Мазаччо в церкви санта мария дель кармине. Капелла Бранкаччи: реставрационные работы. Капелла Бранкаччи: разные времена, разные взгляды

Флоренция — один из величайших художественных центров мира, город музеев, галерей и палаццо, полных шедевров, созданных гениальными художниками. Именно здесь шесть веков назад рассеялся мрак Средневековья, и забилось сердце Возрождения.

Если вы мечтаете понять искусство этого периода, обратите внимание на церкви Флоренции. Дуомо, Санта Мария Новелла, Санта Тринита, Санта Кроче, Сан-Лоренцо… именно здесь скрыты сокровища: капеллы самых богатых и влиятельных флорентийских семей, Медичи, Сассетти, Торнабуони.

И среди них — капелла Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине . Её значение настолько велико, что без нее невозможно постичь искусство итальянского Возрождения.

Флоренция, 1420 год

В самом цветущем и богатом городе Европы творится нечто необыкновенное: позднеготическое искусство Средневековья сменяется новым видением. Брунеллески развивает свои идеи и мечтает о возведении гигантского купола. Cоздает невиданные прежде скульптуры Донателло. Именно в это время в город в поисках работы приезжает 19-летний тосканский художник Томмазо ди сер Джованни по прозвищу Мазаччо.

Мазаччо, Брунеллески и Донателло станут не только товарищами и единомышленниками, но и основателями Возрождения. Каждый из них кардинальным образом изменит европейское искусство. Брунеллески — в архитектуре, Донателло — в скульптуре, Мазаччо — в живописи.

Согласно свидетельствам Вазари, учителем Мазаччо был художник Мазолино. В действительности это не совсем так. В революционной живописи Мазаччо не прослеживается никакого влияния этого мастера. Тем не менее, имена этих художников неразрывно связаны.

Мазолино на 20 лет старше, к тому же он — яркий представитель старой манеры, которую решительно отверг для себя Мазаччо. Однако различия не помешали художникам стать друзьями и соратниками. Тандем Мазолино и Мазаччо высоко ценят заказчики. Художники становятся партнерами, у них общая мастерская, они востребованы и интересны.

И вот в 1424 году к Мазолино и Мазаччо обращается богатейший купец, торговец шелком, флорентиец Феличе Бранкаччи. И начинается самая яркая глава в истории раннего итальянского Возрождения.

Фамильная капелла рода Бранкаччи была основана еще в XIV веке, и лишь десятилетия спустя богатый и влиятельный Феличе Бранкаччи заказывает Мазолино и Мазаччо фресковый цикл для ее украшения.

Капелла Бранкаччи сохранилась до наших дней существенно перестроенной. Изначально фрески Мазолино и Мазаччо располагались на трех регистрах. В XVIII веке в ходе перестройки капеллы были уничтожены фрески верхнего регистра и потолок с изображенными на нем евангелистами.

Иконографическая программа предусматривала изображения сцен из жизни апостола Петра. Возможно, таковым было желание заказчика. Феличе Бранкаччи, представитель флорентийской республики, посол и купец, его интересы были сосредоточены на море и мореплавании, и фигура Святого Петра, земная жизнь которого также была неразрывна связана с морем, имела для него особое значение.

Адам и Ева

Мазолино и Мазаччо работают бок о бок на строительных лесах, при этом совершенно по-разному. Между ними нет соперничества, но есть дружба и уважение к индивидуальной манере.

Более всего различия живописи Мазолино и Мазаччо заметны во фресках, открывающих весь цикл. Перед вами «Грехопадение Адама и Евы» Мазолино и «Изгнание из Рая» Мазаччо. На одной Ева убеждает Адама вкусить плоды с запретного дерева, на другой — горькое раскаяние и изгнание из рая.

В прекрасном саду Мазолино создает мягкие и поэтичные образы. Его Адам и Ева сказочны и гармоничны. Их неопределенные жесты задают сладостный и спокойный ритм.

