Сообщение об одном меценате благотворителе. Самые щедрые российские меценаты по версии Forbes. Высокая нравственность, осознание общественного

Русские купцы приобрели и сохранили для России бесценные сокровища отечественной и мировой культуры, но время стёрло многие имена из памяти потомков. Увы, у людей короткая память. Зато у искусства - вечная жизнь.

Галерея Третьяковых, театральный музей Бахрушина, коллекция французских импрессионистов Щукина, Кустарный музей Морозова, гимназии, больницы, приюты, институты – всё это дары московского купечества родному городу. Историк М. Погодин ставил в пример прижимистым европейским предпринимателям московских купцов-благотворителей: «Если счесть все их пожертвования за нынешнее только столетие, то они составили бы такую цифру, которой должна бы поклониться Европа».

Третьяковы

Среди московских меценатов имя Павла Михайловича Третьякова на особом месте: именно ему мы обязаны уникальной коллекцией живописи, хранящейся в знаменитой Третьяковской галерее. Купеческая семья Третьяковых особым богатством похвастаться не могла, но на приобретение картин Павел Михайлович денег не жалел. За 42 года он потратил на них внушительную по тем временам сумму – свыше миллиона рублей. К сожалению, куда менее известен нашим современникам брат Павла – Сергей Михайлович. Он собирал западноевропейскую живопись, а после смерти в 1892 г. все приобретённые им полотна перешли, по завещанию, в распоряжение Павла Михайловича. Они тоже были переданы в дар городу. 15 августа 1893 г. в Москве появился новый музей - «Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых». На тот момент коллекция насчитывала 1362 картины, 593 рисунка и 15 скульптур. Художественный критик В. Стасов писал о ней: «Картинная галерея…не есть случайное собрание картин, она есть результат знания, соображений, строгого взвешивания и более всего – глубокой любви к своему дорогому делу».

Бахрушины

Бахрушины происходили из города Зарайска, занимались кожевенным и суконным делом. И в Зарайске, и в Москве семья жертвовала крупные суммы нуждающимся. В первопрестольной Бахрушиных называли «профессиональными благотворителями», у которых «пожертвования сыпятся как из рога изобилия». Судите сами, они построили и содержали: городскую больницу, дом бесплатных квартир для неимущих, приют для детей-сирот, ремесленное училище для мальчиков, дом для престарелых артистов... За это городские власти сделали Бахрушиных почётными гражданами Москвы, предлагали дворянство, но гордые купцы от титулов отказались. Алексей Петрович Бахрушин был страстным коллекционером, собирал русские медали, фарфор, живопись, иконы и старинные книги. Он завещал свою коллекцию Историческому музею, несколько музейных залов были названы его именем. Дядя Алексея Петровича, Алексей Александрович Бахрушин, собирал всё, что связано с театром: старые афиши, программки, фотографии известных актеров, сценические костюмы. На основе его коллекции в Москве, в 1894 г., появился единственный в мире Театральный музей им. Бахрушина. Действует он и сегодня.

Семья выходцев из Егорьевска Хлудовых владела хлопчатобумажными фабриками, строила железные дороги. Алексей Иванович Хлудов собрал уникальную коллекцию древних русских рукописей и старопечатных книг. Среди них - сочинения Максима Грека, «Источник знания» Иоанна Дамаскина в переводе и с комментариями князя Курбского (автора гневных писем Ивану Грозному). Всего же коллекция насчитывала более тысячи книг. В 1882 г. после смерти Хлудова, драгоценное собрание, согласно его воле, передали Никольскому Единоверческому монастырю в Москве. Брат Алексея, Герасим Иванович, тоже был заядлым коллекционером: собирал картины русских художников. Хлудовы, как и Бахрушины, не жалели денег на благотворительность: построили на свои средства богадельню, бесплатные квартиры для неимущих, палаты для неизлечимо больных женщин и детскую больницу.

Эта династия дала России немало талантливых людей: промышленников, врачей, дипломатов. Вспомним хотя бы Пётра Кононовича - пионера чайного дела в России, или Сергея Петровича – знаменитого русского эскулапа. Коллекционерами были многие Боткины. Тайный советник и художник Михаил Петрович почти 50 лет собирал западноевропейскую живопись, терракотовые статуэтки, итальянскую майолику XV-XVII вв., а также русскую финифть. Живо интересовался творчеством художника Иванова: покупал этюды и даже издал его биографию. Василий Петрович и Дмитрий Петрович Боткины собирали картины европейских мастеров, были друзьями Павла Третьякова.

Мамонтовы

Богатая и многолюдная купеческая семья Мамонтовых «поднялась» на винном откупном промысле. Фёдор Иванович ещё в конце XVIII столетия прослыл щедрым благотворителем, за что удостоился посмертного памятника от благодарных жителей Звенигорода. Однако самой выдающейся фигурой среди Мамонтовых был Савва Иванович. Природа щедро наделила его талантами: певец (учился в Италии), скульптор, театральный режиссёр, драматург. Именно Савва открыл миру талант Шаляпина, Мусоргского и Римского-Корсакова. В собственном театре он ставил оперы, декорации к которым писали Поленов, Васнецов, Серов, Коровин. Савва Иванович помог добиться признания Врубелю: на свои средства построил для художника павильон и выставил в нём его картины. Имение Саввы Ивановича, Абрамцево, стало «приютом спокойствия, трудов и вдохновения» для многих талантливых художников и артистов.

Морозовы

Диапазон культурной деятельности династии Морозовых огромен: люди они были на редкость талантливые. Савва Тимофеевич Морозов многое сделал для Художественного театра (МХТ). Он был увлечен революционным движением, боготворил Максима Горького. Брату Саввы, Сергею Тимофеевичу, Москва обязана созданием Кустарного музея. Он собирал произведения русского декоративно-прикладного искусства ХVII-ХIХ вв., стараясь сохранить их национальный колорит и традиции. После революции музей в знак уважения к его заслугам переименовали в Музей народного искусства им. С.Т. Морозова. Михаил Абрамович Морозов с юных лет коллекционировал русскую и французскую живопись, но, увы - скончался в 33 года. Его собрание передали Третьяковской галерее. Известным меценатом был и Иван Абрамович Морозов, именно он стал первым покровителем безвестного витебского художника Марка Шагала. В 1918 г. Иван Абрамович покинул Россию. Его богатую коллекцию живописи распределили между собой Музей изобразительных искусств им. Пушкина и Эрмитаж.

