Узоры и орнаменты барокко. Декоративные элементы и орнаменты барокко Орнамент в стиле барокко карандашом

Орнамент - это особый вид художественного творчества, который, как считают

многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он

лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он... представляет

собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой

используются различные выразительные средства. Среди них - цвет, фактура и

математические основы орнаментальной композиции - ритм, симметрия;

графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность,

гибкость или угловатость; пластика - в рельефных орнаментах; и, наконец,

выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного

цветка, изгиб стебля, узорчатость листа...». Термин орнамент связан с термином

декор, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания

полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит

вслед за ней». Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия.

*****Орнамент барокко отличается разнообразием и выразительностью. Он

сохраняет мотивы греческого и главным образом римского искусства, охотно

использует получеловеческие и полузвериные фигуры, тяжелые гирлянды цветов

и плодов, мотивы раковин и лилий в сочетании с символичным солнцем; широко

применяется античный мотив акантового листа. В соединении с самыми

прихотливыми и неожиданными

завитками орнамент из аканта

используется почти всеми видами

прикладного искусства.

*****Орнамент второй половины XVII в.

(позднее барокко) строго симметричен,

для него характерно подражание

архитектурным деталям: колонны,

разорванные фронтончики,

баллюстрады, консольки. Декор этого

периода богат, несколько грузен и

величествен. Орнамент изобилует волютами, картушами, раковинами,

жертвенниками, драконами, кариатидами и вазами с цветами.

Орнамент барокко в странах Западной Европы

Родоначальницей исторического стиля в пространственных

искусствах и музыке, получившего название «барокко»,

стала Италия, которая в XVI веке дала жизнь и

предшествующему стилю эпохи Ренессанса

(Возрождения).

С итальянского языка «barocco» переводится как

«странный, причудливый», но есть основания связывать

жемчужину с неправильной поверхностью. Первые опыты в

новом стиле были сделаны в конце XVI века в церковной

скульптуре и архитектуре и довольно долго сохраняли

многие черты ренессанса.

Расцвет барокко как особого стиля мебели пришелся на

Орнамент барокко

середину XVII века. Как все исторические стили, барокко стал к этому времени

господствующим стилем во всех областях художественной деятельности, включая

церковное и гражданское строительство, производство предметов быта и одежды,

ювелирное и оружейное дело, кораблестроение, изготовление приборов (для

навигации, часов, телескопов), инструментов и пр.

Общая направленность барокко в композиции объектов – это отход от ясности,

строгости и статичности построения формы, свойственных эпохе Возрождения. В

вещей. Целью становится создание ощущения силы, живой, действующей

энергии, некоего мистического великолепия. Как нельзя кстати это было удобно

для нужд католической церкви, которая в это время противостояла движению за

реформацию церкви, охватившее Европу. Не случайно барокко называли орудием

контрреформации, по замыслам которой храмы должны были служить всеми

возможными способами возвеличиванию могущества католицизма – своей

архитектурой, скульптурой, живописью, позолотой, светом, музыкой,

риторическим пафосом проповедей. Более полно и широко принципы барокко

проявились в искусстве тех стран, в которых контрреформация оказалась

наиболее успешной – в Италии, Испании и Франции.

Из церковной среды барокко довольно быстро распространилось на архитектуру и

убранство дворцов королей, правящей знати и дворянства. Во всех странах

Западной Европы, как и в России XVII-XVIII веков, новый стиль оказался впору

монархической власти, которая вела борьбу за абсолютизм. В существенно

упрощенном виде барокко отразилось и в среде городского и сельского

простонародья.

Мебель в стиле барокко (основные черты)

В предметах мебели можно отметить следующие

особенности, свойственные барочному стилю:

1.Все фасадные проекции (или, по крайней

мере одна из них) любых видов мебели

лишены замкнутой прямоугольности контура,

свойственной подавляющему большинству

изделий эпохи Ренессанса. Прямоугольность

очертаний нарушается, как минимум,

узорчато-фигурными навершиями шкафов, спинок кресел и стульев, спинок

кроватей в виде криволинейного карниза, фронтона или сандрика с вазами.

