Создал памятник дюку ришелье 6 букв. Памятник дюку в одессе - красочный талисман и визитная карточка города. Как был построен памятник

Знаете ли вы, какой самый первый памятник был открыт в Одессе? Конечно же, -это памятник знаменитому Дюку де Ришелье на Приморском бульваре , визитная карточка города.

Памятник герцогу (дюку) де Ришелье (Арману Эммануэлю дю Плесси) был установлен в Одессе в 1828 году.Авторами постамента стали петербургский архитектор Авраам Мельников и итальянский архитектор Франческо Боффо (один из создателей Потемкинской лестницы), а скульптором - И.П.Мартос (автор монумента Минину и Пожарскому в Москве).В первозданный облик памятника внесла свои коррективы и Крымская война (1853-1856г.г.):осколком ядра был поврежден постамент.Памятник чудом уцелел, а недостаток превратили в достоинство:на месте повреждения установили стилизованное пушечное ядро в память о тех событиях.

Отлитая из бронзы фигура Дюка, со свитком в руке, на самом деле несколько больше оригинала.Пьедестал выполнен в строгом классическом стиле из розового гранита и известняка.На трех его гранях, в нишах, установлены бронзовые горельефы, символизирующие торговлю, правосудие(что интересно, его фемида без традиционной повязки на глазах) и земледелие.У жителей и гостей города появилась интересная примета:хотите привлечь в свою жизнь госпожу Удачу – потрите бронзовые барельефы монеткой.А на четвертой грани пьедестала находится позолоченная плита из латуни с надписью:«Герцогу Еммануилу де Ришелье, управлявшему с 1803 по 1814 год Новороссийским краем и положившему основание благосостояния Одессы, благодарные к незабвенным его трудам жители всех сословий».Так чем же прославился этот француз столь известного и знатного рода здесь, в Одессе?

«Едва ли история знает человека, о котором все источники отзывались бы с таким единодушным одобрением... Сплошная похвала, воздаваемая и русскими, и иностранцами деятельности Ришелье, удивляет каждого... В его деятельности нет возможности указать ни одной темной точки».(Из книги, выпущенной к столетию Одессы, 1894 год).Это необычайный человек с интересной биографией.

«Цветущим в акациях город» стал благодаря Ришелье.Это он привез акацию из Италии и засадил ею город, впрочем как и некоторыми другими деревьями, без которых трудно представить современную Одессу.Это он добился налоговой свободы для города, что позволило Одессе стать на ноги и окрепнуть.Он вырывал по кускам Одессу у как у местных бандитов, так и у правительства державы, чтоб поднять город.

Мало кто замечал, но у скульптуры Дюку Ришелье в складках тоги справа на боку висит короткий римский меч, а дырки на фасадной грани самого знаменитого одесского памятника – следы осколков, а на спине – следы от пуль.

Кстати, интересно отметить, что человек, которому первому поставили в Одессе памятник, дважды был премьер-министром Франции!

И в наши дни бронзовый Дюк, продолжая жить Одесской жизнью, по - прежнему «участвует» во многих событиях города – от Юморины до Джаз-карнавала.Разыгравшееся воображение любящих пошутить одесситов позволило им заприметить даже нечто интимное, глянув на Дюка сбоку, как говорят, «со второго люка».А еще здесь, у памятника, встречаются и влюбляются, митингуют и снимают фильмы, словом, жизнь продолжается…

Благодарные потомки увековечили память об отце - основателе города, назвав в его честь улицу и сад, гимназию и лицей, клуб и кинокомплекс, театр и футбольный клуб.«Золотой Дюк»… Так называются одесские конфеты и шампанское, и даже премия в области фантастики и кинофестиваль! «Наш Дюк», -с любовью называли его люди.И теперь, оглянувшись назад, в историю, можно с уверенностью сказать, что памятником этому великому человеку стал весь город.

