Народы поволжья для детского сада. Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям и культуре народов Поволжья. задание. Фольклор народов Ульяновской области

«Система педагогической деятельности детского сада по ознакомлению дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья».
Творьянович Галина Ивановна, заместитель

заведующей по воспитательно-воспитательной работе

МБУ д/с № 64 «Журавлёнок»
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям - одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и т. д.

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины.

Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным нашим педагогам помогает традиционная народная культура. Нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно – прикладного искусства – все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление.

Наш детский сад работает по Программе «Детство +» (авторы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др.). Данная программа предполагает со среднего возраста детей знакомить с русским фольклором и произведениями других народов мира, а в старшем дошкольном возрасте у детей развиваются элементарные представления о многообразии народов мира, некоторых особенностях их внешнего вида, одежды, типичных занятиях.

В программе «Детство +» задачи приобщения к культурным традициям представлены в разделе «Социально-нравственное воспитание». В старшем дошкольном возрасте в программе выделены следующие задачи:

Расширение представлений о жизни детей в других странах (игры, любимые занятия, уважение к старшим и т.д.)

Формирование представлений о многообразии народов мира, об особенностях внешнего вида, национальной одежде, типичных занятия различных народов.

В работе по вопросу приобщения детей к истокам народной культуры мы опираемся на:


  • базисную программу развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (Т.И.Бабаева),

  • программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.П.Князева, М.Д.Маханева),

  • «Радость творчества» (О.А.Соломенникова).
Взяв за основу программу «Детство», изучив её содержание по приобщению дошкольников к народной культуре, мы пришли к выводу, что в ней большое внимание уделяется таким задачам, как:

  • Углубление представлений о семье и знаний о родственных отношениях;

  • Развитие представлений о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства и искусства других народов.
Но задачи ознакомления детей с прошлым своего края, с его историей ставятся очень обще. Поэтому мы решили использовать в качестве дополнения парциальную программу О.П.Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», а также «Радость творчества» О.А. Соломенниковой.

В программе О.П. Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» четко обозначены приоритеты работы по данной проблеме:


  • обогащение предметно-пространственной среды предметами, носящими национальный характер;

  • использование фольклора во всех его формах;

  • народные праздники и развлечения, традиции;

  • ознакомление с народной декоративной росписью.
Мудрые люди говорят, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласить­ся. Наверное, самый благодарный труд- возрождение забытых на­циональных ценностей. К счастью, детство - то время, когда воз­можно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры .

Несколько лет назад, наше дошкольное учреждение начало работу по проекту «Народы Поволжья». Уже в младших группах мы приобщаем малышей к народной игруш­ке (пирамидке, матреш­ке, вкладышам, катал­кам, качалкам, игрушке-забаве). Мы знакомим малышей с русскими на­родными играми, хорово­дами, песнями, сказками, загадками, декоративно-прикладным искусством.

Во-первых, окружа­ющие предметы, воспи­тывающие в ребенке чувство красоты, любознательность, долж­ны быть национальными. Это поможет детям с са­мого раннего возраста понять, что они - часть великого русского наро­да.

Во-вторых, мы реши­ли оборудовать в виде деревенской избы поме­щение. В результате в небольшой комнате раз­местились предметы до­машней утвари, у печи - ухват, кочерга, на полках - предметы народного прикладного искусства, сундук с одеждой, прял­ка, чугунный утюг, вере­тено, люлька и многое другое. Гордость нашего музея – русский самовар. Дети с удовольствием идут на занятия по ознакомлению с на­родным творчеством в русскую избу «Горница».

Работая с детьми, мы часто используем посло­вицы и поговорки. Они помогают устанавливать эмоциональный контакт между ребенком и взрос­лым. Использование по­любившихся произведе­ний народного творче­ства в играх значительно обогащает словарь де­тей, делает их речь эмо­ционально выразитель­ной.

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению поверхностно знакомо, например, с народной культурой .

Как жили люди Поволжья? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам народной культуры Поволжья, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и был создан нами проект «Народы Поволжья». Данный проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитанию любви к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской, мордовской, татарской и чувашской культуре.

Проект предусматривает работу с детьми по духовно-нравственному воспитанию и приобщению к народной культуре Поволжья детей в возрасте 2-7 лет. В данном проекте представлена система духовно-нравственного воспитания ребенка через приобщение к культурному наследию своего народа. Принципы воспитания, положенные в основу проекта следующие:

Принцип культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;

Принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.о. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, художественным народным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников;

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т.е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К.Суслова.

