не маслом. Метод рисования картин темперой (на воде) увлек Рериха. Местные художники тщательно хранили свои секреты. Их краски оставались яркими и живыми спустя столетия.

Большое влияние на творчество Святослава оказал отец-Рерих. Картины,созданные Николаем Константиновичем, глубоко символичны. При этом они точны и документальны (в частности горные массивы Гималаев). Пейзажи Святослава - нежнее, мягче. Его тона приглушеннее, детали слегка размыты и затуманены.

Все картины Рериха с названияминевозможно найти в музеях в репродукциях или в электронном виде. Им написано чуть более 4000 картин, многие из которых находятся в частных коллекциях разных стран.

Пейзажи

Описание картин Рериха невозможно передать однозначно. Полотна художника состоят из цветовых контрастов, смягченных атмосферным потоком. Они словно пронизаны светом индийского солнца или затуманены синеющими тенями сумрака. В картине «Большой дождь» сила стихии захватывает зрителя, увлекает своей мощью тропический ливень.

«И мы приближаемся» - течение реки и каменные глыбы умиротворяют величием. Белые вершины гор напоминают Гималаи. Рерих наполнил картину четким ритмом реки, пульсацией жизни на контрасте с вечностью снежных вершин.

«Гирнар» - монументальная гора, сглаженная мягкостью облаков и светом закатного солнца. «Весна в Кулу» пронизана розовым светом цветущих деревьев. «Канченджанга» - это почти мистическое сплетение облаков, гор, света и всевозможных оттенков. «Дамодар Кунд» являет нам, как прозрачность воды отражает зелень деревьев, высокое небо, это идиллия жизни.

Портреты

Творчество Рериханеразрывно связано с портретами известных людей, политических деятелей, родственников художника. Портреты отца, матери, жены написаны с любовью и безграничным уважением. «Пандит Джавахарлал Неру» создает образ мудрого, благородного человека.

«Портрет ламы», «Портрет старого тибетца» - индийские портреты простых людей (кузнеца, сестренок, махараджи, девочки), написаны они реалистично, ярко, пронзительно.

Художник Рерихв своих картинах подчеркивает общечеловеческие идеалы - мудрость, стойкость, мужество, уверенность, доброту, заботу. Его портреты изящны, лаконичны, невыразимо прекрасны.

Стремление Рериха к портретной живописи проявилось рано. Ему не было и 20 лет, когда талант проявился и требовал все новые образчики для творчества. Горцы, тибетские ламы, дети - во всем видна яркость образов, народная мудрость или беззаботное веселье.

Женские портреты проникнуты любовью, восхищением внешней красотой в сочетании с богатством и силой духа. На тщательный реализм письма накладывается субъективное восприятие художника.

Бытовые зарисовки

Часто в своих полотнах возвращается к труду простых людейРерих. Святослав Николаевич бесхитростной простотой, насыщенными оттенками наполняет картины, они оживают на глазах зрителей.

«Мои соседи» - деревенская сценка. Под палящим солнцем отдыхают две женщины, рядом лениво развалилась собака. Ритмична картина своим сочетанием полуденного отдыха и проходящей вдали фигуры женщины с корзиной на голове.

«Дом гончара» представляет хижину продавца глиняных изделий. Груда горшков, пальмовые листья дома и две фигуры - простота композиции завораживает.

Картина «Наперегонки» показывает, как юная девушка и маленькая свинка бегут, едва касаясь земли. Так и слышится заливистый смех индианки, легко подхватившей край своего одеяния.

«Дочери моря» - картина, посвященная рыбачкам. Они сами выходят в море, ловят и обрабатывают рыбу. Бронзовые тела, энергия этих женщин насыщены внутренней силой и цельностью.

Религиозные картины

Жизнь Рерихасвязана с Индией, ее эпосом. Легенды о Кришне часто использовал в своих картинах Святослав Николаевич. Его «Священная флейта» - это юный Кришна, играющий на своей флейте. Синева неба, темная фигура юноши, одинокое облако и золото листвы - нежный звук флейты разносится по пустынной местности.

