Эскизы леонардо да винчи в хорошем качестве. Леонардо да Винчи – биография и картины художника в жанре Высокое Возрождение – Art Challenge. «Витрувианский человек» одновременно является шедевром изобразительного искусства и плодом научных изысканий

Экология жизни. А вы когда-нибудь задумывались, чем создавали графику, похожую на карандашную, такие мастера как Леонардо да Винчи, Ян ван Эйк или Альбрехт Дюрер?

А вы когда-нибудь задумывались, чем создавали графику, похожую на карандашную, такие мастера как Леонардо да Винчи, Ян ван Эйк или Альбрехт Дюрер? Я почему-то никогда не озадачивалась, чем же именно, пока не наткнулась на книгу Сюзан Доротеи Уайт

Среди прочих техник создания графики она рассматривает технику серебряной иглы. Я ведь была уверена, что все карандашно смотрящиеся рисунки - карандашом и сделаны. Но не тут-то было. Многие были созданы мастерами с помощью серебряной иглы. Просто с появлением удобных простых карандашей так называемую технику серебряного карандаша успешно забыли.

Leonardo da Vinci, Bust of a warrior in profile

Смысл её заключался в том, что поверхность листа или холста покрывали специальным раствором, чтобы она, поверхность, становилась несколько рыхлой. Обычно это был слой смеси из кости животных, клея на желатине, гипса, мела и яичного желтка. Гипс и яичный желток содержат серу. Поэтому когда закруглённым серебряным кончиком (тонким, как игла) процарапывали рисунок, он постепенно темнел, или становился коричневым. Просто сера вступала в реакцию с серебром. Работать нужно было очень точно. По такому базовому слою из рыхлой массы ластиком уже не поработаешь.

Сегодня у нас есть все шансы возродить технику. Для современных художников продают специальные наборы с химикалиями для базового слоя. И серебряные карандашики прилагаются, но уже попроще. Например, серебряные карандаши эпохи Возрождения были кусочками бронзы или меди. На тонко отточенный кончик наплавляли серебро. Саму ручку красиво отделывали и бАхато украшали, и даже приделывали кольцо для шнурка, чтобы такой дорогой инструмент привязывать к поясу и не терять. Вот я в глубинах инета откопала слабое подобие великолепия прошлых веков.

А это современные серебряные карандашики. Больше всего "улыбнул" след от серебряной ложки.

Смесь для базового слоя можно так же сделать из вполне доступных в худмагазинах материалов: смешать гуммиарабик с обычной цинковой гуашью.

Смотрю теперь на работы старых мастеров с ещё бОльшим уважением. Правда, если вы спросите, чем не угодил простой карандаш - я не смогу ничего ответить. Потому что лишена возможности быстро опробовать технику серебряной иглы. Но опытные люди говорят, что от серебряного карандаша на бумаге (или любой другой обработанной поверхности) выходят очень красивые эффекты, плюс удвоенное удовольствие от процесса. опубликовано

Весь мир знает Леонардо да Винчи как талантливого живописца и прославленного ученого. Но всю свою сознательную жизнь итальянец страстно увлекался анатомией, а анатомический труд, который он писал на протяжении всей жизни, так и не был закончен и опубликован. Современные технологии позволили британским ученым оцифровать записки ученого, и теперь весь мир может увидеть анатомические рисунки Леонардо да Винчи, полные реалистичности и детализированные до мельчайших подробностей.

С чего все начиналось…

Еще будучи подмастерьем у знаменитого на всю Италию мастера живописи Андреа Верроккьо, юный Леонардо заинтересовался работами Антонио дель Поллайоло, первого в истории живописца, который изучал строение мышц человека. Картины Антонио, которые подробно изучал начинающий художник, стали первым шагом в познании анатомии.

Первый труд по анатомии

Первая научная рукопись по анатомии вышла из-под руки Леонардо в 1484 г., и уже тогда он перестал рассматривать анатомию как вспомогательную дисциплину к скульптуре и живописи. А вот первые анатомические наброски Леонардо да Винчи появились 6 годами ранее, в 1478 г.