Представители рода Щукиных сохранили для нас поистине уникальные сокровища. Петр Иванович был крупнейшим собирателем русской старины. Чего только не было в его коллекции: редкие книги, древнерусские иконы и монеты, серебряные украшения. В 1905 г. Петр Иванович подарил свое собрание Москве, в каталоге ценностей значилось 23 911 предметов! Полотна голландских живописцев Дмитрия Ивановича Щукина по сей день являются жемчужиной Пушкинского музея. А на картинах французских импрессионистов, приобретённых Сергеем Ивановичем Щукиным, выросло целое поколение русских художников-авангардистов. Он обладал удивительным чутьём на талант. Когда Щукин познакомился в Париже с Пикассо, тот был безвестным нищим художником. Но уже тогда проницательный русский купец говорил: «Это – будущее». Шесть лет Сергей Иванович спонсировал Пикассо, покупая его полотна. Благодаря Щукину, появились в России картины Моне, Матисса, Гогена - художников, считавшихся во Франции «отверженными». Но после революции в России «отверженным» оказался Щукин, и ему пришлось эмигрировать во Францию. Горькая ирония судьбы. В конце 1920-х гг. среди русских эмигрантов прошёл слух, будто Щукин требует у большевиков возвращения своей национализированной коллекции. Но Сергей Иванович домыслы опроверг: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там».

Дмитрий Казённов

В 19 веке деловой мир страны существенно изменился. Реформы стали причиной успеха представителей сословий, ранее ограниченных в праве ведения предпринимательской деятельности. Это время подъема династий Второвых, Морозовых, Вогау, Рябушинских, становления бизнеса талантливых инженеров Н.И. Путилова и Н.С. Авдакова, расцвета других известных фамилий. Реализуя свои проекты, они не оставляли без внимания ни интересы государства, ни нужды народа.

 

19 век занимает особое место в истории российского предпринимательства. Государство ведет законодательную деятельность, пытаясь создать благоприятные условия для развития экономики. К концу столетия исчерпала себя система гильдий, учрежденная в петровское время для систематизации и регулирования предпринимательской деятельности, защиты прав купцов и создания сословных привилегий.

Реформа промыслового налогообложения в 1898 году закрепила в качестве объекта налогообложения предприятие, а не личность предпринимателя, как это было ранее. Усиление конкуренции в торговле стало причиной обращения деловых людей к сфере промышленного производства. Преобразования в области акционерного дела установили ограничение ответственности и предоставили возможность участия в коммерческих предприятиях представителям разных сословий.

Изменения привели к тому, что деловые круги пополнились выходцами из крестьян, мещан, дворян, иностранцев и служащих. За счет крупного предпринимательства к началу 20 века в стране жило около 1,5 миллионов человек.

Имена известных предпринимателей России 19 века на слуху и сегодня: представители фамилий знамениты внедрением прогрессивных технологий, благотворительностью, участием в политической жизни.

Морозовы

Савва Васильевич Морозов (1770 - 1860) - основатель династии - происходит из крепостных крестьян села Зуево Богородского уезда Московской губернии. Своего успеха он добился благодаря личным качествам: трудолюбию и деловой хватке. Начав работу ткачом на фабрике, после женитьбы на средства приданого организовал небольшое производство, где работал и он сам с женой и сыновьями. Созданные в мастерской шелковые ткани и ажурные ленты Савва продавал в Москве. Доходы позволили предпринимателю с семьей выкупиться у помещика в 1820 году. В семье Саввы было пятеро сыновей: Елисей, Захар, Абрам, Иван и Тимофей. Предпринимательская жилка характерна для многих потомков Саввы: семью считают состоящей из нескольких ветвей, представители которых стали известны в текстильном деле и других областях. В 1842 году Морозовы получили потомственное почетное гражданство, которое устранило ограничения, установленные для крестьян и городских обывателей.

С течением времени Морозовы покупали земли, строили новые фабрики по производству шёлковых, шерстяных и хлопчатобумажных тканей, внедряя в производство современные технологии и механизмы.

Первое из предприятий Саввы Васильевича выросло в Товарищество Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К°», которая находилась в ведении ветви «Тимофеевичей» - потомков его младшего сына, и включала фабрики, обеспечивающие бумагопрядильное, ткацкое, красильно-набивное, аппретурное, отбельное, плисорезное производство.

С именем мануфактуры связана «Морозовская стачка» 1885 года в с. Никольском. Рабочие протестовали против низкого уровня оплаты труда и высоких штрафов за нарушения. Выступление было подавлено, часть участников власти арестовали, однако событие имело положительные для рабочих последствия. Под руководством Саввы Тимофеевича было установлено новое английское оборудование, улучшены условия труда и быт рабочих.

Компания Богородско-Глуховской мануфактуры основана в 1830 году и передана Саввой Васильевичем сыну Захару, давшему жизнь ветви «Захаровичей». Предприятие стало первым предприятием в форме товарищества в центральном районе страны. В его состав входили прядильное, ткацкое, красильное, белильное, ниточное производство и торфоразработки.

Старший сын Саввы Морозова - Елисей, выделившись, организовал собственную мануфактуру, которая впоследствии приобрела название «Товарищество мануфактур Морозова Викулы с сыновьями». Викула Елисеевич сыграл важную роль в становлении предприятия и принял бразды правления от отошедшего от дел отца. Его именем называют эту ветвь семейства Морозовых - «Викуловичи».

По управлением «тверских» Морозовых - потомков Абрама - находилось предприятие, созданное Тимофеем по просьбе отца. Тверская мануфактура выпускала около тридцати видов хлопчатобумажных тканей, которые пользовались неизменным спросом на российских ярмарках, а также отправлялись на экспорт. Руководили производством Абрам и Давид Абрамовичи.

Вокруг морозовских предприятий вырастала социальная инфраструктура: магазины, бани, больницы, школы, богадельни, стадионы. Наследие династии фабрикантов и сегодня можно увидеть на улицах Орехова-Зуева, Ногинска, Железнодорожного и других населенных пунктов вблизи столицы.

Исследователи отмечают разные причины успеха предприятий династии, в том числе:

  • активную предпринимательскую позицию;
  • стремление к механизации труда, ставка на высокий технический уровень производства;
  • непрерывную модернизацию производственных мощностей;
  • отказ от иностранных специалистов и поддержку отечественного образования и привлечение к работе выпускников российских учебных заведений;
  • создание лабораторий для соединения теоретической и экспериментальной науки с производством;
  • двухступенчатую модель управления, устранившую исключительное авторитарное влияние собственников через привлечение квалифицированных наемных управленческих кадров;
  • постепенное осознание социальной ответственности перед персоналом предприятий.

Кроме текстильного производства семья участвовала в деятельности иных институтов. Тимофей Морозов входил в число учредителей Волжско-Камского банка, созданного в 1870 году и занимавшего лидирующую позицию в стране вплоть до конца века. В период 1868-76 годов он также занимал пост председателя Московского биржевого комитета, который сотрудничал с государством в вопросах законотворческой деятельности в сфере торговли и промышленности, регулировал биржевую торговлю, выдавал справки и заключения по торговым делам. Давид Иванович построил в сторону от основной линии Москва - Владимир железнодорожную ветку, заканчивающуюся стацией «Захарово», названной в честь деда и существующей до сих пор.

