Масонство история возникновения. I. Краткий исторический очерк происхождения масонства. Различные символы масонов и их значение

Не так давно широкой общественности стало известно о существовании негласной организации масонов, функционирующей не одно столетие. Что представляет собой это объединение? Кто такие масоны? Какие цели они преследуют? Вопросов по этому поводу может возникнуть огромное множество. Попытаемся ответить на самые главные из них.

Как появилось масонство?

Это движение, носящее религиозно-этический характер, возникло в Англии в 18 веке, а немного позже распространилось на США, Индию и Европейские государства. Данное учение объединяло людей в братство посредством любви, взаимопомощи и равенства. Считается, что масонство - это орден, так как он представляет собой организованное общество людей.

В 1717 г. в Англии создается «Великая ложа» - колыбель братства. Она руководит всеми организациями масонского общества, расположенными в разных странах. Спустя шесть лет Джеймс Андерсон, проповедник из Лондона, создает «Книгу уставов», определяющую основные правила поведения членов организации. По ней масон не должен быть атеистом или вольнодумцем, ему запрещается принимать участие в политических движениях. Он должен целиком и полностью поддерживать действующую власть.

Кто такие масоны?

Данное объединение получило широкую популярность в кругах буржуазии, нередко его участниками становились видные мыслители того времени. С течением времени масонство приобрело аристократический характер, особенно эта тенденция заметна в европейских странах. Кто такие масоны? Это люди, стремящиеся к духовному росту и нравственному самосовершенствованию в рамках определенных принципов и верований.

В рядах ордена числились такие известные личности, как прусские короли Фридрих II и III, шведский монарх Густав III, английские коронованные особы. Среди масонов были и некоторые президенты США (Вашингтон, Трумэн и др.), государственные деятели (Черчилль), знаменитые философы, писатели и композиторы (Гете, Гайдн, Вольтер, Моцарт).

Какие цели ставил перед собой орден?

Их цель - сделать все возможное, чтобы качественно улучшить этот мир.

Организация противопоставляла себя действующей церкви. Она стремилась создать тайное общество, члены которого, объединенные религиозными братскими узами, живут и работают в соответствии с намеченными целями.

Орден не стремился заменить религию, он не издавал теологические труды. На собраниях общества категорически запрещались дискуссии на религиозную тематику. При всем этом вера в Бога - основа их принципов и учения.

Деятельность братства

Разобравшись с вопросом, кто такие масоны, нельзя не упомянуть основное направление их деятельности. принимают активное участие в благотворительности, они занимаются меценатством, но при этом не афишируют себя.

Иерархия

Члены организации объединяются по территориальному признаку, образуя небольшие ложи по 40-50 человек. Между собой они называют друг друга братьями. Все группировки ордена в совокупности формируют Великую ложу. Ее главой и руководителем является великий мастер или гроссмейстер. Обычно Великая ложа имеется в каждой стране.

Самая низшая ступень в иерархической лестнице ордена - ученик. Затем следует подмастерье, далее идет мастер, и, в конце концов, великий мастер.

Русские масоны

Основателями ордена на Руси считаются царь Петр и его соратники. В сороковых годах 18 века генералом Джоном Кейтом было организовано несколько лож, первыми членами которых были иностранцы. Однако вскоре количество русских буржуа, представлявших орден масонов, значительно увеличилось.

В 1822 по указу Александра I ложи были закрыты. В начале 20 века движение масонов в России возродилось, но уже под новым именем - «Великий Восток Франции» и имело ярко выраженный политический характер. С 1917 года ложи и вовсе были запрещены.

Масонство — движение, возникшее в XVIII веке в виде закрытой организации. Этика и философия масонства опираются на монотеистические религии. Масонство берет свое начало из малоизвестных истоков в конце XVI — начала XVII века, предположительно — оперативных цехов каменщиков. Масонство административно организованно в независимые Великие ложи, каждый из которых руководит собственной юрисдикцией, и состоит из подчиненных ей лож. Некоторые Великие ложи признают друг друга, некоторые нет. Масонство существует в форме местных лож — обычно небольших групп численностью до 40—50 человек, объединенных территориально, существуют ложи крупнее по численности. Местные ложи учреждаются Великой ложей, которая служит для них материнской. В одной стране существует только одна «Великая ложа» той или иной масонской юрисдикции. Существуют также системы высших степеней, которые связаны с основной частью масонства, которые могут обладать собственным независимым управлением, однако в некоторых послушаниях символические ложи могут быть подчинены управляющим органам систем высших градусов.

Откуда пошло масонство?
Появление франкмасонства связано с историей средневековых ремесленных гильдий и братств. В Англии, откуда и ведется история современного масонства, первые цехи появились в XII веке, но расцветом цехового движения считается XV век, когда ремесленные объединения стали играть важную роль в жизни сначала городов, а потом и всей страны. Так, самые крупные из них обладали правом посылать своих представителей в городские советы и даже участвовать в выборах парламента. Гильдии делились на три разряда. Входящие в первый разряд имели право направлять в городской совет шестерых своих представителей, гильдии второго разряда - четырех, третьего разряда - двоих. К этому времени цехи уже владели собственными домами и богадельнями, из их среды выделялись наиболее одаренные и деятельные люди, которые впоследствии станут фабрикантами и предпринимателями. Члены наиболее почетных цехов носили мундиры и составляли городскую знать; они обладали широкими правами и привилегиями, которыми отчасти соперничали с земельной аристократией.
Цехи камещиков не были самыми старыми или самыми влиятельными среди других цехов, первое упоминание о них в официальных документах относится к концу XIV века, когда гильдия строителей была отнесена ко второму разряду. Но в 1411 году Лондонский цех каменщиков был инкорпорирован, а в 1472 году получил свой герб. С 1481 года королевским указом членам этого объединения было дано право носить мундир, иными словами, они получили весь объем прав и привилегий, которыми пользовались самые крупные и влиятельные гильдии ремесленников. Каменщики практиковали прием в свои ряды людей, не владевших профессией строителя; с этого момента возникают две категории масонов - "оперативные", кто являлся строителем и владел строительной профессией, и "спекулятивные" или "признанные" - не имевшие никакой связи со строительством, но решившие подчиняться внутренним правилам цеха каменщиков, принять их обычаи и моральные постулаты, и, соответственно, пользоваться их привилегиями. Одна из важнейших привилегий каменщиков - свобода передвижения, которая была необходима по роду профессии, поскольку средневековым строителям приходилось переезжать из города в город для участия в возведении замков, домов знати, церквей и соборов. В те времена все податные слои общества были обязаны соблюдать жесткие законы об оседлости. Каменщики были единственными податными жителями Англии, которым было позволено свободно передвигаться по стране. Поэтому их стали называть "вольными".