Дюк в Одессе August 2nd, 2016

Когда я в 2009 году был в замечательном городе Одесса, я с удивлением для себя узнал удивительную историю человека, памятник которому стоит на Приморском бульваре в месте, где когда-то находилась крепость Хаджибей. Прямо перед памятником открывается вид на знаменитую Потемкинскую лестницу, ведущую к Морскому вокзалу.

Я думаю, вы знаете что делал Дюк в России и почему памятник ему стоит в Одессе. Но кому интересно давайте под кат...

Слава одного из самых привлекательных мест в Одессе заслуженно принадлежит памятнику Дюку де Ришелье, или памятнику Дюку, как ласково называют его одесситы.

Кто такой Дюк де Ришелье?

Арман Эммануэль София-Септимани де Виньеро дю Плесси, граф де Шинон, герцог де Ришельё, (фр. Armand Emmanuel Sophie Septemanie de Vignerot du Plessis, 5th duc de Richelieu ; в России известный как Эммануил Осипович де Ришелье; 25 сентября 1766, Париж - 17 мая 1822) - французский и российский государственный деятель.


Герцог, прапраправнучатый племянник знаменитого кардинала Ришельё. В 1783 году получил придворную должность - стал камергером короля Людовика XVI. В годы Великой французской революции 1789 эмигрировал, сначала в Австрию, потом в Россию.

Поступил на военную службу. Участвовал во взятии Измаила (1790), 21 марта 1791 года удостоен ордена Святого Георгия 4-го класса

За отличную храбрость, оказанную при штурме крепости Измаила, с истреблением бывшей там армии.
и именного оружия «За храбрость». В 1796 году подал в отставку, уехал в Вену.

17 сентября 1797 года императором Павлом I был назначен командиром лейб-Кирасирского Его Величества полка. Находился на этой должности до 1 декабря 1800 года.

С 1803 года снова в России, Александр I назначил его градоначальником Одессы, в 1805 - генерал-губернатором Новороссийского края.

Этот прекрасно образованный человек, филантроп, был великолепным организатором. Он отличался железным здоровьем, неутомимостью и упорством при достижении поставленных целей.

Местные жители считали Дюка де Ришелье основателем Одессы. Под его руководством город завоевал славу самого цветущего города в Европе и превратился в крупный торговый порт. При нем в Одессе появились престижные учебные заведения, был построен театр. Население города увеличилось в четыре раза. Дюка любили и уважали все горожане.


При поддержке императора в 1804 году герцог добился снятия с Одессы налогового бремени хотя бы на время. Он сумел доказать целесообразность свободного транзита для всех товаров, привозимых морем в Одессу и даже направляемых в Европу. Внёс большой вклад в строительство Одессы и развитие Новороссии.

В 1806 году Ришельё снова осаждал и штурмовал Измаил, на этот раз герцог уже командовал всем русским войском, посланным для взятия Измаила. Этот штурм был неудачным.

После 11 лет успешного правления городом Дюк де Ришелье уехал во Францию. По его признанию, в Одессе прошли лучшие годы его жизни. Дюк де Ришелье очень хотел вернуться обратно в Одессу, но скоропостижно скончался во Франции в возрасте 56 лет.

Как был построен памятник

После смерти Дюка его близкий друг и соратник Ланжерон организовал сбор денег на постройку памятника. На призыв откликнулись все горожане, обеспеченные люди и простые рабочие. Граф Воронцов, бывший в то время генерал – губернатором Новороссийска, заказал проект памятника скульптору Мартосу, прославившемуся монументом Минину и Пожарскому.

На памятнике установлена бронзовая статуя Дюка в римской тоге. Как пояснил автор проекта: “Фигура герцога Ришелье изображена в моменте шествующем…”. Это удачное решение правильно передает динамичный характер Дюка. Три латунных барельефа, символизирующие “земледелие”, “правосудие” и “торговлю”, увековечивают вклад Дюка в развитие города.

Открытие памятника Дюку состоялось при огромном скоплении народа 22 апреля 1828 года (по старому стилю). Вокруг памятника развевались французский, английский, австрийский и русский флаги как напоминание о международном значении Одесского порта, основанного Дюком. В Преображенском соборе прошла торжественная литургия.

