Формирование новой исторической общности советского народа. Советский народ как особый этнос. Сухо. Воспитание и образование

Согласно старой официальной версии, в СССР было 15 наций, оформленных в союзные республики и соответственно имеющих право на самоопределение вплоть до отделения, а также - энное количество народностей, оформленных в автономные республики, автономные области, национальные округа и т. п., такими правами не обладающих. И тогда превращение 15 республик СССР в 15 независимых (весьма условно независимых, как показывают сегодняшние события) государств выглядит если и печально, то тем не менее относительно обоснованно. Однако если этот тезис и был верен в первые десятилетия существования СССР, то к 80-м годам реальное положение существенно изменилось.

Вообще, существуют две основные трактовки термина «нация». Одна, характерная в свое время для немецкой традиции и использовавшаяся Гитлером, предполагала, что «нация» - это единство «крови, происхождения и культуры». Другое определение было характерно как для франко-американской традиции, так и для традиционного советского обществоведения сталинского формата, здесь под «нацией» понималась историческая общность людей, включавшая общность и территориально-географическую, и историко-культурно-языковую, и государственно-политическую, и экономическую.

С этой точки зрения нация – это относительно позднее историческое образование, которому, в общем-то, не более пятисот лет. Нации появляются тогда, когда возникает национальный рынок, то есть складывается экономическое единство страны, устанавливается более-менее единый социально-экономический образ жизни.

И если исходить из этого понимания (а говоря о тезисах советского обществоведения нужно исходить из его методологии), нельзя никуда деться от того обстоятельства, что каждая из союзных республик в составе СССР, конечно, не представляла собой «единство людей, объединенных исторической территорией, особым языком, особой культурой, особой экономикой». Даже с чисто этнической точки зрения, большое количество межнациональных и межэтнических браков в СССР существенно размыло грани между старыми нациями и этносами, образовав не только новый национальный, но и новый этнический сплав.

Незаконность образования новых государств на территории бывшего СССР всегда была очевидна для того, кто смотрел на вопрос не с точки зрения пропагандистских штампов тех лет, а с точки зрения юридической. Разница между Новоогаревским процессом (проект создания Союза Суверенных Государств вместо СССР. В первый раз подписание союзного договора было сорвано в связи с так называемым «августовским путчем» и Беловежскими соглашениями была в том, что Новоогаревский процесс пытался оправдать раздел СССР видимостью права, а Беловежские соглашения открыто ему, праву, противоречили.

Нужно признать, что сегодня в мире полиэтнические нации превалируют над моноэтническими, поэтому цивилизованное понимание нации сегодня связано, по большей части, не с этносом, а с гражданством и исторической общностью.

Если говорить об СССР, то, по мнению экспертов, уже как минимум в ходе Великой Отечественной войны в Советском Союзе стала складываться, а к 1970-80-м годам в основном сложилась, идентификация большинства живущих в стране людей с одной территорией, одним государственным субъектом, с общей для всех историей, единым языком межэтнического общения и единой экономикой. Позднее советское обществоведение назвало эту сложившуюся общность «многонациональным советским народом», и это определение заложило понятийную базу разделения по национальному признаку.

Однако некоторые эксперты полагают, что в стране действительно родилась новая, «советская нация» - не в смысле «нации советской власти», а в смысле нации, образующей народ страны под названием СССР. В США тоже признается существование американской нации, но никто не называет нацией, например, афроамериканцев, а в других случаях нация «американец» как понятие всегда доминирует над, условно говоря, старыми нациями, чьи представители создали страну в ее нынешнем виде и за века переплавились в новую наднациональную общность.

Советское обществоведение ввело и использовало достаточно спорную категорию «советский народ», который определялся как «новая историческая общность». Предполагалось, что он состоял из названного числа наций и народностей. Собственно, советское обществоведение никогда не могло внятно, структурно объяснить, чем эта «новая общность» отличается от такой «старой» общности, как нация. Точнее, не пыталось этого сделать. Однако, по мнению экспертов, оно ухватило главное: формирование на пространстве СССР того, что и принято называть «политической», то есть не этнической нацией. Но в этом случае советские обществоведы должны были заявить, что старые нации атрофируются, умирают. Однако сделать это они не решались, поскольку в этом случае получалось бы, что социализм вроде как уничтожил национальные образования, тогда как было провозглашено, что социализм обеспечивает их расцвет, что было верно, если говорить об СССР, относительно реальности первых десятилетий советской власти, когда нации получили возможность широкого развития, но к 1970-м годам этот реальный расцвет привел уже к процессу слияния, хотя и не полного, в единую союзную нацию.

