Topic прикладное искусство архитектура. Архитектура и декоративно-прикладное искусство индийского региона. Выступление Бьярке Ингельса на TED

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)- искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными и эстетическими качествами и предназначенных не только для практического употребления, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков и т.д.

Вся жизнь первобытных племен и цивилизаций была связана с язычеством. Люди поклонялись разным божествам, предметам - траве, солнцу, птице, дереву. Чтобы «задобрить» одних богов и «отогнать» злых духов, древнейший человек, строя дом, обязательно дополнял его «оберегами» - рельефом, наличниками на окнах, животными и геометрическими знаками, имеющими символическое и знаковое значение. Одежда обязательно оберегала хозяина от нечисти полосой орнамента на рукавах, подоле и воротнике, ритуальный орнамент имела и вся посуда.

Но с древнейших времен свойственно человеку было и стремление к красоте в окружающем его предметном мире, поэтому изображения стали приобретать все более эстетический вид. Постепенно утратив свое первоначальное значение, они стали больше украшать вещь, чем нести какую- то магическую информацию. На ткани наносили вышитые узоры, керамику украшали орнаментом и изображениями, сначала выдавленными и процарапанными, затем нанесенными глиной другого цвета. Позднее с этой целью использовали цветные глазури и эмали. Металлические изделия отливали в фигурных формах, покрывали чеканкой и насечкой.

К декоративно-прикладному искусству относятся и художественно выполненные мебель, посуда, одежда, ковры, вышивка, ювелирные изделия, игрушки и другие предметы, а также орнаментальные росписи и скульптурно- декоративная отделка интерьеров и фасадов зданий, облицовочная керамика, витражи и т.п. Очень распространены промежуточные формы между ДПИ и станковым искусством - панно, гобелены, плафоны, декоративные статуи и пр., - которые составляют часть архитектурного целого, дополняют его, но могут рассматриваться и отдельно, как самостоятельные художественные произведения. Иногда в вазе или ином предмете на первое место встает уже не функциональность, а красота.

На развитии прикладного искусства сказались условия жизни, быта каждого народа, природные и климатические условия его обитания. ДПИ - это один из древнейших видов искусства. В течение многих веков оно развивалось в народной среде в форме народных художественных ремесел.

Вышивка. Свои истоки берет в глубокой древности, когда использовали костяные, а затем бронзовые иглы. Вышивали на одежде льняной, хлопковой, шерстяной. В Китае и Японии вышивали цветными шелками, в Индии, Иране, Турции - золотом. Вышивали орнаменты, цветы, животных. Даже внутри одной страны существовали совершенно разные типы вышивок в зависимости от местности и проживающей там народности, как, например, вышивка красной нитью, цветная вышивка, вышивка крестом, гладью и т.п. Мотивы и цвет часто зависели от предназначения предмета, праздничного или бытового.

Аппликация. Разноцветные кусочки ткани, бумаги, кожи, меха, соломы нашивают или наклеивают на материал другого цвета или выделки. Необычайно интересна аппликация в народном искусстве, особенно народов Севера. Аппликацией украшают панно, гобелены, занавеси. Часто аппликация выполняется просто как самостоятельная работа.

Витраж. Это сюжетная декоративная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет. В классическом витраже отдельные куски цветных стекол соединялись между собой прокладками из наиболее мягкого материала - свинца. Таковы витражи многих соборов и храмов Европы и России. Также применялась и техника живописи по бесцветному или цветному стеклу силикатными красками, закрепляемыми затем легким обжигом. В 20в. стали выполнять витражи из прозрачных пластмасс.

Современный витраж используется не только в храмах, но и в жилых помещениях, театрах, гостиницах, магазинах, метрополитенах и т.д.

Роспись. Композиции, выполненные красками на поверхности тканей, деревянных, керамических, металлических и др. изделий. Росписи бывают сюжетные и орнаментальные. Они широко используются в народном искусстве и служат украшением сувенирных изделий или предметов быта.

Керамика. Изделия и материалы, выполненные из глины и различных смесей с ней. Название произошло от местности в Греции, бывшей с глубокой древности центром гончарного производства, т.е. по изготовлению глиняной посуды и утвари. Керамикой называют и облицовочную плитку, часто покрытую росписями. Основные виды керамики - глина, терракота, майолика, фаянс, фарфор, каменная масса.

