Это нужно знать: чешский кубизм и его главные представители. Самые необычные здания (кубизм)

Главным образом во Франции (яркими представителями являются П. Пикассо, Х. Грисс и Ж. Брак), а также в некоторых других странах.

Что такое кубизм?

Попытаемся ответить на данный вопрос. Кубизм - это особое художественное направление, язык которого основан на деформации предметов, разложении их на геометрические плоскости, сдвиге формы.

Главной идеей, на которой он строился, была попытка выразить всю сложность, многообразие окружающей действительности с помощью простейших пространственных моделей и форм явлений и вещей. Возникновение этого направления изменило многие устоявшиеся принципы и эстетические представления в европейской живописи. Представители кубизма порвали с "оптическим реализмом", отказавшись от натуры как предмета изобразительного искусства, от перспективы и светотени как единственных

Пабло Пикассо

Для этого живописца в течение всего его творческого пути была характерна работа в нескольких стилях одновременно. Пикассо поочередно прибегал к совершенно противоположным способам выражения своего мироощущения.

В его творчестве можно найти и кубистическую живопись, граничащую с абстракционизмом, и реализм. Иногда в своих поисках он настолько отходил от традиционного классического изобразительного искусства, что его возвращение на путь реалистического творчества казалось немыслимым. Однако художник создавал потрясающие портреты и натюрморты в стиле кубизм. Это были реалистические произведения, написанные в неподражаемой, индивидуальной манере. Традиционные которые использовал автор, служили решению современных задач. Одной из первых картин, написанных в стиле кубизм, является картина П. Пикассо. Это отличается необычной гротескностью: здесь изображены огрубленные фигуры без элементов светотени и перспективы, представленные как комбинация разложенных объемов на плоскости.

Характерные особенности

Французский критик Л. Восель впервые употребил термин "кубист" в 1908 году как насмешливое название художников, изображающих действительность при помощи правильных геометрических объемных фигур (цилиндра, конуса, куба, шара). Такое творчество содержало в себе вызов традициям реалистического искусства. Картины в стиле кубизм отличались тяготением к аскетичности цвета, к осязаемым, простым формам и элементарным мотивам (например, утварь, дерево или дом). Наиболее ярко эта черта проявляется в раннем его творчестве в "сезанновский" период (1907-1909). Художник П. Сезанн подчеркивает устойчивость и предметность мира; граненые объемы, которые он использует как инструмент передачи образа, образуют подобие рельефа, а цвета выделяют определенные грани предметов, одновременно усиливая и дробя объем. Следующая стадия развития кубизма - "аналитическая" (1910-1912). Предмет разбивается на мелкие части, легко отделимые друг от друга, а его форма будто распластывается на холсте. Последняя, "синтетическая" стадия (1912-1914) отличается большей декоративностью, картины становятся красочными плоскостными панно, появляются некоторые фактурные элементы - объемные конструкции, наклейки (коллажи), присыпки... В то же время зарождается и кубистическая скульптура. Пикассо и Брак часто включали в полотна определенные буквы или слова. Эти надписи, как правило, не соответствовали содержанию, однако помогали посетителям выставок приблизительно понять замысел художника.

Реакция зрителей

Публика к творчеству кубистов относилась с иронией, иногда даже одаривая их нелестными эпитетами и насмешками. В прессе печаталась жесткая критика, по своему характеру иногда приближавшаяся к общественному скандалу. Зрители, оказавшиеся на выставке полотен кубистов, испытывали ощущения, которые можно сравнить с чувствами человека, собиравшегося в приятное путешествие, но вместо этого получившего приглашение принять участие в прокладке новых путей.

Такая реакция подтверждала, что переход к данному направлению произошел стремительно, несмотря на длинный подготовительный период, в течение которого столичный зритель должен был бы существенно расширить свой кругозор. Тем не менее сам кубизм, картины, написанные в этом стиле, нравились определенной части аудитории и находили поддержку у меценатов.

Влияние кубизма на искусство

Данное направление сильно повлияло на развитие творческой мысли. Кубизм в искусстве отразил новые тенденции жизни во всей многогранности и противоречивости: стремление к демократизации - признание примитивизма, отказ от индивидуального, частного, камерного; веру в науку - стремление к созданию "грамматики искусства", поиску объективных методов.