Жаль, что теперь в этот красивейший и колоритный город я попаду не скоро:-(

Памятник герцогу де Ришельё в Одессе (также известен как памятник дюку , Ришельё, герцогу, бронзовый дюк) - бронзовый монумент в полный рост, посвящённый Арману Эмманюэлю дю Плесси, герцогу де Ришельё, открыт в 1828 году . Первый памятник, установленный в Одессе .

Предыстория

История создания

Получив горестное известие из Парижа о кончине Ришелье, граф Ланжерон обратился с призывом к населению начать сбор средств на сооружение памятника. Заступивший в мае 1823 года на пост Новороссийского генерал-губернатора, граф М. С. Воронцов заказал памятник известному скульптору И. П. Мартосу . Он стал одним из последних творений этого выдающегося русского мастера.
Памятник представляет собой бронзовую статую Ришельё в римской тоге со свитком в руке и тремя латунными горельефами , символизирующими земледелие, торговлю и правосудие. Заложен 30 июня г. Скульптура и горельефы отлиты в бронзе литейным мастером В. П. Екимовым в Петербурге. Постамент выдающегося петербургского архитектора А. И. Мельникова и архитектора Ф. К. Боффо . Монумент в стиле классицизма, представляет собой поставленную на пьедестал бронзовую статую А.-Э. Ришельё. Величина фигуры несколько больше натуральной. Квадратный в плане пьедестал с карнизом из розового полированного гранита с берега реки Южный Буг (около Вознесенска), подаренный херсонским помещиком Скаронинским , отделан мастером П. Джерари . Основанием пьедестала служит стилобат в форме усечённой пирамиды из местного известняка с четырьмя ступенями из гранита.

На гранях пьедестала в прямоугольных нишах установлены плиты и горельефы. На фасадной - латунная золочёная плита с надписью:

ГЕРЦОГУ ЕММАНУИЛУ ДЕ РИШЕЛЬЕ УПРАВЛЯВШЕМУ СЪ 1803 ПО 1814 ГОДЪ НОВОРОССIЙСКИМ КРАЕМЪ И ПОЛОЖИВШЕМУ ОСНОВАНIЕ БЛАГОСОСТОЯНИЮ ОДЕССЫ БЛАГОДАРНЫЕ КЪ НЕЗАБВЕННЫМЪ ЕГО ТРУДАМЪ ЖИТЕЛИ ВСЕХЪ СОСЛОВIЙ СЕГО ГОРОДА И ГУБЕРНИЙ ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОЙ ХЕРСОНСКОЙ И ТАВРИЧЕСКОЙ ВОЗДВИГЛИ ПАМЯТНИКЪ СЕЙ ВЪ 1826 ГОДѣ ПРИ НОВОРОССIЙСКОМ ГЕНЕРАЛЪ-ГУ-БЕРНАТОРѣ - ГРАФѣ ВОРОНЦОВѣ

На трёх боковых сторонах - бронзовые горельефные изображения, символизирующие торговлю, правосудие и земледелие.

Работами по установке памятника руководил архитектор Ф. К. Боффо .

Открытие бронзового памятника Дюку состоялось 22 апреля 1828 года .

    Richelieu Odessa 1.jpg

    Richelieu Odessa 2.jpg

    Richelieu Odessa 5.jpg

    Richelieu Odessa 3.jpg

Повреждение во время Крымской войны

Напишите отзыв о статье "Памятник де Ришельё"