Перед нами «Иаков и Ангел». Христианская тематика картины переплетена с мистическим оттенком неба и сверкающими крыльями ангела. «Христос с учениками» - традиционное, почти иконописное изображение людей и невероятное, красочное небо. «Когда собираются йоги», спокойные фигуры ничем не нарушают покой синих гор, общего умиротворения местности.

Вечные идеалы красоты, духовности нашли свое отражение в триптихе «Распятое человечество», картинах «Вечная жизнь», «Вечный зов», «Подвиг».

Общественная деятельность

Рерих Святослав Николаевичинтересовался поиском красоты, высшей духовности человека. Он считал, что правильное воспитание способствует развитию гармоничной личности. Большое участие принимал он в работе детской школы в Бангалоре. Она была создана на основе философии индийского мыслителя Гхоша.

Еще Николай Рерих выступил инициатором создания Пакта Рериха, договора о защите от разрушений памятников искусства и архитектуры. Много сил пришлось приложить и Святославу Николаевичу, чтоб индийское правительство подписало документ. Индия присоединилась к Пакту в августе 1948 года.

За вклад в дружбу между Россией и Индией, укрепление культурных связей Рерих С. Н.получил звание лауреата Международной премии имени Дж. Неру и орден «Падма-Бхушан», правительственные награды разных стран.

В 70-80-е годы XX века Святослав Николаевич Рерих, биография которого полна благочестивых поступков, представил русскому народу картины своего отца, опубликовал его книги. Устраиваются рериховские чтения. Позднее, после встречи с Горбачевым М. С., при поддержке Совета министров СССР, Святослав Николаевич стал инициатором создания Советского фонда Рерихов и музея имени Н. К. Рериха. После распада СССР фонд был переименован в Международный Центр Рерихов.

Художественно-культурное наследие семьи включает в себя картины, личную переписку, книги, очерки, семейную библиотеку, реликвии, личные вещи. Все содержимое (масса груза составила 4 тонны) должно было перейти в Центр-музей,один из залов которого носит имя Святослава Николаевича. В музее читаются лекции, проводятся выставки, тематические вечера.

Философия С. Н. Рериха

Все члены семьи Рерихов придерживались одной философской линии. Этикой Жизни называлась их система взглядов. Это учение о мироздании, его зарождении и эволюции. Философское учение Живой Этики (Агни Йога) - 14-томный труд Рерих. древней мудрости Учителей Востока.

Раскрыть гармонию, высшее звучание в человеке или в предмете стало основной идеей Святослава Николаевича. Напитать космическими вибрациями, заставить откликнуться душу - только так возможно приобщение к новым идеям, понятиям.

Духовное воспитание через видение красоты природы нашло отражение и в его творчестве. Искусство способно тронуть душу человека. Формирование собственного характера - длительный процесс, который проходит через всю жизнь. Посредством созвучия искусства, природы, души возможно приобщение к космическому сознанию. Что постепенно приведет к усовершенствованию самого человека.

Красота и гармония помогут устранить безобразные мысли, низменные поступки, будут способствовать эволюции души. Художник способен пробудить в людях эмоциональный отклик. Он поможет взглянуть на мир по-другому. Красота должна проникнуть во все сферы человеческой жизни. Она не абстрактна, а вполне реальна. Очиститься от обыденности, увидеть красоту в каждом миге жизни - вот основная концепция Рериха. Если почувствовать ее вибрацию, то изменение ежедневных мыслей и поступков будет способствовать изменению души.

Философия в творчестве

Описанные в Этике Жизни темы гуманизма, справедливости, равенства, братства всех народов проходят красной нитью через творчество Святослава Рериха. Он свободно пишет на любую тему - религиозную, бытовую. В его картинах нашли отражение восточные учения и христианские законы, мифология и торжество веры.

Художник синтезирует современность и прошлые эпохи, разные культуры и народности. Для него не существует стран и границ. Его искусство объединяет всех, от простого пастуха до высшего политического деятеля.