Виндзорский кодекс

Огромный рукописный труд да Винчи, состоящий из 234 листов, содержит 600 рисунков, выполненных карандашом, которые касаются непосредственно анатомического строения человека. Эти эскизы начал собирать в конце XVI столетия Помпео Леони, а сейчас этот огромный труд храниться в Виндзорской библиотеке.

Разрешение на вскрытие

Наиболее активно ученый стал изучать анатомию в 1510-1511 годах, а получив разрешение на вскрытие, стал работать в больницах Северной Италии в сотрудничестве с Торре, профессиональным врачом и анатомом.

От того периода жизни великого ученого осталось более 300 рисунков, уместившихся в 13 томах рукописного труда.

Рисунок черепа

Традиционно Леонардо начал изучение анатомии с головы, и 2 апреля 1489 года на свет появился подробный рисунок человеческого черепа. Новшеством в науке было то, что художник впервые изобразил фронтальную пазуху, внеся тем самым весомый вклад в историю развития анатомии.

Большое значение Леонардо уделил изучению сердца. Он первым из врачей и анатомов того времени чётко определил его функцию и предназначение. Он оценил его как плотный мышечный орган, который питают артерии и вена.

Также он категорически выступил против деления сердца на два желудочка. Его исследования опирались на практические знания, и ученый утверждал, что этот важнейший орган разделен клапанами на четыре неравномерных отдела.

Как художника Леонардо интересовало строение человеческого тела, а особенно позвоночника и суставов. Его рисунок позвоночника настолько точен и уникален для того времени, ведь досконально изучить позвоночник ученые смогли лишь только с появлением рентгена и МРТ.

Первый из анатомистов того времени, Леонардо точно определил число позвонков человека, и четко нарисовал весь позвоночный столб.

Анатомия и механика

Увлекаясь механикой, Да Винчи уделил много внимания изучению строения мышц, и большинство его рисунков посвящены именно этой теме.

Гений ученого и художника проявился в создании стеклянной модели организма человека, на которой было наглядно видно движение крови. А вот знаменитый рисунок Витрувианского человека точно передает пропорции человеческого организма. Хотя именно Витрувианский человек хранит еще множество тайн и загадок.

Плод в чреве матери

Пожалуй, самый известный на сегодня рисунок Леонардо, на котором изображен плод в предполагаемом чреве женщины.

Отбросив в сторону некоторые неточности, художник настолько искусно изобразил зарождающуюся жизнь, что рисунок и сейчас размещают в качестве иллюстрации на страницах учебников по анатомии.

Рисунки с записями

Многие иллюстрации выступали дополнением к научным текстам, а некоторые наоборот подробно описывали все действия великого ученого. Как видно из этих записей и рисунков, именно анатомия была пристрастием художника и ученого, которой он посвятил большую часть своей яркой жизни.

Основатель динамической анатомии

В те далекие времена сложно было найти человека, который бы так досконально изучил и до мельчайших деталей знал строение человеческого тела. Все свои рисунки он сопровождал подробными комментариями, и сам того не подозревая, стал основоположником динамической анатомии.

Кроме строения мышц и скелета, изучал расположение органов чувств, хотя и заблуждался в некоторых вопросах их предназначения и расположения. Свои знания по анатомии Леонардо да Винчи великолепно воплотил в своих картинах, которые стали настоящими шедеврами живописи.

Наиболее ценны для современной науки, и, вообще понимания развития научных знаний Средневековья, представляют иллюстрации органов и частей тела человека в разрезе. Это еще раз доказывает. Что художник и ученый всегда пытался дойти до самой сути, осветить объект своего изучения со всех сторон.

Современная анатомическая наука

С позиций сегодняшних знаний, можно с уверенностью утверждать, что анатомические рисунки Леонардо да Винчи были прорывом в медицине Средневековья.

