«Курочка Ряба сказка с намеком? (научно-развлекательный журнал). Представление сказки "Курочка Ряба на новый лад". Как я представляю сказку в анимации


Подобный материал:
  • Конспект досуга фольклорная сказка «Курочка Ряба» , 28.75kb.
  • Жили-были дед да баба. Была у них курочка Ряба… Замечательная сказка! Ловко сложена , 116.29kb.
  • 1 слайд. «Жили, были…», «В некотором царстве…» начинается сказка, начинается жизнь. , 74.75kb.
  • Театрально – речевой мини – проект по мотивам русской народной сказки курочка Ряба , 74.74kb.
  • Сценарий экологической сказки «Курочка Ряба на новый лад» , 65.85kb.
  • Сказка повествовательный фольклорный жанр, он характеризуется своей формой бытования. , 665.04kb.
  • Не какая-то там обезьяна, которую прочат нам в предки, не собака друг человека, а именно , 47.47kb.
  • Комплексное питание в ресторане «Зимняя сказка» 2011/2012 , 38.84kb.
  • Зачем добрым молодцам сказки с намеком на ложь , 111.77kb.
  • Журнал издается с 1991 , 2949.78kb.

Городская научно – практическая конференция

«Первые шаги в науку»

Исследовательская работа на тему

«Курочка Ряба – сказка с намеком? (научно-развлекательный журнал)»

Секция: информатика

Бобровская Наталия Сергеевна

Россия, г. Тольятти,

МОУ гимназия № 39, 5 «В»

Научный руководитель:

Малышева Елена Юрьевна, доцент кафедры информатики ТГУС

Учитель

Осипова Светлана Леонидовна, учитель информатики

Тольятти 2008

  1. Введение

Я, как и все дети, люблю сказки и компьютер. Практически любая сказка таит в себе скрытый смысл, который бывает, неясен и непонятен не только детям, но и взрослым. Я взяла сказку «Курочка Ряба», чтобы попытаться понять, какой в ней может быть смысл у разных народов. И, чтобы было интересно, собранный материал представила в виде научно-развлекательный мультимедийного журнала на компьютере.

Основной проблемный вопрос , который был поставлен – это какой смысл в сказке и совпадает ли он у разных народов и у разных категорий людей. Мне хотелось выяснить, какие варианты сказки есть у русских, белорусов, украинцев, остается ли основное содержание её неизменным, есть ли современные варианты сказки.

Чтобы ответить на эти вопросы я обратилась, прежде всего, к среде ВИКИ, и нашла в Википедии много интересных изложений сказки. Так возникла идея, собрать и сгруппировать информацию, сделать выводы и, используя технологию Flash, создать мультимедийный журнал, который потом разместить на школьном сервере и на школьном портале.

Цель данного проекта – создать научно-развлекательный мультимедийный журнал, в котором представить варианты сказки «Курочка ряба» и ее смысл.

Задачи проекта:

  • разыскать и сгруппировать варианты изложения сказки у различных народов;
  • взять интервью у различных категорий населения (служащих, инженеров, попутчиков, учащихся);
  • спроектировать электронную версию журнала и используя Flash-технологию, создать мультимедийный программный продукт.
  1. Курочка ряба – глазами детей и взрослых

    1. Как я представляю сказку в анимации

В разделе «Мультфильм» представлено классическое изложение русской народной сказки. Некоторые рисунки созданы в стандартном графическом редакторе Paint, некоторые на бумаге, а некоторые прямо во FLASH. По мотивам сказки в качестве приложения сделана игра, которая будет интересна дошкольникам.

На рисунках - внешний вид меню журнала, первого кадра анимированной сказки и кадры игры.

    1. О сказке и вариантах сказки

Общую информацию о сказке можно посмотреть из журнала по кнопке «О сказке». Выяснилось, что сказка имеет свой международный классификационный номер, а тот сюжет, который мы знаем – сокращенный детский вариант (из Википедии). Материал представлен в виде html-документа и имеет ссылку на дополнительный материал из викиучебника.

В разделе «Версии сказки» собраны варианты сказки, представленные в Интернете и в среде ВИКИ различными народами – русскими, украинцами, белорусcами и сказка современного автора в нескольких вариантах.

Если сравнить содержание сказок разных народов, то оно отличается только в деталях. Во всех вариантах присутствует повторение, концовки иногда отличаются.

Все версии представляют собой html-документы, которые открываются по гиперссылкам

    1. Интервью или мнения детей и взрослых

Как понимают смысл сказки дети и взрослые, я выясняла через интервью, предварительно подготовив текст вопросов.

Вопросы такие:

  • Как курочка Ряба, смогла снести золотое яйцо?
  • Зачем дед и баба били золотое яйцо, а не пошли на базар и не продали его?
  • Предположим дед и баба очень хотели есть. Зачем тогда они не сварили яйцо, а стали бить сырое об стол?
  • Почему яйцо не разбилось когда его били дед и баба, а когда мышка вильнула хвостиком, оно упало и разбилось?
  • Курочка случайно снесла золотое яйцо или специально, что бы дед с бабкой не смогли его разбить?
  • Какой философский смысл в этой сказке?
Интервью в журнале представлено в формате html и подключено к первой странице через гиперссылку.

На вопросы отвечали ученики музыкальной школы, где я учусь, мои одноклассники, преподаватели университета, где работают мои родители, попутчик в поезде, когда я ездила летом отдыхать.

Ответы на вопросы можно просмотреть по гиперссылкам

Я опросила 14 человек и попробовала сгруппировать их мнения. Выяснилось, что на некоторые вопросы мнения почти совпадают, а на другие распадаются на группы.

На основной вопрос - «Какой философский смысл в этой сказке?» - почти у каждого свое мнение или его вообще нет.

