Статьи в дошкольном воспитании с погодина. Мастер-класс «Развитие художественного творчества и способностей детей дошкольного возраста по методике Светланы Погодиной

Учебное пособие создано в соответствии с ФГОС СПО для специальности 050144 Дошкольное образование и может быть использовано при освоении профессионального модуля ПМ.02 «Организация различных адов деятельности и общения детей» (МДК.02.03).
В пособии рассматриваются различные виды искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, народное декоративно-прикладное искусство), приемы развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста.
Для студентов учреждений среднего профессионального образования, может быть полезно воспитателям детских дошкольных учреждений.

Понятие живописи. Виды живописи.
Живопись (от «живо» и «писать») - один из важнейших видов изобразительного искусства, произведения которого отражают на плоскости все многообразие окружающего мира посредством различных цветных красящих материалов. Существует множество определений этого понятия, характеризующих живопись с точки зрения ее изобразительных возможностей. При этом очень часто упускается другой аспект - индивидуально-личностное, душевное и духовное отношение художника к создаваемому произведению.

Мир живописи богат и сложен, и его невозможно оценивать только с позиции законов, закономерностей и правил, выработанных человечеством в ходе исторического развития. В живописи существует многообразие стилей и направлений, которые распредмечивают действительность, показывая ее духовную сущность. Каждый художник видит ее по-своему, а каждый зритель трактует с учетом своего мировоззрения, мировосприятия.

Объективно оценивая то или иное произведение живописи, важно учитывать характерные особенности эпохи, в которую это произведение было создано, степень развития науки и техники того времени, мировоззренческие позиции художника, его стилистические предпочтения, уровень технического мастерства автора.

ОГЛАВЛЕНИЕ.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА.
Глава 1. Теория и методика ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства.
§ 1. Живопись как вид искусства.
§ 2. Графика как вид искусства.
§ 3. Скульптура как вид искусства.
§ 4. Восприятие произведений искусства детьми дошкольного возраста.
§ 5. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с живописью и графикой.
§ 6. Методика ознакомления детей дошкольного возраста со скульптурой.
Глава 2. Теория и методика ознакомления дошкольников с произведениями монументально-декоративного искусства.
§ 7. Архитектура как вид искусства.
§ 8. Дизайн как вид искусства.
§ 9. Народное декоративно-прикладное искусство.
§ 10. Методика ознакомления с произведениями архитектуры.
§ 11. Методика ознакомления с дизайном.
§ 12. Методика ознакомления с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Глава 3. Теория развития детского изобразительного творчества.
§ 13. Роль детского изобразительного творчества в становлении ребенка как личности.
§ 14. Взгляды исследователей на проблему детского изобразительного творчества.
§ 15. Сущность и структура детского изобразительного творчества.
§ 16. Педагогические условия развития детского изобразительного творчества.
§ 17. Этапы развития детского изобразительного творчества в рисовании.
§ 18. Этапы развития изобразительного творчества дошкольников в игре со строительными материалами и конструкторами.
§ 19. Этапы развития детского пластического творчества.
Глава 4. Теория и методика овладения дошкольниками основами изобразительной грамоты.
§ 20. Особенности овладения дошкольниками основами изобразительной грамоты.
§ 21. Цвет как выразительное средство искусства.
§ 22. Особенности восприятия и использования цвета детьми дошкольного возраста.
§ 23. Рисунок как выразительное средство искусства.
§ 24. Особенности овладения детьми дошкольного возраста рисунком.
§ 25. Композиция как выразительное средство искусства.
§ 26. Особенности овладения дошкольниками композиционными закономерностями.
Глава 5. Методика развития детского изобразительного творчества.
§ 27. Методика развития детского изобразительного творчества в рисовании.
§ 28. Методика развития детского конструктивного творчества.
§ 29. Методика развития детского пластического творчества.
§ 30. Детское декоративное творчество.
Заключение.
Приложения.
Приложение 1.
Рекомендуемые произведения архитектуры.
Рекомендуемые произведения скульптуры.
Рекомендуемые произведения живописи.
Приложение 2.
Схема анализа занятия по развитию детского изобразительного творчества.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Теория и методика развития детского изобразительного творчества, Погодина С.В., 2011 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Понятие и виды пластического творчества

Как было указано ранее, пластическое творчество - это процесс создания детьми новых, субъективно и объективно значимых пласти­ческих образов в ходе преобразования ими личностного и художественно-изобразительного опыта работы с пластическими ма­териалами с целью отображения своего настроения, отношения к миру и себе, своих впечатлений, полученных через наблюдение за природой, изучение произведений искусства, художественное слово.

Виды пластического творчества .

Объемная и рельефная лепка - это вид художественно-изоб­разительной деятельности, направленной на создание скульптурного образа, связанной с работой над мягкими пластическими материа­лами. Это процесс создания объемного и полуобъемного (рельефно­го) пространственного изображения, отражающего многие предметы, объекты окружающей жизни (цв. вкл. рис. 42).

Объемная лепка

Рис. 42. Женя (5 лет 9 мес.). Жар-птица

Пластилинография - одна из техник работы с пластическими материалами, суть которой заключается в создании плоскостного или рельефного изображения с помощью мягких материалов, путем их размазывания по поверхности. В пластилинографии важно смеши­вать цвета пластических материалов, получая множественные оттен­ки, для достижения выразительности образа (цв. вкл. рис. 43).

Пластилинография

Рис. 43. Оля (6 лет 7 мес.). Весна

Бумагопластика - способ создания объемных и рельефных пластических образов из бумажной массы, приготовленной соответ­ствующим способом.

Папье-маше - одна из художественных техник, заключающихся в воссоздании силуэта различных предметов, объектов путем пред­варительного многослойного их оклеивания с последующим оформ­лением получившейся копии.



Пластические материалы .

Глина. На занятиях с дошкольниками чаше всего применяют терракотовую, серую, белую глину. Любая глина содержит песок и в зависимости от содержания примесей делится на жирную (2-3 % песка), среднюю (около 15 %) и тощую (около 30 %).

Работа с глиной имеет свои особенности. Определить степень подготовленности глины к работе можно, помяв в руках небольшой кусочек и скатав из него шарик. Если глина слишком жирная, она прилипнет к рукам, если тощая, потрескается. Для работы нужна глина средней жирности.

Перед лепкой глину необходимо очистить: выбрать руками мусор, камешки, высушить, раздробить в брезентовом мешке колотушкой или молотком и просеять в ведро на 1/3, затем добавить столько же воды, взболтать деревянной палкой, дать отстояться, аккуратно снять плавающий сверху мусор и слить лишнюю воду. Набухшую глину вычерпывают из ведра, не затрагивая нижнего слоя (там лишний песок и тяжелая фракция мусора), и выкладывают слоем толщиной 1-1,5 см на стопку газет для удаления лишней воды. Другой способ удаления воды заключается в том, что жидкую глину перекладыва­ют в брезентовый мешок, крепко завязывают, кладут мешок на стопку газет, накрывают фанеркой и придавливают грузом на сутки- двое. Подготовленную глину разминают руками до пластичного со­стояния. Хранить ее лучше в пластмассовом баке или ведре, накрыв влажной тряпкой. Изделия из необожженной глины очень хрупкие и боятся воды. Для ее упрочения можно использовать канцелярский клей или клей ПВА. Клей ПВА добавляют из расчета 1-2 чайные ложки на 1 кг размятой глиняной массы, после этого снова тщатель­но проминают. Канцелярский клей добавляют из расчета 1 -2 сто­ловые ложки на 1 кг глины. Подсыхая, глиняно-клеевая масса быстро затвердевает, и размочить ее очень сложно, поэтому хранить сырье необходимо в завязанном полиэтиленовом пакете не дольше суток.

Глиняные поделки можно обжигать в муфельной печи или после хорошего просушивания окрашивать гуашью с добавлением яично­го желтка или темперой.

