«Россия - многонациональная страна» план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему. Тематическое музыкальное занятие в старшей группе Россия – родина моя Тематика занятий для дошкольникам о многонациональном государстве

Главная > Сценарий

Сценарий классного часа и театрализованного представленияВнимание! Видеоролик к уроку можно скачать на странице видео уроки. Толерантность«Сказка ложь, да в ней намек…»Автор Гурьянова Валентина Владимировна.Муниципальное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 33 города ТомскаЦель.Развитие нравственных общечеловеческих ценностей.Задачи:Дать детям представление о России как о многонациональном государстве;Расширить и закрепить представления детей о правах человека;Поработать над понятиями «свобода мысли, совести и религии;Формировать толерантность мышления и поведения учащихся.Возраст участников. 10 -11 лет /4 класс/Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса - благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм.Необходимым условием является создание на занятии атмосферы доверия, открытости, доброжелательности.Тема:Толерантность

Цели: Закрепить представления детей о понятиях «раса», «расизм», «дискриминация», «пол»;формировать толерантное мышление;подвести детей к выводу, что все люди разные не только внешне, но и по характеру и по способностям, но все они имеют одинаковые права.Ход занятия.I. Организационный момент. Начинаем классный час,Речь пойдёт здесь всё о нас.Постарайтесь всё понять, Что – то новое узнатьII. Активизация имеющихся знаний. Подумай и запиши 6 прав, которыми по твоему мнению, должен обладать ребёнок.1.__________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________________3.__________________________________________________________________________4._________________________________________________________________________5.___________________________________________________________________________6.__________________________________________________________________________III. Работа с новым материалом. Материал для учителя:ТолерантностьТермин «толерантность» происходит от лат. tolerantia – терпение. Однако было бы неправильно переводить слово «толерантность» на русский язык как терпимость, поскольку такой перевод будет скорее ассоциироваться с покорностью, чем с пониманием и принятием.Вот как определяется толерантность в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО (1995):«Статья 1. Толерантность. 1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности…1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям…»Другими словами: Толерантность – способность и готовность уважительно, с пониманием, терпимо относиться к другим, часто непохожим, странным, чужим людям (группам людей) и их поведению. Толерантность – это признание права каждого человека быть различным.Толерантное отношение – уважительное отношение, отношение с пониманием, с терпением.Интолерантное (не-толерантное) – нетерпимое, неуважительное, враждебное отношение.К синонимам понятия толерантность можно отнести: солидарность, взаимопонимание, уважение прав и свобод, открытость, признание, культурный плюрализм, отказ от догматизма, не навязывание взглядов, сохранение индивидуальности, предоставление возможностей развития, обеспечение равноправного подхода, согласие, право отличаться друг от друга, открытый диалог, равенство в достоинстве, уважение самобытности, правовая и социальная защита, чуткость, ответственность, предупреждение и решение конфликтов ненасильственными методами, содействие профессиональному росту и интеграции и т.д.Проблема толерантности была признана в России очень острой. В 2001 году была принята специальная Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».Симптомы и проявления нетерпимости (интолерантности) (см. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность – дорога к миру. М., 2001, с.18-20, 27-28)§ ЯЗЫК – очернительный, уничижительный; обесценивающий и унижающий культурные, религиозные, расовые и другие группы§ СТЕРЕОТИПЫ, ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ – определение всех членов какой-либо социокультурной группы посредством обобщенных, как правило, негативных характеристик (крайний вариант: «они – враги, хотят нам плохого»)§ НАСМЕШКИ – привлечение внимания к конкретным моделям поведения людей, к их качествам и характеристикам с целью высмеивания и оскорбления§ ПОИСК «КОЗЛА ОТПУЩЕНИЯ» - обвинение конкретной группы или конкретного человека в несчастьях или в существовании социальных проблем§ ОСТРАКИЗМ (бойкот) – поведение, игнорирующее присутствие или существование других; отказ говорить с другими, признавать их самих или их культуру§ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ (Harassment) – преднамеренные действия, направленные на устранение или унижение других; часто предпринимаются с целью вытеснения человека или группы из сообщества или организации§ ОСКВЕРНЕНИЕ или ПОРЧА – нанесение прямого ущерба или искажение религиозных или культурных символов, предметов или зданий с целью дискредитации или осмеяния верований тех, для кого эти здания, предметы и символы являются значимыми§ ЗАПУГИВАНИЕ – использование физического, морального или численного превосходства для унижения других, лишения их собственности, статуса или для склонения их к конкретным сомнительным действиямНекоторые особо тяжелые формы нетерпимости§ РАСИЗМ – отрицание прав человека на основании расовой принадлежности, исходящее из предпосылки о превосходстве одних рас над другими§ КСЕНОФОБИЯ – боязнь иностранцев и представителей