6 модуль «Музейная педагогика»

Включает в себя организацию в ДОУ интерактивных выставок, посещений краеведческого музея, создание на базе ДОУ, группы мини – музея Русской старины, декоративно- прикладного искусства. Т.С. Комарова подчеркивает, что трудности в ознакомлении детей с народами разных стран, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). Оборудованная в ДОУ экспозиция «Русская изба», в которой собраны предметы старины и быта крестьян.

Наглядно – образно представить детям жизнь и быт крестьян; познакомиться с посудой и утварью русской избы; назначением русской печи и других предметов быта.

В рамках данного модуля были организованы:


  1. выставка совместного творчества детей и родителей, на которой представлены
предметы народного декоративного творчества;

  1. выставка «Пасхальных яиц», на которой были представлены множество украшенных пасхальных яиц, композиции библейских сюжетов и различные макеты на пасхальную тему;

  2. выставка матрешек, как сувенирных, так и изготовленных руками детей: из глины, бумаги, соленого теста, папье-маше;

  3. выставка рисунков, бумажных и тряпичных кукол, различные детские работы посвященные праздникам народного календаря;

  4. тематические выставки «Дымково», «Гжель», «Хохлома» и др.

  5. выставка кукол «Куклы наших бабушек», на которой ребята смогли познакомиться со старинными куклами: куклы-обереги, тряпичные куклы, игрушки из глины, соломы, куклы-закрутки; увидели, чем отличаются куклы для игр и обрядовые игрушки (свадебная, пасхальная, кукла-оберег).

  6. посещение музея, выставочных залов.
7 модуль «Семья»

Прежде чем начать знакомство детей с традиционной культурой, необходимо было выявить уровень знаний родителей по данному вопросу. Анкетирование родителей показало, что 78 % родителей - с очень низким уровнем знаний о русской культуре, организации жизни по народному календарю, православных праздников. В таких семьях, история семьи, не прослеживается дальше второго поколения.

35% родителей - имеют представления о народных праздниках, они знают свою родословную, интересуются прошлым своей семьи.

62% родителей считают, что не могут самостоятельно рассказать детям о русской культуре на доступном дошкольном языке.

82% родителей поддерживают проводимую в детском саду работу с детьми , так как считают, что она способствует расширению детского кругозора, формированию мыслительной деятельности и подготовке к школе.

8% родителей безразлично относятся к организации работы с детьми в этой области, потому что считают, что эта тема устарела и в современном обществе есть более насущные проблемы.

Итоги анкетирования показали, что важность работы по приобщению к истокам русской традиционной культуры необходимо объяснять родителям.

В группе велась работа в рамках семейного проекта «Моя семья».

Цель данного проекта сформировать представление детей о народной культуре, народных традициях. Работая над проектом, совместными силами был оформлен альбом, странички которого готовили семьи воспитанников. Каждая страничка отражала сведения об традициях каждой семьи, их быте, праздниках, традиционных занятиях, любимых играх и игрушках, а так же включала народный фольклор и подвижные игры. Оформление альбома было продолжено страничками «Моя семья и мои друзья» с целью формирования представлений детей о том, что в каждой семье могут быть родственники и друзья различных национальностей.

Анна Захарова
Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям и культуре народов Поволжья»

Актуальность

Конституция Российской Федерации гласит :

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов , чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Ссылаясь на «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России», а также на государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ» , можно сказать, что современный период в российской истории и образовании время смены ценностных ориентиров. В 90-е г г. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку.

Поволжье является многонациональным субъектом РФ, то возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности , сочетающей в себе системные знания в области различных культур , стремление и готовность к межкультурному диалогу . Дошкольное воспитание является первым звеном в этой работе. Дети должны иметь представления о культуре , быте, жизни другого народа , доступное их возрасту .

Цель проекта : способствовать накоплению знаний о традициях и культуре народов Поволжья .

Задачи :

Сформировать у детей представления о народах , живущих в Среднем Поволжье (русские, татары, чуваши, мордва) ;

Формировать представления о духовной культуре : фольклор, обычаи, народные праздники , игры;

Обогащать представления о материальной культуре : предметы народного быта , народный костюм , игрушка, музыкальные инструменты;

Формирование у детей толерантное , доброжелательное отношение к представителям других национальностей;

Освоить народные игры Поволжья ;

Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям , традициям , фольклору и национальным костюмам народов Поволжья ;

Активизировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме.