Сегодня каждый непредубежденный человек, любуясь работами импрессионистов, наглядно различает условность привычных для нас цветов. А во времена возникновения всем казалось, что кубизм - это настоящая революция в искусстве. Именно данное направление подвергает анализу все существующие компоненты живописи. Форма изображения, цветовая и объемы становятся условными.

Кубизм в России

В эпоху, предшествующую становлению кубизма, в нашей стране, как и во Франции, возрос интерес к народному, традиционному творчеству. В это время молодым русским художникам были свойственны не только интерес к "примитивному" искусству (включая африканское), но и тоска по строгой незыблемости, архитектурной композиции, а также вера в известную закономерность и математичность ритмических переживаний.

В творчестве многих русских художников определенное место занимает кубизм (это Шагал, Лентулов, Архипенко, Альтман и другие). Однако центральной фигурой, безусловно, является Казимир Малевич. Его педагогическая деятельность и творчество, а также теоретические работы оказали огромное влияние на формирование целого направления.

"Черный квадрат"

Может показаться, что нет ничего проще, чем нарисовать черный квадрат на белом фоне. Такое изобразить может, наверное, любой человек. Но вот загадка: эта русского художника Малевича до сих пор притягивает к себе внимание исследователей и любителей живописи, хотя создана она была еще в начале прошлого века. Как нечто таинственное, как миф, как символ русского авангарда...

Рассказывают, что художник, написав "Черный квадрат", сам не понимал, что такое он сделал, и долгое время не мог ни есть, ни спать. В действительности, была выполнена сложная работа, чтобы эта картина появилась на свет. Ведь когда смотришь на нее, под трещинами становятся различимы нижние слои - зеленый, розовый, по всей видимости, была некая цветовая композиция, но автор счел ее несостоявшейся и написал поверх нее черный квадрат. Это произведение искусства было выдержано в стиле кубизм. Картины Малевича отличались разнообразием, но он сам считал, что именно "Черный квадрат" является вершиной его творческой деятельности.

Начало 20-х годов прошлого столетия было настоящим авангардистским прорывом к новому искусству. Одним из его направлений стал кубизм, который связан в живописи с именами французских художников. Но в архитектурном кубизме пальма первенства принадлежит не Парижу, а Праге. Чешский кубизм стал уникальным явлением в мировой архитектуре. Начальный и самый интересный период развития этого архитектурного стиля пришелся на 1911-1914 годы, хотя кубические постройки еще возводились до конца 20-х годов.

Основоположником этого архитектурного стиля стал архитектор Павел Янак (Pavel Janák – 1882-1956). Он сформулировал основы кубизма в своей работе «Призма и пирамида». Источником, вдохновившим Янака, был природный процесс кристаллизации. Суть его теории сводилась к тому, что в природе есть сила, которая заставляет материю изменяться и принимать геометрическую форму.

Кристаллизация – самый наглядный пример проявления этой динамической силы. Привнести этот динамический процесс в архитектуру и придать зданиям кристаллическую форму – такую необычную и увлекательную задачу поставил Павел Янак. Практическим воплощением его идей и первым памятником кубизму в архитектуре стал построенный по его проекту в 1911-1912 годах дом семьи Якубек в Йичине.

К 1913 году в Праге были возведены несколько зданий, геометрической формы, напоминающих кристаллы. Наиболее яркий и выразительный из них – «Дом у Черной Мадонны» (U Černé Matky Boží), что находится на Целетной улице рядом с Пороховой башней. Он был творением архитектора Йозефа Гончара, который великолепно обыграл сочетание тупых и острых углов здания, расположенного на участке неправильной формы.

Угловой фасад этого дома не плоский, а будто несколько переломленный. Завершает здание двухэтажная мансарда, схожая с верхушкой кристалла. Скульптура Черной Мадонны, давшей название дому, была позаимствована и перенесена со здания предыдущей постройки, относящегося к XVII веку. Черный цвет Божьей Матери связывают с тем, что она символизирует землю от момента оплодотворения до ее оживления солнечными лучами.