Многие ученые сейчас задаются вопросом о точности его картин, и приходят к единому мнению, что его знания по анатомии намного опережали время, и Леонардо мог увидеть то, что только сейчас открывается ученым с помощью трехмерной графики и новых технологий.

Наследие

После смерти Леонардо да Винчи все рукописи ученого унаследовал его ученик и соратник Франческо Мельци. Мельци занялся систематизацией трудов, но его знаний хватало лишь на записи по искусству.

Остальная часть наследия расползлась по частным коллекциям, и только в XVIII столетии началась систематизация трудов по анатомии и медицине. Особенно были интересны «Quaderni d’Anatomia» («Анатомические тетради») и, так называемый, «Виндзорский кодекс», опубликованный только в 1901 году.

Современность

Сегодня обширные труды по анатомии, как и другие рукописи великого человека, оцифрованы в хорошем качестве, и доступны для просмотра. Наряду с шедеврами живописи кисти мастера, анатомические рисунки также представляют большой интерес, как с эстетической, так и научной точки зрения.

В заключение

Можно долго спорить о том, какие неточности совершил да Винчи в своих анатомических рукописях, но не может не удивлять стремление ученого докопаться до самой сути, познать природу и сущность человеческого тела.

Если Вы ещё не читали статью о , размещенную на нашем сайте сайт, обязательно сделайте это! Оказывается, многие обыденные вещи, которыми мы пользуемся являются изобретениями великого мастера.

Многие научные наработки талантливого живописца, изобретателя и ученого, в том числе и великолепные, полные детализации анатомические рисунки, еще раз доказывают, что этот человек намного опередил время, в котором жил и трудился.

К 1514 - 1515 гг. относится создание шедевра великого мастера - «Джоконды».
До последнего времени думали, что этот портрет был написан гораздо раньше, во Флоренции, около 1503 г. Верили рассказу Вазари, который писал: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джоконде портрет монны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам».

Весь этот рассказ неверен от начала до конца. По словам Вентури, «монна Лиза, позднее Джоконда, была созданием фантазии новеллиста, аретинского биографа, Джордже Вазари». Вентури в 1925 г. предположил, что «Джоконда» - портрет герцогини Костанцы д"Авалос, вдовы Федериго дель Бальцо, воспетой в маленькой поэме Энео Ирпино, упоминающем и о ее портрете, написанном Леонардо. Костанца была любовницей Джулиано Медичи, который после брака с Филибертой Савойской отдал портрет обратно Леонардо.

В самое последнее время Педретти выдвинул новую гипотезу: луврский портрет изображает вдову Джованни Антонио Брандано по имени Пачифика, которая также была любовницей Джулиано Медичи и родила ему сына Ипполито в 1511 г.
Как бы то ни было, вазариевская версия вызывает сомнение уже потому, что никак не объясняет, почему портрет жены Франческо дель Джокондо остался на руках у Леонардо и был увезен им во Францию.

2. Дама с горностаем ок. 1488-1490

Масло на панели.
54.8 x 40.3 см
Чарторский музей, Краков, Польша


«Дама с горностаем»- это бессмертная семнадцатилетняя Чечилия Галлерани, фаворитка Лодовико Сфорца. Дочь XV века. Лукавая чаровница. Фаворитка миланского дворца. Нежная и мудрая, стыдливая и фривольная, предстает она перед нами. Простая и сложная. Таинственно-привлекательная, с лицом почти статичным, она все же обладает магнетизмом необычайного, скрытого движения. Но что придает облику молодой дамы эту колдовскую живость? Улыбка. Она еле тронула уголки целомудренных губ. Притаилась в чуть-чуть припухлых девичьих ямочках у рта и, подобно зарнице, ответно блеснула в темных, расширенных зрачках, при крытых округлыми лукообразными веками. Вглядитесь пристальней в тонкие, одухотворенные черты «Дамы с горностаем», в её осанку, полную достоинства, в её строгую, но изящную одежду и перед вами мгновенно предстанет Ренессанс с его великолепными творениями гениальных мастеров искусств. Чечилия Галлерани. Она, как маленькая планета, отразила сияние жестокого, уродливого и прекрасного, неповторимого xv века.

