Клод моне портрет дамы в зеленом платье. Клод Моне: «Я пытался сделать невозможное — нарисовать сам свет. «Благодаря моей работе все идет хорошо, это великое утешение»

«Я не творю чудеса, я использую и трачу много краски»

Большинство картин Моне словно пропитаны запахами свежей травы, цветов и теплого лета. Но из всего летнего разнообразия матушки-природы, художник отдавал предпочтение лилиям-кувшинкам. Он нарисовал более трехсот картин, на которых были изображены эти цветы.

«Благодаря моей работе все идет хорошо, это великое утешение»

Картина «Камилла, или портрет дамы в зелёном платье», нарисованный с Камиллы Донсьё принес Клоду Моне необыкновенную известность. Немного позже героиня картины выла замуж за художника и стала появляться на его полотнах с завидной постоянностью.

К сожалению, счастье влюбленных продлилось не долго. В 32 лет Камилла умирает от туберкулеза, а пораженный импрессионист рисует ее портрет на смертном одре.

«Я могу рисовать только то, что я вижу»

Созданию великих картин препятствовали многие жизненные обстоятельства Клода Моне. Например, лишение хрусталика в левом глазу и практическая потеря зрения. Несмотря на это художник продолжал рисовать, и вновь обретя зрение, стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет, отчего его картины обрели новые цвета.

«Когда темно, мне кажется, как будто я умираю, я не могу больше думать»

Свой «след» французский художник оставил не только на земле, но и на Меркурии, где в честь импрессиониста был назван один из кратеров планеты.

«Счастливы те молодые люди, которые считают, что это легко»

Термин «импрессионизм» целиком и полностью принадлежит Клоду Моне, а точнее его картине «Впечатление. Восходящее солнце», которая впервые увидела свет на «Выставке мятежников».


«Мне потребовалось время, чтобы понять мои кувшинки»

Одна из картин импрессиониста занимает девятое место в рейтинге самых дорогих картин мира. «Пруд с водяными лилиями» ушел на Лондонском аукционе за 80 миллионов долларов.

«Я думаю только о моей картине, и если бы мне пришлось бросить ее, думаю, что я сойду с ума»

Клод Моне является одним из самых дорогих художников всего мира, занимая в этом рейтинге заслуженное 3 место. Обогнать его смогли лишь Пабло Пикассо и Энди Уорхол.

«Каждый обсуждает мое искусство и делает вид, что понимает, как если бы это было необходимо, когда нужно просто любить»

«Моне - молчун, - отзывался о художнике Эдмон де Гонкур, - но как красноречив взгляд его черных глаз!»

«Я ничего в жизни не делал, не считая того, что смотрел на то, что мир показывал мне, для того, чтобы запечатлеть его посредством моей кисти»

Из-за ярких пейзажей и летних цветов, в народе художника называют «человеком солнца».

«Черный цвет всегда раздражал его неимоверно. В конце концов он просто изгнал его со своей палитры.

- Черное - это не цвет! - с яростью восклицал он»

Мишель де Декер – журналист, писатель, автор многих биографических исследований, создавший жизнеописание Клода Моне, куда вошли многие цитаты и высказывания художника.

Оскар Клод Моне - великий французский импрессионист, чье имя знакомо даже далеким от искусства людям. В истории он остался не только как человек, которого с XIX века путают с коллегой и соотечественником Эдуардом Мане, но и как любителя передавать в картине атмосферу и цвет, пусть и в ущерб деталям.

Моне родился в Париже 14 февраля 1840 года и с раннего детства увлекался рисованием. Позже его семья переехала в Нормандию, в город Гавр, расположенный на правом берегу Сены. Юный Моне не отличался дисциплиной и предпочитал проводить время не в школе, а на скалах и у воды.


На уроках он развлекался тем, что рисовал карикатуры на учителей, и эти рисунки крайне радовали его одноклассников. Отточив свое мастерство, к 17 годам Моне стал достаточно известным в городе карикатуристом и начал брать деньги за портреты. Так молодого художника заметил пейзажист Эжен Буден.


После знакомства Моне избегал встреч с Буденом: ему не нравились картины пейзажиста, и каждый раз юноша находил отговорки, чтобы не идти на совместный пленэр. Но первое впечатление оказалось ошибочным. Буден стал для Моне учителем и показал начинающему художнику основные приемы живописи с натуры.


После смерти матери Моне решил переехать в Париж, чтобы стать великим художником. Его отец был категорически против: живопись казалась ему глупым занятием, и он хотел, чтобы сын работал в семейной лавке. Но благодаря поддержке Будена и тети переезд Моне состоялся.