Представители семьи много занимались благотворительностью и поддерживали культуру страны. При финансировании Морозовых построены Алексеевская психиатрическая больница, Морозовская детская больница, Раковый институт и другие медицинские учреждения. При участии «Московского купеческого общества взаимного кредита», в состав учредителей которого входил Т.С. Морозов, финансировались газеты «Москвич» и «Акционер», журнал «Вестник промышленности». Варвара Алексеевна, супруга Абрама Абрамовича, пожертвовала средства на устройство в 1895 году бесплатной «Тургеневской библиотеки-читальни», поддерживала газету «Русские ведомости», принимала участие в создании технической базы многих образовательных учреждений, например, Императорского технического училища. Сергей Тимофеевич оказывал помощь художнику Левитану, Савва Тимофеевич не оставлял без поддержки МХАТ. Словом, в предреволюционной Москве трудно было найти благотворительное мероприятие или социальное учреждение, которое осталось за пределами внимания и поддержки Морозовых.

В начале 20 века состояние семьи Морозовых по оценкам журнала Forbes составило в современном эквиваленте свыше 500 млн. долларов, что ставит их на четвертое место в списке богатейших российских предпринимателей своего времени.

Накануне Октябрьской революции в Москве, по подсчетам историков, жило порядка 60 семей потомков Саввы Васильевича. После октября 1917 года жизнь Морозовых сложилась по-разному: некоторые иммигрировали (Николай Давидович, Сергей Тимофеевич, Петр Арсеньевич и другие), но большинство осталось на Родине, где их ожидала пора испытаний и утрат.

Рябушинские

Основателем династии является крестьянин Михаил Яковлев, который в 1802 году прибыл в Москву из Калужской губернии, приобрел лавку и вступил в число купцов третьей гильдии. Впоследствии родовая фамилия была изменена по названию родной слободы основателя. Интересы предпринимателя лежали в сфере текстильной промышленности: в 1846 году он приобрел первое ткацкое производство. На широкую дорогу семейный бизнес Рябушинских вывел средний сын - Павел Михайлович, который продал старые отцовские мануфактуры и приобрел фабрику, оснастив ее по последнему слову техники.

В 1887 году семейное дело было преобразовано в «Товарищество мануфактур П. М. Рябушинского», основной капитал которого составлял 2 млн. руб. Фирма владела бумагопрядильной, ткацкой, красильной, отделочной, аппретурной фабриками в Тверской губернии. К началу 20 века капитал предприятия вырос до 5 млн. руб., в целом состояние семьи оценивалось в сумму свыше 20 млн. руб.

После смерти Павла и его супруги дело возглавил их старший сын - Павел Павлович, чье имя чаще связывают с общественной и политической деятельностью, однако, именно под его руководством на переломе столетий продолжал процветать бизнес Рябушинских. Павел, как и его братья, получил образование в Московской практической академии коммерческих наук - учреждении среднего образования по подготовке коммерсантов, находящегося в ведении Министерства финансов. Совместно с Павлом работали четверо из восьми братьев: Сергей, Владимир, Степан и Михаил. Предприниматели утвердились в льняной промышленности, вкладывали средства в лесопильное дело, занимались производством бумаги.

Семья владела «Банкирским домом братьев Рябушинских», который впоследствии был преобразован в Московский банк при поддержке предпринимателей, занятых текстильной промышленностью. Рябушинские принимали на службу выпускников академии, где учился Павел; на должности младшего персонала готовили деревенских детей, прошедших, помимо школьного, обучение за счет предпринимателей в торговых вечерних классах.

Известные планы Рябушинских характеризуют братьев как дальновидных предпринимателей, делавших ставку на вложения в перспективные технологии.

Так, в годы первой мировой войны Сергей и Степан учредили Московское товарищество автомобильного завода - предприятие, которое в советское время было преобразовано в ЗИЛ. Через год после закладки завод должен был выпустить первую партию грузовиков по лицензии итальянской фирмы «ФИАТ». Техника была создана, хотя и с нарушением сроков, но завод полностью достроен не был из-за событий 1917 года. Остались нереализованными проекты по разведке нефти на ухтинских месторождениях и по созданию машиностроительных предприятий на Урале.

В финансовой сфере известен план братьев по созданию банка «мирового масштаба» через объединение Московского банка с другими крупными учреждениями: Волжско-Камским и Русским торгово-промышленным.

Павел Павлович помимо ведения семейных дел был увлечен общественно-политическими процессами, принимал живое участие в жизни страны, последовательно отстаивая свою позицию:

  • сотрудничал с «Союзом 17 октября», отношения с которым впоследствии прервал из-за несогласия с политикой П. Столыпина;
  • издавал газеты «Утро», «Народная газета», «Утро России», где излагал свое видение перспектив развития государства.

Предприниматель видел путь развития страны в соединении старообрядческих традиций допетровской Руси с институтами западного капитализма, и предостерегал интеллигенцию от увлечения социалистическими идеями. Рябушинский всецело поддержал события февраля 1917 года, поскольку считал, что они открывают коммерсантам и промышленникам возможность влияния на политическую жизнь страны.

После революции братья эмигрировали, в России живут потомки дочерей Павла Михайловича.

Второвы

Александр Фёдорович Второв происходил из костромских мещан, жил в Иркутске и, будучи купцом, вел оптовую торговлю мануфактурными товарами, пушниной, золотом, занимался финансовыми операциями. Успех в делах позволил ему в 1876 году перейти в 1-ю гильдию, а в 1897 году - перебраться с семьей в Москву и получить потомственное почетное гражданство. Александр Александрович остался вести дела в Иркутске, не прекращая взаимодействия с отцом и братом. В Чите работал брат старшего Второва - Пётр Мажуков. Дочерей Александр Фёдорович удачно выдал замуж, породнившись с состоятельными московскими фамилиями.

Совместно с сыном Николаем Александр Фёдорович учредил предприятие, ставшее впоследствии известным как «Товарищество А.Ф. Второв и сыновья», которое:

  • торговало текстилем и чаем;
  • поставляло в казну сырьё для производства бездымного пороха;
  • владело коммерческой недвижимостью в городах Сибири и Урала;
  • осуществляло мануфактурное производство;
  • вело внешнеторговые операции в Монголии.

Николай Александрович отличался неординарным мышлением и выбирал для вложений перспективные отрасли и предприятия, эффективность которых позволила ему преумножить состояние отца.

В конце столетия Николай Александрович сосредоточил свои интересы на золотодобыче, но не оставлял без внимания и другие направления деятельности: он расширил список текстильных предприятий, на его фабриках изготавливали военное обмундирование и боеприпасы, создал Московский промышленный банк, занимался производством красителей, работал и в других промышленных отраслях. Основанное Второвым Товарищество на паях «Электросталь» стало первым в России подобным заводом и дало жизнь одноименному городу.