Примечания

Отрывок, характеризующий Памятник де Ришельё

– А вот она, царица Петербурга, графиня Безухая, – говорила она, указывая на входившую Элен.
– Как хороша! Не уступит Марье Антоновне; смотрите, как за ней увиваются и молодые и старые. И хороша, и умна… Говорят принц… без ума от нее. А вот эти две, хоть и нехороши, да еще больше окружены.
Она указала на проходивших через залу даму с очень некрасивой дочерью.
– Это миллионерка невеста, – сказала Перонская. – А вот и женихи.
– Это брат Безуховой – Анатоль Курагин, – сказала она, указывая на красавца кавалергарда, который прошел мимо их, с высоты поднятой головы через дам глядя куда то. – Как хорош! неправда ли? Говорят, женят его на этой богатой. .И ваш то соusin, Друбецкой, тоже очень увивается. Говорят, миллионы. – Как же, это сам французский посланник, – отвечала она о Коленкуре на вопрос графини, кто это. – Посмотрите, как царь какой нибудь. А всё таки милы, очень милы французы. Нет милей для общества. А вот и она! Нет, всё лучше всех наша Марья то Антоновна! И как просто одета. Прелесть! – А этот то, толстый, в очках, фармазон всемирный, – сказала Перонская, указывая на Безухова. – С женою то его рядом поставьте: то то шут гороховый!
Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого то.
Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности ее, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров.
Но, не дойдя до них, Безухой остановился подле невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире, который, стоя у окна, разговаривал с каким то высоким мужчиной в звездах и ленте. Наташа тотчас же узнала невысокого молодого человека в белом мундире: это был Болконский, который показался ей очень помолодевшим, повеселевшим и похорошевшим.
– Вот еще знакомый, Болконский, видите, мама? – сказала Наташа, указывая на князя Андрея. – Помните, он у нас ночевал в Отрадном.
– А, вы его знаете? – сказала Перонская. – Терпеть не могу. Il fait a present la pluie et le beau temps. [От него теперь зависит дождливая или хорошая погода. (Франц. пословица, имеющая значение, что он имеет успех.)] И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. И связался с Сперанским, какие то проекты пишут. Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся, – сказала она, указывая на него. – Я бы его отделала, если бы он со мной так поступил, как с этими дамами.

Вдруг всё зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, и между двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от этой первой минуты встречи. Музыканты играли Польской, известный тогда по словам, сочиненным на него. Слова эти начинались: «Александр, Елизавета, восхищаете вы нас…» Государь прошел в гостиную, толпа хлынула к дверям; несколько лиц с изменившимися выражениями поспешно прошли туда и назад. Толпа опять отхлынула от дверей гостиной, в которой показался государь, разговаривая с хозяйкой. Какой то молодой человек с растерянным видом наступал на дам, прося их посторониться. Некоторые дамы с лицами, выражавшими совершенную забывчивость всех условий света, портя свои туалеты, теснились вперед. Мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары Польского.
Всё расступилось, и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной. За ним шли хозяин с М. А. Нарышкиной, потом посланники, министры, разные генералы, которых не умолкая называла Перонская. Больше половины дам имели кавалеров и шли или приготовлялись итти в Польской. Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в Польской. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно поднимающейся, чуть определенной грудью, сдерживая дыхание, блестящими, испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, на которых указывала Перонская – у ней была одна мысль: «неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцовать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: А! это не она, так и нечего смотреть. Нет, это не может быть!» – думала она. – «Они должны же знать, как мне хочется танцовать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцовать со мною».
Звуки Польского, продолжавшегося довольно долго, уже начинали звучать грустно, – воспоминанием в ушах Наташи. Ей хотелось плакать. Перонская отошла от них. Граф был на другом конце залы, графиня, Соня и она стояли одни как в лесу в этой чуждой толпе, никому неинтересные и ненужные. Князь Андрей прошел с какой то дамой мимо них, очевидно их не узнавая. Красавец Анатоль, улыбаясь, что то говорил даме, которую он вел, и взглянул на лицо Наташе тем взглядом, каким глядят на стены. Борис два раза прошел мимо них и всякий раз отворачивался. Берг с женою, не танцовавшие, подошли к ним.
Наташе показалось оскорбительно это семейное сближение здесь, на бале, как будто не было другого места для семейных разговоров, кроме как на бале. Она не слушала и не смотрела на Веру, что то говорившую ей про свое зеленое платье.
Наконец государь остановился подле своей последней дамы (он танцовал с тремя), музыка замолкла; озабоченный адъютант набежал на Ростовых, прося их еще куда то посторониться, хотя они стояли у стены, и с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательно мерные звуки вальса. Государь с улыбкой взглянул на залу. Прошла минута – никто еще не начинал. Адъютант распорядитель подошел к графине Безуховой и пригласил ее. Она улыбаясь подняла руку и положила ее, не глядя на него, на плечо адъютанта. Адъютант распорядитель, мастер своего дела, уверенно, неторопливо и мерно, крепко обняв свою даму, пустился с ней сначала глиссадом, по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из за всё убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало развеваясь бархатное платье его дамы. Наташа смотрела на них и готова была плакать, что это не она танцует этот первый тур вальса.

