Размышления об орловской кукле. Кукольная рапсодия для Алисы и всех-всех История Тряпичной куклы

В сентябре 1943 года в городе, освобождённом от фашистов, где дымились развалины, организовался театр для детей - театр кукол. Маленькие зрители увидели первый спектакль "По щучьему велению". Первым режиссёром и художественным руководителем театра была А.А. Воскресенская, в прошлом актриса Ленинградского театра кукол. В первом спектакле принимали участие О. Логвинова, Г. Пронина, Г. Попова, М. Булавко - люди, всю свою жизнь посвятившие театру кукол. Работали артисты в трудных условиях: не было помещения, костюмов, транспорта. Часто приходилось выступать в госпиталях перед ранеными. И взрослые, прошедшие суровые военные дороги радовались этим встречам не меньше малышей. Первые пять лет театр не имеет своего помещения - зимой ютится то в одном, то в другом клубе города, а летом ездит по области, показывая свои спектакли детям и взрослым.

В 1947 году в театр приходит музыкальный руководитель Г.П. Малыгина и с тех пор становится неразлучным спутником труппы. В 1948 году театр кукол получает официальное помещение и машину-полуторку. Коллектив к этому времени совсем окреп. В театре работают талантливые люди: заслуженный артист РСФСР В. Аболмазов, артисты В. Ткаченко, Е. Миронова, М. Соколова. В этом же году состоялась первая творческая командировка в Москву, где артисты встретились и познакомились с работой театра кукол С. Образцова. В начале 50-х годов А.А. Воскресенская вывела Орловский театр кукол в пятёрку лучших театров страны.

Шли годы, театр становился на ноги, появился интересный репертуар, поставленный замечательным режиссёром Е.С. Феодориди. Старшее поколение до сих пор помнит её спектакли "Терем-теремок", "Три поросёнка", "Колобок", "Поросёнок Чок" и многие другие спектакли.

Своё двадцатилетие театр отмечает в реконструированном здании Богоявленского собора. В театр приходят новые артисты и режиссёры. Хорошо оборудованная сцена позволяет ставить сложные в постановочном плане спектакли. Художественное оформление спектаклей становится более ярким, сложным по свету, появилась возможность интересного использования музыкального оформления. В 1973 году на Втором Всероссийском фестивале драматургии и театрального искусства народов СССР, проходившем в Ленинграде, спектакль по пьесе Я. Райниса "Золотой конь", в постановке В. Вольховского получил диплом первой степени.

С 1970 года связана с театром судьба С.А. Самойлова. Выпускник Горьковского театрального училища получил ещё и высшее специальное образование и с 1985 года работает директором театра кукол.
Главным художником в театре с 1975 года работает Л.Е. Жмакина, выпускница ОГПИ, у которой за плечами большой творческий багаж. Она является единственным в городе специалистом в области профессионального искусства театра кукол, знающим технологию изготовления всех компонентов сценического оформления.

Главный режиссёр театра B.C. Сергейчев пришёл в театр в 1992 году. Он выпускник Горьковского театрального училища и в 1972 году закончил высшие режиссёрские курсы в Государственном академическом Центральном театре кукол С.В. Образцова в Москве.
Актёрский век не долог. Шли годы, изменялась труппа, в театре появлялись новые люди, которые сейчас уже признанные мастера: заслуженная артистка РФ Г. Самойлова, артисты Т. Легкобит, Л. Чекмарёва, В. Востриков, В. Смирнов. Ведущие артисты: М. Груздева, З. Потапова, В. Козлов, Д. Филёв. Дважды на базе ОГИИиК на кафедре режиссуры и актёрского мастерства набирался курс актёров-кукловодов. У ребят была база для практики - театр кукол, и опытный педагог - главный режиссёр театра B.C. Сергейчев. Студенты сразу вливались в творческий процесс, принимая участие в спектаклях и новогодних интермедиях. По окончании института многие из них стали артистами театров кукол различных городов России. В Орловский театр кукол пригласили работать С. Комарову, Р. Овсянникову, С. Селихова, Г. Сидорову, которые сейчас заняты во многих спектаклях текущего репертуара.