Пластилин (от итал. plastilina, от греч. plastos - лепной) - ис­кусственный материал, специально созданный для лепки и модели­рования. Пластилин изготавливают из очищенного и размельченно­го порошка глины с добавлением воска, масел, красителей и других веществ, задающих свойства и особенности того или иного вида пластилина. Как материал для лепки пластилин известен очень дав­но, для выполнения работ им пользовались еще в Средние века. Различают пластилин скульптурный и детский. Скульптурный пла­стилин применяют скульпторы, художники, макетчики и лепщики. Он обычно серого или зеленовато-серого цвета и продается на вес. Сейчас в продаже имеются различные виды пластилина отечествен­ного и зарубежного производства. Пластилин бывает однотонным и цветным. Его можно смешивать и получать новые цвета и оттенки. Если готовое изделие из пластилина окунуть в парафин, разогретый на водяной бане, это позволит сгладить все шероховатости. Для того чтобы долго сохранять скульптурки из пластилина, можно покрыть их лаком, предварительно обваляв в муке, зубном порошке или меле.

Пластика (суралин) - разновидность пластилина, представляет собой безвредную для здоровья массу, которая легко подвергается изменениям в процессе лепки. Поделки из пластики не деформиру­ются при транспортировке и не подвержены влиянию внешних фак­торов (жары, холода, воды). Изделия из пластики более прочны, чем из пластилина. Придать твердость можно следующим образом: опустить изделие в горячую воду или поставить в разогретый духовой шкаф.

Мукосоль , или соленое тесто . Его можно получить нескольки­ми способами. Первый: 1 стакан муки + 1/ 2 стакана соли + 1/ 4 ста­кана воды. Второй: 3 чашки пшеничной муки + 1 чашка ржаной муки + 2 чашки соли +1,5 чашки воды. Третий (без соли) 1 стакан муки + "Л стакана воды + 1 столовая ложка клея ПВА (этот рецепт при­меняют, чтобы у детей не было раздражения кожи рук от соли). При­ятный на ощупь, пластичный, мягкий, нежный, совершенно без­вредный с точки зрения экологии и аллергенов материал; легко от­мывается и не оставляет следов. Правильная подготовка материала делает его прочным, не трескающимся, не крошащимся. Поделки из соленого теста можно расписывать и покрывать лаком или окрасить само тесто, добавив пищевой краситель при замешивании.

Бумажная масса . Для лепки из мелко нарезанной или порванной бумаги и густо заваренного крахмального клейстера. Из нее можно лепить любые фигуры. При высыхании они становятся жесткими и прочными. Их можно расписать, а потом покрыть лаком, клеем или парафином. Вместо бумажной массы для лепки можно использовать также опилки (в охлажденный мучной клейстер добавляют пищевую соду, несколько ложек столярного клея, опилки и перемешивают). Выполненные из полученной массы изделия сушат в теплом месте. Поверхность таких фигурок имеет красивую фактуру.

Одна из разновидностей бумажной массы - газеты и листы обычной писчей бумаги, которые, перекручиваясь, создают самые различные образы. Закрепляются такие изделия бумажным (маляр­ным) скотчем. Готовую работу впоследствии можно покрыть краской, украсить кусочками цветной бумаги, а для прочности покрыть лаком. Такие поделки - доступные средства украшения любой среды.

Снег и песок . Одно из условий работы с этими материалами - достаточная влажность. Сухой песок рассыпается, снег в морозную погоду не лепится, но стоит только этим материалам набрать необ­ходимую влажность, как они начинают удерживать придаваемую форму. Обычно изделия из этих материалов выполняются довольно больших размеров и служат для игры. Инструментами для обработки таких скульптур также являются игрушечные лопатки, совки, фор­мочки и пр.

Репейник. Это соцветия сорного растения - лопуха. Благодаря колючкам они хорошо скрепляются между собой и надолго сохраня­ют форму. Использовать репейник нужно сразу, как только сорвали, или в тот же день. Он подходит для лепки фигур, имеющих вырази­тельный, узнаваемый силуэт (медвежат, слонов, белок, зайчиков). Для оформления вылепленных из репейника фигурок можно ис­пользовать пуговицы, бусинки, пластилин, спички, нитки, лоскутки и многое другое. Изготовленные из него игрушки могут быть ис­пользованы в играх, на выставках они хранятся в течение года.

Вспомогательные материалы . К ним прежде всего относятся каркасы, которые применяются для того, чтобы придать вещи боль­шую прочность, легкость, или для экономии материала. К каркасам относятся тонкие, заостренные палочки, которыми скрепляются де­тали, мягкая проволока, полая яичная скорлупа, бумажная масса, бумажные стаканчики, формочки, вырезанные из яичной тары, цел­лулоидные формочки для конфет и другой материал. Иногда лепные работы украшают инкрустацией. Это может быть бисер, бусинки, камешки, ракушки, семена растений, кора, ветки, желуди, ореховая скорлупа, крупа, а также другие природные и неприродные мате­риалы.

Оборудование: дощечки; стеки разного размера и формы; на­стольные станки с вращающимся кругом; две устойчивые банки с горячей и холодной водой, если дети работают с пластилином.

Виды лепки:

По характеру : реалистичная, стилизованная, абстрактная.

По форме : круглая, рельефная.

Особенности пластического творчества . Пластическое творче­ство - не только увлекательное, но и полезное занятие для дошколь­ников. Создавая пластический образ с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с формой, фактурой, в результате чего раз­вивается мелкая моторика пальцев рук, что способствует развитию речи. Малыши приучаются более внимательно рассматривать пред­мет, что развивает у них наблюдательность. В лепке ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает ее своими рука­ми со всех сторон. Мы уже неоднократно говорили: чем большее количество анализаторов принимает участие в обследовании, тем более подробным и четким становится впечатление.

Техника лепки так проста, что доступна детям даже раннего воз­раста. Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знако­мится с объемной формой предмета, взаимосвязанностью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, умение коорди­нировать движение рук, очень активно развиваются мелкая мотори­ка пальцев, глазомер, пространственное мышление. Чем чаще ребе­нок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объемному способу изображения предметов.

Лепку можно также использовать как элемент конструирования построек из песка, глины, природного материала. Лепка больших форм мало практикуется в детском саду, тогда как благодаря такому виду можно развивать многие изобразительные умения в пластике.

Детей нужно привлекать к декоративной лепке, которая, по сути, выступает в качестве одного из основных компонентов дизайна ин терьера. Начинать лучше с создания барельефов, из которых потом можно составить фриз. Пластинку из керамики или толстого карто­на (15x15 см) покрывают слоем пластилина, это фон для барельефа. Затем из более толстого слоя пластилина контрастного цвета выре­зают стекой изображение и переносят его на фон. Далее идет отдел­ка: выполнение деталей, примазывание, сглаживание. Главная цель этих занятий - научить детей совершенствовать свою работу, до­биваясь выразительности образа.

Развитие образного восприятия мира, изобразительные способ­ности в лепке зависят во многом от опыта восприятия и изучения детьми произведений скульптуры. Детское творчество образно обо­гащается, если воспитатель использует на занятии литературные произведения, музыку, эмоциональный рассказ. Это помогает раз­витию воображения.

Эффективность и результативность пластического творчества детей зависит от богатства и разнообразия наблюдений в природе. Эти наблюдения нужно организовать, используя прогулки в парк, за город. Но даже на знакомом участке детей ждут неожиданные от­крытия.

Наблюдение за картинами из жизни природы развивает у детей доброту, чувство юмора, воспитывает любовь к живому миру. Такие наблюдения нужно подкреплять рассматриванием иллюстраций в книгах, открыток. Не умея наблюдать, ребенок не имеет материала для размышлений, а без размышления невозможно само творчество.

Объемная лепка.

Лепка предмета из отдельных частей (конструктивный спо­соб ) - наиболее простой способ, когда пластический образ состав­ляется из частей, которые заранее выполняются ребенком. Сначала лепят крупные части, затем более мелкие и в последнюю очередь самые мелкие детали. Здесь важно научиться соотносить части друг с другом, чтобы они были соразмерными.

