Мордовский народ: культура, традиции и обычаи. Мордва: внешность и происхождение. Традиции и обычаи мордовского народа

Среди всех назначений в правительстве Дмитрия Медведева самой необычной выглядит фигура нового министра сельского хозяйства. Им стал 40-летний Дмитрий Патрушев - сын секретаря Совета безопасности и бывшего главы ФСБ Николая Патрушева. Новый министр последние восемь лет был близок к сельскому хозяйству, но скорее с денежной точки зрения - он возглавлял правление государственного «Россельхозбанка». По всем прикидкам на должность министра по совмещению предполагали нового вице-премьера Алексея Гордеева, у которого есть солидный опыт работы в профильном министерстве.

«Что касается Гордеева, то ему просто не повезло, — говорит политолог Аббас Галлямов . — У Путина есть товарищ, сын которого делает бизнес в сельском хозяйстве, поэтому новому старому вице-премьеру придется потесниться».

Вообще-то дети действующих чиновников часто делают головокружительную карьеру.

  • Например, младший сын бывшего руководителя администрации президента Сергея Иванова (тоже Сергей) трудится президентом компании «АЛРОСА».
  • Сын нынешнего зама АП Сергея Кириенко Владимир занимает пост вице-президента в «Ростелекоме».
  • Вице-президентом банка ВТБ служит Денис Бортников, сын директора ФСБ Александра Бортникова.

Но все это люди бизнеса, а вот появление после министра-отца (формально должность директора ФСБ приравнивается к министерской) министра-сына — явление для России новое и, кажется, слегка пугающее.

есть обновление

Главное о новом кабинете министров за 5 минут: объясняет Кирилл Мартынов

Николай Патрушев. Фото: РИА Новости

Дмитрий Патрушев — формально выпускник Государственного университета управления (ГУУ), но журналисты «Собеседника», подробно изучавшие биографию председателя правления «Россельхозбанка», так и не смогли найти ни одного его однокурсника. Зато известно, что Патрушев-сын является выпускником академии ФСБ 2006 года, и в конце нулевых он курировал работу банка ВТБ с госкомпаниями на должности вице-президента. В «Россельхозбанк» его назначили в 2010-м. Этому предшествовала проверка прокуратуры в четвертом по величине госбанке, в результате которой наблюдательный совет возглавил бывший премьер-министр Виктор Зубков, а из совета директоров вышла, например, тогдашний министр сельского хозяйства Елена Скрынник.

Называть Дмитрия Патрушева эффективным банковским топ-менеджером было бы преувеличением. Даже несмотря на то, что банк попал под секторальные санкции из-за Украины и Крыма в 2014 году, в минус он пошел куда быстрее всех остальных финансовых структур.

Известно, что в 2016-м убыток банка (согласно официальной отчетности) составил без малого 59 миллиардов рублей, а годом раньше — и вовсе почти 70 миллиардов рублей. Это, впрочем, не помешало стать Дмитрию Патрушеву лауреатом премии «Банкир года» по версии Ассоциации российских банков (АРБ).

АРБ пояснила, что «несмотря на сложные макроэкономические условия и введенные в отношении банка санкции со стороны США, Европы и других государств, в 2015 году банк существенно расширил финансовую поддержку сельского хозяйства, продемонстрировав прирост кредитного портфеля и объема выдач новых кредитов на уровне, опережающем среднерыночные показатели». Вероятно, АРБ не учитывала при определении победителя то, что

банк выдавал кредиты компаниям Максима Хромцова. Хромцов — владелец компании Misam Investments: она фигурирует в , и в 2012 году Хромцову свою долю в ней продал Николай Патрушев, отец нового министра.


Дмитрий Патрушев и Рамзан Кадыров. Фото: РИА Новости

«В целом, у «Россельхозбанка» был существенный показатель неэффективности, — подводит итог правлению Патрушева-сына экономист Татьяна Куликова . — Государство довольно много денег туда вкладывало, но совсем не факт, что эти деньги с максимально возможным КПД использовались. Убыток банка был вызван неэффективностью в его работе. Они помогают многим проектам сельского хозяйства, но не факт, что эти проекты выбираются правильно. Отбор проектов не всегда качественно производится». Возможно, имеется в виду тот факт, что банк неоднократно обвиняли в том, что, будучи созданным для кредитования сельского хозяйства, он выдавал кредиты на недвижимость и автомобили — причем нередко акционерам самого банка.