Их обнаженные тела элегантны, абстрактны и нереалистичны, они словно подвешены в воздухе и окутаны золотой дымкой. Их прекрасные лица созданы без всякого участия света и тени. Они не выражают никаких чувств, а лишь услаждают глаз.

Живопись Мазаччо — это реалистичная и безжалостная проза. Сцена, представленная зрителям, поистине драматична. Среди бесприютной и пустынной местности в ярком и безжалостном свете видим мы Адама и Еву, объятых ужасом и отчаянием. Они изгнаны из рая, их преследует неумолимый ангел с мечом.

«Изгнание из Рая» Мазаччо — это настоящая революция, меняющая всё! Перед нами реальные мужчина и женщина, переживающие трагедию. Лицо Евы искажено болью, она унижена и старается прикрыть руками свое обнаженное тело. Также ясна и понятна фигура Адама. Он закрывает лицо руками, и жест этот во времена Мазаччо имел свое конкретное значение. Это стыд и позор.

Мазаччо изображает обнаженных с невиданным со времен античности реализмом. Анатомия мужчины и женщины, созданная светотенью, столь реалистична, что позже были добавлены гирлянды из листьев, скрывающие наготу персонажей. Эти гирлянды были удалены лишь после реставрационной кампании девяностых годов прошлого века, явившей миру фреску почти в первозданном виде.


Если Адам и Ева Мазолино как бы подвешены в воздухе, то у Мазаччо они уверенно идут по земле.

Джорджо Вазари писал об этом: «Именно Мазаччо положил начало прекрасным позам, движениям, порывам и живости, а также рельефности поистине настоящей и естественной, чего до него никогда еще не делал ни один живописец. Обладая величайшей рассудительностью, он обратил внимание на то, что все те фигуры, у которых ступни ног не ступали на землю и не сокращались, а стояли на цыпочках, лишены всякого достоинства и манеры в самом существенном и что те, кто так их изображает, обнаруживают непонимание сокращений».

Кроме того, Мазаччо находит вдохновение в моделях античности. Венера Медичи и Бельведерский торс послужили отправными точками для создания необычайно реалистичных обнаженных фигур Адама и Евы.

Мазаччо «Уплата подати »

Главным шедевром капеллы Бранкаччи по праву считается фреска Мазаччо «Уплата подати», также известная как «Чудо со статиром». Именно она является и ключом к пониманию всего фрескового цикла капеллы, и квинтэссенцией искусства Мазаччо.

«Уплата подати» иллюстрирует эпизод Евангелия от Матфея. Когда Иисус и апостолы вошли в город Капернаум, к ним подошел сборщик податей и потребовал установленную сумму на храм Божий. И тогда Иисус, желая уплатить сборщику, велит Апостолу Петру, отправляться к морю и поймать рыбу, в рту у которой он найдет статир, монету, для уплаты подати и за него, и за себя.

В одной фреске мы видим сразу три эпизода этой истории: в центре Иисус приказывает Петру отправиться на рыбалку, слева Петр находит статир для уплаты подати, справа — отдает монету сборщику.

Этот сюжет имел важное значение и для городской жизни. В двадцатых годах XV века во Флоренции производилась налоговая реформа, к разработке которой имел отношение и заказчик, Феличе Бранкаччи. И, как это часто бывало с храмовыми фресками, вероятно, «Уплата подати» носила и информационный характер, иллюстрируя важность налоговой реформы для Флоренции и флорентийцев.

Остановимся подробнее на центральной группе. Фигура Иисуса — композиционный и духовный центр фрески. Он окружен учениками. Апостолы образуют вокруг его фигуры почтительный полукруг, подобно тому, как древние изображали собрания античных философов.

Все персонажи уверенно стоят на земле, они одеты в античные туники, ниспадающие тяжелыми складками, что создают реалистичный объем и подчеркивают пластику фигур. Каждый из них — яркая индивидуальность, каждый выражает живые эмоции.

