Почему бессовестный человек умнее…. Бессовестность бессовестный

Безбожный, бесстыдный, бесстыжий, наглый; наглец, медный лоб, бесстыжие глаза. Ср. . .. См. преступный... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. бессовестный … Словарь синонимов

- [сн], бессовестная, бессовестное; (кратк. мужск. не употр.) бессовестна, бессовестно. Нечестный, безнравственный, беззастенчивый, наглый. Бессовестный человек. Бессовестный поступок. Бессовестная ложь. Бессовестно (нареч.) обмануть. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

БЕССОВЕСТНЫЙ, ая, ое; тен, тна. Нечестный и наглый. Б. обман. Б. лжец. | сущ. бессовестность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- «БЕССОВЕСТНЫЙ», Грузия, ГГИТИК им. Ш.Руставели (Тбилиси), 1997, цв., 7 мин. Комедия анекдот. Утром герой заходит в пивную насладиться холодным пивом и хинкали, но когда, помыв руки, возвращается к столу, видит, как кто то другой ест его еду... В… … Энциклопедия кино

бессовестный - 1 очень бессовестный 2 бессовестный лжец бессовестный обман бессовестный обманщик бессовестный хвастун … Словарь русской идиоматики

I м. разг. Тот, кто не имеет совести, кто нечестен, беззастенчив. II прил. 1. Не имеющий совести. 2. Преисполненный беззастенчивости, наглости. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Бессовестный, бессовестная, бессовестное, бессовестные, бессовестного, бессовестной, бессовестного, бессовестных, бессовестному, бессовестной, бессовестному, бессовестным, бессовестный, бессовестную, бессовестное, бессовестные, бессовестного,… … Формы слов

Честный совестливый … Словарь антонимов

бессовестный - бесс овестный; кратк. форма тен, тна … Русский орфографический словарь

Книги

  • Приключения Барона Мюнхаузена , Рудольф Эрих Распэ. Одним выстрелом он убивает десять уток; он может вывернуть волка наизнанку и вытащить себя самого за волосы из болота. Бессовестный обманщик? Отчаянный фантазёр? Нет - он самый правдивый…
  • Крутая тусовка , Домен Валери. Директор самого крупного европейского телеканала Филипп Серра любил приглашать в частный салон своей империи людей, которые были на слуху, стоявших в первых рядахна сцене, телеэкране и…

Нам бы хотелось, чтобы все люди были честны, добры и приветливы. Но, к сожалению, пора рая на земле не наблюдается. Поэтому самое время поговорить о бессовестности. Это не слишком приятно, но необходимо.

Значение

Когда человека обманывают, он сразу вспоминает о совести и начинает размышлять, в каком она пребывает состоянии ныне. Это, конечно, полезные раздумья, но все же лучше быть начеку с теми, кто не вызывает доверия.

Давайте для начала обратимся к толковому словарю, пусть он послужит нашим проводником. Сначала определим, что есть "совесть" - ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. А значит, бессовестность - это явление, противоположное совести, так? Очевидно. Но в толковом словаре определение объекта исследования значительно проще: "бессовестный" - нечестный и наглый. Да, надо сказать, что у бессовестности нет самостоятельного значения в словаре, последний отправляет страждущих смотреть родственное прилагательное, поэтому не удивляйтесь.

Проблема здесь только одна: характеристики толкового словаря не помогут нам понять, что такое совесть и ее отсутствие. Поэтому давайте рассмотрим, как формируются наши нравственные представления о мире. Естественно, очень кратко.

Как возникает совесть

Когда психологии как таковой не существовало, ее функции на себя брала философия. Философы определяли совесть очень поэтично. Кто-то говорил о том, что совесть - это голос Бога, кто-то - что голос Бытия (именно с большой буквы), возможно, были версии о том, что это голос разума. Гипотез хватало. Сейчас психология сдернула с нравственных установок мистическо-поэтическое покрывало, поэтому мы довольно отчетливо представляем: совесть - это наше воспитание вкупе с саморазвитием. Разумеется, формирование совести, как и любых взглядов и убеждений, нельзя разобрать до последнего винта. Поэтому не все сводится к чтению книг и поучениям родителей. Но база формируется в детстве, ибо именно в ту пору закладываются понятия о добре и зле. Правда, всегда остается в подобных схемах что-то такое неуловимое, постоянно ускользающее. Дети нередко демонстрируют поразительную доброту или обескураживающую злобу еще до всяких поучений. Поэтому обе точки зрения на (и философская, и психологическая) все еще сохраняют актуальность.

