Методические пособия по ознакомлению с художественной литературой. Ознакомление дошкольников с художественной литературой. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора

художественный литература воспитание дошкольный

Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, - это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

  • 1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
  • 2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
  • 3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,
  • 4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).

Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой - с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

В современных вариативных программах раскрываются вопросы литературного развития детей.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора - педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики.

При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

При выборе книг учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме - предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию.

Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других.

Разработано несколько критериев:

  • 1. идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;
  • 2. высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;
  • 3. доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
  • 4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
  • 5. конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.

  • 1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.
  • 2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.
  • 3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.

  • 3. Основными методами являются следующие:
  • 1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
  • 2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
  • 3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
  • 4. Заучивание наизусть/Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях.

М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:

  • 1. Чтение или рассказывание одного произведения.
  • 2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.
  • 3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
    • · чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;
    • · чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика - усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

  • 4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
    • · чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);
    • · настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);
    • · кукольный и теневой театр, фланелеграф;
    • · диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.
  • 5. Чтение как часть занятия по развитию речи:
    • · оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);
    • · чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

Подготовка к занятию включает следующие моменты:

  • ·обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;
  • ·определение программного содержания - литературной и воспитательной задач;
  • ·подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).

С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.

Далее идет работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции.

В предварительную работу входит и подготовка детей. Прежде всего подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. Еще К. Д. Ушинский считал необходимым «предварительно доводить дитя до понимания того произведения, которое предполагается прочесть, и потом уже читать его, не ослабляя впечатление излишними толкованиями». С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.

Объяснение незнакомых слов - обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная - деревянная, горница - комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» - при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.

Вместе с тем, анализируя текст, надо помнить, что не все слова требуют толкования. Так, читая сказки А. С. Пушкина, нет необходимости объяснять понятия «столбовая дворянка», «соболья душегрейка», «пряник печатный», так как они не мешают пониманию основного содержания. Ошибочно спрашивать у детей, что им непонятно в тексте, но на вопрос о значении слова необходимо давать ответ в доступной ребенку форме.

Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части. В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, четкой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.

Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.

В такую беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е. А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного. Можно спросить, понравилась ли сказка, и подчеркнуть: «Хорошая золотая рыбка, как она помогала старику!», или: «Каков Жихарка! Маленький да удаленький!»

В широкой практике чтение сопровождается аналитической беседой даже в том случае, когда произведение сильно воздействует на эмоции детей. Часто беседы по прочитанному не отвечают методическим требованиям. Характерны такие недостатки, как случайный характер вопросов, стремление педагога к детальному воспроизведению детьми текста; отсутствие оценки взаимоотношений героев, их поступков; анализ содержания в отрыве от формы; недостаточное внимание к особенностям жанра, композиции, языку. Такой анализ не углубляет эмоции и эстетические переживания детей.

Если понимание произведения затрудняет детей, сразу после его чтения возможна беседа.

Вопросы можно условно классифицировать так (СНОСКА: Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. - М., 1992): позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям («Кто вам больше понравился? Почему? Нравится герой или нет?»); направленные на выявление основного смысла произведения, его проблему. Например, после чтения сказки

А. М. Горького «Воробьишко» можно задать такой вопрос: «Кто виноват в том, что мама осталась без хвоста?»; направленные на выяснение мотива поступков («Почему Маша не разрешала медведю отдыхать?» - сказка «Маша и медведь»); обращающие внимание на языковые средства выразительности; направленные на воспроизведение содержания; подводящие к выводам («Почему писатель так назвал свой рассказ? Зачем писатель рассказал нам эту историю?»).

При чтении научно-популярных книг, например о труде, о природе, беседа сопровождает чтение и даже включается в процесс чтения. Содержание книг познавательного характера указывает на необходимость беседы для успешного решения главной образовательной задачи (по книгам С. Баруздина «Кто построил этот дом?», С. Маршака «Откуда стол пришел», В. Маяковского «Конь-огонь» и др.).

В конце занятия возможны повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

4. Методика ознакомления с книгой имеет свою специфику на каждом возрастном этапе. В младшем дошкольном возрасте у детей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы. Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Педагог сам называет жанр худ. произведения: «Расскажу сказку», «Прочитаю стихотворение». Задача педагога - создать условия для того, чтобы новые слова вошли в экспрессивную речь детей.

В среднем дошкольном возрасте внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух форме произведения (стихотворная, прозаическая). Становится возможен небольшой анализ произведения, т.е. беседа о прочитанном.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Дети начинают осознанно относится к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

5. Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип - показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста.

Е. А. Флерина допускала различные варианты использования картинки для углубления и уточнения образа. Если книга объединяет ряд картинок с небольшими подписями, не связанными друг с другом, сначала показывается картинка, потом читается текст. Примером могут служить книги В. Маяковского «Что ни страница - то слон, то львица», А. Барто «Игрушки».

Неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного произведения, написанного без разделения его на части. В этом случае можно за несколько дней до чтения дать детям книгу с картинками, которые вызовут интерес к тексту, либо картинки рассматриваются организованно после чтения.

Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после чтения каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста. Это не нарушит единства впечатления. (Более подробно методика ознакомления с книжной иллюстрацией рассматривается в работах Т. А. Репиной, В. А. Езикеевой, И. Котовой.)

Практическая часть:

1. Рассказ русской народной сказки «Зимовье зверей» в средней группе детского сада.

Приобщение детей к миру художественной литературы.