Поверхности, тем или иным образом вычлененные внутри общего

фасадного контура (например, поверхности шкафных дверей, выдвижных

ящиков, пилястр), часто имеют также свой собственный фигурный контур.

2.В мебели барочного стиля отсутствуют такие поверхности, единственным

декоративным свойством которых была бы только естественная текстура

древесины, как правило, орех или черного дерева. Если в изделии и есть

какая-либо большая поверхность, например филенки шкафной двери или

столешницы, то она разбивается инкрустацией (интарсия, мозаика), чаще

всего узорочной, или по типу «маркети», то есть набором сопряженных

плашек толщиной 3-4 мм с различно ориентированной текстурой

древесины.

3.Впервые в истории мебели широк применяются изогнутые поверхности,

получаемые столярной обработкой заготовок из массива и гнутья (гнутье

массива древесины – достижение эпохи барокко). Часто, но не всегда, и

только в дорогостоящих изделиях такие поверхности имеют двери шкафов,

передние стенки ящиков, а порой и боковые стенки у комодов, шкафов,

столов, бюро, секретеров. Нередко гнутся также передние и боковые части

царг стульев, кресел, диванов, столов. Встречаются поверхности, изогнутые

как по вертикали, так и по горизонтали, в том числе выпуклые, вогнутые и

вымпелообразные, а также выпукло-вогнутые (весьма редко).

4.Правильный орнамент с бордюрной симметрией, свойственный

Ренессансу, а еще раньше готике, а после барокко – классицизму, уступает

место свободному узору. Узоры делаются трехмерными, резными, или

двухмерными - в технике инкрустации или наложения украшений. Для

инкрустации используются такие материалы как желтая медь, слоновая

кость, черное дерево, черепаха, драгоценные и полудрагоценные

минералы и др. Орнаментальная симметрия на основе ритмического

повторения какой-либо фигуры – чужда барочному стилю.

5.В этом стиле основные мотивы объемных украшений в большинстве своем

асимметричны – щиты сложного ломанного или округлого очертания,

картуши, раковины, так называемые «усики» (сильно вытянутые,

ветвящиеся один из другого листья аканфа), гирлянды, фестоны, голова,

бюст и полная фигура человека. Они либо вырезаны из общего массива той

или иной детали мебели, либо наложены на нее, будучи изготовлены из

древесины, металла, слоновой кости, черепахи и др.

6.Для барокко свойственна сложная фигурность всех опорных элементов

(ножек) шкафов, столов, стульев, кроватей и др., которая получается с

помощью резьбы, гнутья массива и в результате точения. Часто ножки

имеют характерный вид лапы, возможно с птичьими когтями, - так

называемой «кабриоли» (от франц. cabriole – «прыжок»). Значительно реже

применяются опоры точеные и витые, которые изготавливались в основном

в Германии, Голландии и Англии.

Этапы развития барокко

В эпоху барокко во Франции, где стиль получил наиболее яркое и полное

развитие, обозначилась целая плеяда выдающихся мастеров архитектуры и

декористики, работавших в мебельном деле, таких как: Жан Лепотр, Даниэль

Маро, Шарль Лебрен, Жиль Опенордт и, в особенности, архитектор, живописец,

декоратор и столяр-чернодеревец Андре-Шарль Буль с четырьмя его

преемниками-сыновьями.

Эпоху Барокко принято делить на четыре периода, которые хронологически

совмещаются со временем правления французских королей:

стиль Людовика XIII – раннее барокко, переходное от Ренессанса, 1610-

стиль Людовика XIV, 1643-1715 гг.

