Урок литературы в 9-м классе
Тема: "Чацкий и Молчалин» в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Цель урока: продолжить работу по раскрытию идейного содержания комедии, показать сущность нравственного столкновения Чацкого с Молчалиным.
Задачи урока:
- формирование навыков анализа драматического произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;
- развивать умение сопоставительного анализа, умение выделять главное, обобщать, делать выводы, развивать речь учащихся;
- воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность).
Наглядность:
портрет А.С. Грибоедова,
иллюстрации к комедии,
список критической литературы,
тексты комедии “Горе от ума” (учебник)
Оборудование:
компьютер,
презентация ученика,
карточки с критическими высказываниями писателей о герое комедии, о Чацком.
Предварительное домашнее задание:
в тексте комедии найти афоризмы (всем),
подготовить презентацию (готовит один учащийся с помощью учителя).
План урока
Организационный момент урока. Постановка целей урока.
Проверка домашнего задания:
викторина “ Знаешь ли ты афоризмы комедии “Горе от ума”?;
презентация ученика “Фамусовское общество в комедии “Горе от ума”;
характеристика Чацкого и Фамусова.
По каждому пункту проверки домашнего задания следует вывод.
Беседа по ранее изученному материалу. Выводы.
Изучение новой темы:
вступительное слово учителя;
беседа по теме урока. Выводы;
практическая работа с карточками (критические высказывания о герое комедии, Чацком);
анализ высказываний о Молчалине;
работа класса с таблицей;
обобщение по теме урока (дается сопоставительная характеристика героев, Чацкого и Молчалина).
Итоги урока + рефлексия.
По ходу урока делать записи в тетради.
Домашнее задание:
А) анализ монолога Чацкого (из последнего действия) письменно (всем);
Б) подготовить тест по пройденной теме (по желанию).
Ход урока
I. Организационный момент урока.
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас гости, вы уже знаете, что такое иногда случается. Пожелаем друг другу успехов. Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”, будем говорить о представителях фамусовского общества, увидим, насколько различными могут быть мнения молодого поколения на те или иные вещи.
Проблемный вопрос:
Молодые люди все очень разные. А какими хочет видеть их фамусовское общество?
А вы можете назвать произведение, в котором мы уже рассматривали этот вопрос? («Недоросль»)
II. Проверка домашнего задания.
Вашему вниманию предлагается викторина “Знаешь ли ты афоризмы комедии “Горе от ума?”
Вопросы викторины:
Чего не наблюдают счастливые? (часов)
Смешенье каких языков господствовало в Москве времен Грибоедова? (московского с нижегородским)
Где хорошо нам? (где нас нет)
Какими словами заканчивается комедия? (карету мне, карету!)
Закончите афоризмы:
Свежо преданье (а верится с трудом)
И дым отечества (нам сладок и приятен)
Ах! Боже мой! Что станет (говорить княгиня Марья Алексеевна)
Презентация ученика на тему “Фамусовское общество”, отражение взглядов и позиций представителей этого общества). Презентацию подготовила ученица 9 класса Картунова Юлия.
III. Беседа по ранее изученному материалу
Вопросы:
К какому направлению принадлежит комедия? Почему? (Вспомните –3 единства, говорящие фамилии)
В каком явлении и действии появляется Чацкий? Закономерно ли это?
Почему в I действии так много места отводится описанию дома Фамусова?
Кого бы вы отнесли к “веку нынешнему”, а кого к “веку минувшему”? Что для них является главным, мы с вами могли узнать из презентации?
Кому из героев вы симпатизируете? Какими нравственными качествами обладает этот персонаж?
Фамусов – главный представитель высшего общества, олицетворяет старую Москву, а дом Фамусова – это и есть Москва. Здесь господствует старый уклад – старые обычаи и старые нравы. 1. Фамусов неглупый человек, важный чиновник, но легковерный отец. В доме его обманывают все: и слуги, и дочь. В своих речах Фамусов выглядит недалеким обломком прошлого. Но это обманчивое впечатление: 2. Фамусов умен, его речь метка и афористична. Почему умный человек выглядит глупцом и кажется таким? Да потому, что он держится отживших нравственных правил, сознательно, по собственной воле исповедует ушедшую в прошлое мораль. 3. Причина фамусовской «глупости» – в упрямой косности и открытом неприятии всяких изменений, которые отрицаются заранее и рассматриваются как покушение на исконный и освященный традициями порядок. 4. Фамусов отвергает реальность. А человек, оторванный от реальности, поневоле выглядит смешным и глуповатым.
(Записать в тетрадь выделенное)
IV. Изучение новой темы
1.Слово учителя (запись темы в тетрадях)
Итак, в центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек. У него есть все, чтобы стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты человека XIX века. Чацкий и еще один герой Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Кто из них нужнее обществу?? Поэтому тема урока «Чацкий и Молчалин»
2. Беседа по теме урока (работа с привлечением текста комедии)
Вопросы:
Давно ли знакомы Чацкий и Молчалин?