Анализируя ответы, можно сделать вывод, что мнения о сказке практически не зависят от профессии и возраста, а на вопрос о философском смысле (намеке) сказки мнение у каждого свое. Хотя в целом можно сказать, что к сказке и взрослых, и – детей объединяет одно – сказка сказкой, но в ней намек – будьте умными, внимательными, не жадными и рассудительными.

Игра построена так же по мотивам сказки «Курочка Ряба». Она включает в себя 5 этапов.

Первый – успеть щелкнуть курочку Рябу, которая появляется в разных местах экрана на 1-2 секунды.

Второй этап – навести прицел на летящую с яйцом ворону и нажать клавишу «Пробел».

Третий этап – поймать яйцо, падающее по сложной траектории.

Четвертый этап – провести мышь через лабиринт, не задев стенки.

Пятый этап – щелчком убрать с экрана яйца в заданной последовательности.

Внешный вид сцены каждого этапа игры представлен в приложении.

Делая эти маленькие игры я научилась

  • управлять курсором мышки,
  • определять нажатые клавиши на клавиатуре,
  • определять столкновение одного объекта с другим,
  • программировать события, связанные с кадрами, нажатием клавиш на клавиатуре, щелчком мыши.
    1. Об авторе

Страничка журнала об авторе содержит краткие сведения обо мне и моих увлечениях.

  1. Выводы

  • При обработке данных интервью выяснилось, что по некоторым вопросам мнения людей совпадают, а по другим распадаются на группы
  • На основной вопрос почти у каждого свое мнение или его вообще нет
  • Сюжет в сказках (не считая детской) один и тот же, отличия в подробностях и концовках
  • Создание анимационного журнала с играми требует умения программировать события, связанные с кадрами, клавиатурой, мышью
  1. Литература

  • 100% самоучитель macromedia Flash MX: [учеб. пособие] / под. ред. Б. Г. Жадаева.-M.: ТЕХНОЛОДЖИ – 3000, . – 544 с.
  • Macromedia Flash MX. Создание игр с помощью ActionScript. Пер.с англ. – М.: ДМК Пресс, 2003.- 576с.
  • Рихард Айзенменгер. HTML 3.2/4.0/ Справочник / Пер. с нем. – М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. – 368 с.
  • ru.wikipedia.org/wiki/Курочка_Ряба_(сказка)
  • www.bayushki.ru/tales_russian_ryaba.htm
  1. Приложения



Сцена первого этапа игры.



Сцена второго этапа игры.



Сцена третьего этапа игры.



Сцена четвертого этапа игры.



Сцена пятого этапа игры.

2.Курочка ряба – глазами детей и взрослых 4

2.1.Как я представляю сказку в анимации 4

2.2.О сказке и вариантах сказки 4

2.3.Интервью или мнения детей и взрослых 5

3.Выводы 9

4.Литература 9

Давно интересовал смысл сказки "Курочка Ряба", а он оказывается есть...

Известная детская сказка:

Жили-были Дед и Баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла Курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед бил-бил - не разбил. Баба била-била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула - яичко упало и разбилось. Дед плачет, Баба плачет, а Курочка кудахчет: "Не плачь, Дед, не плачь, Баба. Я снесу вам яичко другое - не золотое, а простое".

Знакомая сказка?

А теперь проверим себя:

- Дед и Баба хотели разбить яйцо?

- Если хотели, то почему плакали, когда оно разбилось?

- Почему Дед и Баба не заложили скорлупки в ломбарде, если они золотые?

- Что было в яичке, когда оно разбилось?

- Как часто Вы задумывались над ситуацией сказки, когда рассказывали её ребёнку?

- Зачем Вы рассказываете те или иные сказки, если они всегда полны противоречий?

- Чего Вы ожидаете от чтения этой сказки?

Мораль: часто, общаясь с ребёнком, мы не задумываемся о том, что реально делаем. А потом удивляемся, почему он растёт такой, когда мы его воспитывали совершенно по-другому. Особенно аккуратными надо быть именно со сказками. Нет ни одной сказки, которая не несла бы в себе чрезвычайно МОЩНЫЙ психологический смысл (чаще всего в сказке бывает даже не одно "второе дно", а три - четыре). Причём информация, заложенная в сказках, несет в себе послания, имеющие гораздо большее влияние, чем все слова, сказанные ребёнку прямо. Как Вы думаете, почему даже существует такое направление в психологии, как сказкотерапия? Именно потому, что сказка способна оказывать на развитие, установки и мировоззрение ребёнка колоссальное влияние. А Вы знакомы со смыслом и "посланием" тех сказок, которые Вы рассказываете ребёнку?

" Итак, про Рябу.

Сказка - всегда метафорическая модель Космоса (не Космоса в прямом смысле, а в смысле Жизни, Мироздания). Она несёт в себе знания о том, как устроен мир и как себя надо в нем вести - опять же в метафоричной форме.

Перейдём к анализу Рябы.

Дед и Баба - модель семейных отношений, но не с информацией о взаимоотношении полов (тогда была бы молодая семья), а с информацией о Всех Людях, Живущих Вместе. У них есть некоторые ресурсы, опыт, знания. В частности, у них есть курица. Они вполне ожидают от неё предсказуемых действий: она должна нести яйца. Но вдруг курица несёт не простое яйцо, а золотое. Что это означает? Во-первых, жизнь сама решает, когда и какие сюрпризы нам преподносить. И это не зависит ни от статуса, ни от суеверий, ни от человека. В жизни есть место случайностям. Золотое яйцо здесь - как шанс, как возможность, как Событие. Но старики, будучи боязливыми, ПЕРВОЕ, ЧТО ПЫТАЮТСЯ СДЕЛАТЬ С НЕИЗВЕСТНЫМ - УНИЧТОЖИТЬ. Потому что новое - всегда страшное. (Ведь можно было бы отложить яичко и посмотреть, что из него вылупится, например). И тут появляется Мышь. Очень часто в сказах мышь символизирует Случай, Руку Бога, Судьбу. Мышь отбирает у стариков (Всех Людей) то, чем они не умеют пользоваться. Поэтому Дед и Баба начинают плакать.