стиль Регентства («режанс») – переходный к стилю Людовика XV, 1715-

стиль Людовика XV – позднее барокко, получившее название «рококо»,

В мебели современного производства элементы стиля

барокко воспроизводятся крайне редко, большей

частью в предметах мягкой мебели. Весьма

распространенная орнаментация растительного

характера, объемная и плоская, следующая контуру,

например, шкафных дверей и столешниц, является

упрощенной стилизацией орнаментики не барокко, а так

называемого второго рококо, или неорококо второй

половины XIX века.

Орнамент стиля барокко нашел широкое применение в

разных странах Европы, приобрел под влиянием национальных традиций каждой

из них свои особые черты. Прихотливый узор из самых различных плодов и

листьев, переданных с удивительной выразительностью, встречается в

московских церквах конца XVII в. Он покрывает необыкновенной красоты

золоченые иконостасы. Этот сложный резной орнамент носил название

“Флермской резьбы”, выполнялся специальными мастерами Оружейной палаты.

Орнамент барокко в России

Говоря об архитектуре и мебели барокко в западных странах, нельзя не сказать и

о России. Вторая треть XVIII века - время, когда в русской мебели причудливо

сочетаются барокко предшествующих лет с пришедшим из Западной Европы

рококо. В это время Ф. Растрелли, С. И. Чевакинский и другие известные

архитекторы создают роскошные дома и дворцы с богатыми интерьерами для

царской семьи и знати в Петербурге и его окрестностях. Внутреннее убранство

зданий великолепно: парадные залы, расположенные анфиладой по одной оси и

обильно украшенные позолоченной резьбой, огромные окна и зеркала в

простенках, обрамленные пышным декором и создававшие благодаря

отражениям иллюзию дополнительного пространства, обилие осветительных

приборов, блеск свечей, который дробился и отражался в зеркалах вместе с

обилием позолоченной резьбы. Мебель задумывалась архитекторами как часть

общего декоративного убранства; она состояла в основном из резных консолей и

кресел, которые расставлялась вдоль стен. Парадные залы служили "лицом"

дворца, они обставлялись с особым великолепием; при этом обстановке жилых

комнат уделялось гораздо меньше внимания.

*В середине XVIII века все еще ощущался недостаток мебели для жилых

помещений. В своих «Записках» Екатерина II описывала эти годы: «Двор в то

время был так беден мебелью, что те же самые зеркала, кровати, стулья, столы и

комоды, которые служили нам в Зимнем дворце, перевозились вслед за нами в

Летний дворец, оттуда в Петергоф и даже ездили с нами в Москву. При таких

перевозках многое ломалось и билось, и мы получали все в таком изломанном

виде, что пользоваться этой мебелью было довольно трудно» (эти записи

относятся к 1751 году). Предметов обстановки этого времени сохранилось

Мебель, сделанная для Большого дворца в Петергофе и Екатерининского дворца

в Царском Селе, в основном погибла во времяВторой мировой войны, а мебель

Зимнего дворца - во время пожаров. Основное направление развития

художественных мебельных форм определялось влиянием барочных

архитекторов - Ф. Растрелли и др., которые сами проектировали мебель для

создаваемых ими интерьеров; при этом они привносили новое понимание

пропорций мебели, задач ее декорирования, а также значения обивочных тканей,

которые сочетались с обивкой стен. Новый характер мебели наиболее явно

получает выражение в резьбе: плоской и рельефной, местами прорезной, часто

позолоченной. Широко и свободно используется резьба в виде раковин и

различных завитков довольно высокого рельефа, стилизованные цветы, почти

объемные по своим формам, птицы, фрукты. Резьбой покрывались ножки, царги,

рамы зеркал, спинки кресел диванов и стульев. Часто пропадает граница,

отделяющая орнамент от предмета, весь предмет превращается в совокупность

объемных украшений, опирающихся друг на друга. Помимо барочного орнамента

в резьбе присутствуют элементы рококо - раковины, завитки, мотивы волны.

