Волшебный мир театра детском саду. Волшебный мир театра. Основы театральной культуры

Учебная тема проекта:

«Театрализованная деятельность»

Тема проекта:

«Волшебный мир театра»

Участники проекта:

Воспитанники средней группы, воспитатели группы, родители.

Срок реализации:

Январь с 18.01 по 29.01

Тип проекта:

Творческий

Первый этап.

Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской деятельности.

Проблема:

Низкий уровень знаний воспитанников о мире духовной красоты, отсутствие устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности.

Актуальность проблемы:

В условиях введения ФГОС в ДОУ преимущественно на принципах индивидуализации встает вопрос о необходимости использования различных видов деятельности для развития дошкольника по всем пяти образовательным областям. Огромные возможности для решения данных задач представляет театрализованная деятельность. Из практики видно, что самыми популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность, имеющая в своей основе игровую этиологию. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, позволяя ребёнку глубже познать окружающий мир, приобщая его к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении, неуверенности в себе. Увлеченность дошкольников театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребёнка – все это удивляет и привлекает.

Актуальность проекта обусловлена недостаточным вниманием педагогов и родителей к искусству театра, слабо сформированными игровыми навыками дошкольников, желанием сделать образовательный процесс в дошкольном учреждении многогранным, интересным и увлекательным, способствующим решению всех педагогических задач, представленных в современных нормативных документах.

Цель проекта:

Развитие творческих способностей воспитанников дошкольного возраста средствами театрализованного искусства.

Задачи проекта:

Для воспитанников:

· расширять представления воспитанников о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях;

· способствовать развитию коммуникативных навыков воспитанников;

· развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;

· формировать у воспитанников первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса)

Для педагогов:

· создавать условия для развития творческой активности воспитанников в театральной деятельности;

· обеспечивать условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

Для родителей:

Повышать уровень компетентности по использованию театрально-игровой деятельности в развитии ребенка.

Второй этап

Организация деятельности детей в рамках проекта.

Виды деятельности

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность в развивающей среде

1. Познавательно-исследовательская

(исследование объектов окружающего мира и экспериментирование

с ними)

Беседы: «Что такое театр?» (просмотр театрализованных уголков в других группах)

«Виды театра»

«Правила поведения в театре»

«За кулисами»

«Главные волшебники театра: актеры, режиссеры» театральная игра: Актер и режиссер.

Просмотр презентаций: «Как вести себя в театре» «Театрализованные профессии» Рассматривание карточек с изображением эмоций. Игра: «Угадай эмоцию»

Дидактические игры: «Играем в театр» «Театральное лото» «Театральные предметы»

Систематизация предметов: «Назови все, что бывает…» (по цвету, по форме, по способу передвижения, по агрегатному состоянию)

1. Оформление книжного и театрального центра.

2. Подбор книг, иллюстраций, фотографий с видами театра, актеров, костюмов.

3. Рассматривание иллюстраций:

«Здания театра»

4.Конструирование

из кубиков: «Большой театр»

5. Настольно-печатные игры:

- «Сказки»

- «Собери сказку»

- «Что лишнее»

- «Лото»

2.Коммуникативная (конструктивное общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками)

1. Составление творческих рассказов:

«Я работаю в театре»

«Я сказочный герой»

2. Пересказ сказок по мнемотаблицам:

«Заюшкина избушка», «Зимовье зверей»,

«Волк и семеро козлят»

3. Творческая речевая деятельность:

«Разговор по телефону» - развитие диалогической речи. Темы разговора: «Какая сегодня погода?», «Давайте познакомимся».

«Звукорежиссеры» - Оживляем картинку из сказки (диалог между героями сказки).

5.Словесное творчество. Сочинение собственных сказок на заданную тему с последующим их обыгрыванием. Примерные темы: «Волк - полицейский», «День рождения козлят».

1. Словесно-дидактическая игра:

- «Сравни зверей»

- «Козлята и зайчик»

- «Кто где живет?»

2. Д/игры:

«Закончи предложение»;

«Что лишнее?»

3.Дидактические игры:

«Назови ласково»,

«Слушай и показывай»

«Разрезные картинки»

«Найди пару»

4.Игра – имитация: «Догадайся, о ком я говорю»

3. Двигательная деятельность детей

1.Физкультурные занятия;

2. Прогулки с элементами театрализованных игр;

3. Подвижные игры:

- «Рыжая лиса»

- «Мишка бурый»

- «Волк и козлята»

4. Утренняя и бодрящая гимнастики с использованием сказочных физминуток

- «Если нравится, тебе-то делай так»

- «Буратино»

- «Бабушка яга»

1.Спортивные упражнения:

- «Балерина» - упражнения на развития равновесия

- «Зайчики» - прыжки на двух ногах с продвижением вперед

- «Петрушки» упражнения на развитие координации

2. Игровые упражнения:

- «По тропинке шел медведь»

3. Подвижные игры:

- «Мы веселые ребята»

- «Хитрая лиса»

4.Изобразительная

1. Иллюстрирование прочитанных сказок

Pисование:

«Избушка зайца"»,

«Рыжая лиса»,

«В гостях у козлят»

2. Лепка из пластилина:

«Заяц и лиса»

3. Творческая мастерская

«Герои из сказок»

1. Рисование:

«Мой любимый сказочный герой»; «Моя любимая сказка»

2. Рисование с помощью трафаретов: «Сказочные животные»;

3. Раскрашивание раскрасок:

«Сказочные герои», «Волшебные предметы»

«Сюжеты сказок»;

5. Музыкальная

1. «Послушай и изобрази» - создание художественного образа с помощью музыки – «весёлые медвежата», «хитрая лиса», «грустные зайчики», «косолапый медведь»

2. Обыгрывание песенок «Ёжик», «Колобок», с использование атрибутов, элементов костюмов.

3. Хоровод

«С нами пляшут звери»

4. Вокальная мимика: игра

«В домике моем тишина»

5. Дидактические игры:

«Угадай инструмент»

«Музыка или шум»

1.Прослушивание сказок с музыкальными фрагментами

2. Музыкальная игра:

«Сочини свой танец»

3. Танцевальные движения:

- «Полочка»

- «Козлик»

- «Топотушки»

- «Пружинка»

4. Игры на музыкальных инструментах.

5. Концерт:

«Дети - детям»

6. Игровая

1.Игровое творчество (последующее обыгрывание сюжетов). Изменение конца сказки, введение новых героев (Заюшкина избушка). Варианты: «Заяц не пустил лису в свой дом», «Заяц и лиса находят общий язык», «Заяц встречает охотника».