Но что на это им отвечает Жизнь? Не плачьте - ну, упустили вы сейчас Шанс, (яичко золотое), но я снесу вам простое (то есть хоть Вы сейчас и не готовы к новому, то те ресурсы, которые у вас были, никуда не делись, конец света с потерей шанса не наступил).

Кроме всего прочего, в оригинальном варианте этой сказки есть продолжение, в котором сообщается, что когда эту историю услышали одни - пятые - десятые родственники, кто-то от неожиданности бадью разбил, воду разлил, и так далее. Это говорит о том, что события у одного человека влияют на всё окружение.

А теперь обобщим: сколько же в пяти строчка сказки скрыто информации О ЖИЗНИ? И это я сейчас толкьо поверхностный анализ провела, по основному сценарию. А при тщательном обычно выделяется ещё три - четыре темы..."

А у вас есть мнение на счет этой сказки?

Из комментариев:
"Психоанализ Рябы". Вот сказка детская про Рябу, про мышку, деда, яйца, бабу. На первый взгляд, полнейший бред, но, что сказал бы Зигмунд Фрейд. У деда был яйца некроз, косая грыжа и фимоз. А бабку мучило желанье, хотелось секса в подсознаньи. И попросила бабка Рябу:"Пойми меня, как баба бабу. Чтоб дед ко мне ночами лез, снеси ему яйца протез. Из силикона чтоб, как груша, а то пойдешь на ножки Буша!" С протезом Ряба намудрила, из золота яйцо родила. Короче полная фигня: дед ходит яйцами звеня! Из норки выглянула мышь:" Что ходишь старый и звенишь?" И чтобы этот звон заглох, хвостом хлестнула между ног. Клянут дед с бабкой мышь - заразу, что их лишила секса сразу. Мораль усвоили мы дружно: БЕРЕЧЬ МУЖЧИНАМ ЯЙЦА НУЖНО!
Эта сказка не так проста и примитивна как иногда представляется взрослым. В ней действительно отражена модель Вселенной. За давностью лет и так как сказку рассказывали совсем маленьким, неграмотные бабушки думали, что ЯИЧКО - это уменьшительное от ЯЙЦА. Изначально Курица снесла ЯЙЦО! И размер здесь ни причём, и страусиное яйцо, и перепелиное тоже яйцо. ЯИЧКИ - это принадлежность особей мужского пола, то есть самцов. То, что дети якобы не понимают, это не совсем так, через сказки ребёнок получает информацию на бессознательном уровне о своём роде, о своём народе, о своей Родине и т.д. на архитипическом уровне.

*********
Русская сказка «Курочка Ряба» - космический календарь
Академик РАН В.Н. Топоров относит сюжет русской народной сказки «Курочка Ряба», в которой начало мира представлено в образе яйца, к наиболее древней мифологическо-астрономической религиозной русской традиции.

Чтобы правильно понять глубину сюжетной линии, заложенной многотысячелетней мудростью русского народа в эту сказку, рассмотрим её ключевые термины.

Термин «стар-» в словах «старик» и «старуха» - в русском языке обозначает древность событий, равную космической - звёздной. Поэтому star - букв. старая, то есть «звезда». Суффиксы -ик и -уха обозначают лиц мужского и женского пола, соответственно.

Термин «Курочка» - орнитоморфное воплощение богини Макоши, которая олицетворяет Вселенную и Время и осуществляет власть над ними.

Термин «Ряба» - образован при помощи суффикса -б(а) «имён существительных, обозначающих процесс движения (просьба, молотьба, дружба, женитьба, свадьба и др.), но в древнерусском языке этих слов было значительно больше, и они образовывались, главным образом, от имён существительных». Сюда же относится и слово «судьба», обозначающее одну из сфер, которыми управляет богиня Макошь. Судьба - от судить + -ба; ср. русск. посл. судьба рассудит. А первая часть слова «Ряба» происходит от древнего русского глагола «рять» (рясть, рятать), обозначающего множественность, обильность, яркость. Сравните русск. рясно «украшения, ожерелье», рясный «густой, висящий густыми гроздьями», ряса «ряд, низка, нитка ожерелья, бус», рясным-нарясно «видимо-невидимо», звёзды глядят вприпуск, ясно и рясно. Таким образом, Ряба - это космос, мерцающий-рябящий множеством своих звёзд. А полностью имя Курочка Ряба расшифровывается как «космос-Макошь, мерцающая множеством звёзд».

Яйцо - чрезвычайно распространённый и общеизвестный символ мира - его начала и конца.

Термин «мышь» - древнейший сакральный термин. Он известен практически во всех народах с незапамятных времён. О чём свидетельствует неизменность слова «мышь»: укр. миш, болг. миш, сербохорв. миш, словен. mм, род. п. mнi, чеш., слвц. mу, польск. mysz, в.-луж., н.-луж. mу. Индоевропейская основа на согласный: др.-инд. mьs- м. «мышь», нов.-перс. mь, греч. м. «мышь, мышца», лат. mьs, алб. mi «мышь», д.-в.-н. mыs - то же, арм. mukn «мышь, мышца»; др.-инд. mцsati, musati, musnдti «ворует».

От «мышь» произведено название Млечного пути - Мышиная тропка. Согласно народному поверью, Млечный путь - это, как и радуга, дорога, по которой душа отправляется на тот свет. Ср. лит. Paыkciu kлlias, Paыkciu tгkas «млечный путь», букв. «птичья дорога, тропа», нж.-нем. kаuраt - то же, собственно, «коровья тропа». Лингвист Трубачёв, комментируя словарь М. Фасмера, добавляет, что «скорее всего, это одно из древнейших индоевропейских табуистических названий животных - *mьs, собственно, «серая», - родственное словам муха, мох».

