Чтение на лето 9. Зарубежная литература для дополнительного чтения. Обязательно к прочтению

« Машка как символ веры»

Автор повести "Машка как символ веры" - доктор медицинских наук, профессор, главный детский онколог Центрального федерального округа РФ. Заведует отделением детской и подростковой онкологии Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии.Когда заболевает Машка - вредная и противная маленькая Машка, - вся семья сплачивается вокруг нее. Беда переворачивает привычную налаженную жизнь вверх тормашками, заставляя забыть о ненужных спорах, ссорах и обидах, выдвигая на первый план "затертые" буднями вечные ценности - любовь, дружбу, верность, мужество и стойкость, умение прощать, верить и надеяться на лучшее.Для среднего и старшего школьного возраста.

2. Н. Дашевская «Я не тормоз»

Обычный человек так бежит, когда на поезд опаздывает. А для Игната – нормальная скорость. Самое то, на роликах или на самокате. Так лучше ощущаешь связь с миром, а в нем всё интересно: и люди, и город, и музыка, и книги… да всё.

И мыслей об этом у Игната полно. Своих, ни у кого не занятых. Только вот делиться он ими не любит, да и не с кем – кто же за ним поспеет? Хотя Игната все любят. Он это случайно как-то понял – удивительно, да? Но он много чего, оказывается, еще не догоняет. Например, что у него друг есть на самом деле. И не один. Или что некоторые всерьез собираются жизнь посвятить помощи другим людям… Ничего, он не тормоз, догонит.

В общем, да, иногда и самокатному ангелу надо отдохнуть.

Повесть «Я не тормоз» писательницы Нины Дашевской, уже хорошо известной и полюбившейся читателям по книгам «Около музыки», «Вилли», стала победителем конкурса детской книги «Книгуру» в 2015 году.

3. Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Время всегда хорошее»

Что будет, если девчонка из 2018 года вдруг окажется в 1980 году? А мальчик из 1980 года перенесется на ее место? Где лучше? И что такое "лучше"? Где интереснее играть: на компьютере или во дворе? Что важнее: свобода и раскованность в чате или умение разговаривать, глядя в глаза друг другу? И самое главное - правда ли, что "время тогда было другое"? А может быть, Время всегда хорошее, и вообще, все зависит только от тебя...

4. Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Гимназия №13»

Не надо было трогать дуб! Тогда бы ничего страшного и не случилось. А когда тронули, тут и началось. Из всех щелей полезла нечисть. Домовые и кабинетные - за наших гимназистов, нечисть - против. Перун мечет молнии на крыше, Кощей (женщина, между прочим) пытается проломить заколдованный круг, говорящий кот подкармливает русалку ворованной колбасой, второй закон Ньютона временно не работает, "Слово о полку Игореве" встает перед глазами, словно в формате 3D, а на самом деле наяву - помог волшебный растворитель… Хотите дальше? Сами читайте.

5. Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Типа смотри короче»

Все смешалось в седьмом «А»: война и любовь, взрывы и катастрофы, сражения и… опять любовь. Такой уж это возраст - прыжок из детства в юность. Поход в кино с девочкой равносилен добыче Золотого Руна, а стремление выкурить сигарету - чуть ли не революция. Драка на пустыре по бессмысленности не уступает любой из Мировых войн, а розы на пороге могут полностью изменить мир, пусть всего на несколько минут. Но окружающие взрослые всего этого не понимают. И слов, чтобы объяснить им, так мало. Потому что типа… смотри… ну, короче… В основу книги лег сборник «Шекспиру и не снилось», который в 2012 году стал одним из победителей Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру».

6. Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Хочу в школу»

Это фантастика, сказка и небывальщина. В этой книге вы не встретите инопланетян, Бабу-Ягу или, на худой конец, говорящих животных. Зато познакомитесь с удивительной школой, в которую ученики по утрам бегут с одной мыслью: "Поскорее бы!" В ней исполняются самые смелые мечты - от полета на воздушном шаре до путешествия на Эльбрус. В ней нет привычных "предметов" и "параллелей", но есть куча проектов и братство единомышленников. Словом, чудо, а не школа. Однако, как и всякое чудо, оно очень хрупко. И в один непрекрасный день ученикам приходится встать грудью на защиту своей мечты.

    Юлия Кузнецова «Где папа?»

Драматическая повесть о семье, попавшей в трудную ситуацию.

    Михеева Т. М. «Легкие горы»

Дина только-только идёт в школу, только-только находит новую семью, только-только знакомится со взрослыми. Всё в её жизни происходит впервые – и хорошее, и плохое. Хорошее – это друзья, игрушки, бабушкины истории, дивный хвойный лес в Лёгких горах. Плохое – это недопонимание между родителями; хуже всего – что виной тому Дина…

    «Эй, Рыбка!»
    Повесть Илги Понорницкой - "Эй, Рыбка!" - школьная история о мире, в котором тупая жестокость и безнравственность соседствуют с наивной жертвенностью и идеализмом, о мире, выжить в котором помогает порой не сила, а искренность, простота и открытость. Действие повести происходит в наше время в провинциальном маленьком городке. Героиня кажется наивной и простодушной, ее искренность вызывает насмешки одноклассников и недоумение взрослых. Но именно эти ее качества помогают ей быть "настоящей" - защищать справедливость, бороться за себя и за своих друзей.

11. Евгений Рудашевский «Куда уходит кумуткан»

Кумуткан - это неопытный детёныш байкальской нерпы, которому отовсюду грозит опасность. И главный герой повести, тринадцатилетний Максим, похож на кумуткана, когда мама, оставив его, уезжает на буддийские учения. В то же время сводная сестра Аюна называет себя потомственной чёрной шаманкой, а родной дедушка, бывший полярник, судя по всему, нарочно ловит нерп для каких-то страшных опытов...

12. Евгений Рудашевский «Солонго. Тайна пропавшей экспедиции»

Новая книга Евгения Рудашевского начинается как задачка из квест-комнаты, а затем успевает стать романом-погоней, детективом, историей о первопроходцах и предателях, притчей о любопытстве как великой движущей силе. Как герои не представляют, что заберутся настолько далеко, так и читатели - что сюжет заведёт их в такие дали.

13. «Привет, давай поговорим»

У Мелоди фотографическая память. Она помнит все, что видела и слышала за одиннадцать лет своей жизни, а слова и звуки имеют для нее вкус и цвет. Она умнее всех в школе. Вот только никто об этом не догадывается. Учителя думают, что девочка не поддается обучению, и из урока в урок повторяют с ней первые буквы алфавита. Казалось бы, куда проще - объяснить окружающим, сколько всего ты знаешь, что любишь, чего хочешь. Но попробуй объясни, если тело совсем тебя не слушается и простая человеческая речь кажется недоступной роскошью… И все же скоро настанет день, когда Мелоди получит возможность произнести первые в своей жизни слова. Услышат ли ее?

7-9 КЛАСС

    Светлана Варфоломеева « Машка как символ веры»

Автор повести "Машка как символ веры" - доктор медицинских наук, профессор, главный детский онколог Центрального федерального округа РФ. Заведует отделением детской и подростковой онкологии Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии. Когда заболевает Машка - вредная и противная маленькая Машка, - вся семья сплачивается вокруг нее. Беда переворачивает привычную налаженную жизнь вверх тормашками, заставляя забыть о ненужных спорах, ссорах и обидах, выдвигая на первый план "затертые" буднями вечные ценности - любовь, дружбу, верность, мужество и стойкость, умение прощать, верить и надеяться на лучшее.Для среднего и старшего школьного возраста.