Продолжить формировать навыки рассматривания книги;

Учить определять жанр произведения;

Подвести к пониманию образного содержания пословиц;

Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.

Ход занятия:

Создание интереса

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в Книгоград. Как вы думаете, кто там живет? (книги) Через лево повернись, В Книгограде очутись. Вот мы и в Книгограде, где живет много книг самых разных жанров. А какие литературные жанры знаете вы? (сказки, рассказы, стихи). С каким литературным жанром мы сегодня встретимся подскажет волшебная книга. Воспитатель достает большую коробку сделанную «под книгу» и произносит слова: «Раз, два, три, Волшебная книга, Что-нибудь нам подари!»

Подготовка к восприятию

Воспитатель вынимает из коробки детскую книгу. Что вы видите на обложке? Можно ли по иллюстрации догадаться о чем эта книга? Что в этой книге: рассказ или сказка? Почему? Что означают буквы на обложке? (название книги, фамилия автора). Название этой книги «Дружба зверей» - это сборник сказок. Что такое «сборник»? (это книга, где не одно, а несколько сказок, рассказов, стихов). Фамилии автора здесь нет, а почему, мы узнаем, когда рассмотрим заднюю страницу обложки. Здесь дополнительные сведения о книге: это русские народные сказки. Вот почему не стоит имя автора. Автор- русский народ. Иллюстрации к этой книге нарисовал Ю.Васнецов. Какие животные изображены на обложке? Дикие они или домашние? Могут ли домашние животные жить в лесу? Послушайте, что произошло в лесу с домашними животными. (Воспитатель читает сказку).

Выявление уровня восприятия

Действительно ли вы услышали сказку? Как догадались? (звери разговаривают). Как бы вы назвали эту сказку? Сказка называется «Зимовье зверей». Что значит «зимовье»? (домик для зимы, место, где можно перезимовать, пережить зиму). С чего все началось? Давайте обозначим животных геометрическими фигурами. (Перед детьми воспитатель выкладывает геометрические фигуры разного цвета и размера). Какая фигура будет изображать быка? барана? кота? петуха? Для чего звери решили стоить зимовье? Как они его строили? Кто что делал? (Дети повторяют слова из текста и приставляют к геометрическим фигурам изображение бревна, щепы, кирпича, мха, крыши). Рассмотрим иллюстрацию как они зимовали. Что случилось однажды? Что зверям помогло спастись? (волк испугался). Обрадовались звери, что все благополучно закончилось. Особенно гордо ходил петушок, давайте его изобразим.

Физкультминутка «Красавец-петушок»

Ах, красавец-петушок,

На макушке гребешок,

Под клювом бородка,

Очень гордая походка.

Лапы кверху поднимает.

Важно головой кивает.

Раньше всех петух встает,

Громко на заре поет: Ку-ка-ре-ку!

Продолжение беседы, разъяснение пословицы

Есть такая пословица «У страза глаза велики». Как вы ее понимаете? (страшно, когда не знаешь правды, от страха все кажется преувеличенным, ужасным). О ком можно так сказать? (о волке). Послушайте еще раз об этом. Кто изобразит, как кричал баран? Как он блеял страшным голосом? (петух, кот, бык, свинья). Дети изображают.

Итог занятия:

С какой русской народной сказкой мы познакомились? А вам хотелось бы продолжить знакомство с этой сказкой? Каким героем из этой сказки вы хотели бы быть? Вечером мы поиграем в эту сказку и нарисуем зимовье. Я приготовила вам трафареты домиков, а вы дорисуете детали (трубу, окна, дверь) и украсите избушку.

2. Чем отличаются картинки?

А чем они похожи?

Кто изображён на картинках?

Какая картинка вам нравится больше?Почему?

Ольга Главатских
Методика ознакомление детей с художественной литературой для развития речи

"Влияние художественной литературы на развитие речи детей "

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература . Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка . В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи ; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

С целью повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором , обучению их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности , выразительности речи и начальных форм словестного творчества – поставлены следующие задачи :

1. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы : о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

2. развивать поэтический слух , способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

3. воспитывать интерес к художественной литературе , обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;

4. воспитывать литературно- художественный вкус , способность понимать и чувствовать настроение произведения.

5. Приобщать родителей к ознакомлению .

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы , формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.

При отборе книг надо учитывать,

что литературное произведение должно нести познавательные , эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Разработано несколько критериев :

1. идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

2. высокое художественное мастерство , литературная ценность . Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык ;

3. доступность литературного произведения , соответствие возрастным и психологическим особенностям детей . При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей , их жизненный опыт;

4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

5. конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.

1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора : загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

2. Произведения русской и зарубежной классической литературы .

3. Произведения современной русской и зарубежной литературы .

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров : рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Ежегодно издается много новой литературы для детей , за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.

"Методы приемы и средства по приобщению "

Читая детям художественные произведения на занятиях по развитию речи ,

воспитатель использует разнообразные методы , приемы и средства такие как :

методы приёмы средства

Словесный Чтение произведений

Вопросы к детямпо содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п.

Выразительное чтениехудожественной литературы

Беседа по произведению

Прослушивание грамзаписи

практический наглядный Игры-драматизации

игровой Дидактические игры

словесный Театрализованные игры

Элементы инсценировки

Наглядный Показ иллюстраций

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Показ схемы

Составление алгоритма

Просмотр видеофильмов, диафильмов

Оформление выставки, книжного уголка

Более эффективным, является практический метод , а именно театрализованная деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей . Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое .

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы : словесные, наглядные и игровые.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи , вопрос.

Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи , создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

Одним из средств является книжный уголок. Основными требованиями к оформлению книжных уголков являются :

Рациональное размещение в группе;

Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы ;

Соответствие интересам детей ;

Постоянная сменяемость;

Эстетическое оформление;

Востребованность.

"формы работы по приобщению детей к чтению "

С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта , речи , позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются следующие формы работы :

Оформление уголков чтения в группах детского сада.

В них должна быть представлена литература , соответствующая возрасту детей , обязательно должен учитываться региональный компонент.

– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Для их лучшей организации должен быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки. Например, могут быть оформлены экспозиции, посвященные К. И. Чуковскому, А. С. Пушкину, А. Л. Барто, Е. И. Чарушину и т. п.

Занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Детям интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.

Создание «Книжкиной больницы» в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге. Можно провести занятие «из прошлого книги» . Благодаря этому, дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

Выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, такие как «Наши любимые книги» , «По страницам сказок» , и др. В их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки.

– создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами. Презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях.

Празднование именин произведения.

Для этого нужно создать специальный календарь «Книжкины именины» . В нем будут представлены книги, которые отмечают свой юбилей. Например, в 2012 году «Сказке о глупом мышонке» С. Я. Маршака исполнится -90 лет и т. п.

Оформление макетов по мотивам любимых сказок. Над такими макетами могут работать сами дошкольники, их родители и педагоги.

Создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников. Они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги

Посещение занятий в районной библиотеке.

Практикуется форма работы, при которой родители рассказывают детям о своих любимых книгах. Кроме этого, на родительских собраниях, конференциях, родители могут рассказать о том, как они приучают своих детей к чтению , с какого возраста, что интересно их детям и им самим.

Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению .

"Формы работы с родителями по приобщению детей к художественной литературе "

Знакомство детей с художественной литературой , даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.

Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, следить за новинками детской литературы , уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.

Для проведения эффективной работы с родителями используются следующие формы :

Консультации

Родительские собрания

Наглядная агитация (фотогазеты, фотоширмы)

Участие в проектах

Информация на сайте ДОУ

В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с детьми, фотоматериалы о проведенных мероприятиях.

Для эффективной работы по инсценировке литературных текстов в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций :

“Знакомство ребенка с художественной литературой” .

“ Роль сказки в развитии речи детей” .

“ Организация бесед по сказкам”.

“ Значение игр – драматизаций в развитии речи детей” и т . п.

Таким образом, при совместной работе педагогов и родителей у детей формируется представления об особенностях художественной литературы , развивается поэтический слух , способность целостного восприятия произведений разных жанров.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений , дети

начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них

начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие,

доброта, протест против несправедливости.

Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая

гражданственность.

Эффективные приемы методы и средства позволяют педагогу :

Формировать речевые умения и навыки детей не только в специально организованном

обучении, но и в самостоятельной деятельности;

1. Обеспечивают высокий уровень речевой активности детей ;

2. Способствуют овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи .

Благодаря использованию приемов развития речи , происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к речевому действию, а также повышает интерес к художественной литературе .

Используя различные формы по приобщению детей к чтению , осуществляется работа по привлечению родителей к познанию ознакомления детей с художественной литературой , в результате которого происходит, обмен родительского опыта и приобщение детей к чтению , главным результатом которого должен стать интерес к книге.

Основные формы работы с родителями помогают знакомить детей с художественной литературой , формируя нравственную и культурную сторону ребенка, передавая представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым , социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

Только единые педагогические воздействия педагогов и родителей на детей дошкольного возраста способствуют успешному речевому развитию .

Харламова Татьяна Андреевна

МАДОУ детский сад «Детство» комбинированного вида

Методика ознакомления детей с художественной литературой

Художественная литература ⎯ могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями .

Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства ⎯ способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель .

Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. По мнению В.А. Сухомлинского, чтение книг ⎯ «тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» .

Произведения литературы дают образцы русской литературной речи. По словам Е.А. Флериной, они дают готовые языковые формы, словесные характеристики, которыми оперирует ребенок . Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений .

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим только искусству способом ⎯ силой воздействия художественного образа. По мнению А.В. Запорожца, эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы . Е.А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего» . В методике обучение восприятия художественного произведения рассматривается как активный волевой процесс с воображаемым перенесением на себя событий, «мысленным» действием с эффектом личного участия .

В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание - важная задача.

Перед занятием воспитатели готовят наглядный материал, который предполагается использовать во время чтения (игрушки, муляжи, картина, портрет, наборы книжек, с иллюстрациями для раздачи детям).

Но прежде чем читать детям, воспитатель должен сам проанализировать произведение: определить идейную направленность рассказа или стихотворения, уяснить соответствие содержания и формы, выделить сюжетно-логические, смысловые части, общее настроение, понять, что хотел сказать автор в каждой из них. Правильно воспринятый замысел писателя, художественные образы помогут выразительно прочитать книгу.

Для выразительного преподнесения текста необходимо владеть и некоторыми техническими приемами: уметь регулировать дыхание, тембр голоса, его силу, следить за четкостью дикции, за правильностью ударений. Важно интонационно разнообразить чтение, уметь через эмоциональную окраску голоса передавать смысловое значение, свое отношение к изображенным событиям. Только выразительное чтение способствует полноценному восприятию произведения ребенком, побуждает его к рассуждениям, к оценке содержания, персонажей, их действий. Это следует поддержать беседой, вопросами о том, что понравилось, почему, что запомнилось и т. д. Такие беседы направляют внимание детей на осмысление содержания, поэтичности, красоты литературного языка, подводя к тому, что дети могут самостоятельно охарактеризовать образы, мотивированно оценить их, настроиться на сопереживание с героями, творчески отнестись к прочитанному .

