Гейнсборо художник все картины. Томас гейнсборо — королевская академия искусств в лондоне

То́мас Ге́йнсборо (англ. Thomas Gainsborough; 14 мая 1727 - 2 августа 1788) - английский живописец, график, портретист и пейзажист.

Дата крещения Томаса Гейнсборо - 14 мая 1727 года. Был младшим, девятым ребёнком в семье торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны.

В детстве Томас увлекался лепкой фигурок животных и рисованием. В 13 лет он уговорил родителей отпустить его в Лондон, и, по утверждению его приятеля Филипа Тикнесса, с тех пор обеспечивал себя самостоятельно.

В Лондоне он поселился у серебряных дел мастера, фамилия которого неизвестна, и позже стал посещать уроки рисования у Юбера-Франсуа Гравло, преподавателя Академии св. Мартина. В первую очередь Гейнсборо интересовали пейзажи. Сохранились его зарисовки различных растений, сделанные в 40-х годах.

Зарабатывал он писанием пейзажей, подправлял старые картины, работал на гравёра Джона Бойделла.

В 1745 году он поселяется в собственной мастерской. Одна из первых подписанных им картин также датируется 1745 годом. На фоне пейзажа на ней изображён бультерьер. На обороте холста сам художник написал: «Замечательно умный пёс».

15 июля 1746 года Гейнсборо обвенчался с Маргарэт Барр, побочной дочерью герцога Бофора. Вероятно, рисунок (около 1746 – 1748) и картина (около 1746-1747, Лувр) являются автопортретами с женой, выполненными в стиле Ватто .

В 1748 году он написал «Лес Гейнсборо». В этой картине видно влияние Рёйсдаля , который был очень популярен в Англии в то время.

Совместно с другими художниками его пригласили украсить детский приют видами восьми лондонских госпиталей. Написанный в 1748 году «Чартерхаус» приносит Гейнсборо уважение в художественной среде, его картину сочли лучшей. Однако новых заказов это не принесло, и Гейнсборо решает вернуться в Садбери.

В 1748 году умер его отец, в том же году родилась старшая дочь Мэри.

Гейнсборо всегда считал себя пейзажистом, но пейзажи не приносили дохода, так как не были популярны. Около 1749 года Гейнсборо создаёт произведение, в котором он впервые соединяет портрет и пейзаж - «портрет четы Эндрюс».

Приблизительно в 1750 году Гейнсборо переезжает в расположенный недалеко Ипсуич.

В Ипсуиче Гейнсборо стал членом Музыкального клуба, он познакомился с другими любителями музыки и самими музыкантами. Позднее он напишет портреты некоторых из них, а также групповой портрет с изображением Музыкального клуба.

В 1752 году у Гейнсборо родилась вторая дочь - Маргарет.

Основной доход художник получал от портретов. «В жанре портрета он старался следовать Хогарту, усвоив его непосредственность восприятия модели, заботясь больше о сходстве, нежели о передаче общественного положения позирующего, стремясь запечатлеть обычный, каждодневный облик человека».

Вероятно, около 1753 года Гейнсборо получил лестный для него заказ на портрет адмирала Вернона.

Он пишет много портретов членов своей семьи. На автопортрете 1754 года он изобразил себя в треуголке. На написанном портрете 1756 года дочери устремились за бабочкой.

Около 1758 года Гейнсборо выполняет два портрета своего приятеля Уильяма Уоллестона. На одном Уоллестон изображён с флейтой, на другом он написан на фоне поместья.

В декабре 1758 года Гейнсборо получил заказ на портреты графа Джерси и его сына лорда Вильерса. Портреты, выполненные художником, находят одобрение, и его слава растёт.

Гейнсборо пишет и пейзажи. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо». «В ипсуичский период творчества заметнее всего влияние на Гейнсборо голландца Яна Винантса - оно больше, чем влияние Рёйсдала, и проявляется в более обобщённой трактовке почвы, песчаных берегов, срубленных деревьев, широко написанной листвы. В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Вообще техника художника в это время виртуозно легка и похожа нежностью тонов на акварель».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Второй великий портретист 18-го столетия. Гейнсборо характеризуют тонкое чувство природы, музыкальность, внимание к душевному миру. Он создает в своих портретах ярко выраженный англосаксонский тип, в котором подчеркивает одухотворенность, мечтательность, тихую задумчивость. Светлая цветовая гамма серо-голубых, зеленоватых оттенков становится отличительной для его живописи.

