Первые современные люди кроманьонцы. Неандертальцы и кроманьонцы. Появление человеческих рас — Гипермаркет знаний. Отрывок, характеризующий Кроманьонцы

Кто такие кроманьонцы? Это ископаемые люди, полностью похожие по своему внешнему виду и развитию на современного человека. Жили они 40-10 тыс. лет назад в Европе. При этом не менее 7 тыс. лет сосуществовали совместно с неандертальцами. Их первые скелеты и орудия эпохи верхнего палеолита были найдены в 1868 году на территории Франции в пещере Кро-Маньон.

Следует заметить, что такой термин как «кроманьонец» подразумевает сразу несколько понятий:

1. Это люди, останки которых били обнаружены в гроте Кро-Маньон, и обитавшие на Земле примерно 40-30 тыс. лет тому назад.

2. Это люди, населявшие Европу в период верхнего палеолита.

3. Это все люди, жившие на земном шаре в период верхнего палеолита.

Надо сказать, что существует ещё такое понятие как неоантропы . Оно подразумевает общее собирательное название Homo sapiens, то есть человека разумного. В него входят и кроманьонцы, и современные люди. То есть мы с вами являемся неоантропами, которые полностью сменили палеоантропов (кроманьонцев) 30 или 40 тыс. лет тому назад. А первые неоантропы появились на Земле примерно 200 тыс. лет тому назад в Африке.

Но не будем заглядывать так далеко, а вернёмся в более ближние времена. Ископаемые останки кроманьонцев были найдены на территории Африки в Фиш Хуке и Кейп-Флетсе. Их возраст оценили в 35 тыс. лет. В Европе, как уже говорилось, в 30 тыс. лет. В Азии возраст останков составил 40-10 тыс. лет. В Новой Гвинее 19 тыс. лет.

Поселение кроманьонцев

Добрались древние люди и до Австралии. Они там прекрасно жили 20-14 тыс. лет назад. А вот в Америке вблизи Лос-Анджелеса было найдено поселение, возраст которого датируется 23 тыс. лет назад. Но есть и более поздние поселения от 11 до 13 тыс. лет назад.

В местах раскопок специалисты обнаружили останки индивидов разного пола и возраста. При этом древние люди были похоронены в соответствии с погребальными обрядами той далёкой эпохи. От современных людей по своему морфологическому строению они отличались очень мало. Однако кости скелетов и черепов были более массивными. К такому мнению, по-крайней мере, пришли антропологи.

Где появился современный вид человека?

В настоящее время специалисты задаются вопросами: кого из древних людей можно считать предками современного человека и в какой исторический период они появились? Первые следы похожих на нас людей были обнаружены в Африке. Эти находки имеют возраст от 200 до 100 тыс. лет. Одна из находок была сделана в Херто на территории Эфиопии в 1997 году. Там палеонтологи из Калифорнии обнаружили останки возрастом 160 тыс. лет.

В Южной Африке в Клазиес Ривер обнаруженные останки имеют возраст 118 тыс. лет. В северо-восточной части Южной Африки в Бордер Кейв обнаружена черепная коробка возрастом 82 тыс. лет. Были также найдены останки в Танзании, Судане. Они характеризуются тем, что ископаемые человеческие черепа по своей форме очень сильно напоминают черепа современных людей. У них нет резко выступающего затылка, больших надбровных дуг, скошенного подбородка. При этом объём мозга чрезвычайно большой. Аналогичные находки обнаружены на Ближнем Востоке в пещерах Кафзех и Схул.

Наскальные рисунки в пещере

В результате усилий палеонтологов выяснилось, что 40 тыс. лет назад люди, имевшие современный облик, жили в Африке, Европе, Азии и Австралии. В Америке они появились заметно позже, где-то 11-12 тыс. лет тому назад. Но есть археологи, которые называют временной период в 30 тыс. лет.

Таким образом, получается, что первые кроманьонцы увидели свет в юго-восточных районах Африки ориентировочно 200 тыс. лет назад . Вначале они заселили жаркий континент, а затем попали на Ближний Восток. Случилось это 80-70 тыс. лет назад. Заселив Ближний Восток, перебрались в Европу и Азию, осваивая южные, а потом и северные районы. Добрались вплоть до Австралии, а после этого оказались на землях Америки.

Наши прямые предки были полной противоположностью неандертальцам. Они имели длинные конечности, рост до 180 см, пропорциональные тела, хорошо развитые нижние челюсти и череп вытянутой формы. Впоследствии от них пошли люди нынешней цивилизации, возраст которой насчитывает 7 тыс. лет.

В наши дни бытует мнение, что современный вид людей является венцом биологической эволюции, которая трансформировалась в социальную эволюцию. Однако многие с этим не согласны. То есть биологические изменения продолжаются и в наши дни. Просто пока ещё прошло очень мало времени, чтобы говорить о каких-то физических трансформациях. Но как мы все знаем, единые кроманьонцы значительно изменились внешне, благодаря появлению рас.

Захоронение кроманьонцев

Культурные достижения кроманьонцев

От своих предшественников наши прямые предки отличались не только физическими чертами. Они обладали и более высоко развитой культурой. В первую очередь это касается орудий труда. Делали они их из камня, рога и кости. Причём первоначально в массовом порядке готовили заготовки, а затем обрабатывали их и получали нужные орудия. Придумали лук со стрелами и копья. При этом следует заметить, что уровень культуры практически не отличался у древних людей, населявших разные концы планеты. Ими был приручен волк, который стал домашней собакой.

Но главное, конечно, - это наскальная живопись. В пещерах от Британии до Байкала сохранились прекрасные образцы наскальных рисунков. Помимо них обнаружены также статуэтки, изображающие животных и людей. Изготовлены они из известняка, костей и бивней мамонтов. На рукоятки ножей наносилась резьба, а одежду украшали бусами, раскрашивая их охрой.

Жили наши древние предки общинами. Насчитывали они от 30 до 100 человек. Жильём служили не только пещеры, но и землянки, и хижины, и шатры. А это уже указывает на поселения. Одевались в одежды, которые шили из шкур. Общались друг с другом посредством развитой речи.

Главным культом был культ охоты. На это указывает хотя бы тот факт, что многие изображения животных дополняют стрелы и копья. Тот есть вначале добычу убивали на рисунках, а уж потом шли на настоящую охоту.

У кроманьонцев широко практиковались погребальные обряда. Это в первую очередь указывает на то, что древние люди думали о загробном мире. В могилы вместе с усопшими клали украшения, орудия охоты, бытовые предметы и пищу. Тела посыпали охрой кроваво-красного цвета и иногда накрывали сверху костями убитых животных. Мёртвые тела было принято хоронить в позе эмбриона. То есть в каком положении зародыш находился в утробе матери, в таком же положении и уходил в мир иной.

Керамическая статуэтка Вестоницкая Венера

Культура кроманьонцев характеризуется как перигорская культура . Она подразделяется на более раннюю шательперон и более позднюю граветтскую культуру . Последняя впоследствии перешла в солютрейскую культуру . Примером граветтской культуры является Вестоницкая Венера , найденная в Чехии в 1925 году. Это самая древняя керамическая статуэтка высотой 11 см и шириной 4 см. Обнаружена также древняя печь, в которой обжигали глиняные поделки, превращая их в керамические изделия.

В заключении следует сказать, что во времена сказочной древности в юго-восточной Африке появилась женщина, от которой и пошёл весь человеческий род. Женщину эту обозначают как митохондриальную Еву по митохондриальной ДНК, наследуемой только по женской линии. Что это за женщина, и как она оказалась в жаркой Африке – неизвестно. Но прекрасное создание кардинально отличалось от других женщин и положило начало той человеческой цивилизации, которая сейчас доминирует на голубой планете .

Алексей Стариков

До н. э) они расселились по Европе, и жили одновременно с последними представителями неандертальцев.

К началу эпохи Верхнего Палеолита относят так называемую палеолитическую революцию — переход к более совершенной технологии производства и использования орудий труда, произошедшую около 40 тыс. лет до н.э. В этот период произошел взрывной расцвет интеллектуальной и культурной деятельности человека связанной с широким распространением людей современного физического типа, сменивших древние виды людей. Костные останки впервые были найдены в гроте Кроманьон во Франции.

Удивительно, что на протяжении десятков тысяч лет докроманьонское человечество не претерпевает никаких изменений. В то же время по современным представлениям для образования особенностей кроманьонского скелета нужна изоляция и огромное количество лет.

Эволюционные антропологи полагают, что население, состоящее из кроманьонцев, находилось в пределах между 1 и 10 млн. человек, и за 100 тыс. лет они должны были захоронить порядка 4 млрд. тел с сопутствующими артефактами. Значительная часть захоронений из этих 4 млрд. должна была сохраниться. Однако их найдено всего несколько тысяч.