Ребенка необходимо подготавливать к восприятию произведения. Для этого воспитатель проводит различные предваряющие беседы, в которых он обращается к личному опыту каждого слушателя, вызывает в его памяти соответствующие ассоциации. В предваряющей беседе, которую можно провести во время прогулки, на экскурсии, дети узнают о фактах, явлениях, событиях, положенных в основу сюжета произведения .

Чтобы чтение и рассказывание было обучающим ⎯ необходимо соблюдать правило, чтобы дети видели лицо воспитателя, а не только слушать голос. Потому одна из задач научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. Потому воспитатель, читая по книжке, должен научиться смотреть не только в текст, но и время от времени на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение . Умение посматривать на детей во время чтения дается воспитателю в результате настойчивых тренировок, но даже самый опытный чтец не может читать новое для него произведение «с листа», без подготовки. Потому перед занятием воспитатель производить интонационный разбор произведения («дикторские прочтения») и тренируется в чтении вслух .

На одном занятии читается одно новое произведение и одно-два из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений обязательно: дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки и стихи. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, но ведет к лучшему усвоению языка и, следовательно, к более глубокому осмысливанию событий, поступков героев. Уже в младшем возрасте у детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения, и потому их радует каждая встреча с этими персонажами .

Для первичного чтения детям дошкольного возраста выбирается произведение такого размера, чтобы можно было закончить работу над ним в течение конкретного занятия в данной возрастной группе. Произведения больших размеров, работа над которыми рассчитана на 2-3 занятия, читаются только в старшей и подготовительной к школе группах .

Чтение и рассказывание художественных произведений проводится в детском саду по строго определенному плану (примерно один раз в неделю в каждой возрастной группе), в котором учитываются общественно-политические события, а также время года .

Воспитатель способствует формированию у детей умений воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни .

В детском саду у ребенка должны сформироваться некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказать свое отношение к ним (кто нравится и почему), определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.) .

Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть - уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам .

Одна из важных задач - формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности .

Нужно также стараться воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой .

Показывая иллюстрации, воспитатель одновременно комментирует их текстом стихотворения (рассказа и т.д.). Это усиливает восприятие и способствует лучшему запоминанию. Вместо иллюстраций после чтения можно показать диафильм.

В старшей группе усложняются задачи ознакомления с художественными произведениями. Например, читая сказку, воспитатель помогает детям понять не только ее идейное содержание, но и особенность жанра, своеобразие композиции (особенности зачина, концовки, троекратные повторы, кумулятивность построения сюжета), типичность сказочного стиля, богатого образными выражениями, пословицами, поговорками, специфическими словесными оборотами, поэтичность сказочных образов .

Занятия по ознакомлению с художественными произведениями можно включать в комплексный план, предусматривающий к тому же занятия по изобразительной деятельности и творческое рассказывание детей. Так, русской народной сказке «Снегурочка» можно посвятить три разных занятия: первое - рассказывание сказки воспитателем, беседа (анализ произведения, творческие упражнения, придумывание тематических загадок, упражнения для совершенствования грамматической правильности речи детей); второе - изобразительная деятельность (дети рисуют самостоятельно на тему сказки «Снегурочка»); третье - творческое рассказывание (придумывание своей сказки по мотивам «Снегурочки») .

Более углубленному восприятию содержания рассказов, сказок способствуют диафильмы. Особенно велика их роль при ознакомлении детей с произведениями историко-революционного содержания. Диафильмы дают возможность почувствовать атмосферу времени. А это очень важно, так как у дошкольников еще не развито чувство исторической перспективы, им трудно представить себе прошлое, связать исторические события с каким-то определенным периодом .

В детском саду широко применяются повторные занятия для лучшего усвоения и запоминания литературного материала. В этом случае также используются диафильмы. Например, воспитатель рассказывает русскую народную сказку «Хаврошечка», беседует с детьми, помогая им уяснить содержание. Через некоторое время сказка прочитывается снова уже с показом диафильма. Знакомые герои оживают на экране, хорошо запоминается их облик, поступки, речь. Сказочные поэтические обороты речи, сравнения, метафоры значительно обогащают речь ребенка, делают ее образной и выразительной .

Обучению детей выразительному чтению, подготовке их к драматизации помогает прослушивание в грамзаписи стихотворений, исполняемых мастерами искусств .

Большую помощь в работе с детьми оказывает магнитофон. Педагог может использовать его в целях ознакомления детей с записанными на пленку рассказами, стихотворениями, инсценировками или для проведения анализа художественно-речевой деятельности, прослушивая записи детского исполнения. Это дает возможность детям самим оценить придуманные ими сказки, загадки, выделить лучшие. Кроме того, магнитофонные записи занятий (по пересказу, выразительному чтению наизусть) и развлечений дают возможность сделать вывод об эффективности методики работы по развитию речи или, наоборот, отметить недостатки ее, помогают проследить постепенный рост художественно-речевого развития ребенка (если сравнить записи детских суждений о какой-либо сказке, пересказа или собственного творчества, сделанные в начале и конце года) .