Сегодня давайте разберемся с интереснейшим художественным стилем барокко. На его возникновение повлияли два важных события Средневековья. Во-первых, это изменение мировоззренческих представлений о мироздании и человеке, связанных с эпохальными научными открытиями того времени. И во-вторых, с необходимостью власть придержащих имитировать собственное величие на фоне материального обнищания. И использование художественного стиля, прославляющего могущество знати и церкви, было как нельзя кстати. Но на фоне меркантильных задач в сам стиль прорвался дух свободы, чувственность и самоощущение человека, как деятеля и созидателя.

— (итал. barocco — причудливый, странный, склонный к излишествам; порт. perola barroca — жемчужина с пороком) — характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI-XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». противостояло классицизму и рационализму.

В XVII веке Италия потеряла экономическое и политическое могущество. На ее территории начинают хозяйничать иностранцы — испанцы и французы. Но истощенная Италия не утратила высоты своих позиций — она все равно остается культурным центром Европы. Знать и церковь нуждались в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на новые постройки не было, они обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Так на территории Италии возникает барокко.

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. В этот период, благодаря открытиям Коперника, изменилось представление о мире как о разумном и постоянном единстве, а также о человеке как о разумнейшем существе. По выражению Паскаля, человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность. Яркий пример — творчество и с их буйствами чувств и натурализмом в изображении людей и событий.

Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность.

В итальянской живописи эпохи барокко развивались разные жанры, но в основном это были аллегории, мифологический жанр. В этом направлении преуспели Пьетро да Кортона, Андреа дель Поццо, братья Карраччи (Агостино и Лодовико). Прославилась венецианская школа, где большую популярность получил жанр ведуты, или городского пейзажа. Самый прославленный автор таких работ — художник .

Рубенс сочетал в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко — . С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили и . В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес, а во Франции — Никола Пуссен, в России — Иван Никитин и Алексей Антропов.

Художники барокко открыли искусству новые приемы пространственной интерпретации формы в ее вечно изменчивой жизненной динамике, активизировали жизненную позицию. Единство жизни в чувственно-телесной радости бытия, в трагических конфликтах составляет основу прекрасного в искусстве барокко. Идеализация образов сочетаются с бурной динамикой, реальность — с фантазией, а религиозная аффектация — с подчёркнутой чувственностью.

Тесно связанное с монархией, аристократией и церковью, искусство барокко было призвано прославлять и пропагандировать их могущество. Вместе с тем оно отразило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к среде, к окружению человека, к природной стихии. Человек предстаёт уже не центром Вселенной, а многоплановой личностью, со сложным миром переживаний, вовлечённой в круговорот и конфликты среды.

В России развитие барокко падает на первою половину XVIII в. Русское барокко было свободно от экзальтации и мистицизма, характерных для католических стран, и обладало рядом национальных особенностей, таких как чувство гордости за успехи государства и народа. В архитектуре барокко достигло величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села. В изобразительном искусстве, освободившиеся от средневековых религиозных пут, обратились к светским общественным темам, к образу человека-деятеля. Барокко повсеместно эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1760-х гг. вытесняется классицизмом.

Каменные узоры барокко церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме (chiesa di Santa Croce in Geusalemme). 17-18 вв. Рим.

Развитие орнамента барокко

Для современного барокко, как и для его прототипа - европейского стиля 17-18 вв., характерны масштабность, резкие сочетания света и тени, фантазийность, витиеватость в декоре зданий и интерьеров. Барочный орнамент покрывал карнизы, колонны, бордюры, портал дверей, оконные проемы, рамы картин, мебель. Орнамент барокко использует элементы позднего Ренессанса - маскароны, раковины, акантовый завиток, картуш. Узоры барокко обогащаются реалистичными рельефными изображениями людей и животных, которые смешиваются с купидонами, мифическими существами, цветами и растительными завитками. Преобразуются мотивы раковины, картуша, медальона: например, раковина в украшениях барокко может приобрести вид гвоздики, веера, солнца, напоминать французскую королевскую лилию. Кроме того, орнамент барокко заимствует рисунок рельефа из греческого и римского искусства: получеловеческие и полузвериные фигуры, цветочные гирлянды, плоды.