Пусть читатель не гневается, рассмотрение феномена совести - это не затяжка времени, а необходимая остановка, которая позволит лучше понять значение слова «бессовестность».

Что есть бессовестность?

Кстати, вы заметили какое почти благоговение зафиксировано в толковом словаре по отношению к слову «совесть» и, наоборот, пренебрежение к его антониму? А все оттого, что сохранять твердость убеждений трудно, а хитрить, юлить, обманывать - просто. Но так ли это? Кого мы называем бессовестными? Тех, чьи не совпадают с нашими. Помним о том, что первоначальное понимание хорошего и дурного образуется в семье. Одного воспитывают согласно христианским идеалам, а из другого так же тщательно вылепливают хищника, акулу капитализма, верного идеям социал-дарвинизма. Другими словами, он не только мыслит себя сильнейшим, но и считает себя лучшим. Хотя даже из теории Дарвина подобное не вытекает. Наверное, многовато «измов», но в целом все понятно. А главное, в глазах истинного христианина «хищник» - олицетворение бессовестности, это очевидно.

Но в повседневной речи обычно имеется в виду то, о чем говорит толковый словарь. Кто-то кого-то обманул или нарушил закон. Столкновение двух человеческих миров - это довольно сложно. А когда человек нарушает общественные установки, здесь все плюс или минус понятно. Есть и другое имя у бессовестности - это неуважение. Если один обманывает другого, то он его попросту не уважает и не ценит. Такой вот неутешительный вывод.

Знаете, о чем еще можно подумать на досуге? О светлой стороне явления, которое мы рассматриваем. Если у человека нет совести, то это увеличивает его гибкость, повышает эффективность, а в конце концов делает его более приспособляемым к среде. Кстати, именно об этом говорит дарвинизм, если дать ему социальную трактовку: выживают не лучшие, а самые приспособленные. И в этом смысле нельзя недооценивать значение бессовестности.

Вступайте в группу, оставляйте свои комментарии

В быту мы часто говорим фразы: "Человек без совести", "бессовестный", "ни стыда, ни совести", "совсем совесть потерял", "жить по совести". Что же такое совесть? Совесть - это благородный элемент души.

Однако не у каждого человека есть совесть. У одних она есть, у других - дремлет, до поры до времени, у третьих - отсутствует вообще или утрачена ввиду зомбирования или деградации души. Те люди, у кого совесть есть, и поступают по совести, по принципу: "Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой".

Совестливый человек взвешивает свои поступки, исправляет ошибки, сдерживает раздражение и отрицательные эмоции. Даже, когда очень хочется ответить обидчику грубостью на грубость, он находит слова и выражения, чтобы прекратить неприятный разговор, сцену. Такой человек может потерять близких людей, друзей, но он никогда не потеряет себя, ибо у него есть совесть - добрый советчик по жизни. Чувство совести необыкновенным образом защищает своего хозяина от потери самого главного - честности и порядочности. Те же, у кого совесть дремлет до поры до времени, однажды понимают, что прожили жизнь неправильно, нарушая природные законы.

Совесть у таких людей просыпается, а с ней приходят проблемы, связанные с отработкой всего того, что в жизни сделано не по совести, а так, как хочется. Приходит раскаяние: "Почему я тогда так поступил (-ла)?" Порой это "почему" зависает в воздухе, потому что нельзя исправить ситуацию, проблему - просто ушло время, а с ним и люди, которые участвовали в этой ситуации.

Поговорим о третьих - у кого совесть отсутствует вообще. Думаю, что им не повезло в жизни больше всего. Человек без совести - это агрессор, безжалостная личность. Ему кажется, что он сильный, хитрый, ловкий. Ему везет, и все получается до поры, до времени, ибо его душа потихоньку тлеет. Сегодня обманул, завтра переступил через любовь, дружбу, родственные отношения, кого-то предал или продал за деньги. Рано или поздно такой человек становится одиноким, ненужным никому. И даже те, ради кого он особенно старался, покидают его. Нет ничего страшнее забвения и одиночества. Наступает время, когда человек встречается со своей совестью. Она рождает в душе чувство стыда, за все те поступки, которые уже совершены и остались в прошлом.

Прошлое не вернуть, не исправить, и уже там, по совести не поступить. В настоящем из-за этого происходит хаос и дисбаланс, мы теряем самое дорогое, что у нас есть. Совесть четко регламентирует все ценности от духовных - до материальных. Поэтому, человек без совести цепляется за материальные ценности, теряя самые главные - духовные. И тогда про него говорят: "Он не имеет ни стыда, ни совести".