Огромное значение в портретах Гейнсборо имеет пейзаж. Это холмы и долины, мощные дубы его родного края. Его модели на фоне пейзажа поэтичны, мечтательно-задумчивы, душевно-тонки, в них подчеркнут высокий интеллект. Гейнсборо умеет схватить мимолетное, ускользающее, неуловимое для простого глаза, он придает особую хрупкость и изящество вссегда несколько удлиненным женским фигурам. И парковый пейзаж в этих портретах также лиричен, нежен и утончен, как и его модели.

Живопись Гейнсборо прозрачная, чистая, свежая. Гейнсборо прошел творческую эволюцию от несколько скрупулезной манеры, близкой "малым голландцам", к живописи широкой и свободной. Поздние полотна Гейнсборо сотканы из мазков разной плотности и формы сине-голубоватых, зеленоватых, серебристых тонов, то сгущенных, то оставляющих видным грунт. Живописная техника Гейнсборо как будто специально создана для передачи сырого воздуха, в котором растворяются густые кроны деревьев, очертания холмов и коттеджей.

Прежде портрет назывался "Дама в голубом", поскольку до сих пор идут споры, действительно ли это герцогиня де Бофор?

Перед нами прекрасная молодая женщина. Ее глаза смотрят на мир доверчиво и просто, рот по-детски полуоткрыт в полуулыбке. Движение изящной руки, поддерживающей шарф, несколько манерно.

В целом художник рисует образ герцогини естественно и ясно. Картина буквально светится нежными, холодновато-мерцающими красками. Голубыми тонами переливается атласный шарф, накинутый поверх платья, лента на маленькой изящной шляпке и даже пудреные волосы отливают голубым цветом.

Сэр Роберт Эндрюс и Франсис Картер поженились в ноябре 1748 года и этот портрет был написан в честь этого события. Молодая пара написана на фоне неброского пейзажа, вдали простирается их поместье. Стоит теплый осенний день, хлеб убран и уже связан в снопы. Супруг с собакой вернулись с охоты, их встретила молодая жена, и они решили отдохнуть неподалеку от своего имения. Юная супруга расположилась на скамейке, широко разложив светлое пышное, переливающееся атласом платье, из-под которого виднеются светлые туфельки. Выражение лица супруги излишне строгое, может быть, она еще не привыкла к такой ответственности в свои 18 лет - быть женой и боится выглядеть легкомысленной. пусть даже и перед художником.
Для картин Гейнсборо очень характерно объединение человека и природы. Как правило, в его пейзажах обычно присутствуют люди, а также неизменно присутствуют собаки, подчеркивающие, как правило, статус человека. И здесь рядом с Робертом - породистая охотничья собака. Картина полна тонкого лирического настроения.
Картина написана в мягких, пастельных тонах.
Следует все-таки сказать, что вначале художник задумал написать в руках леди Эндрюс перо фазана. которого хозяин принес с охоты, а самого окровавленного фазана положить на салфетку, на дорогое изысканное платье Франсис. Этим художник прозрачно намекнул на кровожадность правящего класса. Но все-таки выполнить задуманное Гейнсборо не решился.

Джон Килмори - граф, виконт из Ирландского Пэрства. На фоне пейзажа мужчина среднего возраста, такой же, кажется, кряжистый, как и дерево за его спиной. Он опирается на трость. Лицо простое, парик. Мужчина не выглядит образцом изящества и обаяния, однако вызывает чувство уверенности, основательности, видно, что человек знает себе цену и свое место в этой жизни.

Гейнсборо очень любил изображать сельский пейзаж. И всегда в эти скромные сюжеты включал людей и животных. Вот и здесь с пригорка спускается стадо сытых коров, возвращающихся с пастбища. Рядом на земле сидят пастух с собакой и женщина, скорее всего, хозяйка одной из коров. Возможно, она интересуется поведением и самочувствием своей кормилицы.
Осенний пейзаж простой и бесхитростный, но очень задушевный, светлый. Краски теплые. золотисто-охристые.

Из темноты вечернего парка на фоне массивных мраморных колонн выступает величественная фигура красивой молодой женщины в богатом платье с пудреной прической. Она слегка облокотилась на выступ колонны, на который небрежно брошен плащ с горностаевой отделкой, а рядом с ним - непременный атрибут герцогской власти - герцогская корона с фамильным гербом.
Художник явно очарован молодой женщиной, он подчеркивает ее достоинство герцогини, лишенное, однако, напыщенности, чопорности, а также несомненную женственность и нежные черты лица.

Это портрет английского землевладельца, члена английского парламента, в будущем героя войны.

Герой войны, что отзвучала, полковник из былых времен,

И в славных дней твоих начало уносит память, будто сон.

Пусть вновь война, нельзя иначе, и новый бой, что смерть несет.