2. Пантомимическая игра:

«Узнай героя» - этюды на выразительность пластики и эмоций.

3. Разминка:

«Игра с куклами»

4. Игра с зеркалами:

«Изобрази настроение»

театральный этюд: «Мое настроение»

5. Решение проблемы творческого характера: «Как успокоить плачущую девочку» 6.Игровые упражнения:

«Покажи с помощью мимики, что ты съел»

«Покажи с помощью жестов свое ощущение» (я замерз, мне грустно, мне весело и т.д.)

1.Сюжетно-ролевые игры:

- «Семья» сюжет:

«Поход в театр»

- «Актер и режиссер»

- «Магазин костюмов»

2. Игры с настольными театрами:

- «Заюшкина избушка»

- «Волк и семеро козлят»

- «Зимовье зверей»

3. Инсценировки любимых сказок с использованием костюмов, масок, театральных кукол.

7. Восприятия художественной литературы и фольклора

1.Чтение произведений: С. Я. Маршак «Театр» В. Миодушевский « В театре» А. Бaрто "В театре" "Вежливое слово" 2. Чтение русских народных сказок:

"Заюшкина избушка"

"Зимовье зверей" "Волк и семеро козлят"

3. Заучивание театральных этюдов: "Мое настроение" "как фонарики горят" "Театр"

4. Отгадывание загадок: "Волшебный сундучок бабушки - забавушки" "Театральные загадки" 5. Пересказ прочитанных сказок с использованием театральных кукол.

1. Рассматривание альбомов: "Виды театра" "Театрализованные профессии" "Театральные здания" 2. Рассматривание иллюстраций к сказкам и иллюстрации сказочных героев. 3.Рассматривание иллюстраций с изображением писателей-сказочников.

Работа с родителями

· Беседы

· консультации

· анкеты

1. «Театрализованная деятельность дошкольников»

2. «Домашний театр»

3. «Театрализованная деятельность в развитии речи »

Практические задания

1. Систематизация материалов по теме в виде альбомов: «Виды Театра», «Правила поведения в театре», «Театральные профессии»

2. Совместное творчество с детьми «Герои сказок»

Работа с педагогами

1. Перспективное планирование по теме.

2. Конспекты занятий по теме проекта.

3. Музыкальные СД диски.

4. Картотеки театрализованных игр

5. Картотека игр по русским народным сказкам

6. Мнемотаблицы к сказкам

7. Презентация проекта.

Работа с социальными партнёрами

1. Конспекты мероприятий.

2. Фотоальбом «Театр и дети»

3. Посещение представлений в других группах

Третий этап:

Презентация материалов проекта:

Коллектив объединения "Театр" Дома детского творчества с.Бураево РБ

Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых, и детей. Данное мероприятие дает возможность взрослым - зрителям вновь окунуться в детство, а детям немного повзрослеть, погружаясь в мир эмоций и переживаний, переданных на доступном им уровне, театр их сближает.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение Отдел образования муниципального района

Бураевский район Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества с.Бураево Бураевский район Республики Башкортостан

Мероприятие

на тему

« Волшебный мир театра »

Сахибгараева Ф.Ф.

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО ДДТ с.Бураево

2015г.

Цель: Знакомство и привлечение детей к миру театра. Формирование интереса к театральной деятельности. Обратить внимание детей на то, что театр способен раскрыть новые качества человека и воспитать его хорошим, добрым и отзывчивым.

Задачи:

1.Обучающие :

Сформировать представление о театральном искусстве, познакомить с историей возникновения театра.

2. Развивающие:

Развивать познавательный интерес, творческие способности, внимание и наблюдательность.

Развивать правильное понимание театральной терминологии и использования ее в речи.

3. Воспитывающие:

Воспитывать у детей на примере импровизации положительные качества, необходимые для творчества.

Воспитать эмоционально – положительный взгляд на мир театрального искусства.

Ход мероприятия

Педагог - Здравствуйте, ребята, наши гости уважаемые!

Я рада всех вас видеть!

Игра.

Много, много, много вас друзья,

Узнаем мы, кто есть кто сейчас!

Шел по крыше воробей,

Собирал своих друзей.

Сядут Оля и Кристина!

Пляшут Марийка и Марина!

Хохочут Ваня и Татьяна!

Чихают Джульетта и Егор!

Охают Андрей и Люда!

Улыбаются Амалия и Валентин!

Много, много, много вас!

Вы ребята просто класс!

Педагог Прекрасный сегодня день, поприветствуем друг друга. Глядя с нежностью в глаза, с улыбкой на губах и, протягивая соседу руки, будем передавать добрые ласковые слова, и выражения.

Дети протягивая соседу руки, передают добрые ласковые слова, и выражения.

Педагог Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?

Дети: - ТЕАТР!

Педагог Ребята, вы были когда-нибудь в театре? Какой вы спектакль смотрели? Что вы видели там? А за занавес который скрывает артистов, вы бы хотели попасть?

Тогда возьмитесь за руки, и я поведу вас в сказочный мир театра.

(ходьба змейкой по всей группе под песню «Маленькая страна»)

Педагог Осторожно впереди лестница, она спускается вниз. Ну, что не боитесь идти по ней? Тогда вперёд! (имитация движения вниз – ходьба с постепенным приседанием до корточек).

Теперь лестница поднимается вверх (ходьба с приседанием до полного роста). Все выше и выше.

Педагог -Наконец-то мы пришли. Давайте отдохнем,и если мы все вместе сейчас закроем глаза, то произойдет настоящее чудо!

Ребята, куда ведёт эта дверь?

Помните, чем открывал потайную дверь Буратино?

Ответы детей.

Педагог А чтобы открыть эту дверь нужно отгадать загадки.

Писатель пьесу написал,

В театр он ее отдал.

Получит роль свою актер,

Поставит пьесу … (режиссер)

Чтоб за живое зрителя задеть,

Приходится актеру даже петь,

Он в творчестве своем атлант,

В актере главное… (талант)

Звенит звонок,

окончен акт,

И начинается … (антракт)

Сыграть в нем все мечтают дети,

И знают все его на свете

Киножурнал любимый наш.

И он зовется … («Ералаш»)

Вот на спектакле целый класс,

Начнется действие сейчас.

Чтоб не мешал нам перезвон

Все отключили… (телефон)

Из картинок и начальных букв слов – отгадок на экране складывается слово «ТЕАТР» слайд – открытой двери в мир театра

Педагог Ну вот ребята, мы в Театре.

Ребята, что нам нужно приобрести, чтобы пойти в театр?

Ответы детей.

Где их можно купить?

Ответы детей.

На экране появляется касса.

