Исследовательский проект по географии "образ кузнецка в картинах местных художников". Как нарисовать природу карандашом поэтапно Бесконечное движение и смена красок

Сегодня мне захотелось стать феей... Самой настоящей, по крайней мере, как понимают мои пятиклассники)))) Ведь именно сегодня на второй урок географии они принесли свои рисунки, через которые показали своё восприятие науки географии - что она будет изучать, о чём и о ком она. А мне каждый рисунок казался маленьким шедевром, в создание которого вложена частичка души самого автора.

Юные художники творчески подошли к выполнению домашнего задания. Конечно, встречались работы просто с нарисованным глобусом или горой, круговоротом воды. Но такие работы остались без отметки в журнале, ведь нужно было не только срисовать какую-нибудь подходящую картинку с учебника или интернета, но и объяснить свою работу.

Так о чем она, эта новая наука география?

Излюбленный объект на рисунках - Земной шар.

Земля может улыбаться, когда "... люди её не портят".

А это - немного абстрактная Земля, ведь "... я когда посмотрю на Землю с космической ракеты, тогда и нарисую точно, что как выглядит!"

В этой работе формата А3 покорила не величина и не огромный земной шар, а маленькая картинка в верхней части.

Увидев нижнюю часть картинки, не узнала весло, показалось, что это огромная ложка для полезных ископаемых. Но юный автор исправил учительницу)))))

Обратите внимание на этот рисунок и его мелкие детали - мне кажется, автор весьма неординарен и систематичен!

А это - учительница географии, которая обязательно должна "... рассказывать на уроках про нашу страну". Обязательно буду!

Это - попытка автопортрета)))))

Думается, не обошлось без помощи родителей...

Сапожки у феи красные, чтобы "... все знали, что это важная фея".

Платье феи Географии состоит из воды...

Или из стран...
Уходили с урока юные художники довольными - уносили в дневниках "5", предвкушая следующий урок, ведь на нём мы продолжим знакомиться с путешественниками и первооткрывателями, а также будем проверять свои знания с помощью электронного пособия к учебнику...

P.S. А после урока ко мне подбежала одна юная художница и сказала, что фея География на её рисунке это я. Ну как, узнали?)))))

Это один из нескольких уроков по рисованию географических карт, которые я создаю для , потрясающей группе, которой я помогаю развиваться.

Если вы воспользовались этим уроком, рассказывайте, показывайте, мне очень хотелось бы увидеть, что у вас получилось! И не стесняйтесь, задавайте вопросы тоже!

Для этого урока вам будет нужен шрифт Booter Zero Five (ссылку см. В конце урока).

Этот урок по созданию карт подразумевает (придуманные) карты, которые больше походят на фэнтезийные или пиратские. На них нет элементов окружающей среды. Если вы хотите создать карту для своего мира/просто так/ или для чего-то еще, вы ее получите, всего за один час работы!

Прежде чем начать... вам понадобится Photoshop, файл карты и шрифт (ссылку см. В конце урока). Также было бы неплохо иметь на компьютере отсканированное фото какого-нибудь ландшафта, который вы бы хотели изобразить. Для создания своей карты я использовал программу Photoshop CS3 Extended. Я также использовал кисти для некоторых этапов работы.

ШАГ 1

Внимательно посмотрите на этот скриншот. Не забудьте Сохранить его Как (Save as...) и создать слой для фона.

ШАГ 2

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Если у вас есть эскиз, отсканируйте его или откройте фото. Откройте его в отдельном файле PS, увеличьте его яркость, если надо (Изображение – Коррекция – Яркость/Контраст) (Image – Adjustments – Brighten/Contrast). Вставьте изображение, перетащив его мышкой на файл с картой. Вы можете изменить размер изображения двумя способами: либо нажав Редактировать – Трансформировать – Изменить размер (Edit – Transform – Scale), либо, удерживая клавишу SHIFT, подергать за диагональные стрелочки, которые появятся на уголках изображения.

ШАГ 3

Независимо от того, импортировали вы изображение или нет, создайте новый слой поверх слоя с Картой, возьмите кисть и начните рисовать свой ландшафт. Лучше сделать его чуть больше, чем само изображение.

ШАГ 4

После завершения эскиза, возьмите Ластик (eraser) и пройдитесь по внешним краям эскиза. Они будут кривыми и выходить за рамки, поэтому вам надо будет несколько раз пройтись по этим линиям, чтобы все вычистить. Если вы хотите сделать острова, делайте их сейчас.

ШАГ 5

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Теперь можно взять инструмент Быстрое выделение (quick selection tool) и выделить все, что находится за пределами вашей суши. После этого, мы начинаем еще больше стирать; никакой континент или страна не бывает идеально прямым, круглым или угловатым. Давайте добавим обломки, впадины и трещины по всей нашей карте! =Р Также, добавьте несколько рек и озер не-идеальной-формы. Вашему народу наверняка понадобится вода, чтобы выжить!

ШАГ 6

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Население! Откройте группу Города (Cities), и сделайте Капитолий...точнее Столицу (capital по ошибке превратился в capitol) и Город (town) видимыми. Столица обведена красным. У вас, вероятно, будет не один населенный пункт/город/деревня/т.д., и вот как их размножить: кликните второй кнопкой мыши на слое с Городом (town) и выберите Дублировать слой/Сделать дубликат (duplicate layer) в списке, который появится. Новый город появится поверх вашего первоначального города. Запомните это для следующего этапа!

ШАГ 7

Откройте группу Ландшафт (landscape). У вас есть на выбор более реалистичные объекты и похожие на рисунок-от-руки. Чтобы картинка не выглядела нелепо, используйте только один из этих стилей. Вы можете разместить эти объекты где хотите, также вы можете их дублировать (размножать). Когда «понасажаете» на свой участок деревьев, разместите горы, скалы и леса, обдумайте окружающую среду, если вы еще этого не сделали. Цивилизация и растительность, например, обычно появляются там, где есть источники воды. Если вам нужно изменить размер чего-либо, используйте прием, описанный в ШАГЕ 2.

ШАГ 8

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Откройте группу Текст (text). В ней содержатся следующие слои: название Реки/Лесаriver/forest name), название Города (town name), и название Континента (continent name). Вы можете использовать большее разнообразие шрифтов (например шрифт Calibri для названий лесов, Juice – для названий стран, и т.д.). Самый простой способ сделать так, чтобы шрифт вписался: создаем дубликат оригинального текста, и меняем его шрифт. Далее, играем с эффектами. В данном случае внешнее сияние (outer glow) и тень (drop shadow) очень хорошо здесь смотрятся. Не забудьте дать имена всем мирам, континентам, странам, регионам, штатам, деревням, населенным пунктам, городам, столицам, океанам, рекам, озерам, горам и равнинам. Вам не обязательно называть каждую деталь на карте, но это будет резать глаза.

