Мой город сказки для второй младшей группы. Стихи, рассказы, сказки для чтения детям в летний период во второй младшей группе

Проект «Волшебный мир сказок»

(младшая группа)

Технологическая карта проекта

Вид проекта : групповой, художественно-эстетический.

Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Продолжительность : краткосрочный - 2 недели

Актуальность.

Сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества. А в век технического прогресса, когда чтение художественных литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах, просмотр мультфильмов, происходит понижение освоения детьми духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. Актуальность состоит в том, что данный проект сочетает в себе средства и способы развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей.

Проблема современного общества: приобщение детей к традиционному русскому фольклору. Известно, что в устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.

Дети знают мало русских народных сказок.

Цель проекта: создать условия для приобщения детей к устному народному творчеству посредством сказок через различные виды деятельности.

Задачи проекта:

Обучающие:

    Познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках.

    Формировать желание быть похожими на положительных персонажей сказок.

Развивающие:

          Обогащать словарь детей, развивать устную речь.

          Развивать выразительную речь через участие детей в драматизациях, кукольных, настольных театрах.

Воспитывающие:

                Воспитывать интерес к сказкам; прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.

                Воспитывать умение слушать взрослого, выполнять соответствующие действия, предложенные воспитателем.

Предполагаемые результаты:

Сформирован интерес к устному народному творчеству- сказкам.

Дети имеют представления и знания о многих русских народных сказках, знают их содержание.

Умеют через имитацию образа героев сказок различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.
- Дети увереннее участвуют в инсценировке сказок.

Обогащение словарного запаса.

Продукт проекта:

    Оформление выставки книг детей «Наши любимые сказки»

    Создание с родителями книги «Зарисовки любимой сказки»

    Лэпбук «В гостях у сказок»

    Презентация проекта на педагогическом совете

Этапы реализации проекта

1 этап: подготовительный (разработка проекта)

Определение проблемы и актуальности проекта;

Постановка цели и задач;

Определение форм и методов работы;

Сбор информации, литературы, дополнительных материалов;

Работа по составлению этапов и плана по реализации проекта; - создание РППС:

    Внести в книжный центр русские народные сказки

    Создание дидактических игр по проекту

    Пополнить музыкально-театральный центр масками для инсценировок сказок, подвижных игр.

    Подобрать картотеки: «Пальчиковые игры на основе сказок»; «Загадки о героях сказки», «Подвижные игры по сказкам»

2 этап: практический (реализация проекта)

Образовательная область

Формы работы с детьми

Социально – коммуникативное развитие

    Дидактические игры: «Расскажи сказку по сюжетам», «Из какой сказки герой», «Узнай, чья тень», «Добро-зло в сказках»

    Музыкально - дидактическая игра "Покажи кто это" (соотносить музыку с персонажами сказок, учить имитировать движения детей)

    Образовательная ситуация «Какие вы сказки?» (формировать интерес детей к сказкам, вызвать желание слушать их).

Познавательное развитие

    Рассматривание иллюстраций к сказкам

    Просмотр любой сказки на выбор детей

    Беседа «Что случилось с колобком, который ушел гулять без спросу?» (правила безопасного поведения)

    Трудовая деятельность: «Покажем Лисичке, как мы трудимся»

Речевое развитие

    ООД по развитию речи «Любимые сказки»

    Показ настольного театра «Колобок»; инсценировки сказок «Репка», «Теремок»

Художественно-эстетическое развитие

    ООД по лепке «Петушок»

    ЧХЛ: чтение на протяжении проекта любимых сказок детей; отгадывание загадок о героях сказок.

    Игра на «Шумелках»

    Совместная деятельность педагога и детей: Конструирование «Избушка для Лисички»

    Постановка сказки «Бабушкин двор» совместно с музыкальным руководителем.

Физическое развитие

Дыхательная гимнастика «Курочка», «Гуси летят»

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Гуси-гуси»

Работа с родителями:

Познакомить родителей с темой проекта

Привлечь родителей:

    к совместной работе с детьми и воспитателем.

    к оформлению книги «Зарисовки любимой сказки»

Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество.

Консультации в информационный уголок:

    «Ценность семейного чтения»

    «Сказка, что она дает детям»

3 этап: заключительный (обобщающий)

    По результатам работы с родителями оформление книги «Зарисовки любимой сказки»

    Организована выставка книг детей «Наши любимые сказки»

    Создание совместно с родителями книги «Зарисовки любимой сказки»

    Инсценировка сказки «Бабушкин двор» при взаимодействии с музыкальным руководителем.

    Создания лэпбука «В гостях у сказок»

Используемая литература:

    Основная общеобразовательной программой дошкольного образования ООП «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

    «Мы живем на Урале» Толстикова О.В.

    «Методика работы со сказкой» Рыжова Л.В.

    «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми» Ульева Е.А.

    «Конспекты комплексно-тематических занятий. Вторая младшая группа». Голицина Н.С.

    «Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию». Коломийченко Л.В., Чугава Г.И., Югова Л.А.

    «Социально - нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет. Конспекты занятий». Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г.

    «Метод проектов в дошкольном образовании». Методическое пособие. Кочкина Н.А.

МКДОУ «Отрадненский детский сад»

Проект «Мир сказки»

Выполнили: воспитатели

2 мл. группы

Володина Н.С.

Алтмишова Т.В.

Пос. Отрадное 2017 год

Проект «Мир сказки»

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

Срок реализации проекта: 3 месяца

Участники : дети второй младшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.

Цель: развитие речи и творческих способностей детей на основе ознакомления с художественной литературой.

Задачи: коррекционно-образовательная; коррекционно-развивающая; коррекционно-воспитательная.

Актуальность проекта : В настоящее время наша страна переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в перестройке экономики и смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, толерантности, гражданственности, патриотизме.
В век технического прогресса, когда чтение литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах, просмотр мультфильмов с такими персонажами, как «смурфики», «фиксики», «смешарики», «супергерои», происходит понижение освоения детьми духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта.