Отправляемся в кассу за билетами.

Надевайте шапочки, и занимайте места у кассы.

Рассказчица: Театр открывается, к началу все готово

Билеты предлагаются за вежливое слово.

В три часа открылась касса

Собралась народу масса.

Даже ежик пожилой

Притащился чуть живой.

Кассир: Проходите, милый ёжик, вам билет в каком ряду?

Ёж: Мне поближе, плохо вижу, вот…

Спасибо! Ну, пойду!

Рассказчица : Говорит овечка.

Овечка: Мне одно местечко! Вот мое…

Благодарю – доброе словечко.

Рассказчица : А вот и утка.

Утка : Кряк! Целый ряд для меня и моих утят!

Рассказчица : И прокрякала утка

Утка : Доброе утро!

Рассказчица: Прискакал олень

Олень: Добрый день! Если только вам не лень,

Уважаемый кассир, я бы очень попросил

Мне, жене и дочке во втором рядочке

Дайте лучшие места. Вот мое

Пожалуйста!

Рассказчица: И вдруг, отпихнув стариков, петухов, барсуков,

Ворвался косолапый, отдавил хвосты и лапы,

Стукнул зайца пожилого…

Медведь : Касса, выдай мне билет!

Кассир : Ваше вежливое слово?

Медведь : У меня такого нет!

Кассир: Ах, у вас такого нет? Не получите билет!

Медведь: МНЕ БИЛЕТ!

Кассир:

Нет! Нет!

Не стучите – мой ответ!

Не рычите – мой совет!

Рассказчица: Кассир медведю билет не дал.

Косолапый зарыдал.

Ну что, косолапый, теперь ты знаешь вежливые слова? Так покупай же скорее билет.

(Медведь покупает билет.)

Педагог Занимайте свои места согласно номерам на билетах, как в театре.

/шум театра/.

Педагог: Что ж, вижу, что все готовы. Ребята вы уже много знаете о театре, а сегодня что- то услышите впервые.

Многие из вас любят театр, но далеко не все знают, что театр возник давным-давно примерно 2,5 тысячи лет назад, в Древней Греции. «Театр» - слово греческого происхождения, означающее «место для обозрения».

Жители этой страны – древние греки, строили театры под открытым небом. В театре были высокие зрительные места и сцена, где актеры разыгрывали спектакли и пьесы грустные и весёлые. (слайды)

Когда актеры исполняли грустную пьесу – трагедию они надевали на лицо грустные, хмурые маски. Оденьте грустные маски. Повторите трагедия – грустная пьеса. Если на сцене разыгрывалась веселая пьеса – комедия, актеры надевали веселые, улыбающиеся маски. (слайды) . одевайте весёлые маски. Давайте вместе скажем комедия вместе. Так как называется грустная пьеса? А весёлая пьеса как называется?

Поиграем в игру «Зеркальце» где вы изобразите и трагедию и комедию. Встаньте парами лицом друг к другу. Тот, кому я дам рамочку, будет зеркало. Тому, кто смотрит в зеркало, нужно сказать волшебные слова, а какие? Придумывайте.

Ответы детей.

Педагог Свет мой, зеркальце скажи, да всю правду расскажи: какое у меня настроение?». Зеркало отражает, то есть повторяет настроение того, кто в него смотрится.

Педагог : А сейчас передайте рамку своему другу. Поиграем ещё раз. Молодцы. Прекрасно справились с заданием. Положите рамочки на стол, продолжим знакомство с миром театра..

Прошли годы и в городах появились большие, красивые здания – театры. (слайд). Ребята какие театра вы знаете в нашем городе?

Ответы детей.

Педагог : Заглянем во внутрь театра. Внутри театра есть большой зрительный зал. Центральное место в нем занимает сцена

А что такое сцена?

Ответы детей. /Площадка на которой выступают актёры. /

Педагог : Для того чтобы представление было ярким и красочным сцену украшают…. декорации. Что такое декорации?

Ответы детей.

Педагог : Конечно, декорации это они помогают зрителям оказаться у великолепного замка, или в дремучем лесу у избушки на курьих ножках. А кого ещё не хватает в театре на сцене?

Выходите ко мне, билетики положите на свои стульчики, попробуете себя в роли актёра.

Педагог : Какими умениями должен обладать актер?

Дети. Хорошо и четко говорить, красиво двигаться,

Менять выражения лица.

Педагог : Мы сейчас будем учиться некоторым моментам, которые необходимы артисту. /изменять голос, говорить с выражением, менять выражение лица, производить какие-либо жесты руками/. Начнём всё по порядку.

Педагог : 1.Хорошо и четко говорить – это называется сценическая речь.

А что для этого надо делать? Какие упражнения?

- Упражнение на дыхание

А теперь давайте сделаем сюрприз своим друзьям, надуем шарик. Надуваем его со звуком резко «С-с-с-с» Пошутите над другом, протяните руку, а горлышко отпустите, и шарик медленно сдувается «С-с-с-с-с». А теперь надуем маленький шарик со звуком «Сь-сь-сь-сь», и опять сдуваем его медленно «Сь-сь-сь-сь-сь».

Гимнастика или разминка для язычка.

История четвертая «Утро Язычка»

Утро Язычка начиналось рано. Надо было успеть переделать массу дел. Вставать не хотелось! Язычок зевал (соответственно), сладко потягивался (широко открыть рот и дотянуться языком до нёба). Прогнать остатки сна помогала зарядка. (Рот широко открыт, язык энергично поднимается и опускается под счет «раз-два» не менее 5 раз). Потом Язычок шел к умывальнику. Он чистил зубы изнутри и снаружи (провести несколько раз кончиком языка по внутренней и внешней поверхности зубов справа-налево и слева-направо), полоскал рот (прополоскать рот воздухом, перегоняя его из одной щеки в другую) и умывался (широким движением облизать губы, стараясь высунуть язык как можно больше) и вытирался полотенцем (облизать широким движением языка сверху – вниз верхнюю губку).

Потом Язычок проветривал свой домик и открывал все двери: сначала внутренние (зубы), а потом наружные (губы). Он высовывался наружу (соответствующее движение языка) и смотрел сначала налево, а потом – направо (соответственно). «Светит ли солнышко?». Язычок смотрел вверх (поднять язык вверх, к носу). «А луж нет?» Язычок смотрел вниз (соответственно). Если погода было хорошей, Язычок выходил на утреннюю пробежку. Он обегал свой дом, двигаясь сначала в одну сторону. Затем менял направление и бежал в другую. (Соответственно проделать языком круговые движения.Рот при этом раскрыт широко, движения языком с максимальной амплитудой.)