    Эдуард Веркин «Друг апрель»

Дядька Аксёна как-то рассказал ему о непреложных законах жизни, которые, что бы ты ни делал, не изменить. Один из них – первая любовь не бывает счастливой. С этим можно спорить, не соглашаться, но в конце концов придется смириться и все забыть: прогулки до дома со школы, драки с соперниками, их с Ульяной мир «на двоих», отвоеванный им у сверстников еще в детском саду, весну… Забыть и просто жить. Но Аксён так не может. Он ждет апреля, потому что в апреле Она вернется в их сонный город, и он попробует обмануть лживые правила взрослой жизни, попробует все исправить.

    Эдуард Веркин «Кусатель ворон»

Эдуард Веркин – современный писатель, неоднократный лауреат литературной премии «Заветная мечта», лауреат конкурса «Книгуру», победитель конкурса им. С. Михалкова и один из самых ярких современных авторов для подростков. Его книги необычны, хотя рассказывают, казалось бы, о повседневной жизни. Они потрясают и переворачивают привычную картину мира и самой историей, которая всегда мастерски передана, и тем, что осталось за кадром.

«Кусатель ворон» – это классическая «роуд стори», приключения подростков во время путешествия по Золотому кольцу. И хотя роман предельно, иногда до абсурда, реалистичен, в нем есть одновременно и то, что выводит повествование за грань реальности. Но прежде всего это высококлассная проза.

Путешествие начинается. По дорогам Золотого кольца России мчится автобус с туристами. На его борту юные спортсмены, художники и музыканты, победители конкурсов и олимпиад, дети из хороших семей. Впереди солнце, ветер, надежды и… небольшое происшествие, которое покажет, кто они на самом деле.

    Эдуард Веркин « Облачный полк»

Сегодня писать о войне – о той самой, Великой Отечественной, – сложно. Потому что много уже написано и рассказано, потому что сейчас уже почти не осталось тех, кто ее помнит. Писать для подростков сложно вдвойне. Современное молодое поколение, кажется, интересуют совсем другие вещи…

Оказывается, нет! Именно подростки отдали этой книге первое место на Всероссийском конкурсе на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру». Именно у них эта пронзительная повесть нашла самый живой отклик. Сложная, неоднозначная, она порой выворачивает душу наизнанку, но и заставляет лучше почувствовать и понять то, что было.

«Облачный полк» – современная книга о войне и ее героях, книга о судьбах, о долге и, конечно, о мужестве жить. Книга, написанная в канонах отечественной юношеской прозы, но смело через эти каноны переступающая. Отсутствие «геройства», простота, недосказанность, обыденность ВОЙНЫ ставят эту книгу в один ряд с лучшими произведениями ХХ века.

    Эдуард Веркин «Через сто лет»

События книги происходят в далеком будущем, где большая часть человечества в результате эпидемии перестала быть людьми. Изменившийся метаболизм дал им возможность жить бесконечно долго, но одновременно отнял способность что-либо чувствовать. Герои, подростки, стремясь испытать хотя бы тень эмоций, пытаются подражать поведению влюбленных из старых книг. С гротескной серьезностью они тренируются в ухаживании, совершая до смешного нелепые поступки. Стать настоящим человеком оказывается для них важнее всего.

«Через сто лет» – фантастическая повесть, где под тонким слоем выдумки скрывается очень лиричная и одновременно пронзительная история любви. Но прежде всего это высококлассная проза.

    Д. Гроссман «С кем бы побегать?»

По улицам Иерусалима бежит большая собака, а за нею несется шестнадцатилетний Асаф, застенчивый и неловкий подросток, летние каникулы которого до этого дня были испорчены тоскливой работой в мэрии. Но после того как ему поручили отыскать хозяина потерявшейся собаки, жизнь его кардинально изменилась - в нее ворвалось настоящее приключение…

    Нина Дашевская «Около музыки»

Аркадий Калина влюблён в скрипку, но больше - в море. Скрипку он, может, и вовсе не любит: с любовью вообще всё сложно, когда тебе четырнадцать. Это "всё сложно" хорошо знает хмурый "валенок" Антон, которого одноклассники (и, увы, одноклассницы) будто не видят. Заодно и не слышат, как он в музыкалке уныло выводит "Ой, то не вечер", - ну и ладно, а то стыд же! Подстригшаяся под "ноль" Лёлька в новом районе тоже как чужая, народ ей здесь не нравится. Крутой только парень по кличке Джон - да ведь ему, скейтеру, наплевать на её дурацкое пианино.

Для старшего школьного возраста.

В тот день у Саши не было никаких предчувствий. Обычное утро. А потом прогремел взрыв. Больше она не может спускаться в метро и находиться в толпе. Страх набрасывается внезапно, душит, заставляет сердце биться на пределе. Приступ длится минуту, полчаса, час. Лекарства подавляют некоторые симптомы. А вот со страхом придется бороться самой. Или стоит все-таки рассказать кому-то о своих чувствах? Поездка в Калининград к бабушке - шанс вернуться к нормальной жизни, ведь там никто не знает о том, что случилось, и можно не бояться косых взглядов и неудобного молчания. Как освободиться от страха? Где найти точку опоры и силы жить дальше?..

    Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Смерть мертвым душам!»

В самой обычной библиотеке царят тишь да гладь, а книги живут своей, отдельной от людей жизнью. Все меняется с появлением молодой практикантки Киры: она хочет непременно вернуть читателей в библиотеку, а книги - читателям. Сначала библиотечная братия - и книги, и люди - воспринимают новенькую в штыки, но вскоре находятся проблемы поважнее. Вызванный на спиритическом сеансе второй том «Мертвых душ» Гоголя быстро захватывает власть над книгами и людьми - методы его при этом дьявольски эффективны, а цели туманны и зловещи. Когда разбит авангард сопротивления, а библиотеку вот-вот закроют… Спасение, разумеется, прибудет - не чудесное, а очень естественное и современное. Но до него еще нужно дожить и дочитать эту захватывающую историю - и дочитать непременно с удовольствием, а никак не через силу. Через силу читать вообще нельзя.

    Дина Сабитова «Где нет зимы»

У Павла и Гуль были бабушка, мама и чудесный старый дом свидетель истории их семьи. Но все меняется в одночасье: бабушка умирает, мама исчезает, а дети оказываются в детском приюте. В новом романе для подростков Дина Сабитова, лауреат премии "Заветная мечта" за повесть "Цирк в шкатулке", говорит о настоящих ценностях: только семья и дом в современном мире, как и сто лет назад, могут дать защиту всем людям, но в первую очередь тем, кто еще не вырос. И чувство сиротства, одиночества может настичь не только детей, оставшихся без родителей, но любого из нас, кто лишен поддержки близких людей и родных стен. Павел тринадцатилетний подросток, но именно его Сабитова наделяет его почти инстинктивным чувством ответственности за семью. Он уверен, что пока стоит на месте их Дом, они с Гуль не сироты. И эта убежденность помогает преодолеть детям все препятствия, чтобы в итоге вернуться в него.