По древнерусским преданиям, Млечный путь был сформирован молоком, вытекающим из сосцов Коровы Земун (Макоши) и Козы Седунь (Сатаны). Макошь вообще имеет три своих измерения: первое - сама Макошь, как судья, как властительница вечности и Вселенной, космоса и времени. Второе - Макошь, равная Живой воде, Жива, Доля, Среча. Третье - Макошь, равная Мёртвой воде, Мара, Недоля, Несреча. В общем, влияние Макоши на мир следующее: в пределах Макоши-вечности Макошь-Жива рождает мир заново, а после цикла жизни Макошь-Мара принимает мир в лоно смерти.

Последняя сущность Макоши - смерть - и есть МЫШЬ. А хвостик, которым мышка взмахнула и разбила яйцо, - это конец периода (кода, эры и т.п.).

Из сказанного виден и смысл космической русской сказки, который простыми словами можно передать так: во власти Макоши находятся как рождение мира, так и его смерть; души русичей, присоединившиеся к звёздам, также находятся во власти Макоши и могут получить от неё себе новое воплощение - в виде простого яйца, то есть земной жизни.
*******
Вот вам и простая сказочка!

1

Ефимова И.Б. (г. Абдулино Оренбургской области, МБОУ «СОШ №38»)

1. Аникин В. П., «Русская народная сказка», М.: Художественная литература, 1984;

2. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: из сб.А.Н.Афанасьева/ А.Н.Афанасьев; Вступ. статья В.П.Аникина; Рис. Т.Мавриной. – Москва: Худ. лит., 1983. – 319с.: ил.

3. Ивлиев О.А. «Полная энциклопедия символов», М.:ТД Издательство Мир книги», 2005 г.;

4. Пропп В. Я., «Русская сказка». – Л.,1981. – С71;

5. Словарь символов – Википедия;

6. Текст сказки «Курочка Ряба»;

8. h t t p: / / w w w. r o s o l y m p . r u / a t t a c h m e n t s / 1 0 5 3 9 _Metodicheskie%20rekomendatsii.pdf

9. http://www.stranamam.ru/post/10840050/

10. http://smekalkina – v.livejournal.com/45264.html

11. http://www.stranamam.ru/post/10840050/

12. http://www.ateismy.net/index.php?option=com_content&view=article&id=6200:2015 – 04 – 17 – 08 – 36 – 34&catid=173:2014 – 10 – 23 – 08 – 11 – 27&Itemid=145

13. http://smekalkina – v.livejournal.com/45264.html

14. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98_%D0%B3%D1%80%D1%8F%D0%BD%D1%83%D0%BB_%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BC

В этом году я принимала участие в школьном этапе Всероссийской предметной олимпиады по литературе. Готовясь, я изучала рекомендации, данные мне моим учителем. Это было задание, опубликованное на сайте РОСОЛИМП - Методические рекомендации для экспертов по проведению школьного и муниципального этапов. Меня заинтересовало задание для 7-8 классов. Приложение 1. Оно предполагало создание своего варианта сказки «Курочка Ряба». Но меня удивила предложенная организаторами олимпиады в качестве примера интерпретация этой сказки М.Казинником. (VII.1) Она была неожиданна, и я задумалась о первоначальном смысле этой народной сказки.

«Курочка Ряба» по праву считается самой первой русской народной сказкой. Ее мы знаем с раннего детства, и воспринимаем как забавную историю. На первый взгляд сказка может показаться странной. И мы решили разобраться со смыслом сказки. Лишь после раздумий над каждой строчкой и попыток связать их в одно целое, приходит понимание смысла, заложенного в сказку.

Тема нашей исследовательской работы «О чем поведала «Курочка Ряба?», т.е. мы хотим выяснить скрытые смыслы всем известной сказки.

Как часто люди задумываются над смыслом прочитанного или услышанного, пытаются дойти до глубин того или иного вопроса? Проводя исследование, я выяснила, что не часто. Своей работой я хочу сказать, что в самом простом могут содержаться глубокие смыслы. Как говорится: «Сказка-ложь, да в ней намек…» В этом состоит актуальность моей работы. Разобраться самой в том, о чем хотела поведать «Курочка Ряба», и обратить внимание современников на философское значение русской народной сказки.

Цель работы : размышляя над строчками русской народной сказки «Курочка Ряба», проникнуть глубже в ее смысл.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • перечитать заново сказку «Курочка Ряба», сделать ее построчный анализ;
  • изучить известные интерпретации этой сказки учеными;
  • исследовать, как мои современники понимают смысл народной сказки;
  • попытаться создать свою интерпретацию этой сказки

Объект исследования

  • русская народная сказка «Курочка Ряба»;
  • научная литература, содержащая интерпретации сказки;
  • результаты опроса учащихся и педагогов МБОУ СОШ№38;
  • материалы обсуждения смыслов сказки в блогах.

Гипотеза : несмотря на широкую популярность русских народных сказок, их идейно - философское содержание остаётся неразгаданным.

Предмет исследования : идейное содержание сказки «Курочка Ряба».

Методы исследования :

  • чтение и построчное размышление над сказкой;
  • изучение критической литературы по теме исследования;
  • анализ интернет - источников;
  • работа со словарем символов;
  • опрос учащихся 6 - 11 классов, опрос педагогов школы:

3. От кого Вы ее услышали?

«О чем поведала Курочка Ряба?»

Построчный анализ сказки

Перечитав заново сказку, я решила разобраться со смыслом построчно. И так: «Жили-были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое - золотое».

Исходя из утверждения о том, что яичко было золотым, можно предположить:

Либо оно, действительно, включало в свой состав золото,

Либо оно было таким только по видимости, то есть было, как золотое.

Если яичко включало в свой состав золото, то возможны несколько вариантов: яичко могло быть позолоченным, могло иметь только золотую скорлупу, могло быть целиком из золота. Но вполне возможно, что яичко совсем не содержало золота, а просто имело золотистый цвет из-за особенностей окраски скорлупы.