Вот что пишет Джорджо Вазари об этой фреске: «Примечательно, с каким пылом Святой Петр вопрошает Христа, и с каким вниманием апостолы, окружившие его в разных положениях, ожидают его решения, с телодвижениями столь выразительными, что поистине кажутся живыми».

Интересен также и аскетичный пейзаж. Мазаччо словно наполняет изображение воздухом, придавая ему глубину и феноменальную, невиданную прежде реалистичность. Кажется, можно вдохнуть этот морозный зимний воздух и почувствовать прохладу раннего утра.

Мазолино «Исцеление калеки и воскрешение Тавифы »

На противоположной стене находится фреска Мазолино, иллюстрирующая сразу два деяния Апостола Петра: исцеление калеки и воскрешение Тавифы. Здесь примечательны два молодых человека, соединяющих сцены.

Они написаны в сладостной и узнаваемой манере Мазолино. Нежные юноши, парящие над землей с отрешенными лицами, одетые по последней моде в шелка и парчу, написаны мягкими весенними красками. Они словно символизируют уходящую художественную манеру.

Тогда как у них за спиной уже происходят масштабные перемены. Обратите внимание на декорации, в которых разыгрываются религиозные сцены. Это не привычные места из Библии, а Флоренция XV века. Возможно, площадь Синьории, центр города, созданный со всеми деталями повседневной жизни.

Согласно исследованиям, фон фрески «Исцеление хромого и воскрешение Тавифы» создал Мазаччо. Именно он актуализировал религиозные сюжеты, изменил традиции и перенес персонажей на улицы современных городов.

Мазаччо «Петр исцеляет больных своей тенью»

По улицам Флоренции идет мужчина. У него есть тело, вес и индивидуальность. Он уверенно доминирует в пространстве. Перед нами — человек нового времени.


Мазаччо начинает изучать движение, его интересует пластика тела, ему неинтересно выписывать витиеватые складки, под которыми словно нет живого человека. Красками и светотенью он «одевает» Святого Петра в античную тунику примерно так, как это делает Донателло в скульптуре пророка Иеремии.

Высоко ценит это умение и Вазари: «Он писал свои работы с должной цельностью и мягкостью, согласуя телесный цвет лиц и обнаженных частей тела с цветом одежды, которую он любил изображать с немногими и простыми складками, как это бывает в живой действительности. И это принесло большую пользу художникам, за что он достоин похвалы как изобретатель, ибо поистине работы, созданные до него, можно назвать написанными, те же, что принадлежат ему, – живыми, правдивыми и естественными по сравнению с теми, которые выполнялись другими».

Мазаччо «Крещение неофитов»

Еще одно чудо капеллы Бранкаччи — фреска «Крещение неофитов». Вазари напишет о ней: «В истории крещения высокую оценку получила обнаженная фигура одного из новокрещеных, который дрожит, окоченев от холода; написанный с прекраснейшей рельефностью и в мягкой манере».

В 1426 году Мазолино неожиданно бросает работу над фресками капеллы Бранкаччи и уезжает в Венгрию. Он проведет там два года, не оставив никаких свидетельств своей творческой деятельности. Из Венгрии он приедет в Рим по приглашению Папы Мартина V и снова будет работать с Мазаччо.

В 1427 году останавливает работу в капелле Бранкаччи и Мазаччо. Фрески останутся незавершенными и лишь в 80-ых годах XV века их закончит художник Филиппино Липпи.

О значении фресок Мазаччо в капелле Бранкаччи лучше всего написал Джорджо Вазари: «Труды его заслуживают несчетнейших похвал и главным образом за то, что он в своем мастерстве предвосхитил прекрасную манеру нашего времени. А доказательством истинности этого служит то, что все прославленные скульпторы и живописцы с того времени и поныне, упражнявшиеся и учившиеся в этой капелле, стали превосходными и знаменитыми, а именно фра Джованни да Фьезоле, фра Филиппо, Филиппино, ее завершивший, Алессио Бальдовинетти, Андреа дель Кастаньо, Андреа дель Верроккио, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Пьетро Перуджино, божественнейший Микеланджело Буонарроти. Также и Рафаэль Урбинский отсюда извлек начало прекрасной своей манеры, в общем, все те, кто стремился научиться этому искусству, постоянно ходили учиться в эту капеллу, чтобы по фигурам Мазаччо усвоить наставления и правила для хорошей работы».