Завершив пробежку, Язычок делал несколько дыхательных упражнений (соответственно) и заходил в дом, закрыв за собой двери (Сомкнуть сначала зубы, а затем – губы.).

Ваш друг подарил вам яблоко. Кусаем яблоко и жуём закрытым ртом, теперь открытым ртом жуём звуки, пережёвываем. Жуём звук «а», «о», «у», «и», «э», «ы» Посмеялись открытым ртом звуком «А-а-а», тоненько посмеялись звуком «И-и-и», кругло посмеялись «О-о-о».

Проговорим скороговорку «Борис рассыпал Ларисин бисер». Проговорим – широко открыв рот. Проговорим,почти не открывая рта.

Скороговорки.

Давайте разделимся на три группы. Возьмите свои билетики они вам и помогут разделиться на группы. Вытягивайте себе скороговорку.

Проговорите её с разной эмоциональной окраской. Произнесли скороговорку: - гневно, со злобой; - с досадой; - с чувством вины; с чувством радости; задумчиво; мечтательно. Когда будете готовы покажите сигнал.

Педагог : 2.Красиво двигаться – это называется сценическое движение.

Упражнение на снятие мышечных зажимов

Представьте что вы на сцене, на вас смотрят восхищённые зрители.

Сейчас для вас будет звучать музыка. Вам надо передать её характер различными красивыми движениями. (во время выполнения упражнения воспитатель по ходу даёт оценку: как ты пластично двигаешься….)

Воспитатель: молодцы, вы были неотразимы.

3. Чтобы быть интересными зрителю – для этого что нужно делать актёру?

Менять выражения лица. А это называется мимика.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в «Мимический кубик». Кто-либо из вас бросает кубик, вам выпадает фрукт или овощ. Нужно на лице изобразить его вкус.

Проводится игра «Мимический кубик».

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Веер». Я вам показываю изображение лица, а вам надо произнести фразу «У нас гости» с такой интонацией в голосе, какое настроение вы увидите на изображённом лице. Вот например: испуганно «...».

Педагог : Это была лишь небольшая подготовка. Но и она позволит нам сейчас войти в волшебный мир театра в качестве актеров. Подойдите сюда. Это – зрительный зал, зрители с нетерпением ждут представления. Здесь – сцена, на которой стоят декорации, Я предлагаю вам сыграть небольшой спектакль, где вы должны будете применить все полученные сегодня знания, и, конечно, добавить свое творчество, воображение, чтоб сыграть выпавшую вам роль.

Итак, начинаем представление. Не забывайте голосом передавать характер героя. (показали) Дети уходят переодеваться. Выходит ребенок и объявляет.

Тише, гости, вы сидите!

Нашу сказку не спугните!

Здесь бывают чудеса, где же прячется она?

Сказку мы сейчас расскажем, и расскажем и покажем.

«ФРУКТОВАЯ ИСТОРИЯ»

Педагог: все замечательно справились со своей ролью, выступили как настоящие актёры. Ваша дружба, старание помогли вам показать сказку.

Вам понравилось в волшебном мире театра?

Педагог: Давайте вспомним, что мы узнали нового о театре.

1. В какой стране появился первый театр (В древней Греции).

2. Как называются весёлые спектакли (комедии), грустные (трагедии)

3. Что есть внутри театра (сцена, зрительные места).

Педагог : Давайте своё впечатление о театре выразим стихами.

«Волшебный мир – театр»

Ребёнок. Театра мир откроет нам свои кулисы,

Ребёнок. И мы увидим чудеса и сказки.

Ребёнок. Там Буратино, кот Базилио, Алиса

Ребёнок. Легко меняются герои, маски.

Ребёнок. Волшебный мир игры и приключений,

Ребёнок. Любой малыш здесь хочет побывать.

Ребёнок. Вдруг превратится в Золушку иль в принца,

Ребёнок. И всем свои таланты показать.

Ребёнок. Театр, словно чародей, волшебник,

Ребёнок. Своею палочкой волшебной проведя,

Ребёнок. И вот ребёнок, скромный и застенчивый,

Ребёнок. Сегодня вдруг играет короля.

Педагог: Пусть детство будет словно сказка,

Пусть чудеса творятся каждый миг,

И мир вокруг пусть добрым станет ласковым,

Добро над злом опять пусть победит!

Педагог: Ребята положите свой билетик в ящик со смайликом.

Я рада что вам всем понравилось.

Педагог: Сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА»

Программа по организации театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

1. Пояснительная записка

Детство - это радость, игра, слияние с природой. Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.

Цель программы - развитие сценического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр и игр-представлений.

Синтетический характер всех театрализованных игр и, в особенности, игр-представлений (спектаклей) позволяет успеш­но решить многие воспитательно-образовательные задачи до­школьного учреждения: развить художественный вкус, твор­ческие способности, сформировать устойчивый интерес к теат­ральному искусству, что в дальнейшем создает у ребенка по­требность обращаться к театру, как к источнику эмоциональ­ного сопереживания, творческого соучастия.

Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях; зародит стремление в нем самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

В театрализованных играх-представлениях с помощью та­ких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются определенные литературные произве­дения. Дети не только знакомятся с его содержанием, воссоз­дают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать со­бытия, взаимоотношения между героями этого произведения.

Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творче­ства (художественно-речевого, музыкально-игрового, танце­вального, сценического).

Для того чтобы решать эти задачи, необходимо наличие в детском учреждении педагога, который бы не только прово­дил специальные театрализованные игры-занятия с детьми, но и корректировал бы действия всех педагогов, осуществляющих решение всех задач, согласно базисной программы, в том чис­ле и по театрализованной деятельности. Педагог детского театра должен помочь воспитателям изме­нить традиционные подходы к организации театрализованной деятельности, привлекать их к активному участию в работе над театрализованными играми (вплоть до участия в них в роли «актеров»). Его цель - не ограничиваться сценарной, режис­серской и постановочной работой с детьми-«актерами», а че­рез всю жизнь детского сада, через все виды детской деятель­ности провести решение задач, направленных на формирова­ние в детях творческого начала.

Работа над спектаклем - анализ содержания произведения, распределение ролей, игровые упражнения, этюды, способст­вующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету и, наконец, постановочная работа над целостным спектаклем - проводится на специальных занятиях, не реже одного раза в неделю по 30-40 мин. Эти занятия могут прово­диться как в первую, так и во вторую половину дня. Но такая работа не должна проходить в изоляции от той воспитательно-образовательной деятельности, которую осуществляют воспи­татели групп, музыкальный руководитель, педагог по изодея-тельности.