Основные направления работы :

Работа с родителями.

Диагностика.

Мероприятия :

Анкета (Ноябрь 1неделя)

Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям » (Ноябрь 2 неделя) ;

Поиск информационного материала, используя энциклопедии, интернет, библиотеки (Ноябрь 3 неделя – декабрь 1 неделя) ;

Семинар «Диво – дивное, чудо – чудное. Приобщение ребенка к истокам родной культуры » (Декабрь 2 неделя) ;

Участвуют в мастер-классах по изготовлению национальной куклы (Декабрь 3 неделя) ;

Участвуют в досугах (Январь 3 неделя) ;

Экскурсия «В музей вместе с ребенком» (Январь 4 неделя) ;

Папка – передвижка о празднике Старого Нового года «Обряды вчера и сегодня» (Январь 3 неделя) ;

Конкурс творческих семейных работ на тему «Богатство наций» (Февраль 1 неделя) ;

Папка – передвижка «Обряды и обычаи в праздник Масленицы» (Февраль 2 неделя) ;

Создают фото-газету (Март 2 неделя) ;

Участвуют в досугах (Март 1 неделя) ;

Работа с детьми.

1. Беседа о народах Поволжья ;

2. НОД «Какие народы живут в России » ?

3. Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья .

4. Ознакомление со сказками народов Поволжья .

5. Экскурсия в школьный краеведческий музей.

6. Знакомство с народными промыслами – занятия по изодеятельности.

7. Оформление национального уголка в группе.

8. Национальные праздники (мини-фестиваль) .

9. Конкурсы детского творчества «Мы рисуем сказку» .

10. Мир национального орнамента.

11. Разучивание стихов, песен, закличек.

12. Знакомство с подвижными играми народов Поволжья .

13. Традиционное чаепитие .

14. Спортивно – фольклорный праздник «Зимние забавы» .

15. Оформление стенгазеты «Национальные костюмы народов Поволжья .

Принципы, лежащие в основе педагогического проекта :

Систематичность;

Наглядность;

Учет возрастных особенностей .

Партнеры педагогического проекта :

Школьный музей;

Родители;

Библиотека.

Средства диагностики.

Анкетирование родителей.

1. Что такое народные традиции ? Что можно к ним отнести?

2. Актуально ли в наше время тема «Знакомство с традициями и культурой народов Поволжья »?

3. Какие народные праздники , обряды, обычаи, игры Вы знаете?

4. Какие существуют традиции в Вашей семье ?

5. Как Вы приобщаете своего ребенка к народной культуре ?

6. Обучаете ли Вы своего ребенка родному языку?

7. Есть ли в Вашей семейной библиотеке художественные произведения, энциклопедии о культуре и традициях народов Поволжья ?

8. Читаете ли Вы детям сказки народов разных национальностей?

9. Играете ли Вы дома в народные игры ?

10. Ваши предложения по организации работы с детьми в детском саду.

Круглый стол с родителями.

Беседы с детьми.

Наблюдение.

Перспективы дальнейшего развития проекта .

Оформление фотоальбома.

Оформление виртуальной экскурсии в музей.

Национальный театр.

Список использованных источников :

Примерная комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.

Программа О. Л. Князевой, И. М. Маханевой «Приобщение детей к стокам народной культуры » .

Программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» О. В. Дыбина – Ульяновск Издатель Качалин А. В. 2014, 210 стр.

Конституция Российской Федерации.

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России».

Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями народов Поволжья.

Хасанова Гузель Рифовна МБДОУ №11 «Антошка» воспитатель первой квалификационной категории

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы.

Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Наша цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья.

Какие задачи ставит педагог для достижении цели:

1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья.

2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.

3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).

4 Заинтересовать родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.

5 Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.

6 Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.





В разделе «Игры и забавы народов Поволжья» Это и есть народные подвижные игры, танцы нередко воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то есть носят подражательный характер. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; часто сопровождаются считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Народные подвижные игры дают возможность детям окунуться в атмосферу общей радости и веселья, заманивают к участию в городских праздниках: Масленица, Рождество, Пасха, Науруз, Курбан байрам, Сабантуй.




Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.


Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важных задач работы педагога. В нашей республике, да и в нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордва и т.д.


И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. На занятиях мы рассказываем детям о народах Поволжья, их быте, культуре, читаем стихи, сказки, играем в различные игры, в которые дети с удовольствием играют. В детском саду проводятся развлечения, спортивные мероприятия, на которых используются народные игры народов Поволжья.


Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия народов Поволжья формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.


В моей группе создана такая предметно- пространственная среда, которая пробуждает в душе ребёнка лучшие чувства, помогает детям с самого раннего возраста понять, что они часть великого народа. Дети знакомятся с предметами декоративно- прикладного искусства, бытом людей в старину. Работа по приобщению к культуре народов Поволжья проходит во всех режимных моментах и НОД.



В нашем ДОУ созданы условия для более углубленного ознакомления детей с мордовским народным творчеством: специальное помещение отведено под «Мордовскую избу», где дошкольники встречаются с бабушкой и дедушкой в национальных костюмах, могут покачать люльку, познакомиться с посудой и вещами старины






















Конспект познавательного занятия в подготовительной группе “Путешествие по Волге”.

Цели:

  • расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине,
  • дать детям общее представление о Мордовской республике,
  • познакомить с Мордовскими обычаями и традициями, с народным творчеством,
  • воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа.

Материал к занятию: карта России, флаги и гербы России, Чувашии, Мордовии, Татарстана, народный мордовский костюм, иллюстрации одежды мордвы, аудиозапись с песнями о Волге, картинки грибов, рыбы.

Предварительная работа: чтение легенд, сказок мордовского народа, рассматривание одежды мордовского народа, знакомство с гербом, флагом Мордовии, разучивание подвижных народных игр, рассматривание иллюстраций о Волге, о Мордовии. Слушание народной мордовской музыки.

Словарь: панго, паця, береста, лыко, пулай, панар.

Ход занятия:

  • Ребята, где мы с вами живем? (В Поволжье) Почему так называется наш край? Верно, потому что мы живем на Волге.
  • Что мы с вами делали, чтобы больше узнать о Волге?
  • Правильно, ездили на экскурсии, читали стихи, легенды, сказки, рассматривали фото, картины художника Петрова, слушали песни о Волге, рисовали Волгу.

Звучит песня Пляцковского и Савельева “Волга в сердце впадает мое”.

  • Дети, о чем поется в этой песне? А давайте-ка вспомним, люди каких национальностей живут у нас в Поволжье?

Дети подходят к столу, называют символы каждого народа (флаг и герб).

  • Дети, а вы хотите побывать у кого-нибудь в гостях?
  • Мы сегодня побываем в гостях у мордовского народа.

Дети с воспитателем подходят к карте – воспитатель показывает на карте, где находится Мордовия, называя главный город Саранск. Показывает флаг и герб Мордовии. Дети рассматривают его. Воспитатель объясняет значение герба.

  • Как вы думаете, ребята, чем отличается природа Мордовии от природа Чувашии, Татарстана? Чем занимается народ Мордовии? (Выращивает хлеб, занимается охотой, гончарным делом, делает изделия из бересты)

Звучит мордовская народная музыка. Стук в дверь. Входит девочка в национальном мордовском костюме.

  • Дети, к нам пришла гостья.
  • А как тебя зовут? (Алдуня)
  • Это русское имя? Что вы чувствуете, когда произносите это имя? А как вас зовут? (Дети проговаривают свои имена)
  • А одежда у нее какая необычная. Эта девочка – мордовочка, и на ней мордовский национальный костюм.

Девочка кружится, дети рассматривают ее костюм.

  • Какие цвета использованы в костюме? (Ответы детей)

Алдуня:

  • Ребята, я вам принесла картинки с изображением одежды нашего народа. Это – панго – праздничный головной убор замужней женщины. Паця – платок. Налобная повязка , вышитая бисером. Венок из искусственных цветов – девушки.
  • Дети, какие любимые украшения у мордовских женщин? (Дети рассматривают их, примеряют, называют)
  • А вот это – обязательный атрибут костюма – пояс. Его завязывают поверх женской рубахи. Называется он пулай . (Дети повторяют, как называется пояс) Панар – это белая женская рубаха.
  • А сейчас я вам расскажу легенду о мордовском богатыре Пере (Коротко рассказывает).