А жизни главная задача - скакать во весь опор вперед!

Но это будет чуть позднее, ну а сейчас ты жив пока,

Пусть грусть жестокую развеет лишь счастье, милая рука.

Ведь ты живешь совсем не даром. ты много сделал. все, что смог,

И вот ты рядом с вазой старой, что словно дней твоих итог!

А верная собака снова поднимет на тебя свой взгляд

И средь безумия людского твои глаза на нас глядят!

Погибнешь ты, но будет с нами портрет. где ты стоишь сейчас,

И в сердце возродится память о днях, что скрылись вдаль от глаз.

И ты живой, полковник бравый, для тех. кто видит твой портрет.

Опора трона и державы. в истории все жив твой след1

(Дмитрий Ахрименко)

Уголок леса, речная заводь, сочная зелень, лето...Как всегда, рядом люди и животные - от берега отталкивает шестом лодку, скорее всего, подросток. Молодые люди в лодке, видимо, решили прокатиться по реке. Неподалеку коровы пришли на водопой. Ажурная листва выглядит кружевом на фоне бледного, голубого неба. Стволы старых деревьев клонятся к земле. День теплый, солнечный. хотя здесь, среди деревьев, тень.

Гейнсборо изобразил актрису в современном платье в белую и голубую полоску, в огромной шляпе с перьями и с меховой муфтой на коленях. Сара Сиддонс словно ненадолго заглянула в мастерскую художника и присела побеседовать с ним. Лицо актрисы не отличалось тонкостью черт, наоборот, во время работы над портретом живописец ворчал: "Мадам, вашему носу просто нет конца." И тем не менее, перед нами гордый привлекательный профиль.

Образ актрисы покоряет внутренней силой, свойственной незаурядной личностью.

Элизабет Шеридан, в девичестве Линли, обладала прекрасным голосом. Своим пением она очаровала весь театральный Лондон. Кроме того, она обладала несомненной красотой, изяществом и обаянием. В нее влюбился француз. Р.Б.Шеридан и девушка тайком убегает с любимым во Францию.
Здесь Элизабет изображена еще не замужем, юная и хрупкая, на фоне пейзажа. На ней светлое воздушно-розовое платье. Портрет очень лирический, светлый.

Этот портрет чаще называют "Голубой мальчик". На фоне тревожного неба на земле стоит мальчик в атласном голубом костюме. В сумрачном воздухе вечера он является нам среди трав и камней, как озаренное странным светом видение, как голубое мерцающее сияние. Он стоит твердо, но, кажется, в любую минуту готов взмахнуть шляпой и побежать, иль вскочить на коня и умчать вдаль. Мимолетный свет скользит по складкам камзола. Мальчик сосредоточен, но взгляд его устремлен как бы сквозь нас, дальше, за горизонт.

Образ полон мальчишеского озорства, грации и светлой чистоты.

Перед нами портрет молодого человека в полуоборот. Пышная грива волос, молодое одухотворенное лицо, взгляд умный, испытующий. Он как бы предупреждает вас, что он - мужчина с характером, Но и самому ему интересно - а кто есть вы?
Если предположить, то скорее всего, он человек творческий, может быть, музыкант.

Молодой человек скакал по лесу, остановился, соскочил с лошади и залюбовался природой. А может быть, он заслушался пением птиц? Или, возможно, он не один, и вдали он видит отставшую от него амазонку на прекрасной лошади и с легкой, едва заметной полуулыбкой ожидает прелестницу?
В любом случае - это джентльмен, образованный, хорошо одетый, не бедный. Лицо симпатичное, одухотворенное, на нем нет следа надменности, напыщенности, зато видно, что он очень доброжелательный и добрый.
Картина заставляет зрителя придумывать свой сюжет, но, возможно, в этом и состоит его задача?

Джорджиана, герцогиня Девонширская, была правнучкой принцессы Дианы, дамой очень свободных нравов. Ее красотой восхищались, ее боготворили,она была королевой моды Англии.

Интересная картина: герцогиня ожила - шляпа, платье из муслина, роза, ленты.кружева!...

Смотрит Джорджиана грустно, словно бы чего-то ждет, написал портрет искусно Гейнсборо - модель цветет!

Отдавала дань интрижкам - и судачил долго свет! И романов было - слишком! - у нее в расцвете лет;

Сплетничали об изменах: из известнейших людей отмечали непременно, что в любовниках был Грэй!

А еще с большим азартом ежедневно обсуждал свет ее пристрастье к картам, герцогиню осуждал...

Не творим себе кумира - он глядит на нас сейчас - герцогиня Девоншира с тайным блеском карих глаз...