«Дед бил-бил - не разбил. Баба била-била - не разбила».

Почему деду с бабой не удалось разбить, можно объяснить следующим образом: либо яичко было слишком крепким, либо у деда с бабой было мало сил. А возможно, и то и другое.

С помощью опыта я решила проверить крепость яичной скорлупы.

Опыт 1. Для этого мне потребовалось два яйца темной и белой окраски. Я попробовала разбить яйцо деревянной ложкой, как это делали в сказке дед и баба. В результате: яички разбились с одинаковой легкостью, как темное, так и белое.

Опыт 2. Для следующего опыта я взяла большую иголку, чтобы проверить крепость методом прокалывания. Опыт доказал, что яйца темного и белой окраски равносильно одинаковые по крепости и прокалываются без особых усилий.

В результате я сделала такой вывод, что в реальной жизни яйца темной и белой окраски совершенно одинаковые по крепости. Но в сказке «Курочка Ряба» все выглядит иначе. Яйцо, похожее на золотое, старики разбить не могут. И когда его разбивает мышка, дед с бабой очень расстраиваются, осознавая свою старость и бессилие. Из этого следует, что яйцо в сказке это не только продукт питания, а и определенный символ. Так как именно этот предмет несет как радость, так и горе.

Зачем же деду с бабой понадобилось разбивать яичко? Наверное, для того чтобы выяснить - позолоченное ли оно или полностью из золота? Золотая ли скорлупа у яичка, или это просто особенность окраски скорлупы? Разбив яичко, дед с бабой имели бы возможность уточнить свои предположения.

И вполне вероятно, что дед с бабой, увидев такое необычно красивое яичко, решили, что оно должно быть необыкновенно вкусным, и пытались разбить его просто для того, чтобы попробовать.

В древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от мороза и снега. Когда-то было принято подносить яйцо как простой дар языческим богам, дарить яйца друзьям и благодетелям в первый день Нового года и в день рождения. Богатые вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, как символ солнца.

«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось».

Зачем в сказку вводится такой персонаж, как мышка? - Для того чтобы уточнить причину неудачи деда с бабой разбить яичко. Если бы яичко, действительно, было чрезвычайно крепким, то оно бы не разбилось. Значит, у деда с бабой просто не хватило сил для того, чтобы его разбить. Наверное, яичко все-таки было немного крепче обычного, поскольку нормальные яички деду с бабой удавалось разбивать.

«Дед плачет, баба плачет, …».

На первый взгляд непонятно, почему дед с бабой плачут, когда они еще недавно безуспешно пытались разбить яйцо. Мышка им в этом помогла. Но при более внимательном рассмотрении можно выявить несколько возможных причин для горя деда и бабы.

Во-первых, они хотели его попробовать. Во-вторых, чтобы узнать, золотая скорлупа или нет. В-третьих, они надеялись, что яйцо все-таки полностью золотое, раз они не могут его разбить. Поэтому, скорее всего, сочетание этих трех причин принесло им такое разочарование. Наконец, еще об очень важной, причине для плача деда с бабой. Когда они не смогли разбить яичко, они, безусловно, решили, что яичко чрезвычайно крепкое. Но вдруг какая-то мышка хвостиком уронила яичко, и оно разбилось. Дед с бабой получили ясное и наглядное представление, насколько у них мало сил, они остро прочувствовали свою дряхлость и немощь. Это могло быть серьезной причиной для их плача.

« … а курочка кудахчет:

Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое!».

На первый взгляд от этого странного утешения дед с бабой могли бы заплакать еще сильнее. Но это не так. Курочка Ряба утверждает, что нет причин для плача. Она обещает им снести другое яичко. Но оно будет простое, а не золотое. Потому что яичко, похожее на золотое, они разбить не смогли, а с простым яйцом таких проблем не возникнет.

Теперь, после построчных размышлений можно остановиться на структуре сказки в целом. В сказке следует одно за другим несколько событий: курочка Ряба сносит яичко; дед с бабой неудачно пытаются его разбить; мышка случайно и легко его разбивает; дед с бабой плачут; курочка Ряба их утешает.

Таким образом, в конце нашего исследования вырисовывается наиболее правдоподобный вариант смысла русской народной сказки «Курочка Ряба». Он сводится к следующему: курочка Ряба снесла яичко, похожее на золотое: с особым строением скорлупы (менее вероятно, с позолоченной скорлупой). Дед с бабой, увидев красивое яичко, решили, что оно должно быть необыкновенного вкуса и стали его бить, чтобы попробовать. Но, так как яичко было немного крепче простого, а у деда с бабой в старости осталось мало сил, разбить золотое яичко им не удалось. Когда они отложили яичко в сторону, пробежала мышка, хвостиком уронила яичко на пол, и оно разбилось. Дед с бабой заплакали от того, что не смогли попробовать это яичко и от того, что осознали свою старость и слабость. Курочка Ряба стала утешать их, обещая снести яичко не золотое, а простое, потому что Золотое яичко причинило им только горе. Курочка Ряба решила, что простое яичко, пусть и не такое красивое, но его можно будет спокойно разбить и съесть.

Опыт различной интерпретации русской сказки

М. Е. Вигдорчик в статье «Анализ русской сказки «Курочка ряба» в теории объектных отношений» пишет: «Золотое яйцо, снесенное курицей — это символ ребенка, имеющего особую значимость для его родителей. (VII.2) Данная интерпретация согласуется с последующей частью сказки, где речь идет о том, что и дед и баба бьют яйцо. Бьют — воспитывают, пытаются привести яйцо в соответствие со своими представлениями и горечь разочарования наступает, когда в один момент некая «мышка» достигает того, чего они не могли достигнуть сами в отношении яйца. Кто же она, эта мышка? И ее символическое значение и ее действия (вильнуть хвостом) указывают на то, что это женщина (сноха), которая воспринимается родителями сына как соперница, легкомысленно себя ведущая. Утешение же могут родители найти только в оставшейся у них «Курочке Рябе» и ее детородной функции».