Историки также предполагают, что черный цвет статуи Девы Марии связан со смешением культа Богоматери с культом древнеегипетской богини Изиды. Как бы там ни было, статуя Черной Мадонны удивительно хорошо смотрится на доме в кубическом стиле и придает ему величие и оригинальность. Все внутреннее убранство дома было выдержано в том же стиле.

К сожалению, до наших дней интерьеры не сохранились – их меняли по желанию владельцев или арендаторов здания. В 1994 году была закончена капитальная реконструкция здания. Жители Праги и ее гости могут любоваться «Домом у черной Мадонны» в первоначальном виде.

За помощь в подготовке и публикации данного материала хочется поблагодарить компанию «Окна Оптима», которая предлагает пластиковые окна (Челябинск) по самым доступным ценам. Более подробную информацию можно получить, перейдя по вышеуказанной ссылке.

Для кубизма в живописи были необходимы студии художников Пикассо и Брака, но кубизм в архитектуре - это чисто чешский мировой уникум. Чехия, пожалуй, является единственной страной в мире, где кубизм отразился в конкретных зданиях. Давайте изучать неповторимую игру света и тени!

Поездка к Черной Богоматери

Чешский кубизм, художественный стиль, нашедший применение в искусстве и дизайне Центральной Европы в первой половине ХХ века, представлен в пражской архитектуре. Настоящей жемчужиной является, прежде всего, дом "У Черной Богоматери" на углу улицы Целетна в Праге , построенный в 1911-1912 годах по проекту архитектора Йиржиго Гочара . Здание отличается не только фасадом, но и кубистическим планом, а главное, проникновением кубизма в интерьер. На первом этаже находится кафе "Grand Café Orient" , для которого архитектор Гочар спроектировал серию стильных элементов, например бар, люстры и фонари. В духе кубизма был построен также павильон Гочара на Курорте Богданеч . Еще одной из работ Гочара является рядом с городом и гимназия в городе .

Лампа в стиле кубизм

В строительстве зданий в стиле кубизм в Чехии приняли участие и другие архитекторы. В Праге неподалеку от находится дом в стиле кубизм Diamant, а на набережной Rašínovo nábřeží вы можете пройти вокруг Тройного дома работы Йозефа Чохола. Практически на вершине среднего из зданий вы увидите скульптуру, которая отражает предание о находяшемся неподалеку .
В Праге также стоит единственный фонарный столб в стиле кубизм. Данная лампа была построена по проекту архитектора Эмиля Зайичка и находится на площади Jungmanovo náměstí. В стиле кубизм выполнен как столб, так и сам фонарь.

Кубизмом не закончилось

После Первой мировой войны из кубизма развился новый художественный стиль - рондокубизм . Его типичным примером является здание бывшего банка Чехословацкого легиона на пражской улице На поржичи, где первоначальные строгие геометрические грани, кубы и пирамиды были сглажены и приобрели дугообразные округлые формы в духе традиционного славянского стиля . Рондокубизм также нашел свое место и в индустриальной архитектуре.

Кубистические галереи и музеи

Хотите узнать о кубизме больше? Посетите постоянную экспозицию Национальной галереи , посвященную искусству ХХ и XXI века в пражском Выставочном дворце . Атмосферу начала ХХ века Вы можете почувствовать и в кубистической вилле Бауэра в Либодржице, где находится Музей Йозефа Гочара и галерея кубистического дизайна .

В авангардном искусстве одним из главных художественных течений начала ХХ века является кубизм (от фр. «cube» - куб). Данное направление в искусстве подразумевает использование подчеркнуто геометрических форм для изображения реальных предметов и объектов. Это примитивное искусство, воспринимающие окружающий его мир посредством геометрических форм, и стремящееся «раздробить» его на отдельные стереометрические элементы.

Как новое течение в живописи кубизм возник в 1905-1907 годах и его появление связано с именами таких французских художников как Пабло Пикассо и Жорж Брак, именно они являются основателями кубизма и его наиболее известными представителями. Термин «кубизм» появился на свет после реакции Жоржа Брака на критическую статью художественного критика Луи Вокселя, который назвал серию картин художника «кубическими причудами».