Актуальность темы: приобщение детей к традиционному русскому фольклору. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает впечатления о ней. В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Данный проект поможет развить у детей устную речь, воображение, повлияет на духовное развитие, научит определенным нравственным нормам.
Проблема проекта :

Трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине.

Слабо развиты творческие способности детей.

Цель: развитие интереса детей к русским народным сказкам и сказкам зарубежных писателей, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.
Планируемый результат :

    Формирование интереса к чтению художественной литературы.

    Повышение уровня развития литературной речи.

    Развитию умения испытывать сострадать, сочувствовать, радоваться.

    Формирование отношения детей к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов.

Ожидаемые результаты:
1. Дети познакомятся с русскими народными сказками и сказками зарубежных писателей.
2. У воспитанников повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций.
3. Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать добро и зло, характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.
4. Повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас.
5. Совместная деятельность будет способствовать сближению родителей с детьми.
6. Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.

План реализации проекта.
1. Знакомство с произведениями: «Репка», «Колобок», Курочка Ряба», «Айболит», «Теремок» и др.
2. Прослушивание звукозаписей детских сказок.
3. Рассматривание иллюстраций по сказкам.

4. Дидактические игры. «Расскажи по картинкам: Теремок» «Расскажи по картинкам: Репка», «Расскажи по картинкам: Колобок», «Расскажи по картинкам: В деревне», «Расскажи по картинкам: родная природа», «Играем в сказку «Три поросёнка», «Лото. Герои русских сказок», «Тематический словарь в картинках. Любимые герои сказок: Волк и козлята».

5. Лепка на тему «Колобок».
6. Раскрашивание раскрасок по иллюстрациям к любимым сказкам.

7. Рисование сказочных персонажей: колобок, репка, следы зверей.

8. Изготовление настольного театра по сказке «Колобок». (приобщение родителей).
9. Показ настольного театра по сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».

10. Игры - драматизации по произведениям.

11. Разработка «Плана по благоустройству детской игровой площадки» на тему: «Волшебная страна гномов».

12. Благоустройство детской игровой площадки совместно с родителями воспитанников
13. Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей»

14. Организация книжной выставки «Добрые сказки» совместно с родителями воспитанников.
15. Развлечение «Путешествие в мир сказок»
16. НОД по теме «В гости к сказке».

Сроки реализации проекта. 1 этап (подготовительный) -
01.06.17-30.06.17
2 этап (основной) -
01.07.17-31.07.17
3 этап (заключительный) -
01.08.17-31.08.17
Исполнители проекта:
1. Педагоги второй младшей группы №5 «Гномики».
2. Дети второй младшей группы №5 «Гномики».
3. Родители воспитанников.

План реализации проекта: 1 этап (подготовительный) 01.06.17-30.06.17г.

    Подготовка иллюстрированных книг с русскими народными сказками.

    Оформление книжного уголка.

    Подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр.

4. Беседа с детьми, что можно почитать, где взять книгу, каких писателей дети знают.

5. О прос детей «По страницам сказок»;

6. Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей».

7. Определение темы, целей, задач, содержания проекта, прогнозирование результатов;
8. обсуждение проекта с участниками, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

НОД : «Русские народные сказки» Колобок. Курочка Ряба. Морозко. Царевна-лягушка. Василиса Прекрасная. Крошечка-Хаврошечка. По щучьему веленью. Русские народные сказки о животных и волшебные сказки. сказки из сборника Афанасьева А. Жар-птица и Василиса-царевна. Морской царь и Василиса Премудрая (и другие) Толстой Л. Три медведя Ершов П. Конек-Горбунок Пушкин А. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

2 этап (основной «Информационно-творческий» ) 01.07.17-31.07.17г.

    Развивающие игры: «Колобок», «Лиса и заяц», «Черепаха», «Грибочки»

    Развлечение для детей 2 младшей группы «Путешествие на летний луг»

    Посещение театрального представления

НОД: Барто А. Собрание сочинений в 3 т. Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья. Каникулы в Простоквашино Чуковский К. Айболит. Бармалей. Бибигон. Мойдодыр. Муха-Цокотуха. Путаница. Токмакова И. Стихи. Счастливо, Ивушкин. В стране «Нигде и никуда» .

    Подвижные игры: «Великаны- карлики»,« Послушные листья», «Найди такой же листочек», « Мое любимое дерево», «Кто быстрее добежит до березы», « Море волнуется», « Пузырь», «Шарик», «Ква-ква-ква».

    Дидактические игры: «Путешествие по русским народным сказкам», «Шкатулка со сказками», «Помоги Колобку», « Расскажи сказку по картинкам»

    Просмотр русских народных сказок

    Спектакли в детском саду «Теремок на новый лад», «Айболит»

Содержание деятельности педагога:

С детьми:
-беседы «Какие сказки я знаю»;
-знакомство со сказками «Колобок», «Репка», «Теремок», «Айболит»;
-рассматривание иллюстраций к сказкам;
-организация и проведение занятий по лепке по данной теме;
-организация и проведение занятий по рисованию по данной теме;
-инсценировка сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», «Айболит», «Курочка Ряба».
С родителями:
- консультация «Роль сказки в воспитании детей»;
- наглядно-информационное
сотрудничество «Что и как читать дома детям»;
Содержание деятельности родителей :

Помощь в организации тематического благоустройства детской игровой площадки (озеленение, изготовление различных декоративных элементов совместно с детьми).

Помощь в изготовлении детских костюмов для проведения театрализованной деятельности и др.

Помощь в проведении конкурса фотографий «Что мы Родиной зовём».

3 этап (заключительный) 01.08.17-31.08.17г.

    Коммуникативная игра. «Из какой сказки герой?», «Кто лишний?» , «Как называется дерево?», «Найди и назови», «Что это», «Найди такой же», «Солнышко и дождик.», «Мальчик разоряет гнездо у птичек», «Чудесный мешочек».

    Сюжетно – ролевая игра: «Компот из фруктовдля лесных зверушек», «В гости к лисичке», «Сварим Петушку Кашку».