Еще одна неясность — вымирание неандертальца. Одна из господствующих гипотез о причинах его вымирания — вытеснение (т.е. уничтожение) его кроманьонцем — конкурентом на экологическую нишу, произошедшее около 30 тыс. лет назад.

Питание кроманьонцев

Установлено, что пищевой рацион человека эпохи позднего палеолита (40-12 тыс. лет тому назад), жившего на территории Европы, составляли дикорастущие фрукты, овощи, лиственные растения , коренья, орехи, а также нежирное мясо. Результаты антропологических исследований однозначно свидетельствуют, что в ходе эволюции человека большая роль принадлежала питанию, содержащему мало жира, очень мало сахара, но включающему большое количество клетчатки и полисахаридов. Содержание холестерина в мясе диких животных приблизительно соответствует его содержанию в мясе домашнего скота, однако в мясе диких животных содержится практически идеальное соотношение жирных кислот с насыщенными и ненасыщенными связями. Люди эпохи позднего палеолита потребляли много животного белка за счет мяса, что способствовало физическому развитию и быстрому половому созреванию, но не долголетию. Анализ останков древних людей выявил характерные болезни, обусловленные неправильным питанием, в частности, авитаминозы, а продолжительность жизни их составляла в среднем 30 лет.

Так или иначе, в силу того, что в рационе кроманьонцев преобладала мясная пища , они были более статными, нежели их потомки (и предки), предпочитавшие растительную пищу.

Культура кроманьонцев

Религия

С конца 40 тыс. до н.э. начался и расцвет Матриархата — связанный с кроманьонцами и известный в основном по раскопкам в Европе. Поклонение матери богине являлось не просто местным культом, но феноменом мирового масштаба . Материал с сайта

Пещерная живопись (наскальная)

В период жизни кроманьонцев наблюдается расцвет пещерной (наскальной) живописи, пик которой был достигнут в 15-17 тыс. до н.э. (галереи пещерных рисунков Ласко (Lascaux) и Альтамира (Altamira)).

Фреска в Альтамире изображает стадо бизонов и других

>>История: Неандертальцы и кроманьонцы. Появление человеческих рас

Неандертальцы и кроманьонцы. Появление человеческих рас.

4. Появление "человека разумного"

1. Неандертальцы и кроманьонцы.

Около 200-150 тысяч лет тому назад появился новый тип древний человека . Ученые назвали его "человек разумный " (на латинском языке "хомо сапиенс"). К этому типу относятся неандерталец и кроманьонец.

Неандерталец получил название по месту первой находки его останков в долине Неандерталь в Германии. У него были сильно развитые надбровные дуги, мощные выдвинутые вперед челюсти с крупными зубами.

Неандерталец не мог отчетливо говорить, так как голосовой аппарат у него был недостаточно развит. Неандертальцы делали орудия из камня, строили примитивные дома. Они охотились на крупных зверей. Их одеждой были звериные шкуры. Неандертальцы хоронили умерших в специально вырытых могилах. У них впервые появились представления о смерти как о переходе в загробный мир.

Долгое время считалось, что неандертальцы предшествовали появлению человека современного типа. В последние годы ученые установили, что неандертальцы некоторое время жили одновременно с другим типом "человека разумного " - кроманьонцем, останки которого впервые были найдены в пещере Кро-Маньон во Франции. Внешний облик и мозг у кроманьонцев был как у современных людей. Кроманьонцы - наши прямые предки. Ученые называют кроманьонцев, как и современных людей, "хомо сапиенс, сапиенс", то есть "человек разумный, разумный". Тем самым подчеркивается, что человек является обладателем самого развитого разума на нашей планете. Кроманьонцы появились около 40 тысяч лет тому назад.

2. Охотники на мамонтов.

Примерно 100 тысяч лет назад на Земле резко похолодало и начался последний ледниковый период . Очень холодные отрезки времени чередовались с периодами потепления. Северная часть Европы, Азии, Америки была покрыта мощным ледником.

Во время оледенения в Европе лишь на короткий летний период земля оттаивала, и на ней появлялась растительность. Ее, однако, хватало для пропитания крупных травоядных животных - мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, северных оленей. Охота на этих животных давала достаточно мяса, жира и костей для питания людей и даже для обогрева и освещения их жилищ.

Охота в тот период превратилась в важнейшее занятие кроманьонцев. Они стали делать орудия не только из камня, но и из бивней мамонта, оленьих рогов. К копьям прикрепляли наконечники из оленьего рога с загнутыми у основания зубцами. Такое копье глубоко застревало в теле раненого зверя. Дротиками (короткими копьями) пронзали небольших животных. Рыбу ловили с помощью плетеных ловушек и гарпунов с острыми наконечниками.

Люди научились шить одежду из меха. Они изобрели костяные иглы, которыми сшивали шкуры лис, песцов, волков и более мелких зверей.

Жители восточноевропейских равнин строили дома из костей мамонта. Фундамент такого дома складывали из черепов огромных животных.

3. Родовые общины.

Охотиться на мамонта и других крупных животных, строить дома из их костей нельзя было в одиночку. Требовались десятки людей, организованных и соблюдавших определенную дисциплину. Люди стали жить родовыми общинами. В такую общину входило несколько больших семей, образующих род. Близкие и дальние родственники образовывали единый коллектив. У родовой общины жилища, орудия, запасы пищи были общими. Мужчины сообща охотились. Они совместно занимались изготовлением орудий труда и строительством. Особым уважением большой семьи пользовалась женщина-мать. Первоначально родство велось по материнской линии. В местах обитания древних людей часто находят искусно сделанные женские фигурки. Женщины занимались собирательством, готовили пищу и сохраняли пищевые запасы, поддерживали огонь в очаге, шили одежду и главное - растили детей.

Родовая община, род считали себя происходящими от одного предка - человека, животного или даже растения. Первопредок рода назывался тотемом. Род носил имя своего тотема. Мог быть род волка, род орла, род медведя.

Общинами управляли наиболее мудрые члены рода - старейшины. Они обладали большим жизненным опытом, хранили древние предания и обычаи. Старейшины следили за тем, чтобы все члены рода следовали установленным правилам поведения, чтобы никто не претендовал на долю другого при распределении продуктов, одежды и места в жилище.

Детей в родовой общине воспитывали сообща. Дети знали обычаи рода и следовали им. Когда мальчики подрастали, они должны были пройти испытания, чтобы быть принятыми в число взрослых мужчин-охотников. Мальчик должен был молчать под градом ударов. Ему делали надрезы на теле, втирали в них пепел, цветную землю и соки растений. Мальчик должен был провести несколько дней и ночей один в лесной чаще. Многое надо было вынести, чтобы стать настоящим мужчиной рода.

4. Появление человеческих рас.

С появлением кроманьонца стали формироваться человеческие расы : европеоидная, монголоидная, негроидная. Представители разных рас отличаются цветом кожи, разрезом глаз, цветом и видом волос, длиной и формой черепа, пропорциями тела.

Для европеоидной (евразийской) расы характерны светлая кожа, широкий разрез глаз, мягкие волосы на голове, узкий и резко выступающий нос. У мужчин растут борода и усы. У монголоидной (азиатско-американской) расы особыми признаками являются желтоватая или красноватая кожа, прямые черные волосы, отсутствие растительности на лице у мужчин, узкий разрез глаз, скуластость лица. Негроидная раса отличается темной кожей, курчавыми жесткими волосами, широким носом, толстыми губами.

Внешние различия имеют второстепенное значение. Все расы обладают равными возможностями для развития.

Еще до возникновения первых цивилизаций , народы европеоидной расы разделились на большие группы: семитов и индоевропейцев. Семиты получили свое название от имени библейского Сима (Сема), сына патриарха Ноя. Они заселили Ближний Восток, Северную Африку. К современным семитским народам относятся арабы и евреи. Индоевропейцы (их также называют ариями) расселились на огромной территории, заняв Европу, Северную и часть Центральной Индии, Иран, Среднюю Азию, полуостров Малая Азия. К индоевропейским народам принадлежали индийцы, иранцы, хетты, кельты, греки, римляне, а также славяне и германцы. Языки, на которых они говорили, называют индоевропейскими.

В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Кроманьонцы - это жители позднего каменного века, походившие многими своими чертами на наших современников. Останки этих людей впервые были обнаружены в гроте Кро-Маньон, располагающемся на территории Франции, что и дало им название. Очень многие параметры - строение черепа и особенности кисти, пропорции тела и даже размеры мозга кроманьонцев приближены к человеку современного типа. Поэтому в науке укоренилось мнение, что именно они и являются нашими прямыми предками.