Впрочем, экономист Александр Данилов , например, говорит, что под руководством Дмитрия Патрушева не так уж все было и плохо: «Определенные успехи и улучшения за последнее время наметились. Например, по контролю над рисками. Значительный путь пройден, но не до конца еще (этим и вызваны убытки), еще нужно подрезервировать». Правда, теперь РСХБ придется жить без такого талантливого управленца.

Учитывая, что Минсельхоз прочили в управление Алексею Гордееву, назначение Дмитрия Патрушева интригует, но только на первый взгляд. «Я восхищен, — язвит политолог Кирилл Рогов . — Видимо, надо ожидать и других таких назначений на основе наследственности».

«Более того, это назначение делает отставку Патрушева-отца максимально вероятной».

Собственно, слово «клановость» звучит от всех экспертов. «Назначение Патрушева — это серьезная политическая ошибка, — уверен Аббас Галлямов . — Проблема семейственности, клановости остро стоит в общественном сознании. Люди считают ее одним из главных источников бед современной России. Назначая Патрушева, власть подставляется под огонь критики». А Татьяна Куликова считает нового министра результатом «компромисса нескольких структур». В конце концов, какие-то очень уж провальные шаги Патрушева-сына может смикшировать опытный коллега Гордеев, а к тому, что с персонами на должности главы Минсельхоза не все в порядке, в России уже привыкли.

Разноликая Россия: заметки очеркиста об одном из самых трудолюбивых наших народов

Любящая родные песни и мифы поэтическая натура мордвина не может жить… без работы. Это самая суть его - неуемная жажда деятельности и упорство, которое помогает ему преодолевать все препятствия, лишь бы сделать дело хорошо и правильно. Есть чему поучиться у этого народа.

Глухой ночью в крестьянской избе что-то страшно запищало. Писк разбудил обитателей дома и не на шутку перепугал их. Но тут хозяин увидел в углу крошечное, с наперсток, существо и облегченно вздохнул:

Куйгорож!

Без работы жить с ним невозможно, и если не дашь ему занятия по душе – все в доме порушит от избытка сил. Настырность Куйгорожа в работе дойдет до того, что придется давать ему невыполнимые задания, например, вычерпать воду из болота или свить веревку из песка...

Куйгорож – мордовский гном. Его видит только хозяин. Хозяин-мордвин про него и легенду сложил. Знал, что этот невидимый миру, но сильный малыш – суть самого мордвина: его неуемная жажда деятельности и упорство, доходящее порой до необузданного, дикого упрямства. «Запрячь» мордвина, погонять его трудно. Спасаясь от крепостного права, мордва рассеялась по всей Руси великой, ушла в Сибирь и частично даже в Армению, и говорить о мордовской диаспоре столь же исторически корректно, что и о диаспоре китайской, еврейской или армянской.

Но сначала мордва жила кучно в громадном углу между Окой и Волгой, будучи отдельной и самостоятельной нацией, принадлежащей к большой финно-угорской семье языков и народов.

К ней, напомню, относятся эстонцы, финны, карелы, удмурты, марийцы, коми и др. – с одной стороны, и венгры, ханты и манси – с другой.

Впрочем, любой, даже не слишком ученый мордвин может тут же, на месте, упрекнуть меня в том, что мордва отнюдь не единая нация: есть мордва-мокша и мордва-эрзя (а я ему отвечу, что знаю об этом, да еще добавлю, что есть и маленькая подгруппа шокша, сама о ней писала). Два мордовских языка похожи, но различий между ними больше, чем между русским и белорусским. На мокшанском и эрзянском языках в Мордовии издается литература и периодика, они изучаются в школе и вузах, таблички на учреждениях делаются на трех языках, но... читают прохожие обычно только третью надпись. В столице Мордовии Саранске вам, правда, намекнут, что и здесь на удобренном свободой поле чудес выросло в 90-е годы некое подобие межнационального дискуссионного клуба: кто «лучше», кто древнее, кто культурнее – мокша или эрзя, но успокаивает хотя бы то, что разговаривают спорщики на общем для всех и более привычном русском языке (на котором и делается третья надпись на дверях учреждений)…

Все это только надоевшая всем политика, а вот то, что языковедческие и этнологические мордовские тонкости быстро отходят в прошлое вместе с поэтическим эпосом мордвы, вызывает громадное сожаление. И если бы не ученые...