При каких обстоятельствах они вновь встречаются?
Что говорят герои друг другу при встрече?
Дает ли Грибоедов характеристики героев? Если да, то, какие?
Симпатичны ли вам Чацкий и Молчалин?
3. Практическая работа
Раздаются карточки с критическими высказываниями о Чацком. Выслушиваются мнения учащихся. Общий вывод: восприятие образа Чацкого в литературе.
Карточка № 1
Григорьев А. А.: “ Чацкий до сих пор единственное героическое лицо нашей литературычестная и деятельная натура, притом еще натура борца”
Карточка № 2
Достоевский Ф.М.: “ Чацкий – декабрист. Вся его идея в отрицании прежнего, недавнего, наивного поклонничества. Европы все нюхнули, и новые манеры понравились. Именно только манеры, потому что сущность поклонничества и раболепия в Европе та же”.
Карточка № 3
Грибоедов А. С.: “и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих”
Карточка № 4
Герцен А. И.: “Это декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра I и силится разглядеть, по крайней мере, на горизонте обетованную землю которой он не увидит”.
Карточка № 5
Белинский В. Г.: “Это просто крикун, идеальный шут. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами, - значит быть глубоким человеком?.. Это мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошадиГлубоко оценил эту комедию кто-то, сказавший, что это горе, - только не от ума, а от умничаньяМы ясно видим, что поэт не шутя хотел изобразить в Чацком идеал глубокого человека в противоречии с обществом, а вышло Бог знает что”.
Карточка № 6
Гончаров А. И.: “ Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Положение Чацкого на общественной лестнице разнообразно, но роль и участь все одна, от крупных государственных и политических личностей, управляющих судьбами масс, до скромной доли в тесном кругу”.
Физминутка (проводит учитель)
Теперь о Молчалине: (см. заготовка 1) + его высказывания
Почему обморок Софьи, вызванный известием о падении с лошади Молчалина, не убедил Чацкого в том, что не он, а Молчалин избранник её сердца?
Почему он так настойчиво ищет встречи с Софьей?
Какие черты Молчалина раскрываются в разговоре с Софьей?
И почему Чацкий делает вывод: «Шалит, она его не любит»?
По каким жизненным принципам живет Молчалин?
Какие свойства натуры этого персонажа позволяют причислить
Его к людям «века минувшего»?
Почему фамусовской Москве нужен Молчалин?
Высказывание действующих лиц
Софья:
«Вдруг милый человек, один из тех, кого мы Увидим будто век знакомы, Явился тут со мной; и вкрадчив и умен, но робок»
«Кого люблю я, не таков:
Молчалин за других забыть себя готов,
Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело»
Чацкий:
«Где он, кстати?
Еще ли не сломил безмолвие печати?
Бывало, песенок где новеньких тетрадь
Увидит, пристает: пожалуйте списать.
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных»
Лиза:
«Скажите лучше, почему
Вы с барышней скромны, а с горничной повесы?»
Чацкий:
«Молчалин прежде был так глуп!.. Жалчайшее создание!»
Софья:
«а он?.. смолчит и голову повесит»
«Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел: При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит»
«Он, наконец, уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства»
Чацкий:
«Услужлив, скромненький, в лице румянец есть. Вот он на цыпочках, и не богат словами»
«Молчалин! Кто другой так мирно все уладит! так моську вовремя погладит, тут в пору карточку вотрет»
Уточняющие вопросы
Y Кто такой Молчалин? Каковы детали его биографии?
Y Почему Софья полюбила этого человека? Каков он в её представлении? а может быть, это только увлечение?
Y Какова цель жизни Молчалина? Какими средствами он хочет достигнуть её?
Y Как в речи Молчалина отражаются черты его характера?
Y Может ли Молчалин стать другим?
В) Литературно-критический материал
Вот как писал выдающийся русский писатель И. Гончаров о Молчалине:
«Молчалин, хотя и бедный маленький чиновник, но он живет в лучшем обществе, принят в первых домах, играет с знатными старухами в карты, следовательно, не лишен в манере и тоне известных приличий. Он «вкрадчив, тих», говорится о нем в пьесе. Это домашний кот, мягкий, ласковый, который бродит везде по дому, и если блудит, то втихомолку и прилично!»
(Из статьи И. Гончарова «Мильон терзаний»)
Y Обоснуйте эту оценку Молчалина. Могли бы вы добавить что-либо к характеристике, которую дает Гончаров?
y Чем особенно опасны «Молчалины»?
Со всеми ли выводами Гончарова вы согласны?