    Развлечения во второй младшей группе «Мы уже большие»

3.Совместная работа родителей и детей :

    Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.

    Подготовка костюмов к театральной деятельности

    Подготовка детской игровой площадки к обще садовому конкурсу детских площадок

Результаты проекта: реализация системы мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное и художественно- эстетическое воспитание, развитие любознательности и познавательной активности, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков.

1. Дети познакомились с творчеством детских авторов, речь стала выразительной, дети стали внимательнее относится друг к другу, проявлять заботу о тех, кто рядом.
2. Воспитанники используют полученные знания в своих творческих работах.
3. Развитие творческих способностей и любознательности у детей.
4. Родители активно принимали участие в ознакомлении детей с русскими народными сказками.

5. Фотографии детей в летний период.

6. Закончено тематическое оформление детской игровой площадки.

7. развлечение по теме «Путешествие в мир сказок»;

    НОД по теме «В гости к сказке», чтение детям (Пляцковский М. Букашка, которая хотела стать большой», «Непонятливый львенок», «Помощник», «Как щенок Тявка учился кукарекать», «Конкурс красоты», «Как утенок Крячик свою тень потерял», «Ромашки в январе», «Трудное задание», Бианки В. «Рассказы о животных» («Мышонок Пик», «Парад животных», «Первая охота» и другие, Киплинг Р. «Слоненок», «Просьба кенгуру»,»Рикки-Тикки-Тави», Линдгрен А. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше. Карлсон вернулся. Карлсон опять шалит», Успенский Э. «Про мальчика»).

    выставка рисунков «Мой любимая игрушка», «Мой любимый сказочный герой»;

    организована книжная выставка: «Добрая сказка» .

    повторный опрос детей и анкетирование родителей;

    инсценировка сказки «Курочка ряба», «Айболит», «Теремок», «Репка»

    показ настольного театра по сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».

    анализ полученных результатов.

Отчет о проведении проекта.

В летний период с 01 июня 2017г. по 31 августа 207 г. мы, воспитатели Володина Н.С. и Алтмишова Т.В. совместно с музыкальным руководителем Е.И проводили проект во 2-ой младшей группы «Рябинка».
На протяжении всего этого времени была проведена огромная работа и с родителями наших воспитанников и, конечно, с детьми.
I этап нашего проекта был подготовительный, где мы проводили опрос, анкетирование родителей на тему «Роль сказки в воспитании ребенка», потом согласно анализу этих анкет были даны рекомендации родителям и проведена консультация на тему «Читайте детям чаще». На этом этапе проекта мы определялись с целями, задачами, прогнозировали результаты нашего проекта.
II этап – основной, самый плодотворный и содержательный. Здесь роль отводилась практической работе. Уже согласно поставленным целям и задачам, мы знакомили детей с русскими народными сказками «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба» и т.д. Прослушивали звукозаписи детских сказок. Играли в дидактические игры по мотивам русских народных сказок, разгадывали загадки, собирали пазлы. Совместно с родителями организовали творческий конкурс рисунков на тему «Мой любимый сказочный герой». Самой эффективной в нашей работе была театрализованная деятельность. Совместно с музыкальным руководителем мы ставили инсценировки сказок. Ведь, только через имитацию образов героев дети научились различать добро и зло, характеризовать поступки героев, поведение, выражать эмоции и понимать чувства других. Увеличился словарный запас детей.
III этап – заключительный. Мы подводили итоги, достигли ли мы поставленных целей, насколько проект дал результаты, необходимо ли в будущем проводить аналогичные проекты и.т.д. И пришли к выводу, что проектная деятельность очень эффективна в своей работе. Здесь участвуют не только воспитанники, но и родители, что способствует их сближению. Повысилась доля детей с развитой речью. У детей повысился интерес к рассказыванию сказок, они стали более эмоциональными.
В апреле мы участвовали в районном семинаре на тему проектной деятельности. И как итоговое мероприятие показали инсценировку сказки «Курочка Ряба».

Фотоотчет работы по проекту:

Оформление книжной выставки «Добрая сказка»


Организация конкурса фотографии «Что мы Родиной зовём»


Рисование любимого персонажа добрых сказок «Колобок»


Рассматривание иллюстраций по сказкам, дидактические игры. «Расскажи по картинкам

Драматизация сказки «Колобок»


Театрализованная деятельность. «Айболит»




Разработка «Плана по благоустройству детской игровой площадки» на тему: «Волшебная страна гномов».




Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,

Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом
свете
Станет легче людям жить
.

Литература

1. «Приобщение детей к художественной литературе» авт. В.В. Гербова Программа и методические рекомендации Москва-Синтез, М., 2008 год Для занятий с детьми 2 – 7 лет,Издание 2-е исправленное и дополненное

2. «Оздоровительная гимнастика» (3 -7 лет) авт. Л.И. Пензулаева Для детей 3-7 лет. Издательство Мозаика – Синтез, Москва 2010 г. Комплексы оздоровительной гимнастики

3. «Сборник подвижных игр» авт. Э.Я. СтепаненковаОбразовательная область «Физическая культура». Издательство Мозаика-Синтез, М. 2011 год Пособие для педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми 2 – 7 лет

4. « Развитие игровой деятельности» авт. Н.Ф. Губанова. Система работы во второй младшей группе детского сада (3+) Мозаика-Синтез, Москва 2009 год, 2010 г.

    Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду [Текст] / О.И.Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А.Майер. – Москва: Сфера, 2005. – 144 с.

    Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей [Текст] / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С.63.

    Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е.С.Евдокимова. – Москва: Сфера, 2005. – 96 с.

    Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект [Текст]/ О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – Москва: Сфера, 2005. – 80 с.

    Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду [Текст]/ Под ред. Т.С. Яковлевой. – Москва: Школьная пресса, 2006. – 233с.

    Моргунова, О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ [Текст]/ О.Н. Моргунова. – Воронеж: ИкМА, 2005 – 127 с.

    Ширяева, И. Закаливание детей [Текст]/ И. Ширяева // Ребенок в детском саду – 2001. - № 6. – С.26-27.