3. Фреска Тайная вечеря 1494 -1498

Масло и темпера на штукатурке.
460 x 880 см
Санта-Мария дель Грация, Милан, Италия

Слева направо во всю ширину картины тянется стол с едой. За столом лицом к нам группами по три сидят двенадцать персонажей с Христом в центре. Апостолы оживленно общаются. О чем они говорят и о чем картина? Из свидетельства Амморети следует заключить, что картина "Тайная Вечеря" была окончена в 1497 году. К сожалению, Леонардо да Винчи исполнил ее красками, из которых некоторые оказались очень непрочными. Уже через пятьдесят лет после окончания, картина, по свидетельству Вазари, находилась в самом жалком состоянии. Однако, если бы в то время можно было исполнить желание короля Франциска I, выраженное через шестнадцать лет после окончания картины, и, выломив стену, перевести картину во Францию, то, может быть, она сохранилась бы. Но этого нельзя было сделать. В 1500 г. вода, залившая трапезу, окончательно испортила стену. Кроме того, в 1652 г. была пробита дверь в стене под ликом Спасителя, уничтожившая ноги этой фигуры. Картина была несколько раз неудачно реставрирована В 1796 г., после перехода французов через Альпы, Наполеон отдал строгое предписание пощадить трапезу, но следовавшие за ним генералы, не обращая внимания на его приказ, превратили это место в конюшню, а впоследствии в складочное место для сена.

4. Портрет Жиневры де Бенчи ок. 1475 - 1478

Темпера и масло на панели
38.1 x 37 см
Национальная галлерея искусств, Вашингтон


Эта картина, ныне находящаяся в Национальной галерее искусства в Вашингтоне, изображает молодую даму на фоне гористого пейзажа, с играющими на нём рефлексами от реки. Существуют различные точки зрения по поводу идентификации портретируемой; мнения специалистов о датировке этой работы также разделяются. Некоторые относят её к первому флорентийскому периоду творчества Леонардо, другие, напротив, - к миланскому. Большинство исследователей придерживаются гипотезы о том, что на портрете представлена Джиневра Бенчи (на её имя намекают ветви можжевельника, ginepro, которые видны на фоне композиции). Он выполнен в период, когда Леонардо освободился от ученической зависимости от искусства Верроккьо, то есть около 1475 года.

5. Портрет музыканта 1485-1490

Масло на панели.
43 x 31 см
Библиотека Амброзиано, Милан, Италия


Портреты, приписываемые Леонардо, содержат общие черты: фон их затемнен, полуфигурное изображение модели, обычно в трёхчетвертном повороте, помогает представить её зрителю во всей индивидуальной характерности. Имена портретируемых неизвестны, несмотря на все усилия историков искусства раскрыть их, и на документальные свидетельства о деятельности мастера. Ряд портретов Леонардо связан с атмосферой двора Сфорца, где определяющую роль играло прославление индивидуума, отражавшее славу двора. Чистота форм, достоинство поз, сочетающиеся с острым проникновением в характер модели, сближают портреты художника с самыми передовыми для того времени достижениями в данном жанре искусства – с работами Антонелло да Мессина. Они выходят далеко за рамки меморативного формализма мастеров XV века, развивая тип портрета, воплощающего состояние души персонажа и позволяющего значительно углубить характеристику образа. В так называемом Портрете музыканта из Амброзианы в Милане – модель его иногда идентифицируют с регентом Миланского собора Франкино Гаффурио, но на самом деле здесь изображен просто молодой человек с листом нотной бумаги. Ещё различим некоторый геометризм в передаче пластических объёмов, выдающих тосканское влияние. Шапочка на голове и масса курчавых волос образуют две полусферы по сторонам лица; резкость контуров и светотень свидетельствуют уже о знакомстве мастера с ломбардскими традициями и портретами Антонелло да Мессина. Сильно реставрированный, переписанный и, возможно, даже оставленный незаконченным, хотя и на довольно продвинутой стадии работы, этот единственный у Леонардо мужской портрет – если он действительно выполнен самим художником – изображает человека с умным и твердым взглядом. Не увлекаясь риторическим прославлением личности, Леонардо передает во внутреннем свете лица и взгляда портретируемого свойственную ему моральную силу.

6. Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа) 1478 - 1480

Масло, перенесенное с доски на холст
48х31,5 см
Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Эту картину только что завершивший обучение молодой художник Леонардо да Винчи написал во Флоренции в конце семидесятых годов пятнадцатого столетия. Ее приняли с восторгом, сделали много копий, а в начале шестнадцатого века… потеряли.
Через триста лет в Астрахани гастролировала труппа бродячих актеров. Один из служителей Мельпомены предложил местному поклоннику муз и богатейшему из купцов города Александру Сапожникову купить потемневшую от старости, написанную на доске картину. Сделка состоялась.
Спустя много лет его внучка Мария выходила замуж. К роскошному приданию прилагалось и творение неизвестного итальянца, на которое поначалу мало кто обратил внимание. Неизвестно, что бы с ним стало, если бы мужем Марии Александровны не стал преуспевающий архитектор и будущий президент Академии Художеств Леонтий Бенуа (сын еще более прославленного зодчего) и если бы его младшим братом не был известный художник, искусствовед и организатор объединения "Мир Искусства" Александр. «Внемля настойчивым просьбам брата Леонтия и его жены, - вспоминает он, - мне пришлось задержаться в Берлине. Дело в том, что они поручили мне показать принадлежащую им картину знаменитому Боде". (В скобках заметим, что Боде – один из главных авторитетов по истории европейского искусства, директор Государственных берлинских музеев). Он отсутствовал, но в музее оказалось несколько специалистов мировой величины. Их приговор был суров: картина не является произведением Леонардо, скорее, ее написал кто-либо из его соучеников по мастерской Вероккио. Позже и сам Боде подтвердил этот вывод».
Целый год пролежала "Мадонна" из дома Сапожниковых в парижской квартире Александра Николаевича, а затем была увезена им обратно в Петербург и возвращена владельцам. Однако, по прошествии восьми лет (это было уже в 1914-м), когда он пребывал в суете и хлопотах, связанных с подготовкой русской выставки в Париже, ему подали визитную карточку с именем одного из берлинских специалистов: «Профессор Моллер Вальде».
«Не успел я согласиться его принять, - рассказывал Александр Бенуа, - как на меня налетела собственная его персона с криком: "Теперь я твердо убежден, ваша Мадонна - Леонардо!". Тут же, не присев, не давая мне опомниться, красный от волнения, он стал вытаскивать из огромного, туго набитого портфеля кипу фотографий тех несомненных рисунков Леонардо, которые являлись в его глазах (и на самом деле) подтверждением его уверенности в авторстве великого мастера.
На предложение о продаже шедевра в музеи Берлина Бенуа ответили отказом, передав его в коллекцию Императорского Эрмитажа. Там картина находится и по сей день, известная всему миру под названием "Мадонна Бенуа".