Кружево . Ажурные изделия из ниток. По технике исполнения подразделяются на ручные (плетеные на точеных палочках - коклюшках, шитые иглой, вязанные крючком или спицами) и машинные.

Плетение из бересты, соломы, лозы, лыка, кожи, ниток и т.д. один из древнейших видов декоративно- прикладного искусства (известен со времен неолита). В основном плетением изготовляли посуду, мебель, кузова, игрушки, шкатулки.

Резьба. Способ художественной обработки материалов, при котором специальным режущим инструментом вырезаются скульптурные фигуры или на гладкой поверхности делается какое- либо изображение. На Руси наиболее была распространена резьба по дереву. Ею покрывались наличники домов, мебель, орудия труда. Существует резная скульптура из кости, камня, гипса и др. много резных изделий относятся к украшениям (камни, золото, бронза, медь и т.д.) и оружию (дерево, камень, металлы).

Архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство относятся к утилитарно художественным видам творчества. Т.е они решают утилитарные задачи – передвижения, организации быта, города, жилища, разных видов жизнедеятельности человека и общества. В отличии от художественного творчества (изобразительное искусство, литература, театр, кино, поэзия, скульптура) которые создают только духовные, культурные и эстетические ценности не имеющие утилитарного значения.

Дизайн отличается от декоративно-прикладного искусства технологическим массовым изготовлением в отличии от ремесленного в дек. прикладном искусстве. Архитектура и дизайн будучи родственными понятиями отличаются только пространственным масштабом; город, микрорайон, комплекс, здание в архитектуре и среды улицы интерьер, промышленный дизайн, арт. дизайн в «дизайне», но например интерьер и благоустройство является предметом и архитектуры и дизайна.

Дизайн и архитектура – утилитарно-художественная деятельность по созданию предметно-пространственной среды. Архитектура – более древнее понятие, дизайн более современное, однако различие между ними минимальные, часто не различимые.

Дизайнер формирует - ландшафт, площадь, элемент городской среды- киоск, фонтан, остановка, светильник часы, вестибюль/, комната, мебель, офис, интерьер.

Пространства интерьера формирует архитектор, а насыщение дизайнер часто один или другой делает все, в этом практически проявляется близость, а часто неразличимость профессии арх. и дизайнера.

Архитектура и дизайн относятся к выразительным искусствам, которые непосредственно не отражают действительность, а ее создают. В отличие от изобразительных искусств (живопись, графика, литература, театр, скульптура) художественным способом отражающие материальную и духовную действительность.

Лекция 1. Методология проектирования

1. Отношение между социально-мирровоззренческим состоянием общества и дизайном.

Современная практика « новой эклектики»

2. Творческий метод - профессиональный метод - «индивидуальная манера».

Взаимодействие методов на разных этапах творчества.

Взаимодействие метода и этапов профессиональной деятельности

Примеры разные

3. Субъективное и объективное в творческом процессе.

  1. Любая деятельность и в большей степени творческая как дизайн связана и своими средствами отражает социальную организацию общества, культурное развития, эстетические идеалы……. Отражает Египет полное обожествлентие предметного мира и архитектуры, Средние века, Возражение, Классицизм, Конструктивизм. В 20 веке мы пережили крах историзма, рождение модернизма и конструктивизма в искусстве архитектуре и дизайне. Отказ от традиционных форм композиций деталей, принцип свободной планировки воспринимался как революция и как будто отразившая социальную революцию но на западе не было революции, а родилось родственное движение получившее названия современное движение между ними была реальная связь (Группа Стиль Голландия и лидера конструктивизма в России). Однако эта революция была подготовлена и новыми технологиями и материалами (ж.б) фермы балки и новыми художественными течениями –кубизм, футуризм, экспрессионализм, но и социальными потрясениями (революции, 1 мировая война), новыми философскими течениями(социализм. Коммунизм, национал социализм –фашизм)…………., кризис буржуазной морали. Много говорили о правдивости в противовес буржуазному декораторству и декоративизму. Изменения предметной и пространственной среды было подготовлено и развитием философской и научной мысли и новым художественным абстрактным течениям и развитием техники, но и социальным потрясениям придавшим некий идеологический пафос и сформировашим и развившим жизнестроительный принцип –говоривший что можно изменить действительность исходя из художественных и пространственных идей и концепций уже сформировавшимся идеям современного движения и конструктивизма

Модерн как модное течение новой буржуазии и купечества (особняк Морозова).