    Бедерханова В.П. «Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых». Книга для педагогов дошкольных учреждений. М., 1995 г.

    Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. «Дети, взрослые и мир вокруг». М., 1993г.

    Давыдова О.И. Работа с родителями в ДОУ.М., 2005г.

    Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья. М., 2001г.

    «Русские народные сказки» в обр. К. Ушинского, А. Макарова. – М., 2003г.

    А. Барто «Я расту» стихи для детей. М., 2012г.

    А. Кольцов, А. Плещеев, А. Толстой «В родном краю» сборник стихов Изд.: «Детская литература. Москва», 2002 г.

    В. Бианки «Рассказы и сказки». Изд. «Самовар», 2011г.

Русская народная сказка «Теремок»

Стоит в поле теремок-теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Никто не отзывается.

Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

— Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?

— А я зайчик-побегайчик.

— Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.

Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

— Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

— Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок — серый бочок, за глянул в дверь и спрашивает:

— Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка. А ты кто?

— А я волчок — серый бочок.

— Иди к нам жить!

Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить.

Вот они все в теремке живут, песни поют.

Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— Я, волчок — серый бочок. А ты кто?

— А я медведь косолапый.

— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок.

Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

— Я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь!

— Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай! Влез медведь на крышу.

Только уселся — трах! — раздавил теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился.

Еле-еле успели из него выскочить:

мышка-норушка,

лягушка-квакушка,

зайчик-побегайчик,

лисичка-сестричка,

волчок — серый бочок, все целы и невредимы.

Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

Русская народная сказка «Колобок»

Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:

— Испеки мне, старая, колобок.

— Да из чего испечь-то? Муки нет.

— Эх, старуха! По амбару помети, по сусечкам поскреби — вот и наберётся.

Старушка так и сделала: намела, на скребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.

Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол — да к двери, прыг через порог в сени, из се ней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

— Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.

Заяц уши поднял, а колобок запел:

— Я колобок, колобок!

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

От тебя, зайца,

Не хитро уйти.

Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:

— Колобок, колобок! Я тебя съем!

— Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою.

И колобок запел:

— Я колобок, колобок!

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл.

От тебя, волка,

Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идёт, хворост ломает, кусты к земле гнёт.

— Колобок, колобок, я тебя съем!

— Ну, где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше мою песенку.

Колобок запел, а Миша и уши разве сил.

— Я колобок, колобок!

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён.

В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От тебя, медведь,

Полгоря уйти.

И покатился колобок — медведь только вслед ему посмотрел.

Катится колобок, а навстречу ему лиса: — Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!

Колобок рад, что его похвалили, и за пел свою песенку, а лиса слушает да всё ближе подкрадывается.

— Я колобок, колобок!

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён.

В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От медведя ушёл,

От тебя, лиса,

Не хитро уйти.

— Славная песенка! — сказала лиса. — Да то беда, голубчик, что стара я стала — плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек.

Колобок обрадовался, что его песен ку похвалили, прыгнул лисе на морду да и запел:

— Я колобок, колобок!..

А лиса его — ам! — и съела.

Русская народная сказка «Три медведя»

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит — в домике никого нет — и вошла.

В домике этом жили три медведя.

Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый.

Другой была медведица. Она была по меньше, и звали её Настасья Петровна.

Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михаилы Иванычева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка была Мишуткина.

Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлёбка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у сто ла три стула: один большой — Михайлы Иванычев, другой поменьше — Настасьи Петровнин и третий маленький, с синенькой подушечкой — Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул — на нём было неловко; потом села на маленький стульчик и за смеялась — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлёбку и стала качаться на стуле.

Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и по шла в другую горницу.

Там стояли три кровати; одна большая — Михайлы Иванычева, другая средняя — Настасьи Петровны, а третья маленькая — Мишуткина. Девочка легла в большую — ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать.

Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом: — Кто хлебал в моей чашке? Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:

— Кто хлебал в моей чашке?

А Мишутка увидел свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:

— Кто хлебал в моей чашке и всё вы хлебал?

Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

— Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?

Мишутка увидел свой стульчик и про пищал:

— Кто сидел на моём стуле и сломал его?

Медведи пришли в другую горницу.

— Кто ложился в мою постель и смял её? — заревел Михайло Иваныч страшным голосом.

— Кто ложился в мою постель и смял её? — зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька подставил скамеечку, по лез в свою кроватку и запищал тонким голосом:

— Кто ложился в мою постель?..

И вдруг он увидел девочку и завизжал так, как будто его режут:

— Вот она! Держи! Держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!

Он хотел её укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали её.

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

— У меня избушка светлая, а у тебя тёмная! У меня светлая, а у тебя тёмная!

Пришло лето, у лисы избушка растаяла.

Лиса и просится к зайцу:

— Пусти меня, заюшка, хоть на дворик к себе!

— Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?

Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил её к себе на двор.

На другой день лиса опять просится:

— Пусти меня, заюшка, на крылечко.

Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко.

На третий день лиса опять просит:

— Пусти меня, заюшка, в избушку.

— Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Просилась, просилась, заяц пустил её в избушку. Сидит лиса на лавке, а зайчик — на печи.

На четвёртый день опять лиса просит:

— Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!

— Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Просила, просила лиса да и выпросила — пустил её заяц и на печку.

Прошёл день, другой — стала лиса зайца из избушки гнать:

— Ступай вон, косой. Не хочу с тобой жить!

Так и выгнала.

Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слёзы утирает.

Бегут мимо собаки:

— Тяф, тяф, тяф! О чём, заинька, плачешь?

— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик,— говорят собаки.— Мы её выгоним.

— Нет, не выгоните!

— Нет, выгоним! Подошли к избушке:

— Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон! А она им с печи:

— Как выскочу,

Как выпрыгну —

Пойдут клочки

По заулочкам!

Испугались собаки и убежали.

Опять сидит зайчик и плачет.

Идёт мимо волк:

— О чём, заинька, плачешь?

— Как же мне не плакать, серый волк? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик,— говорит волк,— вот я её выгоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь.