Лепка предмета пластическим способом (скульптурным) - из целого куска. Здесь требуется точность движений, хороший глазомер и отчетливое представление о форме и пропорциях предмета, объ­екта лепки. Это более сложный способ. Прежде чем приступить к лепке, ребенок должен представить образ, его форму, характер, по­ложение в пространстве, позу. Создание образа начинается с перво­начального придания материалу общего силуэта, после чего ребенок постепенно переходит к лепке каждой части сформировавшегося объема. Дошкольник моделирует форму разнообразными движения­ми: оттягивает и загибает, скручивает и сминает, придавливает и прищипывает. Каждое свое движение он постоянно проверяет на точность, сравнивает получающиеся формы с воображаемым образом или реальным объектом.

Комбинированный способ объединяет конструктивный и пла­стический способы, позволяет разнообразить технически пластиче­ские образы. Самые крупные детали можно выполнить скульптурным способом, а детали - конструктивным. Это, с одной стороны, об­легчает задачу, с другой - позволяет ребенку достичь выразитель­ности образа (цв. вкл. рис. 44).

«С. В. ПОГОДИНА ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный...»

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

С. В. ПОГОДИНА

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО

ТВОРЧЕСТВА

Федеральным государственным учреждением

«Федеральный институт развития образования» в качестве

учебного пособия для использования в учебном процессе

образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования Регистрационный номер рецензии 170 от 28 апреля 2009 г. ФГУ «ФИРО»

4-е издание, стереотипное УДК 373.2(075.8) ББК 74.201я73 П433

Р е ц е н з е н т ы:

кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики преподавания изобразительного искусства Московского педагогического государственного университета С. Е. Игнатьев;

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики дошкольного воспитания Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева О. И. Максимкина;

заместитель директора по научно-методической работе Педагогического колледжа № 15 Москвы, заслуженный учитель России Н. Ф. Климкина Погодина С.В.

П433 Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.

образования / С. В. Погодина. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 352 с., с. цв. ил.



ISBN 978-5-7695-9709-1 Учебное пособие создано в соответствии с ФГОС СПО для специальности 050144 Дошкольное образование и может быть использовано при освоении профессионального модуля ПМ.02 «Организация различных видов деятельности и общения детей» (МДК.02.03).

В пособии рассматриваются различные виды искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, народное декоративноприкладное искусство), приемы развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста.

Для студентов учреждений среднего профессионального образования.

Может быть полезно воспитателям детских дошкольных учреждений.

УДК 373.2(075.8) ББК 74.201я73 Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается © Погодина С.В., 2010 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2010 ISBN 978-5-7695-9709-1 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2010

ПРЕДИСЛОВИЕ

На современном этапе развития педагогическойнауки проблема формирования эстетической, духовной культуры человека, его творческого становления является доминантой цивилизованного развития. В образовании как явлении цивилизации также происходит ориентация на личность, ее субкультуру, что превращает искусство в важнейший фактор духовного обновления, как общества в целом, так и отдельного человека. Разрабатывая современные теории и концепции образования, педагогическая наука опирается на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения для учреждений среднего прфессионального образования, в котором значительная роль отводится подготовке специалиста, способного организовать различные видов продуктивной деятельности детей, в том числе и изобразительную.

Именно поэтому очень важно в условиях среднего профессионального образования обеспечить возможность приобретения обучающимися практического опыта в определении цели, задач, содержания, методов и средств руководства изобразительной деятельностью детей раннего и дошкольного возраста. А это становится возможным только тогда, когда у студентов будет сформирована хорошая теоретико-методическая база, лежащая в основе организации процесса ознакомления дошкольников с основами изобразительного и монументально-декоративного искусства на практике.

Свободное владение методами, приемами, формами организации продуктивной деятельности формируется при условии наличия у педагога теоретических знаний и качественного уровня практической подготовки обучающихся педагогических колледжей. Теория помогает обогатить новыми знаниями практическую деятельность будущего воспитателя, разнообразить ее. Практика способствует апробированию теоретических положений, делая их педагогически активными. Поэтому только корреляция теории и практики является показателем овладения обучающимися всеми необходимым компетенциями, прописанными в ФГОС нового поколения.

В этой связи представляется важным и значимым обеспечить будущих специалистов дошкольного образования необходимой системой знаний, включающей вопросы психологии, педагогики, философии, эстетики и, конечно, искусствоведения. На основе знаний о видах искусства можно формировать у студентов представление о детском изобразительном творчестве и особенностях организации различных видов изобразительной деятельности. Это положение отличает данное пособие от уже существующих. Имея представление, к примеру, о выразительных средствах архитектуры, студент сможет более профессионально подойти к обучению детей особенностям создания конструктивного образа.

Основные положения теории искусства являются центральным компонентом изобразительной грамоты, которые должны включаться в общетеоретическую и практическую подготовку студентов. Будущему педагогу необходимо свободно владеть не только методическими аспектами организации детского изобразительного творчества, изобразительной деятельности, но и художественными техниками, позволяющими многосторонне раскрывать детям способы отображения окружающего мира, своих впечатлений о нем.

Отличительной чертой данного пособия является предоставление студентам материала, связанного с анализом методики ознакомления дошкольников с видами изобразительного искусства. В нем показано, каким образом знания по отдельным видам искусства могут быть использованы в работе с дошкольниками, и какое значение они могут иметь в процессе их творческого развития. Такой взгляд продиктован тем, что гуманизация образования как одна из проблем современной науки предполагает сосредоточение внимания на становлении творческой индивидуальности каждого ребенка.

Одним из таких условий является передача художественного опыта от поколения к поколению как системы исторически сложившихся, общепринятых «художественных» свойств и отношений, выработанных многими поколениями художников и усваиваемых конкретной личностью в качестве художественно-изобразительного инструментария.

В художественный опыт включены как индивидуальные открытия - бессмертные произведения искусства, так и технология их создания, которая, совершенствуясь, перешла в закономерности и правила изобразительного искусства. Только при условии овладения основами изобразительной грамоты дошкольники смогут научиться «читать» уже созданные произведения и «писать» собственные образы.

Начинается пособие с обоснования понятия «детское изобразительное творчество» и его взаимодействия с другими понятиями, после чего широко представлен анализ этапов становления творчества дошкольников в различных его видах. Изучение теории и методики ознакомления детей дошкольного возраста с видами, жанрами, техниками искусства является логическим продолжением ранее рассмотренного материала.

Пособие состоит из ряда глав, которые включают в себя вопросы теории и методики развития изобразительного творчества детей.

Теоретический материал обобщается и конкретизируется в примерах, приводимых в ходе объяснения того или иного положения пособия.

В конце каждой темы имеются вопросы и задания, позволяющие студентам осуществить самоконтроль за качеством усвоения представленного материала. Рекомендуемая литература позволяет студентам более глубоко рассмотреть интересующие их вопросы.

Р А З Д Е Л I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА

–  –  –

Живопись (от «живо» и «писать») - один из важнейших видов изобразительного искусства, произведения которого отражают на плоскости все многообразие окружающего мира посредством различных цветных красящих материалов. Существует множество определений этого понятия, характеризующих живопись с точки зрения ее изобразительных возможностей. При этом очень часто упускается другой аспект - индивидуально-личностное, душевное и духовное отношение художника к создаваемому произведению.

Мир живописи богат и сложен, и его невозможно оценивать только с позиции законов, закономерностей и правил, выработанных человечеством в ходе исторического развития. В живописи существует многообразие стилей и направлений, которые распредмечивают действительность, показывая ее духовную сущность. Каждый художник видит ее по-своему, а каждый зритель трактует с учетом своего мировоззрения, мировосприятия.

Объективно оценивая то или иное произведение живописи, важно учитывать характерные особенности эпохи, в которую это произведение было создано, степень развития науки и техники того времени, мировоззренческие позиции художника, его стилистические предпочтения, уровень технического мастерства автора.

Исторически произведения живописи условно делят на следующие виды.

П о п р а к т и ч е с к о м у н а з н а ч е н и ю.

Монументальная (от лат. monument - хранящий память, напоминающий) - особый вид живописных произведений, отличающихся большим масштабом, являющихся украшением стен, потолков, куполов, сводов в различных архитектурных сооружениях.

Различают три основные р а з н о в и д н о с т и монументальной живописи: фреску и мозаику, витраж.