Особенности внешнего вида

Исследователи полагают, что кроманьонский человек жил примерно 30 тысяч лет назад, при этом интересно, что некоторое время он сосуществовал с неандертальцем, который позднее окончательно уступил место более современному представителю приматов. На протяжении примерно 6 тысячелетий, как считают ученые, эти две разновидности древних людей одновременно населяли Европу, остро конфликтуя из-за пищи и иных ресурсов.

Несмотря на то что кроманьонец внешним видом мало чем уступал нашим современникам, мышечная масса была развита у него больше. Это было обусловлено теми условиями, в которых проживал этот человек - физически слабые были обречены на гибель.

В чем отличия?

  • У кроманьонца характерный подбородочный выступ и высокий лоб. У неандертальца подбородок очень мал, а надбровные дуги были характерно выражены.
  • Кроманьонский человек имел необходимый для развития мозга объем мозговой полости, чего не было у более древних людей.
  • Удлиненная глотка, гибкость языка и особенности расположения ротовой и носовой полостей позволили кроманьонскому человеку получить дар слова. Неандерталец же, как полагают исследователи, мог издавать несколько согласных звуков, его речевой аппарат позволял это сделать, но речи в традиционном понимании не имел.

В отличие от неандертальца, кроманьонец имел менее массивное телосложение, высокий череп без скошенного подбородка, широкое лицо и более узкие, чем у современных людей глазницы.

В таблице представлены некоторые особенности неандертальцев и кроманьонцев, их отличие от современного человека.

Как видно из таблицы, кроманьонец по особенностям строения гораздо ближе к нашим современникам, чем к неандертальскому человеку. Антропологические находки свидетельствуют о том, что они могли скрещиваться между собой.

География распространения

Останки человека кроманьонского типа находят в различных уголках планеты. Скелеты и кости были обнаружены на территории многих европейских стран: Чехии, Румынии, Великобритании, Сербии, России, а также в Африке.

Образ жизни

Исследователям удалось воссоздать модель образа жизни кроманьонцев. Так, доказано, что именно они создали первые в истории человечества поселения, в которых проживали достаточно большими общинами, включающими от 20 до 100 членов. Именно эти люди научились общаться между собой, владели примитивными речевыми навыками. Образ жизни кроманьонцев подразумевал совместное ведение дел. Во многом благодаря этому им удалось достичь внушительных успехов в охотничье-собирательском хозяйстве. Так, охота большими группами, сообща, позволила этим людям в качестве добычи получать крупных животных: мамонтов, туров. Подобные достижения одному охотнику, даже самому опытному, конечно, были не по силам.

Если говорить кратко, образ жизни кроманьонца во многом продолжил традиции неандертальских людей. Они также промышляли охотой, использовали шкуры убитых животных для изготовления примитивной одежды, проживали в пещерах. Но в качестве жилища могли использоваться и самостоятельные постройки из камней или шатры из шкур. Иногда рыли своеобразные землянки, укрывающие от непогоды. В вопросе жилья кроманьонский человек сумел сделать небольшое новшество - охотники-кочевники стали строить легкие разбирающиеся шалаши, которые можно было легко возвести во время стоянки и собрать.

Жизнь сообщества

Особенности строения и образ жизни кроманьонца делает его во многом сходным с человеком современного типа. Так, в общинах этих древних людей было разделение труда. Мужчины занимались охотой, сообща убивали диких животных. Женщины тоже принимали участие в заготовке пищи: собирали ягоды, семена и питательные коренья. Факт, что в могилах детей находят украшения, свидетельствует: родители питали теплые чувства к своим потомкам, горевали о ранней утрате, старались хотя бы посмертно позаботиться о ребенке. За счет увеличившейся продолжительности жизни кроманьонский человек получил возможность передавать свои знания и опыт следующему поколению, более внимательно заниматься воспитанием детей. Поэтому снизилась и детская смертность.

Некоторые захоронения отличаются на фоне прочих богатыми украшениями, изобилием утвари. Исследователи полагают, что здесь погребены знатные, уважаемые за какие-то заслуги члены сообщества.

Орудия труда и охоты

Изобретение гарпуна - заслуга кроманьонца. Образ жизни этого древнего человека изменился после появления такого оружия. Доступная эффективная рыбная ловля дала полноценную пищу в виде морских и речных обитателей. Именно этот древний человек стал делать силки для пернатых, что его предшественникам было еще не под силу.

На охоте древний человек научился применять не только силу, но и смекалку, сооружая ловушки для животных, в разы превосходящих его по размерам. Поэтому добыча пищи для целой общины требовала гораздо меньших усилий, чем во времена предшественников. Популярен был загон стад диких животных, массовые облавы на них. Древние люди постигли науку коллективной охоты: они пугали крупных млекопитающих, заставляя их бежать на те участки, где забить добычу было проще всего.

Кроманьонский человек сумел шагнуть по лестнице эволюционного развития гораздо выше, чем его предшественник - неандерталец. Он начал использовать более совершенные орудия труда, которые позволили получить преимущества на охоте. Так, при помощи копьеметалок этот древний человек смог увеличить расстояние, пройденное копьем. Поэтому охота стала безопаснее, а добыча - обильнее. Также в качестве оружия использовались длинные копья. Орудия труда усложнились, появились иглы, сверла, скребки, в качестве материала для которых древний человек научился использовать все, что попадало ему под руку: камни и кости, рога и бивни.

Отличительная особенность орудий и оружия кроманьонцев - более узкая специализация, тщательная выделка, использование многообразия материалов в производстве. Некоторые изделия украшает резной орнамент, указывающий, что древним людям было не чуждо своеобразное понимание красоты.

Пища

Основу рациона кроманьонцев составляло мясо убитых на охоте животных, прежде всего млекопитающих. В те времена, когда жили эти древние люди, распространены были лошади, каменные козлы, олени и туры, зубры и антилопы, именно они и служили основным источником пищи. Научившись ловить рыбу при помощи гарпунов, люди стали питаться и лососем, который в изобилии поднимался по мелководью на нерест. Из птиц, как считают антропологи, жители древности могли ловить куропаток - эти пернатые летают невысоко и вполне могли стать жертвой метко брошенного копья. Однако есть гипотеза, что умели добывать они и водоплавающих птиц. Запасы мяса, по мнению ученых, кроманьонцы хранили в ледниках, низкая температура которых не позволяла продукту испортиться.

Растительная пища также использовалась кроманьонцами: они ели ягоды, коренья и луковицы, семена. В теплых широтах женщины добывали моллюсков.

Искусство

Прославил себя кроманьонец и тем, что начал создавать предметы искусства. Эти люди рисовали на стенах пещер красочные изображения животных, вырезали из слоновой кости и рогов оленей антропоморфные фигурки. Считается, что, нанося на стены силуэты животных, древние охотники хотели привлечь добычу. Как полагают исследователи, именно в этот период появилась первая музыка и самый ранний музыкальный инструмент - каменная дудка.

Похоронные ритуалы

О том, что образ жизни кроманьонца усложнился по сравнению с его предками, говорит и изменение в похоронных традициях. Так, в погребениях нередко находят изобилие украшений (браслетов, бус и ожерелий), которые свидетельствуют о том, что умерший был богат и знатен. Внимание к похоронным ритуалам, покрытие тел умерших красной краской позволило исследователям сделать вывод о том, что жители древнего каменного века имели какие-то зачатки верований о душе и загробной жизни. В могилы также складывали предметы домашней утвари, пищу.

Достижения

Образ жизни кроманьонца в суровых условиях ледникового периода обусловил то, что этим людям пришлось более серьезно подойти к пошиву одежды. По находкам - наскальным рисункам и остаткам костяных игл - исследователи сделали вывод, что жители позднего каменного века умели шить примитивные предметы одежды. Они носили куртки с капюшонами, штаны, даже рукавицы и обувь. Нередко одежда украшалась бусинами, что, как полагают исследователи, было признаком почета и уважения у других членов общины. Именно эти люди научились делать первую посуду, используя для ее изготовления обожженную глину. Ученые полагают, что во времена кроманьонцев было одомашнено первое животное - собака.

Эпоха кроманьонцев отделена от нас тысячелетним сроком, поэтому мы можем лишь предполагать, как именно они жили, что использовали в пищу и какие порядки царили в поселениях. Поэтому и возникает множество спорных и неоднозначных гипотез, которые пока не нашли серьезных научных доказательств.

  • Находка детской челюсти малыша-неандертальца, изуродованной каменным орудием, заставила исследователей задуматься о том, что кроманьонцы могли употреблять неандертальцев в пищу.
  • Именно кроманьонский человек стал причиной вымирания неандертальцев: более развитый вид вытеснял последних на территории с засушливым климатом, где практически не было добычи, обрекая на гибель.