В Саранске нет, пожалуй, большего знатока всего мордовского, чем профессор, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РФ Валерий Анатольевич Юрчёнков. Некоторое время назад мы с ним говорили об особенностях мордвы.

Когда любого соседа – татарина, чуваша, марийца – спросишь о главной национальной черте мордвина, все они в один голос называют упрямство. Но с положительным оттенком. Попытаешься уточнить: упорство? Нет, именно упрямство. Моя дипломница провела опрос на эту тему, и процентов 85 респондентов сказали это слово. Выделяют еще доброжелательство, контактность... Справедливо! Смотрите: мордва – это единственный финно-угорский народ, который имеет огромнейшую диаспору, значит, умеет жить вместе с другими народами. Хотя в средние века мордва под руководством своих князей сильно сопротивлялась русскому завоеванию. И только когда монголы пошли на Русь, бывшие неприятели стали союзниками.

Мордва – люди православные; в Мордовии замечательные храмы. За триста лет с начала крещения мордовского народа на территории, где он проживает, появилось около 650 храмов и 42 монастыря!

После потрясений первой половины ХХ века, связанных с разрушением церквей, православная жизнь восстановилась. Была создана Саранская и Мордовская епархия. Новый церковный округ был выделен из состава Пензенской епархии. Сейчас в Мордовии больше 250 храмов, 13 монастырей (8 мужских и 5 женских), 8 монастырских подворий, есть духовное училище.

7 мая 1991 года постановлением Совета Министров Мордовии Саранской и Мордовской епархии был передан Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, что под городом Темниковом. Первые воспитанники Санаксарского монастыря возродили еще несколько обителей.

В начале 80-х годов я, между прочим, побывала там, в «бывшем» тогда монастыре. Из окошек полуразрушенного главного здания выглядывали головы веселых пэтэушников. Некоторые окна, выбитые ими же, были заткнуты подушками. Но в центре монастырского двора цвела аккуратная клумба, а поодаль я совершенно неожиданно для себя увидела ухоженную могилу великого русского флотоводца, адмирала Федора Ушакова. Впоследствии мне стало известно, что была там и вторая могила – родного дяди адмирала, старца Феодора Санаксарского.

В 2001 году Ф.Ф. Ушаков был причислен Русской Православной церковью к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков (6 октября 2004 года Архиерейский собор РПЦ причислил Феодора Ушакова к общецерковным святым в лике праведных).

В 2006 году в честь Святого праведного воина Феодора Ушакова в Саранске был возведен величественный кафедральный собор.

…А что касается Куйгорожа и языческих верований вообще, то мордовская женщина может обращаться к богине Толаве, просить ее о чем-то и при этом креститься. Да и мы-то, русские, уже тысячу лет как христиане, разве не суеверны бываем?..

Летом 1957 года в поселке Торбеево, что к западу от Саранска, узнали, что их земляк, гвардии старший лейтенант Михаил Петрович Девятаев удостоен высокого звания Герой Советского Союза. Было за что.

До войны Михаил, по происхождению мордвин-мокша, окончил в Казани речной техникум, выучившись на речного капитана. Но стал летчиком-истребителем. После тяжелого ранения он был переведен, в точности, как в фильме «Небесный тихоход», в тихоходную авиацию. Только после встречи с легендарным Александром Покрышкиным в мае 1944 года Девятаева вернули в авиацию истребительную. В том же году он был сбит подо Львовом. Спускаясь с парашютом, потерял сознание, ударившись о собственный самолет, и был взят в плен. В Лодзинском лагере для военнопленных осуществил первую – неудачную – попытку побега. Далее был лагерь смерти Заксенхаузен, где ему удалось поменять свой статус со смертника на штрафника. Наконец, остров Узедом, знаменитый полигон Пенемюнде, где нацисты испытывали крылатые и баллистические ракеты «Фау». Вот отсюда-то упрямый мордвин и сбежал, усадив в «Хейнкель-111» еще девять заключенных.