других культур, неприязнь к ним; убежденность в том, что «чужие» могут нанести обществу (человеку) вред§ ДИСКРИМИНАЦИЯ – лишение отдельных лиц, групп или целых сообществ равных социальных, политических или экономических прав; преследование по причине этнического происхождения, национальности, мировоззрения или других социальных факторов§ СЕГРЕГАЦИЯ – установление принудительных ограничений для людей определенной группы по признаку расы, религии или пола (gender), как правило, с ущербом для этой группы (сегрегация включает АПАРТЕИД)§ АГРЕССИВНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ – вера в то, что одна нация превосходит другие и имеет право ими распоряжаться§ РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАНАТИЗМ – насаждение определенной веры, религиозных ценностей, обрядов (иногда в масштабах целых сообществ)§ ТОТАЛИТАРИЗМ – препятствование свободному, открытому обсуждению политических вопросов; препятствование политическому участию, свободным и справедливым выборам; ограничение свободы распространения информации; наказание политических диссидентов, а также стремление государства к тотальному контролю над частной жизнью человека§ СЕКСИЗМ – политика или поведение, направленные на исключение женщин из полноценного участия в жизни общества, на отрицание возможности для женщин пользоваться всеми правами человека; такая политика и формы поведения основаны на предположении о том, что мужчины по своей природе являются высшими, по сравнению с женщинами, существами.Обсудив более детально, в чём может проявиться дискриминация в отношении детей, следует перейти к обсуждению их взаимоотношений между собой /между детьми разных национальностей, между мальчиками и девочками/.IV. Закрепление /Сопоставить понятия «равноправие» и правила этикета/Игра «Продолжи фразу»:- Когда ко мне обращаются с насмешкой, то я ……-Когда ко мне обращаются с угрозой, то мне хочется…..-Когда ко мне обращаются со страхом, то я чувствую ….-Когда ко мне обращаются с уважением, то ….Игра «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав» /выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни/.Право на жизнь ЗолушкаКолобокКот в сапогахПраво на неприкосновенность жилища Сестрица АлёнушкаТри поросёнкаКолобокПраво на свободный труд ЗолушкаКрасная ШапочкаБалдаПраво на свободу вступление в брак ЗолушкаДюймовочкаАлёнушкаПраво на владение личным имуществом Красная ШапочкаБуратиноБаба ЯгаV. Вывод. Игра «Сенквейн». 1 существительное Толерантность2 прилагательных уважительное различное3глагола признавать защищать сохранятьФраза из 4 слов Право человека быть разным Вывод ЗаконИнсценировка сказки. « Сказка ложь, а в ней намёк…» «Кошкин дом» 1 ребёнок. Придумано кем – то просто и мудроПри встрече здороваться:-Доброе утро!-Доброе утро – солнцу и птицам.-Доброе утро! – улыбчивым лицам.И каждый становитсяДобрым, доверчивым…Доброе утро длится до вечера.2 ребёнок. Хочу я по всей прокатиться планете,Разведать, что делают дети на свете!Как их зовут?Хорошо ли живут?Выяснить надо кто учится в школе,Справиться, школа у них далеко ли,Как их здоровье и сколько им лет?Есть ли работа у папы, иль нет?3 ребёнок. Здравствуйте, друзья!Мы рады встрече с Вами.Мы – это девчонки и мальчишки,Песенки и книжки,И, конечно я!Мы – это слово короткое очень,Но нет слова волшебнее его.В нём, между прочим,Две буквы всего!1 ребёнок. Мы – звонче слова в мире нет!2 ребёнок. Мы – это песня и рассвет.3 ребёнок. Мы – это значит, ты и я!Вместе. Мы – значит, встретились друзья!4 ребёнок. Торопись, честной народ,-В гости кошка к нам идёт!3 ребёнок. Добры люди, поспешите,Нашу сказку посмотрите.4 ребёнок. Сказка ложь, да в ней намёк,Добрым молодцам урок.Тили – бом, тили бом,Открываем Кошкин дом./Входит кошка, кот, 2 котенка/3 ребёнок. Мадам, мы рады видеть Вас!Кошка. Я к вам заехала на час.Я, кошка старая и кот,Привратник мой – Василий,Не покладая лап и силПлемянников растили.Уже котята подросли,Я вывожу их в свет.Но об истории своейЗабыть не хватит лет.Когда мой дом сгорел дотла,Я много испытала.Скиталась, нищею была,Друзей всех потеряла.Для нас не отворили дверьНи свиньи, ни коза.А вот с котятами с тех порЯ хорошо жила.Я поняла, что добротаВсе открывает двери,Что иногда себя ведут и люди, будто звери.Кот. Друзья, сердца откройте в мир,Не бойтесь доброты.И станут, счастливы тогдаБездомные и вы.Кошка. Я всех стараюсь обогреть, Дать всем чуть- чуть тепла.И с этой целью я сейчас На праздник к вам пришла!И если в жизни не везёт,Ко мне спешите в дом.Я постараюсь вам помочь,Решим вопрос вдвоём.Не огорчайтесь! НикогдаНе опускайте лап!И помните: беда идёт к тому,Кто духом слаб.1 котёнок. Пожалуйста, прошу вас всех,И взрослых, и детей,Поверьте, красота спасётОт войн и от смертей!2 котёнок. Красиво можно рисовать!Красиво петь и шить!Но можно, вопреки всему,Красиво, дружно жить!1 котёнок. Мы в школе учимся такой,Где мир и красотаНас учат там всему – всемуОт лап и до хвоста!1 ребёнок. Мы знаем:На свете живут разноцветные дети,Живут на одной разноцветной планете.И эта планета на все временаУ всех разноцветных всего лишь одна.2 ребёнок. Кружится планета, большая планета, Ладонями солнца она обогрета. Но греют планету намного теплей Улыбки и смех разноцветных детей.1котёнок. Наша школа обычная.Средняя школа, почти типичнаяВ ней не ведут отбор детей.Любой, любой учиться может в ней.2 котёнок. Сейчас для нас открыты все пути,Нам с вами выбирать куда идти!Мы тоже ищем, пробуем, идём,И за собою всех желающих зовём14 ребёнок. Тили – бом, тили – бомЗакрываем Кошкин дом.Дети берутся за руки и поют песню «Песенка друзей».