    Дина Сабитова «Три твоих имени»

Ритка живет в деревне с сестрой и пьющими родителями. Третьеклассницу, аккуратистку Марго взяла в свою семью медсестра детдома. Почти взрослая Гошка надеется, что дурная слава защитит ее от окружающих. Но у каждой из них есть шанс стать счастливой. И все они - одна девочка. От того, как повернется ее судьба, зависит, какое имя станет настоящим. Пронзительная история ребенка, потерявшего родителей и попавшего в детский дом, читается на одном дыхании. И все же самое сильное в этой книге - другое: в смешанном хоре голосов, рассказывающих историю Маргариты Новак, не слышно ни фальши, ни лукавства. Правда переживаний, позволяющая читателю любого пола и возраста ощутить себя на месте героев заставляет нас оглянуться и, быть может, вовремя протянуть кому-то руку помощи.

12. Эльвира Смелик «Скажи, Лиса!»

«Почему? Почему? Почему? Почему я молчала? Была глупой, самоуверенной дурой. Теперь-то я это понимаю. Да только поздно уже. Не переделаешь, не исправишь, не вернешь…» Случайно познакомившись с высоким симпатичным пареньком Тимофеем, Лиса не сразу понимает, что он наркоман, не осознает, насколько серьезно и страшно то, что с ним происходит; ей кажется, что она сама, без посторонней помощи, поможет другу справиться с бедой.

Биолог по образованию и библиотекарь по профессии, Эльвира Смелик еще и талантливый писатель, автор нескольких книг для детей и подростков, лауреат многих литературных конкурсов. Повесть Э. Смелик «Скажи, Лиса!» в 2014 году получила диплом конкурса «Новая детская книга».

    Юн Эво "Солнце - крутой бог"

"Солнце - крутой бог" - роман известного норвежского писателя Юна Эво, который с иронией и уважением пишет о старых как мир и вечно новых проблемах взрослеющего человека. Перед нами дневник подростка, шестнадцатилетнего Адама, который каждое утро влезает на крышу элеватора, чтобы приветствовать Солнце, заключившее с ним договор. В обмен на ежедневное приветствие Солнце обещает помочь исполнить самую заветную мечту Адама - перестать быть ребенком.

    Тод Штрассер «Волна»

Тод Штрассер (род. 1950) - американский писатель, журналист, автор более 120 произведений для детей и подростков. Всемирная известность пришла к автору после выхода его книги «Волна», которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. Книга основана на реальных событиях, произошедших в 1967 году в одной из школ маленького калифорнийского городка. Учитель истории Бен Росс ставит социальный эксперимент, чтобы в игровой форме показать подросткам, что такое нацизм. Сначала все выглядело как непривычное и увлекательное приключение, игра в дисциплину и коллективизм. Однако спустя всего несколько дней…

    Юлия Яковлева «Дети ворона»

Детство Шурки и Тани пришлось на эпоху сталинского террора, военные и послевоенные годы. Об этих темных временах в истории нашей страны рассказывает роман-сказка "Дети ворона" - первая из пяти "Ленинградских сказок" Юлии Яковлевой.

Почему-то ночью уехал в командировку папа, а через несколько дней бесследно исчезли мама и младший братишка, и Шурка с Таней остались одни. "Ворон унес" - шепчут все вокруг. Но что это за Ворон и кто укажет к нему дорогу? Границу между городом Ворона и обычным городом перейти легче легкого - но только в один конец. Лишь поняв, что Ворон в Ленинграде 1938 года - повсюду, бесстрашный Шурка сумеет восстать против его серого царства.

    Юлия Яковлева «Краденый город»

Ленинград в блокаде. Дом, где жили оставшиеся без родителей Таня, Шурка и Бобка, разбомбили. Хорошо, что у тети Веры есть ключ к другой квартире. Но зима надвигается, и живот почему-то все время болит, новые соседи исчезают один за другим, тети Веры все нет и нет, а тут еще Таня потеряла хлебные карточки... Выстывший пустеющий город словно охотится на тех, кто еще жив, и оживают те, кого не назовешь живым.

Пытаясь спастись, дети попадают в Туонелу - мир, где время остановилось и действуют иные законы. Чтобы выбраться оттуда, Тане, Шурке и даже маленькому Бобке придется сделать выбор - иначе их настигнет серый человек в скрипучей телеге.

Круг чтения для учащихся 7 класса

Обязательная литература

1. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Кинжал»(1837), «Смерть поэта» (1837), «Дума» (1838), «
Воздушный корабль» (1840), «Тучи» (1840), «Родина» (1841), «Утес» (1841), «Листок» (1841)
2. А.К.Толстой «Василий Шибанов» «Князь Серебряный»
3. Н.В.Гоголь Сборник повестей «Миргород»
4. А.С.Пушкин «Полтава», «Анчар»
5. Н.А.Некрасов «Железная дорога», «Мороз, Красный нос»
6. И.С.Тургенев «Записки охотника», «Бирюк»
7. М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
8. А.П.Чехов Рассказы
9. Л.Н.Толстой «Детство», «Отрочество»
10. Ф.М.Достоевский «Мальчики».
11. М.Горький «Детство».
12. В.Гаршин «Сигнал».
13. Жан Батист Мольер «Мещанин во дворянстве».
14. В.Катаев «На даче».
15. Б.Екимов «Ночь исцеления»
16. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
17. М. Шолохов «Судьба человека»
18. М. Булгаков «Стальное горло»
19. М. Пришвин «Голубая стрекоза»
20. К.Г Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Ильич Левитан»
21. Р.Брэдбери «Каникулы», «Земляничное окошко».

Внеклассное чтение

1. Ю. Платонов «Юшка», «Песчаная учительница»
2. Л. Андреев «Кусака»
3. А. Алексин «Безумная Евдокия»
4. Е. И. Носов «Кукла»
5. Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»
6. А.Грин «Алые паруса»
7. Д.Олдридж «Последний дюйм»
8. Д.Лондон «Любовь к жизни»

Произведения для самостоятельного чтения XIX век

1. А.Л.Слонимский «Детство Пушкина»
2. Сборник воспоминаний «Из школьных лет Антона Чехова», составитель Н.Роскина
3. Ж.Верн «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров»
4. Ч.Диккенс «Дэвид Копперфильд»
5. Ф.Купер «Зверобой», «Следопыт», «Последний из могикан»
6. М.Рид «Оцеола, вождь семинолов», «Всадник без головы»
7. Р.Сабатини «Одиссея капитана Блада»
8. В.Скотт «Айвенго», «Квентин Дорвард»
9. Г.Р.Хаггард «Копи царя Соломона», «Дочь Монтесумы»

XX век

1. А.Р. Беляев «Над бездной», «Продавец воздуха», «Ариэль»
2. В.П.Беляев «Старая крепость»
3. В.А.Каверин «Два капитана»
4. В.К. Железников «Чучело»
5. Л.А.Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
6. В.П. Крапивин «Дети синего фламинго», «Мальчик со шпагой»
7. А.Н.Толстой «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита»
8. Г.Н.Троепольский «Белый Бим Черное Ухо»
9. О.Генри «Вождь краснокожих», «Трест, который лопнул», «Короли и капуста»
10. Г. Уэллс «Невидимка»