Воспитатель:

  • Ребята, очень красивые места в Мордовии, а мы все с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя… Россия.
  • Для каждого из вас дорог тот край, где вы родились. (Cпросить 2-3-х детей, где родились). Для нашей гостьи это Мордовия, для меня – Ульяновская область, а для всех нас и для Алдуни – это большая Родина – Россия. Володя прочитает нам стихотворение.

Родина моя, бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал,
Все места для нас святые,
Где бы ты в России не бывал.

  • Какие пословицы вы знаете о Родине и России?
    1. Воздух Родины – он особенный – не надышишься им.
    2. Жить – Родине служить.
    3. Лучше нет родного края.
    4. На родной стороне и ворона родная.
  • Алдуня, а какие пословицы есть у мордовского народа о Родине?
    1. Без ветвей не дерево – без детей не семья.
    2. В родном краю, как в раю.
    3. Краше Родины нет ничего.
    4. На родной стороне и камушек знаком.

Алдуня приглашает детей на выставку.

  • Ребята, мордовский народ очень трудолюбив и гостеприимен, есть у нас и свое народное творчество. Это ткачество, вышивка, работа с деревом, плетение корзин, туесков (дети рассматривают).
  • Ребята, а мне бы хотелось узнать, что вы знаете о Мордовии, о ее лесах.

Дети говорят, что в лесах много грибов и ягод. А в озерах много рыбы. Дети показывают картинки и называют грибы и ягоды.

Алдуня:

  • Очень богат наш край, наш народ любит свою Родину и заботится о лесах, реках, бережет достояние республики.
  • У нашего народа много традиций и обычаев. А какие у вас в группе есть традиции?
  1. Справляем именины детей.
  2. Рябинкины именины.
  3. Устраиваем день цветов.
  4. Синичкин день рождения.
  5. День рождения Земли.
  6. Экологические тропы.
  7. Проводы зимы, масленица, колядки.

Алдуня:

  • Мы тоже любим праздники. У нас есть праздник “Кереть-озке”. “Кереть” - означает плуг, “озке” - моленье. Этот праздник посвящается посевным работам.
  • А на праздниках мы играем в игры, поем, пляшем. Вот я и хочу с вами поиграть в игру “Раю-раю”.
  • На память о нашей встрече я дарю вам эту книгу – “Былины мордовского народа”.

Звучит песня “Волга в сердце впадает мое”. Девочка прощается, уходит.

  • Очень много мы узнали. О чем? О ком?
  • Очень много людей разных национальностей живет у нас в Поволжье. Все они живут дружно, помогая друг другу. Дети все вместе учатся в школах. В нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей – мордва, татары. Все они вместе дружат, вместе играют.

Каждая березка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля, -
Все напоминает нам о самом важном –
Только здесь родимая земля!

Конспект познавательного занятия в полготовительной группе “По родныи волжским просторам”.

Цели:

  • расширить знания детей о России, о людях, населяющих Поволжье,
  • закрепить знания о быте, одежде татар, мордвы, чувашей,
  • воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

Материал к занятию: карта России, бумажные куклы (в национальных костюмах – татар, мордвы, чувашей, русских), национальные детские костюмы (татарские, мордовские, чувашские, русские), женские украшения, д/игра “Назови правильно”, фрагменты национального быта чувашей, татар, русских (полотенца, посуда, головные уборы, костюмы), д/игра “Назови одежду”, “Узнай растение”, “Чей головной убор”.

Лексика: волжане, Татарстан, Мордовия, Чувашия, многонациональная, гостеприимство, Русь деревянная.

Предварительная работа: чтение русских, чувашских, татарских, мордовских сказок, легенд, рассматривание национальных народных костюмов (русских, татар, мордвы, чувашей), рассматривание вышивок, заучивание стихов о Волге, частушек, татарских и чувашских слов, беседы о быте людей разных национальностей, экскурсия в краеведческий музей, в мини-музей д/с.

Ход занятия:

В группу приносят телеграмму “Встречайте, скоро буду. Почемучка”.

  • Ребята, к нам в гости едет Почемучка! Кто он?
  • Как вы думаете, зачем он приезжает?

Слышится звук подъезжающего автомобиля. Стук в дверь. Появляется Почемучка:

  • Здравствуйте, ребята. Меня зовут… (дети – Почемучка)
  • Почемучка, а почему тебя так назвали?