Кубизм в живописи

(Paul Cezanne "La Montagne Sainte Victoire Cezanne" )

Считается, что истоки кубизма были заложены французским художником Полем Сезанном, который в письме молодому художнику Пабло Пикассо рекомендовал рассматривать окружающий его мир как некую совокупность различных геометрических фигур - цилиндров, квадратов, конусов, сфер. Следуя советам Сезанна, а также находясь под впечатлением от искусства изображения африканских масок, в 1907 году Пикассо создает свою первую картину, написанную в стиле кубизма «Авиньонские девицы» (дерзкие, рубленые линии, заостренные углы, практическое отсутствие теней, тон нейтральный, близкий к натуральному).

(Пабло Пикассо "Хлеб и фруктовые блюда на столе" )

Полотна в стиле кубизм отличает их двумерный, плоский вид, они изобилуют большим количеством разнообразных геометрических фигур, различных линий, острых углов, причем цветовая гамма в это же время выполнена в скромных, нейтральных тонах. Художник-кубист не рассматривает объект или предмет с какого-то одного определенного угла, а пытается раздробить его на отдельные элементы, а полученные части уже потом складывает в одно единое целое.

(Пабло Пикассо "Девочка на шаре" )

Выделяют три стадии формирования кубизма как отдельного направления в авангардном искусстве:

  • Сезанновская . Начальная стадия формирования, объекты имеют абстрактную и упрощенную форму. На Пикассо оказывают огромное влияние работы Сезанна, он создает своих «Авиньонских девиц» и встречается с Жоржем Браком;
  • Аналитическая . Постепенно исчезают образы предметов, стираются отличия между формой и пространством, появляются переливистые краски, не имеющие отчетливого расположения, перекрещивающиеся за полупрозрачными плоскостями. Это заметно в работах Жоржа Брака и Пабло Пикассо в 1910 году;
  • Синтетическая . Третья стадия формирования, к кубистам примыкают новые последователи испанский художник Хуан Грис, французский поэт Гийом Апполинер и американская писательница Гертруда Стайн. В картинах Гриса отвергается третье измерение в изобразительном искусстве и делается акцент на фактуру поверхности, с помощью которой конструируется новый предмет.

(Поль Сезанн "Пьеро и Арлекин", картина в сочетании с импрессионизмом )

Наиболее известными картинами, написанными в стиле кубизма, являются полотна Поля Сезанна «Пьеро и Арлекин», Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», «Три музыканта в масках», Жоржа Брака «Мандора», «Дом в Эстаке», Хуана Гриса «Фантомас», Фернана Леже «Дама в голубом», «Строители».

Кубизм в архитектуре

Первые сооружения архитекторов-кубистов были построены в первую очередь не в Париже (там в 1912 году на одной из выставок тоже демонстрировался макет дома, выполненного в данном стиле), а в Праге, столице Чехии, которая стала в начале ХХ века одним из крупнейших центров популяризации кубизма. Здесь можно найти работы таких выдающихся архитекторов-кубистов как Павел Янак, Йозеф Гончар, Властислав Гофман, Эмиль Коаличек, Йосеф Хохол.

(Дома-кубы архитектора Пита Блома )

Наиболее выдающиеся здания в стиле кубизм находятся в Роттердаме (Нидерланды), здесь в 80-х годах по проекту архитектора Пита Блома был построен целый жилой комплекс, состоящий из домиков-кубов, их главная отличительная особенность - все стены (кроме находящихся посередине) расположены под углом. Дома имеют три этажа, первый - комната для приема гостей и кухня, второй - спальня и ванная комната, на третьем (сверху стеклянная крыша) обычно размещаю оранжерею, детскую комнату или кабинет.

– у вас была возможность познакомиться в предыдущих разделах. В третий раз чешская архитектура возвысилась над архитектурой европейской в первые четыре десятилетия двадцатого века – в период господства модерна, кубизма, пуризма и функционализма.

На фасаде банка Чехословацкого легиона расположена скульптурная группа «Адрия» («Мореплавание») скульптора Яна Штурсы. Подробности ее возникновения покрыты тайной, поэтому неизвестно и точное название. Это самая большая скульптура в мире, выполненная методом гальванопластики.