В руководстве некоторыми предприятиями Николаю Александровичу помогал его сын - Борис. Итогом плодотворной работы стало крупнейшее в стране состояние, которое превосходило богатство других известных семей и оценивалось в размере свыше 700 млн. современных долларов.

Николай Александрович был убит в 1918 году, его семья переехала во Францию. Александр Второв покинул Иркутск в 1917 году.

Вогау

Основатель бизнеса Филипп-Макс фон Вогау прибыл в 1827 году из Германии. Вопреки дворянскому происхождению был беден, был вынужден поначалу служить «на посылках». Не имея перспектив на родине, он принимает российское подданство, и ищет лучшей жизни в России. Заработанная здесь репутация в 1839 году дает Максиму Максимовичу возможность заключить брак с дочерью текстильного фабриканта Ф. Рабенека. С этого времени ведет отсчет династия российских предпринимателей Вогау.

При участии братьев Фридриха и Карла Максим Максимович открывает контору, торгующую сначала чаем, товарами бытовой и хозяйственной химии, а затем перешедшей к импорту сахара, пряжи и хлопка. Предприятие выросло торговый дом «Вогау и К», который вплоть до октябрьского переворота находился под контролем семьи. Кроме братьев в семейном бизнесе принимали участие их зятья Эрвин Шумахер и Конрад Банза, племянник Мориц Марк, сыновья Макса - Отто и Гуго. Пика развития предприятие достигло в период управления Гуго Максимовича - сына основателя династии.

Помимо ведения масштабных внешнеторговых операций семья инвестировала средства в финансовую сферу и промышленность:

  • при участии Вогау созданы «Московский учетный банк», «Русский для внешней торговли банк», «Рижский коммерческий банк» и страховое общество «Якорь»;
  • семья контролировала предприятия в разных отраслях, в круг интересов входили добыча руды, выплавка металлов, изготовление цемента, химическое и текстильное производство;
  • совместно с Кнопом велись поиски месторождений платины и нефти на Урале и меди на Кавказе.

Уклад жизни семьи был обычен для немецких буржуа: они исповедовали лютеранство, жили по соседству, сохраняли традиции своего народа. В 1900 году пятеро из восьми членов правления фирмы оставались подданными Германии, поэтому с началом войны Вогау оказались в сложной ситуации. Часть предприятий пострадали от погромов, за деятельностью компании был установлен правительственный надзор. Семья была вынуждена продать ведущие предприятия.

Гуго принимал участие в финансировании основанной П.П. Рябушинским газеты «Утро России», выступавшей с критикой правительственной политики в экономической сфере и закрытой властями «ввиду вредного направления».

Состояние семьи Вогау, нажитое за 90 лет в России, было сравнимо с богатством Морозовых и насчитывало, по оценке Forbs, около 500 млн. долларов в современном исчислении.

После 1917 года большинство Вогау эмигрировали из России. Сегодня в стране живут потомки оставшегося здесь сына Гуго - Максима, состоявшего с 1919 года в ВКП(б).

Инженер-предприниматель Н.С. Авдаков

Николай Степанович родился в 1847 году в семье военного врача, приписанного к дислоцировавшемуся на Кавказе Куринскому полку. Предки Авдаковых жили во Владимирской губернии и, по большей части, были церковнослужителями. Николай получил образование в Петербургском горном институте, который он окончил в 1873 году. Главное горное управление направило Авдакова для работы рудничным инженером в Рутченковское каменоугольное общество, расположенном в Екатеринославской губернии и созданное на бельгийские капиталы.

Все в нашей жизни рано или поздно приобретает свое значение и название. Вот и такое явление, как безвозмездная помощь, покровительство и содействие развитию, современный человек называет меценатством, благотворительностью или спонсорством.

Все эти понятия объеденены единым смыслом, но все же есть особенности, которые различают их. В России с давних времен и по сей день присутствует каждое из этих направлений. Спонсор, благотворитель, меценат - это люди, оказывающие помощь, но можно ли назвать её абсолютно безвозмездной? Давайте разбираться вместе...

Терминология - луч света в дебрях понятий

Итак, есть люди, готовые отдавать свои «кровные денежки», чтобы поддержать и содействовать развитию литературы, музыки, другого искусства и просто людей, нуждающихся в помощи. Почему бы не объединить героев под одним названием? В чем тут нюансы?

Благотворитель - человек, оказывающий бескорыстную и безвозмездную помощь нуждающимся. Человек сам решает, где, как, кому и чем он может помочь. Взамен благотворители ничего не просят и часто оказывают помощь анонимно. Создаются целые благотворительные фонды, где неравнодушные люди могут внести свой вклад в беду (или развитие) посторонних людей: детей, беженцев, больных и т. д. Нередко благотворительные сборы идут на поддержку природы или животных. Кстати, не только деньги относятся к благотворительной помощи.

Меценат - это человек, добровольно и безвозмездно оказывающий содействие развитию науки и культуры. Привлекает он для этого благородного дела свои личные финансовые средства.

Спонсор - вкладывающий денежные средства в развитие и процветание кого-либо или чего-либо. Спонсором может выступать как человек, так и целая организация. Спонсорскую помощь также может получить конкретное лицо, компания, направление, идея или любая другая деятельность. Схоже по смыслу понятие «инвестор», но спонсор, в отличие от инвестора, не получает материальной выгоды от вложенных средств. Хотя свой интерес у него присутствует. Чаще всего спонсоры выделяют финансирование, чтобы «засветиться» в СМИ.

Так или иначе, оказывая безвозмездную помощь, каждый человек рассчитывает что-то получить взамен: благодарность, внимание, собственное душевное спокойствие или благоговейную радость от совершенного доброго дела.

История меценатства в России

В Риме при правлении Октавиана Августа помощником и доверенным лицом императора был Гай Меценат. Ему было многое дозволено, Август прислушивался к его мнению. Гай всячески помогал творческим людям, попавшим в немилость политической власти. Имя Мецената вошло в историю как нарицательное, обозначающее помощь, покровительство, финансовую поддержку деятелей науки и искусства.

Меценатство в России зарождалось еще в XIII веке как направление благотворительности. Меценаты России - богатые люди, достигшие успеха в разных областях. Но известность они получили в основном благодаря меценатству.

Расходы на благотворительность Усманова в 2012 году составили 180 миллионов долларов. Он лично учредил фонды "Искусство, наука и спорт", "За будущее фехтования". Бизнесмен поддерживает спорт, театры, музеи, участвует в социальных проектах и в помощи тяжелобольным детям.

1 из 7

Во главе списка богатейших меценатов, ставший филантропом года Расходы на благотворительность Усманова в 2012 году составили 180 миллионов долларов. Он лично учредил фонды "Искусство, наука и спорт", "За будущее фехтования". Бизнесмен поддерживает спорт, театры, музеи, участвует в социальных проектах и в помощи тяжелобольным детям.