История
Легендарная история масонства доводит братство у иных писателей — до Адама, у других — до построения Храма Соломона; более скромные исследователи находили корни масонства у пифагорейцев, ессеев, первых христиан или тамплиеров. Лишь в середине XIX века Клосс впервые определенно указал на то, что масонский союз возник из братства вольных каменщиков или средневековых строительных артелей. Самые ранние свидетельства о существовании свободной строительной артели в средневековой Европе относятся к 643 году, ее упоминают эдикты лангобардского короля Ротари. В эпоху готики возведение громадных церковных зданий длилось целые столетия, в течение которых рабочие и художники, поселявшиеся близ построек. Эти сообщества с течением времени приняли цеховую организацию: были выработаны правила касательно отношений между членами, приема новых товарищей, разрешения возникавших между сочленами споров и прочее. Цеховая организация строительных работ была присуща и возведению соборов Англии, где каменотесы получили в официальных актах наименование Freemason, Free-Stone-Mason. Обстоятельства возникновения строительных лож в Англии весьма темны. Весьма сомнительной представляется хартии 926 года, дарованной якобы королем Этельстаном свободным каменщикам Йорка, с которой было принято начинать историю строительных артелей в Англии. В современной масонской литературе указывают около 20 манускриптов со специфическими масонскими текстами, относящимися к раннему периоду. Старейший из них датируется XIV веком. В XVII веке строительные товарищества в Европе стали быстро приходить в упадок и к началу XVIII века почти перестали существовать вместе с прекращением возведения готических соборов. Новому процветанию английских лож способствовало то обстоятельство, что с конца XVI века туда стали получать доступ и лица, не принадлежавшие к строительному цеху — так называемые «сторонние каменщики», богатые и ученые люди, внесшие с собой в ложи прогрессивный элемент. Первым из них следует назвать лондонского антиквара Элиаса Эшмола, о его вступлении 16 октября 1646 года в одну из лож в Уоррингтоне, Ланкшир, сохранилась запись в его дневнике. В последние годы XVII столетия в ложу вступил Вильгельм III Оранский, из-за чего ремесло каменщиков получило название королевского искусства.

Братство и его покровители
Но как бы то ни было, масонское братство, продолжая оставаться в своей массе профессиональным объединением строителей, получило высоких покровителей, благодаря которым и сохранилось тогда, когда ремесленные цехи стали постепенно приходить в упадок и исчезать.
В это время в ложи вступают представители ученой интеллигенции, философы и люди реформаторского склада ума, которые из-за наступившей вслед за Реформацией реакцией уже не могли свободно высказывать свои взгляды. В масонство проникают утопические идеи, утверждавшие, что можно построить справедливое общество на основах достижний науки и разума. Развитию этих идей способствовал и состав строительных корпораций, в которые входили люди творческие - художники, скульпторы, архитекторы. Масонский цех сам по себе был символом того, что любое крупное дело требует согласных усилий всех рабочих, как бы ни низки или высоки были их познания и умение. Эта древняя этика строителей стала благодатной почвой для развития идей справедливости, равенства и ненасильственного передела общества на новой, более разумной основе. Идеи эти было небезопасно провозглашать открыто; отсюда берет свое начало символический язык масонства. Строительные инструменты становятся знаками, символизирующими нравственные качества, воплощают этические законы справедливости, сам процесс строительства становится символом построения нового совершенного общества. Масонство, таким образом, постепенно превращается из корпоративной идеологии ремесленного братства в этическое учение, воспитывающее в своих адептах лучшие человеческие качества. Вот как писал о масонских работах выдающийся русский писатель Михаил Осоргин: "В перспективе липовой аллеи появляются очертания стоящегося Храма, который никогда не будет достроен. Сюда стекаются изо всех стран люди, отмеченные не особыми талантами, не профанскими заслугами, не богатством, не родовитостью, не пойманной за хвост славой, а тайной печатью посвященности. Они никем не призваны - они сами себя нашли и взаимно утвердили. Братская цепь кафинскими узлами связала их воедино и отделила от злобствующего, больного, непросвещенного мира, который должно пересоздать. В то время как другие строители, практики и фантазеры благодетельствуют человечество готовыми программами, потчуют его социальными опытами, вырывают друг у друга вожжи дребезжащих колесниц и катятся кубарем под ноги всбесившихся лошадей, - эти тайные заговорщики, вне политических страстей и предрассудков - по ту сторону догмы и обязательных верований, вооружившись молотом и резцом исканий, медленно обтесывают каждый свой собственный грубый камень, стараясь придать ему правильную, удобную для пригонки к другим форму. Прошедшие первый искус кладут из этих камней фундамент и возводят стены нового идеального Храма; испытанные в работе наносят прекрасный рисунок на чертежную доску и руководят стройкой. Величавый Храм растет и вширь и ввысь, - но масштабы его таковы, что только все человечество могло бы общими дружными усилиями довершить его постройку единым куполом. Дожить до этого не мечтает ни один каменщик; он довольствуется своим малым вкладом, - и он умирает, завещая свое дело мастеру новому, который, может быть, переделает заново всю его работу, потому что лучшее враг хорошего, истина никому не известна... ".


Первая Великая Ложа

По мере роста числа лож возникала необходимость координировать их деятельность. Поэтому в Лондоне в 1717 году четыре ложи объединились и создали своеобразный орган надзора, Великую Ложу, ежегодные собрания которой привлекали повышенное внимание общества и превращали орден в динамично растущее движение. В Англии между 1737 и 1907 годами в братстве состояли шестнадцать принцев и четверо из них стали впоследствии королями. С объединением оперативных и признанных масонов в единое братство масонство приняло ту форму, в которой оно существует и сегодня. От оперативного масонства оно переняло строительные инструменты, степени, отражающие уровень посвященности членов лож в масонские тайны, секретные слова и знаки, при помощи которых масоны узнают друг друга, обязанность трудиться и многое другое. Считается, что последним Великим Мастером оперативного масонства был английский архитектор Кристофер Рен, построивший собор Святого Павла в Лондоне. В течение восемнадцати лет, пока шло строительство храма, он посещал расположенную неподалеку ложу Святого Павла. О его мастерстве дает представление такая история. Когда собор уже был построен, городские власти обратили внимание на то, что в центральном пространстве храма нет колонн, которые поддерживали бы огромных размеров потолок. Кристофер Рен убеждал, что колонны не нужны и потолок не обвалится, и приводил в качестве доказательства свои расчеты. Однако ему не поверили и распорядились подпереть потолок собора колоннами. Рен выполнил это требование, но возведенные им колонны не достают до потолка, между капителями и самим потолком есть пространство. Эти колонны, не подпирающие потолок, стоят и сегодня, являясь символом высочайшего мастерства зодчего и обычного недоверия властей к достижениям наук. С годами масонство совершенствовало свою организацию. В 1723 году в Англии была опубликована "Книга Уставов", написанная шотландским священником Джеймсом Андерсоном. Этот документ провозглашал, что представители различных религиозных течений должны суметь объединиться в дружественной атмосфере ложи для спокойного обсуждения новых идей. "Хотя в древние времена масоны принимали вероисповедание той страны, в которой они находились, теперь же представляется целесообразным принудить их перейти в ту Религию, где все люди придут к взаимному согласию, оставив при себе свое частное мнение; то есть следует быть добродетельным и искренными людьми, людьми благородными и честными, как ни были бы различны их названия и убеждения" , - говорилось в "Книге Уставов". С тех пор терпимость и непредубежденность стали законом, свято соблюдающимся в масонских трудах. Типографским способом "Уставы" были изданы в Америке в 1734 году Великим Мастером Бенджамином Франклином в Филадельфии.
Очень быстро масонское братство пустило корни по всему Европейскому континенту. В конце 30-х годов XVIII века ложи существовали в Бельгии, России, Италии, Германии, Швейцарии. В 1735 году в Париже действовало 5 лож, к 1742 году их число возросло до двадцати двух, а через сорок пять лет, накануне Французской Революции, число масонов достигало 100 тысяч.