Творческая волна, прежде всего, захватила Прагу , ставшую в 1918 году столицей молодой Чехословацкой Республики. Разумеется, ценные архитектурные образцы создавались в то время и в других городах Чехии и Моравии , таких как Брно , чья межвоенная функционалистская архитектура может сравниться с пражской, франкфуртской и роттердамской, Градец Кралове – плод совместного творчества архитекторов Котеры, Гочара и тогдашнего мэра города Франтишека Ульриха, и Злин, куда в 1930-е годы приезжал для выполнения заказов сам Ле Корбюзье.

В последней трети XIX века произошло быстрое умножение типов зданий. К этому периоду относится появление пассажей, универсальных магазинов , банковских зданий, многоэтажных доходных домов, вокзалов, а также построек совершенно нового типа, возникших вследствие промышленного переворота. После волны национального возрождения, в период господства историзма, в архитектуре появляются новые импульсы, во многом благодаря промышленно-экономическому и социально-политическому развитию общества.

Начальным этапом архитектуры ХХ столетия в Чехии явился стиль модерн, выделявшийся яркой антиэклектической направленностью и ставший первым после классицизма стилем, получившим такой размах в архитектуре Европы и претендовавшим на формирование принципиально новых художественных идеалов и концепций.

Памятник Яну Гусу – яркий пример пражской сецессии - открыт в 1915 году. Магистра окружают фигуры, воплощающие разные эмоции. «Бегство» изображает покорность, «Медитация» и «Концентрация» - с закрытыми глазами и с вытаращенными, «Отказ» выражает горечь из-за неисполненной мечты.

Параллельно с чешской сецессией и модерном в других европейских странах возникали аналогичные направления, имеющие свои специфические черты:
в Англии – Arts and Crafts, позднее – Modern Style
в Германии – Jugendstil
во Франции – L’Art Nouveau
в Австрии – Secession
в России – стиль Модерн со своими разновидностями (например, в Петербурге – северный модерн)

Такая интернационализация стиля была связана, прежде всего, с космополитическим характером культуры рубежа XIX-ХХ веков и общей социальной и духовной ситуацией конца XIX века.

В 1910-е годы чешские архитекторы входят в непосредственный контакт с европейским авангардом. Как результат, новаторские тенденции проникают в архитектуру. Архитектура чешского кубизма явилась, пожалуй, единственным проявлением того, как это художественное направление оказало непосредственное влияние на архитектуру предвоенных лет, тем самым, став локальным явлением европейского масштаба. Кубистическая архитектура развивалась, главным образом, в течение четырех лет, с 1910 по 1914 годы. В ходе эволюции данного направления, историки искусства подразделяют его на два этапа – собственно кубизм и дужковый декоративизм, или рондокубизм (франц. rond – круглый). Причем, в отношении второй стадии существует ряд разногласий. Одни исследователи представляют его как идейную противоположность собственно кубизму, другие – как новую ступень развития кубизма. Необходимо все же отметить, что в послевоенные годы стиль развивался под влиянием новой волны неоклассицизма в европейском искусстве и активно развивавшейся модной стилистики ар-деко.

С радикальными переменами, внесенными во все сферы жизни общества политическими событиями 1920-х годов, в архитектурной мысли появляются такие направления как конструктивизм и функционализм, ставившие себе целью не только отразить произошедшие перемены посредством архитектурной формы, но радикальным образом изменить облик городов, и тем самым внести изменения в саму организацию жизни и общества. Главной идеей этих направлений становится, прежде всего, целесообразность постройки, ее соответствие выполняемым ею функциям. Поэтому характерными элементами становятся голые фасады, лишенные «избыточного» декоративизма, ленточные окна, целесообразное пространственное расположение.

Пражская сецессия

Стиль сецессия возник в Вене в 90-х годах 19 века. Происхождение и название движения связаны с группой Сецессион (Уход), в которую вошли молодые художники, решившие порвать с традициями искусства предшествующих поколений. На стыке веков появляется новое мироощущение, в котором сплетаются мир развитой техники и уходящий романтизм.

Одновременно во многих странах возникают новые художественные направления, единые по мысли, но со своими особенностями и с разными названиями. В Германии – это Югендстиль, В Вене и Чехии – сецессия, в некоторых других странах Западной Европы – Арт Нуво; в странах Советского Союза все эти направления объединены под общим названием – модерн. Особенно много произведений архитектуры в стиле модерн (северный), близких к сецессным, можно увидеть в Петербурге: это пассаж на Литейном проспекте, особняк Кшесинской, немалое количество доходных домов.