Напротив Дома коммуны, идея соц. города, обобществления быта как проявления в предметном мире идей социализма. Утопическая идея о том что изменив среду обитания можно изменить и самого человека.

Конечно предметный мир среда и архитектура отражает своими средствами экономическую систему и уровень развития и общества и идеологию и систему ценностей господствующую в обществе, но эта зависимость не прямая а сложная, часто идеи искусства для искусства приспосабливаются переосмысляются к объективным реалиям.

Многообразие видов искусства позволяет эстетически осваивать мир во всей его сложности и богатстве. Нет главных и второстепенных искусств, но каждый вид обладает своими сильными и слабыми сторонами в сравнении с другими искусствами.

Архитектура. Когда человек научился изготавливать орудия труда, его жильем стала уже не нора или гнездо, а целесообразная постройка, постепенно обретавшая эстетический вид. Строительство стало архитектурой.

Архитектура - формирование действительности по законам красоты при создании зданий и сооружений, призванных обслуживать потребности человека в жилье и общественных помещениях. Архитектура создает замкнутый утилитарно-художественный освоенный мир, отграниченный от природы, противостоящий стихийной среде и позволяющий людям использовать очеловеченное пространство в соответствии с их материальными и духовными потребностями. Архитектурный образ выражает назначение здания и художественную концепцию мира и личности, представление человека о себе самом и о сути своей эпохи.

Архитектура - искусство и здания обладают определенным стилем. Ломоносов, определяя особенности зодчества, писал, что архитектурное искусство «воздвигнет здания, к обитанию удобныя, для зрения прекрасныя, для долговременности твердыя». Благодаря архитектуре возникает составная часть «второй природы» - материальная среда, которая создана трудом человека и в которой протекает его жизнь и деятельность.

Формы архитектуры обусловлены: 1) природно (зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности); 2) социально (зависят от характера общественного строя, эстетических идеалов, утилитарных и художественных потребностей общества; архитектура теснее других искусств связана с развитием производительных сил, с развитием техники).

Прикладное искусство. Один из древнейших и поныне развивающихся видов художественного творчества - прикладное искусство. Оно осуществляется в предметах быта, созданных по законам красоты. Прикладное искусство - это вещи, окружающие и обслуживающие нас, создающие наш быт и уют, вещи, сделанные не только как полезные, но и как прекрасные, имеющие стиль и художественный образ, который выражает их назначение и несет обобщенную информацию о типе жизни, об эпохе, о миросозерцании народа. Эстетическое воздействие прикладного искусства ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Произведения прикладного искусства могут подниматься до вершин искусства.

Прикладное искусство национально по самой своей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближено к его производственной деятельности и быту. Вершина прикладного искусства - ювелирное дело, сохраняющее свое самостоятельное значение и развивающееся и сегодня.

Декоративное искусство. Декоративное искусство - эстетическое освоение среды, окружающей человека, художественное оформление созданной человеком «второй природы»: зданий, сооружений, помещений, площадей, улиц, дорог. Это искусство вторгается в повседневную жизнь, создавая красоту и удобства внутри и около жилых и общественных помещений. Произведениями декоративного искусства могут быть дверная ручка и ограда, оконное стекло в витраже и светильник, вступающие в синтез с архитектурой.

Декоративное искусство вбирает в себя достижения других искусств, особенно живописи и скульптуры. Живопись вначале существовала в виде наскальной и настенной и лишь потом сформировалась как станковая. Монументальная живопись на стене - фреска (название произошло от ее техники: «аль фреско» - роспись красками по сырой штукатурке) - жанр декоративного искусства.