Перед вами фрагмент фрески Мазаччо «Уплата подати» и рисунок 14-летнего Микеланджело Буонарроти, изучающего основы живописи.

На фресках Мазаччо и Мазолино словно встретились осень Средневековья и весна Возрождения. В прошлое уходила воздушная и поэтичная манера, исчезали нежные светлые краски, уступая место новому стилю, осязаемому, рельефному, эмоциональному и выразительному.

Nicholas Eckstein. Painted Glories: the Brancacci Chapel in Renaissance Florence. Yale University Press. 288 с. £40 (твердая обложка). На английском языке

Фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции, начатые Мазолино , к которому затем присоединился Мазаччо , а спустя многие годы законченные Филиппино Липпи , сыграли очень важную роль в складывании новаторской живописи Раннего Возрождения.

До сих пор не обнаружено никаких документов, касающихся их заказа и процесса создания. С 1990 года, когда завершили богатый открытиями реставрационный проект, наши знания о программе цикла росписей, его общем смысле и о том, какие роли в создании фресок выполняли Мазолино и Мазаччо, удвоились.

Таков общий фон создания книги Painted Glories: the Bran-cacci Cha-pel in Renais-sance Florence (Доблести в живописи: капелла Бранкаччи во Флоренции эпохи Возрождения) . В 2003 году ее автор Николас Экстайн организовал посвященный капелле симпозиум, а затем составил из его материалов книгу, снабженную вводной статьей, и издал ее в 2007 году. В очередной книге Экстайн на основе новых архивных материалов попытался «воссоздать то, как жители Флоренции того времени воспринимали, понимали и использовали капеллу». Реконструкция этих настроений — непростая задача, учитывая их субъективность и недолговечность. Но Экстайн, опытный историк, специализирующийся на общественно-экономических и религиозных связях Флоренции XV века, тщательно изучил городские архивы. Приход Санта Мария дель Кармине объединял множество светских братств, некоторые из них оказывали помощь неимущим жителям района Ольтрарно. Эта деятельность отражена в сцене раздачи апостолом Петро м имущества бедным, которую Мазаччо изобразил на алтарной стене капеллы Бранкаччи. Другой особенностью «сакрального пространства» кармелитской церкви было сооружение группы частных капелл, анализ которых представляет нам автор.

В то время, когда росписью занимались Мазаччо и Мазолино, капелла Бранкаччи принадлежала Феличе Бранкаччи (1382-1447), влиятельному торговцу шелком и государственному деятелю с широкими связями. Смерть Мазаччо в 1428 году и изгнание Бранкаччи из Флоренции десять лет спустя приостановили работу над циклом. Возможно, средства на его завершение уже были исчерпаны или перешли в казну властей. Капелла, ее убранство и программа представляли собой «культурный продукт, находившийся в активном диалоге с непосредственным окружением, постоянно преобразовывавшийся, ибо менялись цели и способы использования». Со сменой исторических условий возникла необходимость закончить то, что уже превратилось в важную точку на карте города. Поводом для этого стала победа Флоренции в битве при Ангиари 29 июня 1440 года. Она приписывалась непосредственному вмешательству святого Петра, в день поминовения которого (вместе со святым Павлом ) произошел бой. Так вырос и статус фресок капеллы Бранкаччи — одних из самых важных из дошедших до нас изображений апостола Петра. Укрепился и авторитет кармелитского ордена.