Театр неоднократно участвовал в международных фестивалях (Горький - 1987, Шарлевиль-Мезиер, Франция - 1994, Белгород - 1997, 1999, 2002, Москва - 2001). Орловский областной театр кукол имеет обширную географию гастрольных поездок - это не только Орловская область и регионы бывшего СССР. В 1992 году Орловский областной театр кукол был с обменными гастролями в Болгарии.

В 1994 году театр кукол переехал в здание ДК Строителей и стал обживать новое помещение. В 2000 году на фасаде театра появились чудо-часы, в которых каждый час звучит музыку и начинают двигаться герои детских сказок: Кот в сапогах. Пьеро, Мальвина и Буратино.

К открытию 59-го театрального сезона в 2001 году в верхнем фойе театра кукол появился удивительный сказочный уголок, где детей ждут их любимые персонажи - Белоснежка и семь гномов, три медведя, стойкий оловянный солдатик и балерина, Дюймовочка. Автор всего этого великолепия главный художник театра кукол Л.Е. Жмакина.

За время работы театра сменилось 13 главных режиссёров, девять домов, где куклы и люди не могли дышать друг без друга. Три поколения зрителей сменили друг друга в наблюдениях за приключениями зверюшек, забавных человечков, волшебников. Более двухсот пятидесяти постановок позади - русские сказки и сказки народов мира, Островский, Лесков, Гарсиа Лорка, наши современники. Театр в постоянном поиске новых форм, своеобразной драматургии. Сейчас в репертуаре театра кукол более двадцати спектаклей и большие творческие планы на будущее - это новые интересные спектакли для детей и взрослых.

Орловская кукла - это одна из традиционных игровых кукол. Делали ее девочки 11-12 лет для своих маленьких сестер. Одна из особенностей этой куклы - отсутствие ручек. Считалось, что для игровой роли этой куклы руки не нужны. А еще у куколки есть ножки, которые хорошо сгибаются и куколка принимает сидячее положение.

Орловская кукла делается на основе мешочка, который надо сшить иголкой, а также иголка использована при изготовлении других деталей куклы. Учитывайте это при работе с детьми. Одеть куколку достаточно просто: панева, фартук и два платка. У нас куколка одета не так просто.

Орловская кукла - это мама с ребенком. Ребенок — привязан к мамочке платком на два узелка.

Как сделать орловскую куклу своими руками.

Основа куклы — мешочек делается из прямоугольника 10х15см. Для ножек нужны прямоугольники приблизительно 6х10 см.

Большой прямоугольник складываем пополам и делаем шов (любой) сбоку.

Сверху можно зашить прямой строчкой, а можно как у нас собрать всю ткань сверху вместе.

Получившейся мешочек выворачиваем на лицевую сторону и откладываем на некоторое время.

Делаем ножки для орловской куклы. Возьмите прямоугольник 6х10 см, заверните один длинный край - это нужно, чтобы убрать необработанный край ткани.

Заверните ткань трубочкой, а чтобы трубочка держала форму закрепите край с помощью иглы и нити.

Повторите операцию со второй ногой.

Обуваем куколку. Для этого возьмите 2 квадратика 3х3 см. Можно вырезать из них круги.

Прошейте швом вперед иголку квадраты для обуви куклы по кругу. Нитку лучше взять того же цвета, что и ткань на башмачки.

Загните острые края внутрь; стяните ткань, потянув за нитку; вставьте в центр квадрата ножку - трубочку.

Потяните за нитку на сколько это возможно и с помощью той же нити продолжайте делать стежки вокруг башмачка куклы, захватывая при этом и ножку.

Мешочек набейте синтепоном или другой набивкой.

Зашейте низ мешочка, предварительно вставив в открытый край ножки куклы.

Основа для орловской куклы готова.

Теперь куколку одеваем. Мы для юбки взяли прямоугольник ткани 14х22, пришили к низу юбочки кружево и сшили ткань в трубу.