И готово! ВАУ! Ну, по крайней мере, если вы действительно не хотите сделать из своей карты нечто единственное в своем роде. Если все же хотите...

ДОСТУП НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ ОТКРЫТ!!

Прокрутите страницу вниз, чтобы увидеть самые интересные, но абсолютно не обязательные эффекты, которые можно применить к карте.

СУПЕР-ДРЮПЕР ЭФФЕКТЫ

Нижеописанное – опционально, однако здесь содержится некоторая информация, которая поможет улучить вашу карту.

Карточная Бумага

Если вы хотите больше внимания и текстуры на своей карте, можете изменить фон! Для начала, создайте новый слой поверх слоя с Картой (map). Возьмите кисть, выберите белый цвет, и за дело. Лично мне для данного дела нравятся рассеивающиеся (scatter) кисти, но вы можете использовать любые другие, например, с монетами, кораблями, животными, растениями, и т.д.

Обратите внимание на скриншот ниже, где видны изменения после обработки кистью. Если вы используете рассеивающуюся кисть (или любые другие кисти с необычными узорами), проработайте ей всю поверхность карты, чтобы не осталось пустых мест.

Добавьте Яркости

Ваша карта кажется вам недостаточно яркой? Нажмите Изображение –Коррекция (Image – Adjustments) и перед вами откроются следующие возможности: Тон/Насыщенность (Hue/Saturation), Яркость/Контраст (Brightness/Contrast) и Кривые (Curves), которые являются лучшими корректирующими опциями для нашей карты. Вперед, экспериментируйте! Обратите внимание на разницу между этим скриншотом и тем, что выше. Спасибо коррекции Яркости/Контраста (Brightness/Contrast).

Направляющие Стрелки

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Ни одна приличная карта не может обойтись без компаса!

Слой с Компасом (compass) располагаем под группой слоев Ландшафт (landscape). Разместите его в области, где нет суши, подогнав по размеру, если необходимо. Мне также нравится добавлять всякие эффекты к компасу. Экспериментируйте! На скриншоте вы видите мои любимые настройки (выделенные «маркером» слова – это названия различных эффектов).

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Водяной знак – защита от параноиков (меня, включительно). Водяные знаки могут защитить вашу работу от кражи. Если у вас есть своя подпись – или, даже, если вы хотите использовать свое имя, e-mail, адрес странички на dA – вы может добавить ее. Создайте новый слой (обычный или текстовый). Все что надо сделать, это добавить «водяной знак» на новый слой, подогнать его по размеру и уменьшить непрозрачность (Opacity) или оставить, как вам нравится. Говоря о водяных знаках и о том, что нравится... весь этот урок промаркирован водяными знаками... даже не думайте украть его!

Также, если вы хотите создать пути и знаки на карте, чтобы придать ей вкус ПРИКЛЮЧЕНИЙ, просто добавьте новый слой поверх слоя с ландшафтом (land), возьмите кисть, выберите цвет, близкий к цвету карты, и рисуйте! Вы также можете использовать кисти с юмором, как, например, морской дракон на моей карте.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

КАРТА ГОТОВА!

Скачать шрифт Booter Zero Five можно тут: Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера
- Скачать со слоями-объектами

Вы так же можете просмотреть этот урок в видео-формате!


Министерство образования РФ

Бюджетное муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14

им.354 стрелковой дивизии

г. Кузнецка Пензенской области

Образ Кузнецка в картинах местных художников

(исследовательская работа по географии)

Выполнила: учащаяся 7а класса

Боляева Анастасия

Руководитель: О. Б. Кляузова,

Структура исследования.

Введение. Образы пространства складываются не только под воздействием физических свойств и параметров территории, но и под воздействием целого рада факторов: истории, культуры, политики, традиций, событий. Тема, предмет, цели, задачи, методы исследования. Актуализация работы.______________________________________ 3

Глава 1 . Образ территории в географии и искусстве

    1. Природа России на полотнах русских художников________________________ 4-5

1.2 Целостный образ территории__________________________________________ 5

1.3 Природные тона пейзажа______________________________________________ 5-7

Глава 2 Образ природы родного края на картинах художников

2.1 Край мой - капелька России. _________________________________________ 8

2.2 Бесконечное движение и смена красок.________________________________ 9

.Глава 3. История и хозяйственное развитие города Кузнецка глазами живописцев 10

Заключение______________________________________________________________ 11

Библиография ____________________________________________________________ 12

Приложение №1. Таблица

«Природные зоны России на картинах русских художников»______________________ 13

Приложение № 2. Образец буклета «Художники Кузнецка о родном крае»__________ 14

Приложение № 3. Презентация «Образ Кузнецка в картинах местных художников»

Введение.

Каждый новый человек по-своему смотрит на много раз описанную местность. Постепенно собирается обобщенный, с выделением главных черт, портрет места. Образ места стал одним из ключевых понятий краеведения и страноведения.

Плодотворной для освоения географией оказалась живопись, не представимая без изображения пейзажей, образа места.

Художники Кузнецка любят рисовать свой город и его окрестности. Они пишут историю Кузнецка. Пишут, как есть на самом деле, пишут в красках, с любовью. Изменения, которые происходят в городе, можно отследить по картинам.

Тема исследования: « Образ Кузнецка в картинах местных художников»

Гипотеза: картины не только воспитывают духовное начало в человеке, но и помогают созданию образа территории, являются источником и хранителем ценной информации о ней.

Предмет исследования : 1) картины художников города Кузнецка;

2) искусствоведческая литература;

3) блок географических материалов о городе Кузнецке.

Цель: сформировать образ Кузнецка с помощью картин местных художников

Исходя из гипотезы, предмета и целей исследования, необходимо решить следующие задачи :

1) познакомиться с картинами местных художников и историей их написания;

2) систематизировать культурологические материалы;

3) изучить литературу по географическому и историческому краеведению;

4) пропагандировать информацию о художниках Кузнецка и их картинах.

5) подготовить буклет» Художники Кузнецка о родном крае».

Методы исследования:

1) изучение научной литературы;

2) анализ и синтез;

3) метод проекта.

Актуализация и практическое значение работы : материалы исследования

1) могут стать главой к учебнику краеведения Пензенской области;

Глава 1. Образ территории в географии и искусстве.

    1. Целостный образ территории

Географическое пространство формирует особый образ окружающего мира, выраженного в пространстве земли, как среде обитания.