Теперь давайте посмотрим, что и кому говорит сам Молчалин:
«В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь»
«Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного»,
«Пойдем любовь делить Плачевной нашей крали»,
«Без свадьбы время проволочим»,
«Есть у меня вещицы три», «прехитрая работа», «Снаружи зеркальцо, и зеркальцо внутри»
«По мере я трудов и сил»,
«Нет-с, свой талант у всех», «Два-с: Умеренность и аккуратность»,
«Вам не дались чины, по службе неуспех?»,
«Не смею моего сужденья произнесть»
«Веселое созданье ты! живое!»,
«Какое личико твое!»,
«Подушечка, из бисера узор»,
«Игольничек и ножнички, как милы!»,
«С духами сткляночки: резеда и жасмин»,
«Кто б отгадал, Что в этих щечках, в этих жилках Любви еще румянец не играл!»,
«Мой ангельчик, желал бы в половину К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе; Да нет, как ни твержу себе, Готовлюсь нежным быть, а свижусь и простыну»,
«Дай обниму тебя от сердца полноты», «Зачем она не ты!»
4. Работа класса с таблицей.
Ребята работают с таблицей “ Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина”
Сопоставительные признаки
Чацкий
Молчалин
Происхождение
Известная Москве дворянская семья
Неизвестный бедный служащий
Поведение
Свободное, независимое
Прислуживает, угождает всем
Жизненные ценности
Служить бы рад. Прислуживаться тошно!
“ И награжденья брать и весело пожить”
Отношение к Софье
Любит и не скрывает своих чувств от Софьи и ее отца
“ И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека”
Отношение к фамусовскому обществу
Не приемлет мораль фамусовского общества
Очень дорожит тем, что попал в это общество и желает закрепиться в нем. Особенно в этом надеется на Фамусова
Обобщение по всей теме
Кого обычно уважают люди? К кому испытывают симпатию? К тому кто трудится или к тому, кто живет за счет других? Молчалин трудится, а Чацкий нет. А мы можем сказать, что нам симпатичен Молчалин? Почему?
Выводы. Жить так, как Молчалин, неприемлемо: (постоянно угождать всем, быть нечестным, постоянно обманывать,заискивать и т.п.). “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, - такова позиция Чацкого. Естественно, мы видим различия между этими представителями молодого поколения. Человек сам выбирает тот путь, которому он будет следовать
А какими хочет видеть фамусовское общество молодых людей? (Такими, как Молчалин)
V. Итоги урока. Из уроков литературы и истории вы знаете, что попасть в высшее общество необычайно сложно. Высшее общество ищет сближения с представителями только своего круга. НО:
Почему же представители фамусовского общества не принимают Чацкого? И охотно общаются с Молчалиным?
Кто является “настоящим” искренним человеком в комедии?
Кто из героев вам ближе?
Какие ассоциации у вас возникают с именами Чацкого и Молчалина?
Рефлексия:
Чем запомнился вам сегодняшний урок?
О чем вы задумались, работая над анализом этих персонажей?
Актуален ли этот вопрос (тема урока) для наших дней?
Помогут ли знания, приобретенные вами на уроке в жизни?
VI. Домашнее задание:
Анализ монолога Чацкого (из последнего действия) письменно(всем);
Подготовить тест по пройденной теме (по желанию).
Основной идеей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» является противопоставление крепостническому строю прогрессивных революционных идей декабристов. Но проблемы, затронутые в произведении, намного шире, глубже и многостороннее. Они касаются нравственного, духовного развития общества, моральных, общечеловеческих ценностей.
Уже само название пьесы - «Горе от ума» - говорит о том, что в ней важная роль отведена вопросу «ума», или учения, знания, образования. Этой темы, так или иначе, касаются все персонажи. Размышляя о том, что есть ум, что разумно, что истинно, автор показывает две точки зрения: Чацкого, для которого высшая ценность - «ум, алчущий познаний», и Фамусова, придерживающегося мнения, что «ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Подлинному уму фамусовское общество стремится противопоставить другие ценности: Фамусов - устои крепостнического дворянства, Софья - сентиментальную чувствительность, Молчалин - заветы служебной иерархии, Скалозуб - железную дисциплину. При этом все они пускаются в рассуждения об уме, восхваляют его как благонравие, как «умение жить».
Представители дворянской среды искренне считают себя умными, то есть именно «умеющими правильно жить»: «Не то на серебре, на золоте едал», - заявляет один, «мне только бы досталось в генералы», - мечтает другой, «барон фон Клотц в министры метил, а я к нему в зятья», - хвалится третий. Любой действительно здравомыслящий человек сразу понимает, насколько смешными являются подобные заявления, насколько далеко фамусовское общество от настоящей образованности. Молодое поколение в кругу Фамусова получает такое воспитание, при котором заранее исключается возможность истинного просвещения: «Чтоб наших дочерей учить всему - и танцам! и пению! и нежностям! и вздохам». Ведь основное в этом обществе - «балы, обеды, карты, сплетни». Тут нет места настоящему уму и высокой культуре.