Смысл Курочки Рябы меня волнует меня все больше и больше. Мне все время кажется, что в этой сказке полно недомолвок. Начав изучать «Курочку Рябу», у меня снова возникло подозрение, что Курочка Ряба рассказывает совсем не о том, о чем мы все думаем. Оказывается, в детских книжках печатается усеченная, адаптированная версия сказки.

На самом деле... Жил-был старик со старушкою, у них была курочка - татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка - татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Просвирня как услыхала - все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала? Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.* «Народные русские сказки», Афанасьев А. Н. (VII.3)

С. З. Агранович основывает свой анализ на психоанализе: «Дед и баба - пожилые люди (не случайно!); также они воплощают человеческий коллектив (ведь это разнополая пара). Яйцо - олицетворение жизни. Золото — символ смерти (в мифах золото и богатства находятся именно в царстве мертвых, в славянских сказках — Кощей, представитель царства мертвых, всегда связан с золотом). Золотое яйцо, которое получили дед с бабой, - это «антижизнь, черная метка». Получив золотое яйцо, дед и баба воспринимают его, как знак приближающейся смерти. Они по очереди пытаются разбить яйцо, но ничего не получается. Мышь - это посредник между миром живых (земных) и мертвых (подземных). Это существо, которое служит двум мирам, и поступает непредсказуемо. Мышь - двулика, может сотворить как добро, так и зло. Семья попа - это модель как человеческой семьи, так и сакрального общества. Разбитое мышью яйцо пугает всех. Мир начинает распадаться, происходит сумасшествие социума. Причина распада в неизвестности. Никто не знает, что будет дальше. Поступок мыши они не в состоянии объяснить в силу ее двуликости. Наступает развязка: курочка обещает снести яйцо ПРОСТОЕ, а значит подарить ЖИЗНЬ. Конечно, все радуются! Они спасены!» Таким образом, «детская сказка» оказывается рассказом о жизни и смерти, о социуме, и о том, как складывается борьба за жизнь. Сказка о курочке Рябе транслирует эмоции опасной для жизни ситуации: тревогу, страх, отчаяние, в конце — радость и ликование. (VII.4)

Различные варианты интерпретаций можно найти в интернете

ПО ПРИНЦИПУ «ПРОСТОЕ — ПОНЯТНЕЙ». Например, молодой талантливый ученый изобрел принципиально новую конструкцию — Золотое Яйцо. Ну и что? Кому нужны золотые яйца? Сразу же возникли трудности с внедрением. После долгих раздумий изобретатель приходит к выводу: «Отныне я буду делать только то, что легко можно внедрить». Или такой вариант. Некий художник создал Золотое Яйцо — произведение гиперреалистического искусства. Но реакция деда и бабы на это новаторское творение самая что ни на есть здоровая. Оно им непонятно и ненужно. И вот перед этим художником встал вопрос: «Зачем нести Золотые Яйца? А главное — кому?». В конце концов гиперреалист понимает свою оторванность от деда и бабы и решает в корне изменить характер своего творчества.(VII.5)

Борис Заходер считал, что «Курочка Ряба» — это сказка о человеческом счастье: «Счастье — это золотое яйцо — люди бьют его и так и эдак, а пробежала мышка, хвостиком махнула…». Такое толкование встречает поддержку: «Попробуйте рассказать счастье и о легкости его утраты как-то понятнее, образнее, целостнее… Каждый понимает, что сказка об этом». (VII.6)

Неожиданные варианты объяснения смыслов сказки мы обнаружили в блогах. (Приложение 4).

Результаты исследования опроса современников

В задачи данного исследования входило изучение вопроса «Как мои современники понимают смысл народной сказки?»

Для получения данных нами было проведено анкетирование среди учащихся 6-9 и 11 классов МБОУ СОШ №38 г. Абдулино. Авторами данной работы была разработана анкета (Приложение2). В ходе анкетирования было опрошено 69 человек. Чтобы наглядно представить результаты анкетирования, мы вывели подсчёты в виде диаграмм, представив и целостную картину анализа.

Обобщенные результаты анкеты:

Большинство познакомилось со сказкой в возрасте 3-5 лет -66 человек, затруднились ответить 3 человека.

Услышали сказку от бабушки-24 человека, от мамы-29 человек, от папы-1, в детском саду-10 человек, прочитал сам -1 человек.

Затруднились ответить- 9 человек,

ответили:

-«из благодарности, за любовь, которую дарили Курочке дед и баба»-15 человек,

- «хотела похвалиться перед другими курочками»-1 человек,

- «потому что курочка была необыкновенная (волшебная)»-2 человека,

-«желая обогатить семью»-1 человек,

- «сил не хватило (были старыми и немощными)»-18человек,

- «долго били - символ поиска истины - чтобы чего-то достичь, нужно много трудиться» -1 человек,

Затруднились ответить- 27 человек.

В определении смысла сказки затруднились-17 человек,

- « что имеем - не храним, потерявши - плачем», «нужно радоваться тому, что имеешь» - 12 человек,

Вывод: Результаты анкетирования подтвердили актуальность работы, действительно, большая часть респондентов не задумывалась над смыслом «Курочки Рябы» и затруднилась в определении ее философского смысла.

Чтобы попытаться исправить сложившуюся ситуацию и помочь учащимся понять изначальный смысл хорошо знакомых русских народных сказок мы попробовали систематизировать разные интерпретации русской народной сказки «Курочка Ряба» и предлагаем ещё одну, свою интерпретацию этой сказки.

Попытка создания собственной интерпретации сказки

Глубокое проникновение в суть «Курочки» позволяет однозначно обозначить одну из самых острых проблем нашего времени — проблему некоммуникабельности. Смысл «Курочки Рябы» состоит в том, что никто никогда не понимает и не поймет друг друга. Ни дед. Ни баба. Ни курочка Ряба, которая снесла яйцо. Ни мышка, которая его разбила.