На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движения­ми, жестами, мимикой. Они слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание и т. д.

На речевых занятиях у детей развивается четкая, ясная дик­ция, ведется работа над артикуляцией с помощью скорогово­рок, чистоговорок, потешек и пр.; дети знакомятся с литера­турным произведением к постановке спектакля.

На занятиях по изобразительной деятельности знакомят­ся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по со­держанию спектакля, учатся рисовать различными материа­лами по сюжету сказки или отдельных ее персонажей.

Дети играют в «театр». Они выступают то в роли актеров, то зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскур­соводов по выставочному залу. Они рисуют афиши и пригласи­тельные билеты на спектакли, готовят выставку своих работ.

В театральной студии под руководством специалиста про­водятся речевые упражнения, разыгрываются различные этю­ды с целью научиться передавать различные чувства. Это может быть откровенная репетиционная работа над очередной театрализованной игрой-постановкой, представлением. При этом целесообразно использовать такой прием, как разыгры­вание одного сюжета (или отдельных сцен к нему) с помощью различных театрализованных игр (настольных, стендовых, кукол бибабо и пр.).

Например, идет работа над музыкальной сказкой «Кошкин дом» (муз. В. Золотарева): одни дети разыгрывают очередную сцену, используя куклы бибабо на ширме; другие разыгрыва­ют эту же пьесу в форме настольного театра; третьи - драмати­зируют.

В дни, когда намечена постановка, распределяются роли между всеми детьми группы: кто пойдет разносить пригласи­тельные билеты для детей-зрителей (в приглашенную группу) и взрослым (сотрудникам учреждения), кто примет участие в оформлении выставки в фойе детского театра, повесит афишу, кто поможет подготовить артистическую комнату (костюмы, атрибутику) и т. д. - это в первую половину дня. После дневно­го сна игра-действие продолжается: теперь нужен контролер, экскурсовод, дежурный по залу, сцене, в кафе; артисты пере­одеваются в костюмерной... В назначенный час приходят гос­ти (дети другой группы и взрослые). Спектакль начинается. Целесообразно задействовать в нем как можно больше детей. Достичь этого можно, меняя в каждом действии детей-артис­тов, включить в действие взрослых.

Больших спектаклей (музыкальных сказок, детских опер, хореографических постановок) не должно быть больше двух-трех. Но в течение года благодаря систематической работе есть возможность использовать большое количество других театра­лизованных игр (настольные, стендовые, игры-драматизации). Они могут вводиться в жизнь детей, как зрелищные развлече­ния, как фрагмент праздничного концерта или утренника.

Что должен знать ребенок 5-7 лет о театре

Театр - особый, прекрасный, волшебный мир. В этом мире все необычно. Вместо живой природы - декорации, нарисован­ные художником, различные герои (персонажи), действия при­думаны драматургом и сыграны артистами.

Театр может перенести зрителей в далекое прошлое, буду­щее и в сказку. На сцене театра могут заговорить не только

14 люди, но и животные, и птицы. Артисты - главные волшебни­ки театра. Они по-разному своими сценическими средствами рассказывают о событиях, о переживаниях людей.

Кроме артистов, над постановкой спектакля работает много людей: режиссер, композитор, художник, гример, постанов­щик танцев, хормейстер и др.

Пришедшие в театр зрители ведут себя по-особому: в фойе негромко переговариваются, ходят спокойно, рассматривая выставку, портреты актеров; в зрительном зале слушают и вни­мательно смотрят работу артистов, не мешают другим следить за действием спектакля. Неприлично не только разговаривать, но и жевать, шуршать фантиком от конфетки и пр.

Перед началом спектакля необходимо не только знать его название, но и познакомиться с содержанием (с программой), в фойе найти фотографии артистов, участвующих в спектакле.

В театр можно играть самим. Для этого надо определить любимый вид театра, наметить сюжет и разыграть его.

Знания о театральном искусстве, появление устойчивого интереса к нему, сценические навыки рождаются не вдруг. Только система в работе по принципу «от простого к сложно­му», начиная с младшего дошкольного возраста, а также ис­пользование всего комплекса средств и методов театрально-игровой деятельности помогут успешно решить поставленные задачи.

Задачи по театрально - игровой деятельности

Для детей 5-6 лет

Театральная азбука

Рассказать детям о том, что театр - особый волшебный мир. Главные волшебники в театре - артисты. Они с помощью осо­бых средств могут рассказать нам о разных событиях, о пере­живаниях людей. Основные средства художественно вырази­тельности: интонация, мимика, жест. Театры бывают разные: в оперном театре артисты поют, в балетном - все мысли, чув­ства героев передают движениями, в драматическом театре они разговаривают, в кукольном - все действия, разговор осуществляются с помощью кукол. Есть особый вид театра - детский. В нем ставят спектакли для детей.

В театре работает много людей. Кроме артистов, художни­ки, композиторы, писатели (драматурги), гример и др.

Игры в кукольный театр

Познакомить детей с приемами кукловождения марионеток, с «живой рукой», бибабо, пальчикового театра, театра карти­нок на руке.

Работать над речевым дыханием детей, добиваться четкой дикции, умения менять темп, силу звука, работать над инто­национной выразительностью речи.

Игры-драматизации

Продолжать учить детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев, со­вершенствовать исполнительские умения детей, стимулировать желание детей изменять действия, вводить свои реплики.

Игры-спектакли

Побуждать детей проявлять самостоятельность в выборе вы­разительных средств при создании образов персонажей, учить чувствовать своего партнера, стремиться подыгрывать ему.

Побуждать детей вживаться в образ, постоянно совершен­ствуя его, находя наиболее яркие выразительные средства для воплощения.

Расширять жанровый диапазон спектаклей, предлагая де­тям такие варианты, как: спектакль на художественно-рече­вой основе, спектакль-опера, фольклорный спектакль на об­рядовой основе. Воспитывать стремление доставлять своей иг­рой радость окружающим.

Для детей 6-7 лет

Театральная азбука

Углублять знания детей о театре, как о виде искусства. Сфор­мировать устойчивый интерес к театральному искусству, по­требность каждого ребенка обращаться к театру, как источни­ку особой радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия.

Через театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление в нем самому нести в жизнь пре­красное и доброе.

Ребенок должен знать, что в прекрасном мире театра все необычно. Артисты по-разному рассказывают о событиях, о пе­реживаниях людей. Уточнить сведения об основных средствах выразительности. Уточнить представления детей об особенно­стях различных театров: опера, балет, драматический театр, народный балаганный театр, кукольный, детский.