Чацкому же, единственному умному человеку среди всех этих глупцов, неприемлемы и чужды их взгляды. Он смеется над Фамусовым и его окружением, разоблачает их жизнь и нравы. Он обличает тех, кто без зазрения совести меняет верных слуг на «борзые три собаки», обрушивает свой гнев на того «любителя» искусства, который «на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей», а затем распродал их поодиночке.
За плечами Чацкого большой жизненный опыт. Несмотря на молодые годы, он уже занимался литературной работой, состоял на военной службе, имел связи с министрами, три года провел за границей, что обогатило его разум новыми впечатлениями, значительно расширило его кругозор. К каждому делу, которым занимался герой, он относился со всей серьезностью и ответственностью - потому в нем чувствуется любовь к родине, к своему народу, вынесенные из военной службы. Но порядки в современной ему армии не удовлетворяли Чацкого. Он, имеющий высокое чувство личного и национального достоинства, независимость взглядов и суждений, не признает чинопочитания и угодничества, распространенных не только в военной среде, но и во всем московском обществе того времени. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», - вот основной принцип грибоедовского героя. Он считает, что только ум, человечность, прямота - качества, достойные настоящего человека.
В фамусовском же обществе все наоборот. Все его представители - невежественные, ограниченные люди, бездумно следующие устаревшим принципам и взглядам. Они - настоящие враги просвещения и образования, науки и культуры. Скудость духа и умение удачно устраиваться в жизни, нетерпимость ко всему новому и непривычному - основные черты этих людей. Их жизнь основана на морали «покорности и страха», на пресмыкательстве перед сильными мира сего и на угнетении и унижении слабых. Это настоящее сборище ханжей, «знатных негодяев», мелких подлецов и отъявленных мошенников, объединенных круговой порукой, непримиримой враждой к «Свободной жизни», культуре и просвещению, к малейшему проявлению независимой мысли и свободного чувства. В этом мире без тени смущения меняют крепостных на борзых собак, любыми средствами добывают почести и богатства, «разливаются в пирах и мотовстве», живут по заветам и преданьям «минувшего века», когда идеалом человека считался удачливый вельможа, достигший «степеней известных» благодаря своему унизительному раболепству и шутовству. Фамусовское общество чуждо национальной культуре, русским обычаям, преклонение перед иностранным стало здесь модой, в этом мире готовы обменять «и нравы, и язык, и старину святую, и величавую одежду на другую по шутовскому образцу».
В подобном обществе все светлое и чистое обречено на гибель или изгнание. Здесь нет места искренним чувствам и естественным человеческим отношениям.
Не случайно автор вводит в свое произведение историю «Любовного треугольника» Чацкого, Софьи и Молчалина. В отношении к самому возвышенному чувству - чувству любви раскрывается истинная натура человека, его духовный мир. Отношение Чацкого к Софье глубоко и серьезно. Он по-настоящему любит и ценит девушку, хочет видеть ее своей женой. Тогда как Молчалин, вся жизнь которого сосредоточена на стремлении «добиться степеней известных», в любви видит одно из средств для достижения собственной цели. Сама Софья значительно выделяется из фамусовского общества: она намного умнее остальных, отличается независимостью поведения, ценит в людях ум, доброту, скромность, чистоту души. Именно потому ее и заметил и полюбил Чацкий. Но, несмотря на свои положительные качества, Софья все-таки принадлежит к московскому дворянскому обществу. И это общество с каждым годом все больше «подминает ее под себя», заставляя жить по его законам и принципам, разделять его взгляды и поддерживать его «приговоры». Так, она, не задумываясь, верит сплетням про сумасшествие героя и даже передает эти слухи другим.
Конечно, безумный, бездушный мир Фамусовых, Скалозубов и Молчалиных не способен понять и принять умного, образованного, чуткого, независимого в суждениях и поведении Чацкого. Лучшие человеческие качества и склонности делают героя в представлении окружающих сначала «чудаком», «странным человеком», а потом - просто безумцем.
Таким образом, А. С. Грибоедов поднимает в своей комедии важнейшие общечеловеческие вопросы: вопросы нравственности, морали, образования, воспитания; вопросы любви, чести, достоинства, благородства, искренности; вопросы истины, правды, человечности. Он разоблачает ничтожный мир фамусовского общества, которое характеризуется низким уровнем образованности и культуры, в котором отсутствуют высокие чувства, преобладают эгоистические интересы, угодничество, низкопоклонство, деспотичное отношение к крестьянам. Автор очень метко формулирует идеалы этого общества: «и награжденья брать и весело пожить». Но вместе с тем писатель показывает, что в русском обществе есть и люди, подобные Чацкому: умные, честные, благородные, искренние, независимые, решительные. И таких людей становится все больше. А значит, общество идет по пути прогресса.