7. Мадонна в гроте 1483-1486

Масло на панели (перенесено на полотно)
199 x 122 см
Лувр, Париж, Франция


Картина предназначалась для украшения алтаря (оправой для картины являлся резной деревянный алтарь) в капелле Иммаколата церкви Сан Франческо Гранде в Милане. 25 апреля 1483 года члены братства Святого Зачатия заказали картины (центральная композиция – Мадонна с младенцем, боковые – Музицирующие ангелы) Леонардо, которому поручили выполнение самой важной части алтаря, а также братьям Амброджо и Эванджелиста де Предис. В настоящее время историки искусства придерживаются мнения, что оба холста на идентичный сюжет, из которых один хранится в Лувре, а другой – в лондонской Национальной галерее, являются вариантами картины, выполненными для одной и той же цели. Подписная Мадонна в скалах из Парижа (Лувр) первоначально украшала алтарь церкви Сан Франческо Гранде; возможно, она была передана самим Леонардо французскому королю Людовику XII в знак благодарности за посредничество в конфликте между заказчиками и художниками по поводу оплаты картин. Заменила её в алтаре композиция, ныне находящаяся в Лондоне. Впервые Леонардо смог решить задачу слияния человеческих фигур с пейзажем, постепенно занимавшую ведущее место в его художественной программе.

8. Иоанн Креститель 1512

Масло на панели
69 x 57 см
Лувр, Париж

Можно думать, что первой идеей художника было изобразить благовествующего ангела, если только это согласуется со странной фигурой, вызывающей у зрителя скорей чувство неловкости, чем восторженного изумления. В ней различим тот же дух иронии, что характерен для Джоконды, однако здесь отсутствует пейзаж, на который могла бы проецироваться эта ирония, отражая более сложные связи между человеком и природой. В силу этого Иоанн Креститель производит на зрителя странное, даже двусмысленное впечатление. Между тем, картина безусловно принадлежит к кругу работ Леонардо, а по своему замыслу является одной из самых новаторских, поскольку в фигуре Святого Иоанна мастер синтезировал свои поиски средств выражения чувств и природы человека в целом. Перегруженный символикой и иллюзиями, этот образ, кажется, существует на грани загадки и реальности.

9. Леда с лебедем 1508 - 1515

Масло на панели.
130 x 77.5
Галлерея Уфици, Флоренция,Италия


Мона Лиза создавалась в то время, когда Леонардо Винчи был до такой степени поглощен изучением строения женского организма, анатомией и проблемами, связанными с деторождением, что разделить его художественные и научные интересы практически невозможно. В эти годы он зарисовал человеческий эмбрион в матке и создал последнюю из нескольких версий картины "Леда" на сюжет античного мифа о рождении Кастора и Поллукса от соединения смертной девушки Леды и Зевса, принявшего образ лебедя. Леонардо занимался сравнительной анатомией и интересовался аналогиями между всеми органическими формами.

10. Автопортрет 1514 - 1516

Красная сангина (мел).
33.3 x 21.3 cm
Национальная Галерея в Турине, Италия


К последним годам жизни относится туринский автопортрет Леонардо.

А к этому автопортрету, видимо, относится и описание Ломаццо: «Голова его была покрыта длинными волосами, брови были такие густые и борода такая длинная, что он казался подлинным олицетворением благородной учености, каковой уже раньше были друид Гермес и древний Прометей».
Старинные биографы Леонардо да Винчи рисуют в самых привлекательных чертах его облик:
По Вазари:
«блистательностью своей наружности, являвшей высшую красоту, он возвращал ясность каждой опечаленной душе».
По словам Анонима:
«он был прекрасен собою, пропорционально сложен, изящен, с привлекательным лицом. Он носил красный плащ, доходящий до колен, хотя тогда были в моде длинные одежды. До середины груди ниспадала прекрасная борода, вьющаяся и хорошо расчесанная».
БЭС Брокгауза и Ефрона:
"Винчи был красив собой, прекрасно сложен, обладал огромною физическою силой, был сведущ в рыцарских искусствах, верховой езде, танцовании, фехтовании и пр."

По материалам abc-people.com

Кто видел "вживую" рисунки Леонардо да Винчи, - тот поймёт мою любовь к ним! Это восторг и упоение мастерством великого живописца! А сами рисунки - это совершенно живые лица, головки, образы... Они дышат, они волнуются от вашего взгляда, они - настоящие! Что и потрясает!
Посмотрите и обратите внимание на материал, который использовал Леонардо создавая это волшебство:

"Эскиз головы девушки", 1470-78 года. Ручка, чернила, бумага. Галерея Уффици Флоренция, Италия.