Михаил Петрович дожил до 85 лет. Долго ходил по Волге на речных судах капитаном, участвовал в испытании новых судов, водил «Ракеты» и «Метеоры», которые ныне, увы, так редко увидишь на волжских просторах…

Если вы любитель искусства, и вам вдруг предложат командировку в любой город России, без сомненья выбирайте столицу Мордовии. В Саранске – Эрьзя.

Его работы, разумеется, есть и в Русском музее, и в Третьяковке, но там другие шедевры помешают вам рассмотреть работы мордовского гения. А в Саранске, в музее собственного имени, он весь на виду.

Не мною замечено, как имя влияет на судьбу человека. Останься талантливый Степан, как был по метрикам, Нефедовым – может, и не видать ему мощной мировой славы. Но он выбрал себе псевдоним по имени своего народа. Правда, большую часть своей жизни скульптор писал свою новую фамилию латинскими буквами – Erzia. Италия, Франция, Аргентина… – куда только не забрасывали его судьба и творчество.

Упрям был, зол, своеобычен. В конце концов, нашел для себя материал твердый, как каррарский мрамор, но, в отличие от камня, - живой. Из полноводных южноамериканских рек неистовый мордвин выуживал тяжеленные стволы кебрачо, или квебрахо – дерева с человечьим цветом древесины: от розового до исчерна-смуглого. И альгарробо с его болезненными наплывами древесины тоже полюбилось скульптору.

Какие личности были увековечены Эрьзей в его ни на чьи не похожих работах: Ева, Моисей, Христос, Ленин, Толстой, Сталин!

Ну, а кроме них – просто мордвин, просто аргентинка, просто казашка, мордовская девушка, неизвестная русская, а также собственная мать Степана Дмитриевича. А «портреты состояний»? А знаменитая «Страсть»...

В конце своего жизненного пути Степан Дмитриевич вернулся на Родину, еще работал в Москве, а похоронить завещал в Мордовии, что потом и было сделано. Надгробный памятник был выполнен вечным соперником Эрьзи Сергеем Коненковым.

Через большое село Баево, родину Эрьзи, всегда проезжал, бывало, направляясь к соседям в Чувашию, бывший глава Республики Мордовия, ныне губернатор Самарской области Николай Иванович Меркушкин, с которым мы знакомы много лет. Он рассказывал мне как-то о селе Баево:

Вот смотрите: буквально за несколько лет появилась в этом селе улица Новая. И ведь какие дома стоят красивые! При этом люди сами себе их построили, своими силами, помогая односельчанам вскладчину. Но откуда же средства, спрашиваю, в это тяжелое время? Оказывается, в радиусе едва ли не ста километров дома и колодцы построены руками баевских мастеров. Вообще всегда очень много было на мордовской земле отходников, сезонных рабочих, которые уезжали работать за тысячи километров. По 40-50 мужчин из одной деревни уезжали, создавали бригады по 4-5 человек и работали по 14-16 часов в день.

В основном, это мастера по дереву: поставить колодец, срубить дом, украсить фронтон резьбой, окна – наличниками. И за всю эту красоту берут меньше, чем частные фирмы.

Николай Иванович стал рассказывать мне о мордовской деревне.

Малонаселенных деревень в Мордовии мало – напротив, здесь есть села по 4-5 тысяч человек. Сохранились они, по мнению Н.И. Меркушкина, потому, что мордовские крестьяне всегда хорошо работали на земле, стремясь к обеспеченности, к хорошей жизни.

Да, собственно, и отходничество-то развилось потому, что на своей земле часто не хватало работы: много работников. А мордовский мужик, как трудоголик Куйгорож, без работы жить не может. И уж если поставил себе цель – заработать, будет настойчиво стремиться к ее осуществлению, никто его не остановит.

Повидала и я еще в советское время много мордовских полей и ферм. Это были настоящие поля – то есть места, где произрастает пшеница, рожь, ячмень, овес как таковые, а не сорняки. Это были настоящие фермы, молоко и сливки с которых таковы, что вкуснее их в России я нигде и не пробовала: купишь на ужин и сидишь пьешь в гостинице, никакого ресторана не надо.