В его картинах борьба добра и зла четко прорисовывается светом и тьмой. Его портреты конкретны и способны донести внутреннее состояние человека. Реализм синтезирован с поистине космическим сочетанием цвета.

В искусстве художника четко прослеживается индивидуальность Рериха, его внутреннее богатство. Человек в его картинах - преданный сын природы, неутомимый труженик на ее полях. Он увековечил в своих полотнах стабильность гор и подвижность воздуха, красоту восходов и лунных ночей. Внешние формы подчинены внутреннему видению художника.

Заключение

Художник Рерихстремился не только ухватить основы индийского искусства. Он полностью проникся самой сутью жизненной философии индийцев. На протяжении тысячелетий создавались основы человеческого бытия этой страны. Художественный язык Рериха - сплав русской и индийской культуры.

Репродукции Рериха можно приобрести в интернет-магазинах. Они готовятся от 3 до 5 дней. Подлинники его картин находятся в мастерской в Кулу и Бангалоре, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в частных коллекциях и многочисленных музеях Индии.

Необычность его полотен приковывает взгляд. Нестандартный подход в сочетании цветов, композиционных решений имеет богатый диапазон. Прекрасные, светлые картины Рериха проникнуты добротой, верой в светлое будущее человечества. Некоторые же полотна звучат предостережением - возвышение сердца важнее тела и рассудка. Он указывает, что сострадание и милосердие - путь выживания человечества в век войн, экологических катастроф, эпидемий.

Рериха интересовала идея самовоспитания человека, поиск прекрасного в его душе и окружении. К совершенству, гармонии стремился он и в своем творчестве. Космическое звучание его полотен, насыщенность художественного языка, потрясающая энергетика свидетельствуют о несомненном таланте этого педагога, общественного деятеля, организатора, художника, писателя.

Среди художников России ярким ограненным алмазом выделяется Рерих Николай Константинович. Его работы удивляют, восхищают, дарят понимание. Русская душа открыта всему миру, полна невероятных по силе чувств.

Биография

В семье нотариуса 27.09.1874 родился сын Николай. Жизнь мальчика полнилась впечатлениями, экспериментами: друзьями родителей были действительно выдающимися умами (Менделеев, Микешин, Костомаров). Ученые, художники, интеллектуальные личности рассказывали много интересного, соответственно, мальчику хотелось исследовать окружающий мир.

Николай тянулся к знаниям. Наибольший интерес проявляя к истории страны, живописи, археологическим изысканиям. Основной акцент парень делал на наследие культуры народов России, восточных стран. Период юности, ранней молодости Николая переполнен множеством крайне важных событий:

  1. 1982. Будучи гимназистом, юноша самостоятельно занимался исследованиями археологического направления. Став студентом, получил членство Общества археологов страны.
  2. 1893. Закончилось обучение гимназии. Сразу переходит в университет Петербурга, избрав юридическую стезю.
  3. 1895. Юноша проходит обучение, стажировку у А. И. Куинджи.
  4. В середине 90-х 19-го века будущий философ, художник активно общается со Стасовым, Дягилевым, Репиным, др.
  5. Еще до окончания учебы, прославился благодаря находке (1897). Николай обнаружил целый комплекс старинных захоронений Води, не покидая Петербургский регион, выполнил рисунок-эскиз «Ошад».
  6. Обучение в Петербургской Академии художеств завершилось, прошла защита диплома работой «Гонец» (1897), впоследствии приобретенной Третьяковым. Картину оценили критики, активно восторгался полотном писатель Лев Толстой.
  7. 1898. Успешно защитил дипломную работу «Правовое положение художников Древней Руси», закончил обучение.
  8. После выпуска получил предложение сотрудничества с Археологическим институтом Петербурга. Получил чин лектора отдельного курса.
  9. 1901. Принял активное участие в создании Комиссии по регистрации памятников старины Санкт-Петербургской губернии. Новое образование подчинялось Обществу защиты, сохранения в России памятников искусства и старины.