Круг чтения для учащихся 8 класса

Для обязательного чтения

1. «Слово о полку Игореве».
2. А. Данте. «Божественная комедия».
3. Ф. Петрарка. Сонеты.
4. Д. Боккаччо. «Декамерон».
5. У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Сонеты.
6. М. Сервантес. «Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский».
7. Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве».
8. Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза».
9. Д.И.Фонвизин. «Недоросль».
10. М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Лирика.
11. А.С.Пушкин. «Капитанская дочка».
12. А.С.Пушкин. «Пиковая дама».
13. Н.В.Гоголь. «Ревизор».
14. И.С.Тургенев. «Ася».
15. М.Горький. «Челкаш».
16. А.Твардовский. «Василий Тёркин».
17. В.М.Шукшин. Рассказы.
18. Б.Васильев. «А зори здесь тихие…».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Русская литература

1. А.С.Пушкин. «Полтава».
2. А.П.Чехов. «Душечка», «Дом с мезонином» и др. рассказы
3. М.Зощенко. Рассказы.
4. М.Алданов «Чертов мост» (главы)
5. Б.Л.Васильев. «Завтра была война», «В списках не значился», «Утоли мои печали».
6. Л.М.Леонов. «Золотая карета».
7. А.Островский. «Свои люди - сочтёмся», «За двумя зайцами», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не всё коту масленица».
8. И.С.Тургенев. «Первая любовь».
9. Ф.М.Достоевский. «Неточка Незванова».
10. Л.Н.Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность».
11. А.и Б. Стругацкие. «Обитаемый остров», «Понедельник начинается в субботу».
12. А.Азимов. «Стальные пещеры», «Поющий колокольчик».
13. А.Грин. «Бегущая по волнам».
14. Д.Хармс. «Старуха».
15. Е.Шварц. «Тень», «Обыкновенное чудо».

Зарубежная литература

1. Ч.Диккенс. «Оливер Твист».
2. Г.Уэллс. «Когда спящий проснётся», «Пища богов».
3. Р.Брэдбери. «451˚по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков», «Всё лето в один день», «И всё-таки он наш…», «Калейдоскоп», «Улыбка».
4. П.Андерсон. «Три льва и три сердца».
5. Р.Желязны. «Джек-из-тени», «Колокола Шоредана».
6. К.Саймак. «Всё живое», «Когда в доме одиноко», «Поколение, достигшее цели».
7. Томас Мэлори. «Смерть Артура» (в пересказах)
8. Р.Грин. «Приключения короля Артура и рыцарей Круглого стола».
9. К.де Труа. «Ивейн, или Рыцарь со львом».
10. М.Твен. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».
11. Э.Т.А.Гофман. «Песочный человек».
12. У.Голдинг. «Повелитель мух».
13. Э.По. «Колодец и маятник», «Метценгерштейн».
14. Т.Томас. «Целитель».
15. Р.Шекли. «Ордер на убийство».
16. Ф.Браун. «Арена».

Круг чтения в 5 классе.

Отечественная литература.

Алексеев С. П. «Богатырские фамилии», «История крепостного мальчика», «Небывалое бывает», «Птица-слава», «Рассказы о Степане Разине», «Рассказы о Суворове и русских солдатах».

Бианки В. В. «Одинец».

Булычёв Кир «Атлантида:Боги и герои»;Из историй об Алисе; «Великий Дух и беглецы».

Велтистов Е. С. Из цикла об Электронике.

Волков А. М. «Волшебник Изумрудного города», «Царьградская пленница».

Головина В. А. «Египет: Боги и герои».

Губарев В. Г. «Королевство кривых зеркал».

Детская энциклопедия для ленивых.

Джаксон Т. Н. (В сост. кн. участвовал Саша Смирнов). «Скандинавия: Боги и герои».

Достян Р. «Кинто».

Древнерусская литература :

-«Гнездо орла»;

-«Повесть о Евпатии Коловрате»;

-«Русская земля».

Зайцева Е. Е., Яхнин Л. Л. «Эльдорадо: Боги и герои».

Карамзин Н. М. «Дремучий лес», «Прекрасная царевна и счастливый карла».

Карпов А. Ю. «Сказания русской летописи».

Катаев В. П. « Сын полка».

Кончаловская Н. П. « Наша древняя столица».

Короленко В. Г. « Дети подземелья».

Котляр Е. С. «Африка: Боги и герои».

Крутогоров Ю. « Крещение Руси».

Крыжановская Е. Сказочная трилогия о принцессе Юте-«Принцесса Юта и суп с каракатицей», «Принцесса Юта и Людоедова бабушка», «Принцесса Юта и дудочка Крысолова».

Крылов И. А. «Лебедь, Рак и Щука», «Свинья под дубом», «Осёл и Соловей», «Петух и жемчужное зерно»(в сопоставлении с басней Эзопа «Петух и Алмаз»), «Волк и Ягнёнок» (в сопоставлении с басней Сумарокова А. П. «Волк и Ягнёнок»)-по выбору учителя и учащихся.

Куликов А. Н. «Америка: Боги и герои».

Лагин Л. И. «Старик Хоттабыч».

Литература 18 века :

Болотов А. Т. «Детская философия» (фрагмент из разговора 14).

Курганов Н. Г. «Письмовник» (фрагменты по выбору).

Новиков Н. И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору).

Машкин Г. «Синее море, белый пароход».

Моисеева К. М. «Караван идёт в Пальмиру».

Некрасов А. К. «Приключения капитана Врунгеля».

Олеша Ю. К. «Три толстяка».

Отечественная лирика ХIХ столетия

Отечественная лирика ХХ столетия (по выбору учителя и учащихся).

Паустовский К. Г. « Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Старый повар».

Первые поэтические произведения для детей (по выбору учителя и учащихся; предпочтителен ознакомительный подход к изучению).

Полоцкий Симеон. «Предисловие», «Честь»;

Савватий. «Сия зримая малая книжица…»(из разных стихотворений).

Петрухин В. Я. «Славяне».

Пименова И. К. «Заря нового времени», «История древнего мира: от начала времён», «История Руси Великой от начала веков», «Россия молодая».

Пименова И. К., Рассоха И. Н. «Кто родился раньше всех», «Тайны древних цивилизаций».

Пименова И. К., Рассоха И. Н., Соломадин И. М., Соломадина Н. А. «Рождение Руси».

Пименова И. К., Соломадин И. М., Соломадина Н. А. «Честь, крест и меч».

«Повесть временных лет» (адаптированные детские издания).

Погодин Р. П. «Книжка про Гришку».

Пришвин М. М. «Остров спасения», «Предательская колбаса», «Этажи леса».

Прокофьева С. Л. «Лоскутик и облако», «Повелитель волшебных ключей», «Ученик волшебника», «Остров капитанов», «Астрель и Хранитель Леса».

Редько-Добровольская Т. И. «Япония: Боги и герои».

Русские народные сказки (по выбору, например: «Белая уточка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Сивка-бурка», «Финист-Ясный Сокол», «Три царства-медное, серебряное и золотое»).

Рылеев К. Ф. «Иван Сусанин», «Олег Вещий», «Боян» (по выбору).

Толстой А. К. «Край ты мой, родимый край!...», «Курган», «Илья Муромец».

Царство людей:Одежда, утварь, обычаи, оружие, украшения народов древних и новых времён: Энциклопедия для малышей и всех, всех, всех.

Юдин Г. Н. «Нечаянная радость: Христианские рассказы, сказки, притчи».

Языков Н. М. «Две картины», «Евпатий», «Конь», «Пловец», «Родина», «Услад»((отрывок).

Яковлев Ю. А. «Багульник», «Разбуженный соловьями».

Зарубежная литература.

Андерсен Г. Х. « Снежная королева», «Русалочка», «Огниво».