Образы пространства складываются не только под воздействием физических свойств и параметров территории, но и под воздействием целого рада факторов: истории, культуры, политики, традиций, событий.

Обычно в результате путешествий, когда взгляд наблюдателя оценивает достаточно большие части пространства, формируется вполне целостный образ территории, легко передаваемый посредством, например, слогана и визуальной картинки. «Сибирь – богатство России»; «Урал – опорный край Державы»; «Сочи – жемчужина Западного Кавказа»; «Кубань – житница Великой страны»- устоявшиеся выражения.

Оценивая территорию изнутри, привязывая все впечатления и события к определенному месту (улице, району, дому) складываются более четкие образы конкретных мест, внутри которых он находится. Так, например: «…Ах, Арбат, мой Арбат, ты…» – литературный центр Москвы»; «Санкт-Петербург – набережная Европы»; «Воробьёвы горы: вся Москва «на ладони»,«Улица Комсомольская» – «Арбат» для Кузнецка.,

Продолжением процесса изучения пространства является создание образов. Они помогают человеку найти свое место в системе географического пространства.

Наука и искусство, разум и чувства совместными усилиями создавали единую картину мира.

Первые представления об окружающем мире строились на художественных домыслах. Первые географические карты были произведениями искусства с присущими живописи атрибутами.

Настоящий расцвет география пережила в эпоху Возрождения, которая одновременно была и эпохой великих географических открытий.

Казалось, в наши дни золотой век географии закончен. Однако оказалось всё совершенно не так. География стала неисчерпаемой жилой для творчества. Каждый новый человек по-своему смотрит на много раз описанную местность. Постепенно собирается обобщенный, с выделением главных черт, портрет места, его образ.

Образ места стал одним из ключевых понятий краеведения и страноведения. Плодотворной для освоения географией оказалась живопись, не представимая без изображения пейзажей.

В архитектуре появился термин «ландшафтная архитектура», подразумевающий связь строений с ландшафтом. Но архитектура и не имеет права быть иной: самое изящное здание выглядит неуместным, если при его создании не были учтены особенности ландшафта. Настоящая архитектура всегда вписана в ландшафт.

География есть наука зрительных представлений, зрительной памяти. Географом может быть только тот, кто способен более или менее ясно представить себе, размещение предметов в пространстве и притом с соблюдением относительной величины расстояний между ними.

Настоящий географ влюблен в картографические формы материков, островов, заливов, морей, озер, рек и горных цепей. Они для него - живые существа. В этом одном уже заключается элемент художественного творчества.

Изображая пейзаж, живописец физически не в состоянии вырисовывать каждый листик, каждую веточку, каждую травинку и передавать точную окраску каждой из них. Он выбирает из них только некоторые главные формы, линии, краски, выдающиеся, красиво противополагающиеся. Это обобщение преподносит зрителю общее впечатление и настроение, которое испытал сам художник, созерцая данную картину в природе. Точно такую же работу, но в строго научных объективных рамках производит и географ, отбирая для своего географического пейзажа только все яркое и не замечая, все неважное и затемняющее картину. Причем эта географическая картина преподносится при помощи целого ряда условных обозначений, равносильных штрихам, пятнам и мазкам живописца, например, посредством схематических чертежей, карт. Здесь у географии наиболее тесное соприкосновение с искусством.

    1. Природа России на полотнах русских художников

Классики русской живописи на своих полотнах изобразили природу разных широт, они будто бы прочитали главную географическую закономерность - широтную зональность.

Александр Борисов, вдохновленный путешествиями по Новой Земле, рисует пейзажи арктической пустыни. До Борисова никто из художников не отправлялся с этюдниками так далеко на север. В путевых заметках художник-первооткрыватель описывает трудности, с которыми ему пришлось столкнуться в путешествии. Да и книгу воспоминаний он назвал соответствующе - «В стране холода и смерти». И, тем не

менее, север настолько очаровал Борисова, что ничего другого он больше не писал. Пейзажи он увековечивал на холстах, а современников-живописцев - на карте. Ледник Третьякова, мысы и, и , и появились на карте Новой Земли после экспедиций Александра Борисова.
Василий Переплетчиков - еще один художник, влюбившийся в неласковую северную природу. В путешествиях по Архангельской губернии Переплетчиков нашел главные темы своих картин и обрел самобытный почерк. На протяжении 12 лет художник отправлялся в длительные поездки, как он сам говорил, «опять к Ледовитому океану, к большим сильным людям». Современники называли его «восторженным певцом дальнего Севера».
Аполлинария Васнецова по-настоящему увлекла суровая природа Урала и Сибири.

«Характер Урала и его природа очень мне напоминали Вятский край: те же хвойные леса, увалы, только грандиозных размеров, а леса - щетина тайги по хребтам гор, вместо одиночек елей - гигантские кедры. Потому-то, вероятно, я несколько лет и делал, что писал уральские пейзажи»,- писал художник.
Одной из ключевых работ а стала картина «Степь днем», где степь предстает расстилающимся до горизонта пространством, наполненным мягким золотистым светом. Сейчас она хранится в
Художник выбрал для себя три ведущие темы: изображение морской стихии, исторических баталий и крымских пейзажей. Крымская природа привлекала художника своей переменчивостью.Уловить ее ускользающие оттенки так же непросто, как и запечатлеть сменяющие друг друга морские волны. (Приложение №1)

1.3 Природные тона пейзажа

Живопись более полно, чем скульптура и архитектура, к изображению особенности стран.

Всякая нация в различных стадиях своего исторического развития видит различное количество оттенков солнечного спектра. Так, русскому народу чуждо понятие оранжевого цвета, который он, по оттенкам, причисляет к соседям - то к красному, то к желтому, так же как и понятие лилового цвета, который он признает лишь за оттенок соседнего синего. В то же время у него имеются твердые понятия о синем и голубом, тогда как у немцев и французов то и другое обозначается общим словом «blau», «bleu». Вместе с тем русскому человеку красный и малиновый цвета представляются более или менее самостоятельными.

Известно, что не только формы земных предметов в своем распределении по поверхности нашей планеты имеют свою строгую географию, но ею же обладают и природные тона пейзажа. Так, сибирская и уральская тайга имеет издали общий сильно синеватый тон, а тайга Фенно-Скандии более темно-коричневатый; стволы сосен на Русской равнине снизу серы, сверху красно-оранжевы, а на Северо-Германской равнине - сильно черноваты и т.д.