На куклу одели юбку выворотным способом.

Одеваем передничек, так же выворотным способом.

Юбку и фартук .

Одеваем на куклу повойник. У нас это полоска ткани, подвернутая снизу. А сверху мы положили кусочек кружева.

Одеваем повойник на голову орловской куклы и крепим его сзади с помощью иголки с ниткой несколькими стежками.

Мадонна или Матушка?

Моя кукла, сделанная по описанию из книги Котовых "Русские обряды и традиции. Народная кукла"

Эту куклу очень быстро окрестили Орловской мадонной. Обычное дело – при знакомстве с другими культурами наш народ с большой охотой перенимает разные диковинки и осваивает их, то есть - делает своими. Знаменитые на весь мир Вологодские кружева, самовар и косоворотка – известные примеры такого заимствования. Это хорошо и естественно – ведь для того и появляются отличные идеи, чтобы распространиться по всему миру на благо людям. Но когда перенимают без освоения, когда просто переносят что-то с одной почвы на другую, тогда хорошая идея с чужими корнями костью застревает в горле родной культуры, режет глаза, как аляповатая заплатка. И сразу же в обществе появляются два противоположных лагеря, непримиримо спорящих между собой – перенимать или не перенимать опыт других народов.

Но если думать в таких примитивных рамках, верного решения найти не удастся. Мышление начинается не с выбора да-нет, а с главного детского вопроса – почему? Почему на вологодское кружево смотришь с восхищением, а пузатый Дед Мороз в короткой шубке и штанишках заставляет недовольно морщиться? Почему итальянцам в голову не придёт назвать картину Рафаэля Сикстинской Матушкой , а наши женщины рассказывают друг другу, какие подарки положил их детям под ёлку Санта Клаус ? Почему чужое слово звучит для многих значительнее, весомее, даже поэтичнее своего?

Причин несколько. Первая и главная из них – люди не умеют говорить на родном языке. Многие слышали скрипку, и им знакомы чудные звуки этого инструмента. Но далеко не все знают, какой противный писк и скрежет рождает смычок неумелого ученика. Так и язык – что красивого способен сказать на нём тот, кто даже простую грамотность не считает нужной? Повседневный язык сейчас настолько убог, что прекрасные и полновесные родные слова выглядят в речи так же нелепо, как бриллиант на грязном переднике из мешковины. А вот слова иноязычные вполне к месту: украсить – не украсят, но хоть блеску придадут. Наподобие ходовой монеты, одинаково блестящей и ценной и в потрёпанном, и в новом кошельке.

Вторая причина кроется в обыкновенном свойстве нашего мозга: всё незнакомое, непонятное и просто новое обращает на себя внимание и поэтому кажется ярче привычного. Чувство прекрасного очень слабо у большинства людей – редко кто может всегда восхищаться красотой осеннего леса, которую уже сотни раз видел. Большинство замечает эту красоту лишь от случая к случаю. Знакомая, много раз виденная картина им надоедает, кажется серой, и главное, что их притягивает – новизна. Всё новое оживляет наш мозг. Откуда взялось это свойство, понятно – как без него первобытный охотник мог бы заметить опасность, возможно, смертельную? Как выследил бы дичь, если бы красочность палой листвы отвлекала его от недавних следов зверя? Так вот и с родными словами – люди очень скоро перестают замечать их прелесть, музыкальность, смысл их корней и стремятся заменить надоевшее чем-то новеньким. Неважно, каким – лишь бы новым. И бездумно подхватывают мелькнувшее свежее словечко, поскольку им безсознательно приятна его новизна.

Третья, и самая грустная, причина связана со второй – это поверхностное мышление без всяких попыток заглянуть вглубь и разобраться в сути вопроса. А ведь суть эта несложна – глупо отказываться от хорошего, придуманного соседом, если у тебя такого нет. Но перенимать это хорошее бездумно, без творческой переплавки, или хватать всё новенькое без разбора и только затем, чтобы заменить им привычное, может только ленивая, поверхностная душа, не способная чувствовать красоту мира. Тогда вот наша родная матушка, мамонька, матынька, матунюшка, мамушка легко заменяется звучной итальянской мадонной , но вместо высокого штиля получается то самое смешенье языков: французского с нижегородским, о котором с язвительной горечью писал ещё Грибоедов. Именно это и грустно.