Расположен на Приморской улице, прямо над Потемкинской лестницей. Герцог с приветствием протягивает приезжающим руку.

Историческая справка

Дюк де Ришеле был потомком знаменитого кардинала Де Ришелье. Из-за Великой французской революции иммигрировал в Россию, где отличился при взятии Измаила. Через некоторое время получил должность генерал-губернатора Одессы.

Позже он сменил Талейрана на посту премьер-министра Франции. По окончании срока пребывания на посту герцог решил вернуться в Одессу, но не успел. Он умер в 1822 году в возрасте 56 лет в Париже от кровоизлияния в мозг.

Узнав о смерти Ришелье граф Ланжерон обратился с призывом к населению начать сбор средств на сооружение памятника. В 1823 году новый генерал-губернатор, граф М. С. Воронцов заказал памятник известному скульптору И. П. Мартосу. Памятник заложили 30 июня 1827 года. Скульптура и горельефы отлиты в бронзе литейным мастером В. П. Екимовым в Петербурге. Постамент выдающегося петербургского архитектора А. И. Мельникова и архитектора Ф. К. Боффо.

На фасадной части памятника латунная золоченая плита с надписью: ГЕРЦОГУ ЕММАНУИЛУ ДЕ РИШЕЛЬЕ УПРАВЛЯВШЕМУ СЪ 1803 ПО 1814 ГОДЪ НОВОРОССIЙСКИМ КРАЕМЪ И ПОЛОЖИВШЕМУ ОСНОВАНIЕ БЛАГОСОСТОЯНИЮ ОДЕССЫ БЛАГОДАРНЫЕ КЪ НЕЗАБВЕННЫМЪ ЕГО ТРУДАМЪ ЖИТЕЛИ ВСЕХЪ СОСЛОВIЙ СЕГО ГОРОДА И ГУБЕРНИЙ ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОЙ ХЕРСОНСКОЙ И ТАВРИЧЕСКОЙ ВОЗДВИГЛИ ПАМЯТНИКЪ СЕЙ ВЪ 1826 ГОД ПРИ НОВОРОССIЙСКОМ ГЕНЕРАЛЪ-ГУБЕРНАТОР - ГРАФ ВОРОНЦОВ.

В основании памятника установлены три барельефа, изображающие древнегреческих богинь, символизирующих земледелие, судебную систему (правосудие) и торговлю. Интересно, что богиня правосудия изображена с открытыми глазами, что отличается от традиционного изображения.

Работами по установке памятника руководил архитектор Ф. К. Боффо. Открытие памятника состоялось 22 апреля 1828 года.

В Одессе до сих помнят Ришелье как талантливого градоначальника. Он один из самых почитаемых исторических личностей в Одессе.

Интересные факты

Во время крымской войны англо-французская эскадра произвела бомбардировку Одессы. Одно из ядер повредило постамент памятника и после войны на месте повреждения была установлена чугунная заплатка со стилизованным пушечным ядром. Считается, что причина установки пушечного ядра на памятнике – подчеркнуть: «французы обстреливают памятник своему бывшему премьер-министру».

Латунные барельефы пользуются особой популярностью у одесситов и гостей этого города. Так, считается, что тот кто приложится к мешочку бога торговли, будет богат. Тот кто приложится к грудям богини правосудия будет здоров в сексуальной жизни, а тот, кто возьмется за руку богини земледелия, будет счастлив. Эти части барельефов всегда отполированы человеческими руками.