Масоны и Церковь
Католическая церковь наблюдала за быстрым распространением масонства. Масоны быстро создали свои собственные ритуалы, историю, легенды и иерархию, которые являются неотъемлемой принадлежностью официальной религии. Уже в 1738 году папа Климент XII выступил с первым и очень яростным обличением масонства. В своей энциклике он повелевал отлучать от церкви всех католиков, прошедших обряд посвящения в масонское братство. Папа объявил, что приносимая масонами клятва хранить секреты братства является угрозой священности исповеди и власти церкви, выступал против сотрудничества с людьми, исповедовавших отличные от официальной церкви убеждений. По всей Европе гражданские власти начали выполнять предписания, накладывая на масонов штрафы и даже подвергая их пыткам. Преследованиями со стороны католической церкви не исчерпывались гонения на масонов. Почти сразу после официального открытия Великой Ложи в Лондоне в 1717 году в газетах стали регулярно появляться "разоблачающие" сообщения о масонстве. Масонов обвиняли в союзе с антихристом, утверждали, будто на закрытых собраниях проходит разнузданные оргии. В 1735 году были запрещены собрания голландских лож из боязни, что члены братства принимают участие в политических интригах. Аналогичные запреты последовали в Швеции в 1738 году и в 1745 году в Швейцарии.

Идеология и символика
Масонство позиционируется как нравственно-этическая система, выраженная в аллегориях и иллюстрируемая символами. Большинство символики заимствовано из иудаизма и христианства, в ритуалах обыгрываются легенды с библейскими персонажами. Внимание масонов обращается на необходимость нравственного самосовершенствования, а также духовного роста в рамках той религии, которую каждый из них исповедует. Философия масонства включает в себя внешние элементы как христианства, так и других религий. Каждый масон чтит Бога, находясь в масонстве, к нему обращаются, как к «Великому Строителю Вселенной», и допускается исповедание любой традиционной религии. Каждый масон продолжает исповедовать те религиозные воззрения, с которыми он пришел в ложу, а его большое внимание к его религии приветствуется. Признание веры в Бога, как базиса масонства и его принципов, восходит к основателям современного спекулятивного масонства в начале XVIII века, и этого придерживается доминирующее большинство мирового масонства, делается акцент на обязательном монотеизме. Масонство не является самостоятельной религией или заменой религии, масонская философия не касается религиозных воззрений своих членов и не корректирует их. Масонская нравственно-этическая система и философия опирается на веру своих членов в Бога, но имеет дело лишь с вопросами отношений людей между собой, затрагивает только вопросы этики и нравственности, не касаясь религиозных вопросов.
Символика
Символика и терминология масонства ведет начало от орудий труда каменщиков-строителей средневековых соборов в Европе, которые были первыми братьями движения.

Известны следующие самые значимые символы:
- Колонны Б:. и Я: (Прототипом символа являются две колоны притвора Первого Храма царя Соломона.)
- Ступени (Могут изображаться между колонн.)
- Мозаичный пол. (Шахматного типа. Цвет черно-белый — ячейки раскрашены как на шахматной доске; или все ячейки белые, разделяемые сеткой линий черного цвета.)
- Циркуль и наугольник, отвес, уровень, резец и молот, камень грубый и камень совершенный, мастерок, фартук. (Толкуются масонами в символическом смысле и используются для изложения масонской нравственно-этической системы.)
- Книга Священного Закона
- Лучезарная Дельта
Общепринятым символом масонства является треугольник, внутри которого изображается открытый глаз — «Лучезарная дельта», как он называется в масонстве. Само изображение глаза в треугольнике заимствовано из христианства, где этот знак является символом «Всевидящего Ока» провидения, а треугольник символизирует Троицу. Символ встречается на иконах и культовых сооружениях, в том числе православных. Еще до христиан несколько иной символ «Всевидящего Ока» был популярен у древних египтян (Глаз Хора). Лучезарная Дельта напоминает масону о всепроникновении Творца, Высшего Бытия. Это главный масонский символ первого градуса, степени ученика. Стилистически, глаз часто заменяет вписанная в треугольник окружность.
- Одним из символов масонства также является акация, которая считается одним из основных символов, используемых в масонстве, и связана с так называемой Легендой о смерти мастера Хирама — тематической базой степени мастера-масона. Далее: отвес — символ стремления к совершенству, уровень — символ равенства, наугольник — символ уравновешенности и примирения неизменного стремления к совершенству с реально достижимым, символ земного, циркуль — символ умеренности и благоразумия, а также стремления к высшему и духовному, мастерок — символ укрепления братских связей, и так далее. В масонстве широко используется Библейский рассказ о строительстве Храма Соломона.

Масонская ложа
Ложа является основной организационной единицей масонства. Каждая новая ложа должна иметь «ордер» или «хартию», выданную Великой ложей, которая дает ей право собираться и проводить работы. Кроме очень малого числа лож, существующих «с незапамятных времен», предшествующих образованию «Великих лож», масоны, которые собираются в ложе, не предъявляя этого документа считаются нелегальными и нерегулярными. Ложа должна собираться регулярно в постоянном месте и согласно оглашенным датам собраний. Она избирает, посвящает и повышает своих членов и офицеров; она накапливает и управляет своими имуществом и собственностью, в том числе протоколами и отчетами; и может владеть своим «храмом», арендовать его или использовать совместно. Форма деятельности, ее способ и уровень активности индивидуален для каждой ложи. Человек может пройти посвящение, только в ложе, пожизненным членом которой он часто становится. Мастер масон может посещать любые собрания любой дружественной юрисдикции по своему желанию; также, ложа может официально оказывать гостеприимство. Посетитель должен сначала проверить регулярность ложи, и должен быть способен доказать этой ложе собственную регулярность; ему может быть отказано в приеме, если будет решено, что он может нарушить гармонию в ложе. Большинство лож состоят из масонов, которые живут или работают в данном городе или рядом с ним. Другие ложи состоят из масонов, которые разделяют определенные интересы, имеют одинаковую профессию или происхождение. Условием для членства могут быть общие школы, университеты, военные части, масонские должности или степени, направления в искусстве, профессии, хобби. В некоторых ложах условия основания и имя представляют лишь исторический интерес, так как с течением времени братство ушло от того, что оно представляло собой во времена основателей; в других же ложах членство остается престижным. Согласно масонской традиции, средневековые европейские каменщики собирались, ели и находили приют в нерабочее время в «домиках» у южной стороны стройки, там, где солнце нагревало камни в течение дня. Часть собраний, относящаяся к «Праздничному совету» поэтому иногда называется югом. Ранние ложи часто собрались в тавернах или любых других пригодных для этого постоянных местах с приватной комнатой.