Кстати, о ресторане. Моя первая командировка в тогдашнюю Мордовскую АССР в качестве собкора «Комсомольской правды» состоялась больше тридцати лет назад. Стояла зима, всегда какая-то особенно белая и чистая в этом лесном и сельском краю. С делами справились быстро. «А теперь обедать», - сообщили мне. Дорога, шедшая сквозь снежные поля, скользнула на мост и взлетела к опушке соснового бора. Мы поднялись на второй этаж лесного ресторана, где принимавшие меня работники обкома комсомола накормили всю компанию вполне по-европейски и даже шампанского дали выпить под привычный тост «за успех нашего безнадежного дела». В путь? Но хозяева загадочно улыбались и глядели на лестницу, ведущую с первого этажа. Вдруг показалась голова девушки в диковинном уборе, потом сама девушка в мордовском национальном наряде… Она несла на блюде стопку чего-то массивного и воздушного одновременно.

Никогда не пробовали? Наше кушанье, сугубо мордовское.

Это были пшенные блины. Пышные, нежные, мягкие, они запомнились мне столь же ярко, как домашний хлеб, что пекла в станице Березовской моя двоюродная бабка – донская казачка, как украинский борщ – произведение моей тети-украинки, как белорусские драники – кулинарная попытка мужа, как еврейский цимес в доме друзей, как огненная грузинская, испанская и корейская еда, чешские кнедлики и настоящий узбекский плов, которые я пробовала в своих многочисленных путешествиях. Не стоит, право, относиться с пренебрежением к гастрономическим жизненным впечатлениям: поварские традиции точно так же входят в культуру народа, как песни, легенды и вышивки.

Главное – ко всякому доброму делу относиться с любовью. А если прибавить к любви мордовское упорство, которое здесь с таким упорством называют упрямством, то результаты окажутся впечатляющими. Так оно, кстати, и есть.

Пока в каких-нибудь иных регионах России власти дружно ноют от бессилья и доводят поля до полной неузнаваемости, а бывшим скотным дворам позволяют «удобрять» бывшие поля битым кирпичом, агропромышленный комплекс Мордовии пребывает вот уже который год в звании одного из ведущих в стране, а по производству яиц, молока и мяса крупного рогатого скота на душу населения этот регион вообще редко кто когда обходит.

Живы и здравствуют большинство промышленных предприятий республики. В 2012 году Саранск, столица Мордовии, занял второе место в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса в России».

Итоги специального исследования показали, что зарегистрировать фирму, получить разрешения на строительство, подключиться к электросетям и оформить право собственности проще всего именно в Саранске. Заодно этот чистенький, приятный во всех отношениях город стал четыре года назад победителем конкурса «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России». А что? Когда всё чисто и правильно , легче работается. Труд же, как мы уже знаем, - любимое дело мордвина.

Специально для «Столетия»

Большая и многонациональна наша страна, наша Великая Родина, и главной силой в любом историческом отрезке был народ, который «творил» историю! Если посмотреть на карту расселения народностей в Поволжье, среди чувашей и мари жили племена эрзя и мокша. Я думаю, многим будет интересно узнать о финно-угорских народах Поволжья - Мокша и Эрзя. BR> Эти народы является одним из крупных народов волжской подгруппы финно-угорской языковой группы уральской семьи (В финно-угорскую языковую семью, кроме мокшы, эрзи, шокшы, каратев, входят: венгры, финны, эстонцы, марийцы, удмурты, коми, саамы, карелы, ханты, манси, вепсы, ливы, ижорцы).

В границах Республики Мордовия проживает лишь треть всего эрзянского и мокшанского населения - 313420 человек. Компактными группами эрзя расселена в Самарской (116475 человек), Пензенской (86370 человек), Оренбургской (68879 человек), Ульяновской (61061 человек), Нижегородской (36709 человек), Саратовской (23381 человек) областях, а также в республиках Башкортостан (31932 человека), Татарстан (28859 человек) и Чувашии (18686 человек). Также значительное количество проживает также на Урале (42548 человек), в Сибири (65850 человек), на Дальнем Востоке и Сахалине (29265 человек). Кроме России заметные группы живут в Казахстане (30036 человек) и Узбекистане (11914 человек).

Эрзя проживает в восточных районах Мордовии, компактные ареалы ее находятся также в Самарской, Оренбургской областях, Башкирии, Татарии, а также в прилегающих к Мордовии районах Нижегородской и Ульяновской областей и Республики Чувашия.