Одесситы говорят: «Погляди на Дюка со второго люка» или «Посмотри на Дюка с люка» - если смотреть на памятник с водопроводного люка слева от него, то свиток и складки одежды Дюка чрезвычайно похожи на мужские гениталии.

Изображения

Памятник Дюку де Ришелье Памятник Дюку де Ришелье Богиня правосудия

На календаре 11 июня 1970 года. У причала Одесского морского вокзала
пришвартован белый Круизный лайнер - теплоход "Адриана".

По судовому радио звучит команда "Подъём", и громко играет весёлая
маршевая музыка. Зарядка, утренний туалет, и все выходят из своих кают.
Не договариваясь, вся группа подымается на верхние открытые палубы и в
носовую часть судна. Теплоход прижался левым бортом к причалу Морского
вокзала.

Впереди открывается панорама Морского порта, Потёмкинской лестницы,
Приморского бульвара, и стоящего на нём лицом к морю Дюка де Ришелье, или
просто - ДЮКа.

Температура воздуха +25 градусов, столько же и за бортом в воде в районе
Морского вокзала. Дует слабый ветерок. Настроение у всех туристов прекрасное!
Никто в каютах не остался. Все делятся вчерашними впечатлениями о просмотре
новостей по местному телевидению о съёмках на Потёмкинской лестнице. Все
участники съёмок - туристы с Урала, увидели себя в этой уникальной истории,
гарантирующей попадание в Книгу Рекордов Гиннеса.

Туристы с нетерпением ждут объявления. Наконец, первую смену пригласили
на завтрак. Ребята с шумом забегают в обеденный зал, и сразу занимают очередь
к "Шведскому" столу. Здесь можно выбрать любой салат с любой приправой,
мясные и колбасный нарезки, фрукты, выпечку и десерт к чаю.

Позже, ребятам хватало и того, что было за столом, но в первые дни Круиза
- "Шведский" стол посещали все.

Постепенно, все расселись на свои места. В это время в обеденный зал
вошла Фрида Марковна (Фрида). И, опять в другом наряде. Просто,- не узнать!
Вчера она была похожа на интеллигентную иностранку или изящную журналистку,
говорящую на разных языках. Сегодня - это загорелая, подтянутая спортсменка,
в обтягивающей стройную фигуру футболке и узких чёрных брюках. Глаза прикрыты
большими красивыми тёмными очками-хамелеонами. На голове - фирменная фуражка
белая с чёрным околышем, с "крабом" и золотым теснением "Одесса".

Поздоровалась со всеми улыбаясь, и группа приступила к завтраку. После
завтрака Фрида подошла ко мне, коротко изложила сегодняшний план, и быстро
вышла из зала.

Я всех оповестил о встрече с Фридой через пол часа на причале у трапа
теплохода. Уже не было суеты, спешки... Все спокойно разошлись по своим
каютам, и ровно в 10:00 группа в полном составе стояла на причале Морского
вокзала. Последней с теплохода спускалась по трапу Фрида. Шла медленно, как
по подиуму.

Позже, её девчонки засыпят вопросами: как можно так перевоплощаться и
так клёво выглядеть. Первый комплимент ей отпустил молодожён, чем вызвал
соответствующую реакцию своей молодой супруги.

Итак, шо ми имеем,- начала экскурсию наша Фрида,- первая наша остановка-
у бронзового Дюка на Приморском бульваре. Его видно с причала. Видете, как он
машет нам свитком в руке? Зовёт... Ми идём!

Нужно таки снова зайти на эти 192 ступени, шоб с ним поздороваться. А,
щас я вас спрашиваю: как вчера прошёл телевизор? Ви себя таки нашли? Тогда -
вперёд!

Ежели кто-то не может так високо по ступенькам, то - на фуникулёр. Он
подымает за одну минуту, но ви тогда меня совсем не услышите и не увидете
сувенирных развалов на площадках лестницы. Есть немощные? Не стесняйтесь.
Я, лично, ежеле бы не ви,- поехала вверх на вагончике, шоб я так жила!