© РИА Новости / Руслан Кривобок / У известного российского предпринимателя, главы компании "Интеррос" Владимира Потанина есть свой собственный благотворительный фонд "Фонд В.Потанина", в проекты которого входят гранты молодым преподавателям государственных вузов России, программа "Преподаватель онлайн", "Профессор МГУ онлайн", программа стажировки студентов МГИМО, стипендии победителям международных олимпиад. Сумма его пожертвований в 2012 году составила 22,8 миллиона долларов.

3 из 7

У известного российского предпринимателя, главы компании "Интеррос" Владимира Потанина есть свой собственный благотворительный фонд "Фонд В.Потанина", в проекты которого входят гранты молодым преподавателям государственных вузов России, программа "Преподаватель онлайн", "Профессор МГУ онлайн", программа стажировки студентов МГИМО, стипендии победителям международных олимпиад. Сумма его пожертвований в 2012 году составила 22,8 миллиона долларов.

© РИА Новости / Алексей Филиппов / У генерального директора компании "РусАл" Олега Дерипаски также есть собственный благотворительный фонд "Вольное дело". Организации, которым Дерипаска уделяет преимущественное внимание, - МГУ, Российская шахматная федерация, Фанагорийская археологическая экспедиции, школа-студия МХАТ, помощь детям с ограниченными возможностями. Объем спонсорства Дерипаски в 2012 году составил 18,5 миллионов долларов.

4 из 7

У генерального директора компании "РусАл" Олега Дерипаски также есть собственный благотворительный фонд "Вольное дело". Организации, которым Дерипаска уделяет преимущественное внимание, - МГУ, Российская шахматная федерация, Фанагорийская археологическая экспедиции, школа-студия МХАТ, помощь детям с ограниченными возможностями. Объем спонсорства Дерипаски в 2012 году составил 18,5 миллионов долларов.

© РИА Новости / Кирилл Каллиников / Участник благотворительных фондов "Ладога", "Ключ", "Нева" предприниматель Геннадий Тимченко в 2012 году пожертвовал 10,5 миллиона долларов. Приоритеты поддержки: помощь пожилым людям, семьям с приемными детьми, проекты научного и культурного сотрудничества между Россией и Западной Европой развитие ледового спорта, восстановление памятников духовного наследия, культурные и научные проекты.

5 из 7

Участник благотворительных фондов "Ладога", "Ключ", "Нева" предприниматель Геннадий Тимченко в 2012 году пожертвовал 10,5 миллиона долларов. Приоритеты поддержки: помощь пожилым людям, семьям с приемными детьми, проекты научного и культурного сотрудничества между Россией и Западной Европой развитие ледового спорта, восстановление памятников духовного наследия, культурные и научные проекты.

© РИА Новости / Алексей Никольский / Президент ОАО "Лукойл" Вагит Алекперов - 7-й в списке щедрых меценатов, участвует в благотворительных проектах по дошкольному образованию, здравоохранению, экологии, здоровому образу жизни, детскому досугу, трудоустройству людей с инвалидностью, сельскому хозяйству, развитию села. В этому году он пожертвовал 6,3 миллиона долларов.

Не станем вдаваться в дефиниции и будем считать меценатство (поддержку и поощрение, оказываемые отдельными лицами деятелям искусства и науки) и благотворительность синонимами. Сюда же запишем и возникшее уже в ХХ веке спонсорство, определяющим моментом которого, как учит нас энциклопедия, является «корпоративная стратегия по поддержке культуры в целом».

В России, с ее антикультом богатства (Марина Цветаева точно подметила, что «сознание неправды денег в русской душе невытравимо») и присказкой «бедность не порок», купцов называли не иначе как кровопийцами, а банкиров — процентщиками. Тем не менее богачи лечили, учили и просвещали неимущих, двигали науку, культуру и искусство. И поскольку миллионщики наши по большей части вышли из крестьян, были людьми набожными и жили по законам христианской морали, желание «пособить сирым и убогим» шло у них от чистого сердца. Хотя, конечно, кто-то мечтал и звание приобрести, и орден, и чтобы имя на фронтоне большими буквами...

1. Купец Гаврила Гаврилович Солодовников (1826-1901)
Состояние около 22 миллионов. Самое крупное за всю историю благотворительности в России пожертвование: более 20 миллионов

Солодовников Гаврила Гаврилович (1826, Серпухов — 21 мая 1901 года, Москва)

Сын торговца бумажным товаром, за отсутствием времени он плохо выучился писать и складно излагать мысли. В 20 стал купцом первой гильдии, в 40 — миллионером. Славился бережливостью и расчетливостью (доедал вчерашнюю гречку и ездил в экипаже, на котором в резину были обуты лишь задние колеса). Не всегда честно вел дела, но загладил это своим завещанием, отписав почти все миллионы на благотворительность.



Театр Солодовникова на Б. Дмитровке (ныне Московский театр оперетты), 1913 г.

Первым сделал взнос на строительство Московской консерватории: на его 200 тысяч рублей соорудили роскошную мраморную лестницу. Построил на Большой Дмитровке «концертный зал с театральной сценой для произведения феерий и балета» (нынешний Театр оперетты), в котором обосновалась Частная опера Саввы Мамонтова. Задумав получить дворянство, вызвался построить для города полезное заведение. Так появилась Клиника кожных и венерических болезней, оборудованная по самому последнему слову тогдашней науки и техники (ныне Московская медицинская академия имени И. М. Сеченова), но без упоминания в названии имени жертвователя.


Клиника кожных и венерических болезней
Вид со стороны Б.Пироговской улицы.

Оставил наследникам меньше полумиллиона, а 20 147 700 рублей (около 9 миллиардов долларов по сегодняшнему счету) поделил. Треть пошла на «устройство земских женских училищ в Тверской, Архангельской, Вологодской, Вятской губерниях», треть на устройство профессиональных школ в Серпуховском уезде и содержание приюта для безродных детей. Треть «на строительство домов дешевых квартир для бедных людей, одиноких и семейных».


Пассаж Солодовникова на Кузнецком мосту в Москве, 1903 г.

В 1909 году на 2-й Мещанской открылся первый дом «Свободный гражданин» (1152 квартиры) для одиноких и дом для семейных «Красный ромб» (183 квартиры), классические коммуны: магазин, столовая, баня, прачечная, библиотека. В доме для семейных на первом этаже были расположены ясли и детский сад, а все комнаты были уже меблированы. Разумеется, в «дома для бедных» первыми заселились чиновники.