Барри Д. «Питер Пэн».

Блайтон Э. «Тайна барабанного боя», «Тайна маленького оборвыша»; из циклов о: Тайной Семёрке; Великолепной Пятёрке, Пятерых Тайноискателях.

Де Бомон Л. «Красотка и чудовище».

Гауф В. «Рассказ о калифе-аисте», «Холодное сердце».

Готорн Н. «Снегурочка» («Как дети сотворили чудо»).

Дефо Д. «Робинзон Крузо» (детский вариант).

«Калевала». Финно-угорский эпос.

«Кантелетар»-Собрание карело-финских песен и баллад (рун).

Киплинг Дж. Р. «Маугли».

Корчак Я. «Король Матиуш Первый», «Король Матиуш на необитаемом острове».

Лагерлеф С. « Путешествие Нильса с дикими гусями».

Линдгрен А. « Приключения Кале Блюмквиста-сыщика», «Расмус-бродяга», «Ронья, дочь разбойника».

Льюис К. С. «Хроники Нарнии»: «Племянник чародея», «Лев, колдунья и платяной шкаф», «Конь и его мальчик», «Принц Каспиан», «Странствие к свету», «Серебряное кресло», «Последняя битва».

Мифы Древней Индии.

Мифы и легенды Древнего Египта.

Мифы и легенды Древней Греции.

Онуа Д. «Красавица Золотые кудри».

Перро Ш. « Рике с хохолком», « Ослиная кожа», « Спящая красавица».

Распе Э. « Приключения барона Мюнхгаузена» (детский вариант).

Ролинг Дж. К. « Гарри Поттер и философский камень», «Гарри Поттер и тайная комната», « Гарри Поттер и узник Азкабана».

Санд Ж. «Грибуль».

Сетон-Томпсон Э. « Маленькие дикари».

Сказки народов мира (по выбору).

Твен М. « Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Том Сойер-сыщик» и др.

Треверс П. «Мери Поппинс».

Уйда (Раме Л.). Нелло и Патраш.

Харрис Д. « Сказки дядюшки Римуса».

Экхольм Я. « Тута Карлсон, Людвиг четырнадцатый и совсем другие», «Тута Карлсон, первая и единственная».

Эмар Г. «Твёрдая рука».

Эмден Э. «Дом с волшебными окнами».

Янсон Т. «Мумми-тролль и комета», « Шляпа волшебника».

Круг чтения в 6 классе.

Отечественная литература.

Аксаков С. Т. «Детские годы Багрова-внука» (фрагменты).

Алексин А. Г. «Очень страшная история».

Альтов Г. Из «Легенд о звёздных капитанах».

Астафьев В. П. «Капалуха».

Бажов П. П. «Малахитовая шкатулка», « Медной горы Хозяйка».

Блохин Н. «Диковинки красного угла».

Будогоская Л. А. «Повесть о рыжей девочке», «Часовой».

Былины русского народа.

Вознесенская Ю. Н. Трилогия «Юлиана»- «Юлиана, или Игра в киднеппинг», «Юлиана, или Опасные игры» , «Юлиана, или Игра « в дочки-мачехи».

Гайдар А. П. « Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда».

Григорович Д. В. « Гуттаперчевый мальчик».

Дубов Н. И. « Беглец».

Железников В. К. « Чудак из 6-Б».

Иванов А. Б. «Нетленное сокровище».

Иванов С. А. « Его среди нас нет».

Катаев В. П. «Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», «Волны Чёрного моря».

Кассиль Л. А. «Будьте готовы, Ваше высочество!».

Кассиль Л. А., Поляновский М. Л. «Улица младшего сына».

Крапивин В. П. Из цикла о Великом Кристалле; «Всадники со станции Роса».

Куприн А. И. «Белый пудель», «Тапёр».

Лермонтов М. Ю. « Ашик-Кериб».

Немировский А. И. « Мифы Древней Эллады»

Никитин И. С. « Встреча зимы», « Душный воздух, Дым лучины…».

Отечественная лирика ХIХ столетия. (по выбору).

(по выбору).

Пантелеев Л. « Шкидские рассказы».

Пантелеев Л., Белых Г. « Республика Шкид».

Плещеев А. Н. « Старик», « Бабушка и внучек», « В бурю».

Рубинштейн Л. В. « Дедушка русского флота. (Исторические повести)».

Рыбаков А. Н. « Кортик», « Бронзовая птица», « Выстрел».

Семёнова И. И. « Кто ты такой».

Смирнов С. С. « Гаврош Брестской крепости».

Тэффи (Лохвицкая Надежда Александровна). «Неживой зверь», «Гурон».

Чудакова М. О. « Дела и ужасы Жени Осинкиной», «Тайна гибели Анжелики», « Портрет неизвестной в белом».

Чудинова Е. П. « Гардарика».

Зарубежная литература.

Буссенар Л. « Капитан Сорви-голова».

Вайденманн А. « Багажная квитанция № 666».

Диккенс Ч. « Приключения Оливера Твиста».

Д,Эрвильи Э « Приключения доисторического мальчика».

Конан Дойль А. « Затерянный мир».

Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес».

Линдгрен А. « Мио, мой Мио», « Мы на острове Сальткрока».

Лондон Дж. « До Адама», « Белый Клык».

Лутс О. « Весна».

Маршалл А. « Я умею прыгать через лужи».

Мало Г. « Ромен Кальбри».

Плутарх « Сравнительные жизнеописания» (Александр. Цезарь. Демосфен. Цицерон).

Райс К. «Розы миссис Черингтон».

Рид М. « Отважная охотница», « Оцеола-вождь семинолов», « Всадник без головы».

Рони старший. « Борьба за огонь», « Пещерный лев», «Вамирэх».

Скотт В. «Айвенго».

Шклярский А. « Томек в стране кенгуру», « Томек на тропе войны», « Приключения Томека на Чёрном континенте», « Таинственное путешествие Томека», « Томек у истоков Амазонки».

Уэллс Г. « Это было в каменном веке».

Ярункова К. « Единственная».

Круг чтения в 7 классе.

Отечественная литература.

Алексин А. Г. « Безумная Евдокия», « Домашнее сочинение», « Звоните и приезжайте» (по выбору).

Бабель И. Э. « История моей голубятни», « Пробуждение» (по выбору).

Баруздин С. А. « Её зовут ёлкой».

Беляев А. Р. « Голова профессора Доуэля», « Человек-амфибия», « Ариэль».

Богомолов В. О. « Иван».

Брагин В. Г. « В Стране Дремучих Трав»: Роман-сказка.

Гайдар А. П. « Голубая чашка», « Горячий камень», « Дальние страны».

Герцен А. И. « Сорока-воровка».

Грин А. С. « Алые паруса», « Бегущая по волнам» (и др. произведения по выбору учащихся).

Ефремов И. А. « На краю Ойкумены».

Кольцов А. В. Стихотворения (по выбору).

Кравцова Н. Ф. « Из-за парты на войну», « От заката до рассвета».

Мурашова Е. В. « Класс коррекции».

(по выбору учителя и учащихся).

Отечественная лирика ХХ столетия (по выбору учителя и учащихся).

Пиляр Ю. Е. « Пять часов до бессмертия», « Всё это было».

Погодин Р. П. « Трень-брень», « Ожидание».

Полевой Н. А. « Избранная историческая проза» /Сост., вступ.и комм. А. С. Курилова/.

Путилов Б. Н. « Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди».

