История создания романа капитанская дочка пушкина. История создания «Капитанской дочки История появления капитанской дочки

Исторический роман «Капитанская дочка» был закончен Пушкиным и появился в печати в 1836 г. Созданию романа предшествовала большая подготовительная работа. Первые свидетельства о замысле романа относятся к 1833 г. В этом же году у Пушкина, в связи с работой над романом, возникла мысль написать историческое исследование о восстании Пугачева. Получив разрешение ознакомиться со следственным делом о Пугачеве, Пушкин глубоко изучает архивные материалы, а затем едет в местности, где развернулось восстание (Поволжье, Оренбургский край), осматривает места событий, расспрашивает стариков, очевидцев восстания.

В результате этой работы в 1834 г. появилась «История Пугачева», а двумя годами позже — «Капитанская дочка». В небольшом романе, близком по объему к повести, Пушкин воскрешает перед нами одну из самых ярких страниц русской истории — полный бурных волнений период пугачевщины (1773-1774). Роман знакомит нас и с глухим брожением среди населения Поволжья, предвещавшим близость восстания, и с грозным обликом предводителя восстания — Пугачева, и с его первыми военными успехами. В то же время в романе рисуется жизнь различных слоев русского общества второй половины XVIIIB.: патриархальный быт дворянского гнезда Гриневых, скромная жизнь семьи коменданта Белогорской крепости капитана Миронова и т. п.

3амысел «Капитанской дочки» возник у Пушкина еще до начала работы над «Историей Пугачева», в то время, когда он писал «Дубровского». Вспомните конфликт, положенный в основу «Дубровского», и главных действующих лиц. В «Дубровском» тема борьбы крепостного крестьянства против феодально-помещичьего государства и его порядков затрагивается, но не развивается. Вождем взбунтовавшихся крестьян становится молодой дворянин Дубровский. В главе XIX романа, как мы помним, Дубровский распускает свою «шайку».

Он не может быть настоящим руководителем крестьян в их борьбе против господ, понять до конца мотивы «бунта» крепостных крестьян против помещиков ему не дано. Пушкин оставляет «Дубровского» незаконченным. На материале современности он не мог изобразить подлинного крестьянского восстания. Не закончив «разбойничий» роман, он обращается к грандиозному освободительному движению огромных масс крестьянства, казачества и малых угнетенных народов Поволжья и Урала, потрясшему самые основы империи Екатерины. В ходе борьбы народ выдвинул из своей среды яркую и самобытную фигуру настоящего крестьянского вождя, деятеля большого исторического масштаба. Работа над повестью продолжается несколько лет. Меняется план, сюжетное построение, имена действующих лиц.

Сначала героем был дворянин, пере шедший на сторону Пугачева. Пушкин изучил подлинные дела родовитого офицера Шванвича (или Швановича), добровольно перешедшего к Пугачеву, офицера Башарина, взятого Пугачевым в плен. Наконец определились два действующих лица — офицеры, так или иначе связанные с Пугачевым. Шванович в известной степени послужил для передачи истории Швабрина, а имя Гринева поэтом было взято из действительной истории офицера, арестованного по подозрению в связях с Пугачевым, но потом оправданного.

Многочисленные изменения плана повести говорят о том, насколько сложным и трудным было для Пушкина освещение острой политической темы о борьбе двух классов, злободневной и в 30-е годы XIX века. В 1836 г. «Капитанская дочка» была закончена и опубликована в IV томе «Современника». Многолетнее изучение Пушкиным движения Пугачева привело к созданию и исторического труда («История Пугачева»), и художественного произведения («Капитанская дочка»). Пушкин явился в них ученым-историком и художником, создавшим первый подлинно реалистический исторический роман.

«Капитанская дочка» была впервые напечатана в «Современнике» еще при жизни поэта. Осталась неопубликованной по цензурным причинам одна глава, которую Пушкин так и называл «Пропущенная глава». В «Капитанской дочке» Пушкин нарисовал яркую картину стихийного крестьянского восстания. Напоминая в начале повести о крестьянских волнениях, предшествовавших Пугачевскому восстанию, Пушкин стремился раскрыть ход народного движения на протяжении нескольких десятилетий, что и привело к массовому крестьянскому восстанию в 1774-1775 годах.

В образах белогорских казаков, изувеченного башкирца, татарина, чуваша, крестьянина с уральских заводов, поволжских крестьян Пушкин создает представление о широкой социальной базе движения. Пушкин показывает, что восстание Пугачева поддерживалось угнетенными царизмом народностями юга Урала. В повести раскрыт широкий размах движения, его народный и массовый характер. Народ, изображенный в «Капитанской дочке», не безличная масса. Пушкин стремился показать крепостное крестьянство, участников восстания, в различных проявлениях их сознания.

«Капитанская дочка» – исторический роман, над которым А.С. Пушкин работал в течение трех лет (1833-1836). Написанию произведения предшествовала долгая и кропотливая текстологическая и историческая работа.

Изначально Пушкин, интересовавшийся историей Пугачевского восстания, намеревался создать документальное произведение. Поэт получил разрешение Николая I на доступ к неопубликованным материалам и документам о восстании, а также семейным архивам. В 1833 году Пушкин отправился в Приуралье и Поволжье, где происходили основные действия восстания. Там он расспрашивал современников Пугачева, участников и свидетелей восстания. Именно эти уникальные материалы легли в основу исторического труда Пушкина «История Пугачевского бунта».

Однако этим работа над материалами о восстании была не закончена: тогда же рождается замысел художественного произведения о Пугачевском бунте. Яркая и, безусловно, заслуживающая внимания фигура Пугачева интересовала Пушкина не только как историка, но и как поэта. Кроме того, острый политический и социальный конфликт восстания наталкивал на идею о создании романа. Однако именно это могло и вызвать сложности для публикации из-за цензуры, ужесточившейся при Николае I. Из-за этого Пушкин переписывал множество раз – сохранились черновики с несколькими планами произведения. Первый вариант был написан еще в 1833 году, однако переработка романа длилась вплоть до октября 1836 года. Дошедшие до нас редакции доказывают сложность работы над произведением.