Масонство и женщины
После принятия «Конституций Андерсена» в 1723 году, было принято как факт, что масонами могут быть только мужчины. Большинство Великих лож не принимает женщин, потому что считают, что нарушат таким образом «древние ландмарки». Хотя, несколько женщин, например, Элизабет Олдворт, были посвящены в британские спекулятивные ложи до 1723 года, официально «регулярное» масонство, находящееся под эгидой ОВЛА, остается исключительно мужским. Хотя женщины не могут вступать в ложи под эгидой ОВЛА, существует множество женских орденов, связанных с регулярным масонством и системами «Высших степеней», такие как «Орден Восточной Звезды», «Пурпурный Орден», «Белый Храм Иерусалима» и «Дочери Нила». Они имеют собственные ритуалы и традиции, но основаны по масонскому образцу. Во Франции женщин в восемнадцатом и девятнадцатом веке принимали в так называемые «ложи принятия», в которых они могли принимать участи в ритуальной жизни. Смешанные масонские послушания принимают и женщин, и мужчин, но считаются в среде лож под эгидой ОВЛА «иррегулярными» из-за принятия женщин. Систематический прием женщин в международное «смешанное масонство» началось во Франции в 1882 году. В последнее время женщины создают отдельные ложи, работающие по тем же ритуалам, что и англо-саксонские мужские ложи. Эти масонки основывают ложи по всему миру и продолжают увеличивать количество членов своих юрисдикций.


Ритуал посвящения

Кандидата в масоны в начале обряда заводят в комнату размышлений, выкрашенную в черный цвет, в ней могут быть предметы, напоминающие кандидату о бренности бытия, создающие обстановку, побуждающую кандидата к философским размышлениям. В ней кандидат напишет на бумаге морально-философское завещание, свои пожелания и обеты в отношении себя и других людей, своей страны, семьи и человечества в целом. Потом его попросят еще раз подтвердить свою веру в Бога. Перед вводом в храм, где происходит посвящение, кандидату завязывают глаза. В знак смирения кандидат «ни одет, ни раздет» (частично раздевают, а левая грудь обнажена в знак открытости сердца), у него отбираются все ценности, ему засучивают правую штанину и снимают левый ботинок. На шею надевают веревку, символизирующую узы человеческого несовершенства. Кандидата проводят в помещение храма, где он проходит через ритуальные испытания, слушает наставления нравственно-философского характера, участвует в небольших сценах и диалогах, цель которых наглядно преподнести нравственные наставления ритуала. В конце церемонии он приносит торжественное обязательство перед Священной Книгой той религии, которую он исповедует. Далее кандидату снимают повязку, говоря при этом, что он теперь «прошел испытания и достоин Света», на него надевают масонский фартук, а после председательствующий на церемонии объявляет присутствующим о том, что теперь они обрели нового брата и призывает помогать ему в трудностях, будучи уверенными в том, что и он в трудную минуту поможет им.

Тайная стихия масонства
Создавать подобную организацию в средние века, пропагандирующую идеи внутренней свободы и веры в лучшее будущее, считалось опасным мероприятием. Среди самих благородных братьев распространялось такое наказание, как смертная казнь, если тайны Ордена предавались перу, кисти, резцу или другому понятному для восприятия инструменту. Все тайные знания передавались исключительно в устной речи, и то после клятвы о хранении молчания. Однако с ростом организации стало невозможным скрыть работу масонов от посторонних глаз, а современное масонство, имея поддержку известных влиятельных людей и вовсе считает себя настолько сильным, что выступает открыто и не скрывает своей работы. Что касается самого учения, то все степени масонства тесно связаны одна с другой свыше исходящими приказами власти, а стоящие внизу беспрекословно повинуются невидимой для них воли сверху. Ученик не знает, что делает товарищ, а товарищ не знает о целях и работе мастера. Масон посвящается в высшую степень один раз и навсегда, пожизненно. Выбирается он не демократическим голосованием, а Высшей группой - руководством, долго и тайно наблюдающим за ним с целью понять, достоин ли он такой чести. И даже здесь прежние товарищи масона не знают о «повышении» своего сослуживца, т.к. тот официально продолжает посещать ложу на старых условиях. При приеме в масонство вновь вступающий должен иметь рекомендателей из членов ложи, а также тех, кто может за него поручиться. После этого наступала не менее сложная церемония посвящения в первую масонскую степень ученика. В назначенный день и час поручитель, завязав профану глаза, вез его в помещение ложи, где их уже ожидали специально-приглашенные каменщики. Посвящаемый ступал на начертанные на ковре знаки, не понимая еще масонского значения этих символических фигур. Свое решение вступить в братство посвященный скреплял не только клятвой на Библии, но и на обнаженном мече, предавая в случае измены свою душу вечному проклятию, а свое тело -смерти от суда братьев. Знаком, что посвященный принят в Орден, служил кожаный запон (фартук) и серебряная неполированная лопаточка, ибо «отполирует ее употребление при охранении сердец от нападения от расщепляющей силы», а также пара белых мужских рукавиц как символ чистых помыслов и напутствия вести непорочную жизнь, что является единственным шансом возвести Храм Премудрости. Все ритуалы и символы имели огромное значение для масонов. Линейка и отвес символизировали равенство сословий. Угломер — символ справедливости. Циркуль служил символом общественности, а наугольник, по, другим объяснениям, означал совесть. Дикий камень - это грубая нравственность, хаос, кубический камень — нравственность «обработанная». Молоток служил для обработки дикого камня. Также молоток служил символом молчания и повиновения, веру, а также символом власти, он принадлежал Мастеру. Лопаточка — снисхождение к общечеловеческой слабости и строгости к себе. Ветвь акации — бессмертие; гроб, череп и кости — презрение к смерти и печаль об исчезновении истины. Одежды масонов изображали добродетель. Круглая шляпа символизировала в определенном смысле вольность, а обнаженный меч — карающий закон, борьбу за идею, казнь злодеев, защиту невинности. Кинжал - это также символ предпочтения смерти поражению, борьбы за жизнь и смерть.

Слово «масон» происходит от английского mason- «каменщик», «каменотес», и в таком виде оно было заимствовано другими европейскими языками, однако уже после того, как потеряло в Англии свой первоначальный смысл. Правда, до недавнего времени, а если быть точным, до последней четверти 19-го века, в ходу было два термина - «франкмасон» («свободный каменщик», от англ. frank mason) и просто «масон».

Масоны — это члены нравственно-этическое движения, возникшего в XVIII веке в виде тайной международной организации с ритуалами и символикой, иллюстрирующими принципы и идеалы масонства.

Разница между ними в том, что если первым термином обозначали обычных каменщиков-рабочих (operating masons, как их называли в Англии), то вторым - каменщиков-мыслителей (speculating masons), которые были связаны с ремесленным цехом каменщиков чисто номинально. В последних чаще всего видели или «рыцарей-храмовников» (т. е. тамплиеров), скрывавшихся под маской франкмасонов после разгрома их ордена Филиппом Красивым, или группу ученых и философов, вступивших в масонский цех, чтобы скрыть свои гуманитарно-филантропические цели от враждебно настроенного к ним правительства.

Действительно, изначально братство масонов представляло собой «гильдию свободных каменщиков», а сама история масонства восходит к XIV–XV векам, когда обычные каменщики и подрядчики, торгующие камнем, подобно другим собратьям-ремесленникам, решили создать свою организацию - так называемую гильдию, которая выступала бы, как сказали бы мы сегодня, в роли профсоюза, защищая интересы людей этой профессии. В этой гильдии, как и в любых других профессиональных цехах, объединявших собратьев по ремеслу, тоже существовала своя классификация или свои разряды, то есть каменщики делились на учеников, подмастерьев и мастеров.