Цель: формирование толерантного отношения у детей к людям разных национальностей, закрепление представлений о России как многонациональной стране.

Задачи:

  • актуализировать знания о понятиях «столица», «страна», «символы», познакомить детей с различными национальностями, традициями, языком, культурой народов России;
  • воспитывать уважение к культуре, традициям, религии, языку разных народов;
  • развивать коммуникативные навыки у детей, умения общаться со сверстниками и работать в коллективе;
  • продолжить знакомство с приёмами нетрадиционной техники рисования;
  • воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к изобразительному искусству;
  • развивать эстетический вкус и творческие способности детей.

Материалы и оборудование: проектор, экран, компьютер, листы белой бумаги, лист ватмана, цветные карандаши, фломастеры, краски, кисточки, салфетки для рук.

План занятия:

1. Организационный момент
2. Презентация (первая часть)
3. Физминутка «Встаньте дети, встаньте в круг»
4. Презентация (вторая часть)
5. Физкультминутка « Родина»
6. Упражнение «Сложите листок»
7. Групповая поделка «Мы разные, но мы вместе»
8. Итог занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент

Ребята, перед вами кроссворд (Приложение 1 Слайд 2), давайте его разгадаем и прочитаем ключевое слово (нажимаем на клетку с цифрой «1», в этой ячейке ссылка на вопрос №1)

Вопросы к кроссворду:

1 вопрос: Общность людей, проживающих на одной территории? (народ)

(Приложение 1 Слайд 3)

После того как дети ответили на вопрос, щелчок мышки приводит в появлению в презентации на слайде картинки с ответом на вопрос. После следует нажать на красную стрелку в левом нижнем углу, чтобы вернуться к слайду с кроссвордом. На слайде с кроссвордом нужно обязательно щелкнуть указателем мышки на пустом месте , чтобы появилось слово, которое ребята разгадали. После этого в кроссворде нажимаем на ячейку с цифрой «2», в этой ячейке ссылка на слайд с вопросом №2. Также следует поступать с последующими вопросами. Когда весь кроссворд будет разгадан, на слайде с кроссвордом (Приложение 1 Слайд 2) щелкаем на зеленую стрелку в нижнем правом углу, что позволяет перейти ко второй части презентации.