Для создания главного персонажа Пушкин изучал исторические данные о сообщниках Емельяна Пугачева. Прототипами и считаются два человека: подпоручик Шванвич, перешедший в ходе восстания на сторону , и пленник Пугачева Башарин, который сумел сбежать и присоединиться к армии, пытавшейся подавить восстание. Фамилия Гринева (в первых редакциях – Буланина) тоже выбрана не случайно. Некто Гринев числился в списках людей, которых подозревали в причастности к организации бунта, но потом оправдали как невиновных. Запланированная изначально противоречивая фигура главного героя-дворянина в последних редакциях была заменена двумя совершенно разными персонажами: в романе мы видим благородного, честного Гринева и безнравственного изменника Швабрина. Такой прием противопоставления антагониста главному герою устранил сложности при прохождении цензуры.

Известно, что толчком к созданию Пушкиным исторического романа послужили появившиеся в 30-х гг. XIX в. в России переводы романов Вальтера Скотта. Правильно уловив жанровую суть художественного произведения, опирающегося на реальные исторические данные, Пушкин правдоподобно воссоздал в своем романе эпоху и раскрыл личность важной исторической фигуры с помощью неповторимого стиля и мастерства художника.

Исторический роман «Капитанская дочка» был закончен Пушкиным и появился в печати в 1 836 г. Созданию романа предшествовала большая подготовительная работа. Первые свидетельства о замысле романа относятся к 1833 г.

В этом же году у Пушкина, в связи с работой над романом, возникла мысль написать историческое исследование о восстании Пугачева. Получив разрешение ознакомиться со следствен ным делом о Пугачеве, Пушкин глубоко изучает архивные материалы, а затем едет в местности, где развернулось восстание [Поволжье, Орен бургский край), осматривает места событий, расспрашивает стариков, очевидцев восстания. В результате этой работы в 1834 г. появилась «История Пугачева», а двумя годами позже - «Капитанская дочка».


В небольшом романе, близком по объему к повести, Пушкин вос крешает перед нами одну из самых ярких страниц русской истории -полный бурных волнений период пугачевщины (1773-1774). Роман знакомит нас и с глухим брожением среди населения Пополжья, предвещавшим близость восстания, и с грозным обликом предводителя восстания - Пугачева, и с его первыми военными успехами. В то же время в романе рисуется жизнь различных слоев русского общества второй половины XVIII в.: патриархальный быт дворянского поместья Гриневых, скромная жизнь семьи коменданта Белогорской крепости капитана Миронова и т. п.

Замысел «Капитанской дочки» возник у Пушкина еще до начала работы над «Историей Пугачева», в то время, когда он писал «Дубровского». Вспомните конфликт, положенный в основу «Дубровского», и главных действующих лиц. В «Дубровском» тема борьбы крепостного крестьянства против феодально-помещичьего государства и его порядков затрагивается, но не развивается. Вождем взбунтовавшихся крестьян становится молодой дворянин Дубровский. В главе XIX романа, как мы помним, Дубровский распускает свою «шайку». Он не может быть настоящим руководителем крестьян в их борьбе против господ, понять до конца мотивы «бунта» крепостных крестьян против помещиков ему не дано.

Пушкин оставляет «Дубровского» незаконченным. На материале современности он не мог изобразить подлинного крестьян ского восстания. Не закончив «разбойничий» роман, он обращается к грандиозному освободительному движению огромных масс крестьян ства, казачества и малых угнетенных народов Поволжья и Урала, потрясшему самые основы империи Екатерины II. В ходе борьбы народ выдвинул из своей среды яркую и самобытную фигуру настоящего крестьянского вождя, деятеля большого исторического масштаба.


Работа над повестью продолжается несколько лет. Меняется план, сюжетное построение, имена действующих лиц. Сначала героем был дворянин, перешедший на сторону Пугачева. Пушкин изучил подлинные дела родовитого офицера Шванвича(или Швановича), добровольно перешедшего к Пугачеву, офицера Башарина, взятого Пугачевым в плен. Наконец определились два действующих лица - офицеры, так или иначе связанные с Пугачевым. Шванович в известной степени по служил для передачи истории Швабрина, а имя Гринева поэтом было взято из действительной истории офицера, арестованного по подо зрению в связях с Пугачевым, но потом оправданного. Многочисленные изменения плана повести говорят о том, насколько сложным и трудным было для Пушкина освещение острой политической темы о борьбе двух классов, злободневной и в 30-е годы XIX века.


В 1836 г. «Капитанская дочка» была закончена и опубликована в IV томе «Современника». Многолетнее изучение Пушкиным движения Пугачева привело к созданию и исторического труда («История Пугачева»), и художественного произведения («Капитанская дочка»). Пуш кин явился в них ученым-историком и художником, создавшим первый подлинно реалистический исторический роман.

Урок литературы 8 класс.

Тема: История создания «Капитанской дочки».

Цель: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.

Задачи:

Обучающие:

1. Познать прошлое, увиденное глазами великого поэта;

2. Подготовить учащихся к пониманию замысла создания подлинно реалистического образа Пугачёва;

3. Способствовать формированию понятий "историческая повесть", "художественный образ;

Развивающие:

    Формирование умения акцентного вычитывания произведения, составления характеристики героя;

    Создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач;

    Способствовать развитию мышления: анализа, суждения, умозаключения;

    Организовать исследовательскую деятельность и помочь учащимся выполнять фрагменты исследовательской деятельности;

Воспитательные:

1.Развивать и воспитывать умение работать в коллективе, коммуникативные умения;

2.Побуждать к активной положительной деятельности;

3.Способствовать формированию активной жизненной позиции, формированию гражданского мировоззрения, помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах;

4.Способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство";

5. Воспитать у детей интерес к истории и культуре России.

План урока:

1.Орг. Момент.

2.Слово учителя.

3. Презентация.

4.Сообшения учеников.

5.Итоги.

6.Д. з.

Ход урока:

Слово учителя

«У каждого из нас - свой Пушкин, остающийся в то же время одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца», - так сказал о Пушкине русский поэт XX столетия А.Т. Твардовский.

Другой замечательный русский поэт М.И. Цветаева, с ранних лет полюбившая Пушкина и пронесшая эту любовь и интерес к его творчеству через всю жизнь, написала эссе «Мой Пушкин». «Пуш­кин - наше все», как сказал критик Ап. А. Григорьев. Пушкин при­надлежит всей России, всему миру. «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет», - сказал поэт Ф.И. Тютчев.

Беседа

Учитель. А какие стихотворения А.С. Пушкина запомнились вам? Есть ли у вас любимые стихи поэта?