Орнамент барокко на фасаде церкви Санта-Сусанна в Риме (Chiesa di Santa Susanna alle Terme di Diocleziano). Перестроена в 1605 г. архитектором Карло Модерна.

Узоры барокко второй половины 17 в. симметричны, изображения нередко подражают архитектурным элементам: фронтоны, колонны, балюстрады. В орнаменте барокко этого периода трофеи, классические овы, кариатиды, атланты, драконы, вазы с цветами. Плавные линии сочетаются с прямыми, появляются новые мотивы: сетка с розетками, ламбрекен, зубцы, кисти. Остаются популярными тонкие спирали, завитки, соединенными прямыми линиями, ленты, маски, канделябры. Пышные обрамления включают корзины, арабески, рог изобилия, музыкальные инструменты.

Элементы орнамента барокко.

К концу 17 века растительный узор барокко становится более реалистичным, растения похожи на натуральные. В растительный орнамент вплетаются изображения животных, птиц, сказочных существ, русалок, единорогов, сивилл. В середине 17- начале 18 вв. возродился гротеск, и барокко иногда принимал крайние экспрессивные, напряженные формы в рельефных изображениях.

Экспрессивный декор в стиле барокко фонтана Треви. Архитектор Никола Сальви. 1732-62 гг. Рим.

К 18 в. в орнаментальных элементах барокко появляются гирлянды из фруктов и ягод, связки листьев, стеблей, продетых в кольца.

Орнамент барокко.

В последней четверти 18 в. в моде более формальный стиль барокко. Орнаменты распространялись из столицы Франции в выгравированном виде на досках.

Орнамент барокко в странах Европы

Орнамент барокко широко использовался в разных странах Европы, обогатившись национальными традициями каждого народа. Барочный узор в московских церквях конца 18 в. назывался «Флемская резьба», его создавали мастера Оружейной палаты. В этих украшениях барокко сочетались разорванные картуши, плоды, листья, создавая образ райского сада. Декор золотили, при этом основная конструкция оставалась темной. "Флемская резьба" (фламандская, белорусская) отличалась от плоской традиционной русской резьбы своей рельефностью и имитировала лепнину. По технике исполнения резьба соответствовала европейскому исполнению. Искусство флемской резьбы пришло в Россию в середине 17 в., когда белорусские резчики по приглашению патриарха Никона приехали оформлять Воскресенский храм в Новом Иерусалиме. После опалы патриарха они стали работать при царском дворе. Такой вид резьбы стал очень популярным, т.к. можно было создавать роскошные украшения для храмов.

Флемская резьба в церкви Покрова в Филях - образец для храмов рубежа 17-18 вв.

Элементы барокко использовались в оформлении храмов и дворцов Петербурга, Царского Села, Петергофа с изобилием лепнины, витиеватого, сложного рисунка.

Церковь Покрова в Филях (1692-1693 гг.) в его подмосковном имении Нарышкиных декорирована элементами барокко.

В декоре церкви использовались мотивы раковин, картуши, купидоны, завитки - характерные элементы барокко.

Орнамент барокко фламандского направления отличается наличием большого количества плодов, растений, цветов, бытовых сюжетов. Развитие современного тому периоду барокко определялось вкусами общества.

Узоры барокко украшают церковь фламандского барокко - церковь Св. Михаила.

В Голландии сложилось несколько школ, в Гарлеме - Франса Халса, в Амстердаме - Рембрандта, в Делфте - Фабрициуса и Вермера.

Декор барокко на зданиях площади Гран-Пляс (Grand Place) в Брюсселе, 17 в.

Во Франции барокко стал королевским стилем, выражал идеи процветания. Включал в орнамент королевские символы. В королевских дворах Берлина, Вены, Лондона этот стиль считался признаком утонченного вкуса.