— Нет, выгоню.

— Уыыы... Уыыы... Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

— Как выскочу,

Как выпрыгну —

Пойдут клочки

По заулочкам!

Испугался волк и убежал.

Вот заяц опять сидит и плачет.

Идёт старый медведь.

— О чём ты, заинька, плачешь?

— Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорит медведь, — я её выгоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал. И ты не выгонишь.

— Нет, выгоню.

Пошёл медведь к избушке и зарычал:

— Рррр... ррр... Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

— Как выскочу,

Как выпрыгну —

Пойдут клочки

По заулочкам!

Испугался медведь и ушёл.

Опять сидит заяц и плачет.

Идёт петух, несёт косу.

— Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чём ты плачешь?

— Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне да меня же и выгнала.

— Не горюй, заинька, я тебе лису вы гоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал, старый медведь гнал, гнал — не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.

— Нет, выгоню.

Пошёл петух к избушке:

— Ку-ка-ре-ку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи,

Пошла, лиса, с печи!

Услыхала лиса, испугалась и говорит:

— Одеваюсь...

Петух опять:

— Ку-ка-ре-ку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи,

Пошла, лиса, с печи!

А лиса говорит:

— Шубу надеваю...

Петух в третий раз:

— Ку-ка-ре-ку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи,

Пошла, лиса, с печи!

Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать.

А заюшка с петухом стали жить да по живать.

Русская народная сказка «Маша и Медведь»

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Собрались раз подружки в лес — по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.

— Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

— Иди, только смотри от подружек не отставай — не то заблудишься.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.

Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит — стоит избушка. Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкну ла она дверь, дверь и открылась.

Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку. Села и думает:

«Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?..»

А в той избушке жил большущий мед ведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

— Ага,— говорит,— теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.

Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.

— А если уйдёшь,— говорит,— всё равно поймаю и тогда уж съем!

Стала Машенька думать, как ей от мед ведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти — не знает, спросить не у кого...

Думала она, думала и придумала.

Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:

— Медведь, медведь, отпусти меня на денёк в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.

— Нет,— говорит медведь,— ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу!

А Машеньке того и надо!

Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

— Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

— Ладно,— отвечает медведь,— давай короб!

Машенька говорит:

— Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик!

Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками по ставила.

Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню.

Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шёл- шёл, устал и говорит:

А Машенька из короба:

— Вижу, вижу!

Неси бабушке, неси дедушке!

— Ишь какая глазастая,— говорит мед ведь,— всё видит!

— Сяду на пенёк, съем пирожок!

А Машенька из короба опять:

— Вижу, вижу!

Не садись на пенёк, не ешь пирожок!

Неси бабушке, неси дедушке!

Удивился медведь.

— Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!

Встал и пошёл скорее.

Пришёл в деревню, нашёл дом, где де душка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:

— Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принёс.

А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.

— Что это в коробе? — говорит бабушка.

А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит — живёхонька и здоровёхонька.

Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

Русская народная сказка «Волк и козлята»

Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть травку шелковую, пить воду студёную. Как только уйдёт — козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят.

Воротится коза, постучится в дверь и запоёт:

— Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Бежит молоко по вымечку.

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдёт в лес, а козлята запрутся крепко-накрепко.

Волк подслушал, как поёт коза.

Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:

— Вы, детушки!

Вы, козлятушки!

Отопритеся,

Отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молока принесла.

Полны копытцы водицы!

Козлята ему отвечают:

Волку делать нечего. Пошёл он в кузницу и велел себе горло перековать, чтобы петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст.

Вот приходит коза и стучится:

— Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла — молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлята впустили мать и давай рас сказывать, как приходил волк, хотел их съесть.

Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:

— Кто придёт к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберёт всего, что я вам причитываю, дверь не отворяйте, никого не впускайте.

Только ушла коза — волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:

— Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла — молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козлёночек схоронился в печке.

Приходит коза. Сколько ни звала, ни причитывала — никто ей не отвечает. Видит — дверь отворена. Вбежала в избушку — там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козлёночка.

Как узнала коза о своей беде, как се ла она на лавку — начала горевать, горько плакать:

— Ох вы, детушки мои, козлятушки!

На что отпиралися-отворялися,

Злому волку доставалися?

Услыхал это волк, входит в избушку и говорит козе:

— Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдём лучше в лес, погуляем.

Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костёр горел.

Коза и говорит волку:

— Давай, волк, попробуем, кто пере прыгнет через яму?

Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул да и свалился в горячую яму.

Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да — прыг к матери!

И стали они жить-поживать по-прежнему.

ПРИЛОЖЕНИЕ

СТИХИ, РАССКАЗЫ, СКАЗКИ для чтения детям в летний период во второй младшей группе

В. Берестов

Веселое лето

Лето, лето к нам пришло!

Стало сухо и тепло.

По дорожке Прямиком Ходят ножки Босиком.

Кружат пчелы,

Вьются птицы.

А Маринка веселится.

Увидала петуха:

Вот так чудо! Ха-ха-ха!

Удивительный петух:

Сверху - перья, снизу - пух!

Увидала поросенка,

Улыбается девчонка:

Кто от курицы бежит,

На всю улицу визжит,

Вместо хвостика крючок,

Вместо носа пятачок,

Пятачок

Дырявый,

А крючок Вертлявый?

А Барбос,

Рыжий irec,

Насмешил ее до слез.

Он бежит не за котом,

А за собственным хвостом.

Хитрый хвостик вьется,

В зубы не дается.

Пес уныло ковыляет,

Потому что он устал.

Хвостик весело виляет:

«Не достал! Не достал!»

Лето, лето к нам пришло!

Стало сухо и тепло.

По дорожке Прямиком Ходят ножки Босиком!


Б. Житков


Храбрый утенок

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку около куста, а сама уходила.

Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.

Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траву. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.

А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала.

После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять.

Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: «Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят».

Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.

Однажды к утятам пришел в гости их сосед, маленький утенок Алеша.

Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться.

Ну и храбрецы!- сказал он.- Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.