  • 5. Восприятие произведений искусства. Анализ произведений искусства. Значение искусства в жизни человека. Крупнейшие художественные музеи.
  • 6.Краткий обзор методов преподавания изобразительного искусства.Обучение рисованию в древности и в эпоху средневековья. Вклад художников Возрождения в методику преподавания изобразительного искусства.
  • 7. Обучение рисованию в учебных заведениях России в 18-19 веках.
  • 8. Совершенствование методов преподавания рисования в советской школе. Передовой педагогический опыт художников-педагогов и его роль в художественном воспитании детей.
  • 11. Художественное воспитание школьников. Цель, задачи, требования к преподаванию изобразительного искусства в начальных классах.
  • 12.Сравнительный анализ программ по изобразительному искусству (авторы в.С. Кузин, б.М. Неменский, б.П. Юсов и др.), структура и основные разделы программы. Виды, содержание программ, тематизм.
  • 14. Принципы планирования занятий. Календарное тематическое, иллюстрированное планирование по изобразительному искусству в 1-4 классах
  • 15. Особенности планирования уроков изобразительного искусства в 1 классе.
  • 16. Планирование уроков изобразительного искусства во 2-ом классе.
  • 17. Планирование урока изобразительного искусства в 3 классе
  • 1. Объясните значение слова.
  • 2. Кроссворд “Угадай ключевое слово”.
  • 1. Игра-пантомима “Живые скульптуры”.
  • 2. Игра «Лучший экскурсовод».
  • 22. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству. Организация работы факультативов по изобразительному искусству. Планирование занятий в кружке по изобразительному искусству.
  • 1. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству.
  • 2. Организация работы факультативов по изобразительному искусству.
  • 3. Планирование занятий в кружке по изобразительному искусству.
  • 23. Диагностика индивидуальных психологических особенностей учащихся. Методика проведения изо – тестов и контрольных заданий.
  • 24. Развитие творческих способностей учащихся 1-4 классов. Дифференциация и индивидуализация обучения изобразительному искусству.
  • 25.Оборудование занятий по изобразительному искусству. Художественные техники и материалы, применяемые на уроках изобразительного искусства в начальных классах
  • 26. Психологические и возрастные особенности детского рисунка. Анализ и критерии оценки детских, учебных и творческих работ»
  • 27. Педагогический рисунок на уроках изобразительного искусства в 1 – 4 классах. "Альбом учителя".Технологии педагогического рисования. Методика педагогического рисования.
  • 28. Демонстрации, выполняемые учителем на уроках художественного труда. Методика показа.
  • 30. Термины и понятия по изобразительному искусству. Методика обучения учащихся 1-4 классов в системе терминов и понятий по изобразительному искусству на уроках и во внеклассной работе.
  • 4. Архитектура как вид искусства

    Архитектура – один из древнейших видов искусства, выражающий в культовых и общественных сооружениях мировоззрение народа в конкретную историческую эпоху, определенный художественный стиль.АРХИТЕКТУРА (лат. architecture, отгреч.аrchitecton - строитель), зодчество – здания, другие сооружения или их комплексы, образующие материальную, художественно организованную среду жизнедеятельности человека.Также – искусство формировать эту пространственную среду, создавая новую реальность, обладающую функциональным значением, приносящую человеку пользу и доставляющую эстетическое наслаждение. Термин охватывает дизайн внешнего вида сооружения; организацию внутреннего пространства; выбор материалов для наружного и внутреннего применения, проектирование системы естественного и искусственного освещения, а также систем инженерного обеспечения; электро- и водоснабжение; декоративное оформление.Каждое из сооружений имеет определённое назначение: для жизни или труда, отдыха или учёбы, торговли или транспорта. Все они прочны, удобны и необходимы людям – это их обязательные свойства.

    Виды архитектуры

    Различают три основных вида архитектуры:

    Архитектура объёмных сооружений.Она включает культовые и крепостные постройки, жилые дома, общественные здания (школы, театры, стадионы, магазины и др.), промышленные сооружения (заводы, фабрики и др.);

    Ландшафтная архитектура, связанная с организацией садово-паркового пространства (скверы, бульвары и парки с «малой» архитектурой – беседками, фонтанами, мостиками, лестницами)

    Градостроительство, охватывающее строительство новых городов и посёлков и реконструкцию старых городских районов.