Известно, что Гейнсборо с одинаковым интересом и любовью писал как представителей высшего света Англии, так и людей из народа, крестьян. Глядя на эту картину, невольно кажется, что этот домик расположен в глухом дремучем лесу и как можно здесь жить? Но посмотрите, сквозь стволы деревьев просматривается светлое пространство, значит, там деревня. А здесь, среди старых, искривленных временем и ветрами деревьев, расположен маленький домик, а возле него семья - отец, мать и маленькие дети, причем на руках у матери младенец.
Наверно, нелегко живется здесь этим людям, вдали от людей, но почему-то хочется верить, что их окружает тишина, пение птиц, чистый лесной воздух, а главное - красота этого места!

Это парк, по аллее которого гуляют роскошно одетые, модные, красивые и не очень, молодые и не очень, женщины и, конечно же, мужчины. Но все же в основном здесь женщины. Скорее всего, они пришли сюда пообщаться, встретить знакомых. Может, кто-то пришел посмотреть, кто в чем одет, каковы новинки моды? А кто-то себя показать. Здесь делятся новостями. Молодые люди незаметно от родителей перебрасываются словами любви. Те, кто постарше, присматривают будущих невест для своих сыновей...
И как всегда - Гейнсборо не мог не изобразить рядом с людьми собак - маленьких модных собачек, резвившихся рядом со своими хозяйками.

Здесь художник все свое внимание уделяет пейзажу, а присутствие человека и животных лишь слегка обозначил. Перед нами извилистая дорога, уходящая по склону куда-то вниз. Слева - старый лес (Гейнсборо любил изображать старые, искривленные временем, с обломанными ветвями деревья). Впереди - холмистая панорама и небо - с клубящимися облаками, с собирающимися тучами - скоро будет дождь. Справа малюсенькая речушка. На пригорке уставший мальчик, прилег отдохнуть, может, перекусить, а рядом, как всегда, собака. По дороге уходит корова.
Пейзаж вызывает чувство умиротворенности, покоя.

На портрете четверо детей семьи Маршам, изображенные в непринужденной обстановке, в парке - три девочки мальчик.
Старшая девочка поддерживает подол платья, а мальчик срывает с дерева орехи и кидает ей в подол. Девочка помладше помогает ей держать орехи. Другая младшая девочка отвернулась, обняв собаку. Почему она отвернулась от других детей и не принимает участия в сборе орехов, возможно, она обиделась на что-то? Рядом с ней еще одна собака - собаки всегда присутствуют на картинах Гейнсборо.
Картина полна безмятежного очарования: одухотворенные красивые лица детей, пышная природа, мягкие пастельные тона, характерные тона для полотен художника.

Гейнсборо умел феноменально передавать сходство с натурой на портрете и он сумел этим воспользоваться для своего материального состояния. Случилось так, что он оказался в нужное время в нужном месте, а именно - переехал в курортный городок Бат, кишащий богатыми и праздными бездельниками. И конечно они очень желали увековечить свою персону на полотне. Заказов было много.
Вот перед нами портрет портрет такого богатого светского повесы. Прогуливаясь по парку с собакой, он присел к стволу дерева в свободной раскованной позе. Юное лицо его выражает и уверенность, и некую пресыщенность теми удовольствиями, которые предлагает ему богатство.
Картина написана в мягких, пастельных тонах, как и все картины Гейнсборо.

Перед нами возникает гуляющая пара как образец супружеской гармонии и верности. Кажется, мы слышим их неторопливый разговор, шуршание травы под ногами. Изысканные наряды, требующая внимания белая собачка - все словно растворено в окружающем их прекрасном мире. Глубокие чувства объединяли сквайра Халлета и его жену. Художник с удовольствием представляет зрителю старинный парк, красивые молодые лица, их наслаждение природой, - все это он выражает в выражениях лиц, взглядах, в благородных движениях рук.

Джорж и Луиза Бим с дочерью Сарой

Томас Гейнсборо - английский пейзажист и портретист восемнадцатого века. Он известен также своей графикой. Этот живописец выиграл «битву художников» с другим талантом своего времени - Джошуа Рейнолдсом, став ведущим британским портретистом второй половины восемнадцатого столетия. Он рисовал быстро, а его зрелые работы характеризуются светлой палитрой и легкими мазками. Известно, что художник больше любил писать пейзажи, а не портреты. Он был одним из основателей Королевской Академии живописи. Вместе с другим художником - Ричардом Вильсоном - Гейнсборо стал родоначальником Британской пейзажной школы.