Безручка

Кукла Галины Воронченковой

А знаете, на кого похожа эта кукла? На Безручку* – героиню одноименной русской сказки. По подлому навету ей отрубили руки, потом изгнали из дома, а грудного сына привязали к груди, ведь иначе она нести его не могла. Идёт Безручка по лесу и плачет – надо ей перепеленать младенца, да рук нет...

В книге Котовых написано, что у Орловской куклы нет рук за ненадобностью – они, мол, малозначимый элемент. Но ведь ноги – ещё более малозначимый элемент, и в большинстве кукол их вовсе не делают, а просто подразумевают под одеждой. Зачем же именно этой кукле шили ноги, да ещё так подробно – и лапти, и оборы показаны? Кстати, лапти с оборами (завязками) надевали в дорогу, а для дома и двора плели другие – повыше обычного и без обор. Думается, что эти тонкие ножки, выступающие из-под подола или виднеющиеся в разрезе понёвы, придают беззащитность и печаль этому образу. Не на досуге вышла из дома женщина с ребёнком, не во дворе на свежем воздухе посидеть – долгую дорогу прошли эти ножки, трудные заботы одолевали молодую мать. Именно такой видится Безручка русской народной сказки. И – кто знает – если дети шили кукол, чтобы воплотить в игре повседневную жизнь, то почему бы не сшить куклу, чтобы разыграть сказку, поразившую их воображение? Ничего нет невероятного в такой мысли.

А если даже предположить, что руки просто подразумеваются под шалью, то всё же эта подробность – завязанная на груди шаль – странно противоречит обычной достоверности народных образов. Вся простота устройства кукол, все обобщения и упрощения в них никогда и нигде не искажают действительность. Даже нелепые на первый взгляд куклы с куклятами, пришитыми к подолу, не нарушают этого правила – дети в них просто знак материнства, и это сразу видно и понятно, образ не воспринимается буквально и скорее вызывает в памяти известное выражение держаться за материну юбку. Орловская кукла – не знаковая, а обычная игровая (для знаковой в ней многовато подробностей), и потому трудно представить её с руками – попробуйте-ка взять на руки младенца, а потом обвязать себя вместе с ним шалью. А если это сделал кто-то другой, то всё же не ясно, зачем. А если предположить, что это Безручка, тогда всё встаёт на свои места – и отсутствие рук, и привязанный шалью младенец, и необходимость ног, обутых для дороги.

Примечание

* Иногда отрубают не обе руки, а только одну, и сказка называет героиню Косоручкой. Отрубание руки, обеих рук, пальцев, разрубание тела на кусочки и т.п., что так часто встречается в сказках, восходит, по мнению В.Я. Проппа, к древним обрядам инициации, сопровождающимся разными испытаниями, в т.ч. и членовредительством. Иногда отрубленные части тела служат подтверждением смерти – мнимой в обрядах и настоящей в сказках.

    Кельт, спасибо - слово мадонна, приляпанное к нашей тряпичной кукле, выглядит настолько нелепо, убого, и так давно меня коробит, что из - за этого и куклу эту не делала никогда. А вот Орловская Матушка - воспринимается как родное, тёплое, настоящее. Будем надеяться, что именно это имя куклы и будет дальше использоваться.

    Про Безручку, видимо, так и есть - кукла по сказке (иначе необъяснимо), которая страшна так, что страшнее придумать трудно. Я не читала, но дальше-то что было?.. Когда понимаешь, КАКОВЫ могли быть традиции, верования, и устои в народе, что они могли такое сотворить, волосы дыбом становятся. Делать кукол - хорошо, но хорошо и знать - понимать, что стоит за образом.