Виды и материалы декора современного барокко

Среди орнаментов барокко: ормушль (Ohrmuschel - ушная раковина), сочетающий картуш с ленточным переплетением и гротесками (Изобретен во Фландрии в конце 16 века), кнорпельверк (Knorpel - хрящ и Werk - работа) - узор барокко, в рисунке которого маски, морды чудовища или гребень морской волны, получил особое распространение в работах мастеров Германии 17 в; Страпворк (strapwork), Ролльверк (Rollwerk от Rolle - ролик, катушка, сверток и Werk - работа) - полуразвернутый рулон пергамента с надрезанными краями. Часто обрамляет собой картуш, трельяж (treillage -решетка) - в виде косой сетки, украшенной мелкими розетками (характерный орнамент стилей Людовика XIV и рококо), ламбрекен, напоминающий одноименную штору.

Страпворк.

Ролльверк.

Для оформления интерьеров и фасадов зданий современного барокко кроме натурального и искусственного камня, гипса, бетона можно использовать легкий, надежный материал - полиуретан.

Барельеф из полиуретана для оформления фасадов и интерьеров в стиле современного барокко.

Снопы, продетые в кольца из полиуретана, для зданий в стиле современного барокко. Филенка - имитатор лепнины для оформления интерьера и фасадов в стиле современного барокко.

Особенности материала позволяют на его основе сделать любое рельефное изображение, которым можно будет украсить любой интерьер или фасад зданий, поскольку полиуретан отливается под давлением и способен передать самую тонкую деталировку формы. Он устойчив к низким температурам, перепадам температур, влажности и механическому воздействию, а также может имитировать натуральные материалы: камень, древесину.

Орнамент барокко порывал со спокойной гармонией орнаментального искусства эпохи Возраждения. Выражение покоя и равновесия постепенно начало уступать место новому пониманию красоты. Исчезает слепое подражание античному декору. Тяжеловесные и массивные элементы делаются более округлыми (картуш), более торжественными. В начальный период наиболее распространенным был мотив маски, иногда смеющейся, который сменил мотив солнца. Прямые линии в орнаменте постепенно вытесняются изогнутыми. Вместо спокойствия – эмоциональнуй порыв, вместо ясности и лаконичности – сложность, многообразие и пышная декоративность; при этом все еще сохраняются организующий центр декоративной композиции, симметрия. Орнамент барокко отличается разнообразием и выразительностью. Он сохраняет мотивы греческого и главным образом римского искусства, охотно использует получеловеческие и полузвериные фигуры, тяжелые гирлянды цветов и плодов, мотивы раковин и лилий в сочетании с символичным солнцем; широко применяется античный мотив акантового листа. В соединении с самым прихотливыми и неожиданными завитками орнамент из аканта используется почти всеми видами прикладного искусства. Орнамент второй половины XVII в. (позднее барокко) строго симетричен, для него характерно подражание архитектурным деталям: колонны, разорванные фронтончики, баллюстрады, консольки. Декор этого периода богат, несколько грузен и величествен. Кроме классических ов, акантов, трофеев, орнамент изобилует волютами, картушами, раковинами, жертвенниками, торшерами, драконами, кариатидами и вазами с цветами. В этот период еще больше возрастает роль декоратора. Ряд художников продолжают начинание Жака Андруэ Дюсеро.