Новое финансирование проекта было найдено в последующие годы. Одним из источников стало завещание Антонии Веллути де Меццола 1479 года. Другим, согласно гипотезе Экстайна, было завещание, написанное в 1469 году фра Джованни ди Джованни , который год спустя стал настоятелем монастыря. В завершающей главе автор отмечает, что со временем Лоренцо де Медичи оказывал Санта Мария дель Кармине все больше поддержки; кроме того, именно он мог сыграть решающую роль в выборе находившегося под его покровительством художника — Филиппино Липпи, которому было поручено закончить фрески. Экстайн предполагает, что кармелитское братство могло обратиться за финансовой поддержкой и к еще одному покровителю Липпи — Пьеро дель Пульезе , семья которого, жившая в Ольтрарно, незадолго до этого заняла в городе видное положение.

Капелла Бранкаччи - это часовня в храме Святой Марии-дель-Кармине, который находится во Флоренции. Эта капелла широко известна своими прекрасными фресками на библейские темы, написанными в художественном стиле раннего Ренессанса. Об этой уникальной часовне, ее истории и знаменитых фресках будет рассказано в этом очерке.

История капеллы

Церковь Св. Марии-дель-Кармине, в которой находится капелла Бранкаччи, не отличается роскошным фасадом, как и многие храмы во Флоренции. Однако внутри нее скрыта настоящая жемчужина История ее появления берет начало в далеком 1367 году, когда Пьеро Бранкаччи приказал в строящемся с 1268 года храме Кармине создать фамильную капеллу. Позже сотворенный шедевр стал не только фамильной часовней, но и играл большую роль в жизни флорентийского общества, которое было очень набожным. В ней находилась известнейшая и особо почитаемая флорентийцами икона «Св. Мадонна-дель-Пополо», которая была написана написанная в начале XIII века.

Фрески капеллы Бранкаччи своим появлением обязаны Феличе Бранкаччи. Феличе был потомком основателя капеллы и являлся довольно влиятельным государственным деятелем Флоренции. Помимо этого, он был соперником Козимо Медичи (Старшего), который также занимался политикой.

Бранкаччи примерно в 1422 году заказал художникам Мазаччо и Мазолино сделать фрески в его фамильной часовне в церкви Кармине. Капелла находилась в правом трансепте (поперечном нефе) церкви.

В 1423 году Мазолино приступил к работе и провел первый этап художественной росписи. Он создал фрески люнетов (часть стены, ограниченная полукругом), которые, к сожалению, до настоящего времени не сохранились. Также он расписал свод капеллы Бранкаччи, а после этого покинул Флоренцию.

Продолжение росписи

В середине 1427 года Мазолино вернулся и возобновил свою работу над капеллой. Предполагается, что его напарник Мазаччо во время отсутствия Мазолино занимался росписью часовни, тем не менее документальных подтверждений этой версии нет.

Однако в 1436 году вернулся из трехлетней ссылки, и роспись капеллы Бранкаччи Мазаччо и Мазолино прервали. Самого заказчика Козимо Медичи в 1735 году заключил в тюрьму близ города Каподистрия (Словения) на 10-летний срок. Помимо этого, Феличе Бранкаччи был объявлен мятежником, в связи с чем все его имущество было конфисковано.

Завершение работы

Только в 1480 году художник продолжил роспись фреской капеллы Бранкаччи, Мазаччо и Мазолино больше над ней не трудились. Благодаря кропотливой работе Липпи над фресками получилось сохранить стилистику предыдущих мастеров. Существует легенда о том, что Липпи захотел стать художником после того, как в детстве увидел фрески в этой часовне.

Капелла была в собственности у рода Бранкаччи более 400 лет, вплоть до августа 1780 года, когда влиятельный маркиз Рикорди заключил договор на выкуп патронажа часовни. Фрески неоднократно реставрировались, первая реставрация случилась в XVIII веке. В 1771 году в церкви произошел пожар, и фрески были повреждены копотью. Однако реставраторам удалось восстановить средневековый шедевр.