    У Безручки всё кончилось хорошо, это же сказка:) Жили они с братом душа в душу, а как брат женился, жене его захотелось командовать, а брат сестре хозяйство отдал. Вот и задумала она извести сестру наговорами - сначала коня зарезала и на сестру свалила, потом ещё что-то, а под конец зарезала собственного сына и нож под подушку сестры положила. Брат поверил жене, отвёл сестру в лес и отрубил ей руки. Шла она, шла и встретился ей царевич с охотой, полюбил безрукую красавицу, взял к себе и женился. Понадобилось ему через некоторое время уехать, а Безручка родила ему сына - по локоть руки в золоте, по колено ноги в серебре. Отправили гонца с известием, остановился он у Безручкиного брата, а его злая жена грамоту подменила и узнал царевич, что Безручка родила неизвестно что, но велел ничего не делать до своего приезда. На обратном пути грамоту опять подменили, и получилось, что царевич велел Безручку выгнать. Вот тогда - делать нечего - привязали ей младенца к груди и отправили на все четыре стороны. Идёт она по тёмному лесу, захотела пить, увидела колодец, наклонилась, а ребёнок выпал прямо в колодец. Заплакала она, закричала - рук-то нет, ребёнка не спасти. А тут старичок - лесовичок подвернулся: не плачь, говорит, бери сына. Смотрит Безручка - руки у неё выросли, как прежде (по другим пересказам руки выросли, когда ей надо было перепеленать ребёнка). Пришла Безручка к брату, он её с руками не узнал. А тут и царевич на обратном пути здесь же остановился - смотрит, вроде женщина на его жену походит, но у той рук не было. А Безручка распеленала сына, и всю избу осветило - тут правда и открылась. Все рады и счастливы, а злую жену привязали к конскому хвосту, и тот её косточки по чисту полю разметал. Сказка эта известная, есть во всех сборниках.

    А вообще это ведь яркое преувеличение:) Сказки отражают древние верования и обычаи, но, конечно, не буквально. В обрядах инициации ничего не было особенно страшного, ведь никто не хотел калечить будущих охотников и защитников - нужно было лишь испытание. И мнимая смерть, чтобы юноша ясно почувствовал - он прежний умер, а взамен родился новый человек, которому не просто не к лицу детские шалости или глупости, а он просто ФИЗИЧЕСКИ НЕ МОЖЕТ ИХ СОВЕРШИТЬ, ведь того, прежнего, уже нет, он уже другой. Очень неплохая система воспитания, к слову:)

    Я буквально приняла - оттого и нехорошо стало.:-)) Вообще никак не привыкну, что сказки - это всё же преувеличения; когда читаю о несправедливостях и ужасах, людской злобе, возмущаюсь так, аж из головы вылетает, что это сказка.
    Инициации - это да, хорошо, для мальчишек особенно. Переходные моменты необходимы, и хорошо, когда они закрепляются и происходят осознанно, серьёзно. Но только сейчас не растят сильных волевых людей, охотников. Разве что охотников за деньгами, но это совсем другая история, и качества там нужны другие.:-(

    Очень интересные описания куклы! Попробую сделать, но что то никак ее образ не приходит ко мне.

    До слёз и мурашек тронул ваш пересказ забытой сказки. Спасибо вам.

    Я в детстве после этой сказки плакала, даже когда узнала, что ручки у девушки выросли. Все равно очень жалко ее было. К слову, жутких сказок в нашем фольклоре не так уж и мало.

    И не только у нас; белорусские сказки народные, говорят, ещё страшнее.

    У японцев, оказывается, тоже есть такая сказка:)

    Сказка жуть, мне ка - кто больше другие по нраву, типа... Неси бабушки, неси дедушки... . Жалейку сделала и уж очень по нраву мне, и на выставки ребята классами приходят и хоть один да захочет иметь такую. А сейчас не знаю как подступится, наверно потому что с детём, да еще название такое Безручка.

    Детализация появилась сравнительно поздно, и весь облик ранних кукол очень обобщён. Именно из этого я и исходила, когда увидела в Орловской кукле противоречие - отсутствие рук (что можно объяснить слабой детализацией), но подробно проработанные ноги (что этим никак не объяснишь). И на это я обратила внимание в статье. Естественно, я задумалась о смысле этого противоречия и предложила итог своих раздумий посетителям сайта.