Учитель. Вы знаете, что Пушкин не только поэт, но и прозаик. Какие произведения Пушкина в прозе вам известны?

Учитель. Многим из вас запомнился «Дубровский» - роман о «благородном разбойнике», его трагической судьбе, связавшей дворянина-помещика и его крепостных крестьян в борьбе за спра­ведливость, а главное - о его романтической любви к Маше Тро­екуровой. Дома вы читали и роман, над которым нам вместе предстоит поразмышлять, - «Капитанская дочка». В «Капитанской доч­ке» изображено крупнейшее восстание крестьян под предводитель­ством Пугачева, а в «Дубровском» - недовольство крестьян Дубровского, выступивших со своим барином против несправедли­вости со стороны Троекурова.

В от что интересно. Эти романы на­писаны один за другим. 6 февраля 1833 г. Пушкин дописал XIX гла­ву «Дубровского», на которой работа остановилась, (роман остался незаконченным), а 7 февраля обратился за разрешением ознако­миться с архивными документами по делу Пугачева. Что же заста­вило писателя изменить свои планы? Может быть, ответ в том, что возобладал интерес к историческим событиям, которыми насыще­на «Капитанская дочка» и которых нет в «Дубровском»? Ведь мы знаем, что Пушкин давно проявлял интерес к историческому про­шлому России.

Какие произведения Пушкина, связанные с исто­рией России, вы знаете?

«Борис Годунов», «Полтава», «Медный всадник».

Учитель.

Для того чтобы понять роман «Капитанская дочка», нужна знать об эпохе которая тогда существовала. Эпоха, которая нашла отражение в произведении. 28 июня 1762 г. в Петербурге произошёл дворцовый переворот. На престол была возведена жена Петра ІІІ, царя слабого, вздорного, неумного. Император был низложен, заточён в Ропшинский дворец (Ропша – пригород Петербурга) и там убит. Екатерина, в противоположность своему мужу, была хитра, дипломатична, властолюбива. Она хотела слыть монархиней гуманной и просвещённой, покровительницей наук и искусства, умела обвораживать нужных ей людей. Пушкин говорил об этом так: « Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали ». Но на протяжении своего царствования «просвещённая» императрица глушила свободное слово, бросала в тюрьмы людей, распространявших просвещение. Екатерина, получившая русский престол благодаря дворянам, служившим в гвардии, рассыпала им милости. Она раздаривала дворцы и земли с сотнями крепостных крестьян, делала ценнейшие подарки своим любимцам, фаворитам, награждала их орденами. Фавориты становились могущественными вельможами, от них зависели судьбы людей. Но не все дворяне были сторонниками возведения на российский престол Екатерины. Среди несогласных с её воцарением был старый фельдмаршал Миних. С его именем мы встретимся на страницах повести Пушкина. Вокруг Миниха группировались дворяне – сторонники Петра ІІІ, многие из них были скрытыми врагами екатерининских фаворитов.

Двор императрицы отличался невиданной роскошью, дворцы и парки в Петербурге и вокруг столицы, в Петергофе, Царском Селе, в Ораниенбауме потрясали великолепием. Вельможи подражали своей повелительнице. Их усадьбы отличались роскошью, изяществом архитектуры, великолепием убранства. Но за эими усадьбами простирались огромные пространства, где убого и сиротливо чернели деревнию Положение крепостных крестьян в царствование Екатерины Второй было ужасным. Во 2-й половине Χ V ІІІ века были увеличены барщина и денежный оброк. Рабочий день на барщине в летнее время крепостного крестьянина продолжался 14-16 часов. Земельные наделы были ничтожны. Крестьяне нищенствовали. Помещики имели право продавать крестьян, как скот, как вещи. Газеты пестрели объявлениями о продаже крепостных. Императрица дала огромные права помещикам. В первые же годы своего царствования она издала указы, предоставившие крепостникам право самолично, без суда, ссылать провинившихся крестьян на каторгу и лишавшие последних права подавать жалобы. В дворянских усадьбах царил произвол и беззаконие. Бесправие, нищета толкали крестьян на открытые выступления против помещиков. Иногда крестьянские бунты принимали широкий размах: горели усадьбы, вооставшие избивали и убивали помещиков, но эти стихийные вспышки жестоко подавлялись. Частые бунты происходили и на уральских заводах; волновались калмыки, башкиры, киргизы. В такой обстановке, после смерти Петра ІІІ, внезапной и таинственной для народа, разнеслись слухи, что император жив, что вместо него убит кто-то другой, а царь спасён верными людьми и скрывается до поры до времени, но он откроется народу и пойдёт отнимать свой законный престол, сгонит с трона незаконную царицу, отмстит помещикам, даст права на землю и землю крестьянам. Вера в доброго и справедливого царя была сильна в народе с давних пор, так же, как ненависть к помещикам. На далёких берегах реки Яик (Урал), в бескрайних оренбургских степях, среди казачества, на уральских заводах появилась легенда о том, что царь жив и и идёт спасать народ. В 1773 г. там появился человек, который назвал себя Петром ІІІ. Он был смел и дерзок. Умел повелевать, умел зажигать сердца. Обладал военным талантом. Его воззвания, написанные на понятном народу языке, вселяли надежду на освобождение от помещичьего гнёта. Этого человека звали Е. Иванович Пугачёв. За ним пошёл народ. Восстание охватило огромную территорию. Стр. 91 (учебник).

«История Пугачёва» - учебник, стр. 96 – 97.

Пушкин едет туда в 1833 г.60 лет назад там бушевало восстание. С 17 августа по конец ноября – длительное путешествие.. Поездка дала много интересного:

    В казани, Оренбкрге, Уральске

    Записал беседы со старниками, немногими оставшимися в живых очевидцами восстания

    А также с теми, кто слышал о Пугачёве рассказы «старшего поколения» «Грех сказать, говорила мне 80-летняя казачка, на него мы не жалуемся, он нам зла не сделал» , - записывает Пушкин.

ІІ. « История Пугачёва». Важные стороны исследования Пушкина :

1) Ист. анализ восстания как народного, в основе которого лежали непримиримые противоречия между угнетённым народом и господствующим классом.

2) Высокая оценка энергии, таланта, неутомимости руководителей восстания во главе с Емельяном Пугачёвым. Критика бездарности, вялости, нерешительности действий правительственного лагеря. Жалкое оснащение крепостей.