Ученый муж разрывается между искусством, наукой, пытается соединить воедино обе страсти. Произведения Рерих Николая Константиновича данного периода относятся к исторической живописи. Древняя Русь, восточный колорит, точные исторические изображения оживают на холстах.

Молодой археолог, искусствовед стал помощником директора главного музея России. В 24 года это считалось огромным достижением, немыслимым большинству. Одновременно мастера кисти пригласили помощником редактора журнала художественного направления, называющегося «Искусство и художественная промышленность». Стремительное развитие карьеры художника продолжилось. Прошло 3 года. Молодой человек получил назначение секретарем Императорского общества поощрения художеств.

Личные отношения развивалась фактически параллельно общественным: 1901-й порадовал семью Николая Рериха женитьбой. Выбрал археолог в спутницы Елену Шапошникову. 1902 подарил живописцу первенца, Юрочку. Младший ребенок, Святослав, родился в 1904-м.

За 8 лет (1894-1902) ученый-художник прожил некоторое время в 40 городах, погрузился сквозь прошлое, написал 90 этюдов. Внимательный, пытливый археолог обратил внимание на древнерусские работы иконописцев, строителей, подтолкнув большинство имеющих возможность помочь к вопросу сохранения архитектурных шедевров, уникальных иконописных образцов.

Примерно с 1904 года биография и творчество Николая Рериха изменили характер. Постоянные разъезды, работа над книгами, поддержка журналов, пост редактора художественного издания забирали свободное время. Дополнительные хлопоты принес пост директора Школы Императорского общества поощрения художеств (1906-1918). Рерих постоянно строит во дворе школы, создает декорации театру, рисует, пишет новеллы, читает философские трактаты.

В путешествиях художник обдумывал известные христианские философские теории, делал выводы, записывал на бумагу. Так увидела свет книга «Держава света» Николая Рериха, где автор связывал воедино реальное бытие, религиозные догмы, данные Библии, сказания старцев.

После Октябрьской революции художник ездил со своими работами по Европе, Америке, организовывая выставки, общаясь с множеством интересных людей. Ученый заводит близкое знакомство с Гербертом Уэллсом, Рабиндранатом Тагором, Джоном Голсуорси. Начинают формироваться некоторые основные параметры книги «Агни Йога» Рерих Николая Константиновича.

Николай не обошел вниманием новые увлечения высшего сословия, с 1900 года повально увлеченного спиритизмом. Согласно записям, дневникам, к 1921 году семейство постоянно проводило сеансы без использования специального стола (отзывались нужные души).

Фактически всю жизнь философ-художник провел в дороге. Индия, Китай, страны европейского, американского континентов заменили дом. Обидно, но свободное посещение родины известному археологу запретили. Каждый раз приходилось подавать запросы на разрешение. Дата смерти Рериха Николая Константиновича (15.12.1947) пришлась на дни, когда ответ из России был в пути, соответственно, художник не знал, что просьбу отклонили.

Пересекая грань существования, живописец подарил потомкам 7000 картин, примерно 30 книг (включающих две книги Николая Рериха со стихами, «Семь великих тайн космоса » Николая Рериха). Результаты раскопок пополнили музеи десятками тысяч найденных ученым образцов старинного искусства.

Творчество

Наибольшую известность Рерих приобрел как художник. Картины Николая Рериха с названиями, открывающими суть шедевра, завоевали мир.


«Путь в Шамбалу» – полотно, которое соединяет пейзаж духовными нотами. Резкие линии, четкие штрихи, солнечные лучи на вершинах гор раскрывают величие пути, одиночество дороги, холод оголенной души. Лишь крепкий духом преодолеет дорогу.


Картина «Заморские гости» открывает историческое прошлое. Древняя Русь, былинные богатыри становятся ближе, понятнее. Караван ладей посещает русскую землю с мирными целями, дружески настроенный. Видно, что оружие, броня воинам близки, первая опасность всколыхнет воинственный настрой.