Познакомить с театрами своего города (наиболее известны­ми). Расширить диапазон сведений о тех, кто работает в теат­рах (режиссер, постановщик танцев, хормейстер, гример и т. д.).

Закрепить навык поведения во время просмотра спектакля; в целом уточнить знания правил поведения во время посеще­ния театра.

Перед началом спектакля необходимо не только знать его название, но и познакомить с содержанием.

В фойе посмотреть фотовыставку к этому спектаклю (фото­графии артистов и сцены из спектакля).

Определить любимый вид жанра, наметить любимые сюже­ты и разыграть их (как оперу, балет, драматический спектакль или кукольный).

Стимулировать активность детей к организации самостоя­тельной театрализованной деятельности.

Игры в кукольный театр

Закреплять навыки кукловождения различных кукольных театров (бибабо, на гапите, пальчиковый, марионетки, с «жи­вой рукой», настольный, теневой и др.).

Познакомить с новыми типами театров: напольный (люди-куклы, конусный); тростевой.

Формировать устойчивый интерес к кукольному театру, желание управлять куклами различных систем.

Подводить детей к умению проявлять самостоятельность в выборе варианта постановки сказки (тип театра, сольное или коллективное исполнение с музыкальным сопровождением и без него).

Игры-драматизации

Совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании обра­зов различных персонажей.

Побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки, сценки.

Игры-спектакли

Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе выразитель­ных средств для передачи образа, развивать способность к сво­бодному выбору движений, действий, жестов, мимики, инто­нации, к передаче игрового образа. В целом, развивать сцени­ческое творчество.

Способствовать расширению диапазона эмоционального вос­приятия выражения различных эмоций (радость, горе, удив­ление, испуг и пр.).

Ввести новый тип игр-спектаклей: спектакль пантомимы, спектакль ритмопластики, фольклорный спектакль на обря­довой основе, спектакль-балет или спектакль на хореографи­ческой основе.

Развивать умение детей выражать основные эмоции и адек­ватно реагировать на эмоции окружающих.

Представленный ниже учебно-тематический план - это ва­риант целостного подхода к решению задач через все основные виды детской художественной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Хочется обратить внимание практиков, что предлагаемый репертуар к детским спектаклям ориентировочный и поэтому заменяемый. Но вся работа строится по данной схеме, исходя из поставленных задач.

Программные задачи

Театральная игра

Театральная игра -исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности , свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равно­мерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напря­гать и расслаблять отдельные группы мышц; запоминать сло­ва героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внима­ние, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Уп­ражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-этические качества, культуру пове­дения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное от­ношение со сверстниками, любовь к фольклору.

Культура и техника речи

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направлен­ные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артику­ляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и сти­хи, тренировать четкое произношение согласных в конце сло­ва. Учить пользоваться интонациями, выражающими основ­ные чувства. Пополнять словарный запас ребенка.

Основы театральной культуры

Этот раздел призван обеспечить условия для обладания до­школьниками элементарными знаниями и понятиями, про­фессиональной терминологией театрального искусства. В раз­дел включены следующие основные темы: особенности театрального искусства; виды театрального искусства, осно­вы актерского мастерства. Культура зрителя.

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; разви­вать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложе­ниях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхи­щенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. п.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Общие программные задачи

Формировать и активизировать познавательный интерес детей.

Снимать зажатость и скованность.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наб­людательность, находчивость, фантазию, воображение, образ­ное мышление.

Развивать музыкальный слух.

Развивать умение согласовывать свои действия с други­ми детьми.

Развивать умение общаться с людьми в разных ситуа­циях.

Развивать интерес к сценическому искусству.

Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).

Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.

Учить сочинять этюды по сказкам.

Учить импровизировать игры-драматизации на темы зна­комых сказок.

Развивать чувство ритма и координацию движений.

Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

Развивать двигательные способности, ловкость, подвиж­ность.

Учить создавать образы живых существ с помощью вы­разительных пластических движений.

Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.

Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

Пополнять словарный запас.

Учить строить диалог.

Научить пользоваться интонациями, выражающими ос­новные чувства.

Знакомить с театральной терминологией, видами теат­рального искусства.

Знакомить с создателями спектакля.

Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.

Воспитывать культуру поведения в театре.

2. Основное содержание

Структура учебного планирования

Виды детской деятельности

Задачи

Формы

Сентябрь

Организационный месяц. Подготовка предметно - развивающей среды.

Октябрь

Художественно-речевая деятельность

Знакомство с сюжетом нового для детей литературного произведения. Способствовать развитию арти­куляционного аппарата, развивать дик­цию, добиваться разнообразия интона­ции, уточнять знания детей об особен­ностях, повадках животных

Чтение нового литературного произведения

Занятие со всеми детьми

Театрально-игровая деятельность

Рас­сказать об особенностях этого вида ис­кусства, о видах театра, о главных вол­шебниках театра Знакомство с героями литературного произведения, с их ха­рактеристиками

Разыгрывание отдельных диалогов с использованием шапочек-масок и пальчикового театра

Работа с малыми подгруппами детей

Музыкальная деятельность

Эмоционально обогащать представления детей о природе (о животных, птицах) че­рез музыкальный образ

Слушание музыки к выбранному произведению

Занятие со всей группой

Творческая деятельность (танцевальное, музыкально-игровое творче­ство)

Учить детей самостоятельно подбирать движения, способы действия для пере­дачи образа. Упражнять детей в умении передавать различные чувства. Учить пользоваться мимикой, жестами. Познако­мить с внешним видом героев, события­ми времени года, когда они происходят

Этюды для передачи музыкально-образных характеристик животных, птиц Этюды для пе­редачи различных чувств

(см. кни­гу М. Чистяковой «Психогимнастика»)

С малыми подгруппами и индивидуально

Учить передавать особенности птиц, жи­вотных, особенности их окраски через практическую деятельность

Использовать иллюстрации, ре­продукции с картин близких содер­жанию сюжета.

Со всей группой детей

Ноябрь

Развивать память детей. Учить переска­зывать литературное произведение вначале своими словами, а затем точно следуя тексту. Продолжить работу над артикуляцией, дикцией

Разучивание текста к литературному произведению.