Особенности строения кроманьонца во многом приближают его к человеку современного типа. Благодаря развитому мозгу, эти древние люди представляли собой новый виток эволюции, их достижения как в практическом, так и в духовном смысле поистине велики.


Введение 3

1. Характеристика расселения кроманьонцев 4

2. Образ жизни кроманьонцев 9

Заключение 28

Список литературы 29

Введение

Происхождение человека и последующий расогенез довольно загадочны. Тем не менее научные открытия двух прошедших столетий помогли несколько приоткрыть завесу над тайной. В настоящее время твердо установлено, что в условно называемую "доисторическую" эпоху на земле параллельно обитало два вида людей – homo neanderthalensis (человек неандертальский) и homo cromagnonis, которого принято также называть homo sapiens-sapiens (человек кроманьонский или человек разумный-разумный). Человек неандертальский впервые был открыт в 1857 г. в долине Неандер близ Дюссельдорфа. Человек кроманьонский – в 1868 г. в гроте Кро-Маньон во французской провинции Дордонь. Со времени первых открытий упомянутых двух типов древних людей были сделаны еще многочисленные их находки, давшие новый материал для научных разработок.

Предварительные выводы из научных открытий. Судя по основным антропометрическим характеристикам и генетическому анализу, человек кроманьонский почти идентичен современному виду homo sapiens-sapiens и, как считается, является непосредственным предком европеоидной расы.

Данная работа имеет целью дать общую характеристику образу жизни кроманьонцев.

Для этого поставлены следующие задачи:

    Дать характеристику расселения кроманьонцев.

    Рассмотреть образ жизни кроманьонцев.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

    Характеристика расселения кроманьонцев

К 30 тыс. до н. э. группы кроманьонцев уже начали передвижение на восток и север в поисках новых охотничьих земель. К 20 тыс. до н. э. переселение в Европу и Азию достигло таких масштабов, что и во вновь освоенных областях количество дичи начало постепенно сокращаться.

Люди отчаянно искали новые источники питания. Под давлением обстоятельств наши далекие предки вполне могли вновь стать всеядными, употребляя как растительную, так и животную пищу. Известно, что именно тогда впервые в поисках пищи люди обратились к морю.

Кроманьонцы становились более изобретательными и творческими, создавали более сложные жилища и одежду. Нововведения позволяли группам кроманьонцев охотится на новые виды дичи в северных районах. К 10 тыс. до н. э. кроманьонцы распространились по всем материкам, за исключением Антарктики. Австралия была заселена 40 - 30 тыс. лет назад. Спустя 5-15 тыс. лет группы охотников пересекли Берингов пролив, попав из Азии в Америку. Эти поздние и более сложные сообщества охотились прежде всего на крупных животных. Методы охоты кроманьонцев постепенно совершенствовались, о чем свидетельствуют большое количество обнаруженных археологами костей животных. В частности в Солютре, местечке во Франции, были найдены останки более 10 000 лошадей. В Долни Вестониче в Чехии археологии раскопали большое количество костей мамонтов. По оценке ряда археологов, с момента переселения людей в Америку, произошедшего около 15 тыс. лет назад, менее чем за одно тысячелетие была уничтожена большая часть животного мира Северной и Южной Америк. Легкость, с которой цивилизация ацтеков была повержена испанскими конквистадорами, объясняется ужасом, охватившим пеших ацтекских солдат при виде конных воинов. Ацтеки никогда раньше не видели лошадей: еще в период ранних переселений из северной в центральную Америку их предки в поисках еды истребили всех диких лошадей, обитавших в американских прериях. Они даже не предполагали, что этих животных можно использовать не только в качестве источника пищи.

Расселение кроманьонцев по всему Земному шару получило название "периода безоговорочного успеха человечества". Влияние плотоядного образа жизни на развитие человека оказалось весьма значительным. Переселение древнейших народов в области с более умеренным климатом стимулировало генетические изменения. Переселенцы имели более светлую кожу, менее массивную костную структуру и более прямые волосы. Скелет, в особенности у кавказских народностей, формировался медленно, а их светлая кожа была более устойчива к морозу, чем темная. Более светлая кожа также лучше усваивала витамин D, жизненно необходимый при дефиците солнечного света (в областях, где дни короче, а ночи длиннее).

К тому времени, когда окончательно сформировался человек современного типа, освоены были уже огромные географические пространства Земли. Они были заселены еще архантропами и палеоантропами, так что кроманьонцу осталось освоить лишь два пустующих материка - Америку и Австралию. Правда, в отношении Австралии вопрос остается открытым. Не исключено, что она заселялась еще палеоантропами, которые внесли свой вклад в формирование австралийского неоантропа. Самый древний череп на территории Австралии найден в районе оз. Мунго, в 900 км к западу от Сиднея. Древность этого черепа составляет 27-35 тыс. лет. Очевидно, к этому времени и следует относить начало заселения Австралии человеком. Хотя на черепе из Мунго нет надглазничного валика, он очень архаичен - у него покатый лоб и резкий перегиб затылочной кости. Возможно, череп из Мунго представляет локальный вариант палеоантропа, и нет никаких оснований отрицать его участие в дальнейшем становлении Homo sapiens на Австралийском континенте.

Что касается Америки, то время от времени появляются сведения о находке очень древних скелетов на ее территории, однако все эти находки относятся морфологически к Homo sapiens. Таким образом, ученые спорят о времени заселения Американского материка, но едины в том, что Америка заселялась человеком современного типа. Скорее всего, заселение Американского континента происходило примерно 25-20 тыс. лет назад по Берингоморскому перешейку, который существовал в то время на месте нынешнего Берингова пролива.

Кроманьонец жил в конце ледникового периода, а точнее - в конце Вюрмского оледенения. Потепления и похолодания сменяли друг друга довольно часто (разумеется, в масштабах геологического времени), и ледники то отступали, то наступали. Если бы в то время поверхность Земли можно было бы наблюдать с космического корабля, она напоминала бы разноцветную поверхность колоссального мыльного пузыря. Прокрутите этот период так, чтобы тысячелетия укладывались в минуты, и серебристо-белые ледяные поля поползут вперед, точно пролитая ртуть, но их тут же отбросит назад развертывающийся ковер зеленой растительности. Береговые линии заколеблются, точно вымпелы на ветру, оттого, что синева океана будет то расширяться, то сужаться. Острова будут вставать из этой синевы и снова исчезать в ней, словно камни, по которым переходят ручей, и ее перегородят естественные дамбы и плотины, образуя новые пути для переселения человека. По одному из этих древних путей кроманьонец отправился из нынешнего Китая на север, в холодные просторы Сибири. А оттуда он, вероятно, прошел посуху через Берингию, в Северную Америку. 1

В течение многих поколений люди постепенно продвигались на северо- восток Азии. Они могли идти двумя путями - из глубин Азиатского материка, с территории нынешней Сибири, и по тихоокеанскому побережью, огибая Азиатский материк с востока. Очевидно, было несколько волн "переселенцев" из Азии в Америку. Самые ранние из них двигались вдоль побережья, и их происхождение связано с районами Восточной и Юго- Восточной Азии. Более поздние азиатские мигранты двигались из глубинных областей Азиатского континента.

В Америке людей встречали суровые просторы Гренландии, резко континентальный климат Северной Америки, тропические леса Южноамериканского континента и холодные ветры Огненной Земли. Обживая новые районы, человек адаптировался к новым условиям, и в результате образовывались локальные антропологические варианты. 2

Плотность населения в кроманьонскую эпоху была невелика - всего 0,01-0,5 человека на 1 кв. км, численность групп составляла около 25-30 человек. Вся численность населения Земли того времени оценивается от нескольких десятков тысяч до полумиллиона человек. Несколько плотней была заселена территория Западной Европы. Здесь плотность населения составляла около 10 человек на 1 км, а вся численность населения Европы во времена обитания там кроманьонцев составляла примерно 50 тыс. человек.

Казалось бы, плотность населения была очень низкой, и человеческие популяции не должны были вступать в конкуренцию за источники пищи и воды. Однако в те времена человек жил охотой и собирательством, и в орбиту его "жизненных интересов" входили огромные территории, по которым кочевали стада копытных - главный объект охоты древнего человека. Необходимость сохранения и приумножения своих охотничьих угодий вынуждала человека двигаться все дальше и дальше, в еще не заселенные области планеты.

Более совершенная техника кроманьонского человека делала для него доступными те источники пищи, которые были незнакомы его предшественникам. Орудия охоты усовершенствовались, и это расширило возможности кроманьонца в охоте на новые виды дачи. С мясной пищей люди получали новые источники энергии. Питаясь кочующими травоядными, мигрирующими птицами, морскими ластоногими и рыбой, человек вместе с их мясом получал доступ к пищевым ресурсам очень широкого диапазона.