Чем был на деле «советский народ»? Общностью территориально-географической, языково-культурно-исторической (реально в каждой «социалистической советской нации» не менее двух третей считали родным языком русский), общностью государственно-политической и экономической. То есть, с этой точки зрения, он был не абстрактной «новой общностью», а реальной новой нацией, хотя следует признать, что процесс ее образования до конца не был завершен.

Верный по сути принцип права наций на самоопределение в соединении с виртуальной мифологемой о пятнадцати нациях и энном количестве народностей на пространстве СССР на фоне социально-политического и экономического катаклизма, рожденного деградацией поздней советской элиты в 1970-80 годах и вызванного этой деградацией усугубления противоречий тогдашнего этапа социализма в СССР (общественные отношения обогнали производительные силы), для многих стал мотивацией и оправданием раздела страны.

Однако, по мнению ряда экспертов, раздел СССР был не осуществлением принципа признания права наций на самоопределение, а его полным игнорированием, поскольку игнорировалось право этой новой политической союзной «советской» нации на обладание своим национальным государством. Интересы этой реальной нации были ущемлены. Вслед за расчленением единой политической советской нации сегодня наблюдается разрушение самоидентификации претендента на роль ее преемника - «российской протонации».

Между тем, согласно теории «единой политической советской нации», признание за данной нацией права на самоопределение, то есть на обладание своим собственным национальным объединенным государством в границах СССР, и в прошлом, и сегодня могло бы решить проблему «разделенного народа» и обеспечить нормальное развитие страны, поскольку и сегодня интересы советского национального единства на пространстве бывшего СССР объективно расходятся с интересами современных «первых сословий», разделивших некогда единую страну, интересами этнократических режимов, утвердившихся на некоторых территориях СССР, попирающих любые международно признанные нормы, «национальными интересами» государств, которые заинтересованы, чтобы единое государство на территории СССР не существовало и не превратилось в технотронную сверхдержаву XXI века. Однако сегодня даже многие из тех, кто хотел бы этого, зачастую боятся об этом говорить публично и официально, опасаясь упреков в стремлении к «реставрации империи» и «попранию прав других наций», «приверженности сталинизму и великодержавности».