Рыбаков А. Н. « Приключения Кроша», « Каникулы Кроша», « Неизвестный солдат».

Рытхэу Ю. С. « Когда киты уходят».

Тендряков В. Ф. « Весенние перевёртыши».

Толстой А. К. « Князь Серебряный»; баллады.

Толстой А. Н. « Гиперболоид инженера Гарина».

Троепольский Г. Н. « Белый Бим, Чёрное ухо».

Фраерман Р. И. « Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».

Чарская Л. « Княжна Джаваха», « Лесовичка», « Волшебная сказка».

Ширяева Г. Д. « Гюрги-Дюрги-Дюк», « Человек Иван Чижиков, или Повесть о девочке из легенды».

Энциклопедический словарь юного историка: Всеобщая история/ Сост. Н. С. Елманова, Е. М. Савичева.

Зарубежная литература.

Айтматов Ч. Т. « Белый пароход», « Ранние журавли».

Байяр Ж. Из цикла о Мишеле-детективе».

Берн П. « Лошадь без головы».

Блайтон Э. « Тайна подземного королевства», « Тайна орлиного гнезда».

Бонам Ф. « Тайна красного прилива».

Бонзон П.-Ж. « Тайна похищенного пса», « Тайна морского ежа», « Тайна старинного рояля», « Тайна зелёного осла».

Верн Ж. « Пятнадцатилетний капитан», « Дети капитана Гранта», « Таинственный остров».

Дюма А. « Три мушкетёра».

Киплинг Дж. Р. « Ким».

Клансье Ж. Э. « Детство и юность Катрин Шарон».

Купер Ф. « Зверобой», « Пионеры», « Последний из могикан», « Следопыты» (по выбору).

Ле Гуин У. « Маг (Волшебник) Средиземноморья».

Линдгрен А. « Братья Львиное Сердце».

Лондон Д. « Белое Безмолвие», « В далёком краю», « Зов предков».

Лофтинг Х. « Приключения доктора Дулитла».

Лутс О. « Ученик Вальтер», « На задворках».

Маршалл А. « Это трава», « В сердце моём».

Моуэт Ф. « Тайна могилы викинга», « Собака, которая не хотела быть просто собакой».

Олдридж Дж. « Мой брат Том».

Оливье Ж. « Поход викингов».

Сетон-Томпсон Э. « Ральф в лесах».

Де Сент-Экзюпери А. « Маленький принц».

Толкиен Дж. Р. Р. « Хоббитания».

Уитни Ф. « Тайна чаек».

Хаггард Г. Р. « Дочь Монтесумы».

Круг чтения в 8 классе.

Отечественная литература.

Аверченко А. Т. Рассказы (по выбору учащихся).

Анненский И. Ф. « Старая шарманка», « В вагоне», « Старая усадьба», « Среди миров» и др. произведения из книги стихов « Кипарисовый ларец» (в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических).

Ахматова А. А. Книги стихов « Вечер», « Белая стая» (в предпрофильных классах- гуманитарных и филологических).

Бакланов Г. Я. « Навеки девятнадцатилетние».

Бальмонт К. Д. Произведения из книги стихов « Под северным небом» (в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических.

Беляев А. Р. « Властелин мира», « Человек, потерявший лицо», « Последний человек из Атлантиды», « Продавец воздуха», « Прыжок в ничто».

Бондарев Ю. В. « Батальоны просят огня».

Быков В. « Обелиск», « Сотников».

Вознесенская Ю. Н. « Путь Кассандры, или путешествие с макаронами», « Приключения Ланселотта».

Гайдар А. П. « Школа», « Дальние страны».

Друнина Ю. В. Лирика (по выбору учителя и учащихся).

Дубов Н. И. « Небо с овчинку», « Мальчик у моря».

Ефремов И. А. « Туманность Андромеды».

Есенин С. А. Лирика (по выбору учителя и учащихся).

Железников В. К. « Чучело».

Каверин В. А. « Два капитана».

Минаев Б. « Детство Лёвы».

Ибрагимбеков М. « За всё хорошее-смерть».

Карамзин Н. М. « Предания веков» (Сказания, легенды, рассказы из « Истории государства Российского»).

Лермонтов М. Ю. « Маскарад».

Лёвшин В. А. « Магистр Рассеянных Наук».

Немировский А. И. « Легенды ранней Италии и Рима»; « Мифы и легенды Древнего Востока».

Орлов С. С. Лирика (по выбору).

Отечественная лирика ХIХ столетия (по выбору учителя и учащихся).

Отечественная лирика ХХ столетия (по выбору учителя и учащихся).

Платонов А. П. « Джан».

Приставкин А. И. « Ночевала тучка золотая», « Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца».

Пушкин А. С. Лирика (по выбору). « Домик в Коломне».

Распутин В. Г. « Живи и помни», « Пожар», « Прощание с Матёрой» (по выбору).

Соломка Н. « Белая лошадь- горе не моё».

« Строка, оборванная пулей» (стихотворения поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны).

Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. « Понедельник начинается в субботу», « Страна багровых туч».

Толстой А. Н. « Аэлита».

Толстой Л. Н. « Детство», « Отрочество», « Севастопольские рассказы»(в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических).

Цветаева М. И. « Моим стихам, написанным так рано…», « Идёшь, на меня похожий…» и другие произведения по выбору (в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических).

Энциклопедия для детей. Т. 1. Всемирная история./Гл.ред и сост.С. Т. Исмаилова/.

Энциклопедия для детей. Т. 5.,ч. 1. История России и её ближайших соседей/Сост. С. Т. Исмаилова/.

Энциклопедия для детей. Т. 5., ч. 2. История России. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ.

Энциклопедия для детей. Т. 5., ч. 3. История России. ХХ век./Сост. С. Т. Исмаилова/.

Ян В. « Чингисхан», « Батый», « К последнему морю»», « Юность полководца» (по выбору).

Зарубежная литература.

Брэдбери Р. « Вино из одуванчиков», « 451* по Фаренгейту».

Голдинг У « Повелитель мух».

Гюго В. « Отверженные», « Человек, который смеётся», « Собор Парижской Богоматери» (по выбору).

Диккенс Ч. « Дэвид Копперфилд» (в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических).

Кервуд Дж. « Необыкновенные приключения капитана Плюма», « Пылающий лес».

Кин К. Из серии книг о Нэнси Дру.

Киплинг Дж. Р. « Свет погас», « Отважные мореплаватели», « Лиспет»; рассказы (по выбору учителя и учащихся).

Коллинз У. « Лунный камень».

Конан Дойль А. « Рассказы о Шерлоке Холмсе».

Сабатини Р. « Одиссея капитана Блада».

Смаллиан Р. « Как называется эта книга?».

Твен М. « Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».

Тим Том « Научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения».

Толкиен Д. Р. « Повелитель колец».

Уэллс Г. « Человек-невидимка», « Война миров».

Круг чтения в 9 классе.

Отечественная литература.

Аксёнов В. П. « Московская сага» (в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических).

Астафьев В. П. « Царь-рыба».

Баруздин С. А. « Тася», « Повторение пройденного»-в предпрофильных классах (гуманитарных и филологических).

Бондарев Ю. В. « Горячий снег».

Булгаков М. А. « Собачье сердце»; рассказы и фельетоны.

Бунин И. А. Лирика; « Чистый понедельник» и другие рассказы по выбору учащихся. Цикл « Тёмные аллеи»- в предпрофильных классах-(гуманитарных и филологических).