Фреска (от ит. fresco - свежий, сырой) - один из видов монументальной, настенной живописи, выполненной красками, разведенными чистой или известковой водой, по штукатурке.

Существуют несколько р а з н о в и д н о с т е й ф р е с к и:

альфреско - по сырой, свежей штукатурке;

фреско а секко - по сухой штукатурке;

казеиново-известковая живопись - модификация фрески по сухой штукатурке, появившаяся в XVII в.;

сграффито (от ит. sgraffito - выцарапанный) - наиболее распространенная форма современной стенописи, а именно послойное нанесение красок на штукатурку с обнажением, процарапыванием нижних слоев, отличных по цвету;

граффити (от ит. graffiti - нацарапанные. В древности и Средние века посвятительные, магические и бытовые надписи, нацарапанные на стенах зданий, сосудах) - в современной стенописи выполняется с помощью аэрозольных баллончиков, наполненных красящими веществами, изображение получается распылением красок, его объемность достигается при наложении одного цвета на другой.

Мозаика (от ит. mosaique - посвященная музам) - изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц камня смальты, керамической плитки, которые закрепляются в слое грунта (извести или цементе).

Среди зарубежных монументалистов наиболее известны Джотто, Мазаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. Из отечественных монументалистов выделяются Ф. Грек, А. Рублев, Дионисий, М. Ломоносов, А. Дейнека, П. Корин, А. Васнецов, Б. Тальберг, Д. Мерперт, Б. Милюков, В. Нестеренко и др.

Витраж (от фр. vitrage - остекление, от лат. vitrum - стекло) - произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего свет материала. Витражи используют для украшения окон, дверей, выполненных из стекла, прозрачных перегородок. Свет, проходя через витраж, окрашивается цветом его стекол, тем самым расцвечивая всю окружающую обстановку интерьера. Эта особенность витражей обусловливала их использование в храмовой архитектуре.

Монументально-декоративная живопись делится на декоративную живопись и театрально-декорационную.

Декоративная живопись существует в двух направлениях. Первое характеризуется применением ее для украшения зданий, интерьера в виде красочных панно, которые реалистичным изображением создают иллюзию раздвижения стены, зрительного увеличения размеров помещения или, напротив, искусственно упрощенными формами исключается объем и подчеркивается плоскостность стены, обозначается замкнутость пространства. Узоры, венки, гирлянды и прочие виды декора, украшающие произведения монументально-декоративной живописи, связывают воедино все элементы интерьера, подчеркивая их красоту, согласованность с архитектурой. Второе направление - украшение вещей, окружающих человека: предметы быта (ларцы, шкатулки, разделочные доски, ковши, поставцы, сундуки и пр.). Темы и формы декоративной живописи подчинены назначению вещей.

Театрально-декорационная живопись (декорации, костюмы, грим, бутафория) способствует глубокому раскрытию содержания спектакля, фильма, ролика.

Иконопись вместе с ее канонами пришла на Русь из Византии, но древнерусская иконопись вскоре стала самобытной и лучшей в мире. Среди иконописцев можно отметить Дионисия, Ф. Грека, А.

Рублева, С. Ушакова, А. Васнецова и др.

Станковая живопись - самостоятельное изобразительное искусство, не имеющее декоративного или утилитарного значения, выраженное в разнообразных образах (от реально существующих объектов, явлений до беспредметной фантазии, раскрывающей мир с иной точки зрения). Произведения станковой живописи выполняются на станке-мольберте, в качестве материальной основы используют дерево, картон, бумагу, но чаще холст, натянутый на подрамник.

В отличие от графики станковая живопись обладает богатством цвета, посредством которого художник эмоционально, психологически многогранно передает красоту окружающего мира и душевную, духовную суть человека.

По сравнению с монументальной живописью станковая не связана ни с архитектурой, ни с какой-либо средой и может свободно экспонироваться в различных музеях, на выставках или быть предметом личной коллекции. Идейно-художественное значение произведений станкового искусства не изменяется в зависимости от места, где они демонстрируются, хотя их художественно-эмоциональное звучание зависит от экспозиционной идеи.

Миниатюрная живопись (от лат. minimum - так обозначалась краска киноварь, которую очень ценили в древности и часто использовали в книжных иллюстрациях). Миниатюры - это небольшие по размеру, очень красочные изображения, с тонко выписанными мелкими деталями получили свое развитие в Средние века, до изобретения книгопечатания. Рукописные книги украшались тончайшими заставками, концовками, детально проработанными миниатюрами.

Одно из направлений миниатюры - лаковая миниатюра - живопись на небольших лаковых изделиях (шкатулках, различных ювелирных изделиях, табакерках, пудреницах и т. д.). Основные центры лаковой миниатюры - Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй. Свое название лаковая миниатюра получила из-за черного лака, которым покрывают загрунтованные изделия, выполненные в технике папьемаше и выступающие в качестве основы будущего произведения.

П о т е х н и к е и с п о л н е н и я.

Масляная живопись выполняется красками, приготовленными на основе орехового, льняного, макового или конопляного масла, способствующего достижению цельности, живости, изящества, усиливающего оптические возможности при передаче объема и пространства, повышающего общее эстетическое звучание полотна.

Технические приемы живописи разнообразны. Мазки могут быть кроющими (непрозрачными) и лессировочными (прозрачными), корпусными (плотными) и фактурными (рельефными), тонкими и гладкими и пр. Характерная черта масляной живописи начала XIX в. - многослойность (многократное нанесение красок с примесью лаков) и лакировка поверхности картины. В начале XIX в.

специфичной для масляной живописи становится манера наложения красок алла прима (ит. аlla prima - быстрая, односеансная техника ` письма) на чистый грунт или тонко нанесенный цветовой или тональный подмалёвок.

Темперная живопись выполняется темперной эмульсией, приготовленной на основе смешения цельнояичной, белковой, желтковой основы, клея, масла, красителей, молочка фиговой веточки, лака, казеина, воска. Темперная краска разводится водой и наносится пастозно1 или жидко на стену, холст, бумагу, дерево.

Акварель (от лат. aqua - вода) - краски, полученные на основе растительного клея, разводимые водой, отсюда и название живописи.

Живопись непрозрачной акварелью с примесью белил была известна еще в Древнем Египте, античности, в Средние века в Европе и Азии.

«Чистая» акварель (без примеси белил) получила широкое распространение в начале XV в. Основными ее признаками можно считать прозрачность красок, через которые просвечивают тон и фактура основы (бумага, картон, шелк, слоновая кость и т.д.); чистоту цветовых оттенков; широкий диапазон тона; наличие графических приемов. В акварельной живописи выделяются и специфические п р и е м ы - размывка, отмывка, вливание и затеки, создающие эффект воздуха, движения, живости и натурализма в изображении.

В XV-XVII вв. акварель имела прикладное значение и служила главным образом для раскрашивания гравюр, чертежей, эскизов.

Начиная со второй половины XVIII в. акварель стала применяться при написании пейзажа. В конце XIX в. в Италии возникла манера плотной многослойной акварельной живописи по сухой бумаге. Среди отечественных мастеров эта манера письма свойственна К. П. Брюлову, А. А. Иванову, С. Андрияке.

Пастозность (от ит. pastoso - тестообразный) - значительная толщина, неровность и рельефность красочного слоя.

Гуашевая живопись (от ит. guazzo - водяная краска) - произведения, выполненные красками, состоящими из тонко растертых пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и др.) и примесью белил. Гуашевая живопись может выполняться на бумаге, картоне, полотне, шелке, дереве, стекле, кости.

Гуашь возникла как разновидность акварели, когда для достижения плотности красочного слоя к водным краскам стали подмешивать белила. С момента начала производства специальных гуашевых красок (в сер. XIX в.) гуашь окончательно обособилась от акварели и стала самостоятельной техникой, которая достигла высокого развития в XIX и XX вв.

Мастера гуашевой живописи - В. А. Серов, А. Я. Головин, С. В. Иванов и др.

Пастельная (от фр. pastel) живопись выполняется мягкими карандашами без оправы (мелками), полученными путем смешения красочного порошка с клеящим веществом (вишневым клеем, декстрином, желатином, казеином).