Советский народ – это нация или этнос, возникший в государстве СССР, из равноправного объединения наций, объединённых идеологией советского народа и советской власти.
Основа советской идеологии – марксизм-ленинизм (или научный коммунизм).
Советский народ – особый, беспрецедентный этнос. Все остальные этносы суть сохранение большими группами людей своих традиций, языка, исторической памяти. Советский народ создавался целенаправленно и сознательно и помимо общей исторической памяти в своей структуре имеет ориентацию научное мировоззрение и картину социального будущего с идеалом коммунистического общества.
Основные культурные особенности идеологической почвы, на которой произошёл генезис советского человека, таковы: 1) социалистическая собственность на средства производства, 2) центральной сакральной фигурой в советском обществе представляется человек труда: рабочие, крестьяне, трудовая интеллигенция, 3) интернационализм, политика мирного сосуществования государств с разными политическими системами, веротерпимость, 4) гуманизм и социальная справедливость, 5) научное мировоззрение, 6) энтузиазм, 7) героизм, 8) коллективизм и товарищество, 9) устремленность к светлому будущему, вера в прогресс, оптимизм, 10) вера в победу коммунизма, единое бесклассовое человечество без наций и государств.
Языком межнационального общения в СССР был русский язык, но при этом развивались и все национальные языки при поддержке всенародного государства. Бесписьменные языки народов Советского союза получили свою письменность. Некоторые народы в составе Советского Союза получили свою государственность. Развитие национальных культур в рамках СССР имело беспрецедентный характер.
Символами советского народа явились его основатели и политические лидеры Ленин, Сталин, Дзержинский, Луначарский, Свердлов, Калинин, Киров, Орджоникидзе.
Также объединяли советский народ имена знаменитых полководцы и другие военных героев, защищавших Советское государство, таких как Чапаев, Фрунзе, Котовский, Щорс, Буденый, Зоя Космодемьянская, Николай Кузнецов, Панфиловцы и другие герои советского народа, пролившие кровь за Родину. Символами, объединяющими советский народ стали выдающиеся писатели, художники, музыканты, такие как Горький, Маяковский, Николай Островский, Аркадий Гайдар, Дейнека, Петров-Водкин, Шостакович, Прокофьев, Дунаевский; популярные артисты, спортсмены, знаменитые ученые, герои космоса.
Помимо официальных гимна, герба, флага, у советского народа возникли и другие формальные и неформальные символы: серп и молот, красная звезда, автомат Калашникова, спутник, изображение Авроры, Спасской башни Кремля, мавзолея Ленина, города-герои, портреты знаковых советских лидеров, писателей, ученых героев войны и труда. Советских людей объединяет широкая разнообразная советская культура: её литературные творения, песни, картины, скульптуры, музыкальные произведения, замечательные архитектурные творения, кинофильмы и так далее.
Советский народ объединен его традициями, праздниками, ритуалами.
Советский народ – существует до сих пор. Этнос не может исчезнуть в результате политических решений, ровно как, и возникнуть. Этнос возникает стихийно, когда большие социальные общности продолжительное время проживают совместно в общей для них политической ситуации. Новые политические реалии, в которых оказались республики бывшего Советского Союза, не дали народам СССР какого-то нового социального качества. Потеряв свой политический союз в результате политических преступных авантюр некоторых представителей своих элит и при поддержки антисоветских кругов стран Запада, народы СССР оказались в рамках национальных государств, так что национальные и националистические идеологии активизировались, власть пришла в руки в большинстве случаев к антисоветским компрадорским элитам, но «советский народ» при этом не исчез, так как интересы, взгляды и образ мышления, этические максимы и культурные настроения разных слоев русских, татар, украинцев, грузин, армян, азербайджанцев, евреев или казахов бывают гораздо более удалены друг от друга, чем настроения и интересы людей разных национальностей, сохраняющих «советские идеалы» и идентифицируют себя «советскими людьми». «Советское» им более дорого и любимо, чем антисоветский национализм или проамериканский либерализм-глобализм с его воистину империалистическими аппетитами и античеловеческими военными авантюрами.
«Советский народ», несмотря на мощную идеологическую и политическую атаку на него как извне, так и изнутри стран, где представителя «советского народ» томятся в своей разъединенности на 19 частей, тем не мене остаётся живучим и активным этносом, на почве чего существуют СНГ, Таможенный союз, ОДКБ и так далее.
Советский народ не только существует как культурное самосознание миллионов людей, он также сохранил некоторые политические («де юре») моменты остаточного СССР (советское правопреемство России в Совбезе; советский строй Белоруссии; 20% КПРФ - преемницы советской политической системы - в российском парламенте; существование союзных структур типа СНГ на постсоветском пространстве; статья 26 Конституции РФ, которая предоставляет гражданам страны самим определять свою национальность, из чего несложно экстраполировать, что большинство людей, родившихся в СССР, либо чьи родители родились в СССР, идентифицируют себя так или иначе как «советские люди»).
Распад СССР большинство населения республик СССР признает геополитической катастрофой, и даже многие сторонники суверенитета испытывают разочарование в тех экономических, политических и культурных изменениях, которые они обрели в результате распада СССР. На этом фоне «советский народ» получил обостренное чувство своей идентичности и начинает движение к своему ренессансу.

Определения советского народа из официальных советских изданий.