«Мадонна Орифламма» соединила в себе черты фактически всех культур, представших непосредственно перед глазами художника в путешествиях. Ее можно считать одним из символов единения народов в христианстве. Матерь Божья – защита народа русского. Покровом узорным Богородица ограждает детей Божьих, удерживая врагов на расстоянии.

Картина «Матерь мира» показывает преклонение перед Богородицей, которой женщины несут дары, молитвы. Души умерших тянутся к ней, ища защиты, милости, прощения.


«Заратустра» – поклонение свету, солнцу. Запечатленный восход зачаровывает, не отпускает зрителя. Кажется, что новые лучи прорвутся в новый день, благословив стоящую на горе фигуру жреца.


Уже при взгляде на картину «Гималаи. Эверест», по коже пробегает холод. Кажется, зритель попадает в неприятную, холодную обстановку, смотрит на высотные снега. Крепость характера, выносливость, неустрашимость помогут путнику преодолеть вершину.


Очарование утренней Венеры в гималайском небе неоспоримо. Великолепный пейзаж с яркой, приблизившейся к Земле звездой на картине «Звезда утра» манит туманными далями.


«Святой Сергий Радонежский», хранитель русской земли бережет ее в прошлом, настоящем, будущем. Об этом говорит картина, где святой вышел вместе с ратью, возглавил ее.


«Канченджанга». Священная вершина Гималаев. Парящее совершенство над туманами туч привлекает чистотой, нежностью красок. Очистить душу, покаяться, взять обеты здесь легко.


«Град обреченный» открывает взгляд мастера кисти на состояние общества. Пороки, грязь, душевная леность заполнили души. Содом, Гоморра – города, подвергшиеся уничтожению. Такая судьба ждет отказавшихся от покаяния.

Николай Константинович Рерих – неординарная фигура. Юрист, ученый, художник доказал возможность сочетать несочетаемое, творить вдали от дома, жить надеждой на возвращение, оставаясь при этом самим собой.

Категория

Николай Константинович Рерих - художник, путешественник, философ-гуманист, писатель, великий радетель культуры и просвещения. Член многих организаций, автор около 7000 картин и 30 литературных трудов.

Семья Рерихов

С 1906 по 1918 гг. Рерих был директором Школы Императорского общества поощрения художеств. В этот период его картины постоянно выставлялись в Европе. Знаменитые Лувр и Римский национальный музей приобрели несколько полотен Рериха. Постепенно претерпевает изменения и сам стиль Рериха, художник практически отказался от масляных красок, он стал работать с темперой. Основными источниками вдохновения для него по-прежнему остаются русские исторические и фольклорные герои. Николай Рерих - непревзойдённый мастер яркой, сильной метафоры. В своих картинах он говорил, кричал людям: насилие бессмысленно, есть другой путь - путь добра и любви, он светел…

Художник был популярен и уважаем как на родине, так и за границей. В России до 1918 г. было издано девять его монографий, десятки журналов посвящали свои номера творчеству Николая Рериха. Замечательный писатель Леонид Андреев, горячий поклонник творчества художника, назвал его творчество «Державой Рериха».

Тем временем семейная жизнь Рерихов шла своим чередом. У супругов был свой взгляд на воспитание детей. Они не без оснований считали, что ребёнку необходимо помогать в раскрытии природных талантов. Их первый сын Юрий с детства интересовался историей и философией, Святослав же тяготел к рисованию. Оба мальчика учились в знаменитой гимназии Мая, каждый в соответствии с наметившимися способностями. Елена Ивановна очень много занималась с детьми, читала, обучала иностранным языкам и музыке. У Рерихов был свой домашний театр, где они постоянно ставили семейные спектакли.