    Стили архитектуры

    Архитектура тесно связана с жизнью общества, её взглядами и идеологией.В основе древнегреческой архитектуры лежит идея совершенного, физически и духовно развитого человека. Античные архитекторы все свои здания строили согласно пропорциям человеческого тела, воплощающего гармонию, противостояние стихии природы, величественную ясность и человечность«Стиль эпохи» (романский стиль, готика, и т.д.) возникает преимущественно в те исторические периоды, когда восприятие произведений искусства отличается сравнительной негибкостью, когда оно ещё легко приспосабливается к перемене стиля.

    Великие стили – романский, готика, ренессанс, барокко, классицизм, ампир /вариация позднего классицизма/ - обычно признаются равноправными и равнозначными.Развитие стилей ассиметрично, что внешне выражается в том, что каждый стиль постепенно изменяется от простого к сложному; однако от сложного к простому он возвращается только в результате скачка. Поэтому смены стилей происходят различно: медленно - от простого к сложному, и резко – от сложного к простому.Романский стиль сменяется готическим в течении более ста лет – от середины ХІІ в. до середины ХІІІ в. простые формы романской архитектуры постепенно переходят в усложнённый готический стиль.В пределах готики затем зреет ренессанс.С возникновением ренессанса снова наступил период идеологических исканий, появления цельной системы мировоззрения. И вместе с тем опять начинается процесс постепенного усложнения и распада простого: ренессанс усложняется, и за ним является барокко. Барокко, в свою очередь, усложняясь, переходит в некоторых видах искусства (архитектура, живопись, прикладное искусство) в рококо. Затем снова происходит возвращение к простому, и в результате скачка на смену барокко приходит классицизм, развитие которого в некоторых странах заменил ампир.

    Причины смены пар стилей в следующем: действительность не выбирает стиль среди существующих, а создает стиль новый и преобразовывает старый. Стиль созданный – первичный стиль, а преобразованный – вторичный.

    Архитектура родного края

    Архитектура Гродненской области

    Борисоглебская (Коложская) церковь, памятник древнерусскойархитектурывторой половиныХІІ в.

    Мирский замок, включенный в Список ЮНЕСКО, Лидский замок (XIV–XV вв.)

    Архитектура Минской области

    Архикафедральный костёл Пресвятой Девы Марии (вторая половина XVII–началоXVIIIвв.)

    Костёл Святых Симеона и Елены (Красный костёл) - памятник архитектуры неоготики с чертами модерна (1908 – 1910 гг.)

    Несвижский дворцово-парковый комплекс (XVII–XVIIIв.)

    Костёл бернардинцев в д. Будслав Мядельского района, памятник архитектуры барокко (XVIIIв.)

    Архитектура Витебской области

    Софийский собор, памятник архитектуры XI –XVIIIвв.

    Спасо-Евфросиньевская церковь, памятник древнерусской архитектуры (1152 – 1161 гг.). На ее стенах и колоннах сохранились уникальные фрески.

    Литература:

    1. Герчук Ю.Л. Основы художественной грамоты. –М., 1998

    2. Данилов В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда. Мн., 2004

    3. Кастерин Н.П. учебное рисование. –М.: Просвещение, 1996

    4. Лазука Б. Слоўнік тэрмінаў па архітэктуры, выяўленчаму дэкаратыўна-прыкладному мастацтву. – Мн., 2001

    5. Неменский Б.М. Педагогика искусства. –М.: Просвещение, 2007

    The Village продолжает пропагандировать эффективное самообразование. На этой неделе мы вместе с экспертами разбираемся, какие книги и журналы читать, что смотреть и где учиться, чтобы самостоятельно подкрепить свои сведения об архитектурных направлениях или подготовиться к получению соответствующего образования.

    Александр Острогорский

    преподаватель МАРШ, руководитель отдела образовательных программ Музея Москвы, архитектурный журналист

    Архитектура вообще , как вообще музыка или вообще наука - слишком большое поле для интереса, чтобы указать только один подход к нему. Если только вашим первым шагом не становится именно это - изучение пространства архитектуры и поиск в нём своего интереса, своего любимого сюжета. Архитекторы и критики уже несколько сотен лет подряд начинают делать это с формулы, выдуманной римским архитектором Витрувием, который в I веке до н. э. написал свои «10 книг об архитектуре », в которых указал на три главных свойства архитектуры - пользу, прочность и красоту. Хотя с тех пор прошло уже больше 2 тысяч лет, кажется, что лучшего определения не было придумано. Эти три критерия - и способ оценить любое здание, и направления для совершенствования собственной способности понимать архитектуру. То есть видеть, как одни здания одновременно и полезны, и прочны, и красивы (одно вытекает из другого), а другие здания - нет (впрочем, это не всегда однозначно плохо).