Сочинение на тему: ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
5 (100%) 1 voteНа этой странице искали:
- сочинение на тему проблема ума в комедии грибоедова горе от ума
- сочинение на тему проблема ума в комедии горе от ума
- сочинение рассуждение на тему Горе от ума
- сочинение на тему фамусовское общество в комедии горе от ума
- какие проблемы поднимает грибоедов в комедии горе от ума
Само название комедии «Горе от ума» знаменательно. Для просветителей, убеждённых во всемогуществе знаний, ум — синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьёзные испытания. Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими.
Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия — это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы «Горе уму», которое писатель потом заменит на «Горе от ума».
Ещё до приезда Чацкого в доме Фамусова витает идея безумия. Связана она с отрицательным отношением к образованию, просвещению. Фамусов прямо Софье говорит, что проку в чтении не видит. Каждый герой комедии выскажет своё мнение по поводу учёности. Но все они сойдутся в одном: «Ученье — вот чума». Вот так просто «фамусовская Москва» объяснит причину безумия Чацкого, не принимая его критику, высмеивания их образа жизни.
У каждого из героев комедии есть своё определение умного человека.
Для Фамусова умён тот, кто практичен. Чацкого он считает умным, но совсем неподходящей партией для своей дочери. А вот Скалозуб — это то, что надо: «И золотой мешок, и метит в генералы». Именно со Скалозубом Фамусов будет говорить об опасности таких умников в обществе, как Чацкий. Ведь Чацкий, по мнению Фамусова, не умеет использовать полученные знания: ни богатства, ни чинов знания не помогли ему добиться. У Фамусова даже есть идеал умного человека — Максим Петрович. Фамусов о нём говорит: «По-нашему смышлён». А вся смышлёность Максима Петровича заключалась в умении отважно жертвовать своим затылком в надежде на царское внимание. Благодаря этой своей «смышлёности», то есть умению «сгибаться вперегиб», прислужить, где надо, Максим Петрович и добился чинов и богатства.
У Молчалина, секретаря Фамусова, тоже своё представление об уме. Это — ум практический. У Молчалина есть мечта: стать каким-нибудь высоким чиновником или генералом. Ради этого он готов на многое. Не иметь своего мнения, показать, что способен выполнить любую работу, унижаться перед кем угодно, льстить всем подряд. Молчалин — человек без веры, без идей, без мыслей. У Молчалина своя программа действий. И он следует ей, не задумываясь, какими средствами можно достичь цели. Он — воплощение идеи Фамусова: «угождать всем людям без изъятья», жить, «как делали отцы». Да и Софью он любит «по должности».
Чацкий — полная противоположность Молчалина. Он умён, у него есть сердце, при этом он безукоризненно честен. Речь Чацкого метка и выразительна, полна иронии и негодования. Любовь его к Софье бескорыстная и честная. Герой — патриот, верящий в силы русского народа, его талантливость. Его раздражает подражание всему иностранному. Он хочет служить настоящему делу, а не унижаться ради чинов. Ум Чацкого — это ум передового человека. Но общество не принимает его взгляды, так как они противоречат укладу московского дворянства.
Софья — девушка неглупая. Ум её тоже практический. Ведь все знания о жизни она черпает из французских сентиментальных романов. Поэтому её возлюбленным становится Молчалин. Всё, как в романах: бедный юноша, которого полюбила девушка из знатной семьи.
В пьесе представлен ещё один тип ума — природный, житейский ум простолюдинки. Воплощён он в образе служанки Лизы. Это именно она говорит о Чацком, что он «чувствителен, и весел, и остёр». О Фамусове Лиза скажет, что «как все московские желал бы зятя он с звездами да с чинами». Конечно, Лиза умна, хитра, находчива, но всё же очень предана своей хозяйке.
Итак, в комедии «Горе от ума» Грибоедовым представлены разные типы ума: от ума практического до житейски мудрого. А воплощением ума передового стал Чацкий. Но фамусовское общество такой ум пугает, и лучше представителя прогрессивного ума объявить сумасшедшим и заставить покинуть Москву.