В 1915 г. Рерих заболел воспалением лёгких. По совету врачей художник переехал жить в Карелию, в город Сортавала . Несколько лет семья прожила в краю озёр. Карельский климат благотворно сказался на здоровье Николая Константиновича, художник плодотворно работал. В 1919 г. в Стокгольме открылась его персональная выставка. И вновь, как и в России - громогласный успех, в дальнейшем картины Рериха выставлялись на лучших скандинавских вернисажах. В 1919 г. Рерих вместе с семьёй прибыл в Англию. Его старый друг Сергей Дягилев помог Рериху в устройстве выставки в Лондоне. Совместно с Дягилевым в Лондоне Рерих работал над постановкой русских опер. В столице Англии Николай Рерих познакомился с великим индийским писателем Рабиндранатом Тагором, лауреатом Нобелевской премии. Писатель, очень впечатлённый семьёй Рерихов, делает им предложение посетить Индию. Для супругов, с молодости увлечённых восточной философией, предложение Тагора было крайне заманчиво. Индия - страна обетованная для искателей истины.

В Америке

В 1920 г., Рерих, получает заманчивое предложение от Чикагского института искусств. Директор института предложил организовать большое выставочное турне - по 30 городам США. Николай Константинович согласился. В ноябре 1920 г. Рерихи прибыли в Америку. К тому времени в США обосновалось множество переселенцев из России. С их помощью в Нью-Йорке Рерих основал Институт Объединённых искусств, целью его открытия являлось объединение народов земли, созидание общечеловеческих ценностей посредством культуры и искусства. В США Рерих провёл множество выставок, на которых были представлены как уже известные работы, так и картины, написанные в Америке. Помимо выставочной и просветительской деятельности, художник успешно работал над декорациями для постановок в Чикагском оперном театре. В Америке Рерих имел имидж пацифиста и гуманиста, многие считали его провидцем, человеком, познавшим истину. Находясь в Англии и США, Рерихи принимали участие в нескольких спиритических сеансах. Николай Рерих и его жена Елена Рерих заявляли, что посредством спиритического сеанса с ними на связь вышли Учителя Мория и Кут Хуми, которые были представителями «Гималайского братства». Среди последователей Рериха он считался Западным Далай-ламой. Вместе с единомышленниками Рерих основывает корпорацию «Белуха». Это предприятие было создано с целью приобретения концессии, дающей права на горнодобывающую и земельную деятельность в окрестностях горы Белухи, расположенной на Алтае. Рерих любил Алтай, и наряду с Гималаями, он считал Алтай особым местом силы.

Главным устремлением в жизни Рерихов был поиск высших истин. Основная концепция - самосовершенствование как путь к просветлению. Супруги серьёзно увлекались индийской философией. Именно в Индии они надеялись найти то, что так упорно искали.

Отношения с Советами

Николай Рерих никогда не испытывал любви к большевикам. Скорее наоборот, проживая в эмигрантских столицах, он проводил весьма жёсткую линию по отношению к новой Советской власти. Неоднократно с различных трибун он негативно отзывался о том, что произошло и происходит в России. Из-под его пера вышло немало обличительных статей на эту тематику. И тут неожиданное дело, Рерих резко изменяет отношение к Стране Советов и её большевистскому руководству. Николай Константинович абсолютно разочаровался в Белом движении, особенно после разгрома в 1920 г., азиатской дивизии под командованием барона Унгерна, начальником обоза дивизии служил его родной брат - Владимир Константинович Рерих.

В 1923 г. в Берлине Рерих встречается с полпредом СССР Н. Н. Крестинским, а впоследствии с его помощником Г. А. Астаховым. Результатом этих встреч стал визит Рериха в Москву . В чём же причина столь разительной перемены? Есть версия, что Рерих определил для себя буддизм и коммунизм, как одну общую, идеальную религию. Советские представители доложили Г. В. Чичерину, главе МИД СССР, о встрече с интересным полубуддистом-полукоммунистом Рерихом. Чичерин был очень заинтересован, оценив масштаб личности Рериха, он надеялся использовать его как активного пропагандиста советского строя на Западе. Николай Рерих в этой ситуации преследовал свои цели, в его планах было создание идеальный страны на территории Монголии и Сибири. Страны, живущей на основании буддийских ценностей. Разумеется, без большевиков подобный план был не осуществим.