2. Придворный банкир барон Александр Людвигович Штиглиц (1814-1884)
Состояние более 100 миллионов. Пожертвовал около 6 миллионов


Александр Людвигович Штиглиц (1814-1884)

Самый богатый человек России второй трети XIX века. Капитал и звание придворного банкира унаследовал от отца, при посредничестве которого Николай I заключил договора о внешних займах более чем на 300 миллионов рублей, за что обрусевший немец получил титул барона. В 1857 году Александр Штиглиц стал одним из основателей Главного общества российских железных дорог, а в 1860-м первым директором только что основанного Государственного банка. Свою фирму он ликвидировал и жил рантье в роскошном особняке на Английской набережной. Имея 3 миллиона годового дохода, оставался столь же необщительным (стригший его четверть века парикмахер ни разу так и не услышал голоса своего клиента) и до болезненности скромным. Конечно, наиболее дотошные знают, что барон строил Николаевскую (Октябрьскую), Петергофскую и Балтийскую железные дороги, а во время Крымской войны помог царю получить иностранные займы. Но он остался в истории потому, что дал миллионы на постройку Училища технического рисования в Петербурге, его содержание и музей.



Петр Федорович Соколов
Барон Александр Людвигович Штиглиц (1814-1884) 1847

Несомненно, Александр Людвигович любил прекрасное, хотя всю жизнь занимался лишь деланием денег. И не убеди его зять Александр Половцов, муж приемной дочери, что промышленности России без «ученых рисовальщиков» никак не выжить, не имели бы мы ни училища Штиглица, ни первого в России Музея декоративно-прикладного искусства (лучшая часть коллекций которого досталась потом Эрмитажу). «Россия будет счастливой, когда купцы будут жертвовать деньги на учение и учебные цели без надежды получить медаль на шею», — считал статс-секретарь императора Александра III А. А. Половцов. Сам он, благодаря наследству жены, издал 25 томов «Русского биографического словаря», но до 1918 года охватить все буквы не успел. Мраморный памятник барону из Мухинского училища (бывшего Училища технического рисования Штиглица), разумеется, выкинули.


3. Дворянин Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834-1913)
Пожертвовал более 3 миллионов


Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834-1913), обер-гофмейстер Высочайшего двора (1907), промышленник-миллионер, благотворитель и меценат. Юрист по образованию, питомец Московского университета

В 46 лет совершенно неожиданно стал владельцем империи стекольных заводов — получил по завещанию. Дядя-дипломат Иван Мальцов оказался единственным, кто уцелел во время резни, учиненной в русском посольстве в Тегеране, во время которой погиб дипломат-поэт Александр Грибоедов. Возненавидев дипломатию, Мальцов продолжил семейный бизнес, занявшись устройством в местечке Гусь стекольных заводов: привез из Европы секрет цветного стекла и начал выпускать прибыльное оконное стекло. Всю эту хрустально-стекольную империю, вместе с двумя особняками в столице, расписанными Васнецовым и Айвазовским, и получил немолодой чиновник-холостяк Нечаев, а вместе с ними — и двойную фамилию.

Прожитые в бедности годы наложили отпечаток: Нечаев-Мальцов был необычайно скуп, но при этом страшный гурман и гастроном. Профессор Иван Цветаев (отец Марины Цветаевой) завязал с ним дружбу (поедая на приемах деликатесы, сокрушенно подсчитывал, сколько стройматериалов мог бы купить на потраченные на обед деньги), а потом убедил-таки дать 3 миллиона, недостающих для достройки московского Музея изящных искусств (миллион царских рублей — немногим менее полутора миллиардов современных долларов).



И. В. Цветаев и Ю. С. Нечаев-Мальцов

Жертвователь не только не искал славы, но все 10 лет, что потребовались для завершения музея, действовал анонимно. Шел на колоссальные траты: 300 рабочих, нанятых Нечаевым-Мальцовым, добывали на Урале белый мрамор особой морозоустойчивости, а когда выяснилось, что 10-метровые колонны для портика сделать в России невозможно, зафрахтовал в Норвегии пароход. Из Италии выписал искусных каменотесов и т. п. Не считая музея (за который спонсор получил звание обер-гофмейстера и орден Александра Невского с бриллиантами), на деньги «стекольного короля» были основаны Техническое училище во Владимире, богадельня на Шаболовке и церковь в память убиенных на Куликовом поле.



Ю. С. Нечаев-Мальцов

К столетнему юбилею ГМИИ имени А. С. Пушкина в 2012 году фонд «Шуховская башня» предложил переименовать музей и присвоить ему имя Юрия Степановича Нечаева-Мальцова. Переименовать не переименовали, но памятную доску повесили.


4. Купец Кузьма Терентьевич Солдатенков (1818-1901)
Пожертвовал более 5 миллионов


Солдатенков Козьма Терентьевич (1818-1901) - предприниматель, издатель, коллекционер, меценат и благотворитель, коммерции-советник
Портрет работы Горавского Аполлинария Гилярьевича
ГТГ

Торговец бумажной пряжей, пайщик текстильных Цинделевской, Даниловской, а также Кренгольмской мануфактур, Трехгорного пивоваренного завода и Московского учетного банка. Старообрядец, выросший в «невежественной среде Рогожской заставы», еле обученный грамоте и стоявший за прилавком в лавке богатого (!) отца, после смерти родителя с жадностью стал утолять жажду знаний. Тимофей Грановский прочел ему курс лекций по древнерусской истории и ввел в кружок московских западников, подвигнув «сеять разумное, доброе, вечное». Солдатенков организовал некоммерческое издательство и стал печатать книги для народа, себе в убыток. Покупал картины (начал делать это на четыре года раньше самого Павла Третьякова). «Если бы не Третьяков и Солдатенков, то русским художникам некому было и продать свои картины: хоть в Неву их бросай», — любил повторять художник Александр Риццони.


Солдатёнков Козьма Терентьевич (1818-1901)

Свое собрание — 258 картин и 17 скульптур, гравюры и библиотеку «Кузьма Медичи» (так называли Солдатенкова в Москве) — завещал Румянцевскому музею (он ежегодно жертвовал этому первому в России публичному музею по тысяче, зато целых 40 лет), попросив об одном: выставить коллекцию в отдельных залах. Непроданные книги его издательства и все права на них получила Москва. Миллион пошел на строительство ремесленного училища и почти 2 миллиона на устройство бесплатной больницы для бедных, «без различия званий, сословий и религий». Больницу, построенную уже после его смерти, назвали Солдатенковской, но в 1920 году переименовали в Боткинскую. Вряд ли бы Кузьма Терентьевич обиделся, узнав, что ей присвоили имя доктора Сергея Боткина: с семьей Боткиных он был особенно дружен.


5. Купцы братья Третьяковы, Павел Михайлович (1832-1898) и Сергей Михайлович Состояние более 8 миллионов.
Пожертвовали более 3 миллионов (1834-1892).