Еще большие возможности открыло для кроманьонского человека применение в пищу зерен дикорастущих злаков. На Севере Африки, в верхнем течении Нила, 17 тыс. лет назад жили люди, в питании которых, судя по всему, злаки играли значительную роль. Сохранились каменные серпы и примитивные зернотерки, - известняковые плиты с неглубокой выемкой в середине для зерна и углублением в виде широкого желоба, по которому, вероятно, ссыпалась мука. Очевидно, эти люди уже изготавливали хлеб - в виде простых пресных лепешек, испеченных на раскаленных камнях.

Таким образом, кроманьонский человек питался намного лучше, чем его предшественники. Это не могло не сказаться на состоянии его здоровья и на общей продолжительности жизни. Если для неандертальца средняя продолжительность жизни составляла около 25 лет, то для кроманьонского человека она возросла до 30-35 лет, сохраняясь на этом уровне вплоть до средних веков.

Господство кроманьонцев стало причиной их же крушения. Они пали жертвой собственного успеха. Перенаселенность вскоре привела к истощению областей охоты. Еще задолго до этого стада крупных животных в густо населенных районах были почти полностью уничтожены. В результате возникло соперничество за ограниченные источники питания. Соперничество в свою очередь привело к войне, а война - к последующим переселениям.

    Образ жизни кроманьонцев

Для современных исследователей наиболее ярким отличием культуры кроманьонца представляется технологический переворот в обработке камня. Смысл этого переворота заключался в гораздо более рациональном использовании каменного сырья. Экономное его использование имело принципиальное значение для древнего человека, поскольку позволяло не зависеть от природных источников кремня, перенося с собой небольшой его запас. Если сравнить общую длину рабочего края изделия, которую получал человек из одного килограмма кремня, можно убедиться, насколько она больше у кроманьонского мастера по сравнению с неандертальцем и архантропом. Древнейший человек из килограмма кремня мог изготовить лишь от 10 до 45 см рабочего края орудия, культура неандертальца позволяла из того же количества кремня получать уже 220 см рабочего края. Что касается кроманьонца, то его технология оказалась во много раз эффективней - он получал из килограмма кремня 25 м рабочего края.

Секрет кроманьонца заключался в появлении нового метода обработки кремня - метода ножевидных пластин. Суть была в том, что от основного куска кремня - нуклеуса - откалывались длинные и узкие пластины, из которых затем изготавливались разнообразные орудия. Сами нуклеусы имели призматическую форму с плоской верхней гранью. Пластины откалывались точным ударом по краю верхней грани нуклеуса, или отжимались с помощью костяных или роговых отжимников. Длина пластин была равна длине нуклеуса - 25-30 см, а толщина их составляла несколько миллиметров. 3

Метод ножевидных пластин, вероятно, был большим подспорьем для охотников, отправлявшихся в многодневные экспедиции в области, где почти не встречались не только кремни, но и другие мелкозернистые породы. Они могли брать с собой запас нуклеусов или пластин, чтобы было чем заменить наконечники копий, обломившиеся при неудачном броске или оставшиеся в ране животного, которому удалось убежать. А края кремневых ножей, которыми рассекали суставы и сухожилия, обламывались и затуплялись. Благодаря методу ножевидных пластин новые орудия можно было изготовить тут же на месте.

Вторым важным достижением кроманьонца стало освоение новых материалов - кости и рога. Эти материалы называют иногда пластмассами каменного века. Они прочные, пластичные и лишены такого недостатка, как хрупкость, свойственная изделиям из дерева. Очевидно, немаловажную роль играла и эстетическая привлекательность костяных изделий, из которых изготавливались бусы, украшения и статуэтки. Кроме того, источник этих материалов был практически неисчерпаем - это были кости тех же животных, на которых охотился кроманьонский человек.

Соотношение каменных и костяных орудий сразу различает инвентарь неандертальской и кроманьонской стоянок. У неандертальцев на каждую тысячу каменных орудий приходится в лучшем случае 25 костяных изделий. На стоянках кроманьонцев кость и кремень представлены поровну, или даже костяные орудия преобладают.

С появлением костяных игл, шил и проколок появились принципиально новые возможности в обработке шкур и в изготовлении одежды. Крупные кости животных служили также строительным материалом для жилищ древних охотников и топливом для очагов. 4

Кроманьонец уже не зависел от естественных укрытий типа пещер и скальных навесов. Он строил жилища там, где ему было нужно, и это создавало дополнительные возможности для дальних миграций и освоения новых земель.

Третьим достижением кроманьонцев было изобретение принципиально новых орудий охоты, неизвестных его предшественникам. К ним относятся, прежде всего, лук и копьеметалка. Копьеметалки увеличивали дальнобойность копий древних охотников, почти в три раза увеличивая дальность их полета и силу удара, и играли большую роль в жизни древних охотников. Они изготавливались, как правило, из оленьих рогов, украшались резными фигурами и узорами и представляли собой зачастую настоящие произведения искусства.

Однако копьеметалка предполагала охоту на открытых пространствах, где легко было спугнуть добычу и где сам охотник оставался незащищенным перед раненым зверем. Изобретение лука позволило охотиться из укрытий, к тому же стрела летела дальше и быстрее копья.

Не менее важными для кроманьонского человека были и приспособления для ловли рыбы - острога и рыбная распялка, представляющая собой аналог рыболовного крючка. В Южной Африке археологи нашли маленькие цилиндрические камни с желобками, которые могли использоваться как грузила для рыболовных сетей.

Дальнейшее прогрессивное развитие культуры в верхнем палеолите выразилось прежде всего в усовершенствовании способов их изготовления. Отделка орудий стала более совершенной, так как теперь улучшается и техника ретуши. Нажимая с силой концом упругой костяной палочки или кремнёвым отжимником на край камня, человек быстро и ловко скалывал (как бы состругивал) одну за другой длинные и узкие чешуйки кремня. Появляется новая техника изготовления пластин. Ранее пластины скалывались с дисковидного нуклеуса. Такой нуклеус был по сути простой округлой галькой, с которой снимали отщепы, оббивая её кругом от краёв к центру. Теперь пластины скалывались с призматического по своей форме нуклеуса.

Соответственно изменилось и направление ударов, которыми отделялись пластины. Эти удары наносились теперь уже не наискось, не наклонно, а вертикально- от одного конца нуклеуса к другому. Получаемые с призматических нуклеусов узкие и длинные пластины нового типа позволили резко изменить и расширить ассортимент мелких каменных орудий, которые требовались в условиях несравненно более развитого, чем прежде, жизненного уклада: скребков различного вида, острий, проколок, разнообразных режущих инструментов. Впервые появляются кремнёвые инструменты, рабочие края которых в принципе оформлены так же, как у современных стальных резцов. Это обычно массивное режущее остриё, образованное сходящимися под острым углом плоскостями сколов. Таким кремнёвым резцом можно было легче резать дерево, кость и рог, пропиливать в них глубокие пазы и делать надрезы, последовательно снимая одну стружку за другой.

В верхнем палеолите впервые появляются разнообразные костяные наконечники копий и метательного вооружения, в том числе составные гарпуны с зубцами. При раскопках стоянки Мейендорф, у Гамбурга (Германия), найдены гарпуны и лопатки оленей, пробитые такими гарпунами.

Важнейшим событием в развитии охотничьего вооружения явилось изобретение первого механического приспособления для метания дротиков - копьеметалки (метательной доски), представляющей собою стержень с крючком на конце. Удлиняя размах руки, копьеметалка намного увеличивала тем самым силу удара и дальность полёта дротика.

Появились разнообразные каменные орудия для разделывания туш и обработки шкур добытых животных, для изготовления деревянных и костяных изделий.

В верхнем палеолите значительно усложняется образ жизни людей, развивается строй первобытной общины. Отдельные группы неандертальцев были, по всей вероятности, чужды и даже враждебны друг другу. Огромное значение для сближения разных групп должно было иметь возникновение экзогамии, т. е. запрета брачных отношений внутри рода и установление постоянной брачной связи между представителями различных родов. Установление экзогамии как общественного института, свидетельствующего о возрастающем развитии и усложнении общественных связей, можно отнести к верхнепалеолитическому времени.

Повышение производительности охоты в верхнем палеолите способствовало ещё более чёткому разделению труда между мужчинами и женщинами. Одни постоянно были заняты охотой, другие, при развивавшейся относительной оседлости (в силу всё той же большей производительности охоты), больше времени проводили на стоянках, ведя всё усложнявшееся хозяйство группы. Женщины в условиях более или менее оседлой жизни изготовляли одежду, различную утварь, собирали съедобные и технические растения, например употреблявшиеся для плетения, приготовляли пищу. Исключительно важно также, что именно женщины были хозяйками в общественных жилищах, тогда как их мужья были здесь пришельцами.