- Великий Воланд говорил, что рукописи не горят. Доказательством этому является судьба блестящей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» - одного из самых неоднозначных произведений в истории русской литературы. Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького. Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего […]
- Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» происходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел подчеркнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мнения, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он известный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
- Прочитав комедию А. С. Грибоедова "Горе от ума" и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: "Какой же он, Чацкий"? Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о […]
- Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
- Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «...Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», - писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам […]
- «Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий. На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество. Александр Андреевич […]
- А. А. Чацкий А. С. Молчалин Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе. Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете […]
- Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» состоит из ряда небольших эпизодов-явлений. Они объединяются в более крупные, такие, например, как описание бала в доме Фамусова. Анализируя этот сценический эпизод, мы рассматриваем его как один из важных этапов разрешения основного драматургического конфликта, который заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Исходя из принципов отношения писателя к театру, стоит отметить, что А. С. Грибоедов представлял его в соответствии с традициями […]
- В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов изобразил дворянскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. В обществе того времени преклонялись перед мундиром и чином, отвергали книги, просвещение. О человеке судили не по личным качествам, а по количеству крепостных душ. Все стремились подражать Европе и поклонялись чужой моде, языку и культуре. Для «века минувшего», представленного ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские […]
- ЧАЦКИЙ - герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии - Чадский). Вероятные прототипы образа - ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. - один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]
- Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии […]
- Само название комедии парадоксально: "Горе от ума". Первоначально комедия носила название "Горе уму", от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы - "перевертыш" русской пословицы: "дуракам счастье". Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб... ...А? как по-вашему? по-нашему - смышлен. И сам […]
- Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» - «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий – всегда оказывались непонятыми обществом, они несли в общество прогрессивные идеи и взгляды, но консервативное общество не поняло […]
- Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения. Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]
- В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку...». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
- Знаменитая комедия АС.Грибоедова "Горе от ума" создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к "высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии "Горе от ума", удачно сочетающей […]
- Характеристики Век нынешний Век минувший Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту […]
- Молчалин - характерные черты: стремление к карьере, лицемерие, умение подслужиться, немногословие, бедность лексикона. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Говорит, преимущественно, короткими фразами и подбирает слова в зависимости от того, с кем говорит. В языке нет иностранных слов и выражений. Молчалин выбирает деликатные слова, прибавив постительно "-с". К Фамусову - почтительно, к Хлёстовой - льстиво, вкрадчиво, с Софьей - с особой скромностью, с Лизой - не стесняется в выражениях. Особенно […]
- Галерея человеческих характеров, удачно подмеченных в комедии «горе от ума» актуальна и сегодня. В начале пьесы автор знакомит читателя с двумя молодыми людьми, во всем противоположными друг другу: Чацким и Молчалиным. Оба персонажа представлены нам таким образом, что о них складывается обманчивое первое впечатление. О Молчалине, секретаре Фамусова, мы судим из слов Сони, как о «враге дерзости» и человеке, который «за других себя забыть готов». Молчалин впервые предстает перед читателем и влюбленной в него Соней […]
- При виде богатого дома, радушного хозяина, нарядных гостей невольно любуешься ими. Хочется знать, каковы эти люди, о чем говорят, чем увлекаются, что им близко, что - чуждо. Затем чувствуешь, как первое впечатление сменяется недоумением, потом- презрением как к хозяину дома, одному из московских «тузов» Фамусову, так и к его окружению. Есть другие дворянские семьи, из них вышли герои войны 1812 года, декабристы, великие мастера культуры (а если великие люди вышли из таких домов, какой мы видим в комедии, то не […]
Тема урока: «Чацкий и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Цели урока:
формировать навыки анализа драматического произведения.
развивать навыки сопоставительного анализа, умения выделять главное, обобщать, делать выводы, развивать речь учащихся;
воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность).
Задачи:
- обучающие
а) учиться делать сопоставительный анализ образов литературных героев комедии;
б) определять их жизненные позиции, взгляды на науку, образование, службу, воспитание;
-развивающие
б) самостоятельную работу; работу с учебником;
в) развивать умения выборочного чтения, устную связную речь;
-воспитывающие - воспитывать внимательное и вдумчивое чтение, интерес к эпохе 19 века, уважение к человеку, любовь к Родине, образованию.
Тип урока - урок изучения нового материала
Основные этапы: создание проблемной ситуации и ее разрешение, получение знаний, выделение главного, закрепление и контроль усвоения;
- Формы работы учащихся - фронтальная беседа, работа с книгой, групповая работа в парах, применение предыдущих знаний в новой ситуации, сравнительный анализ.
Наглядность:
портрет А.С. Грибоедова,
выставка книг по творчеству писателя,
тексты комедии “Горе от ума”.
Оборудование:
компьютер,
План урока
викторина “ Знаешь ли ты афоризмы комедии “Горе от ума”?;
Организационный момент урока. Постановка целей урока.
Проверка домашнего задания:
Беседа по ранее изученному материалу. Выводы.
Изучение новой темы: слово учителя;
обобщение по теме урока (дается сопоставительная характеристика героев, Чацкого и Молчалина).
беседа по теме урока. Выводы;
Работа класса с таблицей;
Итоги урока.
Домашнее задание.
Выставление оценок учащимся за урок.
Ход урока
I. Организационный момент урока.
Слово учителя:
Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”, будем говорить о представителях фамусовского общества, увидим, насколько различными могут быть мнения молодого поколения II. Проверка домашнего задания.
Вашему вниманию предлагается викторина “Знаешь ли ты афоризмы комедии “Горе от ума?”