Основная черта модернистских направлений – гармоничность, равновесие между эстетикой и целесообразностью.

В Праге выразителем переходного периода от историзма к сецессии явился архитектор Б.Охманн, а рождение чешской сецессии связывают с именем «отца современной архитектуры» Яном Котерой. Котера был учеником Отто Вагнера, профессора Венской академии искусств, возглавлявшим австрийских архитекторов. Сецессия великолепно вписалась в традиции национальной художественной культуры Чехии.

После 1900 года – т.е. после бурного развития Праги , сецессный стиль прочно занял свое место в архитектуре столицы Чехии. Здания в стиле сецессия начали дополнять облик города и создавать его новый вид. На протяжении первого десятилетия 20 века этот стиль стал проявлением настроения чешского общества, заняв место неоренессанса. В архитектуре, скульптуре, живописи лучше всего отражается изменение чешского менталитета, произошедшее на стыке двух эпох. Если в эпоху пражского неоренессанса основные объекты имели демонстративное звучание, то в период сецессии уже не создаются большие объекты явно прокламационного характера, зато стиль комплексно охватывает целые кварталы и улицы , придавая городу новый, истинно чешский облик. Сецессии удалось создать стильную и комфортную жизненную среду.

В Праге можно увидеть не только чистые на 100% сецессные здания. Фасады и интерьеры большого количества домов иного архитектурного стиля - неоренессанс, неоготика или необарокко - дополнялись неординарным, символичным и новаторским сецессным декором. Зависело это от характера застройщика, его денежной ситуации, особых требований и возможностей ремесленника исполнить декор, копируя творения известных архитекторов.

В то же время, именно в Праге невозможно найти двух домов с совершенно одинаковым оформлением. Наоборот, строители и декораторы, среди которых было много известных архитекторов, таких как О.Поливка, Ян Котера или Б.Бендельмайер, воплощали свою фантазию с неповторимой искусной изобретательностью на высоком художественном уровне.

Многие пражские дома сохранили не только изначально сецессные экстерьеры, но и немалое количество подлинных элементов интерьеров: оконные гравюры или мозаичные вставки, двери и резьба над дверьми, напольная мозаика, росписи и керамическая мозаика на стенах, отделка углов, изящные квартирные таблички, элегантные лестничные перила и лепная отделка холлов. Большая часть мраморных облицовок входных частей созданы неизвестными мастерами со вкусом, изобретательностью и истинным мастерством. Многие из архитекторов, скульпторов и строителей учились во Франции, Австрии, Германии, где черпали вдохновение, чтобы принести в Прагу что-то новое, приблизив ее к образу западных современных городов.

Чешский кубизм

Чешский кубизм - недолгое, но уникальное движение, рожденное приблизительно в 1910 в Праге , когда авангардистские проектировщики начали применять принципы кубистских живописцев к архитектуре, мебели и декоративным объектам.

Пришедший с запада стиль (Франция: Пикассо, Брак), сфера которого развивалась в области изобразительного искусства, нашел применение в Чехии в более полном объеме и конкретном проявлении теории на творчество (Янак, Гочар), главным образом, в области архитектуры.

В 1910-1925 гг. этот стиль дал целый ряд новаторских архитектурных объектов, которые были как бы составленными из геометрических форм и кристаллических структур.

Чешский кубизм – интересный стилистический феномен, специфика которого - в комплексном охвате всех сфер искусства.

Стиль проявился не только в архитектурном решении ряда объектов либо проработке фасадов зданий, но нашел себе место и в различных сферах искусства, включая скульптуру и прикладное искусство, а также в комплексном решении интерьеров с разработкой коллекционной мебели и проработке стильных деталей.

Чешский кубизм не имел аналогов в мировом архитектурном творчестве. Это было коллективное движение с теоретически проработанной программой. Художественная программа чешского кубизма, возникшая в 1910 г., включала в себя теоретические принципы архитектора П.Янака, сформулировавшего требования динамизма.

Самый известный представитель, основатель и сторонник чешского «архитектурного кубизма» (на определенном этапе своего творчества) – Йозеф Гочар; его реализованные кубистские объекты от концепции до последней детали решаются в стилевом единстве.