Почемучка:

  • А потому, что я все время задаю всем вопросы. И у вас тоже хочу спросить. Почему вы здесь собрались? А где вы живете?
  • А что такое Тольятти, Волга, Россия? Почему вы себя называете волжанами? А почему Россию называют многонациональной страной?

Ребята:

  • Почемучка, если ты хочешь узнать что-нибудь, то мы приглашаем тебя совершить вместе с нами путешествие по русской реке Волге.

Перед нею путь большой и долгий
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой,
Матушкой, кормилицей, родной.

Почемучка:

  • А где протекает Волга? Где она родилась?
  • Приглашаем тебя к карте.

Ребенок:

Скатываясь с древнего Валдая,
Через Нижний, прямо на Увек,
Все спешит, спешит, в себя вбирая
По пути семь тысяч рек,
Меж болот, из мелкого колодца
Ручеек, не умолкая, льется.
Неприметен чистый ручеек,
Не широк, не звонок, не глубок.
Перейдешь его через дощечку,
А глядишь – ручей разлился в речку. (С. Маршак)

  • Все мне ясно, а почему говорят, что на Волге живут разные народы?
  • Ты задал правильный вопрос, Почемучка. Россия – самая большая страна в мире, посмотри на карту, какую огромную территорию занимает наша Родина. А мы живем на Волге и потому нас называют волжанами. На берегах Волги, Почемучка, живут (дети прикрепляют маленькие фигурки) мордва, татары, чуваши, русские, другие народы.
  • Как много и какие все красивые.
  • Почемучка, а ты посмотри на нас внимательно, что-нибудь замечаешь необычного?
  • Ой, и правда, ребята, вы одеты необычно. А почему?
  • А это секрет, оставайся с нами и мы тебе все покажем и расскажем.

Звучит чувашская народная мелодия. Девочка, одетая в чувашский национальный костюм, приглашает детей и Почемучку на посиделки (все приглашения на чувашском языке с переводом). Их встречает хозяйка в национальном чувашском костюме и рассказывает о своем народе.

Д/игра “Назови одежду”. П/игра “Скок-перескок” (на какую русскую игру похожа?).

Почемучка:

  • Как интересно, и необычно. Спасибо вам, ребята! А у меня для вас письмо.

Воспитатель читает: “Исэнмсеэ балалар, безнек осигэрэхим интегех”. Перевод.

  • Ребята, Почемучка, это приветствуют нас на татарском языке и приглашают нас в гости.

Хозяйка приглашает на татарском языке с переводом:

Пошмак су, почерек су
Син мине яхиш то
Битяэрем аллансын
Кулларым ачарсым.

Хозяйка приглашает, дети рассматривают ее одежду, называют ее.

  • А что еще на голове носят татарские женщины? (Калфан) А мужчины? (Тюбетейки)
  • Дети, а чем отличается татарская вышивка от вышивки людей других национальностей?
  • А как пьют чай татары? (Из пиалы, крепко заваренный и наливают понемногу)
  • А я приготовила вам игру “Найди головной убор”. П/игра “Каравай”.

Радыхнын, турган конеэ
Без петердек ах калаг
Менэ тундый кинлектэ
Менэ тундый торлыктэ
Менэ тундый тэбэнэк
Ак калаг ат калаг
Телегэнецне алда кач!

  • Спасибо, хозяюшка, загостились мы у тебя! До свидания.

Почемучка:

  • Ой, хорошо в гости ходить, я не против еще к кому-нибудь зайти. А вы, ребята?
  • Ребята, у меня есть небольшой ларец. Он необычный.

Волшебный ларец:
Позвони в бубенец,
И попали во дворец.
Открывается палата,
Посмотрите, чем она богата?
Нет ли там чудовищ?
Много ли сокровищ? (Да)

  • Сейчас мы это узнаем!

Воспитатель открывает ларец, и дети рассматривают украшения мордовских женщин.

  • Дети, что это? (Это украшения) Кто их носил? (Женщины) А женщины какой национальности?
  • Это – пончо – праздничный головной убор мордовских женщин. А из чего он сделан?
  • А это что? (Нагрудное украшение) Из чего? (Из бисера)
  • А это что? (Пулай – пояс) Из чего сделан? Для чего монеты, колокольчики?
  • Дети, а чем отличается природа Мордовии от Татарстана, Чувашии.

Д/игра “Что растет?”. П/игра “Раю-раю”.

Почемучка:

  • Ой, музыка слышится. Да, я ее узнаю, это русская народная песня.