Итак, активизации восприятия произведений художественной литературы способствуют следующие методы, которые применяет воспитатель в своей педагогической работе с художественной литературой:

Беседа, предваряющая знакомство ребенка с прозой, поэзией, фольклором;

Тематические экскурсии, подготавливающие детей к восприятию произведения;

Выразительное чтение или рассказывание, создающее эмоциональный контакт воспитателя с детьми, вызывающее у них сопереживание чувств героев, заставляющее активно работать мысль, развивающее эмоции;

Беседа, помогающая эстетически воспринять произведение в единстве его содержания и формы, и анализ;

Творческие задания, развивающие поэтический слух, способствующие пониманию образных слов и выражений русского языка;

Упражнения для совершенствования грамматической правильности и выразительности речи;

Применение сюжетных репродукций, книжных иллюстраций, технических средств, дополняющих и усиливающих воздействие слова на дошкольников.

Список литературы:

  1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие - 2-е издание, испр. / М.М. Алексеева. - М.: Академия, 1998. - 400 с.
  2. Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи./Дошкольное воспитание. 1993 г. № 9
  3. Васильцова, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики / З.П. Васильцова. – М.: Просвещение, 1988. – 78 с.
  4. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет / В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 1984. - 220 с.
  5. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 72 с.
  6. Гурович, Л.М. Ребенок и книга: Кн. Для воспитателя дет. сада / Л.М. Гурович, В.И. Логинова. – М.: Просвещение, 1992. – 64 с.
  7. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей / Н.С. Карпинская. - М.: Педагогика, 2002. - 400с.
  8. Короткова, Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. - Центр гуманитарной литературы РОН, 2004. – 125 с.
  9. Логинова, В.И., Максаков, А.И., Попова, М.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. Под редакцией Сохина Ф.А. - М.: Просвещение, 1984 - 223 с.
  10. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1972. – 124 с.
  11. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Акаде¬мия», 1999. – С.139-144.
  12. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича. - М.: Просвещение, 1984. - 240с.
  13. Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1975. – 256 с.
  14. Петрова, В.И., Стульник, Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 102 с.
  15. Светлова, Г.О сказках Пушкина для малышей // Дошкольное воспитание. – 1999. - №10. – с. 87-93.
  16. Смольникова, Н.Г., Ушакова, О. С. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С.150-153.
  17. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника // Вопросы психологии. - 1989. - № 4.
  18. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1981. – 289 с.
  19. Усова, А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца. - М.: Просвещение, 1981.- 400с.
  20. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для учащихся дошкольных педучилищ / Л.П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1977. - 239 с.
  21. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флерина. - М.: Просвещение, 1961. – 256 с.
  22. Флерина, Е.А. Рассказывание в дошкольной практике // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Акаде¬ия», 1999. – С.189-191.

3.Задачи ознакомления детей с художественной литературой по коррекционно-речевой программа Н.В. Нищевой5

4.Методы, приемы и формы работы6

5.Заключение10

Введение

Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает, познавая, черпает информацию из книг, рассказывает о том, что узнал, взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего.

Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой

Значение детской художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношения к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Детский сад должен знакомить детей с лучшими произведениями и на этой основе решать целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Развитие эстетического восприятия очень заметно в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую черту художественного восприятия ребенка, как активность, яркие сопереживания с героями произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя.

Старшие дошкольники под воздействием целенаправленного руководства воспитателей могут увидеть эмоциональное единство произведения и его художественной формы, найти образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами, а потом они и сами будут придумывать их. Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом этих возрастных особенностей эстетического восприятия. Воспитатели должны познакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение детьми содержания произведений, правильное их понимание — важная программная задача детского сада.

В дошкольной педагогике и детской литературе на основе общих положений эстетики разработаны требования к художественным произведениям для детей (тематика, содержание, язык, объем) и оформлению книг, а также принципы составления репертуара для чтения детям. Воспитателям нужно знать, с какими произведениями знакомились дети в предыдущих возрастных группах, чтобы постоянно закреплять их. В начале года нужно просмотреть программу предыдущей группы и наметить материал для повторения. Важно воспитателям посещать эпизодические или постоянные выставки книг, встречи детских писателей и иллюстраторов с активом воспитателей, которые устраиваются при библиотеках, центральных методических кабинетах и т. д.

Задачи ознакомления детей с художественной литературой по коррекционно-речевой программа Н.В. Нищевой

Старшая группа. Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать свое отношение к прочитанному. Знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений. Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках. Формировать интерес к художественному оформлению книг, совершенствовать навык рассматривания иллюстраций. Учить сравнивать иллюстрации разных художников к одному произведению

1 квартал: развитие интереса к художественной литературе, совершенствовать навык слушания литературных произведений, формировать эмоциональную отзывчивость; формировать умение высказывать свое отношение к прочитанному, поступкам героев; знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихов; обучать выразительному чтению стихов; привлекать к участию в инсценировках; формировать интерес к художественному оформлению книг, совершенствовать навык рассматривания и соотнесение их с текстом; совершенствовать умение понимать вопросы к литературному произведению и отвечать на них с небольшой помощью взрослого; совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и небольших текстов по данному педагогом плану или коллективно составленному плану

2 квартал: дальнейшее развитие интереса к художественной литературе, совершенствовать навык слушания литературных произведений, осознание языковых средств выразительности; совершенствовать умение высказывать свое отношение к прочитанному, описывать внешний вид героев, их поступки, переживания; развитие художественно-речевых исполнительских умений, привлечение к участию в инсценировках, обучение выразительному исполнению ролей.