    Ну почему если вы не понимаете или не знаете сказки то их смысл потерян и сами они переделаны? Читать надо больше и внимательнее, вот понимание и придет. А если вам нравится лепить иностранные слова, за всех не говорите. А то взяли моду вместо я говорить мы.

    Орловская кукла - это и есть героиня сказки "Безручка", так эта сказка является Орловской, в деревнях Орловской губернии сказывали печальную историю Безручки, и текст этой сказки можно встретить в сборниках сказок Орловской губернии собранные писателем И. Ф. Калинниковым. Калин ников - собиратель и исследователь народных песен и сказок, чье поэтическое и прозаическое творчество опирается на народ ную сказочную традицию Орловского края.

    Евгения, спасибо за информацию.

Имя:

Бабкова Мария.

О себе.

Ученица 4 Б класса, средней общеобразовательной школы №3. Участвую в проекте Наши куклы

Город

Кукла Пеленашка

  • В этой кукле воспроизводились особенности мироощущения русских крестьян. Считалось, что ограничение движения сделает ребенка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спеленутый.
  • В основе правил изготовления куклы Пеленашки лежит традиционное понимание мироздания крестьянами. В ней простейшими приемами изготовления воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы, который, по поверьям, располагается в районе пупа.
  • Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что сродным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения.
  • Пеленашка или кукла-младенчик имеет обереговую конструкцию. Кукла дается в ручку ребенка качестве естественного массажера, а также при приходе гостей вставляется в складочки платочка ребенка и тогда гости, чтоб не "сглазить" ребенка говорили про куклу: "Ой, до чего кукленок-то хорош!"

Кукла Девка - бабка.

  • В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.
  • Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.
  • Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.

Кукла Кубышка - травница.

  • Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка.
  • Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.
  • Кубышка-Травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница.
  • Куколка наполнена лекарственными травами Горного Алтая (душица, мята, чабрец, лабазник, мелиса, черная смородина).

Кукла Колокольчик.

  • Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Родина куколки - Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики.
  • Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках.

Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.

  • У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.
  • Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое наст

Кукла Толстушка - Костромушка.

Толстушка-Костромушка (Женская суть) - это оберег от одиночества. Его задачей было вернуть плодородие женщине, приманить душу ребенка. Если в течение года после замужества женщина не беременела, делали куколку и выставляли ее на видное со стороны дверей место. Шила ее родственница по женской линии: сестра, крестная, мать или бабушка. Когда в доме появлялся ребенок, куколку уносили на женскую половину и прятали. Толстушка-Костромушка несла в себе образ девочки, в которой сочеталось одновременно несколько возрастов: 8-9 лет - девочка-нянька, 10-12 лет - девочка-подросток. От няньки у куколки пухлые щечки, фигура, а от подростка - формирующаяся грудь. С одной стороны, она и водиться умеет, с другой, может быть советчицей своим младшим сестрам и братьям. Она как-будто говорит: "Все у меня хорошо, вот только братика или сестренки мне не хватает!".

Кукла Веснянка.

  • Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев.
  • Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу.
  • Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и привлекательной.

Кукла Неразлучники.

  • В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невестку и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эта пара кукол – особенная, она несла глубокую символическую нагрузку, связанную с особенностью изготовления. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни.

Кукла Архангелогородская столбушка .

  • Кукол изготовляли подруги невесты из лоскутков белой, красной и дугой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей.
  • В день перед венчанием подруги невесты заплетали невесте косу – символ её девичества.
  • Утром в день венчания с приездом в дом жениха сваха выкупала « косу невесты».
  • Под причитания невесты девушки с песнями расплетали ей косу и расчёсывали волосы, а затем укладывали их в две косы.
  • Сваха укладывала на тарелку ленту из косы невесты, кусочек хлеба и деньги и передавала тарелку младшей сестре невесты.
  • На севере России девочки обыгрывали свадебные обряды с девичьей косой, заплетая и расплетая косы архангелогородским Столбушкам.