Пастельная живопись отличается мягкой приглушенностью тонов, бархатистостью поверхности. Работают пастелью на бумаге, картоне, холсте. Краски наносят штрихами, как в рисунке, или втирают пальцами с растушевкой, что позволяет добиться тончайших красочных нюансов и валёрных переходов цветовых оттенков.

В процессе работы с пастелью можно снимать, перекрывать один красочный слой другим. Учитывая специфичность состава пастели, произведения следует закреплять специальным раствором или лаком.

Техника пастели привлекала таких художников, как Ж.-Б. Шарден, М.-К. Латур, Ж.-Э. Лиотар, Э. Дега, И. Левитан, В. Серов, П. Коровин, А. Сомов… Восковая живопись (энкаустика) применялась еще в Древнем Египте. Связующим веществом в энкаустике служит отбеленный воск. Восковые краски наносят в расплавленном состоянии на подогретую основу кистью, раскаленным бронзовым инструментом, после чего прижигают (оплавляют с помощью жаровни).

Среди современных художников можно отметить отца и дочь В. и Т. Хвостенко, которые возродили технику энкаустики. Благодаря им были восстановлены многие секреты этой техники и придуманы новые приемы восковой живописи.

Жанры живописи

Многообразие объектов, явлений, событий окружающего мира и интерес, проявляемый к ним художниками, способствовали выделению жанров в живописи: мифологического, религиозного, исторического, батального, бытового, пейзажа, портрета, натюрморта, анималистического, ню.

Французским словом жанр (вид, разновидность) обычно определяют предмет или сюжет изображения в картине. В живописных произведениях может встречаться сочетание жанров или их элементов.

Например, пейзаж может дополнять натюрморт, натюрморт и пейзаж - служить дополнением портрета или жанровой композиции и т. д.

Мифологический жанр (от греч. mythos - предание) - жанр живописи, в котором основное место отводится изображению событий и героев мифов, легенд, преданий, былин древних народов.

Исторический жанр. Изображение значимых исторических событий, явлений или исторических деятелей. Однако недавние события также могут стать предметом изображения при условии, что их историческое значение признано современниками.

Батальный жанр (от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, раскрывающий темы войн, сражений, битв, походов или эпизоды военной жизни. Батальный жанр может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью исторического или мифологического жанра, а также содержать в себе некоторые элементы других жанров.

Бытовой жанр (от фр. genre, нем. sitten-bild - род, вид, жанр) наиболее распространен в изобразительном искусстве. Художник обращается к темам и сюжетам повседневной жизни человека. Произведения, относимые к бытовому жанру, с одной стороны, представляют художественную ценность, с другой - значимы с точки зрения истории, поскольку эти полотна знакомят нас с жизнью и деятельностью людей разных эпох, народов, классов и сословий.

В XX в. в развитии бытового жанра можно условно выделить несколько художественно-содержательных н а п р а в л е н и й:

отражение психологических нюансов (Э. Манэ, Э. Дега, О. Ренуар);

выделение знаково-символической стороны бытовой жизни (П. Гоген, В. Борисов-Мусатов, К. Петров-Водкин);

демонстрация героизма людей, занимающихся повседневным трудом (Б. Иогансон, А. Дейнека, А. Пластов).

Пейзаж (от фр. paysage, от pays - местность, страна, родина) - изображение природы, ландшафта, моря, панорамы местности, архитектурных сооружений, городских улочек, мостов. Пейзажем называются и сами произведения этого жанра.

Выделяют следующие в и д ы п е й з а ж е й:

сельский - изображение природы (деревьев, кустарников, лугов, полей, лесов, садов, рек, озер, болот, гор и т. д.). Основная тема - изображение деревенской среды и ее естественной связи с природой;

парковый - изображение уголков природы, созданных для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей человека. Отличается от сельского тем, что может передавать на полотне то геометрическую строгость планировки парка или сада, то сочетание декоративных элементов с естественным ландшафтом местности;

городской, или архитектурный - изображение различных архитектурных сооружений (жилых домов, общественных и культовых зданий), улиц, площадей, памятников. Для художника важно показать жизнь города как такового, с его проблемами, отношениями;

ведута - изображение мостов и архитектурных конструкций, связанных с мостами;

индустриальный - изображение промышленных предприятий, заводов, фабрик и т. д. Частая тема художников в советское время;

марина - изображение моря во всем его многообразии;

психологический пейзаж - стилизованное, а иногда и абстрактное изображение природы, через которое художник раскрывает какие-то эмоциональные состояния и переживания, присущие человеку.

Если классифицировать пейзаж с точки зрения с о д е р ж ат е л ь н о г о а с п е к т а, то можно выделить следующие виды: лирический; исторический; фантастический; героический; пафосный; эпический; аллегорический.

Пейзажи могут выполняться художниками как в мастерской, так и с натуры. Писать пейзажи с натуры на пленэре (фр. plein air - открытый воздух) художники стали лишь в XIX в. Тогда они столкнулись с очень интересной и сложной задачей передачи освещения, воздушной среды, учета пространственного смещения цветов, изменяющегося состояния природы - всего того, чего не видно в мастерской при равномерном освещении. Пленэрная живопись способна передать оттенки освещения, игру солнечных лучей, движение воздушных масс. Выдающиеся мастера пленэра - художники-импрессионисты - запечатлели в своих картинах ускользающие, изменчивые мгновения. А название этому направлению дала картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (от фр. impression - впечатление). Импрессионисты разработали особый подход в живописи, они писали свободными, легкими, вибрирующими мазками, не смешивая краски на палитре, а накладывая рядом чистые дополнительные цвета, отчего и возникало ощущение переливов света, наполняющего картину.

Наиболее известны следующие пейзажисты: П. Брейгель, П. Рубенс, Рембрандт, Я. Рейсдал, Н. Пуссен, К. Лоррен, К. Коро, А. Иванов, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, С. Герасимов, Н. Крымов, Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар, К. Коровин, И. Грабарь, П. Сезанн, П. Гоген, В. ван Гог. А. Матисс, А. Куинджи, Н. Рерих, М. Сарьян, А. Рылов, К. Юон, А. Остроумова-Лебедева, А. Куприн, П. Кончаловский.

Натюрморт (от фр. nature morte - мертвая природа, натура) - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов (домашней утвари, музыкальных инструментов, цветов, фруктов, дичи, продуктов, атрибутов какой-либо деятельности и пр.). В узком смысле слова натюрмортом называют саму постановку, служащую объектом изображения художника.

Натюрморт могут составлять не только неодушевленные предметы, но и природные формы. Это в свою очередь повлияло на появление другой, более точной формулировки этого жанра. По-немецки (stilleben) и по-английски (still life) жанр называется «тихая жизнь».

Это означает, что все предметы и объекты в натюрморте неподвижны, и в то же время они некое «эхо» своего хозяина, его внутреннего мира, характера, привычек и т. д.

Произведения этого жанра выполняют различные функции, в связи с чем выделяются несколько р а з н о в и д н о с т е й н а т ю рм о р т а:

символический посредством символов и знаков помогает раскрыть сложные философские категории и понятия, лучше понять психологию того или иного человека, а в некоторых случаях и сущность целой эпохи;

декоративный помимо своей прямой художественной функции выполняет роль некоего украшения, является составной частью единого декора интерьера или внешнего убранства архитектурного сооружения (вывески, роспись витрин и т. д.);

реалистичный позволяет максимально объективно оценить традиции отдельной страны, культуры с точки зрения ее исторического развития;

абстрактный дает возможность взглянуть на вещи изнутри, раскрыть сущность предметов с той стороны, которая до сих пор еще не была открыта зрителю.

Предпочтение натюрморту отдавали знаменитые зарубежные художники: П. Клас, В. Хеда, Ф. Снейдерс, Ж. Котэн, Ж. Шарден, П. Сезанн, В. ван Гог и отечественные мастера: П. Кончаловский, И. Машков, Р. Фальк, К. Петров-Водкин, М. Сарьян, Ю. Пименов, А. Стожаров и др.

Портрет (от фр. portrait - изображение) - жанр изобразительного искусства, цель которого - изображение отдельного человека или группы людей.