Наблюдая окружающую природу, человеческие племена выбирают из них излюбленные краски для своей орнаментики и живописи, причем этой краской является часто как раз та, которая производит с преобладающим колоритом их родной земли наиболее яркий и эффектный контраст. Так, на почти исключительно зеленом, в общем, весной и летом фоне великой Русской равнины с ее лесами, лугами, степями и недозревшими еще полями до страды наиболее эффектный контраст в солнечную погоду производит оптически дополнительный к зеленому красный, малиновый и розовый цвет, свойственный спелым ягодам, маку, шиповнику, кипрею лесных гарей, красному грибу и мухомору. Этот цвет - как раз излюбленный у большинства населения нашей равнины. Желтый и оранжевый цвета как оптически не дополнительные к зеленому не производят столь эффектного контраста с зеленью, да и притом они свойственны печально умирающей осенью листве, а на севере желтый цвет составляет характерную местную, но не общую для всей равнины особенность его цветущих весной и в первой половине лета лугов. Оба эти цвета и непопулярны у нас, тогда как у китайцев и тибетцев как раз желтый цвет священен как свойственный золотистым солнечным лучам, источникам всего живого Вероятно, по той же причине финны любят применять желтый цвет почти исключительно к внутреннему убранству окон и некоторых других предметов своих скудно освещаемых зимним солнцем комнат, ибо за долгую пасмурную зиму успевают стосковаться по ласкам солнечных лучей и своих дивных летних зорь во всю ночь. Красный цвет, вернее пурпуровый, сходный с цветом крови, священен у многих южных народов как отличие в благородстве крови одних от других и как цвет крови животных жертвоприношений. Белый цвет, снежный, считается у значительных масс населения нашей равнины «печальным», то есть «траурным», ибо совпадает с безжизненностью зимы. У некоторых древних народов Средиземноморья, как, например, у греков, траурным цветом считался синий, вероятно в связи с относительной безжизненностью синего цвета небесного свода и морской поверхности по сравнению с живыми и разнообразными красками суши. В Фенно-Скандии, Прибалтийском крае и Германии, в области северо-западных ветреных морей, озер и порожистых рек, весьма сильный и эффектный контраст с зеленью, особенно лугов, а также с серым цветом скал в солнечную погоду составляет стально-синий цвет неспокойной, сильно зыблющейся воды, который и является излюбленным у лопарей западных финнов, скандинавов и германцев. Вспомним пушкинское «и перед синими рядами своих воинственных дружин», сказанное про Карла XII. У финнов также в почете и черный цвет... вероятно, по контрасту с белым снегом. Вообще же черный цвет, свойственный тем ночам, когда ни зги не видать, равно как и подземельям, всюду считается траурным. У некоторых южных мусульманских народов, в связи с наиболее эффектным контрастом выжженных солнцем скал и пустынь, с редкой там яркой зеленью оазисов, зеленый цвет священен и приурочен к знамени и плащу пророка. У сиамцев священен белый цвет, свойственный местному слону и лотосу, сравнительно редко встречающийся на ярком фоне тропической природы, а потому производящий наиболее сильное контрастное впечатление.

Резкость или мягкость цветных оттенков излюблена отдельными племенами, в зависимости от климатических особенностей, в которых они живут. В общем, в странах с резким материковым климатом население и более привержено к резкости и яркости цветных оттенков в своей орнаментике и живописи, ибо сама природа здесь резче, чем в странах приморских, где природные оттенки смягчены влажностью воздуха и испарениями. Так, французы и японцы органически склонны ко всегда нежным красочным оттенкам, русские и турецкие племена - к резким, ярким, кричащим.

Глава 2. Образ природы родного края на картинах художников

ОБРАЗ

И пенье долгое стрекоз,

И гулкий взмах последних грез,

И пряжа вещая зарниц,

И пение отлетных птиц,-

И гнезда рыжиков, груздей,

И муть октябрьская дождей,

И за ночь выпавший ковер

Снегов, одевших луг и бор,-

И первый слабый стебелек,

Означивший весенний срок,

И звук отточенной косы,

И все минуты и часы,-

Все то, что было в бездне дней,

Не меркнет в памяти моей,

И нет желанней ничего,

Чем образ края моего.

Константин Бальмонт

2.1. Край мой – капелька России .

Каждому человеку особенно дорог тот уголок земли, где он родился и рос.

Ландшафт неотъемлемая часть национальной культуры, формирующий национальную идентичность.

Человек и пространство для российской культуры тема вечная. Вот и художники земли кузнецкой А. Алфёров, А Батаршин, О. Батаршина, А. Краюшкин, Н.Лукьянов, Н.Ларин, А. Вахрамеев,Г. Баранникова и другие, вдохновлённые неповторимой красотой родного края, изображают его на своих полотнах.

Большая часть Пензенской, лежащей на Приволжской возвышенности, имеет почти идеальный с точки зрения психологического восприятия пейзаж. Он отражает гармоничное сочетание пространственной вертикали и горизонтали, так как находится на границе горного и равнинного ландшафтов. Психологический комфорт создают картины « Ранний вечер» Н. Лукьянова, Ольги Батаршиной «Труёв. Начало мая».

Термин «picturesque» - живописный, буквально означает «картинный». Красивые виды всегда высоко ценились и очень давно стали особым видом экономического предложения для путешествующих. Так русский историк Н. Карамзин в «Письмах русского путешественника» писал: «Если бы спросили меня: «Чем нельзя никогда насладиться?», то я ответил бы: «Хорошими видами». Сколько я видел прекрасных мест! И при всем при том смотрю на новые с самым живейшим удовольствием». Неслучайно окрестности Кузнецка становятся излюбленным местом отдыха для приезжих гостей: санаторий «Надежда», базы отдыха в Сосновке и Тарлаково.

Естественные особенности ландшафта очень высоко оцениваются в условиях рыночной экономики, когда земля является объектом свободной купли-продажи.

2.2. Бесконечное движение и смена красок.

Пензенская область находится в условиях умеренно - континентального климата, и это обуславливает суровую зиму и жаркое лето, длинную, переливающуюся всеми оттенками красок весну, в которой каждая неделя приносит с собой что-то новое, поэтому излюбленной темой художника становится изображение времён года.