Такое положение дел существовало до конца XVII века, когда гильдии каменщиков начали принимать в свои ряды людей со стороны, людей, которые по своей профессиональной принадлежности не являлись каменщиками, но которые, с точки зрения руководства, могли быть весьма полезными для гильдии. Нам не известно, ставили ли эти «ложи» перед собой какую-либо цель, но поскольку все встречи каменщиков всегда происходили в тавернах или трактирах, то можно предположить, что большинство новых членов вступало в гильдию из чувства товарищества и солидарности, столь свойственных «своей компании», проводящей досуг за кружкой эля.

Самые старые из дошедших до нас документов, рисующие положение английских строительных рабочих, относятся к середине XIV - началу XV века.

Это уставы артели, работавшей при церкви святого Петра в Йорке, составленные руководившим ее работами церковным капитулом. Из уставов видно, что работы артели производились в крытом помещении, так называемой ложе (lodge), заодно служившей для холостых рабочих и спальней; за порядком работы и поведением каменщиков следили старший мастер и надзиратели, высший же надзор оставался в руках представителя капитула - супервизора; вступая в артель, рабочие «приносили присягу над книгой» (очевидно, уставом), обязуясь подчиняться во всем капитулу и соблюдать принятый им устав.

В XV веке ложей называли уже не только мастерскую артели, но и саму артель.

Масонские ложи - братства - выделились из цехов (crafts) в качестве особого организма не сразу, а постепенно, с течением времени. Еще во второй половине XV века оба типа организации, судя по всему, ничем друг от друга не отличались (например, лондонский цех масонов так и назывался в документах того времени - «Святой цех и братство масонов»), и только позднее между ними стало проявляться качественное отличие. Так, если цехи занимались чисто ремесленными делами, то братство, как более сплоченная и дружная часть цеха, было хранителем моральных традиций цеха, духа общения и взаимопомощи. С другой стороны, члены братства могли уже и не быть членами цеха, а члены цеха необязательно являлись членами братства; в него мог вступить любой желающий, сделавший вступительный взнос и принесший в ложе присягу верности. После этого он получал звание «каменщика» (франкмасона), хотя, возможно, прежде ни разу в жизни не брал в руки кирку или заступ.

Самый же старый документ, описывающий процедуру принятия в масонскую ложу постороннего цеху лица, датирован 3 нюня 1600 года и относится к Эдинбургской ложе. Как значится в протоколе, на собрании в качестве почетного гостя присутствовал сэр Джон Босуэл, лорд Очинлекский. Присутствие знати на собраниях шотландских каменщиков в ту пору было уже вполне заурядным фактом: имена виконтов, графов и сэров, принятых в ту или иную ложу - как правило, в звании цехового мастера, - встречаются в документах XVII века сплошь и рядом. Правда, еще в конце столетия встречались ложи, состоящие из одних ремесленников (например, ложа в Глазго), но параллельно с ними существовали ложи вроде абердинской, где в 1670 году из 49 членов всего 12 были профессиональными каменщиками, а остальные - это дворяне, пасторы, коммерсанты и представители гуманитарных профессий.

Кроме знати, к каменщикам нередко примыкали представители интеллигенции и ученого мира, привлекаемые таинственной историей масонства и тайными знаниями, которыми те якобы владели, что в значительной мере разжигало их научную любознательность.

Согласно дошедшим до нас сведениям, для приема в общество новых членов требовалось присутствие, по крайней мере, 5 или 6 франкмасонов. «Эти собрания, - пишет английский исследователь масонства сэр Плот, - называются в некоторых местах ложами», а вступительные обряды состоят в сообщении тайных знаков, «посредством которых члены общества узнают друг друга, где бы они ни находились», и сопровождаются банкетами по установленному ритуалу. Вновь вступившие в братство члены по традиции дарили в день приема «братьям» перчатки, а взаимные обязанности членов заключались в помощи на случай старости, безработицы и болезни.

Описанные общества франкмасонов, всецело пропитанные духом старых ремесленных братств, в идейном отношении мало соприкасаются с позднейшим масонством, которое в значительной мере питалось философскими идеями социально-реформаторских движений XVII века, возглавляемых тайными и полутайными кружками ученых и утопистов, которые были столь типичны для той эпохи.

Началом исторического периода масонства следует считать 20-е годы XVIII столетия - эпоху возникновения так называемых «великих лож». Самый же значительный шаг в создании организованного масонства был сделан 24 июня 1717 года (в день Ивана Купала), когда четыре гильдии каменщиков на очередной сходке в лондонском трактире «Гусь на вертеле» объединились и создали «самую большую в мире ложу». Первым главой этой объединенной гильдии был избран некто Энтони Сэйер, который через год передал свои полномочия вновь избранному, так как каждый год на эту должность выбирался новый глава. В 1721–1722 годах на эту должность был выбран Джон, герцог Монтегью, и уже одно это имя привлекло в ряды «свободных каменщиков» огромное количество новых членов. После того как герцог был утвержден в этой должности, бывший глава гильдии Дж. Пейн представил на обсуждение руководства документ с регламентом и струтегурой организации свободных каменщиков, однако документ так и не успели утвердить, а год спустя энергичный священник Джейкоб Андерсон, тоже входивший на правах члена в гильдию каменщиков, представил новый документ, который он составил на основании старого, основательно его переработав и дополнив, и, по сути дела, именно этот документ и стал «первой конституцией» ложи.

«После торжественного въезда в Лондон короля Георга I и усмирения в 1716 году восстания (якобитское восстание 1715 года, осуществленное сторонниками династии Стюартов) несколько лондонских лож решили сплотиться вокруг одного Великого мастера (гроссмейстера) как центра единения и гармонии. Это были ложа «Гусь на вертеле», ложа «Короны», ложа «Яблони» и ложа «Виноградной кисти» (названия таверн, в которых они собирались)… Было решено устраивать ежегодные собрания всех четырех лож и каждые три месяца - собрания Великой ложи, то есть всех должностных лиц каждой ложи во главе с великим мастером и великими надзирателями…»

Упомянутый документ интересен тем, что в нем, в частности, утверждалось, будто масонство процветало еще в библейские времена, а кроме того, перечислялись обязанности масонов и устав ложи, который частично основывался на старых правилах приема в члены.

Самой же важной и интересной частью книги является глава об «Обязанностях франкмасона», отражавшая современную культурную и политическую физиономию английского масонства. «Масон по самому положению своему, - гласит 1-й пункт «Обязанностей», - подчиняется законам морали и не может быть ни бессмысленным атеистом, ни лишенным нравственности нечестивцем. В старые времена масоны поневоле держались в каждой стране ее местной религии, какова бы она ни была, но в наше время человек свободно выбирает себе веру, и лишь одна религия действительно обязательна для всех - та всеобщая, объединяющая всех людей религия, которая состоит в обязанности каждого из нас быть добрым и верным долгу, быть человеком чести и совести, каким бы именем ни называлось наше вероисповедание и какие бы религиозные догматы ни отличали нас от других людей. Верность этим началам превратит масонство в объединяющий центр, поможет ему связать узами искренней дружбы людей, доселе бывших друг другу чужими».