«Последовательная реализация ленинских принципов национальной политики ведёт к дальнейшему сближению всех народов нашей многонациональной Родины. Построение развитого социалистического общества, процесс сближения всех социалистических слоев, юридическое и фактическое равенство всех наций и народностей СССР привели к возникновению новой исторической общности – советского народа. Прочной, нерушимой основой новой исторической общности – советского народа стал союз рабочих, колхозного крестьянства и народной интеллигенции при ведущей роли рабочего класса.
Советский народ знаменует собой новую, высокую ступень социально-политического единения наций и народностей, немыслимую в условиях капитализма. Советский народ – это устойчивое, выдержавшее испытание временем, свободное и добровольное объединение людей, имеющее под собой прочную политическую, экономическую и идеологическую основу. Советский народ – это многонациональная общность, охватывающая более ста наций и народностей, весь уклад жизни, духовный облик которых, сохраняя черты своеобразия, отражает то общее, что родилось и укрепилось в период социалистического, коммунистического строительства.
В духовном облике народов Советской страны появляется все больше общих черт, которые характеризуют принадлежность всех граждан СССР к новой интернациональной общности. КПСС, являясь партией пролетарского интернационализма, руководящей и направляющей силой советского общества, последовательно и целеустремленно развивает и совершенствует дружбу народов СССР.
Огромная воспитательная работа партии привела у тому, что неотъемлемыми чертами советского народа, трудящихся всех наций стали идейная убежденность, преданность делу коммунизма, политическая зрелость, огромная жизненная энергия, культура, знания и умение их применять, высокое сознание общественного долга, социалистический патриотизм и интернационализм, классовая солидарность с трудящимися других стран, трудолюбие, коллективизм, взаимопомощь».
Стр. 118 (Советский Союз. Политико-экономический справочник. М., Политиздат, 1978.)
--
«СОВЕТСКИЙ НАРОД – новая историческая, социально-классовая и интернациональная общность людей, возникшая в СССР в результате победы социализма, преодоления социально-классовых и межнациональных антагонизмов, сближения различных групп, наций и народностей, построения развитого социалистического общества. Это социалистический союз и монолитное единство всех трудящихся нашей страны, составляющие социальную основу Советского многонационального общенародного государства…
Советских людей различных национальностей, так же как и представителей различных классов и социальных групп, объединяет в новой общности марксистско-ленинская идеология, социалистическое содержание национальных культур, единые уели и пути социального развития – строительство коммунизма…
Объективная тенденция развития наций и национальных отношений такова, что многонациональная общесоветская общность играет в этом развитии определяющую роль. Экономика СССР – это не сумма экономик, а единый хозяйственный организм, взаимосвязанный народно-хозяйственный комплекс, сложившийся на основе общих экономических целей и интересов наций и народностей т развивающийся по единому государственному плану. У советских людей развилось чувство территориальной общности всего С.н., понимание того, что национальная территория является составной частью м территории всего многонационального Советского Союза, используемой в интересах всех равноправных национальностей страны. Важным средством межнационального общения и сотрудничества народов СССР является русский язык, ставший фактически вторым родным языком для многих представителей нерусских национальностей. В духовном облике советских людей решающее значение имеет то, что объединяет их, те общие черты, которые отражают их социально-экономическое и морально-политическое единство, общность их жизненных интересов и ЦК елей в строительстве коммунизма. Преданность делу коммунизма, советский патриотизм и социалистический интернационализм, высокая трудовая и общественно-политическая активность, социалистический коллективизм и товарищеская взаимопомощь, непримиримость к эксплуатации и угнетению, к национальной и расовой неприязни, в крагам мира, дружбы и свободы народов, классовая солидарность с трудящимися всех стран – таков далеко не полный перечень важнейших общих черт духовного облика советских людей…
С.н. – одна из переходных многонациональных общностей людей на пути от национальных общностей к будущей мировой, общечеловеческой общности в условиях победы коммунизма».
Стр. 320. (Научный коммунизм. Словарь. Под ред. Акад. А.М. Румянцева. Изд. 2-ое. М., Политиздат, 1975.)
--
«СОВЕТСКИЙ НАРОД, новая ист., социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенар. гос-во и общую цель – построение коммунизма; возникла впервые в истории в результате социалистич. преобразований на основе сближения всех социальных групп, юридич. и фактического равенства всех наций и народностей СССР. Представляет собой многонац. коллектив тружеников города и деревни, объединенный общностью социалистического строя, марксистско-ленинской идеологией, коммунистическими идеалами рабочего класса, принципами интернационализма».
Стр. 1227 (Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. 3 изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1985.)

В ходе социалистического строительства в СССР достигли высокого расцвета социалистические нации.