Времена года - любимые темы Батаршина А.Р., Батаршиной О.А., Алферова А.П., Баранникова Г.А., Лукьянова Н., Елисеева Ю.П. и других. На картине Андрея Вахрамеева ясно видится солнечный зимний день, полный штиль, воздух звенит от мороза. На память приходят пушкинские строки: « Мороз и солнце - день чудесный…»

И главное - в них неизменные элементы родной природы, где нет резких граней: осень ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее солнце, выглянувшее на мгновение из-за тяжелых зимних облаков. В природе умеренной широты нет вечных, не меняющихся в разные времена года объектов. Все в нашей природе непостоянно по окраске и состоянию. Деревья - то с голыми ветвями, создающими своеобразные узоры зимы, то с листвой яркой, весенней, живописной, как на картине Ольги Батаршиной «Труёв. Начало мая». Разнообразнейший по оттенкам и степени насыщенности цветом осенний лес.В своей работе « Краски осени», я отобразила игру цвета и безграничную фантазию природы, которая отразилась в осеннем пруду. Кажется, что природа удивляется собственному творению.

Андрей Краюшкин на своём полотне отобразил конец марта, когда водоёмы в наших краях освобождаются ото льда, даже на маленьких речушках начинается половодье. Разные состояния воды, принимающей на себя окраску неба и окружающих берегов, меняющихся под действием сильного или слабого ветра дорожные лужи, различная окраска самого воздуха, туман, роса, иней, снег - сухой и мокрый. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий, вечное движение - в пределах года или суток.

Сенокосы – излюбленное время для провинциальной России - разгар лета, ароматный запах трав, парное молоко. В эту замечательную пору попадаешь на картине А. Краюшкина «Стога».

В Средней полосе России, в отличие от юга, необыкновенно длинные вечера с закатным солнцем, которое создает на воде переливы красок, меняющиеся буквально в пятиминутные промежутки времени, целый «балет красок», и замечательные - длинные-длинные - восходы солнца. Бывают моменты (особенно весной), когда солнце будто «играет». Н. Лукьянов на картине « Ранний вечер» уловил розоватый отблеск утомлённого солнца, уходящего за горизонт.

Темные дни в декабре создают не только определенную гамму красок, но и чрезвычайно богатую особую эмоциональную палитру (« Кузнецкий дворик» А. Краюшкин).

Глава 3.

История и хозяйственное развитие города Кузнецка глазами живописцев

На картине «Старая мельница в готическом стиле» Анвярь Батаршин отразил следы прошлых эпох, когда Кузнецк развивался как город ремесленников: кузнецов, башмачников. Значительную прослойку населения представляло купечество, у них были торговые ряды, мельницы.

Советское время ознаменовалось бурным промышленным ростом, который сопровождался расширением городской черты. Александр Порфирьевич Алфёров запечатлел городское строительство на улице Комсомольской - одной из главных улиц города. Промышленным сердцем Кузнецка становиться Западный микрорайон. Картина «Дорога в Западный микрорайон» напоминает о том времени, когда здесь появляются заводы-гиганты, относящиеся к военно-промышленному комплексу, и город становится вторым после Пензы машиностроительным центром области.

Кузнецк занимает выгодное географическое положение. К городу ведут не только автомобильные дороги, но и железнодорожная магистраль. А.П. Алфёров оставил потомкам фрагмент из прошлого о строительстве железнодорожного участка пути на картине «Последние метры »

Дымящиеся трубы городской ТЭЦ напоминают о времени, когда она работала ещё на мазуте и сильно загрязняла город.

Полотно Н.П. Ларина рассказывает о периоде, когда над Кузнецком каждое лето кружили вертолёты - это курсанты Сызранского вертолётного училища совершали тренировочные полёты и в городе был действующий аэродром.

Главным достоянием любого времени являются люди. Огромная портретная галерея создана художником А. П. Алфёровым. На картинах известные в городе люди: З.С. Трефилова- заслуженный врач, П.С. Дунаев- журналист, ветеран ВОВ, Е. Барановский – музыкант. Руководитель русского народного ансамбля, л. Симакова- начальник отдела культуры городской администрации, В.П. Завьялов - поэт и журналист, А.А. Степанов- учитель истории и другие.

Город как и вся страна, переживал богоборческие времена А. Батаршин изобразил разрушенный Вознесенский храм советской эпохи и возрождённый, сверкающий великолепиями в наши дни. Этот же художник рисует как православный храм, так и мусульманскую мечеть, ведь в Кузнецке русская и татарская культура развивались вместе на протяжении многих веков, взаимно обогащая друг друга. Этот факт способствует формированию толерантности в современном обществе.

Наталья Павловна Коблова профессиональный художник и талантливый педагог, учит подрастающее поколение видеть прекрасное, проводя уроки искусства в МБОУ СОШ № 14 города Кузнецка. Её работа « Храм Преображение Господня», Наталья Павловна Коблова профессиональный художник и талантливый педагог, учит подрастающее поколение видеть прекрасное, проводя уроки искусства в МБОУ СОШ № 14 города Кузнецка. Её работа « Храм Преображение Господня», написана в селе Радищево в родовом имении А.Н. Радищева, возвращает к историческим корням, к истоком духовности, которая свойственна нашим предкам.

Творчество состоявшихся мастеров вдохновляет молодых художников на создание образов родного края. Рисование уголков Кузнецка излюбленная тема юной художницы

Калмыковой Элины.

Студентка художественного училища имени Савицкого Елена Блинкова выставляет свои работы в городской юношеской библиотеке с видами любимого Кузнецка уже в четвёртый раз.

Заключение

    Наблюдая окружающую природу, человеческие племена выбирали из неё излюбленные краски, формировали образ своей территории.

    Кузнецкие художники разглядели утончённую красоту родного края, поэтому он воспринимается неповторимым и необыкновенно любимым.

    Картины являются носителями информации о прошлом края, изучая которое можно видеть и строить перспективы его развития в будущем.

    Наука и искусство совместными усилиями создают образ конкретной территории.

Библиография

1.Верещагин В. В. Повести. Очерки. Воспоминания.М.: Советская Россия, 1990.

2.Лихачев Д. С. Заметки о русском.М.: Советская Россия, 1984.

3.Семенов Тян-Шанский В. П. География и искусство// География в школе. М.; Л.: Московское акционерное издательское общество, 1925. С. 5-24.

4. Горбаневский М. В., Дукельский В. Ю. По городам и весям «Золотого кольца». - М.: Мысль, 1983. -
190с., ил.

5. Готье Т. Путешествие в Россию / Пер. с франц. и коммент. Н. В. Шапошниковай; Предисл. А. Д.
6.Михайлова.-М., Мысль, 1988.-396,с.: ил.

7.Занимательная география / Науч. Редактирование и комментарии К. С. Лазаревича. 3 -е изд. - М.:
8.Ларин О.Н. В ритме Пинеги. М.: Мысль,1975, - 139с.

9.Энциклопедия для детей. Т.7.Искусство.Ч.1/Глав. ред. М.Д.Аксёнова. -М.: Аванта+, 1997. -688с: ил.