Основное качество портрета заключается не только в сходстве с оригиналом, что обеспечивается точным изображением внешнего облика человека, но и в раскрытии его тонкой духовной организации, которую наблюдательный художник способен уловить по движениям мышц лица, характеру взгляда, выражению глаз, жестам, позе, манере одеваться, окружающей обстановке. Все эти черточки позволяют составить достоверный психологический портрет, который ложится в основу изображения. Портрет несет определенную смысловую нагрузку. И в этой связи выделяют несколько р а з н о в и д н ос т е й этого жанра.

П о р а с п о л о ж е н и ю н а п л о с к о с т и изображения: поясной портрет, портрет в полный рост, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа.

П о х а р а к т е р у и з о б р а ж е н и я:

парадный портрет изображает человека погрудно или в полный рост и, как правило, на архитектурном или пейзажном фоне.

Присутствует огромное множество разных деталей, атрибутов, подчеркивающих статус человека;

камерный портрет предполагает поплечное, погрудное, поясное и в полный рост изображение на нейтральном фоне. Сдержан по своему характеру и художественной выразительности. Цель его, в отличие от парадного, не продемонстрировать величие натуры, а передать психологическое состояние, внутренние переживания человека.

П о ч и с л у и з о б р а ж е н и й на одном холсте: одиночный, двойной, групповой.

Парными (двойными) называются портреты, написанные либо на одном полотне, либо на разных полотнах, но согласованные между собой по композиции, формату, колориту. Обычно это портреты супругов или членов одной семьи. Очень часто такие портреты составляли целые галереи, ансамбли.

П о с о д е р ж а н и ю:

костюмированный портрет - изображение человека в качестве аллегорического, мифологического, исторического, театрального, литературного персонажа;

миниатюрный портрет отличается своими малыми размерами, что и усложняет выполнение изображения, позволяя художнику показать мастерство и виртуозность;

автопортрет - изображение художником самого себя;

портрет-жанр - изображение человека в рамках какого-либо другого жанра. Например, взаимодействие жанров портрета и исторического обусловливает изображение исторического деятеля; портрет крестьянки является следствием слияния портрета и бытового жанра;

социальный портрет - отображение на полотне жизни представителей разных классов, сословий, передача характерных особенностей социальной жизни общества через отдельную личность;

психологический портрет отличается от всех остальных тем, что художник не стремится к точной передаче внешнего облика модели, для него главное - раскрыть его психологическое состояние. Допускаются некоторые композиционные или анатомические нарушения для достижения наибольшей выразительности образа;

интимный портрет не предназначен для всеобщего обозрения.

Его размешают в жилых комнатах, доступ к которым есть только у хозяев дома.

Великие портретисты: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто, Рембрандт, Ф. Хальс, А. ван Дейк, Д. Веласкес, И. Вишняков, А. Антропов, М. Шибанов, И. Аргунов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, О. Кипренский, В. Тропинин, К. Брюлов, В. Перов, Н. Ге, И. Крамской, И. Репин, М. Нестеров, П. Пикассо, А. Модильяни, А. Бурдель, В. Серов, М. Врубель, С. Коненков, П. Корин.

Ню (от фр. nu - нагой, раздетый) - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению обнаженного тела.

Анималистический жанр (от лат. animal - животное) - изображение представителей животного мира.

Среди мастеров анималистического жанра А. Дюрер, Е. Лансере, П. Клодт, А. Матисс, В. Серов, В. Ватагин, И. Ефимов и др.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит сущностное отличие живописи от других видов искусства? Дайте характеристику выразительных средств живописи.

2. На какие основные виды делится живопись?

3. В чем отличие монументальной живописи от станковой?

4. С чем связано видовое разнообразие портрета?

–  –  –

Графика (от греч. grapho - пишу, от фр. - вырезать на чемлибо) - один из древнейших видов искусства, включающих рисунок, который, с одной стороны, может быть составной частью графики, с другой - выступать в качестве самостоятельного произведения. Рисунок составляет начальную стадию работы над произведениями пластических искусств. Графика более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, так как важным ее графическим средством выступает сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами.

Графика близка живописи, но если в живописи цвет - основное средство художественного выражения - выступает в неразрывной связи с линией, которая не всегда отчетлива, может быть приглушена, стушевана светотенью, порой еле угадывается, то в графике линия служит ведущим выразительным средством.

Графика - один из распространенных видов искусства. С одной стороны, графические произведения кажутся простыми и лаконичными при восприятии, с другой - создать графическое изображение крайне сложно, поскольку на листе бумаги художнику необходимо передать форму предмета, создать иллюзию объема, отразить световой поток или, наоборот, обобщить форму так, чтобы стало возможно создать оттиск. И все это нужно выполнить простыми средствами, доступными каждому.

Возникшие в процессе беседы сложности в понимании каких-то деталей легко устраняются с помощью элементарных рисунков. Карандашом можно не только изобразить знакомый предмет, но и передать гамму чувств человека.

В отличие от живописи в графике предмет больше схематизируется, рационализируется и конструируется. Характерная особенность - условность (графическое изображение может быть выполнено почти на любой плоскости, на любом фоне).

Если живописные произведения лучше смотреть издали, чтобы мазки стали неразличимы, сливаясь в естественную гармонию, подобную гармонии натуры, то графические произведения мы рассматриваем вблизи и видим условные штрихи, зигзаги, линии, т. е.

«технику» рисунка, что на восприятии образа не сказывается.

Виды графики

Видовое разнообразие графики не так велико, как в дизайне или декоративно-прикладном искусстве, однако многие ее виды тесно перекликаются с живописью.

П о х а р а к т е р у в ы п о л н е н и я графика делится на следующие виды:

ручная - все графические произведения, выполненные ручным способом и в одном экземпляре;

печатная выполняется благодаря клише, оставляющем оттиск на поверхности. Выполняется в нескольких экземплярах, т. е. поддается тиражированию. Имеет свои разновидности: эстамп, ксилография, офорт, литография, линогравюра.

П о т е х н и к е графика делится в соответствии с материалами:

карандаш - графика выполняется простыми и цветными карандашами на листе бумаги или картона. Различают две манеры работы графитным карандашом: линейно-штриховую и тональноживописную. Работа цветными карандашами ведется, как и графитным карандашом, при помощи контурной линии и штриха, которые должны сочетаться с цветом;

уголь обладает большим тональным диапазоном, легко стирается, удобен в работе, хорошо подходит при выполнении эскизов и беглых набросков. Используется шероховатая зернистая бумага, на которой уголь оставляет красивый фактурный след;

сангина состоит из глинистого вещества, окрашенного безводной окисью железа, вследствие чего она имеет интенсивный краснокоричневый след. Работать ею можно в двух манерах: карандашной и живописной, а также сочетая их. В первом случае мелок сангины используют как карандаш, моделируя формы штрихом, линией, боковой поверхностью мелка или растушёвкой. Этот способ приемлем в детском изобразительном творчестве, поскольку дает детям возможность вести рисунок различными техническими приемами. При живописном способе исполнения порошкообразную сангину разводят водой, а затем все необходимые плоскости заполняют при помощи кисти;

соус как материал рисунка глубок по тону, с приятной бархатистой поверхностью, имеет широкий тональный диапазон. Чаще всего применяется в мокром виде, это позволяет более полно раскрыть его качества и богатые возможности. Прежде чем начать рисунок мокрым соусом, необходимо подобрать соответствующую бумагу. Она должна быть не крупнозернистой, достаточно плотной, чтобы выдержать неоднократные размывки водой и применение резинки.