3 квартал: дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и активного тяготения к книге, красоте художественного: воспитывать способность воспринимать красоту художественного произведения; любовь к прекрасному, доброму, справедливому; совершенствовать умение высказывать свое отношение к прочитанному; формировать умение сопереживать тому, что происходит в рассказе, сказке, стихотворении; развитие художественно-речевых исполнительских умений, привлечение к участию в инсценировках, обучение выразительному исполнению ролей.

Методы, приемы и формы работы

Основная задача воспитателя - привить детям любовь к художественному слову. Для работы по развитию речи используются разнообразные методы и приемы. Самый распространенный из них - чтение художественной литературы, т.е. дословная передача текста. В старшей группе мы учим детей при чтении литературных произведений замечать выразительные средства речи. Дети старшего возраста уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Знакомя детей с жанром рассказа, мы раскрываем перед ним общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращаем их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Дети также должны понимать и оценивать поступки героев.

Другой метод - это рассказывание, т.е. более свободная передача текста. Для лучшего понимания произведения мы проводим инсценировки по прочитанным произведениям. После чтения сказки или рассказа мы обязательно беседуем и пересказываем услышанное. При чтении художественной литературы обязательно используем наглядные приемы обучения (показ предмета, игрушки, иллюстрации). Дидактические игры - это хороший способ для закрепления знаний детей при ознакомлении с художественной литературы. Они являются практическим методом в работе с книгой. В частности, дети очень любят собирать пазлы по уже знакомым произведениям. Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи. Для закрепления прочитанных произведений можно дать детям задание нарисовать свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, а затем организовать выставку работ. Полезно посещать театр с детьми. Ребята очень эмоционально реагируют на театральные постановки по мотивам уже прочитанных литературных произведений. Благодаря использованию разнообразных методов и приемов при ознакомлении детей с художественной литературой происходит повышение интереса ребенка к книге.

Самый распространенный метод—чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Небольшие произведения воспитатель читает детям наизусть, при этом достигается наилучший контакт с аудиторией. Большая же часть произведений читается по книге. Бережное обращение воспитателя с книгой в момент чтения является примером для детей. Следующий метод—рассказывание, т.е. более свободная передача текста. Таким способом знакомят детей со многими сказками, некоторыми познавательными рассказами. На занятиях применяют также различного рода инсценировки, помогающие полюбить то или иное произведение, усвоить его. Метод заучивания наизусть применим к небольшим стихотворениям. Часто на одном занятии используют различные методы. Основой всех методов ознакомления с художественной литературой является выразительное чтение воспитателя. Выразительное чтение помогает донести интерпретацию художественного произведения воспитателем, что может усилить или уменьшить влияние этого произведения на детей.

Поэтому выразительное чтение требует от воспитателя серьезной предварительной подготовки: разбора произведения и тренировочного чтения вслух, длительных тренировочных упражнений. Выразительное чтение часто сопровождается показом разнообразного наглядного материала. В этом случае воспитателю нужно заблаговременно потренироваться, добиваясь четкой связи текста и показа наглядного материала. Методы:

· Чтение

· Заучивание наизусть

· Инсценировки

· Рассказывание

Художественное произведение как произведение искусства ценно непосредственным воздействием на ребенка. Эмоциональное непосредственное повествование, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев, самостоятельно усваивается детьми.

Назначение многих методических приемов - облегчить детям процесс слушания и понимания, помочь запомнить произведение, глубже пережить его. Приемы:

· Выразительное чтение

· Повторность чтения

· Выборочное чтение

· Показ игрушки, другого наглядного материала

· Словесные приемы. Детям надо дать дослушать все произведение….

· Вопросы

· Объяснение непонятных слов (не прерывая чтение)

· Использование эпитетов

· Рассматривание иллюстраций

· Сравнение иллюстраций

· Ввод новых слов

· Беседа по произведению

· Закрепление правила обращения с книгой

· Дидактические игры

· Пазлы

· Рисование по мотивам произведений

Формы работы: работа в книжном уголке; внесение образных игрушек-персонажей знакомых сказок, произведений; использование разных видов театра; слушание записей музыкально-литературных инсценировок; использование художественного слова во время наблюдений на прогулках; «Театральная мастерская»; литературные викторины, праздники, КВН; посещение театров; творческие вечера «У бабушки-загадушки», «Чуколядния», «Сказка в гости к нам пришла» и т. д.; тематические занятия, вечера; настольно-печатные игры «Узнай сказку по картинке», «Из какой сказки отрывок», «Волшебные кубики»; драматизации литературных произведений; постановки спектаклей; праздники, утренники, развлечения; сказочный сундучок; роки доброты; интегрированные занятия; тематические дни, недели; проекты; чтение; заучивание; рассматривание иллюстраций; знакомство с творчеством поэта, писателя …; ситуативный разговор о….; экскурсия в библиотеку. Оформление книжного уголка в старшей группе:

· Стеллаж или открытая витрина для книг

· Стол, стулья, диван

· Книги по программе

· Любимые детские книги

· Сменяемые детские журналы

· Детские энциклопедии, справочники, словари, словарики

· Книги по интересам о достижениях в различных областях

· Книги с фольклорными произведениями

· Книжки-малышки с фольклорными произведениями

· Книжки-раскраски по темам

· Книжки- самоделки

· Аудио- и видеодиски с записями литературных произведений

· Диапроектор, экран.

Заключение

Художественная литература играла большую роль в развитии детей дошкольного возраста. Общеизвестно воздействие литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы родного языка.