Исчезло сложившееся издавна деление страны на промышленные и сырьевые районы. Во всех республиках выросли крупные индустриальные центры. Была создана национальная интеллигенция, вышедшая из среды рабочих и крестьян.
Между советскими республиками сложились отношения дружбы и тесного сотрудничества в области экономики и культуры, шел интенсивный процесс обмена техническим и научным опытом. Представители всех республик участвовали в разработке природных богатств страны, и сооружении новых индустриальных центров. Совместными усилиями велись работы по освоению целины.
Политика Коммунистической партии, направленная на ликвидацию различий в уровне развития наций, привела К усилению процесса их политического, экономического и культурного сближения.
Это сближение достигло такой высокой степени, что в каждой нации и народности появились общие черты и качества. Важнейшая из этих черт - единая для всех наций и народностей политическая система. Она возглавляется Коммунистической партией Советского Союза.
Другая черта - общность экономической жизни. В единой советской экономике органически взаимосвязаны хозяйства отдельных республик и областей. Экономика страны развивается по единому общегосударственному плану в интересах трудящихся всех наций и народностей. Каждая республика в своем развитии использует не только местные природные ресурсы, но и богатства всей страны.
Получила развитие социальная общность советских наций и народностей. Во всех республиках создана однотипная социальная структура и идет процесс стирания граней между классами и группами общества. В СССР возникла единая социалистическая культура, интернациональная по содержанию. Она впитала в себя лучшие черты и достижения культуры всех народов страны. Господствующей идеологией советских граждан стал марксизм-ленинизм - мировоззрение рабочего класса. Сближение наций, базирующихся на однотипной экономике и социальной структуре, имеющих общее мировоззрение -- марксизм-ленинизм и одну цель - построение коммунизма, привело к появлению общих черт в духовном облике и психологии всех трудящихся СССР.
Советским людям присущи такие нравственные качества, как добросовестное отношение к труду, общественная инициатива, коллективизм, интернационализм.
В Советском Союзе сложилась новая историческая общность - советский народ , который представляет собой союз всех трудящихся СССР, характеризующийся социальным и идейно-политическим единством.

Построение коммунизма; возникла в СССР в результате социалистич. преобразований и возникновения прочного социально-политич. и идейного единства всех классов и слоев, наций и народностей. С. н. представляет собой многонац. тружеников города и деревни, объединённый общностью социалистич. строя, марксистско-ленинской идеологией, коммунистич. идеалами рабочего класса, принципами интернационализма. У С. н. единые высшие органы гос. власти и гос. управления СССР, Конституцией СССР для всех сов. людей установлено союзное гражданство. Общим языком межнац. общения в СССР является рус. язык, что является выражением той роли, которую играет рус. народ в братской семье народов СССР.

В образовании С. н. важнейшая роль принадлежит КПСС - партии, интернац. по своей идеологии, политике, составу и строению. Объединяя в своих рядах наиболее сознат. часть дружеств. классов и групп, наций и народностей, КПСС выражает жизненные интересы всего С. н., цементирует общность сов. людей во всех сферах жизни.

Материальная и духовная общность сов. людей получила всестороннее в условиях зрелого социализма. Усиление социальной однородности сов. общества, его социальнополитич. единства, перерастание государства диктатуры пролетариата в общенар. привели к ещё большему укреплению союза и дружбы всех классов и социальных групп, наций и народностей СССР, у представителей которых становится всё больше общесоветских, интернациональных черт. В условиях зрелого социализма и строительства коммунизма усилилась интернац. экономич. общность, достигла высокого уровня общесоюзная экономика - целостный нар.-хоз. , включающий нар. хозяйство всех республик и развивающийся по единому гос. плану в интересах всей страны и каждой республики.

На основе экономич. и социально-политич. общности социалистич. наций и народностей растёт их духовная общность, происходит дальнейшее сближение нац. культур. Усиление интернац. черт в нац. культуре и характере говорит не о том, что национальное якобы приносится в жертву интернациональному, а о том, что меняется, обогащается само национального. Величайшим результатом революц. переустройства общества явилось рождение нового духовного и психологич. облика сов. людей, которые, сохраняя свои нац. особенности, в главном имеют интернационалистские черты. Нац. общность находится в органич. единстве с более высокой, интернац. общностью, и представители любой нации и народности СССР считают себя прежде всего сов. людьми, что нашло в возникновении чувства общенац. гордости сов. человека. С. н. как новая социальная и интернац. общность стал важнейшим фактором дальнейшего прогресса развитого социализма в СССР и прообразом будущих более широких интернац. общностей людей.

Маркс К., Энгельс Ф., Немецкая , Соч., т. 3; их же, О Польше, там же, т. 4; Ленин В. И., К еврейским рабочим, ПСС , т. 10; его же, Положение и задачи социалистич. Интернационала, там же, т. 26; его же, Тезисы ко II конгрессу Коммунистич. Интернационала, там же, т. 41; Материалы XXIV съезда КПСС , М., 1971 ; Материалы XXV съезда КПСС , М., 1976 ; Материалы XXVI съезда КПСС , М., 1981 ; Дорогами дружбы, М., 1972 ; Советский народ - строитель коммунизма, т. 1-2, Фрунзе, 1977 ; Развитие советского народа - новой исторической общности, М., 1980.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .


    СОВЕТСКИЙ НАРОД - СОВЕТСКИЙ НАРОД, новая история, социальная и интернац. общность людей, образовавшаяся в СССР в результате социалистич. преобразований и сближения трудящихся классов и слоев, наций и народностей, имеющих общую родину и терр., единую, основанную на … Демографический энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель построение коммунизма; возникла в СССР в… …

    Советский народ - новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, возникшая в СССР на основе победы социализма, преодоления классовых и национальных антагонизмов, сближения различных классов, социальных групп, наций и народностей в результате… … Научный коммунизм: Словарь

    1) в широком смысле слова всё население определ. страны. 2) Термин, употребляемый для обозначения различных форм этнич. общностей (племя, народность, нация). В процессе развития социалистич. общества в СССР сложилась новая историч.… … Философская энциклопедия

    НАРОД, народа, м. 1. Население, объединенное принадлежностью к одному государству; жители страны. «Красная Армия это вооруженный советский народ.» Ворошилов. «Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами… … Толковый словарь Ушакова

    Содержание 1 Главные положительные черты советского человека … Википедия

    народ - , а, м. == Счастливые народы Советской страны. патет. Купина, 51. == Подлинно свободные народы. патет. О народах Советского Союза. ◘ В рамках содружества подлинно свободных народов обеспечена полная победа социализма. М лы XXII съезда… … Толковый словарь языка Совдепии

    1) в широком смысле слова всё население определённой страны. 2) В историческом материализме Н., народные массы, социальная общность, включающая на различных этапах истории те слои и классы, которые по своему объективному положению… … Большая советская энциклопедия

    Прил., употр. часто Морфология: нар. по советски 1. Советским называли то, что было основано на управлении Советами как органами государственной власти. Советская власть. | Советское государство. | Союз Советских Социалистических Республик. |… … Толковый словарь Дмитриева

государство и общую цель - построение коммунизма; возникла в СССР в результате социалистических преобразований и сближения трудящихся классов и слоев, всех наций и народностей. Теоретическое положение о Советский народ как новой исторической общности выдвинуто на 24-м съезде КПСС (см. Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 76).

Социализм, предвидел В. И. Ленин в 1914, «... творит новые высшие формы человеческого общежития, когда законные потребности и прогрессивные стремления трудящихся масс всякой национальности будут впервые удовлетворены в интернациональном единстве при условии уничтожения теперешних национальных перегородок» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 40). Советский народ представляет собой многонациональный коллектив тружеников города и деревни, объединённый общностью социалистического строя, марксистско-ленинской идеологией, коммунистическими идеалами рабочего класса, принципами интернационализма . У Советский народ единые высшие органы государственной власти и государственного управления СССР, для всех сов. людей установлено единое союзное гражданство. Общим языком межнационального общения в СССР является русский язык .

В образовании Советский народ важнейшая роль принадлежит КПСС. Подчёркивая многонациональный по составу и глубоко интернациональный характер партии рабочего класса, Ленин писал: «Партия, чтобы уничтожить всякую мысль о ее национальном характере, дала себе наименование не русской, а российской» (там же, т. 10, с. 267). Объединяя в своих рядах наиболее сознательную часть дружественных классов и групп, наций и народностей, КПСС выражает жизненные интересы всего Советский народ , цементирует общность сов. людей во всех сферах жизни.

Материальная и духовная общность советских людей получила всестороннее развитие в условиях зрелого социализма. Усиление социальной однородности советского общества, его социально-политического единства, перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство привели к ещё большему укреплению союза и дружбы всех классов и социальных групп, наций и народностей СССР, у представителей которых становится всё больше общесоветских, интернациональных черт. В условиях зрелого социализма и строительства коммунизма усилилась интернациональная экономическая общность, достигла высокого уровня общесоюзная экономика - целостный народно-хозяйственный комплекс, включающий народное хозяйство всех республик и развивающийся по единому государственному плану в интересах всей страны и каждой республики.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; их же, О Польше, там же, т. 4; Ленин В. И., К еврейским рабочим, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 10; его же, Положение и задачи социалистического Интернационала, там же, т. 26; его же, Тезисы ко конгрессу Коммунистического Интернационала, там же, т. 41; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Брежнев Л. И., О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик, М., 1972; Дорогами дружбы, М., 1972; Калтахчян С. Т., Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности людей, М., 1969; Ким М. П., Советский народ - новая историческая общность, М., 1972.

С. Т. Калтахчян.

Статья про слово "Советский народ " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 11523 раз