Ты хвастаешь,- сказали утята.- Завтра ты первый испугаешься и побежишь.

На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла.

Ну, смотрите,- сказал смелый Алеша,- сейчас я буду драться с вашей стрекозой.

Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза.

Прямо сверху она полетела на тарелку.

Утята хотели убежать, но Алеша не испугался.

Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алеша схватил ее клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.

С тех пор она никогда не прилетала в сад и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алешу за то, что он спас их от стрекозы.

Н. Павлова

Земляничка

Светит солнышко. На поляне созрела ягодка земляничка.

Увидал ее комар и запищал: «Ягодка созрела: красная, душистая!»

Услышала комара птичка, полетела на поляну.

Хочет съесть земляничку.

Услышала комара мышка, побежала на поляну.

Хочет съесть земляничку.

Услышала комара лягушка, поскакала на поляну.

Хочет съесть земляничку.

Услышала комара змея, поползла на поляну.

Хочет съесть земляничку.

Набежала на солнышко туча. Увидел ее комар и запищал: «Дождь пойдет: мокрый, холодный!»

Услышала комара птичка, скорей - на дерево.

Услышала комара мышка, скорей - в норку.

Услышала комара лягушка, скорей - под листок.

Услышала комара змея, скорей - под корень.

А ягодка земляничка под дождем купается да радуется, что ее никто не тронул.

Г. Снегирев

Проша

Один мальчик, его звали Проша, не любил ходить в детский сад. Мама ведет его утром в детский сад, а Проша спрашивает:

Почему ты меня ведешь?

Мама говорит:

Потому что ты один заблудишься!

Нет, не заблужусь!

Нет, заблудишься!

Проша каждый день с мамой спорил. Раз утром мама говорит ему:

Иди один в детский сад!

Обрадовался Проша и пошел один, без мамы. А мама шла по другой стороне улицы и смотрела - куда он пойдет? Проша не видел маму. Он прошел немножко по улице, остановился и стал смотреть в окно. Он очень любил смотреть в чужие окна.

В этом окне сидела собака. Она увидела Прошу и стала лаять. А Проша совсем не боялся собаки. Правда, он боялся, но немножко: он знал, что собака за стеклом!

Проша становился все храбрей. Сначала он показал собаке язык, а потом стал кидать камушки. Собака на него злилась. Она хотела его укусить, но стекло ее не пускало. Собаку кто-то позвал. Она завиляла хвостом и прыгнула в комнату.

Проша все стоял у окна и ждал. И вдруг видит, открывается дверь - выходит эта собака и с ней девочка. Она ее на цепочке вывела погулять.

Проша хотел побежать - от страха ноги не двигаются. Хотел закричать - тоже не может!

А собака увидела Прошу и как зарычит, зубы оскалила!

Девочка изо всех сил держит собаку и кричит Проше:

Беги! Беги!

Проша закрыл лицо руками и как заревет:

Больше не буду! Не буду дразнить?

Тут подошла Прошина мама, взяла его на руки, и они скорей пошли в детский
сад.

Травкин хвостик

(Эскимосская сказка)

Весной, когда солнышко отогрело тундру и появились на кустах зеленые листочки, вышел на свою первую охоту маленький горностай. Обнюхал он вокруг норы камушки, пожевал мох,- нет, невкусный,- и побежал в тундру.

Вдруг видит - дырка в земле. А из дырки торчит чей-то хвостик.

Это мышка заснула в норке и забыла убрать свой хвостик.

Горностай схватил хвостик зубами и спрашивает:

Хвостик, ты чей?

Я - Травкин хвостик.

А я тебя съем!

А вот и не съешь,- сказал хвостик,- горностаи едят птичек да евражек, а траву не едят.

Пускай не едят,- сказал горностай,- а я буду есть!

Над тобой все звери в тундре станут смеяться,- говорит хвостик.

Ну и пусть смеются,- сказал горностай,- а я все равно тебя съем. «Если я не обману этого глупыша, я погибла,- подумала мышка.- Нет, не

Дамся!» И она сказала:

Ну ладно, ешь меня, горностайчик,- только сначала свой хвостик оторви от земли, а то он у тебя прилип.

Мой хвостик прилип?- испугался маленький горностай.- Не может быть!

А вот посмотри!- сказал Травкин хвостик.

Оглянулся горностай и разжал зубы.

А мышка поскорей убрала свой хвостик в норку и сидит там, посмеивается над глупым горностайчиком.

Травкин хвостик, где ты?- позвал горностай.

Но хвостик ему не ответил.

Заглянул маленький горностай в мышиную норку - нет хвостика! Заглянул за кочку- нет хвостика! Нигде хвостика нет! Только солнышко светит да колы-шатся травинки под ветром.

Так и окончилась первая охота маленького горностая.

(Пересказ В. Глоцера и Г Снегирева.)

3. Александрова

Дождик

К нам на длинной мокрой ножке Дождик скачет по дорожке.

В лужице - смотри, смотри!-

Он пускает пузыри...

Арбуз
Вот какой у нас арбуз -

Замечательный на вкус!

Даже нос и щеки Все в арбузном соке.

О. Высотская

Одуванчик

Уронило солнце Лучик золотой.

Вырос одуванчик,

Первый, молодой.

У него чудесный Золотистый цвет.

Он большого солнца Маленький портрет.


М. Познанская

Ромашка

На лугу у той дорожки,

Что бежит к нам прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке -

Белый с желтеньким глазком.

Я цветок сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела И жужжит, жужжит-«Не тронь!»

Крошка енот и тот, кто сидит в пруду

Однажды Мама Енотиха сказала:

Сегодня луна будет полной и светлой. Крошка Енот, можешь ли ты один сходить к быстрому ручью и принести раков на ужин?

Ну да, конечно,- ответил Крошка Енот.- Я наловлю вам таких раков, каких вы никогда еще не ели.

Крошка Енот был маленьким, но храбрым.

Ночью взошла луна, большая и светлая.