При господстве характерного для такого этапа родового строя группового брака, когда отец точно неизвестен, дети, разумеется, принадлежали женщинам, что усиливало социальную роль и влияние на общественные дела женщины-матери.

Всё это послужило основой новой формы первобытно-общинных отношений- материнской родовой общины.

Прямыми указаниями на оформление материнского рода в это время являются, с одной стороны, общинные жилища, а с другой - широко распространённые изображенин женщин, в которых можно видеть образы женщин-родоначальниц, известных по данным фольклора, например, у эскимосов и алеутов.

На основе дальнейшего усложнения общественной жизни кроманьонцев происходят и существенные перемены во всех областях их культуры: возникает уже достаточно развитое искусство, в трудовой практике человек накапливает опыт и положительные знания.

Таким образом, пришлось существенно изменить и общий взгляд на жизнь кроманьонских обитателей не только Русской равнины, но и всей Европы. В кроманьонцев раньше видели бродячих жалких дикарей, непрерывно передвигавшихся с места на место, не зная покоя и более или менее прочной оседлости. Теперь по-новому раскрылся и общий уклад их жизни и их общественный строй.

Совершенно исключительная по выразительности и масштабам картина жилища древних охотников на мамонта раскрылась, например, в одном из многочисленных костёнковских поселений - в Костёнках I. Изучая это место, археологи выяснили, что кострища, кости животных и обработанные рукой человека кремни заполняли здесь основание древнего жилища, за пределами которого находки встречались лишь изредка.

Древнее жилище, вскрытое в Костёнках I раскопками 1931-1936 гг., имело в плане овальные очертания. Длина его была 35 м, ширина - 15-16 м. Жилая площадь достигала, таким образом, размера почти 600 кв. м. При таких больших размерах жилище, естественно, не могло обогреваться одним очагом. В центре жилой площади, по длинной её оси, тянулись симметрично расположенные, с интервалами в 2 м, очажные ямы. Очагов было 9, диаметром около 1 м каждый. Эти очаги были покрыты сверху толстым слоем костной золы и обуглившихся костей, употреблявшихся в качестве топлива. Очевидно, обитатели жилища перед тем, как оставить его, запустили свои очаги и долго не чистили их. Они оставили также и неиспользованные запасы топлива в виде костей мамонта, находившихся вблизи очагов.

Один из очагов служил при этом не для отопления, а для совершенно иной пели. В нём обжигали куски бурого железняка и сферосидерита, добывая таким образом минеральную краску - кровавик. Эта краска употреблялась жителями поселения в таком большом количестве, что слой земли, заполнявший углубление жилища, местами был сплошь окрашен в красный цвет различных оттенков.

Обнаружилась и другая характерная черта внутреннего устройства большого жилья в Костёнках I. Рядом с очагами или несколько в стороне от них были найдены крупные трубчатые кости мамонта, вертикально врытые в землю. Судя по тому, что кости были покрыты зарубками и насечками, они служили своего рода «верстаками» для древних мастеров.

Основная жилая площадка была окаймлена дополнительными помещениями- землянками, расположенными по её контуру в виде кольца. Две из них выделялись среди других своими более крупными размерами и были расположены почти симметрично по правую и левую сторону основного жилища. На полу обеих землянок замечены остатки костров, отеплявших эти помещения. Крыша землянок имела каркас из крупных костей и бивней мамонта. Третья большая землянка находилась в противоположном, дальнем, конце жилой площадки и, очевидно, служила складочным помещением для частей туши мамонта. 5

Любопытным бытовым штрихом являются здесь также специальные ямки - хранилища для особо ценных вещей. В таких ямках найдены были скульптурные изображения женщин, животных, в том числе мамонта, медведя, пещерного льва, украшения из коренных зубов и клыков хищников, главным образом песца. Кроме того, в ряде случаев обнаружены были отборные кремнёвые пластины, лежавшие по нескольку штук вместе, крупные наконечники отличного качества, повидимому, намеренно скрытые в специально вырытых углублениях. Учитывая всё это и отмечая, что статуэтки женщин были разбиты, а на полу жилища вообще оказались преимущественно малозначительные вещи, один из исследователей костёнковских стоянок - П. П. Ефименко полагает, что большое жилище Костёнок I было брошено «при чрезвычайных обстоятельствах». По его мнению, жители покинули свой дом, захватив все наиболее ценные вещи. Они оставили на месте только то, что было заранее спрятано, в том числе статуэтки. Враги, обнаружив статуэтки женщин, разбили их, чтобы тем самым уничтожить родовых «покровителей» костёнковской общины и нанести ей ещё больший ущерб.

Раскопки в Костёнках вскрыли, таким образом, картину домашней жизни целой общины, в которую входили десятки, а может быть и сотни людей, обитавших в обширном, уже достаточно хорошо по тому времени устроенном, сложном по конструкции общем жилище. Эта сложная и вместе с тем стройная картина древнего поселения наглядно показывает, что в жизни его обитателей существовал определённый внутренний распорядок, который строился на унаследованных от предшествующих поколений традициях, на строго определённых необходимостью и обычаем правилах поведения её членов. В основе этих традиций лежал непрерывно нараставший в ходе тысячелетий опыт коллективной трудовой деятельности. Вся жизнь палеолитической общины основана была на совместном труде её членов, на их общей борьбе с природой.

Самое большее, что у них имеется из одежды, это более или менее широкий поясок на бёдрах или что-то вроде широкого треугольного хвоста, опускающегося сзади, как это видно на известной статуэтке из Леспюг (Франция). Иногда видна как будто татуировка. Большое внимание уделялось женщинами причёске, порой весьма сложной и пышной. Волосы то падают вниз сплошной массой, то собраны концентрическими кругами. Иной раз они расположены зигзагообразными вертикальными рядами.

Внутри своего низкого и тесного полуподземного зимнего жилища люди кроманьонского времени, очевидно, пребывали обнажёнными или полуобнажёнными. Только вне жилья они появлялись в одежде из шкур и меховом капюшоне. В таком виде они и представлены в произведениях палеолитических скульпторов - в меховой одежде или нагими с одним только пояском на теле.

Палеолитические статуэтки интересны не только тем, что они правдиво передают облик кроманьонцев, но и тем, что ими представлено искусство ледникового времени.

В труде человек развивал речь и мышление, учился воспроизводить нужные ему формы вещей по заранее выработанному плану, что и явилось основным предварительным условием творческой деятельности в области искусства. В ходе развития общественно-трудовой деятельности возникали, наконец, конкретные потребности, вызвавшие зарождение искусства, как особой сферы общественного сознания и деятельности человека.

В верхнем палеолите, как мы видим, усложняется техника охотничьего хозяйства. Зарождается домостроительство, складывается новый уклад быта. В ходе вызревания родового строя крепнет и усложняется по своей структуре первобытная община. Развиваются мышление и речь. Неизмеримо расширяется умственный кругозор человека и обогащается его духовный мир. Наряду с этими общими достижениями в развитии культуры большое значение для возникновения и дальнейшего роста искусства имело и то специфически важное обстоятельство, что человек верхнего кроманьонцев теперь стал широко использовать яркие цвета природных минеральных красок. Он овладел также новыми способами обработки мягкого камня и кости, открывшими перед ним ранее не известные возможности передачи явлений окружающей действительности в пластической форме - в скульптуре и резьбе.

Без этих предварительных условий, без этих технических достижений, рождённых непосредственной трудовой практикой по изготовлению орудий труда, не могли бы возникнуть ни живопись, ни художественная обработка кости, которыми в основном представлено известное нам искусство кроманьонцев.

Самое замечательное и самое важное в истории первобытного искусства заключается в том, что оно с первых своих шагов пошло в основном по пути правдивой передачи действительности. Искусство верхнего кроманьонцев, взятое в лучших его образцах, отличается удивительной верностью природе и точностью в передаче жизненно важных, наиболее существенных признаков. Уже в начальное время верхнего кроманьонцев, в ориньякских памятниках Европы, обнаруживаются образцы правдивого рисунка и скульптуры, а также одинаковые с ними по духу пещерные росписи. Появлению их, разумеется, предшествовал определённый подготовительный период. 6

Глубокая архаичность наиболее ранних пещерных изображений сказывается в том, что возникновение самых древних из них, раннеориньякских, вызвано было на первый взгляд как будто случайно вспыхнувшими ассоциациями в сознании первобытного человека, заметившего сходство в очертаниях камней или скал с обликом тех или иных животных. Но уже в ориньякское время рядом с образцами архаического искусства, в которых причудливо сочетаются естественное сходство и творчество человека, были широко распространены и такие изображения, которые целиком обязаны своим появлением творческому воображению первобытных людей.