Изменилось наше общество. Меньше читают родители - меньше читают и дети. Самое главное - у многих детей не возникает интереса к чтению, и родителям приходится их «заставлять» читать, что, конечно же, не способствует у ребенка возникновения интереса к книгам. Появились новые носители информации. Но крайне важно, чтобы в детстве у ребенка были красочные книги со сказками, истории о природе, культуре, науке. Далеко не все современные детские книги способствуют развитию литературной речи и художественного вкуса. Конечно, у каждого времени - свои литературные герои, но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством. Все эти проблемы предстоит решать педагогам.

Список литературы

1.Винокурова Н.В., Мазуренко О.В. Формирование этнокультурной осведомленности детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой // Современные проблемы науки и образования. №1, 2014 г., с. 68

2.Игнатович И.И. Приобщение дошкольников к художественной литературе о родном крае // Сборник научных трудов Sworld. №4, 2013 г., с. 32-35

3.Киркина Е.Н. Особенности реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» в условиях регионального дошкольного образования // Казанская наука. №1, 2011 г., с. 324-325

4.Кусова М.Л. Художественно-эстетическое воспитание ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы и фольклора // Педагогическое образование в России. №6, 2012 г., с. 164-169

5.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 336 с.

6.Питерскова М.Н., Кузьмина Л.А., Шибаева Р.В. Художественная литература как средство эмоционального развития дошкольников // Обучение и воспитание: методики и практика. №10, 2013 г., с. 235-240

7.Творческое рассказывание: обучение детей 5 - 7 лет/ авт.-сост. Л.М. Граб. - Изд. 2 - е. - Волгоград: Учитель, 2012. - 136 с.

Опыт работы воспитателя МДОКУ ЦРР - д/с «Солнышко»

пгт Стрижи Оричевского района Кировской области

Пермяковой Любови Владимировны

Тьютор: Панагушина Е.А.

Ознакомление дошкольников с художественной литературой через знакомство с авторами и жанрами.

Приобщение дошкольников к литературе - одно из приоритетных направлений современного образования.

Что мы наблюдаем в современном мире? Всё больше времени и внимания уделяется телевидению и компьютеру, а чтение отходит на второй… да и, пожалуй, даже на более дальний план. Снижается статус литературы, происходит резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей, замедленное вхождение в книжную культуру. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове как средстве общения с детьми, снижается интерес к чтению. А ведь не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Особенно велико значение книги в период интенсивного становления личности - в детские годы. Книга, прочитанная в детстве, нередко оставляет неизгладимый след в душе, запоминается на всю жизнь. Чем раньше ребёнок возьмёт в руки книгу, тем больше навыков читателя приобретёт.

Проблемы воспитания дошкольников средствами художественной литературы рассматривались в ряде исследований Н.С.Карпинской, Р.И.Жуковской. Педагогическое наследие К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого в отечественной педагогике имеет богатые традиции: показывает пути совершенствования руководства детским чтением.

Очевидно, что в решении вопросов литературного образования существенную роль играет деятельность ДОУ по приобщению детей к литературе, поскольку процесс формирования читателя в ребёнке начинается в дошкольном возрасте совместными усилиями педагогов и родителей. Не случайно в ФГОС чтение художественной литературы выделено в образовательной области по речевому развитию, содержание которой «должно быть направлено на достижение основной цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг…».

Цель, которую я поставила перед собой - это воспитание у дошкольников интереса и потребности к чтению.

Мне предстояло решить следующие задачи:

Познакомить детей с разными жанрами художественной литературы, их авторами;

Учить бережно обращаться с книгами;

Развивать речь детей.

Начала работу с малышами. Большую помощь мне оказала книга З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи». В ней автор рекомендует знакомить детей с элементами биографий авторов с 4 лет. Но, конечно, такой материал сложноват для восприятия малышей. Поэтому я начала знакомить детей с авторами через их произведения и рассматривание портрета писателя. Помещала информацию в книжный уголок. Начинала с близких малышам авторов: А.Барто, К.Чуковского, С.Маршака и постепенно дополняла и усложняла подбор в соответствии с возрастом детей. Мы рассматривали портрет, иллюстрации к произведению, читали произведение, беседовали, драматизировали и инсценировали по выбору. С младшей группы подбирала фонотеку. Произведения слушали и в аудиозаписи.

Проводили вечера поэзии. Например, когда знакомились с А.Барто, я каждому из детей дала выучить стихотворение домой в соответствии с возможностями ребёнка. Учили не только знакомые стихи, но и малознакомые: «Смешной цветок», «Воробей», «Фонарик», «Ути-ути» и др. На вечере поэзии ребята читали эти стихи. Подключались и малоактивные и неуверенные дети. На вечерах поэзии звучали стихи о природе, временах года, животных, растениях, весёлые стихи, потешки и песенки. На таких вечерах дети не только слушали, но и сами участвовали. Использовала приём «Расскажи стихи руками», учились выразительно рассказывать. Такую работу я проводила в младшей и средней группах. Продолжала её и со старшими дошкольниками.

В старшей группе часто читали, беседовали о разных произведениях, повторяли правила пользования книгой. Эти правила поместили в книжный уголок. В журнале «Коллекция идей» я нашла распечатки настольного театра. Собрала подшивку этих журналов и мы вместе с детьми вырезали и мастерили сказки, которые там представлены. Очень хорошо с помощью этого театра закреплять умение пересказывать, вести диалог.