10.Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Российские столицы. Москва и Санкт - Петербург.
11.Энциклопедия для детей. Т.12. Россия: природа, население, экономика/Глав, ред. М.Д.Аксёнова. - М.: Аванта+, 1998. -704с.: ил.

12. Курицын И.И., Марденский А.Н. География Пензенской области.

13. Клестов Весь Кузнецк

Приложение №1. Природные зоны России на картинах русских художников

«Тундра» Александр Борисов

Лесотундра

Василий Переплётчиков

Аполлинарий Васнецов «Уральская тайга»

Смешанный лес

«Березовый лес» Андрей Шильдер

Лесостепь

«Волга под Симбирском»Михаил Клодт

« Степь днем»

Полупустыня

« » Константин Богаевский

Субтропики

«Вечер в Крыму. Ялта»

Хоть Господь и наделал много проблем (не считая болезни, преступность, голод, нищету, войны, коррупцию и русскую попсу) у него все же получилось создать неплохую атмосферу жизни на нашей планете. Земля с водой часто капризничают, устраивая массовые жертвоприношения. Но в некоторых местах получилось весьма не плохо, даже можно сделать кучу няшных фото. Но мы можем копнуть еще глубже. В этом уроке Вы узнаете как рисовать природу с помощью простого карандаша. После этого можете взять свои инструменты для рисования и смело отправится в уютненькое местечко, дабы создать неописуемый шедевр. Природа – символическое название для всего, что глаза видят. Исключением можно считать разве пластик или реалити-шоу, остальное же относится к одному формальному организму, который управляет жизнью и имеет некий странный план по производству и обеспечению своей жизнедеятельности. Как обычный суровый начальник, природа легко удаляет любой офисный планктон, иногда целыми видами, и, как любая девушка, любит капризы и выходки. Последние критические дни этой дамочки заканчивались рождением Гитлера, Хусейна и Джастина Бибера, что грандиозно влияло на состояние планеты в целом. Может показаться, что природа зла и безукоризненна, на самом же деле ей пофиг ровно так же, как собаке на этническое происхождение блох в её шерсти. Внезапно оказывается, что природа нуждается в помощи, и некоторые люди свято верят в это, при этом, даже не могут защитить себя от местной шпаны. Если вдруг оказалось, что вы – сама природа, то вот какие у вас привилегии:

  • Вы прекрасны, ибо вы само понятие бытия.
  • Вы существуете, хотя толком этого никогда не поймете.
  • Вам принадлежат все ценные металлы на планете, а значит недостачей денежных средств не страдаете.
  • Портреты ваши висят почти в каждом доме на каждой стене.
  • Не нужно волноваться о том, что вы допустили ошибку, ваша ошибка попадет либо в цирк для уродов, либо в красную книгу.
  • Всегда можно устроить фейерверк с вулканов.
  • Вы клали болт на теорию относительности, так как можете быть во всех местах одновременно.
  • Вы можете вылечить рак, но никто вам не поверит.

А вот теперь берите карандаш в руки и поэтапно пробуйте нарисовать мать-природу.

Как нарисовать природу карандашом поэтапно

Шаг первый. Сразу выделяем линиями небольшой пруд с берегами, на берегах такими же линиями нарисуем несколько деревьев. Несколько кружков в воде послужат для превращения в уток.
Шаг второй. Внизу рисуем высокую траву, круги медленно превращаются в птиц. Толстой линией аккуратно обведем края берегов.
Шаг третий. В этом шаге все внимание переключи на задний фон за линией горизонта. Нарисуем там облачность.
Шаг четвертый. Теперь нарисуйте небольшие волны и тени на воде, траву сделайте гуще, а задний фонт заштрихуйте.
Шаг пятый. Остаточно зарисуйте и пропущенные места на деревьях и земле, а потом аккуратно закончите рисунок, затушевав уток.
Смотрите еще похожие уроки по рисованию пейзажей.

Конкурс проектных работ обучающихся образовательных организаций города Москвы

«Экономика. Социум. Страноведение. ХХI век» в рамках открытой конкурсной площадки «Инициатива. Творчество. Успех» городского профориентационного марафона «Карьерный навигатор: масштаб – город Москва»

Номинация: «Страноведение.XXI век»

«Создание географического образа России»

Кукушкина Дарья, Целыковская Надежда

Класс 9 «В», ГБОУ Школа №1238, [email protected] , г. Москва

Научный руководитель: Малярчук Лариса Васильевна

Тел:+79150431351, [email protected]

Педагог высшей категории, учитель географии, ГБОУ Школа №1238, г. Москва.

1. Введение……………………………………………………………………..

2. Основная часть. Создание географического образа страны.

2.1. Личность и процесс её социализации…………………………………..

2.2. Науки о Земле ……………………………………………………………

2.3. Структура образа страны по Д.Н. Замятину……………………………

2.4. Содержание и результаты исследования – «рисуночная техника»…..

2.4.1.Типизация рисунков………………………………………………….

2.4.2. Тематический анализ ………………………………………………….

2.4.3. Символический анализ ………………………………………………

2.4.4. Общие выводы исследования ……………………………………….

2.5. Географический образ России на государственном уровне………….

3.Заключение…………………………………………………………………….

4. Список литературы…………………………………………………………..

5. Приложение………………………………………………………………….

Русь моя, жизнь моя!
А. Блок

1.Введение

Географические образы и цивилизационная идентичность - взаимосвязанные явления. Феномен формирования и развития географических образов, так или иначе, связан с цивилизацией и культурой, в рамках которых он может быть обнаружен и осмыслен. Любая цивилизационная идентичность содержит в себе в той или иной мере, в открытых или скрытых формах географические образы. Они - неотъемлемая и естественная часть цивилизационной идентичности. Другое дело, что сам “носитель” цивилизационной идентичности может не замечать этого. Исследователь, заинтересованный в комплексном изучении цивилизационной идентичности, должен рассматривать и соответствующие географические образы. В отличие от других российская цивилизация несмотря на многочисленные культурные заимствования у византийской и европейской цивилизаций является автохтонной (автохтонный от греч.αὐτός - сам и χθών - земля - принадлежащий по происхождению данной территории, местный, коренной по происхождению). Кроме того, историческое время ее самостоятельного существования намного превосходит соответствующие показатели других цивилизаций. Наконец, что наиболее важно, пространства, оказавшиеся в зоне влияния российской цивилизации, большую часть рассматриваемого исторического времени входили в состав российского государства, будь то Московское царство, Российская империя, Советский Союз или Российская Федерация. Территории, не входящие в настоящее время в состав Российской Федерации, но входившие ранее в состав российских государственных образований, в значительной мере осмыслены и культурно освоены именно российской цивилизацией. Такая подавляющая моно государственность в рамках одной цивилизации, причем государственность, распространившаяся на величайший в мире массив континентальной суши, безусловно, уникальна.

