День охраны объектов культурного наследия. Мегаполис в наше время. Организационные основы охраны национального культурного наследия

Введение

Культурное наследие – духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наравне с природными богатствами это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом.

Постиндустриальная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей – основа развития цивилизации.

Цель настоящей работы – рассмотреть сущность охраны культурного наследия и музейного дела.

Для достижения поставленной цели работы необходимо выполнение следующих задач:

1. Рассмотреть организационные основы охраны национального культурного наследия

2. Проанализировать правовые основы охраны культурного наследия.

В структурном отношении настоящая работа состоит из введения, трех основных частей, заключения и списка используемой литературы.

1. Организационные основы охраны национального культурного наследия

Общественное состояние современной России можно охарактеризовать как переходное. На наших глазах формируется гражданское общество, для которого характерен плюрализм в духовной жизни, создание политической и правовой систем, отвечающих мировым демократическим стандартам. Это общество требует более высокого уровня образования, экономической и политической культуры людей, способности самостоятельно ориентироваться в различных идейных и духовных традициях и течениях. А для этого необходима не только высокая степень массового освоения культуры, но и способность сограждан широко использовать достижения человечества в сфере культуры.

Процесс освоения художественного наследия имеет свои особенности. Современная тенденция переосмысления роли и значения культурного наследия состоит в стремлении не только сохранить его в первозданном виде, но и активно включить в канву современной жизни. То есть сам процесс истории художественной культуры выступает здесь не только как процесс сохранения прошлого и накопления культурных ценностей, но и как процесс открытия нового в старом.

Другими словами, культурное наследие несет в самом себе и функцию подлинно современного явления культуры. Лучшие произведения отечественного искусства не только продолжают участвовать в жизни человечества, но в них художественная культура не знает старения.

К этому следует добавить и две особенности российского менталитета, аналога которым практически нет в истории западноевропейской художественной культуры.

Первая особенность заключается в том, что отечественное историко-культурное сознание подверглось в XX веке колоссальной деформации, захватившей не только материальную и духовную культуру, но и изменило отношения между поколениями, структуру быта, элементарные нормы морали.

Вторая особенность заключается в том, что происходит активное вторжение историко-культурных реалий прошлых веков в современную духовную ситуацию. Старинный быт, художественные вкус, политические институты старой России становятся моделью социальной активности в современной.

Поэтому столь важно понимать преемственность художественных ценностей не как механическое использование культурного наследия прошлых поколений. Хранить наследство еще не значит ограничиваться этим наследством. Необходимо изучать это наследство и активно включать его в современную социокультурную ситуацию. Как справедливо писал Ю.М. Лотман в одной из своих книг: «Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И поэтому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть, сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру – культуру человечества».

Охрана национального культурного наследия России осуществляется в рамках программ международного сотрудничества в области охраны памятников культуры.

В 1972 году по инициативе Комитета всемирного культурного и природного наследия при ЮНЕСКО была принята Конвенция по охране культурного и природного наследия человечества (1972 г.) и Рекомендация по сохранению исторических ансамблей (1976 г.). Результатом принятия Конвенции стало создание системы международного культурного сотрудничества, которую возглавил вышеназванный комитет. В его обязанности входит составление Списка выдающихся памятников мировой культуры и оказание государствам-участникам помощи в обеспечении сохранности соответствующих объектов.

За годы существования комитета в Список всемирного наследия были внесены некоторые памятники отечественной культуры: Московский и Новгородский кремли; Троице-Сергиева лавра; «Золотые ворота», Успенский и Дмитровский соборы во Владимире; церковь Покрова на Нерли и Лестничная башня палат Андрея Боголюбского в поселке Боголюбово; Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри, Рождественский собор, архиерейские палаты в Суздале; церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша; а также историко-архитектурный ансамбль на о. Кижи и центр Санкт-Петербурга.

Внесение памятника культуры в Список всемирного наследия означает, что он становится объектом особой защиты и в случае необходимости могут быть организованы международные акции по его сохранению, оказана первоочередная помощь в его изучении, предоставлены эксперты, сложное оборудование и т.д.

Рекомендация по сохранению исторических ансамблей дополняет и расширяет Конвенцию и ряд других международных актов. Суть документа сводится к обеспечению комплексности в деле охраны культурного наследия, особенно архитектурного.

В тесном сотрудничестве с ЮНЕСКО работает Международный совет по вопросам сохранения исторических мест и исторических памятников – ИКОМОС. Эта организация, основанная в 1965 году и объединяющая специалистов из 88 стран, строит свою деятельность на охране культурно-исторических ценностей, их реставрации и консервации. Также ИКОМОС занимается подготовкой специалистов и вопросами законодательства. Огромное значение в деле сохранения культурного наследия получила Венецианская Хартия (Венеция, май 1964 г.). Согласно Хартии историческими памятниками считаются отдельные архитектурные сооружения, комплексы городской и сельской постройки, которые сложились исторически и связаны с культурными процессами или историческими событиями.

По инициативе ИКОМОС принят ряд документов по совершенствованию охранного дела в мире. Среди них – Флорентийская международная Хартия по охране исторических садов (1981 г.), Международная Хартия по охране исторических мест (1987 г.), Международная Хартия по охране и использованию археологического наследия (1990 г.).

Среди негосударственных организаций, занимающихся вопросами всемирного историко-культурного наследия, особо выделяется Международный центр исследований в области консервации и реставрации культурных ценностей, получивший название Римского центра – ИККРОМ. Членами ИККРОМ являются представители 80 стран, в том числе и Россия. Центр изучает и распространяет документацию, координирует научные исследования, оказывает помощь и дает рекомендации по вопросам охраны и реставрации памятников, организации подготовки специалистов.

В нашей стране функции охраны историко-культурного наследия выполняют: Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), осуществляющее программы «Русская усадьба», «Российский некрополь, «Храмы и монастыри», «Русское зарубежье»; Российский фонд культуры, финансирующий ряд программ, в том числе и программу «Малые города России». Постановлением правительства России от 13 апреля 1992 года в Москве создан Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия. Основная деятельность института состоит в выявлении, изучении, сохранении, использовании и популяризации национального и природного наследия.

2. Правовое регулирование охраны культурного наследия

Отношение к культурному наследию приобретает все более идеологический, общественно-политический характер. Острота постановки проблемы обусловлена тем, что развитие культуры рассматривается в контексте тех изменений, которые происходят в политической жизни государства. На сегодняшний день накоплен существенный опыт по возрождению и сохранению культурно-исторического наследия, расширен диапазон работ различных учреждений и организаций по выявлению, восстановлению и использованию памятников истории и культуры. Все большее значение приобретает включение в эту деятельность широких слоев населения.

Памятники – ориентиры формирования нашей исторической памяти. Особенно велика их роль в формировании и сохранении наших ценностных представлений о прошлом. Память – основа не только культуры, но и мировосприятия. Сбереженная социальная память обеспечивает культурную преемственность поколений. Исторический опыт всегда интегрирует в современность, в современную живую культуру, как составная сфера ее, обусловливающая общие представления о связи времен, настоящего с прошлым и будущим. Отношение к реликтам прошлого всегда показатель уровня современной культуры. Каково общество, таковы и его памятники, т.е. то, что признается достойным сохранения в памяти, а также зашиты и охраны государством.


ВВЕДЕНИЕ

РФ

4 Общественные организации по охране культурного наследия в России

5 Совершенствование правового обеспечения сохранения культурного наследия Российской Федерации

Глава 2. Разведывательное исследование

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


Согласно Федеральному закону РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В этой работе будет рассмотрена и разработана проблема охраны и сохранения культурного наследия в России.

Актуальность исследования состоит в том, что состояние большинства, находящихся под охраной государства объектов истории и культуры России находятся в неудовлетворительном состоянии.

Объекты природы, истории и культуры нашей страны составляют большую часть в культурном и природном наследии мира, вносят важнейший вклад в развитие нашей страны и мира в целом, что и предопределяет высочайшую ответственность российского народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям.

Данная проблема - охрана и сохранение культурного наследия РФ - разработана небольшим кругом специалистов, поэтому получить нужную и важную информацию по теме я получила от работников в сфере культуры, а также из федерального закона №73 от 25.06.02 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").

Кроме того, в последнее время большое внимание этой проблеме уделяют СМИ.

Анализ социальной проблемы:

Сущность социальной проблемы. Объекты культурного наследия, являющиеся огромной ценностью для населения всего мира, в настоящий момент и в будущем подвержены различного рода разрушениям вплоть до полного уничтожения. Это связано не только с обветшанием объекта культурного наследия, обусловленным его возрастом, но и с экономическим, природно-климатическим и человеческим фактором.

Источники социальной проблемы:

естественное обветшание объекта культурного наследия;

экономические, политические и природно-климатические факторы.

Формы существования:

В реальности данная проблема существует в виде создания, воплощения, а так же надзора за исполнением законов в сфере охраны объектов культуры, в том числе их реставрации.

Типологический анализ социальной проблемы

1 Сфера проявления, существования в обществе: проблема сферы охраны, сохранения, а также утраты нематериальных благ.

2 Субъект-носитель социальной проблемы: это социальная проблема глобального уровня - социальная проблема всего человечества;

3 По соотнесенности с социальными институтами: эта проблема касается многих социальных институтов, в том числе политики, экономики, культуры, религии.

4 Значение, весомость социальной проблемы для общества: производная.

5 Степень новизны проблемы: старая (традиционная) проблема.

6 Масштаб, объем проблемы: общая, крупномасштабная.

Внутренние основания проблемы: субъект проблемы (жертва) - население, традиции, культура. В первую очередь главной потребностью, нуждой и требованием населения является - поддержание государством памятников культуры в надлежащем состоянии (постоянная реставрация, охрана от вандалов, воин, экономической ситуации в стране, экологических факторов и др.)

Внешние основания проблемы: Через такие социальные институты, как экономика, религия, культура, политика, реализуются интересы и потребности населения в сфере охраны и поддержания объектов культуры, так как культурные исторические ценности - это то, что передается из поколения в поколение и является гордостью (в отдельных случаях объектом поклонения) для всего человечества, «живым» доказательством высокого культурного развития наших предков.

Структура проблемы: руководство определенных социальных институтов отвечает на потребности, нужды общества созданием и введением, а так же контролем за исполнением определенных законов об охране культурного наследия (ФЗ №73 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").

Характеристика свойств проблемы: данная проблема является глобальной, затрагивающей интересы населения всего мира (В странах Азии и Африки, в России, в Ираке, а также в странах, где в настоящее время идет смена политического режима военным путем, эта проблема стоит наиболее остро). Решение этой проблемы в скором времени необходимо, так как последствием может служить полное уничтожение памятников культуры.

7. Для объяснения возникновения проблемы охраны памятников культурного наследия можно использовать социальную теорию девиантного поведения. Характеристика социальной теории: Девиа?нтное поведе?ние (от англ. <#"justify">Глава 1. Объекты культуры, природы и истории России


Родина, Отечество.… Эти понятия включают в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний (Д.С. Лихачев).


1 Виды объектов культурного наследия вРФ


Объекты культурного наследия в соответствии с Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия);

ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.


2 Современное состояние объектов культурного наследия


За последнее десятилетие в Российской Федерации резко ухудшилось состояниеобъектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Недостаток финансирования реставрационно-консервационных мероприятий, отсутствие систематического контроля за состояние м каждого объекта, безнадзорность и влияние агрессивной окружающей среды - эти беды в равной степени коснулись памятников федерального, регионального и местного значения. В следствии комплексного воздействия негативных факторов памятники погибают, а вместе с ними навсегда утрачивается уникальный опыт совместного проживания - культура народов, населяющих Российскую Федерацию.

Представленный далее материал позволяет очертить круг ключевых методологических точек и наметить некоторые из возможных путей научного изучения объектов культурного наследия, их реставрации (восстановления) и способов их рационального использования. Отсутствие единой методологической базы в деле выявления, учета, сохранения, научного изучения и использования объектов культурного наследия только усугубило состояние их сохранности. Парадоксально, но в современной России принят корректный закон, в целом соответствующий требованиям международного права об охране культурного наследия. Но, несмотря на очевидный приоритет сохранения культурного наследия, что отмечено не только федеральными законами, но и Конституцией, значительное количество памятников были разрушены, некоторое утратили свой первоначальный облик и фактически не способны отразить исторические события, послужившие поводом к отнесению объектовфизической природы к феноменам духовной культуры. А ведь именно материальные свидетельства отечественной истории и богатой культурыпозволяют нам гордиться уникальным опытом народов России и Татарстана и строить будущее новых поколений. Если этот лавинообразный процесс не будет остановлен, то мы, уже в исторически обозримом будущем, вместе с утратой материальных носителей памятников истории и культуры утратим и историческую память.

Иногда утверждают, что главная проблема сохранения отечественной культуры заключается в слишком большом количестве культурных ценностей, хранящихся в музеях, или чрезмерном количестве памятников, занесенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. И все же гораздо больше оснований полагать, что проблема сохранения не в богатстве исторических свидетельств роли народов России в истории мирового сообщества, и не в чрезмерном энтузиазме наших граждан сохранить материальное подтверждение значимых событий вопреки обстоятельствам. Отсутствие четкого регламента, который бы позволял на деле сохранять и приумножать феномены культурного наследия, обеспечивая свободный доступ специалистам и населению к изучению культурных ценностей и памятников истории и культуры, создает большие, хотя и преодолимые, трудности в этом деле.

Федеральный закон отдает приоритет в деле выявления историко-культурной ценности объектов культурного наследия государственной историко-культурной экспертизе, которая проводится либо экспертом, либо группе экспертов, организованных в комиссию. Опираясь на трактовку Постановления Правительства, можно утверждать, что экспертиза сопровождает весь цикл бытования объекта культурного наследия. Международное право не отмечает каких-либо сущностных различий между культурной ценностью и объектом культурного наследия, составляющим вместе представления о культурном наследии. Культурной ценностью называется определенная объективная объектность, которая, находясь в обладании частного лица, группы лиц или государства, представляется универсальной (выдающейся универсальной) ценностью. В определениях международного права универсальная ценность - есть материальный предмет (объект), в котором выявлено содержание духовной ценности, значимой для широкого круга субъектов как отдельных индивидов, так и различных социальных групп (сословий, корпораций, религиозных конфессий классов, народов, наций или всего человечества), а выдающаяся универсальная ценность - это культурную ценность, значимая для мирового сообщества. Международное и российское право позволяет распространить данное определение на объекты культурного наследия.


3 Государственная деятельность в области охраны культурного наследия


В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» основной задачей в сфере культурного наследия является обеспечение сохранности объектов культурного наследия всех видов и категорий, включая осуществление их государственной охраны, сохранения, использования и популяризации в соответствии с законодательством.

Главным необходимым условием обеспечения сохранности объектов культурного наследия в настоящее время является совершенствование государственной политики на основе всестороннего учета состава и состояния объектов культурного наследия, современных социально-экономических условий развития общества, реальных возможностей органов власти, местного самоуправления, общественных и религиозных организаций, иных лиц, особенностей национально-культурных традиций народов Российской Федерации и множества других факторов.

Государственная политика по обеспечению сохранности объектов культурного наследия должна исходить из признания приоритетности сохранения историко-культурного потенциала как одного из главных социально-экономических ресурсов существования и развития народов Российской Федерации и реализовывать комплексный подход к решению вопросов государственной охраны, непосредственного сохранения, распоряжения и использования объектов культурного наследия всех видов и категорий.

Существующая система государственной охраны объектов культурного наследия была сформирована на основе принципов, определенных в 60-х - 70-х годах прошлого века, и обеспечивала сравнительно приемлемое состояние важнейших памятников в условиях социалистической плановой экономики. Колоссальные экономические и социальные изменения в России, произошедшие за последние 20 лет, потребовали коренной модернизации этой системы. Важным шагом на этом пути стало принятие в 2002 г. долгожданного закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Новый закон вел целый ряд важных новых понятий и норм, предопределяющих регламентацию охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия. Однако его полноценное практическое использование требовало разработки и утверждения нескольких подзаконных актов, в частности Положений о Едином государственном реестре объектов культурного наследия, о государственной историко-культурной экспертизе объектов культурного наследия и др. К сожалению, все эти акты до сих пор остаются в стадии разработки.

На протяжении 1990-х годов в соответствии с приказом Министерства культуры РСФСР от 26 января 1990 №33 "О реорганизации структуры управления делом охраны памятников истории и культуры" система государственной охраны памятников состояла, в основном, из региональных организаций и учреждений по охране и использованию памятников, созданных органами управления культурой субъектов Российской Федерации. Несмотря на то, что впоследствии указанный приказ Министерства культуры РСФСР вступил в противоречие с законодательством и был отменен, в 60 субъектах Российской Федерации полномочия государственных органов охраны памятников продолжают осуществлять местные специализированные организации, в 18 субъектах Российской Федерации структуры, выполняющие эти функции отсутствуют вовсе и только в 4 регионах образованы уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные Федеральным законом от 25 июня 2002 г. №73 ФЗ.

Необходимо отметить, что в ходе осуществленной в соответствии с принципами административной реформы реорганизации структуры федеральных органов исполнительной власти не был создан предусмотренный Федеральным законом от 25 июня 2002 г. №73 ФЗ федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области государственной охраны объектов культурного наследия, хотя отдельные полномочия Российской Федерации в этой сфере и были возложены на Минкультуры, Росохранкультуры и Роскультуры.

Между тем, создание такого органа не противоречит идее жесткого разграничения правоприменительных функций органов исполнительной власти (в том числе, функций по непосредственному осуществлению государственной охраны) и соответствующих надзорных функций.

В сфере культурного наследия, как особо общественно значимой, жесткий государственный надзор за исполнением законодательства целесообразно дополнить институтами широкого общественного контроля, в частности, практикой общественных экспертиз и обсуждений.

Таким образом, новый закон отразил наиболее актуальные проблемы сохранения культурного наследия в новых экономических и социально-политических условиях. Вместе с тем для реализации закона необходимы подзаконные акты, в которых более детально разработаны вопросы сохранения исторических центров городов (система охранных зон, размеры допустимых «вторжений» в историческую среду центра города), более четко регламентированы отношения новых владельцев памятников и государственных учреждений охраны. Принятие нового закона - это бесспорная победа научной общественности, так как именно по инициативе ученых - историков, архитекторов, реставраторов - ведется интенсивная работа по подготовке, переработке и дополнению существующего пакета законодательных актов по охране культурного наследия.


4 Всероссийские общественные организации по охране культурного наследия


Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры было учреждено в 1966 году <#"justify">1.5 Совершенствование правового обеспечения сохранения культурного наследия Российской Федерации


В соответствии с нормами международного права и российским законодательством каждый объект культурного наследия представляет собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и является неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

Объект культурного наследия обладает особенностями, служащими основанием для отнесения его к объектам культурного наследия и подлежащими обязательному сохранению и является особым видом недвижимого имущества, в отношении которого устанавливаются особенности реализации прав владения, пользования и распоряжения.

Как показывает опыт зарубежных стран, обеспечение сохранности объектов культурного населения - это комплексная задача, требующая предварительной всесторонней оценки объектов культурного наследия с учётом наличия у них предмета охраны, территории, ограничений и обременений их использования и иных особенностей памятников, как особого вида недвижимого имущества.

В настоящее время, несмотря на то, что в 2002 году был принят базовый Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», нормативное правовое обеспечение сохранения историко-культурного наследия российских народов находится в стадии формирования.

Одной их основных задач в сфере государственного учёта объектов культурного наследия является создание единого реестра объектов культурного наследия (наследия памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В связи с этим целесообразно утвердить положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия и принять меры по включению объектов культурного наследия в реестр в возможно короткий срок.

Также необходимо продолжить работу по уточнению объектного состава, территории и предметов охраны в отношении каждого объекта культурного наследия, провести инвентаризацию наличия указанных объектов, оценку их технического состояния.

Правительству Российской Федерации было бы целесообразно разработать ряд нормативных правовых актов:

о порядке проведения государственной историко-культурной экспертизы, касающейся объектов культурного наследия федерального значения;

о порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения;

о выдаче разрешений на право проведения работ определённого вида на объекте археологического наследия;

о согласовании с федеральным органом охраны объектов культурного наследия градостроительной документации, разрабатываемой для исторических поселений, и градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, включаемых в правила застройки муниципальных образований;

о порядке направления федеральным органом охраны объектов культурного наследия в Комиссию Российской Федерации по делам ЮНЕСКО предложения о включении объектов культурного наследия федерального значения в Список всемирного наследия.

Кроме того, необходимо утвердить форму паспорта объекта культурного наследия.1 января 2008 года вступили в силу поправки в законодательство, открывающие возможности приватизации объектов культурного наследия. Поправки предполагают разграничение полномочий в отношении этих объектов между федеральным центром и регионами, в том числе передачу ряда памятников федерального значения в собственность субъектов Федерации и муниципальных образований. Таким образом, эти изменения фактически отменяют мораторий на приватизацию памятников федерального значения, наложенный в 2002 году.

УНИДРУА - Международный институт по унификации частного права в Риме; межправительственная организация, созданная в 1926 году. В число членов входит Российская Федерация.


2. Разведывательное исследование


Государственная система охраны культурного наследия

Проблема исследования : противоречие между формальной и фактической государственной охраной культурных ценностей.

В качестве объекта исследования выступает охрана объектов культуры.

Предметом изучения является система охраны культурного наследия.

В качестве цели данного исследования выступает изучение государственной политики в сфере охраны культурных объектов, а так же возможностей ее улучшения.

Задачи исследования :

Изучение мер по охраны культурного наследия России;

Выявления комплекса мер по повышению эффективности государственной политики в сфере охраны культурных ценностей.

Интерпретация и операционализация понятий :

Культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Объект культурного наследия - объект недвижимого имущества со связанными с ним произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющий собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющийся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Государственная охрана объектов культурного наследия - система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.

Меры по сохранению культурного наследия - консервация (мероприятия, которые позволяют защитить объекты культурного наследия от последующих разрушений и обеспечивают сохранение их подлинности с минимальным вмешательством в их существующий вид), реабилитация (мероприятия по возобновлению культурных и функциональных свойств объектов культурного наследия, приведения их, в состояние, пригодное для использования), реставрация (меры по укреплению (консервирования) физического состояния, раскрытия наиболее характерных признаков, возобновления потерянных или поврежденных элементов объектов культурного наследия, с обеспечением сохранения их подлинности), музеефикация (мероприятия по приведению объектов культурного наследия в состояние, пригодное для экскурсионного посещения).

Гипотеза : Если в систему государственной охраны культурного наследия будут вовлечены не только чиновники-управленцы, но и непосредственно заинтересованные специалисты, выдающиеся ученые-искусствоведы, которые непосредственно сталкиваются с проблемой, знают проблему сохранения культурного наследия изнутри, то работа в области охраны культурного наследия повысит свою эффективность.

В качестве метода исследования был выбран экспертный опрос.

Выборка : Мною было опрошено 3 человека в возрасте от 40 до 60 лет со средним стажем работы 20 лет, с высшим образованием по специальности «филолог», занимающих должность: специалист по проведению экскурсий (экскурсовод).

Инструментарий :

Мною была составлена анкета, которую каждый респондент должен заполнять самостоятельно. Анкета состоит из 6 открытых вопросов. Вопросы анкеты были разработаны с целью выявления мнения экспертов в данной области и возможности повышения эффективности в области охраны культурного наследия. Вопросы анкеты непосредственно связаны с темой исследования.

Анкета:

1. Как Вы оцениваете существующую государственную политику в области охраны объектов культуры?

респондент А. (Владыко Петр Францевич, 45 лет, стаж работы 20 лет): удовлетворительно, но политика требует изменений;

респондент Б. (Петров Виктор Иванович, 60 лет, стаж работы 22 года): неудовлетворительно, уничтожаются, неправомерно сносятся памятники культуры;

респондент В. (Красильников Павел Андреевич, 40 лет, стаж работы 19 лет): в целом, неплохо, объекты культурного наследия постоянно реставрируются.

2. Что бы вы изменили в существующей государственной политике в области охраны объектов культуры?

респондент А: кадровый состав чиновников;

респондент Б: кадровый состав, чиновники занимаются больше чиновничьей функцией, чем культурной защитой нашего города;

респондент В: увеличение финансирования охраны объектов культурного наследия, на это денег жалеть не стоит, Санкт-Петербург - наша культурная столица.

3. Как Вы считаете, должны ли иметь вышестоящие работники в области охраны объектов культуры высшее образование в сфере культуры?

респондент А: вышестоящие работники должны иметь образование в области культуры и опыт работы в сфере управления;

респондент Б: вышестоящим работникам не хватает опыта, часто они занимают смежные должности, часто находятся «не на своих местах»;

респондент В: вышестоящие работники должны быть в первую очередь заинтересованы сохранением объектов культурного наследия.

4. Как вы оцениваете состояние объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге?

респондент А: популярные туристические объекты культурного наследия реставрируются, а менее популярные подвергаются разрушению;

респондент Б: основные туристические центры реставрируются, проводится большая работа по их сохранению, а реставрация менее знаковых мест, к сожалению, будет еще нескоро;

респондент В: в Санкт-Петербурге реставрируются все объекты согласно утвержденным планам и графикам.

5. На ваш взгляд чиновники исправно следят за исполнением законов в сфере охраны культурного наследия?

респондент А: законы соблюдаются исправно;

респондент Б: законы меняются в зависимости от интересов власти и государства;

респондент В: да, следят исправно, однако, недочеты в этой области имеются, следует работать над исправлением ситуации.

6. Укажите меры, которые, на Ваш взгляд, необходимы для улучшения состояния объектов культурного наследия на данный момент:

респондент А: необходимо изменить кадровый состав чиновников и прибавить финансирование, чтоб законы не «подгонялись» под текущую экономическую ситуацию;

респондент Б: необходимо назначать на должности тех лиц, которые непосредственно заинтересованы в охране объектов культурного наследия;

респондент В: привлекать новый персонал, новые лица, идеи, мне кажется, надо работать в этом направлении, оно приоритетно.

Анализ ответов:

Все опрошенные считают, что государственное управление в сфере охраны культурного наследия недостаточно эффективно, но положение в значительной степени может улучшиться, если:

изменится кадровый состав;

увеличится финансирование;

государство будет уделять больше внимания соблюдению законов и иных законодательно-нормативных актов в области охраны и сохранения культурного наследия.


Вывод:

Таким образом, если государство будет заинтересовано в вопросе сохранения объектов культурного наследия и прислушиваться к мнению авторитетных экспертов и населению РФ, то эффективность программы по сохранению объектов культурного наследия может значительно повысится.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


История охраны культурного наследия России насчитывает более трех веков - в этот период формировалось охранное законодательство, создавалась государственная охранительная система, вырабатывались основные методические принципы охраны памятников, складывалась отечественная реставрационная школа.

Последние десятилетия с его новыми экономическими и социально-политическими реалиями обострило ряд проблем в области охраны объектов старины, решение которых невозможно без учета опыта прошлых лет. Одна из этих проблем - приватизация памятников и формирование различных форм собственности на них. В связи с этим регламентация прав собственников со стороны государства, выработка оптимальных отношений сторон - один из важнейших вопросов сегодняшней памятнико-охранительной политики.

Современные российские города меняют свой облик - строятся новые дома, оформляются площади, воздвигаются монументы, воссоздаются когда-то утраченными памятники. При этом нередко игнорируются особенности архитектурно-исторический среды: строятся дома новой архитектуры, никак не связанные с российскими традициями, искажаются и разрушаются подлинные уникальные объекты и возводятся бесчисленные новоделы.

Культурное и природное наследие России активно вовлекаются в мировое культурное пространство. Наша страна является полноправным членом таких авторитетных международных организаций, как Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный Совет музеев (ИКОМ), Международный Совет по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). Многие уникальные памятники России находятся под покровительством этих организаций.

Современные отечественные исследования разрабатывают новые методические подходы к охране культурного и природного наследия, которые соответствуют международному уровню. В перспективе российской практики охраны наследия - сохранение уникальных территорий с комплексной регенерацией памятников истории и культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования.

Российское культурное наследие только тогда станет полноправной частью наследия мирового, когда российское общество осознает необходимость сохранения своего национального достояния и в стране будет создано действенное охранное законодательство.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Дементьева В. А. Охрана памятников Санкт-Петербурга. СПб., 2008

Охрана и использование памятников культуры: Сборник нормативных актов и положений - М., 2004 г.

Полякова М.А. Охрана культурного наследия России - М.: «Дрофа», 2005 г.

Федеральный закон №73 от 25.06.02 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»

Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ

Журнал «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование»

Правительство РФ

Культурное наследие // Википедия - свободная энциклопедия: сайт


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В центральной части Восточно-Европейской равнины между Окой и Волгой находится замечательный город Москва - столица нашей необъятной Родины. В этом мегаполисе сосредоточена масса интересных мест и объектов культурного наследия. Москва ежегодно посещается десятками тысяч туристов, многие из которых лишь ради них и приезжают. Что же это за места?

История Москвы

Интересным фактом является то, что до сих пор историками не установлена точная дата образования будущей столицы. В своё время учеными было выдвинуто предположение, что постройка Москвы относится к IX веку и основал город князь Олег, но документального подтверждения этой версии нет.

Поэтому условно считается, что город был основан в XII столетии Юрием Долгоруким (сыном Владимира Мономаха).

Воздвигнутая в 1147 году Москва (впервые упоминается город в древнерусских летописях) начала свое бурное развитие. Причиной являлось выгодное географическое расположение объединенных поселений, в которых проживали сначала финно-угорские племена, а через некоторое время представители восточнославянского племенного союза (вятичи).

В период царствования Ивана Грозного поселение получило статус города и стало столицей Российского государства.

В 1682 году царем Всея Руси, а впоследствии императором России, становится Петр I, который столицей империи узаконил построенный на Петербург.

Таким образом, с 1712 года и на протяжении 206 лет, Москва была обыкновенным городом. А С 1918 и по нынешнее время - столица.

Происхождение названия

Прежде чем перечислять объекты культурного наследия Москвы, стоит пару слов сказать и о происхождении названия города. Одно из предположений гласит, что слово произошло от языка финно-угорского племени: «маска» (медведь), «ава» (мать). Это мнение основывается на том, что в древние времена на территории обитало много медведей.

Наиболее достоверная теория сводится к тому, что слово «Москва» произошло от древнего языка народов коми: «моска» (корова), «ва» (река). Этот вариант подтверждается тем, что природные условия данной местности содействовали развитию скотоводства и, наверное, на берегах реки всегда паслось стадо коров.

Мегаполис в наше время

Сейчас Москва представляет собой всемирно известный мегаполис с численностью населения более 12 миллионов человек и занимающий площадь 2560 кв. км.

Местные жители гордятся историческими памятниками: 566 памятников и 415 зданий, связанные с историей России.

Кроме этого, в городе функционируют более 60 музеев, 105 театров разных направлений и много других уникальных объектов.

Старейшая часть города занимает 27 гектаров и поражает красотой башен, соборов и дворцов, которые привлекают туристов из многих стран мира.

Памятники истории и культуры

Руководство Российской Федерации уделяет большое внимание объектам культурного наследия Москвы.

Председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым 30 июня 2012 года был утвержден их перечень. Туда вошли объекты, имеющие значимую историческую ценность.

Перечень формировался при участии художников, историков, представителей реставрационных служб и общественности. Он состоит из отдельных зданий, сооружений, дворцово-парковых ансамблей, монастырей, храмов, и занесён во все путеводители для гостей столицы.

Среди туристов популярностью пользуются посещения ансамбля Московского кремля, Собора Василия Блаженного, Новодевичьего монастыря, Арбата, Останкинской башни, усадьбы Царицыно, Кусково.

Кремль

Это не просто наиболее известная достопримечательность российской столицы, а объект культурного наследия Москвы и самая древняя постройка, сохранившаяся до нашего времени.

В XII столетии на берегу реки Неглинная, по указанию Юрия Долгорукова, началось строительство оборонительного сооружения, которое впоследствии стало одной из эмблем столицы.

Вокруг Кремля, возведённого из брёвен, начал разрастаться будущий город. Первыми деревянными постройками, согласно историческим документам, стали церковь Николы, храм Даниила Столпника (христианский аскет, святой в лике преподобных).

Все эти сооружения не сохранились из-за неоднократных пожаров.

В 1326 году московский князь Иван Калита начал возводить каменное фортовое укрепление. Первым храмом на его территории был Успенский собор.

Кремль неоднократно перестраивался. Территория его расширялась по причине возведения новых сооружений. К концу XVI столетия комплекс обретает почти современный вид.

Кстати, Кремль, как и Красная площадь, входит в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО. В Москве настолько значимых мест три - ещё Церковь Вознесения в Коломенском и Ансамбль Новодевичьего монастыря.

Собор Василия Блаженного

Главную украшает сооружение, привлекающее внимание всех туристов мира - Собор Василия Блаженного. Начало постройки относится к 1555 году по распоряжению Ивана Грозного.

В тот период времени в Москве было много людей, причисленных церковью к лику святых.

Среди странствующих отшельников особое почитание имел юродивый Василий, к которому с уважением относилась царская знать и сам Иван Грозный.

Умер в 1552 году. Через шесть лет над его могилой воздвигли церковь. Считается, что эта постройка дала название храму, построенного в честь победы над Казанским ханством.

Религиозный комплекс, сохранившийся до наших дней без изменений, представляет собой храмовое сооружение из восьми церквей, символизирующие восемь дней сражения за Казань.

Новодевичий монастырь

Ещё одно сооружение, включённое в реестр объектов культурного наследия Москвы. Находится этот ансамблевый комплекс неподалеку от Лужников (станция метро «Спортивная»).

Существует предание, которое гласит, что во время монголо-татарского порабощения Руси, на этом месте производился отбор красивых русских девушек для Золотой Орды. Это поверье объясняет название действующего женского православного монастыря.

Строительство храмового комплекса относится к середине XVI столетия (1524 год) по указанию Государя Всея Руси Василия III (отец Ивана Грозного). Возведение его было приурочено возвращению Смоленска в состав Московского княжества.

Храм неразрывно связан с историей России: в свое время здесь находилась под стражей легендарная личность - боярина Морозова, кроме этого, по указанию Петра I в монастырских стенах провела 15 лет (под именем Сусанны) царевна Софья, не желавшая добровольно отдать власть своему брату.

Сейчас туристы располагают возможностью посетить церковную службу, осмотреть храмовый интерьер и провести время в тишине монастырского парка.

Посещение туристами Новодевичьего некрополя, расположенного на территории храма, разрешено только в составе экскурсии, где можно осмотреть захоронения знаменитых людей. Как уже говорилось, это третий объект культурного наследия ЮНЕСКО в Москве.

Старый Арбат

Это известное место для прогулок также включено в реестр объектов культурного наследия Москвы.

В центре города находится самая знаменитая пешеходная улица длиною примерно 1,5 км - Старый Арбат.

Исторические документы свидетельствуют, что в XVI- XVII веках на месте современной улицы располагалась Колымажная слобода (ремесленный поселок) по изготовлению повозок и телеги - арбы.

Более убедительной версией считается, что слово произошло от краткой формы «горбат», которое характеризует рельеф местности: кривая часть дороги.

В XVIII столетии Арбат, в основном, заселяли ремесленники и купцы.

В середине XIX века здесь начала селиться дворянская знать, и улица постепенно стала представлять собой тихую и спокойную часть города, где строились каменные и деревянные особняки, окруженные садами.

В разные времена здесь проживали Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Лев Салтыков-Щедрин и много других известных людей России.

Сейчас Старый Арбат является пешеходной зоной. Множество сувенирных магазинов среди музеев разного направления, уличные художники, музыканты, певцы создают у туристов неизгладимые впечатления.

Останкинская башня

Она считается современным уникальным сооружением. Останкинская
радиотелевизионная вышка, несмотря на свою сравнительно молодую историю, включена управлением управление государственной охраны объектов культурного наследия в реестр.

В 1963 году (начало строительства) сооружение считалось самым высоким в мире.
Сейчас это башня числится одним из высоких сооружений в центральной части Европы.

Телевышка, построенная в течение четырех лет, начала транслировать телепередачи 7 ноября 1967 года.

Туристам предоставляется возможность осмотреть Останкинскую конструкцию в составе экскурсии, где гид расскажет, что высота сооружения составляет 540 метров, а полный вес вместе с фундаментом 51400 тонн.

Гости города могут подняться на скоростном лифте на смотровую площадку, расположенную на высоте 340 метров, а также посетить ресторан «Седьмое небо». Особенностью этого питейного трехэтажного заведения является вращение вокруг своей оси со скоростью одного оборота за 45 минут.

Особняк «Царицыно»

Управление государственной охраны объектов культурного наследия внесло в перечень исторически значимых мест 21 особняк.

Самым посещаемым считается дворцово-парковый комплекс Царицыно (станция метро «Царицыно»).

Дворец был сооружен в XVIII столетии и предназначался как загородная резиденция Екатерины II. После полной реставрации объекта культурного наследия в Москве (завершена в 2007 году) данное здание используется под музей «История Царицыно».

На территории дворца находятся Царицынский пруд и пейзажный парк, прогулка по которому доставит удовольствие туристам любого возраста.

Особняк «Кусково»

Одним из излюбленных мест отдыха москвичей и гостей столицы считается усадьба Кусково. Адрес объекта культурного наследия Москвы - улица Юности (станция метро «Новогиреево»).

В течение 400 лет дворцовое сооружение принадлежало Шереметевым (представителям древнего боярского рода).

После окончания реставрационных работ, в здании открыты два керамики и Музей усадьбы Кусково. Туристам будет интересно совершить прогулку по Французскому парку, который считается самым живописным и старым парком столицы Российской Федерации.

Можно ещё долго рассказывать об исторически значимых местах этого чудесного города. Департаментом охраны объектов культурного наследия Москвы был составлен внушительный их список. Но выше были перечислены те, которые действительно нужно посетить хоть раз в жизни каждому человеку, интересующемуся историей нашей страны.

Вышло в свет приложение к журналу «Приход» на компакт-диске «Обустройство, сохранение и строительство храма. Архитектурные, строительные и инженерные решения».

Компакт-диск включает статейные и иллюстративные материалы, посвященные обустройству, сохранению, восстановлению и строительству новых храмов. Материалы предназначены для настоятелей и членов приходов, в круг обязанностей которых входят эти вопросы.

Автором большинства статей и составителем данного издания является архитектор М.Ю. Кеслер, под руководством которого Архитектурно-художественным проектно-реставрационным центром Московского Патриархата АХЦ «Арххрам» разработан Свод правил «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» (СП 31-103-99).

Многие материалы были опубликованы автором на страницах журнала «Приход» и в настоящее время уже стали труднодоступными. В диск также вошли другие статьи, взятые из иных открытых источников и более полно раскрывающие круг обсуждаемых вопросов, в том числе духовные основы и традиции православного храмостроительства. Для желающих получить подробные сведения по рассматриваемым вопросам приводится список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов.

Богатый иллюстративный материал поможет пользователям диска найти примеры архитектурных решений, элементов обустройства и благоукрашения храмов и часовен. Для подбора готового проекта прилагаются каталожные листы с указанием авторов, к которым можно обратиться для использования проекта.

Полная информация о диске приведена на сайте журнала «Приход» www.vestnik.prihod.ru .

Законодательство в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в ст. 3 говорит об объектах культурного наследия, которые являются недвижимым имуществом особого рода и с особым правовым режимом.

Согласно указанной статье к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, в т.ч. религиозного назначения, относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, эстетики, социальной культуры и являющиеся источниками информации о развитии культуры.

Объекты культурного наследия религиозного назначения в соответствии с указанным законом подразделяются на следующие виды:

  • памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (церкви, колокольни, часовни и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия);
  • ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений: храмовые комплексы, монастыри, подворья, некрополи;
  • достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе фрагменты градостроительной планировки и застройки; места совершения религиозных обрядов.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

  • объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
  • объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
  • объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Таким образом, под памятниками истории и культуры понимаются только объекты недвижимого имущества.

Однако многие из зданий и сооружений находятся в разрушенном состоянии, и их трудно назвать памятниками истории и культуры. Возникает вопрос, относятся ли разрушенные здания к памятникам культуры и какой процент разрушения необходим для того, чтобы констатировать их полное физическое уничтожение. Представляется, что этот вопрос должен быть решен в законодательстве более четко.

Объекты, признаваемые памятниками истории и культуры, подчиняются особому правовому режиму и находятся под особой правовой охраной. Для того чтобы тот или иной объект получил особую правовую охрану, необходимо чтобы он был признан таковым в установленном законом порядке. При этом следует иметь в виду, что каких либо объективных признаков для признания их таковыми не существует. Каждый раз этот вопрос решается в индивидуальном порядке на основании заключения специалистов.

Памятники истории и культуры могут находиться в собственности любого субъекта гражданских прав, однако большая часть памятников истории и культуры находится в федеральной государственной собственности. О невозможности государства предоставить адекватную охрану памятникам культуры свидетельствует тот факт, что за последние десять лет Россия по данным Министерства культуры утратила 346 памятников федерального значения.

В связи с этим давно ставился вопрос о необходимости передачи памятников культуры из федеральной собственности в собственность других субъектов гражданского права.

Особый режим был установлен для объектов культурного наследия религиозного назначения. Так, согласно п. 2 ст. 50 Закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3 декабря 2010 г. вступил в действие Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Каким образом религиозные организации будут осуществлять должную сохранность передаваемых государством церковных ценностей — вопрос, который волнует не только музейных работников, но и сами церковные организации.

Забота о сохранении культурного наследия должна быть осознана как задача всей Церкви.

Государственная система охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)

Под государственной охраной объектов культурного наследия в Федеральном законе № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом.

В соответствии со ст. 8 указанного закона религиозные объединения вправе оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль за сохранностью объектов культурного наследия осуществляет образованная в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 301 Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, которая является федеральным органом исполнительной власти. Она находится в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Согласно п. 5.1.3 указанного постановления она осуществляет государственный контроль за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются:

  • федеральный бюджет;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • внебюджетные поступления.

На заседании рабочей группы при Президенте РФ по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения, прошедшем 17.06.2011 в Кремле, Патриарх Кирилл рассказал о проблеме финансирования реставрации разрушенных святынь России. В рамках федеральной целевой программы «Культура России (2006-2011 годы)» выделяется 1,2-1,4 млрд. руб. в год на более чем тысячу только религиозных объектов, которые необходимо восстанавливать. В реальности на восстановление церквей и монастырей необходимо около 100 млрд. руб. Патриарх Кирилл подчеркнул, что никто не просит выделить такие деньги в ближайшее время, «нужно соотносить финансирование с реальными потребностями», однако если уровень вложений останется таким же, то пока будут восстанавливаться одни памятники, многие другие будут окончательно утрачены. Находящиеся в руинах храмы просто не смогут дождаться своей очереди — примеры можно найти в Ярославской и даже Московской областях.

«Что касается сохранения нашего культурного наследия, то это, конечно, в первую очередь забота государства, хотя не следует снимать ответственность и с Церкви, и с соответствующих институтов гражданского общества», — подчеркнул Предстоятель на заседании в Кремле.

Чтобы сделать программу «Культура России» эффективнее, Патриарх предложил сократить перечень заявок и сконцентрироваться на тех объектах, которые уже начали реставрировать. «Нам лучше довести до конца то, что мы начали, чем брать новые объекты и таким образом подвергать риску всю программу», — подчеркнул он.

Патриарх также не исключил возможности выделения других приоритетов при выборе храмов, требующих реставрации. Например, можно больше внимания уделять восстановлению храмов, история которых привязана к историческим именам, датам, событиям, предложил Патриарх. Также разумно восстанавливать памятники, ставшие центрами паломничества и туризма.

В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

В соответствии с законом реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном Федеральным законом.

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» разработан Свод реставрационных правил (СРП, 2007), включающий рекомендации по всем видам научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на исследование и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Свод реставрационных правил отвечает требованиям Распоряжений Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры).

Однако наличие подобного документа не дает гарантии профессионального подхода к реставрации культурного наследия. Защитить памятники России от… реставраторов. Такой призыв прозвучал на пресс-конференции, которую провели в Москве ведущие специалисты отечественной реставрационной отрасли. И это не парадокс. Пока государство доверяет восстановление шедевров архитектуры и искусства непрофессионалам — культурное наследие страны находится под угрозой. Причина — в несовершенстве законодательства. Согласно федеральному закону № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», принятому в 2005 г., должен проводиться конкурс среди реставрационных фирм. Выиграть его могут все, у кого есть лицензия, получить которую не так сложно. В результате один и тот же объект реставрируют совершенно разные организации. Есть фирмы, которые специализируются на выигрывании конкурсов и потом продают субподряд исполнителям. Если раньше проблема была в том, что на реставрацию не было денег, и памятники разрушались от времени, то теперь деньги есть, но каждый год достаются разным фирмам. Шедевры древнерусской архитектуры гибнут от слишком частой смены «опекунов», которые ради лакомого кусочка уменьшают сроки работ, занижают цены.

Говоря о государственной системе охраны памятников, хотелось бы начать с истории и понять, что же играло главную роль при сохранении объектов культурного наследия на различных этапах развития общества.

Как складывалось отношение к старине в России и чем объясняются многочисленные отечественные утраты? В допетровскую эпоху и даже в 18 в. понятие "памятник" еще не сформировалось и, главным импульсом сохранения старины была религия. Древности, ставшие религиозными святынями, почитали и оберегали. Так, благодаря глубокому церковному и народному почитанию православных святынь до нас дошли драгоценные остатки старины 11 - 17 вв. - храмы Киева, Чернигова, Новгорода, Владимира, Москвы, чудотворные иконы и церковная утварь, рукописи и личные вещи митрополитов, патриархов, настоятелей монастырей и др. Несмотря на частые бедствия, наши предки сохраняли чудотворные иконы Владимирской и Донской Божьей Матери, теснейшим образом связанные с судьбами России и Москвы.

Многие памятники церковной старины, а также образцы древнего оружия, украшения, символы княжеской и царской власти, предметы быта бережно хранились в церквах и монастырях, дворцах, кремлевской Оружейной палате - своеобразном древнейшем русском музее.

Но это только малая толика из общего числа произведений древнерусского искусства. Страшным бичом для русских городов были войны, нашествия врагов, пожары. Но немалую роль в трагических судьбах памятников старины играли и сами люди. Резкие повороты государственной политики, идеологические и вкусовые пристрастия, как правило, губительно сказывались на сохранности памятников.

Охраной древностей государство стало заниматься лишь с начала 18 в. Указы Петра I 1718 и 1721 гг. предписывали собирать старинные предметы, "куриозные вещи", "что зело необыкновенно". В то же время, разрыв Петра I и его последователей с многовековыми традициями, засилье западноевропейской архитектуры привели к забвению и уничтожению целых пластов церковной старины: часовен, домовых церквей, кладбищ. Остатки старины в древнерусских городах не привлекали внимания просвещенного сословия. Для сооружения огромного дворца в Кремле в 1770-е гг. по указу Екатерины II сносились некоторые храмы и часть стены с башнями. В конце 18 - начале 19 в. ради благоустройства города власти уничтожили десятки церквей. Русское общество той эпохи полностью оторвалось от древнерусских традиций. Не случайно законодательные акты 1820-х гг. касались античных и мусульманских построек Крыма. 19 век стал временем преодоления русским обществом слепого подражания Западу и возвращения к забытым национальным традициям. В эпоху Николая I был издан ряд указов, запрещавших разрушать постройки крепостного зодчества. Теория официальной народности, составляющими частями которой были православие, самодержавие, народность, в значительной мере способствовала пробуждению интереса широкой общественности к своему прошлому. Именно к 30-70-м гг. 19 в. относятся первые попытки реставрации или воссоздания памятников: Дома бояр Романовых, палат Печатного двора, интерьеров Теремного дворца в Москве, палат Романовых в Ипатьевском монастыре.

Самая значительная роль в деле охраны памятников в дореволюционной России принадлежала различным обществам, в первую очередь Одесскому обществу истории древностей (1839), Археологической комиссии (1859), Московскому археологическому обществу (1864). Последнее внесло огромный вклад в изучение и охрану памятников. На проводившихся обществом археологических съездах (с 1869 г) неоднократно обсуждались проекты охраны ценных сооружений на всей территории России. Во многом благодаря активности членов общества различными ведомствами империи были изданы постановления, запрещавшие самовольные реставрации, раскопки. Обществом была разработана и классификация памятников (архитектуры, истории, живописи, письменности, ваяния и др.). Менее масштабный характер носила деятельность созданного в 1909 г. в Санкт-Петербурге Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. Председателем общества был великий князь Николай Михайлович, членами - В.В. Верещагин, Н.К. Рерих, А.В. Щусев, Н.К. Врангель.

Постепенно к концу 19 в. на местах сформировалась сеть учреждений и организаций, в деятельности которых охрана памятников занимала важнейшее место. Среди них - местные музеи, статистические губернские комитеты (с 1830-х гг.), церковные археологические общества, комитеты и древлехранилища (с 1870-х гг.), губернские ученые архивные комиссии (с 1880-х гг.), общества изучения местного края. В большинстве русских губернских городов эти организации объединяли знатоков и любителей местной старины.

Хотя до революции так и не удалось принять государственное законодательство в области охраны памятников искусства и старины, благодаря общественному мнению и деятельности различных учреждений и обществ разрушение национального наследия было в целом остановлено. Императорская семья, церковь, государственные учреждения, городские власти, дворянство и купечество принимали участие в сохранении церквей, монастырей, дворцов, усадеб, крепостных сооружений, городских особняков, музеев и галерей.

Революционные потрясения 1917 г., гражданская война и последующие события коренным образом изменили отношение к памятникам искусства и старины. Разрушение старой государственной системы, тотальная национализация и уничтожение частной собственности, атеистическая политика большевистских властей поставили памятники старины в тяжелейшее положение. Начались раздел и стихийные погромы имений, были закрыты и заняты различными организациями многочисленные монастыри и домовые церкви и др. Нужно было срочно спасать бесценное культурное наследие России. Под эгидой Народного комиссариата просвещения (нарком А.В. Луначарский) в 1918 - 1920 гг. оформилась государственная система охраны памятников во главе с Отделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (Музейный отдел).

При губернских и некоторых уездных отделах народного образования возникли подотделы или комиссии по делам музеев и охране памятников искусства и старины. В 1918 г. была создана реставрационная комиссия под руководством И.Э. Грабаря, известная позднее как Центральные государственные реставрационные мастерские, имевшая филиалы в Петрограде и Ярославле. Активную работу развернули в первые послереволюционные годы местные музеи и краеведческие общества. К сожалению, в новой системе охраны памятников не нашлось места Московскому археологическому обществу, губернским ученым комиссиям, архивным комиссиям и епархиальным церковно-археологическим обществам - все они были упразднены вскоре после революции. Способы охраны памятников были самые разные: вывоз из национализированных усадеб, имений и монастырей историко-художественных ценностей и создание на их основе новых музеев; взятие на учет архитектурных памятников и надзор за их состоянием (ремонт и реставрация); выдача охранных грамот владельцам частных коллекций.

Открытие музеев в усадьбах (Архангельское, Кусково, Останкино, Астафьево), монастырях (Донском, Новодевичьем, Воскресенском, в Новом Иерусалиме) способствовало их сохранению. В 1920-е гг. были отреставрированы памятники Московского Кремля, Ярославля, Средней Азии, Крыма. Значительную роль в изучении местных историко-культурных реликвий на местах сыграло в 20-е гг. краеведение.

Позже в связи с ухудшением политической ситуации в стране и идеологизацией всех сторон жизни стало проявляться все более негативное отношение к историко-культурному наследию. В конце 20-х - первой половине 30-х гг. созданная ранее система охраны памятников в стране ликвидировалась: были упразднены Музейный отдел Наркомпроса, местные губернские и уездные органы охраны памятников, прекратилась деятельность Центральных государственных реставрационных мастерских, краеведческих обществ, закрылись многие музеи в усадьбах и монастырях. Массовый характер приобрела продажа музейных художественных ценностей за рубеж.

Повсюду власти ради благоустройства городов закрывали и сносили храмы и целые кварталы старой застройки. Только в Москве в 30-х гг. исчезли десятки старинных построек и храмов, среди которых такие шедевры, как Китай-городская стена с башнями и воротами, Триумфальные и Красные ворота, Чудов и Вознесенский монастыри, храм Христа Спасителя, церковь Успения на Покровке и др.

Робкие попытки охранить памятники законодательными актами не смогли в 30-е гг. остановить волну разрушения. Начавшаяся в 1941 г. Великая Отечественная война нанесла непоправимый урон культурному наследию СССР. В результате военных действий сильно пострадали замечательные постройки в Подмосковье, окрестностях Ленинграда, в Новгороде, на Украине, в Белоруссии и Крыму.

Однако именно в военное время, и особенно в первые послевоенные годы, отношение к историко-культурному наследию изменилось. Охраной памятников стали заниматься различные государственные комитеты управления, при Министерстве культуры было образовано Управление музеев и охраны памятников, на местах охрана памятников возлагалась на отделы культуры местных Советов. В 1966 г. образовалось Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры - общественная организация, объединившая многочисленных подвижников на местах. В последующие десятилетия были выявлены и взяты на учет тысячи памятников истории и культуры, однако средств на их ремонт и реставрацию государство отпускало мало. Идеология перестала воздействовать на отбор памятников. Вопросами нахождения и паспортизации памятников, их описания и реставрации занимаются сегодня многочисленные реставрационные мастерские, музеи, Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Российский институт культурологии и др.

Благодаря самоотверженному труду реставраторов вернулись к жизни памятники древнего зодчества в Кижах, Суздале, Владимире, Ростове Великом, Новгороде и других городах. Буквально из руин встали дворцы в Павловске, Петродворце, Пушкине под Санкт-Петербургом. Сегодня мы имеем возможность любоваться древнерусскими иконами, картинами известных мастеров живописи, фресками, монументальными росписями.

В последние годы в связи с пересмотром идеологических принципов государственной политики, возвращением храмов и монастырей церкви, хозяйственным освоением городов возрастает внимание к памятникам истории и культуры, их реставрации и рациональному использованию.

В настоящее время мы можем говорить об охране памятников как системе правовых, организационных, финансовых, материально -технических и иных мер по сохранению и актуализации наследия. Проводится в целях предотвращения естественного разрушения, повреждения или уничтожения памятника, изменение его облика и нарушение порядка использования.

На данном этапе существует несколько определений понятия «памятник», рассматривающих его с исторического и правового аспекта:

Знак, отсылающий к определенному явлению, имевшему место в прошлом, для осуществления акта передачи или актуализации социально- значимой информации.

Статус, который присваивается объектам культурного и природного наследия, обладающим особой ценностью для общества.

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" памятники делятся на: единичные объекты, ансамбли и достопримечательные места.

По форме собственности: на государственные, муниципальные и частные.

Типологически памятники подразделяются на:

Памятники градостроительства:

Памятники архитектуры:

Памятники истории:

Памятники археологии:

Памятники искусства:

В Российской музейной энциклопедии сообщается, что Нематериальное наследие - совокупность основанных на традиции форм культурной деятельности человеческого сообщества, формирующих у его членов чувство самобытности и преемственности. Наряду с термином "нематериальное" ("non-material") в зарубежной музеологической литературе часто употребляется термин "неосязаемое" ("intangible"), подчеркивающий, что речь идет об объектах, не овеществленных в предметной форме.

Формы нематериального наследия.

Музееведы выделяет 3 категории нематериального культурного наследия:

    Выраженные в физической форме аспекты культуры и традиции определенного человеческого сообщества (обряды, особенности быта, фольклор и др.).

    Формы выражения, не заключенные в физическую форму (язык, песни, устное народное творчество).

    Символические и метафорические значения объектов, составляющих материальное культурное наследие.

К формам нематериального наследия относятся язык, литература, устный эпос, музыка, танец, игры, мифология, ритуалы, обычаи, ремесла, традиционные формы коммуникации, традиционные экологические представления, знаки, символы и т.п.

Проблема сохранения нематериального наследия.

Еще в XIX веке совершались экспедиции этнографического характера с целью фиксации, записи фольклора.

В XX веке в связи с процессами модернизации и глобализации многие формы нематериальной культуры оказались обречены на забвение и гибель, т.к. в обществе исчезает необходимая для существования традиции установка на сохранение традиции. Международным сообществом признано, что многие формы нематериального наследия сегодня находятся на грани исчезновения и намечены пути их сохранения в естественной среде бытования. . В последние годы ХХ века судьба и проблема сохранения объектов нематериального наследия оказалась в центре внимания мировой общественности. Угроза полного исчезновения многих важных для самоидентификации человека форм культуры потребовала обсуждения этой проблемы на крупных международных форумах и выработки ряда международных документов. Музей рассматривается сегодня как важнейший институт, способный осуществить сохранение и актуализацию многих объектов нематериального наследия. Включение в сферу музейной деятельности объектов нематериального наследия сегодня требует внесения изменений в базовые музееведческие понятия, разработку принципов и методов работы с новым кругом музейных объектов.

В настоящее время все больше и больше говорят о проблемах приватизации памятников, для России эти проблемы стоят особенно остро. Этот процесс главным образом начался в 90е годы, когда приняли закон о национализации памятников.

В 2001 году был определен предмет охраны и охранные обязанности (содержание объекта, условия доступа граждан, порядок и свойства реставрационных и прочих работ)