    Мне пришлось встречаться с несколькими, возможно универсальными, мотивами, которые побуждают человека интересоваться архитектурой, - хотя, конечно, это только мой опыт. Но предпочту отталкиваться скорее от общечеловеческих представлений о том, что даёт архитектура или почему она важна, чем от порой очень разных взглядов самих архитекторов, структуры архитектурного образования или представлений критиков. Говорю об этом, чтобы заранее попросить прощения у тех читателей, чьи интересы окажутся вне схемы, которой я собираюсь воспользоваться, или же тех, у кого уже есть собственная или привычная для него схема, которая ему или ей кажется идеальной (а моя покажется еретической).

    Итак, по отношению к архитектуре всех людей можно разделить на тех, кому...

    ...нравятся красивые вещи. Красота - наверное, самая сложная категория для архитектуры. Во-первых, архитектура - не миметическое искусство, то есть здания ничего не изображают (исключения встречаются, хотя и нечасто), так что «удовольствие от узнавания», которое Аристотель считал основой эстетического удовольствия, здесь не возникает. Как и в музыке, красота в архитектуре - это ритм, пропорции, отношения форм, цвета и материала.

    Знаменитый немецко-английский историк архитектуры и критик Николас Певснер как-то сказал: «Навес для велосипедов - это строение, Линкольнский собор - архитектура». Иначе говоря, всякая архитектура - здание, но не всякое здание - архитектура. Сейчас уже найдётся немало охотников поспорить с этим утверждением, но некоторая доля правды в этой мысли есть: архитектура начинается там, где создатели здания - будь то известный архитектор или безымянные каменщики - попытались пойти дальше, чем решение практических задач. Вопрос в том, куда именно они захотели пойти, почему и что придумали. На эти вопросы более или менее отвечает история и теория архитектуры. Каждая эпоха, каждая страна и традиция предлагала свои программы и наборы инструментов. Далеко не всё нам кажется интуитивно «красивым» сегодня - мы судим о египетских пирамидах совсем не так, как о памятниках Возрождения, а современная архитектура многим кажется однообразной и безликой.

    Велик соблазн определить ценность зданий из одних эпох по отношению к зданиям из совсем других, особенно если они стоят рядом, как это бывает в городе. Что ж, вкус - дело каждого, одним нравятся колонны классических фасадов, другим - ленточные окна конструктивистских. Но нельзя забывать о том, что они являются результатом разных ситуаций, и мерить их одной меркой не совсем верно. Удивительно и другое (впрочем, так и с любым другим искусством) - чем больше узнаёшь о том, как думали и к чему стремились зодчие разных эпох, тем шире становится коридор индивидуальных вкусовых предпочтений.

    ...нравится история. Архитектура в большей степени, чем любое другое искусство, является живым свидетелем истории. Каждое здание - продукт своего времени, пересечение социальных, политических, культурных и технологических явлений. Расшифровать здание как послание в будущее, как запись в летописи - значит решить увлекательный ребус. Как ни странно, здесь предложенная Певснером формула работает скорее наоборот - невзрачные, утилитарные объекты говорят иногда о своём времени больше, чем шедевры архитектуры. Сравните хрущёвку и, например, Дворец пионеров на Воробьёвых горах - только вместе они могут дать правильное впечатление о советской культуре и жизни в 60-х. Чудом сохранившийся на Варварке Старый английский двор - по сути, палаты зажиточного горожанина XV века - лучше иллюстрирует московскую жизнь того времени, чем находящаяся совсем рядом Грановитая палата, построенная примерно в это же время для Ивана III итальянскими архитекторами.