3) Жестокость и беспощадность классовой войны.

4) Неудовлетворённость Пушкина официальными документами о восстании, отрицательные характеристики Пугачёва как « прирождённого злодея и кровопийцы» ; живой интерес к другим источникам – свидетельствам людей из народа, воспоминаниям старожилов, слышавших рассказы о Пугачёве; поездка на места восстания.

Итак, у Пушкина рождается замысел создания подлинно реалистического образа, который рождается в борьбе с реалистической точкой зрения на вождя восстания, под воздействия народного отношения к нему. Но Пушкин не только писал произведения на истори­ческие темы, он фактически был историком в прямом смысле сло­ва. В 1830-е годы по поручению Николая I он работал над историей Петра Великого, а в 1834 г. закончил труд «История Пугачева», ко­торый по указанию Николая I вышел под названием «История пу­гачевского бунта». Работая над ним, Пушкин изучает архивные документы, едет туда, где развертывались события. Он посещает Казань, Оренбург, Берду и другие станицы яицкого (уральского) казачества. Послушаем, что известно о работе Пушкина над мате­риалами о пугачевском восстании.

Сообщение ученика о работе Пушкина над «Капитанской дочкой»

(В1833 г. Пушкин начинает изучать архивные материалы, обращается к разным лицам с просьбой сообщить ему все, что известно о Пугачеве. Вот что он сам говорит о своей работе: «Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов... разных рукописей, указов, донесе­ний и проч. Я посетил места, где произошли события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую па­мять историческою критикою... Вся эта эпоха была худо извест­на. Военная часть оной никем не была обработана: многое даже могло быть обнародовано только с высочайшего соизволения» (А.С. Пушкин «Об "Истории Пугачевского бунта"»). А вот фраг­мент из письма Пушкина жене, Наталье Николаевне, написанного во время его поездки по местам, где проходило восстание: «Я в Ка­зани с пятого... Здесь я возился со стариками, современниками мо­его героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не на­прасно посетил эту сторону» (8 сентября 1833 г.). В "Истории Пугачева", несмотря на строжайшую цензуру, Пушкин показал Пугачевское движение, как протест подневольных народов, населяющих Россию. Известно, что многие участники этого движения подверглись жестокой расправе: "Зачинщики бунта, подчеркивает Пушкин, наказаны кнутом; около ста сорока человек сослано в Сибирь". Пушкин не преминул подчеркнуть и размаха этого народного движения, простиравшегося "От Сибири до Москвы и от Кубани до Муромских лесов". Глубоким интересом проникся Пушкин к личности Пугачева, его военному таланту, его авторитету в широких народных массах. Свидетельство тому – роман "Капитанская дочка". Еще один примечательный факт. Участник Пугачевского восстания дворянин Шванвич отбывал ссылку в Туруханском уезде, в Туруханске. Шванвич там прожил с семьею четверть века. Кто такой Шванвич? Вот здесь-то и начинается интереснейшая история, связанная с именем Пушкина. История, достойная стать самостоятельной статьею.

Михаил Александрович Шванвич – явился прообразом героев романа “Капитанская дочка”. Это прообразы Гринева и Швабрина. Более того! Незаурядная личность заинтересовала А.С. Пушкина настолько, что поначалу он вообще замыслил роман о Шванвиче. В записных книжках писателя даже появились “ планы романа о Шванвиче”, которые, правда, впоследствии изменились, но факт остается фактом: роман “Капитанская дочка” первоначально был связан с подпоручиком Шванвичем.

После подавления Пугачевского восстания в обвинительном акте по поводу Шванвича было сказано следующее: “ Подпоручика Михайла Швановича за учиненное им преступление, что он, будучи в толпе злодейской, забыв долг присяги, слепо повиновался самозванцевым приказам, предпочитая гнусную жизнь честной смерти, лишив чинов и дворянства, ошельмовать, переломя над ними шпагу”.

В 1834 году Пушкин писал по поводу дворян, уличенных в близости к Пугачеву: “ Показание некоторых источников, утверждающих, что ни один дворянин не был замешан в пугачевском бунте, совершенно несправедливо. Множество офицеров (по чину своему сделавшихся дворянами) служили в рядах Пугачева, не считая тех, которые из робости пристали к нему. Из хороших фамилий был Шванвич; он был сын кронштадского коменданта, имел малодушие пристать к Пугачеву и глупость служить ему со всеусердием. Граф А. Орлов выпросил у государыни смягчение приговора”.

Краевед Т.И. Баженова исследовала документы красноярского архива, рассказывающие о судьбе М.А. Шванвича, волею судьбы примкнувшего к пугачевскому бунту и отправленного в далекий Туруханский уезд в ссылку, где он и умер в 1802 году.

Пушкин не только писал о суровой Сибири, но и старался хоть мысленно, но разделить участь тех, кто попал туда не по своей воле.

Пушкин пишет труд «История Пугачевского бунта»

Из книги:

С шайкой, умноженной новыми бунтовщиками, Пугачев пошел прямо к Илецкому городку и послал начальствовавшему в нем атаману Портнову повеление - выйти к нему навстречу и с ним соединиться. Он обещал казакам пожаловать их крестом и бородою (Илецкие, как и Яицкие, казаки были все староверцы), реками, лугами, деньгами и провиантом, свинцом и порохом, и вечною вольностью, угрожая местью в случае непослушания. Верный своему долгу, атаман думал сопротивляться; но казаки связали его, и приняли Пугачева с колокольным звоном и с хлебом-солью. Пугачев повесил атамана, три дня праздновал победу и, взяв с собою всех Илецких казаков и городские пушки, пошел на крепость Рассыпную. Крепости в том краю выстроенные были не что иное, как деревни, окруженные плетнем или деревянным забором. Несколько старых солдат и тамошних казаков, под защитою двух или трех пушек, были в них безопасны от стрел и копий диких племен, рассеянных по степям оренбургской губернии и около ее границ. 24 сентября Пугачев напал на Рассыпную. Казаки и тут изменили. Крепость была взята. Комендант, майор Веловский, несколько офицеров и один священник были повешены, а гарнизонная рота и полтораста казаков присоединены к мятежникам. Из Рассыпной Пугачев пошел на Нижне-Озерную. По дороге встретил он капитана Сурина, высланного на помощь Веловскому комендантом Нижне-Озерной, майором Харловым. Пугачев его повесил, а рота пристала к мятежникам. Узнав о приближении Пугачева, Харлов отправил в Татищеву молодую жену свою, дочь тамошнего коменданта Елагина, а сам приготовился к обороне. Казаки его изменили, и ушли к Пугачеву. Харлов остался с малым числом престарелых солдат. Ночью на 26 сентября вздумал он, для их ободрения, палить из двух своих пушек, и сии-то выстрелы испугали Билова и заставили его отступить. Утром Пугачев показался перед крепостью. Он ехал впереди своего войска. "Берегись, государь", сказал ему старый казак: "неравно из пушки убьют". - "Старый ты человек", отвечал самозванец: "разве пушки льются на царей?" - Харлов бегал от одного солдата к другому, и приказывал стрелять. Никто не слушался. Он схватил фитиль, выпалил из одной пушки и кинулся к другой. В сие время бунтовщики заняли крепость, бросились на единственного ее защитника, и изранили его. Полумертвый, он думал от них откупиться, и повел их к избе, где было спрятано его имущество. Между тем за крепостью уже ставили виселицу; перед нею сидел Пугачев, принимая присягу жителей и гарнизона. К нему привели Харлова, обезумленного от ран и истекающего кровью. Глаз вышибенный копьем, висел у него на щеке. Пугачев велел его казнить, и с ним прапорщиков Фигнера и Кабалерова, одного писаря и татарина Бикбая. Гарнизон стал просить за своего доброго коменданта; но Яицкие казаки, предводители мятежа, были неумолимы. Ни один из страдальцев не оказал малодушия. Магометанин Бикбай, взошед на лестницу, перекрестился и сам надел на себя петлю. На другой день Пугачев выступил, и пошел на Татищеву. В сей крепости начальствовал полковник Елагин. Гарнизон был умножен отрядом Билова, искавшего в ней своей безопасности. Утром 27 сентября Пугачев показался на высотах, ее окружающих. Все жители видели, как он расставил там свои пушки и сам направил их на крепость. Мятежники подъехали к стенам, уговаривая гарнизон - не слушаться бояр и сдаться добровольно. Им отвечали выстрелами. Они отступили. Бесполезная пальба продолжалась с полудня до вечера; в то время скирды сена, находившиеся близ крепости, загорелись, подожженные осаждающими. Пожар быстро достигнул деревянных укреплений. Солдаты бросились тушить огонь. Пугачев, пользуясь смятением, напал с другой стороны. Крепостные казаки ему передались. Раненый Елагин и сам Билов оборонялись отчаянно. Наконец мятежники ворвались в дымящиеся развалины. Начальники были захвачены. Билову отсекли голову. С Елагина, человека тучного, содрали кожу; злодеи вынули из него сало, и мазали им свои раны. Жену его изрубили. Дочь их, накануне овдовевшая Харлова, приведена была к победителю, распоряжавшему казнию ее родителей. Пугачев поражен был ее красотою, и взял несчастную к себе в наложницы, пощадив для нее семилетнего ее брата. Вдова майора Веловского, бежавшая из Рассыпной, также находилась в Татищевой: ее удавили. Все офицеры были повешены. Несколько солдат и башкирцев выведены в поле и расстреляны картечью. Прочие острижены по-казацки, и присоединены к мятежникам. Тринадцать пушек достались победителю.

Какой здесь Пугачев?

Учитель . Что же нам сейчас известно об этих исторических со­бытиях?

Сообщение о восстании крестьян под предводительством Емельяна Пугачева.

(Восстание крестьян под предводитель­ством Емельяна Пугачева произошло в 1773-1774 гг. в период цар­ствования Екатерины II . На Урале среди казачества, русских заводских рабочих, калмыков, татар и других народов. Возникла в то время легенда о том, что жив царь Петр III (супруг Екатерины II , убитый в 1762 г. во время дворцового переворота), что он идет спасать народ от голода и нищеты. В 1773 г. появился человек, ко­торый назвал себя Петром III (это и был Емельян Пугачев). Он при­звал народ к восстанию. Крестьянская война длилась почти полтора года, против восставших были брошены войска русской армии во главе с крупнейшими военачальниками. Борьба была очень жесто­кой и кровопролитной. Но в конце 1774 г. исход ее был решен. 8 сен­тября Пугачев был схвачен и 10 января 1775 г. казнен в Москве.)

Учитель. Для нас сейчас все это - давняя история. Но, как мы слышали, во времена Пушкина еще были живы очевидцы событий - из числа и дворян, и простого народа. Вроде бы события одни и те же, но как по-разному они воспринимались! Если для дворян Пу­гачев был «злодеем», «извергом», то в народном сознании, отражен­ном в песнях и сказаниях, эта личность постепенно приобрела легендарные черты, воплотила представление о сильном, строгом, но справедливом вожде, «заступнике». Знал ли все это многообра­зие мнений Пушкин? Из того, что мы слышали о его работе, оче­видно - да. Послушаем свидетельства пушкинских современников.

Сообщение о воспоминаниях современников

(Осенью 1833 г. приехал в Оренбург А.С. Пушкин для собирания сведений о пугачевском бунте и по­желал посетить Берду «... мы отправились с вечера, чтобы к утру собрать стариков и старух, помнящих Пугачева... Одна старуха... много ему рассказывала и спела или проговорила песню, сложен­ную про Пугачева, которую Пушкин просил повторить» (Кайдалов Н.А. Воспоминания).)

Гиллельсон М. И., Мушина И. Б: Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Капитанская дочка» - вершинное произведение пушкинской художественной прозы - была написана сто сорок лет тому назад, в тридцатые годы прошлого столетия, в эпоху мрачного николаевского царствования, за четверть века до отмены крепостного права. Стоит лишь мысленно представить себе те всеобъемлющие перемены, которые произошли за эти минувшие полтора столетия, как становится ощутимой «дистанция огромного размера», отделяющая нас, современников космической эры, от пушкинской неторопливой эпохи. Чем стремительнее с каждым годом общественный и научный прогресс, тем труднее становится постигать в полной мере «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» времен восстания Пугачева - ведь между грозной крестьянской войной 1773-1775 годов и нашей современностью пролегло два столетия бурных исторических событий. Пушкин застал еще в живых некоторых очевидцев пугачевского движения, да и вся социальная структура общества оставалась при нем по существу прежней.