Продолжала работу и по знакомству с писателями. Мы стали устраивать в группе выставки книг разных авторов. Дети с удовольствием приносили книги из дома. Так кроме авторских выставок, были оформлены выставки книг по временам года, энциклопедий, сказок, «Моя любимая книга», о животных, новогодних книг.

В старшей группе я начала знакомить детей с элементами биографии авторов. Кому нужна биография? И ребёнку, и взрослому! Младшего настраивает на восприятие текста, старшему даёт возможность глубже понять его, правильно прочесть, придать нужную эмоциональную окраску. Не нужно знакомить дошкольника с полной биографией, и тем более рассуждать с ними об особенностях творческого пути автора. Я выбирала наиболее интересные и доступные для понимания детей сведения. Особенно из детства автора. В книжный уголок кроме портрета автора помещала. например, его детскую фотографию, портрет в семейном окружении. Если автор писал о природе, то на фоне леса. Или его рисунки, рукописи.

Продолжала эту работу и в подготовительной группе. Весь материал старалась преподносить детям в доступной форме. Фотографии, портреты, иллюстрации помещала в уголке для доступного рассматривания детьми. Помещала короткие тексты и надписи, которые ребята могли прочитать сами. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой рассказывала детям интересные факты из жизни авторов различных произведений.

Вот некоторые из них:

А.Барто и С.Михалков награждены «орденом Улыбки», который присуждается за особые заслуги людям, приносящим радость детям. Имя А.Барто присвоено одной из малых планет.

М.М.Пришвин - был влюблён в природу, восхищался её величием и красотой. Он изучал повадки животных и умел очень увлекательно и по-доброму писать об этом.

В.Г.Сутеев - писатель и режиссёр мультфильмов. Он обладал удивительным даром: владел обеими руками одновременно: мог левой рукой писать, а правой в это же время - рисовать.

В.В.Бианки - большинство своих произведений посвятил лесу, который он хорошо знал. Его «сказки-несказки» содержат массу достоверного и правдивого материала о природе, учат понимать её язык.

К.Паустовский. Его именем назван теплоход в Крыму и присвоено имя одной из малых планет.

Н.Носов. Он очень любил шляпы с детства. У него их было много. На многих фотографиях он в шляпе. И его любимый герой Незнайка тоже в шляпе.

Е.Чарушин - наш земляк. Мир животных посреди первозданной природы - его родина. Он всю жизнь рассказывал о ней и рисовал этот удивительный мир, пытаясь сохранить и передать его душу детям. За работу - иллюстрации к книге «детки в клетке» получил Золотую медаль на международной выставке детских книг в Германии.

Г.Х.Андерсен - еще в детстве проявлял в склонность к сочинительству, любил устраивать домашние спектакли.

Для занятий использовала материалы из книги О.С.Ушаковой и Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой»

Моим воспитанникам очень нравилось раскрашивать. Я стала использовать распечатки из интернета по знакомым произведениям.

На протяжении нескольких лет воспитанники подготовительных групп посещают библиотеку семейного чтения. Здесь проходят встречи в детском клубе «Узнай-ка». Дети закрепляют знания, полученные на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Встречи проходят в форме бесед, викторин, игр, дети с удовольствием смотрят отрывки из мультфильмов по литературным произведениям, рассматривают книги, представленные на организованных по темам выставках.

Моя работа была бы не полной без участия родителей. Родители участвует в выборе стихов и заучивают их с детьми дома для вечеров поэзии. Приносят книги для выставок. Я провела родительское собрание «О пользе чтения», вручила родителям памятки, провела анкетирование «Как обращается ваш ребёнок с книгой», консультацию «Что и как читать детям». В информационный уголок помещала материал «Как учить стихи дома», «Читаем и рассказываем сказки», «Книга как средство знакомства с природой», «О воспитании в стихах».

Все эти формы работы с детьми расширяют непосредственно-личностное ощущение художественного материала, приближают нас к создателям и значит, парадоксальным образом что-то важное объясняют нам в самих книжках, создавшихся вот такими (а неизвестно какими) людьми.

Итогом моей работы было то, что дети научились бережно обращаться с книгой. Когда ребята брали книгу в руки, всегда обращали внимание на автора, спрашивали, кто её написал. Даже если дети не запомнят всех авторов, они у них на слуху и в памяти. Начинаешь рассказывать - вспоминают. Всегда очень ждали встречи с новой книгой или новым произведением, каким-то произведениям отдавали предпочтение. Почти все дети в группе научились читать, многие записались в библиотеку и регулярно её посещают. Ну и, конечно, любят читать и слушать книги. На выпускном вечере мои воспитанники очень обрадовались подаркам - книгам-энциклопедиям. И в наши дни актуальна пословица «Книга - лучший подарок».

Авторы программы «Радуга» в разделе «Приобщение ребёнка к книге» пишут: «Если ваши дети не смогут прожить без книги - это значит, что вы решили поставленные перед вами задачи и приобщили детей к литературе».

Сейчас у меня снова малыши. Эту работу я буду продолжать и с ними. И надеюсь, что решу поставленные передо мной задачи и с этими ребятишками.

Тему своей работы я дополнила задачами экологического воспитания дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой. Мы много наблюдаем в природе и при этом я очень часто использую художественное слово. С детьми постоянно читаем о природе рассказы, сказки, стихи, загадки, потешки… Рассматриваем иллюстрации и беседуем по ним. Учим стихи о временах года, явлениях природы, животных, растениях, окружающем мире, бережном отношении к природе.