Желающих - не оказалось. Никто не хотел показаться слабым и немощным.
- Погода такая, шо просто шикарный вид,- мечтательно произнесла Фрида.

Группа двинулась по мосту к Приморской улице, там берёт своё начало
Потёмкинская лестница. Здесь же мы были вчера на съёмках ТВ. Шутя, с
небольшими остановками, все благополучно поднялись на Приморский бульвар и
собрались у бронзового ДЮКа.

Во время подъёма по Потёмкинской лестнице, Фрида рассказывала об Одессе,
знакомила с её районами и окраинами: Молдаванка, фонтан, Слободка, Заставы и
Ленпосёлок, Адмиральский проспект, посёлки Большевик, Шевченко, Котовского.
Район Хаджибея, Пересыпь, Микрорайон "Сахалинчик", Пляжи Аркадия и Лузановка,
Нерубайские катакомбы, дальние мельницы...

Вот, ми и пришлы,- продолжала Фрида,- Морской порт, Морской вокзал и
Потёмкинскую лестницу - ви уже таки увидели, как и Приморский бульвар, на
котором ми сейчас и стоим возле нашего родного Дюка.

Всем слушайте сюда. В 1803 году Арман Эммануэль дю Плесси (герцог Де
Ришелье) стал генерал-губернатором Одессы. При нём город стал таки бистро
превращаться в крупный торговий порт. Жители его называли "Наш Дюк" и
считали его основателем Одессы, хотя Одессе уже было восемь лет. Таки шо
случилось? Шоб он всем бил здоров, но умер Дюк.

После его смерти граф Лонжерон обратился с призывом к населению начать
таки сбор средств на сооружение памятника Ришелье.

Заступивший в мае 1823 года на пост Новороссийского генерал-губернатора,
граф М.С.Воронцов заказал памятник известному скульптору М.П.Мортау (автор
монумента Минина и Пожарского шо в Москве).

Статуя отлита в бронзе. Дюк стоит со свитком в руке, вокруг памятника
три барельефа из латуни, символизирующие: земледелие, торговлю и правосудие.
22 апреля 1828 года памятник (Дюку) Арман Эммануэль София-Сентимани де Плесси
Ришелье - бил открыт. Это - самый первый памятник в истории Одессы.

Герцог де Ришелье участвовал в штурме Измаила. Когда Бурбоны вернули себе
трон, Дюк уехал во Францию (свою родину), где стал примьер - министром в
правительстве Людовика ХVШ. Умер 16 мая 1822 года в Париже, ещё не старый.
Ви интересуетесь знать сколько било лет - 65.

На памятнике нашему Дюку Ришелье написано: Управляющему с 1803 по 1814 гг
Новороссийским Краем и основателю Одессы. Памятник символически обращен лицом
к морю. Впереди - Потёмкинская лестница, ведущая к Морскому вокзалу и морю,
сзади - Екатерининская площадь.

В это время инструктор РК КПСС ("райком") купил цветы и молча возложил
их к подножию памятника Дюку. - Ти ж какой молодец, как я не знаю,-
расплылась в благодарной улыбке Фрида и пожала руку "райкому",- ви шо, его
знали? В смысле - читали? Он как и вся Одесса вас благодарят!

Я отошёл от группы и присел на парапет, от лестницы ноги гудят.
- Ну, ти шо сидишь, как вкопанный, Юрий,- не успокаивается Фрида,- народ
скучает за Воронцовским дворцом.
- Фира, ви мени выздоровили ноги,- в тон гиду пошутил руководитель.

Ми за полтора часа закончили с Дюком,- продолжила Фрида,- Я имею шо вам
сказать - планирую ещё сегодня до обеда - Думскую площадь с Мэрией и Пушкиным
и Воронцовский дворец. Почему-нет? Ну, а как ви? Осилим? После обеда- пляж!

Все заопладировали...Осилим, Фрида, осилим! Группа направилась вверх по
Приморскому бульвару в сторону Думской площади и памятника А.С.Пушкину.

(Скоро. Читайте продолжение. Часть 10).