Тем же настроением проникнуты и параграфы о гражданских обязанностях масонов: «Масон является мирным подданным гражданской власти, где бы ни приходилось ему жить и работать. Он не примет участия ни в каких замыслах против мира и блага народа» (2-й пункт). В ложах запрещались всякие религиозные, национальные и политические споры: «Как масоны мы принадлежим лишь к упомянутой выше всеобщей религии и, заключая в своей среде людей всех языком, племен и наречий, объявляем себя врагами всякой политической распри» (6-й пункт). Под «всеми племенами» подразумевались, видимо, нации и народности, входившие в состав Британской империи, так как какой-то иной смысл это выражение в то время вряд ли могло иметь…

Что касается основных принципов масонства, то они излагались кратко и ясно в форме простого диалога:

« Вопрос. Сколько существует правил, имеющих отношение к франкмасонству?

Ответ. Три: братство, верность и молчание.

Вопрос. Что означают они?

Ответ. Братскую любовь, помощь и верность в среде всех истинных масонов, ибо предписания эти даны были всем масонам при постройке Вавилонской башни и Иерусалимского храма…»

Неудивительно, что на вновь созданную масонскую организацию сразу же обратили внимание члены королевского дома: она, вероятно, интересовала их и с археологической, и с социальной точек зрения. Первым примкнул к масонству Теофиль Дезагюльэ, доктор права и придворный принца Уэльского, выбранный в 1719 году третьим по счету гроссмейстером Великой ложи. В 1721 году его примеру последовал доктор Стэкли, соблазненный, по его собственному признанию, надеждой открыть в масонстве пережитки античных мистерий. Все это говорит о том, что, с одной стороны, масонов уже в то время рассматривали как носителей великих тайн, своего рода новую разновидность «розенкрейцерских братьев», а с другой стороны, подозревали в них безбожников и политически опасных людей, за которыми нужен закамуфлированный надзор.

Как бы то ни было, но именно в это время в масонские общества начали активно вступать представители высшей знати: Дезагюльэ и его преемник Дж. Пейн были последними нетитулованными гроссмейстерами Великой ложи, за которыми последовали, на правах официальных Великих магистров, такие столпы английского общества, как герцог Монтэгью, герцог Уортен, граф Долькес и другие герцоги, графы и лорды. Начиная с 1724 года в составе «великих надзирателей» уже не встречается лиц, носящих звание ниже сквайра (сельского дворянина и землевладельца).

Как видим, английское масонство, как и французское, тоже было «масонством прозелитов», включавшим представителей аристократических родов и членов королевской семьи. Но, в отличие от Франции, английские «наследники тамплиеров» не выступали против правящей династии, так как в Англии не было тех сословных и религиозных предрассудков, которые препятствовали бы носителям денежных капиталов участвовать в управлении страной. Единственным исключением был орден гормоголов(якобы основанный китайским императором и занесенный в Англию китайским мандарином), состоявший исключительно из приверженцев свергнутой династии Стюартов. Во главе его стоял герцог Уортен, известный в обществе повеса, ловелас, игрок и развратник.

В целом же английское масонство не ставило перед собой каких-то политических задач и, как пишет один очевидец, больше предавалось «ритуальным» пьяным оргиям.

Так или иначе, но масонское движение быстро набирало обороты. По выражению уже упоминавшегося нами Андерсона, «свободнорожденные британские нации, вкушая после внешних и внутренних войн сладкие плоды мира и свободы, проявили счастливую склонность к масонству во всех видах, и запустевшие было лондонские ложи наполнились новой жизнью».

Из Англии масонство быстро перекинулось в другие страны и распространилось по всей Европе, во многом благодаря тому, что члены английской ложи часто посещали другие страны, так сказать, для обмена опытом и с каждым наездом создавали там все новые и новые организации. В силу этого волна масонства накрыла Европу со скоростью снежной лавины.

Так, в 1728 году появилась масонская ложа (по английскому образцу) в Мадриде, в 1729 гаду - в Гибралтаре, в 1732-м - в Париже, далее - в Гамбурге, Лиссабоне, Лозанне и других городах. К 1749 году общее число примыкавших к Великой ложе заграничных филиалов уже достигло 13. Были образованы английские ложи и вне Европы (в азиатских и американских колониях): в Филадельфии (1730), на о. Ямайка (1742), в Канаде (1760), в Индии (1762) и т. д. По примеру англичан к ложам стали примыкать местные англоманы, а за ними и представители местной знати, плененные идеей масонства.


Болгарский исследователь не одинок в стремлении обнаружить первоистоки масонства за пределами Англии. В Германии распространена гипотеза о немецком происхождении масонства. Предками современных масонов объявляются немецкие средневековые каменотесы, образовавшие якобы автономные братства вокруг города Страсбурга. Утверждается, что в ХIV веке немецкие каменотесы значительно расширили границы своего строительного искусства и дошли до Англии и Шотландии.

В этом плане больше повезло России, которая никогда не претендовала на первую роль. Российские исследователи едины во взглядах о зарубежном происхождении масонства. Но это - специальный вопрос, требующий отдельного рассмотрения.

Первоначально объединение «свободных каменщиков» представляло собой цеховую организацию (companies of mason), построенную чисто на профессионально-ремесленных началах. По мнению коллектива авторов авторитетного издания «Масонство в его прошлом и настоящем», в период становления масонства не было так называемых «каменщиков-мыслителей» (спекулятивных масонов). Ряд исследователей видел в последних то «рыцарей Храма», скрывающихся под маской масонов после разгрома их ордена Филиппом Красивым, то группу ученых и философов, вступивших в масонский цех с тем, чтобы скрыть от правительства свои гуманитарно-филантропические цели . В те далекие времена масонство еще не приобрело социально-политического оттенка.

Свободные каменщики объединялись главным образом для оказания помощи своим собратьям по строительству. Добавим — и не только. В масонских цехах уже тогда действовали уставные программы, обряды и ритуалы, обязательные для каменщиков. Говоря современным языком, эти цеха напоминают чем-то отраслевые профсоюзные организации в советский период, так же далекие от политики, как декабристы от народа.

Наряду с распространенным взглядом на происхождение масонства с его профессиональным подтекстом в работах, посвященных этой теме, можно увидеть и нечто другое. Лоллий Замойский, журналист-международник, несколько лет проработавший в Париже и Риме, авторитетно заявляет, что «…масонское движение родилось в недрах умирающего, но еще сильного феодализма. Основной его питательной средой были нарождающаяся буржуазия, окружавшие ее лица «свободных каменщиков», многие представители ремесленных цехов. Стремясь утвердиться, поднимающийся класс сочетал борьбу за слом феодальных перегородок с попытками привлечь на свою стороны часть аристократии, просвещенную часть общества» . Полумистические формы движения масонства со строгой конспиративностью и жестким отбором его членов, безусловно, привлекали в свои ряды молодой класс буржуазии и системой взглядов, и конспиративным типом организации. Однако надо отметить, что в период становления масонства не было в ее генезисе классовой ориентации. Масонские цеха представляли однородную массу людей - братьев по строительному делу. Здесь действовал общий принцип: «равные права и возможности для всех членов масонской ложи». В последующем наблюдается трансформация их движения, ряды масонов пополняются уже не только вольными каменщиками. Напротив, в составе масонских лож чувствуют себя уютно выходцы из привилегированного класса, титулованные лица. На этом фоне происходит разрыв между руководством масонским движением и простыми членами - масонами.