Сумароков: ( Один из самых ярких писателей второй половины XVIII в. А.П. Сумароков называл Пугачева «варваром», «псом бешеным», «врагом Отечества», превзошедшим «тигра и ас­пида», «свирепым Атреем», т. е. сыноубийцей и клятвопреступни­ком. В «Стансе граду Синбирску на Пугачева» он писал:Убийца сей, разив, тираня благородных, Колико погубил отцов и матерей! В замужество дает за ратников негодных Почтенных дочерей.)

Учитель. Интересно, что эпиграф к главе XI «Капитанской доч­ки», сочиненный, по мнению исследователей, самим писателем, Пушкин приписал именно Сумарокову. Так какое же место в этих двух так непохожих трактовках - народной и дворянской - Пуга­чева занимает пушкинская точка зрения? Конечно, у Пушкина Пугачев больше похож на героя из народной песни.

Мы не зря вспомнили исторический труд Пушкина о Пугачеве и еще не раз обратимся к его страницам. На сей раз послушаем Пушкина-историка. «Имя страшного бунтовщика гремит еще в краях, где он свирепствовал. Народ живо еще помнит кровавою пору, которую - так выразительно - прозвал он пугачевщиною» («История Пугачева»).

«Уральские казаки (особливо старые люди) доныне привязаны к памяти Пугачева. "Грех сказать, - говорила мне 80-летняя ка­зачка, - на него мы не жалуемся; он нам зла не сделал". "Расска­жи мне, - говорил я Д. Пьянову, - как Пугачев был у тебя посаженым отцом?" - "Он для тебя Пугачев, - отвечал мне сер­дито старик, - а для меня он был великий государь Петр Федоро­вич"» («Замечания о бунте»). В историческом труде Пушкина, написанном на ос­нове фактов, Пугачев - злодей, способный на низкие и подлые поступки, предательство в любви и дружбе, а в романе - яркая и цельная личность, воплощающая лучшие черты русской натуры с ее щедростью и широтой души, высокими нравственными прин­ципами, силой и удалью. Марина Цветаева в эссе «Пушкин и Пуга­чев», написанной в 1937 г., размышляет об этом.

Сообщение М. Цветаева «Мой Пушкин»

(Из эссе М.И. Цветаевой: «...Наш первый изумленный вопрос: как Пушкин своего Пугачева написал - зная! Было бы наоборот, т. е. будь «Капитанская дочка» написана пер­вой, было бы естественно: Пушкин сначала своего Пугачева вооб­разил, а потом - узнал. ...Но здесь он сначала узнал, а потом вообразил. Тот же корень, но другое слово: преобразил». М. Цветаева: "Пугачев в "Истории Пугачевского бунта" встает моральным трусом, зверем, а не героем".

М. Цветаева "Пушкин и Пугачев"

"Пушкин вообще забыл Гринева". "Пушкин Пугачевым зачарован". "Пугачев получается какой-то зверский ребенок". "На самозванце Пушкин отвел душу от самодержавца-Николая". "Пушкин под чару Пугачева попал и до последней строки из-под нее не вышел". "Пугачев - это тайный жар", "лихой человек", "страх-человек", "дикий волк", "чернобородый, страшный мужик". "Добрый разбойник Пугачев", "огневой Пугачев". "Пугачев никому не обещал быть хорошим". "В Пугачеве, разбойнике, одолевает человек". "Весь Пугачев нам Пушкиным внушен". )

Учитель: Интересно, что первоначальный замысел этого романа был похож на замысел «Дубровского»: в центре его должна была быть судьба дворянина, перешедшего на сторону Пугачева. Но исторические факты, кото­рые узнал Пушкин, разрушили такой сюжет. Свои новые идеи он выразил так: «Весь черный народ был за Пугачева. ...Одно дворян­ство было открытым образом на стороне правительства. Пугачев и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противуположны», - писал он в «За­мечаниях о бунте», которые должен был передать Николаю I.

Вот каким образом в центре «Капитанской дочки» оказывается не дворянин, перешедший на сторону Пугачева (хотя такой персо­наж здесь остался в виде предателя Швабрина), а молодой офицер Петр Гринев, верный долгу и присяге, сумевший в «жестокий век» сохранить в себе доброту и человечность, честь и достоинство.

Рассказ о положении крепостных во времена Екатерины II.

( Рассматривая царствование Екатерины П как эпоху расцвета крепостного права, мы видим, что народный гнев, вылившийся в грандиозное восстание 1773 – 1774 годов, был ответом на чудовищное экономическое, правовое, моральное подавление народа.
Типичным явлением для ХVIII века были восстания крестьян. Как правило, они носили местный характер, но вспыхивали постоянно: за период с 1725 по 1762 годы помещичьи крестьяне бунтовали 37 раз, а монастырские – 57 раз. Для подавления волнений вызывались армейские полки, но регулярные части так и не смогли ликвидировать небольшие “партизанские отряды” беглых крестьян.
Окончательно утвердившиеся крепостные порядки только в 1762 –1769 годах вызвали 120 крестьянских выступлений. Все эти бунты, вспыхивая повсеместно, быстро гасли, но уже предвещали гигантский пожар Пугачевского восстания 1773 –1775 гг.

Обратимся к документу:

Положение крепостного крестьянства:

1. Указ о праве помещиков отдавать крепостных крестьян на каторгу (1765 г.)

Буде кто из помещиков людей своих… отдавать пожелает для лучшего воздержания в каторжную работу, таковых Адмиралтейской коллегии принимать и употреблять в тяжкую работу на толикое время, на сколько помещики их похотят…

2. Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков (1767 г.)

Когда кто не из дворян и неимеющих чинов осмелится высочайшую ее величества особу подачей в собственные руки челобитен утруждать: то за первое дерзновение отсылать таковых в работу на каторгу на месяц; за второе с наказанием публично,отсылать туда же на год, возвращая оных по прошествии срока на прежние жилища;а за третье преступление с наказанием публично плетьми ссылать вечно в Нерчинск, с зачетом крепостных помещикам их в рекруты.А для повсеместного о сем сведения и исполнения сей указ… целый месяц в каждом месте в праздничные и воскресные дни, а по прошествии месяца ежегодно по одному разу во время храмовых праздников читать по всем церквам…

Расправа помещика с провинившимися крестьянами “Журнал” (1763–1765 гг.)