Удивительно, но и я своей окончательной версии не нашла.Хотя, как мне кажется, сказка весьма многое объясняет. По моему мнению, она учит (втолковывает с малолетства) что все зависит от всего. Вспоминается бабочка у Бредбери (Приложение3) (VII.7) - да, тот самый случай. Нечаянно разбитое яйцо влечет за собой целую череду катастроф, человеческих жертв и стихийных бедствий. Сказка говорит открытым текстом - будьте осторожны, продумывайте свои действия, от них может измениться все вокруг и вы сами, в том числе. Сказка напоминает: остерегайтесь случайных, немотивированных поступков, они могут принести серьезные последствия. И это даже не пресловутые пальцы в розетке. Это намного серьезнее и глобальнее! Яйцо часто являлось объектом различных магических обрядов. С помощью яйца часто лечили - считалось, что яйцо способно вытянуть из человека болезни и порчи. Но ворожить могли не все, кому захочется, а только посвященные, четко знающие всю последовательность действий. Безусловно, в сказке показано, как мышка (существо неразумное) случайно воспроизвела магический обряд (сотворять который, ни дед ни бабка не хотели - от того и заплакали). Но было уже поздно. Как разбившееся яйцо не собрать в скорлупу, так и последствия, произведенные случайным магическим обрядом, устранить практически не возможно. Вот почему сказку про курочку рассказывают детям одной из первых - дети, прежде всего, должны понять, насколько все взаимозависимо в мире, насколько важно по незнанию не оборвать эти связи и не нарушить существующее равновесие.

Заключение

Золотое яичко порадовало своим видом деда и бабку, но оказалось гораздо крепче простого из - за состава скорлупы. Но на опыте доказано, что если бы оно было из золота, то яйцо не разбилось бы вообще. А темные и белые яйца бьются одинаково. (Опыт1 и 2) Поэтому разбитое золотое яйцо - это разбитая надежда на новую жизнь, которая старикам уже не по силам. А простое яйцо - это продолжение прежней жизни. Это размышление доказывает нам, что смысл сказки гораздо глубже, чем кажется.

Заключение

Исходя из выше сказанного, мы сделали такой вывод, что содержание русской народной сказки «Курочка Ряба» несет в себе глубокий философский смысл, который большинство обозначает русской пословицей «старость - не радость», где Курочка Ряба - это утешение в старости, дающее надежду на жизнь, а яйцо - символ жизни.

В результате нашего опроса мы выяснили, что выдвинутая нами гипотеза - «несмотря на широкую популярность русских народных сказок, их идейно - философское содержание остаётся неразгаданным» - подтвердилась.

Нами были сделаны следующие выводы:

1.Учащимся 6 - 11 классов было достаточно сложно определить смысл сказки, многие опрошенные считают, что в сказке нет никакого смысла.

2. Взрослые участники опроса выдали совершенно противоположные интерпретации сказки, которые могут вызывать интерес.

3. Изученные источники интерпретации сказки в научных изданиях и в интернете не дают однозначного толкования ее смыслов.

Нами также была сформулирована своя интерпретация сказки. Таким образом, можно считать, что цель работы достигнута.

В заключение хотелось добавить, что эта сказка предназначена для понимания в зрелом возрасте. В древние времена всё говорилось иносказательно, со скрытым смыслом, в расчете, что умный поймет, а дураку и не надо. Во - первых, у слова «снесла» есть несколько значений, во - вторых в сказке не сказано что дед и баба били именно яйцо, в - третьих фразу: «бил - бил, не разбил», можно записать и по - другому: «бил - бил, не раз бил» - произношение ведь одинаковое... По поводу символизма(VI.3): Дед и баба - символ семьи, связь с предыдущими поколениями, предки, род... Золотое яйцо - символ происхождения, потомства, возрождения, плодородия, бессмертия, чего - то очень ценного... Курочка ряба - «была у деда с бабой», «куриные мозги», «пестрая/модная окраска», легкомысленное молодое поколение?... Мышь - олицетворение зла, смерть, предательство, разрушения, войны... в древнегреческих драмах мыши - олицетворение чувственности и вожделения... Простое яйцо - тоже символ жизни, потенциальная возможность, семя, начало, но это уже после утраты золотого яйца...»

Может прав Михаил Казинник (Приложение1), видя в «Курочке Рябе» великую притчу о ШАНСЕ. О том, что жизнь представляет нам возможность иного пути, но мы его не видим. А может быть «Курочка Ряба» действительно притча, но она не про яйцо Фаберже, снесенное курицей, а про обыденное и земное. И смысл народной сказки в том, что голодному простое яйцо дороже золотого.

Меня же эта сказка научила искать во всем скрытый смысл, ведь не зря же говорится «Сказка ложь, да в ней намек…» Очень хочется разгадать, на что же она намекает. А так как русский народ богат на сказки, то поле деятельности для исследования очень обширно.

Приложение 1

Всероссийская олимпиада по литературе. Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2015/2016 учебном году. Москва 2015.

Методические рекомендации подготовлены Центральной предметно - методической комиссией (ЦПМК) по литературе, содержит конкретные рекомендации по организации, проведению и подведению итогов олимпиады по литературе, требования к структуре и содержанию олимпиадных заданий, критерии оценивания работ участников олимпиады, примеры олимпиадных заданий.

Школьный этап

Задания для 7 - 8 классов Задание № 2

Хорошо известная вам с детства сказка «Курочка Ряба» часто становилась объектом для остроумных и неожиданных интерпретаций. Вот одна из них, предложенная М. Казинником: «Однажды в жизни свершилось чудо: курочка снесла не простое, а золотое яичко, то есть создала произведение искусства - слиток золота яйцевидной формы, совершенной обработки (скажем, яйцо Фаберже). А глупые дед и баба не оценили и стали вести себя с золотым, как всю жизнь вели себя с простым: стали бить, чтобы использовать в кулинарных целях. «Курочка Ряба» - это великая притча о шансе. О том, что жизнь предоставляет нам возможность иного пути, иного измерения».