Жесткая критика официальной версии о масонстве как союзе вольных каменщиков звучит из-под пера священника Родиона, по мнению которого, эта версия является историческим мифом, прикрывающим истинную сущность явления - сатанизм . При этом автор ссылается на высказывания глав католитической церкви от папы Климента XII в 1738 г. до папы Льва XШ в 1902 г., которые охарактеризовали масонство в 17-ти буллах и энцикликах как богоборческую секту, действующую с целью подрыва религии, уничтожения христианства и разложения государственного и общественного порядка во всем мире.

Вторит священнику Родиону и В. Ф. Иванов, автор нашумевшей публикации «Православный мир и масонство» . На странице второй названный автор пишет: «Темная сатанинская сила бросила дерзкий вызов Богу и Христу, открыла лютое гонение против православной Веры и Церкви, объявила борьбу за душу человека. Имя этой темной силы - масонство».

По мнению Дугласа Рида, масонство является наследником впавшего в ересь ордена храмовников (тамплиеров), разгромленного французским королем Филиппом IV и папой Климентом V за сатанизм, поношение христианства, педерастизм и стяжательство . В 1314 г. на костре был сожжен гроссмейстер этого ордена Жак де Моле.

Что ни говори, а обвинения, выдвинутые в адрес масонов, достаточно серьезны. В поисках правды о масонском движении попытаемся разобраться для начала с утверждением о том, что масонство - преемник ордена рыцарей-храмовников.

Гипотеза о связи масонства с крестоносцами возникла не случайно. На то есть веские причины и исторические факты. Многие исследователи масонства отмечают в своих работах, что масонское движение было весьма неоднородным, а его члены порой преследовали диаметрально противоположные цели. Сошлемся при этом на издание «Масонство в его прошлом и настоящем», авторы которого, претендуя на объективное описание фактов, связанных с масонским движением, вынуждены все-таки признать, что поводом для такой гипотезы послужили действительные события. «Шотландская система масонства, возникшая в 30-х годах XVIII столетия, была действительно якобитским масонством, родилась из попытки использовать масонское знамя для якобитских целей…» . Названные авторы (Я. Л. Барсков, А. А. Боровой, А. М. Васютинский, М. О. Гершензон, М. В. Довнар-Запольский, С. П. Мельгунов и др.) указывают на благоприятную почву, которая не только взрастила, но и укрепила мысль о связи масонства с крестоносцами. Это — окружавшее двор Иакова II в Париже, а позднее, двор Иакова III в Риме шотландское, ирландское и английское дворянство. Под лозунгами восстановления в Англии «законной королевской власти» многие члены якобитской эмиграции, принадлежащие к масонскому движению, мечтали о новом крестовом походе и охотно превращали союз вольных каменщиков в орден крестоносцев. Иначе говоря, такая связь масонства и крестоносцев была и имела разные формы взаимодействия.

Якобиты - тайная организация, члены которой, прежде всего, при помощи Франции, Италии, Испании предпринимали отчаянные попытки реставрации в Англии династии Стюартов. Упорная борьба и поражение якобитов и их союзников описаны в книге Е. Черняка «Пять столетий тайной войны. Из истории секретной дипломатии и разведки» .

Интересно и другое: нельзя сводить движение крестоносцев к ордену рыцарей Храма. Истории известны и Мальтийские рыцари, и рыцари Иоанна Иерусалимского, и др.

Существует даже теория христианско-рыцарского масонства. Один из ee основателей, шотландский дворянин Михаил Рамзэ (Ramsay) говорил: «Масонский орден возник в Палестине в эпоху Крестовых походов, когда под сводами Иерусалимского храма были найдены тайные символы древней священной науки; рыцари Иоанна Иерусалимского вступили в масонские ложи и передали им свое имя («Ложи св. Иоанна»)…» . Затем из Палестины масонство, по мнению М. Рамзэ, перешло посредством крестовых походов в Германию, Италию, Испанию, Францию и дошло до Шотландии, где в 1286 г. было образована первая, Кильвингская, ложа под управлением лорда — правителя Шотландии Джеймса.

На наш взгляд, вряд ли справедливо утверждение о том, что масонство возникло на базе ордена рыцарей Храма. Процесс формирования масонского движения происходил самостоятельно, без какой-либо примеси извне. Однако в последующем мы обнаруживаем между масонством и орденами рыцарей определенные формы сотрудничества и взаимопроникновения. Это касается и области традиций и ритуалов. Указанные формы, безусловно, не лежат на поверхности, и выкристаллизовать их - дело достаточно трудное, хотя и не безнадежное. В какой-то мере этому препятствует и то обстоятельство, что в разные времена появилось много организаций, не имеющих ничего общего с масонами, но использующих атрибутику и ритуалы масонства. Однако оспорить и опровергнуть существование так называемых «псевдомасонов» не менее трудное занятие. Вот что по этому поводу пишет А. Клизовский: «Одной из отличительных особенностей масонских организаций есть то, что они никогда не выступают открыто, никогда не опровергают, никогда не отвечают ни на похвалу, ни на нападки. И если пишущий эти строки выступает в защиту не масонства, но истины, то лишь потому, что он не масон. Принадлежность к масонской организации лишила бы его этой возможности, ибо это противоречило бы масонской этике» . Оставим эти утверждения на совести автора, особенно в части «защиты не масонства». Известны изречения классиков о субъективных образах объективного мира и о том, что жить в обществе и быть свободным от него нельзя.

Что касается атрибутики и обрядов масонства, то история знает немало примеров такого заимствования. Так, в 1920 г. Гитлер утвердил флаг НСДАП - красное полотнище и на нем белый круг с черной свастикой. Красный цвет гитлеровцы «позаимствовали» у рабочих партий, а свастику у нацистов венских кружков. В свою очередь, немецкое приветствие (правая рука с силой выбрасывалась кверху) они взяли у итальянских фашистов, которые называли это же приветствие «римским» .

Не лучше обстоит дело и с большевистской символикой. В литературе было высказано мнение о том, что пятиконечная звезда, введенная в оборот создателем Красной Армии Л. Троцким, относится к общепринятым символам масонства и имеет связь с традицией каббалы. Серп и молот также являются магическими знаками. Серп - символ смерти, убийства, неминуемой гибели. Молот (молоток) - классический масонский знак власти над камнем (камень - символ человека) . Пока мы лишь ограничимся этим мнением, без какого-либо комментария.

Итак, первая Великая масонская ложа возникла в Англии в начале XVIII века. Ее создатели не преследовали широких реформаторских и философских целей. Главная задача ложи - объединение нескольких разрозненных лондонских масонских обществ. В 17 г. король Георг I после усмирения восстания якобитов торжественно въехал в Лондон. Руководители четырех лож приняли решение сплотиться вокруг одного Великого Мастера (Гроссмейстера) как центра единения и гармонии. Этот исторический факт описан масоном Андерсоном в «Новой Книге масонских конституций», второе издание которой вышло в 1738 г. Было также принято решение о ежегодном проведении собраний всех четырех лож и каждые три месяца - собрания Великой ложи. Первым Великим Мастером (Гроссмейстером) был избран дворянин Антон Сойэр, а капитан Джордж Элиот и столяр Яков Ламболь - великими надзирателями16.

На Великую Лондонскую ложу обратили внимание члены Королевского общества. Кстати, одним из первых (третий по счету) ее руководителей был доктор права и придворный проповедник принца Уэльского - Теодовил Дезагюльэ. После него на должность Великого Мастера был избран доктор Стэкли.