Постепенно харктерной осбенностью декора становится прием сочетания прямых и округлых линий, который получил развитие к концу XVII в. В это же время появляются и другие новые мотивы: ромбовидная сетка, украшенная мелкими розетками, именуемая трельяжем, и орнамент, имитирующий в резанной зубцами и украшенный кистями занавес, - ламбрекен.Орнаментальные композиции художника – гравера Жана Берена (1679-1700) находят повсеместное применение во многих видах прикладного искусства. Ж. Берен во могогм опирается на орнаментику Французского Возрождения. Доминирующую роль в его орнаментальных композициях играют гротески,которые рождались на основе изучения гротесков XVI в. Для его орнаментов характерны материальность и скульптурная осязаемость, что придает композициям некоторую тяжеловестность и ритмическую устойчивость. Жан Берн развивает дальше определившийся во французском декоративном искусстве тип композиции с центральной фигурой в орнаментальном обрамлении. Чаще всего это фигура божества или мифологического персонажа: Аполлон, Венера, Диана, Флора, Бакх. Она несет на себе основную смысловую нагрузку и определяет выбор остальных элементов декора композиции. Целый ряд мотивов, сложившихся в творчестве Ж. Берена, становятся определяющими в орнаментике последующего периода. К их числу относятся завитки, соединенные короткими прямыми полосами, тонкие спирали, переходящие в акант, плоский ленточный орнамент – все то, что дает возможность отличить французские гротески от итальянских и фламандских с характерными для них масками, гермами, канделяброобразными формами. Творчество Ж. Берена было выражением стиля этого времени и сыграло важную роль для егопоследующего развития. Многоярусные портики и гирлянды, корзины и арабески, рога изобилия и музыкальные инструменты – все это заключено в пышные обрамления, симметрично. В утонченности же и легкости композиции намечаются черты нового декора XVIII в. Орнамент стиля барокко нашел широкое применение в разных странах Европы, приобрел под влиянием национальных традиций каждой из них свои особые черты. Прихотливый узор из самых различныхиплодов и листьев, переданных с удивительной выразительностью, встречается в московских церквах конца XVII в. Он покрывает необыкновенной красоты золоченные и коностасы. Этот сложный резной орнамент носил название « Флермской резьбы», выполнялся специальными мастерами Орежейной палаты. В нем нашли место сложные переплетения причудливо разорванных картушей, с характерными валиками по краям завитков и рядами выпуклых перлов. Эти мотивы проникли в Москву через Украину и Польшу, где был распространен барочный орнамент. В России орнамент в стиле барокко также широко использовался при оформлении интерьеров дворцов, созданных Ф.- Б. Растрелли в Петербурге, Царском Селе, Петергофе. Общее свойство интерьеров Растрелли – их светский, увеселительный, праздничный облик. В них всюду – изобилие цвета, лепнины, узора. В декоративном убранстве интерьеров мастер чаще всего использует мотивы раковины, растительные завитки, картуши, купидонов. В руках русских резчиков даже вычурные завитки орнаментальных форм в стиле барокко по-своему размашисты и легки, полны особой жизнеутверждающей силы. Орнамент руского барокко – гордость отечественной архитектуры, он достойно обогатил мировые достижения орнаметики. В прикладном искусстве России начала XVII столетия декор еще сохраняет свою четкость и ясность рисунка. В дальнейшем все больше нарастает стремление к декоративному заполнению пространства, к «узорчатости», не оставляющей ни малейшего места, лишенного узоров. К концу XVII в. растительный орнамент постепенно начинает терять условный характер. Вместо вытянутых по прямой линии или зивитых крутыми спиралями стеблей изображаются растения в более естественных и близких к природе положениях.Среди растительного орнамента появляются фигуры животных и птиц. На серебряных изделиях изображаются сивиллы, библейские сцены, сказочные существа (русалка, единорог, сирин). К концу столетия и в первые годы XVIII в. все чаще в орнаменте встречаются плоды и ягоды, пышные связки и целые гирлянды плодов и цветов, подвешенных на лентах, продетых в кольца. Мастера проявляют все больший интерес к литературнымпроизведениям, гравюрам лубочным картинкам. Многочисленные сцены, преимущественно навеянные гравюрами из «Лицевой Библии» Пискатора (Голландия), заключатся в красивые рамки из цветов, листьев и завитков в стиле западного барокко, воспринятого Россией с Украины. В XVII в. в русском золотом и серебряном деле намечается многое из того, что получило в XVIII столетии широкое развитие – стремление передать пластически объемные формы, наблюдение природы и в связи с этим реалистическое изображение растений, животных и людей, переход от линейных, контурных изображений к передаче светотени и пространства, от религиозной тематики – к светской. В XVII в. в русский орнамент сохраняет национальные особенности и в основном развивается теми же путями, что и орнаментация стран Западной Европы, среди которых ведущее место в прикладном искусстве занимает Франция.