В середине и конце XX века были проведены последние масштабные реставрационные работы, которые коснулись не только фресок, но и архитектуры капеллы Бранкаччи. Был реконструирован бифорий (стрельчатое двустворчатое окно), который находился за алтарем, и входная ведущая в капеллу, была переделана из стреловидной в полукруглую. По свидетельствам очевидцев, капелла и сама церковь раньше более были приближены к готическому стилю.

Описание фресок

Тематика фресок, по желанию заказчика, в основном касалась жизни апостола Петра, а также первородного греха. Фрески находятся на задней и боковых стенах капеллы в два ряда, третий ряд был утрачен. Под фресками расположена панель, которая имитирует мраморную облицовку.

До настоящего времени удалось сохранить 12 сцен, половина из которых были созданы Мазаччо практически полностью либо при помощи Мазолино. Начинается серия фресок с «Грехопадения», далее следует «Изгнание из Рая». Продолжают серию фреска «Чудо с сатиром» (на которой, предположительно, художники изобразили своего заказчика), затем идут работы, которые называются:

  • «Проповедь Петра 3 тысячам»;
  • «Крещение Петром неофитов»;
  • «Исцеление Петром калеки»;
  • «Воскрешение Тафивы»;
  • «Воскрешение сына Теофила»;
  • «Распятие Петра и спор Петра с Симоном Волхвом»;
  • «Петр, исцеляющий больных своей тенью»;
  • «Петр, распределяющий имущество общины между бедными»;
  • «Ангел освобождает Петра из темницы»;
  • «Павел навещает Петра в темнице».

Роспись была выполнена в очень реалистичном стиле для того времени. Фрески капеллы Бранкаччи во Флоренции были одними из первых подобных живописных новшеств. Они буквально потрясли людей, которые до того момента ничего подобного не видели.

Образец стиля

Важно отметить, что фрески капеллы Бранкаччи являются шедевром живописи эпохи Возрождения. Они отличаются четкостью и точностью линий, особой реалистичностью персонажей и передачей их настроения и характера. Жизнь Мазаччо была очень короткой, он прожил всего 27 лет, и это произведение стало главным для него.

Эти фрески, благодаря примененной новой технике изображения, а именно воздушной и линейной перспективе, моментально оказались объектом для подражания. Они стали называться основой (фундаментом) для всей живописи эпохи Ренессанса.

Считается, что именно эти фрески послужили ориентиром для большинства великих художников и скульпторов того времени. Например, такие мастера, как Леонардо да Винчи, Сандро Ботичелли, Микеланджело Буанаротти и Рафаэль Урбинский именно здесь перенимали художественный опыт, который позже использовали в своих гениальных произведениях.

Фрески в капелле Бранкаччи являются настоящим художественным шедевром эпохи Возрождения, который удалось сберечь до нашего времени. Если вы приедете во Флоренцию, после посещения ее многочисленных достопримечательностей обязательно зайдите в эту капеллу. Вы будете поражены красотой и энергетикой этого уникального места.

Капелла Бранкаччи (итал. Cappella Brancacci) - часовня в церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции, знаменитая своими стенными росписями эпохи раннего Ренессанса. Фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи совершили революцию в европейском изобразительном искусстве и предопределили вектор его развития на несколько столетий вперёд.