Путешествие по Азии

2 декабря 1923 г. Рерих вместе с семьёй прибыл в Индию. Это было гигантское путешествие, охватывающее различные географические пояса. Маршрут экспедиции: Сикким, Кашмир, Ладак, Китай, Россия, Алтай, Монголия, Тибет. За четыре года странствий собраны бесценные фольклорные и лингвистические материалы, найдено несколько редчайших древних манускриптов, проведены археологические раскопки. Написаны две книги: «Сердце Азии» и «Алтай - Гималаи», созданы серии картин «Гималаи», «Майтрейя», «Сиккимский путь», «Его страна», «Учителя Востока». На Алтае, в районе горы Белухи, Рерих подбирал место для создания культурного центра. В своей литературе Рерихи проводили параллели между буддистской общиной и коммуной, неоднократно упоминали Ленина . В 1925 г. художник создал полотно под названием «Гора Ленина», на картине чётко виден легко узнаваемый профиль вождя. Рерихи всегда верили в существование Шамбалы (Беловодья) - легендарной страны, где живут Махатмы - просветлённые люди, обладающие всеми знаниями мира и управляющими им. После экспедиции они утверждали, что нашли Шамбалу и лично общались с учителями Махатмами. В 1926 г. наркому Чичерину, было вручено письмо с посланием от Махатм, в нём содержались слова приветствия и одобрения деятельности Советского руководства.

Пакт Рериха

В 1929 г. Рерих совместно с доктором международного права Г. Шклявером создаёт проект Договора о защите культурных ценностей - Пакт Рериха. Также был представлен проект отличительного знака защиты - Знамя Мира. Знамя представляло собой белое полотнище с тремя красными кругами, символизирующими религию, искусство и науку. Идею создания пакта поддержали великие деятели науки и искусства: Альберт Энштейн, Ромен Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Томас Манн, Герберт Уэллс и многие другие. Кандидатура Рериха была выдвинута на Нобелевскую премию мира. 15 апреля 1935 г. состоялось подписание Пакта Рериха, на церемонии лично присутствовал Франклин Рузвельт. Пакт Рериха стал первым документом, декларирующим защиту культурных ценностей. Последующие голоса в защиту культуры зазвучали лишь только после Второй Мировой войны. Рерих стал первым человеком, во всеуслышание заявившим миру о необходимости охраны вечных культурных ценностей, созданных мировой цивилизацией.

Институт Урусвати

Институт «Урусвати» был основан Рерихами в 1928 г. Идея его создания была совместной. Институт находился в Индии в долине Кулу на высоте 1200 метров. Николай и Елена Рерих стали соучредителями института, а их старший сын - Юрий Рерих исполнял должность директора. Цель создания «Урусвати» - научные изыскания, затрагивающие различные области человеческих знаний. Это был некий исследовательский центр, научная станция в Гималаях. В институте ставились самые передовые, а порой даже фантастические задачи. Предполагалось успешно использовать синтез знаний восточной и западной цивилизаций. В дальнейшем на том же месте планировалось построить Ур - город знаний. С тех пор семья Рерихов проживала в долине Кулу.

В 1935 г. при поддержке американского правительства Николай Рерих вместе с сыном Юрием организовывает новую экспедицию, их маршрут пролегал через Хинганский хребет и пустыню Гоби, эти местности находились на территории Монголии и Китая. Во время путешествия проводились археологические раскопки, собирались этнографические материалы, была создана серия этюдов.

Наступил 1941 г., мир запылал в пожаре Второй Мировой. С первых дней войны Николай Константинович Рерих всеми силами и средствами пытался помочь родине. Вместе с младшим сыном Святославом художник устроил аукцион картин, все средства от продажи которых были переведены в фонд Красной Армии. Николай Константинович писал статьи, выступал по радио со словами поддержки советскому народу. Во время войны художник создал несколько блестящих патриотических полотен: «