Быков В. В. « Дожить до рассвета», « Знак беды», « Пойти и не вернуться» (по выбору учителя и учащихся).

Васильев Б. П. « Завтра была война».

Волков О. В. « Век надежд и крушений» (в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических).

Гоголь Н. В. « Петербургские повести» (в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических).

Жигулин А. В. « Чёрные камни»; стихотворения по выбору.

Замятин Е. И. Повести и рассказы (по выбору).

Ильф И., Петров Е. « Двенадцать стульев».

Каверин В. А. « Открытая книга» (в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических).

Ключевский В. О. « Исторические портреты.Деятели исторической мысли».

Крапивин В. П. «Амплуа Грина» . «Роман о песчинках Времени:Фантастический роман».

Куприн А. И. « Гранатовый браслет», « Поединок» (в предпрофильных классах).

Лермонтов М. Ю. « Вадим».

Обручев В. А. « Земля Санникова», « Плутония».

Отечественная лирика ХIХ столетия (по выбору).

Отечественная лирика ХХ столетия (по выбору).

Платонов А. П. « Сокровенный человек», « Песчаная учительница», « В прекрасном и яростном мире», « Девушка Роза», « На могилах русских солдат»; рассказы (по выбору); « Ювенильное море» (в предпрофильных классах).

Полонский Г. И. « Доживём до понедельника».

Полонский Я.П. Стихотворения (по выбору).

Поэзия « серебряного века» русской литературы (по выбору учителя и учащихся).

Распутин В. Г. « Последний срок».

Рыбаков А. Н. « Дети Арбата».

Симонова Л. « Круг».

Толстой Л. Н. « Люцерн», « Крейцерова соната», « После бала» (в предпрофильных классах).

Тырданов И. В. « Битва пророков».

Улицкая Л. Рассказы (по выбору); « Казус Кукоцкого» (в предпрофильных классах).

Чехов А. П. Рассказы (по выбору).

Чудинова Е. П. « Ларец», « Лилея».

Шаламов В. Т. « Колымские рассказы» (в предпрофильных классах).

Щербакова Г. « Отчаянная осень», « Вам и не снилось..», « Дверь в чужую жизнь» (и др. произведения по выбору).

Энциклопедия для детей:Дополнительный том.Российские столицы. Москва и Санкт-Петербург./гл.ред. В. А. Володин/.

Зарубежная литература.

Амаду Ж. « Генералы песчаных карьеров».

Байрон Дж. Г. Н. « Гяур», « Еврейские мелодии».

Бальзак О. де « Гобсек», « Евгения Гранде» (в предпрофильных классах).

Бронте Ш. « Джен Эйр».

Бронте Э. « Грозовой перевал».

Диккенс Ч. « Жизнь и приключения Николаса Никльби» (в предпрофильных классах).

Кьюсак Д. « Солнце-это ещё не всё…».

Лондон Д. « Маленькая хозяйка большого дома», « Железная пята»; рассказы (по выбору).

Маккалоу К. « Поющие в терновнике».

Мериме П. « Кармен», « Таманго», « Двойная ошибка».

Митчелл М. « Унесённые ветром».

О, Генри. Новеллы (по выбору).

По Э. Новеллы (по выбору).

Ремарк Э. М. « Триумфальная арка», « Жизнь взаймы» (в предпрофильных классах).

Стендаль Ф. « Красное и чёрное» (в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических).

Круг чтения в 10 классе.

Отечественная литература.

Батюшков К. Стихотворения по выбору.

Баратынский Е. Стихотворения по выбору.

Булгаков М. « Дни Турбиных».

Володин А. « Старшая сестра».

Гоголь Н. В. « Невский проспект», « Нос».

Гончаров И. А. « Обыкновенная история», « Фрегат» Паллада».

Достоевский Ф. М. « Неточка Незванова», « Идиот».

Жуковский В. А. « Двенадцать спящих дев».

Замятин Е. « Мы».

Казаков Ю. «Во сне ты горько плакал».

Конецкий В. Произведение по выбору.

Лесков Н. С. « Очарованный странник», « Леди Макбет Мценского уезда».

Лермонтов М. Ю. « Сцена из Фауста», « Горные вершины», « Маскарад», « Демон».

Пушкин А. С. « Деревня», « Домовому», стихотворения, обращённые к Е. К. Воронцовой, « Арап Петра Великого», « Русалка», « Борис Годунов».

Олеша Ю. « Зависть».

Распутин В. « Живи и помни».

Тендряков В. « Расплата».

Толстой Л. Н. « Смерть Ивана Ильича».

Трифонов Ю. « Другая жизнь».

Тургенев И. С. « Фауст», « Дворянское гнездо», « Рудин».

Шварц Е. « Тень».

Шолохов М. « Тихий Дон».

Шукшин В. « Алёша бесконвойный».

Эренбург И. « Люди. Годы. Жизнь.».

Лирические произведения А. Блока, Н. Заболоцкого, Д. Самойлова, Н. Рубцова, А. Фета, В. Высоцкого, А. Галича, А. Т. Твардовского.

Зарубежная литература.

Арро В. « Смотрите, кто пришёл».

Голсуорси Дж. « Сага о Форсайтах».

Лондон Дж. « Мартин Иден».

Кампанелла Т. « Город солнца».

Манн Т. «Лота в Веймаре».

Фолкнер У. « Шум и ярость».

Лирика П. Беранже, Г. Гейне.

Круг чтения в 11 классе.

Отечественная литература.

Акунин Б. Произведение по выбору.

Ахмадуллина Б. Стихотворения по выбору.

Белый А. « На рубеже двух столетий».

Бродский И. Нобелевская лекция.

Булгаков М. « Белая гвардия».

Бунин И. А. « Деревня», « Антоновские яблоки», рассказы из цикла « Тёмные аллеи».

Вампилов А. « Прошлым летом в Чулимске».

Весёлый А. « Россия, кровью умытая».

Войнович В. « Мы лучше всех»

Высоцкий В. Лирика по выбору.

Гельман А. « Премия».

Горький А. М. « Мать», « Дело Артамоновых», « Егор Булычёв и другие», « Фома Гордеев», « Коновалов», « По Руси», « Лев Толстой».

Есенин С. « Русь Советская», « Москва кабацкая», « Чёрный человек», « Пугачёв», «Анна Снегина».

Куприн А. И. « Песнь Песней», « Поединок», « Листригоны», « Гамбринус», « Олеся» и др. рассказы.

Клюев Н. « Рождество избы», « Есть на свете край обширный…», « Мы-ржаные, толоконные…» и др. стихотворения по выбору.

Лавренёв Б. « Сорок первый».

Мандельштам О. « Шум времени».

Мариенгоф А. « Роман без вранья».

Маяковский В. В. « Хорошо», « Баня», « Клоп».

Набоков В. В. « Машенька», « Защита Лужина», « Подвиг», « Приглашение на казнь», « Лолита».

Окуджава Б. « Бедный Авросимов», « Путешествие дилетантов».

Платонов А. П. « Фро», « Река Потудань», « Старый механик», « В прекрасном и яростном мире», « Возвращение», « Котлован».

Пильняк Б. « Голый год».

Приставкин А. « Ночевала тучка золотая».

Серафимович А. « Железный поток».

Солженицын А. И. « Бодался телёнок с дубом», « Как нам обустроить Россию?», «Двести лет вместе».