Подгруппами и индивидуально

Театрально-игровая дея­тельность (занятия с педагогом-специалистом по театральному искусству)

Знакомить детей с элементами актер­ского мастерства - это помогает глав­ным волшебникам театра рассказать о событиях, передать переживания геро­ев, их чувства. Учить детей пересказы­вать сказку по ролям (отдельные эпизо­ды), в соответствии с событиями и пе­реживаниями героев менять интонацию, выражение лица

Рассказать об особенностях жес­та, мимики, интонации. Показать на своем примере различные об­разы. Разыгрывание детьми от­дельных диалогов, сцен

С подгруппами, используя все виды театрализо­ванных игр для разыгрывания одной и той же сцены

Музыкальная деятельность

Учить детей петь, чисто интонируя, вы­разительно, в соответствии с характером песен и спецификой образа

Разучивание песен к литературному произведению

Со всей группой

Творческая деятельность

Упражнять детей в самостоятельном под­боре движений для передачи игрового образа, пользуясь мимикой, жестом

Импровизационные танцы различ­ных персонажей

С группами и индивидуально

Изобразительная деятельность

Подготовить детей к умению рисовать по творческому замыслу, отражая свои впе­чатления от литературного произведения

Рисование различными материа­лами по сюжету или отдельных персонажей

Фронтально

Декабрь

Художественно-речевая деятель­ность

Закреплять знание детьми текста персонажей. Учить выразительно, с эмоциями переда­вать диалогическую часть текста

Пересказывание детьми сюжета по ролям

Фронтальные в игровой форме

Театрально-игровая деятель­ность (занятия по театральному искусству)

Учить детей композиционному построению сцен. Развивать творческие способности детей при создании образов к сказке

Работа над целостной постановкой спектакля

Фронтально и подгруппами

Творческая деятельность

Добиваться самостоятельности, инициати­вы в выборе средств для передачи обра­за, естественности, непринужденности и артистизма в театрализованном действии

Творческие задания на танцеваль­ное и музыкально-игровое твор­чество импровизированного харак­тера

Подгруппами и индивидуально

Музыкальная деятельность

Развивать активное эмоциональное сопе­реживание музыкальным образам в ис­полнительской деятельности

Продолжать учить песни, танцы, му­зыкальные игры к спектаклю

Со всей группой, подгруппами, индивидуально

Изобразитель­ная деятель­ность

Закреплять умение детей, рисовать различными материалами деко­ративные узоры

Изготовление афиши, пригласи­тельных билетов. Совместно со взрослыми подготавливать декора­цию к спектаклю, отдельные атри­буты, маски

Коллективная и индивидуальная работа

Постановка музыкального спектакля по выбранному литературному произведению

для детей детского сада и родителей.

Аналогичная структура работы по театрализованной постановке следующего литературного произведения в период с января по май.

Тема проекта

«Волшебный мир театра»

Адресация проекта

Проект предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели группы № 6

Цель

Формирование нравственно – этических качеств у детей старшей группы посредством театрализованной деятельности

Задачи

  1. Формировать готовность к совместной деятельности детей со сверстниками и взрослыми.
  2. Развивать становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в процессе театрализованной деятельности.
  3. Развивать творческую активность детей и эмоциональную отзывчивость, сопереживание героям.
  4. Воспитывать положительное отношение к миру театра, другим людям и самому себе.
  5. Воспитывать чувство собственного достоинства.

Ресурсы для реализации проекта

Внутренние ресурсы:

Наличие методического обеспечения: литература методическая и детская, периодические издания, методические разработки ООД, наличие различных видов театров по теме проекта;

Наглядно - иллюстративные материалы: фотографии и иллюстрации, картины, аудиозаписи звуков природы, нарезка эпизодов из различных сказок (для озвучивания, чтения по ролям), презентации.

Внешние ресурсы: посещение спектаклей выездных театров, взаимодействие с ЦЭВД(ТИ): мастер-класс по сценическому искусству, просмотр театральных этюдов.

Индикативные показатели (результаты)

Для педагогов группы № 6 :

Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности.

Для воспитанников:

Повышение качественного уровня развития:

Уровень развития нравственно – этических качеств на 30%

Уровень психомоторного развития на 25%

Для родителей:

Участие и активность родителей в запланированных мероприятиях до 70%

Ожидаемые результаты

Пояснительная записка

Актуальность проблем, связанных с нравственно - этическим воспитанием подрастающего поколения бесспорна. Дети «зеркало» души нашего общества, и обществу нужно присмотреться к детям, чтобы через них понять, какое будущее мы себе готовим.

Наблюдая за происходящим вокруг, понимаешь, что недостаток нравственно- этического воспитания детей в настоящее время стал чрезвычайно остро и серьезно, в связи с заметным ухудшением воспитанности у подрастающего поколения. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, состоит не в развале экономики, а в разрушении личности. Современные дети быстрее решают сложные математические или логические задачи, но реже восхищаются, удивляются, и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость.

Мы живем с вами в период интенсивного развития высоких компьютерных технологий, который требует большой динамичности, мобильности и сейчас такое время, когда, о чем бы ни заговорили, будь то наука, промышленность, образование или искусство, все обрастает массой проблем. Пресса, телевидение, фильмы и даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, остро ощущаешь недостаток воспитанности. На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными и многие из родителей заняты созданием благоприятных и комфортных условий для своих детей, где в изобилии присутствуют дорогие электронные игрушки, компьютеры, компьютерные игры и другие различные гаджеты, дети зачастую заняты покорением виртуальных вершин и они остаются обделёнными простым человеческим общением со взрослыми и сверстниками. Находясь под влиянием этих факторов у детей происходит искажение представлений о доброте, милосердии и патриотизме.

Как уберечь детей от такой страшной разрушительной силы? Кто придет на помощь ребенку? Только взрослые: педагоги и родители. Но как быть с постоянно возникающими противоречиями между детским садом и семьей в вопросах формирования нравственно – этических качеств детей, исходя из этого мною была выделена проблема: как, каким образом? найти способ повышения уровня нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.

Многочисленные исследования, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они обеспечивают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Степень участия в образовательной деятельности родителей моей группы составила: 23% родителей принимают в нем активное участие.

Для определения уровня развития нравственно – этических качеств у детей моей группы я провела обследование по методике Н.В. Верещагиной в области социально – коммуникативного развития. Результаты были следующими: высокий - 9%; средний - 49%; низкий - 42%.

В результате диагностики «Психомоторного развития ребенка» по методике А. Бурениной и критериями оценки результатов театрально – игровой деятельности, разработанными Н.Ф. Сорокиной были выявлены следующие показатели: высокий – 10%, средний – 37%, низкий – 53%.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков, навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Учитывая, что в свете реализации ФГОС ДО в работе с детьми большое место отводится проектной деятельности, как форме, наиболее полно отражающей и сочетающей интеграцию всех направлений развития детей. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности, способствует систематизации полученных знаний и применению их в различных видах детской деятельности, я пришла к выводу о целесообразности ее использования.

В связи с этим мною был разработан и впоследствии реализован долгосрочный творческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Волшебный мир театра».