Предварительно на листе бумаги карандашом легко наносят будущее изображение. Затем, разведя соус в воде, соответствующими кистями прокладывают большие плоскости, стараясь максимально точно взять тональные отношения. Соус, высыхая, как бы фиксируется сам собой, но остается в то же время глубоким и приятным по тону. Рисунки соусом нетрудно исправлять или ослаблять в них перегруженные тоном места при помощи мягкой резинки. Окончательное завершение деталей требует применения мелких акварельных кистей, угольного карандаша и т. д.;

пастель - самый красивый из мягких материалов. Оттенки цвета подбираются прямо на бумаге или смешиваются путем растирания. Кроме того, каждый цвет в наборе имеет несколько различий по светлоте и насыщенности - от плотного, насыщенного до светлого, слабонасыщенного тона. Для пастели предпочтительнее всего использовать шероховатую или зернистую бумагу, картон. Очень хорошо применять цветную бумагу, цвет которой используется как основной тон;

гризайль - техника рисунка кистью на бумаге, когда тоном прокладываются большие массы и плоскости. Позволяет выполнять рисунки, отличающиеся особой тонкостью. У рисунка кистью две художественные функции: подготовительный рисунок под работу красками и самостоятельный рисунок. Многие художники предпочитают делать подготовительный рисунок под свои живописные произведения прямо на холсте или бумаге той же краской, какой будет выполнена работа.

Этот способ имеет ряд преимуществ. Во-первых, не смешиваются разнородные, зачастую несовместимые материалы (например, краски и графитный карандаш); во-вторых, рисунок кистью дисциплинирует глаз и руку, закрепляя навык работы контурной линией, и при этом заставляет заранее обдумывать будущую композицию. И наконец, контур краской органически списывается с общим цветовым пятном, а также может быть использован как декоративный элемент композиции. Он не закрашивается: это придает рисунку живость. Рисунок кистью как самостоятельный вид графики имеет многолетнюю историю. Суть гризайли состоит в том, что светотеневых эффектов добиваются путем многократных перекрытий (лессировок) раствором какой-либо нейтральной краски (черной, коричневой и т. д.). Рисунок кистью выполняется акварельными кистями разного размера: крупные служат для заливок, мелкими прорисовывают детали. Для работы в этой технике используют различные жидкие материалы: тушь, акварель, сепию и др. В зависимости от технических приемов подбирают бумагу. Для гризайли подходит плотная мелкозернистая бумага, способная выдержать многократные перекрытия. Для зарисовок, набросков, этюдов используют менее качественные типы бумаги, чаще слабо тонированной, желтоватого, охристого, голубоватого оттенков.

П о с в о е м у з н а ч е н и ю графика имеет следующие виды:

станковая графика, ее произведения очень напоминают живописные, поскольку в них передаются объем, перспектива, светотеневая моделировка. Ценность станковой графики заключается в том, что эти произведения единичны и неповторимы;

книжная - используется в оформлении книг и книжной продукции, разработке макетов книг, иллюстраций и т. д.;

прикладная - связана с выпуском печатной продукции (открыток, марок, этикеток, упаковок и пр.);

плакатная - предполагает создание плакатов, афиш, рекламных щитов.

П о х у д о ж е с т в е н н о-о б р а з н о м у с т р о ю можно выделить следующие виды графики:

реалистичная, ее произведения правдоподобно отражают окружающую действительность;

декоративная, или стилизованная, предполагает обобщение формы предметов, явлений, что исключает натурализм, но допускает схожесть с реальными объектами;

абстрактная противоположна по образной структуре реалистичной, ее цель - раскрыть внутреннее содержание образа, его художественно-эмоциональную сторону.

Все виды графики раскрываются в ее жанрах. Она, как и живопись, многожанровая, т. е. все жанры, применяемые в живописи, реализуются и в графике.

Выразительные средства графики

Одно из основных средств выразительности графических техник - штрих. В зависимости от н а п р а в л е н и я штрих бывает вертикальным, горизонтальным, диагональным и идущим по форме.

Он может идти в одном направлении или перекрещиваться. По д л и н е штрихи могут быть длинными и короткими.

Различные сочетания видов штриха позволяют создавать светотеневые и тональные эффекты, выполнять пластическую моделировку формы, передавать материальность предметов. Использование одного или разных видов штриха зависит от художественной задачи и передаваемого образа. Поскольку штрих создается параллельными линиями одинаковой толщины, для его исполнения лучше всего подходят графитный карандаш, цветные карандаши, тушь и перо. Штрих выполняют кончиком карандаша. Для передачи тональных отношений пользуются наложением штриха один на другой или под углом, а также работают карандашами различной твердости. Чем тверже карандаш, тем легче и светлее штрих, чем мягче - тем штрих темнее и шире. Для передачи материальности используют наложение штрихов по форме предмета.

Другое часто употребляемое средство выразительности - точка.

Любой материал рисунка может оставлять след в виде точки. Ее можно найти в работах, выполненных различными художественными материалами. Выразительный образ создается при помощи как цветных, так и однотонных точек, а тоновые градации получаются за счет их плотности или разреженности.

В отличие от штриха, точки линия несет основную изобразительно-выразительную функцию во всех графических техниках. Используемые художниками линии разнообразны: тонкие и толстые, короткие и длинные, прямые и изогнутые, концентрические и замкнутые, к тому же в техниках мягких материалов линия содержит элемент фактурности.

В графическом образе важны не только линия сама по себе, но и ее характер, раскрывающий ее упругость или мягкость, плавность или угловатость, замкнутость или прерывистость, грубость или изящество.

Наряду с мокрыми способами техник соуса и сангины, рисунок кистью способом гризайля наиболее оправдан для освоения такого средства выразительности, как пятно. Пятно как средство выразительности органически включает в себя все остальные средства: линию, штрих, тон, цвет и т. д.

В данном параграфе рассмотрены выразительные средства, специфичные для графики. Все композиционные средства выразительности, такие как линия горизонта, пропорция, перспектива, равновесие, симметрия (асимметрия), динамика (статика), величина, масштабность, фактура и прочие, представлены в разделе «Живопись».

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «графика».

2. В чем основное отличие графики от живописи?

3. С чем связано появление нескольких способов рисования? Дайте характеристику каждого способа.

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - разные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

С.В.ПОГОДИНА

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве учебного пособия для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования

2-е издание, исправленное и дополненное

Москва

Издательский центр «Академия» 2011

Рецензенты:

кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики преподавания изобразительного искусства Московского педагогического государственного университета С. Е. Игнатьев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики дошкольного воспитания Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева О. И. Максимкина; заместитель директора по научно-методической работе педагогического колледжа № 15 Москвы, заслуженный учитель России Н. Ф. Климкина

Погодина С.В.

Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. В. Погодина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 352 е., вкл. л.

ISBN 978-5-7695-8386-5

Учебное пособие создано в соответствии с ФГОС СПО для специальности 050144 Дошкольное образование и может быть использовано при освоении профессионального модуля ПМ.02 «Организация различных адов деятельности и общения детей» (МДК.02.03).

В пособии рассматриваются различные виды искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, народное декоративно-прикладное искусство), приемы развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста.



Для студентов учреждений среднего профессионального образования, может быть полезно воспитателям детских дошкольных учреждений.

УДК 373.2(075.8) ББК 74.201я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

Погодина С.В., 2010

Образовательно-издательский центр «Академия», 2010

Оформление. Издательский центр «Академия», 2010

ПРЕДИСЛОВИЕ

На современном этапе развития педагогической науки проблема формирования эстетической, духовной культуры человека, его твор­ческого становления является доминантой цивилизованного разви­тия. В образовании как явлении цивилизации также происходит ориентация на личность, ее субкультуру, что превращает искусство в важнейший фактор духовного обновления, как общества в целом, так и отдельного человека. Разрабатывая современные теории и кон­цепции образования педагогическая наука опирается на Федераль­ный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения для учреждений среднего профессионального образования, в котором значительная роль отводится подготовке специалиста, способного организовать различные видов продуктивной деятель­ности детей, в том числе и изобразительную.

Именно поэтому очень важно в условиях среднего профессио­нального образования обеспечить возможность приобретения обу­чающимися практического опыта в определении цели, задач, содер­жания, методов и средств руководства изобразительной деятельно­стью детей раннего и дошкольного возраста. А это становится воз­можным только тогда, когда у студентов будет сформирована хорошая теоретико-методическая база, лежащая в основе организации про­цесса ознакомления дошкольников с основами изобразительного и монументально-декоративного искусства на практике.