    ...нравятся технологии. Каждое здание - это ещё и решение инженерной, строительной задачки с большим количеством переменных: потребности человека, сила притяжения, свойства материалов, цена, навыки строителей и так далее. Иногда архитектор находит такое решение, которое не мешает эстетике, иногда - приходится бороться с технологией за художественный образ. Что лучше - красивое, но не слишком прочное или достаточно прочное, но не радующее глаз? Бывает и то и другое. Упомянутые выше хрущёвки, как и большая часть советского индустриального домостроения, - результат почти полной победы экономических и строительных технологий над эстетикой. Восхищающие многих выдающимися инженерными решениями проекты Сантьяго Калатравы постоянно упрекают в том, что они не так хорошо работают, как прекрасно выглядят, к тому же обходятся в астрономические суммы. Так или иначе, с конца прошлого века технологии и их возможности стали одной из главных тем архитектуры. Будь то строительство самых высоких зданий (таких как Бурдж-Халифа) или самых экологичных - сегодня для самых крупных архитектурных проектов в мире чаще всего именно технологии становятся основой эстетической программы.

    ...хочется понять, как устроен мир. Если архитектура помогает узнать о прошлом, то и о настоящем она говорит не меньше. Зачем нужны небоскрёбы? Кто позволяет сносить старые красивые здания и строить на их месте новые, уродливые? Почему одни живут в шикарных особняках, а другие - в трущобах? Все эти вопросы и многие другие, как ни странно, люди часто адресуют именно архитекторам, включая и вечное «кто придумал, скажи, эти пробки». При этом архитекторы имеют совсем не такое большое влияние на развитие города. Архитектура и конкретные здания - это иллюстрации, симптомы и указания на многие проблемы современного мира, а также лаборатория по поиску ответов на них. Если бы существовала клятва Витрувия (как клятва Гиппократа у врачей), то в ней непременно было бы записано, что архитектор обязан быть немножко врачом, учителем, психотерапевтом («разговаривайте с клиентом о его детях» - это совет немецкого архитектора-модерниста Миса ван дер Роэ), полицейским, политиком, экономистом и, конечно же, художником, инженером, строителем и так далее.

    Что читать

    Что смотреть

    «Архитектура как средство коммуникации»


    Курс профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге Вадима Басса на «Арзамасе» посвящён сообщениям, которые заключает в себе мировая архитектура. Кроме восьми небольших лекций, как обычно на «Арзамасе», по ссылке можно обнаружить подборку книг об архитектуре, игры и даже один скетч «Монти Пайтона».

    «Сколько вести ваше здание, мистер Фостер?»

    Документальный фильм о карьере обладателя Притцкеровской и Императорской премий 80-летнего британца Нормана Фостера, спроектировавшего Международный аэропорт в Гонконге, мост «Миллениум» в Лондоне и башню Хёрст в Нью-Йорке.

    «Мой архитектор»

    Оскаровский номинант, фильм об архитекторе Луисе Кане, снятый его сыном Натаниэлем через много лет после загадочной смерти отца.

    «Наброски Фрэнка Гери»

    И ещё один документальный фильм о герое архитектуры - на этот раз снятая Сидни Поллаком история жизни пионера деконструктивизма Фрэнка Гери, спроектировавшего знаменитый «танцующий дом» в Праге, музей Гуггенхайма в Бильбао и Музей искусств Вейсмана в Миннеаполисе.

    Выступление Алехандро Аравены на TED

    Знаменитый чилийский архитектор Алехандро Аравена считает делом своей жизни преодоление социальных барьеров в городах. Для этого он проектирует дома для самых бедных семей, делая эти постройки не только недорогими и удобными, но и выдающимися в архитектурном плане. Аравена стал куратором Венецианской биеннале архитектуры в 2016 году, которая будет посвящена повышению качества застроенной среды и жизни людей.

    Выступление Бьярке Ингельса на TED

    Бьярке Ингельс - один из самых известных архитекторов нового поколения. Он сочетает в своей архитектуре яркий дизайн и функциональность не в ущерб комфорту. Во время этого выступления он рассказывает о том, как просто можно рассказывать архитектурные сюжеты - например, в виде комиксов.

    Базовый курс по истории архитектуры из 24 лекций охватывает период с первых человеческих поселений и до XV века. Заточен в основном на то, чтобы дать студентам общие знания предмета. Все видео дополнены ещё и материалами учебника мировой истории архитектуры.

    Где учиться

    ГДЕ: лекторий Музея Москвы

    СТОИМОСТЬ: бесплатно

    Текст и интервью: Катерина Фирсова, Настя Курганская

    Иллюстрация: Оля Волк