Актуальность проекта обусловлена тем, что мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь детского сознания помогает театрализованная деятельность, которая является не только самым увлекательным направлением работы, но и самым эффективный способом коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учите играя.

С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования разносторонне развитой личности. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни героев театрализованных постановок, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, формирует уважительное отношение друг к другу.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать, находить правильный выход из проблемных ситуаций, благотворно влияет на эмоциональный мир ребенка и нравственно – этическое воспитание.

Основным предметом театрализации является детская сказка, потому как учит сопереживанию и состраданию. Это подтверждает выдающийся педагог В.А. Сухомлинский: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия - это ключик, помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами...»

В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда повествует о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом. Это познание обогащает мир ребенка, он сочувствует героям сказки, любит их.

Разработанный проект на тему «Волшебный мир театра» позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о многообразии человеческих отношений, о нормах и правилах жизни в обществе через театрализованную деятельность.

На начальном этапе я изучила научно – методическую литературу по заявленной теме: «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» под редакцией А.М. Виноградовой»; «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника», Запорожец А.В.; «Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю» Берлова А.Л.; «Личность и ее формирование в детском возрасте» Божович Л.И.; «Ты детям сказку расскажи» Гриценко З.А.; «Азбука нравственного воспитания» Каиров И.А., Богданова О.С.

Опираясь на методические материалы выше перечисленных авторов, наметила основные направления своей педагогической деятельности:

  • формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
  • формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
  • развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту;
  • формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями.

Участниками проекта стали дети старшей группы № 6 «Колокольчик», педагоги и родители.

Сроки реализации проекта: октябрь 2014 г. – апрель 2015 г.

Я провела анализ необходимых для реализации проекта внутренних и внешних ресурсов.

Анализ внутренних ресурсов:

Для развития театральной деятельности в группе созданы следующие ресурсы:

Имеются различные виды театров: теневой, фланелеграф, кукольный, игрушек, пальчиковый, настольный, перчаточный;

Костюмы и маски для игр - драматизаций;

Ширма; набор декораций;

Аудиотека классической и релаксационной музыки, «звуков природы»;

Набор наглядно-иллюстративного материала (фотографии, иллюстрации, картины);

Нарезка эпизодов из различных сказок (для озвучивания, чтения по ролям), презентации;

Наличие методического обеспечения: литература методическая и детская, периодические издания, методические разработки НОД, наличие различных видов театров по теме проекта.

Внешние ресурсы: посещение спектаклей выездных театров, взаимодействие с ЦЭВД(ТИ) – мастер-класс по сценическому искусству, просмотр театральных этюдов.

Цель проекта: Нравственно - этическое воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с видами театра и правилами поведения в театре.
  2. Способствовать приобретению детьми знаний, принятых в обществе взаимоотношений, норм и правил поведения средствами театра.
  3. Развивать творческую активность детей, совершенствуя навыки образного отражения действительности в процессе приобщения детей к культуре театра.
  4. Воспитывать нравственные качества, способность сочувствию, желанию порадовать и сделать добро в отношении других людей.

Ожидаемые результаты:

Дети владеют знаниями, принятыми в обществе взаимоотношений, норм и правил поведения.

Сформированы нравственные качества по отношению к себе и другим людям.

Развиты навыки художественной передачи образа.

Владеют знаниями норм и правил поведения в общественных местах.

Проект состоял из трех этапов: подготовительный, основной и заключительный.

Проведение мониторинга развития нравственно – этических качеств у детей старшего дошкольного возраста по методике Н.В. Верещагиной;

«Психомоторного развития ребенка» по методике А. Бурениной и критериями оценки результатов театрально – игровой деятельности, разработанными Н.Ф. Сорокиной;

Консультация для родителей на тему «Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка».

Вся практическая работа осуществляется по трем направлениям:

"Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей..."
(Б. М. Теплов)
Вся жизнь детей насыщена игрой, ни для кого не секрет, что игры у детей пользуются неизменной любовью и только игра связывает детей между собой, с взрослыми. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр. Дети воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, образно-эмоционально, познавая разнообразные жизненные явления через игру. Они не выносят однообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают весёлых, неунывающих героев. И театрализованная постановка в этом смысле как нельзя лучше подходит для занятий в детском саду или в семейном кругу.
«Волшебный край!» - так когда – то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. Чувство великого поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства.
Театр – «светлая радость детства», - один из самых ярких, красочных и доступных ребенку сфер искусства. Коллективное художественное действо способно обеспечить ребенку такой подъём чувств, который, независимо от его эмоционального состояния, заразит его радостью и ожиданием чего-то яркого, интересного, прекрасного. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр! Театр в детском саду надо делать не для того, чтобы в результате получилось некое зрелище, которое не стыдно и показать, а для того, чтобы у детей была естественная среда для развития фантазии и воображения, отработка речевых и поведенческих навыков (А. П. Ершова)
Цели театрализованной деятельности – развивать творческие способности детей средствами театрального искусства; сделать жизнь дошкольников интересной и содержательной. Наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
Занятия с детьми театрализованной деятельностью – одна из форм образовательного процесса в детском саду. Театрализованная деятельность доставляет детям не только радость, она рассматривается намного шире, включает в себя ежедневные упражнения, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка, формированию личностной культуры, развитию социальных навыков. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.
В процессе совместной деятельности совершенствуются у детей умение перевоплощаться в образы различных персонажей, развивается творческая самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения, умение использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движения).
Для самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе детского сада необходимо оформить театральный уголок с разными видами театра: настольный театр, театр пяти пальцев,театр би-ба-бо, театр масок, театр ручных теней, пальчиковый теневой театр, магнитный театр
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя расковано, свободно, естественно. Таким образом, в процессе игры у детей формируются навыки самостоятельных действий, которые заключаются в том, чтобы уметь без посторонней помощи продумать замысел, находить изобразительно-выразительные средства для его воплощения, последовательно осуществлять задуманное, контролировать свои действия в различных видах театрализованной деятельности, уметь действовать в различных ситуациях.
Театрализованная деятельность можно осуществлять с детьми ежедневно в процессе свободной самостоятельной деятельности.
Театрализованная деятельность обогащает эмоциональную сферу ребёнка, развивает его творческие способности. Театральная постановка позволяет углубить и укрепить представления развивающейся личности о мире и о себе. Именно театральная игра помогает раскрыть заветную дверь в мир детства и отыскать ключик во внутренний мир каждого ребенка. «Введите в мир театра малыша, и он узнает как сказка хороша, проникнется и мудростью и добротой и с чувством сказочным пойдёт он жизненной тропой»