Свободное владение методами, приемами, формами организации продуктивной деятельности формируется при условии наличия у педагога теоретических знаний и качественного уровня практической подготовки обучающихся педагогических колледжей. Теория помо­гает обогатить новыми знаниями практическую деятельность буду­щего воспитателя, разнообразить ее. Практика способствует апро­бированию теоретических положений, делая их педагогически ак­тивными. Поэтому только корреляция теории и практики является показателем овладения обучающимися всеми необходимым компе­тенциями, прописанными в ФГОС нового поколения.

В этой связи представляется важным и значимым обеспечить бу­дущих специалистов дошкольного образования необходимой систе­мой знаний, включающей вопросы психологии, педагогики, фило­софии, эстетики и, конечно, искусствоведения. На основе знаний о видах искусства можно формировать у студентов представление о детском изобразительном творчестве и особенностях организации различных видов изобразительной деятельности. Это положение от­личает данное пособие от уже существующих. Имея представление, к примеру, о выразительных средствах архитектуры, студент сможет более профессионально подойти к обучению детей особенностям создания конструктивного образа.

Основные положения теории искусства являются центральным компонентом изобразительной грамоты, которые должны включать­ся в общетеоретическую и практическую подготовку студентов. Бу­дущему педагогу необходимо свободно владеть не только методиче­скими аспектами организации детского изобразительного творчества, изобразительной деятельности, но и художественными техниками, позволяющими многосторонне раскрывать детям способы отобра­жения окружающего мира, своих впечатлений о нем.

Отличительной чертой данного пособия является предоставление студентам материала, связанного с анализом методики ознакомления дошкольников с видами изобразительного искусства. В нем показа­но, каким образом знания по отдельным видам искусства могут быть использованы в работе с дошкольниками, и какое значение они мо­гут иметь в процессе их творческого развития. Такой взгляд продик­тован тем, что гуманизация образования как одна из проблем со­временной науки предполагает сосредоточение внимания на станов­лении творческой индивидуальности каждого ребенка.

Одним из таких условий является передача художественного опыта от поколения к поколению как системы исторически сложившихся, общепринятых «художественных» свойств и отношений, выработанных многими поколениями художников и усваиваемых конкретной лич­ностью в качестве художественно-изобразительного инструментария. В художественный опыт включены как индивидуальные открытия - бессмертные произведения искусства, так и технология их создания, которая, совершенствуясь, перешла в закономерности и правила изо­бразительного искусства. Только при условии овладения основами изобразительной грамоты дошкольники смогут научиться «читать» уже созданные произведения и «писать» собственные образы.

Начинается пособие с обоснования понятия «детское изобрази­тельное творчество» и его взаимодействия с другими понятиями, после чего широко представлен анализ этапов становления творчества дошкольников в различных его видах. Изучение теории и методики ознакомления детей дошкольного возраста с видами, жанрами, тех­никами искусства является логическим продолжением ранее рас­смотренного материала.

Пособие состоит из ряда глав, которые включают в себя вопросы теории методики развития изобразительного творчества детей. Теоретический материал обобщается и конкретизируется в примерах, приводимых в ходе объяснения того или иного положения пособия. В конце каждой темы имеются вопросы и задания, позволяющие студент осуществить самоконтроль за качеством усвоения пред­ставлен ого материала. Рекомендуемая литература позволяет студен­там бол глубоко рассмотреть интересующие их вопросы.

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА

Тема мастер-класса «Развитие художественного творчества и способностей детей дошкольного возраста»

Подготовила и провела: Убогова Людмила Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории.

Цель мастер-класса:

Обучение участников мастер-класса приемам художественного творчества, через нетрадиционную изобразительную деятельность.

Задачи мастер-класса:

1. Познакомить участников мастер-класса с использованием приемов воображения в развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала дошкольников.

2. Повысить педагогическую и художественную грамотность родителей через продуктивную деятельность.

3. Закрепить навыки позитивного взаимодействия между участниками.

Оборудование:

Стулья по количеству участников, 4 мольберта; презентационный материал по информационной части мастер-класса, ноутбук, экран, проектор.

Раздаточный материал:

Материал для практической части: акварельная бумага А4, гуашь 12 цветов, кисти малярные, тонкие и средние, тычки, стаканчики с водой, влажные салфетки.

Ожидаемые результаты:

1.Транслирован опыт работы по развитию творческого воображения и способностей детей дошкольного возраста.

2.Повышена педагогическая и художественная грамотность участников мастер-класса через нетрадиционную методику изобразительной деятельности.

3.Участники проявили творческие навыки и активность в работе мастер-класса.

Ход мастер-класса

I часть. Информационная

Слайд 2. В соответствии с ФГОС дошкольного образования в структуре основной общеобразовательной программе перед нами поставлена задача развития индивидуальных способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с окружающим миром и самим собой, с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников.

Психологической основой творческой деятельности является воображение .

Вопрос к участникам:

Как вы думаете, что такое воображение? (Обсуждение вопроса)

Подводится итог - слайд 3:

Это важное новообразование, которое интенсивно формируется в дошкольном возрасте. Воображение ориентирует ребёнка дошкольного возраста в процессе его изобразительной деятельности, и решает основные задачи – представление ожидаемого результата до его осуществления.

Основными особенностями творческого воображения у детей дошкольного возраста является подвижность образов воображения, умение отступить от шаблонного решения, придумать разнообразные варианты одной и той же темы, создать новое оригинальное произведение.

Приемы творческого воображения – слайд 4.

Дети дошкольного возраста неосознанно создают образы воображения с помощью приёмов творческого воображения.

Приёмы творческого воображения

Слайд 5. Игра «Нарисуй и назови»

Вы умеете рисовать оригинальное произведение? Сейчас проверим. Нарисуйте:

    Тело птицы

    Голова дикого животного

    Крылья зимующей птицы

    Хвост рыбы

    Лапы (по желанию)

Назовите свое оригинальное произведение.

Прием творческого воображения: агглютинация (соединение различных не соединяемых в повседневной жизни частей).

Слайд 6. Вопрос к участникам:

Хотите воспитать всесторонне развитую творческую личность?

(Обсуждение вопроса)

Как известно, дошкольники получают свой опыт из окружающей их действительности. Мы живем в сельской местности, которая богата природной красотой. По дороге в детский сад или домой из детского сада у ребенка накапливается соответствующий эстетический опыт, расширяются представления об окружающей действительности, которые потом он воплощает в своей изобразительной деятельности. Хотите узнать как? Проходите в нашу мастерскую.

II часть. Практическая часть.

Изобразительная деятельность «Осенний пейзаж»

Мастер: какое сейчас время года? Назовите осенние месяцы.

Рассмотрите слайды 7, 8, 9, какая на них изображена осень? (ранняя осень, золотая осень, поздняя осень).

Какого цвета небо, листья у деревьев ранней (золотой, поздней) осенью?

Подумайте, какой осенний пейзаж Вы хотели бы изобразить.

Показ способа изображения фона пейзажа, изображение осеннего пейзажа с использованием нетрадиционной методики изобразительной деятельности.

Мастер подводит итог:

Современная система образования предъявляет к дошкольникам достаточно высокие требования к умению не только творчески думать, но и воспроизводить свои замыслы. В будущем такие дети не утрачивают творческое мышление, и чаще становятся всесторонне развитыми, творческими, инициативными лидерами, способными быстро находить выход из любой ситуации, быстро адаптироваться в социуме. Воображая и фантазируя, дети дошкольного возраста выходят за установленные рамки реального, достигают любых вершин. Чем сильнее развита их фантазия и воображение, творческое мышление, тем смелее их мечты, тем интереснее задумки и индивидуальнее их художественные произведения.

III часть. Заключительная часть. Рефлексия.

Прошу Вас встать в круг. Представьте, что мы с Вами бусы. Что будет, если бусы разорвутся? (Ответы участников мастер-класса). Давайте останемся прочными и надежными бусами для наших детей.

Список литературы:

    Т. Г. Казакова «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» / Текст публикуется в авторской редакции. – М.: «ВЛАДОС», 2006. – 255 с.

    С. В. Погодина «Интерактивный подход к развитию детского изобразительного творчества в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» 2014г. Сайт: