Московский государственный университет печати

Методика работы с иллюстративным материалом в курсе «ОРК и СЭ»

Подготовила Дерябина В.А.

учитель В – Алабугской НОШ

Использование иллюстративного материала играет особую роль в обучении детей младшего школьного возраста, т.к. соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействие на органы чувств (зрительные, слуховые) обеспечивает разностороннее, полное формирование какого – либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию различных взаимосвязей исторических событий и реальной жизни. Работа с иллюстративным материалом содействует выработке у учащихся эмоционально – оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает интерес к изучаемому материалу, делает более легким процесс его усвоения, поддерживает внимание ребенка.

Иллюстрация - (от лат illustratio - освещение, наглядное изображение), изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т.п.), собственно как область искусства - изобразительное истолкование литературного и научного произведения. В строгом значении термина к иллюстрации следует относить произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом (то есть как бы непосредственно участвующие в процессе чтения). (Художественная энциклопедия)

Работая с учебником, как с важнейшим средством обучения, учитель обязательно обращает внимание на его иллюстрационный материал, оценивает его на наличие рисунков, схем, графиков, карт, таблиц, фотографий. Однако, в педагогической практике использование на уроке этого внетекстового компонента учебника может осуществляться просто как «рассматривание изображения, подтверждающего фрагмент текста». Характер организуемой по иллюстрации работы учащихся, как правило, зависит от мастерства учителя, ведь методический аппарат учебника редко включает задания и вопросы к иллюстрациям.

По данным последних исследований специалистов РАН, 80% младших школьников относятся к визуальному типу восприятия, т.е. наиболее доступным источником информации для них является изображение. Это означает, что занятия, на которых учитель работает с иллюстративным материалом, более эффективны для обучения и развития обучающихся. Для предмета «ОРКиСЭ» изображения имеют ещё и большое воспитательное значение, они формируют у ребят эмоционально-ценностное отношение к объекту изучения, мотивируют их познавательную активность.

Однако сложность заключается в том, что многие учителя не умеют работать с содержанием, предъявленным для визуального восприятия.

Красочные иллюстрации: карты, рисунки, схемы, фотографии и проч., которых достаточно много в учебных пособиях по всем шести модулям, - это так называемый внетекстовый компонент пособий, используется нередко только как иллюстрация-подтверждение к основному тексту. Получается, что изображения рассматриваются лишь как плохо работающее пояснение сложного текста. Такая работа с учебным содержанием не соответствует задачам предмета.

Кроме того, для курса «Основы религиозных культур и светской этики» остается актуальным и умение учителя работать с книжным иллюстративным материалом (репродукция, книжная иллюстрация, произведения живописи, графики и др.). Сегодня утрачена традиции обучения «чтению» художественного полотна, результатом которого становится не приобретение новой информации, а эстетическое, эмоциональное развитие личности, приобщение младших школьников к культурным истокам.

Кроме того, не стоит забывать о том, что иллюстративный материал как дидактическое средство обучения, развития и воспитания школьников является частью изучаемого учебного материала и его использование создаёт условия для самостоятельной работы, помогает удерживать внимание школьников.

К иллюстрациям относят не только рисунки, но и карты, схемы, таблицы, систематизирующие учебно-научный материал и способствующие его запоминанию, что особенно важно для детей визуалов и кинестетиков.

Основные дидактические функции учебных иллюстраций:

1) Иллюстрация может работать как пояснение текста.

2) Иллюстрация может заменить основной текст, самостоятельно раскрыть содержание учебного материала. Такой способ его представления способствует развитию у школьников аналитических навыков, развивает умение составлять развёрнутое высказывание на основе сжатого материала.

3) Иллюстрация призвана помочь выразить мысль, компенсировать то, что трудно выразить словами.

4) Иллюстрация может помочь ученику понять неизвестные слова, обозначающие предметы и явления.

5) Учебная иллюстрация должна воспитывать позитивное отношение к жизни, к окружающей действительности, уважение к своей стране, её святыням.

Учебные иллюстрации являющиеся (или изображающие) произведениями изобразительного искусства (художественные иллюстрации, репродукции) позволяют:

1) развивать у учащихся наглядно-образное мышление;

2) способствуют развитию коммуникативных умений, совершенствованию речи школьников;

3) раскрывают (расширяют, уточняют) содержание текста;

4) помогают понимать и запоминать теоретические сведения;

5) раскрывают познавательные и воспитательные функции текста;

6) помогают осваивать практические навыки.

Подход к иллюстрированию и к выбору вида (типа) иллюстраций определяется

Доминирующими образовательными целями и педагогическими функциями данной иллюстрации;

Необходимостью использования научно обоснованной системы заданий, позволяющей обеспечить оптимальную реализацию педагогических возможностей иллюстраций;

Психологическими особенностями восприятия иллюстраций.

Готовясь привлечь иллюстрации при изучении какого – либо материала, учителю необходимо учитывать все функции, которыми они обладают (просветительскую, наглядную, художественную, идейно – воспитательную), также необходимо представить себе, какую методическую задачу учитель будет решать с их помощью. При этом постановка конкретных задач будет всегда в значительной мере определяться особенностями иллюстраций.

Существуют разные классификации иллюстраций, используемых в пособиях и школьных учебниках по жанрам, по соотношению иллюстраций с текстом, по дидактическим функциям и др. Так, авторы учебных модулей предмета «ОРКиСЭ» предлагают учителю следующую классификацию ведущих иллюстративных материалов, в основе которой находится 3 иллюстративных модуля:

Ресурсы реалистического визуального ряда: фотоизображения экспонатов, объектов предметной области и пр., позволяющие развивать у школьников интерес к прошлому и настоящему своей страны, формировать представления, основанные на подлинных свидетельствах прошлого, расширять спектр средств эмоционального воздействия на школьников;

Ресурсы синтезированного визуального ряда: иллюстрации к текстам, репродукции произведений живописи, динамические модели и пр., позволяющие активизировать внимание учащихся; повысить их интеллектуальную активность, возникающую в результате интерактивного взаимодействия учащегося с предлагаемым материалом; организовать учебную деятельность таким образом, чтобы обучаемый сам оперировал с учебными элементами, представленными в виде взаимосвязанной многокомпонентной среды, конструировал хронологические процессы на основе выявления последовательности событий, длительности их протекания; моделировал развитие событий в рамках исследовательской и проектной деятельности и т.д.; углубить знания по предмету, запечатлеть религиозные, мифологические и художественные образы в рамках изучаемой тематики курса, расширить знания о мировом религиозном наследии, а также сделать изучение предмета интересным и эмоционально насыщенным.

Деловая графика: таблицы, графики, схемы, диаграммы, картографические материалы, способствующие улучшению осмысления учащимися основных правил, закономерностей, зависимостей того или иного процесса, явления; выполняющие демонстрационную функцию и представляющие возможность организации самостоятельной работы учащихся.

Использование всех иллюстративных модулей (фотоизображений, рисунков и пр.) позволяет расширить возможности использования наглядных средств обучения, обеспечить информационно-коммуникативную деятельность школьников и комплексность усвоения учебного материала в условиях сочетания и взаимодействия различных форм его предъявления.

В этот же ряд следует поместить бурно развивающиеся в настоящее время компьютерную графику и анимацию. Причём акцент сегодня все более смещается в сторону использования тех возможностей, которые позволяют активизировать способность человека мыслить сложными пространственными образами. В связи с этим можно четко разделить электронные ресурсы на две группы по дидактическим функциям: иллюстративные и когнитивные.

Иллюстративные реализуются при передаче вербализируемой части знания. При этом они лишь подкрепляют и дополняют текстовую часть учебной информации и воздействуют в первую очередь на логику.

Когнитивные же проявляются при освоении невербализируемой, неявной части знания, а сами эти знания в виде ассоциаций графических образов в существенной мере носят личностный характер.

Несмотря на общность выполняемых различными иллюстрациями функций и решаемых задач, для каждого вида (типа) иллюстраций можно выделить отличительные возможности.

Так, таблицы дают возможность учителю

Организовать как фронтальную работу с классом, так и индивидуальную деятельность учащихся;

– обеспечивают длительный показ информации;

– облегчают возвращение к ранее пройденному и могут быть использованы для демонстрации перспективы в изучении материала;

– позволяют систематизировать, обобщать ранее изученное.

Фотоколлажи, посвященные, как правило, современным жизненным явлениям, помогают создать определенные речевые ситуации.

Фотографии дают возможность

Отражать характерные черты повседневности той или иной исторической эпохи;

Показывать важнейшие исторические события и исторических деятелей в наиболее ярких образах, действиях, ситуациях (такая фотография «работает» гораздо эффективнее стандартных фотопортретов, которыми изобилуют наши учебники).

Репродукции картин известных художников воспитывают эстетический вкус, расширяют кругозор учащихся. Применение картин как средство обучения известно с XIX века. Картины обладают одной особенностью, которая объясняет их систематическое применение в школе: художник изображает основные признаки предметов и явлений, каких – то событий в более концентрированном виде, чем это встречается в жизни. Вынесение основного на передний план обеспечивает возможность четкого отделения главного от второстепенного. Изобразительные средства способствуют яркому, образному, полному восприятию картины, стимулируют речь ученика. Кроме того, достоинство их – большая информационная емкость, достигаемая художественностью изображения изучаемого, отсутствие несущественных деталей, которые могут отвлечь внимание детей. Крупное изображение позволяет длительно фиксировать внимание учащихся, направлять его на существенное, главное. Картины оказывают сильное эмоциональное воздействие, тем самым усиливая восприятие учебного материала, являются средством мотивации. Работа с репродукциями картин – база для понимания живописи, что важно в воспитательном и развивающем плане.

Рисунки-схемы юмористического характера развивают образное мышление, задают характер неравнодушного отношения к изучаемой теории.

В своей работе я применяю следующие виды фронтальной и самостоятельной работы с иллюстративным материалом:

Нахождение ответов на вопросы связанные с иллюстративным материалом (объяснить название, определить характер героя, настроение, как автор добился такого эффекта, подобрать свое название и т.п.);

Сравнение и сопоставление схожего по теме сюжета у разных авторов;

Работа с рисунком, схемой по плану, предложенному учителем;

Подбор картинок (рисунков) на заданную тему («Добро и зло») или составление к ним вопросов для остальных учащихся;

Работа с фрагментом картины: какое место занимает в картине, что хотел этим подчеркнуть автор, выбор цвета и т.п. ;

Самостоятельное заполнение схем, таблиц по прочитанному материалу;

Подбор пословиц и поговорок к рисунку (иллюстрации);

Подбор ключевых слов (терминов) по изображенному;

Составление кроссвордов, ребусов, соотнесений с использованием иллюстративного материала;

Заполнить таблицу (схему) иллюстрациями (картинками);

- «Расскажи, что знаешь» (по какому – либо изображению);

Определить «звучание» картины (Какие звуки можно услышать при рассмотрении этой картины?);

- «вхождение в картину» (Что бы вам хотелось совершить, сделать, если бы вы попали в эту картину?);

Жизненные ассоциации (привести пример из жизни, из собственного жизненного опыта);

Цветовое выражение своего восприятия (нарисуй свои ощущения, покажи цветом, что ты чувствуешь и т.п.);

Составление синквейна;

Составление фотоколлажа.

В методике «Перспективной начальной школы» есть такой прием при работе с «Музейным домом» - использование лупы или рамки. Это позволяет работать конкретно с определенным фрагментом иллюстрации.

При « чтении» (рассматривании) иллюстрации (репродукции или фотографии) учителю не следует отвлекать внимание учащихся ни объяснениями, ни вопросами. На это может отводиться от 1 мин. до 3 – 4 мин. в зависимости от сложности сюжета. Цель этого приема – в целостном восприятии изображаемого, его эмоциональном воздействии на ребенка. Как замечает Б.М. Теплов: «Понять художественное произведение – значит, прежде всего почувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятия искусства». Рассказ учителя рекомендуется использовать в том случае, если сюжет сложен для понимания учащихся. Рассказ должен быть кратким, но эмоциональным, образным, раскрывающим смысл картины, вызывающим у детей определенное отношение к изображаемому сюжету.

При подготовке к уроку учитель должен сам тщательно рассмотреть используемый иллюстративный материал, продумать структуру урока, ход, место иллюстрации в уроке, цель, методику, соотнесение с текстом. На основе тщательного анализа подобрать вопросы и задания.

При отборе иллюстративно-наглядного материала для работы с детьми необходимо учитывать ряд требований, основными из которых являются реалистичность изображенных объектов, явлений природы, ясность замысла художника. Не менее важна и художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательным содержанием.

Дети удерживают в памяти: 10% - того, что читают; 26% - того, что слышат; 30% - того, что видят; 50% - того, что видят и слышат; 70% - того, что обсуждают с другими.

В.А. Сухомлинский считал, что первое важнейшее умение в начальной школе – умение наблюдать, удивляться, думать о том, чему ты удивился и рассказать об этом. При работе с иллюстрациями учителю важно не заострять внимание на биографии автора (фотографа, художника), т.к. детям интересно то, что они видят в данную минуту, то, что изображено. Дети живут чувствами: вижу и слышу. Пусть рассматривают, рассуждают, отстаивают свое мнение. Учителю важно направлять мысли детей, а не навязывать свое суждение. Он создает на уроке атмосферу учебного сотрудничества, не оценивает ответы детей во время дискуссии ни словом, ни взглядом, т.к. все мнения и высказывания детей во время работы ценны. В результате этого у детей исчезает страх ошибки, боязнь, что его мнение не соответствует мнению учителя, активизируется познавательная деятельность младших школьников.

В курсе «ОРКиСЭ» тексты и иллюстрации - это абсолютно равнозначные и равноценные способы подачи учебного содержания.

Иллюстративный материал должен быть подобран по темам учебных программ таким образом, чтобы обеспечить проведение необходимых демонстраций при изложении соответствующих разделов курса, закреплении и повторении материала.

Методических рекомендаций использования иллюстративного материала на уроке много. Они предполагают творческое применение, дополнение, выбор форм и вариантов, в каждом отдельном уроке. Это зависит от мастерства учителя и от уровня подготовленности класса. Важно, чтобы ученики смогли глубже понять, почувствовать, пережить суть идей, картин, образов.

Многоплановая роль иллюстративного материала будет способствовать всестороннему развитию школьников.

Литература:

    Чиндилова О. В."Методика работы с иллюстративным материалом в начальной школе" (презентация)

    «Средства обучения и методика их использования в начальной школе». Книга для учителя под ред. Г.Ф. Суворовой. Москва «Просвещение» 1990 г.

    Интернет. Форум "Иллюстрации учебника (внетекстовый компонент): продуктивное использование на уроке"

    Л. Корепина «Работа с иллюстрациями на уроках чтения». «Начальная школа» №2, 1990 г.

    З.А. Гомжина. «Развитие речи на основе восприятия произведений изобразительного искусства». «Начальная школа» № 7, 2009 г.

    Н.Г. Молодцова. «Развитие у младших школьников способа понимать смысл зрительного образа». «Начальная школа» № 2, 2004 г.

    О.Б. Локтева. «С чувства должно начинаться восприятие искусства». «Начальная школа» № 9, 1998 г.

Cтраница 1


Иллюстративный материал представлен примерами из русской классической и современной литературы, а также из произведений самого последнего времени, из газетно-журнальных публикаций 80 - 90 - х годов, переводов с иностранных языков на русский.  

Иллюстративный материал тщательно отобран с учетом словаря, которым учащиеся владеют на данном этапе.  

Иллюстративный материал (рисунки, таблицы больших размеров) должен быть выполнен на отдельных листах. На их обратной стороне должны быть указаны чернилами фамилия автора, номер рисунка. Ссылка на рисунок, таблицу дается в тексте, и тут же на полях рукописи делается соответствующая пометка. Подписи к рисункам прилагаются на отдельном листе.  

Иллюстративные материалы, фотографии нумеруются на оборотной стороне в левом верхнем углу.  


Иллюстративный материал, таблицы или текст вспомогательного характера допускается давать в виде приложений. Приложения оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде отдельного документа. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова Приложение и иметь тематический заголовок.  

Иллюстративный материал - фотографии и детальные рабочие схемы и зарисовки - должны фиксировать состояние нарушения до разборки завалов или перемещения конструкций и материалов. Это позволяет наиболее достоверно установить причины нарушения конструкций, сделать объективные выводы. Кроме того, такой материал необходим для экспертизы.  

Иллюстративный материал и образцы строительных материалов должны дополнять друг друга и давать исчерпывающую информацию о показателях качества и прочности конструкций, причинах аварий и допущенных ошибках в строительстве.  

Иллюстративный материал нагляден, подробен и доступен для понимания читателей без специальной технической подготовки.  

Иллюстративный материал книги поможет студенту наглядно охватить содержание учебника, в целом разобраться в основах проектирования отдельных типов зданий и облегчить таким образом изучение этого сложного предмета.  

Иллюстративный материал книги в большей части представляет некоторые из работ, выполненных в Гипроавтотракторопроме под руководством авторов.  

Иллюстративный материал книги заимствован из практики исследовательской работы ВНИИПО. Наряду с методическими указаниями в ней приведены необходимые справочные материалы, для того чтобы эксперимент и расчет можно было вести, не прибегая к дополнительной литературе, которая для большинства читателей труднодоступна. Кроме того, в книгу включен ряд таблиц, облегчающих расчеты и обработку экспериментальных данных.  

Готовя иллюстративный материал, важно правильно определить размеры рисунков. Здесь нужно-помнить, что вычерчивая график и нанося на его поле экспериментальные точки, легко ввести в рисунок оформительские дефекты. Если рисунок потом увеличить, незаметные ранее дефекты проявляются. Наоборот, последующее уменьшение рисунка сглаживает дефекты.  

Если иллюстративный материал по техническим причинам не помещен рядом со статьей, в ней указана страница, на которой этот материал можно найти (например, см. вклейку между ее.  

Есть принципиальная разница в подходе словарей к иллюстрированию материала. БАС отличается тем, что все значения подтверждаются цитатами из художественной литературы. Рецензенты даже отмечали для БАС чрезмерное увлечение пространными цитатами, особенно при иллюстрировании слов обычного употребления. Но это было установкой БАС, стремившегося провести принцип историзма. В СУ значения лишь также подтверждаются литературными цитатами.

В СО совсем нет литературных цитат, есть только речения, представляющие собой либо словосочетания, либо предельно короткие предложения, возникшие на основе сокращения картотечного материала.

В МАС так же, как и в СУ, представлена комбинация цитат с речениями. Задача речений - показать семантическую и синтаксическую сочетаемость.

Обобщая всё вышесказанное, можно представить таблицу, отражающую в схематизированной форме принципы составления ведущих толковых словарей.

Таблица 2

В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» (1863-1866) 4 тома «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова (1935-1940) 4 тома «Словарь русского языка» под редакцией С.И.Ожегова (1949) Словарь русского языка «Словарь современного русского литературного языка» (БАС) (1950-1965) 17 томов «Словарь русского языка» под редакцией А.П.Евгеньевой (МАС) 1957-1961 4 тома
Объём словаря и состав словника 200 тыс. слов. Лексика литературного языка; областные, профессиональ-ные слова; устаревшая лексика 85 289 слов Общеупотреби- тельная лексика от Пушкина до Горького 50 000 слов (первое издание) 80 000 слов (последнее издание) Общеупотреби- тельная лексика от Пушкина до наших дней 120 000 слов Общеупотреби-тельная лексика от Пушкина до наших дней 82 159 слов Общеупотреби-тельная лексика от Пушкина до наших дней
Система помет ненормативный словарь н о р м а т и в н ы е с л о в а р и р а з в и т а я с и с т е м а п о м е т
Способ расположе-ния слов гнездовой алфавитный полугнездовой гнездовой (1-3 т.) алфавитный (4-17 т.) алфавитный
Способы толкования значений слов подбор синонимов, энциклопедичес-кое описание краткие и точные объяснения значений развитая система подачи значений и оттенков значений
Характер иллюстра-тивного материала поговорки, пословицы, прибаутки, загадки цитаты из художественной литературы, речения речения широкий и разнообразный иллюстративный материал цитаты, речения

Сопоставительная таблица принципов составления толковых словарей

СИСТЕМА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практическое занятие № 1.

ТЕМА: «Лексикография как наука. Истоки и тенденции развития русской лексикографии».

1. Теоретический материал:

1) Лексикография, её объект. Теоретическая и практическая лексикография среди других лингвистических дисциплин.

2) Этапы развития русской лексикографии.

3) Значение лексикографической продукции XIII-XVII в.в.

4) Значение изучения лексикографии для будущего филолога.

2. Практическое задание:

1) Прочитайте материал об истории русской лексикографии. Составьте краткий конспект, выделив этапы развития и основную лексикографическую продукцию каждого из этапов (см. таблицу на с.16 настоящего пособия).

2) Назовите словари-пионеры и охарактеризуйте их:

А) первый печатный словарь;

Б) первый словарь, расположенный по азбучному порядку;

В) первый нормативный словарь;

Г) первый словарь современного русского языка ХХ в.

Л и т е р а т у р а:

1. Д.Н.Шмелев. «Современный русский язык. Лексика» - М., 1977, с. 35-48.

2. З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь. «Лингвистические словари и работа с ними в школе» - М., 1987.

Практическое занятие № 2.

ТЕМА: «Типы лингвистических словарей. Словари как важнейший источник изучения лексики».

I. Теоретический материал:

1.Классификации русских словарей. Типология словарей русского языка.

2.Словари энциклопедические и лингвистические, их специфика. Лингвистические энциклопедические словари.

3. Аспекты описания слова в словарях разных типов. Типы лингвистических словарей.

II. Практическое задание:

1. Составьте таблицу, отражающую cоотношение аспектов описания слова в словарях разных типов.

2.Подготовиться к устному обсуждению статьи Е.С.Кара-Мурзы «От речевого этикета к речевому кодексу журналиста».

3. Прокомментировать (в письменной форме) статью «Молчание хорьков» (МК в Кузбассе, 1-8 сентября 2010г.), сделав акцент на такие понятия, как «речевой кодекс журналиста», «лексикографическая компетенция журналиста», «лингвоконфликтология».

Л и т е р а т у р а:

1.Козырев, В. А., Черняк, В. Д. Русская лексикография: учебное пособие / В. А. Козырев, В. Д. Черняк. – М., 2004. – с. 30-51.

2. Лексикография. Учебно-методическое пособие для студентов I курса. – Кемерово, 2010 (электронный вариант и ксерокопия на кафедре).

3. Кара-Мурза, Е. С. От речевого этикета к речевому кодексу журналиста (обзор литературы) / Е. С. Кара-Мурза // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2004. − №1. – с. 65-78.

Дополнительная литература:

Щерба, Л. В. Опыт общей теории лексикографии. Этюд I – Основные типы словарей / Л. В. Щерба // Избранные труды по языкознанию и фонетике. Т.1. – Л., 1958.

Практическое занятие №3.

ТЕМА: «Толковые словари».

2. Теоретический материал:

1) Толковый словарь как важнейший тип лингвистических словарей русского языка. Типы толковых словарей.

2) Основные толковые словари русского языка XVIII-XX в.в. Характеристика толковых словарей современного русского литературного языка.

3) Лингвистические сведения о слове, содержащиеся в толковых словарях. Система помет в толковых словарях.

3. Практическое задание:

1. Проанализируйте структуру словарной статьи «адрес» в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова. какие структурные элементы словарной статьи можно выделить? Какую лингвистическую информацию о слове они несут?

2. Определите способ толкования слов АВТОМАШИНА, АВТОСТРАДА, АГИТАЦИЯ, МОЛОТИЛЬНЫЙ в словаре Ожегова.

3. Прочитайте во введении к словарю Ожегова раздел «Характеристика употребления слова». Какие стилистические пометы приняты в этом словаре и какую лингвистическую информацию они несут?

Проанализируйте стилистические пометы, представленные в словарных статьях на с.18-19 этого словаря (абсурд - аграрный). Если вам встретятся незнакомые слова, выпишите их и запомните их значение.

Л и т е р а т у р а:

1. Д.Н.Шмелев. «Современный русский язык. Лексика». – М., 1977, с.30-35.

2. Д.Н. Арбатский. Основные способы толкования значения слов // РЯШ, 1970, №3, с.26-31 (краткий конспект).

Д оп о л н и т е л ь н о р е к о м е н д у е м:

1. В.В. Виноградов. Толковые словари русского языка. Избранные работы. Лексикология и лексикография. – М., 1977, с. 158-182.

2. Биржакова Е.Э. Из истории термина «толковый словарь». // Современная русская лексикология. – М., с.94-99.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Задание 1.

Установите, какие слова из данного списка можно найти в толковых словарях и энциклопедических словарях русского языка, какие – в тех, и в других. Объясните это.

Сезон, низкий, язык, никогда, выскочка, грибы, развесить, а, Суворов, этот, никто, я, себя, стрекоза, загляденье, стол, водитель, прелесть, чудесный, напролом, хозяйничать, голубой, книга, из-за, Петя, в, доход, Иванов, корабль, возвращаться, Хлестаков, Дон Кихот.

Задание 2.

Собственные имена, фамилии, прозвища не входят в словники толковых словарей. Как объяснить наличие в составе словника БАС слов Плюшкин , Обломов , Хлестаков ? Наличие этих же слов в составе синонимических рядов с начальным членом скряга , лентяй, хвастун ?

Задание 3.

Сравните статьи в энциклопедическом и толковом словарях и укажите различие.

БЕССОНИЦА– мучительное отсутствие сна, состояние, когда не спится (СУ).

БЕССОНИЦА – нарушение сна, которое может иметь различное происхождение, неодинаковую длительность и выраженность. Эпизодически бессонница возможна у всякого человека под влиянием волнения, психологического возбуждения и т.п., мешающих возникновению торможения коры головного мозга, лежащего в основе сна. Бессонница наблюдается при разных заболеваниях…» (МСЭ, в сокращении).

Задание 4.

Ниже приведены статьи из различных филологических словарей. По характеру сообщаемых сведений определите, из словаря какого типа заимствованы данные словарные статьи.

ВКУСНЫЙ, вкусная, вкусное, вкусные; кратк. форма вкусен, вкусна, вкусно, вкусны и вкусны.

Вызывающий приятное ощущение на языке и во рту.

Завтрак, обед, ужин, пища, еда, блюдо, кушанье, борщ, суп, рассольник, уха, мясо, рыба, котлета, картошка, каша, блины, салат, пирог, торт, печенье, пирожное, мороженое, напиток, молоко, сок, чай, кофе, компот, яблоко, груша, виноград, арбуз, дыня…

Очень, особенно, необыкновенно, исключительно, довольно…вкусный.

Быть, стать, казаться кому-либо оказаться, находить что-либо вкусным.

Что-либо вкусное/вкусно.

ИДОЛ, -а, м.

1. Статуя, изваяние, которым язычники поклоняются как божеству: истукан, кумир. На берегу Дуная русские поставили деревянного идола Перуна с серебряной головой и золотыми усами.

2. Перен. Тот, кто (или то, что) является предметом обожания, восторженного поклонения. Брат был идолом всего нашего семейства, а из меня делал, что хотел…; Нелли была идолом у всех в этом доме…

3. Бран. О ком-либо бестолковом или бесчувственном. – Поворачивайтесь по-матросски, черти!...Не копайся, идолы!...; Митрофан кричал на него (жеребца) сердитым и ненатуральным басом: - Но-о! Балуй, идол!...

ИДОЛ (от греч. еidolon, буквально – образ, подобие), материальный предмет, являющийся объектом религиозного поклонения. Культ. И. – идолопоклонство – возник в глубокой древности. По представлениям поклонявшихся И., он изображал (замещал) или вмещал божество либо сам являлся им. в современных религиях И. продолжают бытовать в форме икон, распятий и т.п. В переносном смысле И. – предмет особенного, слепого, безрассудного преклонения.

ЧАСТИЦА, -ы, ж. Небольшая часть, степень, количество чего-нибудь. Мельчайшая часть. Часть пыли//уменьш. Частичка, -и, ж.

ЧАСТИЦА, -ы, ж. В грамматике: служебное слово, участвующее в образовании форм (напр. Бы), выражающее отношение (например, таки, будто), оформляющее вопрос (например, ли), отрицание (не, ни) или характеризующее протекание действия (например, бывало, едва не).

ЧАСТИЦА, крупица, доля, капля, капелька (разг.), кроха (разг.), крошка (разг.), (обычно «чего»). Незначительное количество, незначительная часть чего-либо. Слова крупица, капля, капелька и менее употребительные кроха и крошка употребляются с целью подчеркнуть особо незначительное количество, необычайно малую часть чего-либо.

Сгоряча он немного прилгнул, но в словах его была частица и правды. Серегин собирал крупицы боевого опыта. Не ревнует тот, у кого нет хоть бы капли надежды. Он мужественно отдавал журналу последние крохи жизненной энергии.

Задание 5.

Сравните словарные статьи слов БРАТ, ЗНАКОМЫЙ, БЫТ, ДОМ, ЛИЦО, ДЕМОНСТРАЦИЯ в «Толковом словаре русского языка» С.Ожегова, МАСе, «Толковом словаре русского языка» Д.Н.Ушакова, Словаре Даля по следующим пунктам:

а) как подаются производные слова в каждом словаре (в отдельной словарной статье, в словарном гнезде или полугнездовым способом?)?;

б) какой способ избран в каждом из указанных словарей – алфавитный, гнездовой, полугнездовой;

в) что такое полугнездовой способ?

г) какие разряды слов в словаре С.И.Ожегова помещаются не в отдельной статье, а под основным словом? Сравните, как даются слова этих разрядов в других словарях. Для этого проанализируйте дополнительно следующие слова: СТИРКА, ЧТЕНИЕ, КОЛОКОЛЬЧИК.

д) Сколько и какие значения даются в каждом словаре?

е) Как даются толкования значений (путем описательных определений? синонимических? или отсылочных?)

ж) Как подается иллюстративный материал (полные цитаты? сокращенные цитаты? или придумываемые авторами предложения или словосочетания?)?

з) Как представлен грамматический материал? Какие грамматические пометы используются в словарях?

и) Как подается фразеологический материал (под каждым значением? в конце словарной статьи?) и в каком объеме? Какое место отводится пословицам и поговоркам?

Задание 6.

Ниже даны основные вопросы, касающиеся различий в характеристике существующих толковых словарей. Дайте развернутый ответ на них.

1) Что значит понятие «толковый словарь»? Кто ввел этот термин?

2) Почему Словарь Академии Российской связывают с именем Ломоносова? 3) Перечислите дореволюционные толковые словари, которые послужили вехой в развитии лексикографической практики.

4) Назовите по всем словарям такие данные:

а) Сколько слов в словнике каждого словаря?

б) Сколько томов в каждом словаре?

в) В каком году или в какие годы издавался каждый словарь? г) Кто является автором или авторами словаря?

д) К какому типу относится каждый словарь (тезаурус-сокровищница? нормативный? нормативно-исторический?)

е) Каково расположение материала (гнездовое? алфавитное? полугнездовое?)

ж) Каково принципиальное отношение к диалектизмам, специальной, жаргонной, иноязычной, архаичной лексике (в каждом словаре)?

з) Каковы стилистические и грамматические пометы в каждом словаре? Как можно дифференцировать стилистические пометы?

и) Каково принципиальное отношение к иллюстративному материалу в каждом словаре?

к) Как подается фразеология в каждом словаре?

Задание 7.

Распределите данные ниже слова по словарным статьям в соответствии со способами расположения материала, принятыми в 1) Словаре Даля, 2) Словаре Ожегова и 3) МАСе.

АРИСТОКРАТИЯ, АРИСТОКРАТ, АРИСТОКРАТКА, АРИСТОКРАТИШКА, АРИСТОКРАТИЧЕСКИЙ, АРИСТОКРАТИЗМ, АРИСТОКРАТИЧНЫЙ, АРИСТОКРАТИЧНОСТЬ, АРИСТОКРАТСТВО, АРИСТОКРАТНИЧАТЬ.

БРУСНИКА, БРУСНИЧКА, БРУСНИЧНЫЙ, БРУСНИЧНИК, БРУСНИЦА (обл.).

Задание 8.

К каким словарям Вы предпочтете обратиться, чтобы всесторонне прокомментировать слова, выделенные в тексте? Почему?

Сжатая рожь,бурьян , молочай , дикая конопля – все побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички , в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакаличибисы . Стадо куропаток, испуганное бричкой , вспорхнуло и со своим мягким «трр» полетело к холмам . Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведкизатянули в траве свою скрипучую монотоннуюмузыку .

Ни один из существующих словарей так же, как ни одна из грамматик , не дает полной картины колебаний в грамматической системе современного литературного языка. Словарям не достает полноты сведений, относящихся ко всем ярусам грамматики: это касается и констатации общей нормы употребления, и разного рода частностей, например, оговорок относительно существующих исключений из правил и т.д. В грамматиках наблюдается обратное: сформулировано правило и приводятся отклонения от него. Однако перечни вариантов-лексем , трудных случаев употребления форм не только не являются исчерпывающими, но в ряде случаев вообще отсутствуют (Граудина).

Задание 9.

Определите, чем отличается словарная статья каждого из данных слов (по выбору) в словаре Д.Н.Ушакова и словаре С.И.Ожегова. Определите, какие различия в каждом конкретном случае обусловлены разным объемом и разными задачами сопоставляемых словарей, а какие связаны с изменениями в жизни общества и в языке.

ЗЕМЛЯ, КОСМОС, ОБРАЗОВАНИЕ, АСПИРАНТУРА, КНИГОПЕЧАТАНИЕ, ТОЧКА, ИНСПЕКТОР, ОБЩЕСТВЕННОСТЬ, ПОЛЕ, ГОЛОВА, ПРУД, ЧИТАЛКА, КОСМИЧЕСКИЙ, КИСЛЫЙ, ПОЛНОВОДНЫЙ, АБОНИРОВАНИЕ, ХЛЯБАТЬ, БАЯН, ВОЛЯ, ХАОС.

Задание 10.

Задание 11.

Задание 12.

МЕТРО. Жить у метро Московское метро . Ехать в метро .).

НОГА. Большая нога . Нога 46 размера . Длинные ноги . Стройные ноги .).

ЗАВТРАК. Горячий завтрак . Съел свой завтрак К завтраку былподан кофе . .).

ПЛАСТИНКА. .

МЯЧ. Трудный мяч. Борьба за мяч Футбольный мяч. Мяч лопнул ).

ВСПОМНИТЬ. ).

ГИМНАСТИКА. Художественная гимнастика ).

ЗНАКОМЫЙ. Знакомая песня . 2. Испытавший что-нибудь. ).

ЗАЩИТИТЬ. (ср. в словаре С.И.Ожегова: 1. Охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий, от опасности. Защитить ребенка. Защищать город от врага . 2. Предохранить, обезопасить от чего-нибудь. Защитить от дождя . 3. Отстоять (мнение, взгляды) перед чьей-нибудь критикой, возражениями. Защитить свою точку зрения ).

НАДОЕДАТЬ. Он каждый день стал надоедать ей своими визитами. Она продолжала надоедать рассказами о своем сыне (ср. в словаре С.И.Ожегова:стать неприятным, скучным от однообразного, частого повторения. Надоела просьбами. Надоело играть ).

ЯСТРЕБЁНОК.Над нашими головами кружил молодой ястреб. Ястребенок чуть наклонил левое крыло. Шура выстрелил (ср. в словаре С.И.Ожегова: Птенец ястреба).

Задание 13.

Составьте словарную статью на основании приведенных ниже контекстов употребления. Сгруппируйте контексты с одним значением и расположите их в определенной последовательности. Сравните словарную статью, составленную Вами, с соответствующими словарными статьями в одном из толковых словарей.

БАЛОВАТЬ

1) Отец не отличался большим характером и баловал свою красавицу – дочь. 2) Сын Штольца баловал Обломова, то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы. 3) Зачем вы меня балуете? Ведь это, наверное, дорогой подарок. 4) За столом сидели маленькие дети и ежеминутно баловали. 5) Тут у нас балуют, не ездите. 6) Михайлов знал, что нельзя запретить Вронскому баловать живописью. 7) Бабушка балует внука. 8) И девка-то, надо сказать, гулящая была, с проезжими баловала.

ПЛАСТИНКА

1) Освещенные лучами, они были похожи на тончайшие пластинки золота. 2) Долгоиграющая пластинка. 3) Со мной были замечательные пластинки, позволяющие снимать при полной темноте. 4) Патефонная пластинка. 5) Зарядить пластинку. 6) Зубной врач сказал ему, что придется поставить пластинку. 7) Неужели ты не видишь пластинки у этого гриба?

1) Идет по кругу стрелка часовая. 2) Ты хотел непременно добиться, зачем тебе нужно знать круги и квадраты. 3) В висках у него стучало, в глазах плыли радужные круги. 4) Под этот вальс весенним днем ходили мы на круг. 5) От лежания у него одеревенел крестец; под него подложили резиновый круг. 6) Захар начертил себе, однажды и навсегда, определенный круг деятельности. 7) Дед, просвещенный офицер, вращался в кругу будущих декабристов. 8) Длинный стол был завален булками, кругами колбасы. 9) В день рождения Марфиньки, послезавтра, Вере неловко будет оставить семейный круг. 10) Круг вопросов, которые ставит избиратель перед своими депутатами, широк и многообразен. 11) Мои писания имели успех прежде всего в высших литературных кругах. 12) В ожидании его матросы теснее сомкнули круг. 13) Это не входит в круг обязанностей учителя. 14) Сегодня около фрегата летала какая-то птица, описывая круги все ближе и ближе. 15) С моста бросили спасательный круг. 16) Сначала ему не хотелось ворошить круг мыслей, связанных с этой стороной жизни. 17) Наутро она явилась с синими кругами под глазами. 18) На прилавке лежало несколько кругов сыра. 19) И было видно, как по воде расходились круги. 20) На ипподроме был хороший беговой круг. 21) Начерти круг.

1) Старый конь борозды не портит. 2) Собрались все: и стар и млад. 3) Старый друг лучше новых двух. 4) Дома новы, но предрассудки стары. 5) Магазин покупает старые учебники. 6) Старые дома предназначены на снос. 7) Этот пропуск уже старый, я не могу вас пропустить. 8) Сколько можно говорить на эту старую тему? 9) Он прошел в кино по старому билету. 10) Старая история, которая вечно остается новой. 11) В этом городе сохранилась старая архитектура. 12) Он собирает старые монеты и старые книги. 13) Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног. 14) Ко мне вернулась старая боль. 15) Они хотели восстановить старый строй, старые порядки. 16) Старая любовь не ржавеет. 17) В мае мы еще ели старый картофель. 18) Старый директор был добрее, теперешний просто зверь. 19) Оставьте старый текст, ничего не меняйте, пожалуйста.

Задание 14.

Сравните стилистические пометы к приведенным ниже словам в словаре Д.Н.Ушакова, МАСе, словаре С.И.Ожегова. Какие изменения произошли в стилистической окраске этих слов?

Привилегия, проблема, новосел, принцип, перспектива, ситуация, ночевка, стихия, тенденция, бескультурье, элементарный, очаровательный, лауреат, убористый, нравоучение?

Задание 15.

Проверьте, есть ли данные слова в словаре В.И.Даля и словаре С.И.Ожегова. Объясните, чем обусловлено наличие или отсутствие слова в каждом из этих словарей.

Космос, космоплавание, гермошлем, атомщик, Родина, азбука, кибернетика, глобус, бутсы, бурнус, кратошки, гидронимика, герметика, гляциолог, индустриализировать, кресать, прогнозировать, галанить, аэр, аэропорт, аэроманика.

Задание 16.

В БАС выделяется два основных значения слова товарищ : 1. Человек, идейно связанный с другими людьми, участвующий вместе с ними в общем деле, борьбе; соратник, единомышленник (ср. «Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья»). 2. Человек нового, социалистического общества, советский человек (ср. «Наше слово гордое «товарищ» нам дороже всех красивых слов»). Можно ли подвести под какое-нибудь из этих значений в качестве оттенка или подзначения следующие употребления этого слова? (см. примеры). Дайте им толкование. Сравните практический ответ на этот вопрос, данный в БАС, с ответом, данным в словаре Д.Н.Ушакова. Какое решение Вам кажется лучше?

а) «Оставаться здесь больше нельзя. Товарищи арестованы. Я тоже хорошо известен полиции» (Нов.-Пр.)

б) «Вот вы, наверное, помните, приезжал позавчера товарищ из райкома» (С. Ант.).

в) «Офицер зашипел, задвигался и кричит мне в лицо: «А-а-а! Большевик! Товарищ!» (Пант.)

г) «Не выдавайте меня, товарищ Крыжнев». А тот засмеялся тихонько. «Товарищи, - говорит, - остались за линией фронта» (Шол.).

Задание 17.

В МАС молочное в значении существительного дано отдельным, 8 значением (ср. папа молочное любит ). Можно ли подвести это употребление под какое-нибудь из выделенных в словарях значений в качестве оттенка или подзначения, и под какое именно? Для ответа сравните, как оно дается в БАС и СУ.

В чем специфика употребления выделенных слов? Имеем мы дело с ярко образным употреблением или с формированием переносных значений или оттенков? Во втором случае попробуйте сформулировать эти значения и оттенки. При ответе на вопрос имейте в виду, что при образном употреблении контекст поддерживает связь с прямым значением, что сохраняется окружение, типичное для прямого значения. Когда контекстные связи с прямым значением сдвигаются, мы имеем дело с употреблением, близким к переносному значению или оттенку.

а) «Я у старого дуба спросила, Долгожителя отчих полей: - кто распевное имя РОССИЯ Дал отчизне твоей и моей?» (Тат.).

б) «И встретить я была готова Моей судьбы девятый вал » (Ахм.).

в) «В клочьях разорванной тучи Блещет осколок луны» (Забол.).

г) «Ясно, что это «легкомыслие» кукушек ни одному виду птиц серьезно вредить не может. Иначе давно не стало бы завирушек, славок, трясогузок и камышевок. Все взвешено в механизме природы, все отлажено и притерто» (В. Пес.).

д) «Образ Полежаева должен был быть задан как очень значительный, масштабный в своей внутренней сущности» (Из газ.).

е) «Совсем недавно впервые на Алтае была организована секция «моржей» (Из газ.).

ж) «Мне хочется показать, как происходит инфляция слов и как слова меняют значение» (Эренб.).

з) «Стоит невысокий дом с целым лабиринтом внутренних)переходов, боковушек, светелок, чуланов, подклетов и подпольев» (Мел.-Печ.).

и) «Драматические опыты Гоголя среди драматической русской поэзии 1835 г. до настоящей минуты - это зеленый и роскошный оазис среди песчаных степей Африки» (Бел.).

Задание 18.

Пронаблюдайте, от чего зависит количество значений в словарях? Влияет ли здесь разница в классах объектов, или, иными словами, разная денотативная отнесенность значения? Проследите, от чего зависит расположение значений в словарях (от употребительности, или, другими словами, актуальности значений? От логической связи значений в смысловой структуре слова?)? Для ответа на вопрос сравните по основным толковым словарям, включая Толковый словарь Ожегова-Шведовой, словарные статьи следующих слов: закричать, косынка, измельчать, баловать.

Задание 19.

Пронаблюдайте, как размещаются устаревшие значения в словарях. Для этого сравните словарные статьи следующих слов: клуб, изрядный, канава, вершок, вздор, вина, внятный, вкушать - в разных толковых словарях, обращая внимание только на устаревшие значения. Если в одном и том же словаре реализуются обе возможности (в начале и в конце словарной статьи), подумайте, на каком основании? Есть ли разница между устаревшими значениями с точки зрения их связей с остальными значениями того же слова?

Задание 20.

Где в толковых словарях помещаются областные и специальные значения? Для ответа на вопрос посмотрите некоторые слова в БАС: заказ, засечка, засилье, заулок, зияние. Сравните также, как они даются в словаре Ушакова и словаре Ожегова.

Задание 21.

Какие критерии включения специальной лексики в общий толковый словарь являются ведущими для современных толковых словарей русского литературного языка?

Задание 22.

В чем недостаточность или избыточность словарных толкований, приведенных ниже? Можно ли под данное толкование подвести и другие слова? Не указаны ли в толковании несущественные признаки? Сравните определение одного и того же понятия по разным словарям и выберите лучшее. Если ни одно из определений не ликвидирует недостаточность или избыточность толкования, попробуйте сами улучшить его.

Волк. Хищное животное, родственное собаке (Словарь С.И.Ожегова).

Стол. Предмет мебели в виде горизонтальной широкой доски на высоких опорах, ножках (Словарь С.И.Ожегова).

Ягода. Небольшой сочный плод кустарников и трав (Словарь С.И.Ожегова).

Луг. Участок, покрытый травянистой растительностью (Словарь С.И.Ожегова).

Лес. Множество деревьев, растущих на большом пространстве (Словарь С.И.Ожегова).

Воробей. Маленькая птичка с серо-черным оперением (Словарь С.И.Ожегова).

Вода. Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой в чистом виде химическое соединение водорода и кислорода (Словари С.И.Ожегова, Д.Н.Ушакова).

Бассейн. Большой искусственный водоем с открытой водной поверхностью (Словарь Д.Н.Ушакова).

Задание 23.

Сравните разработку слов одной лексико-семантической группы в каждом из толковых словарей по отдельности. Выдерживается ли в словаре принцип единообразной разработки семантической структуры слов, принадлежащих к одной тематической или лексико-семантической группе? В каком словаре наблюдаются отступления? Обоснованы ли они? В пункте а) сравните только прямые номинативные значения, в остальных группах и производные значения.

а) Лошадь, корова, коза, овца, свинья, осел.

б) Дубовый, сосновый, березовый.

в) Груша, вишня, слива, абрикос, апельсин, банан, яблоко.

г) Веселый, грустный, легальный, скугный, шумный.

д) Варить, солить, жарить, пегь.

Задание 24.

Сравните техническую разработку слов одной словообразовательной группы в каждом из толковых словарей по отдельности. Выдерживается ли принцип единообразной разработки однотипных слов? В каком словаре наблюдаются отступления? Обоснованы ли они?

Больной, здоровый, молодой, старый, сытый голодный, заключенный, арестованный.

Задание 10.

Проследите по разным толковым словарям толкование значений слов ВАТАГА, КОНДИТЕР и объясните, чем обусловлены изменения в значении этих слов.

Задание 11.

Определите способ толкования значений слов в приведенных ниже словарных статьях.

ИНДИВИД, книж. То же, что индивидуум.

ИНДИВИДУАЛИСТ. Тот, кто проявляет индивидуализм в образе мыслей, в поступках.

ЛЕКЦИЯ. Устное изложение предмета преподавателем в высшем учебном заведении, а также в публичном чтении на какую-либо тему.

ЛЕКСИКОГРАФ. Специалист по лексикографии.

МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ. Съемка отдельных рисунков или объемных фигур, изображающих последовательные фазы движения, что создает на экране иллюзию движения неподвижных объектов, а также сами рисунки, фигуры, являющиеся объектом такой съемки.

ЗАВУЧ, разг. Заведующий учебной частью (школы, училища и т.п.).

ЗАГЛАВНЫЙ. Содержащий заглавие.

Задание 12.

Ниже даются несколько контекстов употребления выделенных слов. Сравните эти контексты с толкованиями значений, данными в скобках. Соответствуют ли они словарным значениям и словарным иллюстрациям, приведенным в скобках, или же выходят за рамки словарных определений? Если контексты не укладываются в рамки словарного определения, дополните словарную статью, сформулировав добавочное значение или оттенок значения.

Образец: ВОРОНЕНОК. «Орел из-под небес на стадо налетел и выхватил ягненка. А ворон молодой вблизи на то смотрел. Взманило это вороненка». (Крылов). (ср. в словаре С.И.Ожегова: Птенец ворона, вороны).

Ответ: к толкованию в словаре С.И.Ожегова следует добавить оттенок: молодой ворон (а не только: птенец).

МЕТРО. Жить у метро . Доехать до метро «Университет» (ср. в словаре С.И.Ожегова: СО: Городская электрическая железная дорога, обычно подземная. Московское метро . Ехать в метро .).

НОГА. Большая нога . Нога 46 размера . На его ногу трудно найти подходящую обувь (ср. в словаре С.И.Ожегова: одна из двух нижних конечностей человека, а также одна из конечностей птиц, животных. Длинные ноги . Стройные ноги .).

ЗАВТРАК. Горячий завтрак . Съел свой завтрак . (ср. в словаре С.И.Ожегова: Утренняя еда. К завтраку былподан кофе . После завтрака все вышли на балкон .).

ПЛАСТИНКА. Дайте прослушать пластинку А.Пугачевой . Напеть пластинку. Разбить пластинку. (ср. в словаре С.И.Ожегова: Диск со звуковой записью для проигрывателя, патефона).

МЯЧ. Трудный мяч. Борьба за мяч (ср. в словаре С.И.Ожегова: Сплошной или полый внутри шар из упругого материала, употребляющийся для игры. Футбольный мяч. Мяч лопнул ).

ВСПОМНИТЬ. Ну подожди! Я тебе вспомню это! (ср. в словаре С.И.Ожегова: Возобновить в памяти. Вспомнить свою молодость. Вспомнить о важном деле ).

ГИМНАСТИКА. Я веду в спортшколе гимнастику. И сразу же началась гимнастика мозга, шлифовка ума (ср. в словаре С.И.Ожегова: Совокупность упражнений для физического развития организма. Художественная гимнастика ).

ЗНАКОМЫЙ. Мы знакомы еще по школе. Это мой знакомый по институту. Он мне не друг, а просто знакомый. Я остановился в Москве, у одного знакомого (ср. в словаре С.И.Ожегова: 1. Такой, о котором знали раньше, известный. Знакомая песня . 2. Испытавший что-нибудь. Охотник знаком с каждой тропинкой. 3. Состоящий в знакомстве с кем-нибудь; лично известный. Знакомый человек. Мой знакомый ).

ЗАЩИТИТЬ. Мне эта работа кажется интересной, я её буду защищать. Почему ты всегда его защищаешь, даже когда он неправ? (ср. в словаре С.И.Ожегова: 1. Охраняя, о

Ая, ое; вен, вна, вно. Служащий иллюстрацией; наглядный, изобразительный. И. материал. И. метод. ◁ Иллюстративность, и; ж … Энциклопедический словарь

иллюстративный - I см. иллюстрация II ая, ое; вен, вна, вно. см. тж. иллюстративность Служащий иллюстрацией; наглядный, изобразительный. Иллюстрати/вный материал. Иллюстрати/вный метод … Словарь многих выражений

Словарь, в котором дается разъяснение значения и употребления слов (в отличие от энциклопедического словаря, сообщающего сведения о соответствующих реалиях предметах, явлениях, событиях). Диалектный (областной) словарь. Словарь, содержащий… … Словарь лингвистических терминов

С точки зрения технически производственной совокупность рукописных или печатных листов, объединенных одной обложкой или переплетом. Обычно термин прилагается только к К., исполненным печатным способом. Развитие К. как целостного организма… … Литературная энциклопедия

Основные статьи: Балет Мариинского театра, Репертуар Мариинского театра Содержание 1 Краткое описание истории развития танцевального искусства … Википедия

Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЬ1К - уч. предмет в школе. Направлен на овладение учащимися лексико грамматич. и произносит, навыками и умениями для получения и передачи необходимой информации при устном или письм. общении. Уч ся приобретают знания о действиях и операциях с языковым… … Российская педагогическая энциклопедия

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

БУКВАРЬ - азбука, учебник для пер вонач. обучения грамоте; служит целям воспитания детей, развития их речи и логич. мышления. Б. традиционно является источником сведений о жизни страны, народа, его культуре. Включает материал, формирующий у воспитанников… … Российская педагогическая энциклопедия

БУКВАРЬ, азбука - учебник для первонач. обучения грамоте; служит целям воспитания детей, развития их речи и логич. мышления. Б. традиционно является источником сведений о жизни страны, народа, его культуре. Включает материал, формирующий у воспитанников нормы… … Российская педагогическая энциклопедия

Книги

  • От звукоподражаний к словам. Иллюстративный материал для развития речи у детей 2-3 лет , Колесникова Е.В.. Иллюстративный материал предназначен для групповой и индивидуальной работы взрослого (родителя, педагога) с ребенком. Иллюстративный материал и учебно-методическое пособие (продается…
  • Портфолио обучающегося начальной школы + Иллюстративный материал. ФГОС , . В этой книге представлены материалы, которые помогут на протяжении четырех лет ученику начальной школы оценивать свои достижения как в отношениях с одноклассниками, так и в учебе. Оценка…

Иллюстрации - это важнейший элемент в оформлении какого бы то ни было издания: художественного или научного. Сколь аккуратно ни была бы выполнена верстка текста и математики, некачественно воспроизведенные иллюстрации, если они есть, способны испортить впечатление о любой блестящей работе. Поэтому для того, чтобы дизайнер-верстальщик не допускал ошибок при подготовке иллюстративного материала, существуют специализированные технические правила, нарушение которых довольно резко снижает качество издания.

Итак, первое и самое главное правило гласит: иллюстративный материал всего издания должен быть подготовлен по единому образцу. Нарушение этого единства приведет к неизбежному снижению качества всего издания.

1. Информационная графика (инфографика).

Категория графических объектов, призванная визуально отображать информацию о каких-либо комплексных статистических или научных данных (диаграммы, графики, карты и т.п.). Распространена в газетах, журналах, научных публикациях, презентациях и годовых отчетах. Главное отличие от обычной графики – точность (относится и к масштабу, и к пропорциям, и к однородности единиц измерения). При создании графика или диаграммы, в которых сравнивается количество, необходимо убедиться в том, что соотношение иллюстрируется четко.

Информационная графика возникла синтетически из альянса графики и статистики. В качестве примера приведу историю, случившуюся в 90-х годах XIX столетия в Лондоне. Правительство Великобритании было потрясено резкой волной смертей. Врачи причину установить не смогли, так как никаких видимых предпосылок не нашлось. В исследование включились самые разные специалисты. В итоге после тщательного анализа и сравнения возрастов, занятий, происхождения, привычек и мест, где люди жили, ученые нашли ниточку. Выяснилось, что дома всех умерших были расположены в пределе двух кварталов от доков и стояли преимущественно на болотистой почве, а все пострадавшие использовали для питья и прочих хозяйственных нужд воду, которая была загрязнена отходами, сбрасываемыми в Темзу. В этом случае только карта, в которую втыкались булавки, отмечавшие места проживания людей, помогла определить реальную причину. По-другому в то время уловить связь бы не получилось.

Сегодня мы уже и не представляем жизни без использования инфографики. Ко всему прочему, этот вид иллюстративного материала очень существенно сокращает время восприятия информации: слишком ограниченное время для тщательного изучения прессы отведено у современного человека, а информационные графики извлекают информацию, содержащуюся в статье или рассказе, сжимают, резюмируют и представляют ее таким образом, что вместо минут или часов для того, чтобы охватить ее, требуются считанные секунды. Они облегчают усвоение информации и понимание взаимоотношений между представленными данными.

2. Редакционная графика (редакционная иллюстрация).

Так называемая редакционная иллюстрация отличается от информационной. Ее функция - зачастую не уточнять, а украшать издание. Такая иллюстрация работает для усиления воздействия информации на читателя и для создания визуального образа того, о чем повествуется. Диапазон этого вида графики довольно широк – это и книжные обложки, и сопроводительные рисунки, и различные календари, постеры и т.д. Огромный плюс для людей, работающих в этом направлении, то, что нет очень жесткой необходимости соблюдать точность в передаче данных, и остается гораздо больше возможностей для творчества.

Существуют следующие разновидности редакционной иллюстрации:

Техническая графика.

Зачастую узкоспециализированная, представляющая собой графики, диаграммы, схемы, чертежи, карты. Диапазон сложности – от самых простейших, выражающихся несколькими прямыми линиями, до сложнейших детальных чертежей. Подготовка технического иллюстратора не заканчивается общим развитием и поверхностным представлением о предмете. Именно поэтому знания и умения типографского дизайнера зачастую здесь неприменимы, и заказчик готовит подобные разработки сам.

Книжные обложки.

Вы спросите, с какой стати им отводят особое место? Все просто. Книга не может обойтись без обложки, и чем интереснее эта обложка, чем точнее она отражает, о чем это издание, тем больший спрос на такую книгу. Возникла потребность в идеях.

В последние десятилетия очень активно стала развиваться сфера графического дизайна. Стало доступно освоение принципов работы в графических программах. Что называется, было бы желание. Люди, имеющие художественные навыки, получили возможность расширить диапазон своей деятельности и предложить свои работы уже не в рукотворном варианте, а в электронном.

Постепенно эта разновидность редакционной иллюстрации стала собственной ветвью графики, появилось разделение на стили. В качестве примера: в графике художественных книг, чаще всего используются образы людей, научная фантастика фигурирует схемами, алгоритмами, сферами и т.д. Направления активно развиваются.

Иллюстрации в СМИ.

Информационная нагрузка иллюстраций, располагающихся в периодических изданиях – усиление воздействия текста, своеобразное приглашение. Читатель, увидев картинку, должен захотеть ознакомиться со статьей. Ко всему прочему, иллюстративный материал визуально очерчивает тематику статьи, или, на крайний случай, дает повод задуматься, о чем в ней может быть написано. Во всех СМИ к рисункам предъявляются разные требования: одним требуется «клубничка», другие предпочитаю ханжеские пуританские иллюстрации; одни хотят видеть на страницах издания легкость, незамкнутость линий, другие – по-восточному насыщенные деталями и эмоциями рисунки. В любом случае, весь графический материал, независимо от предпочтений конкретного издания, должен обладать позитивным настроем, быть «светлым» и не «грузить» читателя тяжеловесностью.

Но, каким бы стилем ни была оформлена обложка или внутренние иллюстрации, для того, чтобы их разместили, нужно соблюсти ряд требований.
Итак, откуда же берутся иллюстрации, которые в дальнейшем попадают в издание?

Первый вариант – это фотографии. С распространением цифровой фотографии получить фотоснимок довольно неплохого качества, не имея профессиональных навыков, стало очень просто и легко (не имею в виду профессиональные издания с очень высоким качеством иллюстраций).

Второй источник – это сканирование. Здесь потребуются базовые знания по работе с графическими редакторами, впрочем, как и в предыдущем варианте, так как нередко фотоснимки или отсканированные иллюстрации требуют вмешательства.

Третий источник – фотобанки в Интернете. Существует несколько разновидностей фотокопилок: платные и бесплатные. Приобретя фотоснимок в серьезном фотобанке, можно быть уверенным в том, что авторские права не нарушаются и можно использовать эту иллюстрацию в своих целях. Бесплатные сервисы по скачиванию рисунков не гарантируют этого и можно попасть в неприятную ситуацию.

Четвертый вариант – это снятие копий с экрана. Наиболее распространенный вариант иллюстрирования в литературе обучающей направленности.
Если три первых варианта понятны, то на последнем я немного задержусь и объясню принципы.

Итак, для того, чтобы копия экрана соответствовала редакционным требованиям, нужно выполнить следующие действия, при этом придерживаясь единожды выбранного варианта на протяжении всей книги или же другого издания:

Установить разрешающую способность экрана минимум 800600 при качестве графического отображения True Color (на крайний случай High Color);
. Отменить эффект сглаживания экранных шрифтов. В Windows XP это можно осуществить, если зайти «по адресу»: Мой компьютер Панель управления Экран Эффекты.

Определить в окне Свойства Экран (вкладка Оформление) принципы оформления. В качестве примера: Заголовок активного окна – значения Цвет и Цвет2 равны: К-48, З-52, С-48; Заголовок неактивного окна - К-200, З-200, С-200; Рельефные объекты - К-240, З-236, С-240; Шрифт - обязательно черный; Рабочий стол - белый; Рабочая область приложения - К-236, З-236, С-236; Выделенный пункт меню - К-48, З-52, С-48.

В Панели задач, Панели быстрого запуска и System tray нужно оставить только значки тех программ, которые нужны для работы над конкретным изданием, а с рабочего стола удалить все лишние ярлыки.

Чтобы снять копию экрана, на клавиатуре следует нажать клавишу Print Screen (PrtSc), а если требуется копия только активного окна, то для этой операции потребуется комбинация клавиш Alt + Print Screen (PrtSc).

После этих действий, нужно запустить любой графический редактор, поддерживающий работу с растровой графикой (наиболее популярен Adobe Photoshop) и вставить этот рисунок, который получился, в новое окно с разрешением не менее трехсот dpi. Для этого можно воспользоваться двумя способами: либо создать новое окно (File New) и определить все критерии, либо в меню Edit выбрать команду Paste as new image, которая позволит создать новый рисунок из буфера обмена. Очень нежелательно менять геометрические размеры и разрешение полученных скриншотов (снимков окна), так как это снизит качество.

Независимо от того, каким образом получен файл, его нужно сохранить на жестком диске компьютера. Здесь есть некоторые рекомендации, так как не все форматы графических файлов подходят для дальнейшего заверстывания их в оригинал-макет. Но об этом в следующей статье.

Продолжение следует…

Мария Рыжкова