Воспитатель:

  • Почемучка, посмотри на ребят и найди среди них девочку и мальчика в русских национальных костюмах.
  • Вижу, вижу, вот они. Выходите, ребята.

Дети приглашают в гости к бабушке Лие.

Встречает хозяйка: “Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, очень рада видеть вас у себя в гостях! Для дорого гостя - и ворота настежь!”

Воспитатель:

  • Видим, что рады вы нам!
  • Я гостей ждала, да блинов напекла. Проходите и рассаживайтесь на скамейки, которые смастерил мой хозяин Егор.

Ребенок:

Русь деревянная, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.

Почемучка:

  • А вы, ребята, какую-нибудь песню знаете?
  • Да! Про блины. (Песня “Блины”)

Воспитатель:

  • Дети, а когда у нас на Руси пекут блины? (На масленицу)

Почемучка:

  • А почему Русь деревянной называют?
  • Потому что дома рубили из дерева, посуда была деревянная (хозяйка все показывает и нахваливает).

Воспитатель:

  • Почемучка, тебе ребята приготовили загадки, а ты должен отгадки найти здесь, в избе.

В лесу кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется. (Топор)

Утка в море, а хвост на заборе. (Ковш)

Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо. (Самовар)

Почемучка:

  • А теперь я вам загадаю, отгадка тоже здесь, в избе.

Что за урод, нога и рот,
Ничего не вижу, ртом таскаю
Жижу, сама не глотаю, а выливаю. (Ложка)

  • Молодцы! А еще я слышал, что на гуляньях русский народ всегда частушки поет.
  • Да, мы тоже частушки знаем!

Я пойду, разойдуся
По зеленой, по траве,
Заиграли гармонисты,
Все волнуется во мне.

Эй, девчушки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!

Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире,
Не одна плясать пойду,
Нас идут четыре.

Мы в Тольятти родились,
И в Тольятти мы живем,
Мы – девчоночки-волжанки,
И нигде не пропадем!

Этот город, что на Волге,
Был Татищевым открыт,
Где теперь мы строим “Лады”
И на всю страну гремим!

Хозяйка:

  • На Руси сейчас идет масляная неделя. Сегодня вторник – заигрыш. Вот и поиграем с вами в игру “Русский хоровод”.

Хозяйка:

Как для вас, мои друзья,
Наварила, напекла
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов,
Не найду едоков.
Хозяйку потешьте –
Блинов моих поешьте.
Не красна изба углами –
Красна пирогами.

Дети:

  • Спасибо вам, хозяюшка, наделил бы вас господь и житьем, и бытьем, и здоровьицем.

Почемучка:

  • Вот здорово-то как!

Воспитатель:

  • Ребята, мы побывали сегодня в разных местах. Люди везде добрые да приветливые. Недаром говорят: “Где дружат – там живут, не тужат!”
  • А вы пословицы о дружбе знаете? (Ответы детей)
  • Ребята, по масляной неделе завтра среда-сластена. Вот и приглашают хозяйки всех жомов, где мы были, нас на чаепитие за стол, за угощение.

Хозяйки подают угощение. Называют блюда на своем языке с переводом.

Конспект занятия в старшей группе “Путешествие в прошлое Ставрополя”.

Цели:

  • учить рассказывать о своем городе,
  • расширить представления детей об истории родного города,
  • развивать интерес к народной культуре и традициям,
  • воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине, к истории возникновения г. Ставрополя.

Лексика: редуты, батареи, усадьба, ров, гимназия.

Материал к занятию: макет города-крепости, города Ставрополя, фотоиллюстрации Ставрополя, материал для труда, портреты В.Н. Татищева и калмыков.

Ход занятия:

  • Ребята, мы сегодня с вами поговорим о прошлом нашего города.

Воспитатель приглашает детей подойти к макету крепости-города Ставрополя-на-Волге. Поясняет, кто считается основателем города, как с греческого переводится “Ставрополь” - город Святого креста. По макету воспитатель спрашивает детей, что в первую очередь построили.

Стихотворение:

Вдалеке просторы Волги,
А вокруг стена крутая,
Вдоль стены глубокий ров,
Здесь амбары и склады,
Что построили казаки.