410. Нашему человеку Ивану Владимирову нами приказано было, чтоб окорока свиные оба сделать на буженину с чесноком, другой с луком, а нами велено лопатку с луком сделать, и он приказу нашего не исполнил, за что вычесть у него в будущей 764 год из положенного жалованья рубль, а ежели посему исполнено и вычтено не будет, то у кого сей наш журнал, того сечь на дровнях, давая по сту ударов нещадно.

468. Впредь Фёклу Яковлеву именем и отчеством не звать никому, а звать ее всем трусихой и лживицей; а ежели кто именем и отчеством назовет, того сечь розгами, давая по пяти твсяч раз нещадно.

510. Впредь, ежели когда во время езды нашей в гости не положится в карман гребенка, да для чищенья платья невозьмется щетка, то того, кто нас будет одевать, да дневального лакея сечь розгами, давая по пяти тысяч нещадно.

Семевский В.И. “Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II. СПб., 1881”

Помещики не имели по закону права над жизнью и смертью своих крестьян, но так как они могли наказывать их неограниченно, то тяжкие истязания нередко оканчивались смертью подвергнутого им крепостного. Истязания крепостных, кончавшиеся смертью несчастных жертв барского произвола, не всегда сходили с рук мучителям, как это видно из целого ряда дел, возбужденных правительственными властями. …Были приговорены исключительно к церковному покаянию 5 чел. (в том числе 4 женщины), на месяц в тюрьму – 2 женщины, на 6 недель на хлеб и воду и на один год в монастырь в работу – одна женщина, к пожизненному покаянию в монастыре – 1 мужчина, к “простой службе” в Нерчинске – один, 6на вечное поселение 2 (в том числе одна женщина), к вечной каторжной работе – 5.)

Известнейшее детище Александра Сергеевича Пушкина, "Капитанская дочка", было закончено в 1836 году. Тогда же ему присвоили жанр исторического романа. Но мало кто знает, что перед написанием такого великого произведения, предстояла длительная подготовка, которая потребовала терпения и множественных усилий.

В связи с работой над повестью, у Пушкина возникает весьма смелая мысль. Он берет на себя миссию написать историческую статью-исследование на тему восстания Пугачева. Едва получив долгожданное разрешение, писатель глубоко и очень долго занимается изучением архивных материалов, стараясь не упустить ничего из виду. Чтобы закрепить начатое, он также направляется на место, где когда-то было восстание. Длительные беседы с очевидцами и прогулки по окрестностям дают свои плоды. Уже в 1834 году ему наконец удается поставить точку и показать миру свой замечательный результат. Именно эта длительная и кропотливая работа стала одним из основных факторов написания "Капитанской дочки".

Но как известно, первоначальный замысел сюжета возникает у Александра Сергеевича перед тем как он начал изучать "Историю Пугачева". Это происходит в период, когда он еще трудился над "Дубровским". Работа над повестью продолжается в течение нескольких лет. По ходу процесса меняются и имена героев, и задумка в целом. Если изначально в роли главного героя писатель представлял деловитого офицера, то через некоторое время видение такого витка событий показалось Пушкину не самым удачным.

Для придания эффекта реалистичности своим персонажам, автор внимательно изучал многочисленные исторически сложившиеся материалы о сообщниках Пугачева. Не удивительно, что у героев есть прототипы, которые ранее существовали. То как стремительно меняется ход мыслей автора, указывает нам на трудный период в его жизни. Противоборство двух классов в политической сфере очень негативно влияют на душевное состояние человека. В такие моменты очень трудно настроится на вдохновение, но и найти его. Но даже неспокойная ситуация в стране не смутила великого писателя. Умелые приемы с помощью противопоставления одного персонажа другому, помогают произведению успешно пройти все этапы проверки цензуры. Талант и усилия, которые так усердно вкладывал писатель в сам процесс были оценены по достоинству.

Вариант 2

Идея этого произведения появилась у Александра Сергеевича в начале 1833 года. В то время он еще работал над «Дубровским» и историческим очерком «История Пугачева». Чтобы лучше понять происходящее во время восстания, Пушкин совершает путешествие по Уралу и Поволжью. Там он очень много времени проводит в разговорах с очевидцами тех событий. И именно благодаря этим свидетельствам он смог более детально воспроизвести это историческое событие в своих произведениях.

В наше время существует 5 редакций «Капитанской дочки». Из этого можно сделать вывод, что писатель очень тщательно работал над романом и старался чтобы его произведение соответствовало жестким требованиям которые предъявляла цензура тех времен.

К большому сожалению, первый вариант романа, написанный предположительно в конце лета 1833 года, не сохранился. Труды над ним не прекращались следующие три года. Принято считать что произведение было полностью закончено 19 октября 1836 года.

Немного о персонажах. Есть мнение, что прототипом главного героя могли быть одновременно несколько реально существовавших личностей. Среди них Шванвич и Вашарин. Ведь автор задумывал его как молодого человека дворянского рода, который под давлением обстоятельств встал бы на сторону восставших. А первый действительно когда-то переметнулся к бунтовщикам. В то время как Вашарин, после побега из плена Пугачева, присоединился к генералу Михельсону, ярому борцу с пугачевщиной. Главный герой сначала получил фамилию Буланин, а затем был переименован в Гринева. Выбор фамилии тоже несет смысловую нагрузку. Известно что в банде реально состоял такой человек. После бунта он был оправдан.

Пушкин придумал очень интересный литературный ход – поделить первоначально задуманный образ между двумя персонажами. В итоге, один герой (Гринев) является на сто процентов положительным, а второй (Швабрин) полная его противоположность – мелочный и злой. Несмотря на то, что принадлежат оба молодых человека к одному социальному классу, автор противопоставляет их друг другу. Именно это придало произведению некой политической остроты и помогло преодолеть цензурные ограничения тех лет.

Интересный факт, что Александр Сергеевичу пришлось вырезать целую главу из последней редакции романа. Вероятнее всего, что на этот шаг он пошел чтобы угодить цензуре. Ведь в той главе речь шла о восстании в поселении Гринева. К счастью, эта часть "Капитанской дочки" не была утрачена, поэт бережно положил страницы в отдельную обложку, написал на ней «Пропущенная глава» и сохранил их в таком виде. Ее опубликовали уже после смерти писателя на страницах журнала «Русский архив» в 1880 году.