Павел Михайлович Третьяков и Сергей Михайлович Третьяков

Владельцы Большой Костромской льняной мануфактуры. Старший вел дела на фабриках, младший общался с зарубежными партнерами. Первый был замкнутый и нелюдимый, второй — публичный и светский. Оба собирали картины. Павел — русские, Сергей — иностранные, по большей части современные, особенно французские (оставив должность московского городского головы, радовался, что отделался от официальных приемов и сможет больше тратить на картины; потратил же он на них 1 миллион франков, или 400 тысяч рублей по тогдашнему курсу).

Желание одарить родной город братья испытывали с юности. Павел в 28 лет решил завещать свой капитал на создание галереи русского искусства. К счастью, прожил долго и за 42 года успел истратить на покупку картин более миллиона рублей. Галерея Павла Третьякова целиком досталась Москве (на 2 миллиона картин плюс недвижимость) вкупе с собранием Сергея Третьякова (коллекция небольшая, всего 84 картины, но оценивалась в сумму более полумиллиона): младший успел завещать собрание брату, а вовсе не жене, предвидя, что та с картинами точно не расстанется.



Третьяковская Галерея 1910-1913

Подаренный городу в 1892 году музей назвали Городской галереей братьев П. и С. Третьяковых. Павел Михайлович после посещения Александром Ш галереи от предложенного дворянства отказался и сказал, что умрет купцом (а брат, успевший обмыть чин действительного статского советника, наверняка с радостью бы принял). Помимо галереи, училищ для глухонемых, дома для вдов и сирот русских художников (живых Павел Третьяков поддерживал, покупая и заказывая картины), Московской консерватории и Училища живописи, братья на собственные деньги проложили проезд — для улучшения транспортного сообщения в центре города — на собственном участке земли. Название «Третьяковский» сохранилось в имени галереи и проложенного братьями проезда, что в нашей истории редкий случай.


6. Купец Савва Иванович Мамонтов (1841-1918). Подсчитать состояние сложно: два дома в Москве, имение Абрамцево, земля на Черном море, около 3 миллионов, плюс дороги и заводы. Также невозможно подсчитать реальные пожертвования, поскольку Савва Мамонтов был не просто меценат, а «строитель русской культурной жизни»


Илья Ефимович Репин
Портрет Саввы Ивановича Мамонтова

Родился в семье винного откупщика, возглавившего Общество Московско-Ярославской железной дороги. Составил крупный капитал на железнодорожном строительстве: протянул дорогу из Ярославля до Архангельска и дальше, до Мурманска. Ему мы обязаны Мурманским портом и дорогой, связавшей центр России с Севером: это дважды спасало страну, сначала во время Первой, а потом и Второй мировой войны, ибо практически весь ленд-лиз, за исключением самолетов, шел через Мурманск.

Неплохо лепил (скульптор Матвей Антокольский находил у него талант), вполне мог бы стать певцом (имел прекрасный бас и даже дебютировал в миланской опере). Ни на сцену, ни в академию не попал, зато заработал столько денег, что смог устроить домашний театр и учредить первую в России частную оперу, где сам режиссировал, дирижировал, ставил голос артистам и делал декорации. Еще купил имение Абрамцево, где дневали и ночевали все те, кто входил в знаменитый «мамонтовский кружок». На его рояле учился играть Шаляпин, Врубель писал в его кабинете «Демона», и далее по списку членов кружка. Подмосковное Абрамцево Савва Великолепный превратил в художественную колонию, построил мастерские, обучил окрестных крестьян и стал насаждать «русский стиль» в мебели и керамике, считая, что «надо приучать глаз народа к красивому» и на вокзале, и в храме, и на улицах. Дал денег на журнал «Мир искусства» и на Музей изящных искусств в Москве.



Савва Иванович Мамонтов (1841-1918)

Но даже такой гениальный капиталист умудрился влезть в долги (получил богатый «госзаказ» на строительство очередной железной дороги и под залог акций взял огромные кредиты), был арестован и заключен в Таганскую тюрьму, поскольку 5 миллионов залога набрать не удалось. Художники от него отвернулись, и, чтобы погасить долги, купленные им когда-то картины и скульптуры за бесценок распродали с аукциона. Старик поселился при керамической мастерской за Бутырской заставой, где и умер. Недавно ему поставили памятник в Сергиевом Посаде, куда Мамонтовы проложили первую короткую ветку для перевоза богомольцев в Лавру. На очереди еще четыре — в Мурманске, Архангельске, на Донецкой железной дороге и на Театральной площади в Москве.


7. Купчиха Варвара Алексеевна Морозова (1850-1917), урожденная Хлудова, мать коллекционеров Михаила и Ивана Морозовых. Состояние более 10 миллионов. Пожертвовала более миллиона


Варвара Алексеевна Морозова
Портрет кисти К. Маковского

Жена Абрама Абрамовича Морозова, в 34 года унаследовала от него Товарищество Тверской мануфактуры. Похоронила мужа и начала помогать несчастным. Из полумиллиона, выделенного ей супругом «на пособия бедным, устройство и содержание школ, богаделен и вкладов в церковь», пожертвовала 150 тысяч рублей на клинику для душевнобольных (Психиатрическая клиника им. А. А. Морозова при новой власти получила имя психиатра Сергея Корсакова), еще 150 тысяч Ремесленному училищу для бедных, остальное по мелочи: 10 тысяч Рогожскому женскому начальному училищу, отдельные суммы на земские и сельские школы, приют для нервных больных, Раковый институт имени Морозовых на Девичьем поле, благотворительные заведения в Твери и санаторий в Гаграх для больных туберкулезом рабочих.

Варвара Алексеевна Морозова

Варвара Морозова состояла членом всевозможных учреждений. Ее именем были названы начальные классы и ремесленные училища, больницы, родильные приюты и богадельни Твери и Москвы. Оно было выбито на фронтоне Химического института Народного университета (дала 50 тысяч). Морозова оплатила трехэтажное здание Пречистенских курсов для рабочих в Курсовом переулке и переезд в Канаду духоборов. Профинансировала строительство здания, а затем и покупку книг для первой в России бесплатной библиотеки-читальни имени И. С. Тургенева, открытой в 1885 году на площади у Мясницких ворот (снесена в 1970-х). Последним аккордом стало ее завещание.



Варвара Алексеевна Морозова

Фабрикантша Морозова, которую советская пропаганда любила выставлять образцово-показательным примером капиталистического стяжательства, распорядилась перевести все свои активы в ценные бумаги, разместить их в банке, а полученные от этой операции средства передать своим рабочим. Новые хозяева фабрики «Пролетарский труд» не успели оценить неслыханную щедрость бывшей хозяйки, умершей за месяц до октябрьского переворота.