Томас Гейнсборо: биография. Детство

Мы не знаем даты рождения художника, известен только день его крещения, записанный в церковно-приходской книге - семнадцатого мая 1727 года. Он родился в Седбери (графство Саффолк). Его отец Джон торговал сукном и изделиями из него. Мать звали Сюзанной. Томас был девятым ребенком в семье. Один из его братьев, Хэмфри, был механиком и изобретателем. Детство будущий художник провел в месте, которое сейчас называется Домом Гейнсборо. Оригинальное здание сохранилось, и теперь там находится музей, посвященный творчеству живописцем.

Учеба

Когда Томас Гейнсборо был маленьким, его отец очень впечатлился способностями сына в рисовании. В десять лет он уже писал пейзажи, лепил фигурки животных и даже создал миниатюрный автопортрет. В 1740 году ему разрешили поехать в Лондон для учебы. Его преподавателем был известный гравер Юбер Гравло, работавший в Академии святого Мартина. Жил мальчик в столице у серебряных дел мастера. Больше всего он интересовался пейзажами, делал зарисовки растений. Художник увлекался произведениями Уильяма Хогарта и даже копировал его стиль. А для того чтобы зарабатывать на жизнь, содержать себя и платить за учебу, ему пришлось писать еще портреты, а также реставрировать старые картины. Вместе с Фрэнсисом Хейманом Томас помогал декорировать лондонский развлекательный сад Воксхолл-гарденз.

Женитьба и начало карьеры

На одной из первых картин, которую художник подписал, изображена собака породы бультерьер на фоне пейзажа. В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую. Там он и поселился. Через год после открытия мастерской Томас женится на Маргарет Бэрр, незаконнорожденной дочери герцога де Бофора. Но его пейзажи не очень хорошо продавались. Поэтому художник вынужден был вернуться в Седбери. Там он жил до 1749 года. Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто. В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо». Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь. Родители назвали ее Мэри. Пейзажи продавались плохо, и Томас все больше концентрируется на портретах. Это были заказы от местных торговцев и сквайров. Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю». В 1750 году семья переезжает в Ипсуич. В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги.

Период жизни в Бате

В 1759 году семья Гейнсборо решается на новый переезд. Они поселяются в Бате. Это модный курорт, куда приезжали знаменитые и богатые люди. Там же жили две сестры мастера. Судьба наконец-то улыбается художнику. Он впечатлен портретным стилем голландских живописцев, особенно Ван Дейка, становится большим поклонником этого художника и тщательно изучает его творчество. Многое из техники Ван Дейка Томас Гейнсборо использует в будущем.

Художник начинает неплохо зарабатывать, поскольку получает известность как автор прекрасных портретов. Титулованная знать с деньгами дает ему заказы. Их поступает так много, что Томас не справляется с работой, и в конце концов даже заболевает от перенапряжения. Местная газета ошибочно сообщает о его смерти. В 1761 году живописец начинает посылать свои работы на выставки в Королевское Общество Искусств в Лондоне. Для привлечения внимания публики он выбирает портреты известных и знатных людей.

Лондонский период

В 1774 году Гейнсборо и его семья переезжают в Лондон. Там он продолжает писать портреты известных людей, а также экспериментирует с техникой гравюры и созданием офортов. Художник соперничает с Президентом Королевской Академии Рейнолдсом, в связи с чем его отношения с Обществом Искусств становятся натянутыми. Но с 1780 года его влияние усиливается. Дело в том, что он пишет портрет короля Георга Третьего и членов его семьи, а затем становится любимым художником царствующего дома. В последние годы жизни живописец рисует много простых пейзажей.

Друзья и биографы уверяли, что художник Томас Гейнсборо был честным и искренним человеком. Его письма к близким представляют собой образец неплохого литературного стиля того времени, хотя читать он не очень-то любил. Второго августа 1788 года живописец умер. Говорят, что напоследок художник сказал, что уйдет на небеса, в компанию к Ван Дейку. Его похоронили в церкви святой Анны в Кью (Суррей), куда часто ходила молиться королевская семья.

Томас Гейнсборо: творчество, основные черты

Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться. Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность. В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы. А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области. Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей. Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным». Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» - своеобразная проба кисти в этой области. Сам двойной портрет супружеской пары очень яркий, но точность изображения подчеркивается буколическим окружением - зеленью рощи, желтизной спелой пшеницы на поле. Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо.