Вопросы викторины:
Чего не наблюдают счастливые?
Смешенье каких языков господствовало в Москве времен Грибоедова?
Где хорошо нам?
Какими словами заканчивается комедия?
Закончите афоризмы:
Свежо преданье…
Вкус, батюшка…
Ах! Злые языки…
III. Беседа по ранее изученному материалу
К какому направлению принадлежит комедия? Почему? Вспомните – 4 действия, прототипы героев, живой язык, 3 единства, говорящие фамилии;
В каком явлении и действии появляется Чацкий? Закономерно ли это?;
Почему в I действии так много места отводится описанию дома Фамусова?;
Кого бы вы отнесли к “веку нынешнему”, а кого к “веку минувшему”? Что для них является главным, мы с вами могли узнать из презентации;
Кому из героев вы симпатизируете? Какими нравственными качествами обладает этот персонаж?
IV. Изучение новой темы
1.Слово учителя
В центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек, который должен был стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты человека XIX века. Чацкий и еще один молодой человек по фамилии Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Нужны ли они обществу?
2. Беседа по теме урока(работа с привлечением текста комедии)
Давно ли знакомы Чацкий и Молчалин?
При каких обстоятельствах они вновь встречаются?
Что говорят герои друг другу при встрече?
Дает ли Грибоедов характеристики героев? Если да, то, какие?
Симпатичны ли вам Чацкий и Молчалин?
V . Работа класса с таблицей.
“ Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина”
Сопоставительные признаки | Молчалин |
|
Происхождение | Известная Москве дворянская семья | Неизвестный бедный служащий |
Поведение | Свободное, независимое | Прислуживает, угождает всем |
Жизненные ценности | Служить бы рад. Прислуживаться тошно! | “ И награжденья брать и весело пожить” |
Отношение к Софье | Любит и не скрывает своих чувств от Софьи и ее отца | “ И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека” |
Отношение к фамусовскому обществу | Не приемлет мораль фамусовского общества | Очень дорожит тем, что попал в это общество и желает закрепиться в нем. Особенно в этом надеется на Фамусова |
Обобщение по всей теме
Жить так, как Молчалин, неприемлемо (постоянно угождать всем, быть нечестным, постоянно обманывать и т.п.). “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, - такова позиция Чацкого. Естественно, мы видим различия между этими представителями молодого поколения. Человек сам выбирает тот путь, которому он будет следовать…
VI . Итоги урока.
Почему представители фамусовского общества не принимают Чацкого?
Кто является “настоящим” искренним человеком в комедии?
Кто из героев комедии нам должен быть ближе?
Какие ассоциации у вас возникают с именами Чацкого и Молчалина?
Чем запомнился вам сегодняшний урок? Помогут ли знания, приобретенные вами на уроке, написать сочинение, если таковая тема будет заявлена?
VI I . Домашнее задание:
Выучить монолог Чацкого «А судьи кто?»
Подготовить сравнение «Века нынешнего» и «века минувшего» в высказываниях представителей.
VII I .Выставление оценок учащимся за урок.
Образ Чацкого в комедии А. С, Грибоедова «Горе от ума»
Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «...Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», - писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам Грибоедов: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом его окружающим».
Совершенно иначе Чацкого оценивал Белинский, считая этот образ почти что фарсовым: «...Что за глубокий человек Чацкий? Это просто крикун, фразер, идеальный шут, профанирующий все святое, о котором говорит. ...Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади...». Примерно так же этот образ оценивал и Пушкин. «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно Грибоедовым) и напитавшийся его остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно», - писал поэт в письме Бестужеву.
Кто же из критиков прав в оценке Чацкого? Попробуем разобраться в характере героя.
Чацкий - молодой человек дворянского круга, умный, способный, получивший хорошее образование, подающий большие надежды. Его красноречие, логика, глубина познаний восхищают Фамусова, считающего вполне реальной для Чацкого возможность блестящей карьеры. Однако Александр Андреевич разочарован в государственной службе: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», - заявляет он Фамусову. По его мнению, надо служить «делу, а не лицам», «не требуя ни мест, ни повышенья в чин». Бюрократизм, чинопочитание, протекционизм и взяточничество, столь распространенные в современной ему Москве, для Чацкого не приемлемы. Он не находит общественного идеала в своем отечестве:
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Чацкий критикует закоснелость взглядов московского общества, его умственную неподвижность. Выступает он и против крепостничества, вспоминая о помещике, променявшем своих слуг, неоднократно спасавших его жизнь и честь, на трех борзых собак. За пышными, красивыми мундирами военных Чацкий видит «слабодушие», «рассудка нищету». Не признает герой и «рабского, слепого подражанья» всему иностранному, которое проявляется в чужевластье мод, в засилье французского языка.