Исторический обзор

Барокко - художественный стиль, зародившийся в Италии и распространившийся в другие страны Европы с конца XVI до середины XVIII в. Название стиля происходит от португальского - «жемчужина неправильной формы».

Основные черты Барокко - парадность, торжественность, динамичность. Ему также свойственны смелые контрасты масштабов, цвета, света и тени, совмещение реальности и фантазии. Для Барокко характерно слияние различных искусств в едином ансамбле, взаимопроникновение архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. В своих крайних проявлениях Барокко приходит к мистике, драматическому напряжению, экспрессии форм. События возвеличиваются, художники предпочитают прославлять подвиги или изображать сцены мучений.

Характеристика орнамента

Прямые линии в орнаменте постепенно вытесняются изогнутыми. Вместо спокойствия – эмоциональный порыв, вместо ясности и лаконичности – сложность, многообразие и пышная декоративность; при этом все еще сохраняются организующий центр декоративной композиции, симметрия.
Орнамент барокко отличается разнообразием и выразительностью. Он сохраняет мотивы греческого и главным образом римского искусства, охотно использует получеловеческие и полузвериные фигуры, тяжелые гирлянды цветов и плодов, мотивы раковин и лилий в сочетании с символичным солнцем; широко применяется античный мотив акантового листа.

Орнамент Барокко. Фото: Paul K

Орнамент второй половины XVII в. (позднее барокко) строго симметричен, для него характерно подражание архитектурным деталям: колонны, разорванные фронтончики, баллюстрады, консольки. В этот период еще больше возрастает роль декоратора.

Орнаментальные композиции художника – гравера Жана Берена (1679-1700) находят повсеместное применение во многих видах прикладного искусства. Ж. Берен во могогм опирается на орнаментику Французского Возрождения. Целый ряд мотивов, сложившихся в творчестве Ж. Берена, становятся определяющими в орнаментике последующего периода. К их числу относятся завитки, соединенные короткими прямыми полосами, тонкие спирали, переходящие в акант, плоский ленточный орнамент – все то, что дает возможность отличить французские гротески от итальянских и фламандских.

Орнамент стиля барокко нашел широкое применение в разных странах Европы, приобрел под влиянием национальных традиций каждой из них свои особые черты. Прихотливый узор из самых различных плодов и листьев, переданных с удивительной выразительностью, встречается в московских церквах конца XVII в. Он покрывает необыкновенной красоты золоченные иконостасы.

В прикладном искусстве России начала XVII столетия декор еще сохраняет свою четкость и ясность рисунка. В дальнейшем все больше нарастает стремление к декоративному заполнению пространства, к «узорчатости», не оставляющей ни малейшего места, лишенного узоров. В XVII в. в русском золотом и серебряном деле намечается многое из того, что получило в XVIII столетии широкое развитие – стремление передать пластически объемные формы, наблюдение природы и в связи с этим реалистическое изображение растений, животных и людей, переход от линейных, контурных изображений к передаче светотени и пространства, от религиозной тематики – к светской.

Орнаментальные мотивы

Декор этого периода богат, несколько грузен и величествен.

Кроме классических ов, акантов, трофеев, орнамент изобилует волютами, картушами, раковинами, жертвенниками, торшерами, драконами, кариатидами и вазами с цветами. Многоярусные портики и гирлянды, корзины и арабески, рога изобилия и музыкальные инструменты – все это заключено в пышные обрамления, симметрично.

Используются и орнаменты с львиными лапами, плодами, листьями. На орнаментах текстиля в эпоху барокко можно увидеть и огромные цветы необычной формы, завитки, листья и плоды растений, таких как гранат, виноград и прочих, военные доспехи, снопы с колосьями, трельяжи (ромбовидные сетки с завитками и цветами) - основные рисунки тканей того времени. В рисунках тканей могли быть и короны, вазы, разных форм, корзинки, а также атрибуты парковой архитектуры.