2 вопрос:

У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг –
С ветром гонит прочь тревоги
Бело – сине – красный... (флаг)

(Приложение 1 Слайд 4)

Флаг - это отличительный знак, символ государства. Каждая самостоятельная, независимая страна имеет свой флаг, и сколько в мире стран, столько и флагов. Значит, если сегодня на Земле больше двухсот стран, то у каждой из них свой флаг.

3 вопрос: Основной закон Российской Федерации? (Конституция)

(Приложение 1 Слайд 5)

4 вопрос: Торжественная песня – символ государства? (гимн)

(Приложение 1 Слайд 6)

Гимн - славящая Родину, Отечество, Отчизну торжественная песня. Когда звучит величественная музыка гимна, все встают, отдавая тем самым дань уважения Отечеству - земле наших отцов, дедов, прадедов.

Гимн исполняется в особо важных и памятных случаях. Вероятно, тебе приходилось слышать гимн России, когда наши спортсмены побеждали на олимпиаде или других международных соревнованиях? И наверняка, слыша торжественную музыку и видя, как поднимается на флагштоке бело-сине-красное полотнище, ты испытывал чувство гордости за нашу страну!

Мы любим Родину, потому что в России всё для нас своё, родное, всё нам близко и дорого. И это чувство любви к Отчизне, гордости за её державную мощь прекрасно передали авторы гимна - написавший музыку композитор Александр Васильевич Александров и сочинивший слова поэт Сергей Владимирович Михалков.

Дети стоя исполняют Гимн РФ (Приложение 2)

Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твоё достоянье на все времена!




От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля,
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

5 вопрос:

Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было…. (войны)

(Приложение 1 Слайд 7)

6 вопрос: Какой цвет имеет средняя полоса на флаге нашей страны? (синий)

(Приложение 1 Слайд 8)

Подбор цветов не случаен. В нём отразились многовековые представления людей об окружающем мире. Наши далёкие предки очень любили свою землю и ласково называли её красной - красивой. Красный в их понимании был цветом красоты, всего прекрасного. Недаром главная площадь в нашей древней столице Москве издавна зовётся Красной.

Синий - это, конечно, цвет неба. Если небо ясное, значит, в природе всё спокойно. Чем больше погожих дней с синим небом, тем лучше для земледельцев. А земледелие было главным занятием наших предков.

Белый цвет - особый, божественный. За синим небом - белые чертоги Бога, Божье царство. Люди верили, что Русская земля находится под защитой самого Господа - Творца мира, и белый цвет передавал это представление.

Получается, что красный цвет - это земное, синий - небесное, белый - божественное. Уже давно в России белый цвет означает благородство, чистоту, синий - честность, красный - смелость и великодушие.

Три полосы на нашем флаге оказались не случайно. Они напоминают нам, кто мы, откуда и как давно пришли в этот мир, сколько людей и поколений жило на нашей земле до нас. Цвета российского флага рассказывают о нашей долгой и славной истории, или, другими словами, о прошлом нашей Родины.

7 вопрос: Как иначе называется флаг? (знамя)
(Приложение 1 Слайд 9)

8 вопрос: Птица, изображенная на Российском гербе? (орёл)

(Приложение 1 Слайд 10)

Герб - эмблема государства, и, конечно же, свой герб есть у России. Вероятно, ты уже знаешь, что он представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном щите? Орёл - царь птиц, у многих народов он олицетворяет власть, силу, великодушие, благородство.
Наша страна - самая большая в мире. Она занимает одну шестую часть земной суши и превышает семнадцать миллионов квадратных километров. Ей нет равных по территории. Посмотри, как широко простёр свои крылья орёл на гербе России. Одна его голова обращена на запад, другая - на восток. Это очень символично. Ведь Россия расположена сразу в двух частях света: большая часть её площади находится в Азии, меньшая - в Европе.

9 вопрос:

Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» -
Что получится? (семья)

(Приложение 1 Слайд 11)

10 вопрос: Какого цвета щит на гербе Российской Федерации? (красный)

(Приложение 1 Слайд 12)

А теперь вспомни: где вы могли видеть герб России? На монетах, печатях, вывесках государственных учреждений, на фасаде школы, на официальных документах, знаках военной формы. И в дальнейшем в повседневной жизни герб постоянно будет вашим спутником. Когда вам исполнится четырнадцать лет и вы, как граждане России, получите паспорта, там, на обложке и внутри, есть оттиск - золотой орёл на красном фоне.

11 вопрос: Столица нашей Родины? (Москва)

(Приложение 1 Слайд 13)

12 вопрос:

Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идет и в град,
Не покинет пост (солдат)

(Приложение 1 Слайд 14)

13 вопрос: Тот, кто управляет страной? (президент)

(Приложение 1 Слайд 15)

14 вопрос: Как называлось наше государство в старину? (Русь)

(Приложение 1 Слайд 16)

  • Молодцы, давайте внимательно посмотрим на наш кроссворд.
  • Скажите, какое слово мы с вами разгадали еще? (НАЦИОНАЛЬНОСТЬ)
  • Что означает слово «национальность»? (ответы детей).
  • Устали? Давайте немного отдохнём.
3. Физминутка «Встаньте дети, встаньте в круг»

Встаньте дети, встаньте в круг (встают, поворачиваются вокруг себя)
Я твой друг и ты мой друг (поворачивают голову влево, вправо)
Влево, вправо повернитесь (поворачивают корпус влево, вправо)
И друг другу улыбнитесь (улыбаются и разводят руки)
Руки к солнцу протянули, (тянуться вверх, встав на носочки)
Лучики поймали и к груди скорей прижали (прижимают руки к груди)
С этим лучиком в груди (шагают)
Ты на мир ясней гляди (разводят руки в разные стороны).

4. Презентация (вторая часть).

Ребята, давайте продолжим нашу беседу.

Народ - «новый род», «народившийся род» людей, объединенных одной общей территорией, люди, имеющие близкое родство.

(Приложение 1 Слайд 17)

С течением времени из близких народов сформировались группы людей, которые имеют один язык и общее происхождение, корни.

Нация - это народ со своей общей историей развития, культурой, обычаями.

Национальность – это принадлежность человека к определенной нации.

Национальность – это принадлежность человека к той или иной исторически сложившейся общности людей со своими отличительными признаками, традициями, обычаями, верованиями.

Россия - многонациональная и многоязычная страна, но так исторически сложилось, что общим и государственным языком для всех её жителей стал русский. (Приложение 1 Слайд 18).

Согласно Конституции Россия является многонациональным государством. На территории страны проживает вместе десятки больших и малых народов.

Россияне - это не только русские, но и татары, башкиры, евреи (Приложение 1 Слайд 19), удмурты, чуваши, якуты (Приложение 1 Слайд 20), чукчи, адыгейцы, осетины (Приложение 1 Слайд 21), азербайджанцы, буряты, калмыки (Приложение 1 Слайд 22).

А еще, ребята, у каждого народа есть своя религия. Слово религия означает «благочестие, святыня» (Приложение 1 Слайд 23). На Руси принята религия христианство. Построено много христианских храмов. Священная книга православных христиан - Библия. Православие самая распространенная религия среди народов России. Православные в нашей стране это русские, карелы, коми, якуты, осетины и другие.

А вы знаете другие религии?

  1. Мусульманство (Приложение 1 Слайд 24). Среди татар, башкир, кабардинцев, чеченцев в России распространено мусульманство. Священная книга мусульман - Коран. Храм мусульман называется Мечеть.
  2. Буддизм. (Приложение 1 Слайд 25). Калмыки, буряты и тувинцы исповедуют одну из самых древних религий мира - буддизм. Буддисты строго соблюдают основные правила учения Будды, главное из которых – правдивость.

Религий много, но все они учат быть честными и порядочными людьми, соблюдать законы государства и не поступать против совести.

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна. (В.Степанов)

(Приложение 1 Слайд 26)

5. Физкультминутка « Родина»

Нет на свете родины красивей – (шагают на месте)
Боевой страны богатырей (изображают «богатыря»)
Вот она, по имени Россия, (шагают на месте, разводят руки в стороны)
От морей простерлась до морей.
Поезжай за моря-океаны, («едут»)
Надо всею землей пролети: («летят»)
Есть на свете различные страны, (разводят руки в стороны)
Но такой, как у нас, не найти (отрицательно качают головой)
Глубоки наши светлые воды, (приседают)
Широка и привольна земля, (встают, руки в стороны)
И гремят, не смолкая, заводы, (стучат руками перед собой)
И шумят, расцветая поля (плавные взмахи руками).

6. Упражнение «Сложите листок»

Ребята, предлагаю вам поиграть. Внимательно слушайте задание и выполняйте его, только не нужно переспрашивать и уточнять. Делайте так, как вы поняли мою инструкцию. Хорошо? (дети отвечают)

Детям раздаются одинаковые листочки бумаги, выполняют задания ведущего самостоятельно, не повторяя за другими участниками.

Задания:

  • сложить листочек пополам;
  • оторвать верхний правый уголок;
  • сложить еще раз пополам;
  • оторвать нижний левый уголок;
  • сделать в середине дырочку;
  • сложить еще раз пополам;
  • оторвать нижний правый уголок;
  • разворачиваем свои «снежинки» и сравниваем со всеми.

В результате получается, что все участники находились в одинаковых условиях, выполняли одинаковые команды ведущего, а результаты получились разными. Это говорит о том, что все мы разные, но живем в одном обществе, поэтому нужно придерживаться правил общества и с уважением относиться друг к другу.

7. Групповая поделка «Мы разные, но мы вместе»

Ребята, сегодня мы сделаем с вами общую поделку «Мы разные, но мы вместе». Давайте работать дружно, слаженно. Будем не мешать, а помогать друг другу. Согласны? (Дети отвечают).

Воспитатель показывает на лист ватмана, на котором заранее написаны карандашом фраза «Мы разные, но мы вместе» и контур Земли в центре листа.

Теперь приступим к работе, строго следуя моим указаниям:

  • Давайте прочитаем, что здесь написано (Дети читают надпись).
  • Разукрашиваем цветными карандашами буквы. (Рисунок 1)
  • Разукрашиваем цветными карандашами Землю. (Рисунок 2)
  • Выбираем краску любого цвета.
  • Аккуратно кисточкой наносим краску (или краски) на ладонь. (Рисунок 3, Рисунок 5)
  • Делаем отпечаток на листе ватмана. (Каждый ребенок делает это по очереди). (Рисунок 4, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8).
  • Наша работа готова. Давайте повесим её в уголок «Наше творчество». (Рисунок 9).

8. Итог занятия (рефлексия).
  • Ребята, вам понравилось наше занятие?
  • Чему мы научились сегодня? (дети отвечают)

Ребята, будьте добрыми, терпимыми, уважайте друг друга, дружите, любите людей и свою Родину. Мы разные, но мы вместе!

МБДОУ ЦРР Д/С №117

Конспект НОД

по социально-коммуникативному развитию

в подготовительной группе.

ТЕМА: Многонациональная страна – Россия.

Воспитатель: Журавлева М.А.

ВОРОНЕЖ 2015

Целиь:

    Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.

Задачи:

    Закреплять и расширять представление о России

    Дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории России

    Воспитывать любовь к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину

    Способствовать формированию у детей интереса к народам России

    Познакомить с особенностями разных народных культур.

    Познакомить детей с народным фольклором, сказкам, народными играми.

    Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.

    Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Предварительная работа:

Беседы: «Мой дом – Россия», «Страна в которой мы живем. Природа России», «Народные промыслы», «Народный костюм», «Народные праздники».

Чтение сказок народов России (Русские народные сказки, нанайские, чукотские, дагестанские)

Заучивание пословиц и поговорок о дружбе, о России, о дружбе народов.

Разучивание подвижных игр народов России: «Вестовые» (якутская н.и.); «Ручеек», «Горелки», «Золотые ворота» (русские н.и.); «Липкие пеньки» (башкирская н.и) и др.

Рассматривание предметов народных промыслов России (хохлома, гжель, жостовская роспись, матрешки и др.)

Оборудование и пособия: Карта РФ; элементы народных костюмов, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; телевизор; книги со сказками народов России.

Методы и приемы:

Метод сравнения, элементарного анализа, метод вопросов, метод ТРИЗ, игровые приемы, беседы, сюрпризный момент.

Формы и виды организации детской деятельности:

Двигательная, игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, чтение (восприятие) художественной литературы.

Сюрпризный момент.

Детям демонстрируются элементы народных костюмов народов России.

Русский н.к. – кокошник.

Татарский н.к. – тюбетейка.

Чеченский н.к. – платок из легких тканей или шарф.

Чукотский н.к. – варежки из меха.

Воспитатель подводит детей к теме занятия, используя наводящие вопросы:

Что вы видите перед собой? (одежда, элементы одежды)

Кому может принадлежать эта одежда?

Кто может носить эту одежду? (кто мог носить такую одежду?)