Мокша расселена в юго-западных районах Республики Мордовия, а также в Пензенской и Саратовской областях, где она проживает как отдельными ареалами, так и вперемешку с эрзей. В других регионах ее численность незначительна.

Группа эрзи, которую в научной литературе принято называть шокша, проживает в западной части Мордовии, то есть в мокшанской зоне: это 15 селений Теньгушевского и 5 селений Торбеевского района. Находясь длительное время в окружении мокшанского населения, указанная группа эрзян подверглась значительному ее влиянию в языке, некоторых элементах быта и культуры. Но это не привело к утрате эрзянского самосознания.

В Камско-Устьинском районе Татарстана в трех деревнях Мордовские Каратаи, Заовражные Каратаи и Шершалан проживает небольшая группа каратаев. В результате длительного проживания среди татар они восприняли их язык, некоторые элементы культуры и быта, но не утратили финно-угорского самосознания. В наши дни так называемая, «каратайская эрзя» все более сближается с русскими, чему способствует их тесное общение, смешанные браки и др.

В литературе также часто упоминаются терюхане. Эта группа эрзи живщая в Терюшевской волости Нижегородской губернии - ныне Дальнеконстантиновский район Нижегородской области. Терюшевская эрзя очень рано вступила в тесные контакты с русскими, поэтому уже в середине XVIII века она перешла на русский язык, хотя еще прочно сохраняла свое самосознание, дохристианские верования и обряды. К началу XX века эта группа полностью обрусела, и практически утратила свое этническое самосознание.

Одно из наиболее ранних известий об этнониме эрзя – «арису» дошло до нас в послании кагана Хазарии (Хазарский каганат - государство, существовавшее до IX века в Прикаспийских степях. Каган - правитель этого государства) Иосифа, датированного Х веком. Вероятнее всего он восходит в своей основе к иранской лексике, иранское - arsan означает мужчина, герой.

Наиболее ранние письменные сведения об этнониме мокша - Moxel содержатся в записках фламандского путешественника XIII века Гильома Рубрука. Он связан с индоевропейским (Индоевропейская языковая семья включает славянские, германские, романские, балтийские, индийские, кельтские, иранские языки) гидронимом (Гидроним - название, связанное с водным источником: рекой, ручьем, озером и т.п.) Мокша: сравните в санскрите проливание, утекание.
Как мы видим из этой исторической справки «мордвой» принято называть несколько народов, отличающихся между собой языком, культурой и бытом. Так правильно ли, обзывать народы таким плохим словом «морда»? Ведь, сами этносы себя «мордами» никогда не называют. При встрече на базаре, к примеру, они всегда акцентировали: «мы эрзя из села Кочкурово», «а мы мокшане из села Угрюм».

Возрождению старинных традиций и укреплению языковых позиций во многом способствовала деятельность фольклорного коллектива "Торама". Участники коллектива смогли восстановить ряд древних музыкальных инструментов, возродили стариные музыкальные и песенные традиции. Желающих услышать музыку 500-летней (!) давности находилось всё больше. Благодаря их усилиям традиционная музыка волжских финнов нашла своих слушателей в Европе. В последнее время в музыке всё более популярными становятся джазовые и поп-проекты на родном языке.
Молодёжь проявляет большой интерес к изучению обычаев и традиций своих предков. Клуб ратоборств, созданный в Мордовии молодёжным движением «Од вий», скоро отметит свой пятилетний юбилей. В рамках фольклорных фестивалей всё чаще проводятся традиционные дохристианские праздники и моления,к примеру, Раськень Озкс, - об этом празднике я ранее писал , привлекающие зрителей и участников из других регионов России и из Европы. Всё больше людей узнают о языке волжских финнов, об их национальном герое Соловье и о том, что русским так называемый этнонимом «мордва» называют два различных народа, традиционно живших по соседству: мокша и эрзя.
Если вы захотите узнать больше о языке, истории, традициях и культуре мокшан, обратитесь к информации, размещённой на сайте Ансамбль "Торама" .
Кроме этого хотелось бы напомнить, что очень научнои поучительно написал про так называемую кличку "мордва" Кастень Серьгу. Читайте его материал здесь

© Андю Петрянь, 2004