Твардовский А. « Тёркин на том свете», « Дом у дороги».

Токарева В. Пьеса « Фантазия-экспромт».

Федин К. « Города и годы».

Фурманов Д. « Чапаев».

Цветаева М. « Мой Пушкин», « Федра», « Поэма конца», « Я пришла к поэту в гости…», « Нам свежесть слов и чувства простоту…», « Читатель», « А вы, мои друзья последнего призыва!...», « Все души милых на высоких звёздах…», « Летний сад», « Городу Пушкина».

Чехов А. П. « Случай из практики», « Враги», « В овраге», « Архиерей», « Невеста».

Зарубежная литература.

Аполлинер Г. Стихотворения по выбору.

Брехт Б. « Мамаша Кураж и её дети».

Белль Г. « Глазами клоуна».

Голдинг У. « Повелитель мух».

Камю А. « Посторонний».

Кафка Ф. « Превращение».

Лорка Г. Лирика.

Манн Т. « Доктор Фаустус», « Волшебная гора».

Ницше Ф. « Антихристианин».

Оруэлл Дж. « 1984», « Скотный двор» (по выбору).

Рильке Р. М. « Дуинезские элегии», « Сонеты к Орфею».

Ремарк Э. М. « На западном фронте без перемен», « Триумфальная арка».

Роллан Р. « Очарованная душа».

Фолкнер У. « Поджигатель».

Франс А. « Понтий Пилат».

Хемингуэй Э. « По ком звонит колокол», « Старик и море».

Чапек К. « Поэт».

Шоу Б. « Дом, где разбиваются сердца».

Сафо. Лирика.


С наступлением лета учеба в школе заканчивается, и счастливые дети получают три месяца свободного времени. Но это вовсе не означает, что про учебу можно забыть вплоть до первого сентября. Каждый год на летние каникулы школьникам дают список литературы, и 9 класс в этом не исключение.

Чтение в 9 классе

9-ый класс считается заключительным этапом основной школы. После его завершения часть детей продолжает обучение в школе, а другая уходит продолжать образование в специальных учебных заведениях.

Список литературы 9 класса включает в себя множество больших и серьезных произведений русских и иностранных авторов. Прочесть и запомнить весь необходимый объем за учебное время просто невозможно. Поэтому преподаватели всегда дают ученикам список литературы на лето для 9 класса.

В 9 классе на уроках литературы изучают произведения русских поэтов и прозаиков XIX-XX веков и иностранных писателей.

Большая часть литературы, обязательной к прочтению, написана русскими писателями в XIX веке. Связано это с тем, что именно в этот период было создано множество произведений, ставших классикой не только в России, но и за рубежом. Ведь именно в это время писали свои нетленные творения Пушкин, Лермонтов, Чехов, Тургенев и многие другие.

Обязательно к прочтению

Летний список литературы для 9 класса включает в себя в первую очередь множество произведений отечественных писателей-классиков. Все произведения, представленные для обязательного прочтения, разбираются на уроках. По многим из них пишут сочинения.

Список произведений по литературе для 9 класса включает в себя много произведений русских и зарубежных классиков. Среди них можно отметить А. С. Пушкина и его знаменитый роман в стихах «Евгений Онегин», А. С. Грибоедова с его комедией «Горе от ума», А. Н. Радищева - «Путешествие из Петербурга в Москву», М. Ю. Лермонтова с романом «Герой нашего времени», Н. В. Гоголя и его великие и незаконченные «Мертвые души».

«Евгений Онегин» - одно из самых знаменитых произведений А. С. Пушкина, по которому была даже поставлена опера. В процессе изучения этого романа в стихах можно включать отрывки оперы на уроках, чтобы лучше понять смысл.

По этим произведениям можно даже вести читательский дневник, где вкратце описывать сюжет, перечислять главных героев, давать им характеристики. Дневник поможет лучше запомнить прочитанное и облегчит в дальнейшем написание сочинений и тестов.

Также придется прочесть произведения А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, М. А. Булгакова, М. А. Шолохова. Список литературы 9 класса включает также рассказы А. П. Чехова и А. И. Куприна.

По произведению Булгакова «Собачье сердце» был снят одноименный фильм. На уроках литературы можно выделить время и посмотреть его. После просмотра желательно обсудить увиденное, сравнить книгу и фильм.

Обязательны к прочтению в программе 9 класса А. И. Солженицын с рассказом «Матрёнин двор» и И. А. Бунин - «Темные аллеи».

Иностранная литература школьной программы представлена произведениями У. Шекспира, Д. Сэлинджера, Э. Хемингуэя и Ж. Б. Мольера.

Для внеклассного чтения

Вышеперечисленные авторы и произведения даны для обязательного прочтения, но знакомство с русской и зарубежной литературой этим списком не ограничивается. Чтобы лучше познакомиться с произведениями великих классиков, стоит выделить время и прочесть дополнительные книги. Каждая из них идет в копилку знаний ученика, обогащая его.

Внеклассное чтение помогает расширить кругозор, развивает владение устным и письменным языком, пополняет словарный запас. Поэтому перед 9 классом список литературы можно пополнить такими произведениями, как «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого, «Роковые яйца» и «Дни Турбиных» М. А. Булгакова.

Также не стоит забывать и о стихотворениях А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, К. Н. Батюшкова, А. А. Ахматовой, А. А. Блока, С. А. Есенина, М. И. Цветаевой и В. В. Маяковского. Некоторые произведения придется учить наизусть, поэтому предусмотрительно будет сделать это заранее и сберечь ценное время в учебном году.

Зарубежная литература для дополнительного чтения

На уроках литературы часто устраивают внеклассные чтения, предлагая ученикам на выбор прочесть какие-либо произведения. Потом по ним могут задавать сочинения или обсуждать прочитанное на уроках. Иностранная литература богата великими произведениями, поэтому не стоит забывать и про нее.

Перед 9 классом список литературы для чтения на лето можно пополнить произведениями В. Гюго, У. Шекспира, О. Бальзака и Р. Баха.

Нужно ли читать книги летом

Многим кажется, что не стоит давать задания на лето, причем в таком объеме. Казалось бы, летом надо отдыхать от учебы, зачем еще читать? На самом деле задания на лето - это не издевательства педагогов, а наоборот, помощь в учебе. Перечень произведений, которые надо осилить за 9 класс, очень велик, и прочитать все это только за отведенное на учебу время очень и очень сложно.

Поэтому, чтобы потом в учебном году не сидеть ночами над книгами, пытаясь за одну ночь осилить произведение, надо читать летом.

Как успеть прочесть все заданное и не забыть

Чтобы прочесть все заданные книги, стоит составить распорядок дня и включить в него обязательным пунктом чтение. На него можно выделить пару часов в день. Желательно делать пометки карандашом в книге, оставлять закладки, отмечая такие важные моменты, как характеристики главных героев, отношения автора к герою произведения. Такие пометки помогут в будущем сберечь время и быстро вспомнить содержание книги.

Заключение

Чтение - это великий дар, который дан только людям. С его помощью можно мысленно перемещаться в далекое прошлое, узнавать о жизни различных людей, окунаться в водоворот событий. Чтение помогает развивать воображение, расширяет словарный запас и пополняет багаж знаний.

Поэтому не стоит воспринимать это как неприятную обязанность. В любом случае обязательную литературу читать все равно придется. Так почему бы не воспринимать чтение летом как веселое развлечение?