Для всех этих архаических образцов древнейшего искусства характерна резко выраженная простота формы и такая же сухость расцветки. Палеолитический человек сначала ограничивался тем, что только раскрашивал свои контурные рисунки сильными и яркими тонами минеральных красок. Это было вполне естественно в тёмных пещерах, тускло освещённых еле горящими фитилями или огнём дымного костра, где полутона были бы попросту незаметны. Пещерные рисунки того времени представляют собой обычно фигуры зверей, выполненные только одним линейным контуром, обведённые красными или жёлтыми полосами, иногда сплошь заполненные внутри круглыми пятнами или залитые краской.

На мадленском этапе происходят новые прогрессивные изменения в искусстве кроманьонцев, главным образом в пещерных росписях. Они выражаются в переходе от простейших контурных и гладко залитых краской рисунков к многоцветным росписям, от линии и гладкого однотонного красочного поля к пятну, передающему объём и форму предмета различной густотой краски, изменением силы тона. Простые, хотя и красочные рисунки того времени вырастают теперь, следовательно, в настоящую пещерную живопись с характерной для её лучших образцов, например в Альтамире, передачей форм живого тела изображаемых зверей.

Жизненный, реалистический характер искусства кроманьонцев не ограничивается мастерством в статической обрисовке формы тела животных. Наиболее полное своё выражение он нашёл в передаче их динамики, в умении схватывать движения, передавать мгновенно меняющиеся специфические позы и положения.

Несмотря на всю свою правдивость и жизненность, искусство кроманьонцев остаётся в полной мере первобытным, поистине младенческим. Оно в корне отличается от современного, где художественный рассказ строго ограничен в пространстве. Искусство кроманьонцев не знает воздуха и перспективы в настоящем смысле этого слова; в этих рисунках под ногами фигур не видно земли. В нём нет и композиции в нашем смысле слова, как намеренного распределения отдельных фигур на плоскости. Самые лучшие рисунки кроманьонцев не более чем мгновенно схваченные и застывшие единичные впечатления с характерной для них поразительной живостью в передаче движений.

Даже в тех случаях, где наблюдаются большие скопления рисунков, в них не обнаруживается никакой логической последовательности, никакой определённой смысловой связи. Такова, например, масса быков в росписи Альтамиры. Скопление этих быков - результат многократной пририсовки фигур, простого их накопления в течение длительного времени. Случайный характер таких сочетаний фигур подчёркивается нагромождением рисунков друг на друга. Быки, мамонты, олени и лошади беспорядочно налегают друг на друга. Более ранние рисунки перекрываются последующими, еле просвечивая под ними. Это не результат единого творческого усилия мысли одного художника, а плоды несогласованной стихийной работы ряда поколений, связанных только традицией.

Тем не менее в отдельных исключительных случаях, особенно в миниатюрных работах, в гравюрах по кости, а иногда также и в росписях пещер обнаруживаются зачатки повествовательного искусства и вместе с тем своеобразной смысловой композиции фигур. Это прежде всего групповые изображения животных, означающие стадо или табун. Возникновение подобных групповых рисунков понятно. Древний охотник постоянно имел дело со стадами быков, табунами диких лошадей, с группами мамонтов, являвшихся для него объектом коллективной охоты - загона. Именно так, в виде стада, они в ряде случаев и изображались.

Есть в искусстве кроманьонцев и зачатки перспективного изображения, однако, весьма своеобразного и примитивного. Как правило, животные показаны сбоку, в профиль, человек-в фас. Но имелись определённые приёмы, позволявшие оживить рисунок и ещё больше приблизить его к действительности. Так, например, тела животных иногда даются в профиль, а голова в фас, глазами к зрителю. На изображениях человека, наоборот, туловище давалось в фас, а лицо в профиль. Наблюдаются случаи, когда животное изображается спереди, схематично, но так, что видны только ноги и грудь, ветвистые оленьи рога, а задняя часть отсутствует, закрытая передней половиной тела. Вместе с пластическими изображениями женщин для искусства верхнего кроманьонцев столь же характерны одинаково верные природе скульптурные изображения животных из бивня мамонта, кости и даже глины, смешанной с костной золой. Таковы фигуры мамонта, бизонов, лошадей и других животных, в том числе хищников.

Искусство кроманьонцев выросло на определённой социальной почве. Оно служило потребностям общества, было неразрывно связано с определённым уровнем развития производительных сил и производственных отношений. С изменением этой экономической основы изменялось общество, менялась надстройка, в том числе изменялось и искусство. Поэтому искусство кроманьонцев ни в коем случае не может быть тождественно реалистическому искусству позднейших эпох. Оно столь же неповторимо в своём своеобразии, в своём примитивном реализме, как и вся породившая его эпоха кроманьонцев - этого подлинного «детства человечества». 7

Жизненность и правдивость лучших образцов кроманьонского искусства обусловлены были прежде всего особенностями трудовой жизни и выраставшего из неё мировосприятия палеолитических людей. Меткость и острота наблюдений, отражённых в образах животных, определялись повседневным трудовым опытом древних охотников, вся жизнь и благосостояние которых зависели от знания образа жизни и характера животных, от умения выследить их и овладеть ими. Такое знание мира животных было делом жизни и смерти для первобытных охотников, а проникновение в жизнь зверей являлось настолько характерной и важной частью психологии людей, что окрашивало всю их духовную культуру, начиная, судя по данным этнографии, с животного эпоса и сказок, где животные выступают единственными или основными персонажами, кончая обрядами и мифами, в которых люди и звери представляют одно нераздельное целое.

Кроманьонское искусство доставляло людям того времени удовлетворение соответствием изображений природе, чёткостью и симметричным рас положением линий, силой цветовой гаммы этих изображений.

Обильные и тщательно выполненные украшения радовали глаз человека. Возник обычай покрывать орнаментом самые простые бытовые вещи и придавать им нередко скульптурные формы. Таковы, например, кинжалы, рукоять которых превращена в фигурку оленя или козла, копьемоталка с изображением куропатки. Эстетический характер этих украшений нельзя отрицать даже и в тех случаях, когда такие украшения приобретали определённый религиозный смысл и магический характер.

Искусство кроманьонцев имело огромное положительное значение в истории древнейшего человечества. Закрепляя в живых образах искусства свой трудовой жизненный опыт, первобытный человек углублял и расширял представления о действительности и глубже, всестороннее познавал её, а вместе с тем обогащал свой духовный мир. Возникновение искусства, означавшее огромный шаг вперёд в познавательной активности человека, вместе с тем во многом способствовало укреплению социальных связей.

Памятники первобытного искусства свидетельствуют о развитии сознания человека, о его жизни в то отдалённое время. Они рассказывают и о верованиях первобытного человека. К фантастическим представлениям, из которых возникли древнейшие религиозные верования охотников каменного века, следует отнести зачатки почитания сил природы и прежде всего культ зверя.

Зарождение грубого культа зверя и охотничьего колдовства обусловлено было значением охоты, как главного источника существования древних людей этого периода, той реальной ролью, которая принадлежала зверю в их повседневной жизни. Звери с самого начала заняли важное место в сознании первобытного человека и в первобытной религии. 8

Перенося на мир животных отношения, характерные для первобытных родовых общин, неразрывно связанных друг с другом брачными союзами и экзогамными нормами, первобытный человек мыслил и этот звериный мир как бы в виде второй и вполне равноправной половины своей собственной общины. Отсюда развился тотемизм, т. е. представление о том, что все члены данного рода происходят от определённого животного, растения или другого «тотема» и связаны с данным видом животных нерасторжимой связью. Самое слово тотем, вошедшее в науку, заимствовано из языка одного из североамериканских индейских племён - алгонкинов, у которых оно значит «его род». Звери и люди, согласно тотемическим представлениям, имели общих предков. Звери, если они этого хотели, могли снять свою шкуру и стать людьми. Предоставляя людям по собственной воле своё мясо, они умирали. Но если люди сберегали их кости и выполняли необходимые обряды, звери снова возвращались к жизни, «обеспечивая» таким образом обилие пищи, благополучие первобытной общины.

Первые слабые зачатки такого первобытного культа зверя могут быть обнаружены, судя по находкам в Тешик-Таше и в альпийских пещерах, возможно, уже в конце мустьерского времени. О его развитии наглядно свидетельствуют памятники пещерного искусства верхнего кроманьонцев, содержанием которого почти исключительно являются образы зверей: мамонтов, носорогов, быков, лошадей, оленей, хищников, вроде пещерного льва и медведя. На первом месте при этом, естественно, стоят те животные, охота на которых была главным источником пищи: копытные.