20 февраля 1367 года Пьеро ди Пьювичезе Бранкаччи отдал приказ о возведении фамильной капеллы в строящейся с 1268 года церкви Кармине. В дальнейшем капелла Бранкаччи стала не просто частной семейной часовней, она играла немалую роль в общественной жизни Флоренции: в ней находилась знаменитая икона XIII века «Мадонна дель Пополо», бывшая предметом общественного поклонения (перед ней были повешены трофеи пизанской войны). Поэтому, как пишет В.Н. Лазарев, и роспись, которой украсили капеллу, содержала в себе ряд недвусмысленных намеков на общественные события того времени. Своим знаменитым фресковым циклом это помещение обязано потомку основателя капеллы, сопернику Козимо Старшего Медичи - влиятельному государственному деятелю Феличе Бранкаччи (итал. Felice Brancacci; 1382-ок. 1450), который около 1422 года дал заказ Мазолино и Мазаччо на роспись капеллы, находящейся в правом трансепте церкви (точных документированных дат работы над фресками не сохранилось). Известно, что Феличе Бранкаччи вернулся из посольства в Каире 15 февраля 1423 года, и вскоре после этого нанял Мазолино. Тот выполнил первый этап росписи: написал ныне утраченные фрески люнетов и свода, а затем художник уехал в Венгрию. Когда начался второй этап росписи, точно неизвестно - Мазолино вернулся из Венгрии лишь в июле 1427 года, но возможно его напарник по работе Мазаччо принялся за работу ещё до его возвращения, в 1-й пол. 1420-х гг. Работы над фресками были прерваны в 1436 году после возвращения Козимо Старшего из ссылки. Феличе Бранкаччи был заключён им в 1435 году на десять лет в тюрьму в Каподистрии, после чего в 1458 году был вдобавок объявлен мятежником с конфискацией всего имущества. Роспись капеллы была закончена только полвека спустя, третьим этапом, в 1480 году, художником Филиппино Липпи, которому удалось сохранить стилистические особенности манеры своих предшественников, кропотливо копируя. (Более того, по свидетельствам современников, он сам в детстве захотел стать художником, увидев фрески именно в этой капелле). Капелла принадлежала семье Бранкаччи более четырехсот лет - до 18 августа 1780 года, когда маркизы Рикорди подписали договор о выкупе патронажа за 2000 скуди. В XVIII веке фрески несколько раз реставрировались, а в 1771 году сильно пострадали от копоти большого пожара. Реставрации проводились в начале XX века и в 40-50-х гг. В 1988 году были проведены окончательные масштабные реставрационные работы по расчистке. Как указывает Лазарев, реставрации XVIII века коснулись не только живописи, но и архитектуры помещения: двустворчатое стрельчатое окно (бифорий), под которым находился алтарь и которое доходило до самого верха, было…

Капелла Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине знаменита своими фресками,
изучать которые сюда приходили и Леонардо да Винчи, и Микеланджело.

Когда в 1425 году известный живописец Мазолино был нанят богатым флорентийцем по фамилии Бранкаччи для росписи капеллы,
он взял себе в помощники никому не известного юношу с таким длинным и трудным именем, что все называли его просто Мазаччо («мазила»).
Художники разделили между собой сюжеты цикла фресок, посвященных жизни святого Петра.
Уже через несколько месяцев стала замета поразительная разница между работой Мазолино и Мазаччо.

Молодой человек стал первым художником, которому при помощи передачи перспективы удалось изобразить реалистичное пространство, а также правдоподобные жесты, позы и движения. Эти фрески сразу же стали неимоверно популярными. Их приходили копировать Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Рафаэль, Леонардо да Винчи и Микеланджело. Говорят, что именно здесь Микеланджело сломали нос. Это сделал приятель художника, которому Микеланджело сказал, что тот никогда не сможет рисовать так же, как Мазаччо.


Masaccio "Raising of the Son of Theophilus and St Peter Enthroned" 1426-27 г.г. Cappella Brancacci

Masaccio Detail "Raising of the Son of Theophilus and St Peter Enthroned" 1426-27 г.г. Cappella Brancacci

Творческая карьера Мазаччо продолжалась всего шесть лет, поэтому не удивительно, что его наследие невелико. Среди немногочисленных работ живописца особенно знамениты его выдающиеся фрески, которые по-прежнему находятся там, где он написал их, а именно в двух флорентийских церквях - Санта Мария Новелла (здесь можно увидеть "Троицу") и в капелле Бранкаччи при церкви Санта Мария дель Кармине. Фрески капеллы Бранкаччи настолько значительны для истории искусства, что их назвали "основанием, на котором зиждется все здание европейской живописи".