Образ страны наиболее ярко презентуется в художественных произведениях - литературных, живописных, музыкальных, кинематографических, фотографических и т.д. В ту или иную эпоху этот образ может приобретать специфические черты, благодаря которым он неотделим от конкретного, насыщенного определенными политическими и культурными событиями исторического времени. Однако картина становится более сложной, если учитывать также создание образа страны не только современниками, но и последующими поколениями. По сути дела, происходит своего рода образная интерференция, когда различные и порой сильно отличающиеся друг от друга интерпретации образа накладываются друг на друга, начинают взаимодействовать друг с другом. Наконец, следует учесть, что исследователь, принадлежащий уже другой, иногда весьма далекой эпохе, привносит свое видение, свою интерпретацию подобной образной картины. В свой работе мы попытались создать свой образ страны, в которой родились, живём и учимся – это Россия.

Цель работы – создание географического образа территории России.

Задачи:1. Изучить различные методики создания образа территории..2.Провести социалогический опрос и исследование образа страны среди учащихся ГБОУ Школа №1238 г.Москвы.

2. Создание географического образа страны.

2.1. Представления молодежи о своей стране являются основой социализации и становления гражданской идентичности, определяют мировоззренческие позиции, оказывают влияние на политическую активность, определяют перспективы жизненного пути и самореализации. Образ России как составляющая целостного образа мира человека характеризуется содержательно-смысловой многомерностью, имеет уровневую структуру, в которой выделяются осознаваемые слои, представленные системой обыденных понятий, убеждений, ценностно-мировоззренческих установок личности. Личность-это продукт социальной среды, общества в котором она развивается и живёт. Во время формирования личности непрерывно идут процессы социализации: - развитие личности; - самоопределение; - формирование новых качеств; - интеграция. Большое значение для формирования личности имеет создание образа страны, в которой она формируется. 2.2. Науки о Земле, а именно курс география России (8-9 класс) формируют у подростка такие качества как: 1.патриотизм (сравнение геоэкологического потенциала России и развитых индустриальных стран мира); 2.духовность и нравственность (особо охраняемые природные территории, народные промыслы России); 3.толлерантность (этнический и религиозный состав населения России). Приведённые примеры напрямую способствуют всем вышеперечисленным процессам социализации личности. Классик российской экономической географии Н.Н. Баранский в середине XX века писал о необходимости строить характеристику территории страны по уникальному сценарию, исходя из местных особенностей, от номера к номеру, от полочки к полочке. Не отбирая признаков по их важности, не заботясь об их внутренней связи, не стараясь их объяснить, не сопоставляя их с особенностями истории. Основной недостаток такого подхода к созданию образа страны – это сложно выделить главное. Обыденное сознание также выстраивает информацию о территории вокруг одной-двух главных тем. На этом основаны так называемые массовые образы стран и территорий, когда выбор главной темы происходит не по «логике территории», а по логике массового сознания (образ территории замещается образом её видного уроженца или просто собирательного образа, символической фигуры). 2.3. Работая над проектом создания своего географического образа России, мы познакомились с работами других учёных Д.Н. Замятина и Э.А. Галумова. По Д.Н. Замятину, «географические образы – это устойчивые пространственные представления, которые формируются в результате какой-либо человеческой деятельности (как на бытовом, так и на профессиональном уровне). Они являются компактными моделями определенного географического пространства, созданными для более эффективного достижения какой-либо поставленной цели». Д.Н. Замятин описывает структуру образа страны как своеобразную «матрешку»: стержневой образ спрятан внутри нескольких «упаковок». Стержневой образ предполагает свое определенное «ветвление». Основные стержни, яркие черты, «изюминки» России:

1. Политико-географический образ, представляющий собой концентрацию ведущих географических знаков, символов и черт страны в политическом отношении. Данный образ идентифицирует государство с некоторой частью мира (света) и в определенном окружении государств. Россия – как Восточная Европа или Азия.

2.Природно-ресурсный образ – это концентрация ведущих признаков и символов национальных ресурсных богатств в природном, ландшафтном или климатическом отношении. В массовом сознании этот образ идентифицирует государство с некоторыми, присущими ему символами природы. (Россия - белая берёза, бурый медведь, бескрайние степи, русский чернозём, белые ночи, полюс холода - Оймякон и т.д.).

3.Цивилизационно-культурный образ в виде национального культурного символа, составляющего историческое наследие страны и узнаваемого во всем мире. Этот образ идентифицирует государство и его народ с культурно-историческим наследием мировой значимости. В реестре ООН (памятников культуры мировой цивилизации) в России к таким памятникам относится Кремлевский архитектурный ансамбль.

4.Социоментальный образ страны. Русские – мечтательны: театр, поэзия, балет и изобретательны: радио- А.С.Попов, атомная электростанция- первая в г.Обнинск, периодическая таблица Д.И.Менделеев, водородная бомба- А.Д.Сахаров, синтетический каучук из нефти - Б.Бызов, автомат Калашникова, первый искусственный спутник, первый космонавт и т.д.

5. Производственно-экономического образ, как символа благополучия, могущества и влиятельности государства. Данный образ приписывает государству экономическую нишу в мировом экономическом разделении. Россия – космос, военно-промышленный комплекс, топливно-энергетический комплекс, металлургия и т.д.

6. Национально-ценностный образ страны завершает череду перечисленных образов – это концентрация ведущих знаков и символов, выражающих государственные интересы, цели и устремления в национально-идейном отношении. Национально-ценностный образ указывает на приоритетную национальную цель, идентифицирует государство и его народ с историческими ценностями, предлагаемыми миру и последовательно отстаиваемыми государством на мировой арене. В России духовность - религия, семья и нравственность - уважение традиций и культур.

Преимущества данного метода оценки для создания образа страны:

Позволяет численно оценить и сравнить внешний и внутренний географический имидж как одной страны, так и нескольких государств;

Позволяет численно оценить и сравнить не только географический имидж страны в целом, но и отдельные его аспекты (например, проанализировать внутренний имидж с точки зрения природных ресурсов или только природную составляющую внешнего имиджа государства);

Учитывает разную степень ценности характеристик для географического имиджа государства;

Может быть использован не только применительно к географическому имиджу страны, но и к некоторым другим его аспектам.