Источник:Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.- СПб.: «Паритет», 2006-240 с.+ вкл.,

Орловская кукла.

  • Орловская кукла – достойный пример традиционной игровой куклы. Её на первый взгляд грубоватые и непропорциональные формы подчёркивают достоверность образа, направлены на воспитания в девочке будущей матери.
  • Материалом для изготовления орловской куклы все так же оставались разноцветные лоскутки тканей различной фактуры, кусочки замши или кожи, льняная или пеньковая кудель.

Источник:Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.- СПб.: «Паритет», 2006-240 с.+ вкл.,

Кукла Московка.

  • Другое название куклы "Седьмая Я" (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу или прикрученных поясом. История куклы уходит во времена образования московского княжества, которое присоединяло к себе новые земли. Москва - мать, новое княжество - новый ребенок. В кукле этот исторический процесс остановился на числе 6. Это кукла - символ материнской заботы и любви. Как мать любит и заботится о своих детях, так и мать любит своих детей, сколько бы их не бы

История Тряпичной куклы

  • История тряпичной куклы
  • Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.
  • Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
  • Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
  • Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной. белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.
  • Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.
  • Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.
  • Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
  • Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.
  • В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. *Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.
  • В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.
  • Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).
  • Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.
  • Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Много времени я посвятила изучению традиционной куклы в разных районах России. Посмотрела, как делают ее старушки в деревнях. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
  • Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.
  • Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать "кукол-лиходеек": "Огнея", "Ледея", "Трясея" и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.
  • В студии, которой я руковожу, ребята давно научились изготавливать таких кукол. Только одеваем мы их не в тряпочки и лоскутки, а в костюмы наших прапрабабушек: в сарафаны и поневы с рубахами, в костюмы крестьянок различных губерний России.
  • На куклах северных губерний традиционный сарафан и твердый кокошник, отделанный сеткой-поднизью из белого и прозрачного бисера в продолжение традиций жемчужных отделок. Свадебный костюм особенно нравится нашим девочкам своей тихой красотой.
  • А костюму крестьянок Рязанской губернии свойственно буйство красок. Кукла одета в традиционную поневу с прошвой, которая всегда богато украшена, в рубахе с вышитыми рукавами, и обязательно женский головной убор "сорока" с вышитым очельем и сзади убора бисерный позатылен.
  • Вот и вам, дорогие девочки, предлагаю самим изготовить такую же куклу, а если вы слишком малы, пусть вместе с вами потрудятся ваши мамы и бабушки.

Итак, что нам с вами потребуется: ножницы, иголка, нитки, цветные лоскуты, белый кусочек ткани для изготовления туловища куклы, ее основы, которая называется "скалкой", маленькие пуговки, цветная тесьма, нитки "мулине" для косы, бисер или мелкие бусинки.

  • Сначала изготовим "скалку". Плотно скатаем кусок ненужной ткани и обошьем его белой тряпицей, можно для этой цели воспользоваться старым журналом, скатав его в трубку и тоже обшив белым материалом. Зрительно делим "скалку" на пять частей, одну часть занимает лицо, остальное - туловище.
  • Теперь сошьем для куклы сарафан. Возьмем лоскут прямоугольной формы шириной приблизительно 2,5 объема "скалки", стачаем его и украсим тесьмой, как показано на рисунке. Затем верх сарафана наберем на двойную нитку, наденем на "скалку", затянем и завяжем узлом нитку. Сарафан готов. Сделаем к нему пышные рукава тоже из прямоугольных кусочков материи, стачав и собрав на нитку в двух местах: вверху и внизу. Рукава пришиваем в месте соединения сарафана и головы куклы.
  • Из ниток "мулине" сплетем косичку и прикрепим ее. Затем завяжем ленту вокруг головки куклы красивым бантом, а также подвяжем тесьмой сарафан. Наша кукла готова. Повесим ей на шею бусы. Посмотрите, какая получилась красавица!

Cтатья - с сайта Елены Кенунен.