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О людях, которые живут в нашей стране.)

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

    Наша страна называется … (Россия).

    Наша страна очень … (большая, огромная).

    В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).

    Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

Люди, каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, чуваши, башкиры, чеченцы, татары, чукчи, орочи и др.)

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, рубашка, кепка, штаны у мужчины.)

Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)

Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)

Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. Обувь – торбаса, тоже изготовляли из меха и шкур животных.

Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме?

На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент. Костюм мужчин состоял из рубахи, штанов и халата. Женщины носили длинные рубахи, почти до щиколоток. Рубахи украшали нагрудными украшениями. Поверх одевали камзол безрукавный (застегивался на поясе), на голове носили калфак. Татарский костюм украшен вышивкой. На ногах носили сапоги.

А посмотрите, какой красивый чеченский костюм.

Мужской костюм состоял из: башмета - полукафтан с высоким воротником, который почти полностью закрывает шею. Поверх надевали накидку – черкеску, застегивается на талии. На груди по обе стороны черкески были пришиты патронташи, куда вставлялись заряды для оружия. На талию повязывался тонкий пояс, куда вставлялся кинжал. На ногах легкие сапоги. На голове - папаха.

У женщин наряд состоял из платья-туники, верхнего платья, пояса и платка. Особую красоту наряду придавал пояс, который чаще всего делали из серебра на заказ.

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Воспитатель читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Традиции и праздники народов России.

Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)

Что за праздник Масленица? Как его отмечают?

Дети с помощью воспитателя рассказывают о масленице.

Веселые проводы зимы, весеннего обновления природы, в России отмечаются празднованием масленицы. Масленица - это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, и сжигания самодельного чучела Зимы.

На празднике было главное угощение - блины, этот древний славянский символ возврата солнца и тепла в природе.

В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.

А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Название праздника переводится как «праздник плуга».

Люди собираются на майдане (открытая площадь), где происходят разнообразные соревнования. Мужчины соревнуются в беге, прыжках в длину, прыжках в высоту, участвуют в скачках. Женщин не допускают к соревнованиям, они могут только наблюдать.

Одним из самых любимых соревнований - борьба на кушаках. Роль кушака играет полотенце. Основная задача участника обхватить противника полотенцем за талию и, с помощью некоторых телодвижений во время борьбы, положить его на лопатки.

Эти конкурсы придуманы больше не для того, чтобы проверить силу или прыть участников, а для того, чтобы развеселить толпу создать веселую атмосферу на празднике. Также праздник сопровождается танцами, песнями и хороводами.

День оленевода – традиционный праздник северных народов. Проводится в середине весны. В этот день устраивают спортивные соревнования:

    Перетягивание палки и каната,

    Прыжки через нарты,

    Прыжки на шкурах (батуте)

    Национальной борьбе,

    Гонки на оленьих и собачьих упряжках.

Также праздник сопровождается песнями и танцами.

Танцы чукчей, якутов, коряков, эскимосов это своеобразные произведения народного искусства. Они приняты во всех случаях жизни.

Северные танцы это настоящее театрализованное представление. В них выражают и картины охоты, и трудовой процесс, и повадки животных и птиц. Все танцы исполняют под звучание бубна и ритмическое пение.

Физ.пауза

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего - Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

делали вот так (показ Тимербаем движения) .

Рассматривание книг со сказками разных народов России.

Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)

Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

Какие пословицы и поговорки вы знаете о дружбе народов (Ответы детей).

Народы нашей страны дружбой сильны.

Дружба и братство лучшее богатства.

Народные промыслы, кухня.

Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.

Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.)

Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины, ингуши, чеченцы делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; татары занимались ювелирным искусством, вышивкой золотой и серебряной нитью, кожаной мозаикой.

У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)

Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины. У осетин и ингушей – халва, пахлава, бешбармак. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак; эчпочмак (треугольные пирожки), манты, плов.

ТРИЗ «Волшебный светофор»

Данная игра используется при рассмотрении картины.

Если показать круг красного цвета – дети называют объекты, которые видят на картине. Если круг желтого цвета, дети придумывают, как эту картину можно назвать. А если зеленый круг – нужно определить, частью чего является сюжет картины (подвести детей к пониманию того что люди населяющие Россию являются единым народом).

Рефлексия

По окончании образовательной деятельности, воспитатель предлагает детям выбрать человечков: веселого – если им все понравилось и грустного – если не понравилось. Дети объясняют свой выбор.