Само произведение впервые вышло в свет на страницах журнала «Современник» в 1836 г. в четвертой книге. Этот номер издания стал последним, который вышел при жизни Пушкина. По требованиям цензуры, произведение пришлось издавать опуская некоторые места и без подписи писателя.

Вариант 3

Александр Сергеевич Пушкин стал известен в русской культуре не только как поэт, но и как великолепный прозаик, известный своими прозаическими произведениями. Одним из них является произведение «Капитанская дочка», которое также содержит подробный исторический аспект.

Как только Пушкин берется за перо, он прежде всего изучает доступные исторические источники и архивы, он тщательно собирает разные сведения, а также посещает две губернии, с которых и началось восстание Пугачева, которое после стало настоящей крестьянской или даже гражданской войны. Автор лично посещает все места, поля сражений, чтобы точно и достоверно описать происходящее. Он осматривает крепости, делает зарисовки и сохраняет их в едином архиве, чтобы пользоваться ими при написании собственного произведения.

Также он общается с пожилыми людьми, которые являлись очевидцами происходящих событий. Он тщательно собирает всю собранную информацию, которую потом использует в повести, делает он это достаточно профессионально и скрупулёзно. Собранный материал являлся достаточно многогранным и позволял отображать разные аспекты личностей, которые развиваются на фоне происходящего.

События произведения начинаются в 1770 году, а именно когда разразилось жестокое противостояние под предводительством Пугачева, который решил взять власть в собственные руки и переломить ход исторических событий. Автор точно описывает внешне и внутренне степные крепости, которые выстраиваются для того, чтобы защитить край от нападок врагов. Он четко описывает положение казаков, которые постоянно недовольны властью, что приводит к назреванию мятежного духа. Однажды он вскипает. И начинается настоящее восстание.

Автор с исторической точностью описывает то, как будут взяты крепости, как они будут сдаваться в ходе жестокого сражения. Частью истории становится и повествование о реально существующих людях. Он раскрывает их личности, показывает то, какие мотивы двигали ими во время борьбы с существующим государственным строем, почему они переходили на сторону Пугачева? Что двигало ими? Они хотели лучшей жизни для себя и близких, поэтому боролись всеми силами за счастье и возможность жить полноценно.

Пушкин особое внимание обращает на внешний вид и портрет Пугачева, который является беглым донским казаком. Он готов собрать вокруг себя большое количество повстанцев. Автор показывает, что мужчина готов очаровывать людей своей внешней харизмой и бороться за внимание людей, ради того, чтобы они пошли за ним. Его авторитарный характер и желание продвинуть собственную идею делает свое дело.

Благодаря гениальному подходу автора, он смог тонко переплести реальное историческое повествование с выдуманной историей. Далеко не каждый автор с такой точностью и четкостью подходил к написанию произведений, которые становились культурным достоянием целой страны, а также мировой культуры. «Капитанская дочка» - историческое произведение достойное внимание.

Прототипы героев Капитанской дочки:

Петр Гринев. Он постоянно стремиться к самосовершенствованию и старается улучшить себя любыми способами. Несмотря на отсутствие систематического подхода к образованию, родители дали ему прекрасное моральное воспитание. Как только он вырывается на свободу, то не может контролировать себя, грубит слуге, но потом совесть заставляет его извиняться. Его научили дружить, проявлять лучшие чувства и качества, но при этом систематизм отца заставляет его постоянно работать и думать только о собственных интересах.

Алексей Швабрин. Главный герой является прямой противоположностью Петра. Он не может проявлять ни смелости, ни благородства. Даже на службу к Пугачеву он идет, потому что таким образом может удовлетворить свои низменные мотивы. Сам автор чувствует к нему некое презрение, которое читатель видит между строк.

Маша Миронова. Мария Миронова является единственной девушкой и персонажем, который точно следует фразе «береги честь смолоду». Она является дочкой начальника белгородской крепости. Ее смелость и мужество помогают ей быть отважной девушкой, готовой бороться за собственные чувства, идти при необходимости к императрице. Она готова отдать даже жизнь за то, чтобы добиться поставленной цели или сохранить свои лучшие качества для дальнейшей борьбы.

Одной удивительной особенностью прототипов героев является то, что личности Петра и Алексея взяты из личности одного человека. Шванвич – стал прототипом для обоих. Но при этом, они совершенно разные герои. Первоначально автор задумывал его как героя, который ради звания дворянина стал приспешником Пугачева на добровольной основе.

Но после ряда исследований Пушкин останавливает свой взгляд на другой исторической личности – Башарине. Башарин попал в плен к Пугачеву. Он и стал основным прототипом главного героя, смелого и храброго, способного бороться за собственные мировоззрения и продвигать их в массы. Фамилия самого главного героя периодически менялась, а окончательным вариантом стала Гринев.

Швабрин становится просто антиподом главного героя. Автор противопоставляет каждое его положительное качество каждому отрицательному качеству Швабрина. Таким образом, он составляет ин и янь, на фоне этому читатели смогли со стороны оценить и в целом сравнить. Таким образом, читатель понимает, кто является настоящим добром, а кто воплощение зла. Но всегда ли зло, является таковым? Или же оно является таковым только на фоне добра? И что можно считать добром? И всегда ли поступки Швабрина и Шринева можно разделить на черное и белое, или же поступки никогда нельзя отнести к той или иной категории, а оценить их можно только в сравнении с нравственностью и моралью другого человека, находящегося рядом.

Маша Миронова является загадкой для читателя. Пушкин не до конца раскрывает то, откуда он взял образ приятной на внешность девушки, но при этом сильной и мужественной, готовой бороться за свои принципы. С одной стороны, некоторые говорят о том, что прототипом ее характера является грузинский парень, который попал в плен.

Он проявил всю смелость характера и самоотверженность, чтобы выбраться из ситуации, в которую он попал. С другой стороны, он говорит о девушке, с которой он познакомился на балу. Она была достаточно скромной и приятной особой, ее внешность пленила окружающих людей, так же, как и ее обаяние.

Прототипы героев, интересные факты (история написания)

Все говорят, что самые скучные дни в каникулы - когда идёт дождь. Но я с этим не согласна. Для меня самым скучным днём был самый жаркий. Когда была невыносимая духота

  • Главные герои повести Полтава Пушкина (характеристика героев)

    Иван Степанович имеет звание гетмана, проживает на территории Украины. Человек в возрасте, седой. Можно заметить, что произведение автора не только поднимает тему споров и распрей между государствами и их деятелями