Сначала юный художник посещал Академию Шарля Сюисса, располагавшуюся на набережной Орфевр. Затем отправился в Алжир на службу в рядах Первого полка африканских стрелков. Потом присоединился к Академии Глейра, известного своими «Утраченными иллюзиями». Название идеально подходило как самой картине, так и его мастерской.


Там Моне знакомится с Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем и Камилем Писсарро. Они были примерно одного возраста, и схожие взгляды на живопись сделали их друзьями.


Чтобы зарабатывать на жизнь и не зависеть от семьи, Моне решил продавать картины. Для этого ему было нужно выставляться в Салоне, где реализму и пейзажам предпочитали идеализирующий академизм и полотна на исторические темы.


В 1863 году произошло значимое событие. Бескомпромиссное жюри отклонило 2783 работы у 442 художников, желавших выставляться в Салоне. В итоге отвергнутые работы стали отдельной экспозицией, на потеху публике. Именно там Моне впервые увидел картину Мане, и она вдохновила его.


Когда из-за болезни и под страхом разорения старик Глейр закрыл свою мастерскую, Моне вместе с друзьями уехал из Парижа в город Шайи-ан-Бьер под Фонтенбло.


Там Моне пишет портрет своей возлюбленной Камиллы Донсьё, который принес ему настоящую известность. Полотно было выставлено в Салоне и радушно принято публикой и критиками.


Несмотря на успех, Моне оказался в трудном финансовом положении. Кредиторы намеревались забрать его картины в качестве оплаты долга. Это подтолкнуло Моне уничтожить две сотни своих полотен.


Чуть позже Моне узнал, что Камилла беременна. Отец и тетка художника, узнав о его связи с девушкой без приданого, потребовали отставить ее. Моне вернулся к родственникам, оставив Камилле все свои сбережения. Когда малыш родился, импрессионист признал свое отцовство, хоть и отсутствовал во время родов.


Моне рисовал до изнеможения, чтобы поправить свое финансовое положение, но картины не продавались. Он вернулся к Камилле и сыну, и семья перебралась в Гавр. Там Моне нашел мецената и начал писать портреты его жены и родственников.

Клод не переставал рисовать и другие картины, но в Салоне их так и не принимали. Бедность и долги завели художника в тупик, и тогда на пороге Моне снова появился Ренуар. Он вдохновил художника продолжать работу и искать свой собственный стиль.


После начала Ф ранко-прусской войны 1870–1871 годов Моне уезжает в Англию, чтобы не идти на фронт. По возвращении во Францию он пишет свой знаменитый пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression») . Эта картина дала название группе импрессионистов и целому художественному направлению.


В конце декабря 1871 года Моне переехал в село Аржантея, где любили прогуливаться парижане. Там он прожил до 1878 года и написал несколько наиболее известных картин.

В 1878 году у Моне и Камиллы родился второй сын. Семья перебралась в деревню Ветей, но в 1879-м любимая женщина, муза и натурщица художника умерла. Моне написал ее посмертный портрет.


В 1880 году Моне вновь отправил свои работы жюри Салона. К его удивлению, они выбрали самую импрессионистскую из них - «Вид на Сену, Лавакур». И тогда Моне понял: что-то изменилось. Люди уже не были так жестоки к его творчеству. Картинами Моне начали интересоваться, а позже и цены на них стали расти.

Долгие годы Моне помогала вести хозяйство и воспитывать детей Алиса Ошеде, с ней художник познакомился еще до смерти Камиллы. У самой Алисы было пятеро детей от расточительного мужа, который позже скончался.


После смерти супруга Ошеде выходит замуж за импрессиониста, вместе они переезжают в местечко Живерни, в 80 км к северо-западу от Парижа.


Моне прожил долгую жизнь, похоронив своих близких друзей и членов семьи. В 1911 году умерла Алиса, в 1914-м - старший сын Жан. Между этими трагическими событиями Клоду Моне поставили диагноз двойной катаракты. Он перенес две операции, лишился хрусталика в левом глазу, стал видеть цвета иначе, но не перестал рисовать.


Знаменитые «Водяные лилии» были написаны Моне как раз в этот период. Художник видел цветы голубоватыми, когда для обычных людей они были просто белыми.


Клод Моне скончался от рака 5 декабря 1926 года в Живерни в возрасте 86 лет. Его похоронили на местном церковном кладбище.


Статья подготовлена по материалам графического романа «Моне. По ту сторону холста» (18+) издательства «Манн, Иванов и Фербер».

«Женщина в зеленом платье»

Одна из самых знаменитых работ Клода Моне 1860-х -- «Женщина в зеленом платье» (1866, Кунстхайле, Бремен, Германия), на которой изображена Камилла Донсье. Художник работает в реалистической манере, использует темный фон, на котором выделяются ярко-освещенные лицо и кисть руки молодой женщины. Такой резкий контраст затененных и освещенных участков напоминает светотень Караваджо. Лиричный и вместе с тем интимный образ не предназначен для всеобщего обозрения: художник разворачивает Камиллу почти спиной к зрителю, она не ищет эффектных поз, оставляя возможность разглядывать подол ее длинного платья и накинутую поверх него шубку. Эта работа была положительно встречена критикой и принесла молодому Моне известность.