"Портрет Изабеллы де Эсте (d Este)". 1499 год. Древесный уголь, черный мел и пастель, бумагa. Лувр, Париж.
Новую технику этого изображения Леонардо называет colorire a secco (окрашивать сухим способом) и отождествляет с пастелью.

"Голова девочки". 1483 год. Серебрянный карандаш на коричневатой подготовленной бумаге. Турин (Biblioteca Reale), Италия.

"Эскиз головы Леды" (один из многочисленных эскизов к картине "Леда и Лебедь" 1510-15 года. Галерея Боргезе (Borghese), Рим, Италия).

"Эскиз головы женщины" (к картине "Мадонна Литта"). 1490 год. Серебряный карандаш на зеленоватой подготовленной бумаге. Лувр, Париж.

"Эскиз головы Святой Анны" (к картине "Св.Анна с Марией и младенцем Христом"). 1490 год. Серебряный карандаш на зеленоватой подготовленной бумаге.

"Голова женщины" (этот рисунок связывают с картиной "Мадонна с веретеном"). 1501 год. Серебряный карандаш, красный мел на розовой подготовленной бумаге. Галерея (dell Accademia), Венеция, Италия.

"Нищий". 1490 год. Серебряный карандаш на подготовленной бумаге. Лувр, Париж.

"Профиль пожилого мужчины". 1495 год. Ручка и чернила на подготовленной бумаге. Виндзор, Виндзорский замок.

"Голова человека и льва". 1503-1505 года. Красный и белый мел на розовой окрашеной бумаге. Виндзор, Виндзорский Замок.
Леонардо придерживался мнения, что лицо человека показывает его характер, и приложил много усилий для иллюстрирования этого.

"Старый и молодой". 1495-1500 года. Красный мел. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.

"Старинный воин". 1472 год. Металлический карандаш (Metalpoint) на подготовленной бумаге. Британский Музей, Лондон, Англия.

"Голова мужчины". 1503-1505 года. Красный мел на бумаге. Галерея дель Академия, Венеция, Италия.

"Портрет цыгана (гротеск)". 1500-1505 года. Чёрный мел. Оксфорд.
Это самый большой, из известных, рисунок Леонардо. Считается,что на нём изображён цыганский барон. Следы уколов указывают, что рисунок готовился дпя переноса на холст.

"Сидящий старик". Ручка, чернила, бумага. Виндзор, Виндзорский Замок.

"Святой Иаков Старший" (Эскиз для "Тайной Вечери"). 1495 год. Красный мел, ручка и чернила. Виндзор, Виндзорский Замок.
Св.Иаков в оригинале имеет бороду и более длинные волосы, в рисунке Леонардо, как всегда, пытался выразить своё мнение: лицо отражает характер. Pядом с портретом - арихитектурный эскиз. Это характерно для художника: записывать идеи на любом листке.

"Мадонна с младенцем, св. Анной и Иоанном Крестителем". Пастель. Национальная галерея, Лондон.

"Автопортрет". 1514 - 1516 года. Красная сангина (мел). Национальная Галерея в Турине, Италия.

И мои любимые!
"Девушка с растрёпанными волосами (La Scapigliata)". 1508 год.

"Женская голова". Метрополитен музей, США.

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Основоположник художественной культуры Высокого Возрождения, Леонардо да Винчи сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо во Флоренции. Методы работы в мастерской Вероккьо, где художественная практика сопрягалась с техническими экспериментами, а также дружба с астрономом П.Тосканелли способствовали зарождению научных интересов молодого да Винчи. В ранних произведениях (голова ангела в “Крещении” Верроккьо, после 1470, “Благовещение”, около 1474, - оба в Уффици; так называемая “Мадонна Бенуа”, около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью, иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью передачи тонких душевных состояний. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, исполненных в различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и др.), Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела юношей и девушек приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции.