Для понимания смысла этих пещерных рисунков важны и условия, в которых они находятся. Сама по себе сохранность пещерных рисунков определяется устойчивым гигроскопическим режимом внутри пещер, изолированных также и от влияния температурных колебаний, имевших место на поверхности земли. Рисунки обычно расположены на значительном расстоянии от входа, например в Нио (Франция)- на расстоянии 800 м. Постоянная жизнь человека на таком расстоянии от входа в пещеры, в глубине, где царили вечная темнота и сырость, разумеется, была невозможна. Чтобы попасть в самые замечательные хранилища пещерного искусства, иногда и теперь приходится пробираться в тёмную глубину пещер через узкие колодцы и щели, часто ползком, даже переплывать через преграждающие дальнейший путь подземные реки и озёра.

Какие мысли и чувства руководили первобытными скульпторами и живописцами древнекаменного века, не менее ясно показывают их рисунки. Здесь изображены бизоны с вонзёнными в них дротиками или гарпунами, звери, покрытые ранами, умирающие хищники, у которых из широко раскрытой пасти льётся потоком кровь. На фигурках мамонтов видны схематические рисунки, которые могут изображать ловчие ямы, служившие, как полагают некоторые исследователи, для ловли этих гигантов ледникового времени.

О специфическом назначении пещерных рисунков свидетельствует и характерное налегание одних рисунков на другие, их многочисленность, показывающая, что изображения животных делались, повидимому, не навсегда, а только для одного раза, для того или иного отдельного обряда. Ещё ярче это видно на небольших гладких плитках, где налегающие друг на друга рисунки часто образуют сплошную сетку пересекающихся и совершенно запутанных линий. Такие гальки, должно быть, каждый раз заново покрывались красной краской, по которой и процарапывался рисунок. Таким образом, эти рисунки делались только для одного определённого момента, «жили» только раз.

С охотничьими колдовскими обрядами в значительной мере связаны были, как полагают, и женские статуэтки верхнего кроманьонцев. Их значение определяется, согласно этим взглядам, представлениями древних охотников, веривших в своего рода «разделение труда» между мужчинами, убивающими зверей, и женщинами, которые своим колдовством должны были якобы «привлекать» животных под удары копий охотников. Такое предположение хорошо обосновывается этнографическими аналогиями.

Женские статуэтки являются вместе с тем, невидимому, свидетельством существования культа женских духов, характерного для древних общин с материнским родом. Культ этот хорошо известен по верованиям различных племён, в том числе не только земледельческих, но и чисто охотничьих, таких, как алеуты и эскимосы XVII-XVIII вв. н. э., образ жизни которых, обусловленный суровой арктической природой и охотничьим хозяйством, обнаруживал наибольшее сходство с бытовым укладом кроманьонских охотников приледниковых областей Европы и Азии. 9

Культура этих алеутских и эскимосских племён в общем своём развитии ушла, конечно, далеко вперёд но сравнению с культурой верхнего кроманьонцев, но том интереснее, что в их религиозных верованиях сохранилось много такого, что помогает понять те представления, которые вызвали к жизни женские палеолитические статуэтки.

О развитии и характере первобытных религиозных представлений и обрядов, складывавшихся у кроманьонцев, можно судить также и по верхнепалеолитическим погребениям. Наиболее ранние погребения верхнего кроманьонцев обнаружены в окрестностях Ментоны (Италия); они относятся к ориньякскому времени. Люди, хоронившие своих умерших сородичей в ментонских гротах, клали их в одеждах, щедро украшенных морскими раковинами, ожерельями и браслетами из раковин, зубов животных и позвонков рыб. Из орудий при костяках в Ментоне найдены кремнёвые пластины и костяные кинжаловидные острия. Мёртвых засыпали минеральной красной краской. Так, в пещерах Гримальди в окрестностях Ментоны найдены два костяка - юноши 15-17 лет и старухи, положенные на остывшее кострище в скорченном положении. На черепе юноши уцелели украшения от головного убора, состоявшие из четырёх рядов просверленных морских раковин. На левой руке старухи помещались браслеты из таких же раковин. Около туловища юноши находились, кроме того, кремнёвые пластины. Выше, но также ещё в ориньякском слое, лежали два детских скелета, в области таза которых найдено около тысячи просверленных ракушек, очевидно, украшавших переднюю часть одежды.

Кроманьонские погребения показывают, что к тому времени сложился обычай хоронить умерших с украшениями и орудиями труда, которыми они пользовались при жизни, с запасами пищи, а иногда даже с материалами для изготовления орудии и вооружения. Отсюда можно сделать вывод, что в это время уже зарождаются представления о душе, а также о «стране мёртвых», где умерший будет охотиться и вести такую же жизнь, какую он вёл на этом свете.

Согласно этим представлениям смерть означала обычно простой уход души из тела человека в «мир предков». «Страна мёртвых» часто представлялась находившейся в верховьях или в низовьях той реки, где проживала данная родовая община, иногда же под землёй, в «подземном мире», или на небе, или на острове, окружённом водой. Оказавшись там, души людей добывали себе пищу охотой и рыбной ловлей, строили жилища и рели жизнь, подобную земной.

Нечто подобное этим верованиям должно было, судя по отмеченным выше археологическим памятникам, существовать и у палеолитических людей. От той эпохи такие взгляды дошли до нашего времени. Они находятся и в основе современных религий, развившихся в условиях классового общества.

Заслуживает внимания такая характерная черта кроманьонских погребений, как обсыпание мёртвых в могилах кровавиком. Согласно описанным этнографами взглядам на роль красной краски в различных обрядах у многих племён недавнего времени красная краска - кровавик - должна, была заменять кровь - источник жизненной силы и вместилище души. Судя по их широкому распространению и очевидной связи с охотничьим образом жизни, такие взгляды уходят в отдалённое первобытное прошлое.

Заключение

Итак, в заключение можно сказать следующее: кроманьонские археологические культуры существенно отличаются друг от друга некоторыми специфическими особенностями кремневых и костяных изделий. Это один из признаков, по которому кроманьонская культура в целом отличается от неандертальской: орудия неандертальцев самых разных районов обладают очень высокой степенью сходства. Возможно, такая дифференциация кроманьонских изделий означает реальные культурные различия между отдельными племенами древних людей. С другой стороны, определенный стиль в изготовлении орудий мог отражать индивидуальную манеру какого-то древнего мастера, проявление его личных эстетических предпочтений.

Культура кроманьонца включает в себя еще одно явление, которое возникло только у современного человека. Речь идет об искусстве каменного века, искусстве, произведениями которого можно считать не только настенные росписи Древних пещер, но и сами орудия кроманьонского человека, орудия, иногда столь совершенные по своим линиям и формам, что их вряд ли может воспроизвести кто-либо из ныне живущих людей.

Таким образом, задачи решены, цель работы выполнена.

Список литературы

1. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М., 2001.

2. Древние цивилизации. Под общей редакций Г. М. Бонгард -Левина. М., 2009.

3. Древние цивилизации: от Египта до Китая. М., 2007.

4. Ибраев Л. И. Происхождение человека. М., 2004 г.

5. История древнего мира. Под ред. Д.Редера и др. - М., 2001. - Ч. 1-2.

6. История первобытного общества. В 3-х тт. М., 2000.

7. Монгайт А.Л. Археология Западной Европы / Каменный век. М., 2003.

Реферат >> Культура и искусство

В культурах неандертальцев, в культурах кроманьонцев позднего палеолита преобладали каменные инструменты... подобные приемы и орудия, кроманьонцы получили почти неиссякаемый источник... и одежда В строительстве кроманьонцы в основном следовали старым...

  • Происхождение и эволюция человека (4)

    Реферат >> Биология

    Что неандертальцы в различных регионах эволюционировали в кроманьонцев . Следовательно, расовые особенности современных людей... : их истребление более развитыми кроманьонцами ; смешение неандертальцев с кроманьонцами ; самоистребление неандертальцев в стычках с...

  • Эволюция человека (4)

    Реферат >> Биология

    Лет назад Стадия неоантропа (кроманьонца ). Человек разумный Формирование облика... мустье и верхний палеолит. Кроманьонцами иногда называют всех ископаемых людей... и лук. Высокий уровень культуры кроманьонцев подтверждают и памятники искусства: наскальная...

  • Проблемы происхождения человека и его ранняя история

    Реферат >> Социология

    Лет назад – называется кроманьонцами . Отметим, что кроманьонцы в Европе 5 тыс. ... чем мустьерские остроконечники. Кроманьонцы широко использовали для изготовления... , да и сосуществование неандертальцев и кроманьонцев уже доказано. Некоторые ученые считают...

  • Физиологические особенности человека

    Реферат >> Медицина, здоровье

    Которых различаются негроидные черты. Кроманьонцы вели оседлый образ жизни, ... рыбной ловли - различными узорами. Кроманьонцы хоронили умерших, что свидетельствует о... религиозных верова­ний. После возникновения кроманьонца человек биологически не изменился. ...