«Впечатление. Восход солнца»

Предметом изображения послужил порт Гавра, но он лишь слегка обозначен взмахами кисти. Так что зрителю предлагается не столько смотреть на него, сколько предполагать его таинственные очертания.

Картина впервые была выставлена в 1874 году, на первой независимой выставке импрессионистов, которые ещё тогда так не назывались. Критик Луи Леруа, вдохновлённый названием произведения Моне, написал высмеивающий экспозицию обзор, где обозвал художников - импрессионистами. Или, по-русски выражаясь, впечатленщиками. Материал, опубликованный в газете "Le Charivari", так и назывался - "Выставка впечатленщиков". Или, переводя иначе: "Выставка импрессионистов". В наше бы время все бы только зевнули, прочитав такое скучное название, но в те годы это звучало уморительно смешно.

Импрессионисты же, в знак протеста взяли прозвище в качестве названия своей группы.

Полотно «Впечатление. Восход Солнца» поначалу носило название «Морин». В традиционном понимании это была даже не картина, а свободно написанный этюд, композиционным и смысловым центром которого является оранжевый шар восходящего солнца. Художник и не стремился к точному воссозданию реальности, ему хотелось передать сиюминутное состояние атмосферы. В самом деле, все как будто становится нематериальным: портовый молл и корабли сливаются с разводами на небе и отражением в воде, а силуэты лодок и рыбаков на первом плане это всего лишь темные пятна. Воздух словно обладает подвижной плотностью, а предметы не имеют четких очертаний. «Я пытался сделать невозможное - нарисовать сам свет» - скажет позднее Клод Моне.

Солнце поднимается над горизонтом. Оно ворвалось ярким оранжевым шаром в сумрак ночи и принесло долгожданный свет и тепло. Быстрые мазки, туманные неопределенные очертания кораблей, оранжевая дорожка на воде - скорее всего Клод Моне даже не догадывался, какую роль в истории живописи сыграет эта картина. Он просто перенес на полотно свои впечатления и детские воспоминания, наполненные шорохом волн у причала, запахами шумного порта и перламутровыми бликами на воде. Однако волею судьбы эта небольшая картина не только дала название новому направлению в живописи, но и стала его символом.

Моне, как и все импрессионисты, особое внимание уделял цвету. Солнце на картине "Впечатление" - такое же тусклое, как и небо, эта деталь внушает зрителю представление о сырости воздуха и об утренних сумерках. Но всё это, на удивление, написано яркими красками, а не с помощью ослабления яркости, и не с помощью контраста между солнцем и небом, - это было бы гораздо обыкновеннее. Кроме того, и солнце, и его отражение в воде - написаны одними только цветами. Если перевести изображение в чёрно-белый вид, они почти исчезнут.

В настоящее время "Впечатление" находится в Музее Мармоттан, который гордится своей коллекцией картин Клода Моне. В 1985 году шедевр был украден из музея, но через пять лет найден и возвращён. С 1991 года эта картина снова - в постоянной экспозиции.


История их непростой любви послужила основой для романа Эмиля Золя «Творчество », образ любимой воплотился в его многочисленных картинах . Да и сама известность пришла к Моне после того , как он написал ее портрет : «Камилла , или портрет дамы в зелёном платье ».
К. Моне .

"Женщина с зонтиком "

Эта кисть - из пламенно-мягких .

Не красками писано - огнями !

Поле в яростных маках ,

Небо лазурное над нами .

В лазури - маковый зонтик ,

А в маках - лазоревое платье ,

Как зной голубой на горизонте ,

Зыблется оно и пылает .

Здесь небо босыми ногами

По макам трепетно ходит ,

Земля же в небо над нами

Кровавым пятном уходит .

И ясно , что все земное

К идеальному кровно стремится !

Само же небо от зноя ,

От земного зноя томится .

Илья Сельвинский .

Эти стихи невольно приходят на ум , когда смотришь на картины Клода Моне .

Оскар Клод Моне (Oscar-Claude Monet, 1840 - 1926 гг .) - французский художник , он стоял у истоков импрессионизма и впоследствии стал его ярким представителем . Работая над созданием своих картин на природе , он достиг изумительной точности в передаче света , воздуха и всей окружающей действительности .


Появился на свет Моне в Париже . Позже его семья переехала в Гавр . Родителям мечталось , что Клод продолжит их дело и станет бакалейщиком , но мальчика с детства тянуло к живописи , он был захвачен этим волшебным миром . Именно там, на побережьях Нормандии , Клод повстречал Эжена Будена , ставшего для него вдохновителем и, по сути , первым учителем , научившим его некоторым тонкостям и приёмам работы на натуре .

Во время службы в армии в Алжире Клод Моне заболел тифом , но благодаря вмешательству родни благополучно мобилизовался и вернулся домой . Учёба в университете на курсе живописи , куда он поступил после армии , разочаровывает его своим традиционным подходом и он уходит оттуда , в скором времени поступив в студию Шарля Глейра .


Когда в 1865 году Моне познакомился с Камиллой-Леонией Донсье (Camille-Leonix Doncieux , 1847 - 5 сентября 1879), он был бедным (разочарованные родители не хотели ему помогать ), мало кому известным художником . Так началась история их любви , продлившаяся до самой смерти Камиллы .

Родители Моне были против девушки , и долгое время Клод скрывал их отношения , скрывал то , что Камилла стала его всем : любовницей , помощницей , домохозяйкой , музой , а позже женой и матерью двоих детей .


Они жили очень бедно , известность и достаток , как это часто бывает в жизни , приходила к нему трудно . Нужда была так сильна , что порой Моне приходилось соскабливать краску с прежних картин для создания новых . Камилла со своей утонченной красотой стала моделью для многих картин Моне : «Женщины в саду », «Камилла Моне с сыном Жаном » (Женщина с зонтиком ), «Камилла с маленькой собачкой », «Камилла Моне у окна », «Камилла Моне на садовой лавочке », «Камилла на пляже в Трувилле », «Камилла Моне в саду с Жаном и его няней », «Женщина за вышиванием » (Портрет Камиллы ).

Их любовь не была безоблачна .

«Дочь мелких лионских буржуа , Камилла получила небольшое приданое , которое вскоре после свадьбы , во время кризиса 1874 года , было растрачено ее мужем . Красивая девушка с мягким характером , она одинаково ровно принимала взлеты и падения в карьере своего супруга , в тяжелые времена не сетуя на холод в нетопленной квартире и скудный рацион , состоявший лишь из черствого хлеба с молоком ; не жаловалась она, и когда была брошена беспечным мужем без денег накануне родов на произвол судьбы ».

Видеть или носить во сне белое платье предвещает сердечную радость, скорое бракосочетание.

Зеленое платье – к исполнению надежд; голубое или синее – предстоит отправиться в путь;

Платье желтого цвета – знак лжи, зависти и сплетен;

Красного – к важному визиту; серое – займетесь генеральной уборкой или ремонтом;

Золотистое – получите помощь от спонсоров; разноцветное и пестрое – ко многим развлечениям;

Бледное – отдохнете душой в тишине и покое; черное платье предвещает печальное известие, которое приведет вас в сильное расстройство.

Сон, в котором фигурирует слишком короткое или тесное, не по размеру платье, предвещает ухудшение дел во всех сферах. Длинное, до пят платье означает осуждение окружающих за неблаговидный поступок.

Шить себе платье самой – ваше трудолюбие будет отмечено по заслугам, а если вам его шьют в ателье – вас ожидают встречи, которые не принесут радости, и удача, которая обернется огорчением.

Покупать готовое платье означает примирение после долгой размолвки.

Если во сне вы примеряете на себе платье – это предвещает получение прибыльного места или занятия, сулящего побочный доход, который превзойдет основной.

Прекрасно сшитое платье означает, что наяву вам наскучит тот образ жизни, который вы ведете, и вам захочется перемен.

Красивое роскошное платье и к тому же очень дорогое, которое вы видите на себе во сне, – к радостным событиям в семейном кругу.

Видеть на ком-то уродливое или убогое платье предсказывает неприятности, грозящие от соперницы.

Неопрятное, мятое или грязное платье означает, что в реальной жизни вам предстоит встреча с человеком, к которому вы питаете непреодолимую неприязнь.

Порванное платье – к склокам и разногласиям на работе, залатанное – большие хлопоты, затруднения и возможность лишиться имущества.

Платье с оборками говорит о том, что вскоре переживете совершенно необычайное романтическое приключение.

Платье с поясом – лишитесь свободы и материальной независимости, с кружевами, рюшами и прочими вычурностями – знак того, что в действительности вам следует руководствоваться более здравым смыслом, нежели эмоциями и капризами.

Бархатное платье во сне – множество поклонников в реальной жизни.

Платье, усыпанное блестками, предвещает знакомство с самодовольным и высокомерным претендентом на вашу руку, который, естественно, незамедлительно будет отвергнут.

Стирать или гладить платье – к предстоящему свиданию.

Толкование снов из Сонника по алфавиту

Подпишись на канал Сонник!

Подпишись на канал Сонник!

Подпишись на канал Сонник!