  • Стену, глубокий ров, потом дом для калмыцкой княжны Анны Гайшиной, церковь и дом для священника, казармы для казаков, архив, канцелярию (дети все это показывают на макете), склады и амбары (воспитатель спрашивает детей, что такое склады и амбары).
  • Дети, а как вы думаете, для чего построена крепость? (Ответы детей, воспитатель добавляет)
  • Ребята, а что было установлено в крепости для охраны от набегов врагов? (4 батареи, 2 редута, спросить, что такое батареи и редуты, дополнить ответы детей, предложить детям самим поставить их на макете).
  • А сейчас мы поиграем (д/игра “Выбери правильный ответ”). Ребята, вам нужно выбрать правильный ответ на вопрос “Для чего в старину строили города?”

а) чтобы жители занимались ремеслом,
б) для защиты горожан от врагов,
в) для того, чтобы торговать,
г) чтобы людям было удобнее жить.

А вот здесь у меня для вас другое задание (игра “Назови и покажи правильно”).

1. Сколько батарей было установлено в крепости?
2. Сколько в крепости было построено редутов?
3. Сколько было ворот у крепости?

  • Шли годы, город-крепость Ставрополь строился, расширялся. Появились в Ставрополе улицы, площади, магазины, церковь, пристань, санаторий, дачи, (воспитатель приглашает детей к стенду)

Дети подходят к выставке “Из истории Ставрополя-на-Волге”. Рассматривают фотографии, вместе с воспитателем дети ведут беседу.

  • Ребята, а что означает в переводе слово “город”? (Забор, ограда)
  • А как вы думаете, из чего строили в Ставрополе дома? (Из камня, из дерева)
  • А где брали белый камень?
  • А как вы думаете, сажали ли в Ставрополе около домов деревья, цветы?
  • Конечно, особенно много было в Ставрополе сирени. Много разных видов.
  • Ребята, а теперь посмотрите на эту фотографию. Это женская гимназия в Ставрополе (дети объясняют слово гимназия). А почему женская? (Ответы детей)
  • А сейчас постарайтесь объяснить значение других слов:

Санаторий - это...
Пристань - это...
Амбары - это...
Склады - это...
Казаки - это...
Волга - это...
Жигулевские - это...

  • А вот здесь новое задание: вставьте в слова пропущенные буквы (г...род, кр...пость, ул...ца). буквы: гласные или согласные.
  • Молодцы, вы справились с заданиями. Ребята, а вот перед вами макет нашего города Ставрополя.

Дети вместе с воспитателем рассматривают макет, воспитатель предлагает его озеленить и заселить.

Ручной труд из полуготовых форм (кошки, собаки, лошади, деревья).

Вот и готов наш макет города предков, а называется он... А как еще можно назвать Ставрополь?

  • Молодцы, ребята! А сейчас вы оцените себя, как вы справились со всеми заданиями (самооценка детей).

Совместная деятельность.

Предварительная работа:

  • Экскурсия в музей историко-культурного наследия,
  • Выставка “О чем говорят раскопки”,
  • Экскурсия в ТКМ на выставку “Путешествие по старинному городу,
  • Рассматривание иллюстраций о Ставрополе, работа с макетами “Ставрополь в XVIII веке” и “Ставрополь в XIX веке”.

Последующая работа:

Работа с листами активности из альманаха по краеведению “Твой Ставрополь-Тольятти” (опыт работы ДОУ №169), посещение тематической выставки в музее д/с “Ставрополь в прошлом”, чтение отрывков из книги В.А. Овсянникова “Ставрополь-Тольятти”, составление кроссвордов, шарад по усмотрению педагога.

Интеграция с другими видами деятельности:

  • игровая деятельность (с/р игры “Путешествие”, д/и “Ремесла и промыслы в Ставрополе”, “Что нужно для работы гончару, кузнецу, плотнику и бондарю?”),
  • художественная литература (чтение книг о труде взрослых “Делу время, потехе – час”, стихи, рассказы, пословицы, песни, приметы, Москва, “Детская литература”, 1988, А.Навроцкий “О кузнецах и кузницах”, З.В. Левицкая “История Отечества для детей”, “Владос”, Москва, 1996),
  • художественно-творческая деятельность (рисование “Городок на Воложке”, “Мой Ставрополь”, лепка “Предметы и орудия труда ремесленников”, ручной труд – изготовдение из папье-маше орудий труда для кузнеца, плотника),
  • развитие речи (составление творческого рассказа о городе).

Задания для родителей: подобрать материал о Ставрополе.