Чацкий обо всем имеет свое собственное суждение, он откровенно презирает самоуничижение Молчалина, лесть и низкопоклонство Максима Петровича. Александр Андреевич оценивает людей по их внутренним качествам, независимо от чинов и богатства.
Характерно, что Чацкий, которому «дым Отечества сладок и приятен», не видит ровным счетом ничего положительного в современной ему Москве, в «веке минувшем», наконец, в тех людях, к которым он должен чувствовать любовь, уважение, благодарность. Покойный отец молодого человека, Андрей Ильич, вероятно, был близким другом Павла Афанасьевича. Детство и отрочество Чацкого прошли в доме Фамусовых, здесь же он испытал чувство первой любви... Однако с первой минуты своего присутствия практически все реакции героя на окружающих негативны, он саркастичен и язвителен в своих оценках.
Что же удерживает героя в обществе, которое он так ненавидит? Только любовь к Софье. Как замечает С. А. Фомичев, Чацкий бросился в Москву после какого-то особенного потрясения, отчаянно пытаясь обрести ускользающую веру. Вероятно, за время заграничного путешествия герой духовно повзрослел, испытал крушение многих идеалов, по-новому стал оценивать реалии московской жизни. И теперь он жаждет обрести прежнюю гармонию мироощущения - в любви.
Однако и в любви Чацкий далеко «не идеален», не последователен. Сначала он внезапно оставляет Софью, не подает о себе никаких известий. Вернувшись из дальних странствий через три года, он ведет себя так, как будто расстался с любимой женщиной лишь вчера. Бестактны вопросы и интонации Чацкого при встрече с Софьей: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?», «А тот чахоточный, родня вам, книгам враг...», «Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?» Как замечает И. Ф. Смольников, бестактность эту можно объяснить лишь духовной близостью, которую Чацкий ощущает по отношению к Софье, по старой привычке считая ее мировосприятие близким своему.
В глубине души Чацкий, вероятно, и мысли не допускает о том, что за время его отсутствия Софья могла полюбить другого. Не робкая надежда, а эгоизм и самоуверенность звучат в его словах:
Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!
Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.
Удивлены? и только? вот прием!
Чацкий не может поверить в любовь Софьи к Молчалину, и здесь он в известной степени прав. Софья лишь думает, что любит Молчалина, однако она заблуждается в своих чувствах. Когда же Александр Андреевич оказывается свидетелем несостоявшегося свидания героев, то он становится жестоким и язвительным:
Вы помиритесь с ним по размышленьи зрелом.
Себя крушить, и для чего!
Подумайте, всегда вы можете его
Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей -
Высокий идеал московских всех мужей.
Сам роман Софьи с Молчалиным Чацкий расценивает как личное оскорбление: «Вот я пожертвован кому! Не знаю, как в себе я бешенство умерил!» Возможно, Чацкий в какой-то степени мог бы понять Софью, если бы избранником ее был человек достойный, прогрессивных взглядов и принципов. В данной же ситуации героиня автоматически становится врагом Чацкого, не вызывая у него ни жалости, ни благородных чувств. Он совершенно не понимает внутреннего мира Софьи, предполагая ее примирение с Молчалиным «по размышленьи зрелом».
Таким образом, герой терпит крах как «на любовном поприще», так и на общественном. Однако, как замечает Н. К. Пиксанов, «эти две стихии не исчерпывают психологического и бытового облика Чацкого. В литературной критике уже давно отмечена еще одна черта Чацкого: дендизм. С Молчалиным он барски высокомерен. ...Как светский лев он держится с графиней-внучкой. Наконец, прелестный диалог Чацкого с Натальей Дмитриевной Грибоедов выдерживает в тоне флирта...».
Безусловно, гражданская позиция Чацкого была близка Грибоедову. Критика Чацким общественных порядков и жизненного уклада московского барства 20-х годов XIX века содержит в себе много верного и жизненно правдивого. Но весь свой «пыл» Чацкий растрачивает на декларирование гражданских взглядов и убеждений - в любви же он слишком сух, несмотря на искренность его чувств; ему недостает доброты и сердечности. Он чересчур идеологичен в отношениях с Софьей. И это самое главное противоречие в характере героя.
Григорьев А. По поводу издания старой вещи «Горе от ума». - В кн: А. Григорьев. Литературная критика. М., 1967. С. 503.
Грибоедов А. С. Письмо к П. А. Катенину. - В кн: Грибоедов А. С. Поли. собр. соч. Пг., 1917, т. 3. С. 167.
Белинский В. Г. Горе от ума. - В кн: В. Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу. М., 1987. С. 244.
Пушкин А. С. Письмо к А. А. Бестужеву. - В кн: А. С. Грибоедов в русской критике. М., 1958. С. 40.
Фомичев С. А. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. Книга для учителя. М., 1983. С. 193.
Пиксанов Н. К. Творческая история «Горя от ума». М., 1971.