В 1481 или 1482 Леонардо да Винчи поступил на службу к правителю Милана Лодовико Моро, исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, устроителя придворных праздников. Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо Сфорца - отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500). В миланский период Леонардо да Винчи создал “Мадонну в скалах” (1483-1494, Лувр, Париж; второй вариант - около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись “Тайная вечеря” (1495-1497; из-за особенностей примененной во время работы Леонардо да Винчи над фреской техники - масло с темперой - сохранилась в сильно повреждённом виде; в ХХ веке реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи; ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм.

Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные варианты “идеального” города и проекты центрально-купольного храма, оказавшие большое влияние на современное ему зодчество Италии. После падения Милана жизнь Леонардо да Винчи прошла в непрестанных переездах (1500-1502, 1503-1506, 1507 - Флоренция; 1500 - Мантуя и Венеция; 1506, 1507-1513 - Милан; 1513-1516 - Рим; 1517-1519 - Франция). В родной Флоренции он работал над росписью зала Большого Совета в Палаццо Веккьо “Битва при Ангьяри” (1503-1506, не закончена, известна по копиям с картона), стоящей у истоков европейского батального жанра нового времени. В портрете “Моны Лизы” или “Джоконды” (около 1503-1505, Лувр, Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния; важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-1512), алтарный образ “Святая Анна и Мария с младенцем Христом” (около 1507-1510, Лувр, Париж), завершающий поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонического пирамидального построения композиции, и “Иоанн Креститель” (около 1513-1517, Лувр), где несколько слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве художника.

В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с “Потопом”, итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов. Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из которых вошли в “Трактат о живописи”, составленный после смерти мастера его учеником Ф.Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую теоретическую мысль и художественную практику. В споре искусств Леонардо да Винчи первое место отводил живописи, понимая ее как универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе. Облик Леонардо да Винчи был бы воспринят нами односторонне без учета того, что его художественная деятельность оказалась неразрывно связанной с деятельностью научной. В сущности, Леонардо да Винчи представляет в своем роде единственный пример великого художника, для которого искусство не было главным делом жизни.

Если в молодости он преимущественное внимание уделял живописи, то с течением времени это соотношение изменилось в пользу науки. Трудно найти такие области знания и техники, которые не были бы обогащены его крупными открытиями и смелыми идеями. Ничто не дает такого яркого представления о необычайной универсальности гения Леонардо да Винчи, как многие тысячи страниц его рукописей. Содержащиеся в них заметки в сочетании с бесчисленными рисунками, придающими мысли Леонардо да Винчи пластическую овеществленность, охватывают все бытие, все области знания, являясь как бы нагляднейшим свидетельством того открытия мира, которое принес с собой Ренессанс. В этих результатах его неустанной духовной работы явственно ощущается многоликость самой жизни, в познании которой художественное и рациональное начала выступают у Леонардо да Винчи в нерасторжимом единстве.

Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени. Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания; его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов). Собранные им наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы. Изучая устройство глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических рисунках он заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией. И как контраст с этой полной высшего напряжения творческой деятельностью - жизненная судьба Леонардо, его бесконечные скитания, связанные с невозможностью найти в тогдашней Италии благоприятные условия для работы.

Поэтому, когда французский король Франциск I предложил ему место придворного живописца, Леонардо да Винчи принял приглашение и в 1517 году прибыл во Францию. Во Франции, в этот период особенно активно приобщавшейся к культуре итальянского Возрождения, Леонардо да Винчи был окружен при дворе всеобщим почитанием, носившим, однако, скорее внешний характер. Силы художника были на исходе, и через два года, 2 мая 1519 года, он скончался в замке Клу (близ Амбуаза, Турень) во Франции. Неутомимый ученый-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи стал общепризнанным символом эпохи Возрождения. История зарождения эпохи итальянского ренессанса.