Пора, Крошка Енот,- сказала мама.- Иди, пока ты не дойдешь до пруда. Ты увидишь большое дерево, которое перекинуто через пруд. Перейди по нему

На другую сторону. Это самое лучшее место для ловли раков.

При свете луны Крошка Енот отправился в путь.

Он был такой счастливый! Такой гордый!

Вот он какой -

Пошел в лес Совсем один,

Первый раз в жизни!

Сперва он шел не спеша,

Вскоре Крошка Енот вошел в густой-прегустой лес.

Недалеко от пруда он увидел Толстого Кролика.

Толстый Кролик спал. Он приоткрыл один глаз и вскочил.

Ой, ты меня напугал!- сказал он.- Куда же ты идешь совсем один, Крошка Енот?

Я иду к быстрому ручью!- сказал Крошка Енот гордо.- Это по ту сторону пруда.

Оо-ооо!- сказал Толстый Кролик.- А ты не боишься Его?

Кого мне бояться?- спросил Крошка Енот

Того, кто сидит в пруду,- сказал Толстый Кролик.- Я Его боюсь!

Ну, а я не боюсь!- сказал Крошка Енот и пошел дальше.

И вот наконец Крошка Енот увидел большое дерево, которое было перекинуто через пруд.

Здесь мне надо перейти.- сказал сам себе Крошка Енот.- А там, на другой стороне, я буду ловить раков.

Крошка Енот начал переходить по дереву на ту сторону пруда.

Он был храбрым, но зачем только он повстречал этого Толстого Кролика! Ему не хотелось думать о том, кто сидит в пруду, но он ничего не мог с собой поделать.

Он остановился и заглянул.

Кто-то сидел в пруду!

Это был Он! Сидел там и смотрел на Енота при свете луны.

Он скорчил рожу.

Тот, в пруду, тоже скорчил рожу Что это была за рожа!

Крошка Енот повернул обратно и побежал со всех ног Он так быстро промчался мимо Толстого Кролика, что тот опять испугался.

Крошке Еноту хотелось принести домой раков. Поэтому он взял камень и пошел обратно к пруду.

Может быть, Он уже ушел!- сказал Крошка Енот сам себе.

Нет, Он не ушел.

Он сидел в пруду.

Крошка Енот и виду не подал, что испугался.

Он высоко поднял камень.

Тот, кто сидел в пруду, тоже высоко поднял камень.

Ой, какой это был большой камень!

Крошка Енот был храбрый, но он был маленький. Он побежал со всех ног.

Крошке Еноту хотелось принести домой раков. И вот он взял палку и пошел обратно к пруду.

Может быть, Он успел уйти,- сказал Крошка Енот сам себе.

Нет, Он не ушел!

Крошка Енот не стал ждать. Он поднял вверх свою большую палку и погрозил

Но у Того, в пруду, тоже была палка. Большая-пребольшая палка! И он погрозил этой палкой Крошке Еноту.

Крошка Енот уронил свою палку и побежал.

Не останавливаясь, до самого дома.

Крошка Енот рассказал своей маме все про Того, кто сидит в пруду.

О мама,- сказал он,- мне так хотелось пойти одному за раками! Мне так хотелось принести их на ужин домой!

И ты принесешь! - сказала Мама Енотиха.- Вот что я тебе скажу, Крошка Енот. Вернись назад, но на этот раз...

Не строй рож,

Не бери с собой камня,

Не бери с собой палки!

Что же я должен делать?- спросил Крошка Енот.

Только улыбнуться!- сказала Мама Енотиха.- Пойди и улыбнись Тому, кто сидит в пруду.

И больше ничего?- спросил Крошка Енот.- Ты уверена?

Это все,- сказала мама.- Я уверена.

Крошка Енот был храбрым, и мама была в этом уверена.

И он пошел обратно к пруду.

Может быть, Оп ушел наконец!- сказал Крошка Енот сам себе.

Нет, не ушел.

Он по-прежнему сидел в пруду.

Крошка Енот заставил себя остановиться.

Потом заставил себя заглянуть в воду.

Потом заставил себя улыбнуться Тому, кто сидел в пруду.

И Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ!

Крошка Енот так обрадовался, что стал хохотать. И ему показалось, что Тот, кто сидел в пруду, хохочет, точь-в-точь как это делают еноты, когда им весело.

Он хочет со мной дружить!- сказал сам себе Крошка Енот.- И теперь я могу перейти на ту сторону.

И он побежал по дереву.

Там, на берегу быстрого ручья, Крошка Енот принялся ловить раков.

Скоро набрал столько раков, сколько мог донести.

Он побежал обратно по дереву через пруд.

На этот раз Крошка Енот помахал рукой Тому, кто сидел в пруду.

А Тот махнул ему рукой в ответ.

Крошка Енот мчался домой со всех ног, крепко держа своих раков.

Да! Никогда еще ни он, ни его мама не едали таких вкусных раков. Так сказала Мама Енотиха.

Я теперь могу идти туда совсем один, когда хочешь!- сказал Крошка Енот.- Я больше не боюсь Того, кто сидит в пруду.

Я знаю,- сказала Мама Енотиха.

Он совсем не плохой, Тот, кто сидит в пруду!- сказал Крошка Енот.

Я знаю,- сказала Мама Енотиха.

Крошка Енот посмотрел на маму.

Скажи мне,- сказал он.- Кто это сидит в пруду?

Мама Енотиха рассмеялась.

А потом сказала ему.

(Перевод с английского О. Образцовой.)

Ч. Янчарский

Приключения и путешествия Мишки Ушастика

В МАГАЗИНЕ ИГРУШЕК

Это был магазин игрушек. В магазине на полке стояли и сидели плюшевые мишки.

Был среди них один Мишка, который уж очень долго сидел на полке. Другие мишки быстро попадали в ребячьи руки. Улыбаясь, они выходили с детьми из магазина. А про этого Мишку никто и не спрашивал. Может быть, потому что он стоял в уголке.

Мишке было грустно. Ему тоже хотелось играть с детьми. И от огорчения у него даже опустилось одно ушко.