Что нового узнали?

О чем (о ком) еще вы хотели бы узнать?

Цель : Привить любовь к Родине.

Воспитать чувства патриотизма гордости за свою страну.

Задача :

Формировать представления о государственной символике;

Познакомить детей с российским флагом, с символическим значением цвета и образов флага и герба России;

Воспитывать чувство уважения и любви к своей Родине .

Звучит песня "Широка страна моя родная" Композитор: Дунаевский И. Автор слов: Лебедев-Кумач В.

Воспитатель: Дорогие ребята, мы живем с вами в самой большой и многонациональной стране. Если посмотреть на карту мы увидим,что наша страна занимает самую большую территорию по сравнению с другими странами.

А кто знает как называется наша страна?

Дети отвечают

Воспитатель: У каждой страны есть государственные символы- герб, флаг, гимн. У нашего государства они тоже есть.

Герб России- золотой двуглавый орел, могучий и гордый. На его груди - Георгий Победоносец. Он, сидя на коне, пронзает серебряным копьем ужасного дракона.

А вы знаете где можно увидеть герб России?

На полицейских машинах, на обложке паспорта, на медалях, на документах, на документах об окончании школы, свидетельстве о рождении.

Герб России -двуглавый орел- является эмблемой нашей страны с 1497г.

Государственный флаг России- это знак свободы, независимости и самостоятельности государства. На государственном флаге России три цветные полосы,одинакового размера.

Белый цвет- означает мир и чистоту совести.

Синий цвет- означает небо, правду и верность.

Красный цвет- это отвага, мужество, героизм.

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия - любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучше страны!

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества!

Т. Попова

А сейчас прослушаем гимн России. Как уже сказано гимн слушают сто и молча.

(Звучит фрагмент «Гимна» в записи, все слушают стоя.)

(После прослушивание делаем перерыв.)

Физминутка:

А теперь на месте шаг

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Воспитатель: Кто знает какой город является столицей нашего государства?

Дети отвечают.

Воспитатель: Наша страна многонациональная. Она как одна большая семья. И все люди, которые проживают на территории России, дружат и помогают друг другу.

И наша с вами группа тоже многонациональная. И как в каждой семье мы должны дружить и помогать друг другу.

Подведение итогов: Дети рассказывают, что нового они узнали на занятии.

«Патриотизм» - Гипотеза: Выводы: Создание портрета идеального солдата: Тема: «Современные тенденции становления патриотизма в молодёжной среде являются не только ценностью и социальной установкой, но и основой готовности к службе в армии». Патриотизм; смелость; готовность совершить подвиг; дисциплинированность; коммуникабельность; выносливость; обладание знаниями в точных науках; легкая адаптация к новым условиям; физическая готовность; уважительное отношение к другим; умение отвечать за свои поступки.

«Патриотическое воспитание» - Волонтеры. Цель и задачи Программы. Конференция отцов. Направления работы школы по патриотическому воспитанию школьников. 7. Юные таланты. Анкетирование по выявлению степени удовлетворенностью учебно-воспитательного процесса. Сроки реализации Программы: 6. Экология и мы. Программа патриотического воспитания школьников.

«Военно-патриотическое воспитание» - Достижения учащихся. Физические упражнения и активный отдых дают снижение сердечно-сосудистых заболеваний. Пригодилась ли знания по физической культуре – 57 % , остальные не ответили. «Интеграция учебных предметов в экологическом образовании школьников». Анкетирование юношей. Военно-патриотическое воспитание школьников.

«Гражданско-патриотическое воспитание» - Использование различных учебно-воспитательных форм работы в организации гражданско-патриотического воспитания. Ставропольский государственный университет. Нормативные документы, информационно-методические материалы Министерства образования РФ, Государственные стандарты РФ об образовании. Роль учителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся.

«Гражданско-правовое воспитание школьников» - Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть. Гражданское и правовое воспитание школьников. Викторина между учениками и родителями (мероприятие ко дню Конституции). Урок с элементами творческой и исследовательской работы учащихся по теме «Государственные символы России».

«Гражданское образование» - Реальные проблемы. Главная цель гражданского образования. Некоторые примеры. Пермский край. Хороший союзник. Обучение правам человека. Гражданское образование. Пермская область. Проект Федеральной целевой программы. Гражданское образование в России и ее регионах. Потенциальные участники процесса. Общественно-консультативный совет.

Всего в теме 23 презентации