2.4. С целью создания образа России в представлениях учащихся 8-9 классов ГБОУ Школы №1238 нами было опрошено ….. человек в возрасте 13-15 лет, из них 35 юношей и 33 девушки. В качестве метода исследования применялась рисуночная техника. Ребята получали чистые листы бумаги с заданием: «Пожалуйста, нарисуйте образ России, как Вы его себе представляете». На рисунок отводилось 3-5 мин. При исследовании мы использовали четырехуровневую процедуру, в которой анализ изображений проведен на следующих уровнях: 1) типизация рисунков; 2) содержательный, тематический анализ; 3) символический анализ; 4) эмоциональный анализ. 2.4.1. На стадии типизации рисунков были выделены следующие типы:

· Символические - представляют собой изображение одного или нескольких типичных символов России. Выражают не конкретную идею, а, скорее образную, символическую ассоциацию (30,8 % от общего числа рисунков).

· Социальные - изображение России как российского общества или как некоторой социальной ситуации (20,5 %).

· Пейзажные, «сельский» тип - представляют собой изображение природных объектов, картину сельской жизни (17,6 %) .

· Персонификации - представляют Россию в образе человека или животного (13,2 %) .

· Перечисляющие - представляют собой набор, перечисление нескольких элементов, характеризующих, с точки зрения респондента, образа России (7,3 %).

· Тип «Карта России» - изображение России в виде карты (5,8 %).

· Военная тематика - 4,5 %.

· Метафорические - выражают определенную идею, аналогично вербальной метафоре, однако использует при этом визуальные образы (1,4 %) .

· Городские - представляют собой изображение уличных объектов (1,4 %).

2.4.2.Тематический анализ представляет собой разделение рисунков по следующим типам:

1) изоляция - отдаленность и замкнутость России от всего мира; 2) разделенность, расколотость - Россия разделена или расколота на 2 или более части; 3) контрастность, противоположности - изображение конкретного разделения на богатых и бедных; 4) разорванность власти и общества - изображения, которые четко показывают, что власть пользуется народом и их трудом. В нашем исследовании подобных рисунков не было. Все учащиеся представляют Россию как единое целое.

2.4.2. Символический анализ заключается в выделении и интерпретации имеющихся в рисунках символов: 1) природные символы - это наиболее распространенный тип (31 %); 2) сельские символы - так же часто встречались среди работ (9 %); 3) официальные - герб, флаг (17,6 %); 4) традиционные - часто изображали матрешек, валенки или водку (17,6 %); 5) советские символы - все-таки СССР оставил свой след на жизни современной молодежи, не смотря на то, что встретился всего один рисунок с изображением советской звезды (1,4 %); 6) символ промышленности и природных ресурсов - изображения, которые явно показывали, что Россия ассоциируется с заводами, нефтью и газом (7,3 %)

2.4.3.Общие выводы исследования: 1.Чаще всего встречался традиционный образ России, связанный в первую очередь с российской природой, картинами сельской жизни (хотя была опрошена городская молодежь), в них проявляется малая родина (40 %).

2.С другой стороны, на символическом уровне, помимо фактических, природных образов, выражены также и стереотипные, внешние и государственные символы - официальные, советские и традиционные (37 %).

3.Весьма значимыми являются ресурсные и географические характеристики образа России, в частности изображение большого размера страны, наличие полезных ископаемых (13,2 %).

4.Встречались рисунки, которые явно показывали проблемы, характеризующие Россию - а, именно дороги, а точнее их отсутствие, а также алкоголь (4,7 %). Не встречались рисунки, которые изображали подчинение властной элите.

5.Наличие у обследованной группы выраженного единого образа России.

6.На ценностном и эмоциональном уровнях преобладает положительный образ России. Эмоциональный анализ позволяет выявить положительное отношение к объекту, которое проявляется в тщательности, аккуратности изображения, яркости красок.

2.5. В качестве примера продвижения географического образа России на государственном уровне мы хотим привести проведение всероссийского конкурса «Семь чудес России». Целью, которого было бы возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, а также привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории России. В рамках проекта был организован специальный сайт http://www.ruschudo.ru , на котором предлагалось проголосовать за уже представленные чудеса России, а также предложить свои варианты. По итогам первого тура были отобраны победившие 49 чудес из 7 федеральных округов России: по 7 чудес от каждого федерального округа. Во втором туре были выбраны 14 финалистов конкурса. Далее состоялся суперфинал, когда уже было выбрано 7 искомых объектов. Итоги всенародного голосования были объявлены 12 июня 2008 года в Москве во время прямой трансляции телеканалом РТР празднований в честь Дня независимости России. Победителями стали три рукотворных и четыре природных достопримечательности: Собор Василия Блаженного, Мамаев курган и статуя Родины-Матери, дворцово-парковый ансамбль Петергоф, столбы выветривания, озеро Байкал, долина гейзеров, гора Эльбрус. Такого рода конкурсы являются по сути одним из способов формирования положительного имиджа регионов России (как на территории самой страны, так и за рубежом) и популяризации ее природных, исторических и культурных достопримечательностей.

3.Заключение.

Метод образно-географического моделирования и создания интеллект-карт, который мы использовали в свой работе, позволяет нам.

Развивать креативность; +Формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт; +Формировать общеучебные умения: конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение анализа и т. д.; +Развивать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.); +Проводить контроль собственной интеллектуальной работы; +Легче ориентироваться в выборе будущей профессиональной деятельности.

4. Список использованной литературы.

1.Бершадский М.Е. Когнитивные образовательные технологии XXI века: теория и практика применения.- М.: Сентябрь, 2011. 2.Виноградов П.Н., Королева Н.Н. Образ России в представлениях современной молодежи [Электронный ресурс] Режим доступа. URL: http://koleso.mostinfo.ru/lifeoffamouspeople_47_1388 (дата обращения 02.02.2015). 3.Галумов Э.А. . Международный имидж России: стратегия формирования. М., 2003. 4 .Гуреев С.В. Анализ рисунков в социологических исследованиях // Социологические исследования. - 2007. - № 10. - С. 132-139. 5. 5.Замятин Д.Н. Моделирование географических образов. Смоленск. 1999. 6.Замятин Д.Н. Образ страны: структура и динамика // Общественные науки и современность. 2000. №1. 7.Замятин Д.Н. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов. СПб, 2003.4. 8.Замятина Н.Ю. Использование образов мест в преподавании страноведения и градоведения // Культурная география. Альманах. М, 2003. 9.Официальный сайт конкурса «7 чудес России» http://www.ruschudo.ru

5. Приложение.