Не беда!- утешал себя медвежонок.- Сейчас, если сказка влетит мне в одно ухо, она не вылетит из другого.

И вот однажды Мишка нашел на полке красный зонтик. Мишка взял зонтик и смело спрыгнул вниз. Потом он вышел из магазина на улицу. Сперва Мишка немного испугался: на улице были и люди, и машины. Но вскоре он увидел двоих детей - Зоею и Яцека. И сразу перестал бояться. Дети улыбнулись Мишке.

Кого ты ищешь, Мишка?- спросили они.

Я ищу детей.

Так пойдем с нами.

Хорошо!- обрадовался медвежонок.

И они пошли вместе.

ДРУЗЬЯ

Перед домом Зоей и Яцека был двор. Во дворе жили собачка Чернушка и красноперый Петушок.

Мишка вышел погулять. Сразу же к нему подбежала Чернушка. А следом за нею и Петушок.

Здравствуйте!- сказал медвежонок.

Здравствуй!- ответили Чернушка и Петушок,- Мы видели, как ты пришел сюда с Зосей и Яцеком. Почему у тебя опущенное ушко?

Рассказал Мишка, почему у него отвисло ушко.

Не горюй,- утешил его Петушок,- а то у тебя опустится и другое. Мы будем называть тебя Ушастик, Мишка Ушастик. Ладно?

Медвежонку очень понравилось это. Он захлопал в ладоши и закричал:

Я теперь Мишка Ушастик! Я теперь Мишка Ушастик!

А сейчас, Ушастик, мы покажем тебе Зайчика.

Зайчик щипал траву.

Сперва Мишка увидел длинные уши. А затем смешно шевелящуюся мордочку. Зайчик испугался Мишки и... исчез за забором.

Вскоре он вернулся. Ему было стыдно.

Ты напрасно испугался. Зайчик,- сказала Чернушка.- Мы познакомим тебя с нашим новым другом. Его зовут Мишка Ушастик.

Ушастик смотрел на пушистые заячьи уши и с грустью думал про свое, отвисшее.

И тогда Зайчик сказал Мишке:

Какое у тебя красивое опущенное ушко...

И Я ТОЖЕ ПОДРАСТУ Ночью прошел дождик.

Поглядел Ушастик по сторонам и заметил, что все подросло после дождя. Редиска на грядке, трава и репейник...

И Мишка стал скакать и кувыркаться на лужайке. Он не заметил, как появилась туча и заслонила солнце. Хлынул сильный дождь. Ушастик вскочил на ноги и собрался уже бежать домой.

Но вдруг ему пришло в голову: «Идет дождь, и снова все станет расти. Значит, и я тоже подрасту после дождя. Вот бы стать таким, как Большой Медведь...» Встал медвежонок посреди газона.

Квох-квох, ква-ква,- услыхал он рядом.

«Это лягушка,- подумал Ушастик.- Тоже, видно, подрасти хочет...»

Но майский дождик кончается быстро.

Заулыбалось солнце, защебетали птицы, засверкали капельки на траве. Мишка встал на цыпочки и закричал:

Зо-о-ся! Зо-о-ся! И я немножечко подрос!

Ква-ква!- засмеялась лягушка.- Какой ты, Мишка, смешной! Вовсе ты не подрос, а только вымок.

НАС ВСЕХ НАШЕЛ УШАСТИК

Дети уже спят, а Мишка Ушастик не спит. «Сейчас засну,- думает,- но вначале съем орешек».

Вдруг орех выпал из Мишкиной лапы. Закатился под шкаф.

Мишка спрыгнул с кровати. Хочет достать орех лапой, а дотянуться не может. Лег он на пол и позвал:

Выходи, орешек, из-под шкафа!

Не выйду,- пискнул орешек,- потому что мне здесь хорошо и весело.

Вот так штука,- удивился Ушастик.- Почему это под шкафом весело?

Потому что здесь старый карандаш Яцека, пуговка от Зосиного фартучка и розовый ластик. Мы рассказываем друг другу разные истории и смеемся.

Мишка Ушастик тоже с удовольствием влез бы под шкаф, да не протиснется - толстоват.

Орешек,- просит он,- давайте вместе смеяться и рассказывать разные истории. Выходите все из-под шкафа.

Орешек шепотом посоветовался с пуговкой, карандашом и ластиком. А потом все четверо вышли, распевая песенку:

Мы - пуговка и ластик,

Орех и карандаш.

Нас всех нашел Ушастик,

Веселый Мишка наш!

До поздней ночи говорили они с Мишкой Ушастиком. А когда рано утром проснулись дети, они очень удивились:

Откуда это взялся карандаш, который мы давно потеряли? А вот и старая пуговка! И ластик, ластик!

(Пересказ с польского В. Приходько)

Чтение литературы способствует нравстенному развитию детей и правильному восприятию окружающего мира, формируют внимание и усидчивость. Важно подбирать книги по возрасту, объяснять детям поступки персонажей и поледствия этих поступков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерный список литературы для чтения детям во 2-ой младшей группе.

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь пришла,..», «Сорока, сорока...?, «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи », «Жили у бабуси...», «Чики-чики-чикалочки...», «Кисонька-мурысенъка...», «Заря-заряница...»; «Травка-муравка.,.», «На улице три курицы...», «Тень, тень, потетень..», «Курочка-рябушечка...», «Дождик, дождик, пуще...», «Божья коровка..,», «Радуга-дуга...».

Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок - черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.

Фольклор народов мира

Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова» англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук...», пер. с шотл. Н. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.

Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия . К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступила...», «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен); А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», « Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий, «Кто это?»; В.Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница - то слон, то львица»; К. Бальмонт, «Комарики-макарики»; П. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь».

Проза . К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»;Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. -Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д, Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо...»; «Таня знала буквы...»; «У Вари был чиж,..», «Пришла весна...»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия . Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой; С. Капугикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.

Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер, с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова; Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В лесv», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. . чешек. Г. Лукина; О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.

Примерный список для заучивания наизусть

«Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «Огуречик, огуречик...», «Мыши водят хоровод.,.», рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».