Тем, у кого есть совесть, не понять тех, у кого она напрочь отсутствует. Не пытайтесь бессовестному человеку объяснять, что он поступает неправильно, недостойно - он вас никогда не поймет, ведь у него нет совести, а значит, свои взгляды на жизнь и ценности. Нужно отметить, что человек, не имеющий совести, энергетически заразен для окружающих, он, как паразит, хочет все больше и больше, но, как правило, за чужой счет. А раз совести у него нет, он не способен любить, жалеть, быть милосердным. Не стучите в закрытые души, просто отдайте все проблемы, связанные с этим человеком на волю Высших Сил и времени - так вы сохраните свою светлую душу от разрушения.

Бессовестный человек – это лжец, который думает одно, а говорит – другое, который скрывает от людей все свои знания и мысли. Он делает вид, что его не интересует ничего кроме бытовых проблем, но это не означает, что его на самом деле не интересует ничего кроме бытовых проблем. Ведь во всех своих поступках он руководствуется одной логикой прагматической выгоды: «Какая мне от этого польза?» Этот бессовестный человек, никогда ничего не забывает, потому что целью его жизни является накопление информации в своей памяти.




Можно логически обосновать, что «древний змей, называемый дьяволом и сатаною» (Откровение Иоанна, 20:2), действительно «был хитрее (мудрее) всех зверей полевых, которых создал Господь Бог». (Бытиё, 3:1).

Как доказать, что бессовестный человек имеет более развитые умственные способности, чем человек нравственный?

Во-первых, цель жизни бессовестного – брать информацию и знания, а не давать. Он так натренировал свою память, что ничего никогда не забывает.

Во-вторых, нравственный человек очень часто желает думать об окружающих людях лучше, чем они есть на самом деле, желает сам себя обманывать, и у него вырабатываются условные рефлексы: отвращение к логическому мышлению, отвращение к запоминанию и длительному хранению в памяти информации. Ведь нравственный человек желает творить, изменять мир вокруг себя. А бессовестный и безжалостный человек хочет только созерцать и познавать этот мир, не желая ничего в нём менять.

В-третьих, интеллект нравственного человека ограничен нравственной догмой – не делать подлости, быть благодарным, то есть чувством долга. Бессовестный же ничем себя не ограничивает и всё время размышляет: «Зачем я буду это делать? Какая мне от этого будет выгода?»

В-четвёртых, нравственный человек должен догматически верить в реальность внешнего мира, в реальность законов физики, в реальное существование чужих ощущений, других «я», в первичность материи, в детерминизм для того, чтобы быть нравственным. Бессовестный же человек может ни во что в это без доказательств не верить и рассуждать так: «Может быть, все окружающие меня люди мне просто снятся и не могут ничего чувствовать. Зачем я буду кого-то жалеть, зачем буду кому-то помогать в беде? Может быть, я – единственный во всей Вселенной, кто может чувствовать боль, видеть, слышать, сознавать себя?» Таким образом, именно бессовестный человек имеет минимальное количество убеждений или верований, и максимальное количество знаний, ибо именно он может ни во что не верить без доказательств.

Бессовестность как качество личности – неспособность проявлять совестливость, отдавать себе отчет о своем поведении.

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий… На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два — навсегда! Думал-думал, как это сделать, и надумал… — Давай, — говорит, — совесть, в прятки играть! — Нет, — говорит та. — Ты меня все равно обманешь — подглядывать будешь! Притворился тогда человек совсем больным и говорит: — Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка! Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати — и закрыл ее! Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков — хорошо на душе, спокойно. Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего — совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба. — Ладно, — говорит, — выходи! Только теперь не командуй! А в ответ — молчание. Спустился в погреб: туда, сюда — нет нигде совести! Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда… Зарыдал человек: — Как же я теперь без совести жить-то буду? И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба — в сердце: — Здесь я… Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил! Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале. Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

Бессовестность ни во что высокое не верит, в том числе и в совесть. Совесть и Бог – это одно и то же. Совестливый человек заблуждается, думая, что он неверующий. Раз верит в совесть – значит, верит в Бога. Совесть – это частица Бога, сверхдуша, внутренний контролер человека. В человеческом теле живут две души – одна высшая или Бог, представленная совестью, и другая – маленькая душа, то есть непосредственно сам человек. У бессовестности одно упоминание о нравственности, морали, высшей справедливости вызывает рвотные позывы. Встав в ряды армии невежества, она живет исключительно ради себя, прочно заковав в кандалы эгоизма и корысти свое сердце. Она с недоверием и скептицизмом относится к словам об истинном знании. По мере деградации она вытравила совесть и тем самым навсегда распрощалась с возможностью узнать истинное положение вещей. А зря, ведь утрачивается связь с Богом. Английское слово «conscience» («совесть») происходит от латинского слова «conscire», которое означает «со знанием». Слово «conscientia» означает «моральное восприятие знания». Слово «conscience» происходит от греческого слова «suneidesis», которое означает «знание истины» или «знать истину». Совесть означает знание истины.