Строительство церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции началось в 1268 году, но освящена она была только в 1422 году. Мазаччо запечатлел это событие на одной из фресок церкви. Фреска называлась "Сагра" и считалась знаменитейшей работой художника, но, к сожалению, была уничтожена приблизительно в 1600 году во время ремонта.

Капелла Бранкаччи - чудом сохранившаяся старинная часть церкви, неоднократно перестраивавшейся. Семейство Бранкаччи построило эту капеллу в середине XIV века, а украшающие ее фрески были заказаны Мазаччо и Мазолино скорее всего Феличе Бранкаччи (1382-ок. 1450), который оставался владельцем капеллы с 1422 по 1434 год. Феличе состоял на дипломатической службе и часто уезжал из города. До нас не дошли документы XV века, подтверждающие работу Мазаччо и Мазолино над фресками в семейной капелле, однако историки полагают, что Феличе заказал роспись вскоре после возвращения из Каира в 1423 году. Таким образом, время написания фресок сужается до периода, ограниченного 1425-1428 годами. Маловероятно, чтобы работа была начата ранее 1425 года, поскольку Мазолино, который, по всей видимости, первым приступил к росписи капеллы, отсутствовал в городе до конца 1424 года. Прекращена же работа была не позже 1428 года, когда умер Мазаччо, а Мазолино уехал в Рим.

Из-за отсутствия документальных подтверждений точная дата создания фресок навсегда останется загадкой, однако для исследователей не представляет труда определить, какая часть работы выполнена Мазаччо и какая - Мазолино. Основные признаки, по которым следует различать стили этих двух художников, сформулировал еще Вазари. В своей книге, вышедшей в XVI веке, он сравнивал две фрески с изображением Адама и Евы, находящиеся в капелле Бранкаччи напротив друг друга. Одна - "Искушение", вторая - "Изгнание из рая". Как отметил Вазари, обнаженные фигуры Мазолино на фреске "Искушение" выглядят более изящными, почти невесомыми, в то время как фигуры, написанные Мазаччо на фреске "Изгнание из рая", воспринимаются как физически плотные тела, занимающие определенное место в пространстве картины. Кроме того, лица Адама и Евы у Мазолино кажутся кукольными, неживыми, а лица Адама и Евы Мазаччо исполнены трагической страсти.

Все остальные фрески в капелле Бранкаччи посвящены эпизодам из жизни святого Петра. Возможно, что сцены с Адамом и Евой были включены для того, чтобы показать источник первородного греха. Фрески расположены в два ряда по боковым и задней стенам капеллы. Всего сохранилось двенадцать сцен, шесть из которых полностью, или почти полностью, написаны Мазаччо.

После того как Мазолино и Мазаччо прервали работу - будто бы ради выгодных заказов, почему они и поспешили в Рим, - фрески в капелле Бранкаччи оставались незавершенными на протяжении более полувека. Лишь в 1480-х годах их дописал Филиппино Липпи.

ФИЛИППИНО ЛИППИ

Филиппино Липпи (ок. 1457 - 1504) - художник, который завершил работу над фресками, начатыми Мазаччо и Мазолино, в капелле Бранкаччи. Он был сыном и учеником Филиппо Липпи (ок. 1406-1469), бывшего в свое время монахом кармелитского монастыря во Флоренции. Современники свидетельствовали, что стать художником он захотел после того, как увидел Мазаччо за работой в капелле.

Филиппо Липпи изгнали из монастыря за любовную связь с монахиней. Плодом их страстной любви и стал Филиппино, который спустя десятилетия завершил фреску Мазаччо "Воскрешение сына Теофила" в капелле Бранкаччи. Он постарался не нарушить замысел своего великого предшественника, поэтому кропотливо копировал его манеру. Кроме того, Филиппино написал три новых фрески на остававшихся до тех пор пустыми стенах капеллы. Как художник Липпи-младший прославился алтарными образами, портретами, фресками, но особенно своими рисунками.