Первые руководители масонской ложи были нетитулованными лицами. В последующем на эту должность избираются лица, не ниже звания сквайра (сельского дворянина).

В сочинениях о масонстве излагаются основные принципы масонского движения. Это - Братство, Верность, Молчание. В эпоху своего ренессанса масонство преследовало утопическую цель - объединение под своим «знамением» всего человечества.

Интересны обязанности английского масонства, изложенные в «Новой Книге Конституций». В частности, в §2 Книги говорится: «Масон является мирным подданным гражданской власти, где бы ни приходилось ему жить и работать. Он не примет участия ни в каких замыслах против мира и блага народа». Особое внимание в Книге уделяется религиозному вопросу. Существует утверждение о принадлежности масонов к всеобщей религии. Однако это - тема следующей встречи с читателем.

В начале 50-х годов XVIII столетия произошел «великий раскол» в английском масонском движении. Была образована «Великая Английская Ложа Старых Уставов», которая претендовала на новый масонский центр. В литературе лишь высказаны гипотезы о таком расколе, хотя при этом отмечается, что истинные причины указанного раздвоединия остаются до сих объектом человеческого воображения. Одна из гипотез - различие между старым якобитским и новым оранжистским масонством. В реальной же действительности это различие получило отражение главным образом в ритуале.

9. Дуглас Р. Спор о Сионе. Иоганнесбург, 1986. С.387.

10. Гочев Т. Бюро доктора Делиуса. С.28.

11. Черняк Е.Б. Пять столетий тайной войны. Из истории секретной дипломатии и разведки. М., 1991. С. 150-163, 178-185.

12. Гочев Т. Бюро доктора Делиуса. С.29-30.

13. Клизовский А. Правда о масонстве. С.5.

14. Мельников Д., Черная Л. Преступник номер 1. Нацистский режим и его фюрер. М., 1982. С.49.

15. Священник Родион. Русское православие и масонство. С.12-13.

16. Гочев Т. Бюро доктора Делиуса. С.17.

Масонство – не религия, не сверхсекретное общество, не форум, не армия и не собрание. Это – орден наподобие рыцарского; братство людей, объединенных общими идеями, тайнами и замыслами.

Намерения их, между тем, не так уж и коварны, как об этом любят сообщать в разоблачительных статьях и мистических документальных фильмах. Так кто такие масоны?

Масоны – не пережиток прошлого, они открыто существуют по сей день и не скрывают своей принадлежности и взглядов.

Всего в современном мире насчитывается порядка пяти миллионов представителей братства . Территориально большая их часть находится в Америке и Англии (около 50%), остальные распределились по всему миру.

Быть масоном – не значит быть тайным шпионом. Если ваш сосед является членом ордена, он может спокойно заявить об этом, подстригая газон или сидя на дружеских посиделках. Впрочем, распространяться о секретах братства он вряд ли станет, как ни пытайте.

Кто такие вольные каменщики и причем тут масоны?

Официальное становление масонства началось ровно 300 лет назад, в 1717 году. Именно тогда в Лондоне появилась первая Великая ложа, доминирующая над остальными сообществами.

Однако тайные профессиональные гильдии появились еще в 13-14 веке, и поначалу их наполняли люди совершенно простые и необразованные, настоящие вольные каменщики – строители средневековых соборов.

Самый первый храм, по легенде, был построен по приказу царя Соломона. Тот был так доволен работой зодчих, что выдал им особую привилегию – полную свободу от налогов.

Слава о величайших строителях быстро разлетелась по миру, и их стали приглашать в разные города и веси для воздвижения соборов (с теми же приятными, «вольными» условиями).

Каменщики бродили по странам беспрепятственно – для строителей храмов не существовало границ и визового режима. Всю награду делили строго поровну, а для ограждения себя от самозванцев придумали тайные символы и ритуалы.

Ординарный рабочий класс, состоящий из неграмотных каменотесов и архитекторов, единственный из всех мог вольготно передвигаться по Европе: благодаря особым навыкам в строительстве храмов из необработанного камня им были рады везде.

Они обладали ценными познаниями в геометрии и астрономии и имели представление о законах божественного – это выделяло вольных каменщиков из общей массы.

При строительстве соборов, мастера и ученики проповедовали идеалы братства, дружбы и равенства, легшие в основу масонских заветов.

Они объединялись в гильдии и проводили собрания в специальных ложах. Началось все со строительства храмов божьих, но затем их идеи перетекли в символичное строительство новой жизни, основанной на морали и добродетели.

Считается, что именно на базе гильдии каменотесов образовался орден, в ряды которого стали принимать великих мужей, весьма далеких от архитектуры . Во-всяком случае, сами масоны считают себя последователями и преемниками «вольных каменщиков».

До сих пор их главными символами остаются наугольник и циркуль (главные атрибуты средневекового зодчества), соединенные в причудливый ромб.

Почему масонов считают великими заговорщиками

К началу Эпохи просвещения в круг масонов входило множество величайших ярких умов. Это были ученые, писатели, творцы, политические лидеры.

В разное время в ложах присутствовали Бенджамин Франклин, Вольтер, Генри Форд, Уинстон Черчилль, Джордж Вашингтон и Моцарт.

Это была одновременно и религия (с собственной легендой о Хираме Абиффе, строителе самого первого храма, несправедливо убиенном тремя завистливыми младшими работниками), и тайная, влиятельная политическая партия (которой приписывают сотни заговоров по изменению мира).

Властолюбивые особы и бюрократы мечтали уничтожить масонов. Отчасти потому, что главным приоритетом для тех была и остается свобода воли. Их учения и принципы, близкие к идеалам революционеров, мешали как церкви, так и избранному правительству.

Вместе с тем, в руках масонской ложи концентрировалась огромная власть – в нее входили самые влиятельные люди эпохи, которые могли на местах внедрять идеи братства.

В 18 веке масонов стали преследовать, с годами приписывая тем множество интриг и нелицеприятных фактов, от поклонения дьяволу до разорения Ватикана, от заговоров с евреями до убийства принцессы Дианы.

Уничтожить их так и не смогли, но в конце 19 века обязали публиковать полные списки членов ордена.

Символика и идеи масонства

Все масоны – мужчины. Это исключительно верующие люди, среди них нет атеистов. Франкмасонство издревле опирается на монотеистические верования (в единую высшую силу), не выделяя какую-то конкретную религию.

Кроме того, в основу современного масонства легли регламенты и принципы тех самых «вольных каменщиков».

Масоны выделяют себя особыми символами, чтобы члены братства легко могли узнать друг друга . Нередко они носят кольца со специальными гравировками, украшают одежду странными надписями и нашивками и «особенным образом» пожимают руку.

Они проходят мистический обряд посвящения (в котором им приходится «умирать» и трижды «воскресать»), дают присягу и борются за своих братьев до последнего (даже отказываются свидетельствовать против них на судебных разбирательствах).

Масоны отдельных городов объединяются в местные ложи с самоуправлением, которые ненавязчиво контролируются Великой Ложей, имеющейся в каждой стране.

Масон считается свободным и добровольным строителем новой, основанной на добродетелях жизни. Человеком с незамутненным разумом и благородными помыслами, противостоящим нападкам фанатиков, деспотов и невежд.