Бессовестность ковыляет по жизни в обнимку с безверием. Совестливый человек опасается наказания за свои непотребные поступки, он верит в высшие силы, которые его накажут за постыдные дела. Он полон сострадания, доброжелательности и сочувствия к людям. Бессовестный человек говорит: «Имел я вас всех в виду. Кто меня накажет? Я сам себе царь и господин». Занимая невежественную позицию, он, будучи начальником, готов на самоуправство, издевательство над подчиненными, необязательность с партнерами по бизнесу. Бессовестность и не подумает заботиться о подчиненных, будет набивать свои карманы, а остальных отправлять в противоположную от кассы сторону.

Если быть последовательным, безверие вынуждает бессовестного начальника не верить подчиненным. Они отвечают ему безответственным отношением к своим обязанностям. Выполняют работу спустя рукава без всякого энтузиазма. Словом, и та и другая сторона беспокоятся. Что происходит далее с бессовестным начальником? Он начинает нервничать, переживать, проявлять агрессивность и недовольство, а подчиненные в ответ становятся скрытными. В лицо они будут улыбаться, но за спиной станут осуждать жадного и бессовестного руководителя. Авторитет и доверие он в их глазах потерял. Зная про его жадность, они начинают ему лгать и тянуть к себе все, что плохо лежит. Работы меньше, а воровства больше.

Бессовестность догадывается, что ее дурят и начинает жестоко вести с подчиненными. В коллективе в ответ на жестокость воцаряются зависть, сплетни и склоки. В центре всех сплетен – бессовестный начальник. Дальше начинаются конфликты, принимающие форму скандалов, грубых перебранок и прямых оскорблений. Коллектив полностью разложен. Предприятие начинает рушиться изнутри и гибнет. В таком алгоритме бессовестность проявляет себя во всех сферах: в семейной жизни, в дружбе, в отношениях с партнерами, словом, везде и всюду. Финал всегда один – деградация.

Удел бессовестности – одиночество. Бессовестный человек агрессивен, деспотичен и жесток. Ему самому кажется, что он лидер – сильный, авторитетный и бескомпромиссный. До поры до времени некоторые неблаговидные дела могут сходить ему с рук, но незаметно количество непотребностей накапливается. Сегодня «кинул» одного, завтра предал другого, послезавтра обманул третьего. Приходит момент, когда количество перерастает в качество. Люди выносят вердикт – подлец, бессовестный и бесстыжий индивид. Все отворачиваются от него, ибо бессовестность отвратна всем. Наивен тот, кто попытается убедить бессовестность в неправоте. Сизифов труд. Бессовестность никого не слышит и не хочет слышать. Ее платформа – урвать за чужой счет, а там хоть трава не расти.

С бессовестностью абсурдно строить близкие отношения, ведь в купе с ней всегда идут безнравственность, предательство, эгоизм и корыстолюбие. Такие люди продадут и не поморщатся. Если это родственник, во избежание неприятностей следует держаться от него на расстоянии, в близкие, доверительные отношения не вступать. В словах Собакевича – героя «Мертых душ» Н. В. Гоголя, звучит справедливая и точная характеристика бессовестности: «- Как, губернатор разбойник? — сказал Чичиков и совершенно не мог понять, как губернатор мог попасть в разбойники. — Признаюсь, этого я бы никак не подумал, — продолжал он. — Но позвольте, однако же, заметить: поступки его совершенно не такие, напротив, скорее даже мягкости в нем много. — Тут он привел в доказательство даже кошельки, вышитые его собственными руками, и отозвался с похвалою об ласковом выражении лица его. — И лицо разбойничье! — сказал Собакевич. — Дайте ему только нож да выпустите его на большую дорогу — зарежет, за копейку зарежет! Он да еще вице-губернатор — это Гога и Магога! «Нет, он с ними не в ладах, — подумал про себя Чичиков- А вот заговорю я с ним о полицеймейстере: он, кажется, друг его». — Впрочем, что до меня, — сказал он, — мне, признаюсь, более всех нравится полицеймейстер. Какой-то этакой характер прямой, открытый; в лице видно что-то простосердечное. — Мошенник! — сказал Собакевич очень хладнокровно, — продаст, обманет, еще и пообедает с вами! Я их знаю всех: это всё мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья».

Петр Ковалев 2013 год