Портреты

В те времена наиболее модным художественным направлением в Европе становился академизм. Но живописец не следовал ему - был слишком индивидуален. Он шел за своей интуицией, за собственным чувством света и цвета. Именно это сделало настоящим мастером такого художника, как Томас Гейнсборо. Портреты он писал для того, чтобы зарабатывать деньги, но это не значит, что он не вкладывал в них душу. Он часто рисовал тех же людей, что и его соперник Рейнолдс, и, таким образом, мы можем видеть разницу между этими живописцами. Например, актрису Сару Сиддонс Гейнсборо, в отличие от своего оппонента, изобразил без всяких аллегорий и римских декораций. Она одета как в жизни, но при этом подчеркнут ее вкус, интеллект, обаяние и красота.

В других портретах, написанных художником, как, например, «Герцогиня де Бофор», «Дама в голубом», «Утренняя прогулка», используется очень характерный колорит, где гармонически сочетаются серебристые, серые, оливковые, жемчужные тона. Таким образом Гейнсборо передает благородство своих моделей. Такие цвета часто оттеняют белизну и свежесть женской кожи, а их умело поданные мазками переливы придают людям на картинах изящество и утонченность. Так написан «Голубой мальчик», где художник, с одной стороны, развивает традиции аристократического портрета, заложенные еще Ван Дейком, а с другой - вкладывает в него нечто интимное, музыкальное, оригинальное.

Пейзажи

Английская природа и ее воплощение на холсте - вот как видел свое призвание Томас Гейнсборо. Произведения этого художника со временем делаются более зрелыми. Если вначале он концентрировал внимание на социальном положении портретируемого, то затем главное место в его картинах начинают занимать именно пейзажи. Из фона они превращаются в некую ауру, гармонирующую с настроением или сутью человека, которого рисует художник.

Лес, поле, роща или старинный парк - все это словно бы придает портретам особую одухотворенность. Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой. Но часто живописец создавал пейзажи для собственного удовольствия. Больше всего его привлекали сельские буколики. Он писал разные виды природы - поля перед страдой, таинственные лесные опушки, весенние рощи, красиво ухоженные парки. Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку».

Групповые картины

Художник также практиковал в своем творчестве своеобразные жанровые сцены. Это тоже были своего рода композиции портрета и пейзажа, которые изобрел Томас Гейнсборо. Картины «Утренняя прогулка» или «Собиратели хвороста» отличаются мастерской композицией, близостью и любовью к природе, теплотой и простотой отношений между собой. На одной из них изображены аристократы, на другой - обычные деревенские дети, но, несмотря на социальное положение, все они испытывают счастье от простых человеческих радостей, любят животных и готовы обнять целый мир. Это показывает, насколько художник был близок к современной ему английской литературе с ее идеями просветительства и сентиментализма.

Томас Гейнсборо - известный английский портретист 18 века. Родился художник в 1727 году в английской многодетной семье.
Талант к живописи у мальчика начал проявляться еще в раннем детстве. Не было такого дерева, скалы, оврага, придорожного столба, которые он не запомнил бы и не зарисовал их с точностью наизусть.

Когда Томасу исполнилось 13 лет, он уезжает учиться в Лондон. Здесь мальчик обучается у известного портретиста Френсиса Хаймена. Заметно повлиял на его творчество и французский гравер и пейзажист Гюбер Гравело, который преподал Гейнсборо французский стиль рококо. Но наибольшее влияние на стиль творчества Томаса оказал . Первыми картинами юного художника были небольшие пейзажи, которые он зачастую отдавал торговцам за копейки. Затем Гейнсборо занялся рисованием портретов.

Самое раннее произведение с авторской подписью художника было нарисовано в 1745 году. На фоне пейзажа был изображен портрет бультерьера, а с другой стороны картины Томас подписал «Замечательно умный пес». В то же время был нарисован и портрет хозяина собаки - Генри Хилла.

Со временем Гейнсборо начал добиваться успеха, и в 1745 году он уже имеет собственную мастерскую. В июле 1746 года 19-летний художник создает семью.

Вскоре Томас возвращается на родину, где умирает его отец. Но после этого печального события пришло и радостное – у художника родилась первая дочь, которую назвали Мари. Вместе с семьей через некоторое время он переселяется в Ипсвич, где на свет появляется его вторая дочь - Маргарет.

Основным заработком Гейнсбро были портреты, в стиле которых он подражал Хогарту. От него он усвоил непосредственность восприятия, больше думая о сходстве, стремясь нарисовать каждодневный человеческий облик.

В начале 1760 года, после переселения в курортный город Бат, Томас становится очень популярным. Он пишет портреты, выполняет множество заказов местных и столичных аристократов. В этот период на его творчество влияет , но со временем художник вырабатывает собственный стиль. Портреты Томаса овеяны легкостью, изящностью и утонченностью.