Представьте, что дед и баба оставили у себя это золотое яйцо - бесценное творение искусства. Сочините свой вариант авторской сказки «Курочка Ряба», где рождение чуда стало центральным эпизодом, перевернувшим жизнь героев (курочки Рябы, деда, бабы и др.).

В оформлении работы можете воспользоваться советами «Как написать авторскую сказку?»:

1) Укажите место и время действия, наделите их реальными или условными чертами;

2) Охарактеризуйте главных персонажей (упомянув как положительные, так и отрицательные их качества);

3) Придумайте смешные и грустные ситуации, в которые попадают герои, напишите, как они преодолевают трудности;

4) Используйте литературные средства выразительности (пейзажную зарисовку, метафоры и сравнения, иные тропы и фигуры).

Приложение 2

1. Знаете ли вы сказку «Курочка Ряба»?

2. В каком возрасте вы с ней познакомились?

3. От кого Вы ее услышали?

4. Почему курочка снесла золотое яичко?

5. Почему дед и баба не смогли разбить этого яйца?

6. Есть ли в этой сказке скрытый смысл?

7. Если да, то в чем он заключается?

Результаты анкеты:

В опросе участвовали 69 человек, из них 20 учащихся 6 класса, 27 учащихся 9 класса, 10 учащихся 11 класса МБОУ СОШ№38 Абдулинского городского округа и 12 педагогов школы.

Сказку знают все 69 человек, участвовавших в опросе.

Большинство познакомилось со сказкой в возрасте 3 - 5 лет - 66 человек, затруднились ответить 3 человека.

Услышали сказку от бабушки - 24 человека, от мамы - 29 человек, от папы - 1, в детском саду - 10 человек, прочитал сам - 1 человек.

На вопрос «Почему курочка Ряба снесла золотое яичко?»

Затруднились ответить - 9 человек,

ответили:

- «потому что это сказка», - 3 человека,

- «из благодарности, за любовь, которую дарили Курочке дед и баба» - 15 человек,

- «хотела похвалиться перед другими курочками» - 1 человек,

- «потому что курочка была необыкновенная (волшебная)» - 2 человека,

- «желая обогатить семью» - 1 человек,

На вопрос «Почему дед и баба не смогли разбить яйцо?»

- «потому что оно было золотым» - 23 человек,

- «сил не хватило (были старыми и немощными)» - 18человек,

- «долго били - символ поиска истины - чтобы чего - то достичь, нужно много трудиться» - 1 человек,

Затруднились ответить - 27 человек.

Считают, что в сказке есть скрытый смысл 52 человека, что его нет 17 человек.

В определении смысла сказки затруднились - 17 человек,

- «счастье не в золоте, а в обычных вещах», «не в богатстве счастье» - 13 человек,

- « что имеем - не храним, потерявши плачем», «нужно радоваться тому, что имеешь» - 12 человек,

- «старость - не радость» - 18 человек,

- «не надо искать смысла там, где его нет», «в сказке вообще нет никакого смысла» - 9 человек.

Приложение 3

И грянул гром Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«И грянул гром» (англ. A Sound of Thunder) — знаменитый научно - фантастический рассказ американского писателя Рэя Брэдбери. Впервые опубликован 28 июня 1952 года в журнале Collier’s. Входил в авторские сборники «Золотые яблоки Солнца» (The Golden Apples of the Sun, 1953), «Р — значит ракета» (R is for Rocket, 1964) и др. Занимает первое место по количеству переизданий среди всех научно - фантастических рассказов, согласно информации журнала Locus. На русском языке впервые опубликован в 1965 году.

Сюжетная линия Экельс, охотник - любитель, за большие деньги отправляется на сафари в мезозойскую эру вместе с ещё несколькими охотниками. Однако охота на динозавров обставлена жёсткими условиями: убить можно только то животное, которое должно и без этого вот - вот погибнуть (например, убитое сломавшимся деревом), а возвращаясь, необходимо уничтожить все следы своего пребывания (в том числе вытащить из тела животного пули), чтобы не внести изменения в будущее. Люди находятся на антигравитационной тропе, чтобы случайно не задеть даже травинку, поскольку это может внести непредсказуемые потрясения в историю. Руководитель сафари Тревис предупреждает: Раздавите ногой мышь — это будет равносильно землетрясению, которое исказит облик всей Земли, в корне изменит наши судьбы. Гибель одного пещерного человека — смерть миллиарда его потомков, задушенных во чреве. Может быть, Рим не появится на своих семи холмах. Европа навсегда останется глухим лесом, только в Азии расцветёт пышная жизнь. Наступите на мышь — и вы сокрушите пирамиды. Наступите на мышь — и вы оставите на Вечности вмятину величиной с Великий каньон. Не будет королевы Елизаветы, Вашингтон не перейдёт Делавер. Соединенные Штаты вообще не появятся. Так что будьте осторожны. Держитесь тропы. Никогда не сходите с неё!

Во время охоты Экельс, увидев тираннозавра, впадает в панику и сходит с тропы. После возвращения в своё время охотники неожиданно обнаруживают, что их мир изменился: иная орфография языка, у власти вместо президента - либерала стоит диктатор. Причина этой катастрофы тут же выясняется: Экельс, сойдя с тропы, случайно раздавил бабочку. Тревис поднимает ружьё. Щелкает предохранитель. Последняя фраза повторяет название рассказа: «…И грянул гром».

Приложение 4

Наиболее интересные варианты обсуждения смыслов «Курочки Рябы» в блогах

Библиографическая ссылка

Сабирова М.М. О ЧЕМ ПОВЕДАЛА «КУРОЧКА РЯБА?» // Старт в науке. – 2017. – № 2. – С. 204-211;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=611 (дата обращения: 13.03.2019).