8. Купец Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905). Пожертвовал более полумиллиона


Валентин Серов
Портрет Саввы Морозова

Химию изучал в Кембридже, текстильное производство — в Манчестере и Ливерпуле. Вернувшись на родину, возглавил Товарищество Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко», директором-распорядителем которого оставалась его матушка Мария Федоровна (основная пайщица,состояние 30 миллионов).

Уверовав в то, что благодаря революционному прыжку Россия наверняка догонит Европу, составил программу социально-политических реформ, призывавших к установлению конституционного правления. Тогда же застраховал себя на 100 тысяч, передав полис на предъявителя обожаемой им актрисе М. Ф. Андреевой, а та, в свою очередь, большую часть денег — партии большевиков. Во многом из-за любви к Андреевой поддерживал Художественный театр, сняв для него в аренду на 12 лет помещение в Камергерском переулке. Его вклад равнялся взносу основных пайщиков, в том числе владельца золото-канительной мануфактуры Алексеева, он же — Станиславский. Перестройка здания обошлась Морозову в 300 тысяч рублей, сумму огромную по тем временам (это при том, что архитектор Федор Шехтель, придумавший, кстати, всем известную мхатовскую эмблему — чайку, исполнил проект театра совершенно бесплатно). За границей на морозовские деньги заказали самые современные приспособления для сцены (осветительное оборудование в отечественном театре впервые появилось именно здесь). В итоге на здание МХТа с бронзовым барельефом на фасаде в виде тонущего пловца Савва Морозов истратил около полумиллиона рублей.



Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905)

Сочувствовал революционерам: дружил с Максимом Горьким, прятал в своем дворце на Спиридоновке Николая Баумана, помогал доставлять нелегальную литературу на фабрику, где (с его ведома) служил инженером будущий нарком Леонид Красин. После массовых забастовок 1905 года потребовал передать фабрики в свое полное распоряжение. Мать под угрозой учреждения над сыном опеки добилась его отстранения от дел и отправила на Лазурный берег в сопровождении жены и личного доктора, где Савва Морозов покончил с собой. «Купец не смеет увлекаться. Он должен быть верен своей стихии выдержки и расчета», — заметил на его счет В. Н. Немирович-Данченко, один из отцов-основателей МХТ.


9. Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева (1867-1928)


Портрет русской княгини М. К. Тенишевой работы И. Е. Репина

Происхождение покрыто тайной. Одна из легенд называет ее отцом самого императора Александра II. Совершив несколько неудачных попыток «найти себя» — раннее замужество, рождение дочери, уроки пения, желание попасть на профессиональную сцену, занятие рисованием, — сделала смыслом и целью своей жизни благотворительность. Развелась и вышла замуж за князя и крупного предпринимателя Вячеслава Николаевича Тенишева, прозванного «русским американцем». Отчасти это был брак по расчету: выросшей в аристократической семье, но при этом незаконнорожденной девочке он давал твердое положение в обществе.

Став женой одного из богатейших российских промышленников, но особенно после смерти князя (основатель знаменитого Тенишевского училища в Петербурге принципиально помогал усовершенствованию исключительно «культурных слоев общества») она смогла посвятить себя меценатству. При жизни мужа организовала рисовальные классы в Петербурге (где преподавал Илья Репин) и параллельно — рисовальную школу в Смоленске.

В своей усадьбе Талашкино создала «идейное имение»: устроила сельскохозяйственную школу (где воспитывала «идеальных фермеров»), в кустарных мастерских готовила мастеров декоративно-прикладного искусства (под руководством Сергея Малютина и др.). Открыла первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства («Русская старина»), для которого было построено специальное здание в Смоленске.

Облагодетельствованные княгиней крестьяне отплатили ей черной неблагодарностью: забальзамированное на сто лет тело князя, захороненное в трех гробах, в 1923-м выбросили в яму. Тенишева, субсидировавшая вместе с Саввой Мамонтовым издание журнала «Мир искусства», спонсировавшая Дягилева и Бенуа, прожила последние годы в эмиграции во Франции, занимаясь эмальерным искусством.


10. Маргарита Кирилловна Морозова (1873-1958), урожденная Мамонтова. Состояние около 5 миллионов


Маргарита Кирилловна Морозова

Маргарита Кирилловна с детьми на фоне портрета М.А. Морозова

Дочь кузена Саввы Мамонтова и шурина Павла Третьякова, считалась первой красавицей Москвы. В 18 лет вышла замуж за Михаила Морозова (сына В. А. Морозовой), в 30 овдовела, будучи беременной четвертым ребенком. Никогда не занималась делами фабрики, совладельцем которой был ее муж. Брала уроки музыки у композитора Александра Скрябина, которого многие годы поддерживала материально (точно так же, как вдова железнодорожного магната Надежда Фон-Мекк — Чайковского), чтобы тот мог творить, не отвлекаясь ни на что.

В 1910 году подарила собрание покойного мужа Третьяковской галерее — 83 картины (два Гогена, Ван Гог, Боннар, К. Моне и Э. Мане, Тулуз-Лотрек, Мунк и ренуаровский шедевр «Портрет актрисы Жанны Самари»; Перов, Крамской, Репин, Сомов, А. Бенуа, Левитан, Головин и К. Коровин). Финансировала издательство «Путь», успевшее до 1919 года выпустить полсотни книг, преимущественно религиозно-философского содержания, а также журнал «Вопросы философии и психологии» и общественно-политическую газету «Московский еженедельник». Передала угодья в своем имении Михайловское в Калужской губернии педагогу-подвижнику С. Т. Шацкому, организовавшему здесь первую детскую колонию, которую она материально поддерживала. Во время Первой мировой войны устроила в своем доме лазарет для раненых.



Бодаревский Николай Корнилиевич
Портрет Маргариты Кирилловны Морозовой, (1897)
холст, масло
Мемориальная квартира Андрея Белого)

После революции потеряла троих детей (один умер, двое оказались в эмиграции), жила в полной нищете на летней даче в подмосковном Лианозово. Комнату в новостройке персональный пенсионер Маргарита Кирилловна Морозова получила только в начале 1950-х.


А также группа товарищей


Купец Петр Иванович Щукин (1853-1912), совладелец фирмы «Иван Щукин с сыновьями». B 1905 году завещал Музей русской старины на Малой Грузинской Москве.


Купец Алексей Александрович Бахрушин (1865-1929), владелец кожевенных заводов. В 1913 году подарил свой Театральный музей Академии наук, был удостоен аудиенции царя.


Купец Николай Лазаревич Тарасов (1882-1910), владелец бакинских нефтяных промыслов. Племянник французского писателя Анри Труайя (Лев Тарасов) и двоюродный дедушка одного из первых постсоветских миллионеров Артема Тарасова. Спонсировал МХТ, которому после смерти Саввы Морозова грозило разорение. Создатель и спонсор театра-кабаре «Летучая мышь», для которого сам писал скетчи. Оказался замешан в запутанный любовный треугольник и в 28 лет застрелился.