Работы Гейнсборо начинают регулярно выставляться в Лондоне. Особенно популярными в этот период являются «Элиза и Томас Линл» и «Дама в голубом». В 1770 году художник пишет известный портрет «Голубой мальчик», где с пейзажем сопоставляется мальчик в костюме голубого цвета.

Через три года Томас окончательно переезжает в Лондон. Даже Король Георг третий начинает покровительствовать художнику. Необходимо заметить, что в творческих работах Гейнсборо более весомую роль играет пейзаж, в отличие от других портретистов. В свои последние жизненные годы Томас пишет нежные, порой сентиментальные портреты крестьян и детей, пейзажи и жанровые сценки. Умер знаменитый художник в августе 1788 года.

Томас Гейнсборо (англ. Thomas Gainsborough; 14 мая 1727 - 2 августа 1788) - английский живописец, график, портретист и пейзажист.

Дата крещения Томаса Гейнсборо - 14 мая 1727 года. Томас был младшим, девятым ребенком в семье торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны.В детстве Томас увлекался лепкой фигурок животных и рисованием. В 13 лет он уговорил родителей отпустить его в Лондон, и, по утверждению его приятеля Филипа Тикнесса, с тех пор обеспечивал себя самостоятельно.

В Лондоне он поселился у серебряных дел мастера, фамилия которого неизвестна, и позже стал посещать уроки рисования у Гюбера Франсуа Гравело, преподавателя Академии св. Мартина. В первую очередь Гейнсборо интересовали пейзажи. Сохранились его зарисовки различных растений, сделанные в 40-х годах.

Зарабатывал он писанием пейзажей, подправлял старые картины, работал на гравёра Джона Бойделла.

В 1745 году он поселяется в собственной мастерской. Одна из первых подписанных им картин также датируется 1745 годом. На фоне пейзажа на ней изображён бультерьер. На обороте холста сам художник написал: «Замечательно умный пёс».

15 июля 1746 года Гейнсборо обвенчался с Маргарэт Барр, побочной дочерью герцога Бофора. Вероятно, рисунок (около 1746 – 1748) и картина (около 1746 – 1747, Лувр) являются автопортретами с женой, выполненными в стиле Ватто.

В 1748 году он написал «Лес Гейнсборо». В этой картине видно влияние Рёйсдаля, который был очень популярен в Англии в то время.

Совместно с другими художниками его пригласили украсить детский приют видами восьми лондонских госпиталей. Написанный в 1748 году «Чартерхаус» приносит Гейнсборо уважение в художественной среде, его картину сочли лучшей. Однако новых заказов это не принесло, и Гейнсборо решает вернуться в Садбери.

В 1748 году умер его отец, в том же году родилась старшая дочь Мэри.

Гейнсборо всегда считал себя пейзажистом, но пейзажи не приносили дохода, так как не были популярны. Около 1749 года Гейнсборо создаёт произведение, в котором он впервые соединяет портрет и пейзаж - «портрет четы Эндрюс».

В Ипсвиче Гейнсборо стал членом Музыкального клуба, он познакомился с другими любителями музыки и самими музыкантами. Позднее он напишет портреты некоторых из них, а также групповой портрет с изображением Музыкального клуба.

Основной доход художник получал от портретов. «В жанре портрета он старался следовать Хогарту, усвоив его непосредственность восприятия модели, заботясь больше о сходстве, нежели о передаче общественного положения позирующего, стремясь запечатлеть обычный, каждодневный облик человека».

Вероятно, около 1753 года Гейнсборо получил лестный для него заказ на портрет адмирала Вернона.

Он пишет много портретов членов своей семьи. На автопортрете 1754 года он изобразил себя в треуголке. На написанном портрете 1756 года дочери устремились за бабочкой.

Около 1758 года Гейнсборо выполняет два портрета своего приятеля Уильяма Уоллестона. На одном Уоллестон изображён с флейтой, на другом он написан на фоне поместья.

В декабре 1758 года Гейнсборо получил заказ на портреты графа Джерси и его сына лорда Вильерса. Портреты, выполненные художником, находят одобрение, и его слава растёт.

Гейнсборо пишет и пейзажи. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо». «В ипсуичский период творчества заметнее всего влияние на Гейнсборо голландца Яна Винантса (англ.)русск. - оно больше, чем влияние Рёйсдала, и проявляется в более обобщённой трактовке почвы, песчаных берегов, срубленных деревьев, широко написанной листвы. В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Вообще техника художника в это время виртуозно легка и похожа нежностью тонов на акварель»

В 1763 – 1764 годах был создан портрет графини Мери Хау. Гейнсборо написал два портрета Иоганна Кристиана Баха, сына Иоганна Себастьяна Баха.

Большое значение для Гейнсборо оказало знакомство с полотнами Ван Дейка и Рубенса, принадлежащими местным аристократам, некоторые из этих полотен он копировал.

«С изучением картин старых мастеров связано появление изумительных сияющих далей в картинах Гейнсборо, не удававшихся мастеру прежде. Манера письма Гейнсборо в корне меняется. Примером этих новшеств можно считать «Пейзаж» (ныне в музее Уорчестера), показанный на выставке 1763 года в Обществе британских художников. Он написан при искусственном свете и драматически построен на мощных кривых. Постепенно фигуры в пейзажах делаются крупнее и начинают играть все большую роль в композиционных решениях. Может быть, лучший пейзаж этого периода «Возвращение крестьян с рынка лесной дорогой» (ок. 1767), просветленный и щедрый по краскам: удивительно написаны утреннее небо, листва, пронизанная желто-розовыми лучами солнца.»

В ноябре 1768 года Рейнольдс прислал Гейнсборо приглашение стать одним из тридцати шести членов-основателей Королевской Академии. Она была основана 10 декабря 1768 года.

Наиболее знаменитыми портретами начала 1770-х годов являются портрет миссис Грэм и «Мальчик в голубом», на котором изображён Джонатан Баттл.

Гейнсборо пробовал создавать офорты, сохранилось 11 досок, некоторые из них не завершены, видимо, качество не удовлетворило художника.

В 1774 году Гейнсборо переезжает в Лондон.

В 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принимает участие в Академической выставке, где им был представлен «Водопой» - ответ художника на «Водопой» Рубенса. В последующие годы он продолжает создавать пейзажи, появляются даже две марины со спокойным и с бурным морем. Один из лучших пейзажей - «Возвращение с жатвы» (1784). «Ему удалось по-своему соединить два основных направления этой эпохи, казалось бы, взаимно исключающих друг друга: скромный реализм голландского пейзажа, скрупулезно фиксирующий увиденное, и французскую легкость, декоративность расцветшего к середине века стиля рококо, его криволинейное пространство. Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса, увиденными художником после его переезда в Бат. Именно поздние пейзажи Рубенса с их широким ритмом, сложным построением композиции и драматически сильными световыми эффектами произвели на Гейнсборо ошеломляющее впечатление. В результате манера письма Гейнсборо становится более свободной, беглой, а красочный слой более жидким и текучим. Он фиксирует изменчивую игру света и тени в густой листве, все полотно пронизано единым лирическим порывом, почему Гейнсборо и можно считать одним из зачинателей романтизма в пейзаже.»

В 1781 году театральный художник Лоутербург придумал эйдофузикон - своеобразный волшебный фонарь. На подсвеченном сзади экране демонстрировались картины, нарисованные на стеклянных пластинах. Гейнсборо очень заинтересовался этим изобретением и в 1781–1782 годах создал цикл пейзажей для собственного эйдофузикона, в музее Виктории и Альберта хранятся 10 таких пластин, расписанных художником.

Широкую известность художнику принесли поэтичные женские портреты, написанные под сильным влиянием Ван Дейка.

Гейнсборо писал портреты итальянской танцовщицы Джованны Баччелли, знаменитых куртизанок - миссис Эллиот по прозвищу Длинная Долли и Фрэнсис Данкомб, но, в основном, художник писал представительниц высшей аристократии, даже английскую королеву. Особое внимание привлекают необыкновенно лиричный портрет «Дамы в голубом», портреты леди Горации Уолдгрейв и герцогини Девонширской.

В портрете миссис Робинсон и портрете миссис Шеридан 1783 года Гейнсборо возобновляет попытки объединить портрет с пейзажем.

В 1784 году у Гейнсборо произошёл конфликт с Королевской Академией. Ему не понравилось, как были развешаны на выставке Академии его картины, он попросил перевесить их пониже. Ему ответили, что это противоречит общему правилу и ущемляет интересы других художников. В результате Гейнсборо забрал свои картины и до конца жизни не принимал участия в выставках Академии, выставки он устраивал у себя дома.

В 1785 году Гейнсборо по собственной инициативе пишет портрет драматической актрисы Сарры Сиддонс - своеобразный ответ Рейнольдсу, который написал Сиддонс в виде музы Трагедии.

К 1785–1788 годам относится единственное полотно Гейнсборо, посвящённое античной мифологии - «Диана и Актеон».

Гейнсборо умер от рака 2 августа 1788 года. Биограф художника Джексон утверждал, что его последние слова были: «Все мы отправимся на небо, и Ван Дейк с нами».